Собачье сердце: отзывы и рeцензии

Red Rough
Red Rough7 июня 2014 в 17:37
Чем тебе профессор Мечников помешал?

На животное и на человека можно действовать только внушением Великая империя пала. Последняя в истории. Под тяжестью короны, под ритм последнего вальса. И все, что осталось от бывшей империи это кровь ее императора и песок… Нельзя построить страну, умываясь в крови. Невозможно построить новое государство, поменяв только форму власти. Невозможно из крестьянина сделать помещика. Нельзя, просто вырезать органы из человека и пересадить их собаке. И последняя не станет человеком, только потому, что умеет говорить. Говорят, не сотвори себе кумира. Относится ли к идолу большевистская партия и книга «Капитал», провозглашенная библией в свое время? Как можно было уничтожить интеллигенцию и создать бесполое общество с новомодным названием «товарищ»? И каким стало это общество? Да, оно стало социальным в буквальном смысле этого слова. И забыло о частной жизни. Правило «деления», убого работающее только на так называемый рабочий класс, каждый представитель которого вместо того, чтобы заниматься своим делом, ходит на собрание домкома, но спит рабочем месте. Тонко прочувствовавший повесть Булгакова «Собачье сердце» режиссер Владимир Бортко попытался нам дать ответы на эти вопросы, картинка «сепия», придавшая его творению особый шарм, только помогла в этом, перенеся нас в 1925 год. Высмеивая и упрекая в невежестве домком и советских управленцев, профессор Преображенский размышляет о настоящем смысле разрухи и контрреволюции. Он творец, как и те, кто провел революцию. Это сравнение тенью проскальзывает через фильм. Во многом они схожи, но одно, самое главное различие, разводит их на многие годы друг от друга. Один признал свою ошибку. Олицетворение новой системы – Шариков – небритый, неуклюжий, говорящий то, что первым приходит в голову. Его правильно описывают фразы «Ужас заключается в том, что у него уже не собачье, а человеческое сердце» и «А, т.е. он говорил, ну, это еще не означает, что он человек». Кто это Шариков, как не податливая глина, из которой можно вылепить все, что душа пожелает. Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. А люди не знают, как исправлять свои ошибки. Или не хотят знать. Научит ли нас чему-то этот фильм? Кто увидит в нем трагедию человеческого общества? Драму человеческого разума, который замыкается, словно электрическая цепь, и не может выходить за ее рамки?

Кинопоиск
Кинопоиск2 ноября 2011 в 20:34
Нравственный упадок.

Все миры, созданные М. Булгаковым - мастером фантасмогории, смотрятся ярко и актуальны до сих пор. Можно с уверенностью говорить о том, что его произведение «Собачье сердце» это одна из вершин совмещения фантастики и жестокой реальности не только прошлого, но и настоящего. Сюжетных отклонений, препятствующих восприятию событий, происходящих на страницах книги и фильма нет. Отмечу два небольших отличия: 1. Операция на мозге официальной огласке придана не была, а соответственно до сенсационной новости и известности в широких массах не может быть и речи. 2. Присутствующий в фильме эпизод бенефиса Шарикова с игрой на балалайке в институте, также отсутствует в оригинале. Эти режиссёрские вставки в сюжет нисколько не портят картину: наоборот, с ними она смотрится ещё интересней, хотя и становится более фантастичной, чем рукопись. Хотелось бы отметить, что повесть является страшным пророчеством: гибель интеллигенции, размножение вездесущих «шариковых» и «швондеров», которых М. Булгаков нещадно сравнил с животными, отсталые народные массы, которые могут думать только о хлебе насущном (и это не их вина), закостенелость бюрократии и т.д. Быт москвичей того времени выглядит гадким: тухлая еда в столовой, свинство и пьянство и как следствие умственная и физическая деградация населения (обратите внимание, Шариков пьёт из банки с заспиртованным органом!), и вездесущая грязь, грязь, грязь… Обратите внимание на съёмку на улицах: сумрак и неизвестность царит везде, и, как тяжёлое предзнаменование жестоких перемен, нет ни одного лучика солнца, который пробился бы из крови и тьмы революции. Надеяться не на кого и не на что. Но квартира профессора смотрится последним маленьким уютным оплотом какой-то счастливой жизни без грязи в подворотнях и в людях. Мы знаем, что этому мирку суждено пасть, но финал немного оптимистичен: профессор исправил свою ошибку. Жаль, что нельзя её исправить в масштабах целого народа. Все актёры играли безупречно, об этом говорит тот факт, что многих персонажей даже через много лет после первого прочтения и просмотра помнишь по именам и фамилиям! Профессор Преображенский, д-р Борменталь, Шариков, Швондер и т.д. А некоторые образы, созданные актёрами, стали нарицательными персонажами не только анекдотов, но и простой разговорной речи. А сколько аналогий мы находим в нашей жизни? Музыкальное сопровождение подчёркнуто трагическое и соответствует сюжетной линии. Фильм не зря вышел в эпоху перестройки и гласности, ведь она чем – то напоминала революцию 1917 г.: та же неизвестность и потеря ориентиров развития государства. Фильм задаёт один и тот же вопрос (и возможно будет ещё долго его задавать): изменилось что–то в наше время или нет? Для меня ответ очевиден: «фантик» стал красочней, а «конфетка» внутри осталась той же. Вывод: смотреть обязательно. 10 из 10

balybina.maya@icloud.com
balybina.maya@icloud.com23 апреля 2020 в 11:50

Рецензия на повесть 'Собачье сердце' Повесть 'Собачье сердце' естественно в большей степени является философским произведением. В нем, автор размышляет на темы: большевизма, пролетариата, буржуазии и человеческой натуре. Как я уже сказала, данное произведение является философским. Но помимо философии в нем присутствуют моменты сатиры и фантастики. В чем же заключается сатира? Сатира нужна для того, чтобы высмеять пролетариат в целом, делая акцент на двух героях: Шариков и Швондер. Сама фамилия Шариков, уже заставляет смеяться еще и имя: Полиграф Полиграфович. 'А фамилию я хочу наследственную взять' - так сказал наш Шариков, желая получить паспорт. Естественно, сатира переплетается с философией, с помощью нее мы можем уловить глубокий смысл... Фантастика в данной повести играет небольшую роль, ее маленький момент, заключается лишь в превращении собаки в человека, чтобы заинтриговать читателя и перейти к основной мысли повести.'Шейте доктор, шейте'. Где же проявляется философия? Она проявляется на протяжении всего фильма, но особо ярко это можно увидеть в отрывке, где профессор Преображенский осуждает пролетариат и большевизм, в вещах, которые на тот момент происходили в Москве 30х годов, а именно: разруха. 'Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?... Это вот что: если я каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.' - Так сказал великий профессор Преображенский! Это моя самая любимая цитата из повести. Она несет огромный смысл за собой: Разруха, это то что в то время было в голове у большевиков, только они подносили ее как благо для России. Они думали, что всеобщее равенство это нормально и честно. И получая это равенство, пролетариат прекращал работать. В итоге, хочу сказать, что профессор Преображенский являлся как бы посланником разумных мыслей автора. М.Булгаков, через профессора пытался донести здравую мысль до окружающих, словно крича: 'Остановитесь! Так не должно быть! Посмотрите на себя со стороны!'. В истории нет сослагательного наклонения, но что было бы если бы люди действительно прислушались к его мыслям? Мы можем только размышлять. Этого мы не узнаем никогда...

zombion
zombion8 ноября 2019 в 21:54
Мой кинематограф!

Он еще танцует? Танцует… (примерно 65-ая минута фильма) Собачье сердце Булгаков, ребятушки, Булгаков. Умер слишком рано, жаль, хороший был писатель. Бортко взял Булгакова (о-о-очень бережно) и перенес на экраны. Итог – один из самых известных советских фильмов. Культовая классика. Все знают фразу “Абырвалг”. Кино действительно растащили на цитаты. 20-ые годы, Москва. Бездомный пес шатается по городу в поисках еды. Его бьют палками, обливают кипятком, но однажды Шарик встречает профессора Преображенского. Тот забирает его к себе. Вместе с помощником Борменталем, доктор пересаживает псу человеческий гипофиз и железы. Эксперимент проходит удачно, Шарик превращается в человека, а затем в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Подходи, буржуй, глазик выколю… Любопытный момент, задолго до картины Бортко, кинематографисты уже пытались экранизировать повесть Булгакова. Существует итало-немецкая версия “Собачьего сердца” (про нее мало кто слышал на самом деле), где профессора сыграл сам Макс фон Сюдов. Самое интересное, что некоторые критики ругали версию Бортко, приписывали (якобы) плагиат. Чушь! Бортко снял изумительное кино. Я обожаю его “Собачье сердце” всем сердцем. Оно очень стильное. Здесь идет даже не черно-белый, а именно коричнево-белый фон. Запредельная атмосфера того времени, веришь. Крепкая режиссура. Лучший фильм Бортко, честное слово. Сильнейший актерский ансамбль – просто лебединая песня Евстигнеева, чертовски хорош в образе профессора. Шикарный второй план – Карцев, Русланова, Плотников и др. Отдельным абзацем про звезду – Владимир Толоконников. Актер пару лет назад скончался, вечная память. Гениальное (да-да) исполнение Шарикова. Отыграл каждую сцену на каком-то космическом уровне. Толоконников в “Собачьем сердце” – это стопроцентный Оскар, ребят. Никаких сомнений. Такая величина, которую никто никогда не достигнет. Бесподобно! Я не буду вам писать про метафоры Булгакова (революция, пролетариат, буржуазия и т.д.), вы и без меня уже давным-давно знаете “Собачье сердце” наизусть. Отмечу только одно. Безумно грустное кино. Почему? Потому что оно актуально, как ни крути. Сейчас каждый второй Шариков. Нет, серьезно, я не шучу. Сердца у всех собачьи. Великая страна, разойдись, сверхдержава, е-мое. Портки пошить не можем, за водой ходим на колонку, 21 век. Да я, да мы – гаф-гаф-гаф. Человеком надо быть, человеком. Прав был Булгаков – в головах разруха, в головах. Обязательно в коллекцию! 9,5 из 10

