Страшные сказки: отзывы и рeцензии

Эго Яшин
Эго Яшин30 июля 2017 в 20:37
Жуткие сказки.

Какие сказки появились сначала: детские добрые и светлые или такие – даже не страшные, как прозвали их русские прокатчики, а жёсткие и жуткие, сказки для взрослых, для людей, живущих в дикое время средневековья – ответ на этот вопрос, наверно, не так прост даже для фольклористов. Такие произведения народного жанра для современного человека хранят гораздо более внушающий ужас, нежели штампованные хорроры, качественные триллеры или самая отборная мистика, ведь эта жуть архаична, глубинна… Другое дело, что теперь далеко не каждый глаз, зашоренный всё теми же хоррорами и трешем, разглядит и почувствует её. Эти сюжеты нетипичны непонятны на первый взгляд, при этом ясно открывают для нас чаянья и пороки персонажей. Порой действо предстаёт преувеличенно уродливым и противоестественным. Такие фабулы нацелены на то, чтобы изменить само сознание внимающего. В какую сторону? Сегодня трудно сказать, но народная мудрость в этом плане бескомпромиссна, и от того ещё более интересная. И не важно, что эти сказки собирал итальянский (тогда – неаполитанский) поэт Джамбаттиста Базиле на рубеже 16 – 17 веков. Уверяю вас, если вы посмотрите материал, собранный этнографическими экспедициями в разных уголках нашей необъятной родины, то вы совершенно точно найдёте там произведения схожего жанра и ощутите всё то же равнодушие и безжалостность повествования. В этом смысле, фильм прекрасен не только сам по себе, но ещё и как экранизация, что редко встречается. Постановка, подача, создаваемая атмосфера заставляют нас очень отчётливо чувствовать этот сказочный, в непривычном смысле слова, образ мысли. Кроме прочего, многие визуальные моменты из сказок воплощены бесподобно. То, что обычно представляет сам читатель, показано так, что и мысли, будто это могло бы выглядеть по-другому, не возникает. Визуал – одна из сильнейших сторон фильма. Показанные кадры безупречны, оригинальны, эффектны. Сцена за сценой оператор не снижает качество своей работы. Идеален также подбор актёров, костюмы, декорации. Эта картина прекрасно иллюстрирует давно понятный тезис о том, что можно не придумывать ничего нового, чтобы приковать зрителя к экрану. Достаточно рассказать ему даже уже известную фольклорную историю, ведь в народном творчестве сохранено самое интересное и захватывающее для человека, пробуждающее в нём глубинные струны, пробирающее до нитей ДНК… 9 из 10

Last Broadcast
Last Broadcast24 октября 2015 в 21:34
Равновесие в этом мире должно быть соблюдено

В «Страшных сказках» Маттео Гарроне предлагает зрителю погрузиться в таинственный мир сказочного Средневековья. И мы действительно видим, что фильм пропитан атмосферой загадочности и нереальности. На это работают потрясающие декорации, роскошные костюмы, гармоничные образы главных героев, умеренное и качественное музыкальное сопровождение. Ну а как обстоят дела с сюжетом? Что ж, сказки есть сказки. Здесь нет невероятных хитросплетений или ощущения недосказанности. Потому что это не детектив и не психологический триллер. И это вовсе не новый взгляд на сказки; это экранизация не совсем привычных сказок, хотя Джамбаттиста Базиле написал таковые задолго до того, как появились милые нашим сердцам адаптации братьев Гримм, Шарля Перро и т.д. В противовес красоте оформления фильма сюжеты сказок на самом деле страшные, абсолютно без прикрас. И это завораживает. В первой истории суровая королева (Сальма Хайек) одержима (по-другому не скажешь) идеей завести ребенка. Это толкает её принять загадочное предложение некоего волшебника съесть сердце дракона. При этом пострадает сразу несколько людей, но какое королеве до этого дело? Волшебник еще появится через много лет, и она вновь воспользуется его услугами уже другого рода, за что очень серьезно поплатится. Во втором сюжете безобразная дама в летах (Ширли Хендерсон), никогда не знавшая ни любви, ни ласки, обладает чарующим голосом; и однажды король (Венсан Кассель) случайно слышит ее пение. Очаровательный в своей омерзительности, он навязчиво добивается того, чтобы барышня посетила его спальню. Узрев в своей постели вместо молоденькой девушки старушку, король бесится и жестоко наказывает ее. Но и тут на помощь придут волшебные силы, и всё перевернётся с ног на голову. У всех свои тараканы в голове, а у старого короля (Тоби Джонс) они там почти в прямом смысле - он с нежной любовью заботится о блохе. Питай он такие же бескорыстные чувства к родной дочери (Бебе Кейв) - и никакой страшной сказки бы не получилось. Но король выдает дочь замуж за недалекого людоеда, и начинается такая супружеская жизнь, которая только в комшарном сне может присниться. Вернуться домой девушка сможет, лишь прибегнув к крайним мерам. Конечно, во всякой сказке есть мораль. Здесь в каждом из трёх случае она подается тонко и элегантно, как приправа к блюду, и при этом задает основной вкус. При адекватном восприятии фильм заставляет вспомнить о том, как здорово жить, не мешая жить другим; что красота не вечна; что друзья познаются и в беде, и в радости; что, если рыть яму другому, вероятность попасть в нее самому очень и очень велика. Нельзя сказать, что сказки имеют традиционный счастливый конец. Нет, здесь всё интереснее и приближено к реальной жизни. Но все персонажи получают по своим заслугам, и равновесие в каждом случае соблюдено. Таким образом, фильм стоит смотреть, если вы готовы к нелицеприятным вещам на фоне красивых декораций и действительно понимаете, что такое сказки. 8 из 10

deasiderea
deasiderea19 октября 2015 в 01:53
действительно страшная сказка

Только что посмотрела этот фильм и даже не знаю как его оценить. Хотя впечатление он, безусловно, производит. Начну наверное с оболочки кино. Я безумно люблю Сальму Хаек и тут она была, как и всегда, хороша. Кастинг актеров отличный - все герои на своих местах и прекрасно соответствуют им. Чудесные виды и костюмы - стиль выдержан замечательно. Музыка не впечатляет, но и не портит. А вот с содержание я не поняла. Есть три совершенно не связанные истории про три королевства. Персонажи пересекаются, но абсолютно непонятно для чего. Просто в одном месте все дружно постояли, потом в другом месте постояли - собственно и все пересечения. Все истории мрачные и неприглядные, но совершенно бессмысленные. Сказки изначально были созданы для того, что бы чему-то научить, в них должна быть какая-то поучительность. Я не поняла чему и кого эти истории могут научить. Да, у людей есть пороки, да люди от них порой страдают. Это и так всем понятно. А смысл в чем? Хочу еще добавить пару слов про рейтинг фильма. Как я поняла, он рассчитан на взрослую аудиторию. И в нем присутствуют постельные сцены и сцены насилия. Зачем нужны были постельные сцены я не поняла, но они были показаны с чувством, сочно так. При том, что сцены насилия были показаны как-то скомкано, как будто режиссер хотел их прикрыть, смягчить. В итоге создается ощущение, что на фоне сказочного балагана происходят ужасные вещи. И вот это как раз пугает. Но проблема в том, что эти ужасные вещи просто происходят. Никакого финала у фильма нет. Девочка с искалеченной судьбой становится королевой, мальчик теряет мать и, вероятно, становится королем. А похотливый король и дурнушки-сестры остаются при своих. Причем про две последние истории мы это просто домысливаем - эти истории просто заканчиваются ничем. Не могу сказать, что пожалела, что посмотрела этот фильм, но и пересматривать не буду.

