Современное положение вещей в мире действует и на киноманов, когда каждый в отдельности любитель кино должен решить для себя - как ему пережить этот сложный период для киноискусства. Кто-то с головой окунается в мир сериалов и пытается там найти для себя удовлетворение, а кто-то, среди которых и я, пытаются утолить кинематографический голод при помощи возвращения к истокам и пересмотру классики. Конечно же, я видел практически все классические фильмы - от 20х годов до 00х, от 'Касабланки' до 'Психо' и от 'Броненосца Потёмкина' до 'Сталкера'. Однако, если бы мне необходимо было до конца жизни смотреть только один фильм, то я абсолютно точно выбрал бы этот - 'Собака Баскервилей' Масленникова. На протяжении наверное последних 10 лет, этот фильм у меня крутиться в плеере. Да-да, именно в плеере! Мне уже не надо его смотреть для впечатлений, а одной звуковой дорожки достаточно для того, чтобы я визуализировал себе историю и полноценно проникся атмосферой одного из самых лучших детективных фильмов прошлого века. Режиссер Игорь Масленников, который кроме серии фильмов о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе ничего толком стоящего и не снял, создал невероятный фильм, который может служить образцом фильмов про эпоху конца 19го века, про джентльменов, манеры, честь, достоинство и невероятные преступления, которые сегодня абсолютно считаются нелепыми, но их так приятно разгадывать. Наверное нет человека на планете, среди тех, кто читает, кто не слышал бы про выдающегося писателя Артура Конан Дойля и о его уникальном герое Шерлоке Холмсе. И скорее всего, среди тех, кто прочитал и полюбил этого героя нет тех, кто не считал бы экранизацию Масленникова лучшей в своем роде, а роль Ливанова лучшей ролью Шерлока Холмса в истории кинематографа в целом. И это абсолютно заслуженно!!! Итак, серия 'Собака Баскервилей' погружает нас в 1888 год и знакомит с доктором Мортимером, который приходит на приём к известному сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному напарнику Доктору Ватсону. Мортимер рассказывает про ужасную смерть сера Чарльза Баскервиля, о древнем проклятии рода Баскервилей и про скорый приезд наследника Генри Баскервиля. Знаменитый сыщик решает принять участие в расследовании, а дальнейшее развитие событий хоть и неспешно, но неминуемо ведет к трагической развязке, где мы с вами узнаем, кто же стоял за проклятием Баскервилей и какую роль во всей истории сыграл беглый каторжник. Я думаю, что в 21 веке абзац с синопсисом 'Собаки Баскервилей' абсолютно бесполезен, но... вдруг. Итак, почему же я слушаю этот фильм в плеере? Ребята, насколько же невероятный саундтрек у фильма! А какие великолепные голоса у актёров? А вся эта манерность и язык? Прям дух захватывает. Но, не стоит умолять и заслугу визуальной стороны этой киноленты - Англия смотрится достоверно, все персонажи невероятно харизматичны и колоритны, вся обстановка создана с невероятной тщательностью проработки. В общем, когда звук встречается с картинкой, то я вообще не могу. противиться и не успокоюсь, пока не досмотрю фильм до конца. Вот поверите - смотреть 'Собаку Баскервилей' - это невероятное киношное удовольствие какого-то запредельного уровня! Соломин просто завораживает своей игрой, Михалков с его напущенной американской несерьезностью чётко попадает в типаж своего героя, Ливанов, который невероятно органичен в этой роли, Крючкова, которая доказала, что она может одинаково круто сыграть и королев и служанок и все-все-все! Каждая роль в этой картине, каждый герой - это как живой памятник эпохе, когда не только преступники обладали благородством и переживали за свою честь, но и фильмы снимались невероятно душевные! Сегодня подобных фильмов/сериалов не найти. Как-то все более поверхностно что ль. Не чувствуется у произведений сегодняшнего дня киношной души, которая помогает картинам становиться бессмертными и нестареющими. Поэтому, я советую 'Собаку Баскервилей' к просмотру всем начинающим киноманам - вы сразу получите лекало, на которое можно будет ровнять все костюмированные детективные фильмы о викторианской эпохе. Фильм шедевральный! Что тут добавить? 10 из 10
- Я борюсь со злом по мере моих скромных сил, но выступать против самого прародителя зла было бы несколько самонадеянно с моей стороны. Шестая часть телевизионного сериала по мотивам произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, и его не менее знаменитого друга и соратника. Я не читал первоисточник, так что сравнивать мне не с чем. По этому при оценке буду отталкиваться от этой экранизации. Это наверно самое известное расследование Шерлока Холмса как в литературе, так и в кинематографе. Но большую часть истории на себе тянет доктор Ватсон в одиночку. Тут даже обсуждать в принципе нечего. В этом фильме ловко переплетается множество компонентов, за которые я собственно и люблю подобные фильмы. Главный козырь — интрига, сохраняющаяся на протяжении всей картины. Я бы даже сказал, что она больше склоняется в сторону саспенса (тревожного ожидания). Основа сюжета запутана насколько это возможно. Я далеко не являюсь поклонником жанра, но так наверно это и должно быть в настоящем детективе. Тем более как еще показать самый совершенный ум в действии, если ему приходится расследовать прямые как палка дела. Но именно в этом деле большое количество мелких деталей, за которые зритель даже взглядом не зацепится, а Холмс их с легкостью подмечает. Поначалу все путано, немного бессвязно, но как только появляются первые подробности, картина потихоньку начинает складывается. И вот уже некоторые вещи не кажутся бессмысленными. Все это показано естественно и с долей невинной простоты, так что в фильме нет ничего лишнего. По ходу развития истории подбрасываются новые элементы, и зрители сами начинают их додумывать, постепенно принимая неизбежность финала. И вот он наступает… Не знаю как остальные, но я немного не такой развязки ожидал. Но это наверное можно отметить в качестве плюса, как непредсказуемость. Думаю по актерке бессмысленно что то уже говорить - все сказано до меня. Да и наверно нет такого человека, который бы не видел Василия Ливанова и Виталия Соломина в образе величайших детективов. Но если вдруг такой найдется, то бегом смотреть! Классика. 9 из 10
Где-то рядом с определением «британские легенды» вырисовывается громоздкая фигура Лох-несского чудовища. Однако уроженец шотландского Эдинбурга, Конан Дойль задумал свою повесть, когда пресса еще не тиражировала «шокирующие свидетельства ископаемого наших дней». Писатель обратился к более древним источникам национальных загадок, и тут ему пригодилась дурная слава, витающая (кстати, и в наши дни тоже) над топями графства Девон. Едва ли не в каждом местном поселении можно услышать леденящие кровь байки о неприкаянных созданиях, чьи тени скрываются в смрадных болотных испарениях или же о местном дьяволе, имеющем не меньше десятка словесных описаний – одно несуразнее другого. Ну а про собаку Баскервилей, думается, никому лишний раз рассказывать не требуется: легенда о ней сравнялась по популярности с самим Холмсом. Почему так произошло, что именно это расследование признается пиком «шерлокианы»? Очевидно, все дело в духе старой Англии, ее исконной природе, в которой не слишком много романтики, но при этом достаточно авантюрных приключений и увлекательного риска. Перенос событий с деловитых лондонских стрит на неприветливые девонширские пасторали придал им особенный шарм, а талант советских кинематографистов – еще и комедийный. Если предыдущие серии цикла Масленникова оказывались достойными прародителя, то «Собака Баскервилей» сумела его превзойти, что редкость для любого жанра. Конан Дойлю не пришло в голову красочно описывать тяжесть похмелья, с одинаковой неотвратимостью завладевшего наследным сэром Генри и доктором Ватсоном. Но это так по-русски, не правда ли?! А некто, предпочитавший носить цилиндр и выкуривать по сигаре в день, еще имел наглость толковать об «исторической разнице между народами». Искусство импровизации – вот что по-настоящему сближает. Вызывающий смех при каждом своем появлении в кадре Михалков ни в одной роли не был настолько естественен и обаятелен. А Соломин! Лишь с шестой попытки ему удалось вырваться из тени Ливанова-Холмса и доказать, что интеллигент Ватсон вполне состоятелен на ниве самостоятельного сыска. Об актерском составе, украсившем «Собаку», вообще можно рассказывать долго, достаточно сказать, что такого звездного ансамбля в советском сериале не было ни до, ни после. И ведь никого не заподозришь в стереотипности изображения подданных английской королевы. А в те годы, между прочим, Железный Занавес еще дырами не обзавелся! Достойный первоисточник, скрупулезное следование его деталям и привнесение русской обаятельности, помноженной на фантастический (а иного слова, памятуя о нынешнем положении дел в нашем кино, не подберешь) талант – основа основ увлекательного фильма. Так уж получилось, что великому сыщику нечасто удавалось соприкасаться со старинными преданиями. Прожженный прагматик, он предпочитал мышление современными категориями. Проклятие рода Баскервилей изначально не вписывалось в привычный холмсовский канон, но наделило историю столь яркой самобытностью, что центральный персонаж получил возможность примерить на себя роль «позднего» Пуаро. Участие самого Холмса в девонширском деле получилось менторским, как будто он переквалифицировался в кукловоды и на расстоянии наблюдал, как его знакомые справятся с самой страшной загадкой в их жизни. Именно в этой серии сполна раскрывается английский антураж как великолепная основа для любых мифов, в сумраке ночи и на гнилых трясинах обретающих правдоподобие. На месте собаки могла быть абсолютно любая тварь, или какое-нибудь привидение – результат остался бы неименным, ибо людям слишком скучно бы жилось без страхов перед таинственной опасностью. Изюминка противостояния Холмса, Ватсона, Генри Баскервиля с мистификатором – еще одно подтверждение известной теории, что каждый человек способен быть хозяином положения, если сумеет грамотно распорядиться имеющимся у него ресурсами. И наблюдать за такой вариацией игры в «кошки-мышки» - одно удовольствие даже на десятый просмотр. И все же кое-где нам британцев не понять. Не любим мы (ну, большинство, во всяком случае) овсянку по утрам и раздражающую манерность. Как же проникнуться заморскими традициями? Ответ прост: надо найти в своих рядах, например, прирожденного дворецкого, каким стал Адабашьян. Его исполнение роли Бэрримора – самый верный ключ к установлению дипломатии в отношениях между разными народами. Речь не о том, что любые вещи лучше обсуждать за столом, а о настоящем, нелицемерном уважении и желании постичь чужую душу, как свою собственную. «Собака Баскервилей» с удивительным обаянием сочетает в себе чисто британскую педантичность с международной страстью к приключениям и розыском преступников. Как ни крути, сообща любое дело распутывать веселее. Превосходный детектив убеждает, что все и у всех будет хорошо. Девонширское болото примет в свое нутро очередного негодяя, и расцветут орхидеи из пламенного михалковского монолога.
