Начало у этой фильмы «бодренькое» - еще неизвестная зрителю девица декларирует свою беременность и уходит из жизни в окно. Но даже эта сцена подана с такой неторопливостью и серостью, что я подумал было, что смотрю финское, а не греческое кино. Хотя как раз финны последнее время неоднократно радовали. Греки радовать не стали: последовали полтора часа скуки. По задумке режиссера-сценариста было важно показать «обычность», 'скучность' семьи, в которой произошла трагедия. И это у них получилось! Жаль, что творцы забыли, что «обычность» вовсе не тождественна «скучности» и в самых обычных семьях всегда можно отыскать что-то интересное. Беда в том, что все «интересное» создателями картины как раз тщательно затушевывалось, дабы устроить эффектное «разоблачение» ближе к финалу. Эффектное? Забудьте, нет ничего эффектного, потому как ради секс-сцены, мигом облетевшей «эти интернеты» (включая порно-сайты), они собственный замысел эффектной концовки нудного рассказа испортили сами. И зрителю происходящее становится понятно гораздо раньше, чем расследующим самоубийство ювенальным полицейским. И зритель мог бы ужаснуться… но, когда ужас, в традициях опять-же Звягинцева подают с этакой ленивой скукой и при этом куда менее красочно, чем у нашего режиссера, хочется зевать, а не ужасаться. Фильм «Мисс Жестокость» прославился среди кинокритиков наградами на Венецианском фестивале, аж двумя: кубком Вольпи за лучшую мужскую роль сыгравшему главгада Темису Пану, и Серебряным Львом за режиссерскую работу. Эти награды только подтверждают обоснованность претензий наших Звягинцева или Смирнова с «Одной бабой» последнего на кучу всемирных, европейских или даже всегалактических наград. На самом деле, после просмотра этого фильма о том, как нужна простой греческой семье бдительная опека сотрудников мировой ювенальной закулисы, пардон, юстиции, я, не являясь любителем вышеназванных картин, впал в недоумение: если этому дали за лучшую мужскую роль и режиссуру в Венеции, то почему реально более похожие на полнометражные картины «Жила-была баба» и «Левиафан» не увешаны Оскарами с ног актеров до головы костюмеров? «Мисс Жестокость» представляет из себя донельзя унылый аморфный сюжет о сексуальной эксплуатации ребенка в обычной семье. Самой этой сюжетной линии (секс-эксплуатации) отдано минут 10 экранного времени, в общей сложности. Всё остальное время уходит на попытки доказать 'обыкновенность' семьи. Обычность семьи подчеркивается занудной скучностью её быта, который нам, словно на любительскую камеру года так 1997-ого, формата этак Betacam SX. И реально, «телевизионность» проекта чувствуется во всем: в убогих ракурсах, странных съемках в квартире, отсутствии хороших уличных съемок. В общем, «Мисс Жестокость» - это не полноэкранное кино, это бесталанный телеспектакль, и, если уж и надо было (за поднятие модной темы сексуальной эксплуатации, инцеста и педофилии) обязательно наградить, то лучше бы награду отдали девочке на роли Анжелики (Сисси Тумасси). Это единственный персонаж, который проявляет яркие эмоции. Ну да ей и по сценарию положено. Все остальные актеры, включая получившего кубок Вольпи Темису Пану (отец благородного семейства) – просто с каменными рожами передвигаются по нищим съемочным павильонам. Говорят они 'резко', 'на острые злободневные' темы: - В школу пойдешь? - Не пойду. - А что по телевизору? - Не отвлекай! Я в туалет.. - А что на обед? - Где деньги, Зин? То есть, за диалоги тоже надо какой-то наградой одарить создателей, ибо таких диалогов мы давненько уже не слышали: даже создатели отечественных фильмов понимают, что даже призванные создать впечатление «обыденности» диалоги надо разбавлять хоть какой-то мрачной шуткой, или уж проговаривать их в более быстром, а не в «реальном» как тут, темпе. Я бы поставил фильму НОЛЬ но это никак не повлияет на общий рейтинг картины, а не хотелось бы, чтоб люди повторяли мою ошибку и засыпали под эту «соцреалистическую» - точнее, «капреалистическую» - тягомотину. Так что 1 балл за игру актеров-детей (жалко их) и еще один - за имеющуюся в наличии жесткую эротическую (никакой порнографии и минимум обнаженного тела вообще) сцену, ибо сцены насилия авторы более известные в современные фильмы отчего-то вставлять страшатся. Хотя в той же «ж-б-Одна баба», пожалуй, опять же более жестко и мерзко. Не говоря уж о редкой для нынешнего ханжеского кинематографа действительно сильной сцене из «Ветреной реки» Wind River, 2015). Право, затрудняюсь предугадать, кому вообще фильм может понравиться. Профессиональным охотникам за педофилами? Но вот уже «мизулинцам» - вряд ли.. И - поклонникам Смирнова и Звягинцева, которые решат посмотреть 'Жестокость' именно из-за того, что я сравнивал её выше с их фильмами. Не стоит! И 'Левиафан' и 'Ж-б-Одна Баба' - это реально блокбастеры и бестселлеры кинопроката в сравнении с сей нуднятиной... 2 из 10
