Глянула некоторые рецензии - и захотелось вывести из заблуждения людей, не читавших Базиле, но полагающих, будто поняли стиль этого автора благодаря просмотренному фильму. Зрители, мало знакомые с культурой XVII в., искренне считают её 'средневековой', что, на мой (и не только мой, но и большинства специалистов) взгляд, в корне неверно даже относительно начала столетия. Это уже, без сомнения, НОВОЕ Время, барокко с его причудливой игривостью и пародийностью! И если бы вы потрудились найти на просторах Интернета первоисточник (а это можно сделать), вы бы после нескольких фраз осознали, что сказки Джамбаттисты Базиле вовсе не страшные и не мрачные. Да, местами там присутствует очень чёрный юмор, но это именно юмор, стёб, пародия! Бредовость сюжетов совершенно намеренна, она усилена по сравнению со средневековыми сказками, которые обыгрывает автор. Конечно, эти истории не способны ни вызвать чувство страха, ни выжать слезу - они не для того были написаны. И многие из них гораздо более скабрезные, чем можно решить по фильму, но в них меньше насилия и драматизма - это как раз наши современники добавили! Особенно характерный пример - сказка о блохе и дочери короля, в оригинале которой не пострадал серьёзно ни один персонаж, кроме насекомого. Однако, несмотря на то, что фильм очень далёк по духу от первоисточника, мне он понравился. Превратить пародию во что-то мрачное благодаря именно СОВРЕМЕННОМУ взгляду на вещи - тоже неплохая идея. Кино намного психологичнее оригинала, персонажам сочувствуешь, есть тот самый пресловутый 'саспенс'. От жестокости меня лично не коробит, потому что она и преподнесена как жестокость, а не 'между делом'. Проблемы семейного насилия, желание вернуть молодость с помощью пластических операций - это наш, XXI век, и ответы на вопросы даются по-современному, что внимательному и образованному человеку к концу фильма уже вполне заметно. Но Средневековье вы здесь увидите лишь в двойном преломлении - сначала в призме Нового Времени, затем Новейшего. И это нужно учитывать.
С этого фильма можно начинать знакомство с новым поколением страшилок. И дело тут не в комбинированных съёмках, оживлющих кукольных монстров и творящих из лилипутов великанов, и точно не в компьютерной графике, спсобной уже не дополнить, а подменить нам реальность на такой обман восприятия, что будем принимать протез за живую деталь, а бред за норму. Речь о расширении влияния кинематографа на свойства мышления. Лет тридцать назад, если не сорок, рабов видеофильмов, становившихся чуть ли не приставками к своим видеомагнитофонам, называли видеотами, много насмешек было над фанатами 8-16-битных игровых телеприставок. А сейчас другие времена... Здорово, Matrix! Как поживаешь? А мы, если хотим узнать, как поживать дальше западным и юго-западным европейцам, посмотрим кино Il racconto dei racconti или Tale of Tales, что буквально означает «сказка сказок», а не «Страшные сказки», как у нас в прокате. Этому фильму уже пять лет, а считать такой фильм детским можно только с большого перепугу или бодуна. Три новеллы сняты по мотивам известных произведений Джамбаттисты Базиле («Пентамерон»). В течение всего просмотра не покидает странное ощущение... Сказочки явно не для детей. Если для взрослых, то предлагается игра в угадайки: что это за байки и зачем это нам... Для развлечения? Как-то не очень они и развлекают. Для нравственных поучений слишком развратно, для порно слишком целомудренно. Для поучения? А чему? Скажем, в «Одиноком утёсе» — морали в истории короля, который сам себя одурачил капризами, запав на голос и не пожелав мириться с тем, что пела не красна девица... Или в «Долине туманов»? Тут мы узнаем версию вывернутого наизнанку эдипова комплекса: мамаша тиранила сынка, пока не кончилось всё плохо, а для интриги имеется поедание сердца чудовища, от которого беременеют и королева, и служанка... Скузи, это про клонирование? В третьей новелле про блоху, но точно хуже, чем в сказке про нашего Левшу. Слишком вычурная версия сказок про капризную принцессу, тем более, что тут король с капризами, а не принцесса... В отличие от Боккаччо (Il Decamerone), ясно давшего понять публике, насколько велика жажда жизни в полушаге от смерти, и воспевшего культуру и образование, как зачин для создания идеального общества, в «Страшных сказках» хоть и всго три байки, но уже можем рассмотреть полуфабрикат для сказочников следующих веков. Может и так, однако не сможем понять, зачем нам показали это сейчас... Или сможем? В Каннах фильм ничего не получил, местные итальянские награды пусть мотивируют сами итальянцы, а фильм стоит смотреть только для того, чтобы убедиться, что путь к возрождению настоящего европейского (и итальянского в т. ч.) кино тернист. Тот же режиссёр в эти недели представил нам новую версию «Пиноккио» (в российском прокате с 12 марта), а красивые, но нестрашные и очень непонятные Il racconto dei racconti просто учтём для расширения кругозора. 5 из 10
Эта картина давно валялся в папке к просмотру, ибо рейтинг не дотягивает до семерки, русское название как всегда подкачало, и я при беглом прочтении аннотация ничего оригинального не ожидала. Меня скорее уже утомляют это модные 'старые сказки на новый лад'. Хотя в целом фэнтези люблю смотреть, не часто правда бывает что-то действительно стоящее. Фильм меня поразил. Я включила его вечером фоном, под рисование, но уже через пять минут не могла оторваться от красивой картинки и холодной, тихо пронизывающей душу атмосферы. Три истории, я все ждала как они переплетутся между собой. Фильм какой-то неспешный. Но все же увлекательный. Я не могла не досмотреть его, хотя была уставшая и думала лечь пораньше. Я все же не буду расписывать сюжет или игру актеров. Скажу лишь самое важное по-моему мнению это не попытка шокировать зрителя, перевернув в сказках все с ног на голову. Все стали неженками и ждут в сказке счастливый конец. Ну тут он вообще-то присутствует... но не всем видимо очевиден. Это попытка показать сказки в своем первом значении. Некоторые исследователи уверены, что раньше сказки были жестокими и страшными, в целях воспитания и послушания детей. Но мне ближе теория, что сказки действительно несли в себе воспитательный аспект, но на глубоком психологическом уровне. Развивали самосознание и личность. Больше всего я увидела это в истории про Принцессу и Людоеда. Она прямо легла у меня по полочкам. И тут мне вспомнилось исследование юнгинианского психоаналитика Клариссы Пинколы Эстес, о котором я читала в ее книге 'Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях'. Когда я вспомнила о ее разборе традиционных сказок, то фильм стал полностью понятен и восхитил многослойностью. И конец логичен. Он не так оборван, как может многим показаться. В общем фильм гениален в своем роде. И снят красиво, эстетика прекрасная, костюмы, подбор и игра актеров, в общем работа всей съемочной команды. Но самое главное какой этот фильм многогранный. Считаете беды Принцессы приключились из-за глупости папы? А она жертва злого Людоеда? Как бы не так. Людоед это часть Принцессы, и пока она сама себе не поможет и не повзрослеет, все вокруг будут страдать, особенно те, кто пытаются ей помочь. В целом... я и так написала гораздо больше, чем планировала. Но фильм меня однозначно удивил. Приятно. Хотя было жутко. Да. 8 из 10
Удивительный фильм. Воистину, раньше ничего подобного не видела. Видела странные, страшные, сказочные, грустные и со счастливым концом... Но чтобы это все соединялось в одной картине... Никогда. Итальянская пышность и недосказанность, британская лаконичность и загадочность и французская пикантность и смелость... Это совсем не то фэнтэзи, которое все привыкли видеть, и совсем не те глубокомысленные фильмы, на которых либо засыпаешь, либо продолжаешь ломать голову несколько дней к ряду, а в итоге просто стараешься забыть... Нет, это какая-то волшебно-философская безобразная красота, которая потрясает, ужасает, впечатляет и притягивает. Три истории, почти не связанные друг с другом. Разные герои, разные сюжеты. Семья, любовь, одержимость. Мечта, надежда, прощение. Страсть, доводящая до безумия... Чем они объединены? Судьбой. Судьбой, которая всегда воздает по заслугам. Каждый их героев принимает ее дар или возмездие, платит свою цену, ведь главный принцип существования всего и всея - принцип равнодействия. Нужно что-то отдать, чтобы что-то получить взамен. Об этом говорит таинственный незнакомец в плаще. В этом страшном кудеснике угадывается штрихами намеченный образ европейского Румпельштильцхена, но еще более явственно видится образ его, Лукавого. Но даже он предупреждает о том, что все в мире имеет свою цену, ничто не дается просто так... Вопрос в том, готовы ли вы заплатить ее? Интересно, что ни одна из историй не рассказана до конца, истинная концовка осталась там, за кадром, но тем не менее, мы интуитивно понимаем дальнейшую судьбу героев. Однако, общий финал Истории об историях все же есть... Фильм начинается с бредущего по улице циркача, затем мы видим и саму труппу - раскрашенные лица, смех, костюмы, а затем и представление во дворце, с которого начинается Первая история... Эти наброски бродячего цирка являются своеобразным прологом всего фильма. И финальная точка, которую я воспринимаю как последний росчерк авторского пера, завершающий штрих, символ, который западает в душу - канатоходец на фоне небес, медленно идущий по горящей веревке, Мы не знаем его имени, не видим его лица, мы видим лишь то, как он на невероятной высоте балансирует над всеми, кто являлся участниками этих событий... Кто он? Символ мечты? Или судьбы? Сможет ли человек удержать свой баланс, не прибегая к высшим силам, не изменяя равновесия, и удержаться на ходу? Дойти до конца, не оступившись? Фильм начинается и заканчивается образами бродячих циркачей, мечтающих, свободных, творческих, но в то же время вечно грустных, с непростыми жизнями... Сравнил ли режиссер цирковое представление с человеческой жизнью, словно бы вторя словам знаменитого драматурга: 'Весь мир - театр'? Цирк, арена, где каждый балансирует на своем канате, где каждый решает свою судьбу и пишет свою историю... Это История историй, это история жизней.
