Едва ли мне суждено выразить свои мысли о гении Станислава Говорухина, который не покидал своего подопечного при создании величайшего шедевра и, пожалуй, навершия советского кинематографа лучше, чем это сделала группа «Любэ» в песне «Атас». Настолько чёткий слог как довершение и без того могучего произведения!!! Итак, «Место встречи изменить нельзя»!.. В детстве этот фильм о пяти сериях прошёл мимо меня, и, так вышло, что своё знакомство с данной советской нетленкой я свёл уже после того, как четырежды отштудировал сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Как сказал мне мой братишка (какой-никакой, но… дружище), эти творения ментально связаны!.. Так то так, но там Одесса, а тут – Москва!. Но как же, чёрт возьми, они действительно похожи отчасти! И как же здорово, в это же время, что они в какой-то момент начинают идти разными путями!.. Главное, что их объединило до конца – это притягательность! Я смотрел во все глаза, как завороженный!.. Так вот, «Место встречи изменить нельзя» начинается сценой, в которой в МУР заступает на службу фронтовик Володя Шарапов. В городе вовсю орудует банда «Чёрная кошка». Её промысел – это разграбления магазинов, складских помещений и в принципе, как говорится, дальше по списку. На местах уже совершённых преступных деяний бандиты оставляют опознавательный знак. Это либо нарисованная чёрным кошка, либо собственно кошка чёрной окраски. Таким образом, «Чёрная кошка» будто бы наводит ужас в сердца граждан и издевается над следственными органами. Первое же дело Шарапова связано с убийством Ларисы Груздевой. Ввязавшись в него, засучив рукава Шарапов в сотрудничестве с грозой местных авторитетов и по совместительству начальником отдела по борьбе с бандитизма Глебом Жегловым, друзья (они сдруживаются по ходу произведения – и чем дальше, тем прочнее) шаг за шагом начинают понимать, что убийство Ларисы груздевой может привести их и весь отдел к разгадке и, если повезёт, поимки «Чёрной кошки». Этот клубок весьма запутан. Но как же увлекает следить за тем, как бравые борцы (это не только эти двое) самопожертвенно и сообща идут по следу преступной группировки… Всё здесь в картине настолько живо и настолько гармонирует, словно само по себе всё ожило и дышит. Даже с 1979-го перенести всё в послевоенное время – это ж такой антураж тоже нужно было воссоздать! А актёрский состав – тут сплошь мэтры!!! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин – это те же Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Лариса Удовиченко – потрясающая Манька Облигация! В неё невозможно не влюбиться!.. Леонид Куравлёв тоже здесь – вор по кличке Копчёный, Станислав Садальский – щипач Кирпич… Но это, как бы, им уделено время, каждый стал хозяином своего эпизода. Но были и другие… Так, например, Фокс! Александр Белявский по сути колоритный преступник. Он сразу открывается зрителю как оборотень в погонах. Из его натуры не стали делать тайну для зрителя. Отличается от других членов банды, что по значимости, что по силе, ловкости и изворотливости. И для сюжета мощнейший двигатель. Ибо его фигура даже для главаря Горбатого не пуста!.. (Горбатый кстати это Армен Джигарханян)… Я не представляю как можно переоценить эту картину! Это тот редкий случай, когда снято так, что абсолютно буквально каждый кадр, каждая сцена пропитана крутостью и шармом, а атмосфера – харизмой. Тот случай, когда круто всё!!! О чём говорить, что даже в то время, когда показывали этот фильм, сокращалась количество преступлений на улицах – преступники тоже смотрели «Место встречи…»… 10 из 10
Мини-сериал «Место встречи изменить нельзя» показался мне достаточно интересным, познавательным и правдивым. Правдивым, в данной ситуации, является наиболее подходящим словом для описания многих ситуаций, от которых, после осознания реальности происходящего, становится страшно. На самом деле я вряд ли бы посмотрел когда-либо этот сериал. Все потому что я молод, мне всего 21 год, современное (мое) поколение не понимает такие произведения, да и попросту их не смотрит, отмазываясь фразой — «старье». Однако, меня, почему-то, заинтересовала данная картина, отчасти из-за актерской игры Высоцкого в роли капитана Жеглова. Вскоре, по прошествии 2-3 серий, я начал понимать, что жизнь максимально близка к происходящему на экране… Бандиты, как и многие люди, такие же жестокие, корыстные, алчные, они готовы пойти на самые гнусные преступления ради собственной выгоды, не думая о судьбах других, и, не желая зарабатывать деньги честным трудом (законным способом). Правоохранительные органы в лице Отдела борьбы с бандитизмом ставит себе основную цель — поймать главарей банды «Черная кошка», забывая о тщательном, справедливом раскрытии остальных преступления, тем самым почти разрушая судьбу нескольких невинных людей, и обвиняя их в том, чего они не совершали. Однако, в любой профессии, в любом деле нужен свежий взгляд на происходящее. В этой картине на ситуацию под другим углом посмотрел старший лейтенант Шарапов. Чувство справедливости, амбициозность и вера в добро помогли ему достоверно убедится в невиновности изначального подозреваемого и поймать настоящего убийцу. Быть может, все закончилось бы ужасно, если бы Шарапов не уговорил Жеглова отступить, ведь последний уже убедил себя в том, что убийцу он нашел и не допускал, что он может ошибиться. Цитата разговора Жеглова и Шарапова из вышеуказанной ситуации: - 'Ты просто убедил себя, что он преступник, и не хочешь от этого отступать. - А почему я должен от этого отступать?!'. Жеглова, к сожалению, не так интересует справедливость, как чувство выполненной работы, может быть, не качественной, но сделанной для начальства и отчета. Я думаю, что самолюбие и самовосхищение портит людей, заставляет смотреть на все только под определенным ракурсом, выбранным ими. Это не допустимо, когда на кону чья-то жизнь, судьба. Это и ответ на вопрос: «почему я должен отступать?» — потому что ты решаешь сейчас дальнейшую жизнь человека, а она, в свою очередь, является самым ценным, что мы — люди можем иметь. Я увидел особый смысл произведения — это сила принимать свои ошибки и исправлять их. Ведь, если каждый из нас, неважно от области деятельности, будет твердолобым, то до истины, хотя бы относительной, будет добраться практически невозможно. Моя оценка 8, исключительно из-за мелких деталей фильма, которые удалось мне узреть, однако сюжет, драматургия и иные значимые для фильма критерии были упущены. Никому, кроме Шарапова, Жеглова и Груздева я не поверил, но в силу того, что тогда было только начало развития кинопроизводства, то на такие детали я не обращаю внимания, не зацикливаюсь на них.
