2 Тимур Кононов КиноКолонка 1 октября «Капитан Алатристе» Стоило ли снимать? Разбор фильма будет строиться в 3 этапа: Историчность отраженных событий; Симпатии и объективность автора; Вывод и мнение. 1. Историчность отраженных событий. Сложно описать историчность событий, показанных в фильме. Да, была осада Бреды, Франсиско де Кеведо, король Филипп IV, но это все показано так скомкано и быстро, что не успеваешь разобраться, к этому вопросу я ещё вернусь в 3-ем пункте своего разбора. Что хорошо передано и бьёт в глаза, так это бедность простых жителей Испании, мы видим закат когда-то великой империи, недоверие к королю, упадок армии. Сам по себе Капитан Диего Алатристе — это вымышленный персонаж, обычный вояка с избытком чувства справедливости и чести. Диего не является капитаном по званию, это лишь его прозвище. Возможно, это собирательный, немного романтизированный, образ испанского солдата начала XVII века — человек, обманутый и брошенный своим государством, находящийся на грене нищеты, но преданный Короне и своей женщине. Имея это ввиду говорить о достоверности Алатристе не приходится. 2. Симпатии и объективность автора. Заметно, что Агустин Диас Янес отдает большее предпочтение Капитану Алатристе, чем знати и королю. Видна симпатия к этому персонажу, как ведет себя его окружение, полное заговорщиков и предателей, и каким на их фоне выглядит Диего — честный, не сломленный, верный, благородный и бесстрашный. Думаю, режиссер пытался показать своё уважение простым людям, которые не влияли на управление страной, не тратили казну на свои интересы и ежедневные развлечения и праздничные столы во дворце, к людям, которые носили дырявую обувь и изношенную одежду, людям, которые голодали и замерзали, но оставались верны государству. Говорить об объективности сложно, так как в основе фильма лежат исторические события, и сложно дать объективную оценку, никто из нас не жил в ту эпоху. 3. Вывод и мнение о фильме. Начнем с исторических событий, описанных в фильме. Как я и писала выше, во время просмотра ленты нам демонстрируют реальные события из истории Испании, но без отдельных знаний, неподготовленный зритель не сможет их уловить. Лента несется с бешеной скоростью, мы не успеваем погрузится в один эпизод, как режиссер и сценарист перекидывают нас в новый, условно мы видим разговор дух героев фильма и в следующей же сцене оказываемся в осаде Берды, причем осада показана невзрачно, мы видим скорей потасовку деревенских ОПГ, чем противостояние 3х стран, зритель не может понять исторической важности момента, героям не составляет большого труда выиграть, из-за чего момент обесценен. Что такое Фландрия нам даже не удосужатся рассказать, но очень часто об этом напомнят в диалогах. Сам король показан блёкло, мы не понимаем, что Филипп был ужасным правителем, как и его отец, к слову. В то время, когда король утопал в роскоши, люди голодали и умирали, как на поле боя, так и в мирное время, которого к слову, во время его правления было мало. Да, нам скажут о том, что король купается в золоте, а люди нищие, но это одно предложение, которое не может передать всю суть проблемы, зритель не видит это на экране. Создатели фильма так же решили не показывать конфликты с Каталонией, Португалией, признание независимости Голландии, я согласна, эти события произошли позже событий фильма, но тогда стоило включиться в работу художественному ключу повествования и добавить в фильм правление Филиппа III. Теперь затрону художественные моменты картины. Хотела бы отметить костюмы, продемонстрированные в фильме и отметить их с худшей стороны, костюмы знати выполнены с не таким шиком, а простого населения — как будто накопировали одинаковых мешков. Сам образ Диего Алатристе напомнил мне кота в сапогах, а не человека со сложной судьбой, которая не смогла его сломить. Не могу испытывать к нему сильного чувства переживания. Поговорим немного о боевых сценах, некоторые выполнены хорошо — это сцены, когда в кадре сражаются 2—4 человека, но вот глобальные сцены вызывают недоверие, авторы не смогли показать масштаб и размах. Больше всего недоверие вызвала сцена, когда солдаты ползали под пиками, это же самоубийство, в такой позиции солдат максимально уязвим, и никто бы так не делал в реальной жизни, еще и в эпоху, когда уже было огнестрельное оружие. Сама игра, безусловно, великолепного Вигго Мортенсена, который влюбил меня в себя еще во времена «Властелина Колец» и окончательно закрепил образ качественного актера «Зеленой книгой», показалась мне не всегда убедительной, в некоторых моментах была видна наигранность и держа в голове его другие работы, я могу сделать вывод, что это недоработка создателей фильма, которые не смогли объяснить, что и как нужно отыграть. Все остальные особо не запоминаются, но хотела бы отметить образ Франсиско де Кеведо — максимально похож на представленную в учебниках картинку, это можно считать плюсом гримёрам, но не костюмерам, так как я уже сказала, что костюмы не впечатлили. Весь фильм скомкан и экранного времени хватает только Вигго, про остальных, правда, говорить нечего — поступки кажутся не мотивированными, да и наблюдать за кем-то кроме главного персонажа после 20—30 минут не интересно, я не вспомню ни одного имени, кроме Диего Алатристе и Франсиско де Кеведо и, само собой, короля Филиппа, но тут заслуга остаткам знаний из школьной истории. Все минусы можно объяснить бюджетом 24 000 000 евро (которые фильм, кстати, не отбил, сборы составили 22 973 571 долларов), но давайте посмотрим на сериал «Спартак», каждая серия которого обходилась в 5 000 000 евро, там гораздо ярче построены бои и экшен в целом. Моя оценка фильму, как художественному произведению: 6 из 10 Слишком дешево, слишком скомкано, не прописанные персонажи, актеры не вытягивают на большую оценку, из 6 баллов — 4 за Вигго. Если же смотреть на него, как на историческое кино, то: 2 из 10 Есть пара-тройка исторических событий, но показаны они так, что ничего не понятно.
Потрясающий фильм, который снят по хорошей книге. Давно так не цеплял сюжет, который жесток и правдив как сама жизнь. Много кровищи, драк, насилия, но наверное, это обычные реалии того времени. Можно сказать, что фильм на 100% мужской, но мне было интересно, потому как красочно выписаны характеры персонажей, и любопытно было наблюдать за выбором, который они делают. У всех людей открываются возможности изменить свою жизнь, но не все способны сделать правильный выбор, рискнуть и пойти по зову сердца… Особенно женщины… Главный герой сохранил человечность, способность любить и прощать, несмотря на профессию, как сейчас говорят, наемный киллер. Грустно после просмотра. Жизнь она такая, много несправедливости… Фильм испанский, а музыка фильма фатально-печальная, с арабскими мотивами. Наследие мавров.