Об этом фильме узнала лишь в конце лета - и сразу занесла в список обязательных к просмотру. И с немалым удовлетворением могу констатировать - не зря. Талантливый и бескомпромиссный Маттео Гарроне создал то, что так не доставало зрителю и массовому кинематографу - прекрасной и болезненной процедуры кровопускания, облегчающей боль объятой судорожной жаждой наживы синематографической системы. Очень жаль, что не многим данный фильм придется по вкусу - а кому нравятся медицинские процедуры? Фильм действительно произведение искусства - каждая сцена, каждый кадр наполнен упоительным колоритом, яростью, болезненной страстью, одним словом - жизнью. Взяв за основу средневековый фольклор (а именно он послужил основой для произведений Базиле, Перро, Гримм), Гарроне превратил авангардный микс из старых легенд в страшное, атмосферное, сатирическое полотно, обнажая и высмеивая человеческие пороки, остающиеся неизменными далеко не одну сотню лет. И персонажи все как на подбор - страдающие той или иной степенью одержимости, ибо человеческая страсть к переменам, несмирение перед собственной судьбой, стремление бросить вызов и пойти наперекор обстоятельствам, законам, Богу - грех, за который герои платят страшную цену и одновременно тот локомотив, который движет их вперед, не давая зависнуть в небытии. Прекрасен и самобытен народный фольклор - он отражение чувств и душ людей, живших в то время, в нем нет лжи, фальши, лизоблюдства - все честно, искренне и правдиво. Несмотря на великанов и речных драконов. А еще Гарроне снял фильм о любви. О том, какой разной она бывает, какой разрушительной силой может обладать, в какие уродливые формы облекаться. Что может быть сильней и бескорыстней любви матери к своему ребенку? А когда ради этой любви придется принести в жертву своего мужа? Героиня Хайек быстро доказала, что не остановится ни перед чем в достижении своей мечты, она готова умереть, лишь бы ощутить биение плода внутри себя. И пускай воля Божья оставить ее чрево бесплодным, она пойдет против всех законов - и Божьих и человеческих, но обретет желаемого сына. Но будет ли он ее сыном? Самые страшные слова, произнесенные в фильме принадлежат именно ей - 'Никто никогда не сможет полюбить тебя также сильно как я!'. Эта речь - табу, яд, они отравляют сердце и разум любимого человека, их никогда нельзя впускать в свои мысли и тем более - произносить их. Конец трагичен - а был ли другой вариант у подобной абсолютной, эгоистической до помрачения рассудка материнской любви? Что может быть прекрасней страсти? Жар обладания молодой горячей плотью, невероятного чувства экстаза, ощущения себя словно растворенного в лучах предрассветного солнца, лежащего на берегу и ласкаемого нежными волнами теплого моря, наполненного счастьем каждой клеточкой своего существа. Об этом давно утерянном рае мечтала сластолюбивая Дора и ее сестра, возбужденные неожиданным вниманием короля-ловеласа. И пускай они давно стары, их кожа дрябла и некрасива, а вид вызывает лишь жалость, их острое неприятие собственной старости, немощности вызывает неподдельное сочувствие. Но насколько отвратительными они становятся в попытках поймать последнее сладострастное чувство, трясущиеся от возбуждения, придумывают коварный план. Концовка жестока и даже чересчур кровава - а как иначе в истории полной похоти, но лишенной любви? В погоне за чувственным удовлетворением, король Касселя совсем забыл о душе своей избранницы, его интересовало лишь тело и ее юность, что еще могло потешить старого развратника. А Дора, польстившись на золото и секс, с какой жесткостью отвергла любовь сестры, которая на протяжении долгих лет была им опорой и защитой! Горькая ирония о судьбе всех женщин, не умеющих принимать свой возраст и стареть с достоинством, тот же химический пилинг и подтяжки - чем не свежевание от кузнеца в финале? Что может быть ближе отца и дочери? Прекрасная любовь, основанная на нежности, заботе, восхищении - так начиналась эта история. А закончилась смертью и кровавой вендеттой - опять же из равнодушия родителей к собственным детям. Самое время погрустить о судьбах многих несчастных, выданных насильно замуж в угоду амбициям родителей. Как много всего в этой истории соединилось - и проблема отцов и детей, и вопросы долга и чести (выдать единственную дочь за людоеда, только чтоб сдержать слово!), одержимости ученого, женской коварности и предательства, даже стокгольмский синдром примешался - вкуснючая смесь! И ах, как прекрасна последняя сцена! Кто то заметил сходство Виолетты с Юдифью, убивающей Олоферна, и еще раз - да! Поклонники классической живописи Возрождения - вас ждет много приятных открытий. Гремучая смесь жестокости, сексуального возбуждения, поруганной невинности, скрытого (?) эротизма отдает нечистоплотным душком, но именно эта история видимо в силу своей неоднозначности и многогранности более других полюбилась зрителям. Итог? Необычная, местами чересчур реалистичная в своем правдоподобном изображении человеческой природы картина, необычайно хороша визуально, и как ни странно несмотря на сюжет и авангардную форму - очень актуальна в наши дни. Голосую за такое кино.