Tristo
Tristo30 ноября 2015 в 13:28
От того, кто был предшественником Перро и братьев Гримм

Признаюсь, что даже не знал чего же ожидать от этого фильма. Чего-то на подобие 'Братьев Гримм' Терри Гиллиама? Вряд ли. Переиначивание всем известного сюжета по типу 'Белоснежки: Месть гномов' Тарсема Сингха? Вообще маловероятно. Может быть добродушная история по примеру последней 'Золушки' Кеннета Браны? В это с огромным трудом верилось. И всему виной предпремьерный трейлер к 'Страшным сказкам', от которого весельем и добротой прямо скажем и за километр не веяло. Мрачность и угловатость ленты прямо-таки бросалась в глаза. Чтобы опробовать немного атмосферу этой картины стоит обратиться к первоисточнику - к сборникам сказочного фольклора неаполитанца Джамбаттисты Базиле. Надо знать, что именно этот литератор стал первым человеком, начавшим собирать сказки в один сборник. В дальнейшем Шарль Перро и братья Гримм обращались к трудам Базиле. Фильм 'Страшные сказки' входит в 'Национальный художественный фонд'. А снят фильм Маттео Гарроне, дважды лауреата 'Каннской золотой ветви'. С его именем связаны чаяния самих итальянцев о возрождении родного кинематографа. И вот Маттео Гарроне снимает фильм, в котором согласились сыграть звёзды первой величины мирового кино: Сальма Хайек, Тоби Джонс, Венсан Кассель, в нескольких сценах будет Джон С. Рейлли, а также подающая надежды Бебе Кэйв и звезда 'Нимфоманки' Ларса фон Триера Стэйси Мартин. В картину входят три отдельно взятых сказки Базиле, которые чередуются по ходу действия в фильме. И теперь коротенько о каждой из них, дабы таким образом выразить и свои эмоции о фильме и вообще что-то о нём рассказать. Первой сказкой является 'Волшебная лань' про Долину Туманов. Король (Рейлли) и королева (Хайек) никак не могут зачать ребёнка. Но один бродяга им говорит, что надо королеве съесть сердце морского чудовища. Король сердце добывает, но сам погибает, а вот его супруга беременеет. Но не только у неё родился ребёнок. В общем, дальше не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что эта часть фильма мне понравилась наименее всего, да и как-то Хайек в образе королевы не смотрелась. Второй сюжет затрагивает мотивы сказки 'Блоха'. В королевстве Диких Гор проживает одиозный правитель (Тоби Джонс). Тайком он кормит блоху как домашнего любимца и она вырастает с размер крупной овцы, но век блох недолгий и та помирает. Король в своём репертуаре устраивает развлечение, чтобы претенденты на руку его единственной дочери (Бебе Кэйв) угадали кому принадлежит шкура, развешанная в тронном зале. Кто угадает - тому и достанется дочка. Но веселье внезапно останавливается, когда людоед с гор правильно называет чья же там шкура. Дальше нет смысла что-либо рассказывать. Стоит добавить, что эта сказка как раз говорит о тех самых глупых королях и прекрасных принцессах и об ужасных людоедах. Но только всё ли так ажурно, всё ли так по-доброму, как нам в детстве рассказывали? Эта сказка, в отличие от 'Волшебной лани', отличается и большим содержанием, да и ужаса в ней больше ('Страшные сказки' - это также и ужасы, имейте ввиду!). И в этой части отлично себя показал Тоби Джонс, а на Бебе Кэйв стоит обратить внимание. Да и людоед в исполнении Гийом Делонэ навёл страху. И третья (заключительной её называть никак нельзя, потому что, напомню, части между собой чередуются) составляющая берёт свою основу из сказки 'Ободранная старуха'. Несдержанный в своих плотских утехах король Одинокого Утёса (Кассель) сходит с ума по прекрасному голосу, который он однажды услышал в ночи. Он становится буквально одержим им и, думая, что это прекрасная девушка, ищет её. Была бы она прекрасной девушкой, или хотя бы девушкой... В этой части можно увидеть и неотъемлемую часть сказок - волшебство, хотя, как Вы понимаете, в этом фильме слово 'волшебство' не совсем применимо, скорее, колдовство. И вот старуха превращается как раз в прекрасную деву (обольстительная Стэйси Мартин явно метит, чтобы сдвинуть с пьедестала самой раздевающейся звезды Еву Грин). Но есть же ещё сестра-близнец, что с ней делать внезапно помолодевшей?.. Эта часть ужаснёт своим окончанием. Вот здесь нагрянет самый, что ни на есть ужас. Если бы все части были до такой степени доведены, то не знаю даже какой бы возрастной рейтинг получен был 'Страшными сказками'. Венсан Кассель здесь особого чего-то не продемонстрирует, но всё равно справится с этой ролью. Но приятней было наблюдать почему-то за несколько вульгарной Стэйси Мартин. Внимательно обратите внимание на название фильма - и, поверьте, там содержится предупреждение, так что детей на этот фильм не стоит вести. Атмосфера 'Страшных сказок' настолько мрачная, будто на самом деле попадаешь в смутные времена, но только глупые короли, любящие королевы, принцы и нищие, правители-самодуры и ведьмы здесь показаны не так, как мы привыкли их представлять ещё в детстве, тут нет места веселью, да и как-то мораль вовсе не радужная. Необычное кино и весьма неожиданное по своей стилистике. 7 из 10

ginger-ti
ginger-ti21 сентября 2015 в 15:53
Букет страстей

Шиворотнавыворотная сказка. О любви вроде как, но о неправильной. Тут зрителю предложат множество вариантов ситуаций, разыгранных в лицах, того, каким это чувство не должно быть, начиная от безумной всепоглощающей материнской любви до отцовского безразличия; от любви по принуждению до любви условной, когда формально вроде бы человек делает все, чтобы окружить заботой объект обожания, но на поверку это оказывается фикцией; о любви слепой и слепоте, вызванной страстью. Любите так, да не любимы будете, иного не дано – непрозрачно намекает Маттео Гарроне. Плотная сказка. Поражает, как много смыслов можно выудить из трех, казалось бы, простых историй. И что интересно, на одни и те же события можно смотреть с разных сторон - и все будет верно. Росла себе принцесса под родительским крылышком, правда папа предпочитал свою любовь дарить собственноручно откормленной до размеров слоненка блохе, нежели чаду, и потому выпустил ситуацию взросления девушки из-под контроля, а потом сбыл красавицу с рук первому попавшемуся… огру. Кто ж знал, что девушка не захочет мириться с выбранной родителем участью, и вместо того, чтоб терпеть и жить счастливо, как предполагалось, принесет однажды в родной дом голову мужа. С одной стороны, речь вроде как о родительском пренебрежении, а с другой, - о корнях эмансипации. Вот уже старинные сказки, авторства неаполитанца Джамбаттисты Базиле, того самого, у кого еще браться Гримм сюжеты заимствовали, звучат неожиданно современно и актуально. Таких ниточек из каждого клубочка вытянуть можно намного больше двух без особых стараний. Сказка ложь, да в ней намеков множество. Тут бы Пропп от души покопался, а для Юнга и Фрейда многие кадры – живые иллюстрации их выкладок. Злая веселая сказка. Ни грамма милоты, никаких безобидных шуток. Юмор зол, остер и даже жесток, но смешной ведь. Как тут не улыбнуться нынешним реалиям, в образе былинном поданным. Разве не правда то, что ради сохранения молодости мы, женщины, из кожи вон лезем. Вот и одна из героинь в погоне за ускользнувшим давно прошлым в буквальном смысле воплощает в жизнь этот тезис - освежевав себя. Радикальненько, да, ну а что. Кто знает? Вдруг поможет. Ну а старуха, подклеивающая складки сморщенной обвисшей груди, дабы замаскировать кое-как возраст перед, может быть, последним сексом в ее жизни, – разве не аналогия всяческим нынешним обманкам, вроде утягивающего белья и прочей дребедени, в которую самоупаковываются дамы, растерявшие привлекательность очертаний фигуры. Едкий сарказм. Острыми шпильками Гарроне прокалывает зрителя не раз. Не думайте, не только женщинам достается, сильному полу перепало не меньше. Ведь неизвестно, что смешнее и печальнее – молодящаяся старуха или мужик, который разогрев собственное воображение, спарился б наверно и с самкой бабуина под покровом ночи. Жестокая реальная сказка. Все, как обещано в названии, - будет чему испугаться. Но неизвестно чему больше: монстрам и чудовищам, или внутренней сути человеческой. Задуматься придется, потому что реальность так и прет из всех закутков этого фолка. Создатели постарались свести бутафорию к минимуму – вся архитектура в фильме самая что ни на есть настоящая; костюмы, если и не времен неаполитанского барокко, так очень точно стилизованы; рассказы, если убрать преувеличения и заменить сказочных персонажей на обычных мужчин и женщин, детей и родителей, – готовые темы для популярных в массах ток-шоу. Про колдовской визуал, одновременно отталкивающий и притягивающий, и завораживающую, музыку Деспла, заменяющую возможные реплики героев в особо напряженных моментах, много говорить не буду – интернет пестрит картинками и описаниями. Да и зачем, все это у режиссера не цель, а средство оживить народные сказания 16-ого века и намекнуть человеку, что за сотни лет он не сильно изменился.