Несмотря на явную принадлежность к жанру «плаща и шпаги», «Капитан Алатристе» — кино, на удивление, грустное. В начале семнадцатого века могущественной испанской империей правит граф-герцог Оливарес, подчинивший себе слабовольного монарха и ведущий страну к закату. По его указу ведутся бесконечные войны, убиваются люди в укромных уголках Мадрида и Севильи — и всё это делают простые солдаты, служащие знати на обоих фронтах и работающие за бесценок. Диего Алатристе, по прозвищу Капитан — один из таких честных и бывалых вояк. Как и полагается, без гроша в кармане, в дырявых сапогах, в одной и той же старой шляпе и плаще — но неизменно и отчаянно храбрый, гордый и никогда не сдающийся. Его юный друг и подопечный, по имени Иньиго, поэт дон Франсиско и пара-тройка других головорезов — вот привычное окружение Капитана, не считая рыжеволосой красавицы-актрисы да надменного гранда, бывшего некогда братом по оружию, кажущимся заступником и другом. При таком раскладе всё располагает, казалось бы, к романтике, к приключениям — ко всему тому, что мы привыкли видеть в подобных фильмах. Но, в реальности, всё, что жизнь может предложить Диего и его друзьям — череда сплошных передряг и предательств со стороны продажных товарищей, любящих как будто бы красавиц, лживых правителей и господ. Новые шрамы на душе и на теле, возникающие в бесконечных схватках с противником и с жизнью, никогда уже не зарубцовываются, ведя лишь к бесславной гибели с кинжалом под рёбрами, либо на поле боя, в очередной кровопролитной и не нужной никому войне. Некоторой грусти навевает и обрывистость повествования, слепленного разом из пяти романов испанского писателя Артуро Переса-Реверте, каждый из которых послужил основой для отдельной новеллы или эпизода, посвящённого жизни Капитана Алатристе. Заметно ощущается и нехватка бюджета, сделавшего фильм самым дорогим за всю историю испанского кинематографа — что всё равно не равняет его с голливудскими постановками даже средней руки. И это особенно обидно, так как все батальные сцены и сцены дуэлей сняты с захватывающей дух напряжённостью и профессионализмом, так что за вопросом развития в полотно куда более масштабное и эпическое дело бы у создателей не стало. Тем более с учётом обаяния испанского духа, испанской страстности, музыки, атмосферы — самой эпохи, наконец, интересной чисто исторически не меньше, чем эстетически. По факту же, мы имеем кино в меру увлекательное и симпатичное уже тем, что в нём снялся Вигго Мортенсен. С длинными усами, горделивой походкой и хриплым голосом испанского «мушкетёра», чья судьба оказалась всё же слишком печальной и незавидной, чтобы с радостным увлечением глядеть на его усталое лицо и служение своему королю, своей стране и своему народу. И как-то понимаешь вдруг, что весь тот благородный вымысел из книг о преданных храбрецах имеет всё же мало общего с подобной действительностью — чуждой, вероятно, не только благородства, но даже и малейшего элемента романтической привлекательности. Вернее, она была и не могла не быть — как были, конечно, и стойкость, и храбрость, и бездумно-преданное служение. Но преимущественно неприглядная картина человеческих поступков и отношений на протяжении истории поневоле втаптывает в грязь все наши представления о прекрасном и справедливом, заставляя верить не в бесценность жизни отдельной личности — но в полное равнодушие к ней тех правящих сил, что издавна ведут наш мир к упадку и окончательной погибели. 5,5 из 10
К процессу написания этой рецензии приступал с волнением и трепетом — всё из-за того, что я испытываю к стране, в которой снят этот фильм, нечто большее, чем просто уважение — проще говоря, я просто влюблён в Испанию, словно в женщину, что ощутил после просмотра одного из коронных творений этой страны, получившего звание «Лучший испанский сериал» — молодёжной телеэпопеи «Физика или химия», которую довелось почти всю посмотреть на оригинале с русскими субтитрами, благодаря чему, я не только получал удовольствие от сопереживания героям, происходившее с которыми представляло собой потрясающие истории с искусными сюжетными поворотами, но и научился распознавать испанскую речь, отличающуюся особенной красотой, что вызвало желание изучить язык и уметь говорить и петь на нём. Пожалуй, закончу своё откровение и продолжу по делу — после просмотра столь шикарного творения, мне стало интересно увидеть и другие главные суперхиты испанского кинематографа, хотя до этого, кроме «Трёх метров над уровнем неба», которые получили популярность в России, несмотря на то, что в целом испанское кино не имеет у нас почти никаких привилегий, в отличие от американского кино; не видел у испанцев совершенно ничего. В итоге, посмотрел почти десяток заглавных кинохитов этой страны, в число которых входит «Капитан Алатристе» — возможно, самый популярный их фильм в жанре исторического. Про главного персонажа этого фильма, который существовал в реальной жизни, и про которого написан цикл романов писателя Артуро Переса-Реверте, я тоже никогда не слышал, но к просмотру «Капитана Алатристе» приступил с ожиданиями увидеть шикарное кино, поскольку, помимо серьёзной влюблённости в целую страну, я так же являюсь большим поклонником пеплумов, а потому, умерив ожидания от «Капитана Алатристе» в плане зрелищности, зная, что у испанцев, в отличие от американцев, нет столь безграничных возможностей в сфере компьютерной графики и экшн-сцен; приготовился увидеть, пусть и не супер-мега-зрелищный исторический боевик, а просто очень красивую, богатую на интересные события и сюжетные повороты, и драматически мощную историю. Что касается картинки, то ожидания были также высоки по части декораций и качества локаций, воссоздающих испанскую империю XVII века, поскольку испанцы, хоть и, повторюсь, не такие крутые специалисты по графике и экшну, как американцы, но очень умелые декораторы — ведь, если бутафория в тех же «трёх метрах» и даже в телесериале про мадридский колледж более чем удовлетворяет взор зрителя, то тем более декор должен быть на высоте в пеплуме. Оправдались ли мои ожидания? Более чем. Действие происходит в Испании XVII века, когда это государство было одним из самых могущественных в мире, подчиняя себе другие страны. После нескольких невразумительных, бессловесных, но кровавых сцен, происходит следующее: некто даёт наёмникам поручение убить двоих приезжих в Мадрид, уверяя, что это убийство должно стать во благо испанскому народу, но один из наёмников прямо перед выполнением задания понимает, что он собирается совершить ошибку, и в итоге преступление не происходит, после чего выясняется, что приезжие — важные иностранные гости из Великобритании, которые прибыли на приём к самому испанскому королю. Тем временем планируется свадьба сестры