Как наверное понятно из названия рецензии, данное кинотворение мне не понравилось. Первоисточник я читал уже несколько раз, впрочем как и остальные книги автора, а вот из экранизаций до этого момента видел только 'Турецкий гамбит', и, как оказалось, судьба не зря так долго уберегала меня от знакомства с его старшим братцем. После просмотра стало понятно, почему переложение похождений Фандорина на язык кино с самого начала столкнулось с таким количеством трудностей и зашло в тупик. Сия адаптация содержит в себе огромное количество режущих глаз моментов, а именно довольно посредственную актерскую игру, зубодробительную работу оператора, дешевые декорации и совершенно непонятную мне попытку сделать уклон в нелепую комедийность. Прежде чем перейти к разбору всех этих аспектов, хочу отметить, что к сюжету у меня претензий нет. Акунин - гениальный писатель. Его первая книга стала прекрасным проводником в мир приключений Эраста Петровича и задала тон всей серии. Меня до сих пор поражает масштаб идеи изменения мира, а прекрасная система образования, разработанная леди Эстер, до сих пор является определяющей в моих мечтаниях преобразователя. Сам писатель участвовал в написании сценария, поэтому от канвы книги создатели далеко не уходили, что сделало итоговый результат удобоваримым, особенно для тех, кто не был знаком с первоисточником. Итак, с сюжетом разобрались, теперь надо возвращаться к проблемам фильма: Пункт 1: Актерская игра Здесь все так печально, что хочется начать со светлых пятен. Их совсем мало и они неоднозначные, но все же есть. Сергей Безруков всегда остается Сергеем Безруковым, пускай я себе совсем не так представлял Ивана Францевича Бриллинга, но 'любитель березок' отыграл блестяще. Он был единственным, кто смог вытянуть комедийную часть и не смотрелся убого (хотя в моменте с 'спасибо за пэрэуоод' я засомневался), а также затащил драматическую сторону своего персонажа на сто процентов. Еще из приятного - Александрова, ее Лиза оказалось более глупенькой, но чертовски милой. Здесь стоит отметить, что создателям удалось раскрыть их отношения с Фандориным даже лучше, чем в книге - искорка между ними точно пробежала. Ну и наконец - Порфирий Мартынов-сын Пыжов в исполнении доселе мне неизвестного Юрия Нифонтова. Вот тут стопроцентное попадание в образ. Именно таким - приторным до отвращения - я его и представлял. Теперь к печальному. Носков в роли Эраста Петровича совершенно неубедителен и комичен. Пока не раскрывает рот - еще так сяк, а вот если заговорит... Постепенно с этим свыкаешься, но только в рамках данной картины. Самое сильное чувство, которое вызывает игра (на самом деле, переигрывание) актера - неловкость. Амалия Казимировна Бежецкая предстает перед нами в виде дамы не первой свежести, делающую все попытки быть роковой. Здесь даже не в актерской игре дело, а в том, почему именно Ларису Борушко пригласили на роль таинственной красотки. Граф Зуров в исполннии Чонишвили оказывается обычным пьяным быдлом, заставляющим с грустью вспоминать лихого, задиристого Певцова, играющего эту же роль в 'Турецком гамбите'. Больше никого выделять не хочется - ни в хорошем, ни в плохом смысле. Все серенько, ровненько и натянуто (а нет, вру, еще Гришковец в роли Ахимаса просто убил!). Пункт 2: Работа оператора Это отдельный, смешной до кровавых слез, провал. Глядя на работу этого мастера, невольно вспоминаешь мистера Бина, сгибающего и выпрямляющего руку с камерой, чтобы добиться эффекта приближения. Огромное количество неоправданных наплывов, до тошнотворного головокружительные перемещения с одного героя на другого (чего стоит хотя бы эпизод с игрой в штосс), невыгодные ракурсы и похожие на наркотрипы сцены 'воспоминаний'. Все это, накладывающееся на невыразительную игру актеров порой вызывало истерический смех. Пункт 3: Дешевизна и безвкусность декораций Я понимаю, что бюджет скорее всего был невелик, но тем не менее, неужели нельзя было задействовать в съемках чуть больше трех-четырех домов и одного парка со скамеечками? После просмотра сложилось ощущение, что снимался ситком с ограниченным набором локаций. При этом, создатели умудрились и эти места создать в духе провинциальных театральных подмостков. Да и костюмы оттуда же завезли. Идиотский сюртук Фандорина из первой серии будет сниться мне в кошмарах. А прикид заграничного Зурова делал его поразительно похожим на гениального сыщика из Бременских музыкантов. Пункт 4: Вымученная и ненужная комедийность Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий - комичные уродливые костюмы оказались под стать задумке авторов внести долю кривозеркального юмора в фильм. Чего стоят заигрывания девицы Пфуль с Фандориным (это я не про каноничную ошибку про 'сад' и 'зад'), идиотские кривляния самого Эраста Петровича, уже упомянутые мной наркотические 'воспоминания' и многие-многие другие моменты, которые были несомненно продиктованы общей установкой. Перед тем, как перейти к короткому и неутешительному итогу, хочу добавить еще ложку меда в бочку дегтя - отличный саундтрек. Дело касается не инструментальных перебивок, которые характерны для фильма данной тематики, а шикарных старинных романсов, записанных рок-инетолькорок-звездами. Здесь и БГ, и 'Моральный кодекс', и 'Ногу свело', и 'Ночные снайперы', и другие отличные музыканты. Лично меня этот ход воодушевил с самого начала, жаль действие не соответствовало сопровождению. А теперь итог. Не исключаю, что этот многосерийный фильм (телефильм, минисериал - тут все запутано) мог кому-то понравиться. Особенно если он являлся их первым знакомством с акунинскими сюжетами и самим Эрастом Петровичем. Однако в том-то и дело, что с таким авторским потенциалом и размахом серии картина просто обязана была быть лучше, чтобы проторить дорогу другим. Продолжать же работу с этими актерами, режиссерами, операторами и т.д. не представлялось возможным. Из-за того, что в последствии пришлось менять абсолютно всё, не сложились ни целостная картина впечатлений, ни единый образ Фандорина. 5 из 10
Детектив. Экранизация одноименного романа писателя Бориса Акунина. Хочу начать с того, что общественные и политические взгляды (да и поведение последних лет) данного гражданина меня очень удивили и даже возмутили в некоторой степени, но это не отменяет того факта, что он создал Эраста Петровича Фандорина, 'Штирлица' Российской империи и патриота Отечества. Данным сериалом я хочу начать цикл Фандорина, ведь эти сериалы мы любим, даже по прошествии времени. Учитывая, что из всей трилогии Фандорина я не смотрел, до этого момента, только этот сериал - было крайне любопытно. Теперь пробел закрыт, и я готов вам об этом поведать.И вот краткое мнение - интересное становление юного Фандорина. Есть как плюсы, так и минусы, поэтому, давайте приступать. Итак, плюсы: 1. Стильная заставка - не буду спойлерить ее, но она действительно достойна упоминания, ибо сразу же настраивает зрителя на нужный лад и подогревает наш интерес это самое посмотреть. Она действительно стильная, а самое главное - дышит девятнадцатым веком. Может это прозвучало слишком фривольно, но, черт возьми, это правда. 