Восхождение: отзывы и рeцензии

Ynifar
Ynifar27 августа 2018 в 21:27
'Богодушно'

Данная экранизация произведения Василия Быкова 'Сотников' является лучшей, в своём роде, и одновременно передающая точку зрения самого режиссёра - Ларисы Шепитько. Какая и лучшая экранизация данной повести, как и отметил сам В. Быков. Режиссёр же показывает своё собственное мировоззрение на это кино, которое меняет мнение после увиденного, на основе книги, к примеру, сам Быков говорил, что очень ценил Ларису Шепитько и как-то даже признался, что если бы встретил её раньше, то, возможно, написал бы «Сотникова» по-другому. Стильные чёрно-белые кадры добавляют драмматичности кино. Что несомненно влияет положительно на саму экранизацию. Движения актёров, их игра несомненно одна из лучших, которая оказывает только положительно на всю обстановку. На что больше всего повлияли сами актёры, но под организацией кого? Самого режиссёра. В фильме предстаёт аналогия мифа с 'Исусом' с главным героем. Тут предстаёт сам главный герой в виде Хесуса, а его товарищ является изменником, Иудой. Вообще сама пробожественность фильмов от этого режиссера имеется в каждом фильме. Что довольно странно, если смотреть на ситуацию во время выхода фильма СССР. И то что этот фильм находился на грани запрета показа, не удивляет.

philipp.de
philipp.de9 августа 2025 в 13:19
Великий шедевр на все времена: “Восхождение” | Русский фильм глазами немца

Картина “Восхождение” (1976) - тот случай, когда охарактеризовать жанр как “трагедию” - не преувеличение. Радости и развлечения в картине искать не стоит, и даже говорить об эстетическом наслаждении от режиссуры, операторской и актерской работ, а также музыки великого композитора - и более чем заслужено, и грешно. Из уважение к Человеку, Жизни, Смыслу и Свету, которым лента щедро одаривает зрителя. Пища это благодатная, но тяжелая. Когда-то, на школьной экскурсии в концлагерь Дахау, что близ Мюнхена, я сделал для себя - тогда еще для меня - удивительное открытие: нет никаких бессовестных чурбанов, а “каменное сердце” - лишь миф. И защитная маска для многих, кто мнят себя беззащитным и надеются спрятаться от тонких как лапороскопическая игла уколов совести. Для тех, кто грубостью души пытается противостоять боли и горечи в этом мире. Вот и “Восхождение” во мне лично пробуждает то самое ощущение: если вам случилось быть знакомым с человеком, претендующим на “полную бесчувственность” на звание “мрази”, “конченного” или “отморозка”, просто поставьте это кино в его присутствии. Картина насквозь пронизана христианским символизмом. Я бы сказал, не Библейским, а именно Новозаветным. И это далеко не единственная причина, по которой картина так понятна Западному зрителю. То, что ее отметили наградами в Европе, в Германии, в частности, не просто дань выдающейся кино-работе, и не попытка - в который раз - испросить прощения за грехи праотцов, из немцев сделавшихся нацистским злом. И даже не “поощрение” советскому кино, которое вышло за рамки атеистической повестки дня. В конец концов, последнее, возможно, заметят не все. Впрочем, чтобы выдержать эту повесть о людской природе, сущности падшего человека, его причастности сразу и аду и Раю, требуется солидный багаж. Можно назвать его эрудицией, но я бы сказал, что речь скорее о широком кругозоре и большой насмотренности. Ведь то, что по форме является “военным фильмом”, притом нестандартным, т. к. речь не о регулярных военных, а о партизанском подполье на оккупированной врагом территории, оказывается притчей и проповедью. Агностик, верующий в то, что он - атеист, или же убежденный фаталист скажут: “вопрос случая.” Не столько о том, какая судьба уготована каждому из нас, хотя и этот вопрос в фильме безусловно поднимается, но скорее о том, кем ты окажешься в самый решающий момент. “Тварь ли ты дрожащая”, “продажная шкура”, слабак и предатель? Или герой, бо(р)ец, что знает: “быть воином - значит жить вечно”? Порой это решается “царицей судьбой впопыхах”. Христианин, мусульманин, иудей же скажут: ничто на земле не случается. Ничто не от слова “случай”. Всё и все здесь пропитаны Волей Свыше, непостижимой, чуждой нашей земной логике, не поддающейся моему любимому анализу, недоступной даже Богословию, порождённому людьми глубоко религиозными. Порой “судьбы мира”, та самая Воля Свыше нам кажется глубоко несправедливой, до горечи необъяснимой, и даже враждебной. Вражда, однако, в нас самих, дающих себе право судить, что справедливо, а что нет. Право, которое, если мы верим в Высшие Силы - точно не наше и не у нас. А несказанно выше. Вот и те два красноармейца, ушедших в партизанские леса оккупированной нацистами Белоруссии изначально в похожих условиях: оба отправились на опасное задание в деревню. Оба знали, что сдаваться живыми им нельзя. Чтобы не выдать, чтобы не предать, чтобы остаться верными, чтобы быть воинами до конца. Оба отлично знали правила игры, законы войны, запах пороха, вкус крови - своей и чужой. Оба были “не робкого десятка”. Но ранила нацистская пуля только оного из них. Случай? Судьба? Как знать. Другой же сделал выбор и не предал. Не оставил товарища покончить с собой, взял крест на рамо, и начал восхождение. На их личную Голгофу. Оказавшись же в засаде, спрятавшись у случайной женщины в деревне, евангельский “петух для них пропел во второй раз” (Мф. 26:69-75). Однако, создатели картины спираль Восхождения на Голгофу ускорять не стали. Все идет неспешно, как и сама жизнь в самые решающие моменты. В slow motion, скажет современный кинолюб. Да и контраст по большей части абсолютно безмолвного саундтрека, антифонически переходящего в творения великого Шнитке - удивительной аскезы мастерство. В отличие от того, Римского, советский Пилат всякой совести давно уж чужд. И проповедует лишь жизнь ради жизнь. Любой ценой. Неземное исполнение роли следователя нацистской полиции актера Солоницына в моих глазах окончательно возвело в десятку величайших артистов, что мне доводилось видеть в кадре. И в третий раз пропел петух. На допросе раненый не сдался. Пытки каленым железом, обезобразившие его мощи - конечно же, очередная отсылка к Евангелию. К издевательствам, что претерпел Христос пред казнью на Кресте. Его товарищ же отрекся от всего, за что воевал. Поняв, что он стал Иудой, предатель пробует покончить с собой. Символически выбрав для этого нужник. Но и доска на потолке, и слишком узкая петля его красноармейского ремня подводят выбравшего отчаяние. В отличие от евангельского Иуды, ему не дано даже умереть. Невозможно не отметить и еще одну линию: философский спор двух пойманных нацистами партизан, по косвенной вине которых, на пороге эшафота оказывается и та самая сельчанка, пытавшаяся укрыть и ох нацистов. Пилат-Солоницын подобно змию-искусителю предлагает бойцам выдать координаты товарищей, явки и пароли в обмен на жизнь невинной матери троих детей, которых ждет сиротство. Предложение, своим кажущимся благородством соблазнительное донельзя. Когда совесть задает задачки на порядок посложнее. Выбирать между белым и черным - еще ничего. А вот выбор из двух зол - уже посерьезнее. Такой выбор, при котором твоя совесть обречена быть нечистой. Как можно догадаться из развития двух главных протагонистов, раненый делает выбор в пользу своих сослуживцев, принося женщину в жертву во имя грядущей победы. А будущий “полицай” сомневается. Правильнее сказать: соблазняется. Удивительно глубокий фильм-притча. Абсолютно несправедливо “забытой.” Не входит, я уверен, в школьную программу - даже на Родине. Там, где его поймут и еще тоньше, чем немцы, войны знавшие, или представители других наций. Тончайшее высказывание, которое лишь подталкивает вывод делать самостоятельно. Без того, чтобы читать мораль. Но со всем бесценным багажом глубокой русской души. Кому как не русским напомнить нынешнему миру, что такое война и как на ней проявляется человек? Кому, как не русским знать, как важно войн избегать, если только это возможно. Фильм, который убивает зрителя, чтобы тот воскрес уже раз и навсегда. Аминь. Все - не то, чем кажется. А первые станут последними - и наоборот. Филипп | Из Германии да в Россию | Чел с Европы

