Помню, года два назад натолкнулась где-то на обсуждения этого фильма. Отзывались о нем не то, чтобы отрицательно, а даже грубо, и я решила не тратить на него время. Но вот полгода назад все-таки посмотрела и могу сказать, что эта киноработа вызвала у меня достаточно противоречивые чувства. Да, немного я могу понять человека с утонченным вкусом, сильно вдохновленного искусством, увлекающегося чтением книг и просмотром фильмов, который посчитает «Мечтателей» киношедевром. Однако для меня он таковым не является. Мне совсем не понятна цель создания этого фильма. Приобщить зрителей к изысканному, великому, искусству? Изобразить революционные движения и показать чувства граждан? Если так, то зачем же тогда добавлять сцены слишком интимного характера и разговоры на такие же темы? Или чтобы сказать, что секс это не стыдно? А может просто раскрыть тему взросления? Я вовсе не против такого в фильмах, но только если они сами по себе носят цель лишь развлекательного типа. С другой стороны «Мечтатели» изначально вроде и не позиционирует себя как кино нравоучительного характера и не говорит о наличии какой бы то ни было морально-ценностной нагрузки. Поэтому заключу, что как фильм для простого времяпровождения он не плох, да и везде почти можно найти над чем пораздумать. Он однозначно не оставит равнодушными многих зрителей своей особой эстетикой европейской культуры, ведь главные герои- это подростки, стремящиеся к получению новых знаний, находящиеся в поиске вдохновения и проводящие различные философские беседы. Мне определенно понравилась особая атмосфера этого фильма.
Красивый и многоплановый фильм. Оставляет, как замечают многие, ощущение некой «нереальности», пограничности с эфемерными состояниями. Думаю, этот эффект достигается за счет раскрепощенности, внутренней свободы, присущей французскому кино (интересно, что, например, в японском кино тенденция противоположная, но постепенно развивается в том же, европейском направлении. Но пока в японском кино заметен синтез образности и символичности — со все более присущей ему внутренней свободой). «Мечтатели»… и все мы, да, время от времени устающие от рутины заведенной жизненной системы, бегущие от нее в мир более или менее ярких красок (не обязательно воплощенный в мечтах, но могущий быть воплощенным также и в средствах забвения о реальности). Но это одна сторона, так сказать, «бутафорская», сторона декораций, уровень явлений, а не сущности. А в чем же сущность? В отрыве от реальности, но не от реальности абстрактной, а от реальности ДАННОЙ, конкретной, и замена ее — хотя бы на время — своей «реальностью», кажущейся порой реальней этого абсурдного мира. В любом случае, длительное пребывание в мечтах — это не что иное как БУНТ, протест, противополагание своих целей, идеалов окружающей действительности. Но так как СОЗДАТЬ новую реальность молодое поколение не могло, у него не было иного пути, кроме: рано или поздно принять участие в том, чтО за окном, вовне, в том, откуда ветер и звуки, а не в становящейся все более душной, а затем и удушающей атмосфере мещанского, оплаченного родителями мирка. Да, дети вышли в пространство реальной жизни, и это стало настоящей проверкой их теоретических, рафинированных, «кухонных» (несмотря на всю их ученость, т. е. теоретическую подкованность) умопостроений. … И вот тут, за пределами дома, дает о себе знать не только теоретический водораздел, изначально имевший место между Мэтью и Тео (сцена в ванной, например; или едва уловимая глазом, но все же наличествующая напряженность в момент знакомства), но и практический. Пусть безрассудно, не умея играть более глобальную игру под названием Жизнь, не разобравшись в ее правилах, Тео демонстрирует стихийный бунт, под влиянием первых же восторженных и неукротимых эмоций он, фактически, оказывается в авангарде движения, рискуя жизнью и до конца идущий за идею. Изабэль следует за ним, и это не столько инфантилизм привязанной сестры, но и ее подсознательный выбор в пользу Тео. Выбор Изабэль глубоко символичен: она выбирает не костность и застой в лице милого, но «правильного» американца, — она стихийно, душой бесстрашно следует за милой сердцу Стихией Огня, Жизни, Движения в лице Тео… тогда как Мэтью устремляется «в тылы», сливается с общей массой, … и ведь неспроста в фильме «Мечтатели» звучат античные мотивы: Изабэль изображает Венеру, а Тео внешне так напоминает греческого бога, или же — присмотритесь к нему! — Апполона Бельведерского Микельанджело. Эти мотивы — синонимы естественности наготы, сколь бы ни отдаленно она напоминала оригинал, — нагота все же, как заметил кто-то, не пошлА в этом фильме, она естественна, столь же чиста и первозданна, каковой она являлась и для античной цивилизации. В фильме она олицетворяет, как это ни парадоксально, именно невинность, соответствие формы содержанию. Но и при этом заметна изначальная разница между, например, стилем одежды Мэтью (облаченного в элегантный, «правильный», строгий костюмчик — до тех пор, пока не оказывается в доме Тео и не принимает, пусть на время, порядков этого дома) и стилем одежды Тео (на Тео одежда не бросается в глаза, она создает ему цельный, прекрасный единый образ, но не отличается строгостью одежды Мэтью). Это я говорю к тому, что в фильме не было случайных деталей. Все: одежда, цвет комнат (комната Изабэль — яркий показатель), цвет волос (Мэтью светленький, Тео — темненький, — две противоположности), — все глубоко показательно и символично. А помните, с чего, по сути, начинается фильм? — Мы видим образ жизни родителей, слышим темы, которыми они интересуются, и видим, насколько отстраненно и замкнуто по отношению к ним ведут себя их дети, — словно ужЕ находятся по ТУ сторону баррикад… общение не складывается… даже на расстоянии, телефонный звонок срывается. Антагонизм. Неприятие молодым поколением старых форм и принципов жизни. Но — увы! — бунт молодого поколения именно эмоционален, в нем мало разума (разум есть, в виде убеждений, но он не окреп), и это поколение физически не в состоянии порвать одну важную связь с родителями, связь ужЕ не столько душевную, но — финансовую: дети проматывают нажитое отцами, у детей нет четких принципов. Кстати, Тео в гораздо меньшей степени склонен был к теоретизированию, нежели Мэтью: рассуждал, или начинал рассуждать именно Мэтью, тогда как у Тео были уже более устоявшиеся убеждения и меньшая тяга к пафосному прожектерству. Что же в итоге? Потерянное поколение? Пустые мечты, не нашедшие воплощения? Нет! Перепутье, ощупью движение, столкновение-таки с жизнью… И Мэтью — лагерь будущих консерваторов (ведь кто из него вырастет, риторический вопрос!), а Тео — лагерь нынешних революционеров. Две стороны баррикад. Они вышли из одной Молодости, но шагнули в разную Зрелость. И консервативная Америка в лице Мэтью грустит по уходящей вперед прекрасной Франции, последним мучительным взглядом глядя ей вслед. Как и мы.