С творчеством итальянского режиссера Маттео Гарроне я знакомлюсь впервые в жизни. Не доводилось до этого натыкаться на его картины, тем более те, которые могли бы меня заинтересовать и подвигнуть к просмотру. Как выяснилось, 'Страшные сказки' смогли заинтриговать не только меня, но и добрую часть зрителей, о чем намекают оценки на Кинопоиске, точнее их перевес, в сравнении с остальными картинами Маттео Гарроне. Тем более что конкретно его творчество шедеврами не блещет явно. Картина представляет собой своеобразную антологию сказочных зарисовок, в которых магия переплетется со звоном стали, а разношерстные монстры не являются для обитателей сказочного мира чем-то совершенно удивительным и нереальным. В картине всего лишь несколько историй, они фактически ничем не связаны между собой, но однозначно происходят в одном и том же сказочном мире. Мире полном загадок и ужасов. Вообще конечно же стоит отметить, что сказки получились весьма неоднозначными. После просмотра трейлера я ожидал что на выходе получится очень мрачное и в некотором роде атмосферное зрелище. На деле то конечно же оно так и вышло, только вот, к сожалению, меня практически ничем не зацепило. Немного удивляет что большая часть местных персонажей совершенно не дружит с головой, тут Вам и король помешанный на блохе и местный Казанова, что тащит в постель все что шевелится, да не может в темноте отличить старуху от молодой девушки. И вот как раз таки весь фильм пропитан подобными несуразностями. Хотя конечно, все эти моменты можно полностью списать на сам жанр и вообще, у нас ведь тут речь именно о сказках. А в сказках, герои действительно не часто дружат с головой. Хотя конечно атмосфера тут на высшем уровне, все эти костюмы, декорации и местные антуражи порой неплохо так отражают всю суть показанного здесь магического и совершенно необычного мира. Я уже давно привык что наличие Венсана Касселя в фильме не является однозначным залогом успеха и тут он собственно тоже не блистает актерскими талантами. Отыграл и ничего более, впрочем и роль то была не слишком большая. Сэльма Хайек в целом выглядит довольно таки убедительно и лично мне в образе сумасшедшей королевы даже понравилась. А вот двое близнецов что здесь исполнили также одни из главных ролей, показались совсем уж мрачноватыми ребятами. Вполне вероятно это из-за грима и прочей ерунды, которую сотворили с их внешностью. Наверно не стоило этого делать, персонажи получились очень отталкивающими. Хотя в целом к касту нет особых претензий, отыграли вполне добротно. 'Страшные сказки' Маттео Гарроне в итоге получились довольно таки странным зрелищем и сугубо любительским. Я подозреваю что проникнется произведением далеко не каждый зритель. Оно очень грузное, суровое и крайне серьезное, даже несмотря на сам факт того что речь идет в первую очередь об очень мрачном сказочном мире. Этот мир очень суров и таков он в первую очередь по отношению к своему зрителю, ведь многое здесь может показаться крайне странным и возможно даже ненужным. От чего начинает чувствоваться некоторая затянутость и желание скорейшего завершения фильма. Впрочем, картине стоит отдать должное, от нее хотя бы нет желания немедленно бросить просмотр. 6 из 10
Несколько стрёмных историй о правителях трёх разных королевств: Королева Долины туманов глубоко несчастна, потому что не может забеременеть. Чародей предсказал ей, что если завалить речное чудовище и съесть его громадное сердце, то королева тут же сможет зачать. Король с готовностью пошёл совершать подвиг ради жены. Король Одинокого Утеса был тот ещё бабник до тех пор, пока не заслышал прекрасное девичье пение с улицы. Так его это дело завлекло, что он решил жениться на обладательнице прекрасного голоса. Только вот принадлежал он страшнющей старухе, которой, конечно же, лестно, но совсем не с руки показаться на глаза королю. Поэтому она пытается как-то смягчить эффект от встречи. Да куда там… Дочь короля Диких гор всячески пытается заслужить внимание своего отца, но тот больше увлечён своей ручной блохой, которую посадил на убойный откорм. Страшные сказки – не есть что-то новое в западных традициях. Ведь сами по себе эти народные легенды, пересказанные Шарлем Перро и братьями Гримм содержат довольно экстремальные подробности. И когда за дело не берётся дядька Уолт Дисней, фильмы по ним снимают вроде «Белоснежки» Майкла Кона, «В компании волков» Нила Маршалла, «Братьев Гримм» Терри Гиллиама или «Красавицы и Чудовища» Юрая Херца. Хотя и Уолт в своё время не шибко пёкся о детях, если вспомнить запредельный мрачняк в «Спящей красавице» или ведьму и киллера с выпученными глазами из «Белоснежки», от которых кирпичей на 14-этажку отложишь). Ну а итальянец Маттео Гарроне продолжает эту славную традицию, ярко, стильно, мрачно и кроваво экранизируя некоторые из сказок Джамбаттисты Базиле, первого в Европе писателя-сказочника, чьи сказания позже и обсасывали на свой лад Гриммы и Перро. Как и подобает сказкам, интерьеры и герои выписаны у Гарроне не в пример гламурнее реального средневековья, но в остальном же режиссёр с особым цинизмом обрушивается на самые нелепые выдумки, которые могут слететь с языка прямиком на бумагу. Сказали сожрать сердце - нате! Сидят, давятся, трескают потихоньку сосудики. Просят сапожника заменить кожу на лице? Можете в мастере не сомневаться – пласическая хирургия по-средневековски, а точнее кровавое месиво обеспечено. А уж про прирученную блоху просто прелесть. Примерно ту же шизу можно было видеть вначале года в паршивом мюзикле «Чем дальше в лес» Роба Маршалла, но Гарроне не страдает постмодернистской хернёй, а всё-таки держится канона, просто периодически подбрасывая сюрпризов в топку. Но откровенно, если б не эти сюрпризы, то кино итальянца ждал бы не меньший швах. Всё же крайне не хватает этому «чёрному» фэнтези что драматургии, что удали и живости, как в том же «Лесу», «Кентерберийских рассказах» Пазолини или в более ярком (в любом смысле) примере - «Запределье». Жирно выписанных персонажей у Гарроне много, а вот взаимодействие между ними суховатое и не всегда мотивированное. На этом не делается акцента, никто не подмигивает за ширмой, просто там выходит. Спасать положение приходится ведущим актёрам, но реально разукрашивает картину, как мне показалось, лишь Венсан Кассель в традиционном для себя образе ловеласа-говнюка. Все истории отличаются маленькими мудростями, но, как водится в альманахах, по крутости они неоднородны. Гарроне пытался, конечно, схитрить, и все истории перетасовал в винегрет, но что по чём всё равно видно. У сказки с братьями-альбиносами есть парочка прикольных битв, сказка про старух может похвастаться набором лулзов, но я бы выделил ту третью сказочку про придурошного батька, который завел себе мега-блоху и сосватал выкобенивающуюся дочу великану с факфэйсом. Лескову и не снилась такая угарная помесь «Левши» с «Франкенштейном» и creature-feature фильмами. Ну неплохо так, веселится в этом году народ в Каннах. 6,5 из 10
Шиворотнавыворотная сказка. О любви вроде как, но о неправильной. Тут зрителю предложат множество вариантов ситуаций, разыгранных в лицах, того, каким это чувство не должно быть, начиная от безумной всепоглощающей материнской любви до отцовского безразличия; от любви по принуждению до любви условной, когда формально вроде бы человек делает все, чтобы окружить заботой объект обожания, но на поверку это оказывается фикцией; о любви слепой и слепоте, вызванной страстью. Любите так, да не любимы будете, иного не дано – непрозрачно намекает Маттео Гарроне. Плотная сказка. Поражает, как много смыслов можно выудить из трех, казалось бы, простых историй. И что интересно, на одни и те же события можно смотреть с разных сторон - и все будет верно. Росла себе принцесса под родительским крылышком, правда папа предпочитал свою любовь дарить собственноручно откормленной до размеров слоненка блохе, нежели чаду, и потому выпустил ситуацию взросления девушки из-под контроля, а потом сбыл красавицу с рук первому попавшемуся… огру. Кто ж знал, что девушка не захочет мириться с выбранной родителем участью, и вместо того, чтоб терпеть и жить счастливо, как предполагалось, принесет однажды в родной дом голову мужа. С одной стороны, речь вроде как о родительском пренебрежении, а с другой, - о корнях эмансипации. Вот уже старинные сказки, авторства неаполитанца Джамбаттисты Базиле, того самого, у кого еще браться Гримм сюжеты заимствовали, звучат неожиданно современно и актуально. Таких ниточек из каждого клубочка вытянуть можно намного больше двух без особых стараний. Сказка ложь, да в ней намеков множество. Тут бы Пропп от души покопался, а для Юнга и Фрейда многие кадры – живые иллюстрации их выкладок. Злая веселая сказка. Ни грамма милоты, никаких безобидных шуток. Юмор зол, остер и даже жесток, но смешной ведь. Как тут не улыбнуться нынешним реалиям, в образе былинном поданным. Разве не правда то, что ради сохранения молодости мы, женщины, из кожи вон лезем. Вот и одна из героинь в погоне за ускользнувшим давно прошлым в буквальном смысле воплощает в жизнь этот тезис - освежевав себя. Радикальненько, да, ну а что. Кто знает? Вдруг поможет. Ну а старуха, подклеивающая складки сморщенной обвисшей груди, дабы замаскировать кое-как возраст перед, может быть, последним сексом в ее жизни, – разве не аналогия всяческим нынешним обманкам, вроде утягивающего белья и прочей дребедени, в которую самоупаковываются дамы, растерявшие привлекательность очертаний фигуры. Едкий сарказм. Острыми шпильками Гарроне прокалывает зрителя не раз. Не думайте, не только женщинам достается, сильному полу перепало не меньше. Ведь неизвестно, что смешнее и печальнее – молодящаяся старуха или мужик, который разогрев собственное воображение, спарился б наверно и с самкой бабуина под покровом ночи. Жестокая реальная сказка. Все, как обещано в названии, - будет чему испугаться. Но неизвестно чему больше: монстрам и чудовищам, или внутренней сути человеческой. Задуматься придется, потому что реальность так и прет из всех закутков этого фолка. Создатели постарались свести бутафорию к минимуму – вся архитектура в фильме самая что ни на есть настоящая; костюмы, если и не времен неаполитанского барокко, так очень точно стилизованы; рассказы, если убрать преувеличения и заменить сказочных персонажей на обычных мужчин и женщин, детей и родителей, – готовые темы для популярных в массах ток-шоу. Про колдовской визуал, одновременно отталкивающий и притягивающий, и завораживающую, музыку Деспла, заменяющую возможные реплики героев в особо напряженных моментах, много говорить не буду – интернет пестрит картинками и описаниями. Да и зачем, все это у режиссера не цель, а средство оживить народные сказания 16-ого века и намекнуть человеку, что за сотни лет он не сильно изменился.
