Вообще, я постарался ничего не читать о фильме и попытаться сформулировать своё собственное мнение о просмотренном (возможно, ошибочное, тем более текст получился путаным), не зная, как трактуют фильм все остальные, благо многие ленты Ларса фон Трира имеют довольно поверхностную критику, основанную чаще всего на верхнем слое повествования, часто обманчивом, если не издевательским. Так было и с двумя предыдущими фильмами 'трилогии Депрессии' (и кто её так назвал, если ни один из фильмов вовсе не о депрессии?). Многие пытались разбирать их с точки зрения, поведанных историй, ну или на крайний случай, как противостояние мужского и женского. Хотя вернее было бы искать опору борьбе Природы (иррацио, человеческого естества) и Цивилизации (рацио, человеческого общества), пусть и заключены они в образах Женщины и Мужчины. И 'Нимфоманка' вовсе не исключение, хотя так же непроста для более цельного восприятия, ведь основной мотив проходит в диалогах героини Джо, отдавшейся во власть страстей, и подобравшего её еврея-антисиониста Селигмана, этакого собирательного образа европейского интеллектуала, подчинённого, несмотря на атеизм, протестантской этике, на которой зиждется неолиберальная философия современной западной цивилизации. И в общем-то, он и пытается анализировать истории из жизни Джо с помощью бесконечных аналогий из области философии, истории, математики, да даже из рыбалки (что весьма остроумно), пытаясь разложить по полочкам хаос, броуновское движение, мир чувств и эмоций, не поддающийся логическому осмыслению. Но понять Джо всё никак не получается. Забегая вперёд, в финале его потуги разобраться оказываются и вовсе разбиты, в котором известный датский манипулятор в привычном для себя издевательском стиле, по сути, приводит свой приговор ушедшей в тупик европейской цивилизации, отказавшейся от мистических неизведанных корней Натуры в пользу рационального объяснения мироустройства. Хотя Ларс фон Трир всё же не до конца совладал с 4-часовым хронометражом и под финал немного теряется нить сюжета, из-за чего приходится пересматривать отдельные сцены, обязательно стоит отметить, что по форме он решил немного отойти от своих предыдущих фильмов. Не удивительно, что двухчастная структура приводит в памяти 'Убить Билла' Квентина Тарантино, ведь неожиданно и Ларс фон Трир решил поиграть во что-то усредненное между Годаром и Тарантино, активно используя цитаты, включая самоцитаты, смену формата изображения, игру с экранным временем, чёрно-белым изображением, документальными вставками, чёрный юмор, полиэкран, вариотитры, саундтрек. Последний и вовсе отчасти является кодом к поведанному на экране. Конечно, когда звучат уже избитые вальс Шостаковича или 'К Элизе' Бетховена, это скорее просто дань европейской культуре, то вот иные композиции весьма интересны с точки расширения подноготной фильма. Понятно, что 'Born to be Wild' самим заголовком кричит о естественном желании героини быть Человеком, в уже утратившем это значение смысле, лишённом гуманистического начала, привитого христианством. Не зря в стихийном обществе бунтарок-феминисток 'Маленькое стадо' с лозунгом Mea Vulva, Mea Maxima Vulva, основанного девушкой из строгой католической семьи, царит атмосфера богохульного сатанизма, этакого воспевания Антихриста, основанного на сексе, где нет места любви. Но и они не способны устоять перед любовью. Но этот секретный ингредиент секса, оказывается губителен для человеческой природы Джо, подавляя в ней чувственную природу и подменяя мужским началом. Хотя в звуковом ряде куда интереснее другая композиция, звучащая, наверное, в лучшем и самом сильном эпизоде всей ленты. А это 'Хоральная прелюдия (Ich ruf'zu dir, Herr Jesu Christ)' Иоганна Себастьяна Баха. Ни о чем не говорит? Правильно, 'Солярис' Андрея Тарковского. Хотя в фильме и без этого обильно разбросаны визуальные и текстуальные цитаты из творчества этого великого русского режиссёра, именно данная весьма интересна с точки зрения понимания фильма. Ведь, если две предыдущих картины тоже были своего рода диалогами с 'духовным учителем' Ларса фон Трира ('Антихрист' - 'Зеркало', 'Меланхолия' - 'Жертвоприношение'), то 'Нимфоманка' и подавно. По сути, поиск Гармонии человеческого бытия, которая порождает искусство, не поддающееся рациональному объяснению, вынужденно сталкивает героиню с собственным отражением - Селигманом, построенным 'Новым Солярисом' - буржуазном обществе, построенном на рационализме, не Океане Неизвестного, но Озере Ложного Всезнания. И в отличии от образа Хари, которая через искусство понимает собственную человечность и уходит из жизни сама, реальный мир куда жестче и вместо того, чтобы принять Джо, как есть, он готов перемолоть и её в угоду буржуазно-христианскому восприятию действительности, через призму всеобъемлющей приземлённости бытия. И понимания между мирами не добиться, ведь у одних на всё уже готов рациональный ответ. Чтобы остаться Человеком, нужно идти до конца, используя весь арсенал человеческой природы, включая врожденное желание убивать. Цивилизация должна быть уничтожена, как общество, построенное на притуплении чувств. Во имя Хаоса, во имя Естества, во имя Человечности, во имя Любви, которая отражается тоненьким лучиком света посреди монстрообразного индустриального пейзажа.
Нимфомания - не болезнь, скорее отклонение, являющееся легендой для большинства мужчин. Легендой, потому что они про таких слышали, но таких не встречали. Вот и вторая часть 'Нимфоманки', от одного из самых апатичных режиссеров Ларса фон Триера, здесь не больное кино про мадам, трахающуюся со всеми подряд. Историю женщины, которая всегда 'голодна', маэстро подает как спокойную, не выходящую за рамки легенду. А ведь в таком фильме очень сложно поддерживать максимально высокий уровень реалистичности, и при этом не покидать пределы норм и моралей. В этом наверно и есть главное отклонение 'Нимфоманки', от всех других картин в схожем жанре. Перед нами кино парадоксальных, и при этом очень логичных высказываний. Здесь много странных людей, принимающих странные (мягко говоря) решения. Возможно, для большинства это будет кино про отдельную прослойку общества, где все люди похожи друг на друга. Хотя единственный фактор, за счет которого главные герои похожи, это их желания. В остальном, это абсолютно разные люди. От фильма к фильму, фон Триер умело держит около себя то, что всегда отличает его работы от всех других - жестокая реалистичность. И это не просто набор шокирующих кадров. Это всегда очень логичное действо. При этом, 'Нимфоманка' получилась менее жестокой, чем прошлые картины режиссера. Зато логичность происходящего осталась на прежнем уровне (вечное, бесконтрольное желание секса, помогает устроиться героини Генсбург на очень своеобразную работу). Один из важнейших фактов, со знаком плюс, в том, что фильм разделили на две части. Решение, которое изначально смотрелось как удачный маркетинговый ход (в меньшей степени) и способ сделать хронометраж картины более комфортным для зрителя (в большей степени), в итоге оказалось тем, что помогло увидеть всю суть картины, со всеми подводными камнями. Проникнуться героями, вместе с ними отыскать выход. Если бы фильм вышел в прокат одной частью, то процент возненавидевших его, и ушедших с сеанса, не дождавшись концовки, был бы намного выше. К слову, это одна из первых картин, с неожиданной, и что уж греха таить, немного шокирующей концовкой. Последняя встряска так сказать, придающая сил встать со зрительского кресла и отправиться к выходу, после этого монотонного эпика. Если глоболизировать ответ на вопрос 'Так о чем же сам фильм?', то это не просто кино о том, как ужасно и прекрасно, мучительно и приятно любить секс. Скорее это пособие по нахождению себя. Пособие, в котором нам рассказывают и показывают, через что надо пройти, чтобы найти то необходимое, что изменит твою жизнь. 8 из 10
Пожалуй, Нимфоманка - самая неоднозначная работа Триера. Даже не знаю с чего начать, ведь вспоминать, то что происходило на экране в течении четырех часов нет никакого желания. Не могу сказать, что фильм мне понравился, потому что он в принципе не может понравиться, (по крайне мере, если рассуждать от лица обычного зрителя, далекого от творчества режиссера), да и вряд ли Триер ставил перед собой такую задачу. Первая часть Нимфоманки, на мой взгляд, оказалась интересней второй и пусть как таковое развитие событий в фильме отсутствует, диалоги героев насыщены весьма содержательными «крылатыми» выражениями, а аналогии, которые приводит в пример режиссер, удивляют воображение. На этом плюсы (лично для меня) заканчиваются, дальше я вижу «высосанные из пальца» переживания героини и ее самобичевание на тему, того что она не такая как все. Самое интересное, что Джо (героиня Шарлотты Генсбур), так и осталась загадкой, она как ребус, который не удается собрать. Ее поведение мало того, что лишено здравого смысла, так еще, как выяснятся, куда более загадочна причинно-следственная связь. На протяжении всей картины героиня не вызывает сожаления, ведь по большей части ей нравилось, то похотливое существо, которым она стала. Идти на поводу у своих пороков очень легко, бороться с ними - ноша непосильная. И зачем вплетать в этот эпос свободу и самовыражение? Не Джо отрицает общество, а общество не принимает ее. Тогда зачем бросать вызов людям, которые тебе не нужны, при этом теряя то, ради чего действительно стоит жить. Если ей так хотелось выражаться, получая физическое удовольствие, то можно было бы пойти путем наименьшего сопротивления, ведь такое понятие, как самая древнейшая профессия в мире - еще никто не отменял. Впрочем, Нимфоманка не удивляет и не шокирует, даже с учетом голых тел, садомазы и прочей атрибутики. Развязка оказалось предсказуемой, историю можно было начать как раз с финального фрагмента, потому что никакой интриги изначально не было. В итоге: мрачная, депрессивная, психологическая драма перед самыми титрами превратилась в пошлый анекдот. Под занавес возникает вопрос, если Джо на протяжении всей жизни пользовалась мужчинами, так почему же ее удивило, что и ею захотели воспользоваться? Она же вроде как больна нимфоманией или нет? Пересматривать данную картину не возникает желания, советовать смотреть тоже, поэтому воздержусь.