Примерно 70% времени на экране герой Высоцкого. И это прекрасно, потому что именно Высоцкий определяет очарование фильма. Без него это был бы заурядный советский детектив, хорошо снятый, с хорошими актерами, но уже забытый к нашему времени. Именно персонаж Высоцкого сделал фильм бессмертным. Высоцкий демонстрирует идеальную модель поведения харизматичного человека. Эта модель лучше всего раскрывается в конфликтах, а конфликты в фильме происходят постоянно: с каждым преступником и очень часто - с Шараповым. Можно и нужно разбирать каждый эпизод, и это получилось бы целое психологическое исследование. Шарапов обаятелен, но нереалистичен. Не мог он ротой командовать, только если это не была рота детсадовцев. В нем ноль доминантности. И следователем он не станет: он не сможет надавить на человека, который дорогу перешел на красный свет, не то что – на матерого преступника. И за линию фронта он не ходил 22 раза. Его бы в первый раз же поймали. У него нет ни капли дерзости, он сильно зажат.
11 ноября 1979 года по телевидению была показана первая серия фильма «Место встречи изменить нельзя», уже 16 ноября сериал, состоящий из пяти эпизодов, завершился. Можно было бы сказать, что с того дня жизнь советского зрителя изменилась, но, наверное, это было бы преувеличением. Или нет, не преувеличение? Ведь, действительно, фильм если и не изменил нас самих, но теперь он бы в нашей жизни, а вместе с ним в массовое сознание ворвались крылатые фразы, образы, детективные интриги и, конечно, то неясное до фильма знание об особом воздухе послевоенной страны. В той напряженной атмосфере ощущались и страх, и тревога, и освобождение, но то, что было сильнее всего этого – это надежда! И фильм Станислава Говорухина по сути именно об этой безграничной и всесильной надежде. На новую жизнь, на справедливость, на наказание злодеев, на любовь, на человека. Литературный первоисточник фильма, книга братьев Вайнер называется «Эра милосердия», и вот наступление этой эры так предвкушают герои. Вступила ли она в свои права, неясно до сих пор, даже сейчас, почти через 40 лет после выхода фильма и спустя более 70-ти после описываемых в нем событий. 1940-е это какое-то особенно фактурное время – все эти разрушенные бомбежками здания, военная форма, мальчишки в разодранных свитерах, женская мода, пробивающаяся к жизни из последних сил… Да, все это так, но только фильм не романтизирует время, потому что там не только кинематографическая фактура была, но и голод, страдание, несправедливость. И как первый мороз придает осеннему воздуху какую-то особую хрустальную прозрачность, так и надежда в то страшное время придавала жизни смысл и эту самую прозрачность. Станислав Говорухин использует прием деромнтизации показанного – в жизни, показанной им, преобладают серые тона и такие же настроения. Но если что-то и занимает его по-настоящему, то это люди – и герой, и играющие их артисты. В концовке фильма есть такой эпизод: словно бы вывернутый наизнанку Шарапов подходит к служебной машине, названной Фердинандом, и старик-водитель Копытин предлагает его отвезти домой. Крупный план здесь позволяет рассмотреть потрепанную куртку Копытина, где-то даже порванную. И смотря фильм даже в 10-й раз, каждый раз удивляешься, что люди, которым по-настоящему нечего было есть и носить, так честно, так неуклонно боролись с преступниками, не давая себе поблажек и не делая скидок. Здесь возникает эффект сближения героя и актера, их слияния, уж очень близкими они становятся нам в этих мелочах и, правильно это или нет, но мы переносим свое отношение к образу на артиста. Поэтому Владимир Конкин навсегда останется Шараповым, а Владимир Высоцкий – хоть и не только Жеглов, но эта роль стала его лебединой песней в кино. Он с нами попрощался, не спев ни одно собственной песни, но зато парадоксально то, что спел Вертинского – «Лилового негра». Но все же фильм этот так прочно связан с его текстом «Баллада о борьбе», что трудно отделаться от ощущения, что написан он был специально для «Места встречи». Конечно, связь эта не сюжетная, а скорее эмоциональная: Детям вечно досаден Их возраст и быт,- И дрались мы до ссадин, До смертных обид. Но одежды латали Нам матери в срок, Мы же книги глотали, Пьянея от строк. Сегодня часто говорят о том, что такую огромную страну объединяет только всем известный банк и не менее известная почта. Но тому, кто это придумал, видимо, ни разу не пришлось самом отдаленном уголке страны, среди непонятного образа жизни, незнакомых диалектов и неизвестных языков, сказать фразы-пароли, которые помогают определить «своего». И одна из них, без сомнения: «А теперь Горбатый. Я сказал, Горбатый!»