2. Интрига - что является самой мякоткой в детективах? Правильно - интрига. Так вот, она тут не просто есть - ее нагнетают на протяжении всего сериала и удерживают до нужного момента. Я ловил себя на мысли, что уже разгадал ее, но какого же было мое удивление, когда я ошибся. 3. Мотивация главного злодея - опять же, без спойлеров - он злой не потому что злой, а по этой причине, по этой и по этой. Картина раскрывает его мотивацию, и знаете что - она дружит с логикой, и более того, кое с чем соглашаешься. Может это прозвучит немного высокопарно, но злодей получился неоднозначный. Может так было и в книге (которую я не читал), а может это создатели так постарались. Если последнее верно - то большое им спасибо за это. 4. Хороший актерский состав - чего не отнять в этого сериала, так это удачного выбора актеров. Да, именно удачного, потому что каждый актер тут на своем месте, и великолепно с этим справляется. Тут, помимо герое первого плана, снимается старина Олег Басилашвили и знаменитый своим голосом Сергей Чонишвили. 5. Финал - он такой, каким и должен был быть. Знатоки и читатели Акунина меня поймут. Это один из самых запоминающихся моментов всего сериала. Итак, минусы: 1. Избитые повороты - да, интрига хороша, с этим спорить бесполезно, но большинство сюжетных поворотов угадываются задолго до их свершения, или это я уже просмотрел такое количество картин, что меня мало что может удивить? 2. Малобюджетность - прямо видно, что сериал снимали за копейки. Декорации по минимуму, костюмы уже на приличном уровне. Все таки разруха девяностых все еще давала о себе знать. Но этот минус скорее вынужденный, и на итоговую оценку он никак не влияет. Немного о главных героях: 1. Эраст Фандорин в исполнении Ильи Носкова - молодой сыщик, которому выпадает шанс раскрыть громкое преступление, которым он успешно пользуется. Умен, очень эрудирован и предан Отечеству. На мой взгляд, сравнивая всех актеров, исполнивших роль Фандорина, у Ильи это получилось лучше всех. Ему удалось показать нам становление юного романтика и идеалиста в блестящего сыщика, от которого не уйдет даже самый умный недруг. Да простят меня за эти слова поклонники Бероева и Меньшикова. 2.Иван Бриллинг в исполнении Сергея Безрукова - начальник Фандорина и весьма эксцентричная личность. Должен сказать, что эта роль Сергея была одной из самых лучших в его актерской карьере (уж поверьте, я видел много картин с его участием). Мало того, что его герой выделяется на фоне остальных, так еще и своей фирменной подачей Сергей дополняет его образ. Заслуженная похвала вам, Сергей! В итоге имеем хороший детективный сериал о становлении сыщика Эраста Петровича Фандорина, с отличной интригой, гениальными актерами и недурственной атмосферой девятнадцатого века. 7 из 10
Сегодня закончив в очередной раз пересмотр этого замечательного фильма (не могу назвать его сериалом, для меня это многосерийный фильм), решила оставить свой отзыв об этом произведении. Вообще Бориса Акунина обожаю с 8-го класса. Прочитала все его произведения об Эрасте Фандорине, которые существуют на сегодняшний день. Акунин автор своеобразный, с особым видением и манерой написания. Пишет легко, доступно, красочно, когда читаешь его книги, создаётся ощущение, что персонажи оживают. Словно сходят со страниц книги и начинают существовать вне её. Это невероятное ощущение. Из всех произведений Акунина, больше всего люблю три: 'Статский советник', 'Турецкий гамбит' и собственно 'Азазель'. Так же смотрела все имеющиеся экранизации произведений Акунина, и 'Азазель' считаю наиболее лучшей. О данном сериале я слышала уже достаточно давно, но посмотрела его впервые только в 2010 году. С тех пор пересматриваю его регулярно, раз в полгода. Просто не могу отказать вебе в удовольствии насладиться любимым произведением этого автора визуально. Тем более меня всегда привлекали истории и невероятные приключения Эраста Фандорина. На мой взгляд именно эта экранизация является наиболее правдивой и приближенной к этому роману. Создателям удалось прекрасно показать атмосферу и дух того времени, а это составляет уже половину успеха. Режиссёром этого фильма является не особо известный мне человек Александр Адабашьян. Я его намного лучше знаю в качестве актёра, ну или даже сценариста, а вот его режиссёрских работ, кроме данной картины мне довелось видеть 2 или 3 за всё время. Поэтому оценить его профессиональные режиссёрские качества мне довольно сложно, да и не зачем особо. Лучше поговорим о самой работе и сделаем выводы исходя из увиденного на экране. Сразу хочу сказать, что фильм выглядит весьма успешно и интересно, поэтому внимание притягивает достаточно быстро. При просмотре фильма, в глаза сразу же бросаются несколько деталей – это поступки героев и их разговор. Ну про поступки особо говорить нечего, всё это понятно - благородство, решительность, самоотверженность, духовность, неподкупность и так далее. Как всё это и происходило в ту эпоху. А вот их речью я просто заслушивалась, как красиво, возвышенно, ярко, с необычными для нас речевыми оборотами и сравнениями, что просто не может не порадовать. Да, сейчас так уже никто не общается, потому что это долго и слишком уважительно для нашего общества, которое привыкло всё решать совершенно другими словами. Это язык классиков, читая которых, внутри вспыхивают непередаваемые и возвышенные чувства. Раньше даже отказывали так, что даже обижаться было невозможно, настолько всё грамотно и любезно было высказано. Так что положительные и хорошие впечатления вам точно гарантированы. И наконец главное, к чему вело моё весьма длинное вступление. Именно этот фильм познакомит нас с таким достаточно знаменитым и любимым многими героем как Эраст Петрович Фандорин, который предстаёт перед своим зрителем ещё совсем молодым и неопытным коллежским регистратором, который начал свою карьеру в Сыскном отделении. Только данная должность его не очень то устраивает, молодому человеку хочется приключений, запутанных дел и увлекательных расследований, он просто мечтает о том, когда станет настоящим сыщиком. И получилось так, что именно ему удалось стать участником достаточно любопытного и неоднозначного самоубийства. Изначально ничего любопытного даже не намечалось, потому что всё было ясно и понятно, что это обычное самоубийство с необходимой для этого предсмертной запиской, только всё это оказалось достаточно серьёзно и совершено непредсказуемо. Поэтому с каждым мгновением картина набирает обороты и заставляет всё сильнее втягиваться и привязываться к ней. Всё хорошо продумано и прекрасно исполнено, декорации, архитектура девятнадцатого века, костюмы, причёски, манера поведения всё замечательно представлено. Сценарий так же слажено написан и представлен на суд зрителей, он завораживает, заставляет вслушиваться и вдумываться в произнесённые слова, что делает фильм ещё интереснее и любопытнее. Теперь хочется немного сказать про актёрский состав. Очень много различных мнений и высказываний существует по отношению к главному герою Эрасту Фандорину, которого сыграл Илья Носков. Лично мне данный образ понравился, актёр выглядел убедительно и смело, наблюдать за его игрой мне было приятно. Многие зрители высказываются и по другому, говоря, что кроме подходящей внешности и возраста этот актёр больше ничего не показал. Играет он средне, а уж когда начинает говорить, то всё желание смотреть на него сразу же пропадает. Каждый имеет право на своё мнение. Не могу сказать, что Носков такой замечательный и талантливый актёр, так как я его вообще не знаю, и в этом фильме видела его впервые, так что сравнивать не с чем. Но всё же он прилично справился со своей работой, интерес к его персоне был достаточно большим, думаю, что Илья всё же справился с ролью, такого сложного и неоднозначного персонажа (хотя Олег Меньшиков и Егор Бероев в двух других фильмах-экранизациях справились не менее удачно. Меня вообще радует, что актёрский состав подобран качественно и с пониманием характера этого персонажа и его манерами и поступками). Но, в этом фильме есть и те, кто произвёл невероятные эмоции и вызвал массу положительных реплик, это, конечно же, ещё молодой и очень талантливый Сергей Безруков. В его образе есть всё, загадка, тайна, экспрессия, взрыв эмоций и непередаваемых ощущений. Его персонаж настолько интересно и убедительно смотрится в таком неоднозначном образе, что за его действиями очень любопытно наблюдать. Словно перед нами новый Шерлок Холмс, который прекрасно использует свои дедуктивные способности и может многое выяснить из ничего. Он ярок, бросок, интересен и любопытен, поэтому его Бриллинг обязательно понравиться зрителю, просто потому, что это Сергей Безруков! Ещё хочу отметить некоторых актёров, которые так же прекрасно смотрелись и великолепно играли – это Олег Басилашвили в роли генерала и Сергей Чонишвили, которого знаю давно и слежу за его творчеством. Сергей вообще очень удивительный, я бы даже сказала, уникальный актёр. Каждый его персонаж приковывает к экрану и держит до конца. Все они показали себя с лучшей стороны, что, несомненно, положительным образом сказалась на фильме в целом. В конце своего повествования хочется сказать, что эта экранизация действительно хороша и привлекательна, но недостатки и мелкие недоработки в ней так же всё-таки есть. Они незначительны и не портят общего впечатления, и на мой взгляд, детектив получился весьма успешным и увлекательным. Если вы любите подобного рода картины и интересуетесь творчеством Бориса Акунина, и вообще любите исторические произведения, то этот фильм для вас! Лично я, осталась довольна увиденным, поэтому с большим удовольствием могу порекомендовать его к просмотру! Наслаждайтесь наблюдая за приключениями самого знаменитого российского сыщика Эраста Фандорина. 9 из 10
Азазель - падший ангел, демон-искуситель. Предал Бога и был изгнаг с небес. Спустившись на землю, научил мужчин изготавливать оружие и воевать, а женщин - наносить краску на лицо и вытравлять плод. Такова расшифровка названия таинственной организации, загадку деятельности которой спешит отгадать молодой Фандорин (Илья Носков). Очарование главного героя неоспоримо, пылкий и увлеченный, он пускается в поиски виновников самоубийства молодого студента. Да, он убежден, за этим кто-то стоит, но едва ли он догадывается о масштабах данного преступления. Помимо детективной линии, привлекла внимание очень трогательная и в то же время трагическая история Лизаньки и Фандорина. Невольно очаровываешься их трепетной влюбленностью. Марина Александрова, сыгравшая роль Лизаньки, замечательно вошла в образ этой юной, простодушной красавицы. Важно отметить, что это экранизация первой книги Бориса Акунина из данного цикла детективов. Вначале Эраст Фандорин предстает перед нами неопытным, самолюбивым, очень искренним и иногда неловким молодым человеком, но в процессе его становления (в следующих фильмах данной серии) мы замечаем изменения в его характере. Лирическое отступление: Примечателен тот факт, что сам Борис Акунин признавался, что в роли зрелого Фандорина он представляет себе Олега Янковского. К сожалению, эта задумка ныне уже не осуществима, но тем не менее, очень любопытно, кто же сыграет эту роль. Очень понравилось музыкальное сопровождение к фильму. Старинные русские романсы в исполнении Пелагеи, Чайф, Бориса Гребенщикова, Чичериной и др. оказались настолько приятными на слух, что непременно захотелось эти композиции себе сохранить и слушать их еще не раз. Что касается декораций, то они очень скромные и не удивляют зрителя ожидаемой пышностью. Сдержанно, без размаха, более, чем скромно. Фильм в целом очень приятный, легко смотрится. Не скажу, что держит зрителя в постоянном напряжении, приковывает внимание к экрану, но по большому счету достойное кино, стоит взглянуть, особенно тем, кто не читал произведение. Интерес к прочтению появится гарантированно.
Фильм оставил противоречивое впечатление. Начну с того, что сама книга мне понравилась. Очень и очень достойный детективный роман, в котором сочетаются увлекательный сюжет, яркие образы главных героев и неожиданный финал. Язык лёгкий, непринуждённый, ироничный, так что читается на одном дыхании. 1) Фандорин-Илья Носков. Внешне совсем не похож на своего героя. По книге у Фандорина была очень оригинальная запоминающаяся внешнось - голубые глаза, чёрные волосы, благородные черты лица. Здесь же мы видим симпатичного, но совершенно обыкновенного молодого человека, который ничем не отличается от остальных. И на мой взгляд, образ Эраста в романе всё-таки более серьёзный и противоречивый, чем в фильме. Носкову удалось передать доверчивость, наивность, мечтательность юного Фандорина, но порой в его игре проскальзывает фальшь, актёру надо было больше работать над ролью. 2) Леди Эстер - Марина Неелова. Если честно, читая роман, представляла себе баронессу совсем другой. Неелова не подходит по возрасту, леди Эстер была намного старше (лет 60-70). И в книге она настолько снисходительна, мила и добродушна, что читатель до последнего не догадывается о её причастности к преступлениям, а по фильму эта героиня подозрительна уже с первых серий. 3) Бриллинг-Сергей Безруков. Прекрасная и талантливая игра актёра. И его героя мне почему-то всегда было очень жаль. .. У Бриллинга в исполнении Безрукова сквозь холодность, расчётливость, жестокость пробивается что-то живое, человеческое, искреннее - может быть поэтому он и внушает симпатию. 4)Лиза -Марина Александрова. Обаятельна и мила, но очень далека от той нежной, утончённой, возвышенной девушки - светлого ангела, какой была книжная Лиза. 5) Амалия - Лариса Борушко. Я согласна, актриса талантлива, но это не её роль... Не похожа она на роковую женщину, не хватает таинственности, загадочности, изысканности в манерах, в речи. Не получился образ царственной и гордой авантюристки. К тому же по книге Амалия была черноглазой брюнеткой лет 25. 6) Зуров - Сергей Чонишвили. Не понравился. Зуров в его исполнении стал слишком развязным, грубоватым, люди из высшего общества так себя не вели. Все недостатки героя слишком преувеличены, образ вышел комичным - почти пародия. Хотя в целом фильм неплохой, можно посмотреть. Но книга намного интереснее!
