Наверное нет на территории бывшего СССР человека, кто хоть раз бы не посмотрел 'Иронию судьбы, или С легким паром!' Эльдара Рязанова. Каждый год 31 декабря, когда герои фильма собираются в баню, центральные каналы напоминают нам об этом. Даже паника была в 2017-2018, когда на российском телевидении отменили на одном из федеральных каналов и перенесли на другой сие произведение искусства советского кинематографа. Но на то оно и искусство, что бы нравится одним и не нравится другим. Я лично отношусь ко второй половине населения. Начнем с того, что фильм своим содержанием нагоняет тоску, хочется как главному герою фильма, напиться ведьминой воды и забыться. Фильм вызывающий депрессию в новогодние праздники. Это рассказ о том, что вылетев из реальности жизни обычного москвича, герой повествования Женя Лукашин (Андрей Мягков), оказывается вместо товарища в славном городе Ленинград (Санкт-Петербург), где каким-то невероятным образом на улице Строителей стоит такая же панелька как и в Москве, и что самое удивительное сошлись и ключи открывающие дверь в квартиру. Тут бы проспаться да свалить, но появление Нади Шевелевой (Барбара Брыльска) портит все планы. В фильме отличные актеры, но персонажи их несчастны и серы, как и жизнь панельных домов. Неуравновешенный Ипполит (Юрий Яковлев), ревнивый товарищ с загонами, к тому же трус. Озабоченные подружки (Лия Ахеджакова и Валентина Талызина) которые в место того что бы иметь свою крепкую советскую семью, в новогодние праздники бегут обсудить счастье Нади. Фильм для депрессивных тоскующих людей. Я не против фильма и его гениальности, мне не понятно почему это надо смотреть 31 января, когда ты ждешь праздника. 5 из 10 И что бы не говорили, что я не люблю советскую классику, вот те фильмы которые мне нравятся: 'Человек-амфибия', 'Д'Артаньян и три мушкетера', 'Иван Васильевич меняет профессию', 'Спортлото', 'Гардамарины, вперед!', 'Подземелье ведьм', 'Неуловимые мстители', 'Чародеи' и т.д.
Хорошее кино отличается от плохого тем, что у него открывается второе дыхание. А иногда и третье. Великое же искусство дышит вечно. Столь лестные слова можно без зазрения совести адресовать киноленте Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Еще в 90-ые было невозможно представить, что картина эта станет ареной сражения у новых поколений. Ну, новогодняя комедия о превратностях любви. Ну, обольстительная сказка со поэзией Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллины. Ну, советская элегия — о том, как зашибись было при «совке» летать на Ту-134 из Москвы в Ленинград и обратно. Ну, в конце концов, фильм о пользе пьянства. Казалось все уже про этот фильм спето, все уже сказано. «Иронию судьбы», тем не менее, смотрят с все возрастающим интересом. В этом году 1 января, казалось, что сразу несколько каналов его крутили беспрерывно. Да потому, что фильм этот не о матримониальных перспективах и, даже, как это не парадоксально, не столько о любви, а о неуловимости Счастья с большой буквы «Сы». Тот, кто старается прикончить фильм, разгромив Ипполита или Лукашина, пытаются заглушить раскаты грома выходящими из себя кишечными газами. Совершенно второстепенно, смогут ли Надя, Галя, Женя, Ипполит создать крепкую ячейку общества. «Жить прожить — не сиську полизать» — вот о чем рассказывает это кино. «Ирония судьбы» элегантно, но убедительно мурлыкает уже 38 лет о том, что как сладко и приятно жить на белом свете. Умение «переживать жизнь» — талант доступный не всякому. Умение замереть и увидеть Счастье в промельке существования, услышать полет снежинок за окном — выгодно отличает в рамках картины Женю Лукашина и Надю Шевелеву от Ипполита и Гали. «Ирония судьбы» — не передача «Давай Поженимся», а фильм об апельсинах, о красивой учительнице Барбаре Брыльской, об аэропортах, самолетах, о несбывшихся надеждах, о забытых друзьях, о заливной рыбе, о типовых квартирах, обо всем, всем на свете, что нельзя вместить в досужие рассуждения, а можно только спеть в щемящем романсе. «Ирония судьбы или с легким паром» — это величайший гимн Бане Существования — о нашей Жизни на Земле. Вот в чем его несокрушимая мощь. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Для меня это не просто фильм, это целая жизнь. Фильм глубокий. Фильм дорогой во всех мелочах. 1975 год. Меня тогда и в помине не было. Но все так близко, знакомо, как будто возвращаешься в детство. Советское время можно ругать сколько угодно. Безусловно, много было отрицательно. Но было и много положительного, а именно «облико морале». Система моральных ценностей все же была, и была нормой для советского гражданина. Потому советские фильмы так люблю смотреть, что люди в них искренны, потому что «личный статус», а не только «социальный» имеет значение. И что всегда поражало в советских фильмах: герои столько времени уделяют эмоциональной стороне жизни, экзистенциальным размышлениям. У современного человека просто нет времени на подобную рефлексию: нужно зарабатывать деньги, нужно заниматься фитнесом и т.д. Это все хорошо: и деньги, и фитнес, я не спорю. Просто что-то ушло безвозвратно. Ушла искренность, душевная простота, как отсутствие заслоняющих истинное восприятие чувств: иронии, высокомерия, тщеславия. Но, ближе к картине. «Ирония судьбы…» - потрясающий пример гения Рязанова. Гений этот в соединении комедии и драмы. Вообще ведь это тяжелый труд: заставить человека смеяться или плакать. Ведь в этом и есть настоящее искусство – причащение к некоторому сопереживанию. Но уж соединение полярных жанров – это дар редкий. Несмотря на некоторую комедию положений, в фильме разыгрывается настоящие драмы. Она выходит замуж за нелюбимого, Он собирается взять в жены «не ту». Потрясающие стихи доносят до зрителя подлинный драматизм ситуации: «У одиночества как твой характер крут…» «… совсем не та ко мне приходит…» И вот когда благодаря множеству случайностей и совпадений Он и Она нашли друг друга, Судьба кривится в усмешке, - они расстаются. Но все мы ждем чуда в Новый год, пусть все меньше каждый раз, и чудо происходит. С любимыми не расставайтесь…
Новый Год – всегда предвкушение чего-то нового и в то же время волшебного и родного. Уверена, даже самый закоренелый циник втайне надеется на чудо именно в эту особенную ночь. Кто-то ждёт чистой и светлой любви, кто-то молит о материальном прибавлении, кто-то жаждет ребёнка, а кто-то просто, чтобы Её Величество Фортуна повернулась к ним правильной стороной. Но, согласитесь, чего мы явно не ждём, так это незнакомого и спящего мужчины средних лет на нашем диване. Да, да. Именно так – оригинально и даже неожиданно (особенно в далёком 1975 году) начинается прекрасная и уже культовая картина «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» Я искренне не понимаю тех, кто морщится от трансляции этой картины в каждую новогоднюю ночь, ведь это уже традиция, как загадать желание под бой курантов! А что касается фильма – низкий поклон Рязанову. По-моему, картина потрясающе продуманная, нежная и даже чувственная. Кто из нас не мечтает о том, чтобы жизнь круто изменилась за одну ночь? Всё это как-то не по-советски, правда? Мне тоже приходила такая мысль в голову. Где это видано, чтобы спустя несколько часов пребывания в другом городе мужчина целовался не с будущей женой, а, практически, с незнакомкой? Или разве принято было, чтобы обычная учительница русского языка решила бросить жениха из-за мимолётной интрижки? (даже романом это не назовёшь). И несмотря на всё это, мы продолжаем не просто любить – практически обожествлять эту картину. Песни, диалоги, стихи – всё в картине подобрано как нельзя лучше. А уж про некоторые шутки и писать, наверное стыдно… Кто из нас не знает «заливную рыбу» и «тёпленькая пошла»? Этот фильм мне почему-то хочется назвать новогодней сказкой, хотя никаких признаков фантастики тут нет. Возможно, причина тому – парадоксальность сюжета. Разве такое с кем-нибудь и когда-нибудь случалось? Как бы то ни было, это красивая история даже не любви – встречи. Встречи двух, как оказалось, родственных душ. И каждый раз на век прощайтесь, И каждый раз на век прощайтесь, И каждый раз на век прощайтесь, Когда уходите на миг. ©
Полноценно 'Иронию судьбы...' посмотрел будучи подростком, и с того момента Рязановская кинолента мне сильно полюбилась, как, полагаю, и многим российским и не только российским киноманам. Но со временем я пришел к выводу, что 'Ирония...'- это трагическое содержание, гениально завуалированное прекрасной формой, сотканной из чудесной музыки Таривердиева, добрых песен Никитина, великолепной поэзии и внешнего обаяния главного героя. Заслуживает ли Женя счастья? Безусловно заслуживает. Однако счастье одних не оправдывает страданий других. P.S. Небольшой мультик, предшествующий фильму, и смысл которого не всем понятен, - это анимационное иронизирование над тогдашней системой типового жилстроительства, которая отчасти и стала причиной так полюбившейся нам истории.