Autumntale
Autumntale8 ноября 2020 в 09:31
Это не Средневековье

Глянула некоторые рецензии - и захотелось вывести из заблуждения людей, не читавших Базиле, но полагающих, будто поняли стиль этого автора благодаря просмотренному фильму. Зрители, мало знакомые с культурой XVII в., искренне считают её 'средневековой', что, на мой (и не только мой, но и большинства специалистов) взгляд, в корне неверно даже относительно начала столетия. Это уже, без сомнения, НОВОЕ Время, барокко с его причудливой игривостью и пародийностью! И если бы вы потрудились найти на просторах Интернета первоисточник (а это можно сделать), вы бы после нескольких фраз осознали, что сказки Джамбаттисты Базиле вовсе не страшные и не мрачные. Да, местами там присутствует очень чёрный юмор, но это именно юмор, стёб, пародия! Бредовость сюжетов совершенно намеренна, она усилена по сравнению со средневековыми сказками, которые обыгрывает автор. Конечно, эти истории не способны ни вызвать чувство страха, ни выжать слезу - они не для того были написаны. И многие из них гораздо более скабрезные, чем можно решить по фильму, но в них меньше насилия и драматизма - это как раз наши современники добавили! Особенно характерный пример - сказка о блохе и дочери короля, в оригинале которой не пострадал серьёзно ни один персонаж, кроме насекомого. Однако, несмотря на то, что фильм очень далёк по духу от первоисточника, мне он понравился. Превратить пародию во что-то мрачное благодаря именно СОВРЕМЕННОМУ взгляду на вещи - тоже неплохая идея. Кино намного психологичнее оригинала, персонажам сочувствуешь, есть тот самый пресловутый 'саспенс'. От жестокости меня лично не коробит, потому что она и преподнесена как жестокость, а не 'между делом'. Проблемы семейного насилия, желание вернуть молодость с помощью пластических операций - это наш, XXI век, и ответы на вопросы даются по-современному, что внимательному и образованному человеку к концу фильма уже вполне заметно. Но Средневековье вы здесь увидите лишь в двойном преломлении - сначала в призме Нового Времени, затем Новейшего. И это нужно учитывать.

Zaharlopatin
Zaharlopatin3 мая 2020 в 21:52
Сказка сказок

С этого фильма можно начинать знакомство с новым поколением страшилок. И дело тут не в комбинированных съёмках, оживлющих кукольных монстров и творящих из лилипутов великанов, и точно не в компьютерной графике, спсобной уже не дополнить, а подменить нам реальность на такой обман восприятия, что будем принимать протез за живую деталь, а бред за норму. Речь о расширении влияния кинематографа на свойства мышления. Лет тридцать назад, если не сорок, рабов видеофильмов, становившихся чуть ли не приставками к своим видеомагнитофонам, называли видеотами, много насмешек было над фанатами 8-16-битных игровых телеприставок. А сейчас другие времена... Здорово, Matrix! Как поживаешь? А мы, если хотим узнать, как поживать дальше западным и юго-западным европейцам, посмотрим кино Il racconto dei racconti или Tale of Tales, что буквально означает «сказка сказок», а не «Страшные сказки», как у нас в прокате. Этому фильму уже пять лет, а считать такой фильм детским можно только с большого перепугу или бодуна. Три новеллы сняты по мотивам известных произведений Джамбаттисты Базиле («Пентамерон»). В течение всего просмотра не покидает странное ощущение... Сказочки явно не для детей. Если для взрослых, то предлагается игра в угадайки: что это за байки и зачем это нам... Для развлечения? Как-то не очень они и развлекают. Для нравственных поучений слишком развратно, для порно слишком целомудренно. Для поучения? А чему? Скажем, в «Одиноком утёсе» — морали в истории короля, который сам себя одурачил капризами, запав на голос и не пожелав мириться с тем, что пела не красна девица... Или в «Долине туманов»? Тут мы узнаем версию вывернутого наизнанку эдипова комплекса: мамаша тиранила сынка, пока не кончилось всё плохо, а для интриги имеется поедание сердца чудовища, от которого беременеют и королева, и служанка... Скузи, это про клонирование? В третьей новелле про блоху, но точно хуже, чем в сказке про нашего Левшу. Слишком вычурная версия сказок про капризную принцессу, тем более, что тут король с капризами, а не принцесса... В отличие от Боккаччо (Il Decamerone), ясно давшего понять публике, насколько велика жажда жизни в полушаге от смерти, и воспевшего культуру и образование, как зачин для создания идеального общества, в «Страшных сказках» хоть и всго три байки, но уже можем рассмотреть полуфабрикат для сказочников следующих веков. Может и так, однако не сможем понять, зачем нам показали это сейчас... Или сможем? В Каннах фильм ничего не получил, местные итальянские награды пусть мотивируют сами итальянцы, а фильм стоит смотреть только для того, чтобы убедиться, что путь к возрождению настоящего европейского (и итальянского в т. ч.) кино тернист. Тот же режиссёр в эти недели представил нам новую версию «Пиноккио» (в российском прокате с 12 марта), а красивые, но нестрашные и очень непонятные Il racconto dei racconti просто учтём для расширения кругозора. 5 из 10

jorj252
jorj2522 ноября 2015 в 12:57
Нельзя снимать фильмы под кислотой или грибами

