Исторический детектив. Замечательная картина, просто замечательная картина. Я в полном восторге от просмотра. Вот умеют, если захотят, снять хорошее русское кино в наших, исконно русских традициях. Кино конечно не без недостатков, но интерес тебя не отпустит до самого самых титров. Опишу лучшие моменты данной картины: 1. Сама история - это детектив, происходящий на фоне Гражданской Войны в России. Пермь, 1918 год, город занимают обмороженные, прочти разутые, и практически безоружные солдаты Среднесибирского корпуса белых под командованием генерала Пепеляева. Понимая, что дальше воевать нельзя он приглашает богатых жителей города 'помочь' его войскам деньгами или нужными товарами. Сам детективный сюжет строиться очень ценного бриллианта, который преподносит богатая вдова, который в один момент пропадает, а найти его может только следователь милиции, находящийся под расстрелом. Может быть история и тривиальна, но здесь она работает просто идеально. 2. Атмосфера настоящего детектива - не знаю как вы, а я являюсь поклонником Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, особенно методов их работы. Следователь использует скажем так 'похожие приемы' для нахождения пропажи. На протяжении всей картины детективное напряжение практически не ослабевает, я действительно разгадывал загадку вместе с героями картины - спасибо создателям за это. 3. Хорошо показаны взаимоотношения между генералом и 'буржуазией', от которой становиться противно. Их показали так как есть, без всяких прикрас. В этом отношении я был всегда на стороне генерала. В некоторых сценах он ставит на место этих толстосумов, причем так, как они заслужили. Действительно, порой нужно проявить себя жестко для того, что бы до некоторых дошло, что хорошо, а что - недопустимо. 4. Блестящие актерские работы (кроме Боярской) - видно, что все актеры стараются, особенно Максим Матвеев. Хороши так же актеры на второстепенных ролях. Несколько минусов, которые немого портят впечатление: 1. Актерская игра Е. Боярской - как же она не вписывается сюда! Вот честно, на ее роль подошла бы любая другая актриса, а такие есть. Хотя может это связано с моей личной предвзятой оценкой. 2. Урезанный хронометраж - скажу сразу, спасибо Интернету, что я смотрел режиссерскую версию которая длиться почти три часа, но в кино крутили почти двухчасовую версию, которая сильно была урезана из за конфликта среди создателей. Вникать в эту историю я не хочу, но однозначно советую смотреть именно режиссерку - по понятным причинам. Немного о героях: 1.Генерал-Майор Анатолий Пепеляев в исполнении Максима Матвеева - командир Среднесибирского корпруса, весьма молод ( нет еще и 30 лет). Русский патриот, прошедший Мировую Войну. Человек чести и достоинства, для которого эти понятия не пустой звук. Образец для подражания. Герой, на которого должны ровняться все. Хоть по характеру он человек и простой, но порой приходиться проявлять твердость, и даже жестокость. Отличное попадание в образ Максима. Я читал про этого генерала, и могу сказать, что создатели в целом правдиво показали данного человека. 2. Вдова Чагина в исполнении Елизаветы Боярской - богатая женщина, предоставившая бриллиант на нужды армии. Дама с определенной загадкой. Пожалуй к образу больше нечего добавить. Про актерскую игру Боярской я уже писал выше. Хочу отметить, что по убеждениям я монархист и сторонник Белого Движения, и для меня этот фильм был просто подарком. Очень хороший исторический детектив, да и русский при том, что не может не радовать. Я был удивлен, что Фонд Кино выделил деньги на этот фильм, учитывая, на что обычно фонд выделяет. Жаль лишь, что картина провалилась в прокате - она этого не заслужила. 8 из 10
'- Что за списки? - Приговоренных к расстрелу. - А это что? 'Десять латышей, десять китайцев'. У них что, имен нет? - Чёрт их знает. Есть наверное...Но по счету написано верно. Написано десять латышей, значит они - латыши. И потом, Вы же сами, Ваше превосходительство, велели очистить подвалы. Вот, выполняем Ваше распоряжение. - Но это уже слишком! Расстреливать по счету без имен и фамилий! Что тогда отличает нас от красных? - Погоны.' В основу данного фильма, а я смотрела режиссерскую версию продолжительностью более двух с половиной часов, легла одноименная повесть Леонида Юзефовича. Сам писатель считает, что фильм отличается от произведения. Режиссер Сергей Снежкин ('Убойная сила', 'Брежнев', 'Белая гвардия' и др.), по словам писателя, внес заметные коррективы в написание сценария. Но разбираться в этом я оставлю критикам. Фильм мне понравился. Так же 'Контрибуцию' можно считать целым событием, так как это первая отснятая картина на возрожденной студии 'Ленфильм'. Авторы подошли очень серьезно к этому вдвойне. Дух гражданской войны, декорации и костюмы воссозданные с такой скрупулезностью, что было приятно смотреть. Ведь когда соблюдены даже мелочи, это всегда идет на пользу фильму. Сложно выделить один сюжет, хотя основным жанром здесь указан детектив, все же, на фоне исторических событий выделяется любовная линия, а диалоги остроумны и даже порой комичны. Собственно диалоги и подкупают в первую очередь. Капитан Шамардин (Сергей Перегудов) своей откровенностью даже притягивает вначале - он настолько прямолинеен и самоуверен, что не боится высказывать свое мнение Пепеляеву. Одна из лучших ролей Перегудова, на мой взгляд. Генерал-майор Пепеляев у Матвеева вышел убедительным. После Ставрогина здесь он на голову выше. Да и Елизавета Боярская выросла как актриса. Замечательно вжилась в роль Чагиной. Вообще купцы здесь - настолько разношерстная публика, которых объединяет одно - вложиться в такое сомнительное предприятие как Гражданская война с наименьшими потерями. Никто из них делиться не намерен, но и надежды вернуть что-либо таят на глазах. Как там говорилось в одном фильме - 'белые пришли - грабют, красные пришли - грабют...' Страдающий нервным расстройством Каменский (Константин Воробьев), невозмутимый и расчетливый банкир Зильберштейн (Игорь Черневич), прямолинейный купец Насонов (Евгений Дятлов), немногословный Калмыков (Артур Ваха) и рассудительный Грибушин (Юрий Ицков). Промышленники не больно то хотят расставаться с добром, а тут еще и алмаз крадут, отданный в качестве контрибуции. На помощь генерал призывает врага и бывшего друга - красного следователя Мурзина (Илья Носков). Теперь жизнь каждого в руках едва не расстрелянного следователя, в том числе и его самого. Очень интересный получился фильм, советую. А киностудии 'Ленфильм' хочется от души пожелать удачи! Жду новых картин. 9 из 10
