Пианистка : отзывы и рeцензии

viktory_0209
viktory_020911 ноября 2014 в 13:24
Перед закрытой дверью

Почему-то тандем Михаэля Ханеке и Эльфриды Елинек принято считать чуть ли не верхом органичности. А ведь писательница куда как злее и пристрастнее. К тому же, «Пианистка» - роман очень женский при полном отсутствии в нем женственности. Саму Елинек такая референция изрядно бы позлила, однако, попав в клетку с белыми обезьянами, весьма проблематично о них не думать. Трагедия литературной версии Эрики Кохут заключается в том, что она, съезжающая по «зимнему пути» прямиком в пучину безумия, пытается взвалить на себя мужскую доминантную функцию. Делает она это, разумеется, по логике чисто женской: стремится подчинить себе, подчиняясь сама. Иными словами, диктует, как ее нужно подчинять, при этом имея в виду, что – на самом-то деле – подчинять не нужно вовсе, а нужно просто любить. Между тем, у Елинек женщина не может комфортно себя чувствовать в мужском мире, потому что не может никогда: ее насилуют, порабощают, убивают в ней сексуальность как исключительно маскулинную прерогативу, а заканчивается все обязательно или безысходно, или детоубийством. Тоже от безысходности и загнанности в угол. Все это преподносится желчно, экспрессивно и путем упоительного копания в нечистоплотных мотивациях. Ханеке удалось отсечь от «Пианистки» феминистическую истерию, заменить взгляд изнутри характерным беспристрастным фиксированием происходящего и даже избежать соблазна проспекулировать на совсем уж грязных деталях: у него профессор Кохут хотя бы не месит собачье дерьмо в ночных парках и не шляется по венским трущобам. Но такая отстраненность и даже стерильность историю совсем не портит, хотя и направляет в несколько иное русло. Как и в романе - но в пропорции строго необходимой - первопричиной конфликта становятся нездоровые отношения матери и дочери, что, безусловно, роднит «Пианистку» с «Осенней сонатой». Но, если у Бергмана речь шла о нарциссической травме ребенка, воспитанного самовлюбленной инфантильной актрисой, то у Ханеке запускается несколько иной механизм. Здесь мать, с одной стороны, овеществляет Эрику, подчиняет ее себе как средство обеспечения своей комфортной жизни, а с другой – внушает той чувство собственной исключительности. Так, к своим тридцати пяти годам профессор Кохут уходит в биполярный отрыв от реальности. Представление о нормальной жизни у нее складывается из телевизионных ток-шоу, изливающих с экрана чудесные замечания о том, что с женщинами нужно обращаться как с низшими существами, и порнофильмов, наглядно демонстрирующих, как именно это нужно делать. Убежище от внешнего кошмара Эрика находит в нелепом мохеровом болеро и осязаемой для нее глубине музыкального романтизма. В настоящую жизнь можно сделать короткую вуайеристскую вылазку, урвать ее кусок, как модное платье, но для своей же безопасности потом нужно вернуться к мамочке под крыло, спрятав обновку в уже забитый таким тряпьем шкаф. Конечно, здесь важна подавленная сексуальность. Но не потому так неудобно от откровенных сцен, что они порнографичны, а оттого – что невозможно жалки. Оттого, что после них впору по-идиотски запрыгать и зафырчать вслед за белокурым юношей, чтобы только избавить себя от мучительной неловкости. Думается, непроизвольное мочеиспускание вместо оргазма и полосование бритвой гениталий как способ пробудить чувствительность символизируют неумение, невозможность обладать жизнью не только интимной, но и жизнью вообще. И героиня, с ее высокой эмпатией к шубертовскому сумеречному состоянию, очень хорошо понимает, что такая фрустрация ведет ее на границу безумия. Только гениальному композитору ничего не оставалось, кроме как смириться и сублимировать ощущение безысходности в творчество, а заурядная Эрика может уцелеть - нужно только отказаться от мысли о собственном превосходстве. Ключевым моментом здесь видится эпизод с битым стеклом, насыпанным в карманы ученицы, ретроспективного двойника профессора Кохут. Можно рассматривать его как проявление ревности, но такая трактовка характерна, скорее, для Елинек, у которой Анна была ненавистной противоположностью героини, ее нереализованной мечтой о нормальной юности в мини-юбке. У Ханеке это сцена спасения: освобождая девочку от мучений пианистки, от подавления личности суровой дисциплиной, героиня тем самым пытается освободить и себя. Так в истории появляется мужчина, играющий, в отличие от того же бергмановского Виктора, роль вполне себе активную. Вальтер Клеммер не внушает особого доверия Эрике из-за своей поверхностности и неприличной красоты. Зато, в отличие от обожаемых композиторов, он живой, и в его любви можно спастись. Беда лишь в том, что героиня не способна на обычный человеческий контакт, у нее сложилось искаженное представление об отношениях. И, когда она решается продемонстрировать содержимое своего секретного чемоданчика (суть искалеченной души), юноша приходит во вполне ожидаемый ужас, не понимая, что это за «хренотень». Трагедия ханекевской Эрики - в преследующем ее тотальном дисконнекте. В то время, когда постоянно включенный в синечулочной квартире зомбоящик вещает о мобильном интернете как средстве постоянной связи со всем миром, она не может достучаться до одного-единственного человека, сидящего напротив. В ответ на отчаянно посылаемый сигнал SOS проще всего получить обвинение в патологии. И режиссер цинично направляет свою героиню по пути одиночества и безысходности, которые давно утратили шубертовский романтизм: это не гордое странствие в страну, из которой никто не возвращался, но унизительные тошнотворные попытки сближения в холоде кафельных уборных и хоккейных раздевалок. Попытки, приводящие только к бессильному, совсем по-кафкиански, тыканью ножичком. Просто мы глухи к призывам о помощи, закрываемся от них своих уютных квартирках, прячемся за фасадами приличий, духовности, интеллектуальности. Так безопаснее, и главное - только бы все шито да крыто было. Идеальная интеллигентная семья никогда не вырастит насильника. Сын обычных трудяг никогда не убьет подружку из любопытства. Закрыв глаза ладошками, можно притвориться, что ты в домике, но в равнодушии нет спасения. Кино, думается, вовсе не о том, сколько дряни может скрываться за наглухо застегнутой мидлклассовой блузой, а о том, что нет ориентиров иных, нежели воспитывающих такую дрянь. И захочешь избавиться – не выйдет: носи в себе и не высовывайся, улыбайся и маши рукой маме. Сегодня мы обвиняем отчаявшуюся женщину в извращенности, шарахаемся от нее, как от прокаженной, оставляем наедине с собственными демонами. А завтра двое учтивых юношей постучатся в нашу дверь, чтобы попросить четыре яйца. И уже никто не придет на помощь. Нам самим.

