Американская ночь: отзывы и рeцензии

cherocky
cherocky10 апреля 2014 в 14:49
Жизнь в жизни

«До того как Уэллс пришел в кино, он успел поработать и на радио, и в театре. Мы же родились в музее», - задумчиво произносит Жан-Люк Годар. Про основателей французской новой волны принято говорить, что они влюблены в кино, но куда правильнее будет сказать, что они им больны. Дело тут даже не в том, что мальчишкой режиссер «Американской ночи» Франсуа Трюффо сбегал с уроков, тайком пробираясь в кинозалы, пока, наконец, не бросил школу в возрасте 14 лет. Дело в решении одного из ключевых вопросов обозреваемого фильма: «что важнее, жизнь или кино» - не в пользу первой. Феллини снял «Восемь с половиной», Кесьлевский «Кинолюбителя», но, несмотря на знакомую конструкцию «фильм в фильме» и глубокий интроспективный подход, никто из них не подбирался к объекту так близко, ведь большинство авторов мысленно пребывают где-то в мире идей, кино для них – это «всего лишь» язык, средство, способ высказаться о чем-то далеком (история, политика, религия, что угодно), не имеющем отношения к монтажу, актерам или декорациям, способ наполнить имеющуюся форму абстрактным содержанием. Трюффо же изначально находится в вышеозначенном дискурсе, его лексика и синтаксис полностью «лежат внутри» этой каждодневной съемочной рутины, и если, к примеру, феллиневский Гвидо фактически был «занят» только подготовительной работой, то главный герой «Американской ночи», режиссер Ферран (которого, важно отметить, Трюффо сыграл самостоятельно) уже «в процессе» - фильм открывается подготовкой общего плана массовки. Несмотря на критику со стороны друга и коллеги Годара, несмотря на сюжетные упрощения, «Американская ночь» - возможно, самый честный и точный фильм о создании фильмов. Честный, благодаря одной только личности автора, он просто не мог снять по-другому. «Ночь» представляет собой затейливое переплетение историй, происходящих с коллективом на съемочной площадке. Одна из актрис скрывает беременность, другую настиг экзистенциальный кризис, каскадер попался чересчур алчный, девушка-реквизитор мечтает о служебном романе, машина в кадре неправильного цвета, даже специально привезенный кот нахально убегает, вынуждая переснимать дубль за дублем. Первый мотив здесь, конечно, - соотношение чистого искусства и нашей реальности. Парадокс известен давно: наука, творчество или иная идеальная категория – все это формально «важнее», «больше», «значительнее» нас, простых смертных, однако без людей ничего бы не было, по крайней мере, некому было бы об этом говорить. Трюффо показывает как абстракция, идея, в самом что ни на есть платоновском смысле, посредством жизненных мелочей, стохастического мусора, обретает «реальные» очертания. «Американская ночь» - это своеобразный психологический конструктор, героев очень много, на каждого приходится минимум два сюжетных поворота, но автору удается соорудить настоящую метафору кино, показать чудо рождения – как живой организм складывается из группы белков, так из нарезки сцен и суетливой беготни по павильону возникает фильм. Мозаичный нарратив и быстрая смена эпизодов позволяют Трюффо создать мимолетное настроение, картина смотрится ностальгической зарисовкой с размытыми контурами, детали не запоминаются, запоминается ключевой переход от мелких ссор, бытовых неурядиц и маленьких трагедий к созданию чего-то великого общими усилиями. Имеет место и некоторая игра в форму. Когда-то давно, еще будучи кинокритиком, Трюффо выпустил статью, где изложил свой взгляд на развитие индустрии. По его мнению, слишком большая роль отдавалась сценарию, в котором было расписано все, вплоть до операторских решений, постановщику же оставалось только механически воплотить написанное, что убивало авторское начало. «Ночь» в этом смысле выглядит своеобразным ироническим диалогом, игривой риторикой на основе изложенных тезисов. Трюффо будто бы специально использует как можно больше приемов: с равной вероятностью можно увидеть дальние, общие, средние, крупные планы, разные способы монтажа, множество ракурсов и видов движения внутри кадра – попытка стилизовать под тот самый «механицизм», деконструкция и намеренная атомизация творчества, его как будто разложили на составляющие. Отсылка к теории авторского кино довольно прозрачна: несмотря на внешнюю отчужденность и, казалось бы, излишнюю академичность стиля, невозможно скрыть индивидуальный почерк, есть что-то, не поддающееся разложению на детали - талант Автора, который отличает поделку от произведения искусства. И здесь как нельзя лучше подходит структура «фильм в фильме», двойное сопоставление только уточняет мысль, склеивая две реальности: когда на съемках Трюффо кричал: «Снято!», невозможно было различить исполнение роли «внутрифильмового» режиссера Феррана и всамделишную команду постановщика «Ночи». Аналогичным образом трудно сказать, что было более естественным: играть роль «актера в жизни» или играть роль «актера на сцене». Для правильного понимания высказывания между автором и реципиентом должно быть как можно меньше посредников – едва ли не основное положение «новой волны» французских философов. Уникальность «Американской ночи» в том, что посредников здесь вообще нет, автор говорит на своем родном языке, изредка поигрывая металингвистикой. «Мужчину ради фильма я бросить могу, но фильм ради мужчины…», - задумчиво произносит девушка из съемочной группы. Франсуа Трюффо не бросал жизнь ради кино, он просто аккуратно перенес ее туда.

billfay
billfay25 апреля 2013 в 13:05
'Знакомьтесь - это Памела!'

