Если бы меня спросили: «Какой советский фильм ты готова пересматривать не один раз?», мой ответ был бы: «Конечно же «Покровские ворота»!» Всё в этом фильме сложилось, как пазл: и актёрский состав, и сюжет, и музыка, и картинка… «Покровские ворота» — советский двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Драматургической основой для кинокартины послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. Сюжет фильма разворачивается в 1950-х годах в Москве. Центр повествования находится в самой обыкновенной коммунальной квартире, которая тем не менее может похвастаться творческими, эксцентричными и неординарными обитателями, каждый из которых достоин отдельного упоминания. Сама же история в основном концентрируется на жизнерадостном аспиранте Костике, роль которого исполняет Олег Меньшиков. Герой прибывает в Москву на учебу и останавливается в этой самой коммунальной квартире у своей тети, где попадает в сумасшедший столичный круговорот. «Покровские ворота» стали ярким примером кинопроекта, где всё пошло не по плану с самого начала: 1. Руководство «Мосфильма» посчитало сценарий легкомысленным и идеологически небезупречным. Телевизионное начальство поставило режиссеру ультиматум — он должен сняться в роли Дзержинского в сериале «Государственная граница», и тогда ему разрешат снять «Покровские ворота». 2. На роль Костика Козаков просмотрел около 19 претендентов, но ни один его не устроил. Тогда жена режиссёра Регина Быкова вспомнила молодого человека, которого видела на съемках фильма Никиты Михалкова «Родня». Так роль досталась юному Олегу Меньшикову. «Покровские ворота» стали его третьим фильмом. 3. Сложности возникли и с подбором актеров на роли Льва и Маргариты Хоботовых и Саввы Ефимова. Трио по задумке режиссера должны были играть Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Михалков отказался от роли, а Миронову отказал сам режиссер, сказав, что тот «слишком знаменит для коммуналки». В результате роли сыграли малоизвестные кинозрителю театральные актеры Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов. 4. Фильм чуть было не положили «на полку» из-за отъезда актрисы Елены Кореневой за границу. Практически сразу после окончания съёмок в июне 1982 года исполнительница роли Людочки вышла замуж за американца и уже в сентябре они эмигрировали в США. Это бросило тень на тогда ещё не вышедший фильм, но в кинотеатрах его всё-таки показали. Отзывы были разными: работники индустрии кино восприняли кинокартину негативно, а вот зрителям фильм понравился. Мне кажется, в «Покровские ворота» не влюбиться просто невозможно. И для этой любви есть весомые поводы. Один из них — актёрский состав, который сбивает с ног своей дикой харизмой. Главной движущей силой фильма выступает конечно же Костик. Лёгкий нрав героя помогает ему стать, по сути, главным спасителем Хоботова. Он ещё не закостенел в стереотипах и страхах перед переменами. Он единственный, кто не боится пойти против Маргариты Павловны. Олег Меньшиков сумел сделать героя максимально живым и энергичным, обаятельно улыбающимся радостям и трудностям жизни. Костик, на мой взгляд, является одним из самых запоминающихся образов в карьере Олега Евгеньевича, поэтому сложно представить героя в исполнении другого актёра. Остальные персонажи настолько же яркие и настоящие, поэтому каждый найдет для себя любимую геройную линию. И даже Савва Игнатьевич выглядит среди россыпи интеллигенции не белой вороной, а необходимым для полной гармонии элементом. Второй повод — юмор. Чего стоит только один Костик с телефонными звонками. Для каждой девушки у него найдётся своя отмазка. Для одной он уезжает в Центрально-Черноземную область, потому что там нашли череп коня Вещего Олега, для другой — искать могилу Тамерлана, ну а для третьей — на дно озера Титикака, ведь там нашли древний город. Кстати В 2000 году археологи действительно обнаружили на дне озера следы затонувшего города Про «Высокие, высокие отношения!» Маргариты Павловны, Саввы Игнатьевича и Лёвушки я вообще молчу. А фразы в фильме? Каждая подойдёт под определённый случай в жизни. Техническая сторона киноработы не менее интересная. Фильм «Покровские ворота» снят настолько гениально, что звучит в унисон с ритмами, любящего Москву сердца. Здесь и прекрасные песни Окуджавы и Утесова, стихи классиков, атмосфера уюта старой советской Москвы. Московские объекты в двухсерийной картине снимались с разной скоростью. Иногда они пролетали в кадрах стремительно и почти неуловимо, иногда оператор Николай Немоляев сознательно, с помощью рапидной съёмки, притормаживал действие. Именно так был снят эпизод, показывающий снос дома, в котором прошла молодость героя. По словам Николая Немоляева, одной из задач, стоявших перед ним в «Покровских воротах», было «перенесение» на экран песен Булата Окуджавы. В качестве изобразительного решения Немоляев предложил сделать «наплывы» камеры. Этот способ позволил соединить в одном кадре старую и новую Москву, Новый Арбат и древние храмы, памятник Пушкину и жёлтые листья, напоминающие аплодирующие поэту ладони. Я не жила в советское время, но даже у меня при просмотре возникает странное чувство грусти по былым временам и даже ностальгия. Я считаю, что этот фильм будет актуален всегда, будет нравиться всем следующим поколениям. Не зря первым спектаклем формата «Кино на сцене» в театре им. М. Н. Ермоловой стали «Покровские ворота». В этой киноработе нет замысловатого сюжета, зато есть кое-что другое — молодость. И весь фильм пропитан ею. И вся эта молодость заходит к тебе со всех сторон: через слух, через глаза, через чувства и ассоциации. Советую обязательно посмотреть эту картину!
Весна 2020 года, апрель, идёт 8 день самоизоляции. По телевизору анонсируют трансляцию популярного фильма «Покровские ворота». Ну чтож, почему бы и не посмотреть… Я заметил одну очень интересную особенность. Советское кино априори хорошее, с высоким рейтингом и пример выдающейся режиссуры. Ну и я решился на просмотр.. и вот мои впечатления Вроде комедия. Обычные люди, слабые, со своими недостатками, нелепые, инфантильные. Они ничего не решают, они никак не развиваются, они глупы, нелепы и иррациональны. Типичный советский гражданин с точки зрения режиссёра. Такое мнение у меня сложилось в ходе просмотра этой картины. Вот на пример один из героев: Лев Евгеньевич Хоботов, абсолютно вялый, инфантильный, человек, который даже яйца сварить не может, высушить остатки волос феном, даже побриться для него составляет огромную проблему. Он постоянно что-то ломает, наводит беспорядок, устраивает дискомфорт. На свиданиях с девушкой только и говорит о несчастных случаях со смертельным исходом. Живёт в коммуналке со своей бывшей женой и её мужем, который как солдат готов выполнить любой её приказ. Мне кажется в режиссёрской версии есть вырезанная сцена с куколдом. И вот этому жалкому персонажу, вызывающим лишь только жалость, а не смех я как зритель должен сострадать, переживать за него, смеяться над ним, но я не могу… Не могу по той причине, что перед нами картина, в которой вообще ничего не происходит, герои никак себя не проявляют, никак не растут. Они лишь громко кричат колкости и театрально бегают по кадру стараясь переиграть друг друга. Эта картина столь же захватывающая, как рыбалка в собственном безрыбном бассейне, ты сидишь, смотришь на поплавок, который никогда не уйдёт под воду, разве что только покачается от ветра. Мне кажется, что режиссёр вообще не знает, что такое комедия! Я рассчитывал, что увижу коммуналку со стороны, забавную историю, какие-то бытовые шутки, как будто сквозь стену или ширму, настоящий юмор, а не высокопарную пафосную показуху. Мне показалось что я оказался обманут, как проверяющий приехавший в Потёмкинскю деревню… Фальшивые образы, фальшивые чувства, фальшивая режиссура нам презентуют повсюду как высокохудожественное произведение. На КиноПоиске рейтинг у картины 8.1.. Как? Как такое возможно??? У картины «Невероятные приключения Итальянцев в России» точно такой же рейтинг и она хотя, я считаю рейтинг тоже завышенным, даже рядом не стоит в сравнении с этими «Покровскими воротами», а вот действительно отличная комедия «День выборов» в рейтинге так вообще уступает этому «Великому произведению». Операторская работа в данной картине, да по ходу дела оператор вообще не знал, что кадр надо как-то выстраивать! С визуальной точки зрения картина очень слабая. Чем я могу объяснить столь огромную популярность данной картины тем, что это ностальгия, излюбленный приём киноделов. Давайте на минутку представим, что Покровские ворота только вчера вышли в прокат… Вы бы пошли на этот фильм? Давайте представим трейлер к этому фильму… Тяжело представить… Конечно тяжело фильм же не о чём. Лично я бы сходил на Друзей в кино… там примерно тоже коммуналка, только снята она качественнее, актёры играют, а не переигрывают и там смешно (имеется ввиду гипотетический фильм на основе ситкома Друзья). Я могу понять пожилых людей, которым этот фильм зашел, то было время их молодости, они ассоциируется у них с самым прекрасным временем их жизни. Но людей помладше 50-, я не пойму. Я слышал, что ценность этой картины в том, что она показывает Москву 50х годов, типа это некий экскурс в прошлое. Я считаю, что такого экскурсовода-режиссёра с работой не справился. Вот на пример Квентин Тарантино снял картину «Однажды в Голливуде», так там и комедия и драма и настоящий экскурс в 60е годы. Или отечественная картина «Питер ФМ», её уже сейчас интересно пересматривать. А что нам предлагают «Покровские ворота»… капустник студентов активистов.