AlexeyOperation
AlexeyOperation10 сентября 2022 в 11:20
В память обо всех солдатах и людях, оказавшим сопротивление фашистским захватчикам.

В один день, перед сном, я бездумно пролистывал каналы по телевизору, дабы отвлечься перед сном от мыслей, и случайно, пролистав порядка двадцати, зацепился за один военный фильм, который транслировался по телеканалу “Культура”. Удивительное разнообразие характеров и судеб людей, которые пересеклись в одном месте, не смогли отпустить меня до самого финала. Сюжет в фильме довольно простой, но это не мешает картине, поражать вас кадр за кадром, и без наличия пары десятков неожиданных поворотов. Через истории героев автору удаётся передать истории жизни миллионов пленных, оказавшихся на оккупированных немцами территориях. Во время просмотра испытываешь море эмоций: гордость за верных родине солдат, ненависть по отношению к оккупантам и предателям, сожаление к мирному населению, вовлечённому в партизанскую борьбу. За это стоит похвалить советских актёров. Они полностью погружаются в свой образ и ни на секунду не позволяют отвлечься от просмотра. Как вспомню, так у меня мурашки по коже пробегают! И если некоторых из них вы будете открыто ненавидеть, а другими восхищаться, то также будут и такие, к которым нельзя однозначно относиться, так как негативные последствия их решений были основаны на благих намерениях. Это творение должны видеть все. Я снимаю шляпу перед автором и актёрским составом. С ростом культурного уровня начинаешь больше ценить советский кинематограф, большинство фильмов которого наполнены глубоким смыслом и моралью, будь то драма или комедия. Вот на такие фильмы надо водить молодёжь в кинотеатры в преддверии 9 мая. Конечно, в фильме нет взрывов, вертолётов и взрывающихся вертолётов, но это бы только испортило впечатление от просмотра. Для более сильного погружения, советую посмотреть весь фильм целиком, не отрываясь от экрана. Приятного просмотра. P.S. Отдельная благодарность телеканалу Культура, за то, что они не вставили ни одного рекламного ролика во время просмотра, иначе впечатление могло сильно испортиться, и картина не была бы столь гнетущей.

timurkazoom
timurkazoom20 апреля 2013 в 12:11
-Восхождение? Сотников? Нет, не слышал. Вчера «Бросок кобры» посмотрел…

