Фильм о легендарном танцовщике, который отметил бы в этом году своё 75-летие, если бы не стал жертвой неизлечимой болезни Документальный фильм моей однофамилицы Татьяны Маловой, законченный ещё в конце минувшего года, делался явно не без учета этой юбилейной даты, равно как и двадцатилетия со дня смерти Нуреева. Цифры эти, скорее всего, и предопределили серьёзную финансовую поддержку со стороны Министерства культуры РФ, которое в какой-то мере оказало проекту медвежью услугу. На протяжении просмотра меня не покидало ощущение, что предъявленная информация была пропущена через плотные фильтры редактуры. Стерильность содержания была почти пугающей. Я даже на секунду представил себе, что вот именно таким бы стало отечественное кино, если бы закон о пропаганде (догадываетесь, чего именно?) начали бы у нас соблюдать строжайшим образом. А как иначе объяснить, почему авторы каким-то удивительным образом ухитрились обойти вниманием ориентацию главного героя, без которой почти бессмысленно было говорить о его тяжелой девятилетней болезни, что в последние месяцы жизни намертво приковала Нуреева к инвалидному креслу. Но, ни название неизлечимого недуга, ни собственно его возможный источник так и не были озвучены, оставшись тайной за семью печатями. Я, конечно, не исключаю, что те два десятка зрителей, что собрались на обычный сеанс в кинозале были не хуже меня осведомлены о том, что случилось с Нуреевым в 45 лет, и что это факт, возможно, был не самым главным в его биографии. Но односторонняя подача информации явно не пошла на пользу ни самому фильму, ни тому, кому он был посвящён. То, что Руди любил собирать по блошиным рынкам редкие вещи, зрителя в известность поставили, но то, что он регулярно посещал ночные бары определенного толка, на это даже не намекнули. А ведь, скорее всего, именно в этой запретной страсти и скрывается объяснение его стремительного угасания и преждевременного ухода из жизни. Собственно стерилизация биографического материала началась уже в рассказе о детстве Рудольфа, которое прошло в жуткой уфимской нищете, где в одной из деревянных построек, больше напоминавших сарай, ютилась семья Нуреевых. Помимо самого младшего, Рудика, были ещё три его старшие сестры. Бедность вынуждала мать одевать своего единственного сына в девичьи обноски, поэтому «последышу» первые годы жизни приходилось носить девичьи платья. Этот весьма красноречивый факт странным образом отсутствует в фильме, где упоминается лишь о том, что из-за тесноты дети вынуждены были спать валетом. Игнорирование такого рода «мелочей» делает рассказ о Нурееве слишком отредактированным, если не сказать отцензурированным. И это не может не сказаться на общем впечатлении от картины, на уровне фактов мало что открывающей в судьбе опального гения сцены и представляющей собой, скорее, юбилейный панегирик, который несколько странно было увидеть в кинозале. С другой стороны, я понимаю, тех зрителей, что изо дня в день стабильно собирались на единственный сеанс. Личность Нуреева настолько притягательна, что будет ничем не оправданным упущением отказать себе в редкой возможности взглянуть на это чудо из чудес. Тем более что смотреть на большом экране на его звёздные выходы, любоваться высотой и изяществом его прыжков — удовольствие особого рода. Может быть, хотя бы таким способом можно разглядеть, в чём же, собственно, заключался феномен его непередаваемого животного магнетизма и той славы, что в 1960-х — в годы его триумфов — сопутствовала разве что рок-звёздам. Балетный критик Клайв Барнс, как в воду смотрел, когда написал, что люди будут интересоваться Нуреевым всё то время, пока будут помнить, что такое сцена вообще. Поэтому, даже несмотря на очевидную прилизанность экранного образа, до конца абсорбировать феномен его личности авторам картины всё-таки не удалось.