КД
КД6 августа 2015 в 17:17
Ode an die Freud

Михаэль Ханеке снял романтическую комедию. Нет, не совсем так. Посмотреть на сюжет и структуру, так Михаэль Ханеке снял романтическую комедию. Эрика — классическая незамужняя учительница по классу фортепиано, а Вальтер — её молодой и красивый ученик. Она — холодна, неприступна и связана уставом престижной консерватории, но он — влюблён, блондин, обольститель, эстет и человек, который своего обязательно добьётся. Ведь настоящая любовь, как нас учит женская проза, не знает границ. И жили бы они долго, но, вот незадача, Эрика, кроме Шуберта, любит порно, маму и пожёстче, а в шкафу для скелетов уже четвертый десяток лет подгнивают маркиз де Сад и барон Мазох. Какие ярлыки, если разобраться, только не навешивали на Михаэля Ханеке. За всю свою долгую историю любви с аудиторией и критикой он был кем-угодно: от «главного мизантропа мирового кино» через обычного провокатора до практически сострадателя-гуманиста. Конечно, ничего из этого не правда. Наиболее точным в этом случае было бы что-то в таком духе: Ханеке — это второй великий австрийский психиатр за последние двести лет. Обязательно держа в голове, что Ханеке-человек и Ханеке-режиссёр по свидетельствам очевидцев и его самого — это люди полярно разные, можно сказать, что Михаэль как автор не имеет совершенно никаких эмоций. Его же персонажи абсолютно ему безразличны, что вкупе с отсутствием хоть какого-то юмора, делает Ханеке очень странным, но и столь же масштабным культурным явлением. Такой «психиатрический» творческий метод режиссёра играет в разговорах о «Пианистке» солирующую партию. Начнём с того, что Ханеке, как и любой врач, при выполнении профессиональных обязанностей не имеет пола с точки зрения того, как он оценивает персонажей и их действия. И именно поэтому он всегда был, наверное, единственным режиссером, способным экранизировать роман Елинек, не скатываясь ни в феминизм, ни в женоненавистничество - и более того, никого не осуждая и даже никому не сочувствуя. «Пианистка» - это тот случай, когда режиссер мог высказаться о заглавной героине не иначе как «бессердечная сука», а мог и добавить: «и имеет на это полное право», полностью переворачивая первое высказывание. Ханеке не делает ни того, ни другого, а лишь спокойно наблюдает и скрупулёзно анализирует, во многом вступая в диалог со своим более научным коллегой-соотечественником. «Пианистка» - это кино абсолютно фрейдистское, если не сказать «неофрейдистское», потому что эдиповым комплексом тут не ограничиваются, а добавляют в него гомосексуализм, садомазо и гораздо более интересные перверсии, рассказывать о которых, пожалуй, лучше самому маэстро. По большому счёту, предлагаемые обстоятельства для главной героини — это жизнь, когда сублимация уже бессильна, и всё, что было внутри (и лучше бы там и оставалось) начинает выходить наружу. Для того, чтобы выпустить из тихого омута чертей, режиссёру не нужно долго в нём рыться, а достаточно только элегантно приоткрыть — и вот вам, психоанализ по-австрийски. И как главный герой не смог не влюбится в руки, которые так играют Баха, сложно не восхититься бородой, которая так интерпретирует Фрейда. И о чём же в итоге получилось кино? О том, что нам нужно быть осторожными со своими желаниями? Нет, конечно: Ханеке, который и ответов-то на заданные вопросы никогда не даёт, бесконечно далёк от морализаторства. О том, как быстро в чистую душу проникает агрессия? Теплее, но всё ещё не совсем, поскольку истинно чистой души здесь и нет. О том, как опасно вскрывать 'ид' одиноких любительниц Шуберта, подавленных материным суперэго? Горячо, но всё ещё не то. 'Пианистка' - это кино о любви. Не о любви в общепринятом смысле, а, если можно так сказать, о любви «по Ханеке», то есть о чувстве, из которого убран весь эмоциональный и романтический флёр, а всё что осталось — это пугающие позывы подсознания и инстинктов. Сейчас мы уже знаем, что о любви гораздо более развернуто, полно и совершенно самостоятельно (без Елинек и Фрейда) Михаэль Ханеке выскажется одиннадцатью годами позже в «Любви», и даже там это чувство предстанет жестоким и безобразным, а что еще характернее, лишенным всякой старческой сентиментальности. Дело в том, что для Ханеке любовь — это в первую очередь акт насилия, а уже потом акт сопутствующего сострадания. Между «Пианисткой» и «Любовью» он постарел на десять лет, но не потерял своей холодной безжалостности, и, более того, обрёл интересное желание по временам играть со зрителем в «трогательное кино», и только потом бить кувалдой по голове и уносить. Намеренно провоцируя скепсис в дорогом читателе, не могу не сказать, что Ханеке - это один из считанных авторов, который наиболее вероятно войдёт в историю кино, как один из важнейших из режиссеров стыка веков. А «Пианистка», в свою очередь, - это то кино, которое сделало его великим окончательно. И дело здесь не в поставленных диагнозах, не в любовных изысканиях, не в нечеловеческом чувстве прекрасного, помноженном на не менее выдающееся чувство безобразного — дело даже не в Елинек с Фрейдом. Дело в том, что именно в «Пианистке» Ханеке нашёл как идеально применить свой творческий метод. Как равномерно распределить зрительский шок по хронометражу, как избежать какой-либо сексуализации в фильме о сексуальности, как разбавить 'высокое' 'низким', чтобы получилось еще более 'высокое', как привлечь и оттолкнуть в такой пропорции, чтобы эмоциональное влияние на аудиторию было практически безграничным. Здесь Бах — здесь Шёнберг, здесь наслаждение — здесь боль, мажор — минор, мужское — женское, форте — пиано, вопросы —... Да, только вопросы.

ch3loveck - 6852
ch3loveck - 685222 октября 2019 в 23:14

Рассказать вам о любви? Не о той, разумеется, из-за которой поют серенады или затевают войны. Скорее о любви к старому теплому пальто, которое ты надеваешь каждый день. И это пальто кажется таким родным, таким своим, что мысль о приобретении нового пугает тебя, вынуждая придумывать оправдания застреванию в паттерне собственного поведения. Но мы все-таки о любви, а значит я должен рассказать ее историю. И как бы Ханеке ни старался скрыть от нас то хорошее, что происходит с героями, я вооружился советом главной героини - «Если вы будете забывать про композицию всей сонаты в целом, вы загубите сонату» - и сложил свой пазл из этого набора «Синее море под голубым небосводом». Познакомьтесь с персонажами. Запертые в клетке сложившихся отношений они ищут способы подружить свой микромир с окружающей действительностью, кто-то через агрессию и циничность, кто-то через обман, а кто-то отыгрывая благородство Ромео, который забыл, чем должна закончиться пьеса. Главная героиня Эрика, кажется, даже смогла найти баланс между своим затянувшимся детством и проявлением зрелости. Она технично обходит контроль матери и ищет пути выражения через порнографию, коллекционирование садомазо игрушек и самоистязание. Причем увлечение садомазо на коллекционировании, вероятно, и заканчивалось - пускать в свой мир посторонних не входит в правила игры. Однако, правила начинают меняться, когда в игру вступает Клемер. Этот романтический герой великолепно использует паттерн ребенка, который увлекся новой игрушкой. Упиваясь своей привлекательностью, он привык получать то, что хочет, играть в игры, которые хочет, по правилам, которые работают только когда он побеждает, и готов даже переосмыслить Шуберта, чем вызывает негодование у Эрики. Не получая желаемого, он злится, протестует и требует. А получив, натурально прыгает от радости. Любое его действие по отношению к героине это попытка взять наскоком неприступную крепость. Однако, своей маскулиностью такую птицу из клетки не вытащить и в игру вступает музыка. Как наши герои следуют правилам игры, так же они относятся к музыке. Для Эрики музыка это способ выражения себя, сохраняя свой мир в безопасности. Партитура уже известна, акценты расставлены, правила определены. Трудно услышать неудобные фразы, зачитывая заранее согласованный сценарий. Но для Клемера музыка лишь инструмент достижения цели и как любой инструмент его можно настроить, приладить для себя, выгодно использовать. Но я опять забыл про любовь… К сожалению, как это часто бывает, здесь она ассиметрична. Главная героиня готова пустить в свой мир абсолютно чуждое ей и идет на слом своих убеждений раз за разом на протяжении всей истории. Она ломает клетку своего махохистического мира, чтобы пристроить к ней Клемера. А он лишь дегустирует ее мироощущение, называя Эрику сумасшедшей и разрушая еще не осевшую постройку их отношений. Лично я для себя никак не могу определиться - гениальный психолог Ханеке или топорный монтажер. Других вариантов быть не может. Так завалить мотивацию персонажей и общую композицию яркими, но омерзительными вспышками больной психологии можно с целью либо подчеркнуть романтические мотивы героев, либо заявить всем, что ты ошибся профессией. Я поверил в первое и постарался перевести для себя прожектор драматургии на те моменты фильма, где вообще не звучат слова. Обратите внимание, как героиня относится к музыке. Она слушает ее поодаль ото всех, смотрит в окно и как будто ограждает себя музыкой от людей. Эрика не хочет делить своё переживание музыки с другими, это её глубоко личное и неистово волнующее, а открыть свои эмоции миру значит выйти из понятного и безопасного детства. Именно это и использовал Клемер пусть даже и не сознательно. Музыка стала проводником их отношений, помогла Эрике нарисовать картину их связи, которая не вызывает тошноты и паники. Но картины, которые мы рисуем в голове, невозможно сохранить нетронутыми, соприкасаясь с внешним миром. И Эрику ждало жестокое, пронзительное столкновение с реальностью, от которой она закрывалась всю свою жизнь. О чем этот фильм? Для меня о преодолении рамок и взрослении, об убеждениях, которые мы себе навязываем и живём с ними годами, а когда приходит время - они разрушаются о действительность. После просмотра меня было охватило чувство меланхолии и было искренне жаль героев за их судьбу и проблемы, в которых можно легко узнать свои. Но произошедшее не перевернёт мир Эрики, а скорректирует его, сделает ближе к реальности, поможет избавиться от конфликтов с ней. Рана, которую наносит себе Эрика в последние минуты фильма, как символ не летального, этапного значения этой любви.