Под крылом самолёта о чем-то поёт Зелёное море тайги... На до ли говорить, что фильмы Эльдара Александровича стали почти классикой отечественного кино? Наверное, нет. Но объяснить почем именно под такую категорию попадает «Ирония…» лично для меня хочу. Историю хирурга Жени Лукашина мы все знаем наизусть. Согласитесь, ситуация абсурдна, но как мила Надя, поливающая незваного гостя из чайника, как забавен Женя, вечно хлопающий глазами и «роняющий» себя на пол, и как они оба милы, через несколько минут после Нового года, уже танцующие и влюбленные… Родственные души нашли друг друга в суетливую, но сказочную для них ночь… К сожалению (или к счастью), в жизни такие случаи вряд ли встретишь. Как трогательно и романтично, в тоже время печально все происходит, и фильм имеет открытый финал. Надя. В поисках претендентки на роль Нади Рязанов доехал аж до Польши и не прогадал: женственная, милая, рассудительная, но немного дерзкая учительница в исполнении Барбары Брыльски. Даже ее квартира выделяется таким же теплом и уютом, которые излучает она. Вот оно достоинство советского кино – в женщину можно влюбиться без всякой мишуры, она такая, какая есть и ей не надо выглядеть вызывающе или кричаще, чтобы завоевать любовь мужчин. А ведь Брыльску тогда полюбило такое количество мужчин, что не счесть (говорю по рассказам мамы). Женя. Как же харизматичен Мягков в образе «перебравшего» москвича: он так весело морщит лоб и надувает губы, что только от этого на лицо расплывается в улыбке. «Что вы меня постоянно роняете?» - обижается Лукашин. А еще рассуждение по поводу квартиры: «И ширму нашу фамильную умыкнули?». Все это с такой простотой, не наигранностью, легкостью и юмором ему дается, что просто поразительно. А ведь на роль пробовались такие «титаны» как Миронов и Даль. Наверно режиссер разглядел эту скрытую харизму именно в Мягкове, который к тому времени за плечами не имел особой популярности в кино (за исключением роли Алеши Карамазова). Рязанов открыл новое лицо и не прогадал: сколько замечательных ролей еще подарил нам Мягков после «Иронии...». Ипполит. Ну как же: и высокий брюнет с надменным взглядом не лишен рязановского юмора – он хорош даже тогда, когда появляется в пальто с отпечатками подошв на спине: «Обобрали..подогрели..ой…подобрали, обогрели» и с совершенной импровизацией в душе произносит фразу «О! Тепленькая пошла!», ставшую визитной карточкой фильма. Валя и Таня. Эти веселые хохотушки, Талызина и Ахеджакова, они создали атмосферу непринужденности и появлялись в самые напряженные моменты. отчасти они сыграли свою роль в воссоединении Жени и Нади. Опять же..импровизация с 'вагончиками' ('подруги' подпевали песню, переснимали дубли - они опять пели) создала атмосферу уюта и новогоднего настроения, без всякой шаблонности - все было настолько живо и близко. Музыка и стихи. Таривердиев всегда проделывал потрясающие работы над музыкальным сопровождением фильма. Песни на стихи таких поэтов как Ахмадулина, Евтушенко, Цветаева и др. – в исполнении молодой и звонкой Пугачевой и Никитина. Мы с удовольствием слушаем и поем эти песни. Замечательна и красива «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова. Какие правильные слова: С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них,- И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг! 10 из 10
Этот фильм так любим, поскольку действие в нём воплощает самые сокровенные наши мысли и желания, не смотря ни на возраст, ни на социальное положение. Мы все ждём счастья, любви. И когда же это нас должно настигнуть, как не в ночь с 31 декабря на 1 января, когда мы так привыкли загадывать желания и получать подарки? С детства Новый год - особенный праздник. Это волшебное время, когда все мы надеемся чудо. Но чем старше становимся, тем меньше верим. И этот фильм словно бальзам на душу - необыкновенная история об обыкновенных людях, которые сумели найти своё счастье и обрести любовь. Но 'Ирония' не пропитана слащавым пафосом, она реалистична, хотя и наполнена романтикой. Великолепная игра актёров, которым веришь, прекрасная музыка и волшебные строки стихов, которые действительно трогают, делают этот фильм гениальным. Прекрасные шутки и счастливый конец поднимают настроение, но на сердце остаётся грусть. Ведь это всего лишь сказка, но верить и мечтать - это здорово. Побольше Вам веры, мечтаний и, конечно же, любви! С Новым годом! За все эмоции, которые дарит этот нестареющий шедевр уже столько лет - 10 из 10
Фильм уже такого далёкого советского прошлого, в котором уже был виден намечающийся бардак в нравах поколения. Видно было, насколько прогресс избаловал многих людей. В результате люди предпочитали просто заниматься рутиной вместо дальнейшего укрепления страны, а по выходным организовывать дружеские попойки до степени бесчувствия. И эта картина показывает, насколько люди были безвольны и просто ломались под давлением масс. И история как раз начинается с якобы непьющего Лукашина, образ которого впоследствии Мягков просто возненавидел. Итак, с первых кадров сразу видна алкогольная направленность фильма и последствия попойки. А дальше начинается такая удивительная катавасия испорченных судеб вкупе с космическими совпадениями, что туши свет. До сих пор сложно отойти от того, что постановщик буквально показывает мистику со сломанными судьбами. Иногда просто жаль становится и невесту Лукашина, и Ипполита. В начале они предстают даже трагическими. И это было бы приятно увидеть в драме, но дальше идёт какая-то фееричная клоунада от вроде бы взрослых людей. А также возмущает Надя, которая в кадре ещё и курит, напрочь забывая про свою любовь в лице Ипполита из-за какого-то ввалившегося в дом нетрезвого человека. Удивительно, что в этой ситуации ни Надя, ни Ипполит не вызвали милицию, чтобы хирургу Лукашину больше в жизни не пришло в голову напиваться до беспамятства. Но самое главное, что поразило, это конечно совпадения. Понятно, что СССР славится стандартизацией, но до такого абсурда там явно не доходило. Квартиры же всё-таки не идентичные коробки в ряд. Тем более архитектура Ленинграда и Москвы различаются коренным образом. Москва банально больше и такое совпадение вызывало у меня недоумение в первые полчаса фильма вкупе с пьяным Лукашиным при всём уважении к мастерству Мягкова — пьяного он очень правдоподобно изобразил, аж до отвращения к персонажу. Ну а далее пошли совсем уж идиотичные па от расклеившегося на почве неверности невесты Ипполита и сумасбродных подружек Нади. Притом этот Лукашин и Надя вообще люди из разных городов. Вообще сложно представить их совместное будущее. Особенно грустно было на фоне рассказанных трудностей Ипполита при поиске себе пары при его уже немолодых годах. Очень не понравился этот легкомысленный настрой фильма, когда предлагают якобы смеяться над сломанными по сути семьями. Неужели любовь была у них настолько поверхностна, что они ею так безжалостно играют. Памяти Мягкова, которому эта транслируемая картина каждый новогодний праздник порядком надоела. И в принципе я с мнением актёра солидарен. И оставлю рецензию нейтральной, но очень тяжело её пересматривать с позиции неприятия такого жёсткого издевательства над судьбами. Сейчас картину смотреть совсем не смешно… 5 из 10