Европейские сказки в оригинале не отличаются особой добродушностью. В Белоснежке злую королеву заставляют плясать в железных сапогах на раскаленных углях. Гензель и Греттель убегают в лес к пряничному домику только потому, что их родители пытаются съесть своих детей на ужин. В Красной Шапочке волк готовит убитую бабушку и скармливает приготовленное главной героине, после чего съедает её. Да и Спящая красавица просыпается отнюдь не от поцелуя. Само собой подобный трэш требует некоторой адаптации для нормального восприятия его детьми. Собственно этим и занимались известные сказочники Шарль Перо, братья Гримм и т.д. И вот перед нами киноадаптация европейского народного (или не совсем народного) творчества, под названием 'Страшные сказки'. Фильм сразу настраивает зрителя на положительный лад: красивая картинка, сказочный дух средневекового уличного представления, и загадочная фраза: 'Фильм признан культурным достоянием Италии'. Всё... перед нами серьезное европейское кино со своей философией, потрясающей игрой актеров, шикарной музыкой и интересным сюжетом. Как бы не так, эйфория от первых кадров быстро заканчивается и мы видим на экране сцены из ада, предназначение которых пытать своего зрителя. Фильм страдает как с точки зрения содержательной части (т. е. сюжета), так и с точки зрения визуализации всего этого беспредела. Но обо всём по порядку. Содержательная часть (сюжет). В комментариях писали про многочисленные логические дыры, допущенные в сюжете фильма. Однако для сказок это нормально и простительно. Главная их задача учить хорошему, доброму, вечному, выкладывать по кирпичикам несформировавшееся детское мировоззрение, формировать фундамент психологии. Так поступать не хорошо, и за такие деяния непременно последует наказание. Любовь мощная сила, побеждающая все. Предатель, вор, трус всегда презираем ((с) В. Высоцкий). А герой, вступивший в неравный бой с разбойниками (войском, колдуном, драконом), всегда почитаем и уважаем, и может рассчитывать на помощь со стороны общества (Баба Яга только грозится съесть Добро-Молодца, но видя его чистые помыслы и волю к победе всегда помогает ему). Вот чему должны учить сказки. Здесь же (чтобы не проспойлерить) посыл совсем другой: помогай, и умрёшь или покалечишься, борись за свою любовь и будешь убит. Более или менее внятный смысл появляется в сказке с близнецами (она же, кстати, является и менее трэшовой по количеству омерзительных сцен). В двух других же сказках смысл либо отсутствует, либо очень удачно завуалирован. Теперь по поводу визуального ряда. В равной степени как режиссер временами радует нас добротной, красивой сказочной картинкой, с таким же успехом он показывает нам омерзительные сцены, граничащие с маразмами Босха. При чем их количество в фильме превалирует. Такое ощущение, что после того как автор сего творения отснял первые минут 15 фильма его по какой-то неведомой причине понесло, и дальше сцены он снимал находясь в великом приходе, а временами его отпускало, и тогда перед нами опять появлялись красочные картины сказочного средневековья. Гигантская блоха, мерзкие старухи, кровавые сцены со сдиранием кожи, поеданием сердца... в общем сериал 'Спартак' нервно курит в сторонке. Таким образом вместо страшных сказок мы получаем омерзительные. Жанр мрачных, грустных сказок был очень хорошо развит Андерсеном (Русалочка, Оловянный солдатик... и т.д.). Встречались вариации на данную тему и у отечественных авторов (Черная курица). В кино же первенство в этом жанре несомненно принадлежит Тиму Бертону. Все эти сказки заставляли сопереживать главным героям и гневаться на несправедливость мира в котором живут персонажи. К тому же они чётко устанавливали моральные ценности. В этом же фильме ничего этого нет. Сопереживать героям не хочется потому что одни из них имбецилы, другие шизофреники, третьи жестокие убийцы. В итоге мне понравился только один персонаж, судьба которого мне была не безразлична это великан-людоед. Как ни странно здесь он скорее положительный персонаж. И теперь, когда знаешь это, можно понять на сколько же упорот данный фильм, если людоед является положительным героем которому хочется сопереживать. Возвращаясь к началу статьи: да, безусловно, мрачность и сюрреализм присутствует в европейских сказках, и именно поэтому их необходимо адаптировать под читателя (слушателя, зрителя). Так вот в нашем случае адаптация не удалась. А баллы можно накинуть только за временами красивую картинку. 3 из 10

Paranoik-kinofan
Paranoik-kinofan29 сентября 2015 в 20:51
На поводу у желаний

Балансирующая на лезвии опасной бритвы жанрового гротеска и откровенно претендующая на культовость кинолента, оживающая в мире процветающего барокко — таков на деле англоязычный дебют любимца критиков Маттео Гарроне. Мир его «Страшных сказок», если угодно, является торжеством этакой ирреальной действительности, в которой доминирующая фэнтезийность повествования не выглядит чем-то сверхъестественным, ведь она и есть сама реальность, жестокая и беспринципная по сути. Старательно придерживаясь духа первоисточника, создатели сшивают кровавыми нитками в единое жутковатое полотно вольные интерпретации трёх сказок из «Пентамерона» неаполитанца Джамбаттисты Базиле, который первым в Европе собрал и обработал местные фольклорные сказания. Экранные адаптации «The Enchanted Doe», «The Flea» и «The Flayed Old Lady» вместе образуют своеобразный триптих из практически автономных сюжетных сегментов, показательным образом пересекающихся лишь в сценах похорон — сначала физических, а затем духовных. В качестве нарратива здесь выступают простейшие мысли о том, что все мы — создания выбора, которые так или иначе вынуждены расплачиваться за свои п(р)оступки. Королева Долины Туманов в результате обсессии практически полностью отгораживается от окружающего мира, теряя с ним весь эмоциональный контакт, и без сожаления посылает собственного мужа на битву с водоплавающим чудовищем ради того, чтобы наконец-то забеременеть. Похотливый король Одинокого Утёса после очередного ночного кутежа слышит в городских трущобах чарующий голос, и теперь одержим мыслью о совокуплении с его без сомнения прекрасной (как ему кажется) обладательницей. Клоуноподобный правитель Диких Гор больше увлечён уникальными способностями обыкновенной блохи, нежели будущим собственной дочери, а потому без тени сожаления отдаёт её замуж за орка. Таков мир «Страшных сказок», без прикрас передающий настроение «Пентамерона», чей похабный юмор вперемешку с нравоучительным насилием напрочь лишён той выхолощенности многочисленных пересказов, которой подвержены более поздние вариации схожих историй за авторством Шарля Перро или братьев Гримм. Волшебство, являющееся главным двигателем сказок, уходящих своими корнями в глубокую архаику, тесно вплетается в осязаемую конкретику реальной действительности. Здесь нет места состраданию, лишь неоднозначное торжество здравого смысла, по умолчанию принимающего жизнь as is — со всеми её недостатками, вездесущей грязью и разнообразными проявлениями человеческого неравенства. При этом само погружение в аморальный мир под руководством Гарроне происходит весьма отстранённым образом, потому что итальянский постановщик не стремится принимать чью-либо сторону, не склонен сочувствовать или дарить надежду. В каком-то смысле его фильм представляет собой лишь суховатый экранный пересказ, констатирующий как факт нечто уже случившееся, и в одинаковой мере дистанцирующийся от всех действующих лиц без выражения симпатии к кому бы то ни было. Однако во многом именно по этому «Страшные сказки» работают как надо, ловко балансируя на грани падения в жадные объятия меланхоличной оргии, эгоистичные участники которой склонны думать лишь о собственном удовольствии и не обращают внимания на желания других. Скомпонованные вместе притчевые истории служат, в первую очередь, для усиления совокупного эффекта. Имея лишь две условно настроенческие точки пересечения, сюжетные линии объединяются тем, что их герои в итоге не получают ничего, кроме расплаты за опрометчивые решения и глубоких душевных ран. Абсурдистские начала здесь неизменно перерастают в откровенный кошмар, в котором матери совершенно не думают о цене получения сыновней любви, сёстры готовы разорвать родственные узы ради материального благополучия, а принцессы насилуются каннибалами и проходят жестокую конфирмацию приобщения к жизни без надетых любовными романами розовых окуляров. Рождение неизменно окрашено смертью, а тенёты навязчивых стремлений всё сильнее запутывают в себе потерявших берега здравомыслия персонажей, чтобы позднее выпустить их в мир, полный беспросветного одиночества. Кинолента Гарроне по сути представляется в качестве ярко выраженного антипода диснеевских экранизаций, куда более нравоучительного в своей нарочитой жестокости по сравнению с искусственно навязанной традиционностью хэппи эндов. Отталкивающее и в то же время притягательное в своей жутковатой чувственности зрелище, постоянно обволакиваемое душными парами нарочитой монотонности, которая, на самом деле, не что иное, как отражение будничности, констатирующее, что подобное господство отчаяния на самом деле в порядке вещей. Минимализм используемых художественных приёмов вкупе с изысканной простотой постановочных решений Гарроне создают вычищенное от всевозможных несущественных деталей полотно, сосредоточенное исключительно на процессе повествования, а не на вырвиглазной визуализации выдуманного мира. Да, в «Страшных сказках» много красивых кадров и изобретательно выстроенных мизансцен, но вся картина отнюдь не обременённой своей фэнтезийностью жизни здесь выстраивается мимоходом, проецируется исключительно за спинами главных героев. Итальянский постановщик сдвигает на периферию всё, что может отвлечь зрителя от метаморфоз вынужденных платить по счетам персонажей, тем самым практически окончательно стирая границы между перипетиями реальной жизни и существованием по правилам сказочной вселенной.

jelsamina
jelsamina17 сентября 2015 в 08:11
Сказка сказок - это как Книга книг, только сказка