Сложно написать что-то новое о мини-сериале Масленникова, который знаком большинству российских любителей кино и заслуженно считается одной из лучших экранизаций захватывающей повести из цикла, посвященного Шерлоку Холмсу. Это не первая советская адаптация – как известно, пальма первенства здесь принадлежит Антонине Зиновьевой, которая, впрочем, сняла телеспектакль, а не фильм в привычном понимании этого слова. Но и обойти вниманием «Собаку» 81-го года, берясь за задуманный марафон, тоже нельзя. Поэтому извечный шекспировский вопрос по отношению к рецензии на этот фильм все-таки имеет ответом «быть!». Проблему избыточного для экранизации относительно небольшой повести хронометража Масленников и его команда решили вполне изящно, не выдумывая явной отсебятины, но разбавляя действие различными штрихами. В частности, появилось множество диалогов между сэром Генри и Бэрримором, да и взаимоотношения новоиспеченного лорда с Уотсоном (который здесь, как известно, Ватсон) раскрыты с новой стороны – наследник титула и коллега знаменитого сыщика не чураются вечерних возлияний, после которых храбро носятся по болотам. Михалковский Генри – определенно комедийный персонаж с лишь небольшим налетом драматичности, причем весьма приятно видеть, как он преображается в обществе красавицы Бэрил. Пожалуй, он чуть экспрессивнее, чем этого хотелось бы (скажем, в Мортимере такая же экспрессивность более к месту), но нельзя сказать, что образ баронета от этого сильно пострадал. Как бы ни отжигали Михалков и Адабашьян, жемчужиной фильма, разумеется, является Василий Ливанов, настолько тесно нынче связанный в сознании нашего зрителя со своим персонажем, что возвращаться к нему актеру пришлось еще не раз – от озвучки квестов до рекламы керамической плитки. Блестящие манеры, спокойные и логичные рассуждения, отсутствие какой-либо напыщенности и в высшей степени интеллигентное лицо – пожалуй, именно таким рисовал портрет Холмса в своем воображении Конан Дойль. Я вполне могу понять тех, кто называет Ливанова лучшим Холмсом в истории – право, у них есть для этого все основания. Под стать ему и коллега: возможно, Соломин и не вылитый англичанин, однако на его фоне сыщик выглядит настолько рельефным, насколько это вообще возможно. Картина вообще примечательна своим кастингом – так, в роли Стэплтона блистает Олег Янковский, о котором англоязычная Википедия отзывается как о, ни много, ни мало, Russian movie legend. Очаровательна Ирина Купченко, больше похожая на англичанку, чем на костариканку. Не уступает ей и звезда Таганки, организатор собственного экспериментального театра Алла Демидова. Глядя на актерский состав, трудно удержаться от восклицания «Это просто праздник какой-то!». Хотя лента снималась в Эстонии, пейзажи не сильно отличаются от тех, что можно увидеть в британских экранизациях: болота – они и в Африке болота. Баскервиль-холл хоть и не тянет на Зимний дворец, но всё же производит впечатление крепкого и надежного семейного гнезда, соответствуя английской пословице «Мой дом – моя крепость». Еще бы добавить туманов и дождей, и получилась бы вылитая родина Шекспира. Конечно, есть мелочи вроде костюмов и интерьеров, выдающих происхождение картины, но это нисколько не портит общего впечатления. Фильм абсолютно не затянут, смотрится на одном дыхании, чему немало способствуют качественные диалоги и яркий, легко узнаваемый саундтрек Дашкевича. Остается лишь пояснить, почему в моем марафоне Масленников попал на четвертое место; безусловно, это лишь дело вкуса, но версии Хикокса и Миллса ощутимо более британские, а у Зиновьевой удивительно точно переданы характеры. Впрочем, все четыре ленты я оцениваю одинаково, распределяя места в достаточной мере условно.
Советский вариант экранизации приключений знаменитого дуета Шерлока Холмса и доктора Ватсона, до сих пор небезосновательно считается одной из лучших попыток оживить на экране культового сыщика и его компаньона. Учитывая же факт, что перед нами еще и самое известное произведение в цикле, если вы по каким-то причинам еще не испытали благоговейного ужаса от таинственных звуков на болотах Девоншира, поспешите исправить это упущение. Важное, если не главное достоинство фильма, о котором хочется в первую очередь заявить – это непередаваемая на словах, тягучая, местами гнетущая, атмосфера присутствия. Туманный Альбион предстает перед нами во всем своем мрачном осеннем величие. И если начальные сцены в Лондоне радикально не выделяются на фоне ожиданий, то мрачная округа фамильного поместья Баскервилей встряхнет ваши нервы и придаст дополнительного эффекта присутствия. Шикарные усадьбы на удалении друг от друга, полная опасностей болотистая местность, отвесные скалы над дорогой, размытые дождями тропы. Отдельно, с предельной ясностью, запоминается родовое имение Баскервилей: темные холлы, гобелены и картины, потомственный дворецкий. На протяжении всего просмотра хочется создать себе соответствующую домашнюю атмосферу с камином, теплым пледом и чашкой чая. Дух литературного оригинала передан очень эмоционально и у фильма, бесспорно, как принято говорить, книжная атмосфера. Солидный, по меркам советского кино, хронометраж был удачно разделен на две серии. При этом картина лишена изнурительного вступления, ведь зрителя окунают в омут событий уже с первых сцен и действие довольно быстро перемещается из шумного Лондона в уединенную провинцию. Акцент здесь, наверно, к удивлению многих, смещен с незабвенного сыщика Холмса, и значимая доля экранного времени уделена доктору Ватсону. Ему предстоит обеспечить безопасность наследника состояния Баскервилей и провести предварительный этап расследования череды загадочных событий. Даже учитывая широчайший выбор актеров из других экранизаций Дойла, во время просмотра не под каким предлогом не хочется заменить Василия Ливанова и Виталия Соломина. Их присутствие и взаимодействие в каждой сцене выглядят настолько органичными, полными ностальгии, что два с лишним часа времени проходят буквально на нескольких вздохах. Отдельно хочется отметить блестящее появление на ролях второго плана таких звезд кино, как Никита Михалков, Олег Янковский и Евгений Стеблов. Таким образом, это, пожалуй, самая маститая на звезд советского кино часть киносерии. 9 из 10
Летние каникулы в 1981 г. один заурядный советский школьник решил провести под чтение книги 'Записки о Шерлоке Холмсе' (если мне не изменяет память 1957 г. издания). Интеллектуальное ознакомление с 'Пёстрой лентой', 'Человеком с рассечённой губой', 'Последним делом Холмса', 'Пустым домом' и прочими криминальными 'отчётами короля Артура' проходило ежедневно поздним вечером, превращаясь в подобие обязательного культритуала. Таинственное и захватывающее чтиво (в смысле 'записки') упорно вторгалось на территорию времени обязательного сна и, несмотря на 500 страниц мелкого текста быстро подошло к концу. В финальной же части издания была размещена повесть Конан Дойла о собаке Баскервилей, которая по своим впечатлениям превзошла даже самые лихо закрученные 'записки'. Ударным полушоковым контрапунктом чтения о расследовании Великим Детективом истории о проклятии владельцев родового замка Баскервиль-холл, стала барабанная дробь резкого стука в окно прямо над моей кроватью (где я читал сию классику, около 23.00 по Москве). Развязка 'оконного' форс-мажора оказалась прозаичной, но незабываемой. Оказалось: рыбаки с берегов Днепра приехали так поздно к моему дяде - у которого я тогда гостил в селе Войсковое Днепропетровской области - только затем, чтобы сдать вечерний улов щук, окуней и карасей (мой родич тогда работал в должности начальника рыбного склада при местном колхозе). По сему, ту памятную ночь Ваш покорный слуга спал весьма проблемно. Тень 'Собаки Баскервилей' не иначе как устаканилась в моём каникульном