Я глубоко признателен С. Говорухину и братьям Вайнерам (и полагаю, что не только я) за то, что в одной из главных ролей снимался В С. Высоцкий. Фильм, снятый без всякой двусмысленности, бьющий наповал, который никого не оставит безучастным и равнодушным. О нём мне сложно писать без превосходной сравнительной степени. Настолько въелся в сознание фильм, что каждую фразу я могу повторить, если у телевизора вдруг пропадёт звук. Как будто не расставался с ним никогда, что первый, что второй, что пятьдесят первый просмотр вызывает волнующие ощущения. Крылатые фразы, ослепительно - элегантные, неистовые, с виду простые, порой смешные, но запоминающиеся мужчины, шикарные женщины. Каждый актёр на своем месте, и каждого персонажа фильма легко понять и истолковать его поступки. Трогательный, от этого не уйти, неспроста в романе' Эра милосердия' Варя Синичкина. С ее персонажем было особенно сложно, предстояло изменить некоторые детали и режиссёр намеренно пошел на это. Безусловно очень достойная экранизация. Во время самой первой трансляции по телевизору зритель буквально прилипал к экрану. А где - то, говорят даже пустели улицы, подозреваю что везде. По слухам, во время показа прекращались и не были зарегистрированы правонарушения, пока шел фильм. Такой у него своеобразный терапевтический эффект, сравнимый разве что с трансляцией 'Семнадцати мгновений весны'. Разумеется тема, связанная с серьезным риском, заставила зрителей прильнуть к экранам. И конечно участие в нем Владимира Семёновича Высоцкого. Без него, я считаю, фильм был бы совсем другим. И не факт, что он стал бы культовым, именно культовым, а не просто популярным фильмом. Популярным он бы стал без всяких сомнений. Участие Высоцкого решило судьбу фильма раз и навсегда. Таким он и останется в нашей памяти. Как и его персонаж, капитан Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Без труда я могу назвать и других участников картины, включая каскадёров, снявшихся в эпизодических ролях членов банды' Чёрная кошка'. Это Олег Савосин и Владимир Жариков. Нет особой надобности представлять остальных участников банды, включая главаря, но всё же нельзя их не перечислить. Это, к сожалению, уже ушедшие: Александр Абдулов, Виктор Павлов, и ныне здравствующие: Армен Джигарханян и Иван Бортник. Ещё более досконально прописаны и другие отрицательные персонажи. Но даже совершающие подлости: Кирпич и Копчёный, вместо ненависти вызывают улыбку, равно как персонаж Бортника Промокашка'. А ведь они всего лишь пункты одной большой программы, но ни у кого не повернется язык назвать их роли второстепенными. Лишнее доказательство гениального фильма и удачного кастинга. Основная борьба за роль Фокса разгорелась между Белявским и Борисом Химичевым, в которой выиграл Белявский. По утверждению С. Говорухина, ему нужен был актёр из того времени и этой характеристике на все сто процентов отвечал Александр Белявский. Как можно забыть сарказм Евгения Евстигнеева и его персонажа 'Ручечника?' Как не улыбнуться при виде, постигшего неудачу в ремесле карманника, героя Станислава Садальского? Как не насладиться игрой в американку между Высоцким и Леонидом Куравлевым? Как не посмеяться над ложными причитаниями и непомерным оптимизмом 'Маньки облигации?' Как не отдать дань уважения сотрудникам МУРа, выполняющим трудную, но благородную задачу. Прежде всего, Глебу Жеглову и Володе Шарапову. И как остаться безразличным во время увертюры перед бандитским выходом в исполнении Армена Джигарханяна и его 'Горбатого'? Фильм не решает глобальных задач, как в современных боевиках, никто не спасает мир, задача стоит иная. Разумеется не всех удастся вытянуть из трясины, образумить, присноровить. Лекциями о морали, о чести и достоинстве этого добиться невозможно и поэтому главные герои делают то, что считают нужным. Из этого материала состоит их жизнь, в борьбе за порядок и неотвратимость наказания за преступления смысл их жизни. 'Вор должен сидеть в тюрьме' и никого не волнует каким образом он туда попадет. Это и сейчас мало кого волнует и поэтому фильм будет актуален ещё долго. Пока не наступит 'Эра милосердия'.