За что человек любит кино? Может за возможность перенестись в параллельные миры или прожить недостижимые эпохи прошлого или настоящего... А может, это единственная возможность заглянуть в индивидуальную авторскую вселенную, увидеть сон другого человека, 'залезть' режиссёру в голову и даже в душу. Анри Ланглуа называл Франсуа Трюффо лучшим кинокритиком 20 века. Ещё задолго до нашего современника Тарантино, француз снимал киноманские фильмы, нашпигованные под завязку отсылками к киноклассике прошлого от Ренуара и Хичкока до американского фильм-нуар и романных ретро-мелодрам. Самая 'титулованная' лента Трюффо - 'Американская ночь', стала его нежным признанием в любви 'десятой музе'. Исповедальная и наивная зарисовка: 'о том как создаётся кино', стала его наиболее личной работой позднего периода, где наряду с вопросами самому себе - что есть съёмки: хаос коллективного процесса или авторское наитие, ставится знак равно между миром экрана и закадровой жизнью. Неслучайно, в этой ленте, сюжет фильма, который снимают герои перетекает в реальную жизнь на съёмочной площадке. Центральным эпизодом фильма становится бесконечно повторяющийся синефильский сон режиссёра (альтер-эго Трюффо - которого играет он сам), где маленький мальчик, раз за разом пытается своровать фото с кадрами уэллсовского 'Гражданина Кейна', с загороженной забором кинотеатральной афиши. Трюффо, словно говорит зрителю - режиссёр это всегда ребёнок, а создание фильма и сам фильм есть 'детская игра' (в жизнь). 'Американская ночь' - метафора кино, искусно препарированная французом, незримо двигающаяся от первого лица. Кадр то и дело рассекают выхваченные камерой имена великих, то автограф Кокто на постере на стене, то россыпь книг на столе по творчеству Брессона или Бергмана. С каждым эпизодом, реалии съёмок и становятся настоящим кино, в отличии от того, что происходит в кадре снимаемого фильма. Безусловно, 'Американская ночь' настоящий породистый авторский фильм, стоящий на недосягаемом уровне от современных французских 'кинодворняжек'. На самом деле, претензия к этой картине Трюффо может быть только одна, в отличии от рифмующейся с ней пронзительной сновидческой оды Феллини 'Восемь с половиной', она слишком реалистична! 7 из 10

Akatos
Akatos17 марта 2022 в 04:57
Кино о кино

Яхта, парус, Ницца, август. Снимается кино. Что-то непутево-мелодраматическое, но режиссер из всего этого намерен выжать качественный продукт. Другое дело, что всё на съемочной площадке идет ни к черту. Артисты забывают текст, у главного героя кризис в личной жизни, все друг с другом трахаются, а продюсеры требуют от режиссера жесткий временной дедлайн. Сценарий постоянном меняется, и куда выйдет по итогу весь этот балаган, не понимает уже никто. Но что всех в этом хаосе объединяет, так это безальтернативная любовь к самому съемочному процессу. Франсуа Трюффо среди всех европейских признанных классиков-режиссеров всегда отличался легкостью и сюжетной насыщенностью своих постановок. Этим Трюффо выгодно отличался от того же Федерико Феллини, чьи «8 с половиной» - еще одно «кино о кино», снятое десятью годами ранее, вышло чертовски метафоричным, тяжеловесным и философским. В этом плане Трюффо, снявшийся сам в одной из главных ролей – режиссера (а кого же еще?) – предоставил на суд публики изнанку кинематографического процесса, которая подана без пафоса, масштабности и даже особой глубины. Мы видим съемки вполне себе незатейливого кино, без больших декораций, массовки и даже трюкачество здесь ограничивается одной единственной пущенной под откос машиной. Но именно через эту обыденность Трюффо наглядно и достоверно демонстрирует подноготную кинопроцесса. И опять же, демонстрация эта не педагогическая, не нравоучительная и не сострадательная. Люди просто занимаются своим делом, несмотря на то, что у героини в это же время «в реальной жизни» умирает дочь от лейкемии, главного героя бросает невеста, а кто-то и вовсе умрет вдруг и неповторимо. Трюффо в этой внутренней обыденности обобщает весь кинопроцесс на планете, чем и вызвал такую теплую реакцию кинокритиков, которые дружно умудрились даже переоценить эту недурственную, но не более того, постановку. Очень сюжетно многослойным получилось исполнение в фильме, где у каждого героя прописана своя небольшая, но очень колоритная история. Красавица Жаклин Биссет играет исполнительницу главной роли, которая ради сохранения съемочного процесса, готова пожертвовать многим, включая и разменом своего трепетного тела для успокоения дурака-неудачника. А главного инфантильного дурачка в фильме играет любимый актер Трюффо Жан-Пьер Лео, который чертовски похож внешне на самого режиссера. Признаюсь, я полфильма вообще разбирался, одно ли лицо Лео и Трюффо (первый играет актера, а второй режиссера). 50-летняя Валентина Кортезе, сыгравшая уже здорово постаревшую и стремительно спивающуюся актрису с ворохом своих внутренних проблем, и вовсе получила индивидуальную номинацию на «Оскар». Да и в целом у Трюффо практически все актеры, которые произносят в фильме реплики, самодостаточны в этой вполне живой и интересной истории. Безапелляционным шедевром этот фильм все же назвать нельзя. Трюффо медленно погружает зрителя в процесс, а затем многие мизансцены у него перерастают в элементы предынфарктного фарса. Но все же кино имеет приятную способность погружения в свою проблематику. Да и лучше француза, как на 1973 год, никто в мире кино этот сам мир кино изнутри показать не смог. P.S. Название фильма обыгрывает прием в немом кинематографе, когда из-за несовершенства аппаратуры «ночь» приходилось снимать в светлое время суток. 7 из 10

