Вроде бы за основу взята шведская сказка, малопопулярная в нашей стране. Да и фильм этот тоже не сказать, чтобы очень известный! Казалось бы, от создателя культовых «Приключений Буратино» и «Про Красную Шапочку» — но зайдите на страничку режиссёра на Кинопоиске и сравните, сколько оценок стоит у «Шапочки» с «Буратино» и сколько у всех остальных его фильмов, в том числе и у этого. Я не претендую на статус знатока, просто хочу выделить именно это произведение, совершенно незаслуженно затерянное среди остальных. Сужу по себе, но посмотрев кино в детстве, нельзя сказать, что я был как-то особенно глубоко впечатлён. Мне сразу понравились песни, а сюжет… сказка и сказка! Просто детский фильм! И только пересмотрев его взрослыми глазами, я по-настоящему им проникся и оценил. Фирменный стиль Нечаева — вселенная антропоморфных зверей. В «Буратино» они живут среди людей, и это считается само собой разумеющимся; в «Шапочке» маскируются под людей, так как там наряду с волками-оборотнями (хе-хе) участвуют и настоящие звери (коровы и свиньи);в этом фильме люди остаются за кадром. Так картина выглядит даже более целостной, но дело совсем не в этом. Дело в том, что это сказка для взрослых. Её посыл о торжестве всепобеждающей правды вполне может быть понят и детским сознанием. Но только взрослый способен уловить, например, что у лисёнка — своя правда, у семейства Ларссенов — своя, у Тутты Карлсон — своя и даже у комично-мерзкого ёжика Нильса — своя. Это истина, а истина — одна, потому что она объективна. Именно эту мысль пыталась донести до главного героя сова Илона. «Мудрость — это не что-то вроде справедливости, мудрость — это что-то вроде моих штор» — где же ребёнку расшифровать такое сравнение? Кстати, вот ещё вопрос интересный: что такое ум и что такое мудрость? Словом, не главный, но стержневой персонаж — сова в исполнении Татьяны Пельтцер — навряд ли может быть по-достоинству оценён и понят невзрослым зрителем. Не говоря уж об остальных морально-этических проблемах, поднятых в фильме! Здесь каждый зверь, каждый персонаж — олицетворение, личность, индивидуальность! Сознательно не комментирую никого из них, чтобы не опошлять картину, разжёвывая авторский посыл. При этом при всём Нечаев не отступает от канонов классического творчества для детей, как это было в той же «Шапочке», снятой почти на грани модерна и постмодерна. Неотъемлемая часть его фильмов — музыка и песни, т. н. мюзиклы для детей. Как тут ни вспомнить песни из «Буратино» и «Шапочки» на музыку Алексея Рыбникова! Но так ли популярны и любимы в народе песни Игоря Ефремова из этого фильма? (Разве что только про «Эхо» иногда что-то там где-то звучит.) А ведь тут каждая-каждая песня — да какая песня, маленька ария! — ещё, повторяю, с детства пронизывает меня в буквальном смысле до мурашек по всему телу. Живи я в конце XX века, оббегал бы все известные музыкальные киоски в поисках пластинки. Нынче не постеснялся бы закачать в плейлист, да не то удовольствие слушать их вне контекста фильма — сегодня ж не то что послушать песню, фильм в любой момент можно себе включить! И вот под лёгкую и вместе с тем проникновенную музыку в каждый момент, под гениальные до мороза по коже песни, взрослыми глазами, взрослыми мозгами искушённого кинозрителя каждый раз с непередаваемыми ощущениями пропускаю через себя этот фильм. Это доставляет мне гораздо больше удовольствия, чем в детстве. Я люблю его больше, чем «Шапочку» и «Буратино». Да. Это индивидуально, что с музыкой, что с самой картиной. Здесь я «свой зритель». Свой зритель всегда найдётся — прозвучало в другом фильме, тоже одном из моих любимых. Ещё раз к вопросу о правде и истине — это как раз-таки истина. И для меня есть сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и балет Чайковского «Щелкунчик»; есть драма Герца «Дочь короля Рене» и опера Чайковского «Иоланта»; есть повесть Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.» и фильм Нечаева «Рыжий, честный, влюблённый». C`est la viе. 10 из 10
