Ну вы чего, ребят. Вам же гениальные задумщики (извините за это слово, но мне хочется быть немного старомодным, уверен, вы меня поймёте), вам же прямо в лицо, прямо сразу кричат, с самого первого кадра, когда приезжает механическая бричка, не с коняшками, а с мотором, уже тут вы должны были насторожиться. На том моменте, где начался разговор про ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПРЕССЫ, вас, разве не насторожило второй раз? И, если уж, вас, не смутило и это, то гении создателей вам в тексте кричат: «ШЕРЛОК ХОЛМС СТАЛ СЛИШКОМ СТАРОМОДЕН» И всё, всё-всё-всё в сериале кричит об этом: как Шерлок постарел, мотоциклы Ватсоны, девайсы Майкрофта, всё-всё-всё. И сам Шерлок неоднократно вам говорит: прошла пора Старой-доброй Англии, вместо джентльменства теперь политика, вместо фонтанов — резиденции, и гении преступного мира -вовсе не карманники и махинаторы, а политики и коррупционеры. Вам весь фильм, целый сериал об этом говорит. С вами попрощались по-царски, о, нет-нет, ПО-КОРОЛЕВСКИ. А вы ругаетесь. Не будем ругаться, возьмёмся за руки, и свободной рукой помашем шляпами прекрасному далёку, прекрасной красоте той Империи. И другой, той, Империи, тоже, без которой уже *продолжения не следует* *8 из 10*
«Всё, что имеет начало, имеет и конец» Пифия Эти слова героини из более поздней «Матрицы» могут показаться здесь неуместными, но они как нельзя удачно подходят к советскому сериалу о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Наша серия короткометражных телевизионных фильмов была признана классикой даже за пределами Советского Союза. Василия Ливанова и спустя много лет именуют лучшим Холмсом всех времён — это ли не повод гордиться? Сюжет советского сериала почти дословно повторяет рассказы Артура Конан Дойла, и всё с нашим сериалом было бы отлично, если бы не дилогия «Двадцатый век начинается», которая испортила многое из того, чего мы достигли. С этим сложно смириться, но даже у советских режиссёров имелись пределы возможностей. Заключительные главы о Холмсе и Ватсоне снял Игорь Масленников, как и предыдущие мини-сериалы. Основой для «Двадцатого века» послужили поздние и не слишком известные рассказы о легендарном сыщике. Но, быть может, потому они и малоизвестны, что сильно уступают по качеству своим предшественникам? В последней экранизации упор делается уже не на полюбившихся героях и новых расследованиях, а на том, как сильно переменился мир по сравнению с девятнадцатым веком — всюду в использование вошли различные технические устройства, в особенности автомобили. НТР как будто в самом разгаре: где бы ни оказались Холмс и Ватсон, из-за окон вечно доносятся шумы двигателей. Это сильно отвлекает от основного сюжета, который не слишком-то и запоминается. Вопрос: для чего был нужен такой акцент на достижениях техники, если всех нас интересует криминальная составляющая? Тем более, что и последняя преподнесена без явного старания. Кровавая травма, которую в начале получает второстепенный персонаж — вот и всё, что остаётся в памяти спустя долгое время после просмотра. Ах, да — ещё Майкрофт, совершенно переставший радовать своими догадливостью и вдумчивостью, и превратившийся из опытного детектива в глуповатого гонца за жизнью, которая обгоняет его с большой скоростью. Василия Ливанова, Виталия Соломина и Борислава Брондукова в роли Лейстреда по-прежнему можно только похвалить за старания. В том, что заключительные серии о Шерлоке Холмсе получились неудачными, виноваты режиссёр и сценаристы, сильно расслабившиеся после успеха предыдущих мини-сериалов, и решившие впечатлить аудиторию напоминанием того, в каком превосходстве оказалось человечество перед своими дедами и прадедами девятнадцатого века. Я искренне уважаю советскую эпопею о знаменитом детективе, но только не эти две финальные серии. Только из-за упомянутой великолепной актёрской игры ставлю три балла. 3 из 10