«Контрибуция» своеобразное кино, где детективная история вписана в историю гражданской войны. Но кроме пары моментов - службы сыщика в красной милиции и его работы на белых, и спора о способе внесения контрибуции других параллелей гражданской войны в фильме нет, события восемнадцатого года являются фоном и декорациями детективной истории. Сама история мне понравилась – поиск черной кошки в темной комнате (аллегория, действо происходит при свете) интересен. Хотя преступник идентифицируется достаточно быстро, по крайней мере для меня, интерес остается, где же похищенное. Ответ получим только в конце фильма. Короче сюжет местами интересен, местами забавен, но по большей части гротесковый и примитивненький. Белые берут город, красного милиционера сажают в тюрьму, буржуев обкладывают контрибуцией, таинственный алмаз, похищение его, расследование и скелеты в шкафу. По отдельности части фильма смотрятся неплохо, даже хорошо, но в целом не складываются в цельную мозаику. Плохо одетые студенты и хорошо экипированные солдаты – странное сочетание, лощенный генерал и не битый красный милиционер, как то плохо вяжущие вещи между собой. Прочитал, что консультантов у фильма было много, но чего они не подсказали особенности экипировки сибирских войск Колчака, посмотрите любую фотографию и разношерстность экипировки будет видна. А тут шевроны нашиты, гимнастерки одинаковые, офицеры как из полкового собрания вышедшие, а не после похода. Ну это я может гнусавлю, консультантам видней, они же деньги получили. Актеры. Понятно на первом месте Максим Матвеев в роли Анатолия Пепеляева, ну не убедителен ни разу, хоть и старался, но видно не военный он человек, какой то испуганный. Илья Носков в роли следователя Мурзина смотрелся получше и местами даже переигрывал всех остальных, оставил неплохое впечатление. Дальше женщины – Елизавета Боярская в роли Катерины Чагиной – вполне убедительно в части соблазнения и демонстрации своей красоты, как не крути женщина очень красивая, порой и играть не надо смотрится блестяще, но когда произносит драматический монолог, как то скомкано получилось. Надежда Толубеева в роли жены Мурзина, наверное неплохо справилась в рамках роли, но особо не впечатлила. И наконец пермские капиталисты, буржуи и купцы в исполнении Дятлова, Вахи, Воробьева, Ицкова, Черневича ни разу не попали в роли, ни разу, я видел пантомиму, кривляние и буффонаду, но никак не игру драматических актеров. Что же имеем по итогу, Сергей Снежкин после «Белой гвардии» снимает очередной фильм, производящий негативно смазанное впечатление от хорошей идеи. Рекомендовать можно только горячим поклонникам Елизаветы Михайловны Боярской – в фильме она показана во всех ракурсах, есть на что посмотреть. В остальном очень посредственное кино. 4 из 10
Вообще я не поклонница детективов, да и идти на русский фильм не хотелось, но нужно было убить время, а следующий сеанс пришлось бы ждать больше часа, так что пошли на «Контрибуцию». Первые минут 20 было скучновато и я немного сожалела, что пришла в кино, но то, что начало происходить потом, меня очень удивило! Фильм очень необычный – он начинается как историческая драма (последствия революции, Гражданская война, противостояние красных и белых), но потом выясняется, что это детектив. Если пересказывать сюжет, то ничего необычного – с купцов для нужд армии собирают «контрибуцию», богатая вдова Чагина отдает дорогой бриллиант, но он пропадает. Поиски поручают красному следователю Мурзину в обмен на помилование. Почти все действие происходит в одной комнате. Если подумать, то при таких исходных данных есть опасения, что фильму получится скучным. Но в случае с «Контрибуцией» этого не происходит! И это меня сильно обрадовало. Правда, в середине фильма у меня появились догадки, кто украл злополучный бриллиант, и в итоге я оказалась права, но вскрылось это совсем не таким образом, как я предполагала, за что хочется сказать отдельное спасибо создателям фильма. Кроме того, фильм смотрится действительно с интересом. Вместе со следователем пытаешь разгадать эту загадку и понять, кто же это сделал, и внимание не ослабевает до самого финала. Очень умело закрученная интрига. Но реализовать задуманное не получилось бы, если бы со своей задачей не справились актеры. У каждого персонажа – яркий образ, и воплотить это необходимо было на уровне. И тут все прекрасно, среди актеров у меня не получилось найти «слабое звено», того, кто бы не справился с ролью. Они все убедительны и органичны, каждому веришь. Особенно понравилась Елизавета Боярская, ну просто очень! И героиня у нее самая интересная и сложная (по сравнению с остальными купцами), и играет она великолепна, да и нельзя не отметить ее потрясающие костюмы, от одного взгляда на которые получаешь эстетическое удовольствие. Правда, мне не давала покоя ее шляпа – почему никому в голову не пришло попросить ее снять головной убор, чтобы проверить, не прячет ли она там бриллиант? Но конечно тут дело не в шляпе, и я напрасно пыталась строить из себя детектива – у героев фильма это получилось гораздо лучше (не буду раскрывать детали и говорить, где все-таки был бриллиант, чтобы не испортить впечатление от просмотра). Также был убедителен Илья Носков. Следователь Мурзин в его исполнении очень проницателен и одно удовольствие наблюдать за тем, как он распутывает клубок интриги. Он учитывает каждую мелочь и от его внимания не ускользает ни одна важная деталь. Всегда приятно видеть (и не только на экране) людей, которые являются профессионалами своего дела и все делают по совести. Ну а если о минусах, то не совсем правдоподобно выглядят люди на морозе -27 С. При такой температуре как минимум пар изо рта валит, а тут даже цвет лица ни у кого не меняется – ну как минимум могли бы розовые щеки гримеры нарисовать! Но это просто мелочные придирки, и они не в коем случае не перевешивают плюсы фильма, которых гораздо больше. Я бы рекомендовала «Контрибуцию» не только тем, кто любит детективы, но и всем тем, кому интересны качественные психологические картины, в которых по ходу действия персонажи раскрываются с разных сторон. 8 из 10
