На мой взгляд, 'Бронзовая птица' - не только один из лучших детских фильмов и лучший фильм о первых пионерах, но еще и единственный фильм о пионерской организации. Как так? - могут спросить меня, ведь о пионерах столько фильмов! Неа! Полно фильмов о школьниках, о ребятах школьного возраста (если действие происходит летом), но вот именно о пионерской организации - нет. В 'Бронзовой птице' показаны такие пионеры, какими они и задумывались: это смелые и честные ребята, без страха приходящие на помощь несправедливо обиженным; они беспощадны к своим недостаткам и не боятся критики, они умеют говорить друг другу в глаза важные вещи, не оскорбляя товарища, а призывая его задуматься над своим поведением; они безвоздмезно помогают людям (обучают грамоте, дают концерты, организуют клуб, привозят книги), защищают деревенских ребятишек от охамевшего 'мажора', учат их не бояться и ощущать плечо товарища. Наконец, они ответственны. И при всем при этом, они - обычные девчонки и мальчишки, со своими характерами, достоинствами и недостатками, обожающими тайны и приключения. Если бы пионерская организация не была выхолощена и заорганизована, а оставалась вот такой, как в 'Бронзовой птице', то история, я думаю, повернулась бы совсем по-другому. И хороших людей - умных, честных, ответственных - было бы в стране гораздо больше. Мне очень нравится, как в фильме ребята обсуждают недостатки друг друга, не взирая, так сказать, на лица. Ну а их самостоятельность приводит в полный восторг: на фоне сегодняшего держания детей под юбками у мамок - особенно. И не надо говорить, что сейчас жизнь другая, кругом маньяки и педофилы. У этих детишек, переживших Гражданскую, опасностей кругом было гораздо больше. И даже в фильме прямо рядом с ними живут и особо не скрываются настоящие убийцы. Просто дети - самостоятельны едва ли не с пеленок, и умеют отвечать не только за себя, но и за товарища, который рядом. А это - вне времени. Переходя к собственно фильму я могу добавитьтолько одно - он мне очень нравится, и я с удовольствием пересмотрел все три серии в эти выходные. Детективная составляющая, загадочная тайна, юмор, яркие характеры, замечательные актеры - как дети, так и взрослые. И, конечно, отдельная ценность - историческая. Если вы фильм каким-то образом не видели - посмотрите. Ничего, что вы уже взрослые, фильм отличный А если у вас есть дети 9-11+, особенно, мальчишки - покажите фильм им. Только приготовьтесь ответить на некоторые вопросы, связанные с историческими реалиями //впрочем, если вы сами не будете упирать на идеологию, то исторические реалии ваш ребенок будет воспринимать аналогично, скажем, тем, что в Приключениях Тома Сойера или Детях капитана Гранта. 10 из 10
Двадцатые годы двадцатого века. Только что закончилась гражданская война, Советская власть установлена, но некоторые отдельные элементы сопротивляются новому порядку, да и помещики и капиталисты не прочь вернуть свое нажитое. В это непростое время пионерский отряд проводит лето в бывшей помещичьей усадьбе. Ребята хотят не просто отдохнуть, но и создать в деревне пионерский отряд. А тут рядом графская усадьба с таинственным гербом, да и вся округа уже много лет сходит с ума в поисках клада. Фильм снят по одноименной повести Анатолия Рыбакова - отличная литературная основа. Учитывая когда происходит действие и когда книга была написана, без коммунистической идеологии не обойтись: одна только сцена с иностранными коммунистами вызывает хохот! Но для меня эта повесть в первую очередь – захватывающий детектив с хитрыми переплетениями. Авторы фильма очень бережно отнеслись к первоисточнику, все основные перепетии сохранены, образы героев точно перенесены на экран, юмор оставлен, актеры играют великолепно. Можно только было бы добавить немного живости в режиссуру. 7 из 10
Давненько я не смотрел это кино. Всё ищу его на DVD нормального качества, но пока безрезультатно. Вот, представилась возможность линий раз задуматься, а стоит ли оно того вообще. То, что в своей время, добрых 20 лет назад, фильм (не говоря уже о книге, читанной и перечитанной неоднократно) шёл на ура – понятно. Там, не будем забывать, и идеология несколько другая была, распространявшаяся, кто бы что ни говорил, и на подрастающее поколение. Со всеми вытекающими, как говорится. А что сейчас, как смотрится фильм сегодня – вот, что меня интересовало, в первую очередь. Могу сказать, что с «Неуловимыми мстителями» не сравнить. С одной стороны. При том, что там-то красно-белая разлиновка «здешней» сто очков вперед даст. Полагаю, дело отчасти состоит в значительно большем количестве детей – непрофессиональных актеров. Казалось бы, тем ближе к целевой аудитории? Может быть. Но, думается всё же, что лишь на первых порах. Так сказать, сиюминутный результат в своем роде. Смотреть на те же самые сцены и эпизоды спустя всего несколько лет (не говоря уже о более продолжительном временном интервале) – совсем другое дело. К вопросу о режиссуре и пр. Слабовато, конечно. Но чего у фильма не отнять, так это сюжетной основы. История, всё-таки, чрезвычайно увлекательная. В плане мрачности, таинственности и т.