Скрытое: отзывы и рeцензии

Slvkuz
Slvkuz3 ноября 2009 в 15:40
Очередной 'шедевр' интеллектуального кино!

Редкостная муть с претензией на гениальность нового взгляда в режиссуре, заключающегося в нивелировании сюжета, как основного компонента художественного кино. Просмотр картины, ее премии и награды, а также отзывы настоящих критиков и 'синефилов' в очередной раз убеждают, что настоящим искусством нынче называется все то, что оставляет тебя в дураках, как обыкновенного представителя масс (то бишь быдла), хотя и пытающегося впрыгнуть в круг настоящей интеллектуальной элиты общества! Отою и Бинош: 2 из 10

singtomike
singtomike24 декабря 2007 в 06:12

Ещё один образчик нелепого французского кинематографа. Завязка в духе Линча, в конце начинаешь хохотать, настолько жалко выглядит сценарий. Весь фильм длится ожидание какой-то развязки. Крайне нелепый и напыщенный фильм. Единственное светлое место - попытка показать отношения в современной семье. Инфантильный мужчина, жена-истеричка и их опять-таки нелепые взаимоотношения - в это верю. Всё остальное - смешные потуги на драму. Похоже, что режиссёр сам не очень понимал, что он хотел сказать этим фильмом. Не получилось ни криминальной истории, ни психологической драмы. Этакое вязкое болото, собственно как и жизнь главных героев.

Unstruck
Unstruck23 февраля 2016 в 14:23
Зеркальная терапия от Ханеке

С 2000-го года в арсенале Михаэля Ханеке появляются первые крупные награды, и почти каждый следующий его фильм не остался без поощрений международных фестивалей. Резкий поворот в карьере и до того широко известного австрийского режиссёра, не один десяток лет примеряющего свою собственную форму взаимодействия с аудиторией, каждый зритель может расценивать как ему угодно, а своих критиков Ханеке пригвоздил уже давно и присуждение фильму «Любовь» сразу двух высших наград – Оскара и Золотой Пальмовой ветви – самый достоверный пример. Многолетний разбор общественных ценностей, завершившийся абсолютным триумфом, Ханеке проводил разными путями, но один из самых необычных взят за основу фильма «Скрытое». Как и все известные работы Ханеке, «Скрытое» в своё время стал поводом для горячих дебатов и полярных мнений, при том, что поверхность фильма и сюжетный фон в каждой своей точке остались всё теми же безмятежно-гладкими и тихими настолько, насколько могут быть самые обманчивые внешние проявления европейской патриархальной ячейки под аббревиатурой Жорж – Анн – Пьеро в порядке старшинства, естественно. C определённого момента равновесие их общей жизни нарушается чередой таинственных видеозаписей и странных рисунков, анонимно подбрасываемых под дверь дома, а затем и на работу. Супруги, естественно, бьют тревогу и мысленно вспоминают возможных врагов, не решаясь предпринять особых мер безопасности, но Ханеке и этого оказывается вполне достаточно, чтобы одним коротким всплеском чужой памяти превратить околодетективное произведение в округлое зеркало европейской современности под стать земному шару. которое вместо солнца будет вращаться вокруг неведомой истины, показывая нам то одну, то другую сторону человеческого подсознания. И этим единственным человеком, по замыслу режиссёра, становится глава семьи Жорж Лоран. «Скрытое» – это, пожалуй, самая тонкая и многослойная картина Ханеке, с полным отсутствием звука для достижении максимального эффекта присутствия. По большому счёту, далеко не все сюжетные детали здесь важно запоминать и анализировать. К фильму необходимо прежде всего присматриваться и прислушиваться, расшифровывать каждый звук, каждый жест героев, составляющих совокупность системы безусловных рефлексов, то самое скрытое, микромир каждого человека. Символ здесь – не просто линчевская вещь в себе, которую при желании можно приравнять к умственной тарабарщине, а прямое обращение к зрительским чувствам, которые обычно редко ошибаются. Сохраняя физическую бесстрастность на протяжении всего фильма, Жорж демонстрирует типично невротическое поведение, достаточно лишь понаблюдать в паре-тройке сцен за его мимикой и послушать как он дышит. Неслучайно многие собеседники Жоржа в лице его жены, матери, шефа и других проводят своего рода испытание взглядом, пытаясь распознать причины его уклончивости. Но и то, чем Жорж живёт сегодня, вряд ли способствует его духовному развитию. Очевидно, за годы работы на телевидении он прекрасно усвоил механизм системы медиарынка и стал его полноценной частью, руководствуясь исключительно коммерческими интересами и негласно снимая с себя журналистскую ответственность. Страх, как известно, всегда нуждается в подпитке, зачастую имеющей негативный окрас. В случае Жоржа таковой стала его нечистая совесть, уничтожающая нравственное начало снаружи и изнутри. Это хорошо заметно в сценах с названым братом Жоржа Маджидом, чьи родители в 1961 году погибли от рук французской полиции. Теперь Маджид становится для него весьма удобной причиной для того, чтобы вернуться в далёкое прошлое и уже с более крепкой позиции состоявшегося человека самоутвердиться в своих же глазах за счёт человека, которого судьба наградила меньшим счастьем. Ханеке мастерски использует контрастную среду для выявления социального разрыва между мужчинами. Кривое переплетение их судеб принимает ещё более уродливые черты, если признать, что один является потомком колонизаторов, а второй – потомком рабов. При помощи разных телеверсий столкновения и режимов прослушивания диалогов, Ханеке показывает зрителям пример более очевидной и менее очевидной моделей отношений двух совершенно непохожих мужчин, умышленно переворачивая с ног на голову истинный порядок взаимоотношений «преступник – жертва». Таким образом, режиссёр добивается абсолютного нейтралитета фильма, ведь объективность для Ханеке заключается не в высшей справедливости и не в симпатии к униженным и оскорблённым, а в наиболее точном отображении скрытых процессов в обществе. Единственным пятном морали на сухой и отполированной до лживо чистого блеска действительности фильма является Маджид. Этот внешне непрезентабельный персонаж чуждой французам национальности и культуры представлен наиболее целостным человеком, живущим в мире и согласии со своей судьбой, в которой отсутствуют слава и богатство. Его главное достижение в жизни – воспитание сына достойным человеком, стремящимся получить образование в Европе. Даже при встрече с Жоржем как формально потерпевшей стороной вежливость и спокойное поведение Маджида доказывают, что с честью и совестью у него всё в порядке. Маджиду можно лишь посочувствовать, учитывая, что вмешательство Жоржа не осталось незаметным для его сына. При всех своих особенностях фильм Ханеке даёт нам яркое представление о сложности и универсальности человеческой природы, а режиссёр делает это своим собственным, творческим методом, у которого вряд ли найдутся аналоги в мире. Он не устаёт повторять, что вера в реальность, формируемую средствами массовой информации и штампованным заокеанским кино не имеет ничего общего с настоящей реальностью. Современный человек ощущает груз настоящей реальности, но этот груз слишком тяжёлый и требует некоего самоотречения, отказа от той модели мира, которая сформировалась к новейшему времени. И речь идёт, конечно же, о капиталистической реальности развитых государств, которая давно уже изжила себя и бессчётное количество раз умирала и воскресала в новом облике. На примере «Скрытого» австрийский режиссёр в очередной раз напоминает, что массовое бездействие, порождённое подобными гнилостными процессами, формируется в людях с раннего возраста и является одним из сильнейших факторов разложения общества, при некоторых обстоятельствах способное влиять на ход исторического процесса, как это было им показано в более позднем и эпичном фильме «Белая лента».