Скрестили однажды историческую костюмную драму с герметичным детективом, а также слезосопливой мелодрамой. Итогом оной оргии стало то, что стало. Местами хотелось аплодировать, порою - плеваться. Актерские работы очень хороши, но вот если в некоторых сценах веришь что это люди из той страшной эпохи. А в других сценах эти же люди вызывают жгучие недоумение и боль за своих персонажей. Почему уклон в водевиль… Потому что в некоторых моментах мы видим именно что возвышенных рыцарей, «настоящих офицеров». С другой, и это хорошо, тоже есть не только типовая матросня, но и по-хорошему упёртые личности. И это правильно, потому что героев и настоящих людей тогда хватало как среди «белых», так и среди «красных». Пробегусь по персоналиям. Максим Матвеев… Молодец он конечно, спору нет, но порою уж больно явно переигрывает. Илья Носков исполнил свою роль хорошо, но уж слишком легко адаптировался к такой радикальной смене обстановки. Да и воротничок уж больно чистый, особенно после пребывания в тюремном подвале… остальные… Надежда Толубеева сыграла хорошо, правильно так. Видно что бывшая тургеневская барышня, личинка бомбистки, а также просто искренне влюблённая женщина. Елизавета же Боярская… Скажу так – заматерела. И сыграла хорошо. И даже красоты свои немного показала. Одно слово – сильная женщина, почти вамп. И роль свою она вытянула неплохо, кроме разве что самого финала. Из остальных не запомнился особо никто. Не герои – типажи. Разве что штабс-капитан почти что получился… Из массовки же запомнился только один человек, и это не сумасшедший, не типовые китайцы (кстати, на стороне красных их у нас на Урале немало тогда воевало), а один из солдат конвоя. Что стоял у окна с винтовкой. Крепкий такой мужик с явной примесью тюркской крови. Короче, надо будет потом глянуть все полные 4 серии, а то и монтаж больно уж грубый был. Слишком резкий переход от мелодрамы к детективу и наоборот. Ну и не верю я что в одном из эпизодов прошедшие германскую и воюющие на гражданской так вот лопухнулись. И это – один из важнейших «косяков» фильма. Который драму на гражданской войне обращает камерной по сути драмой на театральных подмостках. Где разыгрывается драматический детектив времён гражданской… Смотреть, однако, вполне можно. И даже одна отличная шутка получилась. p.s. Реквизиторам отдельное спасибо. Видно, что старались.
Костюмированный детектив в исторических декорациях. Что может быть лучше? Прекрасные актеры, представляющие все разнообразие русских дореволюционных купцов и промышленников. Красивые костюмы. Добротные интерьеры. Артисты в ролях жертв контрибуции хороши. Располневший Евгений Дятлов вполне убедителен в роли русского, живущего на широкую ногу купца. Юрий Ицков - симпатичный зажиточный старикашка, предчувствующий конец старой России. Совершенно очаровательный Игорь Черневич в роли хитренького, изворотливого, но нежного богача - еврея. Все эти типажи, хоть и шаблонны, благодаря артистам в общем-то ожили. Правда, когда в финале некоторые из них начали прямо-таки выступать со своими монологами о судьбах родины и о своей нелегкой судьбе в частности, они снова стали скорее литературными персонажами, чем людьми. Вызвал симпатию Илья Носков в роли следователя. В нем была и твердость, и наблюдательность, и хватка. Правда, когда его герой отказывался просить генерала о спасении возлюбленной, он был так вяло-спокоен, что в его чувства к ней верить не хочется. Даже неоднократное раздевание мадам Чагиной выглядит заманчиво. Но вот когда она, подарив генералу шикарный бриллиант, хочет подарить ему еще и свое шикарное тело, генерал почему-то даже не заволновался. Может, потому, что он его уже видел? Но, главное, чего мы все хотим от детектива? Мы хотим, чтобы преступник был умнее всех нас и сидел в том, кого мы меньше всего подозреваем. А что мы имеем здесь? Самый умный, самый проницательный, самый яркий герой, про которого думаешь: 'Ну, нет, это не он. Было бы слишком просто', и оказывается злодеем. Вот здесь таится главное разочарование. Для чего эти бедные, в целом симпатичные люди, пережили эту экзекуцию, если преступник настолько очевиден? Вероятно, для того, чтобы иметь возможность выступить с небольшим бенефисом и вызвать у нас горечь и ностальгию по безвозвратно утерянной России. В итоге, пафоса - больше, чем надо, а вот интриги и динамики - меньше, чем хотелось бы. 5 из 10
Равновесие противников - 'красного' следователя и собравшихся свидетелей/подозреваемых из числа 'лучших представителей' РКМП - 'радетелей за простой народ' купцов и капиталистов (попросту: богатеев) и 'радетелей за радетелей' - офицеров белого движения. Равновесие в обоюдной необходимости - следователю найти пропажу - сохранить жизнь, зависящую от 'господ' офицеров; остальным найти виновного/очиститься от подозрений. И пока это равновесие поддерживается сюжетными действиями - фильм неплохой детектив, на один просмотр. Но как только пошла пропаганда РКМП, в монологах 'жертв народа' - без возражений, ответа со стороны красных, что значимо 'перекосило' впечатление - вся аура костюмированного фильма рассыпалась и показался механизм государства 'радетеля за радетелей за радетелей', активно переиначивающий историю большей - просто подавляюще большей части народа, чтобы оставаться единственным радетелем душ и смыслов его. Убил же и детективную составляющую и финал: с признанием г-ж Чагиной. 2 из 10
