Поясню заголовок. Из сериала вы узнаете, что в те (20-е- 30-е годы прошлого века, да и гораздо раньше) 'пшеками' звали поляков- из-за характерной фонетики польского языка. Прозвище народное, не обидное, сродни 'хохлам' и 'кацапам' (а то и 'москалям'). И если оно не со злом сказано, а просто с подколкой, стёбом, как в сериале 'Военная разведка', где белорус Михась дразнил своего друга 'москалём', то всё нормально! Это я специально написал, поскольку ныне некоторые наши братские народы друг на друга волками смотрят, забыв о европейской 'толерантности'... О самом сериале (12 серий; как-то где-то почти 'бесшумно' и незаметно прошёл, что плохо). Очередной успешный телевизионный 'копродакшн' России и Белоруссии в лице великой студии 'Беларусьфильм' и уважаемой российской студии 'Стар Медиа'. В результате их, простите, творческого соития родилась вещь, таки достойная не только просмотра, но и уважения, а главное- интереса! На мой взгляд, 'Волчье солнце'- отличный военно-приключенческий, вполне патриотичный для его государств-создателей (что сейчас особенно важно!) многосерийный телефильм, снятый на, как говорили при Советской власти, 'высоком идейно-художественном уровне', а также на столь же высоком техническом (старая добрая, ещё советская операторская школа и, похоже, настоящая киноплёнка 'Кодак'). Так что в отношении создателей сериала, его актёров (среди которых- 'звезда' польского и советского кинематографа, правда, уже старушка, но сыгравшая бесподобно- Эва Шикульска) у меня в основном только положительные эмоции. Вот только Мерзликину в роли генерала Ромовского я ни грамма не верю. По возрасту для генерала-ветерана он не подходит (кстати, такого генерала я так и не разыскал; скорее всего это сборный образ, как и образы разведчика Останина и его коллег, наподобие Штирлица-Исаева), да и по всему другому- не его это амплуа! Можете спорить... Во всём же остальном- отличные приключения, с чехардой иностранных разведок, контрабандистами, изменниками и т.п. Скорее всего, талантливо выдуманные. Ну и пусть! Это же не документальное кино! Ведь даже Брежнев в Штирлица поверил и хотел его наградить. Потому за следование добрым традициям советских военно-шпионско-приключенческих фильмов награждаю сериал 'Волчье солнце' оценкой 8 из 10 P. S. Простите, совсем забыл!!! Обратите внимание на музыку и её основные темы! В них очень деликатно обыгрываются революционные песни той поры, в частности 'Вихри враждебные веют над нами'. Очень тонкий ход!т
Посмотрел я на это «Волчье солнце» и призадумался. Что-то здесь, товарищи, не то. Как сказал бы классик – «не верю»! И актеры, вроде, собраны отменные, и замысел неплохой, и самое главное фирма сама, фильму эту выпустившая, одна чего стоит. Одно название – «Беларусьфильм» уже уважение внушает. Они же там на этом самом «Беларусьфильме» столько фильмов про войну навыпускали, что мне, наверное, до конца жизни не пересмотреть. И все отменный товар, штучная работа. А вот с этой картиной что-то не то. Во-первых, актеры то хоть и замечательные, но после просмотра остается чувство увиденной не широкомасштабной картины, а какого-то «капустника». Мы народ простой, ВГИКов не заканчивали, но даже и нам простым смертным видна какая-то расхлябанность в игре актеров, как будто наспех сделанная шабашка. Массовые сцены, которые должны быть массовыми, хотя бы из-за своего названия, ограничиваются двумя-тремя десятками актеров массовки. Мерзликин в роль генерала вообще не вжился. Наверное, это худшая роль в его исполнении, но она не его изначально. Из удавшихся ролей несомненная удача – игра Эвы Шикульской, замечательной актрисы, что она еще раз и подтвердила. Во-вторых, замысел, действительно неплохой, но как-то неубедительно поданный. Вот бывают люди, которые могут рассказать анекдот и всем смешно, а бывают такие, после рассказа того же анекдота которых, наступает легкий ступор и недоумение. Этот фильм, как тот рассказчик из вторых. Казалось бы, серьезная тема, все «по взрослому, по взаправдышнему», как говорили в детстве, а какая лажа! Через границу ходит кто ни лень, контрразведка напрочь отсутствует. В «Неуловимых» хоть штабс-капитан Овечкин был, а тут кто? Ау, ребята, очнитесь! Это я и белым и создателям фильма. Про эпизод с сейфом в доме польского полковника я вообще молчу. Честно говоря, жалко становится зрителя. Ну не все же в конце-концов идиоты! Музыка вообще выше всякой критики. Забываешь, что смотришь серьезный фильм, до того забавные наигрыши. То ли комедия, то ли мюзикл, то ли вообще непонятно что. Такое ощущение, что она взята или из другого фильма или так, случайно подвернулась под руку. Еще один признак наспех сделанной работы, а проще шабашки! Жаль, честно говоря, убитого зря времени. А убито его не мало. Можно было бы и сократить вдвое, ну хотя бы на треть – точно! В-общем, если делать Вам нечего и времени ненужного вагон и маленькая тележка – садитесь и смотрите, хоть удовольствие это, честно говоря, небольшое и сомнительное. 4 из 10