Хорват
Хорват29 июня 2017 в 09:27

Самое загадочное для меня, касаемо фильма, так это то, как идейный коммунист Владимир Бортко вдруг решил снимать абсолютно антикоммунистическую, антисоветскую, антипролетарскую кинокартину. По повести убеждённого антиреволюционера Булгакова. Причём снять так, что, по-моему, самому Булгакову было бы не стыдно за экранизацию. Полностью отразить и взгляды профессора, и пролетарское гадкое мышление Шарикова, и пропагандиста Швондера. Как режиссёр-коммунист решил снять кино, которое плачет по «России, которую мы потеряли»? Я этого не понимаю. Булгаков ценил и уважал интеллигенцию. Профессор Преображенский (даже фамилия говорящая) – можно сказать, оплот того, что должно сохранить, уберечь от грязных рук пролетария. И вся повесть «Собачье сердце» - это грусть по утраченной вере в то, что после октябрьского переворота можно ещё всё привести в порядок. Что разруха в головах не окончательна, что ещё что-то можно спасти. Но как ни бьётся интеллигенция над воспитанием пролетария – ничего лучше не становится. Если в голове сидит – «отнять всё и поделить», это никакими сентенциями не выкорчевать. Можно собаку сделать человеком, но из идейного пролетария и маргинала Клима Чугункина порядочного человека не сделаешь. Такой человек будет мыслить вросшими в сознание шаблонами. Обращение «господин» для него оскорбительно, свою принадлежность он определяет просто – он не нэпман, стало быть, пролетарий. Если кто-то живёт и работает один в семи комнатах – можно пару комнат у него отнять. Людьми, живущими шаблонами, проще управлять, проще их организовывать, сплотить. Они верят любым авторитетам, которых рассматривают как «своих». Им проще сказать о том, что «по многочисленным просьбам трудящихся цена на мясо и колбасу будет повышена». У таких людей проще отнимать поэтов и писателей, актёров и художников, переводчиков и авиконструкторов, и загонять их в тюрьмы, как контру. И прочее, прочее. Примерно к такому выводу приходит Булгаков. В своей повести, которую изъяли и не пустили в печать. А как только она появилась в печати спустя 60 лет – тут же член КПСС Бортко помчался её экранизировать. Ну разве не странно? Фильм получился, наверное, идеальным. Он достаточно криповый, снят к тому же в сепии, но повесть перенесена на экран потрясающе. Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников демонстрируют ту самую актёрскую игру, которая должна служить эталоном для актёров. Но это просто мой дилетантский взгляд зрителя. «Собачье сердце» вряд ли когда-нибудь станет моим любимым фильмом, уж больно он грустный и какой-то депрессивный, но он заслуживает высшей оценки, это точно. 10 из 10

Barnaul_MAN
Barnaul_MAN23 мая 2017 в 10:43
Собака бывает наглой только от жизни человечьей

Когда-то режиссёра Владимира Бортко в народе уважали, а не ругали за его экранизации классики, когда у него не было возможности показать зрелищную постановку (хотя в экранизациях тех книг, по которым Бортко снимал в 80-х, спецэффекты и не требовались), а шквал негативной критики обрушился на нового 'Тараса Бульбу', который вышел тогда, когда стало модно считать, что 'всё русский говно и старана свининая', более всего модно стало поливать помоями русские фильмы, в которых присутствует зрелищность - нашему зрителю стало невозможно угодить, и экранизацию книги Гоголя обвинили в многочисленных отступлениях от литературного первоисточника. В свою очередь, ленты 'Без семьи' по Гектору Мало, и фильм, о котором пойдёт речь, сняты небогато, потому как выходили ещё в последние годы существования СССР, к тому же, сняты для ТВ, а советское кино у нас имеет особые привилегии, но я ни в коем случае не хочу сказать, что советское кино современный зритель хвалит только 'потому что так надо', тем более такие картины, как 'Собачье сердце' - на самом деле фильм каждым кадром и каждой репликой заслужил уважение не только нашего зрителя, но и американского, что доказывает рейтинг фильма на IMDB (который, кстати, ещё выше, чем на нашем Кинопоиске - выходит, американцы далеко не тупые). Владимир Бортко позволил себе в экранизации Булгакова немного вольностей, добавив только сцену с одной из первых хулиганских выходок главного героя, выкинутой во время приёма (знаменитое 'вокально-инструментальное выступление' героя, повлекшее обморок интеллигентного человека), устроенного тем, кто... создал этого человека, бывшего до поры - до времени собакой. Такова гениальная идея знаменитого писателя, заставшего революционную эпоху и написавшего произведение на злобу дня, даром что это произведение фантастическое и комедийное, ставшее цитатником на все времена. Умные диалоги в исполнении благородных персонажей и хулиганские высказывания главного героя - новоявленного человека, проведшего детство в собачьей шкуре и, похоже, оценившего свой новый облик как очень выгодное положение; разошлись на цитаты в народе ещё при прочтении массами книги, ставшей классикой литературы, и при просмотре экранизации, ставшей культовой. Булгаков написал, а Бортко показал вымышленные события на фоне реальных, чтобы не просто заставить читателя / зрителя смеяться над выходками человека с собачьим сердцем (и фамилией), а рассказать / показать ему непростое время, в которое произошло больше трагедий, чем комедий, и в бедной обстановке богата суть, а именно демонстрация реалий раннего СССР, когда за решётку или к стенке можно было угодить за одно неосторожно сказанное слово, и герой произведения, создавший главного персонажа, не подозревая, что это будет за создание, ведёт себя очень смело перед представителями власти, заявившимися к нему домой с целью урезать его в жилплощади, что могло повлечь за собой самые печальные последствия. В этом произведении никого не отправят в ссылку и не расстреляют, здесь вообще не будет трагедий, напротив, половину фильма вы будете смеяться над штучками, которые будет выкидывать главный персонаж, которому стало гораздо удобнее в человеческом облике, чем в собачьей шкуре, которая за всю собачью жизнь терпела только унижения на улицах города, где дворняга была чем-то лишним и никому не нужным. Если бы профессор, решившийся на столь опасную, но гениальную операцию, заранее знал-ведал, ЧТО он создаёт, то конечно, не стал бы этого делать, но тогда бы и не было ни гениальной книги, ни гениального фильма. В итоге, мы имеем шикарное произведение и не менее шикарную экранизацию, которые способны не только повеселить, но и погрузить читателя и зрителя в одну из самых непростых эпох нашей страны. 10 из 10 - Бить будете, папаша? - Тьфу! Идиот.

ArtyomSelyus
ArtyomSelyus15 августа 2013 в 06:39
Экранизированный Шариков

При всей фантасмагории этого незаурядного произведения, оно всё же приобретает характер не плохой иносказательной драмы. Соль фильма заложена в идеи очеловечивания уличной дворняги. По сути, фильм ничто иное как экранизация повести Булгакова с аналогичным названием. И могу заверить, что это довольно таки неплохо перенесённая повесть на киноленту. Владимир Бортко замечательно сумел передать всё с неимоверной точностью. Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского, Владимир Толоконников в роли Шарикова, а также Борис Плотников в роли доктора Борменталя превосходно справились с образом своих героев и навряд ли зритель уже сможет представить на их месте кого-то другого. Фильм ставший классикой русского кинематографа продолжает удивлять даже искушенного зрителя. История одной дрянной собаки, которая олицетворяя человеческий разум, ведя внутренний диалог с собой, всё же становится человеком, благодаря скальпелю доктора Борменталя. Картина пропитана тонкой иронией, которую доктор Борменталь подтверждает своими высказываниями в течении всего фильма. Параллельно с этим поднимаются такие проблемы, как: разруха общества, равенство прав и проблемы пролетариата. Хронология становления Шарикова человеком, а также членом общество, сопровождается его животными выходками. Такие комичные сцены, как казус в ванной комнате, когда Шариков заполняет водой пол квартиры и его выступление перед заседанием учёных, вызывают непроизвольную улыбку. Ненависть к котам и блохи на волосяном покрове, неимоверно берут вверх, и Шариков вновь становиться собакой. В данном творении использован такой эффект как 'сепия', а весь цветовой контраст напросто проигнорирован, но это нисколько не влияет на ослабевание интереса к фильму. Наоборот, этот эффект придаёт оттенок тех времен в которых задействован сюжет. Впечатления полученные от просмотра фильма заставляют с иной точки посмотреть на русский кинематограф. Довольно живая картина и при всей своей несуразности, вызывает неподдельные эмоции. Поражают замечательные высказывания Шарикова и доктора Борменталя, многие из которых уже стали крылатыми выражениями. Например, такие как: 'Господа в Париже! и 'Дай папиросочку - у тебя штаны в полосочку'. Картина стоит просмотра даже ради того, чтобы просто расширить свой кругозор в кинематографе. Не говоря уже о том, что картина снята в СССР. Особенно интересно будет тем, кто интересуется творчеством Булгакова, так как картина с неимоверной точностью передаёт ироничный характер произведения. В общем уделите пару часов и посмотрите этот шедевр, думаю это время не пройдёт для вас даром.

