Французы всегда умели и умеют делать красивые и умные детективы, в которых зритель по очереди переживает то преступнику, то полицейскому. “Сицилийский клан” прекрасное тому подтверждение. Борьба двух умов, старого и опытного грабителя (Жан Габен) и спокойного, умудренного жизнью полицейского (Лино Вентура), прекрасно передана и психологически, и физиологически. Такие противостояния на мировом экране крайне редки. Преступление вокруг, которого строится основная интрига фильма – просто идеально. Это один из первых фильмов, где показывается подготовка к преступлению на всех его этапах, столь любимая современными режиссерами. Не менее интересна любовная борьба за сердце женщины между тем же героем Жана Габена и молодого наглого грабителя (Ален Делон). Эта борьба не менее интересна, чем основная интрига фильма. Кто же победит в этих битвах невозможно предсказать до конца фильма. Ибо фильм захватывает и долго не отпускает после его просмотра.
Сравнивать «Сицилийский клан» Анри Вернея с «Крестным отцом» Френсиса Форда Копполы нет смысла: получились совершенно разные фильмы. Попытка французского режиссера показать итальянскую мафию на примере одной семьи вполне удалась. Сюжет «Сицилийского клана», на первый взгляд, кажется простым. Молодой гангстер Роже Сарте (Ален Делон) совершает дерзкий побег из тюремной машины при помощи сицилийцев во главе Витторио Маналезе (Жан Габен). Поимкой преступника будет заниматься комиссар (Лино Вентура). Эта актерская троица не могла выдать скучный и заурядный фильм. Анри Верней снял интересный, интригующий криминальный детектив, сюжет которого закручивается с каждой новой минутой так, что просто невозможно оторваться от экрана. Судьба и процветание главного героя-красавца будут зависеть от аферы, связанной с ограблением коллекции драгоценностей. Именно для этого дела Роже Сарте понадобился главе сицилийской мафии. План кражи украшений окажется не самым главным в этом фильме. Герой Жана Габена захочет отомстить своему сообщнику за то, что он очернил его семью. А, как известно, для итальянской мафии родня – это все. Чем Роже Сарте мог насолить Витторио Маналезе, удастся ли молодому бандиту выйти сухим из воды, – те вопросы, на которые зритель найдет ответы, посмотрев «Сицилийский клан». Историю Анри Вернея сложно назвать гангстерской в классическом понимании такого жанра. Но разве это важно, когда фильм снят по-настоящему интересно, да еще с звучащей музыкой великого Эннио Морриконе? Да, и смотреть на красивого Алена Делон можно часами. Достойное кино, которое станет для многих удивительным открытием. 9 из 10
Нет, этот фильм, безуловно, не станет классикой криминального жанра, но это все же достаточно интересный детектив, который можно с большим удовольствием посмотреть. Основная интрига закручена между тремя персонажами: молодым и дерзким Роже Сартре, опытным и мудрым главой клана Витторио Маналезе и хитрым инспектором Гоффом. Настоящая схватка разыгрывается, когда в игру вступают бриллианты и...красивые женщины! И итог этой схватки предсказать невозможно. Конечно, это не лучшая роль Жана Габена, его персонаж хоть и колоритен, но все же не воспринимается как глава итальянского мафиозного клана, особенно для поклонников и ценителей 'Крестного отца' и Дона Корлеоне. Но Ален Делон и Лино Вентура с лихвой все компенсируют. Наглый, дерзкий, жестокий Роже получился у Делона просто изумительно, как и инспектор Гофф у Венутура. Вот где интрига и страсть, вызов. За их действиями интересно наблюдать. В целом, это неплохой, хотя и не блестящий гангстерский боевик с французской приправой, благодаря которой не только смягчились все острые углы, но и появилась любовная линия. 7 из 10
Без лишних преувеличений следует сказать, что в контексте гангстерского кино картина смотрится слабовато. Ну не умеют французы играть настоящих мафиози, не их это. Получается очень неестественно. Говорю я, конечно, не про главного героя в исполнении Алена Делона, а про семейство Маналезе. Глава так называемого клана в исполнении Жана Габена по сценарию фильма - выходец из Сицилии, оказавшийся волею судеб со своей семьей во Франции. Главное для Витторио - честь и репутация его семьи. Габен играет человека властного и принципиального. Но актер по внешнему колориту малопохожий на итальянца сразу начинает вызывать недоверие. Он больше похож на добродушного полицейского, чем на авторитетного бандита, и это впечатление не проходит до конца фильма. Также невольно вызывает улыбку сцена трапезы семьи, где ее члены все вместе собираются за столом и смакуют не что иное как спагетти. Чем же еще могут питаться настоящие итальянцы? Картина Анри Вернейя 'Сицилийский клан' вышла на большой экран в 1969 году, опередив на три года лучший гангстерский фильм всех времен - 'Крестного отца'. Учитывая это, фильм не следует судить слишком строго.