короля Инфанты Марии с принцем Уэльским. Затем следует сцена знакомства главного героя, который и был тем самым наёмником, с важным господином, с женой которого Марией де Кастро, известной актрисой, он был знаком ещё тремя годами ранее, и сейчас они снова тайком встречаются и проводят вместе счастливые часы. После ночи любви с Марией, Диего Алатристе подвергается аресту и обвинениям в измене своей стране, и даже проклятию от католической церкви, после чего его отпускает падре, гарантируя ему, что тот не проживёт долго. Игуменья монастыря сообщает человеку из правительства, что несостоявшееся убийство заказал королевский секретарь, а не состоялось оно, благодаря Алатристе. Правая рука короля призывает Алатристе, чьё прозвище «Капитан», на военную службу в место, которое все испанцы считают преисподней — Фландрия. Параллельно развивается линия юной парочки, чьи отношения начались с банального столкновения на улице. Алатристе вместе с мальчиком Иньего, готовым умереть за ту, в которую влюбился с первого взгляда, оказываются в одном полку, члены которого жалуются военачальникам на то, что им не платят уже пять месяцев за службу, и вот им дают чрезвычайно опасное поручение, выполнение которого будет выглядеть гениально. Проходит 10 лет после войны. Алатристе получает задание обезвредить группу контрабандистов, перевозящих краденое испанское золото в огромных количествах, но, прежде чем согласиться на эту миссию, Диего Алатристе сначала поинтересуется, на что пойдёт золото, если его вернуть королю — на оплату воинской службы и пособие для вдов, или же на королевские пиры и увеселения? И это ещё далеко не всё, через что пройдут Диего и Иньего. «Капитану» Алатристе предстоит пойти против короля, за что можно поплатиться чем угодно, а Анхелика встанет перед выбором: сбежать вместе с Иньего и жить счастливо, но вне закона, или выйти замуж за знатного человека и стать одной из самых значимых особ в Мадриде… Несмотря на отсутствие такого обилия крови, как в американских фильмах жанра пеплум, ограничение 16+ оправдывает себя, поскольку здесь, как и в молодёжных мелодрамах очаровавшей меня страны, присутствуют откровенные сцены и элементы киношной грязи, ведь Испания славится как весьма раскованная в известном смысле нация, и, если сравнивать эту страну с женщиной, как я сравнил в первом абзаце, то многие сравнят её с красивой, но развратной особой. Здесь вы увидите свободную любовь, запретную любовь; пылкую страсть мальчика, полюбившего юную нимфу, и захотевшего отдать ради неё всё на свете (при просмотре переживал за Иньего ещё больше, чем за главного героя) — знаменитая испанская чувственность в этом фильме как из рога изобилия. В последней четверти фильма произойдёт несколько необъяснённых событий, например, заражение Марии сифилисом, а также отправление Иньего на галеры, точнее, покажут уже то, как он там находится, после чего ему объявят, что король помиловал его, но о его дальнейшей судьбе и отношениях с Анхеликой ничего не сказано. Уже после просмотра фильма, выдохнув несколько слов восторга, я узнал, что существует так же сериал «Алатристе», снятый по мотивам того же романа, про ту же историческую личность, и его можно посмотреть только на оригинале с русскими субтитрами. Думаю, всем уже понятно, каким подарком для меня будет просмотр такого творения. Кинофильм об Алатристе шикарен, и я вынужден снизить оценку всего на один балл из-за затянутого начала и недосказанности в конце. Надеюсь, что сериал, в силу расширенного хронометража, покажет ещё более насыщенную событиями историю. P.S. Te quiero, España! 9 из 10
Когда-то, уже довольно много лет тому назад, попалась мне на глаза заметка о цикле приключенческих романов одного современного испаского писателя. Время мушкетёров и всё такое. Я заинтересовался, нашёл и купил первую книгу, так и называющуюся — по имени главного героя цикла — и был просто потрясён. Потом я искал и собрал полностью всю серию (кстати, не так давно Перес-Реверте написал своеобразный вбоквел — отдельный роман «Мост убийц» про приключения своего героя на итальянском театре военных действий). А когда узнал то выходит одноимённый фильм, да ещё и с самим Вигго Мортенсеном в главной роли — нашёл и посмотрел эту картину на пиратском диске. А затем и на большом экране любимого кинотеатра. Скажу сразу, мне понравились как книги, так и фильм. Другое дело, что как романы, так и собственно сам фильм всёж несколько больше, чем «обычный приключенческий боевик». Основная проблема же заключается в том, что в один фильм было втиснуто действиие сразу пяти книг. Второй проблемой оказался неспешно-холодный ритм картины. Боевые сцены перемежаются в ней в долгими разговорами, а романтические переживания… Боже мой, что я несу! Любовь наёмного головореза и дамы порою довольно лёгкого по сути поведения! Хотя… она была актрисою… При всех своих недостатках Алатристе — настоящий герой. Он пёс войны и верный солдат своей страны и своего короля. Соответственно, в фильм мы наблюдаем своеобразную компрессию, сжатие действия книг. Основное взято — но и очень многое опущено и осталось нераскрытым. Сочные описания ужасов войны и своеобразного мрачного упоения в бою из той же «Испанской ярости», как и многочисленные разговоры «за жизнь» с цитированием стихов великих поэтов той далекой эпохи. Однако общее впечатление и главное из романов передано верно. Даже сам холодно-стальной стиль, стиль улиц, картин и мрачныхдворцоов. И просто великолепен Вигго Мортенсен в роли капитана (это не звание героя, а его военное прозвище) Алатристе. Мортенсен великолепено играет то томную испанскую грусть, то холодную и смертельно опасную ярость. Его капитан в кино такой же гордец и бретер, как и на страницах книг. А окружиющие его великие поэты и художники не сколько оказывают ему честь своим обществом, сколько органично дополняют его. И не ему, любящему выпить и покутить, стеснятся даже самих министров. Алатристе умеет рэзать глотки врагам короля, а также может работать дуэлянтом по найму — но состояния он так и не наживёт. Максимум его достижений — несколько милостивых слов от короля, проявившего отменный чёрный юмор, а также право умереть как настоящий кабальеро — на поле брани, покрыв себя честью. Сцена битвы при Рокруа, финал фильма, является всёж и своеобразным пиком всего киноповествования. А сам главный герой — достойным соперником хотя бы тому же д`Артаньяну, с которым он вполне мог пересечься и в реальном бою. В конечном итоге режиссёру Августину Диасу Янесу удалось создать красивый исторический костюмный фильм. Фильм, ставший событием во многом благодаря недюжинному обаянию самого главного героя. И пусть картина сея тягуча, как старое вино цвета крови, но есть в этом бокале на его дне своя крупная жемчужина.