Всегда ценил творчество Нечаева. Он и Александр Роу — кино-сказочники моего детства. Но если фильмы Роу — полностью волшебные, словно их снимали прямо в Сказке. То картины Нечаева, напротив — словно реальность, в которой вдруг обнаружились сказочные детали и персонажи. Хотя мне, в той или иной степени, нравятся многие фильмы Нечаева, но «Рыжий, честный, влюбленный» стоит особняком. Возможно, в содержательном отношении он самый емкий и при этом — самый тяжелый. В детстве я просто боялся смотреть этот фильм — настолько он выбивал меня из колеи. Боялся и смотрел. И не удивительно. Тема, которая в нем является центральной, мягко говоря, не детская. Если угодно, это вариация темы «Идиота» Достоевского — можно ли быть среди людей просто хорошим человеком, без оговорок и натяжек. Ответы Достоевского слишком мрачны, но, возможно, князю Мышкину, все же, просто не повезло. Его, по большому счету, не любили. А Людвигу повезло. Оказывается, можно быть таким человеком, можно найти силу и выйти из пропасти отчаяния, а сила черпается из Тайны Цвета Апельсина. Впрочем, тут параллели можно проводить не только с «Идиотом». Вспоминается и «Оливер Твист», и «Ромео и Джульетта», и все это — только аспекты, грани этого сюжета. Даже для искушенного зрителя все это непросто. Однако, хотя тема в фильме поднимается далеко не детская, но манера подачи такова, что проблема становится понятной и детям. Фактически, режиссер сталкивает маленьких зрителей с реальным взрослым миром через призму восприятия ребенка. Ребенка, которому каким-то образом удалось не перенять ценности окружающих его людей. И хотя во всей этой истории нет решительно никаких натуралистических подробностей, все равно она получается очень выпуклой и острой. В ней сцена за сценой возникают противоречия, каждое из которых наносит болезненный укол детскому сознанию — тому, которое еще не успело оценить ценность непроницаемых штор. И история детской(!) любви тут тоже подается весьма остро. А чего стоит только сцена, в которой Людвиг объясняет Тутте, почему ему плохо после хитрого побега от Максимиллиана. Это уже не просто склонность к честности или неумение врать. Это подача юному зрителю понятия о дхарме — внутреннем законе и ощущении справедливости. Традиционное для фильмов Нечаева достоинство картины — актерские работы, в том числе и детские. Обычно говорят о Филозове, Трофимове, Васильевой и Мирошниченко. Ничего не скажу, это высококлассные актерские работы, работа Филозова просто на грани перевоплощения в Лиса. Но я бы хотел отметить тех, кого, почему-то, не упоминают. Во-первых, очень хорошо получилось все лисье семейство Ларссонов. И это было бы не так, если бы не дети. В принципе, все они справились, но особый шарм лисьему семейству придают сестры Кутеповы. Хотя у них и небольшие роли, но они здорово помогли создать атмосферу. Во-вторых, почему-то не принято отмечать Тутту Карлссон. На мой взгляд, тем не менее, персонаж получился весьма емким и отыгран он Марией Яхонтовой на удивление хорошо. По меньшей мере, не