Богиня: Как я полюбила: отзывы и рeцензии

LeoLou
LeoLou17 октября 2011 в 10:59
Богиня - это когда она полюбила.

Человек - это целый мир. Каждая женщине необходимо стать Богиней в мире, пусть он и заключен в одном человеке. А стать Богиней она сможет только тогда, когда полюбит. И когда полюбят ее. Это ключ, открывающий тайную дверь в смысл жизни человека. Примерно это хотела нам сказать Рената Литвинова, самая богемная, неоднозначная и неординарная женщина современного шоу-бизнеса. Достаточно женское и субъективное кино, снятое не для всех, снятое для чувствующих. Женщина, как известно, отвечает за чувства, так что, чего стоит ждать от женщины-режиссера с тонкой духовной организацией? Думаю, бессмысленно смотреть картину одним только умом. Следует погрузиться в нее как в сон... Что касается сюжета. 'Богиня' - это история о женщине, которая не умела любить. Это картина о бессмысленности бытия и полной потерянности. Она не помнит имен, она забывает куда шла и зачем, все вокруг вообще не имеет никакой ценности и равнозначно. Она забывает имена, она забывает куда шла и зачем, она теряется, когда к ней относятся больше, чем просто к работнику милиции, потому что не умеет чувствовать. Абсурдная женщина. Несчастная женщина, лишенная возможности стать собой. Фаина старается видеть смысл в своей работе. И когда ей вкалывают лекарство, она думает, что идет искать следы каких-то нераскрытых преступлений (смысл идти в иной мир хоть какой-то должен быть, раз уж на то пошло). Но, попадая туда... она больше не вернется. Призраки смогут сказать ей то, чего она за всю жизнь так и не смогла понять. Равнодушные холодные глаза Фаины провожают время день за днем. А оно идет... И оно ждет. И оно хочет поторопить Фаину. Фаина, смотри, серость жизни ведет к смерти, добровольной, низкой, бессмысленной. Человек, погрязший в проблемах, но не способный смириться с этим, прыгает с крыши. Он жалуется на бедственное положение, и этой жалобой он не желает смириться, он чувствует, а значит не так давно надеялся... Но Фаина, неужели Фаина живет лучше. У нее такая же обшарпанная квартира, так же мало денег, да и разнообразия тоже не больше. Так почему же она не идет таким путем? Она сильнее, она готова бороться? Вряд ли. Простой ей настолько все равно, настолько безвкусна жизнь, что ценностей вокруг нет. Что хорошо - что плохо, все стерто. Ничто не дает счастья, но и несчастья, как такового, тоже нет. Фаина, твое время уходит и что-то очень сильное, сродни смерти ждет тебя, и до тех пор, пока ты не раскроешь секрет, что это, ты не сможешь спокойно уйти. Это твой долг, Фаина. Фаина видит странные сны. Умершая мама зовет ее к себе, но Фаина не собирается умирать и вообще не понимает, что происходит. Тем временем, смутные, подсознательные предчувствия уже где-то сидят внутри. И этот холод, в котором все не без основания обвиняют Фаину должен быть растоплен. Но она пока не знает об этом. Фаина, смотри, что люди делают ради любви. Посмотри сколько у тебя примеров, Фаина. Все люди, с которыми ты сталкиваешься живут отблесками этого чувства. Сторонами любви. Она - их мотивы, она их тайный смысл. Посмотри же, Фаина, они мстят за любовь. Солидный человек опускается до уровня наркомана, собирающего иглы для шприцов на улице для того, чтобы под воздействием сомнительного препарата мочь видеть призрак своей любимой. Фаина, милая, ты даже не смогла сказать самой себе, что любишь. Хотя где-то внутри тебя, твое второе я умеет это... Посмотри, Фаина, сколько абсурда в действиях этих людей. Ты же видишь, но не понимаешь ничего. Тебе удивительно внимание мужчины к себе и ты абсолютно не знаешь, как ему ответить на чувства, которые он тебе вдруг стал дарить. Ты не можешь любить, Фаина. А надо. Ты же женщина, Фаина, Ты же Богиня, почему ты этого не видишь. 10 из 10

ul-lia
ul-lia3 октября 2009 в 06:51

Странный фильм... И впечатление после него остается какое то неопределенное... Но остается. Поэтому делаю вывод - фильм не плох, просто я его видимо не поняла и прочувствовала. Ведь кино 'не для всех' понятие растяжимое... 'Не для всех' и некоторые работы Гаса Ван Сента, например, хотя с восприятием его работ у меня все в порядке. Но это произведение вероятно предназначено для более узкого круга зрителей. Ну одно то, что это целиком и полностью детище Ренаты Литвиновой, уже говорит о многом. Уж очень она нестандартно мыслит (тактично промолчу о тараканах в голове). Потом, я считаю, ее вообще трудно расценивать как актрису. Она не актриса - она Рената Литвинова. Она же не играет, она такая и есть в жизни... 'противоречивая вся'... Ведь актриса воплощает разных героев, разные характеры, а Литвинова тянет только на экзальтированных женщин не от мира сего, коей она и является - мое мнение. Не сказать, что отношусь к ней негативно, нет, но и поклонницей не являюсь. Поэтому, мне кажется, это кино понравится в основном поклонникам исполнительницы главной роли и ее манеры исполнения. О чем кино - рассказать трудно. Удивительно уже то, что Рената Литвинова играет следователя, что само по себе нонсенс. Причем в роли следователя она все такая же... непредсказуемая...) Она без конца видит сны, в которых разговаривает со своей мамой, которая давно на том свете. Вот сны кстати показаны правдоподобно, такая бредовая атмосфера создана, ничего не могу сказать. Еще в ее жизни существует влюбленный в нее сотрудник Коля, дело о пропавшем ребенке и загадочный профессор, тихо гробящий свое здоровье от тоски по возлюбленной. Там еще много чего происходит трудновоспроизводимого и все это как выясняется, про любовь. В фильме полным полно неплохих актеров, всех их я уважаю и к актерской игре то претензий нет, просто уж очень неадекватные герои у них. Все они - абсолютно сумасшедшие. Даже вышеупомянутый Николай в исполнении Дмитрия Ульянова как-то ставит в тупик своим аутичным поведением. Единственный нормальный человек там - Егоров-Ягуаров, тоже сотрудник милиции. И это он произносит единственную здравую фразу этого фильма (ее уже цитировали выше): 'Она же сумасшедшая. Кто ж ее в органы взял?' Думаю, что этот вопрос задавали многие при просмотре этого фильма. Единственное что мне понравилось, это музыкальное сопровождение, которое хоть и лишено разнообразия, но все же неплохое. В общем, любовь - это конечно замечательно, и наверно за нее можно и умереть и чего только не сделать, и фильмы о любви - это тоже чудесно, но для моего восприятия оказалась сложноватой та форма, в которой уважаемая Рената Литвинова преподнесла эту историю. Заметьте, не называю кино бредом, просто ставлю в рубрику 'Не для меня'. 5 из 10