Заключительная часть отечественной версии сериала про великого сыщика. В основе — рассказы Конан-Дойла на тему немецкого шпионажа в Англии накануне Первой мировой войны. Считается, что Двадцатый век — не самая удачная из работ на тему Шерлока Холмса, вышедших из-под руки Игоря Масленникова. Нет, к примеру, прежней легкости английского юмора, сочетаемой с еле угадываемой русской душевностью. Ну так и тема — индустриальная, тяжеловесная, военная. Лейтмотив «тряхнуть стариной» возникает именно из несоответствия персонажей «доброй старой (читай — викторианской) Англии» новому времени, где есть заводы-пароходы, танки-пулеметы и т. п. В механистичности эпохи и кроется разочарование создателей (режиссёр сам в этом признавался) — сжившись со своими персонажами, Масленников, Ливанов и Соломин будто не знают, как пристроить их в новых обстоятельствах. В итоге Холмс становится уже не частным детективом, а винтиком в государственной системе. Ватсон, даже более комичный, чем прежде, персонаж (часто чрезмерно нарочито) пытается внести мораль в военную истерию, но в силу собственного комизма и гуманизма остаётся непонятым… И все же они с Холмсом по-прежнему симпатичны. Как и не в меру сентиментальный Лестрейд. Но больше в фильме не людей, а атмосферы и антуража. Особенно хороши музыка — марши и музыкальный саспенс от маэстро Дашкевича, и работа со звуком. Все эти самолёты, телеграфы, отстукивающие ритм эпохи и фильма как будто метроном, считающий мгно вения до апокалипсиса дают необходимый контраст героев и обстоятельств времени. В этом смысле финал фильма, основательно переписанный в сравнении с имперцем Конан Дойлем — словно крик души о том, каким был в истории двадцатый век и каким не должен быть век двадцать первый. Пафосно, конечно… Но очень хочется, чтобы Холмс ловил убийц и грабителей, а не разоблачал баронов и лордов, сталкивающих в смертельной схватке целые народы. Так и получился прощальный поклон — усталым и не слишком оптимистичным.
Самые сложные шаги — это первый и последний. Первый — потому, что ещё не знаешь, чем всё это дело обернётся, как пойдёт. Последний — потому, что не знаешь, когда стоит остановиться, и стоит ли вообще, как наилучшим образом закончить… Казалось, «Сокровища Агры» ставили точку в повествовании о Шерлоке Холмсе. Ватсон скоропостижно женился, Холмс остался в обществе миссис Хадсон дальше раскрывать дела. Дуэт распался, пути разошлись. Но точку ставит именно «Двадцатый век начинается». Заключительный двухсерийный фильм резко отличается от предыдущих, он ломает весь тон, весь стиль. Выглядит иначе, звучит иначе, уходит та размеренная, в какой-то степени, домашняя атмосфера. Но я полагаю, что так и должно быть. Двадцатый век начинается. Чопорная пуританская старая добрая Англия с её изысканными манерами, джентльменами, кэбами, уютными посиделками у камина, размеренной неторопливой жизнью… Британская Империя, над которой никогда не заходит Солнце, под дланью незыблемой королевы Виктории. Но время идёт, всё меняется. Вместо цокота лошадиных копыт по мостовой слышен теперь рёв моторов и визг шин. Тишина, прерываемая маятником и ударом часов, уступила место стрекоту телеграфа и телефонным звонкам. Мир ускорился, практичность стала возвышаться над стилем. Майкрофт Холмс больше не сидит в оглушительной тишине клуба молчунов — он теперь посреди целого специфичного оркестра и не может позволить себе спокойно поговорить со своим братом. Ватсон ожесточённо строчит на пишущей машинке, прерываясь на врачебную практику и рассекает на автомобиле. А Холмс, занимавшийся частным сыском, теперь на службе государству состоит. Другие времена. Новая эпоха. Преддверие Первой Мировой, которая сломает хребет старому миру. Старая добрая Англия, воплощённая на киноплёнке трудами Масленникова, сказочно-домашняя, уходит в историю. И Холмс с Ватсоном, как её неотделимые элементы, становятся экспонатами в музее уходящей эпохи. Заключительная серия — это не просто прощание с Холмсом. Это прощание с целой эпохой. Поэтому эту серию я ставлю наравне с предыдущими. 10 из 10
Не понимаю тех, кто говорит, что серия хуже на фоне остальных. По мне она лучшая из сериала и берёт не сюжетом, а драматургией. Сюжет построен на безысходности, герои не могут остановить приближающуюся катастрофу. Эта серия показывает Шерлока не всемогущем, ведь он не может остановить войну, не смотря на то, что на время расследования он числился в рядах британской разведки. Да он знает, что политикам нельзя доверять, но всё же он ничего не смог изменить. Теперь о Ватсоне, он здесь как всегда глуповат на фоне Шерлока. Но в конце он произносит поистине злободневную фразу, так же он опять отравляется на фронт, но уже солдатом. И вот время идёт на сейфе меняется дата с апреля 1912 на август 1914, что же будет с героями? Этим серия и цепляет, ты переживаешь за них ведь знаешь вперед Первая Мировая, а зачинит судьба героев неизвестна.