yankeees
yankeees5 января 2016 в 09:43

Семейная пара начала получать видео-кассеты, где заснят их дом и то как они уходят и приходят, и это начинает их беспокоить... Очень тягучий, вязкий, местами жутковатый, но в целом безумно скучный фильм. Если размытые загадочные фильмы, не дающие никаких ответов на поставленные вопросы не ваш жанр, то эту картину лучше не смотреть. Здесь всё очень неочевидно, завуалированно, скрыто. При чем мне так и не стало ясно, что именно было скрыто и для чего. Постановка, развитие сюжета, режиссура в целом отличные, снято всё очень красиво, последовательно, грамотно, но вот наполнение меня никак не зацепило. Даже актерской игрой не удалось понаслаждаться, ибо её здесь по сути и нет. Мне также очень резали слух диалоги, которые были каким-то несуразными, бестолковыми, нереалистичными, словно главные герои не умели разговаривать, или говорили на разных языках, никогда не задавали вопрос в лоб или не отвечали на вопрос прямо. Это очень сильно раздражало и выматывало. Не те эмоции, которых ждешь от фильма. В целом, фильм не является триллером или детективом. Какая-то драма с привитым глубинным смыслом, глубину которого мне так и не удалось понять, не то чтобы я сильно пыталась. 3 из 10

Rey Khmeleva
Rey Khmeleva24 апреля 2014 в 19:17
В один прекрасный день

Я думаю, что такое кино не стыдно снимать и нужно смотреть. Мне нравится затянутость сюжета, натужность повествования, бессмысленность (иногда) идеи и продукт, который из этого может выйти. Поэтому я при просмотре не засыпала, а рылась в своей голове и думала как бы поступила сама. Замечательный актерский дуэт Отой-Бинош нельзя не брать во внимание - грубо говоря, режиссер Ханеке перед ними поставил задачу вытягивать все самим, создавать атмосферу фильма. Вообще, как триллер фильм не получился. Потому что начало дает много загадок, но к середине уже нет смысла ничего отгадывать. Больше драмы в фильме, семейных перипетий и межличностных отношений. Это не оставит вас в ошеломленном состоянии, потому что удивляться нечему и восхищаться нечем. Как оказалась, даже жалеть некого. Просто одна глупость, совершенная маленьким мальчиком может стоить нескольких жизней. Почему же нужно смотреть? Возможно, будет интересно увидеть себя со стороны и забавно как наш разум и мозг может незаурядную ситуацию развить до глобальных масштабов и фобий. Ханеке исследует в 'Скрытом' натуру человека и опасность перед неизвестным. Фильм похож чем-то на эксперимент, только здесь другие цели, нежели у психологов-наблюдателей. Это несложная работа по сценарию и подаче, но очень европейская и передающая определенное настроение. Здесь, как и в 'Забавных играх', режиссер наблюдает за людьми в разных предложенных психологических ролях и условиях. Не вяжется у меня немного тот факт, что фильм то задуман как триллер, но кроме сухого остатка, то есть начала сюжета и идеи, триллером и не пахнет. И еще немало важно, что обычного конца с развязкой и поимкой/разоблачением врага здесь не будет. Так и не понятно кто есть кто и кто прав, а кто виноват. Я еще больше запутала бедного зрителя...И все равно Михаэль Ханеке хот чуть-чуть, но выдавит у вас каплю жалости к тому или другому персонажу, а возможно заставит задуматься - а так ли все в детстве невинно? 7 из 10