Что ни слово — цитата, что ни герой — абсолютно сформированный характер. «Покровские ворота» — один из самых любимых для меня советских картин. Я бы не назвал его комедией. Скорее, мелодрама и немного фарса. Сюжет напоминает лучшие пьесы, написанные в 19—20 веках: острохарактерные герои полноценны и завершены, ситуации не меняют их, а помогают лучше раскрыться. Это дорогого стоит, ведь мы уже привыкли к тому, что за 1,5 часа фильма персонаж резко меняется и в это как бы надо поверить. А здесь нет. В финале ленты герои остаются такими же, какими были в начале. Любопытны эти люди, живущие в одной коммуналке. Костик — сама ирония и само легкомыслие. Именно лёгкий нрав и помогает ему стать, по сути, главным спасителем Хоботова. Он ещё не закостенел в стереотипах и страхах перед переменами. Он единственный, кто не боится пойти против тирана Маргариты Павловны. Маргарита Пална — властная и не очень-то добрая женщина. Собственница, привыкшая даже ненужных людей держать возле себя, если они принадлежали ей. Ни себе, ни людям. Хоботов — добрый малый. Тихий и не скандальный человек с очень эмоциональным и ранимым характером. Ему хочется вырваться из опеки бывшей супруги МП, но не хватает решимости и дерзости. Велюров — пожилой сатирик, влюблённый в молодую спортсменку. У него нет строгой позиции. По сути, на него можно влиять и использовать. Он «орудие». Савва — подкаблучник, обыватель, не знающий, что есть «высокое». Его быт прост, а взгляды примитивны. МП управляет и им, а он рад. Удобно — ни за что ответственности, просто выполняет приказы. Алиса Витальевна — тётушка Костика. Интеллигентка и интеллектуалка. Держится особняком и не участвует в скандалах и интригах соседей. Грустит о прошлом. Есть и другие не менее яркие герои: Людмила, Соевы, Орловичи. Все они в своих проявлениях немножко доведены до абсурда, но режиссёр сумел сохранить грань. Героям веришь. А сыграны они ну просто блестяще. По сути, основная мысль фильма — не бояться бороться за правду, за свободу и достоинство. Помнить, что в каждом когда-то жил дерзкий и бойкий ребёнок, ничего не боящийся и не погрязший в глупом быте, в «ты должен» вместо «хочу», в «так надо» вместо «а кто сказал?». В общем, фильм очень художественный, достаточно ироничный, хорошо снятый и срежиссированный. 9 из 10
Что ни слово — цитата, что ни герой — абсолютно сформированный характер. «Покровские ворота» — один из самых любимых для меня советских картин. Я бы не назвал его комедией. Скорее, мелодрама и немного фарса. Сюжет напоминает лучшие пьесы, написанные в 19—20 веках: острохарактерные герои полноценны и завершены, ситуации не меняют их, а помогают лучше раскрыться. Это дорогого стоит, ведь мы уже привыкли к тому, что за 1,5 часа фильма персонаж резко меняется и в это как бы надо поверить. А здесь нет. В финале ленты герои остаются такими же, какими были в начале. Любопытны эти люди, живущие в одной коммуналке. Костик — сама ирония и само легкомыслие. Именно лёгкий нрав и помогает ему стать, по сути, главным спасителем Хоботова. Он ещё не закостенел в стереотипах и страхах перед переменами. Он единственный, кто не боится пойти против тирана Маргариты Павловны. Маргарита Пална — властная и не очень-то добрая женщина. Собственница, привыкшая даже ненужных людей держать возле себя, если они принадлежали ей. Ни себе, ни людям. Хоботов — добрый малый. Тихий и не скандальный человек с очень эмоциональным и ранимым характером. Ему хочется вырваться из опеки бывшей супруги МП, но не хватает решимости и дерзости. Велюров — пожилой сатирик, влюблённый в молодую спортсменку. У него нет строгой позиции. По сути, на него можно влиять и использовать. Он «орудие». Савва — подкаблучник, обыватель, не знающий, что есть «высокое». Его быт прост, а взгляды примитивны. МП управляет и им, а он рад. Удобно — ни за что ответственности, просто выполняет приказы. Алиса Витальевна — тётушка Костика. Интеллигентка и интеллектуалка. Держится особняком и не участвует в скандалах и интригах соседей. Грустит о прошлом. Есть и другие не менее яркие герои: Людмила, Соевы, Орловичи. Все они в своих проявлениях немножко доведены до абсурда, но режиссёр сумел сохранить грань. Героям веришь. А сыграны они ну просто блестяще. По сути, основная мысль фильма — не бояться бороться за правду, за свободу и достоинство. Помнить, что в каждом когда-то жил дерзкий и бойкий ребёнок, ничего не боящийся и не погрязший в глупом быте, в «ты должен» вместо «хочу», в «так надо» вместо «а кто сказал?». В общем, фильм очень художественный, достаточно ироничный, хорошо снятый и срежиссированный. 9 из 10
Легкая непринужденность и детская непосредственность заряжают «Покровскими воротами» надолго и кого угодно. Проходят какие-то уже десятилетия и я с удивлением узнаю, что моя московская тетка совсем не была той очень доброй и очень интеллигентной Алисой Витальевной, столь снисходительно относившейся к своему племяннику. Да и родители, пусть их дочь и не совсем Ритой звали, жили не в высотке на Яузе, а на Курской, но тоже дома мельпомены, но ты же оказал на них вполне благоприятное впечатление, что это теперь тебе рассказывают, что они просто хотели дочку спихнуть замуж. А все эти музыкальные соседи на Патриарших уже тогда казались полуспившимися деградантами, но не все ли равно теплым весенним днем? В итоге все это проходит мимо тебя, потому что веселые напевы Костика из фильма всю жизнь стучат у тебя в голове, ты хочешь видеть только то, что хочешь видеть и может именно это помогло когда-то все это пережить. Какая разница, у каждого в жизни свои Покровские ворота. Казаковский дух тех времен взбодрил уже не одно поколение тех, кому солоно приходилось в этом совсем негостеприимном городе. Потому я не стану говорить о том, что фильм не соответствует реалиям, может он в таком виде и нужен. Для зрителей, так просто необходим. Я вообще люблю казаковские фильмы, любил его и как актера. А «Покровские ворота» еще и гимн городу. Все этим бульварам, прудам, знаковым местам, где я давно стал своим, но до сих пор меня не покидает ощущение, что все равно уеду далеко и надолго. Надеюсь, что не в лагеря. А еще «Покровские ворота» — гимн юности. Помните Казакова в финале, вопрошающего, «о, юность, была ли ты?» Ни единого спойлера, кстати. Жизнерадостная Догилева, играющая теперь в эпизодах проводниц. Меньшиков, о котором лучше вообще молчать, как о покойнике. Канувшие в небытие Броневой, Равикович, Борцов. Что осталось? Память о них, это теплое чувство. Остался вот этот козаковский фильм, остался навсегда, остались Покровские ворота с кучей кабаков и воспоминания, как впервые смотрел этот фильм. Наверняка, этого много. Фюнф минут, Савва Игнатьевич! Высокие отношения! Го-о-олубь лети-ии-т! А, ну да, я такая вся внезапная, угловатая все, перекорюченная тоже. 10 из 10
