Фильм в режиссерской версии идет почти 3 часа. Он размерен, никуда не спешит, но нет ощущения затянутости. Музыка помогает погрузиться в это неторопливое повествование, своеобразную эволюцию персонажей, увидеть культуры древней цивилизации. Главные герои неоднозначны, они не уверены в том, что действуют правильно, ведь мир раньше не знал подобных союзов и знакомств, а, значит, никто не понимает, что будет лучше. Отлично показаны переживания Покахонтас. Она сама себя съедает и старается жить. Вообще игра актеров очень достойная, кадры красивые, фильм оставляет в финале чувство легкого расстройства и грусти. 7 из 10
Этот фильм в творчестве Терренса Малика характеризуется наименьшим упором в экзистенциализм: излюбленные режиссёром темы пустоты и кризиса существования здесь отступают, и на первый план выходит сентиментальность и романтизм — не только внутренний мир отдельного героя, а отношения между персонажами, которых разделяет всё: цвет кожи, культура, обстоятельства, занимают главенствующую роль. Триумфальное возвращение в кино после двух десятилетий молчания с картиной «Тонкая красная линия», ознаменовало переход Малика к новому авторскому стилю, его творчество обрело ещё более оригинальный, узнаваемый почерк. И именно в таком стиле вырисовывается «Новый Свет», спустя восемь лет после возвращения и до проявления у Малика уклона в постмодернизм. Учитывая специфику его творчества, неудивителен низкий для такого фильма рейтинг. Это кино не ориентированное на широкую аудиторию, для банальной массовой публики оно скучно. Про таких режиссёров как Терренс Малик можно сказать, что они снимают сами для себя; тут уместно вспомнить высказывание Кристофера Пламмера, обиженного сокращением своего экранного времени: «Он увлечен природой и режет всё в пользу птиц». Медитативная манера съёмки с акцентом на природу, великолепно выполненная здесь Эмануэлем Любецки, сопровождаемая закадровыми монологами действительно может подействовать как снотворное, но Малик мастер особенно чётко передать чувства, состояние персонажей, раскрыть их, как раз благодаря именно такой работе оператора, саундтреку, монологам и воплощению героев в игре актёров. Познания в философии позволяют ему использовать патетику в смысле и описании Аристотелем, а не в худшем современном понимании. Вопреки тому, как некоторые критики обвинили «Новый Свет» в шаблонности и типичности, это далеко не тривиальная мелодрама, а объёмная история с проработанными характерами, проникнутая образностью, хоть и не абсолютно новая в своей актуальности и оригинальности темы. Герой Колина Фаррелла, реальная личность Джон Смит — образ европейского человека XVII века, утомлённого своим Старым Светом и как бы ощущающего неизбежный отрыв европейской цивилизации от природы, чего-то естественного, чистого. Неудивительно, что он проникается симпатией к жизни американских индейцев, существующих в гармонии с окружающим миром и закономерно, что он влюбляется в Покахонтас, дочь вождя племени, которая словно воплощает утраченную для европейца нравственную чистоту и связь с природой. Помимо развития их отношений реализацию получает и другой лейтмотив. Терренса беспокоит вопрос об истинных ценностях и желание показать, что пути нашей цивилизации не ведут к полному духовному удовлетворению. Возвращение Джона Смита в поселение колонистов характеризуется сменой красок и атмосферы: завораживающие красотой леса сменяются на грязь и измождённых болезнями и голодом белых людей. Контраст, отражающий мнение режиссёра о разрушительном характере развитой цивилизации. Символичная роль выпадает и Кристиану Бейлу, он также играет реально существовавшего человека по имени Джон Рольф, муж Покахонтас. Можно лишь гадать, что в действительности из себя представляли все эти люди, но в фильме Джон Рольф идеализирован. Он символизирует как бы проводника: наступила очередь Нового Света знакомиться со Старым. С природой придётся расстаться, за то причешут, дадут платье, обучат этикету. Посыл очевиден. Покахонтас будет тосковать по прошлой жизни, всё чаще она мысленно обращается к своей покойной матери, воспоминания о своих корнях не оставляют её даже во время прогулке по Хэмптон-Корту. Очередное сравнение и сопоставление от Терренса Малика, на этот раз ценностей и опять не в пользу нашего мира. 8 из 10
Рефлексивно, красиво, субъективно, чувственно. Я видела такое историческое кино впервые, и должна признаться, что такой подход мне понравился. В последнее время меня совсем не радует тенденция делать историческое кино чрезмерно, порой до омерзения, натуралистичным. Побольше крови на поле боя, побольше секса в старинных замках, и кино получится успешным. Здесь же, у Теренса Малика, которого я просто ненавидела за его «Древо жизни», наблюдается такая простота, такая прелесть именно повседневной обычной жизни, которая в других фильмах увязла в потоке пафоса и спецэффектов. Здесь все проще и потому ближе к жизни. Люди умирают от голода а не честолюбия, индейцы помогают им не от чувства собственного величия, но из жалости. Правдоподобно и честно. И все эти глубокие думы Джона Смита в умирающей колонии — это ближе к реальности. Человек все равно всегда поглощен собой. Да и мы сами вместе с героем задумываемся, стоит ли оставаться здесь, со своими, из потерявшего смысл чувства долга, когда настоящая жизнь осталась там, далеко, рядом с Покахотас. Этот фильм — поэзия, красота повседневности, прелесть природы, единство с ней. Это новое веяние, которое надеюсь просочится в коммерческий кинематограф и сделает его не натуралистичным, а реалистичным. 8 из 10