OscaR2008
OscaR200823 мая 2008 в 17:33

«Скрытое» - социально-психологическая драма от Микаэля Ханеке, режиссера и сценариста нашумевших картин «Пианистка» и «Время волков», неоднократного лауреата Каннского кинофестиваля. Жорж Лоран (Даниэль Отей), популярный телеведущий интеллектуального ток-шоу, начинает регулярно получать видеокассеты, из которых узнает, что за ним и его семьей кто-то следит. Эти кассеты, а также страшноватого вида детские рисунки заставляют Лорана и его жену (Жюльетт Бинош) обратиться в полицию, но безрезультатно. Постепенно стерильный быт образцовой семьи летит в тартарары - супруги истерикуют и беспрестанно лгут друг другу, сын-подросток убегает из дома, окончательно повергая родителей в панику. В конце концов, после череды страшных снов и болезненных ссор с женой Лоран выясняет, что все это связано с неприятными событиями далеких шестидесятых, когда из-за его детского эгоизма пострадал алжирский мальчик. Столкновение благополучной европейской цивилизации с миром ютящихся в бедных кварталах эмигрантов приводит к трагедии, значение которой не в состоянии осознать европеец, привыкший к материальному и психологическому комфорту. Картина получила три премии на Каннском фестивале. Кроме как всегда точной актерской работы Даниэля Отея и Жюльетт Бинош, стоит отметить великолепную игру Анни Жирардо в небольшой роли матери Лорана. Микаэль Ханеке со свойственной ему отстраненностью препарирует современную европейскую семью и одновременно все общество. Семью он показывает как зону абсолютного отчуждения, территорию привычной лжи и полного отсутствия эмоций. Параллельно на примере Лорана Ханеке напоминает о комплексе европейцев перед выходцами с востока и ответственности Запада перед странами третьего мира. Жорж Лоран этот долг выполнять отказывается, усматривая в объявившемся призраке из прошлого только угрозу своему благополучному быту, даже не пытаясь сделать какие-либо выводы из происходящего с ним и его семьей. Как обычно, Ханеке предлагает зрителю гораздо больше вопросов, чем ответов, оставляя возможность делать собственные выводы.

3ося
3ося8 мая 2008 в 18:21
Кино для синефилов

Странный фильм. Непонятный. С одной стороны очень будничный, в смысле – всё или почти всё, что происходит в фильме, происходит с каждым из нас каждый день... изо дня в день... работа, дом, дом, работа, разговоры на кухне, обычные проблемы с ребёнком-подростком. С другой – тягучий и завораживающий. С непонятно откуда берущимся ощущением жути, ведь на экране почти два часа по большому счёту ничего не происходит. Но, тем не менее, очень хочется досмотреть до конца и узнать в чём же, собственно, дело-то. Правда, не каждый сможет выдержать разочарования. 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск17 февраля 2008 в 21:38

Фильм начинается так же неожиданно, как и заканчивается. Только через некоторое время после начала, осознаешь, что это идут начальные титры. Картина затягивает и не отпускает до конца. Есть несколько сцен, которые шокируют. Особенно эпизод ближе к финалу. Хотя как такового финала и нету. Манера съемки похожа на ту, что у Гаса Ван Сента в 'Последних днях '. Много статичных кадров, правда тут этому есть объяснение. Которое только добавляет такое тревожное ощущение при просмотре. Вообще смотрится тяжело, местами довольно жутко. Актерская игра очень сильная и естественная, как и сам фильм. В конце остается много вопросов, хотя есть и некоторые догадки. Смотреть из-за манеры съемки нужно очень внимательно, потому что можно пропустить что-то важное, как, например сцену перед самыми титрами, которая дает кое-какие ответы, но в то же время и наталкивает на новые мысли. Сильное авторское кино! Приз Михаэлю Ханеке как лучшему режиссеру и еще 2 награды в Каннах-2005 тому подтверждение.

Desire
Desire28 ноября 2005 в 14:14

Мое впечатление от фильма?! Я примеряла на себя все, ставила себя на место всех героев этой странной истории. Ханеке заставил зрителя настолько погрузиться в атмосферу его фильма, что последний не даже не понял где начало, а где финал. И только когда зажигается свет в кинозале, ты понимаешь, что пора уходить. Сеанс окончен. Почти два часа, что длится «Скрытое», пролетают на едином дыхании.

elvira_shimonova
elvira_shimonova23 июля 2016 в 07:04
Фильм предельно понятный

Режиссер в фильме раскрывает проблему эмигрантов во французском обществе. Картина изобилует символикой. Главный герой - коренной француз с родовым имением и алжирец - олицетворение эмигрантов. С детства француз Джордж видит в эмигрантах угрозу для Франции. Это очень наглядно демонстрирует сюжет где ребенок - француз смотрит на то, как ребенок-алжирец обезглавливает петуха. Петух - это Франция. Далее, сюжет в котором чернокожий эмигрант пересекает дорогу французу и между ними возникает перепалка. Что это как не еще один символичный пример взаимоотношений между коренными и эмигрантами? Чернокожий молодой парень ведет себя дерзко, Джордж с женой вынуждены молча уйти, они боятся его. Полиция не поможет пока с ними что-то не случится. С самого детства Джорж пытается отстранить эмигранта от себя, своей семьи, своей жизни, несмотря на то, что араб Мажит - хороший человек. Джордж поступает с ним несправедливо, лишив Мажита шанса на благополучную жизнь коренного француза. Алжирец не выносит несправедливости, убивает себя на глазах Джорджа. Однако, главный герой упрямо не признает вины, он всячески оправдывает себя и где-то его можно понять, он хочет быть хозяином у себя дома, не желает делить свою мать- Францию (снова символ) с приемным ребенком. Видео кассеты - это страх Джорджа. И совершенно не важно кто их присылает, здесь речь о другом, Скрытое - это не детектив как может показаться. Вспомните сюжет в котором гость главного героя рассказывает в кругу друзей невероятную историю. Вопрос 'произошла ли эта история на самом деле' - остался без ответа. Страх не пропал после смерти Мажита. Финальная сцена - запись на видеокассете школьного двора Пьера - сына главного героя. Джордж видит угрозу в эмигрантах и для своего ребенка. Джордж не предпринимает никаких шагов для того чтобы решить эту проблему, он просто ложится спать. Вероятно, это и есть самый смысл данной картины, затронутый Михаэлем Ханеке. Посыл режиссера возможно истолковать по-разному. Кто-то увидит упрек аборигенам в их нежелании делить дом с приезжими, а кто-то, возможно проникнется жалостью к французам, вынужденным делить свою землю с не очень желанными гостями. 10 из 10