хуже, чем Денис Зайцев в роли Людвига. В общем-то, они действительно достойны друг друга в этом фильме. Отдельно, конечно, следует упомянуть песни. Причем, как музыку, так и тексты. В картинах Нечаева всегда на высоте этот компонент. Но, по-моему, именно в данном фильме он достиг вершины в творчестве режиссера, пусть и не приобрел такую популярность, как песни из «Буратино» и «Про Красную Шапочку». Не только «Тайна цвета апельсина», но и песня про Эхо, и песня «Может я и неправ…» просто великолепны, да и другие вполне достойны. Эти песни и музыка тоже очень многое дают фильму, не только в плане создания атмосферы, но и в содержательном плане. Я время от времени пересматриваю этот фильм, теперь уже со своими детьми. Надеюсь, когда они подрастут, что-то вынесут отсюда для себя. Сейчас мне уже менее больно смотреть эту картину, у меня уже есть шторы. Но на некоторых песнях все равно давлюсь слезами. 10 из 10
По-моему, Леонид Нечаев — самый недооценённый отечественный кинорежиссёр. Он воспринимается зрителями — и напрасно — только как детский сказочник. А ведь Нечаев создал «Мнимого больного», «Репетитора» и вдобавок к тому — ещё несколько произведений, вполне годящихся для просмотра как детьми, так и взрослыми. Среди них рискну назвать даже и данный на первый взгляд чисто детский фильм. Нечаеву с драматургом Полонским удалось значительно опередить своё время, они словно почувствовали в том далёком 1984 году закат эпохи государственного патернализма и принялись, стараясь не опоздать, готовить нас, деток, к наступлению царства свободы, в котором, как нам теперь хорошо известно, с таким уютом обитают плуты и мошенники всех мастей. Что же тут главное, в нашем новом царстве? Да оставаться самим собой, пусть хоть и ежеминутно поражая этим всех бесчисленных бестий! Среди многих плюсов фильма хочется отметить актёрские работы Филозова, Николая Трофимова, Мирошниченко; в который раз Нечаеву с блеском удалось решить мучительную задачу нахождения юного дарования на главную роль. Великолепен замысловатый сценарий, честно говорящий, даже с юным зрителем, о трудностях и противоречиях жизни; драгоценная находка — образ мудрой, но тем не менее глубоко не правой совы — этой большой ценительницы всемогущества штор. Иногда лишь чувствуется что-то не совсем точное в образе ёжика (актёрская интерпретация выглядит не оптимальной) и, думаю, натуралистические костюмы петуха и курицы совершенно не вписываются в славную нечаевскую стилистику — здесь меня, буду откровенен, подстерегал весьма неприятный сюрприз: воспринимать данных персонажей довольно непросто. Возможно, несколько слаба мама-зайчиха. Предупреждая цыплят об опасности, Людвиг XIV тем самым подставляет своего братца-агрессора. К сожалению, талантливому драматургу не удалось должным образом смягчить эту серьёзную коллизию. Полонский — очень ответственный художник и можно представить, как трудно ему было решиться взять на себя написание стихов (видимо, Дербенёв и Энтин были заняты). К счастью, он рискнул — и мы все в итоге оказались в немалом выигрыше. А чудесная песня о «тайне цвета апельсина» стала одним из главных украшений картины. «Солнцем полна голова», — сказал как-то в очень счастливый день один известный художник. Мне кажется, после просмотра картины каждый нормальный зритель испытает нечто подобное… Магия художественного произведения заключается ещё и в том, что к нему хочется возвращаться снова и снова. А в эту сказку хочется умом и сердцем окунуться ещё и спустя многие-многие годы.