Я ожидал увидеть тень Арагорна, а в итоге обрел нового персонажа, хотя и с давно знакомой улыбкой. Благодаря картине я понял, что для меня больше нет просто Арагорна, а есть Вигго Мортинсен — чертов харизматичный актёрище! Фильм рассказывает историю капитана Алатристе, это ремейк на фильм 1987 года, отснятого по известному роману. Если вы любите реализм и историческую ретроспективу, то картина будет вам по душе. Она не высокодуховная, на мой взгляд, но весьма ценна для того, кто находится в поиске верного решения и еще не окреп для правильного поступка. Герой «думает» и «делает» сердцем. Его мораль тверда, а поступки изящны и просты, он никогда не поступается своей природной гордостью и всегда идет до конца в противоборстве с фортуной. Энтузиаст, истовый рыцарь с любящим и честным сердцем. Картина вдохновляет на искренность в поступках, рекомендую к просмотру! 8 из 10
Весьма посредственный фильмец. Первая и основная претензия к сценаристу: очень дёрганый невнятный сюжет. Не, я понимаю, что надо было в один фильм слить несколько книжек, объединённых скорее героем, чем сюжетом, но на то ты и сценарист, чтобы превратить книгу в удобосмотрибельный фильм. Мы это кино смотрели компанией, с книгой была знакома только я — друзья не понимали, что вообще происходит на экране, приходилось пояснять. Да и я сама читала книгу достаточно давно, всех нюансов не помнила и самые тонкости сюжета выпадали и из моего понимания тоже. А это, между прочим, отталкивает сразу же подавляющее большинство зрителей: ну кому охота смотреть на непонятные движущиеся картинки? Внимание зрителя удержать по сути больше и нечем — фильм во всём остальном весьма средненький. Это такое стандартное типа историческое кино, с претензией на неприукрашенность и историческое достоверность, выражающуюся в том, что герои грязны, и кровь хлещет. Родные мои, да ведь этим уже никого не удивишь! Ну а уж обилие кровяки в кадре бессмысленно и неэстетично. Любители исторического кино в курсе, что средние века гуманизмом не отличались, для них хлещущие из горла красные чернила не являются экзистенциальным откровением. Да и вообще — ну кому нужны эти кровь-кишки? Ведь обошёлся же без этого в своё время Веласкес, да так. что даже Иньиго признал: «переврал, но впечатляет». Впечатляет, потому что смог отразить суть, которая не в чрезмерном натурализме заключается. А здесь — ну не Веласкес. А уж истошные вопли ярости с перекошенными мордами в самом финале, там, где битва при Рокруа — ну это вообще дурновкусие ниже плинтуса. Актёры? Ну, играют. Всё тот же неубедительный дядька, пытающийся изобразить из себя сурового и внешне оптёрханного Арагорна. Не, здесь результат даже меньше дисгармонирует с авторской задумкой, чем в случае Толкиена, просто выглядит весьма штампованно: герой-одиночка в жестокое время — банальщина (хотя это претензия уже к самому Перес-Реверто). Всё это в результате создаёт ничем не примечательное проходное кино. Хотя даже здеь есть приятные мелочи, перешедшие из первоисточника. «Капитан Алатристе» — это эпитафия Испанской империи. Это блестящий закат империи, щедро украшенный Лопе де Вега и прочими Веласкесами. И вот они, бережно перенесённые на экран, говорят о любви к Испании, с которой делались книга и фильм. Сдача Бреды — это вообще маленький шедевр, ради которого можно перетерпеть остальные невзрачные 2 часа. Авторы старались, это видно. Не получилось, но старались).
Иберийская история постоянно проверяет на прочность обитателей Пиреней. Кто только не правил «берегом даманов» со времени основания: римляне, варвары, мавры. Реконкиста и Золотой век подняли страну с колен, но к 17 веку она снова рухнула. В этих взлетах и падениях средневековая Испания задолго до Дикого Запада сполна узнала вкус крови и цену слова. И даже в смутные времена эти две вещи не меняют своей ценности. Агустин Диас Янес, известный широкому зрителю разве что своим «Нет вестей от Бога», вслед за писателем Артуром Пересом-Реверте решил отдать дань родной истории, расцвет и упадок 16—17 веков которой в испанских учебниках занимает целую славную страницу. Потеряв по пути вездесущих голливудских испаноязычных Бандераса и Берналя, режиссеру пришлось на главную роль взять жившего когда-то в Аргентине датчанина Мортенсена. Сложно сказать, проиграл ли фильм что-то от потери Бандераса, но от присутствия Мортенсена он определенно выиграл. Картина, объединившая пять книжных романов, рассказывает историю дона Диего Алатристе по прозвищу «Капитан». Впрочем, он здесь, скорее, предлог для изображения вещей куда более важных — что значит один человек перед лицом истории? Имеющий, как предполагается, некий реальный протопип, Капитан Алатристе образ все же больше собирательный, впитавший в себя всю Испанию того времени — вот о чем писал Реверте и перекладывал Янес. Изображение эпохи, безусловно, вещь сложная и оценить ее по достоинству могут лишь специалисты, но для зрителя, не обремененного историческими познаниями, картина выглядит поистине впечатляюще. Все, что вы знали и думали об Испании, но боялись спросить — все это, и даже больше, есть здесь. Атмосферность легко выводит за скобки всю кинематографическую составляющую — что-то подобное было у не-француза Юнгвальда-Хилькевича. На огрехи и просчеты вряд ли удастся обратить внимание, ибо дух времени не позволит искать несоответствия там, где говорит Ее Величество История. Остается лишь проникнуть в атмосферу Испании 17 века, а посмотреть там есть на что. Кровожадные идальго, несмотря на региональное самосознание, в картине предстают единой нацией — проблема, которую на Пиренеях не могут решить до сих пор. При этом каждый отдельно взятый ибериец запросто готов пойти против страны, друзей, да хоть против самого Дьявола, ради собственных чести и достоинства. Благородные доны, время сгорания которых быстро как бикфордов шнур, с легкостью скрещивают шпаги в разговорах о политике. Именно поэтому рука всегда покоится на эфесе, а гарде доверяют больше чем любимой женщине. Впрочем, до схватки доходит далеко не всегда — острые как отточенная каталонская сталь взгляды из-под широкополых шляп в любой момент могут убить наповал. Испанское благородство, ставшее притчей во языцех, таит клинок за пазухой. Тяга к битве порой сильнее тяги к женщине: даже прекрасные сеньориты не имеют той власти, что дана Войне. Исключение составляют лишь несущие погибель и все муки ада рыжие актрисы. Страсть и честь ведут постоянный бой, сдавая редуты и завоевывая земли души, стремясь пробить дорогу к сердцу даже через сломанные ребра. Каждый бой приходится терять друзей — на поле брани или в жизни. Слезы предателей сравнимы лишь с плачем испанской гитары, но ни то ни другое не способно утешить — да и кому нужно утешение? Впереди новый бой, а значит всё снова будет поставлено на карту. Как всегда. За 145 минут экранного времени зритель воистину может стать частью того, о чем в реальной жизни, к сожалению, вряд ли когда-то узнает. А это, в мире всё удостоверяющих бумаг, где слово давно уже не стоит ломаного сентаво, что-то да значит. Сложно сказать, сделали ли Реверте и Янес что-либо для испанской истории — это рассудит только время. Однако эти двое, как минимум, увековечили Битву при Рокруа вымышленным, но, вопреки растиражированному спартанскому, несомненно куда более аутентичным лозунгом: «Это испанская пехота!». Ведь честь для воина превыше всего. Даже в смерти.