Поначалу мне казалось, что фильм будет действительно интересным, в нём будет много молодой бесшабашности 60-х, много кино, много веселья, много любви и много секса. А по факту всего этого в фильме довольно мало. Да, в каких-то медицинских дозах оно здесь присутствует, но не более. Даже постоянные намёки на инцест в итоге ни к чему не приводят. Большую часть фильма мы видим фильм о молодёжи 60-х с лёгким оттенком пикантной мелодрамы: Тео, поначалу принявший Мэттью в их с Изабель «семью», начинает ревновать сестру к другу. Та, хоть вроде как и любит Мэттью, никак не может преодолеть тягу к брату, которая балансирует на грани между связью близнецов и чем-то большим. По ходу дела Мэттью осознаёт, что Тео и Изабель ведут ни на что не похожий образ жизни, в который он поначалу с радостью был готов вписаться, но который позднее начинает всё чаще его отталкивать. Попытка уйти в «свой» мир, закрыться от недружелюбного и в общем-то чуждого мира «внешнего» едва не заканчивается трагедией. И лишь напоминание из реальности, «приход улицы в дом» спасает героев. Что будет дальше? Кто знает. В финальной сцене звучит песня Эдит Пиаф «Je ne regrette rien» — «Я ни о чём не жалею». Видимо, героям действительно потом не о чём было жалеть. Да и я не жалею, что посмотрел этот фильм: в некоторых моментах он был неплох. Но он явно не дотягивает до того уровня, до какого его превозносят многочисленные описания, а ощущение, что фильм о такой значимой эпохе получился в конечном счёте пустоватым фильмом о троих студентах, от связи с этой эпохой всячески уклонявшихся, меня так и не покидает. Посмотреть его определённо стоит — хотя бы ради Евы Грин. Вполне возможно, что вас в нём что-то зацепит и он вам понравится. Со мной этого, впрочем, не произошло. 5 из 10
Я смотрю этот фильм периодически, с большими перерывами между просмотрами, а потом в течение недель думаю о нем. Удивительно, как после каждого раза я нахожу новую деталь, новый виток мысли. Для меня это очень чувственный искренний свободный и на удивление чистый фильм. Почему-то всегда после его просмотра я не могу сформулировать своих мыслей, я лишь размышляю и заново анализирую сцены. Хочу попробовать. Актеры удивительны. Они так молоды и прекрасны. Моя любимая роль Евы Грин, как она животрепещущи искренна, красива и невинна. Невероятное удовольствие составляют отсылки, вставки, цитирования фильмов. Есть в этом страстном увлечении кино что-то близкое и родное каждому. Музыка! Как же она прекрасна! Что стоят песни the doors, которые любую сцену превращают в шаманский танец. Помимо визуального наслаждения, фильм освобождает наш разум, дает вкусить свободу, показывая табуированные сцены легко и естественно, как и должно быть. В кино мы видим борьбу за верность принципам. Как Мэттью, несмотря на свою любовь к Тео и Изабелле, не предает свои ценности. По-моему прекрасно показана нездоровая зависимость брата и сестры друг от друга. Им обоим плевать на все, лишь бы быть вместе. Они действительно единый человек. Настолько срослись, сцепились друг с другом, что по одиночке не существуют. Мне очень нравится, как показаны революционные настроения в стране, как в течение фильма они набирают обороты, в финале достигая кульминации. Мы не видим и не слышим ничего об этом, мы спрятаны в разуме наших героев-мечтателей, убегающих от реальности. Но каждый раз «улица» стучится в наш идеальный и свободный мир, в итоге вынуждая нас выйти. Фильм создает определенное настроение, вызывает тысячу чувств, эмоций, мыслей. Обязательно буду вновь его пересматривать… 9 из 10
Смотрела «Мечтателей» 6 раз. Первый раз включила из-за тех самых красивых картинок из пабликов. Но сути вообще не поняла: все какие-то голые, грязные, работа будто бы ни о чем. Эта опошленность без повода и толка отталкивала. Но если смысл не лежит на поверхности, это повод обвинять фильм в его отсутствии? И спустя лет 5, возможно что-то навязав, я поняла, что хотел показать автор (но не факт, постараюсь просто объяснить, как я его поняла). Я не фанатка Бертолуччи, так что тут без фактов о его подходе к кино и жизни, хотя было бы неплохо и это включить в анализ. Если смотреть масштабно, фильм повествует о начале революции/гражданской войны во Франции и о жизни студентов в свете этих событий. Дела происходили страшные, действительно важные для жизни каждого гражданина. И есть 2 позиции, которых может придерживаться человек в страхе: либо он спрячется и закроется, абстрагируется от происходящего, скажет «я в домике», домиком окажется его маленький мирок- или дом Тэо и Изы. Либо он вырвется на передовую и будет руками создавать своё будущее и будущее своей страны. Волновала ли ситуация Тэо и Изу? Однозначно, и это было раскрыто. Были сцены где Тэо читал соответствующую литературу, обсуждал с товарищами, сцена, где Иза высказывала взгляды Мэттью. Так же была яркая сцена где Тэо ругался с отцом по поводу его бездействия в политическом плане. Они бы может и ринулись бы на передовую, если б не боялись грядущего. Им нужен был толчок. Толчком стал тот камень в окно, когда «улица пришла в дом». Но чтобы укрыться от «улицы» они надели маски мечтателей, создающих свой идеальный мирок, в котором всё девственное и нагое, как в саду Адама и Евы, красивое, как в кино, и уцепились друг за друга, уже скорее по привычке. Но почему это было показано именно изображением голых сношающихся тел, принятия ванн с менструальной кровью и т. п? (Сейчас будет лирическое отступление). Начнем с того, что своим поведением они никого не задевали, не причиняли никому вреда, знали границы (напомню, что Иза была девственна, то есть они действительно просто спали вместе). Они просто были честны и открыты друг перед другом и перед самими собой, они принимали свои тела, понимали, что всё, что происходит с человеческим телом — нормально и не постыдно (это скорее к сцене с кровью). А что плохого в этой позиции? Да, она была раскрыта очень ярко и гиперболизировано. Но опять же, в этом нет ничего плохого, это действительно их красивый и чистый мирок. Но ИХ ли это мирок? Или просто маски? Всё же в итоге они переступили страх перед «улицей» и стали причастны к событиям города напрямую. Дополню, опять же, были сцены, где видно, что персонажей самих не устраивает, что происходит в их доме. Примером является сцена полового акта Мэттью и Изы, во