Что-то часто я стал писать рецензии на фильм, эта уже вторая за месяц, и третья за три года. Только не знаю можно ли назвать это рецензией, потому что этот фильм все перевернул с ног на голову у меня в мыслях. Можно ли назвать то, что я пишу, рецензией? Я не хочу писать о фильме как таковом, по моему мнению он бесподобен, не имеет себе подобных. Нет смысла говорить об игре актеров, каких-то технических моментах, режиссуре и сценарии, потому что если вы уже читаете эту рецензию, значит вам интересен кинематограф, а значит вы сами поняли или поймете, что не нужно говорить лишних слов, все понятно и так, фильм бесподобен. Меня заинтересовала другая сторона положения дел с этим фильмом. Странно что он находиться в топе, потому что (я не поленился и посмотрел) в списке его оценок немало единиц. Как такое может быть? Как выходит так, что получает единицу фильм, который по своему содержанию говорит о таких вещах, которые просто выворачивают наизнанку наше сознание? Заставляет погрузиться в атмосферу в которой пребывают герои, и искренне переживать за них. Фильм, который говорит о нескончаемом и, похоже мало кому понятном, мужестве наше народа. Да, каждый имеет свое мнение, но простите, если вы ставите меньше девятки, думаю с вами все понято. Также хочу признать, что мысль, которая мелькает в некоторых рецензиях показалась мне очень интересной. В них говориться о неоправданном героизме, подвиге ради подвига. Ведь другие страны воспитаны отнюдь не так. 'В них воспитано халатное и преступное отношение к жизни каждого индивида' - вот чем они объясняют подвиги наших солдат. Для меня же подвиг в своем понятии, думаю многие со мной согласятся, это не признак воспитанности, а признак менталитета. И как можно говорить про человека, который пошел на смерть добровольно так, как будто он в магазин пошел. Попробуйте отдать безвозмездно свою почку нуждающемуся? Надо подумать, серьезное решение не правда ли? А отдать свою жизнь, закрыв собой пулеметный дзот, или не выдав тайну умереть в страшных пытках? Они шли на это с мыслю что жертвую собой ради других, погибну я, но зато спасутся 10, 20, а может 100. И это антигуманно? Антигуманно сливать в унитаз, простите, осуждать их действия, и пытаться усомниться в их правильности. И вот он стоит перед петлей, с прожженной до кости грудью, он не пошел против себя, против своей совести, он не предал, и идет на смерть с мыслью, что поступает правильно. И какой непомерной силой надо обладать чтоб сделать это, какой любовью к ближнему... А вы говорите воспитаны так, попробуй ему втолкуй, он перед самой смертью не прогнулся, а тут какая-то идеология. P.S Я смотрел фильм с английскими субтитрами, и фраза - 'А еще в институте учился', была переведена как -'Говоришь как женщина'. Чтобы это значило? 10 из 10

AspAnU
AspAnU21 апреля 2015 в 19:22
Вопросы и ответы

Повесть Быкова 'Сотников' навсегда стала для меня одним из самых страшных произведений о войне и людях. Контраст довольно обыденного начала повествования о двух партизанах, отправившихся за провиантом, и того ужаса, с которым каждый из них столкнулся в конце, оказывает сильнейшее впечатление на читателя. Используя сюжет о жизни в оккупации, Василь Быков исследует, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств». И Сотников, и Рыбак попадают в одну череду событий, на которые никак не могут повлиять, однако одному из них хватает сил разорвать эту цепь, а другой все глубже вязнет в болоте самооправданий. Сюжет повести, с нарастающим напряжением неумолимо ведущий к надрыву, настолько выверен автором, что мне казалось, фильм, основанный на ней, должен точно следовать слову писателя. Шаг в сторону и вся конструкция рухнет. И, как это ни удивительно, фильм Ларисы Шепитько 'Восхождение' дословно следует источнику, а конструкция все равно рушится. Ведь, кажется, события те же, разговоры те же, персонажи такие, как я представлял себе... но добавлены образы, которые, на мой взгляд, чужды рассказанной истории. Некоторые рецензенты заметили, что фильм претворился в библейскую притчу. Боюсь, что слово 'притча' здесь не уместна, ведь означает оно назидательное иносказание. Режиссер 'Восхождения' не использует иносказание: Сотников здесь очевидная фигура Христа, Рыбак - Иуда (его так и называют наблюдающие за казнью), а колокольный звон так и рвется откуда-то издалека в картину... Я понимаю зрителей, которые остались в восторге от 'Восхождения'. Визуально фильм сделан гениально, и то что хотел показать режиссер, показано завораживающе. Взгляд Бориса Плотникова, черный проем подвала, дорога на казнь. Именно операторская работа вкупе с актерами создает непередаваемое словами ощущения ужаса и святости. Однако с каким бы мастерством ни была снята картина 'Восхождение', я не могу не заметить бессмысленности основного посыла. Сравнение Сотникова с Иисусом не только имеет крайне мало оснований, но так же и претенциозно отвечает на вопросы, которые должен был ставить перед собой читатель повести Быкова. Ведь Сотников фигура светлая, но отнюдь не однозначная. При возведении поступка Сотникова в абсолют можно легко забыть о жертвах маленькой девочки, многодетной матери и старика, погибших вместе с ним. Несмотря на великолепные постановку и игру актеров и уважение, которое вызывает у меня Лариса Шепитько, фильм кажется надуманным. Он будто коленями вбивает в вас единственно верный ответ, в то время, как вы сами должны задавать себе вопросы.

Den is
Den is18 августа 2009 в 14:54
Пусть будет холодно...