Undeceive
Undeceive20 апреля 2018 в 05:58
Секс - это скучно, я читала.

Братцы, вы ничего не поняли! В своих рецензиях (положительных и отрицательных) вы утверждаете, что главная героиня - мазохистка, вуайеристка и вообще больная на голову. Изображение всех этих извращений вас шокировало, оглушило и заслонило от вас подлинный смысл фильма. Напомню, что маркиз де Сад написал все свои знаменитые книги в тюрьме! Да-да, сидя в одиночке. Он всё придумал, всё нафантазировал. Вот откуда ее многостраничное письмо убористым почерком. У этой сорокалетней девственницы никакого сексуального опыта вообще не было, то есть абсолютно. В фильме же прямо говорится, открытым текстом, что она - 'чиста как ребёнок'. Поскольку ее папаня угодил в психушку, эта бедолажка с самого детства не имела ни малейшего опыта элементарного восприятия мужиков как таковых. Над Валерией Новодворской посмеивались, приписав ей фразу: 'Секс - это скучно, я читала'. Главная героиня фильма начиталась о сексе, многого насмотрелась, собрала коробку секс-игрушек, однако она понятия не имеет, как на практике управляться с мужским членом, вот и сделала пацану больно, а в другой раз ее саму стошнило. Конечно, возникает вопрос, почему у нее не было подружек. Ведь девчонки с детства обсуждают эротические темы, делятся информацией, просвещая друг друга. Очевидно, она была вундеркиндом, рано прославилась, возвысилась над обычными женщинами и замкнулась в башне из слоновой кости. Такие выдающиеся эксперты узкой специализации существуют во всех сферах искусства. Например, у Галины Улановой дома не было телевизора, и она не знала, как включается стиральная машина. Принципиальный момент - отсутствие религиозности. Будучи европейски образованным и цивилизованным человеком, профессор консерватории не верила в каких-нибудь там чертиков с рожками и не могла опереться на Бога, чтобы самоограничиться и обуздать свою плоть, как, допустим, Жанна Д'Арк. В итоге мать-природа взяла свое и вырвалась наружу. Кинозрители тут различно объясняют, зачем она взяла кухонный нож и караулила пацана, но затем ткнула в себя. На мой взгляд, этот поступок мотивирован следующим образом - в своей личной драме она воспринимала этого пацаненка всерьез и планировала покарать его. Когда увидела, что это приключение со старушкой ему пофигу, вдруг осознала, что сама налажала по полной и виновата только сама.

Gulid 13
Gulid 1330 июля 2013 в 00:59
Музыка их связала

Эрика является профессором в области игры на фортепиано и преподает столь тонкое искусство в одной из австрийских консерваторий. Внешне героиня непроницательна, груба и жестока по отношению к своим многочисленным ученикам. Внутри же у нее горит настоящая страсть, которая иной раз выливается в походы по магазинам эротического содержания. Все дело в том, что даже несмотря на свой уже совсем не юный возраст, Эрика так и не познала мужчину и настоящей любви. Именно поэтому ей приходится довольствоваться буйными фантазиями, навеянными откровенными порнографическими фильмами. Под кроватью талантливая пианистка держит коробку доверху набитую различными приспособлениями для извращений и мечтает когда нибудь пустить их в ход. Все меняется когда в Эрику влюбляется талантливый юноша, которого ждет очень долгое и мучительное ухаживание. Чем же ответит непоколебимая железная леди на искренние и светлые чувства парня, еще толком не повидавшего мира и настоящей любви... Немецкий скандалист Михаэль Ханеке всегда умел удивить зрителей и критиков неким издевательством над избитыми темами. Только делал он это в присущей ему откровенной манере, изобилующей зашкаливающим уровнем нетрадиционности и буквально шокирующей каждым своим кадром. «Пианистка» по градусу накала мало чем уступает некоторым работам режиссера, тем же «Забавным играм» например, но то что зритель будет приятно и неприятно удивлен, сомнений не возникает. Лично я после просмотра несколько минут сидел в недоумении от увиденного и не мог осознать, а точнее принять все то, что выливалось на меня в течении двух часов. В целом, мне понравилось, ибо фильм представляет собой необычную и в некоторой степени даже провокационную попытку вывести зрителя из равновесия и поразить его с помощью с виду обычных вещей. Ведь заслуженная пианистка на первый взгляд вполне невинна и вряд ли способна на то, что делает здесь с ней Ханеке. Его героиня не чурается делать жестокие и беспощадные вещи, например может не долго размышляя отобрать у своей самой старательной, но в реальной жизни запуганной и тихой ученицы, возможность в дальнейшем и дальше заниматься музыкой. А ведь это была ее единственная возможность выплеснуть накопившиеся эмоции. От некоторых подробностей из личной жизни Эрики, по телу реально пробегали мурашки. Чего только стоит вдыхание содержимого использованных салфеток в кабинке для просмотра порнофильмов. Подобные эпизоды несут в себе такой сильный заряд мерзости и негатива, что запоминаются порой лучше основной концепции, которая кстати достаточно проста. Красивый и питающий надежду на светлое будущее юнец, предлагает старой и давно пропитавшейся безумной извращенностью даме, искренние чувства, которая та не может не то что принять, она не в состоянии их осознать и по настоящему прочувствовать. Но эта идея настолько завуалирована под покровом нескончаемой вульгарности и откровенности, что про нее попросту забываешь. На первый план выходят провокационные эпизоды из личной жизни, развивающиеся все более открыто и подходя в финале к своему заслуженному коллапсу. Иной раз создается впечатление, будто между сознанием зрителя и фильмом идет некоторого вида борьба. Итог определить сложно, но лично меня увиденное поразило. В моей памяти «Пианистка» осталась на столь же долгий срок, как и «Забавные игры». Несмотря на все, восхитительно отыграли актеры. Главной звездой однозначно является блестящая Изабель Юппер, которая в образе прогнившей изнутри преподавательницы смотрелась сверх убедительно. А то, с каким рвением она пыталась заменить отсутствие своей интимной жизни чужой, действительно поражает. По моему скромному мнению, это ее лучшая роль во всей карьере, ибо более безумной и харизматичной героини у нее не получилось сыграть ни до, ни после «Пианистки». Здорово отыграл Бенуа Мажимель, которого я помню еще по крепкому французскому боевику «Осиное гнездо». Шокирующих сцен с его участием было не так уж и много, но в целом со своей задачей он справился на твердую пятерку. Из Бенуа получился искренний паренек, который меняется прямо на глазах, поддавшись влиянию со стороны обманчивых чувств. В итоге же, «Пианистка» является одним из самых неоднозначных, странных, откровенных и в тоже время глубоких фильмов, которые я видел за последнее время. Правда, чересчур ядовитый и непонятный осадок от увиденного, вкупе с чересчур перекрученным сценарием выносит мозг до такой степени, что наблюдать за происходящим становится просто сложно. В остальном же, все неплохо, так что моя оценка только такая. Может быть не самая высокая, но зато честная и твердая: 7 из 10

RGDOL
RGDOL12 февраля 2010 в 13:26
А какой 'скелет' в вашем шкафу?