«Новый Свет» рассказывает историю о любви дочери индейского вождя Покахонтас к английскому колонисту — офицеру Смиту в начале XVII в. В фильме играют Колин Фаррелл («Александр»), Кристофер Пламмер (Веллингтон в «Ватерлоо» Бондарчука). Роли индейцев исполняют актеры, позже перекочевавшие в «Апокалипсис» Мела Гибсона. Как я понял, Гибсон снимал «Апокалипсис» как своего рода контраргумент против «Нового Света». Малик показывает гармоничную и привольную жизнь «добрых дикарей» — индейцев, английские же колонисты в основной массе показаны как убогие люди, психопаты, разрушители природной и социальной гармонии коренного населения Америки. Как и в «Тонкой красной линии» пантеистическое ощущение гармонии природы противопоставлено дисгармонии бытия западной цивилизации. Фильм медитативен. Едва ли не каждый кадр — это просто произведение искусства, когда видно каждую травинку, листик, игру света. Фильм хорошо смотреть, когда вам хочется образов и размышлений, а не динамичного сюжета. 10 из 10
Прекрасная и нежная история любви мужчины и женщины в моменты истории, рассказанная безумно талантливым и одаренным режиссером. Терренс Малик как и всегда ткет канву повествования бережно и тонко, как будто плетет хрупкую паутинку. Исторические события важные для американцев (ведь все таки это важнейший период зарождения нации) уходит на второй и даже третий план когда перед нами появляется К`Орианка Килчер в роли Пакохонтас. Юная, завораживающая своей непосредственностью и открытостью дитя природы заставляет главного героя да и всех зрителей ей симпатизировать. В гармонии с природой и жизнью показано племя индейцев, их незамысловатое существование, наполненное насущными трудами и радостью бытия. Тем контрастнее выглядит сброд европейцев, прибывших покорять Новый Свет. Этот фильм намного более полно и доступно дает понимание трагедии и несостоятельности европейской цивилизации. Вместо того, чтобы воспринимать гармоничные ценности и традиции жизни других народов, ассимилировать их и таким образом выходить на новые ступени развития, европейцы своим страхом перед неизведанным и агрессией против других уничтожают нечто необходимое и важное для этого мира. Впрочем, так происходит всегда. И этот фильм является ярчайшей иллюстрацией этой безумной глупости. Очень удивило появление Кристиана Бэйла. Нежный и участливый англичанин буквально вытаскивает из пропасти девушку с разбитым сердцем, окружает своей заботой, любовью, дает ей кров и семью. Пакахонтас учится жить в этом новом мире, тем не менее оставаясь собой. Последняя встреча Смита и любящей его девушки исторически не достоверна. Но она очень нужна этому фильму, как финальная точка. Местами, конечно, фильм выглядит немного затянуто, но если вы любите Терренса Малика и его творчество, эту прекрасную работу выдающегося режиссера стоит посмотреть. 8 из 10
Удивительный и ни на что не похожий фильм, который практически с первых минут способен очаровать своей красотой. Невозможно остаться равнодушным к показанным пейзажам, невозможно не ощутить дуновение ветра и влажность воды, нельзя не проникнуться любовью к зеленым деревьям и не ощутить чистые запахи нового света. Это действительно новый и чистый мир, не затронутый огрехами цивилизации. Прибывшие сюда англичане здесь чужие. На фоне местных коренных жителей, индейцев, они кажутся некими пришельцами. Когда как индейцев отлично вписали в эту среду, лично я не как не смог отделить их от этого мира, как и вписать сюда англичан. Конфликт двух миров налицо. Не ждите четкого повествовательного стиля от фильма, его не будет. Теренс Малик и не собирается что-то объяснять или показывать так, что бы это было понятно. Вместо этого он предлагает нам окунуться в этот мир, смотреть и чувствовать. И действительно, происходящее на экране порой будет просто походить на приятный сон, а некоторые моменты окажутся не досказанными. Такие сцены будут сопровождать закадровые монологи, чересчур философские, чтобы до конца их осмыслить. В большинстве своем это сцены любви капитана Джона Смита и юной индианки, приобретающие музыкальный оттенок. Тем временем несовместимость двух миров перерастет в конфликт. И здесь Теренс Малик сделает все очень размеренным, плавным и красивым, причем не в ущерб зрелищности. Опять же — не ждите каких- либо разъяснений. Да, большинство зрителей не поймут и не проникнуться картиной именно от этого, посчитав ее занудной, скучной, малопонятной и рваной в повествовательном плане. Что ж, к числу этих людей я не отношусь, потому что Теренс Малик сделал свою картину похожей на играющую мелодию, достиг совершенства не только в изображении визуальных красот, но и во всех остальных аспектах, и смог полностью погрузить в этот новый и чистый мир. Его кадр медлителен и долог, вобравший в себя дух природы. Еще большую необычность в картину приносит музыка, она феерична и неразделима с происходящим. Мало кто сможет назвать ее неуместной. Все, что касается костюмов, доспехов, каких либо сооружений и прочего, не подлежит сомнению в своей реальности. Шестисотые годы? Верю, всецело верю. Также как верю и актерам. Вообще то, я плохо отношусь к Колину Фарелу и с удовольствием бы увидел бы на его месте другого, но я не могу не признать, что здесь он сработал на славу и подошел для своей роли, как и каждый актер, играющий в фильме. Четкий кастинг, такое случается редко. Что ж, после адаптации в новых условиях, англичане, до этого погибающие от голода и опускавшиеся до каннибализма, полностью освоятся в новом мире. Эта часть фильм не так сильна, но все же предельно интересна. Индейцы смирятся с новыми людьми, теперь их не будут часто показывать. Цивилизация закрутит свою машину. Лично мне, стало от этого немного грустно, променивать зеленые девственные пейзажи на строящейся город мне не хотелось, но такова история, ничего не поделать. Но фильм нисколько не растерял своей прелести и мелодичности и остался таким до самого конца. С работами Теренса Малика, до «Нового света» я не был знаком. Теперь я могу сделать вывод, что режиссер он независимый и самобытный, как, наверное, и каждый его фильм.