п., на мой взгляд, опережающая тоже, между прочим, отнюдь не примитивный «Кортик». Я больше скажу. С возрастом, особенно с учетом изменившейся политической обстановки, появляется возможность взглянуть на, казалось бы, очевидные вещи, другими глазами. Задуматься над тем, что раньше и вопросов-то никаких не вызывало. Как-то: размещение трудовой коммуны в некогда барской усадьбе, разумеется (здесь ирония), не представляющей исторической ценности. Обучение грамоте сельского населения с параллельным приемом ребятни в пионеры. Ну, и так далее. Вы, я думаю, понимаете, что я имею в виду. Есть, над чем подумать, не правда ли? Чем не вторая жизнь картины, книги той же? И всё же я склонен считать, что «Бронзовая птица» – кино не для современной молодежи. Вряд ли оно будет популярно в среде, воспитанной на разного рода Гарри Поттерах и Шреках. Мне остается только приобрести его для себя, чтобы включая время от времени вспоминать ту эпоху, в которую мне довелось родиться. Это, конечно, не 20-е годы, но, согласитесь, советское государство обеспечивало куда более тесную связь времен и поколений, нежели нынешнее наше государство. И ценности пятидесяти-, а то и шестидесятилетней давности, нам, ребятам первой половины 80-х были не просто понятны, но и близки. Голосую за этот фильм. В том числе и как за достойное продолжение «Кортика» – с сохранением всех действующих лиц, общей атмосферы, стиля. И еще раз отдаю должное таланту А. Рыбакова. Отличная книга, добротный сценарий. Пусть и не на все времена. 7 из 10
Вторая часть знаменитой дилогии выдержана в той же тональности, что и 'Кортик'.Та же знаменитая троица ребят оказывается вовлеченной в череду лихо закрученных событий. Поиски пионеров- беглецов сменяются расследованием убийства, в котором обвиняют невинного человека.А вслед за этим встреча с непонятными явлениями и людьми ('лодочник, парни в лесу, все что-то роют, ищут') и появление инкогнито аристократа-возвращенца, вовсе выводят к загадке старой усадьбы, и к обнаружению клада покойного графа Карагаева. А кадры фасада усадьбы, с загадочным бронзовым орлом, и жутковатой 'графиней', да еще и с тревожным музыкальным сопровождением надолго врезаются в память. Как и 'Кортик',' Бронзовая птица' максимально приближена к своему печатному оригиналу.Хотя, все же, некоторые отступления имеются.Взять хотя бы пресловутые 'самохарактеристики' - в фильме они существенно смягчены, слова 'эсеровщина', 'мелкобуржуазный индивидуализм', 'интеллигентская прослойка' не используются-упор делается лишь на моральные качества того или иного обсуждаемого. Ибо и времена уже были не те, и большинство из терминологии послереволюционных лет уже стало просто непонятным пионерам 70-х годов. Как и в предыдущем фильме, в 'Бронзовой птице' помимо молодых исполнителей, заняты и опытные, выдающиеся мастера сцены и экрана. Такие как Мария Капнист (экономка Софья Павловна), Владимир Эренберг (доктор), Николай Крюков (кубинский коммунист). Отдельно хочется упомянуть актера Минского драматического театра Августина Милованова, чья роль художника- анархиста Кондратия Степановича стала чуть ли не визитной карточкой актера. Революционная романтика, яркие и незабываемые образы, увлекательный приключенческий сюжет - все это не один год притягивало как и юных так и взрослых зрителей к экранам. И совершенно заслуженно вошло в классику советского детского кинематографа. 10 из 10
Колоритный, но слишком идейный первый фильм 'Кортик' не смог затмить 'Бронзовую птицу', которая продолжила тему деревенского детектива и должным образом раззадорила всех, кто когда-либо хотел откопать клад. 'Кортик', кстати, мне вообще запомнился только песнями, среди которых ярко выделялся шлягер 'У Курского вокзала', спетый беспризорным. Актеры в 'Бронзовой птице' тоже сохранились еще те, кортиковские, а тема пионерлагеря, даже такого, из 20-х годов, привлекала своим романтизмом самостоятельности и позволяла всем нашим деятелям приводить пример в стиле 'смотрите, как нам было трудно'. А теперь... От вас что только требуется, дорогие мои? Ди-сци-пли-на! Песней из 'Бронзовой птицы', кстати, мы тоже одно время бредили и пытались сделать ее отрядной, но нам, конечно, не разрешили, потому что мы уже орали во всю мощь детских глоток что-то о последнем бое. В фильм, к моему удивлению, просочились некоторые элементы полной версии книги 'Бронзовая птица', например, где художник-анархист раскрашивает в причудливые тона деревенский клуб. Больше всего мне нравилось путешествие по реке с разными встречами, отсюда, правда, извлекли момент с полевой кухней и присобачили его в первую серию 'Кортика'. А также, чудесную придумку пионерии - самохарактеристики, где каждый мог поупражняться в демагогии, вылив на своего ближнего целый ушат грязи, должным образом раскрасив его в объективные тона. Сама история бронзовой птицы занимала, правда, впервые фильм я посмотрел уже после того, как прочитал книгу. Главные роли очень символично сыграли люди с ужасающей трагичной судьбой. 10 из 10