Тем, кому фильм понравился, настоятельно рекомендую данный текст не читать. Книги о Фандорине очень люблю, достаточно сказать, что первые четыре романа цикла прочел за четыре дня, затем темп немного упал, но интерес не угасал. Поэтому экранизацию 'Азазеля' ждал с нетерпением. До самого выхода фильма так и не было ясности, будет ли это сериал или полнометражный фильм. В итоге, как я понял, готовили сначала сериал, а затем решили слепить все серии в один фильм, и с ним устроить премьеру на TV. Сериал показали позднее. Фильм, однако, тоже вскоре перемонтировали в более приличную, по мнению создателей версию и выпустили ее на DVD. Эта сумятица и чехарда напоминает выход бесконечных патчей к недоделанной игре. Думается Эрнст с Максимовым изначально не знали, чего хотели. С таким подходом хорошего кино не снимешь. Дело еще мог спасти талантливый режиссер вкупе с хорошими актерами. Но и тут провал по всем статьям. Адабашьян такой-же режиссер, как и Юлий Гусман, оба лишь формально ими числятся. Нет, я против них лично ничего не имею, но как режиссеры они, никакие. Итак, непрофессионалы продюсеры, полупрофессионал у руля, был ли у 'Азазеля' хоть какой-то шанс? Если и был, то актеры его похоронили. Этакий контрольный выстрел в голову проекту. Оговорюсь сразу, без раздражения смотрел только на Олега Басилашвили и на Сергея Безрукова. Неёлова неэмоционально и безразлично проговаривает свой текст, Чонишвилли тоже особо не напрягается, неубедительно изображая пьяного, путая его с идиотом. Похоже он вообще не понимает в каком жанре будет фильм и играет комедию. Отвратительно подобрана актриса на роль Бежецкой. Красавица, роковая женщина из романа, 'легким движением руки' превращается в экранизации в нагловатую, вульгарную, не первой свежести особу. Трудно представить, что из-за нее разыгрывается весь сыр - бор. Далее, в какую 'светлую' голову пришла идея на роль Ахимаса, пригласить писателя Гришковца? ЗАЧЕМ? Нашли, блин, Аль Пачино. Ну и, наконец, Носков, на роль Фандорина не подходит. Дело даже не в том, что я представлял его немного другим, тут как раз на всех не угодишь, у каждого свое видение. Чисто внешне соответствует (если не придираться). Дело в очень слабой актерской игре, возможно, сказалась неопытность или низкие режиссерские требования, но факт остается фактом, на экране чурбан, бубнящий свои реплики. Пока молчит и двигается, еще ничего, смотреть можно, но как только открывает рот... Думаю тот факт, что в 'Турецком гамбите' Носкова заменили на Бероева, говорит о том, что его исполнение роли не устроило и продюсеров. В общем, актеры (за редким исключением) это ужас и скрежет зубовный. Что же у нас наснимал режиссер? А ничего хорошего. В СССР телеспектакли более зрелищными делали. Дух времени, детали, погружение в эпоху? Ничего этого нет! Все очень поверхностно, неубедительно, небрежно. Некоторые моменты и декорации просто на уровне школьной самодеятельности. Чего стоит идиотский эпизод с передвигаемой силой мысли монеткой, чего-то я такого в книге не припомню. А дети из эстерната, одетые в какие-то наволочки. А тонущий Фандорин, снятый на фоне домашнего аквариума. И такого добра в этом кино пруд пруди. Кто-то может сказать, что я слишком зациклен на книге, и идеальных экранизаций не бывает. Ну во-первых бывает, 'Побег из Шоушенка' или наше 'Собачье сердце' тому пример, во-вторых 'Турецкий гамбит' тоже, мягко говоря, далеко ушел от книги, но тем не менее зрители (и я в том числе) приняли его на ура, в-третьих, суть претензий к 'Азазелю' не в том, что он не соответствует книге, как раз таки соответствует, а в чрезвычайно низком качестве продукта. Неужели нет никаких плюсов? Есть. Уже упомянутая актерская игра Басилашвили и Безрукова. Последнего я до того времени вообще не воспринимал, даже расстроился, узнав, что он будет играть Бриллинга. Но он разбил мой скепсис в пух и прах, сыграв просто виртуозно. Второй плюс- вступительные титры с музыкальным сопровождением. Если бы весь фильм был бы сделан так же качественно, но увы... Ну и, наконец, интересный сюжет тоже никуда не делся, это третий и последний плюс. Что у нас в сухом остатке: корявая экранизация полностью убила прекрасный сюжет. Режиссер абсолютно не понял потенциал проекта. Надо было умудрится снять настолько плохо. Справедливости ради стоит заметить, что облажавшиеся в 'Азазеле' продюсеры, во втором фильме проделали гигантскую работу над ошибками. Ну а пока имеем то, что имеем. 4 из 10
Слова 'You can love' передаст Мидори уже спустя много лет после настоящих событий, но вера в злой рок судьбы у Эраста Фандорина (Носков) начнёт появляться уже в этой истории. Фандорин, каким мы его больше не увидим Здесь он жизнерадостный, доверчивый, полный надежд и энергии; как все молодые люди того времени примерно носит корсет и застенчиво смотрит на женщин - 'это раз'. Здесь он встречает Бриллинга (Безруков), который становится для него не просто учителем, а эталоном сыщика. 'Шеф' поражает неопытного мальца своей харизмой, неутомимой энергией, умом, сыскным талантом, страстью ко всему инновационному и который всем этим сыграет немаловажную роль в становлении личности Эраста, как сыщика - 'это два'. Здесь он влюбляется в прекрасную Лизоньку (как же мило было наблюдать за его затуманенным взором, обращенного на это ангельское создание) - 'это три'... ...и вроде бы всё есть: жизнь удалась - что ещё нужно? Но тут судьба даёт о себе знать и в одно мгновение всё меняется, а на память останутся только 'импозантная' седина на висках и глубокая рана на сердце. Разногласия Экранизации книг всегда несут за собой активные рассуждения и споры по поводу соответствия или несоответствия фильма с книгой. Думаю, что никогда видение создателей не совпадут с представлениями всех зрителей, каждый из которых видит героев по-своему, а всем угодить сложно, да и сами авторы имеют полное право на свою собственную интерпретацию истории. Поэтому часто встречала отрицательные отзывы по этому фильму, но буду говорить от себя. Я посмотрела 'Азазель' до книги, и как это обычно бывает, сразу после просмотра побежала за ней и не пожалела. Вся серия прочитана от корки до корки и не потому, что это только потом стало модно читать Акунина, а потому, что я нашла своего героя и автора. Именно после показа фильма у него появилось ещё больше читателей, что, кстати, является не маловажным показателем успешности проекта. Сама очень благодарна мэтру за то, что подарил нам Эраста Петровича Фандорина, который теперь занял почётное место среди великих сыщиков, таких как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро! Много разногласий среди акунистов было по поводу выбранных актёров. На мой взгляд, Илья Носков идеально подходит на роль молодого Фандорина, к тому же настоящей находкой стал и Сергей Чонишвили - вот это истинный Ипполит Зуров (при всём моём уважении к Дмитрию Певцову, который тоже играл его в 'Турецком гамбите')! Также была безумно рада тому, что сняли продолжения приключений любимого героя: и 'Турецкий гамбит', и 'Статский советник', конечно, не могли мне не понравиться. Но, что бы там не говорили, лучшим фильмом для меня останется именно 'Азазель'! С нетерпением жду новой экранизации этой истории с очаровательной Миллой Йовович в главной роли, от не менее известного режиссера Пола Верховена. 10 из 10
Где-то в начале нулевых своеобразным феноменом стали произведения Бориса Акунина, которые умудрялись колебаться где-то между обычным бульварным детективом и аллюзией к русской классике девятнадцатого века. Благодаря чему книги Акунина скорее пополняли библиотеки любителей литературы, нежели оседали в электричках и гаражах. Ничего удивительного что киношники не могли пройти мимо, правда в начале нулевых с деньгами в нашем кинематографе всё было совсем плохо и потому первая экранизация приключений Эраста Фандорина уехала на телевиденье, где и вышла в виде четырёхсерийного мини сериала или как это называли раньше многосерийного телефильма. И для телепродукта из 2002 года 'Азазель' выглядит вполне себе неплохо. По крайней мере за картинку откровенно краснеть не приходится. Да снято дёшево и сердито, когда три с половиной улочки и пару зданий выдавали всю атмосферу пореформенной России, (хотя что-то умудрились снимать аж в Чехии) но из-за качества камер на которые всё это снималось бюджетность картинки не столь заметна. Зато что можно заметить так это неопределённость тона всего телефильма. Местами он пытается выдавать себя за самый настоящий суръёзный детектив, где ставки высоки, злодеи коварны, а действие стремительно. Но вместе с тем создатели вносят такую лёгкую водевильную струю, из-за чего сериал начинает отдавать 'Принцем Флоризелем' или даже чем-то от Вудхауза. Особенно вся эта наигранная лёгкость заметна почти во всех сценах с героем Безрукого, который конечно подавляет собой самого Фандорина как и актёра его сыгравшего, но выглядит настолько чужеродным элементом всего происходящего, что хоть стой хоть падай. Даже граф Зуров в исполнении Чонишвили, хоть и отыгрывает такого типичного гусара из анекдотов, всё таки умудряется оставаться в каких-то рамках. Да и в целом актёрский состав получился сильным местом 'Азазеля'. Пожалуй подвели тут только исполнитель главной роли Эраста, некий Носков и Марина Александрова, которые вроде всё показывают правильно и вроде даже отыгрывают. Но стоит им оказаться вблизи более мастеровитых лицедеев, как они сразу отходят на второй план тушуясь. Сам общий сюжет получился неплохим. Конечно задумываться над ним дольше пяти минут не стоит, ибо в голове развалится он моментально, но в каждом акте вполне себе срабатывает. Я лишь хотел пожурить телефильм за некую сумбурность и немногословность в некоторых моментах, но просмотрев по диагонали первоисточник понял, что все основные проблемы перекочевали из него. Тем более что сценарий писал сам Акунин. А так вполне себе нормальный отечественный телефильм грани тысячелетий, если не ждать от него небывалых чудес и внутренне согласится со всем что ты в нём увидишь. Разве что состарился он не очень хорошо и скорее представляет собой эдакий артефакт времени, нежели актуальное произведение. По крайней мере теперь мне даже стало немного жаль, что более дорогое кино от Пола Верхувена с Милой Йовович, которое собирались снимать по этому сюжету лет десять назад так и сгинуло в недрах производственного ада.
