Нет, ну скажите мне, почему французы умеют снимать кино, а американцы нет? Почему в американских фильмах с самого начала, буквально с первых кадров почти всегда становится понятно - кто плохой и кто хороший? Почему в этом фильме Мельвиля преступники помогают друг другу, подчиняясь законам чести, а, казалось бы, хороший комиссар прибегает к явно противозаконным методам для того чтобы надавить на людей? Как так можно снять фильм, который смотришь затаив дыхание? Казалось бы элементарные приемы: охранник задумался, не проверить ли еще раз туалет через который как раз в этот момент грабители пытаются пробраться в магазин? И сердце пропускает удар, затем еще один. Нет, не стал проверять, и сердце возвращается к своей нормальной работе. И в таком состоянии проходит весь фильм. Почему до самого конца фильма остается неясным, кто же выйдет победителем из этой схватки? И, наконец, почему, же до самого конца фильма лично я так и не смог решить на чьей же я стороне и кому симпатизирую? 10 из 10
Для игры в карамболь нужен безлузный стол с идеальным сукном, удлиненный кий и три разноцветных шара. Ничего лишнего, разумный и элегантный минимализм в деталях, и все ради процесса, захватывающего сознание без остатка. Символический первый удар по костяной сфере, и вот она рикошетит от бортов, касаясь «собратьев», а бесстрастные глаза бильярдиста наблюдают собственную судьбу в миниатюре. Жизнь прожженного преступника, вдыхающего свободный воздух спустя годы неволи, подобна игре, у которой всегда есть лишь два исхода. Победить или умереть — дилемма математически проста, особенно для того, за чьими плечами нет прошлого, а есть лишь очевидное настоящее. Ведомый инстинктом преодоления, выпестованным методичным режиссером, гангстер имеет значимую цель, что подчиняет остальное. Судьбоносная встреча с беглецом от конвоя определяет один день как единственно важный — день ограбления. И на кону стоят не просто большие суммы или даже человеческие жизни. На кону — философия преступления, превращающая сильного человека в безупречный инструмент. Никакой чувствительности, никаких сомнений, а только твердое убеждение, что каждый виновен с рождения. Стильная гангстерская драма исполнена в гамме холодного сапфира, что отвергает даже намеки на сочувствие. Создатель дал ей высокопарное теоретическое обоснование, звучащее в дебюте, показал сферический мир преступления как норму жизни. О деспотичном характере Жан-Пьера Мельвиля еще при жизни ходили легенды, спустя годы обраставшие все более красочными подробностями. Маниакальная педантичность режиссера, его неуклонное стремление к идеалу, внимание к каждой мелочи словно и не оставляли «Красному кругу» иных шансов, кроме как стать эталоном в жанре. Вычищенная от каких-либо страстей, задушевных разговоров и признаков сентиментальности картина заставила поверить в хрестоматийную архетипичность персонажей, идентичных в грамотности прорисовки и при этом отличных в демонстрации черт. Ален Делон, Джан Мария Волонте, Ив Монтан под управлением Мельвиля создали типажи характеров, особенно сильных в соприкосновении идеологий, смыкающихся на общем деле. Нет ответов о причинах сделанного их героями преступного выбора, как нет и возможности увлечься праздными вопросами. Сторонним вещам в его фильмах не место — так всегда считал перфекционист с кинокамерой и планомерно следовал собственным постулатам, не давая передышки ни одному из задействованных в преступлении века. «Красный круг» — картина двуликая, словно изображение Януса. Одинаково естественно она воспринимается и как самостоятельная величина в долгом творческом пути Мельвиля, и как неотъемлемая часть его Вселенной, объединенной характерным стилем. Фанатичная любовь к кино, охватившая режиссера с младых ногтей, и десятилетия упорного труда привели к тому, что довольно долгий фильм воспринимается шахматной партией, в которой оба гроссмейстера могут брать паузы, но ни на минуту не выпускают из головы игру. Смысл картины, задействовавшей сразу несколько легенд французского кинематографа, логично перекликается с психологией опытного преступника. Противостояние с законом, который неожиданно представлен комиком Бурвилем в роли комиссара — есть единственная и безусловная парадигма для таких людей. Одинаково нечистые на руку преступники и детектив, в соответствии с генеральной линией, неустанно доказывают значимость события как конечной отметки долгой дороги. Как каждый до нее доберется — дело вторичное, первично же ощущение предопределенности маршрута, заставляющее жадно ловить каждый миг. Для Мельвиля специфические обстоятельства, сводящие героев — не более чем еще одна деталь грандиозного плана, тщательно вынашиваемого долгие годы. Показная пренебрежительность к женским образам, в свою очередь, придает «Красному кругу» особый мрачный блеск, изредка нарушаемый танцевальными номерами в ночном клубе. И «экстремальному индивидуалисту», как он сам себя называл, ничто человеческое не чуждо. Насколько он сам этого желает, естественно. Что характерно для режиссера, герои очень похожи на него самого. В одном из эпизодов закамуфлированный комиссар — почти полная внешняя копия Мельвиля, а заодно олицетворение жестокой, принципиальной, но по-своему очевидной психологии. Она построена на принятии самого себя как безусловного грешника, чье существование немыслимо без риска, без борьбы, без игры, наконец. Содержание определяет ровную невозмутимость формы, а мелкие штрихи выстраивают композицию, логично