LenaMakaeva
LenaMakaeva24 октября 2015 в 19:15
«Из всех безумных она, наверное, лучшая»

Одинокая женщина-следователь Фаина живет в тесном мирке своих сновидений. В них к ней является призрак мамы (Светлана Светличная) и настойчиво зовет к себе, в тот, иной мир. Но героиня Литвиновой не сдается и продолжает бороться с реальностью, расследуя дело о пропавшей девочке. Полнометражный художественный дебют необычной и непонятной Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила» в 2004 году не оставил равнодушным никого, да и ныне продолжает будоражить умы. Говорить о гениальности и приравнивать эту потугу к «шедевру» не стоит (да простят меня все, кто боготворит и лелеет Ренату). Что ж, кино получилось не для всех. (А для кого и почему?..) Оно не было сделано для того, чтобы зритель мыслил или пытался разобраться в сложных хитросплетениях сюжета, который практически отсутствует. Это произведение было сотворено дабы вызвать эмоцию, воздействовать на чувства, разные чувства: от возбуждения и восторга, до полного отторжения данной картины. Смысл всей той белиберды, которая орошает с первых минут ленты, заключается и в самом названии, и в концовке, когда бешенное количество лиц, узнаваемых и нет, произносит слово «ЛЮБОВЬ». Столь очевидную истину, что смысл жизни в любви, можно понять, обойдясь и без созерцания такого рода искусства. Никто не спорит, что понять такую вещь да и саму Литвинову может только тот, у кого в голове живет та же порода тараканов, что и у самог? русского режиссера. Но оказалось, что и понимать вовсе ничего и не нужно. Стоит лишь открыть сердце, сделать «оупен майнд» и Рената самостоятельно шагнет в твою голову и поселится в ней на неопределенный срок вместе со всеми своими пожитками. Одна из самых неоднозначных картин, виденных мною, но в этом и есть ее шарм (даже во время написания этого текста возникают как позитивные, так и негативные эмоции относительно фильма, поэтому и конкретный вывод делать тяжело). Литвинова выступила и режиссером, и сценаристом, да еще и исполнителем главной роли. Но прописывать ее не пришлось, нужно было лишь сыграть саму себя, попавшую в не повседневные обстоятельства. А остальным героям она прищепками прицепила частичку Литвиновой и выпустила на съемочную площадку. Абсолютно вся «Богиня: Как я полюбила» и есть той самой Ренатой Литвиновой, необычной женщиной со странной тягой к теме смерти, но которая проницательно наблюдает со стороны за жизнью, ограждая себя крепостью одиночества, которую вряд ли кто-то когда-то пробьет. Кино вышло претензионное, манерное, но лишено всякой помпезности. Весь шик и элегантность выражается в старинной раме зеркала, в облупившихся стенах, в советского мотива столовке, в красных туфлях под белоснежным платьем, в приносящем на подоконник рыбу вороне. Вся красота в деталях, в обыденности и безумстве, в смерти и любви. Ведь миром Фаины, как в прочем и мирами многих из нас правит дуалистичность. Да, с этим фильмом чувствуешь себя на приеме у психиатра в спец. учреждении, при чем, доктор – ты сам. Это кино-повесть сушасшедшего, который хочет казаться еще более безумным, чем есть на самом деле. Но именно этот сумасшедший (Рената Литвинова) прививает каплю своего безумства каждому, кто осмелился проникнуть в ее мир. Ведь «о небо еще никто не разбивался»… 5 из 10

Shareno-kino
Shareno-kino11 мая 2017 в 21:21
Nevermore

Режиссёр, сценарист, актёр, продюсер, художник по костюмам, писатель и просто красивая женщина с чувством отменного стиля, это всё про Ренату Литвинову. Своими сценариями и режиссёрскими работами Рената не так часто балует аудиторию, как её актёрской игрой, где героини Литвиновой предстают, как в роли инженю (ingenue), так и женщины вамп (la femme fatale), так разнопланова актриса. Фильмы Литвиновой не только для просмотра и долгого обсуждения, их надо просто полюбить, прочувствовать и понять. Обращаясь к её первому полноценному режиссерскому дебюту «Богиня как, я полюбила», который напоминает рассказы Эдгара Алана По, со схожей мистичной атмосферой и предчувствием смерти у главных героев. Также аллюзия на творчество поэта прослеживается в вороне, которой постоянно навещает главную героиню Фаину и приносит ей «дары». Американский поэт Ричард Уилбер, видит в стихотворении Алана По «Ворон» «повесть об изощренном самоистязании, в ходе которого герой доводит себя до отчаяния и безумия». Все эти слова так напоминают Фаину (Рената Литвинова), следователя полиции, которая просыпается с трясущимися руками, которые автоматично тянутся к бутылке с коньяком. Фильм об одиночестве, как Фаины, так и отца похищенной девочки (Виктор Сухоруков), профессора потерявшей свою любимую (Максим Суханов), всех тех людей в больших городах, городах, наполненных людьми, которым толи некогда любить, толи они разучились, как это делать. Герои напоминают рыбу, принесенную вороном Фаине, рыба которая не может дышать воздухом и умирая отчаянно шевелит ртом и жабрами, как бы заглатывая невидимую воду. Весь диегезис фильма происходит в голове главной героине, и видим его через её глаза. Отсюда отсутствие параллельности действия в фильме. Фильм изобилует крупными планами, холодными тонами и короткими диалогами. Кадр вмещает себя не более двух человек, как говорится третий-лишний. Один из немногих моментов, где показан дальний план, во время совещания коллег Фаины с их начальником, мы видим, как близко друг к другу сидят следователи, создаётся ощущение тесноты и не удобства происходящего. Героиня расследую дела и в диалогах со своими коллегами, предчувствует свою скорую смерть. Сны героини, в которых присутствует «проводник» Фаины в мире теней, а именно её мать (Светлана Светличная), являются подготовкой к её скоропостижному концу. Да и весь фильм сосредотачивается на душевном состоянии героини, показывая размытую грань между сном и реальностью. Благодаря великолепной игры, непревзойдённой манере разговора и жестикуляции актрисы, зритель понимает весь мистицизм и трагизм Фаины. Последние кадры фильма скатываются в абсолютный сюр, а именно путешествие главной героини в стране теней, где она встречает погибших знакомых и пытается толи понять смысл их гибели, толи смысл их прожитой жизни. Для полноценной жизни в обществе и главное для любви нужен внутренний свет, который утратила главная героиня. Поэтому она не может ответить взаимностью своему коллеге Николаю. Который готов умереть вместе с ней, так как без неё у него нет Рая. Понимая это, главная героиня хочет разобраться в себе, научиться снова любить, снова зажечь пламя, выбирая наркотики и дальнейший дауншифтинг. Которые приводят к саморазрушению и к смерти. Нашла ли главная героиня во всём этом ответы, скорее да, так как согласно её последнему протоколу ответ на вопрос о смысле жизни Фаины есть любовь. Но ответы, не всегда являются решением задач. Ответ получен, но полюбить героиня так и не может. В конце фильм заканчивается на позитивной ноте, потому что вся съёмочная команда, призывает нас любить и быть любимыми.