Премьерный показ сериала тогда пустили в прайм-тайм, в выходные. Необычно всё, и сама зловещность 'Азазеля' необычная. Москва 1876 года красивая, благонадёжная, кинематографически широко предъявлено, все места известные, узнаваемые. Настоящее всё. Участок сыскной полиции показывают, дом с деревянными перекрытиями. Шкафы стенные, мебель цвета дубового затворена, крепко-крепко всё. Шкафы в ряд, сразу один из факультетских кабинетов напомнили, который 'гербарий'. Темп фильма запаралеллился с интеллектуальной гонкой, тогда задание нам дали на кафедре. Суетёж в старомосковских чиновничьих кабинетах и беготня по Москве 2-й пол. ХIX в. — совпали с нашим, с реальным временем. Под этот самый 'Азазель' вечером и обдумывали. Музыка охватно, вслед за героями. На титрах русские старинные романсы, записанные отечественными рок-мастодонтами. По коже то 'иней', то жар от музыки к фильму. Восхитительно хорошим русским языком все говорят. Фандорин/Носков, открытие, новое лицо, нравился, и понятен был. Тандем сильный, Фандорина/Носкова и Безрукова/Бриллинга. Инновационно-реформаторский набор 'опций' Бриллинга постоянно наталкивался на натуральный румянец 'молодого специалиста' Фандорина. Он подражатель, но постоянно сам развивающийся. Обновление, развитие, ломка устоявшихся теорий и традиций, мыслительное озарение, но, внутренне, наедине с собой, оба: стабильно консервативны, архаичны в собственных канонах, и всё это основано на личностной преданности идеологии, государственной системе. Служба Государству. Оба. Слишком похожи. Исход Бриллинга, это осознание: 'Аз...зазель...какая гадость...' © ...И сковал Архангел Рафаил ( пер. имени Рафаил— исцеление Божие) демона Азазеля цепями, до Страшного Суда... Бриллинг/Безруков почти улыбался в тот момент. Бриллинг, блестящий аналитический ум, талантище, и должен был бы...? Ох, недооценивали личность Бриллинга все. Даже леди Эстер. Вспомним, как он одним вопросом 'отрекомендовал' эстернат. Соткровенничал Иван Францевич. Он человек с горячим сердцем. Ему бы требовалось переступить, но вышло по-другому. Слабину дал. Бриллинг, закрытый ото всех, но знающий, что его обаяние действует на всех 100%. А с Фандориным начал вести себя искренно. Себя отобразил. Когда Бриллинг в мундире с золотыми позументами вышел, перед Фандориным, сердце приостановилось. Бриллинг тоже молодой. Замечаю много, что чем моложе наставник-Гений, тем больше шансов своему ученику он оставит на выживание. Чем старше возраст, тем больше 'цепляния' за чужую жизнь. Тем больше ханженства, и желания доставать своего ученика. Пример тому — почтенная англичанка Эстер и её дальнейшие планы. Марина Неёлова — слишком хороша и молода для старушки Эстер. Бриллинг всё время предпринимал попытки уберечь Фандорина. Ото всего. Почему-то в самой книге Фандорин несильно, но смалодушничал кое где: перед Бриллингом, 'постыдно предал добрейшего Ксаверия Феофилактовича', ' и заодно отрёкся уж ' и от губернской секретарши, славной Аграфены Кондратьевны, у которой снимал комнату. Т. е., перед вышестоящим властным лицом, Фандорин продемонстрировал пренебрежение ко вполне достойным людям, и без особой на то необходимости. Причина может, в его интуитивном постоянном 'прыжке' вперёд? Усилия направляет прежде всего на глобалистику. И в ней у Фандорина всегда нравственный 'щуп' вглубь социального и политического и смысла. Похвально. Пансионно-бардельное воспитание Бежецкой пало перед личностью образцового русского офицера. Раздражение у Амалии Каземировны накопилось, на всю эту 'эстер-манию'. Личностно и социально Ипполит Зуров своим наличием в жизни Бежецкой — просто 'снёс' башку гнилой философии старой интриганки Эстер. Пыжов, типаж-шедевр. Кровожадным слизнем наползая. Дожился, предатель облезлый. Присказки пригорóшинкой, на нырке — улыбочка, 'заподскрóмушки-кумы'. Сладкостный крючок-мокрушник. Граф Зуров/Сергей Чонишвили. Военный человек, герой военной кампании, действует, выясняя место своих личных чувств во всём этом ажиотаже, пугаться ему некого, ни от кого не зависит, а потому — ведёт себя только в одну сторону. До прояснения дорвался, и заодно мразивца — в воду. Зашлась от восторженного смеха, когда Зуров рассказывал, что да как, в его трактовке: Тоской скрутило, захолонуло, на пустой желудок рванул, настиг, культурненько (в смысле, тихо глушил коньяки и бренди с ромом) в гостиницу, затем 'в секрет', залёг, манёвр, охолонул. Размялся. Появился аппетит и раскалённая задумчивость. Фандорин как кинотипаж — уже как современный типаж героя времени. С культурно-генетической памятью, с талантами, и с понятием чести. Есть у него нравственная интуиция в том деле, которым он занят. В котором он талантлив, так точней.