венчаемую важнейшим событием. В своих лучших традициях режиссер показательно плюет на все, что будет после ограбления, как не уделяет он внимания и внутренним демонам каждого героя. В красный круг следует заносить только самое необходимое, чувство целеустремленности, получение удовольствия от процесса. Без всего этого жизнь пуста, и ей впору оборваться шальной пулей. По злой иронии судьбы, проявление чувств у Мельвиля обычно случается в последний миг перед смертью, чего вполне достаточно для подтверждения, что события совершаются все же людьми, а не послушными предметами. Режиссер великодушен в предоставлении права домысливать, досказывать или попросту фантазировать. Ему куда интереснее поставить безмолвное ограбление, поражающее слаженностью действий. Мельвиль будто рожден с целью показать, на что способен человек, находящийся во власти искусства. Что с того, если оно криминальное — на все нужен талант, а где его не хватает, там можно наверстать терпением и упорством. Обреченный быть всегда виновным человек пройдет свой путь так, как позволяют его способности, а итог всегда един. Он ждет каждого в красном круге, и это — самая благородная мужская участь.
«Я люблю, когда усилия оказываются напрасными. Долгий и упорный путь к провалу - это что-то очень характерное для человеческой природы». Жан-Пьер Мельвиль. Кажется, Мельвилю не интересны истории побед и преодолений. Куда интереснее понять, почему разные люди оказываются в одном месте, в одном время, и был ли у них шанс избежать встречи? Грабитель Джеф Кори выходит из тюрьмы в пустоту: его предала любимая женщина, приятели, подельники. Вина гангстера Фогеля пока не доказана, но он не хочет рисковать и бежит из под охраны, готовый убивать ради собственного спасения. Бывший полицейский Жансен живет в кошмаре алкогольной горячки и сражается с призрачными обитателями стенного шкафа. Троица объединится, чтобы совершить самое молчаливое ограбление в истории мирового кино. По их следам упрямо идет такой же одиночка – инспектор Маттеи, чья профессиональная репутация вдруг оказывается под угрозой. Мельвиль, словно фокусник, населяет экран тенями, фантастическими трюками, иллюзией. Он предпочитает работать в темноте, светом лишь отвлекая внимание зрителя в нужный момент. В этом, на мой взгляд, заключается секрет гипнотического воздействия большинства фильмов Мельвиля. У каждого действующего персонажа – свое место. Кори холоден и прямолинеен, лишен эмоций. Загнанный в угол Фогель учится доверять и думать о других. Жансен поднимается с самого дна жизни, и в этом похож на Родиона Раскольникова. А Маттеи, продолжая аналогию с романом Достоевского, эдакий Порфирий Петрович, который тоже был на грани, но эту грань не переступил и не переступит. Отличное кино, разобранное последователями на цитаты. 8 из 10
Одна из последних лент Жана-Пьера Мельвиля, «Красный круг», может быть истолкована и как криминальный триллер с мрачной атмосферой о попытке ограбления ювелирного салона, и как философское и даже сатирическое произведение. Трое преступников – Коре, Жансен и Фогель, как и противостоящие им полицейские во главе с комиссаром Маттеи – рано или поздно неизбежно вынуждены «по долгу призвания» встретиться лицом к лицу, в напряженной дуэли. В последних сценах 'Красного круга' физически чувствуешь страшное напряжение и обреченность главных героев, оказавшихся в пограничной экзистенциальной ситуации. Для меня довольно занятно то, что в интерпретации Мельвиля отношения между представителями обоих этих групп подчиняются сложным, почти ритуальным правилам, напоминающим кодекс какого-то рыцарского ордена, все действия членов которого жестко регламентируются. Существуют определенные априорные допуски, на которые идут различные стороны (например, в случае правоохранителей это заведомое подозрение каждого человека), и которые редко проблематизируются, оспариваются отдельными участниками этой почти игры. В «Красном круге» бандиты и ловящие их защитники правопорядка напоминают детей, которые играют друг с другом, пытаясь поначалу вырваться вверх, а затем все более поддаваясь замысловатым правилам, которые они принимают «на веру», как нечто «непроблематичное». Это внешне игровые элементы – шарады, переодевания, игры в кошки-мышки (как это делает, опять-таки комиссар Маттеи со своим осведомителем; или же бессловесная и бесшумная 25-минутная сцена ограбления; в подобном, «игровом» ключе, можно трактовать переход Жансена из одного лагеря в другой после совершения дисциплинарного проступка – как нарушившего правила) – которые заканчиваются, впрочем, вполне серьезно. Задним числом, довольно забавно высматривать подобия и переклички в картинах других режиссеров. К примеру, можно вспомнить ленты Квентина Тарантино, одного из поклонников Мельвиля, также изображавшего героев лент «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво» не без иронии и насмешки. Вспоминается американская лента «Схватка» (1995), в которой также была сделана попытка обыграть запутанные и ритуализированные отношения служителей закона и преступников. Во французском кино появилось большое количество подражателей (от «Питона-357» до «Набережной Орфевр, 36»). Но интереснее всего находить сходства в лентах, вроде как не «полярах» по жанру – например, в «Подземке» Люка Бессона, в обрубленом эксцентрическом финале которой как будто плавились и исчезали различные коллективные и социальные условности, до тех пор оказывавших воздействие на главных героев.