Наверное каждый, кто интересуется историей США, а точнее ранним периодом становления этой великой страны, сталкивался с полу-легендой полу-былью об истории взаимоотношений между отважным авантюристом Джоном Смитом и прекрасной дикаркой Покахонтас. История эта лежит в основе многих произведений художественной литературы и занимает прочное место в американской культуре. И вот наконец дошло время и до кинематографа. Вооружившись первоклассными актерами, отважный Терренс Малик пошел покорять Новый Свет. Но покорил ли… История человечества дает огромные возможности для режиссеров и сценаристов. Но не каждый умеет этими возможностями пользоваться. В данной картине нам представляют наверное самый важный этап в истории соединенных штатов. Я далеко не знаток истории, но тех знаний которые я получил, изучая становление «Града на холме» хватает, чтобы сделать вывод, что именно основание Джеймстауна привело к тому, что англичане закрепились на новом материке. А тот факт, что в конечном итоге этот город сумел наладить поставку табака в Европу и создать независимую экономику, Джеймстаун можно по праву считать прародителем современной Америки. Но какова была цена успеха… Мучительные первые годы. Голод. Неурожай. Суровые зимы. Постоянная вражда с местными племенами. Читая обо всем этом в книге я восхищался мужеством и отвагой первых колонистов. За тысячу миль от дома, в совершенно первобытных условиях, страдая от болезней и голода, они продолжали шаг за шагом строить новое общество. Но что мы увидели в фильме? Герои-поселенцы предстают перед нами как банда облезлых бандитов, не знающих что-такое организация и честный труд. Капитан Джон Смит, который в учебниках истории показан, как крайне амбициозный человек железной силы воли, в фильме описан, как романтик-меланхолик, не знающий, чего он хочет от жизни. Нет, я не говорю, что книги говорят абсолютную правду, но задумайтесь, разве мог такой никчемный человек, в самый критичный момент взять в свои руки управление колонией и вывести ее из темных времен? Терренс Малик очень своеобразный режиссер. Его фильмы пропитаны философскими идеями и скрывают в себе глубокий смысл. Каждый свой фильм он пытается сделать непосредственным, как некое независимое произведение искусства. Ему удается этого достичь посредством необычных характеров главных героев и нетривиальных линий повествования. Но, на мой взгляд, ему не следовало браться за эту картину, точнее ему не нужно было подходить к ее созданию со своей привычной позиции. Исторические картины должны преследовать лишь одну цель. Показать как это было. Нельзя быть образованным человеком не зная истории. Всем чем мы владеем сейчас, мы обязаны своим предкам, которые не боялись оборонять свои земли, совершать новые открытия и покорять неизведанные территории. Малик же сделал попытку перенести совершенно земную историю о Покахонтас и Смите в сферу любви и мечтаний. В итоге у него получилась артхаусная пародия на хорошее кино, которое после просмотра оставляет чувство, будто режиссер надругался над историей. Однако этот фильм мне понравился за три аспекта. Музыка, прекрасные пейзажи и главная женская роль. Насчет первых двух, вы сами все поймете, когда посмотрите данное произведение, а вот про то, как была исполнена роль Покахонтас хотелось бы сказать пару слов. На мой взгляд, Килчер удалось передать то, какой была настоящая принцесса. Невинность ребенка в сочетании с мудростью взрослого человека. Свобода птицы и одновременно глубокая привязанность к одному человеку. Любовь к природе и простым вещам и в то же время любопытство и желание узнавать что-то новое. То как все это было передано Килчер в роли Покахонтас нельзя описать словами. Это можно только увидеть. И именно ради этого и стоит смотреть данное произведение. И как всегда, фраза, которая запомнилась. «What else is life but being near you? Do they suspect? Oh, to be given to you; you to me. I will be faithful to you. True.»