Не ругайте переводчиков за названия фильмов. Переводчик - совершенно подневольное лицо в этом случае; он предлагает варианты, а люди, власть имущие, один из них утверждают. Есть ли у власть имущих литературный вкус - дело десятое в данном случае. Честно - на 'Сказку сказок' (по аналогии с 'Книгой книг' должно было звучать неплохо) повели бы детей, несмотря на жутковатый трейлер и рейтинг 16+. Название 'Страшная сказка' было попыткой перестраховаться; но в зале все равно были подростки и детишки, явно не тянущие на заявленный рейтинг. Зато с родителями (интересно, закрывали ли они глаза детям на сцене 'после оргии' или, что кажется намного более страшным - там, где Дора, 'сестра королевы' (Хейли Кармайкл) идет с содранной кожей?). В английском варианте не стали заморачиваться, и перевели как 'Tale of tales', хотя, уверена, язык пострадал - английский не сравнить с итальянским по мелодичности. Тем не менее, фильм названием не испортишь. Именно этот вообще сложно чем-то испортить. Он напоминает одновременно 'Лабиринт Фавна' и сериал 'Однажды в сказке' - неоднозначным выбором героев, оригинальными сюжетными поворотами (до последнего момента кажется, что принцесса, выданная замуж за людоеда, смирится, а дальше будет все как в 'Красавице и Чудовище' но нет!) А костюмы, костюмы! Недаром фильм признан 'Культурным наследием'. Персонажи, что для сказок удивительно, выписаны не шаблонно. 'Злая королева' (Сальма Хайек) одновременно с этим - любящая мать, жертвующая всем ради единственного ребенка. 'Заботливый отец' (Тоби Джонс) на самом деле готов выдать свою дочь замуж за кого угодно, потому что единственная любовь всей его жизни - гигантская блоха. При этом наивная принцесска хладнокровно перерезает горло мужу-людоеду - вот где сила духа (хотя, казалось бы, наследственность не та). Нераскрытым получился образ короля-сластолюбца, но честно - его жалко. Да и какими стальными нервами надо обладать, чтобы, увидев после (или во время) процесса ужасную старуху, не стать импотентом? Впрочем, ему достается по заслугам. В этой сказке вообще всем достается по заслугам - принцессе за смелость, принцу - за преданность другу, королю - за неразборчивость в связях... Маттео Гарроне, как канатоходец с шестом, умело поддерживает баланс и в характерах героев, и в событиях, с ними происходящих, в красоте и уродстве, в правде и вымысле. Обывателю неприятно смотреть на вывернутые наизнанку пороки - алчность, зависть и гордыню сестер, похоть и чревоугодие Короля Одинокого Утеса, гнев Королевы, уныние Короля Диких Гор (особенно после смерти блохи, такая потеря). Смысл спрятан за нарочито блестящим сказочным фасадом, но насколько актуально родительствое самопожертвование во имя детей (не всегда заканчивающееся так, как стоило бы)? Настоящая дружба? Попытка сдержать свое слово 'любой ценой', даже вопреки здравому смыслу или добиться желаемого во что бы то ни стало? Европейский кинематограф, в отличие от американского, чаще 'прячет' смысл, нежели выставляет напоказ: 'Это хорошо, это плохо. пользуйся!' В этом его отличие - и неоспоримая ценность для внимательного зрителя.

Mystique101
Mystique10124 августа 2019 в 19:57
Старые сказки на старый лад

Эта картина давно валялся в папке к просмотру, ибо рейтинг не дотягивает до семерки, русское название как всегда подкачало, и я при беглом прочтении аннотация ничего оригинального не ожидала. Меня скорее уже утомляют это модные 'старые сказки на новый лад'. Хотя в целом фэнтези люблю смотреть, не часто правда бывает что-то действительно стоящее. Фильм меня поразил. Я включила его вечером фоном, под рисование, но уже через пять минут не могла оторваться от красивой картинки и холодной, тихо пронизывающей душу атмосферы. Три истории, я все ждала как они переплетутся между собой. Фильм какой-то неспешный. Но все же увлекательный. Я не могла не досмотреть его, хотя была уставшая и думала лечь пораньше. Я все же не буду расписывать сюжет или игру актеров. Скажу лишь самое важное по-моему мнению это не попытка шокировать зрителя, перевернув в сказках все с ног на голову. Все стали неженками и ждут в сказке счастливый конец. Ну тут он вообще-то присутствует... но не всем видимо очевиден. Это попытка показать сказки в своем первом значении. Некоторые исследователи уверены, что раньше сказки были жестокими и страшными, в целях воспитания и послушания детей. Но мне ближе теория, что сказки действительно несли в себе воспитательный аспект, но на глубоком психологическом уровне. Развивали самосознание и личность. Больше всего я увидела это в истории про Принцессу и Людоеда. Она прямо легла у меня по полочкам. И тут мне вспомнилось исследование юнгинианского психоаналитика Клариссы Пинколы Эстес, о котором я читала в ее книге 'Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях'. Когда я вспомнила о ее разборе традиционных сказок, то фильм стал полностью понятен и восхитил многослойностью. И конец логичен. Он не так оборван, как может многим показаться. В общем фильм гениален в своем роде. И снят красиво, эстетика прекрасная, костюмы, подбор и игра актеров, в общем работа всей съемочной команды. Но самое главное какой этот фильм многогранный. Считаете беды Принцессы приключились из-за глупости папы? А она жертва злого Людоеда? Как бы не так. Людоед это часть Принцессы, и пока она сама себе не поможет и не повзрослеет, все вокруг будут страдать, особенно те, кто пытаются ей помочь. В целом... я и так написала гораздо больше, чем планировала. Но фильм меня однозначно удивил. Приятно. Хотя было жутко. Да. 8 из 10

Alisyonok
Alisyonok2 декабря 2015 в 19:41
Абсолютно взрослые истории

Страшные сказки — три абсолютно взрослые истории. Как ни странно, меньше всего в них можно найти колдовства, но зато сказочно красивые пейзажи на протяжении двух часов зрителю обеспечены. Тут и дно морское, и лес, и горы. И все такое радостное, солнечное, словно в противовес разворачивающимся на этом фоне зачастую мрачным событиям. Картинка завораживает. Мне повезло, что мой первый просмотр этого фильма пришелся на большой экран. Впоследствии, пересматривая Сказки дома на компе, поймала себя на мысли, что впечатление приятное, но уже не завораживает. Вот как много значит визуальный ряд! Красивая музыка, отличные актеры. Хочется отметить замечательную игру Сальмы Хайек -как же точно ей удалось передать неуемный азарт игрока, которым горят глаза ее героини, когда она, словно та Старуха из Золотой рыбки, просит колдуна о новой и новой услуге. Актрисе, на мой взгляд, удалось донести образ сумасбродной своевольной Королевы. Страшные сказки -глубоко философский фильм, правда, философия здесь легкая, ненавязчивая, и найдет ее лишь анализирующий зритель. Те же, кто ищут острых сюжетных перипетий, тоже найдут свое. Фильм очень разноплановый, подходит под разную аудиторию. И это, несомненно, заслуга режиссера. И, конечно же, в данной сказке, как и в любой сказочной истории, есть мораль. Именно мораль объединяет три, казалось бы, несвязанные истории. Мораль же Страшных сказок, говоря современным сленгом, «без фанатизма» -во всем должна быть мера. Каждый из героев не знает меры в чем-то своем, у каждого свой порок, своя одержимость, но именно отсутствие чувства меры неизбежно губит героев. Королева Долины Туманов (Сальма Хайек) — безмерно эгоистична. Ее неуемное желание родить, а затем навсегда «привязать» к себе сына влекут за собой фатальные последствия порой для самых близких ей людей. Но Королева, как мы видим благодаря отличной игре Сальмы Хайек, не расстроена нисколько. Это ли не высшая степень эгоизма? Король Одинокого Утеса (Венсан Кассель) — не знающий меру «бабник». Если бы не этот недостаток, он бы не проснулся однажды утром, увидев в своей спальне то, что увидел. Король Диких Гор (Тоби Джонс) одержим идеей взрастить блоху. Все его мысли только об этом уже достигшем колоссальных размеров «чудо»-насекомом. Он даже о государственных делах думать забыл — куда уж там заботиться о воспитании собственной дочери? Просто паранойя какая-то. Последствия — страшны. Я для себя в сказках увидела еще одну мораль, помимо уже обозначенной. Это бессмысленность попыток обмануть природу. Королева не может родить, но обманув природу, она получает желанный результат, но какова цена? Старуха не может помолодеть, но ей очень хочется, что же в итоге? Блоха не может долго жить, даже гигантская, итог… (Специально ставлю вопросы и многоточия, дабы не разрушать интригу для еще не смотревших этот фильм. Во всех трех историях так и сквозит черный юмор. И это придает им еще большую пикантность, делает их еще более жизненными. Все как в реальном мире, вовсе не в сказке с обязательно счастливым, «сказочным» концом. Вайлет мечтает встретить прекрасного принца, но «спасибо» отцу, получает то, что получает. Эгоистичная Королева Долины Туманов, готовая пожертвовать любой чужой жизнью, в итоге, платит неожиданную для себя цену. Король Одинокого Утеса, наш сказочный Ловелас, которому ни одна девушка королевства не сможет отказать, по иронии судьбы влюбляется в то, во что влюбляется. Очень правильно, на мой взгляд, что истории показаны вперемешку, тем самым создается эффект ожидания -«что же происходит в это время в других двух?» Детям этом фильм смотреть нельзя, уж слишком он порой откровенный. Не настолько, конечно, как Кентерберийские рассказы Чосера, но все же не для детей. 10 из 10

