Черная книга: отзывы и рeцензии

Alex Craft
Alex Craft8 февраля 2016 в 18:49

Большинство снятых на Западе фильмов на тему Второй Мировой войны как правило укладываются в похожий смысловой и идеологический шаблон, изменение которого столь минимальны, что порой это даже оборачивается в похожесть сюжетов и образов персонажей. Нельзя сказать такое о киноленте «Чёрная Книга» — первом творении Пола Верховена после его возвращения на родину, которое являет собой задорную приключенческую историю на тему событий войны на родине самого режиссёра. Удивительно, но Верховену удалось снять картину свободную от всех стандартных патриотических и историографических штампов, свойственных например для кинематографа США, при этом без ухода в какой-либо самый малый ревизионизм. Да, были и среди национал-социалистов люди, как были и среди подпольщиков мерзавцы, а слишком активно 'размахивающие после драки кулаками' местные жители в своём радикализме и мстительности были порой не лучше самих оккупантов, и всё это не повод, как сейчас говорят, 'переписывать историю'. Жанрово «Чёрная Книга» стреляет примерно туда же что и предыдущее ограниченно известное творение «Оранжевый Солдат» 1977 года. Намеренно гиперболизируя известные факты о специфике немецкой оккупации в Западной Европе и быте своих соотечественников того времени, режиссёр переводит фильм в жанр скорее квази-исторический, показывая в первую очередь жизнь людей на фоне истории, а не погоняемых плетью принятой исторической доктриной персонажей. Язык фильма изобилует ненавязчивым юмором и сочными эротическими сценами которые напоминают поклонникам творчества Верхувена нет... не о «Шоу Гёлз» и «Основном Инстинкте», а о «Турецких Сладостях» и «Кити-Вертихвостке» (других, ранних фильмах режиссёра снятых в 70ые годы в Нидерландах) т.е. эротика не американская, а действительно европейская, с задром и бытовым комизмом, что придаёт картине ещё большую живость и остроту. К недостатком этого, ставшего несомненно жемчужиной в творчестве Пола Верхувена фильма, пожалуй можно отнести эпизодически слабую игру актёров, из-за чего некоторые персонажи словно 'теряются' по ходу повествования, проскальзывая мимо зрителя.

Alex Croft
Alex Croft27 августа 2016 в 18:25
Черная книга

Пол Верховен уже давно снискал славу настоящего ветерана кинематографа. Сняв немалое количество фильмов у себя на родине и эффектно ворвавшись на Голливудский олимп успехом «Робокопа», «Основного инстинкта», «Вспомнить всё» и рядом других картин, творчество Верховена безусловно оставила своё влияние на развитие мирового кинематографа. Более того, взрастив немалую армию поклонников творчества нидерландского режиссера. Во многом, за счет своего уникального творческого кредо, следуя которому Верховен практически всегда шел против устоявшихся стереотипов и точек зрений. В том числе и данным фильмом режиссера. Казалось бы, тема второй мировой войны неоднократно оказывалась в центре внимания многочисленных кинематографистов и фильмы на подобную тему можно смело перечислять чуть ли не до бесконечности. При этом, практически все из них представляли абсолютно субъективную и чаще всего идентичную позицию на данную тему. Когда как данный фильм режиссера Пола Верховена идёт абсолютно иным путем. На протяжении всей ленты Верховен абсолютно игнорирует все военные действия на полях битв и сражений, а концентрирует свой взор на теневой стороне этой самой ужасающей войны за всю историю человечества. Тем самым, в полной мере погружая зрителей в атмосферу партизанских диверсий, интриг, сплетен и предательств на кабинетном уровне. В конечном счете, именно за счет этого создавая поистине увлекательный образец шпионского триллера и военной драмы в одном полноценном флаконе. Сам фильм снят очень ровно, размеренно и цельно. Придраться к происходящему на экране нет смысла вовсе. Видно, что фильм снят дорого и амбициозно, а сам режиссер до последнего понимал, какое кино он снимает и каким он должен получится в конечном счете. Но учитывая то, что фильм снял сам Пол Верховен и в виду его обычного творчества, конечно же инстинктивно ожидаешь куда больше ярких и экспрессивных эмоций. Как в плане жестокого насилия демонстрируемого на экране, так и все остального. Немаловажным моментом являются и откровенные сцены, снимая которые Верховен безусловно остался верен в себе. Снято очень эротично и сексуально, но опять же на фоне более провокационных предыдущих работ режиссера ожидаешь куда большего. Сам сюжет картины отдаленно демонстрирует всё то, что мы видели в приличном количестве различных фильмов. Одним происходящее на экране может показаться альтернативным переложением жизни Маты Хари. Одним увиденное на экране очень сильно напомнит сюжет скандального «Вожделения» режиссера Энга Ли. Не смотря на всё это, сюжет развивается на экране весьма ровно и плавно. При этом, еще больше усиливая интерес касательно происходящего на экране действия как логическими развитиями сюжета и недурной драматургией в характерах персонажей, так и несколькими неожиданными сюжетными твистами. Но даже тут Верховен остается верным своему кредо. Отсюда и не удивительно, что если большинство аналогичных фильмов возносят торжество человеческого духа и силы на пьедестал, то в данном фильме Верховен восхваляет иное – способность человека прогибаться под любые обстоятельства и подстраиваться под них ради собственного выживания. Что на мой взгляд куда глубже и реалистичней отражает настоящую природу человека. Звезда телевизионного хита «Игра престолов» Кэрис ван Хаутен является безусловной жемчужиной картины. Верховен поступил очень верно, что не стал звать на главную роль звезду класса-А с громким именем. Что позволило куда проще проникнутся личности главной героини. Естественно и за счет того, насколько хорошо Хаутен и справилась с поставленной задачей и выделила свою героиню все устоявшихся сюжетных штампов и клише. Очень хорош и Себастьян Кох, персонаж которого по своей сути наиболее великолепно отражает ту самую истину касательно войн, о которой многие забывают. На войне не бывают плохих и хороших. Так как и те и другие совершают ужасные поступки. Одни будучи вынужденными, а другие – сами того желая. Да и вообще, весь актерский состав сработался весьма слаженно и достойно. Так, что придраться к кому либо из них не кажется необходимым. 8 из 10 Черная книга – это более, чем достойный образец военной драмы и шпионского триллера на экране. Спустя 6 лет с момента выхода своей последней американской картины «Невидимка», Верховен вернулся на родину и снял пожалуй самый амбициозный фильм в своем творчестве. Вне каких либо навязанных голливудским кинематографом ложных ценностей и необходимости в создании поп-корн блокбастера и это при просмотре картины не может не радовать особенно.