Arbodhy
Arbodhy5 сентября 2010 в 20:45
Фаина по ту сторону бытия

Рената Литвинова - образ одиозный для российской действительности. Все, кто запомнил ее по роли в сериале 'Граница. Таежный роман' и по характерному голосу, едва ли воспринимают эту женщину всерьез, а она, тем не менее, как истинный интеллектуал с особой душевной организацией, неутомимо создает сверхкачественные серьезные работы, вскрывающие разные грани ее талантов, опровергая обывательское мнение о себе. Бытовое сознание же, по мнению госпожи Литвиновой, еще одно обличие зла, и зло это в ее дебютном игровом фильме отсеянно целиком и полностью. 'Богиня: Как полюбила' - сюрреалистическая драма о любви и смерти, замешанная на образе самой Литвиновой, ее опыте и цитатах из мировой классики, несколько непривычная и заставляющая подключаться к фильму чувствами, находящимися далеко за пределами пяти основных. Все персонажи, окружающие следователя Фаину, женщину одинокую и слегка потустороннюю, будто разбитое зеркало личности самой Литвиновой. Всем им режиссер дарит свои характерные мысли и жесты, а Светлана Светличная и вовсе превращается в Литвинову больше чем сама Рената, и в итоге Фаина остается самым адекватным персонажем. В холодном и пустом городе она ищет маленькую девочку, потерявшуюся больше года назад. Ищет не как следователь, а по наитию, вызывая обоснованное недоверие у сотрудников органов милиции. Им и невдомек, что Фаина не просто странная, она загадочным образом связана с потусторонним миром, то ли своей матерью, то ли птицами, то ли всеми, кто по ходу пьесы погиб. Смерть в фильме Ренаты Литвиновой только от любви, или любовь и есть смерть, случайная. В любом случае, в первой части фильма все это не имеет значения. До поры до времени ее героиня оставляет свою жизнь в бутылке из под коньяка и мучается экзистенциальными вопросами смысла своей никчемной жизни, и главным вопросом: что же толкнуло на последний шаг и докторскую семью, и Полосуева. Почему они не боялись умирать? Для зрителя ответ очевиден, для Фаины - это путь Кастанеды, который выведет ее за рамки бытия. Проводником на этом пути становится профессор, подозреваемый в употреблении наркотиков, предназначенный Фаине свыше. То как Рената Литвинова поворачивает историю сильно впечатляет. Такой глубины и образности даже от нее не ждешь. Если сначала фильм вызывает недоумение, то в конце хочется бурно аплодировать, списывая со счетов совдеповских тетенек, оставшись в наследство от Киры Муратововй. Рената Литвинова будто экранизирует свой внутренний мир и свои сны, превращая фильм если не в исповедь, то в очень личное творение, а в больших масштабах, в центральный российский фильм новейшего времени. Конечно, работа чересчур авторская, несущая на себе сильнейший отпечаток режиссера, пафосная и не лишенная блеска. Но вся эта артиллерия высокого стиля направлена на то, чтобы сказать еще раз о любви. И спеть о ней. Не надо забывать о потрясающем саундтреке Земфиры. Хотя о чем это я, о саунде здесь забыть невозможно. В целом, Рената Литвинова превзошла мои ожидания как режиссер, заинтересовав своей персоной еще больше. Ожидая от 'Богини' всех благ, я не готовился увидеть столь эстетсткий и необычный рассказ, который многими путями и метафорами парадоксально приходит к одному простому, но такому важному слову, любовь.

shults
shults15 октября 2007 в 11:33

Был изрядно удивлен, прочитав отзывы к этому фильму. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, из всех, оставивших комментарии, всего несколько человек адекватно оценили увиденное. Остальные либо не поняли, либо считают, что они и есть те «не все», для которых снимается кино под грифом «не для всех». Ну конечно, «не для всех» — это же для меня, думают такие ценители, начинают рассуждать о гениальности и сравнивать Ренату Литвинову с Дэвидом Линчем. На мой (конечно субъективный!) взгляд, до Линча ей, как Коле Баскову до Лучано Паваротти. Я сам вовсе не любитель бездумных блокбастеров и «сортирных» комедий, я очень люблю авторское кино. Но есть фильмы фон Триера, Ким Ки Дука, Кубрика, того же Линча, наконец, а есть Рената Литвинова. По-моему она просто достала из головы всех своих тараканов и выпустила их на экран. Безумие выливается на зрителя с первых минут и не прекращается до самого конца. И все для того, чтобы в финале все персонажи, которые появлялись в фильме (и даже те, которые не появлялись) в лоб и без всяких недосказанностей донесли нехитрую истину о том, что «главное в жизни — любовь»! В чем здесь глубокий смысл? Чтобы понять столь очевидную вещь, совсем не обязательно более полутора часов смотреть всю ту ахинею, что нагородила госпожа Литвинова, которая здесь и режиссер, и продюсер, и сценарист, и исполнительница главной роли. А «гениальная» актерская игра, якобы заслуживающая оскара (как тут написали)! Рената всегда с блеском играет саму себя (Максим Галкин нервно курит в сторонке), но здесь она прыгнула выше головы (особенно если учитывать, что ее персонаж — следователь! Нет, вы когда-нибудь видели таких следователей?). Остальные актеры тоже старательно изображают Ренату Литвинову, но получается у них, естественно, намного хуже. Единственная здравая мысль в фильме звучит из уст персонажа Константина Мурзенко: «Она же ненормальная, как ее вобще в милицию взяли?» Поставлю 3 балла только за то, что такое действительно редко где увидишь. В заключение всем любителям пофилософствовать скажу — ребята, читайте книги, особенно классику, тогда вы престанете искать глубокий смысл там, где его нет и в помине. 3 из 10

kuprumgenii
kuprumgenii1 ноября 2013 в 22:14
« Туда по-другому нельзя?! Только чистыми и красивыми?!»