Чудесный фильм. Что ни фраза — в цитатник. Эту ленту люблю с детства, хотя не жил в то время. Вообще, люблю историю, ретро, раритет. В картине мы видим настроение той старой Москвы, которую всё чаще можно узреть лишь на пожелтевших фото. При этом не отношусь к числу тех, кто восторгается каждым советским фильмом. В период СССР тоже снимали ерунду, а есть и не ерунда, но «просто не зашло». «Покровские ворота» — это жизнеутверждающий фильм. Мне он симпатичен тем, что придаёт какой-то оптимизм. Понравилась аннотация здесь, на Кинопоиске: «Всё будет хорошо». Да, действительно. Это может быть неким слоганом к картине. Всё будет хорошо. Всё будет… Актёры сыграли превосходно. Это вершина мастерства — сделать каждого персонажа запоминающимся, ярким. То, что я прочёл в отрицательных отзывах про «карикатурные герои, они не меняются в течение хронометража» — для меня блажь. Мне, напротив, импонирует то, что герои остаются собой. Зачастую в течение двух часов всякие перемены в характерах выглядят неправдоподобно. Влюбился — изменился по щелчку. Произошла драма — изменился по щелчку. Сменил профессию — изменился по щелчку. В «Покровских воротах» мы видим чётко прописанные и годно сыгранные характеры. К примеру, искренне сочувствуешь Хоботову и веришь в его совершенную беззащитность и экзальтированность. Радуешься, когда Пална получает от Костика, когда он, самый молодой из всех, обводит её вокруг пальца. Да, действительно, нужно быть счастливым, жить для радости, а не «для совести». Громкими словами самопожертвования Савва и Павловна прикрывают собственные проблемы, шрамы на душе, неспособность взять самого себя в руки. Шумность Костика уравновешивается мягкостью и ранимостью Хоботова. Это центральные персонажи. Фильм очень динамичный, психологический. Я бы не назвал его комедией в чистом виде. Это и фарс, и драма. Безумно красивая фраза звучит в конце фильма. Молодость, ты была или не была?.. Невольно заставляет задуматься и немного погрустить. Чтобы понять это кино, надо быть готовым к остроумию и к тому, что будет немного грустно. Это не гайдаевские комедии. Это боль по чему-то из прошлого, куда ты заглянул, словно в фимиаме сна-реинкарнации. Ты их всех знал. Ты там жил. «Покровские ворота» — один самых любимых фильмов советской эпохи для меня. 10 из 10
Вот «Покровские ворота». Вот фильм, в котором взрослые ведут себя, как дети. Вот фильм, в котором играют песни, и каждый хоть раз, но точно их слышал. Вот фильм, в котором догнать Савранского — это утопия. Я могу взять и крутить-вертеть этот фильм: смотреть его вверх тормашками, или же с закрытым левым глазом, а могу даже смотреть его стоя на одной ноге. И знаете что? Фильм в любом случае будет иметь отметку «очень!». Мне кажется, в «Покровские ворота» не влюбиться просто невозможно. И для этой любви есть весомые поводы. Один из них, например, актёрский состав. В «Покровских воротах» молодые и немолодые, но прекрасные актёры сбивают с ног своей дикой харизмой. Второй повод — юмор. За свою жизнь я посмотрела много комедий, но такой я не видела никогда! Чего стоит только один Костик с телефонными звонками. Для каждой девушки у него найдётся своя отмазка. Для одной он уезжает в Центрально-черноземную область, потому что там нашли череп коня Вещего Олега, для другой -искать могилу Тамерлана, ну а для третьей — на дно озера Титикака, ведь там нашли древний город. Про высокие отношения Маргариты Павловны, Саввы Игнатьевича и Лёвушки я вообще молчу. Это бомба. Причём ядерная. В «Покровских воротах» нет закрученного-сложного-замысловатого сюжета, зато есть кое-что другое. Молодость. И весь фильм пропитан ею. И вся эта молодость заходит к тебе со всех сторон: через слух, через глаза, через чувства и ассоциации. Можно продолжать бесконечно вот так сидеть и писать про «Покровские ворота». Рассказывать про оптимистичного мальчишку Костика, про наивного Льва Евгеньевича, который все пытается избавиться от опеки своей бывшей жены, и ещё про романтичного Велюрова и многих-многих других. «Покровские ворота» — настоящая классика советского кино и по-другому тут никак!
Перед тем, как писать эту рецензию, я внимательно прочитал отзывы других зрителей. И поразился одному факту — практически все воспринимают этот фильм исключительно как комедию, не замечая без преувеличения зловещую роль Маргариты в блистательном исполнении Инны Ульяновой. Это уже не комедия, это трагедия где показан животный, зоологический эгоизм под маской альтруизма и заботы. Взять свое любой ценой, переломать человека о колено, вырвать его с мясом из той среды, где он стремиться остаться — разве это не знакомо многим из нас? Маргарита все кругом подчиняет своей воле — и ее энергия такова, что в плен попадают не только безвольные литераторы, но и бывшие фронтовики. И неужели вы не заметили фразу старичка, произнесенную дважды: «Ох, и хорошим гравером ты был!» Вы поняли, что она значит? Рядом с Маргаритой люди начинают исчезать и терять себя. И тот же Савва Игнатьич исчезает как профессионал, ему остается только точить дома ножи. Рядом с Маргаритой все становится лишь придатками, лишь средством ее благополучия… О, нет, это не только комедия. Слишком часто под маской добродетели живет торжествующий эгоизм. Его-то и показывают крупным планом в фильме — но большинство рецензентов умиляются атмосферой «50-х годов», которая, вообще-то в рамках режиссерской задачи не принципиальна. «Станьте собственным биографом!» — на эту фразу вы тоже не обратили внимания? Фигура Костика — это фигура, не побоюсь этого слова, Ангела, который приходит на подмогу в трудную минуту, когда человек уже готов потерять себя. Ведь именно Костик устраивает побег главного героя. И да — именно незадачливого литератора я называю главным героем фильма. Это он слабо, но упорно, барахтается в трясине, пытаясь выбраться на берег, чтобы идти дальше. Именно он в итоге сможет это сделать… Фильм «Покровские ворота» — это фильм о том, что нужно сохранить себя человеком, личностью, индивидуальностью. Вы хоть обратились внимание, как меняется к концу фильма Савва Игнатьич? Как опускаются его плечи, никнет голова, становится едва слышим голос? А ведь это был видный мужчина, богатырь! Вспомните фильм — кому мы не сочувствуем во время просмотра? Кто не вызывает у нас принятия? Кому мы не хотим сопереживать? И вспомнив это, постарайтесь увидеть других героев и их роли Возможно, только после этого вы увидите сверхзадачу фильм за фасадом обычной бытовой комедии
Никак не могу въехать в «Покровские ворота», хотя пытаюсь припарковаться там десятки лет. Как будто ударился головой в тёмном коридоре коммуналки о велосипедную педаль, и чувство юмора отлетело в сторону. Наигранность персонажей, словно опция по умолчанию. Режиссёр очень старается создать «мягкий ход», но рессора самодельная, и юмор кустарного производства не убедителен. Это тяжёлый фильм, который почему-то показывают каждый день, правда, по разным каналам, ну а если праздник, то вообще нет спасенья. Беспомощная комедия. Что-то мешает усидеть на месте во время просмотра. Очень хочется досмотреть фильм до конца, но не хватает силы воли и появляется чувство, что тебя втягивают в какую-то аферу. Видимо желание режиссёра показать московский дворик, его прелесть с утрированным, причудливым образом жизни, быт, нравы, и страсти которые там бурлят, главнее понятий жанра. Ребячливость совсем уж взрослых людей это не смешно. Это всё равно, что пожилого человека переодеть рокером, и посоветовать ему отпустить патлы. Смешно, когда Лёлик в «Бриллиантовой руке» угрожающе надвигается, сжимая в руках выхлопную трубу, и обдувает отклеившийся ус, словно девушка чёлку. Или в «Кубанских казаках» продавец музыкальных инструментов, эксцентричный тип — наш Чарли Чаплин, увлёкшись импровизацией, неловко вываливается из-за рояля. Или улыбка Юрия Деточкина сразу после премьеры в ДК, в обрамлении милиционеров, украшенных охапками цветов. Он неустрашим — он Гамлет, он всё ещё там на сцене, под яркими лучами прожекторов, а не в «воронке», едущим в тюрьму. Или вот ещё, смешная Проня Прокоповна — «За двумя зайцами», в положении тяжелейшей фрустрации. Обманутая прохвостом, брошенная, потерявшая веру в людей, женщина вызывающая искреннее сочувствие, всё-таки безнадёжно трагикомична. Найти ватагу знаменитостей, потворствуя