Личность Сергея Павловича Королёва в последние годы стала достаточно популярной для экранизаций. Шутка ли, за последние годы о нём (либо с его непосредственным участием, как ключевого персонажа) вышло сразу четыре киноленты. Роль генерального конструктора космических кораблей на себя примерили Сергей Астахов, Валерий Гришко, Михаил Филиппов и Владимир Ильин. И это при том, что широкому зрителю Сергей Павлович Королёв долгое время представал в кино лишь в одном образе, созданным Кириллом Лавровым «Укрощение огня». Правда там образ конструктора был скорее собирательный, да и фамилия у персонажа другая. Но мы все прекрасно понимали, кто на самом деле кроется под выдуманной фамилией Андрея Башкирцева. Ещё бы, засекреченная личность в засекреченной деятельности Государства с кучей секретов. И вот, спустя почти 40 лет к личности Королёва киношники обратились вновь. Да ещё как! Едва ли кто-то из знаменитых личностей эпохи СССР может похвастаться таким количеством экранизаций. Один Юрий Кара чего стоит. К столетию великого конструктора он создал свой первый фильм «Королёв», а спустя всего 7 лет (по киношному времяисчислению срок весьма небольшой) вновь обратился к этой же теме, став и режиссёром-постановщиком и автором сценария, да ещё и продюсером обеих проектов. Видимо, крепко зацепила его личность Сергея Павловича, раз он посчитал, что не всё сказал в первом своём фильме, и создал его продолжение. Хотя, честно признаться, продолжением картину «Главный» назвать сложно. Уж больно разножанровые получились работы. И даже непросто поверить, что творцом-создателем этих фильмов стал один и тот же человек. Посудите сами: разные исполнители главных ролей – совершенно разные по фактуре, темпераменту и характерам актёры. По сути, получилось ДВА разных Королёва. На первом фильме 2007 года я останавливаться не буду. Скажу только, что там немалая роль была уделена бесчинствам НКВД в предвоенные годы, а молодой Королёв большую часть фильма томился в застенках. Фильм «Главный» является чуть ли не антиподом по своему жанру, поскольку снят в лучших традициях Советского кино о Советском Трудовом человеке. По сути, не игровое кино даже, а очерк. Открытка. Визитка. Набор главных заслуг известной личности. Человек работает на благо своей страны, добивается успехов, идёт вверх по карьерной лестнице, добивается ещё большего, строит новые планы… вот, собственно и весь сюжет «Главного» одним предложением. В этом фильме не увидишь слабости человека, не увидишь его сомнений, не увидишь его страхов. Перед нами человек – монумент, человек – глыба, перед напором которого даже Генсеки СССР пасуют. В «Главном» перед нами предстают целых три правителя Советского Союза: Сталин, Хрущёв и Брежнев. Со всеми ними Королёв встречается лично. А к Хрущёву чуть ли дверь ногою не открывает. Во всяком случае, Никита Хрущёв явно пасует перед напором великого конструктора. Уж сколько писали и говорили в хрониках о тяжёлых взаимоотношениях Королёва с политическими лидерами Государства. Уж сколько твердили о прессинге со стороны партийного руководства. В «Главном» ничего этого нет. Тут Королёв действительно главный. Он всякий раз находит достойный ответ на очередной каприз Хрущёва так что тот в итоге соглашается с очередной идеей конструктора и даёт ему зелёный свет. Вот так бы просто всё складывалось на самом деле, как в этом фильме. Это не жизнь была бы, а сказка. Собственно фактура актёра Валерия Гришко говорит сама за себя, что перед нами беспрекословный лидер – ГЛАВНЫЙ во всех отношениях. Эдакий человек, сошедший с социалистического плаката, призывающего добиваться в труде самых высоких показателей. Вот он и добился. Выше уже просто некуда. До самого космоса достал. Но при всём этом чувство, что ты смотришь фильм снятый во жесточайшей цензуры времён СССР и снятый по гос-заказу, а потому донельзя выхолощенный, не отпускает. Уж слишком штрих-пунктирным предстаёт перед нами жизненный путь Сергея Павловича Королёва. Он безупречен и неуязвим в каждом кадре. Он, не моргнув глазом, рассказывает даже о катастрофах и неудачах при очередных испытаниях, за которые вполне можно было загреметь под расстрельную статью. Всё это может быть и хорошо в определённой степени, но смотреть на этот оживший плакат на протяжении полутора часов – непросто. Может истинным поклонникам личности Сергея Королёва и доставит некий интерес следить за тем, как он вальяжно ходит то по КБ, то по кабинету Генсека, а то сидит с микрофоном за пультом в ЦУП-е. Но рядовому зрителю такая статичность и однотипность сюжета и главного героя через определённое время наскучит. К слову, фильм снят с минимальным количеством действий. В нём и натурные съёмки можно перечесть по пальцам. В основном это диалоги в разных интерьерах. А, так называемые, полёты удачные и неудачные перед нами предстают ну о-очень кратко. Если не брать в расчёт ключевые сцены с полётами Юрия Гагарина и Алексея Леонова, то все остальным действиям на космодроме уделяется лишь по одному хроникальному кадру, либо про них вообще упоминается парой слов в очередном разговоре. С одной стороны понятно, что Юрий Кара решил впихнуть в полтора часа хронометража весь профессиональный путь Сергея Павловича. А путь-то у него богатый. Есть там много взлётов, но и падений тоже немало. На падения Юрий Кара решил внимания не обращать вовсе, акцентируясь лишь на успехах. В итоге и получилась агитка из Советских времён. Человек без личной жизни, без слабостей, а лишь безупречно преданный своему делу. Надо сказать, что и в культовом «Укрощении огня» прослеживалось что-то подобное. Но даже там Королёв-Башкирцев выглядел более человечным и многогранным. Плюс потрясающая энергетика Кирилла Лаврова передаётся через экран даже спустя десятилетия. Поэтому даже кадры научных бесед там не надоедают. И «Укрощение огня» хочется пересматривать снова и снова. А вот про «Главного» такого не скажешь. Выдержал я один раз у экрана и поймал себя на мысли, что возвращаться ещё раз к этому фильму нет ни малейшего желания. Уж больно плоским там вышел и главный герой и весь сюжет в целом. Не удивительно поэтому, что широкого проката у «Главного» не было. Цифры на «кинопоиске» говорят сами за себя. Зрителей всего 565 (!) человек. Показы прошли всего в 4 кинотеатрах. Ну, естественно и прибыль от проката получилась микроскопической: 33 тыс. руб. Вполне возможно, что фильм этот действительно был снят по конкретному заказу. И демонстрируется сегодня он где-нибудь в профильных КБ, да в центрах подготовки космонавтов, чтобы окунуть их в основные вехи развития Отечественной космонавтики и заодно показать безупречный лик Генерального Конструктора. Но почему-то мне кажется, что даже молодым космонавтам больше удовольствия доставит просмотр «Укрощения огня». Но спорить не буду. Вкусы у всех разные.