gal1leyg
gal1leyg18 августа 2025 в 16:44
Жизнь или кино. Кино или жизнь. И кино, и жизнь!

'Я буду жить одна, мне надоело носит маски, я ухожу из кино, зная, что жизнь - это помойка' - говорит Жюли (Ж. Биссет) режиссёру, а после снова повторяет эти слова уже как реплики сценария. Режиссёр одновременно двух фильмов (того, который снимают, и того, за съёмками которого мы как зрители наблюдаем) схватывает моменты реальности, чтобы отразить их в зеркале кино. События фильма 'Американская ночь' иногда кажутся каким-то фарсом: одна актриса не может открыть несколько раз правильную дверь, другой необходимо масло из бочки, а исполнитель главной роли и вовсе сбежал кататься на машинках. 'Так это и есть ваше кино! Сплошной разврат. Все друг другу лгут' - не выдерживает одна дама. Однако нельзя с этим согласиться, фильм 'Американская ночь' образ жизни, в потугах которой рождается кино. За некоторым фарсом скрываются трагедии: смерть родственника, разрывы отношений, измены. Разве некоторые настоящие моменты жизни не образы из кино? Впору вспомнить известное: 'Весь мир - театр, а люди в нём - актёры'. Фигура режиссёра здесь центральная. Он снимает большое студийное кино, которое, по его выражению, ушло в прошлое, к чему отчасти причастен сам Ф. Трюффо, а с ним Ж-Л. Годар и вся 'новая французская новая волна'. Но то кино пыталось упаковать события жизни в приятную обёртку киноленты, создать из окружающего нас хаоса что-то цельное. Этим и занят режиссёр из фильма и режиссёр настоящий. 8 из 10

Bugskull
Bugskull26 октября 2010 в 08:10
Сделайте себе подарок

Если смотреть у Трюффо один-единственный фильм, то это будет 'Американская ночь'. Конечно есть фирменные '400 ударов', но они представляют интерес больше для киноманов, смотрящих кино ради 'престижа' и потому что киноману это неудобно пропустить, а не для обычного зрителя, который просто хочет интересную историю. Есть 'Жюль и Джим', который более смотрибелен, чем '400 ударов', но тоже может не совсем понравиться нашему 'обычному зрителю'. 'Американская ночь' же понравится любому человеку, если он еще способен воспринимать что-то лучшее, чем сериалы по НТВ. Это совершенно прекрасный и легкий фильм, от которого получит удовольствие кто угодно. Смотрится он ничуть не хуже, чем какая-нибудь массовая мелодрама, а по качеству с ней не сопоставим. Очень интересен контраст между фильмом, который по сюжету снимает кинотруппа, и тем, что происходит на самой площадке во время съемок: насколько жизнь более интересна и нетривиальна, чем та туфта, которую нам предлагает кино. И самое удивительное то, что персонажам 'Американской ночи', снимающим глупую картину, даже не приходит в голову позаимствовать в нее что-то из своей собственной жизни, хотя бы из самого процесса съемок, в котором происходит так много интересного. Это замечательно тонкое наблюдение режиссера. Если вы интересуетесь Трюффо, но почему-либо не видели этого фильма, я вас просто не понимаю. Сделайте себе подарок!