каждому из них, поощряя их сомнительный професьон де фуа, словно выпрашивая у актёров порцию смешного, превращая кинокомедию в сборник разрозненных антреприз не лучшее режиссёрское решение. Актёры, почувствовав слабину, и не понимая общего замысла, станут тянуть экранное полотно на себя. Это очень тонкая ткань, которая рвётся при малейшем дуновении. Разный уровень мастерства актёров, когда каждый старается «обозначиться», забрав внимание на себя, оспаривая его у коллег, напоминает спортивное состязание. Как будто они сговорились рассмешить любой ценой игнорируя законы жанра и очень стараются, не жалея сил хохочут и подбадривают себя этим хохотом. Казаков яркий пример того, как, ну не получается из популярного актёра комедийный режиссёр. Это всё равно как если бы Дон Педро в «Человек амфибия», удивляя многочисленную родню, вдруг заделался бы литературным критиком, забросив загибающийся бизнес, сутками сидел за столом, изводя десятками пузырьки с чернилами. Успех режиссёра это смелость и талант, бескомпромиссный подбор актёров, люстрация сценария, если это необходимо для лучшего результата. И ещё; нельзя лениться давать себе и друзьям из актёрского блока поблажек, Релаксация предательски вылезет между кадрами, огорчит самого режиссёра, и обманет ожидания зрителей. Вот и сейчас, как ни хотелось заговорщикам рассмешить меня — вышел опять конфуз. Я прежде никогда не был так разочарован как теперь. Жестокий урок, приводящий к недоверию и сомнениям. И для того чтобы восстановить душевный баланс, и отремонтировать чувство юмора, остаётся одно — пройтись в наш местный кинотеатр «Колизей», и посмотреть фильм «Приключения Питкина в больнице».
- История, леденящая кровь! Под маской овцы таился лев! Я по-соседски зашел его проведать, Он увлек меня в чащу, Силой сорвал с меня одежды, Надел мой костюм и был таков! Я знаком с этим фильмом практически с самого детства, и честно говоря, за двадцать лет он уже успел мне приесться. Но вот, в который раз, я снова сел его смотреть, дабы освежить в памяти. Пятидесятые годы. Москва. Обычная советская коммуналка, в которой кипят нешуточные страсти. Рассеянный литератор Хоботов, вынужден ютиться под одной крышей со своей бывшей женой и ее новым ухажером. Немолодой эстрадник-куплетист Велюров, умудрившийся влюбиться в совсем юную девушку. И все эти события вращаются вокруг веселого и неунывающего аспиранта Костика, от лица которого и ведется повествование. Фильм очень простой по своему содержанию, но достаточно увлекательный. Сюжет предлагает нам увидеть несколько историй из жизни разных людей, связанных между собой одной коммунальной квартирой. Эти истории взаимосвязаны между собой, и под конец линии органично сплетаются между собой, образую единую сюжетную ветвь. Также присутствуют и небольшие второстепенные сюжетки, но на них не хочу заострять внимание. Актерская игра находится на высшем уровне. Как ни странно, главное действующее лицо Костик, уведен на второй план, а внимание зрителя в основном приковано к троице Равикович-Ульянова-Борцов. Они отыграли неплохо и весьма реалистично (насколько это возможно). Дуэт Броневой-Догилева тоже отличились в лучшую сторону, хотя Татьяне Догилевой могли бы и побольше экранного времени выделить на раскрытие образа. Ну и конечно же неподражаемый Олег Меньшиков, который отлично вписался в свою роль, и попал в образ на 100 процентов. Больше писать нечего не хочется, ибо это лучше видеть самому! Заслужено высокая оценка. - И всё же, поверьте историку, осчастливить против желания нельзя! 7 из 10
Покровские ворота… Когда слышишь это словосочетание — представляешь себе даже не площадь в Москве, не какие-то «ворота», которые называются Покровскими, а представляешь себе… да-да, именно их! Жильцов этой отдельно взятой коммунальной квартиры, которых во всём их великолепии представил нам гениальный Михаил Козаков. Вот она, властная Маргарита Павловна вышагивает самоуверенной походкой, кажется — пусти танк ей навстречу — она есть, танка нет. А вот и Савва Игнатьич в кепке-аэродроме и болотных сапогах волочится за Маргаритой Павловной, в руках, разумеется, штихель (шпитц- или бойль- только он знает). А вон в углу прячется этот трогательный большой ребёнок Лев Евгеньевич, гениальный лингвист, переводчик мировой поэзии, но «по этой же причине» нескладёха, у которого всё валится из рук, и который страшно, просто панически боится свою бывшую жену Маргариту Павловну. А вот и Веллюров в банном халате, полоскает горло, распевается «Ми, Мэ, Мосэстрада», неутомимый служитель муз… а нет, Мосэстрады, перед которым трепещут все поджигатели войны. Вот бы его в наше время, чтобы нынешние поджигатели перед ним трепетали! А вот и Алиса Витальевна у телефона, отвечает на очередной звонок таинственной незнакомки, просящей позвать её любимого племянника Костика. Сейчас договорит, запишет очередной телефон, куда Костику перезвонить и пойдёт или смотреть «Как наши играют французскую жизнь» или готовить «свадебный стол». Ба! Вот и сам Костик! Бесшабашный, озорной, безгранично добрый и влюбчивый юноша, умён не по годам, на мой взгляд — умнее всех в этой квартире! А по соседству мальчик Яша играет на скрипке, а дед им руководит «Играй, Яшенька, играй!» Двор метёт дворник Азиз, по всей видимости, как и современные дворники, тоже приехал из Средней Азии. И конечно Савранский, лица которого мы так и не разглядели, который знаменит лишь тем, что догнать его — это утопия. Здесь каждый одухотворён, полон каких-то надежд, как-будто постоянно на воздусях, эмоции бьют фонтаном. Мексиканские страсти меркнут перед этими «мещанскими катаклизмами», которые то и дело вспыхивают в «родном аквариуме» Костика. Каждый немного не от мира сего. Представление о жизни каждого кажется сегодня странным, но от этого милым, и когда их в очередной раз видишь — становится грустно от того, как мы все изменились, и изменились в плохую сторону. Нам на таких воздусях уже не парить. Боюсь, что через 5 лет те, кто будет смотреть этот фильм, спросят «А что они все курили?» Мы разучились мечтать, фантазировать, разучились творить, стали такими приземлёнными. А эти люди верили в своё счастье, каждый по-своему. Ну разве можно представить, чтобы какая-нибудь современная Маргарита Павловна, встретив Савву Игнатьевича, не бросала бывшего мужа Льва Евгеньевича и воспитывала его как дитя? Очень может быть, что Хоботова не может иметь детей, про это, конечно, не сказано ни слова, и именно поэтому роль её ребёнка вынужден играть 43-летний Лёвушка. А где сейчас встретишь такую милую, добрую, сентиментальную медсестру Людочку, которая приняла бы вас без направления? Единственная, кто поверил в Льва Евгеньевича, и с кем он буквально расцветал каждый раз. Ну а Костик будто находится над всеми этими катаклизмами, кажется, витает в облаках, но нет, он, как гроссмейстер, делает рокировки, комбинации, и вот… партия переходит в эндшпиль! Он будто ставит мат в этой игре страстей. И добавляет «Осчастливить человека против его воли нельзя!» Фильм возвышает, одухотворяет, при виде таких людей, мечтателей, романтиков, хочется жить, творить, да что там творить — парить! Над суетой! Негодуешь, видя, как изводится Маргарита Павловна, не давая жить ни себе, ни Савве, ни конечно Хоботову. Об актёрах даже не знаю, что сказать, они все великие! Они каждый на своём месте. Большинства уже нет в живых. Грустно, что таких актёров с большой буквы становится всё меньше, а новых не предвидится. И нам ещё долго не быть такими же романтиками. И не испытывать «высокие, высокие» чувства.