Рыцари. Реконструкция сражений. Наемники. Придворные убийства. Страстные женщины. Порванные сапоги. Воинское высокомерие. Отсутствие денег. Гордыня. Дети. Секс. Кардинал. Чем не завязка для испанского аналога «Трех мушкетеров». Уверен, что большой любитель творчества Дюма Артуро Перес-Реверте не упустил бы возможности содействовать качественному испанскому кинематографическому аналогу «Трех мушкетеров». Благо дело, сюжетные линии остры как дамасская сталь, а портреты героев также точны как картины Вермеера. Неспроста ведь так запоминается надменный взгляд Алатристе, который гордо заявляет что является частью испанской пехоты, что исключает достойное оставление поля боя. А как глубоки дырки в сапогах нашего героя, которые он не желает заделывать по двум причинам. Заметьте, что отсутствие денег — лишь вторая. На первом же месте — солдатская гордыня. И этот человек не гнушается подрабатывать наемником, совершая заурядные преступления. Вот где настоящая харизма спрятана. Неимоверно крутой в своей простоте Вигго Мортенсен тут будет поджимать все под себя. На его фоне блекло будут выглядеть и Эдуард Фернандес, и Эдуардо Норьега, и Ариадна Хиль. Пожалуй, лишь Бланка Портильо здорово выделится ярким портретом кардинала Боканегро. Не так часто дамы с апломбом, на бис, выполняют роли мужчин-священнослужителей. Настоящая невыдуманная находка. Ну а в остальном все вопросы к Агустину Диасу Янесу. Похоже создатели ленты не слишком критично подошли к выбору постановщика. Как следствие, Янес плетет привычные для себя кружева незаметно деля картину на множество условных глав, не фиксируя где начинается одна и заканчивается другая. Получается весьма вязкое и скучноватое повествование, перемежающееся сценами отважных битв. Концентрируясь на фиксации атмосферы того времени, Янес существенно теряет в динамике. А для претендующего на крупные кассовые сборы фильма это уже серьезное упущение. Тем более, что внимательные анализ постановочных баталий высвечивает в большей степени сильную работу костюмера, нежели историко-военные изыски. Отсутствие общих планов тут является главным маркером — снимая все сражения вблизи съемочная команда существенно облегчает себе работу и минимизирует масштабный эффект. Зато посредством умелой операторской работы эти тонкости, которые много лет назад умело использовал еще Марио Бава не так сильно видны. К сожалению, фильм в полной мере не использует очевидный сюжетный, актерский и концептуальный потенциал и размазывается в заурядную историческую драму, которую забывают на следующий день после просмотра (если не уснут, досмотрев до конца). Тот случай, когда есть все основания полагать, что замена режиссера могла принести качественно иной эффект. 6 из 10
Крайне редко можно увидеть удачный и по-настоящему исторический фильм. Последнее время все больше фоновой исторической картинки с банальным содержанием, либо дешевых спекуляций. Здесь же эпоха, атмосфера, костюмы и реалии Испании времен Тридцатилетней войны переданы шедеврально. Нисколько не удивлен, что фильм европейский, Голливуд не умеет в реалистичный историзм. Подобным реализмом фильм чем то похож на «Королеву Марго» 1994 года. Современному зрителю, привыкшему к динамике повествования в том числе и в исторических фильмах (Троя, Александр и пр.), скорее всего, будет сложно адаптироваться к середине фильма. Отдельно: в плане изучения военного искусства — бесценна последнего боя при Рокруа. Работа застрельщиков-мушкетеров, атака рейтар и схождение фаланг пикинеров. Так называемая «плохая война». Нигде больше такого не демонстрировали. Никакого феерического героизма, поединка с антигероем, сверхспособностей и «правила имперского штурмовика» Грязь, кровь и страх большой толпы людей, возня, толкотня и чистая удача «заденет, не заденет». Уникально для современного кинематографа, если не сказать больше Ну и концовка, демонстрирующая безрассудную гордость перед лицом смерти опытных вояк. 8 из 10 (Затянут местами, ну и далеко не для всех, поэтому минус два балла) Как историческое же кино — одно из лучших.