«Красный круг» – фильм, который захочется посмотреть не один раз. В этой французской кинокартине очень много достоинств, от замысла до невероятной актерской игры, не требующей лишних слов. Молчание артистов в кадре в стиле Роберта Де Ниро органично в «Красном круге»: достаточно полувзгляда, полуоборота, чтобы передать то, о чем переживают и думают главные герои. Жан-Пьер Мельвиль снял фильм с жизненным сюжетом и философским подтекстом. Если суждено чему-то случиться, того не миновать. Эпиграф, предпосланный «Красному кругу» и принадлежащий якобы Будде, но по факту придуманный самим режиссером, гласит: «Если люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться, с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо сойдутся в красном круге». Судьбы четырех мужчин, связанные невидимой нитью, решатся в нужное время и в нужном месте. Автор фильма хочет доказать существование идеи о том, что предначертанное свыше, непременно, произойдет. Человек – марионетка в руках рока или какой-то неведомой силы. Два преступника, бывший полицейский и действующий детектив не смогут избежать встречи в предопределенном месте. «Красный круг» в контексте фильма означает начало и конец пути, все зависит от того, что кому суждено испытать. Жан-Пьер Мельвиль собрал целый ансамбль знаменитостей 70-х прошлого века в своем предпоследнем фильме. Хронометраж «Красного круга» больше двух часов, что нисколько не тормозит просмотр истории благодаря интересному сюжету и потрясающей актерской игре. Это не только драма, но и психологический детектив, заставляющий затаить дыхание от неожиданных поворотов и событий. «Красный круг» снят в классическом европейском стиле и до сих пор является образцовым фильмом. 10 из 10
«Красный круг» это не только эталон «полара» (французский жанр, аналогичный американскому «нуару») но и по-моему мнению, один из лучших фильмов всех времен. В названии уже заложена суть фильма (и наверное, сам смысл жанра «нуар») – людям суждено сделать то, что суждено и им предстоит понести то наказание, которое им определила судьба. Трепыхаться и пытаться что-то поменять бесполезно, против катка по имени «Рок» не попрешь. Обречен Джеф Кори – только что освободившийся заключенный, которому еще в тюрьме охранник, дал наводку на ювелирный магазин. Обречен Фогель сбежавший преступник, пытающийся скрыться от преследования. Обречен Жансен, бывший полицейский, первоклассный стрелок, а ныне пьяница, регулярно ловящий «белочку». И Маттеи, инспектор полиции, возглавляющий поиски Фогеля, то же обречен, он безнадежно застрял в границах своего красного круга, состоящего из «долга», «принципа», «закона» - сделавших его бездушной мясорубкой. Не зря пишут, что в этом фильме Мельвиль полностью отточил свой стиль - это крайний визуальный и эмоциональный минимализм во всем. Картинка холодная, отточенная, я бы сказал, что она совершенна в своей законченности, так как, не перегружает зрителя деталями. Диалогов здесь очень мало, зрителю дается крайне мало информации о главных героях, только необходимое количество, что бы понять мотивы героев и сюжет. Актерская работа выше всяких похвал, Ален Делон, ранее уже снимавшийся у Мельвиля в великолепном «Самурае» и в «Красном круге» продолжает выступать в похожем амплуа расчетливого, без эмоционального человека. Ив Монтан, играющий здесь опустившегося типа, алкаша, полицейского, предавшего свои идеалы. И конечно, неожиданна роль великого комика Бурвиля, в образе Маттеи, цепной полицейской собаки, хладнокровной и безжалостной. 10 из 10
Своё ознакомление с французским кинематографом продолжаю фильмом 'Красный круг'. В основе фильма простейшая история, в которой не самым замысловатым способом жизни двух представителей криминального мира встречаются на перепутье. Харизматичные в своём природном начале, оба понимают, что эта встреча далеко не случайна, соответственно, надо организовать общее дельце. Допустим, почему бы не обчистить ювелирный дом, который нашпигован драгоценностями... Вот и вся, собственно говоря история, предназначение которой не в том, чтобы внушить зрителю какую-либо абсолютную истину (тогда ещё не наблюдался 'бум' на 'псевдофилософию', какой наблюдается в современном кинематографе), а показать, как надо снимать кино. А уж французы в этом деле знают толк! 