Хорошие советские фильмы зачастую переходили в разряд культовых (во многом это касалось комедий) благодаря проникновению текста в речь простого человека. Пословицы, поговорки, фразочки, шуточки, броские словечки входили в обиход, в повседневную жизнь. Они, помимо своих разных служебных функций, конечно, исполняли еще и роль опознавательную - были маркерами на предмет 'свой/чужой'. Свой (по социальному, например, статусу, по роду занятий) непременно знал основной корпус текста, ставшего уже устным фольклором. Это был удивительный круговорот. Материал этих лент словно возвращался в среду, из которой выходил, ведь режиссеры, сценаристы, писатели не брали всю эту прекрасную 'приправу речи' из своих, без сомнения, светлых голов, в основном - из жизни. В этой связи можно сказать, что 'Место встречи изменить нельзя' по степени 'расхватанности' на цитаты, на образы, на нарицательные имена, уступает, пожалуй, лишь 'Семнадцати мгновениям весны'. Уступает, но не отпускает далеко. Сейчас подобных картин не снимают. Или просто изменилось время, изменились люди. Разные интернетовские мемы и гэги не дают уже прорасти более высокому в культурологическом плане 'речевому сору'. Впрочем, все эти мемы выполняют ровно ту же функцию. Перебирая в памяти произведения современного отечественного кинпрома, прихожу к мысли, что, пожалуй, только 'Ликвидация' Урсуляка могла бы в другое время и в другом месте стать культовой вещицей в народной речи. Помимо описанного выше эффекта 'Место встречи', конечно, обладает массой других неоспоримых достоинств. Этот сериал талантливо снят по прекрасной книжке. Он весь бесподобно сыгран: от главных ролей - до самых незначительных. Он породил целую портретную галерею, которая вошла в нашу культуру наравне с речевыми оборотами. Сложившаяся уже в десятилетиях аура 'Места', как фильма-явления, вполне может быть непонятна какому-нибудь иностранцу, сядь он прилежно за просмотр сериала. Простой, в общем-то, сюжет: отдел по борьбе с бандитизмом преследует некую банду, попутно расследуя еще несколько дел, помогая сироткам, защищая сирых и убогих. Это нам, с нашей 'загадочной русской душой' не нужно разжевывать соль философских и этических споров Жеглова с Шараповым, грез Михал Михалыча о недостижимой Эре Милосердия. Потому что это наша история и наша культура. Нельзя изменить не только место встречи (Россия), но и время (оно не меняется, меняясь) и людей (с той самой загадочной душой...). Это очень русское, очень пронзительное и народное кино. И не стоит углубляться в детали. До меня это детали тысячи раз... 10 из 10
Нетрудно понять такую народную любовь к этому сериалу, ведь оторваться от просмотра почти невозможно. Лично я могу посмотреть все пять серий в два приема, ни капельки не устав. В этом уникальное качество этой истории – она легко воспринимается и не надоедает, даже если пересматривать регулярно. Сегодня сериалу уже больше тридцати лет, а описанному периоду почти семьдесят. Но красиво с интересом воссозданная эпоха удивительным образом сочетает в себе дух СССР. В этом заслуга, в первую очередь костюмеров. Был воссоздан внешний вид, как сотрудников правоохранительных органов, так и активистов преступного сообщества, и сотен простых людей, которые часто появляются на экране лишь на мгновение. К этому стоит добавить и уникальный автомобильный парк – использование раритетных автомашин не может оставить безразличным. Касательно цензуры, мне, признаться, до сих пор непонятно, как некоторые из сцен все же попали на советские экраны. С другой стороны, это ведь не документальное повествование о борьбе с преступностью, а развлекательное действие, основанное, в тоже время, на реальных прототипах. Порой складывается впечатление, что современным преступникам далеко до холодной изощренность и жестокости героев этого сериала. Ругательств здесь не много, но их присутствие продиктовано описываемой темой. Вообще все, что касается диалогов здесь на высоте. Это и уникальный жаргон, объединяющий в себе вышедшие сегодня из употребления русизмы. И лексикон преступников, которые так же использую и главные герои в лице правоохранительных органов. Вообще, картина так и пестрит настоящими афоризмами, которые за долгое время стали частью нашей культуры. Трудно себе представить сегодня взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с крылатыми выражениями отсюда. Это отличает сериал от десятков и сотен, которые выходят на отечественный рынок сегодня. Здесь нет сцен, которые хотелось бы убрать, диалоги, которые казались бы пустыми и надуманными. Формула успеха оказалась выверенной до мелочей. Причем каждая из пяти серий предлагает новый аттракцион злоключений из хроник борьбы с преступностью. Это и допросы стукачей, осведомителей, виртуозные облавы и погони, перестрелки, внедрение в банду. Жаль, что наверно не всякому представителю молодого поколения сегодня понравится этот легендарный сериал. Но