Double Wi
Double Wi25 сентября 2012 в 11:10
Самый важный писатель 20-х годов того времени

На мой взгляд, через весь сюжет проходят две параллели. Первая – человеку не дано, пока, вмешиваться в “природу сотворения”. Второе – тема “разрухи в головах” актуальна с тех пор и по сей день. Самый важный писатель 20-х годов того времени - это Михаил Булгаков. Ведь его роман – это фантастика, но Булгаков не отрывает эту фантастику от реальности. Он использовал конкретные факты. В 20 годы были очень популярны занятия евгеникой, психоанализ, учение Фрейда. Такой материал, на самом деле, очень интересен. В основе лежит биологический эксперимент – создание обновлённого индивидуума. Но что получается, когда человек сам начинает “творить”, вроде бы ориентируясь на здравый смысл? В результате получается – Шариков, существо мерзкое и хамское. Ведь человек - это не только плоть и кровь, а также высокоразвитая сущность, как морально, так и духовно. Прописные истины, которые должны соблюдаться каждым человеком: доброта, вежливость, контроль над своими мыслями и действиями. Нужно думать не только о себе, но и о других. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Можно создать обновлённую плоть, но нельзя, хирургическим путём, обновить душу. И действительно, как тонко описано и показано сочетание животных в людях. Да, живя в некоем обществе совершая некие поступки, некоторые люди являются животными, что можно видеть и в наше время. Уровень развития таких людей как “Шариков” не позволяет им двигаться дальше. Саморазвитие? Для них не существует этого слова. Их мораль как нигилизм: “неважно кто будет строить, наше дело разрушить”. К сожалению, большинство идёт по лёгкому пути, который не приводит к добру, ни для себя, ни для окружающих. Отсутствие ответственности, первая ступень превращения человека в нравственного калеку. “Разруха в головах” не прекратилась, она еще больше стала проявляться в нашей жизни, через миллионы таких вот “Шариковых” и “Швондеров”. И тут великий мастер Булгаков очень точно отразил последнюю эпоху. Эпоху разрухи и надежд, отношение ко всему советскому. В этом много схожего со временем, когда режиссёр решил снять фильм. В 1988 году фильм “собачье сердце” вышел на экраны, а ситуация в России была достаточно сложной, близился развал СССР. Режиссёр Бортко действительно вовремя экранизирует великое произведение. Эпоха советской цивилизации заканчивается, а вместе с ней заканчивается эксперимент. Ведь и сам Булгаков говорил, что его Бог – это эволюция, а не революция (эксперимент). А экспериментировать хотят и будут хотеть любые “режимы” ведь им всем хочется создать таких “Шариковых” из которых, можно вылепить всё что угодно. Поэтому философские идеи, заложенные в фильме, делают картину популярной и очень успешной. Режиссёр понимал, что донести весь смысл написанного можно через игру актёров и среди прочих причин успеха «Собачьего сердца» - большое количество блистательных звёзд: Евгений Евстигнеев (Преображенский), Владимир Толоконников (Шариков), Борис Плотников (Борменталь), Роман Карцев (Швондер), Нина Русланова (Дарья Петровна) и другие. Великолепная, талантливая игра замечательных мастеров своего дела принесла в этот фильм мощную энергию, которая как наводнение, как цунами, порабощает тебя своей силой, погружая с головой в этот мир, в Атлантиду, и ты начинаешь видеть множество оттенков. Ключевая роль в фильме – это Профессор Преображенский, он как воплощение идейных исканий, характерных для интеллигенции начала века. В этой роли сосредоточены размышления о цене научного поиска и цене заблуждения. Преображенский раньше других осознал свою вину и свою ошибку. Даже ради самой искренней и высшей цели, человеку нельзя 'играть' в Бога и переделывать то, что уже создано. Людские пороки и внутренние 'бесы' запросто помешают самым благим намерениям, и это может стать непоправимой ошибкой для всего человечества. Актёрская игра Е. Евстигнеева очень точно передала всё это и поразила своей достоверностью. Даже не вериться, что возможно так вжиться в роль. Евстигнеев не отпускает зрителя, заставляя слушать каждое слово его персонажа, заставляя задуматься над ним. Он умный, раскрепощенный. Его талант многогранен… Замечательный дуэт Толоконников-Евстигнеев. Невозможно передать словами, всю актёрскую игру, гамму чувств, мимики и буффонады. Это, действительно, надо видеть! Владимир Толоконников, сыгравший негативную роль, сумел заставить всех зрителей без исключения испытывать множество эмоций к своему персонажу, от жалости до неприязни к себе. А это о многом говорит – талант! И, конечно же, Роман Карцев в роли Швондера. Без него фильм “Собачье сердце” невозможно представить. Самоуверенность и нахальство Швондера актёр передал исключительно точно. Настоящая школа игры драматического актёра по Станиславскому. Сыгранная роль Дарьи Петровны, добавляет в фильм незаметную лёгкость, житейский юмор и ироничность. Её персонаж сглаживает все сухие и острые углы данного произведения. На мой взгляд, картина была бы не столь полной, не будь в ней музыки. Гений композитора Владимира Дашкевича сделал своё дело. Так же сама картина является мощным инструментом для передачи идеи Булгакова. Эффект чёрно-белой гаммы, которую удачно использовал режиссёр, подчёркивает и передаёт дух того времени: зима, завывающий ветер, полупустые улицы, шагающие отряды большевиков и бедный облезлый пёс, как олицетворение трагизма всей ситуации.

Mystery Em
Mystery Em28 марта 2020 в 13:01
Собачье сердце

Общее впечатление: Я не читала повесть, и долгое время не была знакома с лентой. Причина столь проста — я была уверенна что фильм невероятно грустный. Но оказалось все весьма весело и по философски тонко. Фильм поделен на 2 серии, а общий хронометраж составляет 136 минут. За это время зрителя знакомят с выдающимся профессором Преображенским (понятное дело фамилия говорящая), играет его Евгений Евстигнеев, и его экспериментом. Ученый находит на улице обыкновенную собаку, приносит ее домой для опыта. После пересадки гипофиза его подопытный пёс Шарик превращается в человека! Сенсационная новость мгновенно разлетелась по Москве, и принесла всемирно известному профессору очередную порцию признания. Однако радость его была недолгой: вопрос о том, что из Шарика — в последствии гражданина Шарикова (Владимир Толоконников) — может получиться «высокая психическая личность» очень быстро становится под сомнение. Шарик, он же Полиграф Полиграфович из собаки становится человеком. Понимая не только русскую речь, мгновенно учится всему и вся, и даже собирается пойти работать. Но все ли так хорошо? Профессор Преображенский создал новую ступень эволюции или же мешает естественному процессу, вмешиваясь своими фантастическими опытами? Картина поднимает множество актуальных вопросов на разные темы от религиозных до утопических. Тонна мыслей порождает столь заманчивое проявление фантастики, но самое интересное таится в характерах героев. Шариков одновременно симпатизирует и вызывает неприятные чувства. Но его можно понять, он оказался в такой ситуации не по своей воли, о чем в фильме упоминает и сам. Профессор же, понимая исход всей ситуации, должен принять меры, но как же быть, когда твое творение выходит из под контроля. Актерский состав идеально подобран, особенно меня радует Евстигнеев, с ним я, конечно, не так сильно знакома, но образ умного человека, одержимого поразительной идеей потрясающего открытия, передан великолепно. У Толоконникова тоже непростая роль, ему нужно было передать собирательный образ некультурного и грубого человека, показать переменчивость и желание всяческими способами оттолкнуть. Что у актера выходило чудесно! В тандеме Евстигнеев-Толоконников создают особый шарм, за их игрой приятно наблюдать! Фильм не только с философским и остроумным подтекстом, но и с долей юмора. Некоторые эпизоды с диалогами пропитаны сарказмом, иронией. Шутки забавны, и от этого процесс просмотра фильма становится увлекательным. Владимир Бортко режиссер гениальный, он экранизировал роман «Мастер и Маргарита», «Идиот», о котором я писала. Есть еще работы, с которыми я не знакома, но думаю в скором времени ознакомлюсь. Бортко умеет создать особую атмосферу, и даже там, где кажется тяжело! 9 из 10

Shishkodryomov
Shishkodryomov25 декабря 2018 в 20:57
Убью за кота.