'Красный круг' - это представитель старой школы игрового кино, которое в современной Европе хоть и претерпевает определённые изменения в своей структуре, но оно есть и не собирается уходить, в отличие от ситуации, которая наблюдается в Голливуде, где игровое кино на глазах рассеивается по мере старения последних его представителей. Исходя из этого, фильм будет интересен тем, кто по-настоящему ценит кинематограф, кто следит за всем происходящим на экране, что позволяет ему в своём воображении увидеть и то, что творится в тот или иной момент там, за кадром, за кулисами. Представить себе работу, которая кипит там. Этот фильм будет интересен тем, кто ностальгически оглядывается на ту эпоху, в которой ему даже не посчастливилось родиться. Несмотря на свою простоту, сюжет 'Красного круга' наполняет фильм психологической напряжённостью, что просто необходимо для жанра криминального триллера. И здесь нет никаких технических 'выходок' режиссёра, типа, быстрая смена 2-секундных кадров, когда нужно зарядить атмосферу адреналином, чтобы зритель почувствовал это. Наоборот, в фильме немало кадров с длительной выдержкой, более того, когда герои в этих кадрах не произносят ни слова, а просто творят. Как же это всё восхищает!
«Красный круг», также как и предыдущая картина великого французского режиссера Жана-Пеьера Мельвиля является экзистенциальной картиной, снятой в стиле нео-нуара. Отточенное мастерство француза достигает едва ли не самого своего пика, чего уже отнюдь не будет в следующей, его последней картине «Шпик», хотя и она достаточно хороша. Изрядная доля реализма, сцен без разговоров подчеркивает не только мастерство режиссера, но и актеров, которые «ведут» действие на экране. Не многие актеры, не говоря не слова по нескольку минут могут заставить зрителя не отрывать взгляда от происходящего. Однако при всех достоинствах картины, она вышла скучнее, чем тот же «Самурай», снятый тремя годами ранее. Предыдущая картина режиссера в прямом смысле погружала в происходящее. Конечно и «Красному кругу» этого не занимать – но получилось несколько хуже. Опять исполнивший главную роль Ален Делон, как будто ради иронии отрастил усы, которые Джефф Костелло из «Самурая» по собственному признанию никогда не носил. 9 из 10
Эпиграфом ленты послужило высказывание Будды Гаутамы о том, что, дескать, если предначертано, то люди встретятся внутри красного круга. И что малоудивительно уже после такого вступления, герои встретились! Коре, герой Алена Делона, отсидевший срок, планирует новое дело - ограбление ювелирного магазина, для этого, понятно, ему нужны подельники, которых и искать особенно не приходится. Волей случая, он спасает Фогеля, сумевшего улизнуть от полицейского. Фогель оказывается крепким орешком, хотя за что его так желает поймать вся французская полиция, выстраиваясь в шеренги и получая команды сверху, неясно. Коре и Фогель быстро находят общий язык, к ним присоединяется Йанссен, безупречный стрелок, в прошлом полицейский, но в нынешнем суровом настоящем - алкоголик с 'белочкой', видящий тварей, живущих в его стенном шкафу. Делон, как всегда безупречен. Этакий романтик с большой дороги, порядочный и благородный. И это уже не мои личные симпатии к Алену Делону, это факт. Фото девушки Санти, которые он оставляет нынешнему 'владельцу', нежелание выдавать его полиции как сообщника, симпатии по отношению к беглому Фогелю, скрывающемуся в багажнике Коре, - всё это характеризует его наилучшим образом, на мой взгляд. Да и мужская дружба, опять-таки, вызывает тёплые чувства. Ив Монтан в роли вернувшегося к жизни профессионала, конечно же, потрясает, учитывая сцены, где он лежит с горячкой и где он недрогнувшей рукой выбивает ключ. Перевоплощение на 'пять с плюсом'! Его отказ от денег вполне понятен, такая реанимация, которую обеспечили герои, стоит куда больше, чем доля от ограбления... Комиссар со всеми его хитрыми уловками и, в противовес профессиональным навыкам, быту с тремя котами в холостяцкой квартире вызывает не самые тёплые чувства. Однако же, нельзя не признать его достойным соперником криминальному трио, соперником, способным на многое ради достижения цели, настоящему охотнику с инстинктом травить добычу. Потрясающий фильм с изумительными характерами, психологичными находками и, конечно, неподражаемым Аленом Делоном и легендарным Ивом Монтаном.