в этом не вина создателей, ведь их детище грело и греет сердца миллионов людей. Отдельных слов восхищения здесь заслуживает актерский состав. Многие из этих актеров не требуют представления. Хочется выделить блистательных персонажей с лицами Сергея Юрского, Александра Белявского, Евгения Евстигнеева и др. И, конечно же, главной звездочкой, с которой буквально ассоциируется этот фильм, стал Владимир Высоцкий. Очень жаль, что он не на много пережил выход сериала, а ведь в его актерском потенциале ни у кого не осталось сомнений. Легендарный сериал, который, хочется верить, переживет еще десятилетия. Культовые герои, вошедшие в повседневную речь фразы, и история, от которой почти невозможно оторваться. У меня в конце последней серии всегда возникает тягостное ощущение того, что картина досмотрена. 10 из 10
Наверно, человек, нашедший себя в жизни и занимающийся любимым делом, действуя в благих целях не ради себя, а ради достижения максимального, чего-то высшего, следуя только своим убеждениям, может действовать жестко и переступать установленные и разумные правила. Ведь когда ты чувствуешь, что это твоё – ты уверен абсолютно. Это приходит с возрастом. Но это может завести в тупик, если не смотреть на ситуацию под другим углом зрения. Думая много об одном – ты теряешь в другом. Так и Жеглов немного ослеп. Шарапов ему как раз раскрывал глаза. Поэтому, если бы не Шарапов, Жеглов бы еще долго ловил своих бандитов. В реальной жизни, даже если человек честен с самим собой и действует не ради себя, а ради благих целей, и он абсолютно уверен, что это так – он может запутаться, может ошибиться или уйти в сторону. Ведь все мы люди. А может и пройти по тонкому бревну через большую пропасть и не упасть. Похоже на игру в лотерею. Это дело в личности человека. Поэтому считаю, что существуют разные случаи в жизни – где-то цель и оправдывает средства, как правило, таких случаев очень мало (~5%), но в основном нет (~95%). Это на внутреннем уровне. Существуют высшие силы, которые порой дают понять обратное. 10 из 10
Вообще, на такие фильмы очень сложно давать отзыв, так как вмешивается множество факторов мешающих оценить фильм объективно. Здесь замешаны особые чувства к личности Владимира Семёновича Высоцкого, незнание, ну или частичное незнание того времени, а точнее специфики отношений между людьми… Фильм всё таки оцениваешь с полёта своего времени. Моё особо трепетное отношение к Владимиру Семёновичу, естественным образом, не могло не сыграть положительной роли при оценке этого фильма… Дело в том, что судьбой этого человека я интересуюсь достаточно давно. Естественно представляю, каких усилий и процедур пришлось пройти ему и людям, помогавшим ему, что бы Высоцкого допустили к съемкам в столь серьёзной картине! Я понимаю и то, что фильм, конечно, не выражает в полной мере, а может даже в частичной, того, что хотел донести до людей при жизни этот замечательный поэт, артист, но всё-таки ему в этой картине удалось донести многое! Темперамент, энергетика, которая просто вырывается из Высоцкого думаю не оставит равнодушным ни кого, а тех, кто хоть как то знаком с судьбой этого человека и любит его творчество эти эмоции оставят неизгладимый след в сердце! Я очень рад, что Высоцкому всё же удалось за свою, пускай не самую длинную жизнь, воплотить свой потенциал в столь полной мере и в кинематографе! Роль Жеглова для меня это порыв души, это характер, голос чего-то настоящего, искреннего и очень сильного! Наверное, это и был голос самого Владимира Семёновича. Шарапов же - это воплощение законопослушности, высокой морали и правильности человека! Вообще, Жеглов и Шарапов - это два человека, которые в полной мере дополняют друг друга. Жеглов, конечно, играет ключевую роль в их отношениях, так как без Шарапова Жеглов существовал и до их встречи и существовал достаточно успешно. В поведении Жеглова проглядывается искренний порыв в искоренении преступного мира, причём способ искоренения Жеглов выбрал один – жесткие, бескомпромиссные меры, порой даже приступающие границы честных правил! Меры такие обоснованы в его поведении лишь из-за того, что система правопорядка порой не позволяет «играть» с преступником на равных! Шарапов же по неопытности своей всё же считает, что с бандитизмом можно бороться в рамках установленных правил! Кто из них прав конечно сказать сложно, так как по моему личному убеждению - цель средства не оправдывает. Но это прямо противоречит действиям Жеглова, хотя его персонаж мне по духу много ближе, нежели типаж Шарапова! Объяснение этому, наверное, кроется непосредственно в личности человека, преступающего установленные правила ради благих целей! В фильме, конечно же, ясно, что Жеглов это человек высоких убеждений с очень жёстким характером и на выгоду себе самому он не пойдёт. Ему, пожалуй, можно доверить осуществление цели любыми способами, но вот в жизни очень сложно сказать, на сколько тот или иной, казалось бы, замечательный, человек на столько же честен с самим собой и насколько благие цели он преследует… Шарапов же ясно, это человек другого времени, с более свежим подходом к сыскному делу! Он всего-навсего не опытен! Но думаю, под руководством Жеглова из Шарапова получится замечательный сыщик нового времени, новых масштабов! Но во время Шарапова думаю, преступность станет тоже более изощренной и это закономерный закон развития системы. Всё совершенствуется и люди в своих делах тоже не стоят на месте. Но вот порой в наше, уже современное время я считаю, порой очень не хватает таких уверенных в своих искренне чистых убеждениях и благих целях персонажей как Жеглов! 10 из 10