Derek91
Derek913 мая 2013 в 11:05
Секс во имя Родины, или будни нидерландской подпольщицы

Первое, что уже настораживало в этом фильме – имя режиссера. Великий и могучий создатель «Робокопа» и «Основного инстинкта», задумал снять военную драму. В итоге получилась некая смесь «Шоугелз» и «Звездного десанта». Вышла вакханалия на фоне красных флагов и свастик. С первых минут понеслось. Что бы убить одну еврейку нужно сбрасывать бомбы на ее убежище, а не проще было взять пару солдат с собаками и прочесать местность, а так взрыв был, результат ноль. После вероломного предательства мнимого члена движения Сопротивления, Рахиль Штайн теряет свою семью и попадает к настоящим подпольщикам. Где она соглашается послужить своим телом для интересов Сопротивления. Сцена, где героиня красит свои лобковые волосы, в целях маскировки, чтобы в ней не опознали еврейку, полностью предопределяет все происходящее на экране в последующие полтора часа. Тема голых немцев и их голландских подруг раскрыта полностью, так сказать, во всех аспектах освещена. Фильм слишком китчевый и безвкусный, похожий на какой-то бурлеск с голыми танцовщицами и яркими, режущими глаза декорациями. Ни единый персонаж этого фильма не вызвал симпатии и вообще любых позитивных эмоций. Главная героиня, которая постоянно обнажается или уже раздета, штандартенфюрер СС Мюнце с кислым, всегда заспанным лицом, его подчинённый, он же главный злодей – Франкель, свиноподобная детина, не отмеченная печатью разума. Он позволяет себе появляться на службе небритым и с расстёгнутыми пуговицами, хорошо, что с застегнутой ширинкой. Верующий очкарик, всегда спокойный, приходящий в ярость, когда слышит богохульные ругательства. Последний день рождения фюрера вызвал ассоциации с закатом Римской империи. Разврат и безысходность на фоне агонии власти. Лучшей иллюстрацией этому служит сцена с пьяными вдрызг офицерами и огненной женщиной на столе. Вылитый на Рахиль чан с человеческими испражнениями стал апофеозом фильма. Что снял Верховен – драму, с элементами эротики, эротику с драмой, войну с тем и другим, или, может быть, что-то другое, до конца не понятно. 3 из 10

Veremianyn
Veremianyn7 апреля 2015 в 20:15

Чёрная книга - один из очевиднейших примеров того, как несправедливо, что Верхувен практически ничего не снимает в последнее время (и связано это скорее не с творческим кризисом, а с отсутствием финансирования). Формально, последняя на данный момент полноформатная лента режиссёра повествует о второй мировой войне, но в данном случае этот временной промежуток нужен здесь лишь как декорация, на фоне которой Верхувен смешивает воедино все свои любимые жанры и элементы - и драму, и триллер с закрученным сюжетом, и эротику, и религиозные темы и образы, и даже без лёгких сатирических ноток данное творение, разумеется, не обошлось. И, поверьте, на этот раз все вышеперечисленные ингредиенты образуют настолько изысканное блюдо, что сказанная одним западным критиком фраза о том, что Чёрная книга - лучшее кино режиссёра со времён Робокопа выглядит максимально правдивой. Что обычно ждёшь, когда включаешь идущую два с половиной часа и основанную на реальных событиях зарубежную драму о второй мировой? Конечно же тяжёлый, но при этом заунывный фильм, в котором зрителю будут методично показывать зверства нацистов, несчастье простого народа, холокост, грустно играющего на пианино Броуди, ну или кровавые военные действия, перемалывающие обычных солдат со сценками слегка приторного патриотизма и пафоса. И тем удивительнее, что имея в себя отголоски подобных тем Чёрная книга разительно отличается от привычных лент военного жанра. Сюжет повествует о Рахиль Штайн - немке еврейского происхождения, волею судеб присоединившейся к голландскому сопротивлению и завязавшей роман с офицером СС. И кривая её жизненного пути, кажущаяся нисходящей уже в начале фильма, со временем будет лишь набирая крутизну. Происходящие с центральными персонажами события из плохих станут скверными, а затем ужасными и плавно переходящими в безвыходные. Практически ни одна операция, проводимая повстанцами не проходит как надо, сюжет фильма не желает оставаться в спокойном русле, постоянно меняя вектор событий из-за очередных непредвиденных обстоятельств или неожиданного предательства. И тем поразительней наблюдать как главная героиня выкручивается из самых отчаянных ситуаций, притом делая это благодаря своей хитрости, находчивости и умению приспосабливаться к изменяющейся обстановке, а вовсе не воле сценариста, пожелавшего одарить её слишком большой удачей. Впрочем, суровые правила военного времени испортят судьбу далеко не одному положительному (хотя подобные грани здесь, разумеется, довольно размыты) персонажу, и даже Рахиль не сумеет спастись от многих заготовленных хитроумными авторами напастей. Поэтому даже формальный хэппи-энд здесь в итоге омрачится довольно ехидными, но вместе с тем грустными финальными кадрами, взятыми из-за забора очередной резервации. Задумывавшаяся изначально лишь как одна из сюжетных линий фильма Солдаты Королевы (события которого и без того с трудом вмещались в длинный хронометраж), а в итоге превратившаяся спустя долгих тридцать лет в самостоятельный фильм Чёрная книга, вобрав в себя сложно построенный сюжет, напряжение лихо закрученного триллера и элементы неплохой военной драмы, не только не разваливается от своей монструозной конструкции, но и напротив - оказывается прекрасно собранной, снятой и способной достучаться до эмоций зрителя картиной. Два с половиной часа смелого, захватывающего, но при этом не опускающегося до глупости фильма, который хочется смело порекомендовать любому, кто не имеет сильных предрассудков относительно жанра или художественного стиля режиссёра, который здесь пестрит во всех возможных проявлениях. 10 из 10

Paranoik-kinofan
Paranoik-kinofan15 августа 2014 в 15:35
Убийство ли убить убийцу?