Dmitry Lytov
Dmitry Lytov12 июля 2016 в 17:01
Протянешь палец - откусят руку

Фильм хороший и не совсем простой. Меня удивила реакция тех кинокритиков, которые увидели в фильме 'груз вины Жоржа за совершённую в детстве подлость', потому что из фильма это никак не следует. В самом конце фильма видно, что Жорж за что-то пожаловался на принятого в семью мальчика Маджида, из-за чего семья отказалась от усыновления и передала его в детский дом. Но в течение фильма нам достаточно раскрыли характеры и Маджида, и Жоржа, чтобы картина более-менее сложилась. Жорж - человек простой и бесхитростный, он упорно не может понять, что такого Маджиду от него надо (даже когда догадывается, кто это такой). Маджид же - умелый и изощрённый манипулятор аффективно-демонстративного психотипа; он из тех, кто воспринимает любую вежливость как слабость, как знак того, что можно давить и наглеть дальше. Видимо, в детстве подобные фокусы зашли слишком далеко - и он оказался в среде таких же манипуляторов, как он сам. Жорж подобное не понимает. Никакой агрессии по отношению к Маджиду у него нет, но и желания связываться, что-то объяснять ему и его сыну - тоже нет. Зачем? И так понятно, что ценности разные, не проще ли разойтись? Но не с точки зрения Маджида и Валида. Для них - весь мир им должен, они страдали, а значит, должны получить возмещение. Типичная криминальная психология. И безысходность фильма - в том, что сам по себе Жорж такую проблему никак не решит. Тут без полиции не обойтись.

vital4ikk
vital4ikk11 июля 2014 в 14:44

Мне фильм понравился, такой крепкий представитель арт-хаусного кино, со всеми вытекающими - неторопливый, местами занудный сценарий, с хорошими актёрскими работами и открытой концовкой, которая даёт возможность пораскинуть мозгами, если хочется чего-то не очевидного, но, в принципе, можно и удовлетвориться и тем, что на поверхности, есть выбор и это радует. Сценарно фильм по началу представляет собой детективную ленту с элементами триллера - добропорядочная семья получает загадочные плёнки, на которых записан их дом, похоже на мелкое хулиганство, на которое полиция не обращает внимания, так как состава преступления ещё нет, но сама ситуация напрягает, как и мысль, что ты находишься постоянно под наблюдением и не понятно, какой следующий шаг ожидать от плёночного маньяка, но постепенно плёнки будут нести более личный характер, что наведёт отца семейства на мысль, что преступник близко знаком с его семьёй - далее зрителя погружают в семейные отношения, вытряхиваются скелеты, появляются недомолвки, возрастает недопонимание между всеми членами семьи, вот здесь вся эта детективная жилка оттесняется далеко на второй план, только изредка напоминая о себе, сменяясь драмой совестливого человека. Вся эта сценарная мешанина обычно призвана развлекать, но в этом фильме она наводит только скуку, потому что детектив вышел совсем никудышный, никакой остроты, вялотекущее зрелище, которое даёт зато возможность сполна налюбоваться прекрасной игрой актёрского дуэта, великолепная игра, обволакивающая зрителя, которая только накаляет драматическую основу фильма. Это не простой фильм, который нужно высидеть, он того стоит, меня весь фильм водили за нос, но я не в обиде, так как режиссёр как бы извиняясь, даёт возможность зрителю признаться в этом самому себе, да и ещё реалибитироваться в своих глазах - поумничать и закончить фильм, как угодно себе любимому. Всем желаю приятного просмотра!!!

SumarokovNC-17
SumarokovNC-1726 апреля 2012 в 10:44
От скелетов в шкафу не убежишь

Фильм 'Скрытое' Михаэля Ханеке по своей сюжетной структуре и атмосфере слишком уж смахивает на более облегченную версию 'Шоссе в никуда' Дэвида Линча. Это заметно и в ракурсах сьемки дома главных героев 'Скрытого'(а сам дом подозрительно похож на дом Фрэда Мэдисона), и в смысле посылаемых героям видеокассетах с записями. Но если 'Шоссе в никуда' трактовать крайне непросто, то 'Скрытое' не настолько изысканно тяжелая головоломка для зрителя. История литературного критика Джорджа (Даниэль Отей), жизнь которого стала меняться под воздействием кассет от некого неизвестного, решившего напомнить ему о скрытых грехах, рассказана очень прямо, психологически выматывающе для зрителя. Режиссура в фильме традиционна для европейского авторского кино: длинные операторские нарезки, необычные ракурсы создают в фильие настоящую, триллерную атмосферу; события в фильме невозможно предугадать. Отсутствие же музыки в картине подчеркивает ее реалистичность. 'Скрытое' - это фильм-самоанализ, фильм-медитация, погружающая зрителя в тяжелые раздумия о самом себе и о собственных скелетах в шкафу. За любые грехи придется расплачиваться, говорит режиссер, а потому загадочный финал ленты еще больше поражает своей инфернальностью. 10 из 10