Сегодня я впервые познакомилась с творчеством Ренаты Летвиновой! С первого кадра у меня появилось ощущение как будто меня переворачивают вверх тормашками и я протестуя такому натиску- напрягаюсь каждой клеточкой своего тела… затем через глаза… безупречностью операторской работы… я восхищаюсь красотой этой женщины и необычной подачей материала. Этот сладкий добрый сюрреализм! Да! Картина настолько вся целостна и в ней все так грамотно продуманно. После просмотра я заплакала… в этом была целая палитра чувств: и грусть, и горечь, и признание, и ликование, и восхищение, и уважение, и Любовь! Захотелось вдруг позвонить своей маме и сказать, как я ее сильно люблю, и сказать, как я ей благодарна за Любовь, которую она мне дарила все эти годы, за жизнь, желание жить и Любить! Сейчас я испытываю оргазм мозга, смакуя от каждой фразы и неповторимости каждого кадра! Роскошная Женщина, красивая Фаина, утонченная поэтическая натура, которая упоительно читает в ванной, полной воды книги… вечно молодая, в то время как ничего не уст… просто продвигается в своем расследовании о смысле своего существования, чтобы начать жить. Пьет коньяк, и «если высшие силы ее не обломают», то смотрит яркие сны. Феноменальная режиссерская работа! Все персонажи, люди в этом фильме ищут ценность своего существования- Любовь! Находя умирают, рождаясь в другом измерении, ином качестве жизни. Да, это безумство… попасть в этот чарующий мир грёз! « Туда по-другому нельзя?! Только чистыми и красивыми?!» Двери-зеркала. Только через Любовь к себе, появляется Любовь к миру и Любовь к другому человеку. Потрясающая «стекляшка»- место, где встречаются обнаженные души, ищущие иного качества существования. Когда Фаина увидела там Коля, закричала «мама» и спряталась… в зазеркалье её встречает мама. Мама готовила её к этой встречи всё её существование в этом гнилом, тухлом, с обшарканными стенами, пустом мире Одиночества. Сразу вспоминается афоризм « Нас пятеро-я и четыре стены». Браво, Рената Литвинова! Я Вам очень благодарна за такую сочную и шедевральную картину «Богиня: как я полюбила»! С удовольствием, еще раз пересмотрю!

Frangetta
Frangetta27 сентября 2007 в 22:30
'Когда умру, не хочу ни в ад, ни в Рай, хочу к тебе'

Сразу скажу, что писать комментарий к фильму 'Богиня: как я полюбила', это все равно что отвечать на стихи прозой. Рассказывать сюжет- бессмыслено, описать эмоции, которые вызывает картина - очень сложно, но не сказать об этом фильме невозможно. Это необычайно красивая и грустная картина, рассказывающая, скорее, не о любви, а об ее отсутствии. Всех персонажей объединяет болезненное чувство одиночества: одни из них были истерзаны любовью, другие потеряли своих самых дорогих и близких людей, третьи вообще никогда никого не любили, и вместе с этим, все герои картины не ощущают любви и заботы и со стороны окружающих. Всем им так хочется сказать 'Я люблю тебя!', но им некому этого сказать, они покинуты,непоняты, забыты и абсолютно одиноки в своем несчастье. Почти все герои фильма показыны в момент осознания того, что прожили уже большую часть своей жизни, но самое главное они либо упустили, так как не сумели вовремя оценить, либо так и не нашли. В фильме полностью смещены все акцента, наша жизнь показана совершенно под другим углом, Рената создает мир, в котором нет привычного нам понимания добра и зла, нормальности и ненормальности, тут каждый человек с его мировоззрением и поступками может быть понят и оправдан. Даже самые привычные нам понятия, такие как любвь и смерть, приобретают в картине противоположное значение. В фильме отношение к смерти разительно отличается от привычного нам осознания ее, она рассматривается как нечто красивое и желанное, герои сами хотят приблизить ее приход, ждут от нее спасения, избавления от одиночества и внутренней пустоты. Также и любовь показана совершенно с непривычной стороны, если мы видим в ней что-то светлое, чистое, дающее надежды и силы для существования, то для героев 'Богини' она приобретает зловещие оттенки, они видят в земной любви источник страданий, поэтому-то и хотят поскорей уйти в мир иной, чтобы найти вечную любовь, которая уже никогда не сможет покинуть их. Для них совершенно неважно, куда они попадут после смерти, в ад или Рай, главное для героев- найти любовь и понимание. Да и вообще многое в фильме подвержано деконструкции, например понятие о красоте: интерьеры обшарпанной столовой с дешевой посудой или полуразрушенная, неубранная квартира Фани показаны не менее красиво, чем роскошный дом профессора.Чудаковатые, похожие на городских сумасшедших, внешне непривлекательные герои фильма буквально влюбляют нас в себя, на экране в них есть необычайная красота, которую в реальной жизни далеко не все могли бы увидеть в подобных людях. Безусловно, наше понимание и отношение к этому фильму не может быть однозначным и иметь какую-то конечную оценку. Это кино, которое растет вместе с нами и каждый раз, пересматривая его, мы будем открывать для себя что-то новое, оно будет пробуждать в нас новые эмоции.

white_white_plane
white_white_plane23 марта 2011 в 21:50
«И всё-таки она полюбила…