Так уж сложилось, что в последний год я полюбил кино. Так полюбил, что стараюсь смотреть каждый день хорошие фильмы. Начинал с комедий, но вскоре понял, что надо смотреть более серьезно кино. Последний месяц вообще не обращал внимания на новинки кинопроката и изредка поглядывал афишу, но одна картина привлекла мое внимание. Вы, думаю, уже догадались о названии это картины. Почему же стоит пойти на это кино в кинотеатры, если у вас еще есть сеансы этого фильма? Разложим же по полочкам! Актерская игра. Очень качественная актерская игра является одним из плюсов данной ленты. Маттео Гарроне собрал звездоносный актерский состав. Каждый актер зарекомендовал себя на просторах как независимого кино, так и голливудского. Казалось бы: на постере указаны имена Хайек, Касселя и Джонса - чего же еще вам надо? А получилось так, что другие актеры сыграли свою роль лучше звезд. Я ни в коем случае не говорю, что Хайек и Ко. показали плохую актерскую игру: вся проблема в том, что и сцен, где надо было заставить публику плакать, пугаться и воротить нос, у них почти и не было. Все эти актеры на хорошем уровне, но не ждите, что вся энергия будет отходить от них. Больше всего мне понравились Хендерсон и Кармайкл, сыгравшие двух старух. Вот тут они просто ожигали: плакали, смеялись, рыдали, бились в истерике! Кейв, Мартин, да и братья Лисы ( это их фамилия, кстати) тоже были очень и очень хороши, сыграв свои роли очень достоверно. А Райли, увы, не хватало - 15 минут хронометража же. Первоисточник. Нельзя отрицать, что добрая часть сюжета пришла к нам из фольклора. Все эти истории и персонажи не существовали, если бы не первоисточник. Великолепная вселенная Королевства Н. окунет вас в мир сказок, которые, вероятно, не дадут вам заснуть. Не очень уверен, что в первоисточнике было все ТАК мрачно, однако могу предполагать, что именно оттуда и были взяты самые мрачные и противные моменты. Не Дисней. В 21 веке все сказки, как правило, имеют начало, когда у героя все плохо, середину, когда у героя все очень и очень плохо, а потом переходят в конец, когда герой у нас становится суперзвездой вселенной и начинает творить добро. В этой же картине мы такого не увидим, что является огромным плюсом! Здесь нет соплей и доброго волшебства, здесь нет цензуры и волшебных говорящих зверюшек - здесь есть жестокость, кровь и боль, присущая каждой новелле. Посыл. Здесь, несмотря на то, что это сказка, поднимаются очень и очень важные проблемы. В первой сказке мы видим чрезмерную опеку матери, что мы можем часто видеть в нашей жизни. Во второй сказке мы можем наблюдать вечную проблему старения. Все когда-либо хотели вернуть прошлое, насладиться жизнью, почувствовать ту энергию, которая совсем недавно билась у тебя в сердце, но теперь угасла. В третьей сказке мы можем увидеть безразличие родителей к своим детям, хотя я думаю, что посыл третьей сказки гораздо глубже и надо поразмыслить над ним еще часок. Но самое интересное то, что каждый может вынести для себя свой смысл из этих сказок. Понимаю, что так можно сделать с любым фильмом, однако тут это проявляется в большей мере: у вас может быть такое понимание этого фильма, какое никто другой не вообразит. Эти истории многогранны, каждый - я это вам обещаю - вынесет что-то для себя хоть из одной истории. Также очень хочется отметить атмосферу, держащую в напряжении весь фильм. Мрачная, мертвая, безжизненная: все это относится к атмосфере. Она не отпустит вас ни на минуту, ни на секунду. Очень обидно, что фильм собрал так мало денег, несмотря на все свое великолепие. Досадно, что люди сыпят соль на рану, ставя фильму оценки от 3 до 6, что, конечно же, уменьшает интерес зрителя к этому фильму. Это не очередной тупой блокбастер и не глупая бессмысленная драма - это Кино с большой буквы. Если вы не сходите на этот фильм, то потеряете, возможно, очень вкусную (если так можно выразиться) пищу для размышлений. Этот фильм не стоит пропускать, советую всем! 9 из 10
Пока Голливуд экранизирует очередной комикс (подумать только, докатились уже до 'Человека-муравья') или в лучшем случае переснимает классику, старая Европа наконец-то приходит в себя от подражания американцам и прочей бессонщины, возвращаясь к тому, в чем изначально был силен европейский кинематограф - арт-хаусу. Новый фильм Гарроне, основанный на сказочном фольклоре, который, как мы знаем ещё по мифологии древних греков, богат на инцест, педофилию, каннибализм и прочие маленькие 'радости', неожиданно поражает непредсказуемостью трех сюжетных фабул, задором актерской игры и несказанной красотой мизансцен, напоминающих истинные произведения искусства. Некоторые кадры настолько нереально, поразительно живописны или необычны, что их можно рассматривать совершенно отдельно от самого фильма, как самостоятельные произведения и испытывать давно подзабытое чувство новизны, иголочками покалывающее кожу на конечностях и электрическим ветерком проносящимся по спинномозговому каналу, посылая сигналы практически физического наслаждения. А какие тут лица! Режиссер собрал великолепный актерский состав как первого, так и второго плана и нигде не прогадал, потому что начиная от скульптурных черт Сальмы Хайек и заканчивая смачными дамочками из числа ее фрейлин, перед зрителем предстают не современные образчики гламурной силиконовой красоты и веганских диет, а самые настоящие лики со старых картин средневековья, будто сошедшие с полотен Гойи или дер Вейдена. Лица и образы из прошлого, которым уже почти не осталось места в мире клишированных старлеток. Ан нет, глядите-ка, вот же они, пока ещё среди нас, что само по себе уже маленькое чудо. Легкость и непринужденность повествования, яркая вереница трогательных и удивительных персонажей, небанальность сюжетной конструкции - вот что в первую очередь привлекает в этой изумительной фантасмагории, напоминающей странный, ускользающий сон. Это картина, которой удалось невозможное: удивить и заставить взрослого зрителя испытать наивный, почти детский восторг от порочной красоты старой сказки, словно прочувствованной нами впервые. 10 из 10
Прочитала много отзывов об этом фильме и не могу понять, что же положительного смогли найти в нём зрители?! Начав просмотр, я невольно ухватилась за мобильник, чтобы выйти в Интернет и сверить моё представление о сказке с эталоном, уж очень ярко стал ощущаться внутренний разлад. Итак, цитата из Википедии: «Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казать»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам» Что же может увидеть зритель на экране? Вот, что увидела я: 1. Три отвратительных по своему смыслу и воплощению сюжета, которые ничего кроме отталкивающего впечатления произвести не могут. Королевы, пожирающие сердца, откормленные блохи в человеческий рост, похотливые старухи, ублажающие не в меру шустрого королька… 2. Обман ожиданий. Все хвалили потрясающую готичность данного «феномена». Но где же обещанная готика? Где эта величественная и устрашающая красота, полная мрака, смерти, загадок и скрытого смысла? Ничего этого в фильме нет и в помине. Нарядиться в подобие старинного камзола или платье с корсетом для создания готичного кино недостаточно! Атмосфера скорее напоминает бред от белой горячки, чем тягостный, но прекрасный мир настоящей готической сказки. 3. Ни одного фантастического создания (ну, кроме вышеозначенных слоноподобных блох, конечно). Это при том, что в жанрах заявлено фэнтези! Ни одного яркого проявления магии, ни одного сколько-нибудь запоминающегося сражения. Ничего! 4. Слабо обозначенные характеры героев. То есть самих героев как будто не было вовсе! Просто бродили по экрану какие-то типы, в которых не веришь, потому что все они – картонка! 5. Сказка ради самой сказки. Ещё раз напомню «Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна» Так для чего же были эти сказки? Персонажи (все! Или почти все) в них пустые, нет ни одной яркой личности. Что зритель должен вынести из этого балагана? Какой смысл преследовал автор? Думается, что никакого. Просто накидал разные сюжеты в кучу и всё. 6. Это не страшно, а страшно убого и грустно. Я не представляю целевую аудиторию, на которую мог бы повлиять этот фильм, ведь ни по-настоящему страшным, ни шокирующе готичным, ни захватывающе интересным, ни заставляющим задуматься он, на мой взгляд, не является. 1 из 10