В кои-то веки буквальный перевод названия самый правильный! Ведь «Новый мир» это не только Новый Свет, Америка, новый дом для европейских колонистов, но еще и Англия, мир странных белых людей как новый дом для индейской принцессы Покахонтас. А поскольку именно ее мысли и переживания превалируют надо всем в этом фильме, еще неизвестно, какой смысл в первую очередь имел в виду режиссёр. Но почти три часа слушать эти переживания — увольте! Нет, я благодарен Малику за аутентичную Виргинию и аутентичных виржинцев, но мне бы хотелось больше истории, больше о первом контакте двух цивилизаций, ведь он тогда, в 1607 году, был словно встреча землян с инопланетянами, и не важно, кто был в какой роли. Но, увы, этот контакт для режиссера не более чем фон о трагической любви вне времени. И, начавшись как драма, фильм мигрирует окончательно и бесповоротно в меланхоличную мелодраму — словно и не было тысяч погибших колонистов, тайны исчезнувшей за несколько десятилетий до Джеймстауна первой английской колонии Роанок, книг Смита и прочего, что ныне составляет важные страницы американской истории. Понятно, почему Малика не интересует история белых — он зачарован отсутствием таковой у краснокожих. Идеализируя индейцев, он (возможно, вслед за капитаном Смитом) представляет их в виде «благородных дикарей», наивных и честных, не знающих слов лжи и предательства. Они живут в согласии с природой, ее ритмами, беря от нее только самое необходимое. Однако, справедливости ради, скажем, что это неправда. Индейцы en masse были суровыми и жестокими воинами, ставящими своей целью в войне убийство врага и не гнушавшимися самых непритязательных уловок, как, например, притворное заключение мира. Отечественный исследователь Стукалин в книге «Военное искусство индейцев Дикого Запада» приводит многочисленные примеры таких «военных хитростей». Похоже, добрый и миролюбивый дикарь существует лишь на страницах философских утопий или в умах некоторых режиссеров. Поэтому я ставлю фильму в целом невысокую оценку. Одной аутентичности в одеждах и постройках недостаточно, чтобы эта сверхдлинная мелодрама стала подлинной историей первой успешной английской колонии в Америке.
С каждым своим новым фильмом Терренс Малик все больше отходит от сюжетного кино к созерцательному, делая сюжеты все более расплывчатыми и все больше внимания уделяя рассуждениям героев, находящихся в непростых жизненных условиях. Такими были его последние картины — «К чуду» и «Древо жизни» — красивыми, но не имеющими внятного сюжета. Но несмотря на это они вызвали у меня разные чувства — «Древо» понравилось, «К чуду» нет. И поэтому я не знал, чего ждать от «Нового света», но надежды на то, что он мне понравится были, и немалые. И фильм оказался неоднозначным. Сюжет, например, прост и сильно напоминает «Танцующего с волками» или «Покахонтас». Главный герой — британец, прибывший в Новый свет и влюбляющийся в чужеземку. Его народ и индейцы враждуют между собой и это и становится главным препятствием для их любви. За этим и следует цепочка различных трагических и радостных событий — каждому из героев предстоит сделать непростой выбор между тем, что говорит сердце, и тем, что твердит разум. И при этом всём, фильм не просто предсказуемый, но и чуть скучноватый — события никуда не спешат, развиваются медленно. Значительная часть фильма — монологи главных героев, которые звучат на фоне всяких битв или красивых видов. И вот теперь, наверное, и стоит перейти к главному достоинству данной ленты — картинке. Оператор Эммануэль Любецки умеет снимать красиво, всегда умел, и здесь он доказывает это — не просто так ему дали номинацию на «Оскар». Еще в плюсы картине я отнес бы естественность. Спецэффектов и даже искусственного освещения здесь практически нету. Все декорации реально построенные, окружение, грим, массовка — все реальное, все живое. Нечасто в кино приходится такое наблюдать. При этом на фоне всего этого играет великолепная музыка — композитор Джеймс Хорнер знает свое дело, в его копилке немало известных фильмов и номинаций на престижные награды. «Новый свет» — фильм, который я однозначно не стану советовать всем и каждому, больно уж он на любителя. Но те, кому не безразлично творчество Малика, могут смело смотреть эту пусть и скучноватую, но красивую историю. 7 из 10
«Новый свет» можно назвать скучным, можно затянутым, но в тоже время в этом и состоит его главная прелесть. Неторопливый ритм развития событий даёт зрителю возможность наслаждаться каждым кадром. Девственная природа Северной Америки и прекрасная музыка дополняют картину, делая её похожей на сказку. Но в этой сказке нет ни хороших, ни плохих. Война между туземцами и колонизаторами обеим сторонам кажется одинаково бессмысленной. Только избежать её невозможно. Всё пронизано страшной тоской и безысходностью. И лишь внезапно возникшая любовь между британским завоевателем и индейской принцессой озаряет измученное побережье светом. Роль принцессы исполняет К’Орианка Килчер. И для того, чтобы понять, почему снят фильм, достаточно всего один раз посмотреть на неё. Необыкновенная красота девушки не поддаётся описанию. Кажется, что вся сюжетная линия построена именно на ней. Быть может, история Покахонтас просто вспомнилась режиссёру при встрече с актрисой, и он решил воплотить её на экране, что безусловно хорошо ему удалось. 8 из 10
В Америке в одном из мест заключений провели эксперимент. Перекрасили помещение внутри в розовый цвет, чтобы выяснить, как скажется на психологическом состоянии подопечных новоявленная обстановка. Результат сказался: агрессия снизилась. К чему я это приплёл? А то как же! Посмотрев сие творение, лишний раз убеждаешься в правоте утверждения в заголовке рецензии. Мораль — это, конечно, хорошо. Но так «морализаторствовать» явный перебор. А какую ватагу индейцев собрали для фильма! Чтобы потом всех стереть ластиком с глаз долой и сверху наклепать сомнамбулическую мелодраму? Ну знаете ли! Кроме главной героини среди индейцев никому так и не дали разгуляться. А ведь здесь мелькнули и Рауль Трухильо и Уэс Стьюди. Но вот именно что мелькнули. Так, общим народом. Обидно как-то. Даже Тьюлиса запороли, чтобы, извините, не вякал. В итоге в сухом остатке и вовсе сухо, хотя в мелодраме сухо не бывает. Одна «любов» и никакой «детективы». Не знаю, как там счастливые наши герои, но я беспрерывно порывался взглянуть на часы. Завоевание «рая» быстро сходит на нет, как оболочки шатла. И вот уже влюбленная пара парит в безграничном звездном пространстве, а земля осталась где-то далеко позади. Именно такое ощущение испытываешь впоследствии, глядя на экран. Ибо несказанно скучно находиться за бортом «челнока для влюбленных», где места как-никак всего разве что на двоих!