Вчера посмотрел этот фильм. Специально нашёл его в сети, после того как прочитал статью о нём на Кинопоиске. Что я могу сказать? По стилю повествования очень похож на фильмы моего любимого Майкла Манна (особенно напомнил Схватку). Очень понравилась неспешность сюжета, но в то время и оторваться не можешь. Великолепные актёры, особенно удивил Андре Бурвиль, никогда не видел его в роли серьёзного комиссара полиции, больше привык к ролям простаков 'Раззявы' и 'Большой прогулки'. Очень впечатлил. Делон и Монтан естественно на высоте. Джан Мария Волонте мне не знаком был до этого фильма, но со своей ролью он справился как полагается. Мне кажется, что сейчас таких фильмов уже не снимают, таких, где красиво показано противостояние достойных соперников. Без взрывов, наркотиков и террористов. Специфический но высокопрофессиональный комиссар и обаятельные 'крутые' преступники. Наверное, это и есть классика французского кино, и мой интерес к этой странице кинематографа возрос многократно. Надо посмотреть, что там ещё есть хорошенького в кинематеке Жан-Пьера Мельвиля. Посмотрите - не пожалеете.
Жан-Пьер Мельвилль - один из классиков французского кино. Несомненно, он повлиял на мировое кино. Он всегда ценил мужскую дружбу, честь и принципы. Все это всегда старался показать в своих картинах. Какой бы ни был человек - бандит, убийца, он может обладать некоторыми качествами, которых нет у обычных граждан. О сюжете. Трое преступников выпущенный на волю Делон, сбежавший Джан Мария Волонте и бывший полицейский Монтан объединяются, чтобы осуществить план ограбления. План просчитан до мелочей, напарники доверяют друг другу... Мне нравится, что режиссёр делает ставку на качество, а не на скорость. Понравилась подготовка к ограблению. Детали и ещё раз детали. Глаза трудно оторвать от сцен погони за Волонте. За ним гонится не только комиссар - прекрасная игра Андре Бурвиля, но и огромное кол-во полицейских с собаками. В фильме, как-то невольно, переходишь на сторону преступников. Великолепный фильм, напряжение царит на протяжении всего просмотра. На данный момент, бывший полицейский Оливье Маршалль, а ныне режиссёр, старается снимать жёсткое криминальное кино, в стиле Мельвилля. И получается у него весьма качественно и интересно. 10 из 10
Пожалуй великий французский режиссер и сценарист Жан-Пьер Мельвиль является единственным представителем французской новой волны, который в большей степени вдохновлялся американским кинематографом, а не своими земляками предшественниками. Классические американские гангстерские фильмы и криминальные драмы позволили ему создать свой уникальный режиссерский почерк, совместив интеллектуальность авторского кинематографа и стандартные жанровые концепции. В данном фильме, который был снят на закате его жизни и карьеры, Жан-Пьер Мельвиль довёл свой авторский стиль до совершенства. В центре сюжета классическая история противостояния двух преступников и полицейского комиссара. Познакомившись при случайных обстоятельствах, досрочно освободившийся из тюрьмы преступник и сбежавший при конвоировании бандит, объединяются для совершения ограбления крупного ювелирного салона. Однако по их следам идёт упрямый комиссар. Казалось бы стандартная сюжетная фабула не сможет привнести ничего нового, но только не в данном случае. Режиссер, который всегда был склонен к философии, делает акцент на реалистичность происходящего, раскрывая суть преступления, как смысла существования. Ограбление здесь не столько попытка обогащения, сколько возможность осознать себя. Это особенно хорошо показано на примере мотива третьего сообщника, алкоголика с галлюцинациями. Картина стала квинтэссенцией творческого пути автора, раскрыв всю его кинематографическую философию. Использование минималистического подхода к сценам перестрелок и убийств, которые показываются лишь в качестве дополнения и не призваны заворожить зрителя зрелищностью. Также используется холодный тон повествования, герои практически не проявляют эмоциональности, даже в критических ситуациях мы видим некоторое отстранение от окружающего мира. Это выражается в длительных молчаливых сценах. Но при этом смотреть фильм нисколько не скучно, ибо сюжет увлекает и не уходит в плоскость сложного артхауса. Атмосфера выдержана в холодной, тоскливой манере, что тонко передаёт основное настроение ленты. Режиссер начинает свой рассказ с эпиграфа о красном круге, месте где обязательно сойдутся те, кому это начертано