Фильм снят на основе одноимённого детективного романа Леонида Юзефовича. Который был очень недоволен фильмом после просмотра его рабочих материалов, и значительно смягчил свою позицию после того, как увидел полную версию фильма на Гатчинском кинофестивале 'Литература и кино'. Единственным серьёзным недостатком фильма писатель продолжает считать выбор актёра на главную роль: 'Максим Матвеев на роль генерала Пепеляева совершенно не подходит. В нем нет этой харизмы, воли и одновременно доброты, которая была в Пепеляеве. А вот истеричности, которая есть у Матвеева, в Пепеляеве совсем не было.' (цитата из интервью Леонида Юзефовича 'Фонтанке. РУ' от 06.05.2016). Недостатки фильма, к сожалению, на этом не заканчиваются. Основное развитие сюжета и его развязка происходят практически в замкнутом пространстве одной из комнат штаб-квартиры генерала Пепеляева в Перми. В которой находятся все подозреваемые в краже бриллианта персонажи из числа состоятельных граждан города, генерал Пепеляев со штабными офицерами и прислугой, а также 'красный' следователь, которому и предстоит решить детективную загадку за отведенный ему на это короткий промежуток времени. Классическая ситуация психологического детектива, требующая от режиссера умения работать с крупными планами, способности добиваться от актеров интересных, нестандартных способов выразительности, объединять их, увлекать своим замыслом. С данной задачей режиссёру Сергею Снежкину не удалось справиться. И актёры собрались из числа известных профессионалов, и текст от их зубов отлетает, и играет каждый в отдельности блестяще, а вот кино не получилось. В лучшем случае, вышло подобие экспромтного антрепризного выступления впервые встретившихся на сцене актёров, или просто конкурс капитанов КВН. Удалось же режиссёру создать атмосферу гражданской войны в начале фильма, когда части Пепеляева входят в город. Хорошо проработаны также эпизод из белогвардейской тюрьмы-подвала, и сцена расстрела белогвардейцами заключенных. Только этого мало. 3 из 10
Этот фильм - не о войне, точнее - не только о ней. Он о вечных ценностях и о их носителях. Смотрите, главный герой - генерал Пепеляев, из интеллигентного человека на наших глазах превращается в сатрапа, подписывающего указ о расстреле. Его окружение составляют солдафоны, которые даже не в курсе, как надо разговаривать с генералом. Штабной офицер, например, на вопрос генерала, вместо уставного 'слушаю!', буркает нечто вроде 'ну..'. Денщик, по своей воле, заводит разговор об отпуске. Но апофеозом, конечно же, стал разговор русского генерала с русскими промышленниками. Кривые, косые, припадочные русские купцы (одного из которых генерал приказал высечь) вызывают чувство омерзения. Из них только банкир еврейского происхождения вызывает симпатию. Интеллигентный, высокоразумный человек, он снисходит до того, чтобы рассказать генералу и его окружению некоторую толику истории своего рода. Общечеловеческие ценности, после просмотра этого фильма, зритель должен впитать сам.
Белогвардейцы берут город Пермь, однако положение армии бедственное - не хватает всего, но и конфисковать нечего, всё уже забрали красные. Тогда белый генерал Пепеляев по совету своего адъютанта приглашает промышленников и требует с них предоставить его армии нужную сумму денег. Богатая вдова в качестве платы даёт большой бриллиант, который тут же исчезает. Чтобы его найти, Пепеляев просит приговорённого к расстрелу красного следователя Мурзина в обмен на жизнь найти украденный бриллиант. Фильм богат актёрами. Елизавета Боярская в роли вдовы, Максим Матвеев в роли Пепеляева, Илья Носков в роли Мурзина. Среди промышленников есть Евгений Дятлов, Артур Ваха, Юрий Ицков. Их игра на уровне. Фильм неплохо снят как историческая драма. Расстрельные приговоры, порки, плохое положение армии, люди, живущие на улице. Подлый матрос, из мести выдавший Мурзина белым, но тут же сам приговорённый к расстрелу. Хорошо показаны прибедняющиеся промышленники, не желающие делиться капиталами с армией, но при этом работающие и на красных, и на белых, и на японцев. Как обычно для нашего кино не обошлось без любовного треугольника, в котором Мурзин и Пепеляев делят одну женщину. Но обошлось без смакования жестокостей красных или белых. Хуже дело обстоит с детективом. Главная проблема для российского кино - это сценарий, он и хромает. Мурзин ведёт следствие более-менее правильно, но накала и интриги как в детективе Агаты Кристи не получилось. В краже должны подозреваться все и у каждого должен быть мотив, однако Мурзин никого не подозревает и мотивов не ищет, а просто восстанавливает события. Вора как в плохом детективе можно вычислить заранее, концовка получилась скомканной, мотивы преступника неестественными. При этом фраза Мурзина о том, что он всё знал заранее, просто смешит, ибо заранее точно ничего узнать нельзя, и вором действительно мог быть каждый. Получился средний исторический детектив. В целом неплохой фильм, особенно для российского кино, но могло быть гораздо лучше, и второй раз смотреть его не будешь. 6 из 10
Фильм 'Контрибуция' рассказывает о взятии города Пермь войсками генерала Пепеляева в 1918 году. Белые входят в уральский город и начинают расстреливать красных по головам, например китайцев и латышей, при этом упоминается, что у противника были и ревтрибунал, и следствие. В действительности, генерал Пепеляев не подписал ни одного расстрельного приговора (о чём упоминает Максим Матвеев в интервью, до выхода фильма), а когда он вошёл в Пермь на его сторону перешли два красных полка. Далее по фильму, в целях поддержки наступающих белых войск решено наложить на капиталистов города контрибуцию. Контрибуция (от лат. contributio) - денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу К. положено 'право победителя' независимо от того, справедливую или несправедливую войну он вел. Размер, условия и формы выплаты К. определялись исключительно по усмотрению победителя. Какая может быть контрибуция, если предприниматели -свои для Пепеляева? Теперь о самом генерале: уже в Великую войну у него была семья, жена и двое детей. Здесь же -незавершённая любовная коллизия. Теперь о главном, если снимать, следуя исторической правде, то не получилось бы фильма. В завершении о внешности Анатолия Пепеляева: он был здоровяк, а не худой молодой человек с аксельбантами. Почему аксельбанты у генерала, как у его адъютанта, который старше своего командира более чем на десять лет и видимо позволяет себе отвечать 'угу'? Вот такая ложка дёгтя. Теперь о мёде. Уже писали о визуальной составляющей фильма. операторская работа весьма интересна: проникаешься атмосферой крушения Серебряного века. Актёрские работы достаточно убедительны ( в том числе и знаменитой звёздной пары, Матвеев -Боярская). Хорошо представлен весь белый лагерь: штаб-ротмистр, поручик, офицер расстрельной команды. Весьма интересен и лагерь их противников, ставший таковым волей обстоятельств, уральские предприниматели. Вера, в исполнении Надежды Толубеевой, несколько проигрывает. Может быть сама любовная линия драматургически не доработана. Фильм держит в напряжении, интересно следить за персонажами, хоть и догадываешься о каких-то моментах, собственно не самое главное, здесь детективная интрига. Фильм интересен актёрской игрой, поворотами сюжета в камерной атмосфере, остроумными диалогами( ' Писатели в России всегда нужны'-цитата из фильма). Само расследование начинается, где-то после трети фильма, а наличие бриллианта, конечно, закрутило нешуточную драму, но он почти не виден и неизвестно сколько стоил в долларах, по тогдашнему курсу. 8 из 10