Конструктор ракет Сергей Павлович Королёв: характер стойкий, стрижка короткая, брачно-семейные отношения сложные, преданно служит Советскому Союзу. В процессе повествования коммуницирует: с обрюзглым Сталиным, с карикатурным Хрущёвым (в вышиванке), с серьёзным молодым Брежневым. Брачно-семейный конфликт: разрешается новой женитьбой, отношения с новой женой неоднозначные из-за напряжённого рабочего графика. Названия сконструированных ракет см. в Приложении 1. Имена космонавтов Первого отряда см. в Приложении 2. Доклад режиссёра Юрия Викторовича Кары о главном конструкторе ОКБ-1 затянулся не на шутку. Докладчик выдаёт своё выступление за производственную драму, но драмы не наблюдается. Аудитория во Дворце Советов скучает. Некоторые делегаты съезда КПСС высказали замечания, что поведение главного героя несколько аморально. Как мужчина, который формально женат, может привести к себе домой одинокую женщину? Визуальный ряд, которым сопровождался доклад, не так уж плох. Есть несколько очень сильных сцен: та, где Леонов и Беляев вылезают из спускаемого модуля в зимнем лесу, а затем греются у костра в ночи, или та, где Королёв объясняется с дочерью Наташей (в исполнении прекрасной Полины Лазаревой) на заснеженной лестнице. Спецэффекты сделаны детально и точно, а по отечественным меркам это – немалое достижение. В то же время фильм изобилует проходными диалогами, сценами, не имеющими видимой цели, и произнесением громких речей о достижениях советского народа в области освоения космического пространства. Доклад режиссёра Юрия Викторовича Кары подошёл к концу. Он оказался неполным фактически. Многие значимые детали биографии Королёва не освещены и даже не упомянуты. Сосредоточенность на достижениях космической программы СССР минимизировала упоминания о неудачах и катастрофах, которые в опаснейшем деле освоения космоса неизбежно были. Фильм завершается на восторженной ноте, и остаётся ощущение, что советские люди первыми достигнут Луны и Марса, а Юрий Алексеевич Гагарин к 2000 году станет генсеком ЦК партии. Начинаются титры. Члены Политбюро и делегаты съезда с трудом поднимаются с мест и начинают аплодировать. Но аплодисментов не слышно: съезд КПСС – собрание призраков давно ушедших времён. «Главный» куда мертвее самого Сергея Павловича и его достижений. Ракеты главного конструктора с некоторыми модификациями летают по сей день, а фильм как родился в пыльных кабинетах политбюро, так навсегда там и останется. Не удивлюсь, если некоторые полуистлевшие мертвецы, до сих пор обивающие кремлёвские пороги, выдадут этому кинематографическому докладу полдюжины пролетарских госпремий. Но за кабинетными беседами нам всё же показали молчаливую космическую бездну. Показали, как они летали. И на том спасибо.
Безусловно, сложно переоценить вклад Сергея Павловича Королёва в развитие человечества в части покорения им космоса. Это был не просто гениальный конструктор, но и человек, подаривший мечту миллионам жителей планеты. Во многом именно благодаря нему мы можем смотреть в небо и с восхищением понимать, что первый маленький шажок (по сравнению с будущими свершениями) в эти дали сделан был силами наших предков. В этом плане фильм прекрасно показывает основные моменты освоения космоса, начиная с первых робких шагов и продолжая их до великих запусков. Показывает не только успехи, но и всю ту титаническую работу и сложности, которые в процессе приходилось преодолевать великим первопроходцам космической эры. Очень порадовал подбор актёров. Типажи и игра их полностью соответствует представлению о личностях космонавтов и конструкторах. В исторической точности фильма сомневаться не приходится, поскольку консультантом, в частности, выступил замечательный советский космонавт Алексей Леонов, который был участником этих событий. Это отличный фильм про замечательного человека; и огорчает лишь то, что у него не было такой мощной раскрутки, как у склепаных на конвейере голливудских блокбастеров. И очень жаль. Этот фильм вдохновляет и заставляет вновь смотреть в звёздное небо с надеждой и ожиданием новых прорывов. 7 из 10