Фильм вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию аудитории. Вплоть до недоумённого вопроса: а зачем было это вообще снимать? Критическое отношение поддержал даже Масленников. Но вспомним несколько вещей. 1. Появление фильма вполне логично. Холмс в первоисточнике решал не только проблемы частных лиц, но и дела государственного значения. 2. Масштаб дел соответствует масштабу, говоря словами Зинаиды Николаевны Гиппиус « мальчишки злого». 3. Композиция картины удачна: от Эдуардо Лукаша к фон Борку. То есть от периферии к центру. И в этом центре рядом с бароном стоит Холмс. Партия для противников проиграна уже в самом начале событий. 4. При этом не происходит искажения первоисточника. В фильме есть ирония почти карикатурность: всё связанное со « Вторым пятном» (кроме Фурнэ и Лукаша), образ фон Борка. Но фон Борк и не должен производить впечатления опасного субъекта. Именно за несоответствие сущности и образа его хвалит в первоисточнике фон Херлинг. Во « Втором пятне» Александр Романцов вряд ли и ставил себе задачу сыграть человека « порывистого, горячего и остро впечатлительного» под « маской высокомерия». Сыграл британского министра, у которого маска высокомерия постоянно сползает и вместо острой впечатлительности открывает некоторую истеричность. Елена Сафонова тоже весьма спорная дочь герцога Белминстер. Ни о каком « мягком обаянии» и « прелестных красках тонкого лица» не может быть и речи. Всё это — вполне в духе предыдущих серий. У Трелони и Хильды были ещё более нелепые предшественники: чета Бэрриморов, Сэр Генри Баскервиль, коста- рикская красавица или король Богемии. Мрачных оттенков тоже хватает: Сидней Джонсон, Вайолет Уэстбери, посещение дома Сэра Джеймса. И снова ничего противоречащего стилю цикла, если вспомнить, к примеру, «Сокровища Агры» или сцену с Хьюго Баскервилем. Находка последней части — Евгений Николаевич Платохин, прекрасно сыгравший джентльмена, который нормален только до определённого предела. Превосходное обогащение образа Эдуардо Лукаша. Подводя итог, скажем: финал вполне в стиле всего цикла, при всех вольностях сохраняющий во всех четырёх историях верность первоисточнику, а Лукаш, хотя и представляет Лизандера Старка (то есть всё же нарушение текста) наиболее интересен.
В отличие от остальных «двухсерийных серий», две серии последнего фильма между собой практически не связаны. В первой серии нам выдают не очень связную историю шпионов-фальшивомонетчиков, а Холмс без зазрения совести выставляет одного чиновника полным остолопом, потерявшим секретные документы в собственной шкатулке. Чтобы, значит, отмазать его жену — ну, рыцарство, что ж поделаешь. Эта серия не очень впечатляет. Вторая серия поживее. Это смесь «Чертежей Брюса-Партингтона» с «Его прощальным поклоном», достаточно органичная для микса. Впрочем, при всей задуманной напряженности сцены «раскрытия» Ватсоном мнимого предательства, настоящего накала чувств, как в ранних фильмах (переживания о смерти Холмса, к примеру), тут нет. А жаль. Ни боли, ни ужаса, ни гнева — чего можно было ожидать от патриота-англичанина в такой ситуации. Удивляет появление человека с монобровью в качестве не то слуги, не то ассистента Холмса. Лишний совершенно персонаж. В целом, не могу сказать, что финал сериала так уж плох — фактически, частично в том же «увядании» и суть. Камерный, аристократический, наивный девятнадцатый век угасает. Стареют люди, расходятся друзья, политика вмешивается в повседневную жизнь, грядут тяжелые времена — мировые войны. Остается только надежда на то, что они пройдут — и жизнь продолжится.