Новую картину некоторые критики поспешили окрестить символом возрождения «Ленфильма». Съемки проходили зимой и весной 2015 года в Кронштадте и Пушкине. Роли исполняли исключительно петербургские актеры. Фильм снят по одноименной повести Леонида Юзефовича. Так как премьера была рассчитана на массовую аудиторию, сценаристам пришлось отказаться от нехитрого сюжета повести, развернув на фоне главных событий многочисленные личные и любовные драмы героев, переплетенные одна с другой. Повесть «Контрибуция» трагична, но ее задача – не развлечение публики, а изложение исторических фактов, рассказ о жизни генерала Пепеляева во время революции, которому Юзефович, как историк, посвятил не одно произведение. Режиссер фильма Сергей Снежкин ставит другую цель – создать фильм, который заинтересует массового зрителя, заставит досмотреть до конца, а не уйти из кинотеатра в середине показа. Вот и пришлось делать сюжет динамичным и интригующим в ущерб замыслу художественного произведения. Выбранная Снежкиным тема гражданской войны для кино интересная. Белые захватывают Пермь. Перед генералом Пепеляевым (Максим Матвеев) проблема: армия голодает, оружия нет, лошадей дефицит, овса тоже. Недавно приставленный к главнокомандующему капитан-биограф (Сергей Перегудов) советует провести контрибуцию. Особых плодов она не дает, но одна вдова пермского купца Чагина (Елизавета Боярская) вносит взнос – бриллиант стоимостью 65 тысяч золотых, по тем временам – огромные деньги. Генерал собирается продемонстрировать щедрость женщины перед остальными буржуями, но когда открывает коробку с драгоценностью, оказывается, что камня там нет. Пепеляев в бешенстве. Единственное, что ему остается – прибегнуть к помощи талантливого следователя, старого друга, а ныне – врага, сторонника красного движения, находящегося под арестом (Илья Носков). С этого момента и начинается главная линия фильма – детективное расследование прямо на месте преступления. В рекламе премьеры подчеркивался «блестящий» актерский состав, особое внимание уделялось роли Елизаветы Боярской. Актриса сыграла роковую, сильную женщину с трудной судьбой, которая всю жизнь хотела только одного – любви. Ее героиня так и не получила, с мужем была ради денег, влюбилась в генерала Пепеляева, которого вынуждена была обмануть, предложила себя вместе с бриллиантом, но тот отказался. Роль получилась красочной, но не за счет актерского таланта Елизаветы Боярской, а за счет внешности женщины, роскошных платьев и знаменитого теперь уже корсета (вызвавшего множественные хвалебные отзывы в адрес дизайнера), который будет красоваться в музее «Ленфильма». Так, может, стоило рекламировать не состав, а костюмы? Главный герой, молодой генерал Пепеляев, сыгранный Максимом Матвеевым, получился настоящим человеком-роботом. Судьба жестоко поступает с ним: война, друг-предатель, перебежавший на сторону врагов, сбежавшая вместе с этим другом бывшая жена (Надежда Толубеева), которую герой не может разлюбить. Пепеляев старается поступать по совести и так, как ему приказывает начальство, но эти два действия невозможно в союзе: либо идешь наперекор системе, либо становишься частью системы, отказываясь от своего мнения и личных слабостей. На протяжении всего фильма и наблюдаем внутреннее метание героя. После нахождения бриллианта и преступника, Пепеляев отпускает друга-врага с любимой женщиной, но прощения им не дает. У Максима Матвеева получилось создать образ жестокого, но справедливого главнокомандующего, запутавшегося в себе и своих стремлениях. Следователя, занимающегося поиском бриллианта ради спасения собственной жизни, сыграл Илья Носков. Личность героя так и не раскрыта до конца фильма. Методом дедукции Андрей Мурзин блестяще (даже, пожалуй, слишком) расследует преступление, большое внимание уделяя находящимся в комнате людям и их судьбам, чем самой сути пропажи, словно решает дело своей жизни просто так, «заодно». Все герою дается легко, он будто изначально знает, что и как случилось, но специально тянет время, не раскрывая имени вора. Через несколько часов расследования он так и скажет, что с первой минуты нахождения в комнате ему было известно – камня здесь нет. Отношение Мурзина к Пепеляеву неясно – то ли он раскаивается перед этим человеком, то ли знает намного больше него и попросту считает дураком. Любовь к жене вообще никак не проявляется в этом герое. Вот и получился образ гениального сыщика, за которым больше ничего нет. «За что же ты его полюбила?» – спрашивает Пепеляев Веру в одной из сцен. И, правда, за что? Сергею Перегудову досталась роль хитрого злоумышленника. Его герою удалось втереться в доверие к Пепеляеву, устрашить приближенных главнокомандующего, устроить впечатляющую сцену с исчезновением драгоценности, продумать хитрейший план обмана пермских богачей. Актеру с его горящими глазами и ухмылкой верилось. Нельзя не отметить актеров, сыгравших зажиточных пермских купцов (Евгений Дятлов, Константин Воробьев, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич). Их игра, реплики наводят на размышления о гражданской войне. За что, собственно, воюют? Ведь хитрецы, думающие только о собственном благосостоянии и выгоде, не переведутся никогда. Заканчивается фильм титрами, в которых извещается о неизвестной судьбе Андрея Мурзина с его женой и расстреле командира Пепеляева в 1938 году. Получился ли у режиссера исторический детектив? Нет. Для этого жанра в картине не хватает интриги и правдоподобности, все случайности и неслучайности притянуты за уши. Зато получилась отличная динамичная комедия с недвусмысленной моралью. Достаточно сложно снять фильм, который будет соответствовать и нормам хорошего кино, и запросам современного зрителя. Вот и получаются то ли детективы, то ли комедии.