- Привет. - Ты звал меня? - Да… - А что случилось? - Ничего. Просто я хотел тебя увидеть. - А… Ну ладно. Мне пора. Пока. - Пока. Смотреть этот фильм – словно читать поэзию, он затягивает, как омут, но оторваться просто невозможно. Фаина работает следователем, живёт одна, не имеет жизненных амбиций, а отсутствие любви создало пустоту в её душе. Но все, кто её окружают, живут, чувствуют и кого-то любят. И эта любовь их губит. Девушка, которая чуть было себя не утопила в реке, кажется, совсем ума лишилась. И всё из-за… любви? «Даже не знаю, зачем я трусы сняла… Зря я трусы сняла», - сидит рядом с Фаиной это непонятливое чудо, обмотанное в одеяло. Фаина слушает её, но не понимает. Она расследует дело о пропавшей девочке, чей отец просто разбитый горем. И всё от большой любви к своему похищенному ребёнку. Но Фаина лишь неэмоционально и сухо убеждает его, что дочь жива и следствие продвинулось вперёд. Соседи, укравшие девочку, любят друг друга и решают вместе умереть. Сочувствует ли им Фаина? Разумеется, нет. Ей снятся дурные сны и сама она живёт, как во сне. Она ничему не радуется, у себя дома уединённо пьёт дешевый алкоголь и не принимает ухаживаний сотрудника по работе. Она холодна, она никого не любит… Но, не смотря на отчаяние, депрессивность и одиночество, которыми пропитан весь фильм, мы, как и главная героиня, получаем в завершении ответ: смысл жизни – любовь. За границей сознания, в мрачном лесу, куда попадает Фаина, все души одержимы лишь этим чувством. А в это время, в реальном мире Фаину заменяет её растрёпанный двойник, уснувший на мосту с повязанным как платок пакетом на голове. Некоторые чувства познаются через смерть. Возможно ли, поэтому боги не живут на земле? Не удивлюсь, если кто-либо из зрителей назовёт эту сюрреалистическую драму Ренаты Литвиновой полным абсурдом. Потому что этот фильм - на любителя и понравиться может не каждому. И всё же, на мой взгляд, это было стильно, утонченно, неординарно и, как для полнометражного дебюта, вполне удачно. Явно видно сильное творческое начало Литвиновой и «Богиня: как я полюбила» - фильм, стоящий внимания и любопытства.

annette kennedy
annette kennedy24 июня 2010 в 17:46
Ради любви возвращаются даже мертвые

У Ренаты Литвиновой получился на удивление качественный арт-хаус, что совсем неожиданно для российского кинематографа и тем более для хрупкой женщины. 'Богиня', мягко говоря, на любителя. Мне совсем не хочется писать громких фраз про то, что смотреть этот фильм надо сердцем, любовь превыше всего и тп, но, видимо, придется. В первую очередь, для меня 'Богиня' показалась просто скоплением метафор, каждая деталь фильма - на самом деле обозначает совсем не то, чем кажется на первый взгляд. За внимание к мелочам - Ренате как режиссеру отдельный плюс. Ворона, приносящего каждое утро Фаине дохлую рыбу, я поняла как безразличие, свойственное всем нелюбившим. Старая, обшарпанная, неухоженная квартира Фаины, при всей ее внешней женственности и манерности - как отражение ее мыслей, внутреннего мира, в который она с таким трудом попыталась впустить Николая. Приземленная работа следователя - как синоним слова 'должен' в жизни каждого человека. 'Стекляшка' с неаппетитным супом - остановившееся время в душах равнодушных людей. Даже умершие с их запоминющимися монологами в моем понимании умерли не физически, а в душе. Постоянно повторяющийся вопрос 'Сколько времени' - подсознательное желание не потерять драгоценные минуты. Наркотик, который 'Нет, это не наркотик' - на самом деле все та же любовь. А невнятные пакеты, которые таскала с собой 'Двойник' Фаины - не более чем багаж ненужных чувств, мыслей, мешающих жить дальше. Да и финальное 'Тело мое нашли в пять утра...' для меня значит только смерть равнодушной Фаины, ничего не понимавшей в любви, и появление новой Фаины, человека любящего и счастливого. Теперь об исполнении. Режиссерская работа понравилась очень, раскадровка фильма = отличные фотографии. Диалоги и монологи так и хочется растащить на цитаты. Костюмы и макияж стильные и утонченные, в духе Ренаты. Музыкальное сопровождение на отлично, особенно музыка Arctic Monkeys, в непривычной аранжировке. Конечно, не получилось обойтись без пафосных, манерных оборотов. Впрочем, какой режиссер - такие и слова. 9 из 10

Vistrel
Vistrel20 июля 2009 в 13:28
О том, без чего нельзя жить

Оды Ренате Литвиновой спели, кажется, все: и знатоки киноискусства, и гламурные мужчины и барышни, и обыватели - в общем, все. Хотя сам фильм 'Богиня...' далеко не так прост, чтобы он получал похвалы со всех сторон. Сплетение непонятных событий, чувств, размытых образов (привлекательных от этого ещё более) делает картину хорошим, качественным фильмом - но черезчур арт-хаусным. И только образ самой Ренаты Литвиновой, как всегда безупречной (смотрите пункт 'оды'), идеально вписывающейся в свой же сценарий, в котором любая другая актриса выглядела бы глупо и смешно, даёт шанс получить удовольствие от этой работы не только любятелям 'особого кино', но и, что называется, 'простым смертным'. Ведь чувство стиля, безупречной актёрской игры никогда не изменяло Литвиновой. А что касается непосредственно фильма - тут можно говорить 'много и долго' и всё равно ничего толком не скажешь - слишком специфическое восприятие этой картины у каждого. Как сказала о ней Кира Муратова - это форма шаманства. Древнего, таинственного, дикого. Безумно увлекательного. Поэтому смотрите обязательно эту странную, но такую цепкую и близкую всё же работу. 9 из 10

Gina
Gina21 января 2007 в 00:24

Восхищаюсь Ренатой...и совсем не поняла этот фильм. Показался тяжелым и излишне претенциозным. Но, ходила под впечатлением несколько дней. Просто ощущение какой-то тяжести, уныния что ли. Идея фильма неясная, фабула слишком сложная. Я была разочарована.