взгляде Тэо будто написано, что происходящее — перебор. Страх Изы о раскрытии их образа жизни перед родителями тоже значит то, что она понимает, что они переступают черту общественного понимания. То есть это не было исконно их стилем жизни. Однако главным антагонистом идеализма Тэо и Изы выступил Мэттью. Он кажется нам близким, так как он, как и зритель, не понимает, что вообще творится, почему они спят голые вместе, моются в одном душе и т. п. Но сам что он из себя представляет? Он тоже испугался событий, происходящих в городе, но с начала и до самого конца он твердил, что он за мир и за любовь, против насилия, против происходящего. То есть он просто всё отверг. И ему понравилось то, как жили Тэо и Иза. Он единственный полностью окунулся в их сказку, жил ею, когда для брата и сестры это были лишь маски на случай критической ситуации. Прав Мэттью или виноват в такой ситуации? Зависит скорее от взгляда и позиции смотрящего. Считаю, что все эти «похабные» и «нелицеприятные» сцены — лишь гиперболизация, необходимая для полного и понятного раскрытия позиций персонажей (но неудачного, т. к множество людей так и не поняло хотя бы крохи сути фильма), так же таким образом отсеиваются зрители, считающие простое человеческое тело, его потребности и естественные процессы чем-то непристойным. Много текста, но я очень попыталась объяснить своё видение этого фильма, который считаю одним из своих любимых. Спасибо за внимание
Для меня это оказался фильм о верности принципам — во всех отношениях. Во-первых, Бертолуччи остался верен принципам своего эстетического чувства и традиции европейского кино. Во-вторых, герои фильма. Как близнецы, там и Мэтью, остались верны своим принципам: близнецы — принципу бунтовать ради бунта, Мэтью — несогласию с насилием. Не буду пытаться раскрыть все идеи, заложенные в фильме, т. к. уверена, что в силу своего невежества, не способна считать большую часть идей. Просто коротко перечислю что, что я увидела в этом фильме: 1) Избалованные и изнеженные дети, не способны даже попытаться понять тех, кто прикладывал усилия, чтобы создавать их мир; 2) Мир не черно-белый, он не делится исключительно на добро и зло. Нельзя изменить мир просто протестуя и отвергая абсолютно все. Чтобы что-то изменить, всегда нужно идти на компромиссы. Чтобы что-то изменить, мало красиво рассуждать. Нужно действовать; 3) Невозможно одновременно быть испорченным извращенцем и полноценным членом общества. Фильм будет наслаждением для киноманов. Очень красивая картинка. А что касается смысла, при просмотре авторского кино, нужно быть готовым не воспринимать все буквально. Если на экране показывают инцестуазных брата и сестру — это не значит, что режиссёр пытался привлечь публику, показывая на экране обнаженку ради обнаженки. Может быть он показывает эти сцены, чтобы погрузить нас в атмосферу, в которой мы сможем понять, какого это, когда ты понимаешь, что то, что происходит не правильно, но не можешь оторваться.
В конце 60-х калифорнийец Мэтью (Майкл Питт) едет на год в Париж, чтобы выучить французский язык. Но его настоящая страсть — быть киноманом, посещать как можно больше кинотеатров, впитывая французскую кинокультуру. «Здесь зародилось современное кино». На фоне продолжающейся культурной революции Мэтью знакомится с Изабель (Ева Грин) и ее братом Тео (Луи Гаррель), которые находятся в центре протестов и собраний. Мэттью мгновенно вдохновляет дуэт, который увлекает его разговорами о политике и кино. Он воодушевлен своей первой настоящей дружбой за границей, и он еще более воодушевлен, когда через пару дней его приглашают присоединиться к ним за ужином в их лабиринтном доме. С режиссером Бернардо Бертолуччи у руля незадолго до того, как появляются сильные сексуальные темы и предложения, которые имеют тенденцию затмевать воздушное, страстное повествование; джазовая музыка доносится сквозь сцены; и философские наблюдения о гармонии и хаосе. Изабель быстро предлагает поцеловать Мэтью в губы после семейного ужина, хотя она также подбрасывает поцелуй своему брату, что странно, но быстро отклоняется. Не так легко игнорировать тот факт, что братьев и сестер видят лежащими в постели вместе, в основном обнаженными, или то, как часто режиссер останавливается на том, как персонажи мочатся (даже если это для комического облегчения), раздеваются, стираются или выполняют повседневные дела, которые требуют сексуальные качества. Написанный Гилбертом Адэром на основе его романа и просочившийся через явную любовь Бертолуччи к кино, фильм разворачивается с небольшими злоключениями и всеобщим весельем, при этом трио нарушает правила и минимальным образом восстает против власти. Тем временем их неуклонно углубляющиеся, нетрадиционные отношения противопоставляют американскую скромность французской открытости (или, возможно, просто очень своеобразные сексуальные игры между кровосмесительными братьями и сестрами). «Теперь ставки повышены». Споры о кинопроизводителях (Чаплин против Китона, например) и викторина о различных кинофильмах слегка забавляет, хотя проблемы всегда приводят к сексуализированным фантам что зачастую переход в почти порнографические деятельности. Сказать, что в «Мечтателях» много обнаженной натуры, — значит ничего не сказать. Это, безусловно, разительный контраст с отрывками из классических фильмов (включая «Огни большого города», «Цилиндр» и «Уроды»), которые периодически прерывают сюжет. Хотя есть исторический фон (студенческие беспорядки, а также комментарии к войне во Вьетнаме) для непрекращающихся гедонистических экспериментов тройки, извилины вокруг сексуальных выходок неизбежны. Как если бы они были последними тремя выжившими после постапокалиптической катастрофы, пытаясь сохранить дом, имитируя семью, но без каких-либо реальных навыков выживания, что побуждает их вместо этого прибегать к плотским инстинктам. Иногда они не раскрывают свою сексуальность в такой степени, как остаются эмоционально и ограниченными в своем развитии замкнутостью своих секретных тревожных интимных отношений — и просто, до абсурда, безответственны, подпитываемые далекими родителями, не желающими преподавать какие-либо ценные жизненные уроки.. В результате всеобъемлющее послание Бертолуччи — и цель истории — почти полностью теряются для юношеского, медленного, анархического, повсеместного секса и наготы.