Увы, 'прокатную' версию 'Контрибуции' я не смотрел. Наверно, Господь оберёг от этой широкоэкранной 100-минутной 'ужатости', судя по приведённым здесь данным о сборах, не окупившей даже плёнку, на которую была снята картина. Ежели кто озаботился вопросом, зачем вообще было её выпускать, тогда как вскоре вышла полная, четырёхсерийная телеверсия, вполне успешная и доброкачественная (именно к ней я и приобщился, и мне понравилось!), то ответ на него прост, как 'семейные' трусы советского мужика: дабы отчитаться перед властями за финансовую господдержку, показать Минкульту и родному Союзу кинематографистов, что в Год российского кино оно на экранах отечественных кинотеатров присутствует и смотрится (к 'трём калекам' в зале можно приписать пару нулей, и вот уже перед нами патриотичные '300 спартанцев'!). Такая вот необходимая и простительная для создателей ленты 'показуха' (в прямом смысле- её же Показывают!). Тем более, что в России уже давно и прочно сложилась практика- сперва выпускать киноверсию, а следом-телевизионный сериал (см. хотя бы 'На безымянной высоте'). Причём как правило телеверсия оказывается более 'свободной', логичной, смотрибельной и интересной, чем секвестированное 'кино'. Наконец, особенно политически важно было поиметь художественную 'отдачу' от тяжёлого, хлопотного и затратного обновления (ещё столько впереди!) российской 'киностудии № 2', то есть 'Ленфильма' (как вам его обновлённая 'заставка'?- неплохо, главное- в традиции!!!). Но перейду собственно к... нашему сериалу 'Контрибуция'. Самое наиглавнейшее: он (с немалой экономией бюджета) снят в давно существующем, но пока официально не признанном жанре (я, его первооткрыватель и пропагандист, прилагаю все возможные усилия для его признания и введения в кинотерминологию) 'Киноспектакль'. Коротко поясню: это когда основное действие картины происходит в неком замкнутом пространстве (как в театре на сцене, с меняющимися декорациями-выгородками) и по постановке, работе актёров, выстраиванию мизансцен, произнесению монологов по сути является Спектаклем, а режиссёрская и операторская работа деликатно добавляют перед ним приставку 'Кино'. Кстати, Сергей Олегович Снежкин в этом жанре много и успешно поработал (см. фильмографию), но наотрез отказывается его принимать (только что говорил с ним по телефону). Что ж, его право! Надеюсь вскоре переубедить. (Любопытная информация для всех: Снежкин принципиально с компьютером не дружит, как и недавно упокоившийся великий писатель-фантаст Рэй Бредбери, и все свои 'тексты' печатает на простой механической машинке; так что на Кинопоиске, в отличие от многих его коллег, он не присутствует...). А вот и ещё одна характернейшая особенность 'Контрибуции', да чуть ли не тоже наиглавнейшая (почему-то предыдущие рецензенты её 'не просекли'!). А именно: фильм (сериал) исключительно Актуален для современной России!!! Давайте-ка абстрагируемся от конца 1918-го года и кое-что послушаем и посмотрим. Генерал Пепеляев в запальчивости произносит важнейший монолог (как и положено в Киноспектакле): 'Кто-то решил, что сегодня в России можно всё- любая подлость, любое преступление... Всё сойдёт с рук... Я намерен доказать, что это не так'. Теперь поставьте под монологом подпись- Владимир Путин, Президент РФ. Ну как, особенно после недавней 'прямой линии' Путина с народом? Кстати, на той линии Президент сообщил, что государству было очень трудно найти инвесторов на строительство моста с Крымом, но таки нашли... В 'Контрибуции' генерал Пепеляев тоже ищет 'инвесторов' для своего обнищавшего и небоеспособного воинства. А ему зарвавшийся жадюга-купец показывает фигу! Да и вообще вся эта свора 'состоятельных российских граждан' сильно напоминает нынешних буржуев-олигархов, которые и тогда, 100 лет назад, и сейчас за копейку удавятся и 'сдадут' всех и вся ради прибыли! Если бы разрешил Кинопоиск, я бы написал заглавными буквами следующее предложение: Вот О Чём Наш Фильм, Вот Главное Его Содержание!!! А детектив во время Гражданской войны- всего лишь интригующая приманка для зрителя. И очень жаль, что он проглотил только её, не 'клюнув' на суть... Был бы рад ошибиться в своём 'диагнозе'. О прочем уже написали и напишут другие рецензенты. Но вот вам напоследок одна натуральная сенсация! Я её обнаружил, а ещё кто-нибудь? Известно, что на фильме работало много толковых консультантов 'по всему' (это же 'Ленфильм!). И вдруг я слышу, в нескольких эпизодах и сериях мотив всем нам с детства знакомой песни 'По долинам и по взгорьям' (Дальше- 'Шла дивизия вперёд, Чтобы с боем взять Приморье, Белой армии оплот', примерно так). Сразу подумалось о вопиющем анахронизме: действие 'Контрибуции' происходит в конце 1918-го года, а песня родилась в 1922-м году, в Приморье, на Дальнем Востоке. Но после того как я заглянул в Википедию 'по сему вопросу', у меня челюсть упала на пол и долго не поднималась! Оказывается, песню (с другим текстом!) сочинил не кто иной как сам Владимир Гиляровский в 1915-м году, и называлась она- 'Марш сибирских стрелков' (напомню: действующее в картине колчаковское воинство- как раз из Сибири!). По ходу Гражданской войны на песню писались другие тексты, появлялись другие авторы (то она была гимном Дроздовского полка белогвардейцев, то гимном махновцев (!!!)), пока она не стала известной нам 'дальневосточно-партизанской'. 7 из 10