Time_30
Time_3010 сентября 2015 в 16:54
Сказки, ставшие реальностью

После просмотра фильма напрашивается не хитрые и всем известные слова: 'Сказка ложь, да в ней намек, каждому молодцу урок'. И собственно говоря, да, я зачем-то посмотрел итальянскую картину режиссера Маттео Гарроне. Для меня было загадкой, что это за проект. На кого он рассчитан и стоит ли вообще его смотреть. Я видел лишь в актерском составе Сальму Хайек, Венсана Касселя и не очень адекватный сюжет. И кто-же мог подумать, что данная консистенция очень даже вкусная. Да, с превеликим удовольствием рад вам сообщить, что картина мне понравилась, хоть после просмотра я чувствовал нечто противоречивое. Но я подумал, собрался с мыслями, все хорошенько взвесил и сейчас готов изложить свое отношение к фильму. Сюжет повествует нам три истории королей. Первый король - Король диких гор. Второй король/королева - Король долины туманов. Ну и третий король, исполненный Венсаном Касселем - Король одинокого утеса. Король диких гор, выращивает, как это странно бы не звучало огромную блоху, свою же дочь он собирается отдать замуж за горного людоеда. Королева диких гор, мать одиночка, в течении несчастного случая у нее погиб муж, вот и растит и оберегает она своего сына, но в то же время рушит его жизнь, разделяет его с его лучшим другом. Ну а король одинокого утеса, самолюбивый, крайне глупый и не мудрый король, как-то он слышит прекрасную песню и думает ее поет прекрасная девушка, но ни тут то было... Страшная старуха, вот кто та дева. Согласитесь, прочитав все это, можно сочти за бред, в принципе так и есть. Абсурдного в картине очень много. Но это и хорошо, есть больше поводов подумать и поразмышлять над фильмом. Каждая сцена, каждый персонаж не просто вписан, он что-то обозначает. Образы врезается в память очень хорошо. Готичная, местами жестокая сказка наполненная различными метафорами и идеями режиссера, мысль мол такая: 'В сказке не все так хорошо, как кажется'. И по мне, в фильме собственно говоря и показали жизнь - нашу жизнь. Жизнь наполненную такими чудесами, но и в то же время такими бедами... Большинство, которые образуются из-за нас самих (когда посмотрите поймете мысль). Не понимание родителей и детей, мертвая красота, преданные, но в то же время мертвые узы братской любви. Да вообще много чего можно сказать об этом, просто смотрите. И каждый хоть что-то да возьмет для себя. Это сказка, мало того что хорошо сыгранная, превосходно подана, да еще и актеры удивляли своими 'отвратительными', но в то же время прекрасными работами. Должен сказать, грим, прически, декорации и спецэффекты при таком малом бюджете очень даже приличные. И чувствую я, фильм останется в моей памяти на долго. Может если пересмотреть, всплывет что-то новое, кто знает. 'Страшные сказки' - Фильм из трех эпизодов - прекрасных историй, каждая поучительней и оригинальней другой. Фильм совмещающий в себе и страстную любовь и жестокие убийства. Местами готичный, местами мрачный, и от этого безумный фильм. Кино ставящее перед собой множество границ. Демонстрируя нам то зловонный, неприятный дух, то милую и приятную атмосферу, оно само не знает на чем остановиться из-за чего и возникает весь сыр-бор из разных жанров. В общем, очень неоднозначное кино. Кому-то понравиться, кому-то вообще нет, решать вам!

Mabgat
Mabgat14 марта 2018 в 09:20
Весь мир таков, каким он создан нами...

'Страшные сказки', они же 'Tale of Tales', они же 'Il racconto dei racconti' - вольное кинематографическое изложение сельского фольклора, собранного и обработанного в стиле барокко неаполитанцем Джамбатиста Базиле. Сам фильм однако, далек по сути своей и от сельского фольклора, и от барочного стиля, и даже от стиля готического (как предполагали некоторые рецензенты). По мне, так это скорее современная европейская психоделика в декорациях и при костюмах, где-то глубоко внутри сохранившая отголоски народной сказки. Весь мир таков, каким он создан нами. Достаточно сказать себе, что это совсем легко, И ты без промедления создашь миры, И с места сдвинешь горы. Никто не запрещает мастерам от кино творить и создавать миры, что и делает Маттео Гарроне. Ровно так же, как никто не запрещает персонажам его картины творить свою судьбу (губить ее, бороться с ней, либо обращать к лучшему). Ведь если приглядеться немного внимательнее, перед нами не просто авторская фантазия на тему королей, королев, огров, чудовищ и блох. Перед нами три новеллы, героями которых владели разнообразные страстные желания, можно даже сказать идеи фикс. И каждый из них шел к своим целям, не замечая никого и ничего, отбросив все законы и условности, при помощи колдовства или обычного бытового ножа творя мир вокруг себя, и часто не жалея ради этого своих жизней. Однако в конце повествования режиссер напоминает своим героям, да и всем зрителям картины, что жизнь хрупка, как бабочка. Она подобна воздушному гимнасту, балансирующему на канате под крышей замка. Ведь в конце все проходит, уходит молодость и красота, и у нас остается только лишь немного земной жизни, которую мы должны прожить достойно. И сделать мир таким, чтобы им гордились наши потомки... ...Простите, немного занесло. Если проще, то мне думается, что намек этих сказок и фильма в целом - не лезте из кожи вон ради чего-то мало осуществимого, а просто живите и радуйтесь жизни. С этим мнением вы, зрители и читатели, вольны соглашаться или нет. И выбор, смотреть или не смотреть, тоже остается за вами. То, что 'Страшные сказки' - лента на любителя и понравится не всем - это точно. Мне понравилось. Наверное потому, что лучшие сказки - всегда самые страшные. 7 из 10

Неизвестный1997
Неизвестный199715 октября 2017 в 06:14
Если вы поверите в сказку, вы становитесь её частью!