В конце 70- начале 80-х вышло такое число рефлексий на тему подгнивающей советской интеллигенции, что становилось неловко за думающий и творческий класс в СССР: «Отпуск в сентябре» (его, правда, на полку положили), «Осенний марафон», «Полёты во сне и наяву». Если и не рефлексией, то стрелой в адрес интеллигенции стала, например, и Москва, не верящая слезам, где интеллигентный рабочий «убирает» 2-х представителей советского бомонда. Более широко тему забрала драма «Старый Новый год», но и там досталось на орехи ИТР. Так что Козаков, решивший перенести на экран пьесу Леонида Зорина о переводчике Льве Евгеньевиче Хоботове, оказался слегка не в тренде, хотя и получил возможность ответить разом всем этим работам (без вопросов талантливым). В качестве ответа — коммунальная квартира, в которой живёт тётушка (ей не хватало в жизни событий — одиночество досталось ей в удел) и её племянник Костик (историк с интересом к современности, ловелас и чрезвычайно весёлый парень), пьющий и обаятельный артист Мосэстрады и странный тройственный союз бывших супругов Хоботовых и Саввы Игнатьевича Ефимова. Пьеса Зорина, конечно, написана об оттепели — и год взят 56-й, и хрущевки, и «Новый мир» в руках Хоботова и завершающий пьесу весенний акт — в общем, все в эту строку. Поэтому немудрено увидеть некоторые приметы прошедшего и будущего и целый ряд метафор обобщающего свойства. Ну разве выглядит случайным одиночество московской дамы света, да ещё в исполнении аристократичной Софьи Пилявской? Очень тонкий и неявный намёк на репрессии — «недостаток событий» указывает, впрочем, на необходимость скрыться от карающего меча. История любви спортсменки Светы (общество Трудовые резервы) и Аркадия Велюрова — это не только покорность любви всех возрастов (хотя поколенческая составляющая здесь смотрится ведущей), но и возможность союза пожилого артиста с девушкой из рабочей среды. Тем контрастнее становится генеральная линия фильма — с трио Хоботовых (уж простите за «неуважение» к Савве Игнатьевичу). Здесь социальные роли просматриваются довольно несложно: неуклюжий, неприспособленный к быту, талантливый и чувственный, но пришибленный не только бытом, но и социальным давлением ИНТЕЛЛИГЕНТ Лев Евгеньевич (отставленный, но не вполне отпущенный), РАБОЧИЙ-гравер Савва Игнатьевич, у которого в руках все работает, и ВЛАСТНАЯ женщина (Родина-мать, наверное) Маргарита Павловна. Чего хочет интеллигенция? Свободы, конечно — в любви и в творчестве (но пока не способен Лев Евгеньевич бороться за права мужчины и человека). Чего хочет рабочий? А он и сам не знает — со смыслами у этого парня все не очень хорошо — лишь бы в руках был инструмент («ремесленники не мудрствуют»). Чего хочет власть? Как выразился в одной из сцен Костик — «она хочет Вас (Льва Евгеньевича). Так выражается ее потребность в мировой гармонии. Это у неё в подсознании». Само по себе упоминание подсознания в советском фильме выглядит оппозиционным — и Фрейда у нас тогда костили (хотя и издавали) и особенность подсознания Маргариты Павловны получается пикантная, да ещё и с двойным дном, в котором главное, конечно, — это вынужденный союз с рабочим классом, но и нежелание отпускать «большое дитя, которое нельзя не любить». Аллюзия на Советскую власть, отставившую интеллигенцию (к слову, и революцию-то совершившую) аж на 3 место в социальной иерархии напрашивается ещё и потому, что власть эта, как и всякая другая, желает любви этой интеллигенции, да и сама испытывает любовь к этим странноватым порой субъектам. Вспомнилась почему-то история Булгакова и Сталина или же Хрущёва и Неизвестного — в них и классовая неприязнь, и если и не взаимная, то почти мистическая тяга власть предержащих к творцам — желание их искреннего чувства благодарности за опеку и материальное благополучие… Впрочем, ограниченное. А фразы в фильме? «Неблагодарный эпилептик», «Умалишённых не регистрируют» — особенно хороша последняя, учитывая судьбу некоторых диссидентов. А фраза Костика: «Боритесь за права мужчины и человека?» Дальше некуда — и Хельсинкская группа, и Сахаров вспоминаются… Вообще выход фильма в 1982 году (даже в 1983) легко становится предвестием новой оттепели. Вопрос был только в том, кто станет ее двигателем. В этом смысле Козаков и пытается реабилитировать советский творческий истеблишмент — ведь задавленность, двоемыслие, двоеженство, экзистенциальный кризис уже продемонстрированы в советском кино (см. выше), но проблема выходила в том, что альтернативы этому слою в смысле мировоззренческих размышлений по факту не было (в духе того же диалога о мудрствующих в сцене с Орловичами или ещё одной цитаты об изяществе: «Вы в ЗАГС, а Хоботов — в монастырь» со множеством возможных интерпретаций вплоть до духовных поисков интеллигенции в области религии). Такой социальный анализ не должен при этом лишить просмотр легкости — эксцентрика, присущая комедийному жанру, порой зашкаливает (некоторых это даже смущает — они не без оснований считают фильм громким). Актерские работы точны и полны харизматичности (будь она серой или же, напротив, яркой и кричащей). Да и громкость вполне соответствует нравам коммунальных квартир. Но, как и любой талантливый советский фильм или пьеса, при всей своей комичности «Покровские ворота» второго дна точно не лишены. Потому и венчает фильм фраза Костика: «Осчастливить против желания нельзя» или (в переводе на политический язык) «Светлое будущее без свободы невозможно». Забавно, что марксизму сие не противоречило… Но Козаков точно не об этом.