Сюжет данного сериала вертится вокруг предполагаемого нападения войск изгнанной Белой армии на белорусско-польской границе и попытке советского разведчика им помешать. Мне очень понравились начальные титры и музыка. Ещё в сериале звучала песня из фильма «В бой идут одни «старики»», которую пел, так и не ставший солистом Большого, друг главного героя. Время в сериале – лето 1924 г. Итак, что я увидела: 1. Главный герой, разведчик Михаил Останин, из «благородных» (оно так и пышет на фоне остальных героев) разработал левый план укрепрайонов границы, одобренный Дзержинским и, используя личность Яна Казимировича Галецкого, начинает мешать планам Польши, бывших царских офицеров и их хозяев в виде Британии. Я поняла одно – герой Гелы Месхи должен был выглядеть на фоне остальных большевиков этакой «белой вороной», от которого млеют все женщины в сериале: начиная с хуторянки Марыси и заканчивая хозяйкой пансиона пани Цыпкес. И он действительно, как некий нравственный форпост на фоне остальных. Однако, используя личность уехавшего из городка в 10-летнем возрасте друга детства Януша, Михаил позволяет себе больше, чем положено – влюбляется в пани Ирэну (Ирина Белинская), которая стала владелицей бывшего имения Галецких, портит отношения со связным и подвергает опасности всю операцию, потому что пани Ирэну следует вытаскивать из опасностей. 2. Ирина или пани Ирэна вовсе не похожа на тургеневскую барышню. Актриса Софья Каштанова слишком высокая на фоне Гелы Месхи. В любовной линии главного героя, как мне кажется, полный провал. В сценах с пани Ирэной Михаил-Януш становился каким-то деревянным, ни единой искры не пробежало. Зато пани очень даже умело целуется и постоянно врёт жениху. Гораздо больше эмоций актёр проявлял в сценах с Екатериной Климовой (Беата Сегунда), Александром Робаком (Степан) или в сцене «глаза-в-глаза» с Сергеем Чирковым, играющим реального Януша Галецкого. 3. Мерзликин в роли генерала Виктора Алексеевича Ромовского тоже особой игрой не блистал. Он видимо старался показать типичного вояку, для которого не других занятий, как война. Даже о жене с дочерью, генерал Ромовский думает в последнюю очередь. Короче, не тянул генерал Ромовский на лидера Сопротивления Советам. Манекен. 4. Жену генерала Елену играла Ольга Красько. Разумеется, она «истинный ангел», терпящий все бедствия человеческие. Её вид умирающего лебедя слегка раздражал. В неё влюблён офицер из штаба её мужа – капитан Андрей Плахов. Ради Елены он был готов на многое. Меня убивает момент, когда капитан рассказывает «Янушу» о том, как Елена с дочкой стали считаться погибшими. Типа, ехали в поезде, а его обстрелял бронепоезд большевиков. Ладно, чёрт с этим! Но как бывшая гимназистка, едва на ногах стоящая, смогла не только сама выбраться из горящего поезда, но и с маленькой дочкой куда-то там добраться? Она почти год сидела в городе, на границе с Польшей, не зная жив ли её супруг, неизвестно на что жила и если б не благородный Михаил-Януш, похоронила бы дочь, заболевшую «испанкой». 5. Ксендз Алоизий. Умойный персонаж. Он, конечно, гад и убийца, но Артист (именно так, с большой буквы). Стоило посмотреть на сцену, где он полностью обнажился перед Микулёнком и «Янушем», говоря при этом, что человек создан «по образу и подобию Божьему» и стыдится тут нечего. 6. В пансионе пани Цыпкес один из постояльцев снимает обнажённых девушек и пытается наладить контрабанду своего «товара» через советско-польскую границу. В сериале даже прозвучало: «Я-я, дастиш фантастиш». 7. А теперь поговорим о другой стороне – о стране Советов. Можно я кого-нить стукну за образы советских военачальников, простых солдат и работников ОГПУ? В фильме нет ни одной приличной физиономии, кроме главного героя. Все остальные пограничники и сотрудники ОГПУ похожи на разношёрстную банду: им чёрти сколько лет, они почти все предпенсионного возраста и тучных размеров. Единственный, на кого можно смотреть – это начальник местного ОГПУ Шилов (актёр Владимир Ильин). Во время военных учений в зале сидит полтора человека и старательно изображают ужас от известия, что скоро помрут (на самом деле там должны были быть вся верхушка ОГПУ Белоруссии, шишки из Москвы, ну и местные отцы-командиры). Один из работников ОГПУ, противный старик с сальным взглядом, пытался