Что только ни понапишут… Как я рад, что не читал книг Реверте, а сперва посмотрел фильм! Поэтому я смотрел его как есть, не фиксируясь на несоответствиях с первоисточником. И фильм этот прекрасен. Великолепный образ эпохи, живой, в который тут же веришь. Актеры умудрились совместить поэзию чувств — дружбу, верность, любовь — с прозой жизни — окопной грязью, наемничеством, интригами, браками по расчету. При этом они не переигрывают. Правдива каждая сцена — нельзя сыграть эмоциональнее, и нельзя сдержаннее. Идеальное чувство меры как у актеров, так и у сценариста с режиссером. Снять историческую драму, которая не провисает ни на пять минут — просто браво. У нас подобное не осиливают со времён Бондарчука-старшего. Фильм по-хорошему эпичен. Главные герои на фоне угасающей империи, на фоне собственных жизненных неурядиц, на фоне раздираемой богачами Испании, остаются настоящими мужчинами, любящими своих женщин и свою родину несмотря ни на что. У их образов есть чему поучиться современным мужчинам. Прекрасная картина, одна из лучших в современном европейском кино. Ее все больше понимаешь с возрастом, но и молодежь там найдет для себя немало ценного. 10 из 10
«Капитан Алатристе» стал для меня открытием. Сейчас объясню. Я не читал романов (и мне за это стыдно, в ближайшее время хочу исправить этот пробел в своём литературном образовании) Артуро Переса-Реверто, хотя он должен был давно меня заинтересовать после того, как я остался с хорошими впечатлениями от иных экранизаций его книг «Девятые врата» и «Фламандская доска», а вот теперь я увидел, что его талант многогранен, и вот я взялся за просмотр «Капитан Алатристе». Давно меня уже захватил и испанский кинематограф, он имеет собственную стилистику, он не имеет ничего общего с обыкновением коммерческого формата, он всегда глубоко и подчёркнуто индивидуализирован. Вот и военно-историческая драма «Капитан Алатристе» полностью относится к таковым, несмотря на то, что в главной роли сыграл голливудский актёр Вигго Мортенсен. Мне было занимательно следить за спецификой постановки: это не привычная масштабная постановка с грандиозностью батальных сцен, режиссёр Агустин Диаз Янес (я его запомнил ещё и по драматическому фарсу «Нет вестей от Бога») отдал должное той эпохе: в ней не было той огромной доли романтики, как мы привыкли после экранизаций «Трёх мушкетёров», нет, здесь всё показано с высокой, видимо, частью реальности, где грязь, кровь, предательство, интриги смешались и отображались в характере персонажей, в их поведении и оценке происходящих событий. Фильм не оставляет равнодушным из-за операторской работы, где Пако Фемения (оператор) выделил все мельчайшие детали, где при монтаже сцен уделялось важное значение эмоциям, мимике, жестам и многозначительности сказанных слов. Этим фильм берёт без остатка, это не авантюрно-авангардистское полотно, это попытка отобразить своё мнение по поводу описываемой в книге, а вследствие экранизированной на плёнке, эпохи рыцарей плаща и кинжала. Нельзя обходить вниманием и блестящую, всех без исключения, игру актёров. Вигго Мортенсен (признаюсь, что к поклонникам актёра не отношусь, но сейчас отдаю ему должное) мгновенно отображает на экране настоящего солдата того времени, наёмника с честным сердцем, сказать ему «Не верю!» просто невозможно. Елена Анайя мне давно уже по душе, пусть эта актриса больше второго плана, но своей естественностью и полнотой взгляда она поглощает. В «Капитане Алатристе» она великолепно исполнила роль дворянки, в своём образе она прекрасно воплотила даму той эпохи. Здорово себя показали и Унакс Угальде, а также Эдуардо Норьега, особенно последний, я немного устал от его образа подлого и опасного мужчины, в «Капитане Алатристе» он безупречно создал испанского гранда, интригана и тут же доброго друга. «Капитан Алатристе» — это не обычный батальный фильм, это не рассказ на плёнке в духе Александра Дюма, это яркая история, пусть и в довольно тёмных тонах, про человека, для которого слова честь, уважение, благородство и отвага являются синонимами жизни. Дух и атмосфера времени рыцарей плаща и кинжала переданы великолепно. 8 из 10
«Alatriste» или «Капитан Алатристе» пронзил моё сердце испанской шпагой насквозь. Это один из тех фильмов, где умело переплетены все события. Мужество, храбрость, отвага и честь главного героя Диего Алатристе восхищают, а игра Вигго Мортенсена — просто безупречна. Сцены сражений пугающе реалистичные, вынуждают сразу закрывать глаза, когда какому-нибудь французу перерезают горло или того хуже, вонзают кинжал в сердце. Возможно, романтическая линия сюжета не так пронзительна, однако стоит отдать должное режиссёру, любовные сцены сняты шикарно. Одно то, как закатывает глаза от охватившей её страсти героиня Елены Анайи, заставляет затаить дыхание. Фильм динамичный, для большинства картин подобного жанра это не свойственно, смотрится легко, с интересом и трепетом. Гармонично с происходящим на экране и музыкальное сопровождение. Композитор Роке Баньос сделал свою работу на одном уровне с музыкой в «Машинисте». Мелодия не запомнилась сразу, но запомнились её «цвет» и «интонации». Особенно хотелось бы отметить финальную сцену: битву при Рокруа. В целом само сражение реконструировано точно, однако испанская пехота слишком малочисленная, что создаёт диссонанс в восприятии такой важной и решающей битвы. Последний кадр фильма снят настолько сильно, что горло сжимает и не отпускает спазм. С криком Алатристе вырывается отвага, а вместе с ней слёзы за всех павших солдат. 10 из 10