Пожалуй, ни один другой фильм не стал на постсоветском пространстве настолько неотъемлемой частью Нового года как «Ирония судьбы». Несмотря на то, что у Эльдара Рязанова на счету немало и других шикарных фильмов, наибольшую известность принёс ему именно этот. Если проследить за тем, как в течение десятилетий менялась атмосфера фильмов режиссёра, то невольно замечаешь, что со временем наибольший вес приобретает психологизм происходящего. Если в «Карнавальной ночи», снятой Рязановым на старте карьеры, преобладал ситуационный юмор, то здесь он уже тесно переплетён с эмоциями персонажей. Может, именно в этом причина того, что «Ирония судьбы» выглядит такой правдоподобной и на удивление прогрессивной для 1975 года. Подобное кино могли снять и десять, и даже тридцать лет спустя. Имеет ли смысл что-то рассказывать о сюжете? Женя Лукашин волей случая оказывается в чужой квартире чужого города, где сталкивается со своей судьбой в виде Нади. Переживания персонажей, тематика застолья, бой курантов, Шампанское, снегопад – всё это под любимый нами Новый год – праздник, когда каждый хочет верить в какое-то чудо. Примечательно, что это как минимум второй «новогодний» фильм режиссёра, в котором отсутствует сказочный Дед Мороз. И, тем не менее, атмосфера праздника здесь расцветает, несмотря на небольшую долю грусти, вызванную неожиданностью перемен. Два союза расторгаются, чтобы уступить место другому. По иронии судьбы. Кто-то увидит в этом нечто мистическое, а кто-то просто скажет «Ну, да. Такое бывает» Скорее всего, именно с «Иронии судьбы» начинается длительная (не заканчивающаяся до сих пор) эксплуатация темы пьянства в российском кино. Андрей Мягков настолько достоверно и забавно показал своего персонажа в нетрезвом виде, что появились десятки подражателей в других фильмах, львиная доля которых, правда, и гроша ломаного не стоит в сравнении с ним. Надя (Барбара Брыльска) и Ипполит (Юрий Яковлев) образуют с Женей любовный треугольник, который вопреки стандартам то распадается, то переходит в дуэт. Люди неидеальны и отношения тоже неидеальны, поэтому возможны самые невероятные исходы. Вплоть до того, что... тёпленькая вода потечёт! Это был неуклюжий намёк на комедийный жанр, в немалой степени способствовавший успеху фильма. Без каких-либо посторонних рассуждений приходится признать как факт, что именно комедии в СССР чаще всего становились культовыми и разлетались на цитаты. Один из немногих моментов «Иронии судьбы», выдающий время её создания — это та самая фраза про тёплую воду, с подачей которой в 1970-е гг возникали определённые проблемы. В остальном, как показали прошедшие годы, мало что изменилось. Тряска над тем, чтобы построить семейные отношения, со стороны может восприниматься и трагично, и комично. В этом парадокс и в этом извечная правда сочетания хорошего и плохого. Когда Женя и Надя начинают всерьёз задумываться над своим положением, фильм приобретает слегка мрачноватый оттенок, который, правда, компенсируется финалом. Разве комедии могут плохо заканчиваться? Для Мягкова и Брыльски этот фильм стал знаковым в карьере, а для Яковлева сопоставимым успехом может считаться, пожалуй, только «Иван Васильевич меняет профессию». Как и в случае с многими другими советскими оригиналами, слава «Иронии судьбы» пережила провальное и ненужное продолжение. Наравне с «Карнавальной ночью» это самый приятный и весёлый из когда-либо снятых новогодних фильмов. 10 из 10
Все началось с того, что в прошлом году муж был против традиционного просмотра “Иронии судьбы” с комментариями, что нельзя смотреть фильм, дающий деформированную эмоциональную установку на весь год. Сначала я возмутилась, все-таки пересмотрела (традиция ведь!), но уже вдумчиво, впервые в жизни. Как вдруг… Как вдруг, я, в свои почти 30 поняла, что муж оказался прав и фильм “Ирония судьбы” категорически нельзя смотреть в качестве “создателя новогоднего настроения”.И вот почему. Казалось бы, какая душевная история: добрый доктор Женя Лукашин принял лишнего (потому что у него с друзьями традиция – а он хороший друг), и по ошибке уехал в новогодний Ленинград, найдя свою нежданную и настоящую любовь. О подобном многие мечтают, и загадывают себе на Новый год нечто похожее, правда? И мама добрая – пойти с друзьями разрешила, и невеста Галя – стерва, сразу по ней видно видно (так ей и надо!), и Надя – женщина мечты, всю жизнь ждала ЕГО на улице Строителей. Но если посмотреть более внимательно (а Рязанов не дурак - он гениальный режиссер остросоциального жанра) – становится безумно грустно. Итак, что мы имеем. 36-летний доктор Евгений Лукашин, ни разу не был женат, а когда пытался наладить личную жизнь– все время бил по тормозам и сбегал от потенциальных невест в последний момент (это в Советском-то Союзе, где женились еще в институте). Отсутствие любви? Не думаю. Скорее всего доминантная мать, которую Женя патологически боится, которой позволяет собой манипулировать и на которую полностью перкладывает ответственность за свою жизнь. Классический маменькин сынок с Эдиповым комплексом. Тюфяк и оладух, если говорить простым языком. На этот раз Тюфяку повезло, и ему попалась вполне себе презентабнельная и социально благополучная Галя, намного младше его, которая влюбилась, видимо, в светлый образ врача, внимательного и заботливого, вылечившего ее перелом. И так как она – явно девушка не из робких, и по темпераменту равносильна Жениной матери, у них сложились некоторые отношения, которые могли бы перерасти в хороший семейный союз с глубокой зоной комфорта для Тюфяка (его бережно бы передали из рук одной мамы в руки другой). Но проблема в том, что Галя не понравилась маме (как и все остальные до нее). И Женя это хорошо понимал, а так как он трус, то в голове своей, очевидно, начинал прокручивать варианты, как бы маме угодить и остаться для нее любимым сыном, не