Suslander
Suslander6 ноября 2009 в 04:45

Посмотрел этот фильм наверное с месяц назад. Надоумила рецензия Димы Билана, может кого-то это и шокирует, но в списке его любимых очень даже неплохие фильмы. Сюжет фильма, как писали многие, объяснить сложно. Потому что происходящее на экране, иначе чем временное помешательство назвать нельзя. Одна сюжетная линия начинается и теряется, появляются новые персонажи, звучат красивые реплики с избитой истиной. Литвинова играет как обычно саму себя, от героя Сухорукова веет сдержанной истерией, в принципе его образ самый запоминающийся. 'Богиня: как я полюбила' так и просит поставить на себе штамп авторского кино. То есть сидите, смотрите, не пытайтесь все это понять, что я там настрадала, это невозможно. Однако сумбурность происходящего на экране ну и невозможность выкладывания какой-то четкой линии, что же хотел сказать автор, просто раздражает. Это не Дэвид Линч, и не другой какой-нибудь режиссер, у которого может быть картинка, вызывающая отвращение... но все же с ясным смыслом. Там художественные приемы обоснованы, они использованы для чего-то. А тут иногда подкрадывается ощущения что чудили на экране, ради того чтобы почудить. Ну и конечно концовка и финальный вывод про любовь. Зачем надо было так мудрить? Зачем надо было давать такое название, которое не вяжется со смыслом показанного? кто тут Богиня и кого она полюбила за фильм. Я не пытаюсь докопаться. Но тратить два часа на банальный вывод, сдобренный отличной музыкой и хорошей операторской работы, увы жаль. Хотел поначалу дать нейтральное мнение, в виду того, что может быть просто кино не для меня. Но чем больше думаю, тем больше кажется, что это просто пустоватый фильм. 4 из 10

rschourko@gmail.com
rschourko@gmail.com17 ноября 2023 в 21:22
Отклик-размышление

Фильм правдивый. Фильм, заглядывающий в сакральные глубины души человека, сшедшего с дистанции, засомневавшегося, в чем смысл?, для чего я живу. Почему такая пустота в душе моей? Фильм гениальный! В первый раз на поверхность вывернут скрываемый, конфиденциальный пласт душевных состояний человека, отчаявшегося, надломленного, и все же ищущего: чего?, кого? Ответ в фильме прозвучал: смысл жизни - это ЛЮБОВЬ! Но какая? Эгоистичная, жертвенная? Тема неимоверно важная! Очень талантливо представлена картинка трансцендентного состояния человека, заглотившего анальгетик от боли души или от пустот души. Такое мог нам показать только тот талантливый человек, который сам пережил ломку или интоксикацию. В фильме также показана связь между миром живых и миров мертвых, которые тоже живы. Что самое противоречивое и поразительное в этом фильме, что главная героиня Фаина, хочется согреть это имя, так как сама героиня никогда не любила и не понимала, как это любить? А ведь рядом был, кто мог стать смыслом ее жизни! Почему не откликнулась, почему не загорелась в ответ взаимным чувством? И концовка была бы другой. Мой вывод: пустота в душе - это неосознанная тоска по Богу, а все настоящее - это только с Богом в душе, и любовь, и я сам!

Anthony_W
Anthony_W19 апреля 2012 в 16:01
Мир Ренаты Литвиновой

Возможно это очень трогательная, личная, интересная история о жизни, главный смысл которой - любовь, но единственное, что наполнено жизнью в данном фильме - это песня Земфиры 'Любовь как случайная смерть'. Сюрреалистическая картина возникающая в голове главной героини и окружающая ее действительность на протяжении всего фильма направлена на передачу определенного послания. Каждый находит свой собственный смысл в неявном на первый взгляд. По аналогии с тестом Роршаха. Но есть одна особенность - картина может быть не понятной, не подпадающая под определения, яркой или темной, но она должна быть интересной. Именно этого не хватает фильму Ренаты Литвиновой. Смотреть на происходящее на удивление очень скучно. Подойдем с технической точки зрения - большое количество символов сочетаются с невнятной операторской работой, мутным освещением, не содержательными диалогами, отсутствием ссылок на что-то ценное и красивое. Ответственная за сценарий Рената Литвинова наделила всех персонажей своим восприятием и диалогами, но что получается лучше всего у неё (быть собой), не получается у других (быть Ренатой). Каждый элемент, актер и текст вместе не создают единую картину происходящего. Режиссер использует разные образы, для передачи главных слов о любви или понимания процессов, или наблюдения за процессами или просто передача ощущения жизни. А остается пустота. На экране и в душе. Как пример: не самые легкие и разные режиссеры Ларс фон Триер или Джим Джармуш использовали такие же образы, смыслы, символы по тематике любви и жизни в некоторых своих фильмах. Что-то не нравилось или вызывало отвращение, но всегда в восприятии сохранялась целостность общей картины. Возможно просто потому, что мне есть с чем сравнивать я понимаю, что после просмотра картины Ренаты Литвиновой остается пустота. P.S Если взять разные версии и выступления Земфиры с песней 'Любовь как случайная смерть' и начать слушать подряд, понимаешь что в каждой содержится собственное настроение и свой мир, и главное жизнь - настоящую и полную и передает гамму посланий о любви лучше чем фильм. 5 из 10

adekvatnbly
adekvatnbly31 октября 2010 в 21:03
Альбом с картинками

Полагаю, неверно считать 'Богиню: Как я полюбила' фильма. Да, разумеется, в нём есть сюжетные линии, есть логика, есть всё, что требуется, но... Но это лишь побочно, второстепенно. Это изумительный альбом с восхитительными картинками, потрясающими этюдами. Альбом, который хочется разглядывать вновь и вновь, бережно храня я его в сундуке. Он не постареет и не износится. Потому что тема, заявленная во всех картинках, в каждой странице этого фильма - вечна. Эта тема: любовь. Кроме самих завораживающих картинок, которые представляются нам множеством, врезающихся в память сцен с очаровательной харизматичностью актеров, в этом альбоме мы встречаем очень много пометок на полях - фразы из фильма, которые едва ли не все хочется запоминать и цитировать. Не может не притягивать игра, пластичность, артистизм самой Литвиновой. Получаешь удовольствие от каждого её жеста, от её мимики. Также, как и получаешь удовольствие от каждого кадра этого фильма-альбома. Это один из редчайших фильмов, после которых не хочется ни о чём думать. Хочется просто сидеть и смаковать послевкусие. Фильм открывает в нас глубинные мысли, переворачивает что-то внутри, закрадывается в наше сердце и остаётся там. И именно из-за этого ощущения альбомности фильма, от 'Богини' невозможно устать, её можно пересматривать бесчисленное число раз. Каждый раз с наслаждением перелистывая страницы с потрясающими картинками и хватающими за душу текстами. 10 из 10

ладонь
ладонь17 марта 2010 в 18:37
Любовь- это не мясо, но обязательно что-то кровавое.