Это какое-то сборное переосмысление или ода идеям «Французской новой волны». Главные герои фильма поддерживают протестные антиконсервативные идеи, хотя сами не понимают какие. Они беззаботно живут в своей ребяческой лёгкости в квартире в Париже, хотя за окном происходит революция, которую они так поддерживают при разговорах друг с другом. А теперь хотелось бы поподробнее разобрать несколько сцен. По-моему мнению одна из самых знаковых сцен происходит в самом начале, во время знакомства Метью и Изабель. Она просит его вынуть сигарету, которая прилипла к её губам, Тео уверен что она прикована, но потом оказывается что это просто цепи на её руках и на самом деле ей просто нравится показывать что она чувствует себя прикованной. Это очень важная сцена, она символизирует весь смысл этих протестных настроений для молодёжи. Герой Майкла Питта представляет обывателя, которого интригуют новые молодёжные настроения, но он не может в них до конца поверить. Сцена, где он приглашает Изабель на свидание, после которого она начинает ревновать своего брата к девушке, показывает, что она и сама не искренне верит в свои идеи. А сцена, где родители Изабель и Тео видят их утром обнаженными вместе с Метью и просто тихо уходят, оставив им чек, символизирует то, что все эти идеи являются просто неким культурным экспериментом для того времени. При просмотре фильма вспоминается роман-антиутопия «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и фильмы «Вальсирующие» Бертрана Блие и «Банда аутсайдерой» Годара. Но это же Бертолуччи, как его можно с кем то сравнивать, он гений. 9 из 10
Кажется, я прошла все стадии принятия громкой картины Бернандо Бертолуччи «Мечтатели». Сперва она казалась мне омерзительной, жуткой, недостойной, мелочной и глупой. Однако позже я почувствовала волны удовольствия и морального удовлетворения, внутреннюю силу и слабость ленты. «Мечтатели» намного глубже, чем откровенные эротические сцены и около светские монологи. Это не просто протест, вызов, кинутый режиссером зрителю. Это история взросления, любви, молодости, борьбы глупости и здравого смысла. Главные герои фильма — брат и сестра, живущие в самом центре Парижа — считают себя абсолютно свободными. Все их существование — идеальное стремление к этой свободе, некое новомодное французское движение. Они отрицают вклад старшего поколения, гендер, устоявшиеся законы. Однако назвать их свободными невозможно, т. к. молодые люди не только полностью зависят от родителей в финансовом плане, но и страшатся их мнения, боятся раскрытия главных своих секретов. Жизнь Изабель и Тео напоминает детскую игру во взрослых. Их вроде как интересуют серьезные проблемы, такие как военный конфликт во Вьетнаме, сильные и глубокие фильмы, но все поверхностно. Молодые люди занимаются этим не по зову сердца, а по модному ныне выклику. Весь их протест всего лишь разговоры, которые ни к чему не приводят. Жизнь нового друга главных героев американца Мэтью больше похожа на жизнь настоящую, человеческую. Его философия не лишена смысла. Имея схожие интересы с Изабель и Тео, Мэтью может критически смотреть на разного рода ситуации, что и делает его живым человеком, а не просто созидателем. Бернандо Бертолуччи снял картину не только о молодости, исканиях. В фильме показана разница культур, мировоззрений, поступки и ответственность за них. «Мечтатели» — фильм обо всем. О Франции, о кино, о жизни и иллюзии жизни. Это очень сильная картина о духе времени и его последствиях.
Бернардо Бертолуччи, хоть и являлся признанным мастером режиссуры, но он не ставил целью сделать «Мечтателей» какой-то глубокомысленной притчей. Он продемонстрировал, как молодые люди все дальше и дальше отрекаются от окружающего мира, и предаются каким-то дикостям. Им хочется воспринимать все налегке, они не стремятся вливаться в общую тусовку. Подливают масла в огонь и события, происходящие в том месте и в то время. Париж, 1968 год — когда студенты выходили на демонстрации, которые в последующем привели к отставке правительства. Бертолуччи не мог не снять фильм о событиях в Париже, которые, по его собственным словам, оказали огромное влияние на его политические и идеологические взгляды. Но любители документальных хроник останутся в пролете, так как творящиеся беспорядки выглядят задним фоном, весь окружающий мир зрителя сужается до одной большой квартиры. Так сказать, история одной вписки, участниками которой являются трое молодых людей — американец Мэттью, приехавший в Париж на обучение, и близнецы Изабель и Тео, отношения которых находятся на грани инцеста. Они не представляют жизни без кино, каждое их третье действие или реплика является копированием чего-то из старинной классики. Ребята проводят споры, какое кино или актер лучше, реально хорошим у них получился философский диспут касательно темы насилия во Вьетнаме. Ну а свободное время они тратят на секс, выпивку и постепенное скатывание к безумию. Извините, но некоторые действия персонажей реально выдают в них людей, двинувшихся по фазе. Хотя, может сказаться закрытый образ жизни, увиденное чем-то мне напомнило «Сияние» Кубрика. Прелесть «Мечтателей» заключается в том, что данная кинолента нагибает ваши слова о том, какой вы почитатель кино. 1968 год, назовите какую-нибудь известную киноленту того времени. Мне на ум приходят только «Касабланка», «Носферату» и «Унесенные ветром», учитывая, что я ничего из этого не смотрел. А Бертолуччи мастерски играет с постановкой сцен, сочетая их с оригинальными кадрами из старых фильмов. Отличным примером является момент, где наши герои бегут по коридорам Лувра, копируя сцену из «Банды аутсайдеров» Жана-Люка Годара, и при этом вкраплены черно-белые кадры беготни из фильма Годара. У фильма есть еще плюсы в плане операторской работы. То камера берет кадр так, чтобы Ева Грин выглядела как Венера Милосская. То Мэттью показывает с помощью открывающейся зажигалки, что у Вселенной существует гармония. И завернем это все в мелочи локаций, как например, предмет красного цвета в кадре или зеркала в комнате. Зеркала — довольно любопытный момент, не могу понять, к чему это. Если вы в курсе, то отпишитесь в комментариях. Ах да, забыл по актерам пройтись. Так уж вышло, что из этой троицы мне только Ева Грин знакома, и «Мечтатели» — её дебютная роль. Луи Гаррель и Майкл Питт тоже гармоничны, и не буду скрывать, что Изабель и Тео вызвали у меня какую-то степень… боязни, что ли? Просто жил-был один американский парнишка, любил фильмы, познакомился с парочкой французов, и они пригласили его пожить. Сначала он рад, пишет маме, что у него появились друзья. А потом что? Раз — он видит их спящими голыми в постели, два — Тео проигрывает спор и онанирует на плакат Марлен Дитрих, три — Изабель проигрывает следующий спор и занимается сексом с Мэттью. Ланнистеры отошли покурить, даже они обалдели бы, несмотря на всю их распущенность. Но я не могу назвать «Мечтателей» чем-то отвратительным. Это коктейль, в котором есть три главных ингредиента — секс, кино, революция. Финальная сцена, кстати, меня в какой-то мере поразила, но лучше ознакомиться с кинолентой, чтобы понять, от чего я так одобрительно кивал.