детстве сезона-1981. Только я одолел литературный оригинал Конан Дойла, как на следующей неделе 1-я программа Центрального Телевидения два вечера подряд (это был конец июля) удостоило миллионы простодушных совграждан очередным 'телевизионным худ. фильмом' о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. И я словно воочию получил визуальный эквивалент духа детективной мистерии, которую запоем прочёл неделю назад. И не беда, что сэра Генри я представлял себе более серьёзным (Михалков фирменно сыплет прибаутками), доктора Мортимера - более сдержанным (Стеблов фирменно чудаковат), Стэплтона из Мэррипит-хауса - более хромоногим и невзрачным (Янковский фирменно симпатичен и обаятелен), а Бэрил - по-латиноамерикански более смуглой и порочной (в отличие от белокожей славянки И. Купченко её героиня всё-таки является уроженкой Коста-Рики). Но... харизма Ливанова, второплановая незаменимость Соломина и неожиданный киновыход сценариста Адабашьяна (в роли Берримора) в совокупности со стильной режиссурой и музыкой (И. Масленникову и В. Дашкевичу - отдельная хвала) - дало результат, простреливший зрительскую любовь к этому фильму на долгие годы вперёд. По какой-то малопонятной нам причине никто из актёров 'не нарушает обоймы'. (Хотя Михалков, чувствуется, как всегда попытался потянуть одеяло на себя, но в монтажном построении роли его органично 'охладил' постановщик). Режиссёрская изобретательность при выполнении весьма нелёгкого замысла, чёткая атмосферность в духе Конан Дойла, умело разыгранные всплески эксцентричного юмора (как бы рассекающие своими огоньками мрачный камертон заведомо инфернальной истории) и другие аспекты постановки дают основание полагать, что снятая на 'Ленфильме' советская 'Собака Баскервилей' до сих пор может дать фору многим британоязычным экранизациям этого произведения (несмотря на их чопорные амбиции, многомиллионные бюджеты и супертехнику). Поступившая в прокат в 1985 году очередная американская киноверсия данной повести с малоизвестным Яном Ричардсоном в роли Холмса и Николасом Клэем в роли негодяя-Стэплтона, несмотря на показную яркость цветной картинки не выдержала сравнения с фильмом И. Масленникова, который к тому времени стал для нас уже классикой. Одним словом, браво! P.S. За последние 2 месяца я пересматривал отечественную 'Собаку Баскервилей' три раза. Конечно, это далеко не показатель. Но всё-таки...
Последнее является почти общепризнанным. Как ни странно, но англичане не достигли той степени самоиронии, которая им вообще-то свойственна (правда, не всегда), какой смог достичь Масленников в своем сериале относительно и Ватсона, и Холмса. В немалой степени этому способствовала минисериальная форма, в которой режиссер попытался связать сюжеты отдельных рассказов Конан Дойля + две повести. Именно она определила стиль, в котором работали авторы фильма, что придало необходимый детективу динамизм, не убив при этом важных деталей, характерных как для к. XIX в., так (в чем-то) и для современности. При этом для каждой из частей сериала была избрана определенная тема в рамках жанра. Если в первой части (Знакомство и Кровавая надпись) наблюдается поиск необходимых пропорций, то дальше Масленников пошел в разнос – триллер, иронический детектив, мелодрама, наконец, шпионская тема. Но если режиссура периодически хромала, не более, впрочем, чем на одну ногу, то на сценарий жаловаться почти грешно. Владимир Валуцкий, да и сам Игорь Масленников, достойно перелопатили первоисточник, убрали лишнее, добавили необходимые связующие звенья, не забыв про центральный ствол повествования, чего не удавалось ни до него, ни после него никому. Не последнюю роль сыграли сценаристы и в той самой иронии, украшающей героев и прошедшей через весь сериал. Но ключевую роль играют, конечно, актеры. Василию Ливанову при этом трудиться пришлось, наверное, менее остальных – уж больно хорошо он подходил внешне под описание Холмса. Правда, компромиссов, но разумных и интересных, избежать не удалось – все-таки Холмс Конан-Дойля скорее сухарь: не любит женщин, заносчив, существует почти вне морали, запертый в рамках профессии. Ливанов гораздо более человечен, хоть и не менее профессионален. То, что у написанного Холмса заострено, у Холмса кинематографического – напротив, закруглено., и с этим Ливанов справился на отлично. Но гораздо более сложная задача стояла перед Виталием Соломиным, ведь Ватсон практически не прописан вовсе. Он был свидетель, но не соучастник. А Соломин рисует все – и ум, и глупость, и серьезность, и ироничность, напыщенность и естественность, но всегда нравственную цельность. Однако, он не сочиняет этот образ, а угадывает конандойлевский, оттого и пара у Масленникова родилась. Ну и все остальные, что называется в строку – и великолепная Рина Зеленая, превратившая миссис Хадсон в старушку Англию, и Бронислав Брондуков как всегда король комедийного эпизода, да и другие постоянные персонажи не подкачали. Не говоря уже об отдельных сериях. Венцом сериала безоговорочно стала «Собака Баскервилей». Именно здесь сошлись необходимые пропорции – все перечисленное выше в первую очередь относится сюда. Да еще прибавились такие люди, как Никита Михалков, сыгравший одну из лучших своих ролей, выпавшую из его амплуа «жлоба» (иногда интеллигентного). Замечательную и невероятно обаятельную компанию ему составили Крючкова, Стеблов и Адабашьян. А возвышенно-мистическое воплотили на экране Алла Демидова и Олег Янковский. 9 из 10
С детства мама духовно кормила меня нотациями на тему: смотри классику, пока можешь. Классикой она называет фильмы 70/80х годов XX века, куда входят 'Приключения итальянцев в России', 'СпортЛото-82' или 'Шерлок Холмс'. Советский 'Шерлок Холмс' - классический Шерлок, он лучший среди всех экранизаций знаменитых детективных рассказов. Это признали даже соотечественники мистера Холмса в Велкобритании. Василий Ливанов и Виталий Соломин закрывают собой даже вроде бы казалось идеальных Роберта Дауни-мл и Джуда Лоу, а тем более 'осовременненых' Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримана. 'Собака Баскервилей' - самое знаменитое и самое чудесное советское кино о знаменитом детективе, а тем самым - один из лучших советских фильмов. Я везде ищу недостатки, даже если на первые взгляд их нет. Ведь правда, взглянем на фильм не как на уже шедевр советского кинематографа, а как на совершенно новый проект: ведь буквально не к чему придраться. Во-первых, это экранизация книги. Это уже как бы плюс, потому что экранизировали А. Конан Дойля изумительно. Во-вторых: актерский состав, из Ливанова, Соломина, Рины Зёлёной, Янковского и так далее. Все эти люди - гениальные актёры СССР, таких в современной России больше не будет. В-третьих: музыка...истинное наслаждение. Запомните: вы должны узнавать 'Собаку Баскервилей' по трём ноткам. Говорю как человек, кое-что смыслящий в музыке. Вот музыка не даёт тянучему сюжету распасться на составные части. Примерно половину фильма идёт...как бы сказать...не сюжет, а резина, которую долго-долго растягивают...а потом раз: и вроде бы тянущаяся история превращается в быструю, легкую и гармоничную. Это и был минус фильма - скучный изначально сюжет. Я смотрела фильм ближе к 12 ночи - смотрела, и думала, вот сейчас еще чуть-чуть, и я усну, не узнав, чем же все дело кончиться. Меня ошарашил сэр Генри, он же НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ, 'великий и ужасный' в современном русском кинематографе. И ужасный он больше, чем великий. За 30 лет он мало изменился, та же интонация, те же усы, только седой. Но вот актёрская игра его ранее была значительно лучше: никакого пафоса, видно, что человек работает. А что сейчас стало - не знаю. То ли возраст подвел, то ли статус. Оценка этого фильма далась мне легко. 10 из 10 Приятного просмотра!