Вернувшись на родину после затяжного трипа по голливудским просторам, на которых за ним остался след из культовой фантастики и раздвинутых ног Шерон Стоун, Пол Верховен снимает 'Чёрную книгу' - давно задуманный проект о борьбе голландского Сопротивления с немецкими оккупантами во времена Второй мировой. Используя анонсированную тематику в виде некоего фундамента, именитый постановщик отнюдь не стремится придерживаться её в качестве основного лейтмотива повествования. Его фильм с первых минут начинает кружить вокруг одного единственного человека, вынужденного не просто бороться, а приспосабливаться, идти по течению и выживать доступным способом. Еврейка Рахиль Штайн, потерявшая своё убежище в результате случайного попадания бомбы, а затем и всех родных, потому что наивно доверилась в то время, когда доверять никому нельзя, перекрашивается в блондинку и берёт новое имя, чтобы притвориться своей среди чужих. Примкнув к Сопротивлению (неважно как, условности превалируют), девушка со временем умело использует собственные навыки в борьбе на благо отечества, вот только всё не так просто, как кажется на первый взгляд, и клубок интриг будет запутываться только сильнее. Кажется, что в самом начале своей картины Верховен делает лишний шаг, уже на первых минутах демонстрируя чистое и светлое послевоенное будущее главной героини, как бы намекая - волноваться не о чем. Но это всего лишь лукавство, и надежда в руках постановщика так и не обретёт осязаемых очертаний. В каком-то смысле деконструируя традиционные основы военной драмы, нидерландский режиссёр вылепляет под их покровом остросюжетный триллер в историческом антураже, движимый одним отдельно взятым персонажем. Кэрис ван Хаутен, по сути взвалившая на свои плечи всё действие фильма, оказалась почти что идеальной верховенской актрисой, достаточно красивой, чтобы привлечь зрительское внимание, и достаточно смелой, чтобы позволить эксплуатировать себя и своё тело практически в каждом эпизоде. Её героиня умна, находчива и смела, но в тоже время порочна и раскрепощена, и отнюдь не тянет на высокоморальный символ борьбы с захватчиками. Однако Верховен не испытывает в нём необходимости, постановщику важнее закрутить интригу, добавить максимум остроты и обнажённого тела, наполнив событийную составляющую хорошими нацистами и подлыми предателями в рядах Сопротивления. Да и в мультинациональных рядах победителей ближе к концовке находится место редкостному дерьму, но что поделать - гнев способен ослепить любого. Стоит отдать должное именитому голландцу - не спекулируя на теме войны как таковой, замыкая действие в пространстве вокруг Рахиль и лишь изредка выходя за пределы её зрительного контакта, он добивается хорошего динамизма, нивелирующего постоянно возникающие повествовательные лакуны. Сюжет 'Чёрной книги' местами допускает значительные условности, и какое-то время не покидает ощущение, что главная героиня сама по себе тоже не что иное, как одна большая условность. Её личная трагедия в виде потери семьи де факто чудовищна, и вроде бы является основным мотиватором, но женщина, по собственному выражению, отчего-то не может плакать, и эта внутренняя стойкость смущает до определённого момента. Однако практически непроницаемая маска, отменная симуляция жизни, лишь изредка омрачаемая мимолётной тенью сомнения, всё-таки треснет, стоит Рахиль оказаться в камере, и тогда покажется, что крики там льются не из-за стен, а изнутри самой героини. И закрыть уши, захлопнуться от постороннего мира уже не получится. Эх, но Верховен всё-таки циник, легко возвращающий намёк на будущее счастье. Кажется, что действие в его фильме не остановится никогда, лёгкая передышка - и снова в бой, навстречу крутым поворотам и неожиданным смертям. И эта чудо-женщина, заставляющая любого персонажа во взаимодействии с собой становиться куда ярче и объёмнее, будет жить и двигаться дальше, будет эксплуатироваться до самого конца, чтобы зритель как можно дольше не мог оторвать взгляд от её нестандартной красоты и крашеных кудрей. Но совы не то, чем кажутся, верить никому нельзя, и даже долгожданная победа оборачивается сначала личной несправедливостью и ведром помоев посреди всеобщего ликования, а спустя время - и вовсе новой войной. И вот оно, лукавство - кто сказал, что светлое будущее возможно навсегда, и раз настрадавшись, не придётся страдать вновь? Пол Верховен в 'Чёрной книге', конечно, шагал широко и плевал иногда на сюжетные детали ради интриги, но в концовке оказался верен общей жёсткой тональности, так и оставив понятие справедливости в категории 'для всех', но не 'для каждого'. Посвящается Ламоре

Kvertoff
Kvertoff17 сентября 2013 в 22:01
#Война

Если я пишу положительный отзыв на фильм про войну, то он действительно хорош, потому что эту тему я совсем не люблю. Честно говоря, я бы не стал смотреть этот фильм, если бы не решился познакомится ближе с голландским кинематографом в рамках очередного тура SFF. Во-первых, это самый дорогой фильм за всю историю голландского кино. Во-вторых, он выдвигался на Оскар и попал даже в shortlist. Так что, оставить его без внимания никак нельзя. Тем более, я готовлю подборку фильмов про войну для i-gency и могу одним махом убить двух зайцев. Мои ожидания более чем оправдались. Это действительно захватывающая авантюрная драма, разворачивающаяся на фоне Второй мировой войны, где главным действующим лицом будет еврейка Рахиль, за воспоминаниями которой будут следить зрители. Даже не верится, что на судьбу одной девушки могло выпасть столько испытаний. Хотя в начальных титрах говорится о том, что фильм основан на реальных событиях. Когда-то давно она выступала в немецких кабаре, но вынуждена была скрываться в Голландии из-за еврейского происхождения. Ей пообещали вывезти всю семью в безопасную зону, но отряд эсэсовцев расстрелял беглецов. Рахиль чудом спаслась и примкнула к отряду Сопротивления, где ей поручили опасную миссию - очаровать офицера гестапо Любвига Мюнтце. Перекрасившись в блондинку и сменив имя, девушка бесстрашно отправилась в логово врага. Пол Верховен и Герард Сутеман столько всего намешали, что не перестаешь удивляться сюжетным перипетиям. Враги оказываются друзьями, а друзья - предателями. А главная героиня каким-то чудным образом оказывается постоянно в оппозиции и у тех, и у других. Одни считают ее еврейской шпионкой, другие - немецкой подстилкой, потому что везде она оказывается не вовремя. Только затесалась в компанию немецких офицеров, как Германия уже готова к капитуляции, а бывшие союзники считают ее предательницей, потому что она полюбила немца. Не успеет выбраться из очередной передряги, как снова лезет в самую гущу событий. Удивительная женщина! Режиссура на высшем уровне. Стилизация под 40-ые годы мне показалась довольно убедительной, как и приход новой власти, которую сложно отличить от предыдущей (эпизоды с глумлением). Но больше всего меня поразила Кэрис ван Хаутен. Как же великолепно она исполнила главную роль! Аж дух захватывает! Я не верю, что это та самая актриса из южноафриканской драмы 'Черные бабочки'. Просто невероятная разница. Очень понравился образ Мюнтце в исполнении Себастьяна Коха. Пожалуй, их линия была самой увлекательной в фильме. По-моему, тут хватает всего: и любви, и заговоров, и предательства. Вот теперь я точно знаю, что в Голландии тоже снимают хорошие фильмы. 8 из 10