1980-е годы ознаменовались появлением на телевидении двух канонических Шерлоков Холмсов — Джереми Бретта в Великобритании и Василия Ливанова в Советском Союзе. Отечественному зрителю, безусловно, ближе, «русский» Холмс, тогда как рядовые британцы, как известно, отдают беспрецедентное предпочтение своему соотечественнику, что вовсе не удивительно. Оба сериала одинаково хороши, в чем-то даже британский вариант превосходит советский, потому что он более точно следует оригиналу. Отличительной чертой же «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» было то, что здесь, по большому счету, самому делу внимания уделяется мало, все больше нам показывают взаимоотношения и похождения двух друзей, а суть преступления, в свою очередь, раскрывается буквально в двух словах. Эта тенденция прослеживается от «Знакомства» до «Сокровищ Агры», и только во взявшейся неизвестно откуда, очевидно лишней заключительной части «Двадцатый век начинается» все переворачивается с ног на голову. С самого начала зрителя начинают терзать смутные сомнения, а тот ли фильм он смотрит, поскольку необычный пролог «Двадцатого века» никак не вяжется с общим стилем нашей «саги». Мы уже не видим в первом же кадре старых добрых сыщиков, пьющих чай на Бейкер-стрит, и от того уже становится некомфортно. Вместо этого, нам показывают душещипательную историю парня, которого чуть не порешили с помощью гидравлического пресса, где с легкостью угадывается «Палец инженера». Борясь с недоумением, мы вдруг вспоминаем, что милейший доктор Ватсон в прошлой серии женился, и посему, никак не может вкушать английский завтрак с Холмсом на Бейкер-стрит, 221 Б. Ладно, говорит себе зритель, посмотрим, что будет дальше. Затем ситуация вроде как принимает многообещающий вид: Соломин на своей допотопной машинке приезжает к Ливанову в Суррей… долгожданная встреча двух друзей, оркестр, занавес! Но не тут то было. Дабы не тянуть волынку скажу, что дуэта, как точно подметили многие мои предшественники, в этом фильме не было. Не было, по сути, ни интересных диалогов между друзьями, ни захватывающих приключений, а так… присутствие одного и другого в общем кадре. Плохо, товарищи, плохо! Невооруженным глазом видно, насколько наши приятели постарели, причем не знаешь даже, кто сильнее. Холмс, отрастивший якобы для конспирации отвратительную «американскую» бородку топором, стал все более похож на припавшее пылью древнее пальто, которое достали из кладовой со словами «А может оно еще на что сгодиться!». Нет, Ливанов старается не отставать от себя прежнего, но… що занадто, то не здраво, как говорят у них. Между тем, Ватсон не смягчает ситуации, а скорее наоборот. Из привычно наивного и добродушного биографа Холмса, он превратился в совсем уж неестественно слащавого простака, глуповато (и опять же наигранно) смеющегося непонятно над чем. В конце концов, все это начинает порядочно раздражать, причем с каждым новым просмотром негатива прибавляется. Но вот Холмс срывает, наконец, приклеенную (как оказалось) бороду, одевает верную каскетку, и наши герои мчатся на всех парах прочь от идиллического села в суетливый Лондон навстречу приключениям. Но… Если раньше искусное переплетение отдельных рассказов Конан Дойла увенчивалось успехом, то на сей раз сценаристы намутили такую кашу, что, вероятно, и сами в итоге разводили руками, гадая, как из нее выбраться. Допустим, эпизод с фальшивомонетчиками и пропавшим письмом политического содержания можно слепить в один сюжет. Но вот именно что «слепить», ибо стройности повествования в нем вообще не наблюдается. Однако, все познается в сравнении… Содержания же второй серии о чертежах Брюса Партингтона не налазят на голову вовсе. Так и остается загадкой, почему и каким образом Холмс был связан со шпонами, задумавшими похитить вышеупомянутые чертежи. Предположим, что этого не поняла только я, но и с доходчивыми объяснениями сие обстоятельство все равно выглядит явно притянутым за уши. Тем ни менее, это еще не самый «изюм»! Откровенная чушь всего «Двадцатого века» — это его (не хочу говорить нехорошее слово в адрес этого фильма, но что