Dentr Scorpio
Dentr Scorpio8 февраля 2016 в 03:38
По ту сторону экрана

При создании фильма Богом является режиссер, следящий за каждой деталью, кропотливо выводящий качество каждой сцены в абсолют, коего часто достают всякими вопросами. Перед режиссером стоит нелёгкая задача, поставить действие таким образом, чтобы зритель не ждал конца фильма с вожделением, а наслаждался просмотром, при этом ему как любому другому творцу важно внедрить в сознание зрителя идею. Ничего не напоминает? Подумай хорошо, поймёшь, о чем я толкую. Не обойти вниманием красивое оформление, заметный налёт старины, красивых некогда актрис Жаклин Биссет, Валентину Кортезе и саму красоту постановки. Здесь и открывается всё очарование того времени, которое на сегодня ни на секунду не провисает! Так и в «Американской ночи», вроде думаешь ничего особенного, простой фильм про будни кинопроизводства, а на деле выходит совершенно гениальная поэзия, повествующая не только о любви к самой прекрасной музе искусства, но и о самой любви к жизни. Только главным её проводником является объектив камеры оператора, а голос режиссера, будто глас внутреннего сознания, старательно хочет заставить зрителя ценить кино, совершенно любое кино! Ведь, за ширмой весёлых сцен о кинопроизводстве, капризах актёров, находится правда о реальном положении вещей во время творческого процесса. Мы зрители, с разными взглядами на кинематограф, всего лишь можем догадываться что там на самом деле происходит по ту сторону экрана. И за предоставленную возможность, реализованную душевным мастером Франсуа Трюффо, ещё в далёком 1973-ом году, именно за это, автора необходимо только благодарить. Как уже говорилось мною где-то ранее, кино можно любить и ненавидеть, но для этого права, его необходимо смотреть! Кино подобного разряда, кино с большой буквы, как 'Американскую Ночь' можно смотреть без боязни, ведь по своей сути, оно является чистым бриллиантом кинематографа, истинным шедевром для любовников кинематографа.

Малов-кино
Малов-кино18 марта 2014 в 07:37
День, выдаваемый за ночь

Через десять лет после появления 'Восьми с половиной' Феллини Франсуа Трюффо снял картину, которую часто ставят рядом с итальянским шедевром. Также как и феллиниевское творение, также как 'Сансет-бульвар (1950) Билли Уайлдера, или, например, 'Предупреждение от святой блудницы' (1971) Фассбиндера, 'Американская ночь' это - a movie about filmmaking, то есть фильм о создании фильма. Кино, по словам режиссёра, лишенное 'всякого пиранделлизма': здесь Трюффо таким образом отмежёвывается от сложной специфики переходов из одной реальности в другую, что было заявлено Пиранделло в его знаменитой пьесе 'Шесть персонажей в поисках автора'. Задавшись целью показать 'только лишь' workin progress (рабочий процесс), избавленный от авторских самокопаний, Трюффо создал, тем не менее, одно из самых прихотливых произведений в истории кино, где совершенство формы искусно маскирует изощрённость сценарной конструкции. Две основных линии 'Американской ночи' (название обыгрывает профессиональное кинематографическое ухищрение снимать с помощью специальных светофильтров ночь днём) переплетают два сюжета: как бы документальное наблюдение за съёмочным процессом в одной киногруппе (в роли режиссёра Феррана выступает сам Трюффо) и историю под название 'Знакомьтесь, Памела', которую эта киногруппа как раз и пытается снять. Обнажая хаос, неувязки и интриги, царящие на и вокруг съёмочной площадки, Трюффо создает меж тем одно из самых поэтичных творений о кино, которое можно смело назвать гимном во славу профессии. Как и 'Восьми с половиной' в своё время, американская Академия киноискусства присудила 'Американской ночи' премию Oscar, а в России фильм впервые демонстрировался по ТВ 28 декабря 1995 года - в день столетия кино.

InessaVZaitseva
InessaVZaitseva25 апреля 2025 в 07:48

Эта картина входит в списки лучших фильмов и является победителем Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм представляет собой дань кинематографу и оду кинематографистам. Это кино для тех, для кого кинематограф не инвестиция, а то, что они делают по зову души. Как имена Бергман, Годар, Хичкок на обложках книг в одном из кадров, так и каждый кадр фильма – это часть царства, в котором «правит его величество Кино». Вслед за щелчком хлопушки раздается звонкий голос ассистентки режиссера «Знакомьтесь, это Памела», и зрители оказываются на площадке, где поцелуи и выстрелы ненастоящие. Неореализм начинается за кадром, когда уставшие после 13-15 часов работы актеры оказываются живыми людьми с настоящими чувствами. «Американская ночь» — фильм про тех женщин, которые «мужчину ради фильма бросить могут, а фильм ради мужчины нет» и фильм про тех мужчин, которые готовы громко аплодировать студийному котенку, догадавшемуся лакать молоко перед камерами операторов. Само название фильма обозначает приём, с помощью которого ночные сцены снимают при дневном свете. Это фильм – перевертыш, «кино внутри кино», «сон во сне». Сам Трюффо снялся в роли режиссера. Сценарий фильма, над которым работает съемочная группа – прост и сентиментален: юноша приезжает к родителям с молодой женой-англичанкой; его отец влюбляется в сноху и увозит ее из дому; сын стреляет в отца. Тем временем девушку актера, играющего главную роль, увозит каскадер. Трюффо писал об этом фильме: «Сняв «Американскую ночь», я попытался дать экранный ответ на вопрос зрителей: «Как снимают фильм?»… «Американская ночь» ставит извечный вопрос: «Что выше — кино или жизнь?» — но не дает ответа, ибо его не может быть, так же как нет ответа на вопрос: «Что выше — книги или фильмы?» Это равнозначно вопросу к ребенку, предпочитает ли он отца матери».