Сегодня День Высоцкого...Ровно 30 лет назад не стало этого великого человека, человека необычайно талантливого, живого и яркого, неординарного, не считавшегося ни с кем, человека уникального, с непростой судьбой... Впрочем, можно бесконечно подбирать слова, но их не хватит чтобы описать эту личность. И вот в этот день захотелось вспомнить мой самый любимый фильм с его участием - бессмертное творение Станислава Говорухина 'Место встречи изменить нельзя'. Щелкая каналы с унылыми пародиями на детективные сериалы, с однообразным сюжетом и плоскими персонажами, невольно вспоминаешь, как снимали раньше, с душой снимали. 'Место встречи изменить нельзя' - сериал с душой. Именно поэтому его никогда не забудут, и плевать на незначительные ляпы, все равно этот сериал лучший! Плавное течение сюжета сопровождается великолепной музыкой и прекрасной игрой актеров. Да, актерский состав в этом сериале шикарен. Особенно меня радует воровской колорит. Бандиты, которых встречают по ходу своего расследования Жеглов и Шарапов, разнообразны, интересны и по-своему харизматичны, а диалоги, которые ведет с ними товарищ Жеглов давно ушли в народ. Атмосфера послевоенной России передана режиссером великолепно, так живо и трогательно сняты сцены возвращения победителей с фронта...а также очень живо показана жизнь банд, паразитирующих в стране, ослабленной войной, грабящих женщин, детей и стариков, пока их мужья, отцы и сыновья защищают отечество на фронтах Великой Отечественной. Именно поэтому невозможно не сопереживать напарникам, таким разным, но очень талантливым ребятам, в поимке 'Черной кошки', той самой, которую 'так трудно искать в темной комнате, особенно если там ее нет'... Кстати о напарниках... Безусловно, Владимир Семенович в роли Жеглова был великолепен. Его герой неверояно харизматичен, решителен и непреклонен в борьбе с преступностью, его девиз - 'Вор должен сидеть в тюрьме'. Он может найти подход к любому преступнику и сделает все, чтобы он не остался безнаказанным. Его методы не всегда благородны, зато действенны. Однако он слишком прямолинеен, хорошо умеет ладить с преступниками, но порой способен посадить невиновного человека. Владимир Семенович очень хотел сняться в роли Жеглова. После того, как Вайнеры подарили Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал: — Я пришёл застолбить Жеглова… Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»? — Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я… И он сыграл, а еще внес большой вклад в создание фильма, например, придумал образ шепелявого карманника Кирпича, а также фотографию Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Этот самый Шарапов, в прекрасном (на мой взгляд) исполнении Владимира Конкина, совсем другой. Признаться честно, мне очень симпатичен этот персонаж. Этот молодой парень слишком правильный для следователя. Он не в состоянии подбросить улику, чтобы посадить вора-карманника, честен, романтичен, добр...однако в нем есть чутье, ведь именно он начинает сомневаться в виновности Груздева. А за его перевоплощением и внедрением в банду каждый следил с замиранием сердца. Несмотря на весь колорит Жеглова, именно Шарапова я считаю главным героем сериала. Потому что Жеглов статичен, он великолепен, однако не менется на протяжении сериала, он учит Шарапова уму-разуму и помогает ему набраться опыта. Другое дело Шарапов - на протяжении всего сериала мы наблюдаем становление личности молодого офицера, его взросление, становление настоящим следователем и мужчиной, способным на серьезные поступки. В последней серии никогда не могу сдержать эмоций...каждый раз переживаю как в первый...и радуюсь, ведь напарники все же смогли отыскать эту черную кошку в темной, очень темной комнате. Однако таких кошек еще очень много, а вот такой сериал только один... Не хочется ставить эти несчастные 10 баллов, а хочется сказать: Вечная память вам, Владимир Семенович. 10 из 10