Досмотрела 2 часть фильма. Задумалась сильная или слабая Джо личность? Фильм очень многое не договаривает, не показывает и заставляет додумывать. Всё под перекрытием сцен секса, которые надо просто отбросить и смотреть глубже. В начале фильма мы видим влияние на нее подруги, Джо как собачонка выполняет все её приказы снова и снова, переступая через себя, ей это не нравится, она не получает от этого удовольствия, но считает свою подругу умной, ведущей в этой 'дружбе'. Для подруги это просто игра, она явно сильнее морально и встречая любовь она просто сходит с дистанции. 'Недостающий ингредиент секса - любовь'. Но психика Джо уже сломлена. Она ставит себе самостоятельно диагноз 'Нимфомания', принимает это и считает, что должна жить именно так, или для нее большое значение имеют клятвы, ведь они с девочками поклялись спать с каждым парнем не более одного раза. В общем психику девочки нарушили. Здесь даже дело не в сухом, без всяких прелюдий, поцелуев ласк 'первом разе', который думаю мало у кого был удачным. Дело во всех обстоятельствах. Бесчувственной матери, которая занята только собой. Мы весь фильм видим у Джо только связь с отцом и когда он в больнице и она не отходит от него, изредка снимая стресс сексом (что в этом плохого? почему алкоголем, курением нормально, а сексом плохо?). Для Джо мужчина - это просто инструмент для снятия стресса, получение удовольствия. Она относится к сексу просто, 'как в туалет сходить'. Это и в переносном и прямом смысле в этом фильме. Но! Её так научили, подруга выступает здесь в роли матери, потому что настоящая мать девочкой не интересуется. К нормальному психологу Джо так за весь фильм и не сходила, который бы объяснил, что мужчина любит не только тело, но и душу, надо ещё разговаривать, не бояться открыться, только встретила в конце своего пути (или только вначале?) старого девственника-еврея и решила ему исповедаться (нашла кому! Кроме как 'А что здесь такого' и рассказов про святых и рыбалку он ничего не посоветовал. Хотя бы даже к психологу сходить. Вместо этого... Сами знаете что вытворил в конце. Сходи Джо к психологу ещё в самом начале (после поезда) жизнь могла бы сложиться гораздо лучше. Ведь это сумасшедший для девочки стресс. Для девочки-подростка. Столько мужчин за один вечер (у многих за несколько лет столько не было, а здесь сразу осознанно, без алкоголя, это действительно жёстко, не веришь просто тому что видишь, добровольно себя обрекать на изнасилования. 'Берите меня'... Это страшно и мы видим в глазах Джо страх, но она это делает, она переступает через себя и уже не будет прежней... Она отстала от подруги в счёте. А действительно ли подруга с ними всеми спала или может это был просто 'развод', а Джо повелась? В итоге Джо начинает получать удовольствие от случайного необычного секса в неожиданных местах, и далее мы видим, что секс с любимым, которого она ждала, мечтала всю жизнь не даёт ей ничего, и тут же мы видим реакцию Джерома, он не пытается вместе как- то решить проблему (хотя нет, ложки в ресторане была жалкая попытка), а говорит: 'Ты мой тигр и если я сам не могу тебя накормить, то это должны сделать другие'. Он как подруга, отправляет её 'в поезд', опять в грязь. У них уже маленький ребенок! А он ее отправляет искать мужиков, плачет, но не видит другого выхода. И Джо, как абсолютно послушная собачка, идёт. Находит того, кто болью заставляет её снова испытывать оргазмы. Как обычно, теперь он её хозяин, та подруга, которую она слушалась во всем, Джером, который больше не существует для неё, она идёт к нему, руша семью, бросая ребенка одного ночью. Это разве из-за секса? Просто она женщина и хочет быть любимой, желанной, но её никто не любит, а только использует, к сожалению она не видит этого. Её любил только папа, принимал такой какая она есть. Вот что я думаю о Джо, она послушная добрая девушка, ждущая новых приказаний. Она очень похожа на героиню из фильма '50 оттенков серого'. Возможно она мазохистка, 'нижняя', но не нимфоманка (см. психиатрию). Но это моё мнение. Решать вам. Фильм смотреть интересно, мы видим конечный результат, 50-летнюю избитую женщину и слушаем как она дошла до такой жизни. Слушаем 'под чай'. Ещё раз говорит о том насколько она 'леди', она не пьет, не курит, одевается скромно, ведёт себя сдержанно, просто у нее свои тараканы, проблемы не решённые с детства. Сцена с Умой Турман чего стоит. Насколько самообладания надо иметь, мудрости так выкрутиться, впустить в квартиру, усадить всех за стол, напоить чаем, показать себя леди, а не взбалмошной истеричной женщиной. 'Произошло недоразумение, дети, я не люблю вашего папу'. Поэтому ее любят мужчины, уходят из семьи, что она леди, не из-за секса. И режиссер это показывает всем тем, кто обвиняет других женщин, в том, что её мужика 'увели'. Выбирают тех, с кем комфортно жить. Джо мудрая, отличный психолог для всех, но в себе разобраться никак не может сама, только занимается самобичеванием бесконечно, за что-то себя наказывает. Что мать недолюбила? Подруга оказалась сукой? Полюбила не того парня? Которому нужен от тебя только секс, а если ты его не хочешь, то он едет путешествовать, бросая тебя с ребенком одну. Во второй части появляется новая героиня, девочка, которую Джо надо сделать преемницей бизнеса, которым она занялась, прекрасно разбираясь в мужчинах. Актриса Миа Гот, смазливая молоденькая, полна сил и амбиций, такая же хитрая, наглая как ее подруга из детства. Почему она так с Джо поступила в конце, мне не понятно. Как и не понятно было почему подруга с ней так обращалась. Вообще зло оно непонятно, когда на него смотришь добрыми наивными глазами... Спасибо режиссеру, в фильме есть много откровенно смешных неловких моментов, наем переводчика и встреча с неграми, я смеялась от души. Было бы лишним писать о том как сыграли актеры, соглашаясь сниматься без одежды, просто невозможно себе позволить не выложиться на 100 процентов, иначе всё будет зря. Режиссера можно сравнить только с великим Бергманом, конечно в те года настолько откровенных сцен быть не могло, но по глубине, психологизму, очень даже Фильм 18+... не думаю. Вряд ли его поймет молодежь. Вот 25+ ещё куда ни шло. Приятного просмотра. 10 из 10
'Шалуны они, только унылые. На психической почве.' (Аркадий и Борис Стругацкие) Изувечив человечество затупленными ножницами и тяжёлым поленом, а затем, меланхолично припорошив безразличную Вселенную его пеплом, Ларс фон Триeр, аки тать в ночи, возвращается к месту преступления. Исчезнувшая в ослепительном танце смерти Земля продолжает притягивать его, и фантомной болью сверлит в его мозгу вопрос: 'Где начало начал, святая святых, источник жизни и всех бед, ею приносимых?' Единственная возможность избавиться от боли - это погрузиться в источник жизни, он же - источник похоти, в зависимости от точки зрения, и попробовать найти ответ. Что Ларс и делает в 4-часовом кино - двухтомнике 'Нимфоманка'. Ныряет с головой в источник и обо всём, что видит, подробно и с деталями докладывает, разбив фильм, по своему обыкновению на главы. В 'Нимфоманке' их восемь, и в каждой зритель получает возможность узнать что-то новое и об особенностях рыбалки, и о числах Фибоначчи, и о об искусстве, и о религии. Может восхититься неожиданно прекрасной игрой Умы Тёрман в эпизоде, в котором она царила, и ещё раз убедиться, что у Ларса актрисы творят чудеса и совершают подвиги. Многочисленные поклонники Ларса фон Триера считают его уникальным новатором, бесстрашным и бескомпромисным обличителем лжи и лицемерия. Хулители видят в нём злобного провокатора и женоненавистника, желающего привлечь внимание к собственной персоне. Истина, скорее всего, где-то на пересечении двух мнений, но трудно отрицать, что фон Триер относится к созданию фильмов как, к к своего рода, психо-терапии. Практически, про каждый свой фильм, он может сказать: 'Это я!' и все они вращаются вокруг образа женщины, которая для фон Триера или яростная, разрушительная, безумная сила или несчастная жертв, приносимая режиссёрoм на алтарь его внутренних демонов, рождённых непрощёнными и незабытыми глубоко личными обидами. В любом случае, экранным судьбам его героинь не позавидуешь. Исландская певица Бьорк, сыгравшая главную роль в фильме фон Триера 'Танцующая в Темноте', вспоминает: 'Женщина нужна ему, чтоб одухотворить его фильм, вложить в него душу. Он не может обойтись без женщин, поэтому, завидует им, ненавидит их и должен сломить и сокрушить их во время съёмок.' Но Шарлотта Генсбур безоговорочно верит в творческие методы самовыражения фон Триера и не возражает быть сломленной и сокрушённой, сыграв уже в трёх его фильмах. В 'Нимфоманке,' Генсбур - главная героиня, по имени Джо, которaя рассказывает на протяжении фильма историю своей бурной жизни доброму самаритянину, протянувшему ей руку помощи в минуту отчаяния. Первый фильм воспоминаний нимфоманки Джо оказался наиболее близким к комедии в творчестве фон Триера, мрачноватой, но с ощутимым юмором. Мысль о том, как после съёмок он заменял в кадрах интимные части тел актёров виртуальным органами исполнителей порно-фильмов, вызывает улыбку. Но Ларс не был бы Ларсом, если во втором томе не начал бы нагнетать тёмные и мрачные страсти, обращаясь к темам садомазохизма, невозможности не только любви, но и понимания, доверия, искренности и бескорыстия между людьми. Неизбежная мизантропия и нескрываемое презрение к человечеству, как всегда в его фильмах, выставлены напоказ крупным планом с разных сторон. Зрителю, ожидавшему Оду к Радости в финале, следует напомнить перефразированный совет Вуди Аллена: 'Хотите счастливую концовку, не смотрите фильмы Ларса фон Триера'. Как это часто случается, если режиссёр замахивается на много-часовую эпику, фильм получился затянутым, ходящим кругами, разжёванным и, в общем-то предсказуемым. Последнему способствует то, что фон Триер не может отказать себе в удовольствиии сослаться на самого себя, и не единожды, а многократно. Он напрямую цитирует темы и эпизоды собственных фильмов. И волны он рассекает, и милые люди в оборотней превращаются совсем по догвилльски, и мать, ослеплённая отчаянными поисками утерянного наслаждения, не замечает, что дитя протянуло ручки к тихо и плавно кружащим за распахнутым окном мерцающим звёздам снежинок и готово шагнуть... В последние две минуты фон Триер выбивает у зрителей почву под ногами и выносит человечеству обвинительный приговор. Опять. Но он уже сделал это и в Антихристе и в Меланхолии, и в Догвилле. Зачем снова откапывать трупы, осуждать и приговаривать мёртвых? Серьёзен он или провоцирует, потому что не может иначе, не может изменить себя, себе, своей натуре? Кто знает? Трудно понять Ларса. Трудно быть Ларсом.