испортив отношения. Галя не понравилось настолько, что мама, понимая, чем заканчиваются попойки в бане у мужиков, по сути дала карт-бланш своему сыну и благословила его на отвратительный поступок. Она понимала, что пьяный Женя в новогоднюю ночь расстроит Галю, возможно, до такой степени, что союз их разладится. Можно было бы подумать – какие у Жени замечательные друзья, вместе с детства, рады за его успехи в личной жизни. Черта-с два! Практически все – обычные бытовые алкаши (“Я никогда не пьянею”) – для них лишь бы был повод выпить. А Павлик (Ширвиндт) – так вообще злейший Женин враг, затаивший на него давнюю обиду за то, что Женя когда-то обхаживал его женщину, кульминацией чего стало публичное признание Жени в любви на свадьбе Павлика. Такое нормальные мужчины не прощают. И мстят, пусть даже из-под тишка, прикрываясь маской “мы лучшие друзья”. Павлик – прекрасный аналитик, он считывал Женю на раз, поэтому получал огромное моральное удовлетворение от его любовных неудач, и находился с ним рядом только по одной причине - созерцание. Обычный вампир. Пьянку в бане долго анализировать не буду. Скажу только, что Павлик, видимо, принял для себя решение порвать с наставившей ему рога женой, и на Новый год к ней не ехать, а как бы в шутку отправить в Ленинград своего заклятого друга Лукашина. Женя же, исходя из всего вышеизложенного, был рад нажраться в хлам – для него это был прекрасный повод для разрыва отношений с Галей по причинам также вышеуказанным. Теперь немного о ленинградской Наде. 34 года, учительница, как будто положительный образ. 10 лет Надя встречалась с женатым мужчиной, “оставаясь одна по выходным и праздникам”. Можно сколько угодно ее оправдывать, типа “каждый борется за счастье, как может”, но 10 лет обманывать чью-то семью и доить чужого мужика – это аморально не только для советских времен, уж простите за мой домостроевский взгляд на вещи. Наконец, Надя смогла разорвать это кольцо Мебиуса и расстаться с тем женатым мужиком. И жизнь была к ней настолько благосклонна, что на пути ей встретился Ипполит – положительный, состоятельный (жигули!), мужчина со стержнем, и единственный трезвомыслящий человек во всем фильме. Тут по идее – бери мужика и беги под венец (такая незаслуженная удача выпала!), но развратной Наде этого мало. Ей не хватает психодрамы и саспенса – у нее за те 10 лет уже выработался рефлекс “ни дня без приключений”, и она мгновенно, за одну только ночь переигрывает все, что только можно – эдакая Настасья Филипповна из “Идиота” или Грушенька из “Карамазовых”. В итоге же справедливость торжествует! Ипполит и Галя чудом уходят от своих несостоявшихся вторых половин с ярко выраженными психологическими проблемами. Им, действительно, повезло, хотя расчетливая Надя вряд ли сможет отказаться от упакованного Ипполита в дальнейшем. Такова ее натура. Надя и Женя обрели друг друга спонтанно, но ненадолго. Женщине, любящей «погорячее» Тюфяк скоро покажется скучным и ненужным. А Тюфяк не сможет с ней продолжать отношения, так как и на этот раз его пассия не понравилась маме («вы считаете меня легкомысленной?» - «поживем, увидим»). Подтверждает эти размышления вторая часть фильма, вышедшая через 35 лет, судя по которой, Надя с Женей расстались почти сразу, а Надя-таки вернулась к Ипполиту. Я уже предвкушаю, как любители «всего новогоднего» начнут доказывать, что я не права и фильм замечательный. Фильм замечательный – но он совсем не про Новый год и не для Нового года.
Когда каждый раз за несколько часов до наступления Нового года включаешь телевизор и смотришь Иронию судьбы, трудно представить себе, что этого фильма могло вообще не выйти на экраны страны. Кажется, что он был всегда и праздник без него не праздник. Однако, комитет по культуре и кинематографии советского союза, увидев первый вариант комедии, что называется “встал в позу”, и Эльдару Рязанову, у которого тогда за плечами был Гараж и Бедный гусар, пришлось в буквальном смысле биться за каждый эпизод фильма. Многое, конечно, его заставили переснять, вырезать и просто удалить. Особенно тяжело было протащить забавную зарисовку о типовых домиках, показываемую как пролог фильма… Но несмотря, ни на что, картина увидела свет в 1975 году и изначально, будучи ставкой её создателей на зеро, была с восторгом и любовью встречена критиками, а главное, зрителями. Да и как можно не влюбиться в такую донельзя трогательную, романтическую и умопомрачительно смешную историю о непутёвом хирурге, которого такие же непутёвые друзья по ошибке посадили в самолёт и отправили в другой город аккурат в последний вечер уходящего года. Многие мужчины наверняка узнали в себе персонажа Андрея Мягкова Женю Лукашина, а также ревнивца Ипполита в исполнении неподражаемого Юрия Яковлева, ну а женщины в равной степени любят обоих героев. Впрочем, возьму на себя смелость предположить, что Лукашина всё-таки больше из-за его смешного заикания, и за нетрезвый вид и говор при этом, ну и, конечно, за то, как он поёт и умеет красиво признаваться в любви. Надо сказать, что не подвела и Барбара Брыльска, которую в том далёком 1975-ом в России мало кто знал. И, тем не менее, ей удивительно точно удалось передать характер своей героини – Нади. Немало важную роль в создании её образа сыграла и озвучка Валентины Талызиной (которая в фильме ещё и подругу Нади сыграла) и вокал Аллы Пугачёвой (песни в её исполнении прямо ласкают слух, не то, что сейчас). Любовь Добржанская, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков, Александр Белявский, Александр Ширвинд, Ольга Остроуменко: все актёры с блеском исполнили свои роли и настолько хорошо вжились в свои образы, настолько прекрасно сумели донести до своего зрителя характеры, чувства и переживания своих персонажей, что кажется, не будь хоть одного из них в актёрском ансамбле, и фильм был бы не таким замечательным. Огромное спасибо стоит сказать и Эльдару Рязанову, который сам того не подозревая, сумел создать шедевр на все времена. Шедевр, на котором выросло не одно людское поколение. Шедевр, без которого не обходится ни один Новый год. Шедевр, за который любишь советские фильмы, и без которого отечественный и мировой кинематограф был бы неполон. Вывод: замечательный фильм. Искромётный, яркий, запоминающийся и навсегда врезающийся в память, тем, кто хоть раз его посмотрел, с блестящим актёрским составом, бесподобной музыкой и стихами и впечатляющей режиссёрской работой. Фильм – праздник. Не добавить, не отнять. 10 из 10 Хотя эта комедия заслуживает, безусловно, оценки куда как выше.