Очень долгое время откладывала просмотр этого фильма именно из-за накрученного мнения о какой-то неверятной 'извращенности'и 'порнографичности', однако, наконец посмотрев, не обнаружила там ни первого, ни второго. Наличие в фильме сцен сексуального характера ( а стоит заметить, что таковых там не так уж и много) совершенно не говорит о его 'невероятной извращенности'. Фильм-драма, драма одиночества, непонятости и борьбы мужского и женского начала, и, конечно музыка. Посмотрите вокруг: а знаете ли вы о чем думают и мечтают люди вокруг, друзья, коллеги, даже самые ваши близкие люди? О чем мечтаете лично вы в своих самых сокровенных фантазиях и главное- ести ли рядом с вами человек, который готов это с вами разделить? Главная героиня - женщина несомненно одаренная и незаурядная, однако мы готовы простить Ван Гогу отрезанное ухо, ибо все гении чуть-чуть 'не в себе', но спешим навесить ярлык 'больной извращенки' безызвестной преподавательнице консерватории. Перед нами история женщины, выросшей и живущей в обществе авторитарной мамочки, женщины, чувствующей музыку как воздух, и поэтому просто физически не способной быть обычной и вести обычные межполовые отношения. Ее сокровенные мечты 'необычны' поэтому героиня ищет выход своей сексуальной энергии в нестандартных ситуациях. И вот когда на ее пути встречается молодой человек, чье музыкальное восприятие сопоставимо с ее способностями слышать и чувствовать, она доверяет ему свое сокровенное, в надежде что в музыке секса она будет понята так же. Однако, недостаточно зрелый возраст и погруженность в самолюбование не позволяет сбыться надеждам Пианистки. Молодой человек, желает просто обладать, обладать здесь и сейчас, он даже способен считать свой каприз любовью, однако, ему чуждо понятие любви, как принятие возлюбленного со всеми его реалиями. Ему не нужна ОНА, в ее лице он хочет обладать гениальной музыкой, любимого им Шуберта, а не стареющей несчастной женщиной. Таким образом, любовь трансформируется в ненависть и даже отвращение. Однако, сама Эрика, вызывающая по началу брезгливости и неприязнь зрителя, в конце фильма заставляет почувствовать жалось, сочувствие и даже боль... Боль, вонзенного ножа...... 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск22 января 2010 в 17:56
идеальное извращение

Пианистка. Бесконечное множество раз я вновь и вновь натыкалась на этот фильм, словно коса на камень, о нем упоминали друзья, им восхищались на форумах, на его страничку я не один раз случайно попадала на кинопоиске, и во всевозможных неофициальных топ-рейтингах. Однако на просмотр этой картины я вдохновиться долго не могла, возможно, причина в том, что я попросту не достаточно подробно изучила его актерский состав, ибо для меня это является часто определяющей и решающей составляющей. Абсолютно случайно, теперь уже и не вспомню, как, я увидела в списке актеров имя Изабель Юппер, так полюбившейся мне в «8-ми Женщинах». К тому же, повлияла моя фанатичная влюбленность в очаровывающий французский кинематограф. Выяснилось, что я уже не впервые сталкиваюсь с работой немецкого режиссера Михаэля Ханеке - лента «Забавные игры» как и 1997-ого так и 2007-ого годов принадлежов его «перу». Как и в этих двух картинах в «Пианистке» неоднозначный конец. Зритель смотрит на экран, видит действие, подразумевающее непременное продолжение и вдруг линия обревается, оставляя нас сначала в недоумении от неожиданной псевдоконцовки, а потом не в некотором легком разочаровании, что эта шокирующая лента уже действительно закончилась. Первоначально фильм повествование в фильме идет согласно одной линии- Эрика Кохут, профессор Венской консерватории, стервозная и желчная пуританка, с идеально перпендикулярной поверхности пола осанкой, традиционно - «синечулочным» пучком волос, как и подобает старым девам, ревностно влюбленная в Шуберта и Шумана, возводящая их на пьедестал идолов, напрочь лишенная личной жизни. Живет она в одной квартире с мамой, с которой, кстати сказать, спит в одной постели, как маленький ребенок, что само по себе уже очень странно. Мамочка- эгоистичная тиранка, проверяет каждый шаг своей сорокалетней дочери, лишая ее любого альтернативного мнения или поступка будто ей 12 лет. Возможно, как раз это многолетнее сожительство с деспотичной и эгоистичной матерью, и стало появлением тайной жизни пианистки. Это и есть вторая линия, которая проявляется в тот момент, когда героиня приходит в видеосалон, чтобы в одной из звукоизолированных кабинок насладиться просмотром порнографии и запахом спермы на салфетках, оставленных другими посетителями-мужчинами в мусорном ведре кабинки. При чем сразу видно - она делает это не в первый раз, каждое ее действие ей хорошо знакомо. А потом этот эпизод с средневековым кровопусканием в ванной комнате, только не из вены на руке, а из своих гениталий. Список можно продолжать. Таким образом, фильм словно разделен на два пласта. Эрика Кохут и ее раздвоение личности. Безусловно, извращения, одно за другим идущее в фильме - шокируют, но не потому что они отвратительны и вызывают отвращение, ведь вовсе подобных чувств они не вызывают (всё показано в рамках дозволенного, никаких мозгонасилующих крупных планов), а шокируют только тем, что эта внешность этой Эрики Кохут столь обманчива. Остается только воскликнуть «Кто бы мог подумать! В тихом омуте черти водятся!», при чем там целый шабаш. Это не Ларс фон Триер со своим «Антихристом», это не Лукас Модиссон со своим фильмом «Дыра в моём сердце». Здесь извращенность преподносится так изящно, утонченно, что не вызывает рвотного рефлекса, как вышеупомянутых картинах, она буквально утонченная, порой даже робкая и красивая. Она не вызывает отвращения, она вызывает, как это не странно – жалость, потому что каждый глядя на это понимает, что героиня, страдающая этим сексуальным расстройством переживает страшную внутреннюю трагедию, и именно поэтому зритель испытывает к ней не омерзение, а сострадание. Изабель Юппер неподражаема и восхитительна. Как радостно, что в французской кинематографической богеме есть такие потрясающие самобытные и по-настоящему талантливые актрисы. Этот фильм полностью накрыт ее персонажем, она в нем солистка. И другие герои картины становятся лишь массовкой, декорациями, которые нужны лишь для развития набухающего, как снежный ком, сюжета и развития конфликта в картине. Это еще один безумно красивый и драматичный фильм, который возбуждает большой интерес к творчеству Михаэля Ханеке и Изабель Юппер.