Новая работа Сергея Снежкина «Контрибуция», которая так незаметно прошла в прокате, имеет довольно любопытный статус. Это – первый серьезный проект обновлённого киноконцерна «Ленфильм». Санкт-Петербургского гиганта от советской киноиндустрии в 90е годы постигла незавидная участь. Хаотичное и недальновидное правление, смена приоритетов страны и уничтожение союзной системы проката нанесли студии колоссальный урон. Своего Карена Шахназарова в Петербурге не нашлось, и «Ленфильм» без к менеджмента начал простаивать. К слову, все же под его лейблом вышло несколько фильмов, порадовавших почитателей созерцательного кино (я имею в виду фильмы «Итальянец» Кравчука и «Трудно быть богом» Германа). Теперь же киностудия обрела новых владельцев и обзавелась роскошной заставкой. Но что же касается «Контрибуции»? Что можно сказать о состоянии и творческом потенциале студии, анализируя работу Снежкина? История, взятая за основу в фильме, к счастью, не требует от создателей колоссальных затрат и эпичного размаха. Несмотря на антураж Гражданской войны, «Контрибуция» кажется детективом в локальных условиях, действие которого, по большей части, ведётся в одном закрытом помещении. Идея, к слову, отличная. Имея опытных художников-постановщиков, а также большую базу костюмов разных эпох и соответствующих декораций, студия выбрала правильное решение. Это и демонстрация арсенала концерна, и попытка создать вдумчивое и серьезное кино в рамках жанра «детектив», сделав фильм увлекательным. Это почти получилось. В фильме – россыпь талантливых актеров, молодых и не очень, и у каждого – свой характер, непохожий на остальные. Илья Носков в роли следователя – красноармейца убедительно демонстрирует интеллектуальную работу по поиску виновного в краже бриллианта – контрибуции, используя дедуктивный метод в стиле Шерлока Холмса. Интрига действительно есть, и до последних кадров ты не можешь угадать, кто виновник преступления, ведь подозреваются все – и здешние богачи, и молодой белогвардейский офицер в исполнении Максима Матвеева, и даже хозяин этого бриллианта (Лиза Боярская). Смотреть на все это очень интересно, поскольку под толковым руководством режиссёра все происходящее на экране выглядит очень убедительно. И, что самое приятное – эмоции при просмотре фильма отнюдь не фальшивые. Казалось бы, все здорово и даже про эмоции я упоминал выше. Если бы не так называемая « любовная линия», от которой внутри все сворачивается от неловкости и раздражения. А отдельные сцены выяснения любовных приоритетов героев вообще напрочь отбивают желание досматривать фильм до конца. Плаксивая мелодраматичность линии смотрится неуместно и сильно портит этот, в общем-то, увлекательный и качественный детектив. Я, конечно, понимаю, что любовь – это почти необходимость для кино, как, судя по всему, считают продюсеры. Конечно же, иногда это помогает лучше понять героев и заставить нас сопереживать им, но иногда это может начисто уничтожить все впечатление. Если во что-то не поверишь на эмоциональном уровне, то и остальные действия будут восприниматься не как правда, а как наигранность и пошлость. Этим, к сожалению, грешит «Контрибуция». Впрочем, «любви» в фильме немного, и некоторые сцены можно перетерпеть, посмотрев на них сквозь пальцы, и наслаждаться интересным и непредсказуемым детективом. «Контрибуцию» можно рекомендовать к просмотру. Часто Российское кино обвиняют в неискренности, фальши и техническом неумении и, к слову, зачастую справедливо. Но работу Сергея Снежкина смотришь практически без раздражения и неловкости, за исключением вышеупомянутых моментов. На мой скромный взгляд, фильм гораздо лучше, чем талантливый, но идеологически раздражающий «Батальон», и уж тем более лучше, чем простая и бесхитростная «Битва за Севастополь». Можно ли сказать про «Ленфильм», судя по «Контрибуции», что пациент скорее жив, чем мертв? Да, вполне. Вызывает недоумение столь ограниченный прокат и отсутствие всяческой рекламы, которые не позволяют фильму окупиться, но это уже совсем другая история. 7 из 10
— С кем воевать понятно, более-менее, а вот за кого! — В гражданской войне, ваше превосходительство, каждый воюет за себя Киностудия «Ленфильм» встала на путь возрождения без фанфар и орудийных залпов, но с крепкой зрительской картиной «Контрибуция». Несмотря на хронотоп событий — 1918 г, время Гражданской войны, осаждённая белой гвардией Пермь — в буквальном смысле вы не увидите здесь баталий, разрушения и каких-либо эпичных сцен, демонстрирующих ужасы военного времени. Сюжет остаётся в рамках жанра — исторического детектива в одной из его классических форм: следователь разыскивает злоумышленника среди подозреваемых, которые не покидали и не покинут комнату до окончания расследования. Кстати, помещение, в котором разворачивается основное действие, - один из главных артефактов фильма: декорации выстроены в восстановленном историческом 5-м павильоне “Ленфильма”. Дух тягостного времени передаётся через образы героев и тех обстоятельств, в которых они оказываются. Это истории хороших, незлобивых по природе своей людей, которым приходится переступать через себя, свои моральные принципы, истинные желания, гордость, метаться, чтобы найти себе место, обрести равновесие в состоянии полной потерянности. Каждый воюет за себя. Главный герой, генерал Пепеляев (Максим Матвеев) вынужден быть твёрдым и жестоким, чтобы его, 27-летнего главнокомандующего белогвардейским корпусом, воспринимали всерьёз. Однако это бремя гнетёт его: молодой генерал не может скрыть своего идеализма, потребности воевать за высокие идеалы, а не за самого себя, а также — сердоболия. Недаром он приказывает накормить городского сумасшедшего и выслушать его бред о судьбах России, но в то же время - недрогнувшей рукой подписывает расстрельные списки. Вдова Чагина в исполнении величественной Елизаветы Боярской хватается за возможность выжить и доступными ей отчаянными способами обрести честь и опору. Её действия иногда противоречат цели и положению, но в них создаётся арка героини, заставляющая сопереживать ей, несмотря ни на что. Нельзя не посочувствовать и купцам: они, привыкшие к роскошной жизни, вынуждены собирать остатки состояния, чтобы выплатить контрибуцию. Что и говорить о Мурзине (Илья Носков), которого за минуту до смерти вытащили с эшафота и поставили сложнейшую задачу, от которой зависит его жизнь, и его жене — Верочке, в которую молодая актриса Надежда Толубеева вложила, пожалуй, немного гипертрофированный драматизм. Клубок интриг разворачивается постепенно — история прошита яркими нитями, концы которых остаются за кадром. Это ниточки экспозиции, рассказывающие о несчастной любви Пепеляева, о судьбах Чагиной и каждого из купцов. За эти нити хочется потянуть - в фильме остаётся много недосказанностей. Можно это остаётся на воображении зрителей или становится подспорьем для продолжения или даже сериала.