Передо мной всегда стоит сложный вопрос — как почувствовать, понравился фильм, или нет? Какие факторы более важны для определения ценности фильма — игра актеров или качество спецэффектов, музыкальное сопровождение или работа оператора? И как судить о фильме, если в итоге остается совершенно противоречивое мнение о качестве исполнения этих элементов? Для меня картина Новый свет интересна хотя бы тем, что заставила задуматься над этими вопросами. Когда фильм не проходит мимо тебя, а остается в мыслях в течение нескольких дней — это, бесспорно, высокая оценка режиссеру. Так и не решив, положительные или отрицательные эмоции перевешивают после просмотра фильма, я подумала вынести их отдельными пунктами для наглядности. Минусы. Не динамичность. Субъективно. Может быть сочтена «задумкой автора», но для меня — эти два часа тянулись очень долго, в отсутствии живых сцен, интересных диалогов, эмоционального напряжения. Игра актеров. За исключением нескольких улыбок — выражение усталой муки на лицах трех главных героев. Операторская работа. С недоумением смотрела на внезапные смены кадров и перемещения актеров между ними. Потом подумала, что, возможно, это было сделано специально. Но, на мой взгляд, эффекта не получилось. Плюсы. Романтические сцены. Смит и Покахонтас — очень нежно и чувственно. Фаррелл молодец. Пейзажи. Будь то луга с травами по грудь или заливаемое дождями поселение колонистов — окружающая обстановка передана замечательно. Поднятые вопросы нравственности. Благими намерениями выложена дорожка взаимоотношений колонистов и коренных жителей. Приказ не злить туземцев оказывается бесполезен после сорвавшегося выстрела, убившего индейца. И несмотря на эти почти враждебные отношения, туземцы находят в себе силы прийти в лагерь англичан и, фактически, спасти их от гибели. Насколько иной могла бы быть судьба Америки, если бы обе стороны проявили чуть больше терпимости друг к другу? Итог. Хотя фильм не оставляет приятных и радужных эмоций из-за весьма напряженного сюжета и безрадостного финала, это, все же, интересная картина, которая надолго погружает зрителя в ушедшую эпоху покорения неизведанных земель, время искренних ярких чувств; затрагивает тему долга, чести и нравственности, которая актуальна до сих пор. 6 из 10
Я в восторге от этого фильма. Он наполнен жизнью во всех её проявлениях. Потрясающие съёмки. Всё выглядит натурально и естественно. Картина смотрится на одном дыхании. Очень здорово и то, что фильм основывается на достоверных исторических фактах. Это говорит о том, что Терренс Малик серьёзно подошёл к этой работе, в которой правильно расставил акценты. Душа, человек и природа сливаются воедино. Все чувства и эмоции переливаются, переплетаются, но при этом всё выглядит логичным и достаточно сдержанным. В фильме не показывают близких физических контактов, мироощущение героев передаётся очень тонкими, насыщенными, животрепещущими монологами и диалогами, а порой и великолепными кадрами природы. В картине я увидела, как на самом деле происходило освоение земель «Нового света», что для меня выглядело вполне реалистично, ведь режиссёр даже реконструировал первую крепость в Верджинии. Что касается актёров, все смотрелись настолько органично, что не хотелось бы выделять главные и второстепенные роли. Большой плюс, что здесь играют яркие и интересны актёрые, такие как Кристофер Пламер, Кристиан Бэйл, Коллин Фаррел. Отдельно хочу сказать о Покахонтас. К’Орианка Килчер сыграла тут в 15 лет. Она слилась с природой, передала дух коренного населения. Актриса вызвала у меня исключительно положительные эмоции. Фильм и философский и исторический, при этом живой и невероятно душевный. Про операторскую работу и говорит нечего — это волшебно! Фильм, безусловно, на любителя. Он либо понравится, либо нет. Но для меня он восхитителен. 10 из 10
«Новый свет» я приняла только после второго просмотра. В первый раз все проходило как-то мучительно, всё происходящее на экране казалось растянутым и занудным, даже любимый Кристиан Бэйл тогда не спас положение. Но прошло четыре года, появилось желание снова посмотреть этот фильм и, возможно, оценить его по-другому. Удивительно, но восприятие совершенно поменялось, я прониклась этой атмосферой чувственности, единения с природой, тонкостью и красотой картины. Чем дальше идет повествование, тем больше ощущаешь многослойность сюжета и то, как много тем поднимает режиссер. Тут и мечты о новой земле, новом государстве и строе, без богатых и бедных, рассказ о человеческой злобе и несовершенстве, настоящей любви и мимолетном чувстве… Колин Фарелл в роли Джона Смита производит очень приятное впечатление. Для его героя все, что случилось с ним у индейцев похоже на сон, он ошарашен простотой, наивностью, добротой тех, кого просвещенные европейцы считали варварами. На контрасте с поселением индейцев показана сцена возвращения Смита в лагерь колонистов. Люди в колонии буквально уничтожали свой социум. Привычка не доверять никому, и, в тоже время, природная леность поставила всех на грань вымирания. Тем более удивительно то, что индейцы приносят им еды, тем, кто