Для главы небольшого по численности сицилийского клана Вито Маналезе (Жан Габен) очень важна традиция семьи. В его бизнесе есть лишь один человек, не рожденный под жарким солнцем Силиции – француженка Жани, жена одного из сыновей дона. Но скоро появляется и еще один «чужак» - грабитель и убийца Роже Сарте (Ален Делон), приятель Витторио Маналезе. Чтобы расплатиться с доном за организацию побега из тюремной машины, Роже делится с сицилийцами планом грандиозного похищения драгоценностей. Однако по следам Сарте идет неутомимый полицейский инспектор Ле Гофф (Лино Вентура). Хорошо продуманный и проставленный фильм о семейных ценностях этнических криминальных группировок. Если бездушный Сарте думает лишь о деньгах и женщинах, то умудренный опытом Маналезе-старший грезит о возвращении на родину, к могилам предков. В любом деле на первом плане для него будет семья, и в этом одновременно его слабость и сила. И это – не решаемый ребус для хладнокровного и лишенного корней французского подельника. Подлинным украшением фильма стала виртуозно снятая сцена с самолетом. Ну, и, конечно же, финальная развязка. Хотя новых красок в актерской игре Габена и Делона ждать не стоит. Да и Вентуры в этой истории маловато. 8 из 10
...а именно, когда французы делают вид, будто они итальянцы. С точки зрения маркетинга - название фильма максимально кричащее и пытающиеся донести до зрителя информацию о том, что кино будет содержать в себе гангстерские мотивы. Сицилия, мафия, бандиты, кланы, семьи - всё это уже синонимы, если не в словаре синонимов, то в негласном словаре кинематографистов уж точно. Чтоб уж наверняка, авторы приняли решение связать в названии аж два термина из данного сленга. Но чего ради? И так, чем ценны хорошие фильмы про мафию? Они ценны особой и неповторимой историей. Изящными ограблениями. Зрелищными перестрелками. Моральным кодексом чести(омерта). Мудростью, тактичностью и предусмотрительностью(особенно главами семейств). Эталонной дружбой. Изысканной любовной линией. Болезненным предательством и так далее. Перечислять можно долго. А самое главное, всё это должно быть приправлено в остром соусе с максимальной драматичностью и эмоциональностью, чтоб аж выжигало. Что мы имеем на деле? Пресная история. Пустые непонятные герои, которым даже сопереживать не хочется. Притянутая за уши взаимосвязь преступного синдиката. Силком всунутая любовная линия. Тупейшие недальновидные решения. В стереотипных сценах - переигрывание, в ответственных - недоигрывание. Почти напрочь отсутствует какой-либо экшен. Не думаю, что за весь фильм было выпущено хотя бы больше 10 пуль. А когда началось планирование ограбления, мне показалось, что авторы решили преподнести что-то элегантное и бесшумное, в стиле друзей Оушена, затем они же сами всё забраковали и спустили в унитаз минут 30 хронометража. Зачем вообще в фильме замышлять что-то, а потом отказываться от идеи - непонятно. В итоге в пустую увеличивается время просмотра и фильма в целом. Итоговое хулиганство тоже содержит в себе массу несостыковок и прямо скажем, основная идея и приём на которая делалась ставка, уже была не первой свежести. Короче говоря, можно долго и нудно перечислять все минусы фильма, описывать причины негодования, но лучше сделать из всего этого позитивный вывод. А именно то, что каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужой огород со своим видением. 4 из 10
Судьба причудливо разыгрывает карты и порой возникают такие ситуации, когда люди, что не похожи друг на друга как огонь и вода, вынуждены работать вместе ради дела, которое им кажется правильным. Вот и в сегодняшнем фильме ситуация сложилась схожим образом. Роже Сарте (Ален Делон) обаятельный мошенник и вор с пронзительными голубыми глазами. Он привык играть по-крупному и его нисколько не заботит, что кто-то в результате его авантюры погибнет. Да и сам он не боится запачкать руки и на его счету, помимо бесчисленного числа мирных граждан, двое сотрудников полиции. Естественно блюстители правопорядка задерживают героя Алена Делона и грозятся обрушить все казни египетские на голову героя, но вот тебе на – во время перевозки заключенных Роже совершает дерзкий побег оставляя полицию с носом. Естественно, что один бы Роже не справился и ему помог глава сицилийского мафиозного клана - Витторио Маналезе (Жан Габен). Сделано это было не по доброте душевной, а в обмен на 145 тысяч франков украденных Роже из ювелирного магазина. Казалось бы, на этом сотрудничество рубахи-парня и «семейного человека» должно было закончится, но чтобы