Ранее я отрицательно относился к данному фильму, но сейчас поменял свое мнение. Как известно, он у нас более 30 лет был одним из главных символов Нового Года. А что собой представляет данный праздник? Это фальшивка, некий «клон», созданный пропагандистами для борьбы с Рождеством (запретить которое не получилось). Двойник, в котором сохранили внешние атрибуты (елка, подарки), но наполнили совсем другим содержанием. Об этом подробно говорил в рецензии на «Карнавальную ночь». И, получается, что «Ирония судьбы» с его депрессивной атмосферой, алкоголем и пр. идеально отражает всю сущность данного «новодела». Начать стоит с главного героя, которого критики фильма ругают за инфантильность, и еще много «замечательных» качеств. Но это просто типовой образец, реалистично характеризующий большинство мужчин того времени. Ранее, в рецензии на фильм «В джазе только девушки» (который с Мерлин Монро и переодеваниями), я уже высказывал одну распространенную мысль. Что женскую «моду» 20 века (после 1914 года) невозможно совместить с благополучной демографией. Поскольку людям с такими вкусами и взглядами дети не нужны. Соответственно и мужчины (та их часть, которые одобряют подобную одежду и образ жизни), принципиально не могут иметь твердый характер, желания создать нормальную семью, а сейчас даже и полноценно делать карьеру. Конечно, законы психологии это не законы физики, там возможны отдельные исключения. Но в большинстве это так. Что как раз демонстрирует Женя Лукашин и его друзья-алкоголики. Разрушая наивные иллюзии о том, что нормальные мужчины якобы могут одобрять специфическую «моду» и прочие прелести 20 века (вроде использования детей и женщин в боевых действиях). Подобное может считаться нормой лишь в обществе таких вот инфантильных личностей. Я не буду комментировать, как с этим обстоит дело в каких-нибудь странах Азии (на которые так любят ссылаться фанаты современного общества). Это другая культура, другой менталитет. А вот как это бывает в странах с европейским населением – хорошо показано на примере вышеупомянутого героя. Который не представляет себе жизнь без мамы. Причем если в 1975 году ему 36 лет, то он 1939 года рождения. А личность человека, по мнению большинства психологов, формируется до 7-летнего возраста (максимум до 12 лет). То есть данный персонаж никак не может являться продуктом «неправильного» (хрущевско-брежневского) периода. Далее стоит сказать про алкоголь, наличие которого является одним из главных объектов критики данного фильма. Я попытался представить себя на месте режиссера, которому была бы поставлена задача показать ту же самую ситуацию без алкоголя. И это очень сложно. Теоретически можно было придумать, что герой упал, ударился головой, и временно находился в невменяемом состоянии. При этом на нем была чужая одежда, где в кармане лежал билет на самолет. И некие добрые люди приняли его за пьяного, решили донести до этого самолета. Но получается совсем уж неправдоподобно. Да и ни один режиссер не стал бы так изощряться в условиях, когда ежегодно 31 декабря наблюдал картины, дающие ему готовое (и куда более реалистичное) решение. Поэтому активная демонстрация алкоголя в «Иронии судьбы» вполне уместна, иллюстрирует одно из радикальных отличий Нового Года от Рождества. Где тоже имелся один литературный персонаж, летавший в Петербург («Ночь перед Рождеством»), но тот был трезвый. Центральная идея фильма, конечно, деструктивная, но это сильно ослабляется отсутствием логики. Поскольку непонятно, что общего у главных героев. Кроме принадлежности к важным, но низкооплачиваемым профессиям, да еще игры на гитаре. В качестве примера, когда те же деструктивные идеи подаются намного более логично, можно вспомнить фильм «Титаник» 1997 года. Там, по иронии судьбы, встречаются проститутка и «художник»-порнограф, рисующий этих самых проституток (то есть сразу понятно, что у них общего, несмотря на разницу классов). Ну а главным слоганом этого фильма можно было бы сделать слово «Депрессия». Даже песни подобраны соответствующие, максимально пессимистические. И есть интересный психологический момент. Когда один из героев упавшим голосом произносит «новогодняя ночь кончилась». Дело в том, что на первую неделю после Нового Года приходится один из пиков по числу самоубийств. Наверняка многие видели, как взрослые люди чуть ли не за месяц ждут этого праздника. Пребывая в нездоровом возбуждении, как алкоголики, у которых «трубы горят». Однако после окончания новогодней ночи у них наступает вот такое же эмоциональное выгорание, как у героев фильма. Которое, в совокупности с похмельным синдромом, как раз и ведет к суицидам. Но, вот опять-таки, депрессивная атмосфера фильма полностью отражает сущность данного праздника. Светлым праздником вообще-то называют Рождество. В котором нет ни буйного, дурашливого веселья (а-ля «Карнавальная ночь») ни уныния. Из рождественских произведений со сходным сюжетом (встреча одиноких людей, первоначально не испытывающих взаимных симпатий) вспоминается «Рождественское чудо мистера Туми». Которое выглядит намного лучше похождений нетрезвого гражданина. Я имею в виду книгу (одноименный фильм не видел). А это всего лишь детское произведение, первое вспомнившееся, с похожим сюжетом. Наверняка есть и более интересные. Правда, в основном на иностранных языках (соответствующая отечественная литература была уничтожена после известных событий). Что же касается главного плюса, то им является сама ситуация вокруг данного фильма. Ведь смотрите, что получается. Те, кто «раскручивал» Новый Год, планировали, что его главным символом станет языческий Дед Мороз (и еще несколько элементов языческих культов). Но реальным символом стал нетрезвый гражданин Лукашин. С его «искрометным» юмором наподобие «чего вы меня роняете». Удивительно символичное совпадение, не правда ли? Которое сложно объяснить случайностью или какими-то естественными причинами. Вот правда, как объяснить, почему этот фильм стал так популярен у миллионов? С «Карнавальной ночью» понятно. Достаточно посмотреть предыдущие «комедии» (наподобие «Кубанских казаков»), насколько там примитивный, казенный «юмор». В сравнении с которыми, эта копия голливудских мюзиклов действительно выглядела шедевром для 1956 года. Но здесь 1975 год, когда зрители уже видели множество фильмов. Почему им так полюбился именно этот, скучный и депрессивный телеспектакль? Этого не знал даже сам Рязанов, который честно признавался, что делали проходной фильм. И его популярность (которую, повторюсь, трудно объяснить логически, естественными причинами) стала неожиданностью даже для создателей. То же самое было и с его западным аналогом – фильмом «Один дома» (про него уже говорил в предыдущей рецензии). Там про малолетнего садиста из отвратительной семьи. Многие тоже удивлялись, почему столь примитивный фильм так популярен. Но ведь он прекрасно отражает сущность коммерческого шоу Санта-Клауса, которым на Западе заменили настоящее Рождество. Также и в «Иронии судьбы» главный плюс – отражение духовной сущности, депрессивной атмосферы данного «клона». Показывая нелепость призывов «встречать Новый Год трезво». В итоге, за все перечисленные плюсы 6 из 10