В 1893 году читающая Англия была потрясена убийством. В декабрьском номере журнала «Стрэнд» был напечатан рассказ Артура Конан-Дойла «Последнее дело Холмса», в котором знаменитый сыщик погибал в схватке с профессором Мориарти. Это было единственное, что мог сделать автор со своим осточертевшим детищем. Публике это не понравилось. Она стала требовать воскрешения любимого героя. Выдёргивать сыщика из Рейхенбахского водопада Дойл до времени не стал, но новую повесть всё-таки выдал. Называлась она «Собака Баскервиллов» и в ней рассказывалась банальнейшая история о борьбе за наследство. Но она была подана настолько эффектно и неожиданно, что никто на это не обратил внимание. Атмосфера торфяных болот и флёр древних легенд сделали своё дело. К тому же Конан-Дойл провернул весьма ловкий трюк, максимально удалив от расследования догадливого Холмса и предоставив свободу действий туповатому Ватсону. В общем, повесть вышла что надо. Казалось бы, бери и ставь. Взяли и поставили. Предыдущие части славного советского сериала о Шерлоке Холмсе выбивались из ряда схожей продукции Гостелерадио своим качеством. Стиль, общая культура постановки, превосходная музыка, атмосфера – всё это так не походило на остальные экранизации западных детективов. Начиная с «Собаки Баскервилей» у создателей пошли осечки. И главной осечкой стало приглашение Никиты Михалкова на роль баронета Генри Баскервиля. Михалков может играть хорошо. В «Собаке» этого не случилось. Никита Сергеевич пытается изобразить американскую дурость и нахрапистость, но на деле выдаёт только кривляния, ужимки и прыжки. Такой карикатурный дурачок действует на ткань фильма с тем же эффектом, что кислота на холст – разъедает. И вот вместо зловещего дворецкого Бэрримора появляется весёлый гном Адабашьян. На эту роль он не подходит уже из-за метрических данных (Бэрримор в оригинале высок), а уж актёрская игра… Зато он друг Михалкова. Потому и в кадре. Есть тут ещё один друг Михалкова – Евгений Стеблов в роли доктора Мортимера. Но он хотя бы держится в рамках приличия. Роль коста-риканской красавицы Берил Гарсиа досталась Ирине Купченко, которую назвать красавицей не повернётся даже самый дерзкий язык. Добавить к этому предсказуемо невыразительного Олега Янковского и прекрасную актрису Светлану Крючкову, которая тут почему-то тоже не блещет – и за актёрский ансамбль «Собака Баскервилей» получает большущий минус. Присутствие дурачащегося Михалкова сказалось ещё и на атмосфере фильма. Вся загадочность, вся опасность, навеваемая фразой «Остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно» - всё это делось непонятно куда. Жутковатый эпизод, где герои проникают на болота и видят человека на гранитном столбе, превращён в анекдотец о том, как пьяный барин с хлыстом и его хмельной друг отправились каторжника ловить. Неуют Баскервиль-холла, который должен пробирать до костей, подменён сценой кормления Михалкова овсянкой (выдумка пошлая и до крайности тупая). Так детектив превращается в не очень смешную тяжеловесную комедию. Конечно, нельзя повесить всех собак Баскервилей на одного Михалкова. В этой серии выбрана неважная натура. Насколько авторы в предыдущих частях изощрялись, воссоздавая на экране английские улицы (и это им, в общем, удалось), настолько здесь они пролетели с природой. Обычные невзрачные пейзажи (представить на нём цветущие орхидеи, о которых говорит Берил сэру Генри, невозможно в принципе). Сэр Чарльз почему-то умирает зимой – ладно, на снегу собачьи следы виднее, чем на почве. После этого события проходит много времени (проведены все процессы, из Америки успел приплыть сэр Генри), герои приезжают в Девоншир и… там по-прежнему лежит снег! Итак, многообещающая «Собака Баскервилей» оказалась одной из наиболее неудачных (по паллиативности уступающей разве что «Сокровищам Агры») частей знаменитого сериала. И в то же время – одной из наиболее популярных. -Запутанная история! -Как это верно, Ватсон…
Из всех историй о великом сыщике «Собака Баскервилей» - вне всяких сомнений, самая известная и любимая. Что в определенном смысле оказало ей плохую услугу – сегодня даже не обязательно читать саму повесть, чтобы знать, что это за собака и почему она так светилась в ночи. Трудно даже сказать сегодня, чем именно обусловлена такая известность – тем, что повесть Конан Дойля сама по себе лютый вин, или тем, что этой истории достался еще и один из наиболее зачетных фильмов Масленникова. Скорее всего, и тем, и другим. Это было просто здорово! Самый смешной, самый живой, самый яркий, самый уютный, самый поднимающий настроение фильм из всей советской шерлокианы! Практически самое главное в нем - совершенно потрясающая игра всех без исключения актеров, и начать я хочу именно с раздачи благодарностей актерам - хотя бы некоторым из них. Собственно говоря, проще подсчитать, какие именно из актеров этого фильма в итоге вообще почти не оставляют никаких впечатлений, чем составлять длиннющий список исполнителей, которые буквально перетягивают на себя восхищенный взгляд с первых же минут, да так, что и не отведешь. Насчет гениального дуэта Ливанов & Соломин особенно распространяться не буду, ибо они – главное достоинство всего сериала, нежели каких-то конкретных фильмов. Скажу лишь, что в и в «Собаке» они не хуже ни на йоту, впрочем, иного я и не ждала. Говоря об актерах этого фильма, в первые же десять секунд 90% всех зрителей упоминают имя Никиты Михалкова. И от этого никуда не деться. Хотя, конечно, он далеко не единственное достоинство этого фильма, все равно – разве ж позабудешь ему хоть когда-нибудь такого милашку сэра Генри? И вояж по ночным болотам, и тихие попытки забыться, безвылазно сидя в этом проклятом поместье, и «За кого меня принимают в этой гостинице!» - все классно, очень классно. Кто-то упрекает его за излишние кривляния, бестолковость, да и образу из книги он, дескать, не соответствует... а по-моему – сэр Генри Михалкова получился даже ярче и лучше, чем тот, что был описан в книге. Взращенный на просторах Нового Света, разительно выделяющийся среди своих земляков-англичан, жизнерадостный, энергичный, наивный, порой производящий впечатление ребенка, который так и не вырос. Спасибо, большое спасибо. Следующий шикарный персонаж – Джек Стэплтон в изложении Олега Янковского. Что мне в нем больше всего понравилось, так это то, что он здесь воистину сама дьявольская хитрость – Янковский блестяще отыгрывает его, когда он надевает свою маску для выхода перед людьми, и в то же время чем-то, буквально на подсознательном уровне, дает нам понять об истинной его сущности. Есть в нем какое-то темное обаяние... Только посмотреть, как он себя держит – всегда спокойный, сдержанный, уверенный, приветливый и вместе с тем нагловатый, циничный, особенно с супругой – это даже на людях бросается в глаза... «Выдержка и терпение, сопряженное с хитростью, на губах улыбка, а в сердце черная злоба...» Александр Адабашьян – дворецкий Джон Бэрримор. «Одет аккуратно, борода черная». Говорят, что на роль Бэрримора Адабашьян попал вообще почти что случайно (Михалков привез его с собой на съемки, постоянно с ним советовался, и Масленникову просто нужно было найти ему какое-то занятие), и в таком случае можно сказать лишь, что судьба удивительно благоволит советской шерлокиане. Иного Бэрримора я и представить себе не могу – и дикция, и манера держаться, и эта феноменальная невозмутимость, и преданность хозяину... и, конечно, его фееричные мемы про овсянку, которые сегодня не знает разве что слепоглухонемой. А вот Элиза Бэрримор (кстати, описанная в книге как «флегматичная почтенная женщина») в изложении Светланы Крючковой – это нечто совершенно иное. Мало того, что от книги создатели в данном случае отошли на сотню тысяч километров, так еще и на такую пару диаметрально противоположных друг другу людей, как Джон и Элиза Бэрриморы, в рамках фильма не нарадуешься. Описать это словами нет никакой возможности, лучше один раз увидеть. Ее фееричное выступление под конец фильма, про мальчика Генри, который очень любил овсянку – тут я уже просто тихо рыдала от смеха. Евгений Стеблов – Джеймс Мортимер. Помню, как в книге он меня пару раз здорово развеселил - чудаковатый и забавный доктор, из всех человеческих качеств раньше всего подмечающий тип черепа. «Симпатичный, нечестолюбивый, рассеянный...» все, как и описывал Конан Дойль, не придерешься просто. Евгений Стеблов весь фильм твердо держит планку, сложно даже выделить какой-то конкретный момент – здорово все (хотя в памяти у меня чаще всего оживает сцена с чтением легенды), и в целом, доктор Мортимер вышел у него настолько живым и трогательным, что не похвалить его я просто не могу. Создатели блестяще сумели сохранить эту атмосферу книги - мистическую, загадочную... и в то же время - все та же очаровательная, совершенно неподражаемая ирония. И эта комедийность не просто не портит впечатления, не просто не мешает мурашкам пробегать по коже и вздрагивать при очередном хриплом вое собаки - напротив, она так удивительно органично вливается в канву повествования, что ни единого раза у меня не возникало ощущения, что с книгой обошлись как-то не так. Как обычно, хороши съемки – величественный Баскервиль-Холл, найденный съемочной группой в какой-то таллиннской глуши, древние болота, не лишенные своеобразного очарования и таинственности... Надо отметить, что операторская работа однозначно на высшую оценку, а развернуться здесь есть где, и это просто надо видеть: и планы, и движение камеры, и вообще все – красивейший фильм во всем сериале. А уж финальная охота на ту самую собаку, ключевой момент истории – это и сегодня пробирает на раз, и даже чуть топорные для сегодняшних дней комбинированные съемки не сильно бьют по глазам. Но, честное слово, даже если бы этот эпизод они сняли безо всяких прибамбасов и примочек, а вместо огромного дога выпустили кого угодно другого, хоть кокер-спаниэля Снупи – этот фильм все равно было бы приятно смотреть. Потому что уж больно хороши Михалков, Янковский, Адабашьян и Стеблов. И, конечно, Ливанов и Соломин - они, как всегда, полный восторг! — Что это, каша что ли? — Овсянка, сэр! 10 из 10 Отличный фильм, просто отличный!