Объявившее о приходе огромного стада Шариковых, людей с собачьими сердцами, в 20-е годы прошлого века, 'Собачье сердце' Булгакова так и не увидело свет, прозвучав тревожным набатом только для избранных. Но ситуация нисколько не изменилась, когда в конце 80-х Владимир Бортко экранизировал 'Собачье сердце', очень близко к тексту, абсолютно точно передав всю квинтэссенцию произведения Булгакова. Режиссер по сути дела священнодействовал, не позволил себе ни одной вольности с оригинальным текстом, довольно невинно дополнив сюжет, на мой взгляд, сделав это даже гениально. Любовная линия с Борменталем чего стоит. Фильм получился шедевральным, с каким-то особенным звучанием, отображающим российский дух по полной. Удивительно, что подобная форма фантасмагории мгновенно ушла в народ, прижилась там и навеки поселилась фразами, междометиями, даже песнями. 'От Севильи до Гренады' из пьесы А. К. Толстого 'Дон Жуан' или альтернативное 'Яблочко', которое, как говорил гайдаровский Жиган, и белым, и красным петь можно. Только слова нужно менять. У Евгения Евстигнеева все роли великие, поэтому профессор Преображенский - только одна из них. Но нигде он не выглядел настолько серьезно и представительно. Если только в роли Ручечника. Доктор же Борменталь, Борис Плотников, в свои практически семьдесят лет, до сих пор стоит на голове сцены Театра Российской Армии. Владимир Толоконников же вовсе навсегда остался для всех Шариковым, на какие роли бы его после не приглашали. 'Собачье сердце', наверное, фильм депрессивный, но это совершенно не ощущается. Булгаковский дух здесь повсеместно, а он, к чему я склоняюсь все больше, всегда был оптимистичным. Это трудно разглядеть в некоторых произведениях автора, но достаточно посмотреть ранние его рассказы, чтобы понять - с кем мы имеем дело. Сатирические образы прислуги, Швондер с компанией, все за послевоенной разрухой должно выглядеть ужасно, но все это повернуто к зрителям какой-то иной стороной. Реальные кадры того времени, конечно, в фильме удручают больше всего. Фильм растащен на цитаты. Исторические вопросы времени решаются за разговорами профессора Преображенского с Швондером и Борменталем, а затем - уже с Шариковым. Это любимые мои моменты. Звуковой ряд надрывный и трепетный, ассоциируется исключительно с 'Собачьим сердцем'. Самыми крылатыми выражениями я посчитал 'не читайте перед едой советских газет', 'господа все в Париже' и 'дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку'. То есть, в основном они принадлежат Шарикову! Что касается актуальности фильма, то вышел он в преддверии появления нового стада люмпенов, а ныне приобретает новое звучание, ибо когорта Шариковых с науськивающими их Швондерами вновь успешно строчит доносы на любую контрреволюцию. А профессор Преображенский умер, если бы и не умер, то давно уехал. И не в Крым, а гораздо дальше. 10 из 10

Tristo
Tristo28 февраля 2015 в 10:19
Мы к Вам, профессор, и вот по какому делу...

Кинорежиссёр, уроженец Москвы, Владимир Бортко зарекомендовал себя многообещающим кинематографистом, когда на экраны вышла многими любимая мелодрама советской эпохи 'Блондинка за углом' (1984-го года выпуска, тогда Бортко исполнилось 38 лет - весьма хороший возраст для режиссёров). У него были и другие картины до этого отснятые, но именно 'Блондинка за углом' принесла ему признание. Хотя, отдадим должное, в 'Блондинке...' львиную долю того, что фильм стал таким популярным принесли нами так любимые актёры Андрей Миронов и Татьяна Догилева. И спустя четыре года Бортко приступил к съёмкам картины, которая станет эталонной в экранизациях великого Михаила Булгакова ('Иван Васильевич меняет профессию', поставленной по пьесе писателя, была заметно переделана под комедийную сущность Леонида Гайдая). И этой картиной стала 'Собачье сердце' - великолепная экранизация, чуткая, наполненная периодом смены власти, террора, крови на улицах, в которой каждый кадр - это как машина времени, перенёсшая зрителя в эпоху профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Думается, что многим повезло прочесть этот незыблемый роман Михаила Булгакова, и многие согласятся, что Бортко удалось передать всю суть горькой сатиры писателя, который не признавал новую власть 'красных', в своё время он даже служил военным врачом у белогвардейцев и относил себя к прослойке интеллигентов. Но даже жёсткая советская цензура не могла обрубить распространение книг Булгакова, он был гением, что тут сказать. Да, всеми признаётся его 'Мастер и Маргарита', но, поверьте, что 'Собачье сердце' тоже входит в культурное наследие русского народа. Серость, грязь, мрак и непонятное будущее - вот, что во многом сыграло решающую роль в том, что 'Собачье сердце' признано одним из лучших фантастических (а как ещё, если тут из собаки в человека превращают) произведений своего времени. Однако же, несмотря не нелюбовь Булгакова к Стране Советов, он взял за основу историю про сталинского (ещё до того времени, как Иосиф Виссарионович стал генсеком огромной страны, строящей коммунизм) врача, который разрабатывал процедуру омоложения, которая, впоследствии, должна была привести к бессмертию. Бортко очень повезло с оператором картины Юрием Шайгардановым. Тот, словно по наитию, нашёл верные ракурсы, а мастера по свету и художники чётко осознали каким должна предстать история искусственного превращения собаки в человека на фоне происходящих глобальных перемен в политическом строе. Раз за разом эти профессионалы погружают в ту эпоху, о чём уже говорилось выше. Даже вставки с ретушированной обрисовкой кадров, когда солдаты, скажем, под песню отбивали маршевой шаг по грязным лужам мостовой - это всё было сделано блестяще. Это находка для такого фильма и многим необходимо учиться, как делается настоящая работа, как сейчас принято говорить, креативная работа. Кстати, не так много съёмочных павильонов и натурных съёмок задействовано в 'Собачьем сердце', большая часть происходящего находится внутри роскошных апартаментов Филиппа Филипповича, но разве кто-то, кто посмотрит фильм, скажет, что было скучно и однообразно? Ни в коем случае! Балансирование между многими задействованными камерами такое тонкое, что даже без сомнений заявишь: всё снято в настоящей огромной квартире. В своё время я сказал и сейчас придерживаюсь того же мнения, да простят меня другие киноманы, что два актёра эпохи советского кинематографа заслуживали получить 'Оскар' за 'Лучшую мужскую роль'. Таковыми я назвал Бориса Михайлова за великолепную роль в 'Любовь и голуби' и, однозначно, заслужил всемирного признания Евгений Евстигнеев за роль профессора Преображенского. Перечитывая страницы романа Михаила Булгакова кого-то другого просто невозможно представить. Суровый, гениальный, воспитанный, интеллигентный, начитанный, безупречный в обиходе - это всё Евгений Евстигнеев, передавший настоящий, крепкий, даже мощный образ светилы мировой медицины. Стукнет по столу: все вздрогнут и замолчат, рассмеётся - и у всех поднимается настроение; в общем, как в рекламе: 'Сказал, как отрезал'. Вот таким вот предстал Филипп Филиппович, а Евтигнеев, осмелюсь утверждать, сыграл свою лучшую роль за всю свою прекрасную кинокарьеру. Эталонный человек своей социальной прослойки и эталонная роль. Каждый раз смотрю на Евстигнеева в этой роли и восхищаюсь. Конечно же, другие актёры тоже достойны внимания. И, в первую очередь, дебютант в кино Владимир Толоконников. Его Полиграф Полиграфович Шариков - это уже имя нарицательное, даже хорошие КВНовские команды берут себе от этого имени называние. Мерзкий, с отвратительными манерами алкоголик, ненавидящий псов, претендующий на своё место под солнцем, которое он видит только в апартаментах профессора Преображенского, он пишет кляузы, шантажом и враньём заставляет людей идти у него на поводу. Попробуйте сыграть этого мерзавца, а вот Владимир Бортко нашёл его и Толоконников отблагодарил великолепной игрой, настолько вжиться в роль негодяя - надо многим новым 'звёздам' нынешнего времени подучиться у этого актёра. Швондер стал таким же нарицательным героем. Его отлично исполнил знаменитый одесский сатирик Роман Карцев, к тому же он стал каким-то образчиком нового чиновничьего аппарата в своей кожаной куртке, фуражке и грязных сапогах. Борис Плотников, опять же смелюсь утверждать, сыграл свою лучшую роль в кино, сыграв Арнольда Арнольдовича, помощника профессора. Да и остальные актёры на своём месте, ни единого промаха. Спасибо Бортко за это. 'Собачье сердце' - классика не только предперестроичного кинематографа, не только советской эпохи, но и всего отечественного кинематографа в целом и общем. Так уж случилось, что гении Булгакова и Евстигнеева нашли друг друга и подарили массу эмоций и массу мыслей от 'Собачьего сердца'. 10 из 10

Remy Etienne LeBeau
Remy Etienne LeBeau6 декабря 2013 в 15:23
«От Севильи до Гренады…»