После просмотра фильма напрашиваются нехитрые и всем известные слова: 'Сказка ложь, да в ней намек, каждому молодцу урок'. Должен сказать, этот фильм являлся для меня 'тёмной лошадкой'. Прочитав описание, стало интересно, как такое вообще можно преподнести. Маттео Гарроне поставил очень взрослую и оригинальную сказку, каких ещё, наверное, и не было вовсе. Мало кто мог подумать, что данная консистенция очень даже вкусная. Да, с превеликим удовольствием рад вам сообщить, что картина мне понравилась, хоть после просмотра я чувствовал нечто противоречивое. Но я подумал, собрался с мыслями, всё хорошенько взвесил и сейчас готов изложить своё отношение к фильму. Сюжет повествует нам три истории королей. Первый король - Король диких гор. Второй король/королева - Король долины туманов. Ну и третий король, исполненный Венсаном Касселем - Король одинокого утёса. Король диких гор, выращивает, как это странно бы ни звучало огромную блоху, свою же дочь он собирается выдать замуж за горного людоеда. Королева диких гор - мать одиночка, в течение несчастного случая у неё погиб муж, вот и растит и оберегает она своего сына, но в то же время рушит его жизнь, разделяет его с его лучшим другом. Ну а король одинокого утеса, самолюбивый, крайне глупый и не мудрый король, как-то он слышит прекрасную песню и думает её поет прекрасная девушка, но ни тут то было... Страшная старуха, вот кто та дева. Согласитесь, прочитав всё это, можно сочти за бред, в принципе так и есть. Абсурдного в картине очень много. Но это и хорошо, есть больше поводов подумать и поразмышлять над фильмом. Каждая сцена, каждый персонаж не просто вписан, он что-то означает. Образы врезаются в память очень хорошо. Готичная, местами жестокая сказка наполненная различными метафорами и идеями режиссера, мысль примерно такая: 'В сказке не всё так хорошо, как кажется'. И по мне, в фильме собственно говоря и показали жизнь - нашу жизнь. Жизнь наполненную такими чудесами, но и в то же время такими бедами... Большинство которых образуются из-за нас самих (когда посмотрите, поймете мысль). Непонимание родителей и детей, мёртвая красота, преданные, но в то же время безжизненные узы братской любви. Да вообще, много чего можно сказать об этом, просто смотрите. И каждый хоть что-то, да возьмёт для себя. Это сказка, мало того что хорошо сыгранная, превосходно поданная, да еще и актёры удивляли своими 'отвратительными', но в то же время прекрасными работами. Должен сказать: грим, причёски, декорации и спецэффекты при таком малом бюджете очень даже приличные. И не будет преувеличением сказать, что фильм своей невероятное эстетикой отпечатывается в памяти надолго. 'Страшные сказки' - картина из трёх эпизодов - прекрасных историй, каждая поучительней и оригинальней другой. Фильм совмещающий в себе и страстную любовь и жестокие убийства. Местами готичный, местами мрачный, и от этого безумный фильм. Кино ставящее перед собой множество границ. Демонстрируя нам то зловонный, неприятный дух, то милую и приятную атмосферу. Коктейль самых разных жанров, с местной эстетикой и небывалым очарованием настоящей сказки.

TonyAmigos
TonyAmigos13 сентября 2015 в 14:49
В тридевятых царствах

Вечер пятницы решил отдать просмотру «Страшных сказок» Маттео Гарроне, который перенес на экран всего 3 из 49 средневековых историй Джамбатисты Базиле – «пугалок» для детей, но и их хватило для того, чтобы понять: современные истории о прекрасных королях, королевах, принцессах и драконах слишком отретушированы и отбелены по сравнению с их прототипами. Первоначальные варианты отличались фривольностью и жестокостью в жизнеописании быта итальянского народа. Начинать писать рецензию на эти, скажем прямо, недетские истории позднего Возрождения было сложно: сложно, прежде всего, понять, где тут ложь, а где – намёк. Фильм вобрал в себя целую палитру архетипов и аллюзий. Каждый зритель, скорее всего, увидит в нём то, что хочет видеть, что ему близко, либо просто будет наслаждаться красивой картинкой, не пытаясь познать глубинные смыслы. По мне, каждая из предложенных историй по-своему символична: История 1: Мать-королева, родив долгожданного первенца, наследника трона, окружает его гиперопекой, стараясь оградить принца от любых тягот окружающего мира. Отпрыск же, не ценя забот матери, следует зову сердца. В психологическом плане история рассказывает о взрослении юноши: становлении его самостоятельности, стремлении обрести своё истинное «Я» (которое олицетворяет двойник), прохождении испытания и конечном разрыве с родительскими узами. То есть о том, через что следует пройти каждому мужчине. История 2: О женском коварстве и любовных чарах. Одна из двух старух-сестер своим пением привлекает внимание короля, которое, безусловно, льстит ей. Затеяв игру в «кошки-мышки», она прибегает к помощи магии. В результате, став молодой не только душой, но и телом, чародейка соблазняет короля и претендует на роль королевы. Но минует час, и волшебство проходит, заставляя самозванку навсегда скрыться из королевства. Как мне показалось, здесь так же сокрыта достаточно простая мораль: одной внешней красотой расположения мужчины не добиться, а внутреннюю порочность и черноту души настигнет возмездие. История 3: Молодая принцесса мечтает о том, что встретит свою любовь, но отец готовит для неё более мрачную участь, отдавая девицу в мужья варвару. Пройдя ряд злоключений, принцесса возвращается в замок и становится королевой. Я бы провел параллели между данной историей и восхождением на престол королевы Елизаветы в ситуации отсутствия у короля Англии Генриха VIII наследника мужского рода. И в сказке, и в реальном историческом случае принцесса применяет свою смекалку, чтобы достичь заветной цели. В конце фильма три истории чудесным образом переплетаются в одну, а где между небом и землей идёт канатоходец, возвещая миру, что достигнутая картина мира несовершенна и может рухнуть, давая начало новым историям. 7 из 10. Но в любом случае я бы перед просмотром рекомендовал прочитать ту небольшую часть Сказки сказок, которая переведена на русский язык, чтобы лучше оценить фильм.

klassen
klassen12 сентября 2015 в 17:17
Сатанеющие истории… Похлеще, чем у «КиШ(а)»

С ходу, с припёку так просто не оценить данную картину режиссёра Маттео Гарроне. Да, это действительно, как бы, сказка для взрослых. Сказка, вмещающая в себя три истории, которые едва ли связаны между собой. Притом, каждая из них довольно занимательна и даже притягательна. И, пожалуй, в первую очередь, своей незаурядной подачей. И нельзя как-то отделить эти истории, ведь они идут слитны. Однако, история королевы и её сына единородного, который появился на свет благодаря самому мистическому стечению обстоятельству и самому тайному зачатию, удивляют своей магией и несколько чаруют… ммм… ну, даже недосказанностью. Вернее, обрывыстостью. Ведь для рождения Элиаса была придумана целая процедура. Нужно было раздобыть сердце морского чудища. А королева должна была его съесть и понести, вынашивая чадо одну ночь! Сальма Хайек (Королева), Кристиан Лис и Джона Лис (соответственно, Элиас и Джона) более других ярки в этой сказочной, но такой неординарной истории… Венсан Кассель (Король) более всего интересен в истории про старушек, коих воплотили в жизнь Ширли Хендерсон (Имма), Хейли Кармайкл (Дора). Любвеобильный король всё мечтает насладиться девой, что так пленила его своим пением. Только вот лица Король не видел, а это оказалась старуха, что так хотела снова почувствовать себя молодой. Да так, что готова пуститься во все тяжкие и не останавливаться ни перед чем! В связи с этим на сцену также выходит и героиня Стэйси Мартин. Эта история и интересна, и загадочна, и пугающая!.. А вот моей любимой является история про другого короля (Тоби Джонс) и его дочери (Бебе Кейв). И людоеда (Гийом Делони). И блохи, что укусила короля и стала расти как на дрожжах. Но не в блохе вся соль. А в тех ужасающих событиях, которые ставят волосы дыбом. Даж правильнее сказать, что эта история не про блоху, как отмечено, почему-то несколькими сайтами, а история эта про людоеда. Про огра. И принцессу. События, что удалось мне лицезреть в этой истории меня просто искренне шокировали! В общем, говорить можно много, но я боюсь начать повторяться. Фильм необычен. Фильм подкупает своей кармой. И карма у него не самая будничная. Картина же не является привычной глазу. Штампов и клише здесь нет и в помине. Вместо этого идут завораживающие душу три истории, что так возымели своё действие на меня, как на зрителя… 8 из 10

