Если сейчас поискать в интернете информацию о Стюарте Купере, то за его поздним позорищем под названием 'Убийство в Вегасе', а также кучей других никому не известных и ненужных телефильмов невозможно будет заметить славной 'Операции 'Оверлорд'' (откуда взялся 'Повелитель' в русском переводе - загадка тысячелетия). Картина тогда ещё начинающего режиссёра в ярких красках чёрно-белой хроники (так бывает) отображает суть войны глазами молодого солдата. Тренировки, строгая дисциплина, товарищи, первая и последняя любовь, страх, взрывы, стрельба, молчание, письма из дома... и наконец уверенность, поселившаяся в сердце, о том, что война тебя обязательно заберёт, лишив жизни. Всё это проносится перед глазами зрителя сумбурной строкой, в которой кадры хроники перемешиваются с кадрами кино. Создаётся ощущение, что смотришь два разных фильма (художественный и документальный), технично сплавленных в одну незамысловатую, но трогательную историю. Здесь есть несколько очень достойных (при этом достаточно скромных) сцен, увлекательный монтаж, чудная атмосфера (режиссёру удалось найти ужасное в прекрасном и прекрасное в ужасном, смешав оба компонента), а также симпатичный актёрский состав, отыгрывающий свои роли совершенно нормально, без избытка или недостатка в действии. Местами может стать скучновато, однако в данном случае это нормальное состояние. Финал же получился несколько скомканным. Тем не менее, он в полной мере отобразил трагизм судьбы главного героя. Не ожидал, честно говоря, что 'Операция 'Оверлорд'' мне понравится. Казалось, будет совершенно средненький военный фильм. А вот и нет. Приятно удивлён. 7 из 10
Случайным образом наткнулся на этот малоизвестный (а возможно и отчасти забытый) английский фильм «Оверлорд» (в некоторых источниках встречается под дословным переводом «Повелитель») некоего Стюарта Купера, рассказывающий о подготовке и высадке союзных войск у берегов Нормандии. И, как часто и бывает в таких случаях, этот тихий фильм долгие годы хранился на своей запылённой полочке, чтобы найти своего зрителя и потрясти его. Фильм рассказывает история 21-летнего паренька по имени Том, которого призывают на службу, который покидает любимый дом, любимых родителей и любимую собаку, проходит тяжёлую школу «учебки» (которая легко может потягаться по жестокости с «Цельнометаллической оболочкой» Стэнли Кубрика), впервые влюбляется и оказывается вместе со своими товарищами у французских берегов в «День Д». Фильм завораживающе совмещает в себе основную сюжетную линию, множество документальной хроники и ряд причудливых и невероятно красивых сюрреалистических вставок, показывающих прошлое и будущее героя, его реальность и грёзы. Как этот неописуемый коктейль не выходит за рамки дозволенного, соединяется в единое целое и не разваливается в руках режиссёра – остаётся чарующей загадкой этой кинокартины. Роль новобранца, сыгранная Брайаном Стернером, к сожалению, так и осталась по необъяснимой причине единственной крупной ролью в карьере этого актёра. Его невинное и светлое лицо, открытое навстречу любви и дружбе, как зеркало, отражает всё, что лежит на душе у главного героя. Вечная история о том, как война калечит судьбы молодых людей, рассказана здесь совершенно оригинальным и свежим способом. Жёстко и поэтично. Страшно и трогательно. Так, что это невозможно передать словами. Это просто нужно видеть. 10 из 10
То, что я вообще узнала о существовании этого фильма - большая удача для меня. Операция Overlord - это британское название высадки в Нормандии; соответственно, действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Главное действующее лицо - молодой британец, едва достигший совершеннолетия (21 года), который вместе с другими, в большинстве своём молодыми ребятами, был призван в армию в 1944 году. Одна из особенностей фильма - это то, что он как минимум на одну треть (а то и на всю половину) состоит из документальных кадров: это реальная военная техника, реальные бомбёжки, реальные взрывы и пр. Для того, чтобы совместить хронику с новым материалом, Купер пошёл на вполне логичный шаг: снял весь фильм на старую аппаратуру (возможно ещё как-то состарил изображение, но без фанатизма - никаких царапин на плёнке, трясущихся кадров и тому подобное). Так что произошло редкое