Наряду с мандаринами, шампанским и салатом «оливье», ныне русское новогоднее застолье невозможно представить без типовых передач по многочисленным телевизионным каналам. Ведущее и фундаментальное положение среди всех них, начиная с середины 70-х. занимает кинолента Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Москвич Женя Лукашин, инфантильность которого раскрывается не только в поведенческих чертах но и в самом имени, каждый год, тридцать первого декабря, собирается с друзьями в бане. Там ребята выпивают, ведут мужские разговоры и попросту моются. Но этот раз был совсем не такой как все - будучи в пьяном угаре, не без ироничного юмора (с этим в картине проблем нет, что и является основополагающей успеха у советского кинозрителя), отправляют главного героя, по ошибке, в другой город. Иронией судьбы послужило именно то, что в Ленинграде, как и в Москве, есть точно такой же адрес, с точно таким же дверным замком и внутренней планировкой. Нужно ли говорить об удивлении хозяйки квартиры, когда к ней в дом заваливается пьяный мужчина и утверждает, что живет тут. Вся эта приключенческая задумка Рязанова и Бакинского, происходящая под Новый год, могла бы быть как минимум лучше, чем то, что имеется на данный момент. Такой вывод обуславливается техническими аспектами («кривыми» склейками, рассинхроном) и самого эмоционального наполнения. Под прекрасные бардовские песни на слова Евтушенко, Цветаевой и других замечательных поэтов, постоянно трясётся камера и герои «не попадают в слова». Но это мелочи, несравнимые с поистине тревожным содержанием. К Барбаре Брыльской, Андрею Мягкову и Юрию Яковлеву претензий нет ни каких. Актёры отлично отыграли и раскрыли характеры и положение своих персонажей, но как не прискорбно, именно это и пошло в минус картине: на фоне развивающейся, как казалось, комедии, начинает теряется атмосфера праздника. Изначально вялое развитие событий набирает обороты и экспрессию, вместе с тем, стирая границы юмора, превращая всю ленту в психологическую трагикомедию. И шутки про мосфильмовскую «тёпленькую» уже воспринимаются не как элемент курьеза, а как положение отчаявшегося героя, его осознание реальности. Надя, Ипполит и Женя - люди, прожившие всю жизнь в собственных «мирках» со своими правилами и законами, со стабильной «баней 31-го» и стабильно-одинаковыми подарками на праздники, внезапно оказываются участниками какой-то новогодней вакханалии, увлекая за собой зрителя. Оказавшись в невероятных условиях, всем им раскрывается какое-то новое понятие о мироустройстве. Распоряжаются они этими условиями по разному, но неизменно одно - все эти кирпичные «панельки», как гигантский спрут обвивают «необъятную», подчиняя себе не только тела жильцов, но и души, которые, в последствии, становятся такими же типовыми и панельными. Потому и рядовому товарищу россиянину так по нраву эта «Ирония...». Близко ведь. Близко. 7 из 10
Пусть шампанское разлито, Пусть куранты грянут полночь, За столом с утра накрытым Новый год не будет полным, Если днем всегда голодным По любому из экранов Не увидим мы народный Фильм, что снял Эльдар Рязанов. Привычный спутник новогодних приготовлений – картина «Ирония судьбы, или с легким паром» когда-то явилась неосознаваемым, но великим прозрением Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Перенеся на экран свою же пьесу, они смогли найти в анекдотической истории самые искренние и объединяющие мотивы для миллионов разных людей. С 75-го года и по сей день фильм является неотъемлемым символом детского ощущения радости. На фоне общей атмосферы веселья эта картина выступает одновременно душой всенародного праздника. Ведь кроме блестящей иронии, она пронизана очаровывающей светлой печалью. Что, между прочим, весьма жизненно, ибо шутки судьбы, так или иначе, становятся причиной меланхолии для объектов ее роковой забавы. Приходится признавать, что смысловой заряд фильма воспринимается нами скорее на подсознательном уровне. Именно этим, наверно, стоит объяснить поразительное желание каждый год смотреть одну и ту же ленту. Меж тем, идейные контуры «Иронии судьбы…» удивительно органично соответствуют тем чувствам и тем архетипичным надеждам, которые с непревзойденной остротой подступают в преддверии боя курантов. Планирование и стандартизация как главные приметы жизни в СССР справедливо попали в фокус умной и тонкой сатиры авторов фильма. Но сама идея небывалого стечения обстоятельств превращается сценарием в дух хаоса, заражающего типовые жизни обычных советских граждан. Беспорядок, набор случайностей, неправильностей, курьезов и нелогичностей будто вырывают главных героев из координат неких глобальных Черёмушек. И они, физически оставаясь в квартире на улице Строителей, преодолевают всякие измерения. Не этого ли чаще всего желаем мы, когда нарезаем салаты или покупаем шампанского 31-го декабря. Время для нас обладает ритмом – часы, дни, месяцы. Раз за разом. Порядок – неизбежная необходимость жизни. Он, конечно, гораздо в большей степени благо, нежели зло. Но раз в 365 вечеров практически всем так невыразимо хочется ощутить в себе хаос, чтобы, разумеется, родить танцующую звезду. «Иронию судьбы…» можно назвать самым народным экзистенциальным фильмом во всей мировой кинематографии. Ключевая идея философии существования о предельном ощущении бытия в пограничной ситуации представлена Рязановым в развитии характеров своих героев, которые в течение одной ночи становятся буквально другими людьми. И Лукашин, и Надя, и Ипполит пересматривают свои отлаженные, размеченные жизни, осознавая их трагическую сущность, пустоту, никчемность или, вспоминая дневниковый роман Сартра, чувствуя тошноту (недаром заливная рыба – такая гадость). Что особенно мощно выражается в истории Ипполита. Это уникальная драматургическая концепция, которая с очевидностью противоречит всяким представлениям о романтической ироничной мелодраме. Для персонажа Яковлева Новый год заканчивается страданием. И несмотря на свое противостояние любви Лукашина и Нади, он, несомненно, герой положительный. Ведь сбрасывая налет сытой уверенности и мелочной ревности, Ипполит будто проходи очищение, обряд инициации, делающий его честным и открытым человеком. Именно из его уст звучат пронзительные слова: «Как скучно мы живем. В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие хорошие глупости». Потому так щемяще больно и в том числе от заключительной фразы: «Может быть, я хочу простудиться и умереть». Вeдь Новый год – это не только радость, это еще подведение итогов, итогов, от которых так часто хочется перестать быть, раствориться где-то в новогодних огнях, уйдя по снегу в ботиночках на тонкой подошве. А финал, конечно, счастливый, потому что иначе нельзя. Нам жизненно необходимы надежда и радость. Только надо немного решительности, которой и вознаграждается Лукашин, немного легкомыслия, что и заставляет Надю приехать в Москву, и очень много хорошего доброго юмора. Ведь без него жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
И вот мне стукнул 31-й годик. Пора настала ознакомиться с главным Новогодним фильмом страны. Эльдар Рязанов в который раз смог покорить мое сердечко и доказать всем нам, что он умеет не только писать и снимать авторское кино, но и проносить сквозь года 'вечную' управляющую идею о любви, как о спонтанном и аддиктивном чувстве. И ведь правда: за фасадом легковесной и сумасбродной романтической комедии скрывается вполне глубокая и веками философская притча о детерминизме в межполовых отношениях. Так действительно ли не стоит искать любовь, а она найдет тебя сама? Всегда ли стоит полагаться на рациональный подход, или можно психануть, пустившись во все тяжкие, а там будет, что будет? Каждому режиссеру нужен свой 'Гараж', но у Рязанова до своего была проба пера в виде 'Иронии...'. Да, я могу констатировать сей факт, что фирменные фишки и почерк он отрабатывал именно тут, причем это вышло крайне удачно и лучше, нежели далее в следующей остро-социальной сатире. Камерное действо, вуайеристская ручная съемка, много крупных и средних планов, ставки на диалоги-поединки. Смысловая нагрузка приятная: вкупе с высмеиванием советских хрущовок и порицанием алкоголизма, автор не чурается и не стыдится говорить о влюбленности и сексуальном влечении, при этом не показывая сам секс на экране. Два робких и в душе одиноких человека посредством случайности и банального стечения обстоятельств встречают друг друга, влюбляются, но при этом пытаются сдерживать свои чувства и не понимают, зачем они это делают. В лучших традициях 'и хочется, и боязно', но в реалиях 'периода застоя'. Данную тему Рязанов так же поднимет спустя два года в 'Служебном романе', поэтому сразу понятно, откуда ноги растут. Отличный темпоритм, но местами буксующий сценарий. Сюжет увлекательный и захватывающий, поэтому скучать вам не придется, хотя в подавляющем большинстве весь экшен происходит в одном помещении. Тот случай, когда два с половиной часа смотришь разговор нескольких людей, и тебе не утомительно. Актерские работы прекрасны: Мягков и Брыльска - отменный дуэт с бешеной химией, напряжение между которыми можно резать ножом. Операторская работа отличная, монтаж качественный для 'аналога'. Саунд-дизайн средненький, липсинк вышел из чата, но я уже к этому привык. Ох уж это СССРовское кино. 