VeronaBukowski
VeronaBukowski19 октября 2015 в 02:28
Война как приключение

Этот фильм, не столько волей случая, сколько в результате вполне конкретного логического умозаключения, был выбран мной как объект для моей первой развернутой рецензии. Эта рецензия, разумеется, должна была стать первой в чреде моих успешных хвалебных/разгромных/критических оценок...но, то ли с дедуктивным методом у меня пока не все гладко, то ли чреда полезных рецензий еще далеко впереди от меня как Альпы, если смотреть на запад, ясно одно: хорошей рецензии в этот раз не получится. Я объясню почему: выбирая в качестве жертвы своих публицистических порывов фильм о войне, а тем более о геноциде, я рассчитывала либо: а) увидеть трогающий за душу фильм и вдохновленно написать 'зеленую' рецензию, либо б) увидеть фильм поразитирующий на потенциально привлекающих интерес темах и написать разгромную 'красную'. Но, вопреки всем моим ожиданиям, фильм оказался бодрым, остросюжетным и приключенческим, три слова которые я никак не планировала употребить ни в рецензии типа а, ни в рецензии типа б. 'Черная книга' действительно оказалась не столько драмой или триллером, как заявлено в описании, сколько приключением в духе Индианы Джонса. Следить за войной как за приключением, как бы некорректно эта формулировка не звучала, оказалось занятием увлекательным: несмотря на почти неподъемную продолжительность в два с половиной часа, фильм смотрится с интересом, что, впрочем, вполне объяснимо, здесь есть всё: свиноподобные негодяи-нацисты, восхитительной красоты обнаженные женщины, ловкие и рискованные аферы, предательство, кровопролитные перестрелки, очень кровопролитные перестрелки. Ах да, здесь еще есть нежданная но героическая любовь, трагическая потеря близких, кровная месть. Одна беда: всему этому, что идет после 'Ах да', веришь с трудом. Кажется, разреши мне Верховен лишние пять минут из хронометража провести в постели с главными героями, и все бы могло получиться, но нет, мы уже едем в машине и кто-то стреляет нам вслед. Я не люблю приключенческие фильмы. Точнее, люблю, но только такие, в которых тебя помещают в очень условные обстоятельства (у героя есть однозначная цель, хитрые и злобные враги, любовь, которая вроде бы и мешает достижению цели, но как же без нее!). Давать же оценку приключениям на фоне освобождения Европы от фашистской оккупации, в которых исторический контекст практически не более чем фон, мне сложно. Я бы предпочла отделить то, что мне понравилось, то что было до 'ах да', от того, что было после и что понравилось значительно меньше. Потом и то, что понравилось, можно бы было поделить на два фильма. Из 'восхитительной красоты обнаженных женщин' получился бы мой любимый фильм Верховена 'Шоугелз', а из 'ловких и рискованных афер, предательства и кровопролитных перестрелок' вышел бы тоже отличный его фильм 'Звездный десант', правда, негодяев-нацистов пришлось бы заменить на арахнидов. И знаете что, я смею полагать, что освободись 'Черная книга' от всего этого великолепия, появись у нее время говорить и чувствовать, она смогла бы действительно тронуть. Впрочем, с равным успехом, могла бы и вызвать праведный гнев, оказавшись пустышкой. Но, поскольку 'Черная книга' есть то, что она есть, моя рецензия нейтральная.

malenkaya_katya
malenkaya_katya26 августа 2009 в 12:21
Хочешь срубить награды на кинофестивалях - сними фильм про холокост во время Второй мировой.

Да... Да... Да... И опять... и снова кинорежиссеры всего мира возвращаются к этой изъезженной до умопомрачения теме. Войну вообще выиграли евреи и американцы. А вы разве не знали?? На этот раз режиссер полупорнографических киношек вроде 'Шоугерлз' и незатейливых боевичков вроде 'Звездного десанта' решил взяться за сУрьезные вещи. О как! 'Хватит с меня, - подумал режиссер, - получать ежегодно 'золотую малину'! Не хочу я больше работать на Голливуд! Сниму-ка я лучше для родной Голландии самый дорогой в ее истории фильм! ДОРОГОЙ! Вот что главное! Надо шоб ДОРОГО и БАГАТО было!' И что вы думаете? Снял! Более того! Даже получил за него награды! Что же предстало пред очами заинтересовавшихся зрителей? Увы, как я уже сказала, ничего нового или экстраординарного. Все типично. Война. Женщина-еврейка. Ее месть. Ее Любовь. Ее обнаженная грудь. Сюжет предсказуем почти с самого начала и до конца. Разве что предателя вычисляешь где-то на втором часу просмотра, но к этому времени все это уже становится слишком неважным. Тебе уже плевать на предателя и хочется лишь поскорее смыться из кинотеатра, ибо фильм растянут жутко. Кино снято 'вкусно', красиво. Спору нет. Однако во время просмотра не покидает ощущение того, что тебе рассказывают неправдоподобную сказку. Куча несостыковок. Масса ляпов. Еврейка, у которой непонятно почему голубые глаза, нестриженые офицеры СС, ПОЛНЕЙШЕЕ отсутствие дисциплины в их рядах, хотя такого не могло быть по определению, подслушивающие устройства в кабине главного (!) нациста, перестрелки из автомата в узком коридоре. Словом, голливудский бред. Фильм нужно рассматривать по-простому, как детектив. Стрельба, погони, шпионы. Это не драма. Драму в глазах героини, увы, мне увидеть не удалось. Образы остальных героев тоже весьма однобоки, примитивны. Они как картонные декорации: яркие, но только с фасада. П.С. Зато отлично раскрыта тема голых теток и дядек. Ах, да! Еще у героини было оффигенное красное платье! Этим мне больше всего запомнился фильм

Andron
Andron19 ноября 2013 в 08:36
«Вовремя предать – это не предать, это предвидеть!»

Занятное кино. «Ловкость рук и никакого мошенничества!» Черное? Вам показалось. Только белое. «Я говорил «широко»?! Я говорил «узко мне, узко!» И наоборот. Ну, Вы помните. И ведь как убедительно! А почему? А потому что двадцать миллионов долларов. И не на заоблачные гонорары, как это обычно бывает. Исключительно на холст и краски. Отсюда и результат. Не красиво, не ярко, не красочно. Всё не то. Смачно! Вот подходящее определение. Каждый эпизод, каждая сцена, каждый кадр – всё говорит об одном: никаких компромиссов. «Исчадие разврата и порока!» Ни одного положительного героя! Нескончаемое тасование колоды! Интересно, помнит ли в результате сам автор, под каким из наперстков скрывается искомый шарик, и был ли он вообще? Что ж, меня вполне устраивает такой подход к делу. И дело не в том, что нигилизм – чертовски заразительная штука. Просто иллюзии – не мой конёк. Как говорил Жосс Бомон: «Если его два года назад надо было убить, то и сегодня — надо!» Два года! А уж тут-то… Лично я просто не успею «забыть», кто есть кто. К тому же мотивация. О, автор добросовестно демонстрирует зрителям пустой цилиндр. Ведь ни намека на убеждения или высокие идеалы. Сплошной меркантилизм. «Жить да жрать. Причем жить как можно дольше, а жрать как можно слаще». И всё-таки иллюзии возникают. Мастерство фокусника, не иначе. Искренне ценю и уважаю. Тем не менее, это всего лишь шоу. И относиться к нему нужно соответственно. Невозможно восхищаться волшебством, не веря в него в принципе. И если маэстро не намерен раскрывать своих секретов, тогда как ты пришел сюда только за этим… Ты (и только ты!) ошибся дверью, приятель, – вот что это означает. Фильм не дает ответа на вопрос, как режиссер относится к затронутой им теме. Но тема слишком масштабна и серьезна для того, чтобы ограничится отрицанием парочки существующих подходов, хотя и такой метод вполне допустим. Другое дело, что мне, например, этого уже мало. Поэтому я поищу, пожалуй, другую дверь. А на этой оставлю маленькую пометочку: 7 из 10

Volter78
Volter7827 августа 2020 в 21:25
«Никогда не думала, что буду бояться победы» — Пол Верховен возвращается домой и при чем тут Квентин Тарантино?