aka stone
aka stone19 июля 2009 в 16:28
Кто здесь болен…

Тоже думал, что давно написал рецензию на «Пианистку», опять оказалось, что написал в голове. Поскольку уже много и хорошо сказано про данный фильм, постараюсь уйти немного на обочину, чтобы не повторять сентенции других рецензентов. Ханеке режиссер разносторонний, я еще мало знаком с его творчеством, но нет сомнений, что «Пианистка» - это его шедевр. Видел «Забавные игры», европейскую версию – очень сложно для моего понимания как автора. В «Пианистке» все ближе, больше лежит на поверхности, больше трактовок, больше реализма. Местами есть даже смешные эпизоды, например, когда героиню вырвало в раздевалке, когда она пыталась сделать … герою Мажимеля. Вот так происходит, когда пытаешься воплотить в жизнь сексуальные фантазии. Да, кстати, в этом фильме я открыл для себя Мажимеля. И вернемся к вопросу, который выложен в заголовке. Кто же страдает психологическими недугами. Героиня, которая мечтает не о совсем традиционном сексе, или ее мать, которая живет с дочкой и пытается контролировать ее до 35 лет. Или Вальтер, который ведет себя мелко и жестоко с женщиной, над которой чувствует некоторую власть. Таким образом, Эрика оправдана полностью. Люди, которые чувствуют музыку тонко – всегда немного ненормальные, поэтому Эрика ее чувствует, а Вальтер – просто удачный, или даже не очень удачный имитатор. Не читал книги, по которой снят фильм, но фильм и без книги очень самодостаточен. Финал опять поставил меня в тупик, как и весь фильм «Забавные игры», но здесь хотя бы часть понятна и обсуждаема. Самый высокий балл, безусловно.

raimbetov
raimbetov20 июля 2007 в 18:39

Данный фильм, по сути, - грустная история о задушенном материнской любовью несчастном человеке, лишенном способности адекватно любить. Прекрасная музыка, органичная игра актеров, долгий трип по поверхности чужой психики, глубины которой так и остались погребены в толще целлулоида. Мы вошли и вышли. И вышли сухими...

Кинопоиск
Кинопоиск2 июля 2012 в 07:27
Как надо снимать

Ханеке снял безатмосферное (а так качественно снимать - это тяжело) ровное, малосюжетное и идеальное кино на простой старой доброй основе. Два часа вырываются наружу внутренние комплексы современной интеллигентной личности в результате появления в её жизни неожиданного фактора в виде молодого ученика. Надо заметить, что и ученик как персонаж заслуживает внимания на экране, героиня не перетягивает одеяло на себя и интерес поддерживается исключительно внутренней психологичностью героев, ожиданием эмоциональных 'всплесков'. Сюжет проще не придумаешь, действий мало. Финал закономерен для подобных фильмов, (кстати, снят неплохо). Абсолютно ничего нового в плане тематики не замечено. Правда, давно таких ровных фильмов на такие темы не снимают, но все новое - хорошо забытое старое. Получаем отличное идеальное вычурное качественное пособие 'как надо снимать фильмы'. 7,5 из 10

LK
LK30 июля 2020 в 19:16
Эрика: «Я ждала тебя». Вальтер: «Хоть чего-то я должен от тебя получить».

Героиня лет сорока с хвостиком, этакая классная дама со сжатыми губами, застегнутая на все пуговицы. Живет со своей престарелой матерью, уже первая сцена заканчивается дракой между родственницами. «Такие уж мы в семье горячие». Позже мы видим контролирующую мать, которая копается в вещах дочери, названивает на работу, когда же та придет домой, считает ее деньги, покупки, да и спят они в одной кровати. Чтобы снять напряжение, Эрика ходит в порно-кабинки, подглядывает за занимающимися сексом парами и иногда режет свои половые органы лезвием. На домашнем концерте, где выступает героиня, она знакомится с племянником хозяина Вальтером. Студент, инженер, лет двадцати с небольшим, тоже увлекается музыкой. Чтобы угодить Эрике исполняет произведение ее любимого Шуберта и приступает к осаде: устраивается в ее класс, признается в любви … Здесь и начинаются их отношения, в которых Эрика стремиться все контролировать, быть режиссером игр, готова составить Устав. Молодой человек хочет стандартного набора: близости, поцелуев, объятий, секса, отношений, разговоров … Вот и конфликт. Сразу бросается в глаза ее неопытность, какая она деревянная. «Эрика, ты не можешь сейчас уйти!» «Я больше не хочу ЭТО трогать» Распалите молодого мужчину, и не дайте ничего, и так раза три подряд в течение нескольких дней… Все, что остается зрителю – гадать, почему она такая. Да, нездоровые отношения с матерью, но, откуда этот тотальный запрет на удовольствие? Что произошло? Причем разрешение делать пакости / выходить за норму в перверсию есть. Для женщин это вообще менее характерно. Хорошо, это компенсация. Чего? За что она себя наказывает не раскрыто, что доставляет такую душевную боль, которую она (как думает) может удовлетворить только через боль физическую. Какой страх удерживает через контроль? Страх реальной близости? Реальной жизни? Есть ключи в жидкостях, они фигурируют в значительных сценах, раскрывающих героев: кровь, сперма, моча, рвота – это эвакуатор для того, что внутри; физическое вместо душевного. Родители должны устанавливать для ребенка границы допустимого. Мать наоборот их нарушает, а Эрика расшатывает эти границы у Вальтера и приводит его в невменяемое состояние. Причем, он понимает, что не прав, но делает, как просили (ведь угодить любимой хорошо, разве не так). Он запутался в ее фантазиях. И она сама стала их жертвой.

Neblig Schatten
Neblig Schatten18 февраля 2012 в 10:27

Жесткий фильм. И вроде пишут об откровенно пошлых сценах, многие говорят: 'Отвратительно, непристойно, грязно, мерзко'. Но ничего подобного! Да, фильм пропитан тематикой сексуальных извращений. Но: 1) Все это показано весьма целомудренно. Никаких физиологических подробностей (за исключением порнографии). Для сравнения достаточно вспомнить, например, 'Антихриста' или 'Молодых богов'. 2) Несмотря на обилие сексуальных подробностей, отвращения не возникает, не чувствуется озабоченности, фрейдистской зацикленности на сексе. Эрика в некотором роде гениальна. Выражение ее лица абсолютно одинаково - что на концерте, что в туалете. Даже когда она признается в любви, эмоций как будто бы нет. Кажется, что и музыка в ее душу не проникает. Она ничего не чувствует, уже давно существуя как машина. Внезапное появление Вальтера совсем не волновало ее. Вполне вероятно, что изначально Эрика разглядела в нем слащаво-привлекательного нарцисса, который добивается поставленной цели благодаря обаянию, поэтому и не хотела брать его в свой класс. Впрочем, вряд ли к кому-то она относилась хорошо. Люди ничего не значили для нее. Только собственный успех. И стекло ученице в карман она подсыпала, на мой взгляд, из профессиональной, а не личной ревности. Из фильма неясно, были ли у нее отношения с противоположным полом и чем закончились. Извращения - вылезающая наружу подавляемая женственность. Влечение было - возможности нет. Отсюда и теоретическое увлечение порнографией и садомазохизмом. Только не подумала преподавательница, что в жизни все совсем не так, как она представляла. Вряд ли ей хотелось того, что она написала. И финал получился отчаянно-смехотворным - даже это у Эрики получилось не так. Вывод: несчастная женщина, не знавшая настоящей жизни. Вальтер как личность вышел нераскрытым. Был ли он действительно талантлив или просто очаровывал окружающих? Что привлекло его в Эрике? Что хотел от нее? И почему, если 'так любил ее', то сразу же пошел напролом и поспешил с сексом? О чем вообще думал, соблазняя приличную (с виду) преподавательницу в туалете?! Да, она не знала, как нужно обращаться с мужчинами, но это он тоже мог бы понять и не оскорблять ее. А он повел себя как эгоист - не получил сразу что хотел, вся 'любовь' пропала моментально. Фильм отнюдь не затянутый, как некоторые пишут. На протяжении всех двух часов я сидела в напряжении, а в некоторых моментах хотелось закричать: 'Да сделайте вы уже что-нибудь!!!'. Увы, никто так ничего и не сделал. Неудивительно, если после 'Пианистки' в голову лезут мысли - а что если каждый скрывает что-то ужасное? Скорее всего, так оно и есть.