Повесть 'Собака Баскервилей' великолепнейшего и гениальнейшего интеллектуала-писателя Артура Конан Дойла превосходна! Эту повесть я прочитал последней из всех новелл о потрясающем сыщике - Шерлоке Холмсе. Этот 'ходячий человек-логика' завораживает своим упорством, разумом и хладнокровием. Если он взялся за какое-либо расследование, то он от него не отойдет, пока не разгадает его. Ему неважно, кто является его клиентом: бедняк или богач. Он помогает всем, кто нуждается в его помощи. А его верным помощником, особо не отличавшимся умственными способностями, но очень пытливым, мужественным и просто воспитанным человеком является доктор Уотсон. Уотсон - это его правая рука, которая запечатляет очень важные сведения о любом деле своего соседа и друга Шерлока Холмса. В этой повести Шерлок Холмс и доктор Уотсон столкнутся с очень странной и запутанной историей о неком призраке в виде огромной собаки, преследовавшей род Баскервилей многие века. В данной кинокартине хорошо передана атмосфера. Эти болота, эти здания, эти герои (почти все) представлялись мне именно так. Актеры сыграли ослепительно! Василия Ливанова признали лучшим Холмсом и это не удивительно. Виталий Соломин тоже понравился: эта роль точно для него. Михалков, прям, вжился в роль: такие неподдельные эмоции, что я сразу ему поверил. Все актеры подобраны удачно, как никогда. Актерская игра на высоте! Браво! Фильм снят по книге, поэтому данную киноленту пришлось разделить на две серии. Но это не помешало при просмотре ленты получить массу удовольствия. Было видно, что режиссер хотел уместить все. У него это получилось! Нет, конечно некоторые ненужные моменты были вырезаны, но их было немного и они действительно были не нужны. В фильме присутствует и юмор, так что при просмотре можно будет и посмеяться в некоторых моментах, отвлекаясь от дивного и завлекающего мира странностей и загадок, или, просто умопомрачительного приключения двух друзей, который предоставил нам прекрасный режиссер Игорь Масленников. Его хотелось бы отдельно поблагодарить. Приятного просмотра!
Собака Баскервилей - наверное, самый знаменитый фильм о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Мне вообще нравятся все фильмы из этой серии. дедуктивный метод бесед, пояснение в конце фильма да и вообще очень интересно. И этот фильм ничем бы не отличался бы от других фильмов серии, если бы не три но. Появился отличный мистический сюжет, что, на мой взгляд, так не хватало другим фильмам серии, появился отличный мистический музыкальный фон, и появился один новый замечательный актёр. Я конечно же говорил о Никите Михалкове. Я смотрел только его поздние работы, где он был режиссёром и все фильмы как бы строил под себя, но в этом фильме, на мой взгляд, без преувеличения, одна из лучших мужских ролей второго плана. 99% смешных моментов фильма связаны именно с ним, что придаёт фильму местами такую лёгкую атмосферу. Вообще Михалков одним своим присутствием сильно встряхнул, взбодрил как этот фильм, так и всё серию вообще. Я вот, честно, никого больше не могу представить на его роли. А уж его пьяные похождения по болотам с доктором Ватсоном в середине фильма, это вообще можно пересматривать сколько угодно. Вот даже как он изобразил пьяного, Соломин даже с ним рядом не стоит. Такой беззаботный весёлый вид, покуривает сигару, шикарно прям. А его разговоры с Беримором, на счёт завтрака, бара, и всего прочего. Да всего его диалоги, монологи сильно оживляют фильм, после чего он смотрится на одном дыхании. Ливанов и Соломин несколько перед ним меркнут, но это не их неудача, это полностью и всецело заслуга Никиты Михалкова. Шерлок Холмс вообще пол фильма не появлялся, а Ватсон всё время был с Генри Баскервилем, так что... Единственное, что мне не понравилось в плане актёров, так это инспектор Лестрейд. Ему в этом фильме уделено очень мало времени, но это уже упущение сценаристов. Вообще Собаку Баскервилей я посмотрел раньше всех, а уже затем Сокровища Агры и прочее и прочее. Ну, так вот в остальных фильмах Борислав Брондуков настолько мне понравился, что когда я пересматриваю этот фильм, то мне становится обидно, что Лестрейда в этом фильме практически нет. Ну конечно не могу не сказать об Олеге Янковском. Роль у него далеко не первого плана, но, тем не менее, очень важная. Ну и Рина Зеленая в образе миссис Хадсон, со свои сиплым голоском, получилась очень здорово. Сценарий получился просто шикарный. Самое главное, и то, что не хватает другим частям серии, так это то, что он мистический. Понятно, что в конце всё разъяснится по нормальному, без всякой фантастики, но всё таки, иногда даже какие-то элементы хоррора появляются. Вообще это просто находка для фильма криминально-детективного жанра. Обычно как, просто совершается какое-то убийство и его начинают расследовать, а тут не просто убийство, тут рядом с местом преступления находят следы огромной собаки, и уже вокруг всего этого начинают развиваться события. Вообще за развитием сюжета следить очень интересно, а все эти постоянные завывания с болот, прям иногда сердце замирает, и душа в пятки уходит. Но сценарий бы провалился на 50%, если бы не совершенно шикарная музыка. Тут много её оттенков, но мотива 2. Один полностью мистический, который, то играется на губной гармошке, то на флейте, а то вообще просто свистом. А второй, это комедийный, который практически всегда появляется в сценах с Михалковым. Ну ещё можно назвать третий, это фирменный саундтрек в фильмах про Шерлока Холмса. Вообще мистические мотивы музыки создают где-то 70% всей атмосферы фильма. Вообще большая часть фильма происходит на болоте, так что и музыка должна быть соответствующая, так что если бы ни эта замечательная музыка, то я вообще не знаю, чтобы из фильма получилось в целом. В общем, практически всем фильмам о Шерлоке Холмсе я ставил 8 баллов, но добавив к этому стандартному набору замечательную мужскую роль второго плана, классный мистический сюжет, и классную мистическую музыку, мы получаем совершенно потрясающий коктейль. Для меня это лучший советский фильм всех времён. 10 из 10
Овсянка, сэр! «Собака Баскервилей» - самое известное произведение Артура Конан Дойля и, неудивительно, что руки Масленникова и Ко добрались-таки до экранизации этого шедевра детективного жанра. Шерлок Холмс с доктором Ватсоном в этой истории с очень любопытной завязкой, старинными рукописями и пропавшими ботинками Михалкова будут вынуждены сменить оживленную лондонскую обстановку на слегка унылую английскую провинцию дабы распутать весьма и весьма странную историю, переплетенную с древними легендами. Мог ли у съемочной команды, сплоченной по успешной работе с предыдущим сериям «шерлокианы» этот фильм не получится? В первую очередь важен тот факт, что «Собака…» все-таки цельное произведение, а не ряд рассказов объединенных сюжетно усилиями сценаристов, а значит ставить в рамках фильма одно произведение намного легче. Также в их пользу говорит тот факт, что «баскервильская» история есть самым популярным произведением английского писателя. Правда, это имеет и обратную сторону – ведь в силу своей известности, требования зрителя к экранизации этой повести также были куда выше, и любой ляп или неубедительность создателей был бы сразу замечен. Но та огромная зрительская любовь к предыдущим приключениям истинных джентльменов Холмса и Ватсона, наталкивала на радужные мысли. Главной удачей и достоинством