судьбой. Данное высказывание приписано Будде, но на самом деле это придумал Жан-Пьер Мельвиль, он славился подобными высказываниями. Этим он показывает неизбежность судьбы, показывая каким бы путём не шли герои, им суждено встретится в условном «Красном круге». На главных ролях задействованы лучшие звёзды французского и европейского кино. Ален Делон, Джан Мария Волонте и Ив Монтан исполнили преступное трио. Их внутренний мир практически не затронут, показано лишь стремление к цели. И только третий с помощью преступления избавляется от своих демонов. Андре Бурвиль выдающийся комик, но здесь он предстаёт в образе сурового комиссара полиции, идущего по следам грабителей. Игра актеров безупречна, но не стоит рассчитывать на искусную драматургию, это не входит в авторский стиль режиссера. Красный круг это авторский и глубокий фильм, в рамках «Красного круга» которого встречаются напряженный триллер про ограбление и интеллектуальная криминальная драма с экзистенциальным уклоном. Один из наиболее важных французских фильмов, оказавших заметное влияние на мировой кинематограф. Атмосферная и умная картина станет подарком для любителей криминального жанра. Безусловно рекомендую. 8 из 10
Появившийся на свет человек - лишь точка. Формируясь как личность, приобретая привычки, особенности характера и социальный статус, каждый из нас очерчивает вокруг себя воображаемую окружность, ограничивающую сферу общения радиусом собственных интересов. Люди, не имеющие с нами ничего общего, либо сами не изъявят желания попасть внутрь, либо им будет отказано в доступе. Близкие же по духу будут взаимно притягиваться хотят они того или не хотят. Подчиняясь этой закономерности, оказались в одной компании трое немногословных мужчин в шляпах и с оружием: импозантный грабитель Коре, только что вышедший из тюрьмы (обаятельный Делон), фактурный бандит Фогель, бежавший из-под надзора (по-мужски красивый Волонте), и стремительно спивающийся, но все еще метко стреляющий бывший полицейский Йенсен, чудом выживший в сражении с созданиями собственного мозга, пораженного белой горячкой (элегантный Монтан). Их, казалось бы, разные жизненные дороги внезапно пересеклись. Волки сбились в стаю. Осознанное родство душ побудило стремиться к единой цели, какой стало дерзкое ограбление ювелирного магазина. Таков первый круг Мельвиля. Законы пищевой цепочки никто не отменял. На матерых хищников просто обязан найтись охотник, чтобы популяция бесконтрольно не разрослась. Подчиняясь этой необходимости, на сцене появляется молчаливый одинокий комиссар Матеи (харизматичный Бурвиль), благодаря уму и профессионализму смекнувший: то, что для одних является кругом общения, для него - готовый круг подозреваемых. А уж взяв след и позаботившись о приманке, остается только обложить зверя со всех сторон, оградив его свободу красными флажками. А волки ведь по природе своей сколь бы ни были опасны и смелы, однажды попав за красные преграды, перемахнуть через них не в состоянии, и затравлено мчатся на выстрел. Таков второй круг Мельвиля. При близости к законам природы и реалистичности происходящее на экране - лишь часть вселенной самого создателя фильма и не претендует на абсолютную достоверность. Пользуясь безусловными правами демиурга, коим является на съемочной площадке режиссер, сценарист и монтажер в одном лице, он превратил самую обычную криминальную драму в философский экзистенциальный триллер, обрекающий зрителя на веру в предопределенность всего происходящего с человеком. Безжалостно выбросил из кадра женщин, как отвлекающих внимание, и заставил персонажей-мужчин следовать лишь ему известному ритуалу. Четко расставил музыкальные акценты и расчертил пространство. Идеально рассчитал хронометраж, так что непосредственно процесс ограбления кажется происходящим в реальном времени и поглощает внимание полностью. Пятидесятитрехлетний француз не оставил зрителю другого выбора, кроме как проникнуться ключевой авторской идеей. Таков третий круг Мельвиля. И мы прощаем ему выдуманный и приписанный Будде эпиграф, в конце концов, в собственноручно сотворенном мире может быть и собственноручно сотворенный просветленный. И мы прощаем ему непродуманность действий героев после совершения преступления, ведь все это ради задуманного утверждения незыблемости фатума. Мы прощаем, потому что красиво. Мы прощаем, потому что захватывающе. Мы прощаем, потому что уже давно стали частью огромного круга поклонников Мельвиля.