Генерал Пепеляев, как сказано в романе Леонида Юзефовича, который я не читала правда – самый молодой белый генерал. Оказывается, вот какая история с ним приключилась! В «Контрибуции» показан лишь небольшой эпизод, но очень смачный! Максим Матвеев отлично сыграл – эмоции в кадре зашкаливали. Интрига закручивается с самого начала. Очень много тонкого юмора. Хохотала, когда в финале выясняется роль роковой женщины, которую не безупречно (просто она слишком красива!) сыграла жена Максима Матвеева «по жизни» - Лиза Боярская. Не буду пересказывать сюжет, но он действительно держит в напряжении, как в одном хорошем старом фильме «Десять негритят». Дерзкая кража совершена в пределах одной комнаты, а отсюда – расследование дерзкого преступления в самом суровом ключе. Сергей Снежкин собрал звездный состав театральных и кино актеров. А он по-другому и не может. Прекрасны Елизавета Боярская и Максим Матвеев в своих ролях. Ничуть не отстает от них Илья Носков. Порадовали купцы, которых сыграли все «немосковские» актеры Евгений Дятлов, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич. Каждый привнес свою изюминку в сцены расследования. И особого внимания, я считаю, заслуживает молодая актриса – Надежда Толубеева (из БДТ и известной актерской династии). Держит удар она крепко, без проколов. Искренняя, с ясными глазами, слегка наивная. Она любит, и она любима, но война не щадит никого! Фильм сто процентов стоит посмотреть. И хорошо, что режиссер Сергей Снежкин, прикоснувшись к истории, «Контрибуцией» вызывает интерес к нашей истории, как я – тридцатилетних!
Мне в свое очень понравился сегмент 'Предел прочности' в рамках 'Убойной силы'. Очень сильно. Потом 'Похороните за плинтусом'. А вот с 'Белой гвардии' пошла какая то ерунда. Но справедливости ради признаю - эпоха передана верно. И интересно показаны эмоции и настроения людей, переживающих трагедию Гражданской войны. При этом, не смотря на то, что сценарий основан на романе видного историка Юзефовича, то домыслов и перевертышей тут хватает. Сделал ли это сам Леонид, или это придумал Снежкин? Во-первых, на момент начала Гражданской войны Пепеляев был глубоко женатым человеком с двумя сыновьями. Придирка? Просто таким образом, любовный треугольник в фильме рушится к чертовой бабушке! Второе, господа создатели, по вашему офицеры царской армии были настолько непроходимыми идиотами? Как можно не удосужить себя проверкой документов? В военное время к командующим армиями было нереально пробиться. Где тройная охрана? И почему Штабы проходной двор? Чудеса. Я уже не говорю о том, что вычислить 'виновника торжества' не составляет труда! Из разряда капитана Очевидности. Да и вообще большая часть фильма проистекающая в одних и тех же декорациях напоминает советские телеспектакли в худшем понимании этого слова. Нудно, раскатисто и примитивно. А апогей этого безобразия это дрим тим из актерских бездарностей (ну кроме пары второстепенных) во главе с Матвеевым. Ну какой из него офицер белого движения? Клоунада и только! Боярская туда же. И да - с её пикантной сцены реально чуть не стошнило. Ну и знатный фигляр Носков на подпевках. Одним словом - псевдо-исторический недо детектив с огромной претензией.
Гражданская война - тема широкая, разрабатывая которую можно снять совершенно любое кино. Сергей Снежкин снял развлекательное. Однако не кощунственно ли это - с улыбкой наблюдать за стремительной гибелью русской духовности?! Поэтому и видим мы не исторический сериал, основанный на суровых реальных фактах, хотя весомая доля правдивости в нем, безусловно, присутствует. 'Контрибуция' - это сказ о благородном рыцаре, гибель которого предрешена, хотя бы потому, что он последний из своего рода. В предсмертной конвульсии, отражающей состояние всего белого движение в целом, он еще рассчитывает на свою победу, не понимая всю безысходность положения. Генерал Пепеляев с решительностью уверяет окружающих в скором захвате Москвы, всеми силами пытается собрать деньги на нужды армии, что в души зрителя не может не родиться уважение и сострадание к этому не сколь наивному, столько преданному и честному человеку, по воле судьбы оказавшемся в роковое время в роковом месте. Идеализированный герой в мире гражданской войны, практически лишенном справедливо ожидаемой жесткости. Стоит ли удивляться рейтингу сериала 12+ и тому, что это самое подходящие кино для вечернего просмотра всей семьей. Другой случайный гость Перми 1918 года - Шерлок Холмс. Следует добавить, что имеющийся какой-никакой потенциал на создание драматического кино был растрачен почти что полностью и впустую. В конечном счете перед нами предстал далеко не самый лучший, качественный и загадочный отечественный детектив. Следователь Мурзин, которому больше подошла бы фамилия Фандорин (не зря в исполнении все того же Ильи Носкова), как умелый фокусник заставляет внимательно следить за движением рук, время от времени вызывая подозрения в обмане. Всегда занимательным методом дедукции, не очень выразительной любовной линией и противостоянием Рыцаря и Шерлока Холмса создатели буквально водят нас за нос, стремясь доказать, что все не так просто, как может показаться на первый взгляд. В действительности у сюжетной и идейной 'коробки' нет двойного дна, а загадка, на которую мудреный следователь потратил полтора часа, решается зрителем за 5 минут. История рассказана, но как-будто ориентирована на детей, ибо если вникнуть по окончанию - навевает скуку. Однако 'Контрибуция' - приятное зрелище для глаз с красивыми актерами в атмосфере России начала прошлого столетия. Камерность сериала спасает от лицезрения крови, разрухи, ужаса войны. Редко над кино о столь печальных событиях получается смеяться в голос, поэтому следует поблагодарить создателей за персонажей купцов, их и не только их диалоги. Визуальная составляющая на высоте, если и смотреть сериал, то исключительно ради нее одной.