Вопреки тому, что обычно подобные скандальные картины воспринимаются бурно и редко кого оставляют равнодушными, моя рецензия всё же нейтральна. Несмотря на это, я не могу сказать что фильм оставил меня равнодушной. Отнюдь. Просто сложно определиться: понравился он мне или нет. Скорее он оставил горечь на душе и несколько вопросов для размышления. Итак, 'Нимфоманка'. Фильм разделен на две части. Скорее всего, это сделано ради коммерческой выгоды. Но с другой стороны, не каждый зритель высидит 4 часа в кинотеатре. Может это оправдано, а может нет. Всё равно для меня это единый фильм. Длительность фильма не является его минусом, так как смотрится он с интересом. Благо режиссер талантливо преподносит историю и никакой тянучки в фильме нет. Про актеров говорить не хочется. Все были на уровне. Наверное, самым ярким было появление Умы Турман. Её сцена была чрезвычайно эмоциональна и интересна. Я такого в кино еще не видела. Но всё же был момент перебора. Сюжет прост. Основной упор режиссер делает на детали. Очень много некого символизма и аллюзий. Иногда они были забавны, иногда банальны, иногда шокирующие. Нестабильно. Я уверена, что у многих вызвало недоумение обилие гениталий и откровенных сцен. Но, товарищи зрители, обратите внимание на название фильма! Чего же вы ожидали от Фон Триера? Если бы не было провокации в этом фильме, то и фильма бы не было. Мне бы хотелось сказать несколько выводов, которые я вынесла для себя после просмотра: - нимфомания- это болезнь, это зависимость. Она ни в чем не уступает наркомании и алкоголизму. И еще, я думаю, если бы главная героиня не 'нащупала' свой недуг в юности, то, возможно, он не проявился бы вовсе. Всему виной дурацкий спор в поезде. Ей понравились полученные ощущения и понеслось. Но это мое мнение, мой вывод, необязательно объективный. - в нашем обществе, а на дворе 21 век, до сих пор чудовищное неравенство полов. Кажется, мы привыкли ко всему. Нас не удивишь. Но почему, когда мужчина ведет подобный образ жизни, то все это воспринимают как должное. А если так ведет себя женщина, то это аморально и она вмиг становится изгоем. Этот вопрос поднимается в фильме открыто. Но ответа на этот вопрос нет, и не будет никогда. - секретный ингредиент секса-любовь. Это мнение Ларса Фон Триера?!Красивая фраза, очень трогательная. Но фильм это утверждение полностью опровергает! Если бы все было так просто, то главная героиня не дошла бы до того состояния, в котором её мы видим! Ведь у нее была любовь! Хотя, возможно, я ошибаюсь и она не любила. Может свой ингредиент она так и не нашла?! Возможно, полюбив по-настоящему, она смогла бы выбраться из болота нимфомании? А может и нет? - блестящий ход с исповедью. Грешница исповедуется святому. Но как видно из фильма таких понятий в нашем Мире нет. Люди многогранны. Нет святых и нет грешников. Есть люди! У каждого своя сексуальность. Пускай она дремлет, либо плещет фонтаном. Неважно. Она есть у всех. Невинных людей нет! -главная героиня - не бунтарка! В этом для меня нет сомнений. В чем её бунтарство? В том, что она шла на поводу у своей болезни, своих инстинктов, пороков? Не верю! Бунтарство- это когда человек противопоставляет себя обществу, с целью его изменить! А героиня просто удовлетворяла свою похоть! - кроме тебя самого, тебе никто не поможет! Никто тебя не вылечит, если ты сам не захочешь выздороветь! Истина стара, но тем не менее она истина! Мы сами можем многое, но порой не хотим в это верить! А жаль! В заключении, хочется сказать о том, что фильм атмосферный. Я советую смотреть его в одиночестве, дабы никто не отвлекал. Не советую смотреть его только из-за эротических сцен, как обычно поступают подростки. Если вы совсем молоды посмотрите это фильм как пособие о том, как делать не надо! Попробуйте понять к чему приводит ненасытность и мнимое бунтарство! Задумайтесь! Если после просмотра картины вам стало неуютно и противно, тогда эффект достигнут! 6 из 10
Триер никогда не снимает просто кино. Триер в первую очередь устраивает щекочущий нервы и чувства перфоманс для персональной аудитории – для тех, кто обманываться рад. Нимфоманка начала путь к умам зрителей уже в момент первого о себе упоминания режиссером невзначай (фон Триер снимет порно?), и продолжила пробираться украдкой с каждой просочившейся двусмысленной новостью со съемочной площадки (актеры работают в режиме live!), с каждой интригующей, оброненной очевидцами, подробностью (не фотогеничный член мог стать причиной отказа в получении роли?!), и наконец, с комфортом там обосновалась после того, как представила себя миру чередой фото оргазмов, ожидая примем мы ее такой как есть, или начнем воротить нос, или того любопытней - морщить лоб, пытаясь найти глубокомысленные трактовки. Чтобы зрители не делали, все будет к удовольствию и на потеху лукавому датчанину, ведь тем самым мы подтверждаем, что разогрел он нас как надо, начав, грамотно - с головы, и пришло время опускаться ниже. Ниже пояса актеры попадают в камеру много чаще, чем выше него. А вот юмор авторский за взглядом к счастью не следует, что и делает его связующим звеном между многочисленными демонстрациями гениталий и философскими монологами, соединяя воедино не соединяемое. Пока мы не без интереса наблюдаем за взаимопроникновением сексуально и асексуального, за их бесконтрольным смешиванием, пытаясь определить точку, когда одно перетечет в другое и черное окончательно вытеснит белое, и наоборот, восстановив исходную гармонию, Триер с интересом наблюдает за нами, предсказывает и провоцирует наши реакции, стимулируя нас воспринять героиню в штыки для того чтобы потом понять и полюбить ее, или, наоборот, убеждая отнестись к ней ласково и снисходительно, чтобы в итоге ею пренебречь, лишив уважения. Мы играем в игры, а датчанин играет нами, не понимающими, что жизнь Джо на самом деле абсолютно не занимает её реконструктора, он увлечен нами и выяснением того насколько изменились мы за период до и после пришествия Нимфоманки. А нимфу манит секс – это она так думает. На самом деле ее с детских лет не покидает вполне естественное желание повторять то, что однажды принесло наслаждение, и не менее естественное заблуждение о том, что количественное однажды может перерасти в качественное. Начав еще малышкой с ласк неосознанных и безобидных, желая чуть повзрослев получить удовольствия все и сразу, обескураженная барышня в свой самый первый взрослый раз по максимуму получает лишь боль и разочарования, и, начиная подменять одно другим, окунается в беспорядочнее связи с головой. Стремясь избежать всех пошлых романтических тенденций и протестуя против них, она, тем не менее, не сможет уклониться ни от влюбленности, ни от влияния святой троицы тривиальных женских желаний: одновременно властвовать, подчиняться и всецело занимать собой ум и сердце партнера. Пройдя огонь, воду и медные трубы, потеряв счет любовникам, Джо вернется к своему разбитому корыту - к фактическому замещению удовольствия болью, к тому с чего начала. Ей понадобится стереть гениталии в кровь, чтобы попытаться найти удовлетворение в отказе от секса, которому была посвящена каждая минута. Потом окажется, что суровая жизнь тащит героиню обратно на темную сторону. Но может она оттуда и не уходила? Не в сексе дело ведь, ключевое тут неустанный поиск услад для себя любимой, а уж какие формы это принимает - дело десятое. Это мог быть алкоголь или сладость самоограничений, почему нет? Нет здесь только авторских выводов. У зрителя есть право, зацепившись за свой персональный комплекс, сделать его краеугольным камнем триеровского действа. Хотите его мир будет вращаться вокруг женского неравноправия; желаете построить все на человеческом лицемерии – пожалуйста, оснований предостаточно; а быть может, стоит задуматься в стопятьсотый раз о пользе сексуальных девиаций для личностного роста – запросто; пойти по более приземленному пути, сделав вывод о том, что инстинкты всегда будут править людьми, а не наоборот, и даже лучшие не избегнут этой участи – как вам будет угодно; рискнете вознестись и с апломбом заявить что свобода - искусственное понятие, ибо мы зависимы даже в желаниях – яволь, режиссер подкрепит фактами и эту сентенцию. Фильм интересен тем, что любой отдельно взятый факт в нем работает сразу на все эти теории, и еще на многие другие. А вы выбирайте единственно верные варианты, датчанину же позже лишь останется подсчитать количество отданных голосов за разные версии, ехидно усмехнуться, и после Нимфоманки - фильма-опроса снять, например, Социопата – фильм-ответ.