те, кто живет в Казани привыкли, что в городе проходит Нуриевский балетный фестиваль. Поэтому, когда смотришь на афишу документального кино и видишь там фамилию Нуреев, закладывается подозрение об ошибке. Оказывается, первый вариант распространен больше в России, а второй — за границей. Даже на могиле балетмейстера во Франции в фамилии выгравированы две буквы «е». Документальное кино про Нуриева (позвольте все же так его называть) решили выпустить в широкий прокат в год 75-летия танцора. На протяжении 138 минут народный артист России, балетмейстер и продюсер Андрис Лиепе рассказывает о жизненных перипетиях «летающего татарина». Чтобы как можно подробнее воссоздать портрет Рудольфа Нуреева, авторы фильма встречались с его современниками, друзьями и коллегами как в России, так и во Франции. Отснятого материала оказалось столько, что теперь авторы проекта хотят снять пятисерийный сериал и художественный фильм про эту выдающуюся личность. Почему-то в фильме фактически отсутствует голос Нуриева. Есть уникальные кадры его выступлений, а вот фрагментов интервью — нет. Непонятно и то, почему это кино обязательно нужно показывать на большом экране, в кинотеатрах. Тем более, качество озвучки порой оставляет желать лучшего. Слышно даже помехи от работы сотового телефона, которые записались во время одного из дублей… Картина вполне подходит и для телевизионного формата. Тем не менее, за полтора часа окинуть взглядом удивительную биографию Нуриева все же любопытно. А она полна драматизма. Начиная с того, что Рудольф был одним из первых в стране, кто на гастролях за границей решил не возвращаться в СССР. Мера эта была вынужденная. Очарованный Парижем, он знакомился со своими коллегами по цеху, поздно возвращался в гостиницу, тем самым злостно нарушал правила поведения советских граждан за границей. Сотрудники КГБ быстро донесли об этом в ЦК КПСС и там решили вернуть танцора в Советский Союз в то время, как вся труппа должна лететь в Лондон. Об этом ему сообщают прямо в аэропорту. Нуриев понимая, что на родной земле на его карьере можно ставить крест, решает остаться в Париже без багажа, и средств к существованию. Сопровождающий его работник КГБ был настолько пьян, что не смог остановить Рудольфа… Так же с большим драматизмом показан эпизод, когда известному на весь мир Нуриеву в 1987 году наконец-то разрешили въехать в СССР, чтобы навестить умирающую маму. Но для того, чтобы он съездил в Уфу и вернулся в Москву, советские власти дали всего 72 часа. При этом, компетентные органы все сделали для того, чтобы артист так и не встретился со своими друзьями. В такие моменты начинаешь ненавидеть свою страну… В картине охвачен весь период жизни танцора, вплоть до самой смерти. но в фильме много неточностей. К примеру, там говорится, что 12 декабря 1959 года мать танцора Фарида приезжает в Ленинград и впервые попадает на балет «Жизель» с участием сына. А в этот момент на экране — фрагмент «Лебединого озера». Много неточностей с датами и годами. Понятно, что это мелочи но настоящего ценителя балета это коробит. В картину к примеру можно было бы включить разъяснение, почему Рудольф не получил французского гражданства. И дело не в том, что ему страна не давала политического убежища, просто там очень высокие налоги на прибыль. Поэтому Нуриев обратился за гражданством в соседнюю Австрию. Прямо как в сегодняшние дни. Вон, даже Депардье из-за этого из Франции убежал… Нет в фильме ни одного упоминания и про сексуальную ориентацию артиста, хотя со своим партнером датским танцовщиком Эриком Бруном он сохранял отношения в течении 25 лет. Согласитесь, не малый отрезок жизни, который просто решили не включать в биографию. Непонятно из картины, отчего же умер Нуриев. Нет ни одного упоминания названия болезни, хотя доподлинно известно, что танцора погубил вирус СПИДа. Биография великих личностей еще при жизни прирастает мифами. Нередко артисты сами эти легенды создают. Но документальные подробности все же искажать и скрывать не стоит. Иначе зачем вообще в таком случае тратить огромное количество сил, проделывать невероятную работу, собирая живые свидетельства о судьбе «летающего татарина»? Чтобы не выставлять неудобную правду на показ? Тогда и кино в таком случае получается «кастрированным». Ведь сам Андрис Лиепе приезжая в сентябре на фестиваль мусульманского кино заявил журналистам: - Жизнь Рудольфа была очень сложна. Он всегда оставался одиноким человеком. И все друзья понимали, что он пытается найти людей, которые его любили бы таким, какой он есть.