Фильм был просмотрен много раз – периодически с удовольствием пересматриваю. Каждый раз открываю что-то новое, так как сюжет достаточно многогранен. Прекрасное старое кино, сеющее мирное, доброе и вечное. Этот фильм позволяет взглянуть на наше прошлое несколько иначе, с пониманием и терпимостью. Достаточно подробно и правдоподобно с некоторой долей романтики показаны будни советской милиции в послевоенный период. Невероятно трудное время было преодолено благодаря самоотверженности миллионов порядочных людей – простых тружеников, мечтателей и самоотверженных патриотов, таких как Шарапов, Векшин, Синичкина и т.д. Верно показана «справедливость» советской (сталинской) системы правосудия, жестокость этой системы (слова Левченко «совсем нет правды на земле»), ломающей человеческие судьбы, толкающей своей антигуманностью человека на преступление и суицид. Достаточно хорошо представлена и новая пролетарская мораль, в которой все человеческие грехи, указанные в библии, которыми искушает людей дьявол, сводятся к трем головам дракона – хитрость, жадность, предательство. И если одна голова укусит, то другие доедят человека полностью. То есть изначально представляется человек как никчемное существо, которое не способно на борьбу с искушением и нуждается в карательных органах. Причем об этом (о победе над преступностью) говорит и более позитивный, гуманный оптимист Шарапов, который ещё не прошел «курса молодого муровца», то есть не покалечен ещё сталинской правоохранительной системой. Именно в этом амбивалентном подходе и видна утопичность попыток построения идеального общества. Как может несовершенный человек, не заслуживающий изначально базового доверия и нуждающийся в постоянном контроле, построить идеальное общество? Такой же принцип пронизывает и все поведение Жеглова даже в отношении сослуживцев, чего стоит только урок, преподанный им Шарапову по поводу хранения документов уголовного дела. Шарапов для Жеглова вечно «номер шестнадцатый». Хотя Жеглов Шарапова хвалит в беседах с руководством (мы узнаем это со слов самого руководства, от Жеглова «напрямую» слова доброго не дождешься). В его представлении цель оправдывает средства, можно пойти на нарушения во имя справедливости, только будет ли это справедливостью? Показан и принцип «каждая кухарка может управлять государством» в действии. Так капитан Жеглов – руководитель столичного отдела по борьбе с бандитизмом имеет образование 9 классов и три коридора, но мечтает получить образование по специальности правоведение, правда только после того, как «разгребем эту шваль, раскидаем», то есть разберется с нахлынувшей волной преступности. Однако, ради справедливости стоит отметить, что у Глеба Жеглова врожденный «талант сыскаря», проявившийся ещё в детстве (сведенная со двора корова, обутая в опорки). Указаны классические правила оперативника, которыми Жеглов владеет виртуозно, но это у него идет не от любви к человеку и не от искреннего интереса к нему, а от необходимости – хорошо отточенное мастерство и никаких сантиментов: отработал – забыл. Звездная плеяда актеров Владимир Конкин, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Леонид Куравлев, Наталья Фатеева и многие другие мастера советского и российского кино. Роль Жеглова подходит Высоцкому как никому другому. Сам Высоцкий несомненно тоньше, душевнее, интеллигентнее своего персонажа великолепно воплотился, вжился в роль. Жеглов же – образцовый «муровец» – прямолинейный во взаимоотношениях с коллегами и близкими, жесткий, безапелляционно «справедливый», мужественный и мягкосердечный (отдал продуктовые карточки и свои и Шарапова, зная, что сами будут голодать в течение месяца), контактный, готов всегда вступиться за слабого (быстро урезонил распоясавшегося мужа Александры), умеющий настоять на своем, целеустремленный и любящий жизнь при том, что знает самые неприглядные её стороны, и постоянно сталкивается с самыми грязными её сторонами. В фильме показано потрясающее отношение к женщине (любовь, терпение, отвращение и всепрощение), представлена вся палитра оттенков этого сложного и неоднозначного отношения: «правильная девочка», «тебе в школу ходить надо, а не по кабакам шляться», «не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь», «красивая могла бы осчастливить какого-нибудь человека на всю жизнь», «бабу не обманешь, она ведь сердцем чует», «век бы с бабами не связывался, языком метут … ». Фантастическая, живая музыка (композитор Евгений Геворгян) хорошо передает настрой фильма, динамику времени, дух сюжета, ситуации, звучание музыки порой пробирает до дрожи. Музыка узнаваема и стала визитной карточкой кинокартины. Фильм достаточно реалистичен – показаны все неудачи следственной и оперативной работы (неудачное внедрение в банду, дали уйти бандитам с места преступления, перебили засаду в Марьиной роще, не смогли сесть на хвост увезенному Шарапову, ошибочное обвинение и длительное задержание Груздева и т.д.). Несмотря на все это, картина создает оптимистическое настроение. Хороший сценарий братьев Вайнеров, более гуманный в отношении судьбы персонажей, чем книга. Однако сам фильм, к сожалению, не пронизан идеей эры милосердия, хотя такие разговоры на коммунальной кухне и возникали.