Сдерживала себя составлять окончательное мнение после первой части, хотя, было удобнее верить (иронично) в то, что датчанин с прищуренным взглядом вечного умственного забияки может подарить аудитории ментальную стабильность на этот раз. Но где стабильность и где господин фон Триер? 'Нимфоманка' здесь - это не личность и не история, это ещё одна почва, на которую режиссер кидает зерна своей личности и своей истории. -Ваше пальто. Я его постираю - Нет. - Но ведь он него пахнет! - Знаю, но это - мое пальто. Триер - это такой открытый автомат по изготовлению 'попкорна', зритель остается обсыпанным им с ног до головы по воле излучений, которые влияют на внутренние 'кукурузные зерна' Самого. 'Зерна' остаются все того же цвета и даже размера, 'попкорн' уже начинает напоминать картон...Но Триер изобретателен в количестве продукта и возможностях черпать 'излучения' из подвернувшихся под его едкий ум фактов и наблюдений. Пожалуй, это кино для старого ученого ума, свободного от страстей. Пересчитывание изумрудов знаний, раскладка бриллиантов провокационных идей и споров с оппонентами, стряхивание пыли с янтарных воспоминаний от собственной жестокости, от чужого недомыслия, и катание между пальцев слегка исцарапанных, неправильной фомы и мутного цвета размышлений о менталитете народов Мира. Это упражнение ради самого упражнения, что бы полнее пережить оставшееся время. Воспринимать это все как истории любви (даже дочери к отцу), сексуальности и отношений - нет никаких возможностей. Даже возмущаясь, даже отрицая и переживая по теме 'это невозможно, так не бывает'. Вообще-то, бывает и по-возмутительнее... Поскольку, это все в простом (рискну сказать - естественном) понимании - основа динамики для будущей жизни, рождения. 'Нимфоманка' же - это желание (где провокации - как слово 'распродажа' заглавными) дать деятельность, толчок тем, кто жив исключительно телом, пока жив. Дескать, пусть скоротают время, погрызут эти кости. Предоставив секс (вроде что-то теплое и движется) как манок для возможности чувствования самой сути жизни, того что ты молод, полон сил и энергии. И даже вроде немного не зашорен... Но отдает от этого всего нафталиновым старческим умом сатира. А это может вызвать симпатию от возможности снова быть циничным и саркастичным без граней только у подобных. Но факт остается фактом: полотно триеровских картин в звуковом и визуальном ряде, подборе актеров и монтаже - это изысканное удовольствие.
Удивительно меняется творчество Триера: вначале это было жертвоприношение в трилогии ('Рассекая волны', 'Идиоты', 'Танцующая в темноте'), такое понятие, как 'золотое сердце'. Поняв, что человечество само по себе ад, но мы дадим ему еще один шанс, творчество стало немного недоверчивым к человеку, но дающему шанс еще очиститься ('Догвиль', 'Мандерлей'). Только человечество все глубже зарывается в своих пороках, тайных похотях, лживости и лицемерия. Человек одержим злом и через него реализует себя. И нам предстают такие картины, как 'Антихрист' и 'Нимфоманка'. По поводу высказываний, что это п*рнуха. П*рнография – отображение сексуального поведения с целью вызвать сексуальное возбуждение. Здесь напротив же, все тела деформированы, худы и некрасивы и не вызывают никакого возбуждения. Кроме Шарлотты Гензбур. Она пластична, дышит жаждой жизни. Ей просто хочется чего-то большего от жизни. Играющий за кадром трек Rammstein, этакий дьявольский саундтрек, кажется сейчас разорвет врата ада, и грешные души посыпятся на Землю, и за всем этим будет наблюдать и руководить наш кукловод, 'злой гений', и 'божественный Сатана' Ларс фон Триер. Уважаю и люблю творчество великого мастера и художника Андрея Арсеньевича Тарковского и все больше вижу, как ценит его и Триер. Православные иконы, пейзажи и картины местности, Бах. Достаточно вспомнить 'Солярис' Тарковского. Совесть, не дающая покоя главному герою, превращает его жизнь в сон и сопровождается прелюдией фа-минор 'Взываю к тебе, Господи' Баха. То же самое наблюдается и у Триера с главной героиней. Только гораздо жестче. Катарсис у Триера – пройти все круги ада. Кадр, где Гензбур нашла свое дерево: одиноко стоящее на высокой горе, голое и корявое, но все равно тянущее ветви к небу и чему-то чистому, ярко символизирует ее саму: такую же рядом стоящую и полную одиночества, но с неуемной жаждой жизни. Именно этот кадр напомнил мне плакаты с 'Жертвоприношения' и 'Ностальгии' Тарковского. Да, и еще водоросли, как в 'Солярии'. Видимо, Ларс очень любит эту картину. И первый, кого благодарит Триер в титрах, это Тарковский. Мужчины слабы и беспомощны: Жером – молодой и красивый, но при этом глупый, Селигман – немолод, начитан, но на этом достоинства заканчиваются. Чтобы соблазнить мужчину, достаточно улыбки и нескольких кротких фраз, после чего они готовы следовать за тобой в любое место. Сила вожделения преобладает над телом мужским. Примитивно... Вот и идет сравнение с рыбой и рыбалкой. Главное вовремя дернуть, чтобы с крючка не сорвался. Только вот женщина живет в осуждениях... Если бы на месте ее был мужчина: имеешь любовницу – молодец, переспал с тремя – да ты крут, бросил семью – с кем не бывает. Но только не с женщиной. Сразу спустят всех собак. Великолепен эпизод с Умой Турман в роли брошенной жены и матери троих сыновей. Драматичный, но при этом бесконечно гротескный, эпизод заставил смеяться сквозь слезы. Да, смех сквозь слезы... Много эпизодов из предыдущих работ Триера, например, возбуждение при акте смерти: в 'Антихристе' – при смерти ребенка, а в 'Нимфоманке' – при смерти отца. А первая часть напомнила 'Молода и прекрасна' Озона. А также 'Детство Люверс' Пастернака, где идет самопознание девочки и как она превращается в женщину. Эпизоды с зеркалом отражают то, что потеряла героиня: чистоту ребенка, который среди серых красок предстает в красном пальтишке. Но тем не менее она нисколько не очищает себя, а без лицемерия признается в своих грехах. Фильм – как Чистилище. Келья. Священник – Бог, грешник – Дьявол. Исповедь. Или это Триер с куклами на руках рассказывает нам свою историю? Интересны теософские высказывания автора про бытие. Главная героиня познает мир эмпирическим путем, чувственным. Наш мир... В нашем обществе уже давно отсутствуют такие понятия, как здравый смысл, законы морали, чести. Человечество ищет власти и наслаждений, а также денег. И, если у него что-то отбирают, или он недополучает того, чего хочет, его начинает трясти в истерике. Но прежде всего его трясет от отвращения к себе. Мы зависимы – все, лицемерны – все. Каждый из нас по-своему болен. Так и Селигман не понял главную героиню: что такого, ведь ты это со многими делала? А ведь она доверилась ему, как священнику (которые при этом грешат куда больше), смогла назвать его своим другом (которые куда-то исчезают в самые трудные минуты), он не понял, более того – просто не услышал ее исповеди. Лицемерие... Но женщина сильное существо, она справится и начнет свой путь к очищению. Триер показал современную любовь. Посмотрите вокруг – она изгажена в разврате, идет растление малолетних, насильничество. Все поругано и растоптано... Только она все-таки никогда не умрет, и в нотах классической музыки остается любовь, та любовь, с которой может начаться новое сотворение мира, как после потопа, очистившего землю от греха. Добро пожаловать в безумный мир Ларса фон Триера. 9 из 10
Вторая часть Нимфоманки – это фильм, после которого я хотел посидеть в тишине. Не чтобы всё обдумать. Мне кажется, обдумывать здесь можно бесконечно. А чтобы дать себе право не понимать. Или понять позже. Или не понять никогда. Первая часть была для меня, как зайти ночью в море. Ты стоишь по пояс в прохладной воде, чувствуешь, как тянет к звёздам и к песку, но тебе хорошо. Тревожно, зябко, но хорошо. А вот вторая часть не церемонится. Она хватает тебя и тянет под воду. Не спрашивая и без спасательного круга. Прямо туда, в чернильную глубину, где всё дрожит, и где, если вслушаться, можно услышать собственное сердце. Ну или чудищ, которые собираются вокруг. И вот ты плывёшь, и час за часом всё вокруг начинает терять форму. Где вообще находятся Джо и Селигман? Что за кирпичная исповедальня? Или чистилище? Почему его метафоры так удобно ложатся на её историю? Может жертва – это на самом деле хищник? Может это сон? Кому вообще здесь можно верить? И главное – зачем мне всё это показывают? В сцене, когда сын Джо остался один дома у меня в груди всё сжалось так, будто кто-то вырезал из комнаты весь воздух (у меня тоже сын). Я подумал: «Вот он! Пик эмоциональной силы, которую вкладывают в искусство», но потом случилась «эта сцена». Вы знаете, о чём я. Та сцена, которую я не смог смотреть. Не потому что слабый, а потому что внутри меня что-то решило: достаточно. Я закрыл глаза, и оставил только звук. Что оказалось куда страшнее. Фон Триер делает тут что-то почти невозможное: он убирает все слои интерпретации. Не предлагает тебе ни морали, ни сочувствия, ни даже противостояния. Только чистый опыт. И ты либо проходишь через него, либо отступаешь. Любой выбор честный. Это, кстати, впервые, когда я подумал, что искусство может не хотеть быть понятым. Оно может просто быть. Как боль. Без трактователя. Без извинений. Конечно, вторая часть Нимфоманки не про секс. И даже не про зависимость. Она про разрушение языка. Про одиночество, которое уже не объяснишь словами. Про женщину, которая пытается быть честной — с собой, со своей болью, с телом и с миром, в котором на самом деле никому всё перечисленное не нужно. Если в первой части истории раскрывали грани Джо, то здесь с каждой главой всё просто становится сюрреалистичнее, театральнее, символичнее. Но парадокс – ты всё лучше понимаешь, к чему весь этот разговор. Иногда правда вообще не похожа на правду. Иногда она похожа на страшную сказку с чёрным экраном, где всё, что ты можешь это не моргать. Я люблю финалы, которые делают фильм больше, чем он был. Не в смысле логики, а в смысле веса. Здесь именно такой финал. Он не оправдывает происходящее, не ставит точку, не дарит катарсис. Давайте честно, он издевается над тобой. После пяти часов просмотра он дарит надежду и тут же отнимает. Он обнажает — с кем ты всё это время сидел в комнате. Кто вёл этот диалог. Кто молчал на самом деле. И тут ты понимаешь: боль невозможно объяснить. Её можно только чувствовать. И если кто-то рядом решает трактовать историю твоей боли, берегись… Возможно, он просто хочет ей воспользоваться. 