пришел к ним в дом не с самыми благородными целями. А Джону, казалось бы, нет дела ни до поселенцев, ни даже до прекрасной принцессы Покахонтас. Он помнит о ней только как о прекрасном видении, но не относится как к земной женщине, вряд ли испытывает к ней настоящее чувство, все, что между ними было, видится ему скорее как приключение с лесной нимфой на грани сна и яви. Его грызет лишь одна мечта — исследовать дальше, найти новые земли, открыть новые горизонты. Ведь он мечтатель, который не может свыкнуться с реальностью, ему не хочется осознавать происходящее с ним в настоящий момент, легче думать о новых землях, лучшем социальном строе, обществе без предводителей и рабов. Этот Новый свет оказался не тем, к чему он стремился. Поэтому решение уехать и искать то, чего не существует, дается ему достаточно легко. Второй мужской персонаж Джон Рольф практически полная противоположность Смиту. Он влюбляется в Покахонтас по-настоящему, нервничает, делая предложение, рискует репутацией, ведь он женится на дикарке… Он действует мягко, заботится о девушке, протягивает руку тогда, когда она практически сломлена, простыми человеческими поступками зарабатывает ее привязанность. Кристиан Бэйл в этой роли обладает каким-то особым очарованием. Мягкая улыбка, светящиеся от любви глаза, тихий голос… Ему веришь и влюбляешься в его героя, доброго и хорошего во всех смыслах слова человека. Ну и одно из главных достоинств фильма — женский персонаж, блестяще сыгранный совсем юной девушкой К`Орианкой Килчер. Она в кадре смотрится очень естественно, практически весь фильм притягивает к себе взгляд зрителя. Внешность, движения, улыбка буквально завораживают. «Новый свет» название символическое не только как географическое обозначение. Новым светом для Покахонтас становится Джон Рольф, искренно полюбивший ее и вытащивший из пучины отчаяния. На это ясно указывает момент, когда она окончательно отпускает свою первую любовь и, наконец, обретает счастье. Да, как уже говорили многие тут, в конце фильма нет однозначного хэппи-энда, но не стоит забывать, что все герои этой истории имеют своих реальных прототипов. 8 из 10
Никогда Терренс Малик не уподобится снимать чисто развлекательное кино, он обязательно снимет своё, снабжённое оригинальным почерком кино, воздаст по заслугам своим героем, очертит их жизненные принципы, которые вследствие душевных потрясений имеют свойство меняться, а зритель соглашается смотреть его фильмы при обязательном условии, что он воспримет и не будет односложно ругать философские думы персонажей его фильмов. Это будет вялотекущее зрелище, но созданное под знаком максимальной приближённости к реализму происходящего. Не будет в фильме расписных декораций, всё будет очень и очень природным, зато, как покажется, до седьмого пота работали гримёры, парикмахеры, стилисты, костюмеры, ведь герои настолько близко приближённые внешним видом к показываемой нам эпохой. Без упоминания названия картины, думаю, все догадываются, что это напрямую относится ко всего лишь четвёртой полнометражной ленте Терренса Малика под названием «Новый Свет», а первая у него вышла ещё в 1973-м году, вот так вот этот режиссёр подходит к созданию своих новых фильмов. Сложная в визуальном плане и, кажущаяся первоначально, нудная картина «Новый Свет» — это своеобразная интерпретация про первых колонистов североамериканских земель, во главе которых стоял некий Джон Смит и у него случилась любовь с дочкой местного индейского вождя по имени Покахонтас. Терренс Малик откинул какие-либо яркие краски и создал абсолютно депрессивное кино. Он отдал должное всем сложностям, с коими столкнулись первопроходцы из Европы, ни единого намёка на восторг, на умиление, лишь атмосфера выживания в естественных условиях на чужбине, ореол недопонимания между двумя культурами, да даже и среди представителей одного народа постоянно вспыхивают конфликты, физическое и душевное насилие, обусловленное нравами жизни того времени. На этом фоне Малик даёт ясно осознать, что о никаком большом чувстве говорить не приходится, любовь разбивается о камни непонимания и отрицания смены устоев. Говоря об игре актёров, то особо выделю Кристиана Бэйла, который хоть и появился лишь во второй части фильма, но успел соорудить из своего персонажа яркий образ контраста с иным главным героем — Джоном Смитом, которого довольно неплохо сыграл Колин Фаррелл. Если честно, игра их не блистательна, но явно выше среднего уровня и актёры отчётливо понимали у кого и в каком фильме они снимаются; профессионализм на высоком уровне. Неплохо снялась и малоизвестная К’Орианка Килчер, хотя понятно, что выбор именно этой актрисы на роль Покахонтас был обусловлен её внешностью — сильно уж она похожа на индеанку. «Новый Свет» не произвёл особого фурора, даже ярые фанаты авторского кино были больше озадачены увиденным, нежели предались наслаждению от оригинальности и отталкиванию всего коммерческого. Дело в том, что в «Новом Свете» так и остаётся непонятным, что же хотел сказать Терренс Малик, а если он хотел показать историю любви и разлуки, так это для него слишком уж просто. 6 из 10