Лариса Шепитько сняла страшный фильм по страшной повести о страшном времени. Лариса Шепитько сняла шедевр. Как больно, что у нас больше нет Ларисы Шепитько... Вообще, надо сказать, что я очень люблю повесть Быкова 'Сотников', но не могу не признать, что экранизация этой повести вышла еще лучше. Выдающийся фильм. Вы хотите увидеть вечность? Хотите увидеть Иисуса? Так посмотрите в глаза Сотникова в исполнении Бориса Плотникова. Хотите увидеть самобичевание? Хотите увидеть отчаяние? Посмотрите в глаза Рыбака в исполнении Владимира Гостюхина. Хотите увидеть пустоту? Хотите увидеть душу, проданную дьяволу? Посмотрите в глаза Портнова в исполнении Анатолия Солоницына. Потрясающие актерские работы. Ни капли фальши. Лариса Шепитько - гений. Альфред Шнитке - гений. Когда гении вместе, они создают ВЕЛИЧИЕ. Вообще, что отличает просто хорошее кино от великого кино? На мой взгляд, это то, что во время просмотра великого кино эмоции становятся чем-то осязаемым, они перерастают в физическое ощущение. Во время просмотра 'Восхождения' я замерз, не потому, что дома холодно, нет, дома тепло, но я замерз. Потому что страшно, потому что холодно. Но я не хочу согреться. Пусть будет холодно! Пусть будет холодно, но пусть будут люди. Пусть будет холодно, но пусть не будет войны... 10 из 10

April305
April30523 апреля 2010 в 19:28
Последний

Это о нем: 'Он видел больше, чем его глаза, Он тронул глубже зримого покрова, Он понял то, о чём сказать нельзя, И, уходя, не проронил ни слова. Хотя он не оставил ничего, Молчание его подобно грому. Все говорят и мыслят за него, Но говорят и мыслят по-другому'. А это - о нас: 'Я погиб, хотя еще не умер, Мне приснились сны моих врагов. Я увидел их и обезумел В ночь перед скончанием веков. Верно, мне позволил Бог увидеть, Как умеют предавать свои, Как чужие могут ненавидеть В ночь перед сожжением любви'. (стихи Ю. Кузнецова) Я считаю, что этот гениальный, этот потрясающий фильм Ларисы Шепитько должен стоять на первой строчке любого российского кинорейтинга. Вершина нашего кино! Конечно, мы способны оценить и прекрасные творения зарубежных мастеров. Но разве где-нибудь 'не у нас' оценивают чужое выше своего?... И это всегда будет правильно. Так как оценивает народ, нация и критики, оплачиваемые своим народом. Восхищаются тем, что близко. И мы примазываемся к 'ним', нам 'ихнее' по душе. Даже как-то не поворачивается назвать фильм нерусским словом - шедевр. Лучше - Великое Творение. В нем все до боли наше. Люди. Снег. Холод. Деревья. Воздух. Небо... И страдания мученические. И падение. И восхождение. И расплата. И покаяние. И... должно быть Воскрешение. Наверно, так хотела Шепитько. Но - увы... А мы голосуем за Финчера и Скорсезе, за Шоушенк и Леона. Страшно, обидно, горько. Светлая Вам Память, Лариса Ефимовна. Мы Вас помним. 100 из 10

Black Maria
Black Maria31 июля 2023 в 08:24
Военно-религиозная притча о встрече со смертью

Среди скромного числа отечественных фильмов, включенных в прославленный список '1001 фильм, который вы должны посмотреть Стивена Шнайдера', нашлось место 'Восхождению' 1976 г. Это военная драма Ларисы Шепитько, основанная на повести участника Великой отечественной войны Василя Быкова 'Сотников'. В центре внимания тут партизанский отряд, страдающий от отсутствия пропитания. 1942-й год, оккупированные территории Белоруссии, снежная зима... Двух партизан - Рыбака и Сотникова - отправляют в близлежащую деревушку разжиться какой-нибудь едой. В итоге они забирают одно животное у прислуживающего немцам старосты и рассуждают, стоит ли его убить. Сотников проявляет принципиальность и утверждает, что за предательство его нужно покарать смертью. Но Рыбак оставляет старика в живых. На обратном пути они попадают под обстрел и в конце-концов окажутся в руках прислужников нового режима. И уже не в отношении незнакомого старика они должны принять решение - стоит ли жить предателю, или умереть. А в отношении самих себя. 'Я не предам. Есть что-то важнее собственной шкуры'... Говорит Сотников и сталкивается с закономерным вопросом со стороны допрашивающего. Разве может быть для человека что-то важнее своей собственной шкуры? Когда ты не абстрактно рассуждаешь, а непосредственно смотришь в глаза смерти? Разве не собственная жизнь становится самой главной ценностью? Лента 'Восхождение' дает однозначный ответ на эти вопросы и провозглашает верховенство высших представлений о правильном и даже скорее праведном. Главные герои этой ленты не случайно вызывают аналогии со Страстями Христовыми и действиями Иуды... Сам фильм 'Восхождение' с точки зрения художественного произведения безусловно достоин своего высокого признания. Но понравится ли он вам или нет зависит вовсе не от его свойств, а от вашего внутреннего принятия идеи самопожертвования... И даже если хотите от вашей веры в загробную жизнь...