Массовое кино, стомиллионные бюджеты и кассовость – явления Голливудские, по большей части. Пол Верховен в этом разбирается – “Робокоп”, “Вспомнить всё” и “Основной инстинкт” – хиты своего времени. Но голландец не собирался всю оставшуюся жизнь отбивать для индустрии многомиллионные сборы. Вдоволь пофлиртовав со славой и популярностью, Пол снимает два фильма-провокации, превратившись из героя в ночной кошмар американских бизнесменов от киноиндустрии. “Шоугёлз” и “Звёздный десант” – гремучая смесь дороговизны, провокаций и иронизмов, поставили режиссера в неловкое положение бунтаря в мире массового кино. В те годы такое позволяли себе, пожалуй, лишь немногие избранные – Тарантино (но его фильмы всегда окупались), Финчер (кассовое провалы с “Чужой 3” и “Бойцовским клубом”) и Стоун (“Прирожденные убийцы”). Через несколько лет после экспериментов с сатирой, Верховен снимает “Невидимку” – свой последний проект в США, отбивает бюджет и покидает съемочные павильоны Голливуда. Пол возвращается домой. “Черная книга” 2006 года является первым фильмом голландца после возвращения на Родину. Вообще говоря, идея совместить американскую и европейскую кинематографические школы захватила Пола сразу после отъезда из США. Полигоном для этого испытания является “Черная книга”. Самый дорогой фильм в истории нидерландского кино (17 000 000 евро), он же – рекордсмен по кассовым сборам (7 000 000 евро), “Черная книга” балансирует на грани массового и авторского кинематографа. В этом – особенность “Черной книги”, в этом, также – главная уязвимость картины. С одной стороны, перед нами – история о борьбе голландского сопротивления с немецкими захватчиками, представленная, прежде всего, экшен-сценами перестрелок, подпольных операций и тайных встреч нидерландских патриотов. С другой – история о женщине – еврейке Рахиль Штайн (в роли – Кэрис ван Хаутен), которой предстоит реализовать весь потенциал образа “верховенской” женщины – энергичной и сексуальной, как Бёркли (“Шоугёлз”), умной и хитрой, как Шэрон Стоун (“Основной инстинкт”), самоотверженной и храброй, как Дина Мейер (“Звёздный десант”). Образ ван Хаутен концентрирует в себе характеристики главных героинь предыдущих фильмов Верховена. Персонажи в “Черной книге”, по большей части, многомерные – противоречивость и отсутствие черно-белых тонов делают героев интересными, но распределение экранного времени между ними неравномерно – количество сюжетных линий, буквально, зашкаливает. Хронометраж – два с половиной часа. Складывается ощущение, что Верховен пытается за это время разработать химический концентрат из всех своих предыдущих картин и поскорее презентовать это европейской аудитории. Эротизм, характерный для первых работ Верховена (а также “Основного инстинкта” и “Шоугёлз”), экшен – непредсказуемый и жестокий (“Робокоп”, “Вспомнить всё”), сатиристические элементы – все это “Черная книга”. От просмотра картины непозволительно отвлекаться – в любой момент может произойти что-нибудь очень важное для развития истории. Впрочем, запутаться в хитросплетениях остросюжетной “Черной книги” проще простого и при внимательном просмотре. Как всегда, Верховен не жалеет своих героев, которые сменяют друг друга через каждые полчаса. Стремясь, таким образом, достичь максимального реализма, Верховен перегибает палку – восприятие главных героев как “пушечного мяса” не покидает нас до конца просмотра “Черной книги”. Что действительно интересно в этом фильме, так это тематика противоречивости победы над национал-социализмом. Как уже высказывался Пол касательно “Звёздного десанта”: “Война делает фашистов из нас всех”. Кадры победоносного шествия освободительных войск сопровождаются издевательствами победителей над побежденными, под “пресс” попадают и женщины, которые выполняли эскортные функции при национал-социалистах. Вроде бы, ничего революционного, но, когда мы наблюдаем вчерашнюю обольстительницу немецких офицеров в машине англо-американских офицеров, становится понятной аналогия – для Верховена “добрые” победители не всегда лучше “злых” побежденных. Пол идёт еще дальше, делая предателем одного из членов сопротивления, которому даже удаётся насладиться лаврами победы. Нелепая гибель одного из протагонистов уже после капитуляции оккупантов также подтверждает необходимость всесторонне оценивать действия освободителей Голландии по версии Пола Верховена. В промежутках между этим симбиозом предыдущих картин Пола – привычные для голландца вставки в кадр человеческой наготы, черного юмора и бытовых проблем. Между тем, попытка совместить массовость и индивидуальность мешает картине полноценно реализоваться на поле сатиры и иронизмов. Как итог – многие привычные ходы Верховена не попадают в “яблочко”. Вторая мировая война – слишком сложная декорация для кинематографического стиля Верховена. Одно дело – работать над научной фантастикой, гиперболизируя наши современные проблемы, другое – иметь дело с реальным историческим процессом, где компромисс между гиперболой и достоверностью напрашивается сам собой. Несмотря на эти недостатки, “Черная книга” остается интересным фильмом, хотя и далеко не лучшим в фильмографии именитого голландца. При просмотре также напрашиваются небезосновательные ассоциации с “Бесславными ублюдками” Тарантино 2009 г. И, хотя Квентину не занимать оригинальности, аналогии между “Черной книгой” и “Ублюдками” – налицо. Как и в “Черной книге”, в “Ублюдках” важную роль играет сильный женский образ еврейки, потерявшей всё, цель которой – месть. Аналогично “Книге”, у Тарантино присутствуют однозначный антагонист (Кристоф Вальц) и противоречивый образ немецкого солдата (Даниель Брюль). Члены сопротивления – главные герои как в “Черной книге”, так и в “Ублюдках”. Неожиданные сюжетные повороты, смерти персонажей – отличительная черта как Тарантино, так и Верховена, оба рассматриваемых фильма – не исключение. Ассоциации продолжаются – главная героиня “Черной книги”, в одной из сцен, выступает в качестве певицы в ярком красном платье, как и героиня в “Ублюдках” при приёме немецкой политической элиты на премьере фильма в своем кинотеатре (но в качестве владелицы кинотеатра). Что тут еще сказать – даже декорации в этих сценах весьма похожи в обоих фильмах. Еще одна аналогия – эпизод в штаб-квартире сопротивления, где на операционном столе спасают жизнь одного из членов подполья. Образ маскулинного лидера группы сопротивления также встречается как в “Книге”, так и в “Ублюдках”(хотя судьба персонажей разная). Нелепые ошибки героев, приводящие к кровопролитию – еще одна общая черта этих картин. Было бы глупо обвинять Тарантино в плагиате, но Квентин неоднократно выступал в качестве защитника творчества Верховена – когда критики уничтожали “Шоугёлз”, именно Тарантино вступился за режиссера. Таким образом, весьма вероятно, что Квентин вдохновлялся именно “Черной книгой” при создании “Бесславных”. Различие между фильмами в том, что Тарантино и не собирался воспроизводить историческую достоверность, намеренно искажая события Второй мировой войны. Именно поэтому черный юмор и гиперболизация так уместны в фильме Тарантино, но не приживаются у Верховена в “Книге”, где голландец вынудил себя лавировать между историей и собственной стилистикой. 7 из 10