Ольга-111
Ольга-11130 января 2012 в 20:53

Фильм - во многом о проблемах французского колониализма, а через него - проблемах интеграции мигрантов во всей Европе. В фильме много символики, которую часто не улавливают российские зрители: во-первых, петух как символ Франции. Арабский мальчик представлен убийцей петуха, но в итоге сам воплощает собой петуха с перерезанным горлом. Изображение кровоточащего петуха преследует француза, видимо, как напоминание о поруганной стране. Во-вторых, ситуация со сводными братьями обыгрывает девиз французской республики 'свобода, равенство, братство'. Отказывая арабскому приемному мальчику в возможности стать своим братом, французский мальчик нарушает основополагающие принципы - основу французского общества. Что в итоге приводит к ситуации крайнего неравенства между французом и арабом. В-третьих, здесь отчетливая линия социальной проблематики: с одной стороны, дом французского интеллектуала, полный книг, благополучная семья, рациональное поведение, общественный порядок. С другой - бедность, невежество, эмоциональность, опасность. В целом, фильм о проблемах ответственности, искупления вины французов перед алжирцами (вспомните, как алжирский мальчик впервые оказался во французской семье, отчего умерли его родители). Возможный сговор сыновей, который становится явным в конце фильма - это надежда на то, что две нации смогут примириться через поколение своих детей

Mikle_Pro
Mikle_Pro25 февраля 2010 в 22:38

После 'Забавных игр' второй фильм Михаэля Ханеке, который мне довелось смотреть. И опять не знаю, как это можно оценить и что про него можно сказать. Авторское малобюджетное и настолько не форматное кино мне доводится смотреть не часто. Пожалуй, неплохо! Фильм не так прост, как кажется. Удивительно, но при всей растянутости на два часа, тягучести и неспешности фильма, при отсутствии музыкального ряда как такового и почти нулевого действия - смотрелось на одном дыхании! Очень здорово смотрелись застывшие кадры. Усугубляло эффект присутствия и постороннего наблюдения. Создается какая-то таинственная атмосфера, в которую уходишь с головой, как будто читаешь книгу. Но с другой стороны и восторга особого фильм-то и не вызвал. Пересматривать я бы его вряд ли стал. Фильм приковывал внимание, но вызвал мало эмоций. Смотря первую часть фильма, думаешь, что фильм копнет глубже и раскроется куда шире, а в итоге суть оказалась простенькой и без затей... С другой стороны, здесь и показано, что, казалось бы, 'пустячок', совершенный 40 лет назад в шестилетнем, столь не осознанном возрасте, может, перевернуть много лет спустя всю жизнь верх на голову. И не столько саму жизнь, сколько столь привычный покой и безмятежное течение ее. В фильме больше показан вполне обоснованный животный страх главного героя перед неизвестным, нежели пробуждение заснувшей совести, хотя, судя по его несдержанному агрессивному поведению по отношению к Мажиду и его сыну, можно сделать вывод, что некоторое понимание, что он не чист на руку, у него таки появилось.

schwelle
schwelle22 апреля 2018 в 21:12

Жизнь Жоржа, телевизионного литературного критика, и его жены Анн нарушена таинственными посланиями с видеокассетами, заключающими в себя подозрения на угрозу. Жорж находит истоки посланий в своём детстве – кто-то хорошо знает его. Он подозревает Маджида, которого однажды усыновили его родители и от которого Жорж постарался избавиться в детстве... Фильм «Скрытое» начинается со скрытой съёмки, первоначально выдаваемой режиссёром за реальность. Улица, стоящие на ней дома, ползущие титры, тишина и отсутствие действия внезапно сменяются осознанием, что реальность-то, собственно, не так объективна, как кажется, а ты привык ей доверять. Следовательно, не имея полноты сведений о происходящем, ты можешь всегда оказаться обманутым. Михаэль Ханеке в очередной раз обманывает зрителя, оставляя открытый финал, и уж вовсе обманывает его всю ленту, выдавая триллер за психологическое давление, а напряжение, испытываемое героями, за простецкую траурную мишуру. Какие вопросы он подавал и что собирался сказать, когда отсутствие преступника не стало вопросом размышления, а переросло в фактическую необходимость, объяснить тяжело. Финал ленты, кроме очередного непонимания между двух граней – скрытое/реальное, оставляет зрителя в полном неведении о мотивах Ханеке и его предыдущей складной речи. Из всех «бесконечно оригинальных» открытых финалов, финал «Скрытое» выглядит самым алогичным, поскольку «лучшего – нет, а простого – много». В результате весь напор розыскного жанра оказывается панорамно-фейковым, нерв – ощущается, объяснение получается складным, но абсолютно несолидным. В чём причина? Вина по Ханеке - есть нечто глубокое и серьёзное, позволяющее решать человеческие судьбы и менять последовательность их поступков. Только откуда берётся это раскаяние? Насколько содеянное обязано глушить человека, особенно, если в этом не содержится отсутствие должной справедливости? Фильм Ханеке говорит словами Жоржа из предфинального диалога с сыном Маджида, не понимая, как можно испытывать чувство вины за то, что не имеет объективной оценочной стороны, за то, что жизнь человека зависит от самого человека? Но раз не понимает герой, не понимает режиссёр, тогда и мне не понятно – зачем ради этого разводить целый фильм, изводя все силовые структуры фантазии на напряжение. Получается искомая баранка. Визуальность – блеф, ложь – враньё, задал вопрос, сам же на него ответил, поняв, что ответ был известен заранее, до самой формулировки. А ведь нужно признать, что саспенс у Ханеке получился превосходным. Его художественные решения – изумительно запоминаемыми и широко цитируемыми. Ощущение напряжения - реалистичным. А столкновение правды всех героев достаточно прозаическим. Вопроса нет. Даже двукратное перерезание горла как своеобразный мост между прошлым и будущим. Впечатляюще, но где же причина? Все не обязаны быть друзьями. Остаётся одна идеалистическая метафора, бьющая прямо в лоб – деконструкция «скрытого». Недосказанность в совокупности с душевным неспокойствием рождает страх и подозрения. Подозрения не позволяют быть честными. А если это происходит с каждым из трёх членов семьи?