«Не научится хитрить — не вырастет!» — звучит жестоким предупреждением из уст прожжённых лисов и лисиц в адрес того, юного, цвета апельсина — или даже солнца — размахивающего школьным портфелем, бегущего по мягкому лесному покрову, придумывающего рифму к слову «враньё». Скомканы тетради по хитрологии, выброшен учебник по обмановедению, захлопнута дверь в альма-матер лжецов. Людвиг Четырнадцатый, младшенький в семье потомственных негодяев, не желает жить так, как «положено»: объегоривать, плутовать, водить за нос. Заведённый порядок вещей, в который так хорошо вписываются все звери и зверята, непереводимое, но интуитивно понятное «селяви», саднит ему душу. Есть индейку, накрываться овечьей шкурой, искать выгоду в страданиях слабых и доверчивых — надоело. Дерзкое, звонкое «Надоело!», аукающее в трёх соснах. Обиженное, горькое «Может, я дурачок», шелестящее в иголках под ногами. И резкое осознание: не выросло — нет, не выросло — там, внутри, а осталось и бьётся. Метафора, одинаково хорошо поворачивающаяся к маленькому зрителю передом, а к взрослому — задом, в кино встречается так же редко, как в жизни — избушка на курьих ножках. Компромиссы, на которые идут создатели современных детских фильмов, оставили бы в недоумении Георгия Полонского. Кажется, что сценарист играючи, на досуге, собрал из сказок шведского писателя Яна Улофа Экхольма универсальную историю о бунтаре (если хотите — Избранном), идущем против системы. Второе дно здесь искусно запрятано в каждый диалог, в каждую песню, в каждую деталь одежды и интерьера. Там, где дети сопереживают сверстнику, который хочет быть честным, и с интересом гадают, что дальше, взрослые — проросшие гнилью сомнений, избитые градом насмешек, укутанные плесенью отговорок — переживают настоящее воскрешение. Нельзя не поверить мальчишке с блестящими — то ли от слёз, то ли от света правды — глазами. Своенравному дитя, чьи вопросы так пронзительно наивны, так изящно естественны. Благородному рыцарю, чьи убеждения вылиты из алмаза. Такие Людвиги — в каждом из нас: рыжим всполохом, жарким трепетом, настойчивым эхо. «Я буду поступать по совести!» И рассыпается матрица на нули и единицы, и полнится животными вскриками условный лес. Возмущены учителя, расстроены родители, цинично насмешливы братья и сёстры. Первая часть фильма рисует характеры и обозначает проблемы: животное сообщество представлено во всей своей косности и намеренно преувеличенной типичности. При отсутствии каких-либо визуальных эффектов и дорогих костюмов, актёры превратили детский утренник с песнями-плясками в прочувствованную — на каждой ноте — историю о сохранении самого себя. Здесь люди играют зверей, чтобы — в конечном итоге — передать с экрана человеческие переживания. Старая сова, как заезженная пластинка, тянет свой тоскливый мотив и прячется от мира за плюшевыми занавесками. Ёжик Нильс строит теории революций и заговоров, а на деле способен лишь уколоть от обиды и заползти под камень. Зайчиха-домохозяйка запирает детей дома — подальше от рыжих шельмецов — и знай себе лепит пирожки с капустой. Что станет с юным идеалистом в этом вековом лесу заблуждений? Не опасно ли убегать из дома, имея за пазухой лишь рифму, и в попутчиках — только собственное эхо? Во второй части повествованием правит сюжет: честный лис («Ко-ко-какой?») попадает в курятник. Разворачивается театральным действом конфликт доверия и предубеждений («А откуда вы знаете, зачем я пришёл?»), проступают на детских лицах веснушки первой любви, связываются — собственноручно надетыми цепями дружбы — сердца сторожевого пса и оклеветанного пленника обстоятельств. Проблемы, так часто повисающие мёртвой петлёй в психологических драмах, в этой детской сказке поданы со всей остротой — разве что без натуралистичной жестокости. Опасность таится в жёлтых перьях, разбросанных у секретного лаза в заборе, в добрейшем ворчании Максимиллиана, сетующего на собачью жизнь, в зловещем обещании Человека выкурить всех рыжих бестий из своих нор… Но добро не кончается. Всё ещё бьётся там, внутри. Рвётся наружу стихами, такими грустными порой песнями. Единожды закравшись в душу, оно живёт там вечно. И потому охота на лис — как часть сюжета — обрывается на рассвете, не успев привести к трагическим последствиям. И надежда протягивается тонкой паутиной в утреннем тумане. И Людвиг, об руку с солнечной Туттой Карлсон, шагает по росе. Рыжий, честный, влюблённый.
Один из любимейших фильмов моего детства! Милые, искренние герои, способные растрогать даже самого черствого зрителя. Прекрасная сказка для детей любого возраста! Для всех тех кто не разучился верить в добро!