да, так нет. На деле герой Алена Делона планирует использовать Витторио и всю его семью в одной краже, так сказать «ограбление века» и похитить коллекцию драгоценностей на сумму в пару миллионов. Каким образом? А все очень просто. У Роже Сарте есть план выставки, где будут выставлены драгоценности, а также то как можно обойти сигнализацию. Ммм, что? Почему бы не прикончить Роже, а его труп скормить рыбам и провернуть ограбление без оглядки на непредсказуемого и крайне опасного вора? Все просто – тогда бы не было фильма. Да-да, отмазка та еще, но другой, увы и ах, нет. Впрочем, дабы зритель лишний раз не задавал вопросов, как глава уважающего мафиозного семейства согласился работать с рецидивистом в фильме будет еще один подсюжет, что повествует о комиссаре Ле Гоффе (Лино Вентура), который пытается поймать Роже любыми возможными способами, вплоть до угроз родной сестре героя Алена Делона и избиения возможных свидетелей. О да, нынче комиссары полиции совсем распоясались. Вот такая история предстает перед нами. История со множеством переменных, с хорошими актерами на главных ролях и качественным музыкальным сопровождением, а потому происходящее завораживает и если не задавать вопросов по ходу фильма, то вы, уважаемые зрители, получите неплохой детективный триллер, за которым можно скоротать вечерок. Увы, но я сам привык задавать вопросы и обращать внимания на разного рода мелочи, а потому скажу сразу – за внешним блеском кинокартины скрывается живой труп, что взирает холодным взором на зрителя и вопрошает почему он еще жив? Голословно? Ну да, пожалуй. Хорошо, тогда приведу пару примеров. Каждый из актеров, задействованных в этом фильме, лишь отыграл свою партию, но не попытался вдохнуть жизнь в своих героев или вызвать симпатию у зрителя, ну разве что герой Лило Вентура, что ведет себя как «грязный» коп. Герой Алена Делона, по фильму, является азартным игроком, который ставит на кон все что есть, но при этом азарта в глазах героя нет, голубые глаза так и останутся холодными и безжизненными, а положительных черт характера Роже Сарте зритель так и не увидит, отчего персонаж получается крайне однобоким и в целом ему не веришь. Чуть лучше дела обстоят с героем Жана Габена, пожилого мафиози, который повидав всякого понял, что единственная вещь важная в этом мире это семья, но при этом он очень часто позволяет себе действовать на эмоциях, ничуть не заботясь о том, а что будет дальше. И подобное также не придает достоверности герою, ведь если он смог создать мафиозный клан и если он так любит свою семью, то должен думать на несколько ходов вперед, а не руководствоваться сиюминутным порывом. Что касается остальных актеров, то как я сказал Лило Вентура блестяще исполнил свою партию и его герой действительно вышел сложным человеком, в то время как все остальные актеры – банальная массовка, которым попросту не удосужились уделить должного количества экранного времени. Вон двое сыновей Витторио Меналадзе изредка мелькают на заднем плане, но они лишены характеров, а их имена ничего не говорят. Вот сестра Роже, которая появляется всего в паре сцен, которые хоть и важны для сюжета, но при этом сам персонаж должным образом не проработан, а потому является скорей неким «костылем» в истории нежели живым человеком. И так можно сказать про всех остальных героев. Персонажи что-то делают, суетятся, но как только они исчезают из кадра то о них тут же забываешь. Что же касается самой истории и ее подачи, то она интригуют. В подробности вдаваться не буду, ибо спойлеры, но скажу так: В этой кинокартине имеется пара ярких сцен, которые воспринимаются на ура даже сейчас, что уж говорить о далеком 1969 году. Правда и тут не обошлось без «Но». При всей той интриги, что умудряются нагнетать создатели картины они забывают о главном. Они забывают о том, что вроде бы все должно было крутиться вокруг ограбления музея и именно этого зритель ждал на протяжение долгого времени. Но увы, ограбление происходит где-то за кадром, да и вообще не так, как ты этого ожидаешь и все воспринимают это нормально. Фильм об ограбление без ограбления? Интересно. Итог? Как я сказал парой абзацев выше: Если не задавать вопросов «как, почему и зачем», то фильм сможет вызвать положительные эмоции и кто знает, возможно даже будет добавлен в коллекцию избранного, но если все же задуматься над происходящем, то кинокартина резко потеряет свою остроту и вскоре в нее попросту перестаешь верить. Какой из этих вариантов будет предпочтительней – решать вам, ну а я свой выбор уже сделал. 5 из 10