Максим Черный
Максим Черный9 августа 2016 в 18:03
Я сама попала в засаду и видела, как всю мою семью убивают

Фраза «вдохновлено реальными событиями», являясь еще более необязательной, чем ее более употребляемый вариант, все равно настраивает на необходимый лад уже во время вступительных титров. Стоит сразу подчеркнуть, что в основе фильма выдуманная история голландки с еврейскими корнями, отражающей, тем не менее, некоторые исторические особенности оккупации Нидерландов во Второй Мировой Войне. Как подсказывают открытые источники, сценарий Верховена отчасти автобиографичен, ведь мальчишкой он наблюдал за немецкими войсками в родной Гааге и за разрастающимся движением сопротивления. Вместе с этим, как и в случае с другими качественно поставленными военными драмами, воспринимаешь показанное за реальные события, описанные с художественной точностью. Фильм поставлен с голливудским лоском, являясь полностью детищем европейского кино и при своем скромном, для крупных военных драм, бюджете производит исключительно приятное впечатление. Хотя мы не имеем возможности, с высоты птичьего полета, оценить размах воссозданной эпохи, на локальном уровне подбора локаций и декораций, быстро погружаешься в происходящее. Старые районы города, автомобили и мелкий реквизит, костюмы, музыкальное сопровождение. Постановка не хватает звезд с неба, но отлично обрамляет соответствующую сюжетную линию. От застольных пьянств немецких офицеров в самый канун краха Третьего рейха, до попыток бойцов сопротивления освободить из подвалов гестапо своих товарищей. Определенно сильной стороной «Черной книги», на удивление, оказывается сюжет и его насыщенность. Редкая особенность для военных драм – история представляет собой не просто временной отрезок лишений или путешествие из пункта А в пункт В. К моменту, когда главная героиня выходит на какую-то константу положения, в очередной раз, ты понимаешь, что хронометраж даже не достиг половины. Это не история о Холокосте евреев, а скорее остросюжетная военная драма, где протагонист регулярно попадает в переплет событий. От бомбежки, уничтожившей укрытие, вместе с немногочисленными пожитками, до постели высокопоставленного офицера СС. Кроме того, определенная интрига, начало которой положено еще в первой четверти, сохраняется практически до последних сцен и также производит приятное впечатление. Если довести мысль до конца, фильм можно назвать нетипичным и оригинальным. Следующая, определенно выигрышная, сторона «Black book» – главная героиня. Рахиль Штайн трудно отнести как к знойным красавицам, так и измученным жизнью домохозяйкам, отношение аудитории к которым обычно заметно отличается. Девушка с ходу располагает к себе необычной европейской внешностью, желанием цепляться за жизнь, в ней есть своя изюминка, которой во многом благодаря самой исполнительнице титульной роли. Кэрис ван Хаутен, которая сегодня у многих ассоциируется с Мелисандрой из «Игры престолов», притягивает к себе внимание все два с лишним часа времени. Она участвует в сценах действия, прекрасно поет, не стесняется «верховенских» откровенных сцен. И хотя история начинается с шага вперед по времени, ты с неподдельным интересом радеешь за то, чтобы Рахиль пережила войну. 8 из 10

Юрий_Ростов
Юрий_Ростов4 ноября 2024 в 18:04

Простые голландские крестьяне, которые прячут еврейку от нацистов, заставляют её как плату за овсянку и кров учить наизусть Отче наш. Герои Сопротивления на еврейку смотрят настороженно, и при выборе кого именно спасать, предпочитают её сородичам своих белокурых собратьев. После войны ведут себя 'хуже нацистов', исполняя самосуд над теми, кого считают предателями. С самими нацистами сложнее. Один убийца, садист, мародёр, другой же милаха-филателист, желающий прекратить кровопролитие, третий - бравый служака, антикоммунист, сотрудничающий с Союзниками против общего врага - СССР. Посреди всего этого девушка, для войны совершенно неподходящая. Ей нравится музыка, секс и шоколад. А приходится выживать. Прятаться в камышах, притворяться мёртвой, шпионить, искать и казнить предателей. Все предатели, кстати, были записаны в чёрную книгу пожилого адвоката, через которого Сопротивление договаривалось с СС. Реального адвоката убили вскоре после освобождения Голландии, в мае 1945 г. Убийц и чёрную книгу не нашли. Ну, на то и кино, чтобы осмыслять содеянное и находить потерянное.

kiki_spring
kiki_spring5 марта 2014 в 15:20
Самый дорогой фильм в истории голландского кинематографа

Фильм хоть и длится более двух часов, но на практике, то бишь при просмотре, этого абсолютно не ощущаешь. 'Черная книга' как из пулеметной очереди осыпает зрителя событиями, которые при своей очевидной малой вероятности, производят по-настоящему сильный эффект, так как завернуты они изыскано и преподнесены грамотно: скрупулезно проработанный 'фон' из костюмов, грима, реквизита, родом из того времени, сотен мелочей, которые в сумме и создают атмосферу, так необходимую для того, чтобы убедить зрителя в достоверности и развести на доверие. Ну, и еще одна очень сильная сторона, не будь которой, никто бы ни во что не поверил ни при каких обстоятельствах, - актерская игра. Все отыграли - не придирешься, но бесспорно главным украшением ленты стала Кэрис Ван Хутен. Рахиль, беглая певичка кабарэ, с кожей белизны пломбира и крайне рискованными на мой взгляд, если учесть обстоятельства, иудейскими кудряшками, проведет зрителя через гущу событий, развороты в ходе которых подарят ему стойкое и уверенное ощущение 'не зря потраченного времени'. Я советую ознакомится всем, кто еще этого не сделал. p.s. Умеет Пол снять эротичненько и со вкусом... 10 из 10