фильма можно считать актерский ансамбль подобранный режиссером Масленниковым. Никита Михалков в роли развязного американца-наследника поместья Баскервилей сыграл, возможно, лучшую свою роль в карьере. Его феерической игрой восхищаешься – энергия в нем просто кипит и готова вот-вот выплеснуться наружу. Очень живой и оптимистичный персонаж у него получился. Это, кстати, одна из особенностей данной экранизации – как правило, у англичан, исправно (по правде говоря, не всегда очень удачно) штампующих этот классический сюжет, «Собака Баскервилей» получается мрачной историей с налетом мистики, где уж точно, места шуткам не находится. Подобный иронично-оптимистичный подход советских кинематографистов пришелся по душе зрителю: как советскому, так и западному. Потрясающе сыграл свою роль и Олег Янковский. Один из лучших актеров советского кино блестяще сыграл вычурного англичанина Степлтона, подарив своему герою неповторимый голос и манеры. Нельзя не вспомнить и персонажа Александра Адабашьяна. Роль дворецкого старинного английского поместья как будто написана под него. Тем более удивительным есть тот факт, что Адабашьян попал в актерский состав случайно. Его, выданная в одной из импровизаций с Михалковым фраза: «Овсянка, сэр!» стала крылатой и давно уже ушла в народ. А есть ведь еще весьма мастерски сыгранные Ириной Купченко, Аллой Демидовой и Светланой Крючковой роли английских леди. Если добавить к этому еще забывчивого доктора Мортимера в исполнении Евгений Стеблова, то одним только актерским составов «приглашенных звезд» можно восхищаться. А ведь никуда не делись и засверкали новыми гранями своих талантов Василий Ливанов и Виталий Соломин, осталась симпатичная старушка миссис Хадсон и «фокстерьерный» инспектор Лестрейд Борислава Брондукова. Все любят указывать одной из характерных особенностей советской «шерлокианы» возросшую, по сравнению с литературным оригиналом и предыдущими версиями фильмов на «холмсовскую» тематику, роль верного спутника великого сыщика доктора Ватсона. Именно сценаристы первых фильмов Дунский и Фрид сделали со схематичного Санчо Пансы Шерлока Холмса полноценного главного героя. Не отступил от этого потом и Владимир Валуцкий в сериях про Мориарти, а Игорь Масленников, выступивший еще и сценаристом «Собаки Баскервилей» и вовсе вывел героя Виталия Соломина на первый план. В «Собаке Баскервилей» актер Соломин получил прекрасный шанс проявить себя во всей красе. И, надо сказать, от подобной смены ролей фильм только выиграл. Наблюдать доктора Ватсона, с умным видом расхаживающего по английской глуши и выдающего себя за элитного лондонского сыщика – одно удовольствие. Недаром же, «Собака…» традиционно считается лучшим произведением советской «шерлокианы». Нельзя не отметить и работу Владимира Дашкевича. Его принято (причем, совершенно справедливо) хвалить за работу в предыдущих сериях. И вот, казалось бы, когда вполне возможно выехать на багаже предыдущих достижений он сочиняет абсолютно новые, но такие же качественные «баскервильские» мотивы – вот что значит настоящий профессионал, преданный своему делу. Отдельным похвальбой в сторону создателей стоит выделить места съемок. Как когда-то в «Смертельной схватке» творческой группе из Абхазии удалось сделать живописную Швейцарию, так и в «Собаке Баскервилей» им удалось в Прибалтике найти настоящее английское родовое поместье с зелеными лужайками и всеми прочими атрибутами и воссоздать в целом атмосферу загадочной английской провинции с не прекращаемыми дождями и туманами. Итог. Отличные актерские работы, выверенная режиссура, музыка Дашкевича и закрученный сюжет делают свое дело - отличную экранизацию классического произведения и, пожалуй, самую яркую серию цикла советской «шерлокианы».
Фильмы о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе и его верном помощнике докторе Ватсоне я пересматриваю наверное раз в год. И каждый раз испытываю только положительные эмоции. Режиссёр Игорь Масленников сделал поистине великолепную экранизацию. Каждую часть истории о Холмсе и Ватсоне можно рассматривать как отдельное произведение киноискусства. История о проклятии семейства Баскервилей, пожалуй, самая любимая. Разумеется, все остальные так же хороши, особенно те, в которых участвует гениальный злодей Мориарти, но всё же я выделю именно серию о собаке Баскервилей. В первую очередь завораживает атмосфера. Старушка Англия благодаря фильму стала просто родной, а слегка унылые сельские виды, которые мы наблюдаем в этой части, так напоминают российскую глубинку. Зритель растворяется в этой атмосфере - такой уютной, тёплой, порой пугающей, но только совсем чуть-чуть. Ведь мы знаем, что все призраки Старой Англии так или иначе превратятся к концу фильма в нечто вполне реальное и поддающееся разумному объяснению. И всё же так приятно вновь вздрагивать, услышав вой собаки и наблюдать за любимыми героями. Разумеется, любовь зрителей фильм получил как раз за счёт удачно сыгранных персонажей. Ливанов - вне всяких похвал. После этого фильма сыграть в чём-то другом было практически невозможно, потому что актёр и персонаж стали просто единым целым. Казалось, что у Шерлока просто не могло быть другого голоса, другой внешности. В 'Собаке Баскервилей ' едва ли не на первый план выходит и Виталий Соломин. Порой кажется, что Ливанов заслоняет его своей 'харизмой ', но скорее всего так и было задумано. Однако в этой части Соломин показал всё, на что был способен. На мой взгляд и Михалков сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей. Как оказалось из него выходит просто замечательный комедийный актёр. Его персонаж, вернувшйся в родное гнездо ни то из Америки, ни то из Канады - это что-то. Диалог между ним и Ватсоном об орхидеях, которые ещё не зацвели - шедевр. В фильме, нет слабых ролей или неинтересных персонажей. Как всегда трогательна и оригинальна Рина Зелёная. Образ Бэримора - загадочен и несомненно с самого начала вызывает вопросы. В фильме много комедийных моментов, остроумных и одновременно простых и понятных каждому, и в то же время порой невольно ощущаешь холодок и мурашки по коже - как никак Англия славится историями о привидениях, о мести и о проклятиях. Смерть Баскервиля при загадочных обстоятельствах, странные совпадения, вой собаки, скрытность персонажей - всё это настораживает и мы уже предвкушаем оригинальную развязку. Детективная история, способная держать в напряжении и в то же время подарить столько положительных эмоций. В фильме есть интрига, есть изюминка, есть душа. Кино, как искусство. Сейчас так уже не снимают. 10 из 10
Как пел Джон Леннон: 'Ты не можешь написать того, что не было бы написано'. Вот и я не напишу ничего нового, когда тысячи людей уже расхвалили наш великий советский сериал про Холмса. Но надо же где-то высказать свои чувства. Это настоящее Кино, настоящий Детектив. В этом великом сериале нет ни единого минуса! Разве что последний фильм, 'Двадцатый век начинается', подкачал - но его в расчет не берем. Конан Дойль, будь он ещё жив, наверняка назвал бы советскую экранизацию 'Холмса' идеальной. Атмосферой она созвучна с его бессмертными книгами - тот же налет тайны, напряжение, непередаваемая обстановка старой доброй Англии. И характерный уют, присущий лишь нашему старому кино - вроде бы и убийства в фильме, и преступления, но при этом фильм очень добрый, насколько тепло после него на душе! И какие замечательные актерские работы! Ливанов - идеальный Холмс, Соломин - идеальный Ватсон, прочие советские колоссы тоже блещут (Никита Михалков - это полный восторг!). Надо ли говорить, что ныне такими актерами за километр не пахнет... А музыка, до чего ж она чудесная! Да полно, этот сериал невозможно не любить. Для меня это лучший детектив, и точка. Вот такие восторги я и вкладываю в отзыв на 'Собаку Баскервилей' - лучший фильм сериала, наиболее растасканный на цитаты. Но прочие серии отстают от него совсем ненамного. 10 из 10