«Страшные сказки» необычный, завораживающий фильм, который вызывает действительно бурю эмоций. Это один из тех фильмов, который не оставит равнодушным никого. Вы либо влюбитесь в него, либо нет, но однозначно надолго запомните. На экранах разворачиваются три истории, не связанный между собой. Первая из них про королеву, безумно жаждующую стать матерью. Добившишь своего, королева-мать растворяется в материнстве и душит наследника своей любовью доходя до безумства и не видя границ. Из этого получается интересное зрелище. Вторая история показывает двух старых нищих сестер, которые умудряются ввести в заблуждение самого короля. И это до определенного момента у них получается. Сюжет балансирует на грани бреда, но смотрится весьма интригующе. Вторая история намного страннее первой, но вот третью определенно не переплюнет. Итак, история третья, самая необычная. Сюжет абсурден, потому и запоминается больше всего. Король-отец и его красавица дочь открывают в себе не известные им ранее качества. Отец, проникаясь любовью к необычному существу, теряет самое важное для него в жизни. Я не читала аннотацию перед просмотром, потому понятия не имела о чем будет это кино, возможно поэтому фильм произвел на меня столь мощный эффект. Первые минуты этого произведения тянутся медленно и грустно. Не понятно, что вообще к чему идет и где спрятался смысл. Но, с каждым кадром, постепенно раскрываются характеры персонажей и вот мы видим храбрость и самопожертвование, любовь и отчаяние, благородность и предательство. Каждая история несет мораль, поданную интересно и неожиданно. Временами «Страшные сказки» мне напоминали фильм «Дикие истории», где в моря абсурда и безумия ясно обнажаются человеческие пороки. В этой картине практически то же самое. Не стоит доводить до крайностей, говорит режиссер зрителю и это у него хорошо получается. Снята картина зрелищно и красиво. Каменные замки, антураж, одежда, даже блоха выглядит реалистично. Диалогов мало, только по существу, никаких лишних слов, возможно потому «Сказки» смотрятся таинственно и мрачно. Создатели словно что-то недоговаривают, делая упор больше на визуальную часть. В целом фильм стоящий. Сюжет тем интересен, что столь необычен. Тут не просто страшные сказки, тут целый сумасшедший мир, в котором водятся странные морские чудовища, с бьющемся после смерти сердцем, лесные ведьмы дарящие молодость и дикий пещерный человек, способный полюбить. Кино найдет своего зрителя, я уверена, посмотрите и не пожалеете. 8 из 10
Сказки так или иначе сопровождают каждого из нас всю жизнь. На них мы росли, познавали благодаря волшебным историям что такое добро и зло, мечтали о великих свершениях и чистой любви. И пусть с возрастом многие люди не воспринимают сказки всерьез, считая их уделом детей, на самом деле невозможно до конца избавиться от их влияния. Вся мировая культура зиждется на сказаниях, дошедших к нам из глубины веков. Похождения прекрасных принцев и злоключения обворожительных принцесс влияют не только на развитие новых веяний в литературе, но также и на многие другие направления искусства. И кинематограф не исключение. Постановщики самых разных мастей черпают вдохновение в классических историях, зачастую перерабатывая их на новый лад. В последнее время зародилась популярная мода как раз на переосмысление известных сказок, которые, казалось бы, всем хорошо известны и не могут больше удивлять. «Шрек», «Чем дальше в лес», «Красавица и чудовище» смогли кардинально перевернуть наше восприятие волшебных историй, знакомых с детства, благодаря неординарному подходу режиссеров к созданию данных произведений. В каждом из представленных фильмов конечно же есть сюжетная линия, опирающаяся на старинные истории. До определенного момента они могут ничем не отличаться от того, что мы знаем в книгах, а в определенный момент все меняется с ног на голову, что не может не интриговать. Расцвет высоко бюджетных сказок в новом обличии вполне закономерно зародился в Голливуде, который ежегодно выпускает по крайней мере один фильм на заданную тематику. Но и за пределами Фабрики Грез есть талантливые кинематографисты, которые способны приятно удивить. Одним из них является небезызвестный итальянский постановщик Маттео Гарроне, двукратный победитель Каннского кинофестиваля, автор «Гаморры» и «Реальности». Изучив на глубинном уровне все тонкости современной драмы, Гарроне обратил свой взор на творчество Джамбаттисты Базиле. Многие из нас не знает о нем ничего, зато если изучить биографию писателя, то становится понятно, что именно он стоял у истоков сказочного жанра литературы. Базиле написал множество великолепных историй, которые обрели немалую популярность, однако в переработке Шарля Перро и братьев Гримм. Кто бы мог подумать, что Базиле первым придумал концепцию «Золушки», «Кота в сапогах» и даже «Спящей красавицы». Его творения были воистину неординарными, правда в них порой преобладала излишняя жестокость, в связи с чем сказки Базиле были предназначены скорее для взрослых, нежели для детей. Те же Братья Гримм хоть и сохраняли определенные мотивы автора, но все же старались по большей части переработать его наследие для массового читателя, в связи с чем и прославились на весь мир в то время, когда имя Джамбаттисты Базиле оказалось практически забытым. И вот пришел черед торжества исторической справедливости, ведь фильм Маттео Гарроне под названием «Страшные сказки», или же «Сказка сказок» опирается именно на жесткое и бескомпромиссное творчество Базиле. Режиссер посчитал своим долгом представить ленту такой, какой она скорее всего была бы создана, руководи съемками сам писатель. Так что не стоит удивляться тому, что в на первый взгляд милой, традиционной сказке мы увидим поедание драконьего сердца, откровенные пикантные сцены и множество убийств. «Страшные сказки» открывает для нас возможность увидеть мир чудес таким, каким он представал в фантазиях средневековых авторов. И пусть иногда фильм вызывает чувство подлинной тревоги, оторвать взгляд от происходящего не получится, ведь устрашающий кошмар, приправленный завораживающим волшебством не отпускает зрителя до самого финала, заставляя раз за разом вспоминать об увиденном и возжелать хотя бы еще раз вернуться в этот непростой мир, где нет ярко выраженных цветов добра и зла. Что касается сюжета «Страшных сказок», то он условно делится на три равнозначные части. Как известно, книжный оригинал Базиле являл собой сборник волшебных историй, состоящий из 50-ти частей. Маттео Гарроне физически не смог бы объединить их все в рамках полнометражного фильма, а потому выбрал на его взгляд наиболее интересные сюжеты, которые составили вполне органичную композицию и не выбивались из общего тона повествования. Итак, волею создателей мы знакомимся с Королем Одинокого Утеса (Венсан Кассель), долгое время подыскивающим себе вторую половинку. Презентабельный, героический мужчина не собирается брать в жены кого попало, тщательно прорабатывая все возможные варианты. В его власти покорить сердце любой красотки, но ему вовсе не интересно завладеть той, что легкодоступна. Однажды ему посчастливилось встретить воистину прекрасную даму, в которую Король влюбился, словно мальчишка. Не в силах противится страсти, он берет прелестную деву в жены, никак не ожидая. Что ночью та превратится в уродливую старуху. Но как же поступит в такой непростой ситуации Король? Обескураженный монарх должен выбрать, что же ему делать дальше. А ведь сделать это далеко не так просто, как можно подумать, ведь на кону не только репутация, но и будущее всего королевства… Королева Долины Туманов (Сальма Хайек) отчаянно желает стать матерью. Только вот какие меры бы она не предпринимала со своим мужем (Джон Си Райли), забеременеть у нее не получается. Монархи перепробовали массу вариантов и наконец даже обратились за помощью к магическим силам. Как становится известно, для того, чтобы Королева