batyaocenil
batyaocenil22 октября 2020 в 21:20

Это не ура-патриотическое кино про храбрых партизан, как могло кому-то показаться, а «религиозная притча с мистическим оттенком», как выразились контролирующие органы от которых зависила прокатная судьба картины... Однако, благодаря мужу Ларисы Шепитько - Элему Климову и первому секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова, к счастью, картина так и не осталась лежать на полке. Хотя это не единственная причина, по которой фильм мог быть запрещен. В картине также поднимается не самая приятная тема коллаборационизма в контектсе тяжелого духовного выбора. И это не смотря на противопоставление Сотникова (Борис Плотников) как высокоморального человека, для которого честь и защита Родины превыше всего и следователя Портного, служащего врагу, абсоютно аморального, бесприципного и жестокого демона. Действие происходит в Белорусской ССР в холодную зиму 1942 года. Два партизана отправляются в ближайшую деревню, чтобы найти пропитание для своего отряда, окопавшего в лесу. Но им на пути попадаются немцы, и ранят Сотникова, но Рыбак (Владимир Гостюхин) не бросает товарища и вместе с ним попадает к местным полицаям, находящимся на службе у нацистов. И перед ними встает тяжелая моральная дилема - пойти служить врагу или быть казненым... Честно говоря, без спойлеров невозможно рассказать почему именно советские цензоры окрестили картину религиозной притчей, кроме наверное очевидного противопоставления Сотникова и следователя Портного как Иисуса и Понтия Пилата. Отметить можно то, что посыл Шепитько был заключен в том, что победа далась советскому народу благодаря высокому самосознанию, которое духовное (Родина) ставит выше материального (служба немцам ради бытовых благ). Именно поэтому следователь показан как полная противополжность партизана Сотникова. Нельзя не отметить пронизывающую до костей морозную атмосферу фильма. Благодаря тому, что кино снималось в настоящий сорокоградусный мороз и актеры замерзали на съёмках по-настоящему, зритель тоже может на сеьбе прочувствовать этот холод. Такими и должны быть военные картины, показывающие все ужасы войны и моральные тяготы предательства. 9 из 10

tholhala0
tholhala07 мая 2020 в 11:46
Не утратить глубокий уровень философского содержания

Не только попытки поведать о Мастере и Маргарите влияют на судьбу, если верить в мистику. Первый советский фильм, получивший высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине — «Золотого медведя», стал и последним завершённым фильмом в жизни режиссёра Ларисы Шепитько. Через три года после выхода «Восхождения» на экраны она погибла. Фильм о выборе. Умереть стоя или жить на коленях? Два партизана попадают в плен. В течение фильма каждый решает, можно или нельзя предать, что за это будет, есть ли тут на самом деле выбор... Для власти, провозглашавшей, но отменившей делегирование народом части прав для наделения госструктур способностью решать общенародные проблемы, размышления на экране и в залах кинотеатров о новодельном барском праве распоряжаться народом, разговор о совести и морали — это яд. А не думать об этом, когда смотришь на восхождение гибнущего и на гибельную псевдожизнь выжившего, невозможно. Отсюда для лжецов и осознание, что в фильме яд, способный стать панацеей от охмурения демагогией, поскольку уводит зрителя туда, куда запрещено — к основам христианской морали. Когда решался вопрос, выпускать фильм или уничтожить все копии, вмешался влиятельный человек с военным прошлым. На решающем конспиративном просмотре люди плакали, даже те, кто не ронял слёз над телами друзей, убитых в бою за жизнь и свободу. Фильм защитили. Мастерство изображения и сама тема крепко тряхнули и нашу публику, и зарубежную, и специалистов. Были премии. Только фильм и сейчас редко смотрят, и тогда не все решались — больно. Если хочешь знать правду о войне и совести, иди и смотри. 10 из 10

NuakSHot
NuakSHot10 мая 2019 в 13:30

ФИЛЬМ Наверное, наравне с 'Иди и смотри' это один из самых тяжёлых и правдивых фильмов о войне, показывающей её такой, какая она есть, без пафоса и парадности. Главные герои - два обычных солдата: Сотников (Борис Плотников) и Рыбак (Владимир Гостюхин). Два хороших человека, два разных взгляда вынуждены столкнуться с суровыми и такими несправедливыми вопросами, которые ставит война. Герой тот, кто во что бы ни стало цепляется за возможность жить в надежде помочь себе и другим или тот, кто готов признать свою долю и стоять за свои принципы до конца? На этот вопрос нет правильного ответа, но важно то, благодаря таким ФИЛЬМАМ у нас есть возможность их задавать и осознавать весь ужас и несправедливость происходящего. Именно благодаря таким ФИЛЬМАМ приходит осознание, насколько дорого мирное небо над головой. Теперь отмечу главные кинематографические детали, которые делают этот ФИЛЬМ таким великим: 1) Чёрно-белая плёнка и погода: эти два элемента создали ту атмосферу жестокой борьбы, которые должны выдержать герои 2) Актёрская игра: один бесстрашный взгляд Бориса Плотникова заслуживает восхищения, однако особого внимания заслуживает Владимир Гостюхин. Так показать внутреннюю борьбу своего героя: от жизнелюбия до полного отчаяния. Но тёплых слов заслуживает буквально каждый герой, который был в кадре по ходу фильма, и мальчик-красноармеец, чей непонимающий взгляд на Рыбака является куда более страшным приговором нежели решение военного суда о расстреле, и женщина, назвавшая Рыбака Иудой. 3) Операторская работа: крупные планы лиц и особенно взглядов героев позволили фантастически передать их эмоции, их моральный бой. 4) Сцена казни: она поражает своей правдивой неотвратимостью. Как же спокойно и высоко Сотников принимает свою смерть, и в последние секунды перед ним только непонимающие лица женщин и детей, суровые и безжизненные зимние пейзажи. Как итог, ФИЛЬМ, который заставит задуматься о неразрешимых вопросах, которые ставит война, ФИЛЬМ, который поможет каждому, кто его увидел, совершить Восхождение над самим собой. 10 из 10