Бернардо Бертолуччи, хоть и являлся признанным мастером режиссуры, но он не ставил целью сделать «Мечтателей» какой-то глубокомысленной притчей. Он продемонстрировал, как молодые люди все дальше и дальше отрекаются от окружающего мира, и предаются каким-то дикостям. Им хочется воспринимать все налегке, они не стремятся вливаться в общую тусовку. Подливают масла в огонь и события, происходящие в том месте и в то время. Париж, 1968 год — когда студенты выходили на демонстрации, которые в последующем привели к отставке правительства. Бертолуччи не мог не снять фильм о событиях в Париже, которые, по его собственным словам, оказали огромное влияние на его политические и идеологические взгляды. Но любители документальных хроник останутся в пролете, так как творящиеся беспорядки выглядят задним фоном, весь окружающий мир зрителя сужается до одной большой квартиры. Так сказать, история одной вписки, участниками которой являются трое молодых людей — американец Мэттью, приехавший в Париж на обучение, и близнецы Изабель и Тео, отношения которых находятся на грани инцеста. Они не представляют жизни без кино, каждое их третье действие или реплика является копированием чего-то из старинной классики. Ребята проводят споры, какое кино или актер лучше, реально хорошим у них получился философский диспут касательно темы насилия во Вьетнаме. Ну а свободное время они тратят на секс, выпивку и постепенное скатывание к безумию. Извините, но некоторые действия персонажей реально выдают в них людей, двинувшихся по фазе. Хотя, может сказаться закрытый образ жизни, увиденное чем-то мне напомнило «Сияние» Кубрика. Прелесть «Мечтателей» заключается в том, что данная кинолента нагибает ваши слова о том, какой вы почитатель кино. 1968 год, назовите какую-нибудь известную киноленту того времени. Мне на ум приходят только «Касабланка», «Носферату» и «Унесенные ветром», учитывая, что я ничего из этого не смотрел. А Бертолуччи мастерски играет с постановкой сцен, сочетая их с оригинальными кадрами из старых фильмов. Отличным примером является момент, где наши герои бегут по коридорам Лувра, копируя сцену из «Банды аутсайдеров» Жана-Люка Годара, и при этом вкраплены черно-белые кадры беготни из фильма Годара. У фильма есть еще плюсы в плане операторской работы. То камера берет кадр так, чтобы Ева Грин выглядела как Венера Милосская. То Мэттью показывает с помощью открывающейся зажигалки, что у Вселенной существует гармония. И завернем это все в мелочи локаций, как например, предмет красного цвета в кадре или зеркала в комнате. Зеркала — довольно любопытный момент, не могу понять, к чему это. Если вы в курсе, то отпишитесь в комментариях. Ах да, забыл по актерам пройтись. Так уж вышло, что из этой троицы мне только Ева Грин знакома, и «Мечтатели» — её дебютная роль. Луи Гаррель и Майкл Питт тоже гармоничны, и не буду скрывать, что Изабель и Тео вызвали у меня какую-то степень… боязни, что ли? Просто жил-был один американский парнишка, любил фильмы, познакомился с парочкой французов, и они пригласили его пожить. Сначала он рад, пишет маме, что у него появились друзья. А потом что? Раз — он видит их спящими голыми в постели, два — Тео проигрывает спор и онанирует на плакат Марлен Дитрих, три — Изабель проигрывает следующий спор и занимается сексом с Мэттью. Ланнистеры отошли покурить, даже они обалдели бы, несмотря на всю их распущенность. Но я не могу назвать «Мечтателей» чем-то отвратительным. Это коктейль, в котором есть три главных ингредиента — секс, кино, революция. Финальная сцена, кстати, меня в какой-то мере поразила, но лучше ознакомиться с кинолентой, чтобы понять, от чего я так одобрительно кивал.
Бертолуччи — известный режиссер-скандалист создал новый и при этом культовый шедевр под названием «Мечтатели». История 3-х молодых людей (студентов), учащихся в Париже, которые любят синематограф и при этом одержимы им, и пускаются потаенный мир фантазий. Мы наблюдаем, как начинается путь молодого человека (американца) в роли наблюдателя и заканчивается его перерождением в качестве мечтателя. И это благодаря его новым французским друзьям, которые наталкивают своего нового друга на этот путь. Данные события развиваются на фоне Майских событий 1968 года, что больше всего вписывается в атмосферу этой истории. Как нам становится понятно, мы жаждем счастливой жизни, но получаем неожиданный поворот, который может изменить навсегда наши судьбы. Для кого-то хорошо, для кого-то плохо. У каждого своя судьба. Не нужно воспринимать эту картину как фильм для взрослых с откровенными сценами, которые могут вас сконфузить. Лично для меня «Мечтатели» — это одна большая цитата, которая отдает дань эпохе развития мирового синематографа и популярности того времени к произведениям искусства. Хотя откровенные сцены иногда тоже можно назвать искусством, т. к. это священный обряд для сплочения связи 2-х людей противоположного пола в сильную и несокрушимую связь, которой называется Любовь. А что тогда Искусство? Я скажу вам. Искусство — это такая вещь, которую нельзя уничтожить, разрушить, разгромить и прочее. Его можно цитировать. Много-много раз. Именно таким искусством являются «Мечтатели».