таки смогла зачать ребенка ей необходимо отведать сердце огромного речного монстра-дракона. И для этого Королю потребуется самолично убить его в опаснейшем поединке. Иного выхода нет, а потому верный муж отправляется в свой самый опасный поход, понимая что он может стать для него последним. Королева неумолима, она требует от супруга этот подарок и он отправляется в путь, который изменит будущее. Король Диких Гор (Тоби Джонс) безраздельно правит своим королевством и воспитывает повзрослевшую дочь. На самом деле его не особо заботит судьба девушки. Он не старается подыскать для нее выгодную партию для замужества, в первую очередь беспокоясь о собственных увлечениях. Тем не менее государственный долг обязывает его выдать дочь замуж и для этого Король организовывает турнир. Победитель получает руку принцессы в придачу к огромному богатству. К несчастью девушки скорее всего победителем в турнире станет не прекрасный принц, а не самому приятному снаружи горному орку. Непростой выбор ожидает принцессу. Она не имеет права пойти против воли отца. И все же вполне вероятно, что наметившийся жених далеко не так ужасен, как можно подумать и у молодых людей есть шанс на счастливую жизнь… «Страшные сказки» Маттео Гарроне стараются поражать зрителя каждую минуту хронометража. На экране постоянно происходит что-то новое, да и множественные сюжетные откровения не заставляют себя долго ждать. Это явно фильм не для детей. По достоинству его сможет оценить аудитория постарше, а иначе и быть не может, когда берешься за творчество Базиле. 8 из 10
Так неожиданно назвал свою книгу Джамбаттиста Базиле, чье произведение положено в основу этого фильма. Писатель знакомый нам с детства по своим сказкам, правда в пересказе других писателей: 'Кот в сапогах', ' Спящая красавица ', ' Золушка ' - впервые появились под пером Базиле. Теперь, благодаря режиссеру Маттео Гарроне страницы книги ' Сказки сказок ' ожили и на экране. Приготовьтесь увидеть истинную, прекрасную, настоящую средневековую Апулию, со своей дивной каменной короной - замком Кастель-дель-Монте, сказочными дремучими лесами, таинственными гротами, скальными Монастырями и пещерами, каменными лабиринтами, городскими лачугами и изящными дворцами, пышными костюмами, музыкой и песнями. Гигантский труд проделан костюмерами, художниками, сценографами и художниками постановщиками. Полная 100 % аутентичность, почти исчезнувшая в современном кинематографе. Восхитительная эстетская картинка созданная оператором Питером Сушицки заслуживает всяческих похвал: Оскаров, Сезаров, Золотых Орлов и всего что там еще осталось. Лучшая операторская работа 2015 года доведенная до перфекционизма и вершина для самого Сушицки. Можно почти по кадрово любоваться его работой ! Визуальный ряд гармонично дополняет музыка Алекссандро Деспла, стилистически точно соответсвующая эпохе. На главные роли подобраны актеры очень тонко открывающие нам своих персонажей. К примеру, просвещенный зритель увидит в героях Сальмы Хайек и Джона Си Рейли: образы Генриха 8- го и Екатерины Арагонской, долго страдавших от отсутсвия детей и наследника. Сальма тут даже специально говорит с резким мексиканским акцентом. Как и положено в сказках фильм полон волшебных метаморфоз и превращений: безплодное - плодоносит, старое -молодеет, крылатое чудище становится - красивой женщиной, вода превращается в кровь, блоха в слоненка, милая и нежная Violet превращается в Violent. В целом ' Сказка сказок ' оставляет ощущение не досказанности и надежды на продолжение истории. Отдельно нужно отметить нежданное и радостное появление русских в этой картине: само собой это - медведь и его дрессировщик, отдающий команды Топтыгину на чистом русском языке. Жаль правда, что их так и не указали в титрах. Поклонники сериала ' Игра престолов ', киноэстеты, любители красивого и качественного кинематографа могут смело идти на просмотр этой ленты. Фильм снят с огромным мастерством, любовью и уважением к своей Стране, истории и культуре Юга Италии и за весьма скромные деньги. Пожалуй это втрой, после ' Лучшего предложения ' достойный современный Итальянский фильм. 7,5 из 10
Добро пожаловать в мир волшебства и чудес Маттео Гарроне, занявшегося вольной интерпретацией «Сказки сказок» писателя и поэта Джамбаттисты Базиле. Итальянский постановщик рисует и создаёт свой собственный мир страсти, жестокости и безрассудства. Он изображает огромные роскошные замки с королями, королевами, принцами и принцессами; разрисовывает бесконечные тёмные леса, населённые страшными великанами и ведьмами. Здесь едят сердце дракона, дабы обрести дитя; выращивают огромных блох ради забавы; выдают дочерей замуж за незнакомцев; а уродливые старухи превращаются в прекрасных дев. Гарроне не интересует наивная доброта, легкомысленная доверчивость и откровенность, он стремится выявить весь тот ужас, страх и кошмар, скрывающийся под маской сказок, ведь конечное счастье и успех достигаются порой не самыми чистыми и непорочными путями. Мифы, легенды, сказания, притчи, предания, басни, небылицы — кто же не любил их в детстве, особенно, когда заканчивалось всё хорошо, благополучно и счастливо. Шарль Перро, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен — лучшие писатели в своём жанре, подарившие миру замечательные сказки, актуальные по сей день, но что, если убрать всю их радость, усладу, веселье и внимательно взглянуть, присмотреться к деталям. Что же на самом деле скрывается за завесой наивности, ребячества и свойственной для сказок глупости. Обнаруженное воистину поражает, поскольку существуют разные вариации всеми знакомых книжек, будь то «Спящая красавица» и «Красная шапочка» Пьерро, «Русалочка» Андерсена, либо версия «Золушки» от Братьев Гримм. В изначальных изданиях, переработанных материалах или в нынешних детских книжках вышеупомянутых писателей-сказочников, в наличии есть безжалостность, изнасилование, каннибализм и тяжкие мучения. Бессердечность ограничивается не только убийствами, казнями и пытками, но и хладнокровностью, равнодушием и эгоизмом. Подобное демонстрируется также в современных фэнтези фильмах: из последних можно взять «Малефисенту» Стромберга и «Чем дальше в лес» Маршалла. В первой ленте, отец отсылает новорождённую дочь неизвестно куда, а во второй — ведьма запирает дочь в башне, отрывая её от окружающего мира на долгие годы. Со схожими проблемами сталкивает зрителя и Маттео Гарроне, но в отличии от своих коллег, он делает свою картину более беспощадной и правдоподобной, одновременно трагической и драматичной, от того и хочется сопереживать персонажам итальянского режиссёра, неважно, это сёстры-старухи, странный король, эгоистичная королева, покинувший дом юноша или принцесса, ставшая женой чудища. Помимо того, что Гарроне заставляет сочувствовать, проявлять сострадание ко всем своим персонажам, он неплохо справляется и с сюжетными линиями, придавая им чёткости, выразительности и красочности. То же самое он делает с характерами своих героев, постепенно преобразовывая их. Несмотря на то, что фильм разделён на три повести, истории которых переплетаются не самым убедительным образом, картина заинтересовывает, удивляет и покоряет, радуя прежде всего своей непредвиденностью и поразительной готической фантазией, куда вливаются чарующие музыкальные нотки великолепного Александра Деплы. Они звучат волшебно, фантастично, оставляя предчувствие интриги, знаменательных событий, после чего на время затихают, а потом как ни в чём не бывало появляются и заигрывают душевной спокойной музыкой. Мрачная и удручённая атмосфера смешивается с красивой и нежной эротикой, придающей картине сказочную сексуальность, гарантируя её визуальный блеск. Кроме этого, интерес пробуждается за счёт необычайной для фэнтези тематики подачи и постановки событий, которые разбавляются с кровью и жестокостью, заставляя вдуматься в картину, прокрутить в голове некоторые сюжеты: как всё могло бы начаться, завершиться, будь всё по-другому. И размышлять по поводу этих вопросов, в столь пленяющей, завораживающей обстановке, с деспотичной Сальмой Хайек и распутным Венсаном Касселем — дорогого стоит.