Ирод
Ирод7 июня 2012 в 13:02
«Черная книга» жизни

После двадцати лет своей успешной голливудской карьеры режиссер Пол Верховен вернулся на родину, чтобы снять одновременно самый высокобюджетный и самый кассовый фильм Голландии 'Черная книга'. Это не только возвращение автора в родные пенаты, но и возвращение к старой теме, поднятой им в одном из первых своих фильмов – 'Оранжевом солдате': участии Нидерландов во Второй мировой войне и движению Сопротивления в этой маленькой стране. Замысел 'Черной книги' Верховен вынашивал двадцать лет и в итоге воплотил его наилучшим образом. Данная лента является ярко выраженной квинтэссенцией стиля Пола Верховена. В ней есть прекрасные обнаженные тела, картина просто наполнена сексуальностью. Присутствуют жесткие сцены откровенного, но вполне оправданного сценарием насилия. Фильм держит в напряжении и внимании до самого последнего момента, ведь в некоторой степени это ещё и детектив, а не только военная драма. И, наконец, как и в любых других своих фильмах, режиссер поднимает важные социальные проблемы, причем абсолютно не навязывая собственное мнение зрителю. Он выступает скорее как бесстрастный иллюстратор. Но о чем же, собственно, этот фильм? Он об интересной череде событий, которую мы иногда называем жизнью. Разве жизнь – это не череда потерь? Центральный персонаж произведения - голландская еврейка Рахиль Штайн или Эллис де Фриз – имя, под которым ей приходится скрываться. Её роль исполнила Керис ван Хаутен. О, божественная Керис ван Хаутен! Все свои роли она наполняет женственностью и предельным реализмом. И данный персонаж – это идеал или символический образ, а может и вполне истинное отражение Женщины с большой буквы. Женщины, которая будет много страдать. Она потеряет за фильм семью, возлюбленного, Родину. Но будет находить в себе силы не унывать и не плакать, даже когда этого очень хочется. На каждый вызов судьбы она отвечает взглядом исполненным смелостью и ненавистью. Разве жизнь – это не череда предательств? Поиск предателя в рядах движения Сопротивления – основная сюжетная линия фильма. При некоторой доле внимательности зритель сможет вычислить его приблизительно к середине картины. Но тема предательства дана в фильме шире. Прелестную героиню окружают интересные мужчины, сыгранные Себастьяном Кохом, Томом Хоффманом, Дереком ванн Линтом и другими. И все они, так или иначе, предают её, хотя не всегда в прямом смысле. Они предают её веру, надежды, убеждения. Они используют её для своих, пускай и благородных, целей. Они готовы поверить ложному навету на неё. Героиню предает народ и страна, к которым она принадлежала. Но Рахиль, вопреки всему, остается верной самой себе. Даже облитая помоями она выглядит более достойно, чем её мучители. И именно благодаря своей искренности и отваге она никогда не потеряет друзей и верных товарищей. Разве жизнь – это не череда войн? Сквозной линией фильма проходит война в Нидерландах. Режиссер фрагментами показал, казалось бы, всю исчерпывающую информацию по этому вопросу. И героизм, и трусость, и голод, и коллаборационизм. Но главное, что смог передать автор, так – это абсурдность войны как таковой, ситуации, где враг оказывается ближе, чем соратник по борьбе. Где освобожденные оказываются не менее жестокими, чем их мучители до того. Где победители соглашаются исполнить приказ бывшего генерала капитулировавшей армии. Где монархисты и коммунисты вынуждены действовать в одном отряде Сопротивления. Где нотариус и проститутка оказываются честнее героя войны. И где катафалк одновременно может быть и дорогой к спасению, и дорогой к могиле. Но самый главный абсурд в том, что война ведется ради мира. Но достижим ли это мир? Вой сирены и крики приказов в конце картины говорят об обратном. Разве жизнь – это не череда обретений? Рахиль многое потеряла, но и многое обрела. В финале мы не видим её сломленной или одинокой. У неё есть муж, дети, и новая Родина. Она всё также весела и смело смотрит в лицо как прошлому, записанному в черную книжечку аккуратным почерком, так и будущему, которое будет судя по всему не менее тревожным. Груз испытаний не тяготит её, но лишь придает мудрости взгляду прекрасных глаз. Она идет к своему счастью не смотря ни на что. И мне кажется, что это так по-женски: идти по жизни вперед с высоко поднятой головой вопреки опасностям окружающего мира. Есть надежда, пока мы живы (с).

Sof_ka
Sof_ka15 февраля 2009 в 12:39

Господи, как же отлегло от сердца! Я уж думала, что в истории кинематографа так и останутся либо наши, безусловно классные, интересные, правдивые, но несколько пафосные и односторонние, фильмы о войне, либо голливудские 'произведения' с заезженными штампами в сюжете и выводом, что ВОВ выиграли США. И тут поздно ночью напарываюсь на здоровский фильм о второй мировой, причем понимаю, что снят он не в Америке и вроде как даже не в тех странах Европы, которые обычно снабжают нас увлекательным кино. Наутро кидаюсь в 'КП' и что же я вижу?! 'Черную книгу', оказывается, снял обожаемый Верховен! Вот уж сюрприз так сюрприз. Хотя, конечно, при просмотре проскальзывали кое-какие ассоциации, но во что-то определенное они не вылились. А фильм, безусловно, отличный. Главное достоинство - сюжет: динамичный, с неожиданными поворотами, он держит в напряжении все два с лишним часа. Порадовали и актеры - лица живые, красивые и эмоциональные, к тому же не 'замыленные' Голливудом. Качество съемки, декорации, одежа героев, сами события - все смотрится естественно, а главное настолько на одном дыхани, что просто диву даешься. Кто-то в отзывах говорил о возвращении Пола. Посмотрите 'Черную книгу' - вот же он, дорогой наш Верховен, никуда он и не уходил. 10 из 10

stargazer D
stargazer D7 мая 2010 в 10:57

Фильм Верховена 'Черная книга' показался каким-то комиксом в стиле смешанного Бэтмена и Города грехов. Но как ни странно есть в фильме и плюсы. Фильм держит в напряжении, представляя собой исторический боевик-мелодраму с латиноамериканской(пардон еврейской местью).В действительности нет здесь драмы... была бы... но режиссер так и не дотянулся до ее уровня. Еврейка, у которой перебили семью немцы, рассуждает о красоте и манерах человека, с которым спит по заданию Сопротивления, а потом влюбляется в него. Нацисты представлены как добрые немцы и злые немцы. Что же это за задание такое? Это какая-то милая прогулка, забава? И любовь какая-то странная у нее. Вообще в это не верится. Кстати, американцы-режиссеры, особенно эмигранты, зачастую последнее время просто обожают демонстрировать европейские события как клоунады. Вырисовывается странная картина: фашисты-оккупанты даже меньшие уроды и садисты, чем члены Сопротивления и войска союзников. Причем все помешались на обогащении. Голливудские версии страшной трагедии Второй мировой просто поражают. Все сведено к каким-то мелочам и мелочным событиям. Поражает не псевдо-Азеф в роли истинного предателя в рядах Сопротивления и его изворотливый ум, а именно странная холодность героини. Убили семью, а она как ни в чем не бывало пережила эту трагедию. Расстреляли любимого, а она поплакала чуть-чуть и как Женщина-Терминатор пошла по жизни дальше. Да Марлен Дитрих просто в подметки не годится этой диве со стальными нервами! А если так разобраться, то фильм можно было перевести на очень высокий уровень! Ведь человек, пославший на смерть семью Рахиль-Элис, он же ее первый мужчина, он же ее несостоявшийся убийца. Какой сюжет можно было бы развить! Уму непостижимо. В этом фильме все герои - как роботы. Никаких чувств, есть лишь примитивные эмоции. Но фильм как времяпровождение неплох. Смотреть можно. Однако как нечто, имеющее отношение к фантазиям на тему войны, оккупации и освобождения.

ohsoevelyn
ohsoevelyn8 июля 2011 в 11:24
Оказывается, чтобы увидеть, как изменился мир, достаточно понять, что ты сам стал другим человеком.