Эта, замечательная во всех отношениях, лирическая комедия снята с таким теплом и такой искренней любовью к Москве — к моему любимому и родному городу, что я просто не могу объективно оценивать этот фильм. Для меня Москва, как для человека выросшего в ней и родившегося, имеет гораздо большее значение, чем просто город, чем просто столица, чем просто мегаполис. Это город детства и юности, город первой любви, город моих родителей, друзей и соседей. И впечатление усиливается еще и тем, что мне довелось прожить большую часть своей жизни именно в этом месте — в тихом центре, у самих Покровских ворот. По-этому, я не могу быть не предвзятой априори. Но, согласитесь, если человек носит тепло и нежность в своем сердце к тому предмету, о котором идет речь в фильме — он никогда не потерпит фальши. Тут же ее узрит и отвергнет. Кинофильм «Покровские ворота» снят настолько гениально и «от души», что звучит в унисон с ритмами, любящего Москву сердца. Здесь и прекрасные песни Окуджавы и Утесова, стихи классиков, замечательные, просто гениальные и очаровательные герои, сыгранные нашими талантливейшими и наилюбимейшими актерами, и трогательная, лирическая атмосфера уюта старой советской Москвы, которую мне удалось чуть-чуть застать. Отдельно стоит отметить бесподобный, искрометный юмор и тонкую иронию. Фильм разобран на цитаты, многие из которых просто не в бровь, а в глаз. И разношерстная московская публика показана просто неподражаемо — утрированно, конечно, но это вполне уместно в рамках подобного жанра. В общем, я могу петь дифирамбы этой киноленте бесконечно. Но я просто говорю этой рецензией огромное человеческое спасибо Михаилу Казакову, актерам и всем, кто создавал этот шедевр. Это очень личный для меня фильм. Я влюбилась в него еще в детстве, просто поняв, без всяких тонкостей и умозаключений, что эта картина о МОЕМ городе. О той Москве, которую знаю я. О ее истинном лице, которое сейчас она, увы, скрывает под маской суматохи, глянца и амбиций, и заглянуть в которое, могут только те, кто влюблен в Москву, те, кто вырос в ней, те, кто не отделяет себя от нее. Оценивать фильм не буду. Для меня он бесценен.
Познакомился с данным фильмом еще в раннем детстве. Но недавно решил пересмотреть и освежить в памяти историю веселого и любвеобильного Костика. Сюжет очень даже непростой. Молодой аспирант-историк Костик на время учебы переезжает к тете в коммунальную квартиру, в которой кипят страсти не хуже чем у Шекспира. Властная Маргарита Павловна собирается создать новую ячейку общества с соседом по даче, но и бывшего мужа отпускать от себя не хочет. Спившийся эстрадный артист Велюров, который пытается добиться расположения совсем молоденькой пловчихи Светланы. Хоботов Лев Евгеньевич, бывший муж Маргариты Павловны, пытающийся с совершенно детской непосредственностью заново наладить свою личную жизнь. Тетя Костика, Алиса Витальевна, которая почти потеряла интерес к жизни, не зная чем себя занять на старости лет. Ну и конечно же сам яркий и харизматичный Костик, которому частенько приходится эти клубки с интригами распутывать. Это не фильм про «бытовуху» обычной коммунальной квартиры. Тут закручено гораздо посильней. Несколько сюжетных линий совершенно разных людей, через которые красной нитью проходит молодость главного героя. Неповторимая атмосфера обычного советского дворика, где мужики играют в домино, а дети катаются на велосипедах, только усиливает ощущение обыденности происходящего. Как будто так оно было, и должно быть всегда. Актеры все справились на УРА. Персонажи сыгранные ими раскрыты полностью, и намертво врезались в память. 9 из 10
Этот фильм из тех, о которых хочется писать, используя исключительно одни цитаты из самого фильма. Не уверен, что такая рецензия пройдет, поэтому ограничусь только некоторыми вкраплениями. Вещь потрясающая. Все в это фильме легко и гармонично. Козаков нашел шикарную литературную основу (одноимённую пьесу Леонида Зорина) и для исполнения действия выбрал практически неизвестный на тот момент актерский ансамбль (за исключением, пожалуй, Броневого да играющих второстепенные роли Моргунова и Марковой). Это тоже своего рода задумка, дабы зритель не отвлекался на конкретных персонажей, в исполнении маститых актеров, а пытался охватить всю атмосферу фильма целиком. А актеры, надо сказать, играли прекрасно. Молодой Меньшиков — то, что называется, легкий, искрометный, парящий. Без лучезарной улыбки невозможно смотреть на его игру. Наверное, лучшая его роль. - Ну почему, в этом есть известное изящество: вы — в ЗАГС, а Хоботов — в монастырь. Хоботов — прекрасен. «Это большое прекрасное дитя, его нельзя не любить». И Равикович именно такой, абсолютно беспомощный и трогательный. - Прости меня, я же не спрашиваю тебя, одна ли ты идешь сегодня в ЗАГС! Остальные персонажи столь же ярки. Концентрация ярких личностей на один квадратный метр простой московской коммуналки — зашкаливает. И даже «простой гравер» Савва Игнатьевич выглядит среди россыпи интеллигенции не белой вороной, а необходимым для полной гармонии элементом. Словом, «высокие, высокие отношения»… «Нормальные для духовных людей!»
Ленивое воскресное утро начиналось всегда одинаково — со стука костяшек домино во дворе. Казалось, что соседям нипочём ни дождь, ни жара: с ранней весны до поздней осени «забить козла» для них — дело чести. Чуть позже к азартным крикам «рыба!» и шлепкам ладоней о деревянный стол примешивались звуки скрипки: деда Яша со второго этажа, в отличие от своего внука, уверен, что выходной — не повод пропускать занятия музыкой, гомон ребятишек, спорящих, кто быстрее объедет на велосипеде вокруг двора, хлопки пылевыбивалок (хотя в негласном соревновании по чистоте ковров всегда побеждала тётя Галя). А ещё были обсуждения последних новостей, разговоры о том, как правильно закатывавать помидоры и воспитывать детей и мужей, шелест свежевыстиранного белья на ветру, птичий гвалт и треск соседского мотоцикла… И, конечно, музыка. На старой пластинке или на затёртой кассете, бодротанцевальная или сонноколыбельная, она всегда удивительным образом попадала в нужное настроение. Разумеется, в чьём-то детстве или в чьей-то юности всё это казалось совершенно обыкновенным, не стоящим внимания. Понимание приходит гораздо позже, с ночным воем сигнализаций автомобилей, с грохотом ломающихся стен старого дома, с шорохом чёрно-белых фотографий. И оказывается, что именно там, много лет назад, и было… Если спросить у разных людей, о чём фильм «Покровские ворота», ответы будут очень разными: фильм о любви, любви вневозрастной, тоска по ушедшей безвозвратно юности, забавный рассказ о сочетаемости несочетаемых характеров, вынужденных существовать в замкнутом пространстве, ностальгия по Москве пятидесятых… Всё это, без сомнения, верно, и подобная многогранность, пожалуй, и стала залогом неувядающей молодости разошедшейся на цитаты ленты. Но приключения бесшабашного студента, вихрем ворвавшегося в тихий мирок обыкновенной коммунальной квартиры — лишь повод сохранить на память то, чего уже давно нет. В, пожалуй, самой личной своей картине, Козаков следует мудрым советам Булата Окуджавы, окуная свои режиссёрские кисти поочерёдно то в суету дворов, то в голубое небо, рисуя не чужие судьбы, но свою, сложившуюся тогда и там, под шорох подошв пешеходов и незамолкающие трели трамваев. Вместе со своими героями он перемещается то к Чистым прудам, у которых осенью степенно и неторопливо гуляют старики, а зимой слышна ненавязчивая приятная мелодия, под которую так и хочется сделать ещё один круг по свежезалитому катку, то в Парк Культуры и Отдыха, где с эстрады можно услышать как псевдозлободневные куплеты, так и лирическую арию влюблённого трубадура. Он шелестит опавшей листвой, морщится от крика уличных зазывал, вешает девушкам на уши лапшу о поисках Ноевого ковчега и могилы Тамерлана, смотрит кино по чёрно-белому телевизору… И молодеет вместе с ними. С каждым шагом, каждым глотком, каждым звуком, каждым кадром. При всей кажущейся московскости создаваемого пейзажа ленинградцу-Казакову удаётся не сосредоточиться на конкретном населённом пункте, а построить на экране почти осязаемую реальность условного лучшего города земли, и зритель придумает ему название сам. Любимая пешеходная улица (будь то Старый Абрат, Невский, или саратовский проспект Кирова), любимый пруд, любимый парк. Все они мертвы и молчаливы, пока не видно знакомых лиц и не слышно привычных голосов. Собственный город Казакова оживляют жители квартиры у Покровских ворот. Савва Игнатьич — крепкий, надёжный, подобный старинным каменным домам, сохраняющим свою солидность веками. Маргарита Павловна — сметающая на своём пути всё живое, как типовые многоэтажки, закрывающие горизонты. Хоботов — забавный, наивный, будто милые деревянные домики, жмущиеся к большим и сильным многоэтажным младшим братьям. Аркадий Варламыч — это громкие концертные залы и сосредоточенные на происходящем внутри них театры, Алиса Витальевна — звонкие трели трамваев, не поспевающих за прохладным свежим ветром, несущим самое главное, понятное каждому, вне зависимости от времени и места рождения. …счастье, молодое, босоногое, когда ждёшь себе удивительной судьбы и неповторимой жизни, когда всё на свете по плечу и впереди бесконечный путь, по которому можно катить, бежать, лететь, куда хочется. До тех пор, пока не закончилась пластинка, пока слышен стук костяшек домино, пока в родных окнах горит свет.
