Пожалуй, один из самых негативных моментов в переносе манги на аниме это существенное сокращение содержания, особенно, если речь идет о полнометражной анимации. Как правило, это неизбежно влияет на и общую концепцию произведения. В таком случае наиболее приемлемые варианты это сериалы или же ОВА (мини-сериалы, выпущенные специально для домашнего просмотра). Но мне все же не ясно, почему студия «Тохо» решила ограничится всего лишь двух-серийным ОВА, для такой объемистой манги как «Йома: Посланцы царства тьмы». 77 минут были все же маловаты для мистико-исторических летописей (если вообще можно применить подобный термин) созданный Кеи Кусоноги. Поэтому, события в аниме местами могут показаться недосказанными, а сюжет скомканным, из-за чего, зрелищная составная, зачастую выходит на передний план, тогда как в первоисточнике подобное не наблюдалось. Но все же Такаши Анно удалось передать суть истории, пусть и с определенными искажениями. В центре сюжета противостояние ниндзи-одиночки Хикагэ пришествию воинов тьмы (Йомы) во главе с Мару, который когда-то был его лучшим другом. На пути к мести он сталкивается с различными демонами: от гигантских пауков и змей до минотавров-оборотней. Все это происходит на фоне реальный исторических событий – противостояние клана Такеда против коалиционных сил в период междоусобиц Сэнгоку в Японии (ХVI в), кульминацией которого стала знаменитая битва при Нагасино. Эти события не раз освещались в японском кино, и самой знаменитой экранизацией стала картина Куросаваы «Тень и воин» (1980). Но если в фильмах, решающими факторами в битве были изобретательность полководцев, природные условия или просто удача, то в картине, все решали «закулисные интриги» посягателей из иного мира. Как и во многих аниме подобного жанра, анималистические внешности многих персонажей говорят нам о влиянии синтоистской космологии, а в поступках героев прослеживаются следы буддийской философии. Создатели не просто рассказали историю мести ниндзя, а превратили его путь в духовные изыскания, где герою предстоит в конце воспользоваться правом на самоопределение, в эзотерическом смысле этого слова. Неужто, паук Йома – это гностический Демиург плетущий свое «покрывало Майи» чтобы держать людей в плену иллюзий, а неуловимый Мару это всевозрастающее эго самого Хикагэ, тогда как, невинная и нежная Айя в своих перерождениях, символизировала любовь и сострадание, к которым так стремился уставший от бесконечных кровопролитий Хикагэ? Получил ли, могущественный и деспотичный Мару прощение? Возможно, да. Устоял ли Хикагэ от соблазна превратиться в демона тьмы, силы которого во многом превосходят человеческие? Возможно, да, а возможно и нет. А ведь, все-таки: -Быть человеком так скучно. Как же тяжела бремя выбора!