Греция эпохи финансово-экономического и социально-политического кризиса. Наше время. В одной, на первый взгляд, ничем не отличающейся от тысяч других ей подобных, греческой семье, происходит ужасная и необъяснимая трагедия: младшая дочь, одиннадцатилетняя Анжелика совершает самоубийство, спрыгнув с балкона многоквартирного дома. Полиция начинает расследование этого происшествия, но никто даже не предполагает к каким по-настоящему шокирующим открытиям оно приведет. Одновременные жалость, сочувствие и симпатия ко всем сирым, убогим, красиво униженным и некрасиво оскорбленным присущи, вероятно, всем без исключения специалистам от мира кино, кинокритикам и синефилам, особенно принадлежащим к бонзам европейского сообщества, имеющим великое влияние на площадках самых престижных кинофестивалей, ибо сии достопочтенные господа уже не в первый и даже не в сотый раз высказывают свое благоволение и воодушевление, вручая наивысшие награды Берлинале, Канн и Венеции картинам, более всего подпадающим под определение беспросветной и депрессивной чернухи. Эскапизм нынче не в моде в авторском кино, и его место заняла, наверное, на длительный период времени жестокая в своей беспощадности, мрачная и нарочито утрированная правда жизни, отражающая реальность в своеобразном зеркале, впрочем, иногда сильно искривленном и искаженном в угоду замыслу. Однако подобная художественная гиперболизация служит и эффекту социального исцеления, ведь лучше всего на краткий, но страшный миг взглянуть в ухмыляющиеся демонические рожи на инфернальном балу, чем довольствоваться выхолощенностью и стерильностью гламурного, но такого уютного мирка. Вторая по счету полнометражная лента греческого режиссера Александроса Авранаса, фильм «Мисс Насилие» 2013 года, награжденный Серебряным львом за лучшую режиссуру и Кубком Вольпи за исполнение главной мужской роли Константиносом Афанасиадесом на Венецианском кинофестивале, а ныне с не меньшим успехом путешествующий по другим престижным европейским киносмотрам, на первый взгляд, является типичной в своей безнадежной тональности чернушной и неприятной лентой, эдаким поддакиванием стилю и традициям практически всему восточноевропейскому грязному реализму, только с привкусом греческих фруктов. Однако за незамысловатой, построенной исключительно на статических планах и психологическом напряжении режиссурой, шероховатой и близкой по манере и к Фон Триеру, и Валерии Гай Германике кроется нечто большее и необьятное, чем просто жуткий семейный портрет в интерьере жестокости, насилия и извращений, больше чем история обычной семьи в кризисный период греческого соцуима, вынужденно поставленного на грань выживания, ведь изначально дефолт происходит не экономический, а социальный, когда всякие нормы перестают действовать. История среднестатистической семьи, в которой ее глава с чрезвычайным усердием подвергал своих дочерей сексуальному насилию, унижениям, потом отправил их на панель, при этом морально изничтожив любимую жену, превратив ее в забитое, лишенное всяческого достоинства и мнения существо, история, изначально включающая в себя джентльменский набор любого уважающего себя чернушного шокера a la «Сербский фильм» из инцеста, педофилии, детской проституции, домашнего насилия, дикого человеческого равнодушия и дичайшей же человеческой жестокости и извращенности, умноженных на некоторые особенности греческого менталитета, тем не менее, рассказана режиссером отстраненно, без ожидаемых всплесков одиозности, тенденциозности, претенциозности и эпатажа. Весь ужас остается за кадром, как и тотальное насилие одного члена семьи над другими. Шок как главный способ воздействия на зрителей и взаимодействия с ними же заменен сильнейшей и насыщенной по драматургии психодрамой характеров и социодрамой распада семьи как таковой, становящейся метафорой всего греческого общества ХХI века, переживающего всеобщие системные переломы и социокультурные и психофизиологические вывихи, приводящие к пропасти, к бездне, ведущей в никуда. Режиссер Александрос Авранас, этот преемник Ангелопулоса и Николаидиса и продолжатель изысканий Лантимоса, в «Мисс Насилие» представил зрителям истинную трагедию, но не Шекспира, а Эсхила и Софокла. Однако путь к катарсису и очищению у Авранаса осложнен еще и тем, что он не стремится к нарочитой идеализации ни одного из главных или второстепенных персонажей, не стремится отделять белое от черного, выделяя чью-либо правоту и моральное превосходство, ибо все в этой картине хороши и одинаково виноваты в случившейся трагедии. Авранас, если угодно, крайне удачно