9 из 10 Потому что я не знаю другого фильма, который бы зашёл так далеко и не попросил прощения. Потому что боль здесь не метафора, а тело. Потому что искусство иногда должно просто быть, готов ты или нет. И, конечно, потому что я до сих пор не уверен в том, что выплыл.
Вторая часть, как ожидалось, намного интересней Первой. Тут самая развязка, все карты на стол. Тут и Селигман проявил свои теневые стороны. Тут и главная героиня Джо столкнулась с кризисами, проблемами и пыталась их разрешить. Одна из проблем — потеря чувствительности. Способы разрешения, конечно очень странные. Тут и желание быть с партнером с барьером в коммуникации, тут и самоистязание, и практики БДСМ. Всё смешала, но ничего в итоге не получила. Вторая проблема — это то, что чрезмерное увлечение мужчинами стало мешать её работе. Кстати, вот тут она нашла классный выход. Для меня это прям необычный ход сценария, я была удивлена такому повороту. Спойлерить не буду, если вы не смотрели, но обратите внимание просто; ) Третья проблема — увлечение мужчинами стало мешать её семейной жизни. Стало очевидно, что игры переросли в серьёзную зависимость. Теперь она во власти этого порока, ничего не может с собой сделать. И готова даже поступиться близкими отношениями с любыми людьми, безопасностью сына, но не бросить еженочные практики. Развязка получилась неожиданная, но очень в духе той жизни, которую вела главная героиня. Мне вообще было странно, что ее никто не побил раньше за такое разнообразие людей в 'постели'. Но было странно видеть от неё проявление ревности и собственнических чувств. Когда ты сама никому не принадлежишь, было бы странно, если ты кого-то считаешь принадлежащим тебе. Да, возможно сыграло роль то, что у нее было некоторое воздержание от привычных развлечений и плюс-минус постоянная связь (очень странная, надо заметить, даже на фоне всех её странных связей). Может, к этому добавилась возрастная сентиментальность. Ведь по сценарию ей было уже около 50 лет. Но всё равно для человека без любви, привязанности и других сильных чувств это было из ряда вон выходящим явлением. Видимо, на фоне этого кризиса она и решила, что впредь будет бороться с желаниями своего тела (и, видимо, ума). И тут же жизнь подкидывает ей задачку, которую она решила, в принципе, предсказуемым образом. Подробностей не будет. Одно могу сказать: сюжет очень хорошо прописан! И все ходы укладываются в логику повествования, и концовка не подвела. Конечно, согласна с предыдущими рецензиями, что фильм не нужно было резать на две части. У Первой нет даже приблизительного завершения. Во Второй повествование просто продолжается. У меня осталась только парочка вопросов: 1) где заявленная Ума Турман? 2) стоит ли смотреть расширенную режиссерскую версию? есть ли там что-то ощутимо другое? Стоит ли смотреть? Тут, конечно, как я и говорила, под настроение. Ларс фон Триер не самый легкий художник, и свои картины делает для погруженного вдумчивого просмотра. Если вдруг будет такое настроение, фильм идеально подойдёт. Особенно вторая часть. 7 из 10
«Нимфоманка» - очередной квест, в который Фон Триер приглашает своего зрителя. Однако по сравнению с первой частью, вторая цепляет больше и кажется более содержательной. В «Нимфоманке» мало секса. Здесь скорее много отклонений, которые в достаточно эстетической манере фон Триера проиллюстрированы в этом фильме. Но один из главнейших факторов, которые подкупают и располагают зрителя к главной героине Джо, да и ко всей этой истории – это честность, неприкрытая ничем правда и новая призма видения девиации. Настолько грамотно подобранный букет из отклонений от нимфомании до педофилии и способ их подачи заставляет зрителя вспоминать свое отношение к проблеме, порой соглашаться, пересматривать своё мнение или резко отрицать. В любом случае, то, что невозможно не рефлексировать на некоторые темы в ином ключе во время просмотра картины – более, чем достаточно, чтобы убедить посмотреть «Нимфоманку». Даже если первая часть кому-то может показаться нарочито провокационной и чего-то недодать почитателям Ларса фон Триера, то определенно ни в коем случае не стоит отказываться от просмотра второй. На протяжении фильма не оставляют мысли и догадки о том, чем же закончится беседа беспристрастного девственника и искушенной нимфоманки, которая складывается шаг за шагом из теоретических знаний Селигмана, предметов интерьера комнаты, случайно высказанных предположений. Всё это становится откровенно символичным для того, чтобы наглядно иллюстрировать флэшбеки из разных периодов жизни героини. Напоминает исповедь двух абсолютных противоположностей. Однако это ничуть не мешает активно следить с неподдельным интересом за рассказом Джо о своих непреодолимых влечениях, которые стали ключевыми в формировании ее ценностей и миссии в жизни. Люди, события, даже ее собственный ребёнок и семья – всё это промежуточные факторы по сравнению с её постоянным одиночеством. При этом Джо не приемлет лицемерия. Она называет вещи своими именами. От того, что люди перестанут называть негров неграми, раса не перестанет иметь те или иные признаки. «Я из тех кругов, где всегда почиталось за честь называть чёрное чёрным», - признается героиня. Она отрицает термин «сексуально зависимая» и признает «нимфоманка», потому что только это слово способно выразить всю ее сущность. «Педофил, который справляется со своими постыдными желаниями и живет, не проявляя их, заслуживает чёртову медаль!». В этом фильме зрителя ждет бесконечное множество откровений, которые так и хочется раскроить на цитаты. В конце просмотра возникает непреодолимое желание встать и с возгласами «Браво!» аплодировать художнику. Это определенно картина, о которой можно и хочется говорить и думать бесконечно. 10 из 10
После того, как продюсеры «распилили» творение Ларса фон Триера напополам, в отечественном прокате вторая часть ленты «Нимфоманка» не заставила себя долго ждать. По иронии судьбы премьера первой части пришлась аккурат на День влюбленных, а премьера второй – на Международный женский день, но было бы не менее символично, если бы картина вышла в прокат 1 апреля. Во второй серии фильма (а вернее будет сказать во второй его половине) Джо продолжает свой рассказ, а Селигман продолжает находить всевозможные оправдания ее выходкам. Нужно сказать, что здесь история идет не о молодой и привлекательной девушке, а уже о зрелой и опытной женщине, посему задора, веселья и необузданной сексуальной энергии гораздо меньше; на смену приходят мрачность, депрессивность и в какой-то мере даже безысходность. Тем не менее, Триер остается верен себе до последнего кадра, и несмотря на то, что еще до выхода фильма в прокат демонстративно заклеил рот скотчем (который, к слову, тоже фигурирует в фильме), ясно дает понять, что он думает об окружающем мире, о месте женщины в этом мире, обществе в целом и человечeской натуре в частности. Думается, не будет секретом и то, что вторую часть посмотрело на порядок меньшее количество зрителей: наверняка нашлись те, кто понял еще после первой серии, что такое кино не для них. Ну а те же, кто не побоялся проверить свою нервную систему во второй раз, будут вознаграждены таким, знаете ли, классическим триеровским финалом. Впрочем, до него еще нужно дожить, ибо Триер продолжает испытывать терпение. Но позвольте, мы же сами знали на что идем (тем более после первого фильма), а потому перед просмотром второй части были уже морально подготовленными. Во второй половине датский провокатор продолжает цитировать Тарковского (да и, признаться честно, самого себя), но здесь он уже фактически открытым текстом заявляет, что, в общем-то, все мы с вами сволочи. Нет, вы не подумайте, режиссер ни в коем случае не указывает на кого-либо конкретно, а лишь констатирует факты, говоря о социуме как таковом. Триер не ставит задачу заниматься разъяснениями что такое хорошо, а