«-Куда мы идём? -Навстречу беде». Наверное, это один из лучших фильмов режиссера Луиджи Коменчини, актера Альберто Сорди, и один из лучших фильмов на военную тему! Потрясающая история всеобщей военной трагедии, судеб конкретных людей и обезличенной массы. И при этом, итальянцы обошлись без пафоса! Получилась трагикомедия о хаосе, который царил в Италии в последние дни Второй мировой войны, о стремлении к миру, о чувстве дома, человечности и стремлении к исторической правде. История начинается 8 сентября 1943 года, когда итальянский главком, маршал Бадольо объявляет о перемирии между правительством Италии и силами Союзников. Солдаты гарнизона, где служит лейтенант Альберто Инноченци, узнали эту новость по радио. Однако, штаб молчит, не получив никаких новых указаний. А лейтенант Инноченци со своим взводом и вовсе отправился на задание, по старинке считая немцев — союзниками, а американцев — врагами. Итальянские солдаты устали. Воспользовавшись всеобщей неразберихой, они разбегаются по домам, опасаясь всех: немцев, американцев, итальянских фашистов, партизан. Отправляется в путь и наш главный герой, обретая по дороге новые знакомства, и теряя старых друзей. Рекламный слоган гласит: «Альберто Сорди — в качестве солдата, который не стал сопротивляться… пока он не нашел врага!». Очень верно сказано. На роль одного из попутчиков главного героя — Чеккарелли — планировался Нино Манфреди, но Сорди воспротивился, оставив за собой статус единственного комедийного актера в фильме. А роль досталась Сержу Реджани. Кстати, на месте Сорди мог оказаться Витторио Гассман, а отца лейтенанта Инноченци мог исполнить Тото. Фильм включен в список 100 фильмов, «которые изменили коллективную память Италии». Я рекомендую его к обязательному просмотру. 10 из 10
Все по домам! В школе или университете бывало так, что занятия отменяли. Все довольные собирались домой и даже выходили на улицу, но тут звонок: занятия будут продолжены, всем вернуться. «К черту!» — решали мы и шли куда хотели. Для меня фильм «Все по домам» был пропитан именно таким настроением. И это настроение хорошее: свободное, приятное, обнадеживающее и веселящее. Но вот снять кино про то как студенты прогуливают занятия никому бы в голову не пришло. Итак, в итальянской картине нас помещают в «полувоенное» время. И на этом контрасте, на совмещении настроений, описанных мной выше, и реалий сороковых годов, фильм и выигрывает. Мы не наблюдаем фронт, не наблюдаем концлагерей. Мы пристроились к группе путников, шагающих по гражданской и вроде как мирной части страны. Возникло ощущение, что сотворить такой фильм мог лишь человек, переживший нечто подобное. Никакого пафоса и переигрывания, никакого геройства или идиотизма. Прекрасная игра актеров. Я поверил всем поступкам бывших солдат, поверил в отношения героев. Они вели себя как люди, а не как образы солдат, если вы понимаете меня. Особенно ценен фильм пропитанностью светлым настроением на фоне общего мрака, сочетанием надежды и отчаяния, легкости и безграничной пустоты, спрятавшейся позади. 7 из 10
Никогда доселе я не был знаком с творчеством итальянского актёра Альберто Сорди. Сегодня я посмотрел картину «Все по домам» и открыл для себя это замечательного артиста. В основе фильма показана часть окуппированной немцами Италии. Главный герой Альберто Иноченци, которого играет Альберто Сорди, руководит взводом солдат, которые просто разбегаются в разные стороны, в результате он остаётся с одним чудиком-солдатом и начинаются их приключения. Фильм соткан из нежно-трогательных сцен и потрясающих шуток: -Куда мы идём? -Навстречу беде. -Вы же были студентом, у вас должен быть свой гимн? -Единственный гимн, который я знаю: «Мама я ещё вернусь в наш домик». Весь фильм сопровождает чудесная итальянская музыка того времени. Иногда нет перевода, а просто слышишь торопливую итальянскую речь, местами переходящую в перебранку, но это совсем не портит впечатление от данной картины. Альберто Сорди в роли лейтенанта великолепен. Сначала он поддавшись искушению женщиной, бросает своих товарищей, ну а финал вышел очень грустным и трагичным. То есть на протяжении фильма, мы видим как меняются герои, а это безусловно заслуга режиссёра Луиджи Коменчини. Может быть мой отзыв получился немножко сбивчивым м сумбурным, но не судите строго, а просто включите и посмотрите фильм «Все по домам». Светлое настроение гарантировано. 10 из 10
Творческий пик великого итальянского актера Альберто Сорди пришелся на 50—60-е годы. Прославившись в «Маменькиных сынках» Феллини, актер стал одним из первооткрывателей жанра «комедии по-итальянски», проще говоря, трагикомедии, но с особым итальянским колоритом. Именно в этот период Сорди исполняет свои лучшие роли в лучших фильмах этого жанра: «Все по домам» (1960), «Трудная жизнь»/«Журналист из Рима» (1961), «Бум» (1963) и другие. В этих фильмах Сорди показывает, что способен не просто быть комиком, но и трагиком. К сожалению, ему больше не доведется подняться до таких вершин — он будет сниматься в легковесных, порой пошловатых комедиях, кроме того, у него появятся конкуренты: Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Нино Манфреди и другие. Пожалуй, в фильме «Все по домам» Альберто Сорди сыграл свою лучшую роль, достиг апофеоза своего таланта. В начале мы видим его героя, лейтенанта Альберто Инноченци (возможно, фамилия героя неслучайна, «Innocente» — по-итальянски «Невинный») бравым бесстрашным офицером. Но стоит военной ситуации поменяться (в Италии высаживаются американские войска, они становятся новыми союзниками, а бывшие друзья немцы — врагами), и Инноченци превращается в трусливого дезертира, единственное желание которого — удрать домой. Вместе с бывшими подчиненными, переодевшись в штатское Инноченци проделывает полную опасностей и курьезов одиссею (вполне конкретная аллюзия) домой. Но по пути почти все его спутники погибают, сам же Инноченци в конце концов оказывается среди партизан и стреляет в немцев. Советские критики видели некую натянутость в подомном финале, мол, не может такой хитроватый трус Инноченци сражаться вместе с партизанами за родину. Но если взглянуть с другой стороны… Главная трагедия Инноченци в том, что он не привык жить без войны, тем более когда вокруг откровенный балаган, и непонятно, кто враги, кто друзья и вообще, в кого стрелять? И он осознает это — ближе к финалу герой Сорди меняется коренным образом — его огромные, немного детские глаза полны горечи. А война, в свою очередь не отпускает его. «Антигероическая» комедия с элементами абсурда перерастает в трагическую притчу с жестокой моралью: «От войны не убежишь…» Несмотря на отзывы советских критиков, фильм был удостоен Специальной золотой премии на Московском МКФ в 1961 году и тут же попал в отечественный прокат. 10 из 10