chuch
chuch30 января 2023 в 16:28
не глупое кино для отдыха

Лёгкая сумбурная и суетливая драмеди. Фильм о съёмках фильма, где сам же Трюффо играет роль режиссёра. Вечная суматоха на площадке и куча забот. Актёры ведут себя как дети, деньги заканчиваются, сценарий пишется на коленках, а сроки поджимают. Режиссёр тут и строгий начальник, и психолог, и отец родной. С тонкими натурами всё очень сложно и часто не предсказуемо. Но из такого бедлама, возможно и рождается что-то интересное, особенно когда жизнь перемешивается со съёмками и уже не понятно, где игра, а где чувства. А жизнь чаще намного интереснее выдумки, по этому и в интересной выдумке столько много из жизни. Приятное и не глупое кино для отдыха. Оскар за Лучший фильм на иностранном языке. Эх, давали же Оскаров за такое, а не за социальные тренды и политику.

ingmarantonioni
ingmarantonioni3 июня 2018 в 16:37
Show Must Go On

Признание в любви к кино. Легкое, игристое, кружевное. Как лучшие фильмы француза. Карусель интриг и тревеллингов, километров целлулоида и преодоленных расстояний, детских воспоминаний и глянцевых фотографий, бессонных ночей и бутафории, потраченных нервов и возведенных декораций, жизненных неурядиц и неудавшихся дублей, встреч и расставаний, радости и печалей, положенных на алтарь искусства. Обратная сторона экрана, кинематографическая кухня, возведенная в поэтику. По улице Виго, с полотенцем от Кокто, шел Трюффо. Наполняя кино прекрасной витальностью жизни, а жизнь показывая как нескончаемое кино, француз создал одно из самых виртуозных по форме и жизнерадостных по настроению посвящений любимому делу, на наших глазах раскрывая и заново создавая мир, в котором, правда – 24 раза в секунду, день выдают за ночь, пену за снег, воду из душа за дождь, в котором можно умереть 24 раза за 80 фильмов, но погибнув в автокатастрофе снова ожить в кадре. Мир, который сам зачастую подменяет реальность, но чувства и переживания в котором – настоящие. «Американская ночь» - это жизнь и кино, округленные, отшлифованные и ритмизированные друг другом. Special thanks: Делерю и коту. 8,5 из 10

Avanti
Avanti12 мая 2013 в 19:25
Кино о кино

Франсуа Трюффо снимал картины в разных жанрах: комедии, драмы, трагедии, детективы. Он даже обращался в сторону научной фантастики, экранизировав антиутопию Рэя Бредбери «451? по Фаренгейту». И, подобно Феллини с его «8 с половиной», Трюффо заинтересовался идеей снять кино о том, как снимается кино. Он использовал декорации, оставленные другими киношниками после съемок, в создании одного из своих лучших фильмов «Американская ночь». Это комедия, созданная в жанре «фильм в фильме». Действие происходит на съемках картины «Познакомьтесь, это Памела». Но не история Памелы интересует зрителя: в картине «Американская ночь» показан весь съемочный процесс: работа режиссера, оператора, реквизиторов, а в перерывах съемочная группа занимается выяснением отношений. Все происходящее комично: пьяная актриса три дубля подряд не может найти дверь и выходит в шкаф, помощница режиссера по-деловому решает свои интимные проблемы в кустах, нервозный и капризный исполнитель главной роли чуть не срывает съемки из-за измены его подруги с каскадером. Режиссер постоянно занимается решением проблем: то у исполнительницы главной роли нервный срыв, то пленку засветили, то урезали количество съемочных дней. В конце съемок погибает один из исполнителей главных ролей. Но, несмотря на все производственные трудности, режиссер не унывает и героическими усилиями ему удается все урегулировать. Название фильма «Американская ночь» происходит от названия операторского приема, когда на пленке создается эффект ночи, а съемка происходит днем. Это название многозначно: это и шутка над зрителем, который, судя по названию, будет ждать совершенно иного сюжета, и режиссерский привет Антониони и его «Ночи», и символ перевернутости повседневной жизни. «Американская ночь» - добрая и ироничная исповедь режиссера, который смеется сам над собой и над всеми, кто снимает кино. 9 из 10

dary-malaya
dary-malaya9 октября 2012 в 19:37
Снято!