«Доподлинно известно, что степень черноты в душах человеческих обратно пропорциональна величине квадрата самоуважения, помноженной на величину уважения к окружающим». Казимир Малевич «Кинематографический срез чужой, насколько дикой, настолько же и манящей жизни, погрузив сознание в который, внезапно чувствуешь себя живым. Куда более живым, чем еще 105 минут тому назад». 9 октября 2010 года, из заметок к фильму «Самурай» (1967) Один из лучших сёрферов Новой французской волны, Мельвиль отличался умением сделать хорошо как критикам, так и зрителям. Первые, возможно, не сразу, отмечали его самобытный стиль и художественные изыски, вторые, даже спустя десятки лет, смотрели фильмы француза с неподдельным интересом и волнением. Наиболее известный своими криминальными лентами, Мельвиль доводил их до совершенства на всех возможных уровнях, радуя одновременно и эстетов, и любителей фильмов действия. «Красный круг» продолжает славные традиции «Самурая», перенимая эстафету фатализма и возводя ее в кубическую степень. Начиная с метафорического названия и вступительной цитаты от Рамы Кришны и заканчивая экзистенциальным финалом, Мельвиль верен себе. И это, дорогие друзья, прекрасно. Если в «Самурае» мы видели соло Делона, то здесь ему помогают еще три гениальных, это если говорить без особых эмоций, европейских актера. Делон играет досрочно освободившегося из тюрьмы грабителя-виртуоза. Волонте – преступника, на наших глазах совершающего дерзкий побег из поезда. Куда как более серьезный, чем в большинстве своих фильмов, Бурвиль исполняет роль комиссара с набережной Орфевр. Ну и далеко не сразу, но весьма эффектным манером, появляется Ив Монтан – экс-сотрудник полиции, большой специалист по стрельбе и не только. Здешняя арифметика проста: 3 преступника + 1 полицейский + 1 ограбление = 133 минуты настоящего кино. Предпоследний фильм Мельвиля и последний Бурвиля. И это, дорогие друзья, печально. О киноязыке Мельвиля можно рассуждать долго и самозабвенно, с трудом подбирая слова и определения, и не оттого, что природа косноязычием наградила или что еще. В отношении его фильмов зачастую просто невозможно вербально выразить всю подсознательно ощущаемую, пардон за мой простейший, крутость, выплескивающуюся на тебя почти из каждого кадра. Хичкоковские планы, изумительный параллельный монтаж, многоминутные немые сцены. Замкнутый в себе киномир, одновременно такой искусственный и такой настоящий. Вышедшие из под пера Мельвиля потрясающие герои этой криминальной истории о судьбоносности, которая может сыграть как за, так и против, если ты зарабатываешь на хлеб ограблением ювелирных и тому подобным промыслом, сойдутся в стремительном финале. Найдется место и титульной геометрической фигуре, появится очередной повод для озвучивания идущей рефреном всего произведения мысли начальника полиции о том, что нет ни одного невиновного человека. Криминальный мир жесток сам по себе, а трудоголики из рядов блюстителей порядка не делают его безопасней. Битва умов и характеров зачастую разрешается волею рока, который особенно беспощаден к тем, кто обитает на лезвии бритвы. Так что же там, за красным кругом?
«Красный круг» являет собой уникальное произведение искусства во французском кинематографе. Тому есть несколько предпосылок. Режиссёр этого фильма, Жан-Пьер Мельвиль, снимал кино особого, самобытного жанра. Его фильмы медитативны, немногословны и вместе тем пропитаны какой-то особой драматичностью, каждый кадр в фильмах Мельвиля – цельная картинка и при этом без единой фальшивой ноты. Всё как бы почерпнуто из жизни, что весьма странно монтируется с оригинальными эпиграфами к его фильмам. Эпиграф к «Кругу» является афоризмом, приписываемом Будде, и очень подходит самой картине, которая к тому же непривычно длинна для европейского кино. Но кроме того, сам «Красный круг» отмечен наличием в нём актёров, которые к 1970 году уже были известны в разных амплуа. Это Ален Делон, Андре Бурвиль, Джан-Мария Волонте, Ив Монтан и, в полуэпизодической роли – Франсуа Перье, пожалуй, единственный исполнитель ролей второго плана, который запоминается зрителю надолго. Пять звёзд, сошедшихся в фильме на два с четвертью часа экранного времени. При этом роль каждого из них по-своему уникальна и самостоятельна. Идея противостояния, тоже достаточно традиционная для французов, тоже находит новое, необычное воплощение в двух линиях. Это, во-первых, центральная – противостояние троицы грабителей и хитрого комиссара, и немного сторонняя, но имеющая прямое отношение к развитию событий – столкновение того же самого комиссара с человеком, которого он попросту прессует ради своего карьерного продвижения. И каждый из этих пяти людей блистательно сыграл в этом