Каждый уважающий себя режиссер мечтает выбраться из омута телевизионной продукции и старается как следует проявить себя в полнометражном игровом кино, которое прокатывается в темных залах кинотеатров. И это вовсе не удивительно, ведь большие экраны — это слава и престиж, к которым стремится каждый человек. Однако далеко не все постановщики выбирают своей целью покорения кинотеатрального проката, приняв решение развивать свою карьеру исключительно в пределах телевизионной продукции. Одним из таких режиссеров является небезызвестный Михаил Казаков. И назвать его бесталанным совершенно невозможно. Казаков хоть и известен широкой аудитории куда меньше, нежели его коллеги Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов, но не отметить его заслуги перед отечественной культурой невозможно. Постановщик за свою жизнь приложил руку к нескольким десяткам лент, среди которых есть такие памятные проекты, как «О ты, моя последняя любовь!» и «Визит дамы», только вот помнить его будут в первую очередь благодаря замечательной музыкальной комедии под названием «Покровские ворота», увидевшие свет в далеком 1982 году. Лента стала классикой моментально после своей премьеры. Миллионы зрителей записывают ее в список своих любимых фильмов и пересматривают ее вот уже на протяжении более, чем 30-ти лет и «Покровские ворота» все также свежи и оригинальны, ведь то, что нарочито снято в ретро-стилистике просто не может устареть! Итак, сюжет фильма разворачивается в 50-х годах прошлого столетия в Москве. Центр повествования находится в самой обыкновенной коммунальной квартире, которая тем не менее может похвастаться тем, что ее обитатели являются далеко не рядовыми личностями, а творческими, эксцентричными и неординарными героями, каждый из которых достоин отдельного упоминания. Сама же история в основном концентрируется на жизнерадостном и любвеобильном аспиранте Костике (Олег Меньшиков), который прибывает в Москву на учебу и останавливается в этой самой коммунальной квартире у своей тети. Герой попадает в сумасшедший столичный круговорот и впоследствии заставляет жизнь крутится вокруг его персоны. Костик обладает привлекательной внешностью и задорным чувством юмора, благодаря чему ему одинаково хорошо получается соблазнять девушек и находить общий язык с новыми соседями, которые лишь внешне кажутся уставшими и разморенными. При грамотном подходе они вновь открывают в себе некогда потерянные таланты и стремления, доказывая, что для счастья важен не возраст, а душевная свобода!.. Картина Михаила Казакова была снята по одноименной повести знакового советского драматурга Леонида Зорина. Казалось, что путь на экраны у ленты, поставленной по произведению живого классика будет светлым и безоблачным, но на деле режиссеру и его команде пришлось претерпеть множество неудобств и стать посмешищем самого Никиты Михалкова, который по заверениям Казакова ознакомившись со сценарием назвал предстоящий проект полной чушью. Кроме того некоторые из поднятых в картине тем носили не совсем нравственный характер и потому партийное руководство не хотело пропускать некоторые сценарные находки, ведь они могли тлетворно повлиять на сознание среднестатистического советского гражданина. Можно только представить, что пришлось пройти Казакову на пути создания своего лучшего фильма. И как мы знаем, все муки и переживания оказались полностью оправданными, ведь «Покровские ворота» стали классикой, которую мы пересмотрим еще не один раз. «Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!» Главной движущей молодецкой силой фильма выступает конечно же Костик в невероятно живом и энергичном исполнении Олега Меньшикова. На момент съемок об актере было мало что известно и «Покровские ворота» были для него тем фильмом, который мог зажечь его звезду на кинематографическом небосклоне. И Меньшиков не подкачал. Он создал один из самых запоминающихся образов в своей карьере, став одним из самых желанных мужчин Советского Союза и объектом для подражания. Ну а что касается его героя, Костика, то он никогда не забывает о том, что нужно не только думать о своем собственном благополучии, но и помогать ближним. И для этого он не прочь свести вместе влюбленных, помочь старому автору вновь обрести музу, а также сходить с товарищами в пивную, чтобы поговорить по душам. Так что с какой стороны не посмотреть, а Костик оставляет по себе исключительно положительные эмоции! «Всю жизнь ограничивать себя! Бояться прохвостов и дураков! Жить в пол ноги, работать в пол силы! Не знать ни падений, ни взлетов! Для этого надо было родиться?!» Одной из важнейших сюжетных линий картины является история скромного интеллигента Лева Хоботова (Леонид Равикович). Волею судьбы он женился на властной Маргарите (Инна Ульянова), однако в один прекрасный день женщина осохнала, что больше не может быть нянькой для великовозрастного ребенка и решила уйти от него к разбитному и не шибко заумному Савве (Виктор Борцов). Только вот спокойной жизни у Льва Евгеньевича все равно не будет, так как бывшая супруга контролирует каждый его шаг и всеми силами старается не дать ему наладить романтические отношения с молоденькой медсестрой Людочкой (Елена Коренева). Данная часть повествования поднимает множество непростых вопросов. Сможет ли Хоботов жить самостоятельной жизнью и стать полноценным главой семейства? Так ли плоха Маргарита и возможно ее чрезмерная опека бывшим мужем действительно необходима? Ответы на эти вопросы оказываются донельзя простыми, но одновременно с этим и действенны — любовь определяет наш жизненный путь и не стоит ей противиться, а нужно просто-напросто поддаться ее потоку и растворится в нем до конца… «Когда выходишь на эстраду, стремиться нужно к одному - всем рассказать немедля надо кто ты, зачем и почему» Было бы кощунством не отметить старания великолепного Леонида Броневого, сыгравшего роль немолодого сатирика Аркадия Варламыча Велюрова, страдающего от одиночества и то и дело пререкающегося со своим неизменным автором. Герой с первого взгляда кажется совершенно непривлекательным, черствым человеком, однако в общении с неугомонным Костиком он раскрывается во всей красе и мы понимаем, за почему он отправился покорять сцену и некогда был довольно популярным артистом. ну и в некоторой мере он остается таковым и в свои годы. Велюров — это типичный человек искусства со своими мечтами и расстройствами. И главное то, что он помнит, что такое теплые товарищеские отношения и бескорыстная помощь друзьям. В итоге хочу сказать, что «Покровские ворота» можно смело величать, как один из лучших фильмов советской эпохи, снятых в жанре музыкальной сатирической комедии. Михаил Казаков на примере одной-единственной коммунальной квартиры смог показать нам срез целой эпохи. Никогда еще отечественные кинематографисты настолько душевно и находчиво не показывали нам жизненные коллизии столь непохожих друг на друга людей, загнанных судьбой в одну квартиру. И на то, как они общаются, ругаются, смеются и помогают друг другу можно смотреть бесконечно, так как «Покровские ворота» это кино для нашей души. 10 из 10
А Вы смотрели фильм «Покровские ворота»? Это одна из моих любимых комедий. Шедевр, разошедшийся на цитаты. О поколении, которое увы, завершает свой век. Посмотрите, не пожалеете. В рецензии затрону тему которая мне интересна больше всего. Любовный четырехугольник и отношения в нем. Лев Евгеньевич Хоботов — несмотря на могучую имя и фамилию, в лучшем случае тянет на трусливого зайца, а точнее сказать, это пресмыкающееся и я не знаю кого из этого вида стоит обидеть приведя в пример. Наверное садистическая часть, которая присутствует в душе каждого человека, вызывает дурную улыбку на лице, когда Маргарита Павловна (бывшая супруга) измывается над несчастным. В отношениях Хоботов неуклюж и беспомощен. Выбирает себя же в юбке. Юную, прекрасную и не очень интеллектуальную Любочку, которая заведомо обречена на провал в баталиях с Маргаритой. Но этот дохлый Лев настолько обаятелен в своей слабости, нелепости, тоске и жажде жизни, что симпатизируешь ему весь фильм и не можешь оторваться от семейных и жизненных переплетений судеб главных героев. Савва Игнатьевич новый муж Маргариты, под конец фильма выдает уже такое… «жить надо не для радости, а для совести»… Из симпатичного мужика, он превращается в мини — Хоботова. Психологические феномены отраженные в картине: 1. Нарушение психологических границ. 2. Зависимые и созависимые отношения. 3. Вторичная выгода от семейной системы. Финал картины — сюреалистический хэпи-энд. В него хочется верить, но пессимистический прогноз оправдан.