После того как я посмотрела этот фильм, я не могла говорить. Мне хотелось выйти на балкон, курить и смотреть в даль. Это кино не для всех, хотя посмотреть должен каждый. Он чертовски красив, при чем чертовски в прямом смысле. Да, мухи облепившие лица престранной парочки, да уродливые буфетчицы, пусть сросшиеся брови у девчонки прыгнувшей с моста, пусть даже горбатая служанка, и даже пусть голое тело 'звезды' на склоне лет своих- это и есть та чертовская красота. Знаю, многим неприятно, но завораживает, и глаз не отведешь. Основной сюжет о пропавшей девочке, лишь так, скелет фильма- мышцы, кожа, волосы, органы-это проблема человеческой любви, как она ранит, как обезволивает, как сводит с ума. Ведь в фильме все только и говорят о том, как хотят любить. 'Мне хочется сказать: 'Я люблю тебя', но мне некому это сказать' 'Я их люблю сразу и целиком, а они меня только, когда пьяные' 'а когда я умру...ты заплачешь?' 'Прыгай, прыгай о небо еще никто не разбивался' Колоссальный сценарий, фильм можно разобрать на цитаты. Талантливо, сюрреалистично и очень ценно. Единственный в своем роде фильм, да он близок к клоунаде и кичу, но он на границе, и нигде, ни в какой момент ни на миллиметр не перешел этой границы между шедевром и безвкусицей. Спасибо за фильм, который никого не оставит равнодушным. Люди! В чем смысл? Зачем? Любовь. Любовь. Любовь.

Доктор Рукиноги
Доктор Рукиноги26 мая 2007 в 19:12

'Тело моё было найдено в шесть ута. При мне нашли папку с протоколом. На одной стороне было нарисовано лицо и вопрос о смысле моей жизни. А вся остальная страница была исписана ответом: любовь, любовь, любовь...' Шедевральный фильм о любви. В самых разных проявления, о том, как сходят люди с ума и как счастливы вместе. Это фильме о ЛЮБВИ. О такой разной - взаимной и безответной, мимолётной, вечной. О её странностях, о том, как может мучить любимый человек и как сводит с ума его отсутствие. 'Он бьёт её, догоняет, опять бьёт. А она вырывается, кричит… А потом они целуются…' Любимый. Можно смириться со смертью, но не научиться жить автономно, можно мстить, а можно и броситься вслед. Но нет ничего хуже, чем так и не попасть в эту пропасть. Это в течение фильма понимает героииня и только к концу ощущает, как всё-таки важно то чувство, которое она игнорирует со стороны коллеги. Только увы, не всё можно успеть, и некоторые вещи безвозвратно утеряны. Но... 'Я обязательно вернусь. Я пойму смысл, как просила моя мама. И я никогда никого не любила. А ради любви возвращаются даже мёртвые'. Фильм безусловно учит любить, учит, что нет ничего важнее любви и что никогд нельзя её недооценитьва, игнорировать или прятать. Ведь смысл жизниесли - любовь, любовь, любовь. Литвиновский фильм в полнейшем смысле этого слова. И прекрасная музыка Игоря Вдовина и Земфиры Рамазановой. Идеально передаёт настроение и чувство фильма, темы 'богиня' практически визуально передают оббраз героини Литвиновой. Само собой: 10 из 10