Как и в большинстве работ Бертолуччи, название тут довольно точно передает его содержание и атмосферу. Действие фильма происходит в декорациях протестующей Франции 1968 года, во время так называемой Студенческой Революции. Протестное движение мы видим с перспективы трех молодых людей — юной взбалмошной особы по имени Изабель, её не менее темпераментного брата-близнеца Тео и немного флегматичного студента-американца Мэттью. Хотя корректнее будет сказать, что протесты являются фоном в окнах парижской квартиры родителей Изабель и Тео. В её богемных интерьерах Бертолуччи заботливо и очень внимательно создает изолированный и уютный микромир своих героев. Политика, необходимость зарабатывать деньги и другие атрибуты рутины взрослой жизни остаются там, за окном. В стенах их квартиры другие интересы и другие ценности. Здесь все держится на четырех несущих стенах — сексе, вине, музыке и разговорах о кинематографе. Практически в каждой сцене обязательно присутствует как минимум что-то одно из перечисленного. И хотя многие рецензенты подняли фильм на копья порицания, назвав его чуть ли не артхаусной порнографией, разговорам о кино экранного времени отводится все же гораздо больше, чем эротическим сценам. Синефилия главных героев здесь та важная деталь, которая раскрывает в эгоистичных подростках-гедонистах людей все же интеллектуальных, рефлексирующих и прогрессивных. Споры о Чарли Чаплине, забеги по Лувру, кинопросмотры в парижской Синематеке — в этом плане картина стала своего рода оммажем многим предшественникам и современникам Бертолуччи. Про каст в фильме «Мечтатели» и в частности про юную Еву Грин в её ренессансной красоте не написал только ленивый, а точнее слепой. Но все же стоит упомянуть, что для всех троих фильм стал чуть ли не первой серьезной работой в кино. И игра их настолько экзистенциально-подлинна, а персонажи живые и искренние, что хочется присвоить себе кусочек их жизни, хотя бы в аренду, на время. Но если вечно снимающего штаны Тео и его почти любовницу-сестру Изабель я, как зритель, принял и полюбил сразу, то вот слащавый и нерешительный Мэттью первое время вызывал раздражение. Первое время- это до сцены с его философским рассуждением об универсальной форме спичечного коробка во время семейного ужина. Оценивая фильмы Бертолуччи, невозможно не поговорить об их форме. Итальянский мастер всегда был одним из важнейших режиссеров-визионеров своего времени и его культ кинокадра конечно же присутствует и в «Мечтателях». Здесь нет монументальной музейной красоты «Последнего императора», как нет и гения Витторио Стораро за камерой. В изображении скорее сквозит некая романтическая небрежность, но, опять же, очень продуманная и управляемая. Говоря о красоте кадра, в первую очередь хочется отметить ту работу, которая была проделана перед стеклом объектива, а не за ним. Уже упомянутый интерьер квартиры, который мы наблюдаем 80% фильма, продуман до атомов, даже хаос и беспорядок здесь имеют свою логику и харизму. Нет ни одного лишнего цветового пятна, ни одного ненужного светильника. Режиссер, художник-постановщик и другие представители творческой команды фильма создали исключительно кинематографическое пространство в качестве декораций для сексуальных и психологических игр главных героев. Так, например, кадры из канонической сцены с совместным купанием в ванне, наполненной пеной, стали одними из самых узнаваемых образов фильма, заполнили имиджборды вроде Тумблера и стали вдохновением для множества фотографов по всему миру. Обратите внимание, как бережно камера показывает нам главных героев и их существование в этой квартире, множество планов сняты через окна или дверные проемы, как бы наблюдая, подглядывая, чтобы не спугнуть это витальное очарование и ускользающую красоту юности. Мечтатели — кино очень личное и в чем-то даже автобиографическое. Визуальная ода молодости, безрассудству и влюбленности в кино. Ностальгическое признание в любви и оммаж собственной юности от великого режиссера. 8 из 10
После просмотра фильма «Мечтатели» я ещё раз убедился в том, что Бернардо Бертолуччи является мастером создания атмосферы исторической эпохи: быт, обстановка в квартире и даже автомобили на улицах — всё это продумано до мелочей. Будто ты оказывается в Париже 1968 года. На мой взгляд, таких ответственных и дотошных режиссёров единицы. Это первое, что хочу отметить в своей рецензии… Раз речь пошла о Париже, тогда немного расскажу, о чём этот фильм. Его действия разворачиваются в Париже во время студенческих забастовок, но основные события фильма происходят в отдельно взятой квартире, где живут три студента. Они живут мечтаниями, идеалами, увлекаются кинематографом и живут в собственном мире, которая является их квартира. Если говорить кратко, то этот фильм о любви, молодой безбашенности, свободе, бунтарстве, неопределённости во взглядах и грани между реальностью и собственными фантазиями. Некоторые рецензенты ругают фильм из-за обилия откровенных сцен, называя их развратными (возможно, не видели других фильмов). Безусловно, что фильм откровенный и провокационный, но он не для семейного просмотра, и Бертолуччи всегда обращался к сексуальным темам. Что касается самих откровенных сцен, то они выглядят красиво, изящно, элегантно, сняты профессионально, при этом не пошло. Фильм «Мечтатели» стал звёздным для молодых актёров, в частности для Евы Грин (это её кинодебют). Она справилась со своей сложной ролью на «отлично» и покорила меня своей игрой и красивым телом. Нельзя не отметить актёрскую игру Майкла Питта, который внешне напомнил Леонардо ДиКаприо (оказывается, ДиКаприо приглашали на эту роль, но был занять съёмками в другом фильме) и Луи Гарреля. Темы революций и любви в киноленте Бертолуччи напомнили фильм «Оранжевая любовь», снятый украинским режиссёром Аланом Бадоевым в 2007 году. В фильме Бадоева действия тоже происходят в отдельной квартире, в которой живёт влюблённая пара, и ещё поднимается тема СПИДа. Возможно, что Бадоева как раз вдохновил фильм Бертолуччи «Мечтатели», откуда он позаимствовал часть тем. Плохо это или хорошо — не знаю, но, как мне кажется, это говорит о том, что гениальность и мастерство Бертолуччи вдохновляют других режиссёров. Если являетесь любителем прекрасного, увлекаетесь кинематографом, то этот фильм однозначно рекомендую к просмотру. 10 из 10