фильме отведённую ему роль. Без единой фальшивой ноты, и ни единого лишнего слова или жеста. Герой Джана-Марии Волонте, бандит Фогель, во время поездки совершает дерзкий побег. Комиссар Матей, герой Андре Бурвиля, реагирует моментально и профессионально – объявляет облаву. И, созерцая на экране сцену – движение строя полицейских с собаками – невольно начинаешь сочувствовать преступнику. Ведь в фильме ни слова нет о том, что совершил Фогель, да и не это главное. Невольный ужас вызывает то, что на одинокого и безоружного человека выслано целое войско – исключительно ради того, чтобы «выслужиться». Впору процитировать Высоцкого: «Разрывы глушили биенье сердец, моё же мне громко стучало…» Не в буквальном смысле, конечно, но биение сердца Фогеля чувствуется в сцене, где он бежит от погони, на каждом шагу оборачиваясь назад. И то, что Фогель, прекрасно понимающий, чем его побег может для него закончиться, всё-таки совершает его – вносит в его образ жизненно правдивые черты, такие, как свободолюбие и любовь к жизни. Вызывает интерес и герой Алена Делона, по-бандитски благородный вор Коре. Фогель влезает в багажник его машины, чтобы скрыться от облавы. Дальнейшее (впоследствии уже Фогель поможет Коре) – является своеобразным уголовным «крещением», необычным ритуалом, который и становится преамбулой к их дружбе. Но если мои чисто зрительские симпатии достались тандему Делон – Волонте, то, как конкретные персонажи, намного сильнее и ярче оказались герои Монтана, Бурвиля и Перье. Старая школа. Герой Ива Монтана, стрелок Йансен, в первый раз появляется в кадре в беспробудно пьяном виде, и при этом ещё страдает от жесточайшей белой горячки. Через какое-то время мы уже видим Йансена в совершенно ином виде – тренирующегося стрелка. А сцена, где он отливает пули для предстоящего ограбления? Ведь профессионализм не пропьёшь! И впоследствии Йансен скажет Коре: «Не нужна мне доля от полученного. Ты уже заплатил мне, избавив от тварей, живших у меня в шкафу». Герой Андре Бурвиля – хитрый, не очень нравственный карьерист, готовый пойти на всё ради продвижения по службе. В его немногословных репликах максимально точно отражена его сущность – служитель законности, не особо задумывающийся о человеческих чувствах. Ему присуще отношение к человеку, как к материалу, но не как к живому существу… И наконец, герой Франсуа Перье по имени Санти. Человек не особо законопослушный, когда-то знавший Фогеля. Но, очень хочется подчеркнуть – не особо законопослушный, не более того! Ничего ужасного он, собственно, и не сделал. Ну водил когда-то знакомство с бандитом, ну содержит бар сомнительного предназначения и замечен в сводничестве – тем не менее, ничего жуткого в этом нет. У пятидесятилетнего героя Перье есть 16-летний сын. И вполне понятно, что отец любит своего ребёнка нежной любовью, которая, в общем-то, присуща всем немолодым родителям. Однако, вследствие именно сводничества, Санти находится «на карандаше» у Матея, который пытается сделать из героя Перье информатора. И хитрый герой Бурвиля использует все подручные средства, чтобы выколотить из него информацию о Фогеле. Уже ближе к финалу он идёт на вещь, которая вызовет содрогание у любого человека, совершает жесточайшую, беспрецедентную провокацию. Даже такой профессионал, как Матей, может ошибиться, что и выходит боком абсолютно для всех – для Санти и для самого комиссара. Провокационное задержание приводит к раскрытию истины. Дальше случается ужасное… В этом месте я задумалась: неужели же герой Бурвиля после такого будет по-прежнему спокойно спать и, главное – как он теперь посмотрит в глаза людям? Всё оказалось просто, ничего не останавливает полицейского в желании поймать Фогеля. Именно в этой сцене очень ярко проявляется бесчеловечная сущность карьериста Матея и острая внутренняя боль Санти, которая потому столь сильно ощущается зрителем, что несчастный отец не знает правды и надеется, что всё пройдёт благополучно. Интеллектуал Мельвиль всё расставил на места. Преступники оказываются хорошими людьми. Служитель законности - просто омерзительным человеческим типом. Санти вызывает безграничную жалость. Финал фильма печален, но закономерен. В нём мне очень понравилась ёмкая, короткая фраза Йансена: «Это ты?... Значит, до сих пор в полиции работают такие же идиоты». «Красный круг» - это шедевр, который, на мой взгляд, нужно посмотреть всем, кто любит старое французское кино на криминальную тематику. Это неторопливый, немногословный фильм, наполненный драматизмом и остающийся актуальным во все времена. Отмеченный незаурядным авторским талантом Мельвиля, прекрасной самобытной игрой Делона, Волонте, Монтана, Бурвиля и Перье. А если просто – смотрите! Уверяю, вам понравится.