Спустя 63 года с момента написания повести “Собачье сердце” (1925 год) советский режиссер Владимир Бортко (“Идиот”, “Мастер и Маргарита”, “Тарас Бульба”) перенес на кинематографическую пленку едва ли не лучшее произведение Михаила Булгакова. Эта повесть смогла объединить в себе сразу несколько жанровых форм: фантастику, сатиру и главное – социальную утопию. Режиссер же уверенно и кропотливо перенес все самые главные мысли произведения, в тоже время не боясь отходить от первоисточника и добавлять некоторые собственные линии и сцены (презентация публике Шарикова, влюбленность Борменталя в машинистку Васнецову). Филипп Филиппович Преображенский (Евгений Евстигнеев), выдающийся хирург своего времени, находит на улице бездомного пса, которого все кличут Шариком (сыгран собакой). Приведя его к себе домой, профессор откармливает и лечит его, но лишь для одной цели – провести эксперимент. Опыт принимает неожиданный поворот, который способен изменить жизнь экспериментатора, и далеко не в лучшую сторону. “Какой я к черту Шарик? Шарик – это значит круглый, упитанный, глупый… ” Необычный эксперимент – основная мысль произведения. Булгаков воспринимал все происходящее в то время в стране как один большой эксперимент, попытку создать нового человека неестественным путем. Этот метод, который включает в себя насилие, обличается устами профессора Преображенского ( 'Ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом', “На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками” ). Профессор – символ старой эпохи, он интеллигентен и образован. Шариков – символ приходящей, “дворняга”, получивший полномочия, невежа, старающийся быть как все (сцена с ботинками). Преображенский слишком поздно понимает свою ошибку, опыт, который обернулся против него самого же. Человеку не дано вмешиваться в естественный ход вещей, которые были заложены природой (как в буквальном плане, так и в плане общества). Еще одна затронутая тема, которая актуальна и по сей день (особенно в России) – разруха, проникающая не только в парадные, но и в головы ('Разруха не в клозетах, а в головах'). Из уст профессора звучит сатира, направленная в сторону власти Советов. “Господа все в Париже…” Актеры буквально вжились в роли своих персонажей. Евгений Евстигнеев блестяще исполнил роль постаревшего хирурга, который изначально бросается едкими, саркастическими высказываниями, но под давлением Шарикова становясь подавленным, болезненного вида стариком. Борис Плотников, как мне показалось, немного не доиграл, но и его персонаж гораздо проще и менее “подвижен”, чем тот же Преображенский. А вот Владимир Толоконников эталонно сыграл Шарикова, начиная от мимики и заканчивая жестами. Чего только стоит момент перед зеркалом и презентация Шарикова публике. Картина снята в черно-белых тонах, видимо, специально для создания должной атмосферы (в цветном варианте ее сложно представить). И, действительно, атмосфера того времени чувствовалась в каждом кадре, начиная от улиц Нэповского периода и заканчивая квартирой профессора. Лишних кадров, которые бы загромождали экранное время, практически нет. Лишь в самом начале можно было не показывать мальчика, склонившегося над собакой. Непонятным моментом осталась уже упомянутая сцена перед зеркалом. Лента разлетелась на цитаты, как конфетти из хлопушки, имена собственные уже стали нарицательными (Шариков, Швондер, Клим Чугункин). Прекрасная адаптация великого произведения в совокупности с должной актерской игрой. Фильм действительно по праву считается классикой советского кинематографа и, пожалуй, лучше работой режиссера Бортко. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск30 июля 2013 в 13:14
Советский Франкенштейн

Экранизация культовой, одноимённой повести Михаила Булгакова. Красная Москва времён НЭПа. Знаменитый и уважаемый профессор Преображенский, вместе со своим молодым ассистентом ставит эксперимент по пересаживанию гипофиза человека в мозг собаки. Но результаты опыта превосходят все ожидания- пёс не молодеет (как было задумано) а превращается в человека! И как раз в это время, в многоквартирный, элитный дом вселили жилтоварищей, 'целых четыре штуки', которые начинают мотать старому профессору нервы. С этих пор спокойная и размеренная жизнь в квартире Преображенского заканчивается. А созданный 'гумункул' превращается не в высоко развитую, а на оборот в деградирующую личность - алкаша, хама и дебошира Шарикова... '-Я не господин. Господа все в Париже.' (с) Это вероятно самая блистательная экранизация за всю историю существования кинематографа! По крайней мере, из тех что видел я -точно. Создатели картины подошли к съёмкам своего фильма основательно подготовившись, проработав материал, изучив хронику тех лет. Прочитав все произведения классика. Провели тщательный отбор актёров, даже на самые маленькие и проходные роли. И конечно, отнесясь с бережной любовью к оригиналу- знаменитой повести Булгакова. Которая до этого была запрещена как 'антисоветская' и издавалась только в подпольной печати. И лишь в годы Перестройки была издана широким тиражом, мгновенно снискав себе популярность, как и его 'Мастер и Маргарита'. И скажу даже больше - фильм мне понравился значительно больше книги. А такое бывает крайне редко! В 1988-ом, на советском телевидении состоялась премьера ТВ-картины режиссёра Владимира Бортко -'Собачье Сердце'. В своём фильме, постановщик объединил несколько рассказов классика. Вернее позаимствовав некоторых второстепенных персонажей, из других его произведений, например друг Преображенского -профессор Персиков, (который является главным героем 'Роковых Яиц') и др. Но всё было соединено просто мастерски, и гармонично подошло к главной истории. Хочется заметить и тот факт, о котором уверен знают не многие, что звучащие в картине 'коммунистические' песни -не исторические, а специально написанные для фильма современным бардом Юлием Кимом. Например та, что поют шагающие строем по улице в начале и в конце картины, красноармейцы, или та что постоянно по ночам исполняют хором пролетарии живущие в доме профессора. Я сам узнал о том, что они были сочинены для фильма, а не 'достались по наследству' от тех времён. Насколько они просты и естественны, и как соответствуют тому периоду отечественной истории, о котором и рассказывает повесть Булгакова и фильм Бортко! Сценарий -просто калька с книги. Почти все диалоги из произведения советского писателя попали в уста персонажей картины!Работа над текстом просто дотошный, бережный труд. К слову, писала сценарий экранизации жена режиссёра- Наталья Бортко. Поэтому в последствии он мог быть волен с ним в обращении, не боясь обиды со стороны сценариста. А если серьёзно, то мастерски постарались оба супруга. Каждый на своём месте. Ведь труд режиссёра не менее важен, чем у сценариста. И со своей задачей Владимир Бортко справился на все 100 %! Операторская работа Юрия Шайгарданова просто изумительна! Идеально выверен свет и тени, найдены ракурсы и проработан каждый кадр таким образом, будто это фото или кино-хроника 20-ых. И если при просмотре нажать на 'паузу', то сходство со снимками тех лет, у картинки фильма -будет просто невероятное! А ровно на таком же высоком уровне написано и музыкальное сопровождение картины. Композитор Владимир Дашкевич - точно попал в сюжет фильма, и без его грустного саундтрека фильм частично лишился бы своей атмосферы... Изумляет то, насколько органичны и естественны в своих ролях абсолютно все актёры! Скажу, что читал книгу я только после просмотра картины. И представлял всех её героев с лицами тех актёров, что изображали их на экране. А это редко бывает, что бы мнения относительно того, как выглядят персонажи книги совпадало у читателей. И тут мы с Бортко, выражаясь проще - смотрим в одну сторону! Достаточно воскресить в памяти следующих героев: доктор Борменталь (Борис Плотников), Швондер (комик Роман Карцев), домработница Зина (Ольга Мелихова), кухарка Дарья (Нина Русланова), гражданка Васницова (Анжелика Неволина), и можно без труда констатировать - такое чёткое попадание в литературные образы, в кино-экранизациях бывает очень редко. А уж центральные герои-это отдельная песня! Роль профессора Филипа Филиповича Преображенского -самая яркая и лучшая в карьере замечательного актёра Евгения Евстегнеева. Профессор вышил стопроцентно Булгаковским! Он спорит с наглыми большевиками-домоправителями, находя разумные доводы на все их выпады в свой адрес, рассуждает о том, что не какой террор 'им' не поможет, не белый не красный, не даже коричневый. Доказывает что разруха находится не в клозетах а в головах, и рассказывает как правильно надо закусывать водку! Вообщем, этакий 'делец который мог бы и на митингах зарабатывать', как охарактеризовал его приблудившийся пёс Шарик. Владимир Толоконников сыгравший в картине Полиграфа Полиграфовича Шарикова, исполнил свою самую важную роль. И пусть он больше негде так и не создал сколько не будь равноценного алкашу Шарикову персонажа, он навсегда запомнился зрителям одной этой ролью. И его участие в фильме -просто находка для создателей ленты. Ибо некто иной так достоверно не сыграл бы этого героя как он. Его голос, походка и мимика-просто 'собачья' (да простит меня актёр). А самая сильна сцена с его героем, это когда он ночью, со свечой в руке подходит к зеркалу весящему в коридоре и рассматривает своё отражение. В это время звучит такая грустная, пронзительная музыка, что аж ком подходит к горлу... По жанру у Бортко, как и у Булгакова вышло нечто среднее, между фантастикой, драмой, комедией и в некотором роде -сатирой на советский быт того времени. Так как в СССР тогда была гласность и перестроечная эйфория, некто не помешал и не запретил режиссёру снимать такую 'антисоветскую' картину, о которой ещё десятью годами ранее и подумать некто бы не посмел. И фильм стал одним из последних, народных хитов Советского Союза. Реплики героев обрели экранную жизнь, и перекочевали в сленг советских зрителей конца 80-ых. И спустя годы фильм Владимира Бортко любим зрителями и популярен. Его довольно часто крутят по ТВ, и без труда можно найти на DVD практически в любом видио-магазине. А это всё говорит о том, что картина 'Собачье Сердце' сама, как и повесть Булгакова - стала классикой... Обидно и жалко то, что при всех тех финансовых и технических ресурсах, что находятся в распоряжении киношников сейчас, над постановкой, не то что ТВ-картины, но и над прокатной лентой -на таком высоком уровне некто не работает... Потому ставлю фильму Бортко наивысшую оценку, и рекомендую его к просмотру. 10 из 10

cursoanno
cursoanno20 января 2020 в 11:42
А где мораль?