что такое плохо. Он демонстрирует, как оно есть на самом деле. По крайней мере, с позиции автора. Впрочем, обижаться на Триера – все равно что пытаться его понять. Достаточно вспомнить эпизод про педофила: устами героини Генсбур датчанин говорит, что люди с подобными психическими отклонениями, сдерживающие свои сексуальные порывы, достойны медали, ибо те, кто себя сдерживает, обречены на вечные страдания и одиночество. Как и сама Джо, которая является изгоем в таком правильном и политкорректном обществе. Вторая часть насколько отличается от первой, настолько же на нее и похожа. Все мы прекрасно понимаем, что согласно авторскому замыслу ни о каких делениях не может быть и речи (разве что на главы), однако хочется отметить музыкальную сторону. Во второй «Нимфоманке» больше не громыхает мощный Rammstein, а «зажигают» представители так называемой «новой волны» Talking Heads с хитом 83-го года «Burning Down the House» (кавер в современной обработке можно услышать в исполнении The Used), на смену хоральной прелюдии Баха, звучащей в первой части и пару секунд во второй, Шостаковичу и Палестрине приходят произведения Генделя, Моцарта и Рихарда Вагнера, а также знаменитая багатель Бетховена «К Элизе». На финальных титрах у зрителя будет возможность услышать популярную в 60-е «Hey Joe», исполненную самой Шарлоттой Генсбур. Меж тем, ее героиня, потерявшая какую-либо сексуальную чувствительность, пытается найти новые грани своей сексуальности. И если Селигман использует толстые-претолстые книги для своего эстетического удовольствия, то Джо – как подставку для удовольствия физического (хотя навряд ли то, что происходит в этих сценах можно назвать удовольствием, но опять же, что для нас с вами ужас, то для Триера счастье (см. рецензию на первую часть). Еще в первом фильме отец Джо, роль которого здорово исполнил Кристиан Слэйтер, рассказывал своей дочурке о том, что у каждого дерева есть душа, и лучше всего это заметно в зимнюю пору, когда деревья скидывают свой зеленый наряд. Судя по немногочисленным моментам, предоставленным персонажу Слэйтера, можно предположить, что человек он умный и наблюдательный. Более того, по его словам, в дереве человек может найти отображение собственной души. Если посмотреть на эту весьма интересную аналогию немного с другого ракурса, то вот что получается: голливудские многомиллионные блокбастеры – это роскошные пальмы, дополняющие пейзажи солнечной Калифорнии, в то время как фильмы Триера – это колючие кактусы на фоне европейской зимы. Эстетика сомнительная (и маловероятная, да и кактус не дерево), однако все мы прекрасно знаем, что несмотря на защитную оболочку, внутри кактусы тоже живые создания. К слову, как можно заметить, несмотря на свои громкие и противоречивые заявления в прошлом, скандалы и порой шокирующие кадры в кино, Ларс фон Триер живее всех живых. Политкорректность как обычно пошла к черту, а если в фильме присутствует пистолет, то в итоге он обязательно выстрелит. Постер к «Нимфоманке» с испытывающими оргазм актерами, на мой взгляд, и впрямь оригинальная задумка. Не без доли иронии идею подхватили российские кинокритики, снявшиеся в подобной фотосессии, а уже чуть позже появились такие же кадры, кто бы мог подумать, с кошками. «Дурить людям голову – это же так весело» – заявлял когда-то один из персонажей фильма «Трасса 60». Что ж, кажется, именно этому правилу из фильма в фильм и следует «безумный датчанин», но упрекать его в чем-то антигуманном желания не возникает. Хорошенько встряхнуть сознание зрителя, в конце концов, тоже своего рода искусство. Тем более если зритель охотно ведется. Ну а если и не ведется, Триеру, скорей всего, на это наплевать.
Наконец долгожданная Нимфоманка показалась перед нами! Представьте только, сколько шума она собрала, прежде чем выйти на экраны. Взять хотя бы этот слоган: 'Забудь о любви'. Хитрый датчанин опять всех надурил! Давно слежу за творчеством Ларса фон Триера, и могу с уверенностью сказать, что это один из лучших его фильмов. В нем весь ОН. Это его стихия - обреченность, одиночество, безысходность. Ну и наконец, мечта нашей 'персоны нон гранта' сбылась: он снял фильм о сексе. Достойный конец трилогии о Депрессии. Очень многие мои знакомые заснули на просмотре, утверждая потом, что фильм скучный и бессмысленный. Люди, о чем вы? Триера можно обвинить во многом: в пафосе, высокомерии, тщеславии, но никак не в бессмысленности его творений. Понятно же изначально, что фильм 'не для всех'. Кто знаком с творчеством Триера, знают, что если даже он пообещал снять порно, у него получится чисто 'триеровский', философский трактат с долгими, нравоучительными диалогами. Не смотрите этот фильм, если вы хотите увидеть там 'легкое кинцо для вечера с любимой'. Но давайте, наконец, о самом фильме. Я, пожалуй, расскажу сразу о двух частях вместе, т. к. это одно произведение, и разрывать его - кощунство по отношению к автору. Под аккомпанемент капель дождя и группы Rammstein, начинается история встречи пожилого еврея Селигмана, и, потрепанной жизнью, нимфоманки Джо. Он угощает её чаем с молоком и просит рассказать свою историю. История тяжелая, ничего не скажешь. Пытаясь поддержать Джо, Селигман проводит аналогии со своей жизнью. Но с каждой главой ему это дается все труднее и труднее, ибо история ожесточается до неприличия. Несмотря на это, Ларс умудряется еще и посмеиваться над нами и над самим собой в течении всего фильма! Невообразимая наглость!:) Взять хотя бы пародию на его же Антихриста. Были моменты, от которых мурашки бегали по коже. Например, ее отчаянный эксперимент с мистером К. Возможно плевок в сторону нашумевшего романа 50 оттенков серого. Вот таким должен быть настоящий доминант, а не эти ваши ванильные сопли. История с педофилом, и признание Джо, что она сочувствует ему всем сердцем - еще одна игра Триера на нервах критиков. Но все же, ближе к концовке юмор становится более черным, а история героини все более мрачной. Казалась бы, что может быть хуже. И тут как в добрых сказках появляется надежда, что все можно исправить, на героине лежит много грехов, но самый опасный она смогла обойти. Режиссер дает возможность прочувствовать, что все может кончиться, пусть не хэппи эндом, но хотя бы торжеством справедливости (как например в Доггвиле). Но это, же Ларс Триер, а не Джордж Лукас! Подразнив измученного зрителя, он выдает такой финал, что вы как шарик с воздухом сдуваетесь потом минут 15, не понимая где вас обдурили. Про игру актеров можно даже не рассказывать. Уже все оценили и смелость Шарлотты Генсбур, и блестящую истерику Умы Турман, и сладкую развратность Стэйси Мартин. Ларс никогда не скупился на актерском составе. Фильм шикарный. Но смотреть его нужно с определенным настроением. Если вы ждете порно, или слезливую мелодраму, то вам не сюда. Он поднимает на поверхность более глубокие чувства, скрытые в вас. 10 из 10
Депрессия вызывается несовместимостью человеческой личности с тем образом, который навязывается ей обществом - такое определение напрашивается после триеровской трилогии. Это целый манифест против современного пост-индустриального общества. Вы думаете, что вы всесильны и благополучны? Получите Антихриста во главе этого мира. Вы думаете, что будете жить долго и счастливо? Меланхолия позаботится о вашем скором конце. Вы думаете, что имеете право на настоящую любовь? Вам не дано понять, что это такое. Против любви в её стереотипном, буржуазно-прилизанном варианте направлена 'Нимфоманка'. Главная героиня одержима страстью, её дар - 'всегда требовать более ярких красок от заката солнца', быть многократно более чувственной, чем обычные люди. И то, что её считают изгоем даже в современном лицемерно-толерантном обществе, является непреодолимым доказательством полного непонимания истинной природы любви окружающими Джо людьми. Они могут быть 'ловцами рыб', как Селигман, но никогда им не стать 'ловцами человеческих душ'. Все референции и объяснения, которые 'книжный червь' Селигман даёт - метафора загруженности информацией общества, которое видит странные совпадения и связи между разными явлениями, будь то числа Фибоначчи или раскол церквей. Конечно, связь между всем этим есть, но суть упускается. Здесь важен не кабинетный опыт, но реальный - тот, который имела Джо всю жизнь. Разумеется, она расплачивается за эту уникальную способность собственной душой, которой сложно расти на каменистой почве человеческого непонимания. Её похоть отталкивает людей, а простые человеческие взаимоотношения, например, в форме семьи, теряют для Джо всякую привлекательность, потому что они слишком схематичны и представляют собой дополнительные ограничения, узы, которые для её измученной желаниями души всё равно что упряжь для дикого, заезженного в пену мустанга. Фильм примечателен в первую очередь работами актеров - всё-таки излюбленный приём Триера, заставлять актеров не играть, а быть собой, действует прекрасно. Тонкая, интеллигентная Шарлотта Генсбур, сдержанный Джейми Белл, рассеянный Стеллан Скарсгард, который опять удивляет своей абсолютной раскрепощенностью на съемочной площадке. В плане саундтрека вторая часть более сдержанна и классична. К операторской работе тоже претензий нет, обычный прием Триера с 'натуральной' камерой делает своё дело. В целом фильм получился более понятным и ориентированным на публику 'пошире', чем тот же 'Антихрист', хотя, может, мне это показалось из-за массированной промо-кампании. Тем не менее, Триер ничуть не изменил своему режиссерскому подходу, так что фильм, хоть и преподносит достаточно много сюрпризов и переворачивает общественные стереотипы, как барбекю на медленном огне, рекомендуется к просмотру всем поклонникам режиссера и не рекомендуется видящим во всякой ненормальности идиотизм и объект для смеха.