для кино совмещение реальности и вымысла, при этом художественная часть так хорошо сошлась с документальной, что результат вышел весьма интересным, даже исключительным. В этой истории очень мало необычного - этот путь, от призыва до поля боя, прошло огромное количество мужчин, миллионы человек из разных стран. Но история эта рассказана неординарно и в то же время очень просто: эта простота подкупает, потому что в то время, как во многих картинах за замысловатостью и насыщенностью экшеном прячется полное или частичное отсутствие идеи, здесь прятаться не за чем, - поэтому и искать ничего не приходится: понять и прочувствовать этот фильм сможет любой, кто захочет, вне зависимости от пола, возраста, социального положения и так далее. За отсутствием экшена и прочей шелухи остаётся много пространства для художественной передачи чувств и идей, и от этой простоты и честности цена Overlord сильно возрастает в моих глазах. Overlord - фильм, который не заслужил безвестности и забвения. Остаётся только надеяться, что он не будет полностью забыт и потерян, интерес к нему когда-нибудь в будущем возрастёт - и тогда по достоинству оценят талант Стюарта Купера, так печально погребённый под кучей телевизионных детективчиков и фильмом с Александром Невским (что уж совсем печально). 10 из 10
Если хотите узнать, какими в середине 70-х годов прошлого века были лучшие образцы того, что мы сейчас называем 'артхаусом', 'фестивальным кино', то обязательно посмотрите этот фильм. Он абсолютно справедливо отмечен высокими наградами Берлинале-75, хотя лично я бы дал ему 'Золотого медведя', на которого 'Повелитель' и номинировался. По своей сути это строгий, порой даже суровый психоделик на тему Второй мировой войны, принципиально чёрно-белый. Благодаря этому режиссёр и соавтор сценария картины Стюарт Купер так органично соединил отснятый им материал и озвученную военную кинохронику тех лет (которая занимает более трети картины), что создаётся впечатление единого целого и очень трудно понять (а надо ли?), где кончается хроника и начинается собственно кино (лишь в редких моментах хронику чисто технически выдаёт качество картинки; что ж, тогда не было возможности компьютерно 'подчистить' исходник). Ни до, ни после того я ничего подобного не видел. Наверное, плюсуя сюда впечатляющие даже современного зрителя комбинированные съёмки и смысловые 'навороты' (фрагмент главного из них вы видите на опубликованном здесь постере), стоило бы дать 'Повелителю' ещё и приз за визуальные эффекты. О чём же речь идёт в картине?- Да попросту о спокойном, 'задумчивом' и очень симпатичном британском пареньке, которого призвали на службу как раз накануне высадки союзников в Нормандии. Идёт усиленная подготовка к ней, идёт солдатская жизнь. И вот именно её показом (на мой взгляд, вполне правдивым) 'Повелитель' диаметрально противоположен масштабным, бравурным военным 'блокбастерам', которых в 50-70-е годы союзники наснимали великое множество, дабы посредством кинематографа возвеличить свою роль в победе над фашистской Германией и милитаристской Японией, оттеснив, таким образом, главного победителя, СССР, на задний план (идеологический приём тогдашней 'холодной войны'). В нашем фильме нет места дутому пафосу и 'пиво-височному' (квас- только у нас!) патриотизму, англо-американской спеси и самоуверенности, равно как и тамошней 'дедовщине' (с нашим героем запросто подружился ветеран-сержант). Не увидите вы в картине ни традиционных загулов в пабах, ни ярких любовных похождений в духе 'меня завтра могут убить, потому пошли в постель'. Здесь всё как-то просто, спокойно, по-человечески. Наш солдат тоже познакомился с девушкой, без бравад и эксцессов. И всё бы у них было, 'как у людей'... Но! Но идёт война, и некое Предчувствие преследует солдата, и незримый Рок в образе чёрного ворона витает над ним. И не только над ним... В общем, тут есть, над чем задуматься и поразмышлять серьёзному кинозрителю. Недавно, под впечатлением от американского фильма 'Чёртовы лодки' (1970), я написал в рецензии, что (судя по фильму), у нас с союзниками, похоже, были разные войны... А, посмотрев 'Повелитель', говорю и пишу, что- одна! И где же истина?- Как и всегда, посредине, между... Потому что все люди разные. В том числе союзники. 8 из 10