Ох, легендарность данного фильма на постсоветском пространстве настолько огромна, что даже с каким-то ехидством начинаю писать не самую хвалебную рецензию на нее. Булгаков был прав насчет несгораемости рукописей и даже преодолев рубеж 21 века его работы остаются актуальными. А уж уважаемый профессор Преображенский стал настоящей мемной суперзвездой, чьи цитаты используются под каждый удобный случай, особенно когда необходимо поиронизировать в сторону глупого оппонента. Важно подметить, что я не читала оригинальное произведение и поэтому смотрела экранизацию абсолютно чистым разумом и это помогло мне увидеть самые большие косяки, в отличие от человека, который успел прочитать и восхититься повествовательным даром и оригинальной идеей писателя. В первую очередь Шарик с самого первого монолога показался мне довольно сообразительной, но разочарованной в жизни собакой. Его все гонят, он голоден и мерзнет. Поэтому его абсолютно противоположное поведение в образе человека совершенно сбивает с толку. Проблему эту пеняют в сторону умершего пьяницы, но к сожалению это полностью убивает строившуюся первоначальную личность собаки. Да и почему тогда они не могли просто провернуть повторный эксперимент, только теперь найти труп интеллигентного человека? Так что первый косяк для меня, несоответствие нуарной личности собаки и личности человека, который еще и страдает от социопатии. Второе, незаконченная любовная линия между Борменталем и Васнецовой. Никакого продвижения отношений, ни в плохую, ни в хорошую сторону, никаких выводов. Абсолютно лишнее и отнимает хронометраж фильма. Третье, Филипп Филиппович. Дедушка старых нравов, который как любой старик плюется и брюзжит на что-то новое. Ведь даже как парадоксально, что именно он проводит операции по омоложению, когда его взгляды на мир давно устарели. Субъективно не нравится мне, что личность его подавали как абсолют, непререкаемое и самое важное. Конечно, у него большие заслуги перед медициной, но это не означает, что твое слово единственно верное, жаль что в фильме его авторитет показали так однобоко и плоско. Пишу я это и думаю, что наверное погорячилась, когда поставила этому фильму целую семерку. Наверное и закончу на этих раздумьях. 7 из 10

Верита
Верита29 октября 2010 в 15:37
«Кинематограф у женщины - единственное утешение в жизни» (с)

У каждого человека обязательно есть настольная книга. Их много и у каждого она своя – для экономиста нет ценнее «Общей экономики», актера дорожит энциклопедией под названием «Сто великих актеров», некоторые выбрали для себя произведения художественной литературы - Пушкин, Гоголь, Солженицын… А у кого-то «настольным» является кино. Фильм, который можно смотреть бессчетное количество раз, и обязательно выносить нечто новое из каждого просмотра. «Собачье сердце» - именно такой фильм. В этом замечательном фильме, который благополучно миновал кинотеатры, а отправился прямиком на телеэкраны, удивительно удачно и органично все – от черно-белой гаммы (которая лишь подчеркивает дух времени) до гнусавого голоса Шарикова, столь точно прочувствованного и переданного зрителю Владимиром Толоконниковым. Сатирическая повесть Михаила Булгакова, писателя, чьи произведения не утеряли актуальности в наше время и, я уверена в этом, привлекут внимание и полюбятся еще ни одному поколению, была напечатана лишь в 1987 г. Неудивительно, что уже через год фантастическую повесть экранизировали, причем настолько удачно, что фильм по достоинству оценили не только в СССР, но и за рубежом. Сам сюжет не похож ни на одно литературное произведение, ни на одни фильм. «Собачьему сердцу» нет равных, нет того, с чем можно было бы сравнить сие творение. Именно поэтому многие именуют фильм шедевром, и ведь абсолютно оправданно. Завязка начинается как некое фантастическое повествование – профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить дворовую собаку в человека, который сможет говорить, чувствовать и мыслить как настоящая личность. Собака найдена, операция завершена. Но ожидаемая эйфория от столь сильного толчка, сделанного для продвижения науки, не наступает. Некто Шариков, получившийся в ходе эксперимента, неожиданно «тащит» эту самую науку далеко назад, наглядно демонстрируя то, что собаке лучше оставаться собакой. Нечленораздельное «Абыр, Абыр-валг!» сменяется сначала пошлыми ругательствами: «В очередь, сукины дети, в очередь!» и «Отлезь, гнида», бессмысленными репликами в адрес всех подряд: «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!» и, наконец, самыми настоящими требованиями: «Человеку без документов строго запрещается существовать…» Ничуть не тускнеет на фоне «новоиспеченного недочеловека» профессор Преображенский. Евгению Евстигнееву удалось необычайно выразительно сыграть яркий характер – мудрого и независимого человека, которого не переехала революционная колесница, установившая новые порядки и морали, и подмявшая под себя и сломавшая так много людей. На протяжении всего фильма профессор удивляет своей непоколебимостью и собственным взглядом на происходящее, что отчетливо чувствуется в диалоге с представителем пролетариата: - Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука. - Нет, не возьму. - Почему же вы отказываетесь? - Не хочу. - Вы не сочувствуете детям Германии? - Сочувствую. - Жалеете по полтиннику? - Нет. - Так почему же? - Не хочу. Преображенский мудр, и его мудростью пропитано каждое слово: «Успевает везде тот, кто никуда не торопится» «Ласка… единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать» Но одно из самых ярких и запоминающихся качеств профессора Преображенского – чувство юмора. Чем бы ни были пропитаны его слова – едкой сатирой или легкой усмешкой – это слова человека мылящего, способного молниеносно оценить ситуацию, подобрать нужные обороты и уколоть там, где нужно, и того, кого нужно. - Во-первых, мы не господа! - Во-первых, вы мужчина или женщина? - Зачем искусственно фабриковать человека, если любая баба может родить его когда угодно? - Пальцами блох ловить, пальцами! Не понимаю, откуда вы их только берете?.. - Не читайте до обеда советских газет! - Да ведь других нет… - Вот никаких и не читайте! - Сейчас ко мне вошли четверо, из них одна женщина, переодетая мужчиной, и двое вооруженных револьверами и терроризировали меня в квартире с целью отнять часть ее. «Собачье сердце» - без сомнения очень сильный фильм. Он переживет много-много поколений и обязательно станет классикой отечественного кинематографа. А для многих – уже стал. Образы главных героев уже являются нарицательными: профессор Преображенский – олицетворение возвышенности над царящей серостью, а Шариков – воплощение всех грязных пороков человечества, воспроизведенное посредством животного. И этого не мог не заметить Преображенский, который сказал: «Весь ужас в том, что сердце у него теперь человеческое. И самое паршивое из всех». 10 из 10