поделаешь) бредовый финал, когда доктор Ватсон, якобы вновь заступает на военную службу! Он ведь, при всем к нему уважении, явно вышел из призывного возраста! Я уже не заикаюсь об иных моментах той злосчастной сцены, думаю, вы и так поймете, что там, как говориться, без комментариев… Обитатели столицы, с коими Холмсу довелось встретиться в ходе расследования, отнюдь не внушают доверия, начиная от схожего с театральным шутом слуги на Бейкер-стрит, и заканчивая явно тронувшимся умом Майкрофтом Холмсом. О нем следует сказать подробнее. Подающий надежды, проницательный и сдержанный Холмс-старший из «Короля шантажа» и этот чудаковатый господин в противогазе — совершенно разные лица. Такая метаморфоза, учитывая то, что, коль скоро Майкрофт олицетворяет собою «Само Британское правительство» в этой серии, а там представлялся лишь мирным завсегдатаем клуба Диоген, — абсолютно непостижима. Как? Похоже сценаристы изрядно перестарались с изображением эксцентричности своих персонажей, что свидетельствует об отчаянно скрываемой исписанности и кризисе идей. Сафонова, исполнявшая роль Хильды Трелони Хоуп, по мой взгляд, вполне терпима, хотя, как и все здесь, маленько переигрывает. За кого же действительно обидно, так это за миссис Хадсон. Уж лучше бы ее не приплетали туда вообще, потому что ее нелепое появление с одной-двумя репликами в конце просто-таки кощунственно, и кроме жалости, ничего не вызывает. Такие товарищи как Куравлев (во второй серии) и Смоктуновский, а так же дерганный Брондуков здесь с боку-припеку, ничем они не заслужили хотя бы пары строк в свою честь. Вот, кажется, и все… Ах да! Не все! Подлинная душа фильма — это музыка. Любой, даже самый средний фильм поднимется в глазах аудитории при наличии качественного саундтрека, тогда как даже самое гениальное кино при отсутствии оного несколько меркнет в ее глазах. На протяжении девяти (если не ошибаюсь) серий «Шерлока Холмса» нас сопровождали ставшая классикой увертюра, уютная мелодия «У камина» и тревожная тема зла. Эти звуки — неотъемлемая часть сериала, без них он пустой и «чужой». В «Двадцатом веке» же не было ничего похожего на давешнее муз. оформление, были только какие-то бессвязные мотивы, абсолютно не передающие дух приключений Шерлока Холмса. Резюме. Часто искрометный финал спасает не слишком удачный фильм или сериал, а унылый и скучный финал — губит и самое шедевриальное творение. Как отдельный фильм «Двадцатый век начинается», может быть, и сносный, но зная, заключение какого замечательного ТВ-проекта он является, я лично, бесконечно разочарована.
10 минут назад закончился мой эксперимент: просмотр в режиме нон-стоп (кофе-брейки не в счет) всех по очереди эпизодов «Шерлока», и закончился осадком в виде досады. Глаза слезятся от усталости, мозги набекрень, болезненная нервозность не даст уснуть. Потому постараюсь кратко пронумеровать то, что мне кажется примечательным как в последнем эпизоде, так и во всей саге. 1. Потрясающая, «лицевая» фишка «Шерлока» — удивительное обаяние жителей дома 221-би по Бэйкер стрит плюс точное соблюдение тональности, стиля большинства серий. Точечные образы, раскрывающиеся максимально при взаимодействии друг с другом. 2. Визитка картины — мелодия Дашкевича и ее многочисленные вариации. Но, честное слово, уже после «Охоты на тигра» от «тум тум-тум ту-ду-ту-ду-тум тум-тум» — мозоли в ушах и дрожащие руки под прессингом новоприобретенного рефлекса — убавить громкость. К тому же, общая несбалансированность звука, временами мешающая просмотру, спишем это на возраст картины. 3. Отличный кастинг актеров второго плана, здесь можно и без комментариев, за исключением: не все вписались в атмосферу фильма, от Смоктуновского (премьер-министр), например, не смотря на рамки образа, ждал более акцентированной подачи. 4. Отдельный пункт стоит посветить человеку, загубившему «Собаку Баскервилей». Браво, Никита Сергеич, браво! Стараясь абстрагироваться от личной неприязни к данному…актеру, всё же не смог найти слов ни pro ни contra. Выбесил так выбесил. Жуть. 5. Весь сериал (слово не вполне применимое к «Шерлоку», но всё же это продукт для тв) достаточно ровен, без явно провальных эпизодов, может только «20ый век» не гармонирует с остальными частями. Зато «Приключения», т. е. «Король шантажа», «Смертельная схватка» и «Охота на тигра», — сильнейшая внутренняя трилогия, местами вызывающая восхищение более высокого порядка. 