smidmi1979
smidmi197917 января 2016 в 19:11
Настоящий австриец

Позвольте представить – Михаэль Ханеке, австриец, из Вены. Осталось только добавить, что это многое объясняет. Фрейд, Шуберт, классика, ну и немец, конечно. С такой хирургической точностью издеваться над зрителями и над героями своей картины мог наверное, только немец, точнее все-таки австриец. Сюжета особого нет - просто описание жизни немолодой преподавательницы музыки в блестящем исполнении Изабель Юппер, ее матери (Анни Жирардо) и молодого ученика (Бенуа Мажимель). Никакой жалости и сочувствия – только бескомпромиссный рациональный (психо-)анализ героини, ее матери, и старушки-Европы. Самое потрясающее в фильме – то, что зритель, испытывая крайне неприятные ощущения от проделок героини-садомазохистки, может остаться с ощущением, что над ним посмеялись. К чему весь проведенный анализ? Хотите понять героиню? Ну и как? Успешно? Даже если Вы разложили ее по полочкам, то расклад этот всё равно останется если и не липовым, то сомнительным и неоднозначным уж во всяком случае. Единственное, что мне кажется очевидным, так это размышления о старушке-Европе. Результат размышлений прост и банален: закопалась она в своей рефлексии... Да настолько, что, как говорят у нас, 'без бутылки не разобраться'. Об этом почти каждый фильм Ханеке. Поэтому насилие в его кинематографе смотрится как извращенный способ посмеяться над миром, в данном случае высоколобых, буржуа. Прекрасное становится отвратным, чистое грязным, высокое (даже Шуберт) - низким. Парадоксален ведь и герой Мажимеля - забавное ведь сочетание классики и хоккея... Особого упоминания заслуживает скупость художественного метода режиссера – исключительно холодная по цвету и чистоте цифровая съемка, строго статичная камера (даже при движении), отсутствие закадровой музыки (не считая звучащей в кадре), общий план в финале, демонстрирующий патологически анатомическую безучастность автора. Вот настолько он безжалостный. В свете нескольких скандалов, связанных в 2000-е с разоблачением тихих и внешне благопристойных маньяков-австрийцев, фильм смотрится просто зловеще. 10 из 10

paramorph
paramorph4 ноября 2011 в 13:03
Книга которую я прочитал, фильм который увидел.

Мать-одиночка растит свою дочь скрипачкой, Вежливой девочкой, гнесинской недоучкой. «Вот тебе новая кофточка, не испачкай». «Вот тебе новая сумочка с крепкой ручкой». Простенький стишок Веры Полозковой отсылает нас к форме которую могут иметь человеческие отношения - мать и дочь. Книга Эльфриды Елинек наполняет эту форму содержанием. Уподобляясь патологоанатому, писательница вскрывает всю патологию человеческих отношений, да увы Елинек - патологоанатом, ибо герои неизлечимо больны, пусть пока ещё живы и стремятся к реализации своих страстей. Для меня книга которую я прочел, фильм который увидел о том какое содержание примет эта страсть, когда в человеке слишком многое уничтожено. В фильме пошли дальше, первоисточника. Взятый за основу фильма сюжет разовьётся и расцветёт во всей 'красе'. Зрителю дано разобраться в том что происходит с героями на реальном примере любви талантливого ученика к своей ещё не старой, такой сдержанной и наполненной внутри страстями преподавательнице… и тут всем романтически настроенным личностям придётся с брезгливостью прервать кинопросмотр. Страсть не ограничится перебиранием тонкими пальцами по клавишам фортепьяно! Мы будем посещать порномагазины, бордели, подглядывать за героями в ванной, узнаем что прячет преподавательница Венской консерватории внутри своей 'выцветшей оболочки' и под кроватью. Госпожа Кохут имела право вывалить наружу всё и она такую возможность получила в фильме даже больше чем в книге. Поразительно точно подобраны актёры! Непоколебимая в своей уникальной харизме Анни Жирардо – роль матери, актриса могла бы легко перетянуть внимание на себя (что часто и происходило в книге: мать подавляла дочь), но в фильме герои уже состоялись, нет необходимости много времени отдавать противостоянию матери и дочери, достаточно показать, что она есть. Вообще актёрам веришь, не смотря на сознательный уход от первоисточника, герои настоящие с первой секунды их принимаешь и нет этого диссонанса, когда смотришь фильм и в голове вертится, что все могло выглядеть не так. Появление в кадре Бенуа Мажимеля поначалу обескураживает, но вскоре становится ясно, какая важная у него в фильме роль и всё на своих местах. Изабель Юппер – растворилась, сказать об игре актрисы ничего не могу, вижу только Эрику Кохут. Единственный явный минус картины - неискушенный зритель может решить, что виноваты композиторы Шуберт и Шуман. Противопоставления мира музыки и состояния героини неуместны. Неужели кому-то может показаться, что будь Эрика, скажем, кассиршей в супермаркете, она была бы другой? 9 из 10

Иван Алонзов
Иван Алонзов14 июля 2015 в 14:05
Спокойствие и невозмутимость женского безумия

«Изабель Юппер умудрилась создать ощущение глубокого, неизлечимого сумасшествия своей героини при полнейшем спокойствии и невозмутимости.» -Лидия Маслова ('КоммерсантЪ) Михаэль Ханеке - потрясающий режиссер, который во всей красе показывает тёмные стороны человеческой души. 'Пианистка' - самый яркий представитель его фильмографии. Конечно, большинство киноманов уважают Ханеке именно за оригинальные сценарии и сюжеты ('Любовь'), но тут сделано небольшое исключение - 'Пианистка' снята по мотивам известного романа Эльфриды Элинек. Но если первоисточник был пропитан идеями феминизма, то в фильме Ханеке всё совсем наоборот. Поведение и поступки персонажа Эрики (Изабель Юппер) воплощают одержимость и абсолютную 'хаотичность' женского сознания. Образ получился гениальным во всех отношениях. У Эрики есть безумные мотивы, которые поражают максимальным аморализмом на фоне безумия и абсолютной достоверностью. Очень жесткие и шокирующие сюжетные ходы никак не губят сценарий, а наоборот, делают фильм еще более гениальным, пугающим и реалистичным. Ханеке следует традициям своих 'Забавных игр', 'С Широко закрытыми глазами' Кубрика и даже (как ни странно) некоторых работ Ингмара Бергмана. Не смотря на то, что фильм франкоязычный, 'Пианистка' является самым ярким представителем австрийского кинематографа начала нулевых. Ханеке создал восхитительную атмосферу отвратительной безысходности, от которой ты задыхаешься во время просмотра, но после становится ясно, что проблемы человеческого сознания и его мерзкие пристрастия можно преодолеть своими силами и стараниями. Хотелось бы так же похвалить техническую сторону картины. Сочетание прекрасной работы оператора и музыки Шуберта - абсолютно гениальная вещь. Эта смесь придает 'Пианистке' еще большую художественность и конечно же 'атмосферность'. Монтаж очень приятный, так как ты полностью погружаешься в историю и не замечаешь никаких 'склеек'. Этот фильм я особенно люблю у Ханеке, потому что он не только вместил в себя всё самое лучшее из кинематографа конца 90х, но и стал оригинальной диковинкой в области психологического жанра. Это кино определенно достойно вашего внимания

andreycherep
andreycherep1 апреля 2011 в 15:35
Высоко и низко.