Фильм начинается: Городская панорама увлекает взгляд, люди спешат по своим делам, дамы прогуливаются с своими собачками, мальчишки катаются на велосипедах, молодой человек выходит из подземного перехода, переходит дорогу и идет на встречу какому-то мужчине. Звонкая пощёчина и выкрик режиссера «Снято!». Оказывается, мы попадаем на съемочную площадку фильма. Здесь большое количество персонажей, людей крайне чувствительных, вспыльчивых, депрессивных - целый букет характеров, с которыми нужно сработаться. Решить из какого пистолета будут стрелять в финале, найти замену актеру, заставить котенка бежать к подносу и пить молоко. - Не легка задача режиссера, все держать под контролем и своим руководством. Зритель с большим увлечением посвящается во все тонкости создания фильма, пытается вникнуть в события, связи, интриги, творящиеся на площадке. Но в этом сумасшедшем мире кинематографа способны разобраться только сами его деятели. Тонкой гранью, сделанная с помощью звукозрительного монтажа, операторского приема «съемка с рук», имитирующая документальность, мы разделяем две иллюзорных реальности, но тем ни менее это не мешает воспринимать фильм как одно целое. Многих режиссеров привлекает идея снять картину о том, как снимается фильм, потому что, порой, события, происходящие на съемочной площадке, бывают увлекательнее сюжета снимаемой картины. И у Трюффо, воплотить эту идею, прекрасно получилось. Тем более, что мы лице зреем режиссера в роли режиссера, что может нам рассказать о его настоящих методах работы.

ancox
ancox10 сентября 2012 в 09:18
Познакомьтесь, это Трюффо

Как и заявлено в рекламном слогане, «это кино для людей, которые влюблены в кино». Франсуа Трэффо пригласил зрителей на киношную кухню, показал, как и из чего готовятся блюда, которые затем подают на больших экранах кинотеатров. Получилось очень познавательно. Перед нами – будни съемочной группы вымышленного фильма «Познакомьтесь, это Памела». В кадре снимается трагедия, за кадром разыгрывается драма. Звезды и не только выстраивают отношения друг с другом. Режиссер, роль которого исполнил сам Трюффо, старается довести дело до конца, сохранив хрупкий баланс сил на съемочной площадке. Но главная объединяющая всех сила, это, конечно, любовь к кино как таковому. Как сказала одна из героинь фильма: «Бросить мужчину ради фильма – это я понимаю. Но бросить фильм ради мужчины – это глупо». Шикарна сцена с котом. Великолепна Жаклин Биссет. Трюффо откровенно иронизирует сам над собой. А еще у меня появилось огромное желание побывать на съемочной площадке. Ведь мне до сих пор кажется, что все снимается в реальных интерьерах. И все же, из фильмов «кино о кино» мне больше всех понравился «Жизнь в забвении» Тома Ди Чилло. Из книг порекомендую «Фильм, книга, футболка» Мэтта Бомона. 7 из 10

prouste
prouste24 января 2012 в 13:54

Один из лучших - наряду со вторым и третьим фильмом про Дюанеля - фильмов Трюффо, практически бессюжетный, импрессионистичный, легкий и необязательный. Фильм про съемки совершенно чудовищного кино снят с нежностью и доброй иронией к происходящему - очень редко присущими работам в подобном жанре, где, в основном, преобладают сатира и сарказм. Нельзя отдельно не отметить нетипичную для Деларю музыку, которая скорее предвосхищает знаменитое сопровождение Наймана к 'Контракту рисовальщика' нежели напоминает другие работы композитора к фильмам Трюффо. Сущим ангелом выглядит в фильме и Жаклин Биссе, находившаяся в расцвете красоты. Допускаю, что у Биссе есть актерские работы и получше (вообще актриса, конечно не великая, чего там), но ни в каком другом фильме она не снята с такой любовью и тактом. Прекрасный подбор второстепенных исполнителей, среди которых ряд вполне известных фигур, не тянущих одеяло на себя, а работающих на ансамбль. 8 из 10

Рок энд рольщик
Рок энд рольщик29 февраля 2012 в 17:30
Американская ночь

«Американская ночь» - само название фильма не имеет отношения к Америке, стране как таковой, интересно, что в Америке это кино идет под названием «Day for Night,».Само название относится к съемкам ночной сцены в дневное время с помощью специальных фильтров, для имитации. Могу с уверенностью сказать, что это один из самых лучших фильмов о том, как снимается кино. Ничто не превзойдёт фильм по тому теплу и жизненной радости, которые дарит эта картина. В истории кинематографа к теме «Кино о кино» обращались многие режиссеры. Например, Федерико Фелини в своей картине «8 с половиной» или русский режиссер Дзига Вертов со своей работой «Человек с киноаппаратом». Фелини-же заостряет большее внимание на внутреннем творческом процессе режиссера, а Франсуа Трюффо - на физическом создании картины. Нельзя не упомянуть то, что фильм в свое время получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Пожалуй, стоит обратиться непосредственно к сюжету. Сам Франсуа Трюффо играет режиссера Феранна, который снимает фильм под названием «Познакомьтесь это Памела». «Съемки фильма чем-то напоминают поездку в дилижансе на Диком Западе. Сначала надеешься на приятное путешествие, потом только и думаешь, как бы доехать до места назначения,» - так показывает свое мнение на съемочный процесс Феранн в самом начале фильма. С чем только ни сталкивается автор картины на своем съемочном пути. Беременность Стейси, мошенничество, технические трудности и даже смерть - все это служит барьерами для создания картины. Все происходит с ошеломительной скоростью. И изо всех сил Ферран пытается удержать фильм на плаву. Но на что только ни идут актеры для поддержания своей картины. Каждое произведение искусства требует максимальной самоотдачи, чтоб сделать все в совершенстве. Ну кто же мог подумать, что заставить кота отпить молоко из чашки настолько трудно? Так же Франсуа Трюффо показывает, что жизнь за кадром бывает намного насыщеннее и интересней, чем происходящее на экране. Нельзя не отметить актерский состав «Американской ночи». То, с каким юмором играют актеры, заслуживает наивысшей оценки. Этот фильм идеально подойдет людям, которые реально заинтересованы процессом создания фильмов, кто хочет снимать кино, да и всем любителям классического кинематографа. Неспроста главный слоган картины «A movie for people who loves movies» звучит, как фильм для тех, кто любит фильмы.