Хоть убейте, но меня этот отмеченный престижными призами и по косточкам разобранный критиками (в основном касавшимся его исторической стороны, соответствия литературным первоисточникам, актёрского состава и т. п.) фильм не тронул ни с какой стороны. Более того, я данный «шедевр» не смотрел, я его терпел! И наконец не вытерпел… Вот такая я белая ворона. Но у меня отточенный клюв и когти, и потому я не боюсь атаки стаи традиционно горластых серо-чёрных сородичей. Пока они слетаются, я накаркаю свое мнение об увиденном на мониторе. Фильм этот для нас, русских, совершенно чужой и чуждый, холодный, схематичный, рассудочный. В нём нет ничего от реальных страстей, а есть хорошие (для западноевропейцев, для испанцев) актёры, которые добросовестно изображают средневековых «донов» (все эти похожие тёмные личности для меня совершенно перепутались) и их жизнь и которым я ни капельки не верю, несмотря на драматизм представляемых ситуаций. Мне могут возразить, мол, так тогда и было. Разве? Или забыли, или не смотрели другие, ещё более трагичные картины о мрачной средневековой Европе», хотя бы «Палача» (2005)? Тоже ведь не блокбастер! Впрочем, какова сама нынешняя эгоистичная, буржуазная, антигуманная Западная Европа, которую волнует только сохранность и курс евро, таково и большинство её кинопроизведений… Вот только нам-то они зачем? Своего дерьма хватает. … А накануне я посмотрел пропущенный в молодости эпопейный мини-сериал «Гулящие люди». Чуть более поздние годы (соляной бунт, Никон, Разин), но тоже смутное время, стихийные поиски чего-то, брожение в умах. Неисповедимо российское, до боли знакомое… А тут какой-то капитан Алатристе… Шли бы вы к себе в Испанию, идальго, нечего вам у нас делать! 6 из 10
Несмотря на высокую оценку, я хотела бы начать с недостатков, т. к. смотрела фильм еще до прочтения серии книг о капитане Алатристе (Артуро Перес-Реверте), но уже тогда я заметила в фильме ряд недочетов: скомканность, сжатость фильма, неточности с книгой (напр., взрослый Иньиго в сцене с Золотом Короля, брюнетка Анхелика де Алькесар, которую Реверте описывал как неземной красоты белокурого ангела и т. д.), подбор актеров тоже точен далеко не везде, но все же эти актеры были вовлечены в историю, увлечены ей, что придает фильму особый шарм. Перейдем к позитивным впечатлениям от фильма. Во-первых, это актеры, такие как Начо Перес (Иньиго), Эдуардо Норьега (Гуадальмедина), Энрико Ло Версо (Малатеста), Бланка Портильо (Боканегра), также прекрасно смотрелись Кеведо, Король Филипп IV, Алькесар. Благодаря им удалось хоть на четверть передать атмосферу великолепных, захватывающих книг. Отдельный разговор про Вигго Мортенсена, который, без сомнения, является прекрасным актером, и выбор режиссера на главную роль был бы понятен, но. «Но» состоит в том, что, на мой взгляд, Алатристе должен был играть испанец, но не из Голливуда, а «настоящий» характерный актер. Я бы поставила Вигго, к которому питаю нежность после «Властелина колец» всего лишь 5 из 10, но за экранизацию моих любимых книг, за атмосферу: 9 из 10
До просмотра этого фильма я считал, что испанский кинематограф это, что-то вроде бразильского хоккея, то есть теоретически он существует, но толком о нем никто ни чего не знает. «Капитан Алатристе» кардинально поменял мое мнение. Снять за 24 миллиона евро такой шедевр, это дорогого стоит. Тем обиднее, что на такой «алмаз» так мало отзывов. Фильм снят в 2007 году и на настоящий момент, чего-то подобного в этом жанре не снято. Герои плаща и шпаги не сильно востребованы в Голивуде. Заметьте, что к фильму практически нет сравнений. Сравнивать не с чем. Из последних фильмов об отчаянных парнях со шпагами в руках, на ум приходит только стимпанковский «Мушкетеры» Пола Андерсона. И то, фильмы эти сравнивать ни в коем случае нельзя. В «Алатристе» практически нет ни одного элемента комедии. Все предельно реалистично. Схватки на шпагах скоротечны и смертельны. Герои фильма в одиночку не побеждают сотни вооруженных врагов, они обычные испанские солдаты, и поэтому им хочется верить. Сюжет фильма строится на жизнеописании гвардейца испанской пехоты Диего Алатрсте и его воспитанника Эниго Бальбоа, их дружбе, любви к прекрасным дамам, служению своей стране, предательстве, причем как со стороны любимых женщин, так и со стороны государства. Хорошо, что из фильма не стали делать сериал. Несмотря на значительный хронометраж, повествование грамотно чередуется экшн-сценами и эпизодами обычной жизни главных героев, хотя порой трудно сказать, какая жизнь для них обычная. Подобный баланс отлично позволяет фильму избегать затянутости и провисаний. Помимо шикарной работы актеров, нельзя не отметить вклад декораторов и костюмеров. Я конечно не выпивал в кабаках и не прогуливался по улочкам Мадрида 17 века, однако, как не упомянуть такой абстрактный термин как «атмосфера того времени». Так вот «атмосфера того времени» передана очень достойно — Испания уже не та, но у неё все ещё есть солдаты. Последняя батальная сцена может показаться немного шаблонной и её смело можно назвать «300 Испанцев», но честное изображение стойкости и отваги горстки израненных и уставших воинов не может не вызывать должного уважения. Раньше Виго Мортенсен ассоциировался исключительно, как Арагорн, теперь же он (если конечно будет при усах) Диего Алатристе и ни как иначе. Если, хотя бы где-то в глубине души, вы истинный кабальеро, то фильм не может вам не понравиться. Итог: 9 из 10
С фильмом познакомился совершенно случайно — один из поводов поблагодарить божественное Провидение, иногда всё же пекущееся о нашем благе. Углядев на полке в магазине диск со знакомым именем и завлекательной картинкой на обложке я, немного подумав, рискнул раскошелиться на двести рублей. Трата оказалась не напрасной. Завлекательная картинка на обложке не обманула: сражения в фильме были, их было немало, и они были хороши. На всём протяжении картины наш аппетит будут понемногу разжигать зрелищно, кроваво и со вкусом поставленными боями и поединками, а самое лакомое блюдо — второй день битвы при Рокруа — режиссёр преподносит в финале, закономерно придерживая лучшее для конца. Лаконично, красиво и просто Агустин Диас Янес покажет нам историю гибели последней терции испанской пехоты — всего, что осталось от армии генерала Меласа. Но прежде всего батальные сцены радуют не столько масштабом (с численностью статистов, действительно, некоторые проблемы) и зрелищностью, сколько грамотной постановкой. Вот французы методично избивают из своей и трофейной артиллерии вражескую пехоту, которая не может им ответить и вынуждена в бездействии стоять под огнём. Вот рейтары, не сближаясь до рукопашной, разряжают пистолеты в испанский строй. Вот мушкетёры выполняют знаменитый «караколь». Вот сходятся две плотных колонны пикинёров — перечень можно продолжать долго. Финал, действительно, неисторичен (на самом деле испанцы открыли огонь по парламентёрам, шедшим с предложением капитуляции, думая, что это начало новой атаки), но это — именно такая замена, которая смотрится органично и уместно, не вызывая отторжения даже у исторически грамотного зрителя. Можно, конечно, рассуждать, что хороших