Всякая жизнь требует чьей-то смерти (с) Если задуматься, то в обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся со сказками и историями, которые нас окружали с самого детства. И это только кажется, что они были придуманы для детей, чтобы обучить их, предостеречь и обезопасить от проблем, с которыми им придется столкнуться в жизни. На самом деле, взрослым эти истории нужны не меньше. Они пойдут на все, чтобы хоть на время забыть о своей работе, и возможно компьютере, который находится перед носом восемь часов к ряду, а дома это телевизор или планшет. А как приятно, когда можно позволить себе окунуться в совершенно не похожий и не современный мир со своими проблемами, структурой и нравами. Ведь как легко осуждать и смеяться над проблемами других, закрывая глаза на свои собственные недостатки. Сюжет картины объединяет истории трех королевств. В одном король всеми силами старается найти знахаря, чтобы его супруга смогла забеременеть, и они оба готовы всем пожертвовать ради этого. В другом, у главы государства подрастает дочь, а он увлекся выращиванием блохи и ему совершенно все равно за кого выдавать принцессу. А в третьем, король пытается затащить в постель ту, кто поразила его своим пением, но она давно уже стара и ей приходится пойти на хитрости, чтобы провести ночь с владыкой королевства. Маттео Гарроне решил напомнить миру о Джамбаттисте Базиле, авторе, придумавшем всем известных героев, которых затем популяризировали Шарль Перро и братья Гримм, и многие после них. Это жестокие, кровавые и медлительные истории о людях, неважно в каком веке они родились и к какому сословию, уровню жизни, принадлежат. Режиссер купается в открывшихся для него возможностях, продолжая оттачивать свой саркастический юмор и безнаказанно смеяться над власть имущими, как до него это делал автор Базиле. Сценарий базируется на всем хорошо известных сказках, при просмотре которых понимаешь, что где-то уже все это слышал и видел. Авторы фильма перемешали выбранные истории и соорудили двухчасовой аттракцион в прошлое со своей моралью, откровенностью и дозволенностью того времени. Венсан Кассель, несмотря на звездный каст «Страшных сказок» выделяется, как в общем-то и всегда. Если в кадре появляются обнаженные женщины или намек на это, значит, известный актер неизменно окажется поблизости. С возрастом он становится только эффектнее и краше, в отличие от большинства своих коллег. С Сальмой Хайек происходят похожие изменения, возраст ей к лицу, тем более здесь, ей дали роль не очередной проблемной мексиканки, а королевы, которая больше жизни обожает свое дитя. Тоби Джонс великолепен, как и везде, Джона Си Райли слишком мало, а Стэйси Мартин из дилогии «Нимфоманка» Ларса фон Триера и играть не приходиться, авторам достаточно ее молодости и грации. Питер Сушицки снял вроде бы знакомую сказочную страну, при этом она коренным образом отличается от всего, виденного ранее зрителями. Во-первых, оператор очень аккуратно показывает только ее части, но не всю, при всей красоте и масштабности постановки, ее бюджет составил небольшие для подобного жанра 12 миллионов евро. Зато на костюмы и создание аниматронных существ денег не жалели, поэтому герои выглядят не жалким подобием вельмож и королей, а смотрятся по-настоящему живыми и страшными. Александр Деспла стал уже классиком современного музыкального сопровождения. Его музыка исполняется в самых известных европейских постановках наравне с голливудскими блокбастерами и анимационными проектами. «Страшные сказки» его музыка дает фильму необходимую движущую силу, которая для неспешного повествования оказывается очень кстати. «Страшные сказки» это возможность показать современным зрителям яркие примеры ошибок, чтобы они их не совершали. При этом это не студийная работа, которую нужно было бы подставлять под определенные рамки, благодаря имени создателей и неугасающего интереса к теме, продюсеры смогли выделить на картину неплохие для европейского кино средства, с помощью которых сказки Базиле оживают на экране. 7 из 10
Уже довольно давно мне не попадался фильм, столь оригинально задуманный, да еще так красиво и реалистично воплощенный. Хотя идея совсем не нова - в основе сюжета старые и совсем недобрые сказки, которые матери вряд ли рассказывали детям, скорее всего, эти истории без прикрас предназначались взрослым, рассказывались долгими зимними вечерами за жбаном пива у камелька в придорожном трактире. Три, в итоге связанные между собой истории. Я не согласна с мнениями, что концовка размыта, что нужно что-то домысливать, что фильм как бы не завершен. Мне как раз все понятно. Элиас спасает Иону, приводит его домой, в новый дом, где Иону ждет любящее сердце. Отважная принцесса Виолетта, ценой невероятных усилий вернувшаяся домой, устраивает бал, на котором сама выберет себе мужа. Элиас тоже среди гостей, как и король Сильный Утес, с молодой прекрасной женой Дорой, которая вдруг сбегает из замка и, думаю что сказка о ней закончилась со словами о том, что больше никто никогда не видел прекрасной королевы Доры. А что Виолетта? Романтичная девушка, так любившая рыцарские романы, вернулась домой сильной женщиной. Она поднимает глаза к небу, кого она там видит? Не равного ли ей сердцем, чудом выжившего спасителя? Виолетта улыбается, думаю, она его сразу узнала. Прекрасные, временами жестокие и откровенно реалистичные недетские сказки. Так это средневековые истории, какими им еще быть?