деЛаФер
деЛаФер19 декабря 2016 в 12:49

В основу киноленты 'Восхождение' легла повесть белорусского писателя Василя Быкова 'Сотников'. Быков сам сражался на полях сражений Великой Отечественной войны. Именно там он и почерпнул идею для своего произведения, встретив в плену знакомого, решившего сотрудничать с немцами, чтобы при удобном случае сразу перебежать обратно к своим. Во многих работах Быкова его герои становятся перед моральным выбором, демонстрируя росчерком пера белорусского писателя свои негативные качества, скрытые где-нибудь глубоко внутри, и проявляющиеся в самые критические минуты. Также и в 'Восхождении'. Ведь не будь этой ужасной войны, жили бы себе многие персонажи этой картины обычной жизнью и ничем не выделялись на фоне остальных. Но как часто «друг познаётся в беде», так и вся изнанка человеческой натуры обнажается в критические моменты жизни. Стоит отметить, что иногда фильмы, имеющие психологический подтекст, некоторую назидательность, смотрятся несколько тяжеловато из-за своей структуры. Однако таковым фильм Ларисы Шепитько точно не назовёшь. Вопреки мнению многих скептиков, утверждавших, что девушка не справится с поставленной задачей, режиссёр продемонстрировала свой большой талант. Фокусировки на выражениях лиц героев (словно на передаче «Познер»), запечатление моментов природы в том или ином своём проявлении помогают лучше заглянуть в душу каждого персонажа. А несколько изменённый финал исходного произведения прекрасно отображает отношение к своему выбору не только Рыбака, роль которого исполнил доселе малоизвестный Владимир Гостюхин (а Борис Плотников вообще сыграл свою первую роль в кино, изображая Сотникова), но и чёткую позицию Ларисы Шепитько. NB Примечателен факт, когда сам Василь Быков был поставлен перед выбором, печататься в журнале, с которого только уволили его хорошего знакомого, главного редактора, открывшего его советским читателям, или на долгие годы положить на полку произведение, выбрал первый вариант, о чём в дальнейшем часто жалел и что расценивал как предательство по отношению к своему товарищу. 8 из 10

zenitos-rostov
zenitos-rostov20 июня 2016 в 11:54
Библейская история в годы войны

Говорят, что этот фильм Шепитько не хотели принимать в Госкино. Говорят, что Машеров первый секретарь ЦК КП БССР плакал после фильма и сказал: «Пожалуй так и было». И после этого фильм был принят. Итак, про что же фильм «Восхождение»? Про хороших партизан и плохих фашистов? С одной стороны да, с другой… лента задаётся вопросом: «Почему люди поступают так, а не иначе», в данном случае предают. Про то почему миллионы советских граждан служили в полиции, СС и вермахте? И про это тоже. Хотя как мы видим в фильме, эта тема не самая главная, но автор её касается вскользь. И это в 1976 году, когда идеологический занавес был ещё плотный. По-моему в этом фильме действительно затронута библейская тема, но на фоне войны. Сотников – прообраз Христа, готовый погибнуть, чтобы другие остались живы. Рыбак – Иуды, совершившего огромнейшую ошибку, за которую ему расплачиваться всю жизнь. Я не оправдываю Рыбака, но сам не знаю, как бы поступил на его месте. И лучше не знать этого. По мне «Сотников» Василя Быкова – книга тяжёлая, в ней автор много рассуждает на тему предательства и подвига. Можно спорить о христианских мотивах в книге и фильме (в книге их нет), ставить Шепитько на уровень Тарковского, но построение сюжета похоже на историю Христа. Очень похоже. В фильме поражает дуэт Плотникова и Гостюхина. Начинающие актёры, первые главные роли и такое раскрытие темы вечной как мир. Темы поведения человека в тех или иных обстоятельствах. Выделю и Солоницына в роли следователя гестапо Портнова. Такое настоящее, тихое зло в его глазах. Роль маленькая, но запоминающаяся. Замечу что это один из лучших фильмов снятых в СССР. 9 из 10

MC LOUD
MC LOUD18 июня 2015 в 16:17

Мы умели снимать фильмы о войне. Снимать так, что в жилах стынет кровь. Так, что душа рвется на маленькие части во время просмотра. Так, что слезы льются из глаз и подбородок трясётся еще сильнее, чем у того мальчика в будёновке в финале этой ленты. Фильм «Восхождение» - это очень и очень тяжелая лента. Наверное, из тех, что смотрел я, она может сравниться лишь с «Иди и смотри». Именно в этих двух картинах, по моему мнению, весь ужас войны, весь ее мокрый холод, такой же, какой ощущаешь, когда уже давно идешь по полю, и снег падает тебе за шиворот и лезет в сапоги. Такой же, когда в ноябре долго стоишь на ветру с мокрыми волосами. Мокрый и ужасный холод войны. По каким-то непонятным мне пока причинам, первые минут двадцать этой ленты показались мне немного скучными. Точнее, не то, что скучными, а просто, после восторженных слов об этом фильме моих друзей, я ждал чего-то особенного с первых минут фильма. Однако, чуть позже, действие фильма разворачивается и оторваться уже просто невозможно. Хотя, порой глаза закрыть хочется. Например, от бесконечно пронзительных взглядов героев, когда они смотрят прямо в объектив камеры, а кажется, что смотря прямо в твою душу. В этом фильме удивительно полно, интересно и бесконечно профессионально раскрываются характеры героев. То, что показали нам Плотников и Гостюхин – это бесподобно! Такие актёрские работы достойны всех наград! Героем сопереживаешь так, что порой хочется влезть в экран и чем-то помочь. Фильм очень напряженный. Практически каждую минуту фильма чувствуется эта нагнетающая атмосфера, которая наполнена еще и прекрасным (совершенно точное попадание) саундтреком. Бесконечно тяжёлая и по-настоящему прекрасная лента!