PALPATINE
PALPATINE2 апреля 2015 в 07:55
Люди и звери

Творчество знаменитого писателя Михаила Булгакова является одним из важнейших достояний мировой культуры 20 века. Его нетленный роман «Мастер Маргарита» до сих пор будоражит умы общественности и раз за разом становится объектом исследований различных ученых, считающих, что автор вложил в свое произведение множество скрытых подтекстов, которые нуждаются в том, чтобы их отыскали. Вполне естественно, что романы Булгакова взяли в свой оборот и кинематографисты, но вот особыми удачами на этом поприще до поры, до времени они похвастаться не могли. Тот же «Мастер и Маргарита» оказался неподвластным даже именитым классикам, так и не сумевшим подчинить свой воле строптивый мистический роман, не говоря уже о новичках, которых история Булгакова заставляла задумываться о смене профессии из-за неумолимо наступающего творческого провала. Однако стоит признать, что писатель знаменит не только одним произведением. Его творчество насчитывает множество других романов, повестей и рассказов, достойных не меньшего внимания, нежели «Мастер и Маргарита». Так в свое время Леонид Гайдай переработал одну из работ Булгакова в одну из лучших советских комедий всех времен, «Иван Васильевич меняет профессию». Только вот от первоисточника в ленте оказалось не так много, как хотелось бы. Гайдай создал фильм в своем творческом стиле, обессмертив в первую очередь свое имя, а не писателя. Таким образом после «Ивана Васильевича…» в мире кино о Булгакове вновь позабыли, лишь изредка пробуя совладать с «Мастером и Маргаритой», как известно, безуспешно. И вот когда все уже смирились с тем, что Михаил Афанасьевич навсегда останется гением литературы, чьи творения никогда не покорят экраны в формате точных экранизаций, на арену выходит молодой и явно талантливый постановщик Владимир Бортко, в свое время отметившийся с обаятельной трагикомедией «Блондинка за углом». Кинематографист посчитал, что сможет как следует воссоздать повесть Булгакова «Собачье сердце» и с неподдельным ажиотажем принялся за работу. Получив все необходимые разрешения от партийного руководства, Бортко также заручился поддержкой одного из величайших актеров эпохи, Евгением Евстигнеевым, и снял двухсерийный телевизионный фильм, чьей славе могли бы позавидовать многие полнометражные ленты, созданные для проката в кинотеатрах. Владимир Бортко доказал, что творчество Михаила Бугакова – это кладезь идей, которые можно и нужно популяризировать для масс. Главное знать, с какой стороны браться за дело и видеть конечный результат задолго до начала съемок. «Собачье сердце» увидело свет в 1988 году, в самый разгар Перестройки, благодаря чему режиссеру позволили определенные вольности, и он мог со всей строгостью высмеять определенные моменты истории Советского Союза без страха того, что его лента отправится на «полку» и ее возможно никто и никогда бы не увидел. Итак, сюжет фильма разворачивается в 1920-х годах, в Москве, когда власть захватили Большевики. Гениальный хирург Филипп Филлипович Преображенский (Евстигнеев) потратил долгие годы на совершенствование инновационной технологии омоложения, благодаря чему высшие власти позволили ему не только остаться жить в своей роскошной квартире, но и разрешили продолжать прием многочисленных клиентов на дому в обход обязательному принуждению работы врачей в коммунальных поликлиниках на благо зарождающегося социалистического общества. Ассистентом Преображенского и по совместительству лучшим другом выступает доктор Иван Арнольдович Борменталь (Борис Плотников), скромный молодой человек, обязанный профессору своим благополучием, обеспеченностью и перспективной карьерой. Вместе герои разрабатывают новую операцию, которая должна стать переворотом для всей мировой медицины и навсегда внести имя Преображенского в перечень лучших умов человечества за всю историю. Ученые собираются пересадить семенные железы и гипофиз погибшего человека в тело собаки, тем самым преобразив ее в человекообразное существо. На удивление самого Преображенского, его эксперимент удался и дворовой пес Шарик, обладающий вполне осмысленным сознанием, превратился в пьяницу, дебошира и хулигана Полиграфа Полиграфовича (Владимир Толоконников), которого моментально берет в свой оборот недалекий председатель домкома Швондер (Роман Карцев), обремененный тягостью общественной работы на клеточном уровне… Владимир Бортко снял свой фильм в нарочито черно-белых тонах, дабы приблизить наше с вами восприятие «Собачьего сердца» к эпохе его действия. Режиссер во всех деталях показывает нам жизнь людей, которые только-только свергли царскую власть, а на ее место пришли большевики, работающие, что называется, для народа. Элитарность общества и его дележ на касты канули в безвестность. На ключевые посты во все органы власти пришли люди из народа, которые не обладали должными навыками управления, но считали себя наиболее пригодными для того, чтобы вершить судьбы миллионов рядовых граждан. Однако вместо долгожданного равенства и сытой действительности, люди столкнулись с массой проблем – голодом, преступностью и самым страшным врагом любой цивилизации – глупостью. И посреди всего этого кошмара возвышается фигура профессора Преображенского, человека старой формации, сумевшего избежать гнева народных масс и сохранившего достоинство. Герой верой и правдой служит науке, но при этом не забывает о том, что прилежные манеры и саморазвитие еще никто не отменял. Преображенский не боится раз за разом выставлять карикатурного начальника домкома Швондера глупцом и практически смеется ему в лицо. И делает это профессор настолько утонченно, что недалекий большевик и его приспешники не могут поделать ничего иного, кроме как удалится восвояси. Немалый интерес также вызывают и разговоры между Преображенским и Борменталем, ставшим полноценным наследником профессора и получающим от него самое главное – знания, формирующие жизненную позицию. Доктор Борменталь не менее важен для истории, нежели профессор, ведь он олицетворяет собой молодого интеллигента, которому в скором времени придется бороться с мраком в одиночку. И он буквально съедает каждое слово Преображенского, понимая, что такие люди должны стоять во главе общества, а не дилетанты наподобие Швондера. Ну и не могу не отметить великолепного Владимира Толоконникова, навсегда вошедшего в историю кино под прозвищем Шариков. На момент съемок фильма совершенно неизвестный актер приглянулся режиссеру благодаря своему явному таланту и искорке, горящей в глазах. Шариков в исполнении Толоконникова стал образцовым проходимцем, который тем не менее вызывает исключительно положительные эмоции. Когда в кадре появляется наш герой, то это означает только одно – готовьтесь к изрядной доле отборного юмора! Толоконников своим образом высмеивает народ за его недальновидность и глупость. Это самый настоящий символ невежества и олицетворение 1920-х. Возможно кому-то не понравится, как Бортко при помощи Булгакова показал истоки Советского Союза, но от этого никуда не деться – историю никто не в праве переписывать и приукрашать. В итоге хочу сказать, что «Собачье сердце» по праву считается одним из лучших фильмов своего времени и, безусловно, жемчужиной в карьере Владимира Бортко. Думаю, что Михаил Булгаков был бы рад проделанной работе и оценил бы представленный фильм по достоинству. Так что я не могу пожелать вам ничего иного, кроме как приятного просмотра! 10 из 10

I_Skogorev
I_Skogorev23 октября 2018 в 10:18
Преображенский и его истинная природа

Многие до сих пор считают, что профессор Филипп Филиппович. Это настоящий герой и победитель. Интеллектуал, который спасает жизни и помогает людям. Так-то оно так. Но что на самом деле творится и почему профессор выбрал именно такой путь. Многие скажут, что он диссидент и мыслитель, который показал «кулак и фигу» кровавому режиму Ленина и Сталина. В какой-то степени, так оно и есть. Однако, интересно и другое. Его отношение к людям и если так можно выразиться к нашим предкам (Швондер и его помощники, это же все выходцы из крестьян и рабочих, если кто не знал). То есть, его ненависть к пролетариату и ко всем его новым соседям. Это ненависть к нашим прадедам и праотцам. Конечно, многие скажут, что он отстоял квартиру и сохранил жилплощадь. Да, я согласен. Это подвиг, достойный уважения. Он решительный и бескомпромиссный человек. Отдаю ему должное. В нем есть все, что нужно, безусловно, положительному персонажу. Но давайте подумаем. Хронотоп – то есть, время и место. Почему когда другие врачи, преподаватели и инженеры, которые жили и работали в досоветской эпохе. Теперь ездили по деревням и селам. Лечили людей, давали образование. Филипп Филиппович в этом время, занимается омолаживанием каких-то богатеньких членов партии. Заметьте, откуда у обычного человека такие деньги. Ясно, что не с потолка. И этим он занимается каждый день. Ну, кроме оперы и балеты, которые он регулярно посещает. Кстати, разговор со Швондером тоже заслуживает внимания. Он тут же звонит некому Григорию Александровичу, который тоже у него лечится. Последний, который в экранизации походил по голосу и внешности на Сталина. Тут же подозвал главу домоуправления. Естественно, все раскрутили. Кажись, чего Швондер так сердится и его команда тоже. Все понятно итак. Новые люди верят душой и телом в партию и считают профессора капиталистом (коим он является, по своей сути). И дело не в прислуге в доме и не ученика Борменталя (хотя, у того «как упоминалась» есть квартира). В общем, профессору и его коллеги Борменталю нет дела до других людей. Зато рассуждать о вреде коммунизма и хорошо питаться есть. Еще раз говорю, их можно понять. Современный человек, он точно поймет это. Кажись, что профессор, наконец, занялся делом, когда стал экспериментировать на трупе и бродячей собаке. Вопреки ожиданиям, опыт оказался успешным. Собака превратилась в человека. Но какого. Это уже другой вопрос. История стала пересекать с Бесами Достоевского и Островом доктора Моро Герберта Джорджа Уэллса. Казалось бы, что общего между этими тремя. А вот что, интеллектуалы и их дети (как родные, так и чужие). Достаточно почитать и то и другое произведение, и вы найдете множество отсылок к тому же собачьему сердцу. Шариковых создает интеллигенция. В Бесах тоже самое. Казалось, что разница в 40-50 лет. О чем тут можно говорить. Однако, ужас в том, что и здесь и там она в человеческом обличии (или похоже на него по интеллекту). У Моро это эксперименты, которые делают животных подобным людям. И все же, любопытен факт восстаний против отцов. Правда, в одном случае, отцы живы. В другом, например, Моро был убит свои «отпрысками». Однако именно Собачье сердце показывает, что бывает, когда интеллигенция недовольна властью. Кстати, почему Преображенский пережил революцию и не попал под горячую руку красных. Мне всегда было интересно. Возможно, что он ненавидел царя также, как многие сейчас ненавидят современных правителей. Профессор осознал свою ошибку слишком поздно. Достаточно вспомнить диалог профессора и доктора: Иван Арнольдович, скажите, я понимаю что-нибудь в анатомии и физиологии? Филипп Филиппович, ну что вы спрашиваете. Ну так вот-с, будущий профессор Борменталь сделать из него человека никому не удастся. И не спрашивайте. Я 5 лет выковыривал придатки из мозгов. Вы знаете, какую колоссальную работу проделал. Уму непостижимо! И спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы становятся дыбом? - Исключительное что-то. - Совершенно с вами согласен. Вот, доктор, что происходит, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приоткрывает завесу. Вот тогда нате вам Шарикова, ешьте его с кашей! Филипп Филиппович, а если бы мозг Спинозы? А на какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста. Зачем нужно искусственно фабриковать человека, когда любая баба может его родить когда угодно. - Филипп Филиппович... Нет, не спорьте, пожалуйста, не возражайте, Иван Арнольдович. Теоретически это интересно. Физиологи будут в восторге. Москва беснуется. Ну а практически что? Кто теперь перед нами, кто? - Исключительный прохвост. - Но кто он? Клим. Клим Чугункин. 2 судимости, алкоголизм, 'всё поделить' хам и свинья. Да. Я заботился совсем о другом. Об евгенике, об улучшении человеческой природы. А что получил? Вот что бывает, когда человек может взрастить семена раздора и хаоса в голове у неокрепших умах.