Я долго откладывала просмотр этого фильма, боясь увидеть гламурную и поверхностную картину. Но как же я ошибалась. Основой для сценария послужил первый в истории европейской литературы сборник народных волшебных сказок, вышедший из-под пера Джамбаттиста Базиле - неаполитанского писателя, жившего в 17 веке. То есть мы имеем дело с первоисточник, из которого черпали вдохновения почти все известные сказочники более позднего времени: Шарль Перро, братья Гримм, Карло Гоцци и другие. И, как вы понимаете, это не сладенькие мимимишные истории в стиле 'Диснея', где мир, выстроенный вокруг персонажа, дружелюбен, мил и гуманен, а зло очевидно и всегда наказуемо. Нет, в Средние века не было нужды для этих 'сюсюканий'. Суровый крестьянский фольклор, конечно, наделял волшебством разные предметы и события, но в остальном 'сказки' тех лет были намного жестче и циничнее, чем современные. Потому что сама жизнь была тяжелее и страшнее. Именно эти ужасы и раскрыты в фильме. Страх не в том, что прилетит ведьма и превратит какого-нибудь беднягу невесть в кого, а то, что его искалечат (морально или физически) обычные люди и чаще всего - самые близкие. Безусловным врагом также являлось невежество, окружавшее наших предков со всех сторон, словно темный лес. Оно делало жизнь опаснее, потому что никто не ведал о том, к каким последствиям могут привести те или иные действия. Вместо медицины - поверья и байки, а вместо проверенной информации - россказни уличных торговок и премудрости старух. Так рождались суеверия, страхи, легенды, запреты и... чудеса. На экране мы познакомимся с обитателями трех вымышленных королевств: Долины Туманов, Диких Гор и Одинокого Утёса. В первом живет королева, страдающая от того, что не может забеременеть, но узнав от некроманта, что сможет родить дитя, если съест сердце морского чудища, отправляет мужа на смертельную битву с монстром. Во втором королевстве сумасбродный король любовно выращивает огромную блоху, а родную дочь отдает замуж за великана-людоеда. В третьем блудливый король принимает старуху за прекрасную деву и даже проводит с ней ночь, не сразу раскрыв обмана из-за просьбы женщины потушить все свечи. Героями движет их самый сильный порок, власти которого они отдаются полностью. Из историй можно извлечь множество нравоучений, ведь они были (да и есть по сей день) немаловажной составляющей подобной литературы. А можно просто наслаждаться зрелищем. 'Страшные сказки' - ошеломительно красивый фильм, многие кадры которого до того прекрасны, что потом еще долго «витают» перед глазами подобно призракам. Старинные замки, королевские одеяния и столь девственная природа. К визуальной эстетике можно смело добавить саундтрэк - некричащий, но очень органичный и мелодичный. Из актеров стоит отметить особенно четверку: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон Си Райли. Все известные, талантливые и уже запомнившиеся по многим фильмам. Но все равно хочется сказать, что в своих ролях они смотрятся великолепно - все черты персонажей очень точно переданы. Еще хэппи эндов ждать не стоит, и в этом плане 'Страшные сказки' намного более жизненны, чем голливудские мелодрамы. Каждый человек - заложник своих особенностей, в том числе и пороков, а наша судьба - трагичная или наоборот вполне удачная, лишь отражение нрава. Ведь все 'страшности' создают именно люди: ни ведьмы, ни колдуны, ни драконы, великаны или демоны, а люди, окружающие каждого из нас. Так что будьте осторожны: фильм противопоказан особам, не любящим снимать розовые очки. Необычный, зрелищный, с неповторимой атмосферой, красивейший, но жестокий. Фильм - наследие Средневековья и европейской культуры, так что ценителям искусства и просто хорошего кино - добро пожаловать в страшные сказки. 10 из 10
Чем хороши старые средневековые сказки? Конечно, они не описывают исторические события, но хорошо отражают историческую эпоху – прошлые нравы, ценности, проблемы. Поэтому старинные сказки не столько подходят для детей, сколько для взрослых, т. к. через различные метафоры и аллегории они могут донести глубокую мысль. Такаю идею первым донес Джамбаттисте Базиле, создав «Сказку сказок», по мотивам которой было снято фэнтези «Страшные сказки». Синопсис В трех волшебных королевствах, правители и обитатели которых пытаются при помощи магии похоронить личные проблемы. Так, в королевстве Долины Туманов королева, отчаянно пытаясь забеременеть, приносит в жертву самое дорогое – своего мужа. Но как только судьба одаривает её ребенком, она вынуждена снова и снова приносить жертвы, чтобы сохранить исключительно свою любовь к сыну. В королевстве «Одинокий Утёс» похотливый король влюбляется в таинственную незнакомку, которая оказывается дряхлой старухой, чудом превратившейся в молодую девушку. Наконец, в королевстве «Диких гор» король, обезумев от смерти гигантской блохи, в порыве эмоций выдает единственную дочь за горного людоеда. «Страшные сказки» отличаются ярким и, самое главное, талантливым актёрским составом, но я бы отметил нескольких актёров. Прежде всего, хотелось бы похвалить Сальму Хайек за роль отчаявшейся королевы и матери, которая ради своего ребенка готова пойти на самую дорогую жертву. Также следует упомянуть Тоби Джонса в роли короля Диких Гор, настолько обезумившего от собственной власти, что пожертвовал родной дочерью. Наконец, запомнилась по-настоящему талантливая игра Бебе Кейв в роли дочери короля Диких Гор, нашедшей в себе силы противостоять горному монстру. После просмотра фильма у меня сложилось впечатление, что режиссёр Маттео Гарроне, сняв «Страшные сказки» не столько пытался сделать из фильма классическое фэнтези, сколько на сказочный мир наложил историю обычных людей средневековой эпохи. В фильме отсутствуют эпические схватки или яркие спецэффекты со снопами искр, вылетающих из магических предметов. Однако фильм наполнен магией через различные мелочи, как блоха, выросшая до размеров свиньи, или ручей жизни, вытекающий из корней дерева. Недостаток фильма заключается в вялой динамике, из-за которой картина может наскучить зрителю. Сценарий фильма состоит из трех параллельно развивающихся сюжетных линий, которые только пересекаются при встрече королей. В первой сказке повествуется об отчаявшейся королеве, которая так сильно желает забеременеть, что невольно приносит в жертву своего мужа-короля. Но во время магического ритуала судьба одаривает ребенком кухарку, принимавшей во всем этом участие. По прошествии шестнадцати лет дети вырастают, но их таинственно тянет друг к другу, что не нравится королеве, готовой принести на этот раз самую дорогую жертву, чтобы разлучить их. Во второй сказке рассказывается о похотливом короле, влюбившемся в женщину оказавшейся старухой, которая после неудачной ночи с королем благодаря лесной колдунье превращается в юную девушку, вызвав безумную зависть у своей сестры. Наконец, в третьей страшной сказке говорится о короле-безумце, который после смерти выращенной им блохи, выдает замуж единственную дочь за лесного великана, от которого она твердо намерена сбежать. Итог «Страшные сказки» может и не удовлетворят ожиданий поклонников жанра фэнтези, но они станут приятным времяпрепровождением для любителей артхауса. Конечно, хотелось бы, чтобы истории, запечатленные в фильма, как-нибудь пересекались между собой, чтобы одна сказка не могли существовать без другой, хотелось бы побольше магии. Но несмотря на это, «Страшные сказки» - очень красивое, яркое и мудрое кино. 8 из 10
«Родила царица в ночь не то сына, не то гигантскую блоху» Общая информация. «Страшные сказки» - это фэнтезийный фильм итальянского режиссера Маттео Гарроне, ранее весьма удачно представлявшего свои картины в Каннах. В «сказках» снялись небезызвестные актеры: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс. И так, экранизировав несколько сказок Джамбаттисты Базиле, Гарроне создал один из самых необычных и запоминающихся фильмов основной программы Каннского Кинофестиваля 2015. Сюжет. Действие происходит одновременно в трех сказочных королевствах. Вышеупомянутые актеры играют соответственно правителей каждого из королевств. Думаю, сюжет особо расписывать не надо, можно лишь сказать, что королева пытается завести ребенка, съев сердце чудовища, а один из королей завел огромную блоху, и выдал дочь замуж за людоеда. Что представляет собой фильм. Несмотря на наличие откровенно мерзких, иногда даже пошлых сцен, фильм надо воспринимать именно как сказку. В нем, как и в сказках нет четко выстроенной логики, а одно событие может тут же сменяться совершенно неожиданным другим. Это дало полную свободу сценаристам, которые иногда вписывали в истории странные и непонятные действия и происшествия. Поэтому, если при просмотре пытаться разобраться в происходящем и в том, что движет персонажами, фильм может перейти в разряд непонравившихся. Мои ожидания и впечатления. Вспоминая отзывы, услышанные мною примерно год назад, когда собственно фильм вышел на большие экраны, я ожидал совсем уж чего-то чернушного и отвратительного. Но всё оказалось не так плохо. Несмотря на наличие сцен, которых со сказками ассоциировать крайне сложно, фильму все же удалось не потерять ту нужную волшебную атмосферу. В конце каждой из частей к тому же присутствует явно выраженная мораль, свойственная для сказочного жанра. Визуальный ряд. Нельзя не отметить, что фильм очень красивый. Вычурные для создания стиля, но при этом потрясающие красивые и яркие декорации, костюмы и грим. Неудивительно, что именно в категориях лучшие костюм, лучшая операторская работа, лучшие визуальные эффекты, лучший макияж и лучшие прически «Страшные сказки» завоевали премии в итальянском аналоге Оскара. Минусы. Многие пишут про незаконченность историй, но это скорее можно назвать открытыми финалами, котрые с легкостью можно додумать. А вот монстр в начале фильма и блоха показались немного «компьютерными», но для европейского артхауса… Итог. Яркий, красивый, очень необычный фильм, в котором отсутствуют различного рода шаблоны и клише. Он порадует поклонников фэнтези, а также людей предпочитающих немейнстримное, но при этом развлекательное и нескучное кино.