Vladimir_G
Vladimir_G12 мая 2012 в 04:52
Сим-сим, откройся

Семья Лорен едва ли чем-то отличается от большинства обеспеченных западноевропейских семей среднего класса. Не роскошный, но опрятный дом, не гламурное, но дорогое авто, курорт летом и лыжи зимой. Примерно пятидесятилетний Жорж (Даниель Отой) работает ведущим интеллектуальной передачи на ТВ, примерно сорокалетняя Анн (Жюльет Бинош) – редактором в издательстве. Сын учится в седьмом классе наверняка приличной школы. Но в один непрекрасный день размеренная и безмятежная жизнь получает пробоину – какой-то глупый шутник высылает им кассету с записью их же собственного жилья. День за днём ситуация усугубляется – во-первых, кассет становится больше, во-вторых, они дополняются жутковатыми детскими рисунками, посылаемыми не только на дом, но и на работу, к сыну в школу и т.д. Более того, видеоряд «Скрытого» в эти минуты пару раз разбавляется сценами с каким-то немилым кровавым мальчиком. В общем, завязка и развитие ситуации идут в один шаг с лучшими представителями жанра «психологический триллер» и приправляются к тому же лёгким мистицизмом. Однако перевалив через экватор, «Скрытое» всё больше и больше начинает приобретать черты драмы. При этом, парадокс, оставаясь триллером. Фишка у Ханеке в том, что саспенс поддерживается уже совершенно иными приёмами. С определённого момента лента перестаёт быть камерной хичкоковской историей о терроре семьи неизвестным психопатом, т. к. Михаэль как бы чуть-чуть приоткрывает дверцу, ведущую в тайную комнату, даёт сюжету конкретное иное развитие. Но при этом он не отворяет целиком, не спешит ответить на главный вопрос: «Кто злодей?», и потому зритель продолжает удерживаться у экрана ещё и этой типичной для триллера интригой. Но когда на фоне статичного плана пойдут финальные титры, любителя триллеров, скорее всего, постигнет разочарование. Концовка в этом смысле абсолютно не удалась, но стремился ли Ханеке удовлетворить вкусы массового зрителя, привыкшего к определённым жанровым клише? Конечно, нет. После просмотра не покидает ощущение, что «Скрытое» - это кино «под фестиваль», снятое и продуманное именно так, чтобы жюри Канн и определённый пласт критиков вручил хитрому австрийцу много-много веточек. Конечно, чистый жанр вряд ли что-то выиграет, но и от драм, выстроенных по одним и тем же сценарным законам, устали все. По сему Ханеке придумал смешать два ингредиента, вернее, один из них заставить работать на второй – так, чтобы и скучно не было, и чувства, что посмотрел пустышку, не оставалось. В итоге блюдо получилось весьма симпатичное, хотя ощущение от того, что ты съел ни рыбу ни мясо, имеется. Ради чего весь сыр бор? Конечно, запугивающие посылки – в первую очередь, средство для того, чтобы показать кризис отношений внутри семей определённого класса. Маленькие трещинки, что присутствуют во внешне идиллической картине, под давлением превращаются в явные дыры. Тут же, например, всплывает вопрос того самого скрытого, прежде всего внутри Жоржа, некой забытой тайны из прошлого, дающей о себе знать через четыре десятка лет. Скрываемое - показатель недоверия. Во-первых - Жоржа к Анн, который даже в сложной ситуации не спешит поделиться с ней своими переживаниями и подробностями биографии, во-вторых - Анн к Жоржу, у которой такое поведение вызывает резонный протест. К тому же, Ханеке не без удовольствия препарирует архетип своего героя, успешный «креативный класс», как модно нынче говорить. Только креатив очевидно в стадии гниения. Персонаж получился чрезвычайно черствым, холодным и даже консервативным. Такой очень не любит, когда что-то идёт не по намеченному пути, а, поставив его лицом к лицу с форс-мажором, Михаэль словно преднамеренно издевался. Ведь в сложившихся обстоятельствах Жорж особенно нелеп и уязвим. Он нервничает по любому поводу, срывается, ему снятся ночные кошмары и при всём при этом он же стремится не уронить лицо, ставить себя на позицию первого номера. Классическая сатирическая модель, когда желаемое не тождественно действительному. Помимо этого есть менее очевидные идеи, которые, как иногда кажется, даже не столько высказывает сам режиссёр, сколько притягивают за уши многие критики. Это, например, история с арабом, как слабоватый, но всё-таки образ политической ситуации в Европе, которая приютив у себя чуждых мигрантов, сама же оказалась не способна с ними поладить (опять-таки, мультикультурализм - одна из излюбленных остросоциальных тем Канн). Это и некая «поучительность» всей истории, которая якобы в том, что успешному телевизионщику рано или поздно пришлось расплачиваться за грехи прошлого. Но вообще-то это смешно, ибо свой «проступок» Жорж совершил всего лишь в шесть лет, а, следовательно, и осуждён быть не может. Тем не менее, к очевидным плюсам также стоит отнести поразительно реалистично показанные человеческие отношения. Они словно записаны скрытой камерой. Ханеке потому, например, и сознательно отказался от фоновой музыки, дабы усилить этот эффект. Ибо в реальной жизни никакой фоновой музыки не бывает. Ну и, конечно, некоторые актёры просто великолепны, особенно Жюльет Бинош, которая, как кажется, на своём уникальном обаянии и неизменно безупречной игре вытащит вообще любую картину. 8,5 из 10