Наутилус Кромвель
Наутилус Кромвель8 ноября 2008 в 22:16

Многие деятели кино пытались снять ленту о процессе создания кинофильма: начиная от Федерико Феллини «8 с половиной» и Валерия Рубинчика «Кино о кино», и заканчивая современными картинами для молодёжи. Франсуа Трюффо тоже решил снять картину о сумасшедшем мире кинематографа и делает это он по особому. Во-первых, в отличие от героев других картин схожей тематики перед главным действующим лицом (играет его сам Трюффо) не стоят какие-то сложные ителлектуальные задачи и проблемы, как в отличие от героя Марчелло Мастрояни. Но данное обстоятельство нисколько не принижает картину, скорее это не главное. Для Трюффо главной задачей было иронично, и даже в какой-то степени поэтично, а порой и романтично, рассказать о суете и проблемах кинематографа. Кто мог подумать, что снять кошку настолько трудно? Или, что кинематографическая площадка – место, где люди влюбляются, спят друг с другом, идут на жертвы? И именно то, как рассказывает Трюффо обо всё этом, отличает его повествование от повествования Рубинчика, Феллини и других. Во-вторых, название. Оно ассоциируется с подменой настоящего чем-то другим (просьба читателя прочесть рецензию Сергея Кудрявцева на данную кинокартину для понимания сути названия). И одно это название полностью характеризует мир кино, выдаёт смысл картины. Всё работает на идею замены настоящего поддельным с точностью до кадра. И то, как происходит эта подмена, ярко показана в данной киноленте. И потому любопытно её посмотреть! В-третьих, в чём мне помог Сергей Кудрявцев, что, как и «8 с половиной» и «Зеркало», которые были сняты Феллини и Тарковским, классиками мирового кино, в 42 года, картина Трюффо тоже была им создана в эти годы. А так, как я причисляю Трюффо к классикам, я думаю, что этот факт подвигнет любителей достойного кино на просмотр. Данная картина, как и картины Феллини и других, намного глубже и интересней показывает кинематографическую жизнь, чем современные ленты. Например, картина «Я хочу конфетку», ни в какие ворота не лезет с данным творением. Похоже, что дни великих картин на данную тему проходят и нам достаются лишь огрызки. Это обидно. К счастью, существуют старые фильмы, как кинокартина Франсуа Трюффо «Американская ночь»! P.S. Смотреть всем, кто хочет заниматься кино.

Martis Blauws
Martis Blauws1 мая 2009 в 16:51
'Кадр за кадром'

Частотный диапазон звуковых волн в виде титров задает ритм повествования. Зритель погружается в кино, легкая панорама увлекает взгляд, приковывает к экспозиции фильма, первые кадры важны для зрителя, по ним он определяет атмосферу, и тут слышится выкрик – «Снято!», оказывается, что это фильм о фильме, добро пожаловать к киноалтарю. С ироничным пиететом нам представляют тех, кто относится к созданию фильма как к зачатию гения. На протяжении фильма зритель переносится от одной тайны к другой. Это уже начинает напоминать сюжет мелодрамы 'Встречайте Памелу', которую снимают герои, но придает оригинальность ситуации проницательность Трюффо с разумной долей насмешки. Сцены фильма профессионально связаны в одно целое с помощью звукозрительного монтажа, 'съемка с рук' имитирует документальность, отделяя тонкой гранью две иллюзорности, но не мешает воспринимать их как единый фильм. «Съемки фильма чем-то напоминают поездку в дилижансе на Диком Западе. Сначала надеяшься на приятное путешествие, потом только и думаешь, как бы доехать до места назначения» - мысли режиссера Феррана, героя Трюффо, мгновенно материализуются - продюссер заявляет о сокращении сроков съемок фильма «Встречайте Памелу»... Ферран подобен прибрежной скале, выдерживающей безумный натиск волнового хаоса. В одной из сцен он старается переубедить Альфонса, героя Жан-Пьера Лео, которого необходимо отметить, в предназначении кино в их жизни: «Вы же прекрасный актер, личная жизнь ни у кого гладкой не бывает. Так происходит только в кино. Никаких спадов, никаких поражений, фильмы похожи на поезда, которые днем и ночью идут по намеченному маршруту. Такие как Вы и я находят успокоение только в работе». Кино требует жертвоприношений от тех, кто его создает. Но даже вынужденная сексуальная измена ради спасения съемок показана Трюффо никак отвратительное и отталкивающее действие. Каждая деталь, любой поступок подчеркивает важность общего результата. Такую искреннюю самоотверженность, показанную вне кадра, зритель не способен воспринимать естественно. Название фильма помимо отсылки к приему в кинематографе также подчеркивает связь отцов и детей в киноидустрии. И безусловно, «Американская ночь» - почитание тем режиссерам, на которых Трюффо сформировал свой взгляд на кино, перед которым не смог устоять миловидный Оскар. 10 из 10