Что хотелось бы сразу сказать - это кино не для всех. Точнее не для широкого обывателя. Эрика, главная героиня, с самого начала фильма предстает перед нами строгой преподавательницей фортепиано Венской консерватории, которая живет в скромной холупе со своей старой навязчивой матерью. При этом видно показано, что она разбирается в искусстве и в своем деле имеет 'серьезный' подход к неопытным ученикам. Однако при дальнейшем наблюдении за героиней Изабели Юпер всплывают странные особенности ее личности и несколько извращенные сексуальные желания. Молодой ученик, влюбленный в нее, сталкивается с дикими потребностями 40-летней дамы, которая хочет испытать боль и держит под кроватью в коробке садо-мазохистские атрибуты - цепи, веревки, маску. Зритель не может понять, как музыка Шуберта и похотливые желания могут совместно жить в темной личности профессора Эрики Кохут. Мне этот фильм посоветовали любители БДСМ. Естественно этот фильм не посвящен данной тематике, скорее он о том, как развиваются скрытые патологии психики с годами одиночества. Она режет лезвием гениталии в ванной, посещает видео салон с порно, мечтает попробовать себя и в роли садистки и в роли мазохистки, подглядывает за парочкой, занимающейся сексом в машине и при этом мочится. Женщина просто истомилась одиночеством и пересмотрела лишнего в порнушке. Отсюда эти странные, мягко говоря желания. К БДСМ, например, надо иметь предрасположенность, не говорю уже о том, что с бухты-барахты этим не занимаются. Это целая наука, надо быть полностью подготовленным психологически, а не просто ради прихоти пробовать с нуля все сразу, загоняя себя и партнера в дебри безрассудства. Многие, к примеру, девушки мечтали, хоть раз в жизни, в своих фантазиях быть изнасилованными, но это не значит, что если эта фантазия станет реальностью, девушка получит удовольствие и будет хотеть данного насилия над собой постоянно. Скорее это будет отвратительно, нанесет глубокую психологическую травму со всеми вытекающими последствиями. Так и произошло в схожей ситуации в фильме - во время минета нашу героиню вырвало. Одно дело фантазия, где всё идеально, а другое банально 'испытать это на себе' в своей жизни. Порно и реальные секс, которым мы занимаемся в жизни - разные вещи. Порнография - это сказка, контролируемая режиссером, там напускное удовольствие, мифы, которые нельзя воспринимать буквально. То, что там позволяют делать с собой актрисы, в настоящей жизни ваша партнерша вряд ли вам разрешит. Сказка и быль далеки друг от друга. В любом случае, рекомендую это кино особенно тем, кто обуреваем различными сексуальными желаниями, которые не было в жизни возможности реализовать - с пометкой - 'посмотрите, как не надо делать'.

ThoughtsOnTheFloor
ThoughtsOnTheFloor6 января 2011 в 13:57
Не смейте смешивать искусство и грязь!

Люблю смотреть фильмы, не читая краткого описания - смотрю жанр, режиссера, актерский состав. Так интересней. А тут еще и название говорящее. Фильмы об искусстве и его деятелях всегда завораживают. Но это... это низко. Начало мне понравилось, сразу подумала, что это трагическая история о талантливой, но до боли одинокой пианистке. А потом началось... Извращение и порнография. Похотливые подробности просто омерзительны. Но я решила досмотреть до конца - дело принципа. Весь фильм ждала какого-то нравственного просветления - с самого начала, когда в эту ужасную женщину (Эрику) искренне влюбился молодой, образованный и довольно приятный молодой человек (Вальтер). Влюбился скорее в ее музыку, в ее талант. Он не знал ее, не знал ее страшной аморальной сущности. И сразу подумалось, что вот эта искренняя любовь юноши и излечит ее больной разум... Нет. Или, например, когда она подло подкладывает битое стекло в карман своей талантливой ученицы, а потом сбегает в туалет, где Вальтер начинает ее искать. Тут вдруг появляется надежда на то, что он догадался об этой подлости, что вот как раз сейчас он ее пристыдит, и в ней проснется совесть... Нет. Или, когда он читает ее 'письмо' и понимает ее извращенный разум, говорит о своем презрении к ней, снова просыпается надежда на присутствие хоть какой-то морали в этом фильме... Но нет, вместо этого, Вальтер сам опускается до ее извращений и потакает Эрике, подпитывая ее болезнь. 'Се ля ви...' - скажете вы? Ну нет. Я, конечно, понимаю, что существует огромное множество извращенный умов, что многие фильмы стремятся обличить сущность современного мира со всем его цинизмом, похотью и пороками. Но, простите, это вполне уместно и очевидно в фильмах о наркоманах, проститутках, педофилах и вообще о падших людях, в таких фильмах, как 'Реквием по мечте', 'Вход в пустоту', 'Сид и Нэнси', 'Загадочная кожа' и пр. Мне такие фильмы нравятся, они абсолютно бескомпромиссные - в этом их прелесть. Хотя даже подобную тему можно преподнести очень красиво и без 'грязи' (яркий пример - 'Кэнди'). Но посягать на искусство! Смешивать Шуберта и туалетный минет во всех его подробностях! Или что, сегодня, чтобы фильм имел коммерческий успех, нужно обязательно разбавить его убийственной дозой пошлости, даже если вы снимаете фильм о пианистке? В таком случае, весьма прискорбно, что, во-первых, современному зрителю это нужно, а во-вторых, что кинематограф пошел по наклонной. Ну или что, это провокация? Увольте! Ничем нас уже не шокировать, 'Антихриста' и подобных фильмов на полках мирового кинематографа 'как г***а за баней', прошу прощения. Книгу я не читала, да и не собираюсь. Вполне возможно, что там все иначе - глубже, больше морали, не так пошло. Экранизации редко выходят достойные. Хотя тема все равно не моя. Ненавижу, когда опошляют такие духовные ценности, как искусство, религия и пр. Но, в любом случае, какой смысл в этом творении? Какой нравственный урок для себя может вынести зритель? Единственное, что усвоила я - всегда читать краткое описание. 1 из 10 (исключительно за Шуберта и неплохое начало)

iamwinebulance
iamwinebulance29 октября 2010 в 16:14
Знаешь, любовные раны не смертельны.

Я думала, какую писать рецензию. Положительную? Нет. Фильм вызвал бурю отрицательных эмоций. Со всеми гадкими сценами, от которых хотелось морщиться или иногда даже покраснеть от стыда, как будто это я скрывала много лет какие-то тайные сексуальные фантазии. Отрицательную? Снова нет. В фильме удивило и затронуло всё, начиная от игры актёров и заканчивая сюжетом. Нейтральную? Опять мимо, потому что всё-таки, на мой взгляд, раз фильм оставил впечатления, пусть и не самые добрые и приятные, нейтральным моё отношение к нему не назовёшь. Героиня Юппер. К ней я испытала настолько противоречивые чувства, что сложно сказать понравилась она мне или нет. Конечно, к актёрской игре замечаний никаких, так как Юппер справилась великолепно. Сам характер- с одной стороны- невероятно гадкий, взять хотя бы ситуацию с юной ученицей, которой она испортила жизнь и карьеру, так как по неопытности и глупости приревновала к герою Бенуа Мажимеля, может и потому, что мать наставляла всегда, что «ты должна быть лучшей в музыке, твои ученики не могут тебя превзойти»; с другой стороны- её становится искренне жаль, постоянно под неусыпным контролем матери, будь то покупка нового платья или частные уроки и репетиции допоздна. Героиня Жирардо. Типичный пример слепой материнской любви. Женщина пожилого возраста не может никак отпустить от себя дочь, доходя до абсолютных крайностей, например непрерывные звонки с целью контроля или же сон в одной кровати, что лично для меня вообще дико. Так же вызвала очень противоречивые чувства, потому что хочется просто дать ей пощечину, чтоб она опомнилась, что дочери не 10 лет и она вполне самостоятельный человек, но все прекрасно понимают, что мать всегда хочет лучшего для своего ребёнка. Но здесь, я больше склоняюсь к чистейшему проявлению человеческого эгоизма и, в том числе, материнского. Герой Мажимеля. Пожалуй, единственный, не вызвавший отрицательных эмоций, за весь просмотр ни разу. Потому, что он не понимал, какая перед ним женщина, её душевную организацию, её ситуацию с матерью. Хотя его реакция на признание главное героини меня немного шокировала, потому что его слова «таких, как вы даже в перчатках не трогают» звучали, как приговор для Эрики. Она раскрылась ему, доверилась, а он брезгливо поморщился. На мой взгляд, лучше бы он как-то потактичней донёс до неё то, что она больна и ей нужно лечиться. Ну и его «немного переборщил» в конце - тоже заставляет вздрагивать. Нельзя играть человеком. Тем более мужчиной. Тем более в том возрасте, когда у него так обострено чувство собственного достоинства. В целом- фильм мне понравился. Подростковая любовь в зрелом возрасте – это странно. Но это затягивает. Хочется смотреть и смотреть. Где-то морщиться, отворачиваться, но не выключать фильм. Сильно. Особенно финал. Написав рецензию, думаю, что всё-таки она больше положительная, во многом благодаря финалу. 9 из 10