Yelenatro
Yelenatro22 марта 2018 в 17:46
'Страх есть обморок свободы'. - Кьеркегор

Достоверность, реалистичность и + эффект присутствия. Ни одной ноты, весь фильм без музыки, и это не осознаётся при просмотре фильма. Отсутствие музыки становится огромным плюсом в этой картине, и в этом есть смысл. Музыки в фильмах порой звучит слишком много, её перебор, и она не всегда нужна. Перенасыщение музыкальным сопровождением является скорее недостатком, чем достоинством в кинематографе. Почти 2 часа без экшена, но этого не замечаешь, если попадаешь в атмосферу, а это непременно происходит. Ты ощущаешь, что нечто страшное должно произойти. Интрига захватывает внимание, ты понимаешь, что сосредоточен, атмосфера напряжения и тревоги растёт, ощущаешь почти физически настороженность и даже бдительность. Остаётся лишь скрытым нечто важное, тайна лишь частично приоткрывает завесу. Название картины и является главным героем её; зритель – действующее лицо, кто следит и наблюдает. Мощно. И настоящее авторское кино, и нестандартный триллер, и подлинный экзистенциализм. Всё непонятное пугает, порождает тревогу, истерию и паранойю. Любой намёк способен ввести вас в заблуждение, а тем более, когда вам дают понять, что за вами постоянно наблюдают, а вы этого не понимаете, не замечаете и не знаете: кто, зачем и почему? И, это вас способно надломить. Ваши догадки, предположения ещё больше вас напугают, и вы совсем и окончательно запутаетесь. А, если ваша совесть не чиста, и вы подавили своё чувство вины, например, то именно это всё и выплывет наружу, и вы просто захлебнётесь в дерьме собственной гнилости. Всё подавленное и вытесненное вами когда-то вернётся к вам кошмарами, воспоминаниями, которые начнут разрушать вашу психику и вашу жизнь. Постоянные тревога, чувство вины за постыдный поступок вернут вас в ваше забытое вами прошлое. Страх, стыд и чувство вины заставят вас пойти на всё и подтолкнут на ложь. Ложь убьёт доверие к вам. То, что вы так отчаянно скрываете ото всех и от себя самого, в первую очередь, непременно вызовет подозрения. Вытесненный и неосознанный расизм отвратителен и проявит себя неизбежно... Вот такой поток сознания вызвал у меня этот кинематограф. Я могла бы написать ещё больше, но это уже спойлер. В фильме подняты сложные темы и злободневные проблемы и его непременно стоит смотреть. Мои ожидания оправданы.

Andrea-588
Andrea-58821 октября 2011 в 18:11
Принуждение к любви

С точки зрения режиссерского профессионализма фильм очень хорош. Неспешное действие, изобилующее статичными картинками, наэлектризовано мощным внутренним напряжением. И даже антипатия к фильму, которую я начала испытывать довольно скоро, не могла помешать мне жадно следить за происходящим на экране из-за боязни пропустить хотя бы незначительный эпизод или короткую реплику. Приглушенные темные тона, принципиальное отсутствие музыки и другие приемы создают эффект полного погружения в картину, которая начинает восприниматься как реальность. И если бы я рассматривала фильм исключительно в разрезе «Как это сделано, черт возьми? Почему даже после разгадки тайны мой интерес не ослабевает?», мне бы пришлось поставить ему очень высокую оценку. Однако все эти блестяще выполненные приемы, по сути, лишь виньетка для большой общественно значимой идеи. Так вот, об идее. Если в двух словах, то фильм Ханеке активно пытается выдавить из зрителя, как из опустевшего тюбика, чувство вины за целый ряд вещей. И давит он на этот тюбик, надо сказать, ожесточенно. Герои фильма – обеспеченные французские интеллектуалы Лораны – виноваты во многом и перед многими. Они благополучны, они живут в частном доме, они проводят жизнь в окружении книг и их авторов, - короче, это отвратительно сытые буржуа. Кровавые пятна, оставленные этими злодеями, глядят на них отовсюду: даже с экрана телевизора, который рассказывает им, жестокосердным и равнодушным, о страданиях несчастных иракцев и троекратно более несчастных палестинцев. В общем, «Простите – часовню тоже я?». Впрочем, Лораны не задаются вопросом о часовне. «Кавказскую пленницу», в которой шла речь о часовне, они не смотрели, а главное – их заплывшая жиром совесть спит глубоким сном. За что их, особенно главу семьи, и будут медленно, со смаком распинать. И ничего, что страшным преступником, как выяснится, является только глава семьи, а изощренной травле подвергаются и его жена, и 12-летний сын-школьник, - ничего, они тоже виновны. Их «жертвы», отец и сын, по национальности – арабы, что мгновенно придает частному, межличностному конфликту уровень и объем конфликта культур, столкновения христианского Запада и мусульманского Востока, войны миров, в которой нет фронта, но есть заранее назначенные военные преступники. И это, конечно, те самые сытые, с книжками, буржуа. Они повинны в страшном преступлении: в отсутствии любви. Любви к тем, кто приходит к ним домой, плюет им в лицо и требует: жилья, пособий, уважения и любви. Как и Ханеке, им не приходит в голову, что любовь и уважение нельзя выдавить, как пасту из тюбика, - так выдавливается только ненависть, - уважение или любовь нужно заслужить. Благополучие нужно заработать (или хотя бы унаследовать от тех, кто зарабатывал его до тебя). Картина Ханеке брезгливо отмахивается от этих банальных истин и притворяется школьной училкой, у которой любой твой одноклассник, даже твой злейший враг, называется твоим «товарищем». Маленькое отступление, навеянное фильмом. Мажида отправляют в детдом, и это трактуется как событие, сломавшее ему жизнь. У меня есть знакомый, выросший в магаданском детдоме. При советской власти он сидел за то, что тогда называлось спекуляцией. Пока он сидел, его дочиста обобрала жена. Были и другие радости. Но если спросить сейчас этого успешного и богатого человека, кто и в чем перед ним виноват, он не поймет вопроса. В отличие от интеллектуала Ханеке и его арабских мизераблей он знает простую вещь: никто никому ничего не должен дарить. И кстати, о подарках и о прелестях жизни с чужими людьми под одной крышей. В прошлом году пожары в России оставили множество наших земляков без жилья. Поднимите руку, кто с радостью приютил у себя какую-нибудь бездомную семью? А Жорж Лоран шести лет, значит, обязан. Апология ложной идеи невозможна без фальши, и в «Скрытом» ее достаточно. Арабы из фильма совсем не похожи на большинство мусульманских иммигрантов: это абсолютно не агрессивные, обаятельные, хорошо воспитанные люди, которые отличаются от французов только оттенком кожи. Как эти расисты смеют не любить таких милых людей, неужели все дело – в оттенке кожи??! Режиссер прекрасно знает, какое отношение к оттенкам имеет нынешняя необъявленная война миров. Но об этом любитель острых углов и провокационных тем предпочитает молчать – это непопулярный острый угол. Лучше поговорить о том, почему же, почему эти сытые буржуа так не хотят любить, так все еще сопротивляются, так сквозь зубы улыбаются ближним своим, и только будучи совсем задавленными и раздавленными тюбиками, соглашаются, наконец, признать свою неизбывную вину перед иракцами, палестинцами, Мажидами и собственными бессердечными детьми. 3 из 10