Вы никогда не задавали себе вопроса относительно того, что же в действительности произошло с богохульником Хьюго Баскервилем из легенды, что же стало причиной его смерти, столь пагубно повлиявшей на свидетелей того злосчастного события? А между тем, если чудовище, преследовавшее героя повести, сэра Генри, оказалось существом вполне материальным, то какова подоплека семейного предания Баскервилей, описывавшего дьявольского призрака? Или же в далеком XVII веке Девоншир потрясла аналогичная история? Нет? А меня заинтересовала эта неприметная на первый взгляд, но значительная деталь, так и оставшаяся для всех загадкой. Вероятно, это один из 'ляпов', допущенных Конан Дойлом во всем цикле о Шерлоке Холмсе. И все же, не благодаря ценности произведения, как такого, а моменту выхода его в печать, когда вся британская общественность изнывала от желания вновь насладиться приключениями частного сыщика-консультанта, «Собака Баскервилей», несмотря на простейший сюжет и тривиальную развязку, моментально стала самым знаменитым творениям писателя и остается такой по сей день. Но, вопреки статусу наиболее экранизируемой повести на свете, «Собака Баскервилей» не может похвастаться многочисленными достойными воплощениями на экране. Советский телефильм 1981 года по праву считается одним из лучших, но не потому, что он идеален от «А» до «Я», а по причине отсутствия превосходящего. Впрочем, не буду судить обобщенно, ведь я видела всего нескольких «Собак Баскервилей», однако не слышала, чтобы какая-то из них была названа безоговорочным шедевром. Теперь же речь пойдет непосредственно о «Собаке Баскервилей» Игоря Масленникова 1981 года, которая, как известно, входит в состав мини-сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, и в отличии от большинства серий, почти в точности следует оригиналу (в чем ее несомненный плюс). Пересказывать сюжет, я полагаю, было бы полной бессмыслицей, его все и без того прекрасно знают, в фильме присутствуют лишь несколько незначительных отхождений от текста, потому сразу перейду к анализу всего остального. Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это необыкновенная уютность советской «Собаки Баскервилей», о чем свидетельствует тот факт, что ее можно смотреть как взрослым, так и детям, и она благотворно влияет на нервную систему (хотя это заслуга скорее первоисточника, ведь психологами доказано, что 'Шерлок Холмс' имеет успокаивающее действие). Кто-то из воинствующих поборников соблюдения мрачного настроя повести, быть может, останется недоволен спокойной, не пугающей атмосферой фильма, больше напоминающего комедийный детектив, нежели готический триллер. Но в защиту последнего говорит то, что будь это ужастик, его вряд ли возникло бы желание пересматривать вновь и вновь в любой час дня и ночи, и уж тем более сомнительно, чтобы такой фильм занял место в домашней коллекции. Будь то западное кино, на 'легкий' стиль можно было бы посетовать (как в британском телефильме с Джереми Бреттом, о котором, смею надеяться, будет написано в будущем). Здесь же нехватка напряженности компенсируется «родными» лицами персонажей, порою прямолинейным, но понятным отечественному зрителю юмором, воплощенным в местами театральной, но яркой, истинно «советской» игре актеров. Хотя, как раз по этому пункту «Собака Баскервилей» очевиднее всего проигрывает как экранизация. В документальном фильме «Неизвестная версия» рассказывается о том, что Масленников, взяв на роль сэра Генри Никиту Михалкова очень скоро пожалел об этом, ведь на съемочной площадке оказались сразу два режиссера, причем Михалков, будучи напористым, старался перетянуть одеяло на себя. Но если бы дело было только в этом! Кому из творческого коллектива, интересно знать, пришло в голову, что Михалков хоть немного похож на своего персонажа? Я не стану сейчас перечислять черты внешности и характера Генри Баскервилей, это ни к чему, но правы были люди, акцентирующие внимание на том, что Михалков в этой роли – чистейшая карикатура на «сэра» и вообще на англичанина. Блестящая карикатура, надо сказать, ибо Никита Сергеевич играет искрометно, но, тем ни менее - ничего не попишешь, как говорил старик Френкленд – пародия, она и в Африке пародия. Вспомнить хотя бы его прибытие в русской шубе на Бейкер-стрит, когда он чуть ли не кинулся целоваться с Холмсом и Ватсоном, с криками «Дорогие мои, как я рад!». Нет, создатели фильма определенно переборщили с русским менталитетом, ибо Англией тут и не пахнет. Но, так и быть, для среднестатистического обывателя соответствие/несоответствие значения не имеет, так что оставим «сэра Генри» в покое. Далее Берримор. Примечательно то, что Александр Адабашьян внешне как нельзя лучше подходит под описание в тексте, если бы не маленький рост. Что же касается всего остального, то Берримор был человеком угрюмым и малоразговорчивым, со своими 'скелетами в шкафу', поэтому именно на него первого пало подозрение в убийстве. Адабашьян же – забавный коротышка с симпатичной физиономией, только и всего. То ли дело Степлтон (Олег Янковский) – этот наоборот должен производить впечатления невзрачного простачка, гоняющего сачком бабочек на болотах (между прочим, ни сачка, ни сумки у Степлтона в фильме мы так и не увидим). Не удивительно, что Ватсон не сразу раскусил этого «безобидного» натуралиста. Глядя же на Янковского, сразу понимаешь – здесь что-то нечисто. Доктор Мортимер (Евгений Стеблов) смотрелся в целом неплохо, если закрыть глаза на чрезмерное переигрывание в начале фильма. Но кто уж точно не поддается критической оценке – так это «первая красавица Коста-Рики» Бэрил Степлтон в исполнении Ирины Купченко, которую и красивой то назвать нельзя, а, учитывая ее безликость, недоумеваешь, как мог сэр Генри с первого взгляда в нее влюбиться? Еще одна красавица из повести Лора Лайонс (Алла Демидова) красотою так же не отличается, но на ход событий это, в принципе, не влияет, а потому, Бог с ним. К Холмсу с Ватсоном, то бишь, к Ливанову с Соломиным никаких претензий, естественно, нет - в «Собаке Баскервилей» они, пожалуй, единственные, кто точно был на своем месте. Дабы меня по поняли превратно, подчеркну то, что как фильм в чистом виде, 'Собака Баскервилей' - выше всяких похвал, предыдущие рассуждения касаются только экранизации. Еще одно замечание. Сценарий фильма, как уже не единожды упоминалось, достаточно подробно воссоздает сюжет книги, но временами кажется, что в фильме многое вырезали, а потому некоторые моменты так и не получили логического объяснения, как, например, загадка бородатого преследователя в кэбе и таинственной записки, полученной сэром Генри в Лондоне, о чем шла речь в финальном монологе Холмса, которого в фильме, почитай, нет. И все же, как бы там ни было, «Собака Баскервилей» - одна из лучших советских экранизаций зарубежной классики, вошедшая в золотой фонд российского кинематографа и в глубины сердца отдельного зрителя.