Arbodhy
Arbodhy5 октября 2010 в 19:50
Возвышено сатанинское трио

Безумие способно породить нечто гениальное. Когда объединяются два безумца, неминуем скандал. Михаэль Ханеке и Эльфрида Елинек, режиссер и писатель, которые возвели насилие и жестокость в ранг высокого искусства. Их совместная работа над фильмом 'Пианистка' принесла Ханеке вторую по значимости награду Канн и, пожалуй, лучший фильм в его карьере, а Елинек еще больше приблизила к Нобелевской премии. Не менее гениальны здесь и исполнители главных ролей - Бенуа Мажимель и невероятная Изабель Юппер, для которой образ Эрики Кохут стал также самым значимым в ее творчестве, и принесший множество профессиональных премий, да что там, по большому счету, лишь после 'Пианистки' Юппер признали одной из самых талантливых актрис в истории. Немногословная роль фрау Кохут потрясла мир. Никогда до этого я не видел столь глубокого и всепоглощающего перевоплощения. Кажется, что Юппер не просто оживила свою героиню, она буквально стала ей, что, конечно, в силу больной психики фрау Кохут, вызвало беспокойство за саму актрису. Изабель Юппер удивила, главным образом, игрой лица, мимики, создав непроницаемую, холодную, злую маску, глядя на которую становятся понятны и объяснимы все сложные душевные терзания ее героини. Но больше удивляет другое. Каким образом Михаэль Ханеке смог экранизировать главный роман Эльфриды Елинек? Для меня несомненно, что Ханеке самый талантливый режиссер современности, обретший невиданное доселе мастерство в режиссуре, но здесь стоит учитывать, что сама госпожа Елинек чрезвычайно трудна для понимания, и доходчивая сюжетность не в приоритетах австрийской писательницы. Кто читал, тот поймет мою озадаченность. В 'Пианистке' сложилось множество факторов приведших ее к триумфу, и не последней из них стоит сама история поврежденной пианистки Эрики Кохут, ставшие чудовищным порождением культурных запретов и социального давления. В ней есть много чего необычного: в свои сорок лет она до сих пор спит с матерью, чудесно играет Шуберта и преподает его музыку в Консерватории, посещает поронокинотеатры, подглядывает за парочками, занимающимися сексом в автомобилях и увлекается садо-мазохизмом. Причем последнее увлечение фрау Кохут носит отнюдь не развлеченческий характер. Для нее это единственно возможная форма существования. Ее естевство. И когда в нее влюбляется молодой ученик, Эрике приходится вступать во взаимодействие, выводящее ущербную душевную организацию пианистки из равновесия, обнажая всю боль, которую, казалось бы, способна вынести личность. Убедившись, что этот монстр цивилизации умеет любить, мы вместе с героем сталкиваемся с шокирующим проявлением этого чувства, и неприступная пианистка внезапно становится жертвой, по-настоящему слабым и несформировавшимся человеком, который утратив свою защиту, находит единственно возможный для себя выход. Именно после 'Пианистки' Михаэль Ханеке стал моим любимым режиссером. Смотря на этот фильм в ретроспективе, мне кажется, что 'Пианистка' стала одним из наиболее значимых кинособытий десятилетия. Никто ни до, ни после, не проникал так далеко в природу жестокости, и не срывал так ловко маски с благопристойных граждан. О значимости 'Пианистки' свидетельствует и то, что непримиримого критика Ханеке, австрийское правительство выставило из страны, после чего тот отправился выливать тонны мудрой грязи на приютившую его Францию. И ни до, ни после Ханеке не обретал такой пугающей целостности, проявив запредельный талант постановщика. 10 из 10

ledov
ledov21 ноября 2007 в 20:20
Кто?

Посмотрели 'Пианистку '. Стало понятно отчего в прессе в свое время так много было шума. Фильм-то - гениальный. Такая же там Юппер. Наверное, гениальная книга (слышал, нобелевку дали). А все гениальное, говорят, просто. Даже не нужно спецэффектов. Думаю, кроме прочего это фильм зеркало и фильм-тест. На человечность. Нет, мы не увидим в нем отражения себя или своих сексуальных пороков. Куда уж, у нас все, как у того мальчика - норма. Только вот мальчик в итоге оказался не более чем банальным донжуаном способным прыгать лишь по верхам и не способным толком разобраться кто же (а не 'что же ') перед ним. И уж точно фильм не бичует пороки. Потому что пороков там нет. Есть по жизни несчастная женщина, есть причины, сделавшие ее несчастной. Порочны причины, эти причины - зло. Вновь утверждаюсь в том своем убеждении, что любовь не способна оправдать зло. В данном случае любовь матери никоим образом не оправдывает рабства дочери. Кто такой ребенок? Социально - это раб родителей до определенного возраста или уровня развития. Кто такой раб? Социально это вечный ребенок, не смотря на возраст или развитие. Несвобода, рабство, сведение взрослого человека или, как бывает - целого народа к уровню несмышленыша есть страшное зло, чем бы оно не оправдывалось. Еще насчет зеркал. Проблема не в том, что искалеченный матерью человек сует стекло в карман девушке или тыкает себя кухонным ножем. С Эрикой как раз все понятно, все показано и все разжевано. Проблема в том, что тоже самое часто-густо делает человек с прекрасным детством/юностью, жизнью вообще. Более того - он убивает. И делает это не втихую, а открыто, с чувством честно выполненного долга. В Чечне ли, в Ираке, в застенке - не имеет значения. Проблема не в том, что Эрика хочет себе унижения в сексе и пишет об этом в письме любимому. Это ее личное дело. Проблема в том, что казалось бы нормальные люди хотят того же в обычной жизни. Причем хотят, страстно желают этого не только для себя, но и для окружающих. К примеру - разве Михалков и Церетели до сих пор спят с родителями? Наверное, нет. Но вот унижения хотят. Причем публичного, бессрочного и обязательно группового. И письма своему очередному секс-символу пишут они открытые (Эрика, кстати - письмо запечатала). Пишут не от себя только, но как бы и от других, то есть маниакально желая другим того же. Кто из этих людей неадекватен? Эрика!? А вообще, ужасно жаль героиню Юппер. Особенно болезненный тот ее последний тычок. Маленькое самоубийство. Такое же маленькое, детское и смелое как она сама. 10 из 10