Не успела я морально оправиться после просмотра первой части фильма, как на экраны выпустили вторую часть 'Нимфоманки'. Но, в принципе, это прекрасный промежуток в месяц, который позволил целиком и полностью осознать и впитать первую половину жизни Джо (так зовут главную героиню). Скажу честно, что фильм я посмотрела в одиночестве и на одном дыхании. Разделить фильм на две части, по моему мнению, был отличным ходом, потому что морально выдержать четыре часа подряд и осознать тут же, какая драма перед тобой разворачивается по мне так практически невозможно. Хотя... Кто его знает? После того, как вас оставляют с ощущением полного недоумения: как де героиня столь страстно прожигающая свою жизнь, живущая сплошь сексом вдруг всячески пытается вызвать в себе какие либо сексуальные ощущения, чего у нее не получается. Она пытается жить нормальной семейной жизнью, к тому же она жила с первым парнем, которого как ей казалось она любила, лишилась девственности. Она рожает ребенка. Но это у нее вызвало чувство отвращения, нежели любви. Хотя у нее был материнский инстинкт и она старалась о нем заботится. Был резкий переход от молодой героини, к более зрелой. Но, действительно, тандем Шарлотты Генсбург и Ларса фон Триера идеален и только в такой проекции можно показать осознанные уже поступки и действия героини. То есть если в молодости она поддавалась просто своему сексуальному влечению, то в более старшем возрасте она уже осознанно порочна и делает это своим выбором. Здесь включаются такие моменты, как то, что она идет даже на сеансы садомазохизма, для того, чтобы вернуть ощущения. И ей действительно удается вернуть ощущение оргазма. Но какой ценой? Муж понимает, что она ходит к другим мужчинам и мирится с этим. Но когда он вернулся домой, и увидел, как их сын стоял на балконе, был напряженный момент, успел его снять. И потом он ей сказал: если ты сейчас уйдешь, то больше никогда нас не увидишь с сыном. Она теряет ребенка и мужа, раскаивается. Продолжение её одинокой борьбы с самой собой и с этим миром таково, что она сначала пытается воздерживаться и даже ходит на сеансы сексуально зависимых людей, но потом признается, что она порочна и ей это нравится, а находится в обществе лицемеров она не намерена больше. Поэтому ей приходится находить работу где она смогла проявить свои качества и 'таланты' так сказать. Но тут еще появляется одна проблема. Она стареет, и ее босс просит привязать к себе преемницу. И это ей удается. Так же жестоко, она заканчивает свою жизнь, как и начала ее. И мы возвращаемся к началу фильма, где героиня лежала избитая на тротуаре в переулке. И в полной мере принимаем на себя извращенность и отвратительность этого общества. Не знаю, можно ли оправдать его или героиню. Но как можно упустить момент того, что 95% подавляют какие-то истинные свои наклонности и сексуальность, чтобы прижиться в этом мире, даже скорее обществе. Нежели те самые 5% к которым относится Джо, которая следовала на поводу у природы и сексуальности. Ведь как известно сексуальная энергия, самая великая движущая сила в природе как таковой.
Лично с моей точки зрения разбивать фильм Триера на две части ошибка. В театре есть спектакли и по 8 часов, но это монолитная история, которую проживаешь от и до, и зритель, который хочет ее прожить, найдет в себе силы провести наедине с фильмом все отведенное время. Однако, прокатчики точно в выигрыше, после грандиозного, и где-то даже неожиданного триумфа первой части фильма, которую посмотрели и оценили высоко даже те, кто в принципе не видел фильмов Ларса, или те, кому такой жанр фильма не близок, ожидания второй части были на предельном уровне. Заранее было известно, что во второй части романтический флер и наив первой испарится. Что она будет намного более жесткой. Все вышло точно так. Вторая часть - это уже тот самый Триер. В этом ловушка как раз для тех, кто не знаком с творчеством датского гения. Они будут шокированы во многом, те же, кто знает почерк мастера будут лишь видеть традиционные фишки Ларса, поток его безграничной фантазии, и мне кажется, жесткость фильма поклонникам режиссера окажется более близкой чем тональность первой части. Во второй части мы видим жизнь уже взрослой Джо, и прекрасно исполнившую свою роль Стейси Мартин сменит бессменная муза Триера - Шарлотта Гензбур. Даже в самых жестких по отношению к зрителям сценах, например, в садо -мазо отрывке, она органична. Не считаю себя тем, кто может оценивать ее игру, она одна из ведущих Европейских актрис, и никогда не опускается ниже своей планки, а она высока. Мы видим попытки героини разобраться в себе, она самолично ставит себе диагноз Нимфоманка, именно так и никак иначе. С одной стороны героиня мучается от того, что не может быть удовлетворена, постоянная жажда терзает ее, с другой стороны, она не готова отпустить свою молодость, свой голод до страсти. И тут мы видим любимейшее настроение мэтра - Безысходность. Триер снимает блоками, по три фильма на одну тему. Первой стала трилогия Европа, затем трилогия о женщинах, золотом сердце, затем неоконченная трилогия об Америке, и наконец трилогия Депрессия. После Меланхолии и Антихриста ее венчает как раз Нимфоманка. Но болезнь ли депрессия, это слово, которое так пугает? Я вижу, что режиссер показывает такое состояние абсолютно идентичным современному обществу. Состояние, при котором внутри человека зияет пустота, где все чаще серая гамма, где на вопрос человека к миру ответом является презрительное молчание. Вторая часть Нимфоманки возвращает нас в реальность Триера. Да, он палач. Да, он снова нас не жалеет, да он издевается, но делает это невероятно талантливо. И только большой талант может создать подобный финал, какой мы видим во второй части. Было много ожиданий от этого фильма, много копий сломано, а иначе нельзя. Но я снова поражен тем, что Ларс Фон Триер, оставаясь верным себе, не теряет уровня, до которого тянутся остальные в Европе. И пусть кто-то выскажет ему свое фи, даже этот человек посмотрит его новую работу. В мире не так много тех, одно имя которых заставляет тебя купить билет, еще меньше тех, после просмотра фильмов которых, ты не хочешь вернуть деньги за этот самый билет. Перед нами фильм такого человека. 10 из 10
Картина «Нимфоманка» для тех, кто привык исследовать мир, изучать природу вещей. По правде говоря, я мало знакома с работами режиссёра Ларса фон Триера и этот фильм - первое из его творений, которое мне довелось лицезреть во всём его великолепии и полноте. Откровенность и честность — вот главные отличительные характеристики фильма «Нимфоманка». За это он мне и понравился. Эти качества я ценю не только в фильмах, но и в людях. Меня заинтересовала судьба главной героини Джо. Это определённо необычная судьба, не простая... Увлечение молодости — секс с мужчинами — не оставило Джо и в зрелые годы. По сюжету фильма видно, какое значительное влияние на Джо оказывала её подруга. Многие идеи принадлежали именно ей. Она словно помогла раскрыться нимфомании главной героини. Джо заявляет о себе на групповом сеансе терапии: «Я — не такая, как вы. Я — нимфоманка». Это её ноша, её проклятие. Откровенность и честность — главные черты характера Джо. Она не притворяется, не лицемерит, она прямолинейна с собой и с другими. Одиночество. То, что испытывает Джо, находясь в мире с виду нормальных людей. Чувство, что она — другая, заставляет Джо смотреть на мир через призму нимфомании. Она просто не может иначе. В юности секс для неё был протестом против любви. Но она встречает Джерома и всё меняется. Всё, кроме зависимости, которая проявляется в повышенной любвеобильности и ненасытности. Джером понимает, что не может удовлетворить потребности Джо и сам предлагает ей «ходить налево». Этот жест говорит о самоотверженной любви Джерома... О его способности идти на жертвы ради Джо... Но и в нём произойдут кардинальные перемены, и зритель увидит в конце фильма, как изменился Джером по отношению к Джо, и как изменилась она, вероятно, не в лучшую сторону. Параллелью с историей сексуальной жизни главной героини идёт некая притча про деревья. История её отца про ясень, который был так не похож на остальные деревья... Как Джо была не похожа на других людей... Но всё таки она нашла своё дерево. Одинокое, скошенное набок, словно от сильных холодных ветров, оно стояло на вершине скалы, крепко вцепившись в неё корнями. Жалко было смотреть на тонкий ствол дерева, понимая, какое оно, должно быть хрупкое и беззащитное, но какая судьба у него — стоять в полном одиночестве на голых бездушных камнях...