6. Слабость женских образов (изумительную миссис Хадсон не считаем, она — часть «бэйкеровского треугольника») не понятна. Если роли Паниной (по совокупности) и, особенно, Крючковой (экономка у Баскервиля) можно признать удачными, то Демидова (Л. Л. там же) и Гузеева с Сафоновой (обе из «20ого века»), а так же Зинченко (миссис Ватсон) — явные промахи, безликие персонажи. А в нескольких сериях женщин нет вообще, чисто мужское общество, что, как ни удивительно, идет на пользу этим эпизодам. 7. Разочарование от «20ого века» сравнимо с впечатлениями от знакомства со множеством сиквелов современных блокбастеров. Проходная, местами порожняя, криво склеенная картина. Да, есть всегда тянущий за собой Ливанов (на высшем уровне отработавший все эпизоды) и чуть отстающий теперь Соломин (всё же любовь убивает), но пластмассовые Клюев (Холмс джуниор) и Куравлев (фон Борк) плюс к тому повисшая режиссура навевают грусть-тоску и раздражение. Апофеоз — душа всей саги, милая Рина Зеленая, снисходящая до дешевого пафоса предпоследних кадров… Всё, что остается — «достать чернил и плакать». Кратко не получилось. Оценить всю сагу — сложная задача, некорректная. «Двадцатый век начинается» — это 5 из 10
Даже не знаю, правильнее будет просто рассказать об этой истории, состоящей из двух серий или же подвести в целом итог по этому кино сериалу. Ведь именно «Двадцатый век начинается» является конечным пунктом в этих историях, которые имели большую популярность у нашего зрителя. Да и сейчас частенько эти фильмы можно увидеть по общедоступным каналам. Так получилось, что оценка этих последних двух серий совпадает с общей оценкой всего сериала. Я был неприятно удивлен, что все в итоге оказалось не так уж здорово и интересно. В некоторых моментах я откровенно зевал и мечтал о том, чтобы это кино скорее кончилось. «Двадцатый век начинается» расскажет нам две истории, с которыми придется столкнуться Холмсу и Ватсону. Эти истории примечательны тем, что теперь преступления, которые они описывают происходят в политике, в масштабном плане. Не могу сказать, что было безумно интересно, но и скучно совсем тоже не было. Так, как говорится, средненько. А вообще, весь сериал у меня все-таки оставил какой-то негативный оттенок. Я ожидал намного больше от этого сериала. А на деле оказалось, что действительно интересной и достойной серией оказалась лишь «Собака Баскервилей», а самыми запоминающимися вещами это действительно правдоподобный образ Ливанова и замечательное музыкальное сопровождение фильма. 6 из 10
Самый слабый фильм из всей серии. Единственный, которому у меня рука не поднимается ставить высший балл, более того, даже на 9 из 10 он, на мой взгляд, явно не тянет. И вот почему. Во-первых, нет дуэта. Есть отдельно Холмс, который «чем-то» занимался несколько лет и есть Ватсон — женатый практикующий врач. И вот их, что называется, по старой памяти, решили привлечь к расследованию одного дельца. И кто? Мистер «само английское Правительство» — всемогущий Майкрофт Холмс. Увы, при всем уважении к Б. Клюеву, его персонаж вызывает разве что раздражение. И это — во-вторых. Кроме того двухсерийный фильм не дал нам ни одной интересной роли «второго плана»: скучен Куравлев, гротескна Сафонова, бессмысленен Смоктуновский. Брондуков и Зеленая, такое ощущение, слишком постарели. Черт побери, как же это всё обидно! Зачем было вообще снимать этот фильм! Уж лучше бы всё закончилось на женитьбе доктора Ватсона — пусть не по книге, зато куда как интереснее. А так… Какая-то левая музыка, заглушающая всё и вся, далеко не самые интересные рассказы, выбранные для экранизации, политика эта чертова — кому она вообще интересна?! А финал вообще убил — ну что ж настолько неправдоподобно-то?! Ну как мог Ватсон, столько времени проживший бок о бок с Холмсом, не понять, что тот ведет какую-то игру — да просто бред, ей богу. В общем, сколько раз я смотрел «ХХ век», столько раз в нем разочаровывался. Крайний просмотр, к сожалению, не стал исключением. И всё же меньше 8 баллов я поставить не могу. И не хочу. Пусть это будет, скорее, награда «за былые заслуги», но… 8 из 10