Terricot
Terricot7 декабря 2014 в 22:58
Страшно

Страшно оказаться перед выбором - предательство или смерть. Но ещё страшнее вот что: война, оккупация - только рамки, доведённые до абсолюта. Каждый день множество людей становятся сотниковыми и рыбаками. Лекала обстоятельств стараются выгнуть человеков по своему подобию. Суетливые портновы услужливо нашёптывают о преимуществах маленьких компромиссов. Если всю палитру каждодневности свести к чёрно-белому, получится 'Восхождение'. Бытовые шумы вырастут в музыку Шнитке, мелочная уступка - в первый шаг к предательству самого себя. Сила не в накачанных торсах супергероев, не в поигрывании желваками, сила - в преодолении слабости плоти. Мужество именно в уязвимости Сотникова. Чем больше калечат его тело, тем больше наполняются его глаза сиянием Духа. Лежащий в грязном подвале, накануне казни, он - победитель, взошедший над бренным ради вечного. А тому, кто уступил, сам не поняв как дошёл до этого, - ещё вчера крепкий, хваткий мужик, боец, который товарища не бросит - вынесет, позаботится, а сегодня - 'иуда', - что ему? Только чернота подвала, вечная смерть. Воздух, снег, простор за воротами - всё мертво. Больше нет нужды в побеге, потому что нет разницы - где находиться мёртвому человеку. И никакими душевными муками не вернуть себя прежнего - хорошего, настоящего. Убитый Сотников навсегда жив, уцелевший Рыбак мёртв навсегда. У страшной диллемы было только одно правильное решение: выбор смерти, дающей жизнь. Выбравший жизнь получает смерть. Неважно, умертвит ли Рыбак свою оболочку, чтобы стать тождественным новообретённому статусу, - гибель не сможет его оживить. Страшно наблюдать за корчами того, кто попался навсегда. А самое страшное в жизни: вдруг понять, что ты, даже не заметив, как это произошло, оказался Рыбаком. 'Восхождение' - фильм не только о подвиге солдата. Непреходящая ценность кинополотна в том, что оно о повседневном выборе каждого из нас. 10 из 10

a5zima
a5zima27 августа 2014 в 18:49
Фильм, на который можно опереться, он словно костыль для потерявшегося человека!

Восхождение - это уникальная работа гениальной Ларисы Шепитько, музыка Шнитке, потрясающие актерские работы Анатолия Солоницына, Гостюхина и Плотникова. Смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Это кино сегодня актуально как никогда! У фильма есть одна опасная для зрителя особенность: первые сорок минут вам может показаться, что это очередной советский фильм про партизанов, но это категорически не так. Шепитько называли Достоевским в юбке и, поверьте, к тому были все основания. Эмоциональный взрыв, который создает режиссер, заслуживает этого внимательного ожидания. Не представляю какого труда стоило во времена СССР протащить такой сценарий, ведь фильм имеет глубокий духовный (религиозный) подтекст. Восхождение получило более десяти международных призов, что только подчеркивает наднациональный и общечеловеческий характер поставленных режиссером вопросов (фильм свободен от идеологической пропаганды). Картину вполне можно назвать библейской притчей, а то и более буквально - прививкой от 'мрази человеческой', которой вполне легко сегодня можно заразиться. Не знаю как еще привлечь внимание современного зрителя к этому шедевру, скажу напоследок, что Дональд Сазерленд стоял на коленях и целовал Ларисе Шепитько руки за этот фильм. Композиция фильма бесподобная, как в аптеке (посмотрите точки 1/4, 1/2, 3/4 и по золотому сечению прямую и обратную). Вот что значит школа Довженко. Оператор на высоте. Сцену с раскаленной звездой, я так и не смог посмотреть не отвернувшись, хотя ни один современный фильм ужасов не заставлял меня закрыть глаза. При всем моем мужском шовинизме, этот фильм заставляет меня признаться - женщина может быть режиссером. 10 из 10

ekorolev
ekorolev12 апреля 2014 в 10:00
Голгофа

Если меня спросят, в каком фильме можно увидеть верховенство режиссёра, я назову 'Восхождение' Ларисы Шепитько. Тот редкий случай, когда именно режиссёр знает, как должен смотреть на зрителя герой, актёр в данном случае только помощник. Это один из лучших советских фильмов. Фильмов не только о войне. Война - лишь повод поговорить о человеке, о том, каким человек должен быть и каким не должен. Картину сняли в 1976 и сняли так качественно, что не сразу поймешь, в каком году это снято и в какой стране. Недаром фильм получил на берлинском кинофестивале Золотого медведя. Рассказ о советских партизанах не смотрится, как героическая сага. Тема войны подана без пафоса и без оглядки на Советский Союз (фильм хотели запретить): здесь вам Иуда - предавший всех русский солдат (а что бы мы сделали на его месте?), и Христос, зашедший на свою Голгофу. Что он увидел с Голгофы, на кого посмотрел перед смертью, как нашли этого ребёнка и придумали ему эту слезу - режиссёр забирается до психологических высот Достоевского. Отдельный поклон за музыку к фильму Альфреду Шнитке. И нашим актёрам, которых мы почти не знаем, но которые в очередной раз доказывают мастерство великой школы русского актёра. Борис Плотников, Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Владимир Гостюхин. Лариса Шепитько была замужем за Элемом Климовым, который снял не менее страшный фильм о войне 'Иди и смотри'. Представляете, какая эта была пара? Два режиссёра, снявшие две гениальные ленты на одну тему. О чём они говорили по вечерам? 9 из 10