Я не являюсь любителем творчества Пола Верховена. Я не видела его культовые фильмы 'Шоу-гелз', 'Вспомнить все' и 'Основной инстинкт'. Но мое незнание не остановило меня посмотреть этот фильм. Ведь о нем писали как о шедевре, расхваливал его практически каждый, кто когда-либо интересовался премией Оскар. Что же в итоге получилось? 'Черная книга' не держит напряжения. Не заставляет переживать за героев. Героев убивают каждый раз до того, как зритель успеет хорошенько запомнить их в лицо, не говоря уж о том, чтобы узнать их характеры. Естественно, в таком случае смерть выглядит уже не трагедией, а всего лишь законом жанра. Довольно циничный подход о преследовании евреев. Честно говоря, я почти всегда смотрю фильмы на языке оригинала, именно поэтому просмотр этого фильма получился весьма увлекательным. Голландский язык похож на немецкий, английский и даже шведский. Он звучит также забавно, как и главная героиня этого фильма, которой приходилось играть жертву, шпионку, певицу и проститутку. Пошлостей в фильме было хоть отбавляй. И это понятно - Пол Верховен, фашистская Германия, конец Второй Мировой, юные милые девушки, готовые на все, чтобы спасти себя и своих ближних. Но 'Черная Книга' получилась лишней тратой моего собственного времени. Ничего достойного я в нем не увидела. А хотела. И огромный для Голландии бюджет в 16 миллионов евро здесь ничего не меняет. Я не буду называть этот фильм чересчур плохим, нет, он в принципе неплохой, некоторые интересные и познавательные моменты в нем все-таки есть, хотя он не заставляет зрителя окунуться в тот мир, он всего лишь оставляет его с надеждой на счастливый конец. И happy end может быть был, если они бы не стали затягивать фильм на 2 с половиной часа, делать предателя из каждого персонажа и убивать самого лучшего героя во всей этой эпопеи. Фильм сделан для американской аудитории, а у нее очень низкий порог выносливости к болезненным жизненным моментам.

Parksword1
Parksword119 октября 2014 в 15:53
Европа в аду. Черная книга.

Нельзя смотреть без содрогания подобные фильмы. В 'Черной книге' мы видим мрачные вещи: болезнь XX столетия – нацизм во всем его гнусном проявлении. Режиссер Верховен не жалеет своих зрителей, он предлагает нам посмотреть на мир его горящими от ярости и возмущения глазами. Фашисты маршируют по Европе, свастика развивается уже над многими и многими странами. Фашистская саранча съедает все человечное на своем пути, практически не оставляя после себя выживших. Но Рахиль – еврейская девушка, обладательница божественной красоты и нескончаемого обаяния, умудряется спастись. Да, она жива, но какой ценой! Однако Рахиль находит в себе силы жить, хотя ее душа растоптана. Ее питают ненависть и желание отомстить. И ради мести эта хрупкая красавица готова пойти на самые аморальные поступки… В 'Черной книге' нашлось место не только злому, тут порой проглядывает истинная любовь. Но эта любовь со временем извращается силой обстоятельств: войной, разрухой голодом, геноцидом. Порой хочется упрекнуть главную героиню, которая разрывается между тьмой и светом, но затем приходит понимание, что винить ее не в чем: многие поступили бы на ее месте точно так. Создателям 'Черной книги' огромное спасибо. Такие темы обязательно нужно поднимать, страшные преступления не должны забываться новыми поколениями, иначе все самое страшное может повториться. Восхитила актриса, сыгравшая Рахиль – Кэрис Ван Хаунтен. Как точно она передала образ этой несчастливицы, ее чувства, желания и порывы! Молодец! 8 из 10

Инна 78
Инна 7823 июня 2013 в 03:27
Некоторые видят только пошлости, а фильм совсем не об этом

Прежде всего, нужно сказать, что «Черная книга» – один из лучших фильмов о войне. В других фильмах на военную тематику обычно присутствуют или только сражения на фронте, или шпионы и разведчики, имена которых известны уже в начале фильма. В итоге сюжет становится понятен с первых минут. О «Черной книге» с ее непредсказуемым сюжетом такого не скажешь. Просто среди зрителей есть «ясновидящие» хвастунишки, которые утверждают, что с самого начала предвидели, чем закончится фильм. Жаль, что кому-то запомнились только обнаженные тела и неприятная сцена в тюрьме. Я не стану на них останавливаться, т. к. кто смотрел фильм, тот и так поймет о чем речь. Есть такая народная мудрость: «У кого что болит, тот о том и говорит». Это фраза отлично подходит для тех, кто даже в военной драме находит для себя элементы эротики. На мой взгляд, самая запоминающаяся сцена, когда главного предателя настигло наказание. Здесь нужно отметить, какая огромная боль видна в глазах главной героини, когда она завинчивает крышку гроба медальоном с фотографиями ее семьи. То, что главная героиня на протяжении фильма не бьется в истерике, не значит, что она не испытывает душевную боль. Обычно тот, кто льет «крокодильи» слезы переживает гораздо меньше, чем более уравновешенный человек. Подводя итог, скажу, что при просмотре фильма следует чаще смотреть на глаза и лица героев, а не на обнаженные тела. Тогда не будет нелепых реплик о том, что главная героиня не переживает, а только расхаживает с обнаженной грудью. Конечно же, каждый смотрит на то, что его привлекает. Фильм «Черная книга» интересный и запоминающийся, просто нужно уметь замечать важные детали. 10 из 10

PolkaDolka1
PolkaDolka111 февраля 2010 в 16:42
Все бы ничего, если...

Фильм довольно милый. Такая обыкновенная сказка про очень везучую героиню. Не смотря на огромное количество жанров, поместившихся в фильм (триллер, военный, драма, детектив, мелодрама, местами даже боевик, приключения и легкий натурализм),он показался мне довльно легким и ненагроможденным. Но. Я открыла для себя одно большое НО. Режиссером этой ничем не выдающейся картины оказался сам Пол Верховен. Ну, не для него это! Нельзя ему снимать 'одноразовые фильмы'! На все его творчество зрители должны слетаться, как пчелы на мед ( будь тоже самое 'Шоу Герлз', 'Невидимка', 'Основной инстинкт', 'Плоть и кровь'. А это ни то ни сё. Ни рыба ни мясо. Посмотрел и забыл. Да, надо отметить великолепную игру и подборку актеров. Очень порадовала Кэрис Ван Хаутен, исполнительница главной роли. А также хорошие декорации. Не смотря на многочисленные ляпы, которые видны 'невооруженным взглядом', банальность и очевидность финала, я ставлю достаточную оценку, т. к фильм смотрится с интересом и легко-что есть очень многое 5 из 10