У меня слишком неоднозначное отношение к фильмам Терренса Малика. После Древа жизни и недосмотренной Тонкой красной линии я решила, что не мой это режиссер. Даже когда мне понравились Пустоши, я все равно так считала. Поэтому садилась смотреть этот фильм с некой предвзятостью: абсолютно была уверена, что фильм мне не понравится. Единственное, что расположило меня на просмотр, это сюжет. Вообще я редко читаю синопсисы к фильмам, а тут почему-то прочитала и меня заинтересовала другая интерпретация истории о Покахонтас. В общем-то, я получила совсем не то, что ожидала. Конечно, я не ждала от Малика ванильно-сахарной истории любви с диснеевскими песнями-плясками, но и не была готова к тому, что из такой простой истории можно сделать настолько глубокий фильм. Европейцы прибыли на только открытые новые земли в поисках наживы и новой жизни, навязывая местному населению свою культуру и религию. В их глазах индейцы дикие и нецивилизованные, их всему надо учить. А на деле оказалось, что европейцы не могут взаимодействовать с природой, им тяжело выжить вдали от цивилизации. Да и выживали они в первое время за счет индейцев. Как мне показалось, любовная линия здесь не так и важна, хоть и все крутится вокруг нее. Здесь главное — контраст между двумя мирами, между Старым и Новым Светом. Да и вообще сама история любви так показана, что я абсолютно не воспринимала Покахонтас и Джона Смита, а потом Джона Ролфа, как героев. Я видела в принцессе весь индейский народ, который сначала был завоеван такими вот Джонами Смитами, а потом покорен и «цивилизован» Джонами Ролфами. Ведь в конце Покахонтас уже не похожа на индейскую девчонку, от европеек она отличалась только цветом кожи. Еще б хотелось отметить визуальную часть. Фильмы Малика в этом смысле просто совершенны. Настолько все красиво, что просто глаз не оторвать. А тут еще такая девственная природа, еще практически не изуродованная «цивилизацией». Так и хотелось прокричать «Хочу туда!» И в завершении, возвращаясь к началу, к тому, что Малик не мой режиссер, я все-таки в шоке от себя самой. Я с трудом воспринимаю фильмы Малика, не люблю такое медленное и тягучее кино, но, черт возьми, я в восторге от этого фильма!
Бурные времена покорения новой Америки. Приготовьтесь к тому, что я мало разбираюсь в исторических фактах и приняла все на веру. Пусть так и будет. Команда очень в кавычках цивилизованных людей на единственном корабле, имея в запасе только спиртное и какие-никакие семена, прибыла устанавливать господство на новом континенте или просто провозгласить власть своего монарха, как получится… кое-как расположившись, принялись за главное: условились не ссориться с аборигенами и повесить главного героя за несостоявшийся бунт на корабле. Здесь Кристофер Пламмер выступает в скромной, но важной роли руки судьбы и отменяет казнь, так как ясно ему, что без Джона Смита Америке не бывать, — и с этим трудно спорить. Все перечисленное случается еще до титров, впереди два часа экранного времени, красивая дочь вождя и море плохих предчувствий. Джон Смит (Колин Фаррелл) не только мятежник и почти пират, он еще и прекрасен, как Джонни Депп в лучшие его годы, а потому нет лучшей добычи для туземцев. Что может быть веселее для скучающей толпы полуголых охотников, чем устроить шумную расправу над беззащитным чужаком во славу богов? Но. Второй раз за полчаса судьба благосклонна к носителю редкой английской фамилии и Джон остается жив, благодаря самому чистому существу среди коренных американцев в оленьих шкурках. Изумительно красивая, умная и невинная Покахонтас, всеми любимая краснокожая принцесса, усмотрела в глазах чужеземца нечто такое, чего он и сам в себе не знал. Она сохранила ему жизнь, и не было больше у бунтаря ни единого шанса. Здесь нависает ощущение предстоящей драмы. Колин Фаррел непревзойденно разыгрывает замешательство. Голоса за кадром твердят о любви, глаза Джона Смита твердят о том же. Влюбленные учат новый язык, а зритель узнает, что в языке туземцев нет слов, обозначающих измену, обман, предательство, зависть. Чистота и гармония пребывали в этом диком и наивном мире до английских поселенцев. Если миновать ряд тяжелых препятствий на пути главных героев, обойти саму трагедию, дабы не разбавлять интригу, то остается сказать немного. Честно говоря, сердце устало переживать за Колина, оглушенного любовью самого высокого толка, ибо с такой бедственной быстротой нахлынули перемены, что перенести это спокойно не было никакой возможности. Пусть простит меня Кристиан Бейл, монумент чинности и благородства, а также Терренс Малик, но мысль, выпаренная из кипящего котла страстей, слишком мудра и приземленна, чтобы ее легко было принять. Ведь она о настоящей любви, о том, что искренняя любовь, впервые пронзившая сердце, не имеет веса рядом со стабильным чувством доверия и благодарности к благородному человеку. Так ли нужно было рвать сердце под звуки Моцарта, искать самые чувствительные струны, найти их в итоге, чтоб свести все к этому бесславному финалу? Мы с Терренсом серьезно расходимся в приоритетах. Спасибо, но — нет. 7 из 10 Колин, мое сердце с тобой.