FridaSchr
FridaSchr29 октября 2015 в 17:33
Неделя фильмов с Жюльет Бинош #2

Ханеке. Люблю, но не понимаю Говорят, что любить можно только то, что понимаешь. В общем-то, я согласна с утверждением, но с фильмами Михаэля Ханеке у меня выходит всё наоборот. Первый фильм, в котором я столкнулась с этим современным мастером позы и кадра — «Пианистка». Его нельзя назвать прекрасным, добрым, душевным. Но можно — шокирующим, глубоким, сильным и… красивым. Михаэль Ханеке — режиссёр, которому всегда есть, что сказать, и который делает это в оригинальной манере. Его почерк легко узнаваем, стиль индивидуален и аутентичен. Чем мне нравится «Скрытое» Съёмка. Я поняла, что обожаю стиль съёмки в фильмах Ханеке. В «Пианистке» он сразил меня долгими планами «наоборот»: когда по всем правилам надо снимать играющего на пианино героя, он снимает героиню и — вот что главное! — отражение музыки на её меняющемся лице. Внимание к лицу, к тому, как можно передавать эмоции без слов и с минимальной мимикой — вот чем мне запомнился Ханеке мгновенно. Гениально. В «Скрытом» есть и эти долгие планы, и нечто новое для меня: сцена, где герой смотрит на другого, а тот отражается в зеркале. Закрытое пространство: лифт. Зеркала. Ожидание. Невероятно удачное использование самой идеи лифта. Я не знаю, наверное, всё это было во множестве других кинокартин. Но только у Ханеке это мной замечено и так врезается в память. В «Скрытом» режиссёр доводит статичную картинку до совершенства, используя эффект съёмки скрытой камерой. В какой-то момент мы уже не понимаем — это действие в настоящем или вновь видео с камеры немногословного наблюдателя? И только полоски перемотки подают нам сигнал. Примечательно, что герой Даниеля Отоя соглядатая так ни разу и не замечает, когда проходит из дома или в дом. Актёры. Раз уж неделя кинофильмов посвящена Жюльет Бинош, нельзя не отметить её блестящую роль в «Скрытом». Как всегда — на высоте, отыграно достоверно, убедительно, искренне. В гармоничном фильме актёры не должны быть «центром вселенной», перетягивать на себя одеяло или «вытаскивать» фильм. А быть идеальным проводником режиссёрской мысли. Воплощением авторских идей, ожившими персонажами сценария. И этот баланс наблюдается в «Скрытом»: актёры не переигрывают, но и не кажутся плоскими, серыми статистами. Это может быть лишь результатом соединения многих талантов на одной площадке. Чем мне не нравится «Скрытое» Увы, я не люблю открытых финалов. Точнее даже — откровенно незавершённых историй, поскольку «приоткрыть» финал можно по-разному. Я не поняла последних кадров — каюсь. Но это нисколько не умаляет ценности «Скрытого» для меня, и уж точно я не стану ругать фильм, который не поняла до конца. Крутившаяся на протяжении всего действия интрига так и осталась для меня висеть в воздухе. Кто же это был? Мне кажется, это Ханеке подглядывал за своими героями. А, впрочем, так ли это важно? Ханеке сказал всё, что хотел, и на этом фильм логично завершился. И я тоже закругляюсь. 7 из 10