Одна из популярных цитат в словарике современных инста-герл. Думаю, что многие и представления не имели откуда она взялась. Буду рада вас просветить и сообщить о том, что эта цитата из фильма «Мечтатели». Только особый шарм эта цитата приобретает при просмотре фильма. Франция 60-х. Буржуазия. Антураж. Вкусная подача. Одежда! Чего только стоит велюровое, цвета изумруд, платье в начале фильма у Евы Грин! Мужские пиджаки! Восхитительно. Тео-мой новый любимый мужской образ! Если бы меня спросили в каком фильме я хочу жить. Это безусловно оказались бы «Мечтатели». Круглосуточно пить вино, разговаривать о фильмах и любить… То, чем занимаются персонажи на протяжении всей ленты. События разворачиваются во время революции во Франции в 1968, что задаёт фильму особое настроение. Кадры смутного Парижа влюбляют. Декорации влюбляют. Создаётся ощущение, что на протяжении всей картины ты находишься вместе с героями. Действия в фильм протекают спокойно, размеренно. Под конец уже начинает тошнить от приторности обнаженных сцен, которые в начале выглядели, как изюминка. Мне не хватило «дикого» настроения, возможно, если бы к этому фильму была написана оригинальная музыка в стиле панк-рока, сопровождающая «неадекватные» моменты, то фильм бы насытился собственной яркой индивидуальностью. А пока меня продолжает тошнить от такого количество порно. Хотя, скажу честно, мне очень понравилась сцена на кухне с кровью и голой Евой Грин. Если вы влюблены во Францию и спокойно переносите обнаженку на экране, то фильм обязателен к просмотру! 8 из 10
Общее впечатление: В далеком 2003 году Бернардо Бертолуччи показал свету свою картину «Мечтатели». Камерная эротическая драма была снята по сценарию Гилберта Адэра, созданному на основе трёх его книг. Казалось бы, что несет в себе лента? Только ли откровенные сцена? Нет! Фильм пестрит киноаллюзиями! Несчесть сколько их, как только герои что-то предпринимают, зрителям показывают вставки из старых классических фильмов. От этого картина становится еще прекраснее! Рай для киномана, фильм в фильме! Тео (Луи Гаррель), Изабель (Ева Грин), Мэттью (Майкл Питт) живут кино и происходящее в стране их мало волнует, важно что здесь и сейчас. В фильме нам показывают волнения 1968 года, тогда масса студентов выходили на улице и бунтовали, демонстративно показывая беспорядки, выкрикивая лозунги. Все это, под накал бушующих страстей и эротических кадров по настоящему увлекает. Каст в картине держится именно на этих 3-х актеров, тогда еще это был дебют Евы Грин, боже, она чертовски хороша в картине! Хочется только любоваться ей и представьте здесь актриса открыта словно книга. Каждое движение, эмоция, да все, словно кричит в ней — «Эй, я молода и прекрасна именно сейчас! Так возьми же меня!» Дебют — шикарен! Луи Гаррель играет брата Изабель, их отношения необычны, они все делают вместе, вплоть до того, что спят в одной постели! Меня это удивляло, а значит вызывало эмоций, а значит все не зря, и не смотря на то, что брат и сестра являются близнецами и делают все вдвоем, это разные персонажи! Которые не могут жить без друг друга, но колоритный герой Луи не давал мне покоя весь фильм, только под конец я поняла, что он и олицетворяет революцию, этакая форма насилия. Майкл Питт в роли приезжего американца Мэттью. Сначала это осторожный и робкий парень, но у каждой медали есть другая сторона)) А кстати, говоря роль Мэттью должен был исполнять Джилленхол, но отказался, по причине — «Не увидите вы то, что ниже пупа!» Как не странно, а с Питтом я мало что смотрела, здесь же его талант раскрывается благодаря деталям, которые окружали его. Браво! О фильме можно говорить часами, о притягательной музыке, о раскрывающихся молодых талантах и горячих эротических сценах, с необычным раскрытием персонажей, которые так великолепно прописаны, что погружаясь в историю, у меня создавалось ощущение что я нахожусь рядом с этой тройкой. В том Париже 1968. 8 из 10
Мечтать — человек, который по сути убегает от реальности в мир фантазии. Он таким образом абстрагируется, уходит в мир, который ему нравится больше. На мой взгляд это основной тезис, вокруг которого всё и происходит. Основная концепция заключена именно в названии. СЮЖЕТ основан на истории одного парня, который прилетает в Париж, знакомится с единомышленниками и уходит с ними в мир киноискусства. СЦЕНАРИЙ продуман потрясающе. Видел только качество продуманных сценарных элементов, дополнительный символизм и полное отсутствие экспрессии. ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД слишком размеренный. Присутствие большого количества серого цвета делает фильм свободнее, спокойнее и живее в некоторой степени. Режиссер пытается удержать зрителя вне зависимости от жанра. (мы ведь знаем, что драма для большинства людей — скучный жанр) ПОСЫЛ выражается в многослойности. Проблематика настолько широкая, что невозможно выразить это в маленьком абзаце. Скажу лишь, что фильм о большой форме искусства, пересечение материального и нематериального, сути собственного существования и необходимости мира телесного. Заметил ещё в тематике свободу самовыражения, силу духовной энергии человека и проблему социальной адаптации. РЕКОМЕНДУЮ
Это и многое другое вложил Бернардо Бертолуччи в свой фильм. Ностальгируя по своей без башенной молодости режиссер попытался разжечь огонек в сердцах тех, кто был когда-то молод и дать пищу для размышлений новым поколениям. Кинолента расскажет нам о своеобразном любовном треугольнике юных синемафилов, состоящего из приезжего на обучение в Париж американца Мэтью и близнецов Тэо и Изабеллы. Кто из нас не хотел бы спрятаться от внешних проблем и огородить себя защитной оболочкой?Именно так и сделали герои этого фильма. И как сказал один из персонажей: «Экран отгораживал нас от мира». Выпивая дорогое вино и ведя ожесточенные споры о том, какой же актер лучше, все они прятались от бушующей в те времена (60-х) революции, якобы поддерживая, по их словам, выходивших на улицу студентов. Конечно, как уже заведено, французский кинематограф подойдет не для всех. Обилие откровенных сцен могут заставить рядового зрителя сильно смутиться, так что для сильных духом остается расслабиться и ловить идею «голыми» руками. А огромное количество живых моментов, актерской игры и операторской работы превращаются в сладкую глазурь нашего с вами торта. Бернардо не станет перегружать нас тяжелой философской задумкой, ведь все будет лежать на поверхности, тем более такое кино каждый может понимать по-своему и каждый окажется прав. Внимание к деталям, атмосфера эпохи, отсылки к золотым фильмам мирового фонда на протяжении всего фильма должны порадовать сердца ценителей хорошего кино.