Единственная удачная экранизация Фандорина. Эраст молод и пылок, как и в книге. Фандорин еще глуп, не ожидает от людей подвоха, наивен, романтичен и белокож и румян. Носков, на мой взгляд, лучший из всех киноФандориных (Бероев и Меньшиков, простите). С этого фильма открыла для себя Безрукова. Попадание в десятку, нет, в сотню. Вот таким, именно таким я его и представляла! В общем, экранизация удалась. В этом фильме ничего не резало глаз и не мешало, ничего не выбивалось из сюжета и не противоречило книге. Всем советую в комплекте Фильм+Книга, не пожалеете.
Само по себе произведение интересно, с точки зрения развития сюжета. Фандорин напоминает меланхоличного, вечно несчастного героя из произведений Байрона. Но его ум восхищает и завораживает. Илья Носков, как главный герой, подходит как нельзя лучше. Его внешность молодого и наивного, романтичного юноши позволила уму воплотить образ Эраста Фандорина как нельзя лучше. Обычно я не люблю, когда в фильмах одного и того же главного героя играют разные актёры, но в этой трилогии каждый актёр воплощает героя на разных стадиях его жизни так, что никто не усомниться в правильности выбора режиссёра. 9 из 10
Подозреваю, что из того небольшого количества просмотров этого фильма (сужу исключительно по оценкам), большая часть зрителей смотрела его лишь из-за любви к Акунину и его замечательной серии книг про Эраста Петровича; из-за интереса рода: «Хм, а как же оно там в кино-то вышло?». Конечно, я могу и ошибаться, но я смотрел именно поэтому. Пытался выдавить из себя достойное количество мыслей по поводу ленты, но знаете, как-то не получается: оценивать особо и нечего. Естественно, оценка сюжета отпадает, фильм ведь по книге. А что же до прочих составляющих фильма, то я в основном ужасался. Возможно, я не так хорошо разбираюсь в кинематографе, что бы судить, но мне показалось, что актёрская игра слишком посредственна, флегматична и крайне не качественна. Парень, игравший Фандорина постоянно переигрывал, а про актёров второстепенного плана говорить-то нечего. В исключение вписывается разве что Безруков, актёр сыгравший Пыжова и Марина Александрова, которая взяла своей красотой. Эти ребята порадовали. Операторская работа пугающе неинтересна, мелкие коверкания сюжета объясняются, в принципе, малым бюджетом и, наверное, отсутствием «размаха» по всем параметрам вообще. Ну а костюмчики, по большому счёту, на уровне. Так же стоит подчеркнуть какую-то общую сумбурность и перепады темпа, отчего просмотр становится каким-то дискомфортным. Я разочарован, но многого не ожидал. 4 из 10
После чтения книги Бориса Акунина 'Азазель' сразу захотелось посмотреть фильм. Я уже смотрел про Эраста Фандорина отличные фильмы, такие как 'Статский советник' и 'Турецкий гамбит'. Эта экранизация является довольно-таки старой, но всё равно - классику тоже надо знать. Сюжет картины закручен вокруг расследования преступлений таинственной организации, носящей название 'Азазель'. Из всех трёх фильмов о русском 'Шерлоке Холмсе' Эрасте Фандорине эту экранизацию я считаю самой слабой. Не потому-что сюжет бредовый, а по другой причине - главный актёр. Илья Носков, в роли знаменитого Фандорина справился плохо. Я понимаю, что это первое произведение о сыщике и он должен быть молодым, не таким опытным как в следующих частях, но всё-таки сыграли его плохо. Меньшиок в 'Статском советнике' тоже сыграл не очень, но Носков вообще не запомнился ничем, как был только главным героем и пытался накрыть всех с потрохами. Если присмотреться, то 'Азазель' - самый обычный классический детектив, действия в котором происходят во времена Российской империи. То время слишком отличалось от теперешнего, и передать его атмосферу у фильма получилось хорошо. Сергей Безруков также выделился. Его роль я не забыл. По-моему, он бы сыграл Фандорина лучше Носкова. А так в целом картина получилась неплохой. Ничего примечательного такого в ней нет, что выделяет 'Азазель' из толпы других российских фильмов. Есть детективы лучше, но этот обязательно над посмотреть всем любителям классики и серии Акунина. 8 из 10
Оригинальный цикл Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина я никогда не читал по целому ряду причин: начиная с того, что мне скучно читать детективы и заканчивая тем, что Борис Акунин мало интересует меня как писатель. При всём этом я отдаю ему должное как одному из наиболее успешных российских авторов конца XX - начала XXI века, а его основные сюжеты кажутся мне достаточно любопытными, как бы парадоксально это не звучало. В данном фильме сюжет, собственно говоря, и является главным достоинством – это действительно интересная история с огромным потенциалом и острым открытым финалом, пускай и несколько спорным с т. з. эмоционального посыла. Кроме сюжета стоит отметить обилие действительно интересных персонажей, следить за судьбами которых было весьма и весьма любопытно. Отдельно хочу выделить Бриллинга – образец благородного мерзавца; и Амалию, правда, если в первом случае и Безруков хорош, то Лариса Борушко до роковой бандитки несколько недотягивает, так что здесь речь уже именно о самом образе. Марина Александрова, наоборот, чертовски хороша собой, но образ у неё проходной. Раскрыты практически все персонажи достойно, некоторые актёры переигрывают с театральностью, но в целом, для нулевых годов снято отлично. Смотреть я однозначно рекомендую расширенную версию в формате мини-сериала для телевидения, а не двухчасовый фильм. Чисто техническое качество при этом нисколько не страдает, т. к. изначально проект снимался именно как полная версия, а обрезался только для показа в кинотеатрах. Приятным удивлением для меня стали стилизованные под старую рекламу разрывы между сценами – пожалуй, лучшее решение режиссёра за весь фильм. Среди недостатков технический реализм, но это логично и естественно. Отчасти проскальзывание современных антуражей в плане атмосферы кадра, но это простительно для тех лет – больших бюджетов на декорации не было, ни говоря о компьютерной обработке кадра. Возможно, несколько сценарных ходов, но это уже и вовсе элементарный субъективизм. По итогу, у меня остались сугубо положительные впечатления, так что настоятельно рекомендую к просмотру. 8 из 10
Случай, когда талантливый актёр, сценарист и художник Александр Адабашьян оказался посредственным режиссёром, а автор захватывающих романов Григорий Чхартишвили оказался весьма посредственным сценаристом. Цельного фильма нет, получились сцены из романа 'Азазель', разыгранные перед камерой хорошими актёрами с разной степенью успешности. Получилось что-то вроде визуальной аудиокниги, не более. Видно, что к самому произведению создатели фильма отнеслись не слишком серьёзно. Временами возникает ощущение, что они пародируют оригинал (Фандорин здесь обладает ещё и даром телекинеза), и только отдельными эпизодами фильм более-менее смотрится. Выдающийся оператор Павел Лебешев, хорошая музыка, великие и просто хорошие актёры - а вот фильма не получилось.