«Покровские ворота». Глава первая. Ожидание. Я был наслышан о фильме, но никогда толком его не видел. И даже представления не имел, о чём он. По разным кадрам и чужим упоминаниями я предчувствовал, что фильм представляет собой нечто в духе комедий Гайдая, Рязанова, Данелия. Что «Покровские ворота» стоят в одном ряду с великими комедиями и гордо несут это звание. Я жестоко ошибался… «Покровские ворота» Глава вторая. Реальность. Чуть ли не каждый главный персонаж словно вывернут наизнанку, чтобы зрителю было хорошо видны характерные черты каждого. Каждый персонаж, словно в итальянском театре, выдержан строго в своём характере. И будет таковым на протяжении всего времени. Самый «вывернутый» — это Костик. Почему за весь фильм никто не рявкнул на него «да ты можешь хоть минутку помолчать!!!». От Костика реально устаёшь. От его отвратительных ужимок и попыток для каждого быть своим в доску. К каждому он подбежит, каждому эпизоду даст свой комментарий, который так же состоит из громких декламаций и кривляний на публику. По сути, он должен быть главным персонажем. Связующим, так сказать. Так как на фоне остальных выглядит более или менее здравомысляще, да и его взрослого играет сам режиссёр. Но увы. Образ этакого неунывающего, амурно активного, юркого и энергичного человека возвели в такой абсолют, что персонаж стал отталкивающим. Если подойти к Костику и спросить: «Костик, сколько будет дважды два?», то, наверняка, ответ будет примерно такой: «Что я вижу! Вас обуяла муза математики! Иначе стали бы вы раздумывать над такими бренными проблемами нашего прекрасного мира! Что толку в цифрах, когда в сердце человека живёт любовь! А любовь, если вы не знали, никаким цифрам не поддаётся!» Мы закрываем глаза и отходим от Костика подальше. С точки зрения психологии, вся эта эпопея с Хоботовыми и Саввой любопытна, так как позволяет раскрыть слабости каждого. Но опять-таки эти слабости зритель не раскрывает. Этими слабостями в зрителя тычут, потому что все главные персонажи вывернуты наизнанку. Каждый по-театральному чётко отыграл свой непоколебимый характер. В этом вся беда данного фильма. Характеры зажаты в строгие рамки, не раскрываются, не меняются, не развиваются. Не происходит никакого слома. А ломать нужно. И великие режиссёры ломали своих героев. В «Иронии судьбы» — Ипполит — характер-слом. Андрей Бузыкин — характер-слом. В «Мимино» — Мизандари — характер слом, причём неоднократно. Это показывает живость характера, его человечность. Он меняется под влиянием внешних факторов. В «Покровских воротах», чтобы не происходило, все одинаковые всегда. Казалось, что по ходу фильма измениться должен Лев Евгеньевич. Но нет, финал нам показывает, что режиссёр будет верен себе и не позволит кому-то меняться. «Покровские ворота». Эпилог. Пересматривать не буду. Ещё одной встречи с Костиком я не вынесу. 5 из 10
Давид Самойлов о фильме «Покровские Ворота»: В этом фильме перспектива, Та, которой нынче нет, Есть в нём подлинность мотива, Точность времени примет. «Покровские Ворота» удивительно атмосферный, добрый, романтичный, искромётный, фильм, снятый по пьесе Леонида Зорина, который заслуженно разобран на цитаты. Это фильм-ностальгия Михаила Казакова, в котором изысканно и органично переплетены поэзия Пушкина и Окуджавы, платья в стиле New Look Кристиана Диора, старая Москва, рок-н-рол, «Серенада солнечной долины» и песни Леонида Утёсова. Так как данный фильм — это экранизация одноимённого спектакля, который Михаил Казаков поставил в театре на Малой Бронной, игра актёров в нём имеет огромное значение. И как же блистательно сыграли свои роли Инна Ульянова, Анатолий Равикович, Виктор Борцов! Сейчас даже трудно представить, что они были вторым составом, что был ещё первый, «звёздный» состав: Андрей Миронов — Хоботов, Наталья Гундарева — Маргарита Павловна, Александр Лазарев — Савва Игнатьевич. На мой взгляд, это интересное режиссёрское решение всё-таки утвердить на роли обыкновенных жильцов коммунальной квартиры актёров неизвестных, чьи лица не примелькались. И только на роль одного жильца — популярного эстрадника Аркадия Велюрова — пригласить очень знаменитого Леонида Броневого. Конечно, Броневой сыграл гениально! Но мой любимый герой в фильме — Костик: «шпаликовский мальчик», молодой человек с «солнцем в голове» той эпохи конца 50ых годов, когда сам Казаков, приехав в Москву, заканчивал Школу-студию МХАТ. Роль Костика для меня осталась лучшей ролью Олега Меньшикова, который, безусловно, стал «большим» актёром. Ещё один забавный «привет» из прошлого Михаила Михайловича в этом фильме, как мне кажется, — это монолог Гамлета в исполнении Велюрова. Ведь Казаков начал свою актёрскую карьеру у Николая Охлопкова в Театре Маяковского именно с роли Гамлета и считал её «счастливым лотерейным билетом». К сожалению, ушли из жизни Ульянова, Равикович, Борцов, Казаков… Но у нас остались Чистые Пруды, аллеи Нескучного Сада, дом с балконом, где стояла Маргарита Павловна, фильм «Покровские Ворота» и подаренное им прекрасное чувство: как будто жизнь начнётся снова, как будто будут свет и слава, удачный день и вдоволь хлеба, как будто жизнь качнётся вправо, качнувшись влево. 10 из 10