idaliapavlowa
idaliapavlowa20 ноября 2024 в 05:40
Достойная экранизация

Фильм «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко – один из примеров талантливой экранизации хорошего литературного произведения. Обычно у зрителей, которые сначала прочли первоисточник, к экранизациям отношение очень критическое. А фильм Бортко – один из немногих примеров, когда перенос книги на экран понравился очень многим. При этом в своей экранизации режиссер использовал также несколько рассказов и фельетонов М.А.Булгакова. Снятый на излете советского строя, в 1988 году, он, конечно, как и многие фильмы того времени, уже тяготеет к нарастающему тогда в киноиндустрии обвинительному настроению уходящей эпохи. В настоящее время эти акценты могут восприниматься иначе. В любом случае, фильм получился хорошим. Обработка пленки под «сепию» - это тоже интересный прием, чтобы еще больше придать изображению и вообще всей истории дух того времени, сделать историю как бы документом эпохи. Отличный подбор актеров на главные и не только главные роли это также одна из сильных сторон экранизации «Собачьего сердца». И благодаря этим актерам роман о «гибриде» пса Шарика и Клима Чугункина, известный всей образованной, читающей публике, заиграл новыми, яркими красками. Понятно, что актерское обаяние и харизма Евгения Евстигнеева, играющего профессора Преображенского, не могли не повлиять на образ персонажа. В книге, несмотря на всю свою интеллигентность, это достаточно высокомерный и надменный тип с порой отталкивающим поведением, такой барин-барин. А вот в фильме при всей барственности, вальяжности и величавости Преображенский однозначно вызывает симпатию, ему сочувствуешь, с ним соглашаешься. Книжный профессор вряд ли упал бы в обморок от хамских частушек Шарикова (да их в романе и не было, как и вообще всей сцены с медицинской конференцией), а экранный Преображенский упал. Сыгравший Шарикова Владимир Толоконников стал настоящим открытием этого фильма. По актёрски, я считаю, это достойный партнёр Евстигнееву и Борису Плотникову, играющему Борменталя, а в кадре – их достаточно опасный противник. Особый колорит фильму придает расширенная, видимо, специально под Романа Карцева, сюжетная линия со Швондером. В романе он упоминается всего раза три, а в фильме в дополнение к книжным, был придуман еще целый ряд сцен. И теперь Швондера хорошо помнят все зрители этого фильма, потому что сцены с ним одни из самых запоминающихся. Например, приход вместе с членами домкома к профессору Преображенскому по поводу «уплотнения»: «Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…»; или исполнение песен, специально написанных к фильму Ю.Кимом и В.Дашкевичем; выбор имени новорождённым девочкам, которых в результате назвали в честь Клары Цеткин и Розы Люксембург. Киношному Шарикову было придумано выступление перед медицинским сообществом, которое сначала аплодисментами встречает поразительное явление науки и рук профессора Преображенского, а потом шокировано исполняемыми на мотив «Яблочка» скабрезными частушками. Слова к этим частушкам про белую барышню и буржуйский глазик тоже сочинил Ю.Ким. А еще очень оригинальной придумкой является доклад сделавшего просто удивительную в заданных условиях карьеру Полиграфа Полиграфовича на открытии 5-го Всесоюзного съезда работников искусств. Кадры реальной хроники съезда дополнены выступлением этого «уважаемого товарища». В фильме можно также узнать про личную жизнь доктора Борменталя, которой совершенно не было в книге, а здесь придумана целая драматическая история с машинисткой Васнецовой и посещением синематографа. По сути все эти кинематографические дополнения глубже раскрывают героев данной истории, показывают развитие их самих и произошедших событий. Научно-сатирическая повесть про новаторскую медицинскую операцию стала своеобразным портретом людей, показала нравы и характеры, которые с одной стороны, являются отражением эпохи, а с другой, показывают, что люди всегда одинаковы, а сложные исторические времена просто ярче выявляют человеческие пороки и достоинства. Фильм рекомендую к просмотру.

Алексей Голицын
Алексей Голицын11 декабря 2014 в 16:04
Когда первый раз смотрел этот фильм я хохотал безостановочно гомерическим смехом.

Когда первый раз смотрел этот фильм я хохотал безостановочно гомерическим смехом. Очень толковый фильм, не чепуха какая -то это точно. Но сейчас не об этом. Я просто хотел бы не столь рассказать о чем этот фильм, как -то на какие впечатления и мысли навел он меня. Ну во -первых сразу бросаются в глаза два антагониста - профессор Преображенский и Полиграф Шариков. Которые не просто люди - они представляют два глобальных и основополагающих мировоззрения, два времени - первый представляет дореволюционную Россию, второй послереволюционную. Это гремучая смесь! Помимо всего прочего в них есть конфликт отцов и детей, опыта и неопытности, образованности и невежества и т.д. Зрительские симпатии на стороне Преображенского - представителя старого времени, а не Шарикова - представителя нового времени. Но в этом есть лукавство, так как выставив против лучшего представителя старого режима самого худшего представителя нового режима, конечно же выиграет первый. Мало того люди ошибочно будут считать что правда только на стороне царского режима, потому как раз люди новой России - революционной все такое же быдло как шариков, то правды на стороне бедноты и пролетариата нет никакой. Вся правда только на стороне Преображенского потому что он в отличии от Шарикова выглядит солиднее. Почему например Преображенского не сравнивают с лучшим представителем революции - например Павлом Корчагиным? А что есть ваш Профессор - как не собирательный образ лучшего что было в прошлом? Это не столь реальный человек, как идеализированный образцовый представитель старого времени. И вот его обрушили на бедного Шарикова правоту всего старого против неправоты всего нового. Я считаю нечестно, ведь можно сделать и наоборот обрушить правоту всего нового против не правоты всего старого? Что и сделала Революция свергнув старый мир, раз старый мир пал следовательно он не выдержал критики! Значит и к нему накопилось у народа не меньше претензий, чем у зрителей к Шарикову. И меня очень раздражает, что все считают, что они такие же как Преображенский - не мочатся мимо толчка, не ходят по лестнице в калошах. Но я не верю! Народ кого вы обманываете? Стоит только на миг отвернуться порядку, как по стране опять пронесется Мамай, все все раскурочат, обгадят и будет такая же разруха как тогда. Это только перед теликом все Преображенские, а в жизни большинство Климы Чугункины, такие же невежды и хамы, такого высокого мнения о себе что как всегда лезут из грязи в князи из Шариков в Преображенские - это то как раз и есть отличительная черта Шарикова. Не находите? Сидели бы себе на месте ровно - тогда бы я еще поверил вам, что вы Преображенские. Шарикова и пролетариат короче выставили дураками при помощи эксцентрического поведения Шарикова. Сказали что лозунг Все взять и поделить плох, хотя что плохого в том чтобы взять и поделить к примеру все ресурсы страны на весь народ поровну? Ничего плохого. Плохо только для тех кто хочет захапать все себе. Для них вообще все революционеры - зло. Вот все жалеют представителей старого времени, дескать белые вымерли все, революция победила, победили красные рабочие. Но я то вижу другую картину. Революция была поверхностной, она не победила она лишь внешне свергла старый уклад, но корни старого - при чем самого худшего что было в старом не выдраны до сих пор! Сейчас из них проросли уже новые дубы! И у меня создается стойкое ощущение что после революции все как было все так и осталось - как сидели люди с белыми взглядами ( за капитализм) наверху так и сидят, а пролетарии уже тогда выглядели как Шариковы - не гигимоны мира, а опять таки люди живущие на птичьих правах в семи - комнатной квартире, семи - комнатной стране, которая опять таки досталась - капиталистам, эксплуататорам белым, но только не заблуждайтесь что они выглядят как Преображенский - они просто владеют семи комнатной квартирой, и всей страной, а более ничего. Хорошо же тогда победил пролетариат - нечего сказать, раз все вернулось на круги своя - Россией опять правят капиталисты, все также как и до революции. И поэтому мне особенно смешно слушать преувеличения Шарикова, мы их душили, душили, душили, душили... А когда он говорит кого они там душили - я вообще падаю под стол - кошек в подвале... Понятно теперь все. Это многое объясняет про Шарикова и про нас, например то почему 70 % народа до сих пор спустя 100 лет после Великой Октябрьской живут, как собаки, а страна кишит Нэпманами, хотя должны бы уже были жить при коммунизме! А в стране все капиталисты должны были бы давным -давно пропасть, как явление.

vneformate
vneformate12 августа 2008 в 18:11
Странница я из-под Пскова...

Все мы по-своему странники, или странненькие... Узнай о том, что есть собачка говоряща, разве не кинулись бы на поиски возможностей увидеть чудо-диковинку. А вот почему она говорящая, как такой феномен получился - это уже вопрос вторичный. Стоит ли над ним голову ломать? Оказывается, стоит. И гениально доказал нам это великий Михаил Афанасьевич Булгаков, создав свою повесть - комедию... трагедию... фарс... - 'Собачье сердце'. На мой взгляд, если разделить это произведение на две части: крылатые выражения и текст-повествование, часть с крылатыми выражениями была бы большей. Поэтому откажусь от цитирования здесь первоисточника. В целом же произведение представляет собой такую гремучую смесь из парадоксальных открытий, трагедии времени, неординарных персонажей, великолепного языка автора, что оно просто не могло, не имело права не взорвать своей гениальностью ещё умеющее мыслить рускоязычное население. Акцентирую на русскоязычном, потому что любой хороший перевод не будет точным. И если в случае с Шекспиром его сонеты только выиграли от перевода, с Булгаковым этот номер не пройдёт. Перевести же произведение на 'экранный' язык, к счастью, взялся Владимир Владимирович Бортко, который сумел, как мне кажется, найти првильную цветогамму, подобрать точный актёрский состав, а, главное, следовал строго за словом автора. В результате мы имеем замечательную картину, не отличающуюся названием от оригинала, что помогает нынешним отрокам легко сориентироваться и посмотреть фильм 'Собачье сердце', когда этого требует школьная программа. Многим нравится.