viktory_0209
viktory_020919 октября 2014 в 08:00
Зеркала

«Богиня» начинается как заурядный детектив родом из 90-х, как нелишенная типичной чернухи история одного расследования. Пропала маленькая девочка, отец ее безутешен, мать, которая по-женски «живучее», подумывает родить себе новую доченьку, милиция, как водится, всех бережет, но сделать толком ничего не может. Не бог весть какая интрига полностью себя исчерпывает к середине фильма, который все больше начинает походить на парад чудаковатых типажей. Типажей сомнамбулических, вращающихся в нестерпимо промозглой, неуютной вселенной, кафельно-бетонной на ощупь, режущей глаз неестественным синим, зеленым светом. Этот мир-времянка будто изначально не создан для жизни. Здесь, как зрительно согревают лишь внезапные красные пятна – туфли, абажуры, шторки в ванной, так ласкают слух только славные имена героев – Ботя, Киря, Фаня. И тем чудовищнее, тем пронзительнее звучат неприкаянные монологи, наиболее невыносимый из которых, конечно, вложен в уста Хабенского - тот самый про тело, которое никогда не ело вкусно, не спало, не загорало, а только мерзло. Такие вот исходные: планета наша – это враждебное место, которому впору «поставить ноль», а спасением может стать только подаренная кем-то толика тепла. И вот это холодное пространство является единственно возможным внешним отражением внутреннего мира следователя с парадоксально сияющим именем Фаина. Так история детективная превращается в историю психоаналитическую, встает на рельсы самопознания, олицетворением которого становится зеркало. В самом простом смысле этот нехитрый предмет является метафорическим ребром, из которого рождается образ: стоя перед ним, женщина чаще всего создает себя - взгляд, поворот головы, улыбку. И самое сложное в таких опытах демиурга - осознание того, теперь вот эта саморучно нарисованная, слепленная маска – теперь это твое лицо. Если внимательно присмотреться, зеркало так или иначе сопутствует большинству выдуманных Литвиновой героинь. Этот символ сам по себе очень женский, восходящий к Венере, и в то же время его можно воспринимать как доказательство того, что в любом созданном Ренатой типаже отражается вся ее вселенная. Вселенную эту могла бы выдумать повзрослевшая Алиса на основе смутных воспоминаний о сказочных мирах. Характерная ломанность движений, вычурность языка, этакая естественная неестественность - это все откуда-то из Зазеркалья. Удивительным образом выходит, что и медсестра из «Увлечений» Муратовой, и стюардесса Лара из фильма «Небо. Самолет. Девушка» Сторожевой, и глухонемая Яя из «Страны глухих» Тодоровского - все они родом из одного и того же очень странного мира, наполненного причудливыми деталями, привычками, обрастая которыми ступают эти воздушные создания и на нашу грешную землю. А квинтэссенцией литвиновского художественного пространства, местом, куда сходятся пути всех ее героинь, становится как раз «Богиня» - фильм плоть от плоти своей создательницы, где эта удивительная и талантливая женщина показывает самую суть того, что она хочет нести и несет в жизнь. Очень показательное подтверждение - начальные титры, заполняющие экран многократно продублированной надписью «фильм Ренаты Литвиновой». И именно в «Богине» пресловутая зеркальная символика становится ядром творческого высказывания. Наследуя, с одной стороны, конечно, Льюису Кэрроллу, а с другой – Жану Кокто, Литвинова создает свою собственную мифологию. У нее тоже зеркало становится порталом между миром живых и миром мертвых. В царство мертвых нужно обязательно попасть, потому что только там можно найти ответ на вопрос. Или даже не так. Только там можно найти вопрос, на который нужно обязательно узнать ответ. Фаина ведь особа крайне замечательная в своей притягательности, но при этом совсем потерянная. Очень красивая, но совсем неухоженная, выгребающая по утрам из-под кровати красные босоножки и бутылку коньяка, купающая в ванне книги вместо резиновых уточек. Классический типаж девушки, которая парит высоко, как в небе самолет. И, если Лара не только влюбляла в себя, но и сама могла любить, как никто другой, то Фаня любить не умеет, а потому не понимает людей вокруг себя. Тех, в ком гудит она, человеческая, простая, символом спасительного тепла которой у Литвиновой становится – и вот это совершенно прекрасно – то, что редко встретишь в холостяцкой берлоге, что ассоциируется с банальным таким домашним уютом. Суп. Главная героиня, «ничего не понимающая в любви», никак не может поесть супа. Отправляясь в иной мир за неким знанием, обязательно нужно найти проводника. Данте выбрал поэта Вергилия, поэт Орфей – прислужника смерти Эртебиза, следователь Фаина – загадочного Профессора, о котором неизвестно ничего, но которому открыта истина. Истина выстраданная, больная, кровоточащая, визуализированная открытыми ранами на ладонях. В своем интересе к смерти, в своей влюбленности в смерть, Литвинова, безусловно, близка Кокто, построившему в «Орфее» треугольник Эрос-Творчество-Танатос и воспевшего поэта как сущность, смерть побеждающую, выше смерти стоящую. Но убежденности в том, что она никогда не умрет, ибо искусство вечно, Рената достигла еще в дебютной документалке. Смерть ей уже не страшна (смерть зовет ее во снах вкрадчивым материнским голосом, смерть передает ей дары через своих посланниц-ворон, смерть становится в итоге субстанцией абсолютно дружелюбной), а вот жизнь страх внушает. Поэтому, попав на другую сторону зеркала, Литвинова идет дорогой отличной от Кокто. Этот путь менее возвышенный, потому как ведет к истине беспрецедентно простой. Простой настолько, что нужно обладать огромным мужеством, чтобы вообще решиться на такое высказывание. Смысл жизни – в любви? Право, стоило ли ради этого огород городить со всеми пропавшими девочками, синхронными харакири, оживающими готическими башнями и завуаленными королевами, изображающими сити-гид по Той Стороне! Многие об этом говорили, многие восхищались таким упоенным открытием простых истин. Но к сути феномена Ренаты Литвиновой ближе всех подобрался, кажется, Дмитрий Быков, сказавший, что в эпоху, когда затаптывали слабых и безумных, она демонстративно стала слабой и безумной. Так вот, дерзость ее киновысказывания заключается в создании новой Богини, богини-нищенки, богини-юродивой, покровительницы и защитницы всех неприкаянных душ, ищущих тепла. Дерзость - именно в самом заявлении: «Я есть любовь». Она есть – в это веришь беспрекословно и покорно идешь к ней на поклон. Но в этом видится и определенная трагедийность. Тот же Быков писал, что в новом времени, вне лихолетья 90-х Литвинова существовать не может. Думается, что существовать она не может по несколько иным причинам: после жертвенной смерти и вознесения в «Богине», после этой ярчайшей коды заход на второй круг в попытке рассказать еще одну последнюю сказку (по сути, приквел «монологов медсестры») не способен быть убедительным. Нужно новое рождение, для которого необходимо снять привычную маску. Маску, давно ставшую лицом.

Кинопоиск
Кинопоиск11 ноября 2013 в 10:10
Понимание непонятого

Заглавие фильма Ренаты Литвиновой и то, что мы видим на экране, обусловливают два закономерных вопроса: почему – именно Богиня и кого или что эта Богиня полюбила? Исходя только из внешних перипетий сюжета, ответить на эти вопросы не представляется возможным. Дело в том, что в фильме сюжет как таковой играет роль фона, на котором развёртывается поток сознания героини – следователя Фаины. Именно так – поток сознания, или переливы внутреннего мира человека. И в этом плане фильм Ренаты Литвиновой типологически сходен с популярным в художественной литературе нового времени направлением модернистского толка (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса и других). В фильме «Богиня…», как и в произведениях литературы «потока сознания», мы видим то же, до предела обострённое внимание к исключительно субъективному и потаённому в психике человека. Личное сознание – это «поток», в котором мысли и эмоции постоянно, под воздействием извне, в силу неизбежных ассоциаций и воспоминаний перебивают друг друга, наслаиваются друг на друга, причудливо и не всегда логично переплетаются. В результате в тексте и на экране (экран – тот же текст) наблюдается нарушение традиционной повествовательной структуры, смешение актуального, бытийного и воображаемого планов реальности. В фильме Ренаты Литвиновой всё повествование построено на очевидных антитезах, главными из которых являются следующие: здесь (в земной реальности) и там (в инобытии); рациональное и иррациональное восприятие мира. Внутренний мир является для Фаины основным. Именно в нём она старается очиститься от тяжёлых впечатлений бытия. Но сознание героини расколото: находясь телесно здесь, в физическом мире Земли, она мысленно путешествует там, пытается отыскать то начало, которое соединит два мира (внешний и внутренний) и две реальности (бытие и инобытие) и позволит достичь гармоничного состояния, а соответственно, приблизиться к Богу, стать хотя на одну ступеньку выше и вообразить себя мини-богиней. Гармония в мире и душе невозможна без Бога и без признания инобытия. Средством же для достижения гармонии, в понимании Фаины и, соответственно, автора фильма, играющей главную роль, является любовь. При этом любовь не понимается в узко-земной её интерпретации. Земная любовь – малая часть состояния любви, существующей в матрице Вселенной. Любовь Вселенной – это соединение воедино состояний гармонии, равновесия, умиротворения, удовлетворения, уважения, понимания, мира с самим собой, спокойствия. Финал фильма не оставляет сомнений: здесь, в земном мироустройстве такого состояния достичь невозможно. Александр Рогалев.