завалить на постель жену генерала Ромовского. В общем, нам дают понять, что Михаил Останин малость ошибся, работая в ОГПУ с такими вот людьми. Его благородию не пристало сие, ему следует схватить пани Ирэну и мчаться в Париж. С деньгами Галецких они очень даже не хило проживут жизнь. В Париже любят поляков. Даже конртабандисты, к которым примкнул фальшивый Галецкий, и то выглядели куда более пристойно, чем рабоче-крестьянская армия страны Советов. В общем, советская власть показана в жутчайшем виде. Любой сотрудник ОГПУ может продать сведения Боне за пригоршню монет. Настоящий Галецкий сетовал, что расстреляв офицеров, красные просто ушли и даже не похоронили. Он потом бегал с заступом каждую ночь и хоронил. А что, белогвардейцы хоронили расстрелянных красных комиссаров? У всех советских людей уголовные рожи, особенно у сотрудников ОГПУ и милиционеров. 8. Ах да, через границу, как на лыжах, ходят днём, ну или утром. Туда-сюда, туда-сюда. Останин двадцать раз на неделе мог выбраться в Польшу и обратно. 9. Погранзастава больше похожа на проходной двор. Местный торгаш лазает туда через дырку в заборе. Никого из военных не волнует гражданский с мешком за спиной, который толкается у казарм. 10. Фоска, любовница ксендза Алоизия, когда переоделась в военную форму выглядела так, будто собирается в порнофильме сниматься. И в таком виде дамочку пропустили на заставу. 11. Когда во время погони за бандитами, пограничники кричали «Живьём брать!» - мне так и хотелось добавить: «Демонов». 13. Честное слово, «Мирное лето 21-го» (второй фильм из цикла «Государственная граница» про польские провокации) и то выглядит истинным шедевром на фоне этого сериала. 14. Натянутые отношения между «Галецким» и ротмистром Сычёвым никак не «выстрелили». Вроде как, по законам жанра, висящее в первом акте ружьё должно выстрелить в конце пьесы, а тут ничего. Совсем ничего. Ротмистр лишь пробурчал, что всегда знал о фальшивости Галецкого-Останина. 15. Ещё два персонажа, о которых стоит рассказать. Это граф Гжибовский, круглый и красный, работающий на Британию, который как-то попросил Галецкого вызволить его сына. Юный Гжибовский, похоже, воспитан в слишком романтичном ключе. Его даже два года плена не исправили. Не успел гладковыбритый юный граф, достававший всю охрану тюрьмы в стране Советов, очутится под родительским крылышком, как тут же намеревался записаться в армию Ромовского. Благодарный папА предлагает Янушу работать на британскую разведку. Этим предложением Останин пугал Шилова, когда тот под видом «Саксонского Льва» (борец) пришёл вправить «товарищу поручику» мозги.
На просмотр фильмов (телефильмов) жанра, подобному тому, в котором снят фильм 'Волчье солнце' (название столь звучное, сколь и зловещее) необходимо настроится и принять правила игры. Правила эти незамысловатые - фильм чисто приключенческий, типа авантюрного романа, в котором в избытке имеются и переодевания, и авантюра, и мистификация, и, конечно, любовь. Не следует присматриваться к чисто внешним характеристикам героев, к цвету их френчей, к набору медалей и орденов на груди. Фильм, который мы обсуждаем - это художественное произведение с гиперболами, метафорами, условностями и обобщениями. Главное - это общее впечатление от просмотра фильма, который отнюдь не является старательной иллюстрацией к реальным событиям начала прошлого века. Так вот - фильм смотрится, и мне (я говорю о себе лично), по окончании очередной серии не терпится приступить к просмотру последующей. Музыкальное сопровождение фильма выше всех похвал, особенно мне понравилось исполнение песни 'Здесь под небом чужим....' певцом и актёром, очень удачно копирующего манеру Петра Лещенко. Об актерском составе: сначала о польках и поляках - они все сыграли свои роли замечательно - веришь каждому их слову. Рыжая Магдалена Ружаньская очень выразительна и сексуальна. Здорово сыграла - с её героиней очень бы хотелось познакомиться поближе от слов совсем близко. О наших - Гела Месхи хорош, как всегда, этакий Штирлиц, но которому ни что человеческое не чуждо. В начальных сериях был хорош Александр Робак ('Мамонт'), который как-то сник и скис в заключительных сериях, и поэтому у меня создалось впечатление, что ему просто нечего стало играть, и он просто как-то старался вытянуть своего ставшего бессодержательным героя. Об Андрее Мерзликине, которому авторы пожалели слов и вынудили его многозначительно смотреть в пустоту, изображая личные переживания и 'патриотическую заботу' о судьбе его уже несуществующем отечестве. Роль не его и не для него. Подвожу итог, а вернее ставлю оценку телефильму: от 4 до 5 по 5-бальной шкале оценки.