Александр Попов
Александр Попов4 июля 2024 в 13:11
Скромная человечность Франсуа Трюффо (часть 6)

Буквально через два года после своей второй экранизации Роше Трюффо снимает «Американскую ночь» - вдохновенное описание кинематографического закулисья, режиссер делает все от себя возможное, чтобы суета и забавные истории на съемках выглядели интереснее самого снимаемого в кадре фильма. Множество актеров и других киноспециалистов работают в «Американской ночи» над явной халтурой – историей банального адюльтера, разрушающего молодую семью (как интересно она отзовется по ту сторону съемок). Однако, для Трюффо важно показать, как в забавной околокинематографической суете возникает магия кино: зрителю невероятно интересно следить за похождениями инфантильного актера (в этой роли, конечно же. Лео), возникающими и рассыпающимися в прах любовными романами, капризами возрастной кинодивы и холодной красотой британской звезды (Трюффо делает вроде бы необязательные крупные планы Жаклин Биссет для того, чтобы просто насладиться ее красотой). Здесь вроде бы нечего анализировать: смысл фильма на поверхности, это не «8 1/2 », где муки творчества переплетаются с воспоминаниями и грезами героя. Трюффо ограничивается изображением исключительно съемочного процесса (он сам здесь играет режиссера, при чем весьма иронично: Ферро снятся сны, в которых властвует лишь кино), здесь девушка-ассистентка в невероятно легком исполнении Натали Бэй находит выходы из многих неприятных ситуаций, актеры капризничают, а рабочие на съемках (осветители, а также отвечающее за звук и реквизит) весьма изобретательно трудятся над общим делом. «Американская ночь» - о ночи голливудских клише, опускающейся на кинематограф, о системе звезд, которым все время нужно угождать, и режиссере, который стремительно глохнет, привыкнув к шуму съемочной площадки. В одной из сцен Ферро разворачивает посылку с книгами, в ней оказываются труды о Брессоне и Бунюэле, Бергмане и Дрейере, Уэллсе и Годаре, режиссер будто тоскует о том времени, когда в кино безоговорочно властвовал авторский подход. Теперь же приходится перебиваться фильмами-однодневками, хотя закулисье съемок таких фильмов все равно интересно. В одной из сцен воспроизводится эпизод с котенком из «Нежной кожи», благодаря нему можно узнать, как трудно порой всем бывает на съемках. «Американская ночь» построена так, что в ней противопоставляется естественность поведения актеров и всей съемочной группы за пределами кадра, когда же надо жить в кадре, эти же актеры невероятно искусственны и фальшивы. Что же перед нами? Комедия или драма? И то, и другое вместе. Ведь описывая съемочный процесс как суету и хаос, Трюффо показывает, что для определенного типа людей только в этом хаосе и суете и возможна жизнь. Вне кино, вне волшебного фонаря проза жизни душит этих людей, до конца преданных экрану. Таков сам Трюффо и его синефильский подход к профессии. «Американская ночь» вызывает ощущение рукотворного хаоса, полнейшей сумятицы на съемках, однако, зная Трюффо, зритель понимает, что все здесь просчитано до секунды. Порой эта картина напоминает сатирические мозаики Роберта Олтмена: здесь, как например в «Нэшвилле», постановщик не выстраивает единую нарративную структуру, привлекая зрительское внимание к мелочам и частностям. То, что объединяет эпизоды «Американской ночи» - исключительно съемочный процесс, место и время действия, в остальном это тот же олтменовский пазл. Как всегда у Трюффо, фильм смонтирован и снят просто потрясающе и без малейшего налета элитарности: то, что зритель сидит, вперив глаза в экран, почти два часа наблюдая за реконструкцией съемочного процесса без выстрелов, погонь и эротики, - все это свидетельство невероятного постановочного мастерства. «Американская ночь» выгодно выделяется в ряду других фильмов о кино (так «Положение вещей» Вендерса или тем более «Предостережение святой блудницы» Фассбиндера смотрятся с видимым усилием, как нечто тягомотное). «8 1/2 », конечно, не берем в расчет, но фильм Трюффо не о творческом кризисе, он почти по-вудиалленовски утверждает, что спасение от депрессии и кризисов для любого кинематографиста (актера, оператора, постановщика) можно найти только в работе. Жорж Дельрю написал к этой ленте как всегда замечательную музыку, в которой угадываются отголоски его работы над «Презрением» Годара – тоже, кстати, метакинематографического произведения.