'Ирония судьбы, или С легким паром!' - это культовое в наших широтах кино и культурный феномен, которому скоро стукнет 50 лет. Я прекрасно понимаю, почему это кино так любят смотреть в Новогоднюю ночь. Вся суть кроется в простом и понятном всем кредо: 1 января - это единственный день в году, когда случается волшебство, а уже на следующей день мы все планомерно и местами не по своей воле возвращаемся в привычную рутину. Люди смотрят данное произведение в целях эскапизма. В целях напомнить себе о том, что случайности не случайны. Напомнить себе о том, что Новый год - это 365-дневное путешествие, где не знаешь, что тебя ждет на очередном судьбоносном повороте. 9 из 10
Несмотря на то, что на фоне других советских кинокомедий, ставших бессмертными хитами, 'Ирония судьбы' выглядит беднее в визуальном плане, поскольку снята не в красивых декорациях, не на курортах и без экстремальных сцен, а в обычных квартирах, она по праву считается одной из лучших комедий всех времён и народов, наравне с 'Иван Васильевич меняет профессию', 'Джентльменами удачи' и 'Кавказской пленницей'. На Кинопоиске ранее была ошибочная информация: было указано, что это ТВ-фильм, хотя на самом деле он шёл в кинотеатрах - теперь же здесь написано, что это 'мини-сериал', ведь фильм из двух серий. Растянутость хронометража не помешала этому фильму веселить зрителя практически от начала до конца, несмотря на недетскую тематику 'алкогольных' приключений, из-за которой в год 'сухого закона' фильм не стали транслировать по ТВ, а ведь Интернета и даже видеосалонов и в помине не было, и в Новый год зрители остались без любимой комедии. В современной новогодней комедии 'Ёлки 2' попытались высмеять российскую традицию каждый Новый год смотреть 'иронию', с помощью персонажа-француза, который не понимает такого исконно русского юмора, но традиция осталась традицией - любимая комедия была и остаётся неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. А если не удаётся посмотреть, то хотя бы вспоминаем и цитируем крылатые фразы, вошедшие в обиход. Авторов немногочисленных отрицательных рецензий можно понять: они резко настроены против алкоголя и не понимают юмор, связанный с приключениями 'напарившегося' персонажа, который в результате предновогодней попойки оказался в чужом городе, да ещё и расстроил свадьбу любящих сердец, да и просто испортил людям праздник! Сама ситуация действительно чудовищная и вызывает возмущённое восклицание 'Это ж надо так нажраться!'. Но именно такая безумная ситуация нужна была для хитовой комедии, для того, чтобы вызывать у зрителя всех возрастов неудержимый смех над пьяными выходками гражданина, вломившегося в чужую квартиру и пытающегося доказать, что он у себя дома! 'Ирония судьбы' стала цитатником на все времена, причём народ цитирует фразы, сказанные не только вдребезги пьяным Женей Лукашиным, но и Ипполитом, который в результате сложившейся ситуации тоже нашёл забвение на дне стакана. Главное, что хотели показать авторы сей легендарной комедии - это уникальную историю двух людей, нашедших друг друга при самых невероятных и комических обстоятельствах, и понявших, что то, что они когда-то чувствовали к другим людям, было не тем, чего они ждали всю свою жизнь. Это не значит, что фильм учит напиваться до беспамятства и после этого искать любовь - в реальной жизни так можно найти либо 'любовь' на одну ночь, либо и вовсе приключения на свою пятую точку. Здесь просто милая добрая комедия, в которой не требуется ничего, кроме как смеяться над убойными диалогами и переживать за исход действия. 10 из 10
Москвича Женю Лукашина друзья зовут тюфяком за мягкий характер. Однако накануне нового года этот мягкий закоренелый холостяк решает жениться. Проблема, что он принимает это решение 31 декабря, когда они с друзьями ходят в баню. Отметив свою женитьбу, благодаря товарищам, он попадает вместо своего друга Павлика в Ленинград, где есть улица, дом, квартира, замок и мебель ровно такие же как в Москве. Каждый год 31 декабря вся страна как один с включенными телевизорами, плитами, духовками, микроволновками и прочими бытовыми приборами смотрит то ли внимательно, то ли вполглаза этот новогодний шедевр советского кино от маэстро Рязанова по сценарию Брагинского. В чем причины культа? Видимо, в наилучшем отражении советскости Иронии судьбы, с которой накрепко связаны большинство зрителей до сих пор. И отнюдь не только в негативном смысле - ведь время было доброе с его некатастрофичным восприятием чужого человека даже в своей собственной квартире. Стандартизированный быт советских новостроек, где даже замки одинаковые, это ли и не образец абсолютного коллективизма советского времени, помноженного при этом на стремление к частной жизни? Да и в целом странноватый мир советской гуманистической абсурдной сказки налицо. Одинокие и не шибко обеспеченные интеллигенты, принц-конформист на новых Жигулях, тридевятое царство, которое один в один как тридесятое. А Иванушка и вправду как дурачок и совсем не царевич, готовый жениться не совсем на царевне, но почти на лягушке. Наконец, концепция рождественского чуда, перешедшая в советский Новый год. И это не божественная благодать, а человеческая (вот и гуманизм). Чудо любви и, что важно, не расчётливой, а порывистой, способной изменить и все вокруг и самого человека (мужчину в первую очередь). В этом ведь и спор между двумя философами-антагонистами - Ипполитом и Лукашиным. Лукашин и вправду ведь опасен для застойного общества, потому что способен на безрассудство, а не только на подчинение установленному порядку. Забавно, что Рязанов уложился в едва ли не главный киносюжет 70-х - судьбы советской интеллигенции. И один из немногих, кто разрешил его, впихнув в новогодний сказочный антураж, положительно - в том смысле, что тюфяк-интеллигент совершает невозможное - изменяет свою судьбу. И даже женщину для него режиссёр назвал Надеждой (на перемены и любовь, которых почему-то в то время становилось все меньше). А Ипполит (распрягающий коней, если дословно) вообще смотрится как укротитель птицы-тройки (России как стихии) со всеми вытекающими (ведь для чего-то включён эпизод со скольжением по льду в Жигулях?!) Правда, ментальное противостояние подкреплено авангардной (как бы абсурдной и случайной) музыкой Таривердиева, которая почти возвращает героев и зрителей в реальность. 'Если у вас нету тёти' - гимн преобразованию, 'Никого не будет в доме' - ода будущей нежданной-ожидаемой любви (странно, что Галя этого не поняла), На Тихорецкую - о неприкосновенности частной жизни (тайна прошлого Надежды, не доверенная Ипполиту), У зеркала - напротив, мучительное расставание... Условно мажорная из них - всего одна. Это контраст сказки и действительности? Новогодней ночи и завтрашнего похмелья? Наверное, поэтому Рязанов поменял мелодичного мажорного (большей частью) Петрова на нервно-лиричного (даже в чем-то трагичного) Таривердиева. Так что грань восприятия очень тонка - переход возможен и в оптимизм и в 'жизнь берёт своё'. Сам Рязанов, скорее, предпочёл всё же первый путь. А вот Бекмамбетову трудно простить, что надежду он у зрителей отнял, вручив им в своем финале лишь ее суррогат. P.s. Фильм, конечно, безусловная классика, но почему режиссёру понадобилась именно Барбара Брыльска в роли Нади, лично мне все равно непонятно. Будем считать это капризом автора.