замешивает в «Мисс Насилие» мощно пробирающий до мозгов кинематографический коктейль из парного молока, холодной водки и отборных фекалий, заставляя при этом зрителей выпить его залпом и даже не моргнуть, а уж потом начать процесс постепенного пищеварения с последующим усвоением и философским осмыслением с неприятными последствиями и умозаключениями для каждого зрителя, так как картине присущ и универсализм. Фабула ленты и история сама по себе, от которой на мили отдает духом нтвшных скандалов-интриг-расследований, ложатся на проблематику любой страны мира, но особенно остро «Мисс Насилие» подыгрывает современному постсоветскому люмпенизированному пространству. Уберите из фильма весь греческий колорит, сохранив при этом многоквартирный душный антураж — и вот уже «Мисс Насилие» превращается в парафраз последних картин Алексея Октябриновича Балабанова, становится на один художественный уровень с творениями Василия Сигарева и Гай Германики. Однако Авранас остается все-таки более позитивно настроенным к своим, мягко говоря, нездоровым персонажам, которых он со столь яркой живописностью прокрутил сквозь колесо живописного насилия и многочисленных девиаций. Возможно, выживут далеко не все, возможно, и будет неожиданное примирение, восстановление статуса-кво и реноме. Госпожа Жестокость, требующая к себе пристального внимания, Мисс Насилие, призывающая к сочувствию, оказываются куда как симпатичнее Господина Милосердие и Мистера Добродушия. Жестокая реальность победила миф и уничтожила семейное благополучие. Кошелек пуст, но, к сожалению, пуста и душа.
Греция эпохи финансово-экономического и социально-политического кризиса. Наше время. В одной, на первый взгляд, ничем не отличающейся от тысяч других ей подобных, греческой семье, происходит ужасная и необьяснимая трагедия: младшая дочь, одиннадцатилетняя Анжелика совершает самоубийство, спрыгнув с балкона многоквартирного дома. Полиция начинает расследование этого происшествия, но никто даже не предполагает к каким по-настоящему шокирующим открытиям оно приведет. Одновременные жалость, сочувствие и симпатия ко всем сирым, убогим, красиво униженным и некрасиво оскорбленным присущи, вероятно, всем без исключения специалистам от мира кино, кинокритикам и синефилам, особенно принадлежащим к бонзам европейского сообщества, имеющим великое влияние на площадках самых престижных кинофестивалей, ибо сии достопочтенные господа уже не в первый и даже не в сотый раз высказывают свое благоволение и воодушевление, вручая наивысшие награды Берлинале, Канн и Венеции картинам, более всего подпадающим под определение беспросветной и депрессивной чернухи. Эскапизм нынче не в моде в авторском кино, и его место заняла, наверное, на длительный период времени жестокая в своей беспощадности, мрачная и нарочито утрированная правда жизни, отражающая реальность в своеобразном зеркале, впрочем, иногда сильно искривленном и искаженном в угоду замыслу. Однако подобная художественная гиперболизация служит и эффекту социального исцеления, ведь лучше всего на краткий, но страшный миг взглянуть в ухмыляющиеся демонические рожи на инфернальном балу, чем довольствоваться выхолощенностью и стерильностью гламурного мирка. Вторая по счету полнометражная лента греческого режиссера Александроса Авранаса, фильм 'Мисс Насилие' 2013 года, награжденный Серебряным львом за лучшую режиссуру и Кубком Вольпи за исполнение главной мужской роли Константиносом Афанасиадесом на Венецианском кинофестивале, а ныне с не меньшим успехом путешествующий по другим престижным европейским киносмотрам, на первый взгляд, является типичной в своей безнадежной тональности чернушной и неприятной лентой, эдаким поддакиванием стилю и традициям практически всему восточноевропейскому грязному реализму, только с привкусом греческих фруктов. Однако за незамысловатой, построенной исключительно на статических планах и психологическом напряжении режиссурой, шероховатой и близкой по манере и к Фон Триеру, и Валерии Гай Германике кроется нечто большее и необьятное, чем просто жуткий семейный портрет в интерьере жестокости, насилия и извращений, больше чем история обычной семьи в кризисный период греческого соцуима, вынужденно поставленного на грань выживания, ведь изначально дефолт происходит не экономический, а социальный, когда всякие нормы перестают действовать. История среднестатистической семьи, в которой ее глава с чрезвычайным усердием подвергал своих дочерей сексуальному насилию, унижениям, потом отправил их на панель, при этом морально изничтожив любимую жену, превратив ее в забитое, лишенное всяческого достоинства и мнения существо, история, изначально включающая в себя джентльменский набор любого уважающего себя чернушного