Чем древнее род, тем больше богатств ему удается накопить. А большие богатства, как известно, могут превратиться в сущее родовое проклятье, ведь рано или поздно некто захочет ими завладеть, предварительно убрав со своего пути всех наследников. Но какую ужасающую историю о привидениях не придумал бы коварный преступник, Холмс и Ватсон всегда сумеют найти логическое объяснение любому загадочному убийству. Ко времени съемок этого фильма, советские экранизации повестей Конан Дойля уже стали знаменитыми далеко за пределами СССР. Разумеется, дошли они и до самой Англии, где в основном и происходят приключения детектива и его друга доктора. Фильмы очень полюбились британцам и даже потомкам писателя, а большей похвалы для их создателей и быть не могло. Поэтому перенося на экран данную историю, Игорь Масленников просто не имел права не оправдать ожиданий зрителя. Теперь события происходят вдали от столицы, в английской глуши, с людьми, которые все еще верят в рассказы о призраках. «- Над растерзанным телом Хьюго стояло мерзкое чудовище - огромный, чёрной масти зверь сходный видом с собакой. Чудовище повернуло к ним свою окровавленную пасть и сверкнуло горящими глазами…» Легендарному дуэту уже не раз приходилось распутывать сложные преступления и выводить на чистую воду самых опасных злодеев, но теперь им предстоит вступить в схватку с чем-то запредельным, жутко воющим и напоминающим огромную собаку. Шерлок Холмс, руководствуясь логикой, а не предрассудками, решает докопаться до разгадки, вновь рискуя своей жизнью и жизнью Ватсона. А уважаемому доктору теперь придется самостоятельно попасть в самый эпицентр проклятья, не зная, кто из его новых знакомых может неожиданно вонзить нож в его спину. Каждый знает, что без Виталия Соломина и Василия Ливанова этого фильма и быть бы не могло, ведь они вот уже столько лет отдавали своим героям столько сил. «- Если этот болван не найдет мой башмак, я устрою грандиозный скандал!» Разбалованный праздной жизнью Генри Баскервиль с удовольствием приезжает унаследовать львиную долю богатств своего рода, еще не подозревая, что не сможет спокойно спать в этом особняке, если предварительно хорошенько не напьется. Никита Михалков хорошо сыграл свою роль, воплотив малодушного, капризного, но отнюдь не злобного наследника, который еще не потерял способность любить. Запомнились персонажи доктор Мортимер и дворецкий Бэрримор. Преданные роду Баскервиль, они стараются уберечь его последнего представителя от того страшного чудовища, что живет на болоте. Актеры Евгений Стеблов и Александр Адабашьян показали столь разных, но одинаково ярких героев – эмоционального врача и совершенно невозмутимого слугу, который превосходно умеет хранить секреты семьи. Экспериментируя с нагнетанием атмосферы в прошлых сериях, в этот раз режиссер превзошел самого себя, создав захватывающий детективный триллер. Впечатление того, что нечто ужасное должно случиться, не покидает до самого финала. И не зря, ведь сцена с той самой собакой получилась впечатляющей. Юмор же здесь по-прежнему на высоте, а фразы героев много раз вызывают улыбку. К тому же, именно благодаря этой кинокартине и находчивости ее актеров Игорь Масленников открыл советским людям глаза на полезные свойства столь простого английского блюда, как овсянка. Даже самое ужасное проклятье не в состоянии выдержать натиск здравого ума, наблюдательности и холодной логики. Ведь их не испугать таким дешевым трюком, как злобный вой в полнолуние.
Из всех произведений Конан-Дойля о Холмсе мне больше всего понравилась именно 'Собака Баскервилей'. Видимо, это связано с тем, что тут детектив совмещён с жанром ужасов, и при прочих равных условиях 'Собака' получилась (ИМХО, конечно) интереснее других рассказов о Холмсе. Если говорить о литературном произведении 'Собака Баскервилей', то уж здесь-то я бы поставил 10 из 10. Нашим кинематографистам оставалось не ударить в грязь лицом и на основе блестящего литературного произведения снять достойный его фильм. И в принципе, им это удалось. ИМХО, 'в десятку' попали сама собака Баскервилей, Холмс, Лестрейд, Френкленд (вот его хочу отметить особо), Лора Лайонс. Берримор тоже вписался хорошо, но, правда, рост у него неподходящий - кто читал книгу, тому это бросается в глаза. Степлтон... ну вроде бы тоже годится. Менее успешно получились жена Степлтона (неподходящая внешность), жена Берримора и доктор Мортимер (переигрывают, особенно жена Берримора). Зато музыка и вся атмосфера фильма, на мой взгляд, тоже 'в десятку'. Но. Но всё же один балл мне придётся снять с фильма! За это расследование в пьяном виде, которое устроили Ватсон и Генри Баскервиль. В книге ничего такого не было, и именно этот эпизод, когда они, выпимши, сначала охотились за Берримором, а потом за Селдоном, подвёл всю картину. Что это было, 'особенности национального Шерлока Холмса'? Зря, очень зря. Итого получается: 9 из 10
СССР - огромная страна, а советские люди - уникальный народ, потому что только на просторах нашей необъятной родины можно отыскать не только французские провинциальные пейзажи XVIII века и королевские дворцы эпохи Людовика XIII, но и по-соседству обнаружить английские готические замки, дома викторианской эпохи и тихие лондонские улочки, а актерский талант и не дюжая изобретательность советского человека могут превратить его в кого угодно, будь то храбрый француз-гасконец или чопорный английский джентльмен. Мы по праву должны гордиться нашим кинематографом, потому что он способен воплотить на экране самые дерзкие мечты советского зрителя. XIX век. Викторианская Англия. Гениальный детектив Шерлок Холмс и его верный друг и помощник доктор Ватсон на сей раз должны распутать клубок таинственных событий, происходящих в Баскервиль-Холле, а также уберечь сэра Генри Баскервиля, единственного наследника миллионного состояния и хозяина замка, от мистического зверя, огромной собаки - проклятии рода Баскервиль. - Запутанная история! - Как это верно Ватсон. Сэр Артур Конан Дойл безусловно был бы очень доволен данной экранизацией своей бессмертной повести. На данный момент ее можно считать лучшей не только в Советском Союзе, но и в Великобритании.(Любопытно было бы узнать мнение англичан об этом фильме, думается, они оценили бы его по достоинству). В нем есть все, что нужно, чтобы заинтересовать зрителя. Благодаря прекрасной работе художников и оператора, в фильме великолепно передана атмосфера таинственности старинного замка, окруженного пустошами и болотами, размеренная жизнь провинции, традиционная английская дождливая погода и туман, таящий в себе нечто зловещее. Восхитительная актерская игра, приковывающая внимание зрителя с самых первых минут. Начиная с дворецкого Бэрримора и заканчивая Шерлоком Холмсом, все персонажи получились яркими и запоминающимися. Следует отметить поистине 'звездный' актерский состав фильма. Любимые образы великого сыщика и его верного друга, как и в прошлых сериях, блистательно воплотили на экране Василий Ливанов и Виталий Соломин. Несравненная миссис Хадсон в исполнении Рины Зеленой как всегда безупречна. Следует также особо отметить великолепную игру Никиты Михалкова, создавшего образ взбалмошного аристократа сэра Генри Баскервиля. И, наконец, главный злодей, воплощенный самым обаятельным и привлекательным актером советского кино, Олегом Янковским. Подлинным украшением актерского ансамбля стала женственная и утонченная Ирина Купченко, которая своей двусмысленной фразой 'орхидеи еще не зацвели...' совершенно очаровала не только сэра Генри, но и всех советских мужчин. Несколько комедийная атмосфера фильма придает ему совершенно особый шарм. Несомненным достоинством картины является наличие в ней доброго юмора, которым изобилуют диалоги героев, в особенности, сэра Генри с его бесконечно преданным и абсолютно невозмутимым дворецким Бэрримором, чья ставшая теперь знаменитой фраза 'Овсянка, сэр' надолго останется в памяти советских зрителей. Музыка, как и прежде, играет немаловажную роль, передавая настроение и внутренние переживания героев, а также создавая необходимую атмосферу таинственности. Столь знакомая из предыдущих серий увертюра Владимира Дашкевича, на сей раз дополнена задорными канадскими ритмами и загадочной музыкой со звуками болот, наводящими ужас. Подводя итог, хочется высказать слова благодарности всем тем людям, которые работали над этим фильмом, особенно Игорю Масленникову, по истине гениальному режиссеру.Его картина выше всяких похвал и, надеюсь, займет достойное место среди выдающихся картин XX века.
Впервые я посмотрел этот фильм лет в семь. Уже тогда он произвел на меня огромное впечатление. Эта загадочная музыка и атмосфера страха мне настолько понравились, что фильм хотелось пересматривать снова и снова. Затем, уже в тринадцать или четырнадцать лет я снова посмотрел эту картину. Так страшно уже не было, но тем не менее я обнаружил для себя множество других положительных аспектов этого фильма. Актерская игра просто великолепна. Я посмотрел еще несколько версий Холмса, но не одна из них даже рядом не стояла с советским шедевром. Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая, Никита Михалков справились со своими ролями на сто процентов. Сейчас мне трудно представить другого актера на месте Ливанова и Соломина, даже Дауни и Лоу( хотя фильм Ричи мне тоже понравился). Атмосфера наверное самое лучшее в этой картине. Эти разговоры у камина, родовое поместье Баскервилей, погоня за собакой... Вы полностью погружаетесь в фильм, сами переживаете все те события, которые переживают наши главные герои. Сюжет довольно точно повторяет книгу Артура Конан Дойля, хотя многие аспекты книги не были показаны в фильме. С другой стороны, где вы видели фильм, который в точности повторял бы книгу. Думаю, если бы сэр Артур был жив, ему бы очень понравился это фильм... 10 из 10