Пересмотрел «Нимфоманку» Ларса Фон Триера, режиссёрскую версию — и я в полном экстазе! Давно так не кайфовал от фильма. Давно было ясно, откуда он берет своё вдохновение — из работ советского великого режиссёра Андрея Тарковского. Я бы даже сказал: Триер превзошёл Тарковского, как ученик учителя. Тем же поэтическим философским языком, но острее, тоньше, разнообразнее, актуальнее, на те же морально-этические проблемы социума - завуалированно, символично, в стиле киноромана в духе постмодерна - раскрывает набор современных Табу: Педофилия, нетрадиционность, Гитлер, грани нравственного дозволенного, буржуазия, религия, женщины, мужчины, жизнь, смерть, добро, зло, лицемерие. Если Тарковский стоял своим творчеством ближе к стыку импрессионизма-модернизма с постмодернизмом, то Триер это поэтический Метамодерн. Триер рассматривает философские вопросы этики, эстетики, психологии взаимоотношений между людьми — с точки зрения абсолюта похоти и страсти — Нимфомании. Метафорично, иронично, иногда прямым текстом, провокационно рассуждает со зрителем: о субъективной важности творчества, искусства — выражении своего 'Я' и Человечности. С точки зрения философии Триера: отрицая эмпатию, сожаление, сострадание, сочувствие, прощение к людям, независимо, что они сделали — ты становишься бесчувственным, анти-гуманистом, лицемером, садистом, которого можно сравнить с Гитлером. Помимо этого, он ставит этические, острые вопросы перед зрителем, не спеша ведет с ним абстрагированный, интеллектуальный диалог с «двух сторон монеты», и про аборты, и измены в отношениях, любви и ненависти. При том, в излюбленном Триером ключе, через детерминизм — «случайными» событиями посредством рваного повествования вне времени, он выстраивает аллегорическую закономерность рефлексии и развития персонажа, через отсылки к религии, классике, литературе. «Порно» в его исполнении — не кажется пошлым, наоборот — без прикрас, сексуальность воспринимается, как естественная потребность по Фрейду, присущая каждому индивиду — сексуальность или её подавление, отсутствие. Этот фильм, также, можно назвать «Бунтом против Буржуазии». Я до сих пор в некотором «сладком шоке» от просмотра. Отсылка в конце к Джеймсу Бонду, его пистолету Вальтер ППК — это глубочайшая метафора на тему фильма, через «пистолет и его затвор» он иронично раскрывает психологический, философский аспект всего сюжета - что человек — подобен оружию, ну или точнее — сексуальность это летальное оружие. Сам финальный саундтрек выполнен в стиле Бондианы. Идеально вписываются в унисон с повествованием и атмосферой фильма все саундтреки. Это то великая классика: Бах, Моцарт, Бетховен, Вагнер, то рок композиции «Talking Heads», «Steppenwolf», и финальная 'вишенка' — перепевка хита Джими Хендрикса «Hey Joe» — главной героиней Шарлоттой Генсбур, которую зовут по фильму «Джо» - просто всё - лютейший, капитальный улёт, настоящий интеллектуальный оргазм'!' Финальные главы создают цикличность внутри произведения отсылкой самой на себя, что оставляет особенное чувство, как будто прочитал сногсшибательный роман. Ларс Фон Триер разбил идеальное об реальное, вызвав взрыв под названием «Нимфоманка», этот фильм войдет в самый топ — начала 21 века — Шедевр. «Нимфоманка — это «Магнум Опус» Триера» П. С. У фильма есть две сложности для восприятия — «порог вхождения» и «агрессивная провокация» — Триер добивается, тем самым, адекватного взгляда от интеллектуального и взрослого зрителя, либо просто шокировать, эпатировать 'иную' неискушенную публику. 10 из 10
Браво! Вот то слово, что не покидало мою голову на протяжении просмотра всего фильма. Браво, маэстро, фон Триер! В отличии от Джо, тщетно пытающейся всеми способами достичь удовлетворения, зритель уже пребывает в затяжном кино-оргазме, жадно поглощая глазами и переваривая в уме творящееся на экране. Началось все, как полагается, с прелюдии. Наш интерес разжигала, наверно, одна из самых примечательных рекламных компаний фильма за всю историю кинематографа. Периодически дразня зрителя трейлерами, новостями, приводя в восторг постерами, фон Триер уже ставит всех на колени распаленными и предвкушающими. И вот, начинается фильм. Легкая боязнь неоправданных ожиданий очень скоро растворяется вовсе. Вот и прекрасные актеры. А вот и абсурдно-смешные эпизоды. Но главное, встроенные в фильм режиссерские комментарии и справочные статьи. не ломай голову, зритель, на что отсылает данный эпизод. Селигман все объяснит. Любая деталь тут же раскрывается в его мудрых, спокойных, отреченных речах. От количества фрикций до узла на веревке. В 'Антихристе' и 'Меланхолии' нам предоставляется взглянуть на историю со стороны. В 'Нимфоманке' же мы наблюдаем за происходящем, находясь в голове Джо. Ну, или в её вульве. Нам известны мысли, известны её мотивы. Селигман углубляет наше проникновение, вытаскивая наружу все неосознанное, все неизвестное самой Джо. Кто любит омрачать свою голову размышлениями и заботами во время секса? Фон Триер знает, как ублажить зрителя. Все предельно просто, никаких вопросов, только сплошное удовольствие. Один из кульминационных моментов - ночь, за окном падает снег, похожий не то на тысячу падающих звезд, не то на миллион огоньков. Белый, чистый, невинный снег. И столь же невинное дитя, тянущееся к нему. Постойте-ка, ведь мы это уже видели! И в этот момент вся трилогия предстает перед глазами. Вот это дитя летит навстречу своей смерти в 'Антихристе', в то время как мать, упивающаяся сексом, не в силах или не в желании спасти его. А вот 'Меланхолия', Жюстин, скинувшая с себя одежду сливается в оргии с лунным светом и природой перед неизбежным концом. Для параллельных моментов в 'Нимфоманке' и 'Антихристе' была подобрана и одинаковая музыка. Ария из оперы 'Ринальдо'. Дай мне оплакать Жребий жестокий И о свободе Мне повздыхать. Горе, расторгни Сии оковы Моих мучений Жалостью лишь. Жребий? Жребий быть рожденным, но все равно умереть? Жребий не избежать грядущего? Жребий не суметь побороть силы природы? Жребий - быть женщиной? Быть закованной в собственных страхи, быть собственным врагом, не давать себе самой свободы? Выход из мучений? Смерть? Le petit mort. Оргазм. В глазах чернеет. Занавес.