«Новый Свет» Терренса Малика — лучшая экранизация сюжета Пушкинского «Евгения Онегина». Красивейший фильм, снятый без компьютерных спецэфектов и всяких 3D. Всё натуральное и исторически достоверное: и природа, и индейцы, и вещи. Как и в «Евгении Онегине», где самой значительной личностью является Татьяна Ларина, в «Новом Свете» главным «бриллиантом» является дочь индейского вождя красавица Покахонтас. Очень живая и непосредственная, как истинное дитя Природы, она обладает необъяснимой духовной мощью, перед которой склоняются даже враги, сразу и однозначно определяя её как принцессу, и которую признаёт сам Английский король с королевой. Она разговаривает со своим божеством, как блаженная Тэсс в «Рассекая волны» у Ларса фон Триера. Она любит и чувствует, как не многие способны любить и чувствовать. Всё это показано у Малика практически без слов! Одновременно с этим своим даром она имеет и высшую Мудрость от Бога, которая помогает ей избегать ошибок, которые могут сбросить её с Божественной моральной высоты на уровень похотливой женщины. Ошибок, о которых впоследствии можно будет только сожалеть. После «Елены» А. Звягинцева, образ Покахонтас реабилитирует Женщину. К сожалению, в своей жизни я реально таких Женщин, как Пушкинская Татьяна и Покахонтас Терренса Малика не встречал. Возможно, что это только Идеал, созданный великими художниками, но, при соприкосновении с ним, этот Идеал помогает тебе оставаться Человеком. Рекомендую посмотреть всем, кто задыхается от окружающей «чернухи». Это как глоток чистейшего воздуха.
«Они добрые, умеют любить, верные, наивные и не умеют обманывать. Они не знали слов ложь, жадность, клевета и предательство». Звучит как утопия, но это было реальностью. Чужая земля, новая, девственная, прекрасная. Прелестная нимфа со смуглой кожей и длинными волосами. Жизнь, наполненная смыслом, истинным смыслом. Единство человека и природы? Но человек и есть часть природы. Джон спит и видит самый удивительный сон в своей жизни? А может он спал все время до того, как попал сюда?.. Ее глаза черные как ночь, душа чистая как первый снег. Они принадлежат лишь друг другу. Небеса упали на землю и эти двое летят в пропасть собственных чувств. Две Вселенные соприкоснулись. Мир первозданный и хрупкий принял чужеземцев из мира порочного и прогнившего. Друзья, враги, снова друзья. Одна Вселенная неизбежно поглотит другую. Что же им делать с их любовью? Время замерло, мы слышим лишь биение двух любящих сердец и музыку, подхватывающую нас словно волны тех чистых вод, что привели первооткрывателей к берегам прекрасной земли. В воздухе витает неизбежность. «Мать, где ты находишься? На небесах? В облаках? В море? Покажи мне свой лик.» Они растворяются друг в друге. Слова лишние. Любовь не знает языковых барьеров. Едва касаясь друг друга, затаив дыхание, глаза в глаза. И небеса падают на землю. Сотни невидимых миров приоткрываются на миг и тут же растворяются. Что же им делать? Хрупкий, тонкий, прозрачный миг счастья вспыхнул и погас. Он не мог длиться вечно. Но почему сон кончился? Нет, их чувства стали частью большой вселенской любви. Они не умерли, просто вознеслись высоко-высоко к звёздам, оставив лёгкий мерцающий след на небосклоне. А все, что было потом неважно. Это просто жизнь, так должно было случится. Это не сказка, это жизнь. 10 из 10
Терренс Малик — человек-загадка, философ, не появляющийся на публике, и фильмы снимает загадочные, «не для всех», заставляющие думать. «Новый свет» или «Новый мир» картина-размышление, повествующая о британском капитане Джоне Смите и юной принцессе Покахонтас. В этой картине многое покажется непривычным: непривычно молчаливый, задумчивый Колин Фаррелл, непривычно спокойный и умиротворенный Кристиан Бейл, непривычно звучащий Джеймс Хорнер и лишь режиссура и видение картины Малика остается привычным. Это и потрясающая визуальная картина в виде водопадов и девственных лесов Вирджинии 17 века, это и минимум диалогов, все чувства, обуревающие героев, они выражают в монологах, неспешных, посвященных матери, солнцу, природе. Индейцы — удивительный народ, они любят природу, понимают ее, говорят с ней. Все это отлично передано в пластике их движений. То как двигается, говорит Покахонтас, не может не завораживать. В фильмах Малика актеры как бы отходят на второй план, они не затмевают видение режиссера. Это и хорошо и плохо, поэтому работу актеров в этом фильме не считаю выдающийся. У Колина Фаррелла отлично получилось играть глазами, а вот кто поразил, так это Корианка Килчер, которая невероятно органично вписалась в атмосферу нового света, земли, куда ещё не ступала нога белого человека, а ведь ей на момент съемок было всего 14 лет. Её Покахонтас нежная, загадочная и чувственная. Фильм-размышление, фильм-философия. 7 из 10