Everett
Everett15 августа 2013 в 15:17
И целого мира мало…

Лариса Шепитько решилась на довольно-таки рискованный шаг – снимать фильм по мотивам повести Василия Быкова «Сотников». Зная заранее специфику произведений Быкова, которая включает в себя пространные суждения героев на моральные темы, трудно даже представить себе, что у Шепитько получится не просто идеально переработать материал, но и представить работу в очень интересном для военного жанра ключе. Группа партизан продвигается к своим. Двое получают задание – достать продовольствие с ближайшего хутора. Однако все идет не так, как задумывалось, и два героя (Сотников и Рыбак) попадают в неприятную для них и матери троих детей ситуацию – они попадают в плен к немцам. Впереди целая ночь, которая определит, кто из узников готов пойти ва-банк, а кто мужественно выстоит. Сценарий проработан вплоть до мельчайших деталей, чтобы у зрителя не было даже малейшего повода усомнится в устрашающей правдоподобности происходящего. В детстве я прочитал не одно произведение Быкова, и поэтому был удивлен тому, что кому-то удастся адаптировать повесть столь хорошего писателя в силу чудовищной сложности материала. Стоит упомянуть о сильной режиссуре и великолепной манере повествования, которая была, вне всякого сомнения, выбрана специально для этой картины. В ленте практически отсутствует музыкальное сопровождение, однако это лишь добавляет драматизма и чувства чудовищного страха за героев. Повествование идет весьма плавно, постепенно увеличивая ритм и поднимая планку картине, выдавая оглушительный финал, оставляющий за собой лишь запорошенную снегом сельскую дорогу. Многие из актерского состава блистательно справились со своими ролями. Борис Плотников в образе Сотникова заставлял меня содрогаться от внутренней силы, исходившей от него. Владимир Гостюхин воплотил весьма неоднозначный образ, который, однако, заслуживает почтения и уважения. Великолепная Демчиха, сыгранная Людмилой Поляковой, была столь пронзительна, что не могла не заставить зрителя плакать. А персонаж Анатолия Солоницына Портнов впервые показал мне, что можно очень неоднозначно относиться к оккупации и всему вытекающему из этого. Сказать, что картина является хорошим представителем своего жанра – словно ничего не сказать. Лента является образчиком несомненного мастерства создателей, и, бесспорно, также является исторической ценностью наравне с любым памятником архитектуры. Картины такого рода воспитывают важнейшие моральные качества любого индивида, и их требуется показывать всем без исключения. Шедевр, вне всякого сомнения.

Denis  Fateev
Denis Fateev9 февраля 2013 в 13:36
'Мы же солдаты. СОЛДАТЫ...'

Тот редкий случай, когда фильм, снятый по книге, как минимум ни в чем ей не уступает. По моему же мнению, «Восхождение» даже превосходит «Сотникова». Это не значит, что повесть плоха, но она менее содержательна. Произведение Василя Быкова классический образчик офицерской прозы, с характерной для подобных повестей и романов полярностью: свой-чужой, плохой-хороший, предатель-герой. Фильм же насыщен дополнительными уровнями смысла и обладает философичностью, психологизмом. Режиссер на основе исходного литературного материала сумела показать собственное видение и привнести нечто принципиально новое, при этом практически не отступая от первоисточника. У Быкова в центре внимания тема морального выбора советского солдата на Великой отечественной войне. В работе Ларисы Шепитько этот же вопрос приобретает более общечеловеческий, вневременной и глобальный характер, и может рассматриваться отдельно от контекста темы войны как таковой. Из советских фильмов о Великой отечественной по гнетущести атмосферы с «Восхождением» может сравниться, пожалуй, только «Иди и смотри» (не даром режиссер последнего Элем Климов принимал участие в съемках). Еще, своей философичностью творение Шепитько схоже со «Сталкером», даже герои Кайдановского и Плотникова похожи внешне. С какой стороны «Восхождение» не рассматривай, это очень сильная работа. Актерская игра, стопроцентное попадание актеров в образы, операторская работа, музыкальное сопровождение. Все это позволяет не только внутренне сопереживать происходящему на экране, но почти физически ощутить холод, усталость и боль, испытываемые действующими лицами. Для думающего человека это кино не пройдет бесследно и оставит массу вопросов, на которые не так просто ответить. 10 из 10

hazor
hazor26 февраля 2012 в 14:09
Есть вещи поважнее собственной шкуры.

Шикарный фильм-ответ на выражение 'Своя рубашка ближе к телу'. На примере Сотникова автор (как мне кажется) показывает, что есть люди, которые имеют ценности повыше, чем собственное благополучие и даже жизнь. Чему и удивлен следователь при допросе, так как он множество раз видел в людях обратное, но главный герой не сломался, не отступил от своих принципов и следователь это увидел, после чего он даже не смог выдержать взгляд истерзанного, но не сломленного Сотникова. В противоположность ему Рыбак - человек, который тоже смел, решителен и находчив, добр (он спасает Сотникова и заботится о нем), но его отличие от главного героя в том, что он не имеет стержня (тех самых принципов как у Сотникова), поэтому у него нет оснований умирать просто так, ради идеи, он стремится выжить, за не имением более высших ценностей и из-за этого, он незаметно сам для себя становится предателем. Никто в здравом уме не посмеет осудить Рыбака (которого блестательно сыграл Владимир Гостюхин), так как мало кто может поручиться за себя в такой ситуации (если вообще может), скорее всего у большинства (как и у автора этих строк) с трудом хватит духа поступить так как поступает Сотников, умереть но не замарать себя ни предательством ни ложью, хотя мы конечно же должны стремиться к этому (IMHO). На лицо прослеживаются высокие духовные ценности главного героя, что вызывает искреннее уважение и к персонажу, и к автору.