шокера a la 'Сербский фильм' из инцеста, педофилии, детской проституции, домашнего насилия, дикого человеческого равнодушия и дичайшей же человеческой жестокости и извращенности, умноженных на некоторые особенности греческого менталитета, тем не менее, рассказана режиссером отстраненно, без ожидаемых всплесков одиозности, тенденциозности, претенциозности и эпатажа. Весь ужас остается за кадром, как и тотальное насилие одного члена семьи над другими. Шок как главный способ воздействия на зрителей и взаимодействия с ними же заменен сильнейшей и насыщенной по драматургии психодрамой характеров и социодрамой распада семьи как таковой, становящейся метафорой всего греческого общества ХХI века, переживающего всеобщие системные переломы и социокультурные и психофизиологические вывихи, приводящие к пропасти, к бездне, ведущей в никуда. Режиссер Александрос Авранас, этот преемник Ангелопулоса и Николаидиса и продолжатель изысканий Лантимоса, в 'Мисс Насилие' представил зрителям истинную трагедию, но не Шекспира, а Эсхила и Софокла. Однако путь к катарсису и очищению у Авранаса осложнен еще и тем, что он не стремится к нарочитой идеализации ни одного из главных или второстепенных персонажей, не стремится отделять белое от черного, выделяя чью-либо правоту и моральное превосходство, ибо все в этой картине хороши и одинаково виноваты в случившейся трагедии. Авранас, если угодно, крайне удачно замешивает в 'Мисс Насилие' мощно пробирающий до мозгов кинематографический коктейль из парного молока, холодной водки и отборных фекалий, заставляя при этом зрителей выпить его залпом и даже не моргнуть, а уж потом начать процесс постепенного пищеварения с последующим усвоением и философским осмыслением с неприятными последствиями и умозаключениями для каждого зрителя, так как картине присущ и универсализм. Фабула ленты и история сама по себе, от которой на мили отдает духом нтвшных скандалов-интриг-расследований, ложатся на проблематику любой страны мира, но особенно остро 'Мисс Насилие' подыгрывает современному постсоветскому люмпенизированному пространству. Уберите из фильма весь греческий колорит, сохранив при этом многоквартирный душный антураж - и вот уже 'Мисс Насилие' превращается в парафраз последних картин Алексея Октябриновича Балабанова, становится на один художественный уровень с творениями Василия Сигарева и Гай Германики. Однако Авранас остается все-таки более позитивно настроенным к своим, мягко говоря, нездоровым персонажам, которых он со столь яркой живописностью прокрутил сквозь колесо насилия и девиаций. Возможно, выживут далеко не все, возможно, и будет неожиданное примирение, восстановление статуса-кво и реноме. Госпожа Жестокость, требующая к себе пристального внимания, Мисс Насилие, призывающая к сочувствию, оказываются куда как симпатичнее Господина Милосердие и Мистера Добродушия. Жестокая реальность победила миф и уничтожила семейное благополучие. Кошелек пуст, но, к сожалению, пуста и душа. 8 из 10
Если смотреть фильм в первый раз и еще неискушенным зрителем, он, скорее всего, впечатлит. Мне же с ходу вспомнились еще четыре - пять европейских фильмов, сходных и по тематике, и по наполнению, и по стилю повествования. Как следствие - уже в начале, после одной только сцены с семейным фото, я угадала и главную мысль фильма, и его главную интригу. 'Госпожа жестокость' - остросоциальная, или даже - остросемейная драма о непростых взаимоотношениях между членами семьи, где царят тирания, жестокость и еще бог знает что, однако всё это тщательно прячется от общественности. Самую главную тайну создатели скрывают от зрителя почти до самого конца (если, конечно, найдутся такие, которые сами не догадаются, о чём речь), и, надо сказать, с интригами порой перебарщивают - кто кому дочь, сын, внук или внучка, я пыталась разобраться все полтора часа. Что касается игры актёров - тут создатели делают упор больше на многозначительные молчания, чем на содержательные диалоги; эмоций лишены не только персонажи (исключением является, пожалуй, только старшая дочь), но и сам фильм - повествующий почти всегда без какого-то музыкального сопровождения, иногда кажется затянутым. Визуальная составляющая приятная - умеренные, хоть и довольно хмурые, цвета, часто симметричные планы, неспешные движения камеры. Нейтральной я сделала рецензию из-за того, что не могу назвать фильм однозначно плохим или хорошим, да этого и не стоит делать. Драма и есть драма. В 'Miss Violence' кого надо - ненавидишь, кому надо - сопереживаешь, а значит - персонажи и их побуждения раскрыты хорошо. Понравилась мне и концовка - динамичная, яркая (хоть и вполне предсказуемая), да другой и быть не должно. Второй раз смотреть, скорее всего, не стану. 6 из 10