Я редко пишу рецензии на фильм или сериал, если передо мной уже третий десяток таких отзывов. Но иногда... надо! Ведь частенько оказывается, что наши здешние кинокритики чего-то не доглядели, на чём-то не акцентировались или чего-то не поняли. Здесь как раз такой случай, и я в очередной раз прибегну к ёмкой, конспективной форме рецензирования, которую условно называю 'записки на манжетах'. Для не сведущих поясню (опять же в очередной раз!): в XIX-м веке благородные господа не пользовались 'журналистскими' блокнотиками, особенно в высшем свете или фешенебельном ресторане, а всю необходимую короткую информацию (к примеру, номер мобильника княгини Воронцовой- ха-ха!) записывали на накрахмаленных манжетах своих парижских сорочек. Естественно, не маркером. Вот и я им уподоблюсь и распишу манжеты... ажник до самых плеч. Внимайте же! ...Поскольку снимающая студия у нас- 'Трите' Никиты Михалкова, влияние и профессионализм Мастера чувствуется везде и повсюду: в чисто киношной, а не сериальной манере постановки и съёмки, в пространных, но насыщенных и информацией, и отличной актёрской игрой мизансценах и монологах. Нам ненавязчиво дают понять, что по сути это и не сериал вовсе, а весьма протяжённый Художественный фильм, да и поставлен он по Художественному (литературному) произведению, к которому надо бережно относиться, что, в достаточной мере, и было сделано. ...А кто-нибудь всерьёз обратил внимание на то, как наш 'мальчик-одуванчик' Эраст мужает прямо на глазах, превращаясь из неуклюжего и стеснительного 'чиновника 14-го ранга' в настоящего сыщика по мере его опасного расследования? Вот что особенно ценно, господа-товарищи! И показано это, и сыграно Ильёй Носковым мастерски! ...Ещё призадумайтесь. Герой Сергея Безрукова вам, вообще-то, никого не напоминает, с его тягой к 'прогрессу' и уважением дедуктивного метода? Лично мне, так сразу двоих- в меньшей мере Шерлока Холмса (он переодевается в разных 'личностей', говорящих... эх, пригласили бы Ливанова на озвучиваание!), а в большей мере его брата Майкрофта (введение в работу телеграфа, трёхпудовой машинки для заточки карандашей и прочих 'веяний прогресса'). Где-то мы сходное уже видели... Да, конечно же, в сериале 'Приключения Шерлока Холмса...' А как оно всё оказалось в нашей 'Азазели'? Ну, давайте проведём своё расследование и установим 'виновного' или хотя бы 'подозреваемого'. Пораскинув мозгами (только не далеко, они ещё пригодятся), мы его легко находим и показываем пальцами: это же ни кто иной как композитор 'Азазели' (и 'Шерлока Холмса'!) Владимир Дашкевич! Под давлением улик Маэстро просто не может отрицать, что оказал на создателей сериала большое творческое воздействие и предложил идеи, пошедшие 'Азазели' только на пользу. Но мне захотелось большего! Увы, его не случилось. А именно- да ежели бы Дашкевич вкрапил бы в свою сериальную музыку отдалённую 'шерлокхолмсовскую' тему, я (и не только я, а все мы!!!) пришёл бы в бешеный восторг и, при случае, расцеловал бы великого композитора в самые пятки, даже сквозь трёхдневные носки! Я ничего не пропустил? Не было же темы? (А то так не хочется целовать...). Опять же наверняка мало кто обратил внимание (а зря, это Специально нам показывали!) на некий символ неспешной, 'сермяжной', даже ленивой Русской Жизни того времени. Фандорин энергично 'бегал по делам' по какому-то длинному московскому скверу, напротив которого обвалился, поломав ступицу, воз с сеном, привлекая взоры праздных гуляк. Фандорин сто раз всё успел,'а воз и ныне там', и начали перекрашивать ограду в белый цвет... Эх, Расея! Создатели сериала очень тонко постебались над прерывающей всё и вся телерекламой, вставив в действие стилизованную рекламу позапрошлого века. Просто браво! Граф Зуров. Где-то с подобным персонажем мы в советско-российском кино уже встречались... 'Ба, знакомые всё лица'! Это же бравый поручик, изобретатель новой винтовки из любимого мною (рекомендую!) фильма 'Сыщик петербургской полиции' (1991). Кстати, оный фильм тоже поставлен по литературному произведению- роману Леонида Юзефовича 'Ситуация на Балканах', да и действие в нём происходит всего пятью годами раньше, в 1871-м году. Закрадывается крамольная мысль, что г-н как бы Акунин и его литературные 'подчинённые' были хорошо знакомы с романом и фильмом... Впрочем, как говорит Леонид Каневский в сериале 'Следствие вели...' 'Это уже совсем другая история'. Всё, мой манжетный грифель исписался. Надеюсь, не напрасно. 7 из 10
Когда на исходе «лихих 90-х» книжные прилавки были завалены всякими детективами о современных преступниках и сотрудниках МВД, серия романов Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина смотрелась необычно. Ведь и Конан Дойл, и Агата Кристи, когда писали очередной роман, делали героев своими современниками. Акунин же создал цикл исторических детективов. Его Эраст Фандорин – современник последних российских императоров, настоящий аристократ конца XIX века. Неудивительно, что из-за такого сочетания истории и детектива к началу XXI века романы Акунина стали бестселлерами. Выходя постепенно из экономического кризиса, в котором страна пребывала целое десятилетие, в начале 2000-х гг. Первый канал (который в то время назывался ОРТ) начал съемки экранизации самого первого романа Акунина о Фандорине – «Азазель». Снимать телефильм доверили Александру Адабашьяну – известному актеру, художнику-постановщику, другу Никиты Михалкова (чья студия «Три Тэ» проводила съемки). Сюжет 4-хсерийного телефильма развивается довольно живо, не давая зрителю заскучать. На мой взгляд, что фильм, что роман «Азазель», отличаются от других книг Акунина о Фандорине тем, что здесь мы видим непривычного читателям Фандорина. Помимо того, что он молод, юн и неопытен, Фандорин лишь только учится применять дедуктивный метод. Поэтому мне очень понравилось то, как сыграл Фандорина Илья Носков. Да, это не тот самый сдержанный, хладнокровный детектив с легким заиканием и сединой на висках, каким читатели привыкли видеть на страницах книг Акунина. Но если отталкиваться от самого романа, то попадание Носкова было удачным. С другой стороны, Фандорин в «Азазели» не столь яркий персонаж, как, например, Иван Францевич Бриллинг. И это неудивительно, поскольку харизматичного Бриллинга – Шефа и наставника Фандорина, сыграл один из самых выдающихся актеров современности – Сергей Безруков. Всей своей игрой, и неоднозначным образом Безруков явно «перетягивал одеяло» на себя, затмевая Фандорина-Носкова. Но я бы не сказал, что дело в разных уровнях актерской игры. Скорее дело в самом сюжете книги/фильма. Современный кинематограф часто грешит тем, что при съемках исторического кино слабо чувствуется показанная эпоха, и современные актеры в кадре ряженные. Но, что касается Марины Александровой, то ей удалось перевоплотиться в юную девицу конца XIX века. И хотя Александрова не всегда радует своей актерской игрой в ряде проектов, в телефильме «Азазель» она была вполне органична. Неплохим вышел граф Ипполит Зуров в исполнении Сергея Чонишвили. Таким его я себе и представлял со страниц романа: вспыльчивый, лихой гусар, способный на большие поступки ради любви и дружбы. Однако не все было идеально с фильмом. Во-первых, образы Амалии Бежецкой (Лариса Борушко) и леди Эстер (Марина Неелова) несколько отходили от книги. Во-вторых, скрытую рекламу ненастоящих товаров, которая