vin4enza
vin4enza11 сентября 2015 в 20:44
Старые сказки о главном

Сказки… Так много времени уделяется последнее время этому жанру. При упоминании этого слова на ум приходит новая «Золушка», от сладости которой сводит зубы. Примитивная история, завернутая в упаковку ярких красок, шикарных костюмов и спецэффектов, не несущая в себе особой морали, интриги и интереса. Хотя, судя по сборам, очень успешная получилась пустышка. Но ведь сказки не всегда были такими… Когда-то, в суровые времена, они были написаны совсем не для детей. Тот же Андерсон писал свою русалочку исключительно для взрослых. Английские, итальянские и даже русские народные сказки были наполнены кровью и насилием, ужас пробирал при их прочтении. Первый шаг к подобной интерпретации сделали создатели мюзикла «Чем дальше в лес…». Они объединили известных всем героев и изменили их историю, а в особенности конец, наполнили поступки и приключения новым смыслом, все это на фоне намеренно ненатуральных декораций и в крайне темных и пугающих цветах. Создатели же «Страшных сказок» пошли к самым истокам и взяли за основу сказки Джамбаттисты Базиле. Сказочника, вдохновение в работах которого искали всемирно известные братья Гримм и Шарль Перро, они кстати взяли из них не только вдохновение, но и сюжет для собственных сказок. Я лично страшные сказки отнесла бы к арт хаусу. Очень уж они своеобразны. Не уверена, что все смогут понять их, особенно с первого просмотра. И уж тем более далеко не все будут довольны просмотром. Фильм странный, неординарный, простой и запутанный одновременно. То же самое можно сказать и о его героях, декорациях, постановке. Фильм включает в себя три отдельные сказки. Три повести о абсолютно разных людях. Они пересекаются лишь в самом начале и в конце, и от их пересечения ничего по сути не зависит, с другой стороны это делает сюжет цельным, а не разбитым на новеллы, как это делают любители упростить себе и монтажеру работу. Истории происходят параллельно и видим мы их по кусочкам. Это отличная идея, так как ты все время в напряжении, ерзая на краешке стула, желая узнать, что же там произойдет, пока здесь все так спокойно. Главные герои – королева и ее сын-альбинос, король и его дочь Виолетта, похотливый король с двумя престарелыми барышнями. Рассказать хоть немного их истории и это уже будет спойлер. Они не закручены, не оставляют недосказанности – все как в старых добрых сказках, за исключением «добро побеждает зло» и «жили они долго и счастливо». Здесь практически нет хороших людей, все они грешны, в большей или меньшей степени. Не нужно быть гением, чтоб вынести основную мораль всех историй – эгоизм и себялюбие. Каждый герой заботиться лишь о своих интересах, на других ему, в принципе, плевать. Довольно актуальная проблема во все времена. Меня окончания историй удивили не особенно, но от этого они не становятся менее интересными. Что касается актеров, то Кассель меня порядком удивил, даже не думала, что он может быть столь омерзителен с его-то харизмой и красотой. Сальма Хайек отлично сыграла средневековую королеву, но особенно хочется отметить Бебе Кейв. Ее я видела впервые и не скажу, что играла она прям как-то из ряда вон, но по внешности вписалась идеально. Словно королева с полотен художников Ренессанса ступила на сцену. Стоит отдать должное костюмерам. Если пейзаж и декорации не особо балуют нас деталями и красками – средневековые дворцы, пещеры, леса, все немного блеклое и однообразное, то костюмы просто потрясают. Сами дизайны нарядов, море камней, жемчуга, золотой окантовки, прически, короны. Смотрела бы и смотрела. И в отличие от все той же «Золушки» нет перебора. Я могу поверить, что в таком ходили. Мастер по костюмам явно черпал вдохновение из книг по истории моды. В общем, если вы любите что-то хорошо забытое старое в новой интерпретации, именитых актеров в нехарактерных для них ролях и достаточно неплохую визуальную картинку, добро пожаловать на просмотр. Понравиться вам картина или нет, но забудете вы ее не скоро. 7 из 10

DIMALIBRA
DIMALIBRA16 сентября 2015 в 03:03
История историй…

Я давно перестал писать рецензии на кино, или делать отзывы о нём на своих страницах в соц. сетях... Но сегодня я посмотрел нечто, о чём хочу рассказать, к просмотру чего хочу призвать. 'Страшные сказки', друзья - это, пожалуй, одна из самых неожиданных кинолент, которую я посмотрел в кинотеатре. Не дома, подняв фильмографию интересующего меня актёра, или режиссёра, а именно в кинотеатре, где я уже почти разуверился увидеть что-нибудь достойное. А сегодня... Это не просто глубокий фильм. Он имеет несколько слоёв восприятия. Визуальный ряд смело переходит от красивого к мерзкому, и зритель реагирует очень чётко, ибо нельзя оставаться равнодушным. Радует, что, как для сказки, не так уж тотально использовалась 'зелёнка' - несколько восхитительных локаций должны порадовать глаз эстета. И музыка... Прекрасная, неконвейерная, трогающая и вызывающая целую палитру эмоций - она точно не станет незаметным саундтреком. А об актёрах, персонажах, их восприятии зрителем, их поведения в самой истории и говорить не стоит - это очень и очень достойная работа, действительно, талантливых людей! Это не шедевор, да. Но это сложный фильм. Всё неоднозначно и не буквально. И я рад, что в кинотеатрах ещё есть место такому кино!

Jellion
Jellion15 сентября 2015 в 14:42

Шла в кинотеатр, ничего особо не ожидая. Трейлер заинтересовал, несмотря на то, что не прояснял практически ничего, нити сюжета было не вытянуть. Посмотрела фильм. Вышла из кино в недоумении. После пятой сюжетной дыры за первые 10 минут я поняла, что чем я скорее привыкну к ним новым, тем будет проще. Не привыкла, ежилась весь фильм, но стало действительно легче. Сюжет в плане дыр получился ажурнейшим. В хорошей фантастической вселенной есть начальные допуски (аксиомы), остальное выстраивается вокруг стройно и изящно. Здесь, к сожалению, не так. Пусть королева ждала окончания охоты за углом сразу в траурном платье. Пусть сердце мертвого чудовища билось до погружения в кипящий котел на кухне. Пусть вареное сердце выглядит совсем как сырое. Но зачем нужна была девственница, готовящая блюдо для зачатия, да еще и обязательно в одиночестве? От чего она тоже забеременела, только от паров? Очень хороший сюжет про близнецов, но совсем не развит. У них колдовская неестественная внешность. Но она указывает только на их происхождение. Ни на что больше. Джона, делая ноги из замка, в ответ на просьбу объяснить бегство сделал для 'брата' принца Элиаса источник-индикатор в корне дерева (причем тут дерево?). Если вода помутнеет, значит, у Джоны проблемы. В источник влезли грязные гуси. Это индикатор того, что Джона в беде, или он неприятности случились именно потому, что замутили воду? Блоха у придурковатого короля получилась мерзкая, но не жуткая. Почему-то казалось, что она голову отгрызет кому-нибудь. Или хотя бы вцепится. Должна же, кровожадная же. Но получился милый домашний слоник, о котором в замке никто не знает. Есть несколько вопросов к Виолетте, но они многое проспойлерят. Слишком 'ажурный' сценарий. Есть еще несколько моментов, которые обратили на себя внимание. - Винсент Кассель до одури похож на Боярского. Правда, стоит ему заговорить, наваждение пропадает. Играет замечательно. Галантный, пристающий к девушкам, но никогда не добивающийся своего насильно. Только по согласию, хоть и периодически на всякий случай напоминает, кто тут король. - Смотрела в оригинале с субтитрами. Есть сцена, где королеве дает представление бродячий цирковой актер с медведем. Актер говорит мало, но чисто. По-русски! Наверно, потому что медведь в комплекте. - Сальма Хайек бесподобна. Моментально и естественно переходит от одной грани характера персонажа к другой. Королева и в ночной рубашке выглядит королевой. - Очень понравился грим на старухах. - После трейлера была уверена, что предсказавший беременность знахарь нарисован, как Доби в Гарри Поттере, благо похож. Ошиблась. Но уж очень у него ведьмина внешность. 4 из 10 За Хайек, грим, мрачную яркость и сказочность картинки.