Даже самый великий шедевр искусства можно затаскать и заездить, регулярно демонстрируя его многомиллионным массам по двум центральным телеканалам. Однако, 'Ирония судьбы' стала поистине народным фильмом, частью советского, а затем и российского, украинского (и так далее) сознания. Секретов такой дикой популярности несколько. Во - первых, это кино показывалось самым широкомассовым образом именно в Новый Год. А этот праздник для советского народа - потребительская отдушина среди 365 - дневной рутины дефицита, уравниловки и промышленного производства. Недаром труды нашего великого ученого Павлова получили мировое признание. Люди копили на праздник весь год, покупая зеленый горошек еще летом, поэтому неизменный новогодний стол был вдвойне приятным, и у зрителя, под оливье, заливную рыбу, мандарины и шампанское, вкупе с в целом положительными эмоциями, вырабатывался некий рефлекс на 'Иронию судьбы. ..'. И спустя 40 лет этого не сломить. Во-вторых, сам фильм в общем-то можно назвать позитивным: какой советский гражданин не мечтает о любви, подарках, богатом праздничном столе? О квартире в Москве или Ленинграде? В конце-концов, все мечтают провести самую загадочную ночь года с близким и любимым человеком. Французские духи для дамы, новенькая электробритва для кавалера - это ли не социалистическое счастье среднего класса в бесклассовом обществе? Сейчас мы видим торжество политкорректности в голливудских фильмах - то про Ирак кино получило Оскара, то про историю спецслужб, то про рабство. На первый взгляд это трудно заметить, но 'Ирония. ..' - это торжество советской политкорректности: врач, учительница, экономист. Интеллигентные песни под гитару. Советский быт в типовых квартирах. Однако политкорректность эта парадоксальная: учительница курит, достаточно легко бросая своего возлюбленного, пускай и прожженного карьериста, ради первого встречного пьянчужки, а Женя, врач, надирается с мужиками в бане и легкомысленно 'кидает' ожидающую его невесту. Однако, режиссер Рязанов сквозь пелену юмористической трагедии дает философский посыл - даже в стабильном и однообразном обществе эпохи застоя всегда есть пространство для маневра, и в глубине души все-таки несчастливые люди могут решиться на серьезный шаг и обрести благодать.
Настоящая «Ирония судьбы». И настоящая ирония судьбы. Женю по ошибке и по пьяному угару отправляют в Ленинград, попутав его намерения с намерениями друга. Так зарождается нестареющая бессмертная классика, которую каждый год крутят по ТВ. Дело в том, что в Новый год у режиссёров трансляций есть такая традиция: Крутить в новогодние дни «Иронию судьбы, или С лёгким паром!». И вот вчера я, наконец, впервые за свои 29 лет от роду посмотрел эту изумительную советскую картину режиссёра Эльдара Рязанова. Тут, каждый год мне родители говорили: «Да зачем его смотреть? Его и так каждый год показывают!». Именно по этой причине, что его незачем смотреть, я его и не видел никогда. И вот вчера я ликвидировал этот пробел, длившийся для меня в три десятка лет. Я был приведён в неописуемый восторг от ленты Рязанова. Перейду сразу к впечатлениям. Мне очень жаль Ипполита. Причём настолько, что от сочувствия к нему я едва не плакал. Он – нормальный мужик. Лишь немного сценаристы его сделали слегка возбуждённым, раздражённым и нервным. Но как каждый парень/мужчина повёл бы себя в наши дни? То-то и оно. С нашей «колокольни» он ещё человек с ЖЕЛЕЗНЫМИ нервами. Поэтому, тут ЯКОБЫ Ипполит несколько отрицателен. Но… Нет! Не могу я согласиться с создателями персонажа Юрия Яковлева, которые варварски выводили его (героя, конечно) из строя. В общем, в этой истории я «болел» за Ипполита, хотя уже знал чем это всё закончится. Но кто не знает «Иронию судьбы»? Женя Лукашин – персонаж Андрея Мягкова и главный «виновник» (без вины виноватый) торжества – поначалу так просто был неприятен. Не до раздражения, но до смеха. По ходу, конечно, преображается. Но под конец снова становится неприятным лично для меня, и уже до раздражения тем, что «борзеет» не по статусу. Надя (Барбара Брыльска) очень интересный персонаж, которой от Ипполита не хватало как раз той «безбашенности» и бесшабашности какова нашлась у залётного гостя. Фильм в дополнении ко всему украшают превосходные песни, которые на слуху у нескольких поколений СССР и России. 'Если у вас нету дома', 'Вагончики', 'Я спросил у ясеня'... И вот нам предлагают вместе с героями этого фильма прожить всю жизнь за одну ночь. Фильм идёт 184 минуты. Но если и кажется долгим, то уж точно не утомительным. Ну… так, вроде, про всё сказал. Хочу теперь для себя установить новую традицию. Каждый год смотреть этот фильм в новогодние праздники. 10 из 10
Начиная с 1994 года показ 'Иронии судьбы' Эльдара Рязанова 31 декабря по телевидению в России стал традицией. Жене Лукашину... Фильм надо смотреть в отрыве от Нового Года. Как бы это ни было трудно для нашего зрителя. С учётом бэкграунда.. Потому как на самом деле это в чистом виде история одиночества. И не надо думать, например, что это только лирическая комедия об условном 'веселом алкоголике из Москвы'. Как порой пытаются это изобразить в комедиях псевдо-пародийного толка на некоторых телеканалах. Да, сказочно - пьяно Женя Лукашин оказывается в точно таком же многоквартирном доме, как в Москве в Ленинграде.. Но что за историю мы видим дальше? После пробуждения и так или иначе отрезвления всех органов чувств. Неустроенность в личном плане одного (Лукашин). Возможно из-за нерешительности, возможно из-за инфантильности, а возможно и из-за глупости... И такая же неустроенность другого (Надя Шевелева). В случае Нади, возможно, от неуверенности того, что нужно ей в мужчине, возможно от недовольства собой... Сказать определённо - непросто.. Но и тут, и там на лицо - глубокое, хотя не безнадёжное одиночество двух людей.. Конечно, пониманию этого помогает очень грамотное использование стихов и музыки. Музыки и стихов. Манипуляция! - скажите вы.. Ну, и ? Зато - реалистично. Как там было? .. Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал.. А в другом фрагменте: ... Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворяется снова... Или ещё: - Мне нравится, что вы больны не мной.. Как будто призыв к тому, что и ей, и ему совсем не страшно в осознании одиночества.. Как будто.. Впрочем, снова, каждый увидит (или не увидит) в этом фильме что-то свое. Я тоже далеко не сразу разглядел в 'Иронии судьбы' историю глубокого, но отнюдь не безнадёжно одиночества. Некогда для меня этот фильм был всего лишь приправой к салату Оливье.. Так что, как говорил мой учитель по английскому языку в школе Панчерников Сергей Олегович: - It's up to you! И ещё: Рязанов не был бы Рязановым, если бы не положил в основу фундамента картины очень советскую (чудовищную по своей сути деталь). Лукашин спутал свой дом с домом Нади Шевелевой (и наоборот) из-за того в том числе, что они были похожи внешне, как две капли воды. Потому что построены они по принципу одинаковости и присущей советским реалиям, простите за мой французский, хотя можете и не прощать, уравниловке.. Все везде одинаково. Но одинаково серо.. Это и есть краска Рязанова. Сатира на окружавшую жизнь. Ведь Рязанова - прежде всего режиссёр сатирических фильмов. Чистым комедиографом он не был никогда. Нишу комедии занимал Гайдай. Да и то не всегда.. Послесловие: На мой личный, ни к чему не обязывающий взгляд, будь мы в стране, кинонаграды которой были бы по влиянию сравнимы с такими наградами как Оскар, БАФТА или Золотой Глобус, Андрей Мягков должен был бы получить как раз их.. Так что, да. Попробуйте однажды посмотреть этот фильм вне контекста Нового Года. Где-нибудь в июле. Или чуть раньше. В июне..