батальных сцен, показывающих войну семнадцатого века в кино очень мало (фактически, только у Гоффмана в экранизации Трилогии), так что режиссёр просто «сыграл» на дефицитной продукции, но это не отнимает у сражений «Капитана Алатристе» ни одного из их весомых достоинств. Вигго Мортенсен сыграл превосходно. Не может не радовать тот факт, что, вопреки успеху «Властелина Колец», актёр сумел не зациклиться на одном образе. Несмотря на кажущееся родство его героя с персонажами из фильмов «плаща и шпаги» шестидесятых годов, между ними есть существенная разница. Диего Алатристе — не «идеальный герой» или кладезь добродетелей. В нём нет показного благородства, ему вполне позволяет совесть выстрелить в раненного и лежащего в постели человека (но вот в присутствии женщины — уже увольте), его философия — это философия профессионального наёмника, немало повидавшего в жизни, довольно циничного, но отважного, решительного и по-своему всё же благородного. Строго говоря, этот абзац должен был быть посвящён актёрской игре вообще, но рядом с Вигго других актёров фильма даже не очень замечаешь. Помимо добротных боёв, красивого фехтования и отличной игры Мортенсена фильм покоряет ещё двумя вещами. Во-первых, отношение к мелочам — чувствуется, что каждая деталь для создателей была важна и достойна упоминания; именно поэтому солдат, прежде чем выстрелить, аккуратно раздувает тлеющий фитиль; идальго не просто «обувается», а долго и мучительно завязывает ботфорты — благодаря множеству таких штрихов, историческая достоверность в фильме стоит на довольно высоком уровне. И, во-вторых, пресловутый «эффект присутствия». По фильму разбросано множество отсылок, которые неграмотному человеку будут непонятны, но тем сильней обрадуют образованного. Например, некто, именуемый «дон Франсиско», который хватается за шпагу едва услышав имя «Луис де Гонгора» — многим это ничего не скажет, а у меня сразу теплеет на душе при мысли, что Диего выпивал с самим Франсиско де Кеведо. Или граф Гвадальмедина, кивающий в сторону картины «Водонос» тогда ещё молодого и никому не известного Веласкеса и задумчиво говорящий «Что-то мне подсказывает, что он — великий мастер…». Наконец, полный восторг — это кадр с живыми актёрами, почти копирующий композицию «Сдачи Бреды». Как скептически заметит Иньиго,'… Веласкес, конечно, переврал половину, но всё равно впечатляет». В результате перед нами — фильм о действительно великом воине, история жизни настоящего солдата и настоящего храбреца. Объективно стоит поставить 9, но из-за чувств, которые я лично питаю к этому фильму — 10 из 10
В «Капитане Алатристе» речь идёт о двух людях, только Иньего Бальбоа выступает в качестве рассказчика. Его персонаж капитан, доблестный, пусть и не галантный, берёт на поруки и два жизненных пути надолго сходятся. Годы идут, шпаги, рапиры и протазаны звенят, герой войны во Фландрии стареет, Иньего Бальбоа набирается опыта и учится выживать в Испании, которая богата и бедна одновременно. У них даже в жизни много общего — для обоих любовь закончилась неудачей, причём чувства могли им стоить жизней. Но они не смогли бы порушить крепкую дружбу, когда один мстит за другого, и оба сражаются за короля и империю. Вигго Мортенсену удалось создать не картинный персонаж, который замирает со шпагой в руках, как на иллюстрации. Нет, его капитан Алатристе более чем живой, он не великий герой, и обувь у него ужасная, но и бессовестным мерзавцем этого человека не назовёшь. Иньего Бальбоа играет Унакс Угальде, который также снимался в призраках Гойи; надо заметить парень не подкачал, играя персонажа, весь фильм шагающего по очень тонкому льду и без ума влюблённого во фрейлину королевы (Елена Анайя, которая, говорят, появлялась в «Ван Хельсинге»), обольстительную красавицу, но крайне эгоистичную. Стремление думать только о себе и разрушает их любовь. В фильме много прекрасных особенностей — от прекрасно сработанных интерьеров до музыки, которая очень национальная — в ней отражена поистине испанская страсть — в финале она заглушает вообще все звуки, как бы ведя за собой последних гордых пехотинцев. Ведёт на смерть, на кровавую и реалистичную, какие часто показывают в фильме. Это противоречит заокеанским понятиям, где достаточно один раз ткнуть ножом неведомо куда, чтобы убить киногероя. Нет, так не бывает, и здесь в «капитане Алатристе» кинжалы, пики, шпаги и однозарядные пистолеты используют по назначению, не придерживаясь клише даже во время поединков один на один. Большое спасибо создателям за общую реалистичность, потому что не очень хочется видеть на экране очередного бравого фехтовальщика, знающего кунг-фу. Соблюдение исторических реалий уважаю. Вигго Мортенсеном не могу не восхищаться. Но считаю, что из книжной первоосновы выкинули много важного, иначе лента шла бы не два часа, а десять. За это и не могу поставить десятку, так как предпочёл бы короткий сериал, чем избирательно смастерённый фильм. 9 из 10
Испания, 17 век. Диего Алатристе — наемник, продающий свое мастерство тем, кто платит. Но это и человек со своим кодексом чести. Да, он не рыцарь без страха и упрека, он обычный человек. Тот же Дюма идеализировал свою четверку мушкетеров. Параллели напрашиваются сами собой. Время действия одно и то же. Диего — тот же мушкетер, только наемный, а не находящийся на постоянной службе. Но он — человек, не лишенный пороков, но и не обделенный достоинствами. И вопринимается он как-то проще… и сочувствия вызывает больше. Очень понравилась операторская работа. Некоторые кадры — словно картины Веласкеса.. Здорово передана атмосфера, и быт Испании того времени. Очень понравилось фехтование. Никаких показушных приемов, противники желают убить противника, и бьются всерьез и по настоящему. Возможно, кому-то фильм покажется скучным и затянутым. Да, не ждите от него голливудской «клюквы» — фильм совсем не про это. Но мне, как историку, он очень понравился. Посмотрел на одном дыхании. Он придется по душе тем, кому нравятся фильмы типа «Елизавета» и «Золотой век», где больше внимания уделено деталям, а не показухе. 10 из 10
Лучший фильм в актерской работе Вигго Мортенсена (за исключением Eastern Promises). Отличная актерская игра. Если интересуетесь творчеством данного актера, то пропустить этот фильм — значит не иметь представления о его актерском таланте вовсе. Фильм стоит того времени. 10 из 10