появлялась в каждой серии между сценами, я не считаю талантливым режиссерским ходом. Зато переходы от анимации к кинокадру смотрелись неплохо. Что касается саундтрека, то Владимир Дашкевич написал прекрасную музыку, украсившую картину. Так же интересно было послушать различные русские романсы в современной обработке и исполнении Ю. Шевчука, «Ногу свело», Б. Гребенщикова, «Несчастный случай», которые шли в конце каждой серии. Несмотря на небольшие расхождения, я склонен считать «Азазель» более чем успешной экранизацией романа Б. Акунина. Это яркий пример того, как можно и нужно снимать историческое кино в рамках телепроекта. Тут и сюжет увлекательный, и антураж соответствующий, и актеры подобраны интересные. Очень жаль, что снять зарубежную экранизацию «Азазель» (которую планировалось назвать «Зимняя королева») американцам так и не удалось. Поэтому, не имея возможности сравнить, приходится довольствоваться данной работой Адабашьяна. В 2005 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Турецкий гамбит», снятый по второй книге Б. Акунина о приключениях Эраста Фандорина с Егором Бероевым в главной роли – своеобразный сиквел «Азазели». Но это уже будет другая история… 9 из 10
Первая экранизация произведений Бориса Акунина получилась не слишком удачной. Сюжет романа почти дословно передали в фильме, но сказать что получилось хорошо нельзя. Все же фильм не книга. Последующие экранизации Акунина довольно сильно отличались от первоисточников, но вышли гораздо удачней. Кроме того, так как фильм телевизионный, ему ощутимо не хватило бюджета. Как и действию динамики. И с актерами тоже не очень. Илья Носков не сказать чтобы удачный выбор на роль Фандорина. Играет он не так плохо. Но ему явно не достает актерского опыта. Сыгравшие Грушина и Бежецкую Феликс Антипов и Лариса Борушко просто не подходят на эти роли. Главная актерская удача это, безусловно, Бриллинг в исполнении Сергея Безрукова. Вот где попадание в роль. Именно Безруков оживляет несколько сонное действие картины в тех сценах, где присутствует его персонаж. Неплох и Чонишвили в роли графа Зурова. Хотя здесь мои симпатии на стороне Дмитрия Певцова, блестяще сыгравшего этого героя в 'Турецком гамбите'. Прочие актеры сыграли средне, но особого раздражения не вызывали. Цельного впечатления на меня фильм не произвел. Фандорин бледноват, мало динамики, ощутима нехватка бюджета. Смотреть можно, в основном, из-за Безрукова, который в роли Бриллинга очень хорош. 6 из 10
Первое, что скажу сразу: Фандорин категорически не понравился. Может, моментами персонаж Носкова был похож на Эраста Петровича, которого я представляла при чтении. Но в целом ни внешность, ни характер не соответствуют книжным. В сериале юный Эраст показан слишком уж застенчивым, каким-то смущённым, неуверенным. Не подумайте, что я хочу сказать, что Фандорин должен быть наглым - нет. Просто мне он представляется более уверенным, энергичным... Да и по внешности не такой. Но всё равно спасибо И. Носков за его игру. Сказать, что она была плохой, я ни в коем случае не могу. Теперь господин Бриллинг... Если не считать того, что по книге он казался мне старше, то в целом С. Безруков был в этой роли великолепен. Амалия Истомина. Честно говоря, не понравилась. Прямо совсем. Причём опять же, не игра, а внешность... Амалия должна быть более молодой роковой женщиной, красивой, выделяющейся из толпы. Роковая получилась... А по возрасту (так же, как Бриллинг) не очень. Зуров, леди Эстер, Ахтырцев - прекрасные. Их образы, пожалуй, совпадали с моими представлениями больше других. Я не специалист и, разумеется, не могу уверенно оценить операторскую работу. Но мне показалось, что некоторые сцены были чересчур затянуты- в смысле, камера слишком долго снимала одну и ту же точку. Хотя в общем фильм смотрится динамично. Музыкальное сопровождение очень хорошее, интересно, по-новому представлены песни, играющие в конце каждой серии. Подводя итог, ещё раз повторюсь: не все персонажи понравились (не из-за игры актёров, а из-за внешности). А вообще сериал советую посмотреть! 7 из 10
В год выхода этого фильма он наделал много шуму. Даже в КВН я помню, 2002 год ознаменовался, как минимум, тремя шутками. От весёлой 'мы забыли историю, мы не помним нашего прошлого! Взять, к примеру, Эраста Фандорина. Мы перестали называть детей Эрастами...' к обычной 'А я Апрель - не смотрел 'Азазель', а от неё к какому-то лютому монологу парня из команды КВН города Норильска, во время которого в зал специально зашли сверчки, чтобы своим треском хоть как-то сопроводить гробовую тишину. В общем, про Азазель говорили, шутили, но многое шло мимо меня. Не смотрел и не читал. Хотя рекомендуют. Поскольку я не читал книгу, по-моему, единственный из рецензентов, то сравнивать мне не с чем. Какой был Фандорин в книге я не знаю. Какими были другие персонажи - тоже. Только фильм. Начнём с общей атмосферы. Мне показалось, что особо вглубь времён не вдавались. Делали телефильм для домохозяек. Поэтому привычные театральные костюмы привычные старые дома и одна улочка с красивыми скамейками - вот и все декорации. Есть телефильм, но нет духа того времени. Я не почувствовал. Хотя отличные вступительные титры к нему, безусловно, подготавливают, но дальше мы видим обычный и уже привычный образец телефильма на тематику 19 века. Продолжим людьми. Мне кажется очень странным назначением Александра Адабашьяна на должность режиссёра фильма. И странным, и интересным. До этого он снялся и оказал разнообразную помощь (сценарием, оформлением, постановкой) в создании многих кинокартин, известный Бэрримор и так далее, но режиссёром выступил лишь в одной, да и той 1990 года выпуска. И вот проходит 12 лет и Адабашьян режиссирует 'Азазель'. Было бы не так забавно, если бы он продолжил дальше. Но вот уже прошло ещё 12 лет, а больше режиссёром Адабашьян не выступал. Почему так? Выглядит так, словно он целое десятилетие просил у Михалкова что-то снять самостоятельно, ему разрешили, он поставил 'Азазель' и ему не понравилось. Поэтому за прошедшие 24 года у Адабашьяна лишь два фильма, которые он режиссирует - 1990 года и 2002. Почему в этот 24-летний период именно Адабашьяну выпадает честь снять 'Азазель'? Каким образом так точечно угодили именно в него? Запутано и непонятно. Актёрское наполнение фильма балансирует между современниками и классиками. Безруков, Носков, Пирогов, Александрова с одной стороны; Басилашвили, Неёлова, Шикульска из польского 'Ва-банка' - с другой. Пирогова особо был рад увидеть, ещё со времён 'Орла и решки' он оставляет впечатление очень интересного и самобытного актёра. Однако из молодых актёров самый профессиональный - это Сергей Безруков. Он очень талантлив, он актёр по призванию. В том случае только, если режиссёр этого захочет. Многие не хотели. А в целом же о фильме, могу сказать, что очень интригующее начало. Просматривается сюжетный клубок конспирологического детектива, когда сюжет раскручивается от чего-то мелкого и достигает всемирных масштабов. Вот так от обычного самоубийства студента Фандорин добирается до всемирного заговора. Как говорит википедия, Акунин планировал (может быть, уже осуществил, не знаю) написать книгу по каждому из детективных поджанров. Выглядит заманчиво. Фандорин, как сыщик, меня не очаровал. Может быть, это только пока. Впереди ещё есть экранизации. А 'Азазели' пока только 6 из 10