Этот фильм можно справедливо рассматривать как очередную часть трилогии Срджана Драгоевича после его «Горящих деревень» и «Парада». Ведь все его последние работы это непрекращающийся мотив реквиема бывшей Югославии. И оригинальное название картины — «Вспышка справа» как нельзя лучше отражает отношение автора к событиям, еще недавно взорвавшим Балканы сродни ядерному взрыву. Нашему зрителю эта картина в прокате пока недоступна, а жаль, ведь она как нельзя лучше показывает звериный оскал дикого капитализма на пост-социалистическом пространстве, очень знаете ли, роднит с нашей атмосферой всеобщего стремления к подлой наживе на простых людях со стороны олигархов. Одни стояния на протестных собраниях наших обманутых дольщиков и кинутых банками вкладчиков чего стоят. И именно так себя ведут доморощенные «эффективные топ-менеджеры по продажам». Персонажи фильма как будто списаны с полотен Иеронима Босха, а панорамы сродни кругам ада, описанным Данте Алигьери, несмотря на яркое солнышко над Адриатикой. Попробуем в них разобраться. Ну как же: тут и матерщинник Метод, считающий себя этаким божком по отношению ко всем южным соседям, хотя еще недавно все словенцы усиленно лизали задницу Австро-Венгрии, но теперь считающими себя первыми европейцами среди бывших югославов (почитайте Горана Войновича и вы многое поймете, что к чему). Далее мы видим его «благоверную», а на деле «раздолбаную курву» супругу Соню, усердно помогающую нашему третьему персонажу, наркоману Младену, избавиться от разрастающейся аденомы простаты, но при этом в душе ненавидящую всех мужиков и всех этих людишек на курорте. Собственно вокруг нравственного кризиса Младена помимо темы распада Югославии и построен весь внутренний нерв картины. Прошлое не отпускает Савича в воспоминаниях, ведь он чудом не стал карателем во время осады Вуковара, как знаменитая Тонька-Пулеметчица, будущее в виде ипотечного долга и скользкого рода его занятий тоже туманно… Его протеже-клиент, чудаковатый ветеран боснийской войны Омер, это вообще один сплошной комок нервов. Его былая преданность маршалу Тито и воинской присяге в собственном монологе просто потрясают, но все его жизненные иллюзии разрушены бомбардировками Сараево. А собственно по другому и быть не могло, ведь сам товарищ Тито, будучи хорватом, усиленно гнобил титульную нацию Югославии — сербов. Конечно же не так откровенно, как в свое время «поглавник» Павелич с помощью Ясеновца, а постоянно сея раздражение и ненависть к ним со стороны других народов федерации мирными политико-социальными путями, посему мысли о разделении с годами накопились и вырвались наружу в 90-е годы благодаря «особому» титовскому социализму. И кстати, практически во всех югославских «партизанских» фильмах основными противниками народных мстителей и патриотов были монархисты-четники, бойцы отрядов Дражи Михайловича, хотя они тоже сражались за свободу и независимость Югославии, но без коммунистов. Про зверства усташей говорилось после Второй мировой войны совсем мало, военно-политический судебный процесс над лидерами НДХ, сродни Нюрнбергскому или Хабаровскому, проведен не был, победители ограничились Блайбургской бойней. Усташские этнические чистки долгие просто годы замалчивали, а их нацистcко-клерикальная идеология не была осуждена на государственном уровне, отсюда и реваншизм Франьо Туджмана и следующий персонаж — Бруно. Возможно режиссер не случайно так назвал ветерана обороны Вуковара, как бы проводя контраст с одноименным персонажем из картины Саши Барона Коэна. Ведь если у Гоголя в «Мертвых душах» были говорящие фамилии, то тут, на мой взгляд, тоже не все так просто… да и опять же прослеживается возможная аллюзия на «Парад», одна лишь сценка в туалете с участием Младена, большого любителя женщин Батрича и еще одного наркомана — кокаиниста/морфиниста, а возможно, что и скрытого «полупокера» Педро весьма красноречива (в «Параде» тоже был брутальный хорват-националист Роко)…. А подружка Бруно, ну это просто таки типичная девочка-сосулька aka ТП, бегающая за богатеньким папиком, вроде Крымова из «Ассы», но у Душицы более бедный «внутренний мир», в отличие от Алики. Возможно, что это тоже кастинговая аллюзия на Ясну из фильма «Клип», равно как и Омер на роль Бранко Джурича в «Ничьей земле». Незадачливая парочка «молодоженов»: сисястая Драгана, бросившая малышку Сладжану ради халявных курортных «ништяков» и ее муженёк-подкаблучник Слобо, просящий Параскеву Пятницу послать им кредит на квартиру-студию и Рено Логан, ну как это все до боли знакомо… Престарелый маменькин сынок Момчило, знающий правду о тайм-шэринге, но боящийся проститься с халявным отдыхом, привет вам от него, любители инвайтов… Наконец весьма колоритный персонаж — истеричка македонка Ольга, готовая терпеть любые унижения ради денег, а в итоге наглотавшаяся таблеток и помершая, притулившись щекой к «параше». А семейная парочка цыган-чефуров с грязными детьми — просто лубочные персонажи с площади трех вокзалов в Москве… Да, за все в этой жизни приходится платить, как вещает, пересыпая матерком Метод, но уж слишком страшную цену заплатили ни в чем не повинный маленький Свенди и его мамаша Майя. После сцены в госпитале стоит комок в горле от несправедливости и недосказанности, ведь на фоне умирающего мальчика, сначала что-то жрущий «хозяин жизни из Европейского Союза» немец Дитрих, а потом оголтелая толпа, сметающая шведский стол, выглядят за гранью цинизма. Госпиталь это тоже явная и жесткая аллюзия, на этот раз на «Красивые села красиво горят», но только там главный герой, Милан, ползет с вилкой, чтобы заколоть ею балю-мусульманина, а тут Младен ползает с авторучкой, чтобы подписать контракт, добивающий убитых горем несчастных родителей Свенди. В итоге в этом фильме «кругом измена, трусость и обман»… Очень тяжелый сценарий, никакая это не трагикомедия, а настоящая драма, заставляющая думать и пройти нравственное очищение через муки совести после уведенного, а также осознать, что в наших современных реалиях это может коснуться каждого.