Мечтатели не производит попыток показаться зрителю сложнее чем он есть, это не философское кино-притча, но рассуждение о тяжелом грузе легкости юного возраста. Герой Майкла Питта, весьма одинокий и чужой в новом для себя городе студенчества и протеста, Париже, весьма скоро забывает о своем одиночестве и своей робости в компании сумасбродных близнецов, Изабэль и Тео. То, что по-началу кажется ему просто приятной новой дружбой с интересными людьми выливается в совершенно новый для него опыт эмоций и общения с другими людьми, свежий взглядом на самого себя, и развитие собственной сексуальности. Молодые люди беззаботно наслаждаются обществом друг друга, в то время как за окнами их маленькой утопии общество переживает очередные потрясения, то недолгое время, пока их судьбам еще суждено быть переплетенными. Отличный кастинг, хотя и нарочитая невинность Евы Грин порой вызывает сомнения, элегантный саундтрек, приятная богемность обстановки и диалогов, и абсолютно отчаянный гедонизм главных героев оставляют после себя хорошее послевкусие, а финальная сцена наступления служителей закона вызывает необычные в контексте данной работы ассоциации с батальными кадрами кино о войне. Этими качествами картина оттеняет свою эротическую часть, делая ее уместной и вызывающей доверие. Открытое синофильство главных героев, которое преподносится, как один из основных атрибутов их характеров, похоже вуалирует мысль о том, что объектом их страсти на месте синематографа могло бы быть что-угодно. К просмотру рекомендуется серьезным молодым людям, уже покинувшим место под родительским крылом, чтобы увидеть как можно по-другому; родителям, чтобы вспомнить как это было; поклонникам Евы Грин, чтобы рассмотреть ее во всех подробностях. 8 из 10
Для меня такое кино действительно стало неожиданным подарком. Интересно и то, как я его нашла. Я — искушенный зритель. Я посмотрела не один, не два и, даже не шесть сотен фильмов. Поэтому меня очень трудно удивить, о чем я, кстати очень грущу. Я также уже давно не пользуюсь «списками фильмов»- топ 100, топ 10, подборка фильмов про любовь, путешествия, для отдыха, для жопы- нет, это не по мне. Но тут я настолько отчаялась, что впервые действительно посмотрела «случайный» фильм. Обычно я использую эту функцию, чтобы убедиться, какую же фигню мне постоянно советуют, но тут решила рискнуть. И тут БАМ! Такое кино!!! На сто тысяч процентов уверенна, что по эмоциональности этот фильм у меня ещё долго будет стоять на первом месте. А теперь как раз о «Мечтателях». Не понимаю людей, которые при упоминании артхаусного кино, делают недовольное выражение лица. Почему? Вы думаете, что это порнография? потеря времени? бездарная работа актёров, режиссеров, оператора (нужное подчеркнуть) или вовсе кадры, не несущие в себе никакого смысла? Только неопытный зритель может так подумать. Вы просто не хотите смотреть артхаус. Вот и всё. Это не просто кино, которое смотрят на фестивалях, закрытых показах, этот жанр больше чем искренность и смелость- это наши с вами мысли обо всем: что может произойти, чего мы хотим или нет, о желаниях и презираемых, запретных мыслях и действиях. Артхаус показывает нас настоящими, а ведь это до безумия страшно! Но это необходимо. Смотреть такое кино. И пусть «яжинтеллигенты» будут кидаться в меня камнями. Но разве вы сами никогда не делали чего-то странного, но при этом такого близкого вам самим. Каждому за что-то стыдно, каждый что-то скрывает. А герои фильма нет! И в этом им завидуешь чёрной завистью. Они могут жить, как хотят, ведь как сказано в слогане: вместе- всё возможно. вместе- ничто не запрещено.. Потому что у них практически одинаковые взгляды на жизнь, ну, или (как это вышло у Майкла Питта) они могут принять за норму поведение друг друга. И в этом вся суть- всё, что человечество совершает для своей маленькой души- абсолютно нормально! Все нормы относительны. Очень важно это понять. Посмотрев фильм, как-то по-другому начинаешь воспринимать инцест, затворничество, странное поведение. Тебе не кажется это ужасным. Даже наоборот, начинаешь думать: «блин, как же им повезло!»Такая жизнь кажется РАЕМ, впрочем, им действительно удалось его создать. И это не означает, что я теперь тоже хочу так жить, так делать, просто невероятно здорово, что они могут позволить себе укрыться в своем маленьком мирке, где действуют только их правила! Актёры. Какие же они молодцы! Для Евы Грин это вообще первая роль, а ведь она такая сложная в психологическом плане! Луи Гаррель и Майкл Питт- тоже большие умнички. Как минимум половина моего восторга связанна и с тем, что все эти актеры раньше были мне не известны. А какой же это плюс, для киномана, когда ты смотришь фильм и не делаешь большого акцента, например, на мимику Джеймса Макэвоя или не оцениваешь на сколько килограммов похудел/потолстел Кристиан Бейл. Это замечательно, когда раньше не видел новых актёров, ведь так они еще больше для тебя вживаются в роль. Правда, позже я узнала, что именно Гаррель играл в французском фильме «Иллюзия любви», думаю именно поэтому я прониклась к нему большей симпатией. Режиссер. Про Бернардо Бертолуччи могу сказать только одно- смело. Очень и очень смелое кино, наполненное различными смыслами и мотивами, и заставляющее не один раз пересмотреть работу, чтобы всё уложить в своей голове, потому что с первого раза это невозможно- в первый раз главными для зрителя являются эмоции, а уж потом доходит и суть. То же самое произошло и со мной- для меня пока остались непонятыми происходящие в фильме исторические события. Как они связаны с сюжетом- для меня загадка, но я знаю, что у них точно есть свой смысл в кинокартине. Операторская работа и монтаж- прекрасны. В некоторых местах можно увидеть кадры, снятые в стиле 1920—1930-х годов. А это время в фильме играет, отнюдь, не последнюю роль. И ещё меня поразила концовка- заключительные кадры получились очень сочными и выдерженными для правильного понятия атмосферы, а ведь это тоже довольно тяжелый труд. Недостатки — пф, я их не вижу! Любые ваши претензии- это и есть артхаус! Простые зрители пока не привыкли к такому кино, поэтому и не нравится. Но что касается меня, этот фильм — шедевр, бунт, вызов в одном лице. 10 из 10