«Даже самая ничтожная мелочь может привести тебя к цепочки логических рассуждений» — именно на этом золотом правиле выстраивается известный дедуктивный метод, с помощью которого известные английские сыщики, придуманные Артуром Конон-Дойлем распутывают сложнейшие преступления, отстаивая главенство закона. Фильмы о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона мелочью не назовёшь, наоборот это целая глыба для советского кинематографа и искусства, но всё же именно они подтолкнули меня к объёмным рассуждениям и описаниям, которые я с удовольствиям выкладываю на ваше усмотрение. Как известно у этого великого сериала богатая история, начнём с того, что главные действия происходят в далёкой Англии и воссоздать реалистичную картину, тех незнакомых мест, для большинства советских граждан было не просто. Но создатели фильма справились с этой задачей на отлично, сумев очень точно показать нам не только архитектурные и технические изыски старого доброго Лондона, но и сохранить традиции и манеры того времени, того общества. Мировая история кино, к тому времени уже насчитывала больше десятка различных воплощений Шерлока-Ватсона. Масленникову пришлось в этом плане не легко: удаляться от привычных образов было опасно, а повторяться и выпускать очередную чуть отретушированную копию героев как-то не хотелось. В итоге выбор пал на Василия Ливанова и Виталия Соломина. Ливанов гениален в своей роли, его аристократические черты лица как нельзя лучше подходят для образа англичанина, его ершистый и скрипучий голос, отчётливо вколачивающий в наши головы очередную знатную теорию, с непринуждённой простотой и лёгкостью, будто это прописная истина, завораживает. Шерлок в его исполнении солиден и важен, но в тоже время рождает родственные чувства. Британская империя не смогла сдержать восхищения его игрой и 2005 году наградила Василия Ливанова Орденом Британской Империи. Соломин не уступил в мастерстве своему именитому коллеге. Его игра была преисполнена переживаниями и пусть это покажется кому-то громкими словами, но он вытащил своего героя из тени Холмса, поставив его в один ряд с известным сыщиком, да-да это заслуга Виталия, чьи сияющие и лучистые глаза пронзали экран своей теплотой и добротой. Ему оказалась по размеру эта волнующая роль, в последствие принесшая мировую славу и всенародное призвание. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается» подводит итог славной эпопеи приключений двух закадычных друзей-сыщиков так сильно полюбившемся нам. Он очень ярко резонирует на фоне всех остальных серий, показывая, как быстро уходит время Шерлока Холмса и его дедуктивного метода и как быстро оно летит навстречу страшным катаклизмам двадцатого века. На смену преступникам, вершившим единичные преступления, приходят отчаянные политики, толкающие свою страну и свой народ на край гибели. Но Шерлок и не думал сдаваться и отступать перед временем, его потрясающие аналитические способности помогают выследить опасного немецкого шпиона и обезвредить того. Фильм оставляет после себя философский осадок. Ведь на протяжении всех серий, мы наблюдали, как Холмс практически в одиночку противостоит преступному миру и выходит из всех битв победителем и тем страшнее его капитуляция перед государственными мужами и их политикой, которая раскачала мир до предела и подвела человечество к страшным испытаниям, которые навсегда изменили общественный порядок и воздвигли на руинах новое время, время, где не нашлось места Шерлоку Холмсу и его верному другу доктору Ватсону. Наш советский вариант экранизации рассказов Конан-Дойля признали во всём мире даже в Великобритании, бессмертная классика нашла понимание во всех уголках планеты, и везде где звучал легендарный голос Ливанова, раздавались бурные аплодисменты и восторженные восклицания. 10 из 10