Помню, когда я училась в пятом классе, один мой одноклассник подошёл ко мне и спросил: 'Ты вчера смотрела 'Место встречи изменить нельзя'?' - 'Нет, я такое не люблю' - 'Ну и дура'. Тогда я обиделась. Теперь же по прошествии такого количества лет, когда я вспоминаю этот случай, думаю, что действительно была дурой. 'Место встречи' сильно выделяется на фоне остальных советских детективов. Прежде всего актёрской игрой. Стоит ли говорить, что великий Высоцкий создал настолько уникальный образ настоящего сыщика, что симпатизируешь ему каждую минуту экранного времени? Глеб Жеглов - профессионал во всех смыслах, он на расследовании убийств и разбойных нападений не одну собаку съел, поэтому ему ничего не стоило уличить Груздева в убийстве. Жеглов держит пойманных преступников мёртвой хваткой, и не отпускает, пока не получит своё. Многолетний опыт работы в МУРе позволил ему выработать стили общения с разными категориями людей - с адекватными, как Вера, с трусливыми, как Волокушина, с наглыми, как Манька Облигация и Кирпич, с нервотиками и хамами, как Груздев. Жеглов искренне желает избавить мир от преступности и ставит на первый план чувство долга. Вместе с тем, он осознаёт всю серьёзность своей работы. Поэтому он долго не может понять, как посмел один из его бывших товарищей плясать под дудку бандита, чтобы спасти собственную шкуру. Хладнокровный и бескомпромиссный, Жеглов - человек, про которых говорят 'на своём месте'. Напарник Жеглова, молодой офицер Володя Шарапов является, как бы, его противоесом. Исполнил эту роль Владимир Конкин. Но как бы хорошо не играл этот замечательный артист, всё же его милосердный и романтичный Шарапов теряется на фоне брутального Жеглова. Однако недооценивать роль Шарапова в фильме ни в коем случае нельзя. Володя помогает Глебу на многое открыть глаза; это его стараниями Груздев был реабилитирован, а Фокс посажен за решётку. Шарапов новый человек в органах милиции, в своей работе он основывается на своём военном опыте, и надо сказать, это ему изрядно помогает. Кое-в чём, правда, он нетерпелив (в первый же свой рабочий день предлагает сразу захватить пахана) и горд (эпизод, когда он разозлился на шутку Жеглова с делом). Но главное достоинство Шарапова - он честен с самим собой, и если он занял определённую точку зрения, то он всегда сможет её защитить. А также артистизм - не зря Шарапову была отдана на растерзание вся пятая серия. Благодаря своей находчивости, смекалке и артистическому таланту он входит в доверие к главарю 'Чёрной кошки', и тем самым становится самым активным участником шикарной операции по захвату банды. Жеглов и Шарапов - идеальная команда оперативников. Профессионализм одного и умение ладить с людьми другого делают этим вымышленным персонажам большое уважение со стороны настоящих работников правоохранительных органов. Шутка ли сказать, что во время показа сериала в 1979 году, уровень преступности временно сократился на треть! Место и время действия - Москва 1945 года. Только что окончилась Великая Отечественная война. В фильме замечательно показан быт граждан в такое трудное время. Люди, измученные войной и ожиданиями, перебивались как могли. И самое страшное, что в тяжёлое для страны время уровень преступности в столичных трущобах и закоулках заметно вырос, чем был до войны. Эти люди, без капли чувства патриотизма, наживались на чужой беде и считали это нормальным. А ни в чём не повинные добропорядочные граждане страдали из-за таких отморозков и бандитов. Сама обстановка располагает к большому уважению к трудной и опасной работе Жеглова и Шарапова. В сериале, снятом на рубеже десятилетий, на удивление много экшена и перестрелок. Плюс неожиданные повороты сюжета и хитроумные режиссёрские находки дают фильму большее преимущество перед другими детективами, где больший упор делается на диалоги. И в заключении несколько цитат, которые давно стали народными афоризмами: - Судьба, она умная - достойных ищет. - Упрямство - первый признак тупости! - Вы не жулик. Вы человека убили. - Дурилка картонная... - Мы, работники МУРа, не имеем права шельмовать. - Это ты умный, а я так, погулять вышел... - Но ведь Груздев... - Будет сидеть! Я сказал. - Наказаний без вины не бывает. - Ну покеда, бабанька! - Ну что ты лыбишься, как параша? - Дырку ты получишь от бублика, а не Шарапова! - Не бери на понт, мусор. - Теперь Горбатый. Я сказал, ГорбатыЙ! 10 из 10
Вот ведь оно как бывает: когда это кино показывали лет эдак без малого 25 назад, оно пользовалось бешеной популярностью среди нас, детсадовцев. Не думаю, что мы в полной мере понимали, о чем идет речь, но в тот момент этого и не требовалось. Главное было различить своих и бандитов, а уж с этой задачей можно справиться и в 5 лет. Как сейчас помню: выстраиваешь две группы табуреток, прямоугольниками, скажем, 2 на 3 или 3 на 4 – не суть. Одна – чуть позади другой. И погнали! Первая – машина, на которой уходит от погони Фокс, вторая – сами понимаете. Ключевой момент игры: «Ваня! Пасюк! Держи меня? – Как держать? – Нежно!» Ну и, в общем, всё как в кино. По очереди, разумеется, потому как держать, конечно, почётно, но пострелять тоже каждому хочется. А потом фильм на какое-то время отошёл на второй, если не на третий план. Потихоньку, сам собой. Другие ценности, приоритеты. Если когда и мелькали на экране знакомые кадры, особого (сравнимого с былым) интереса они уже не вызывали. Даже мысль мелькала: скучно же, и как раньше смотрели?! Серьезно! Но прошло еще несколько лет, и… «Всё приходит на круги своя». Новое, вполне осознанное видение и понимание происходящего – полноценное повторное знакомство, в общем. И любовь. Потому как… народное кино. Настоящее. Смотришь и не насмотришься никак. И всё новые какие-то нюансы, и забытые эпизоды, и потрясающие диалоги, характеры, музыка, наконец, узнаваемая по первым аккордам. Да всё! 5 серий можно как на духу одним разом посмотреть, и времени не почувствовать. Легко! А текст какой! Даже самый несведущий и то поймет, о чем речь, стоит только произнести что-нибудь из легендарного: «Вор должен сидеть в тюрьме!», или «Я сказал, Горбатый!», или «Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем: чик, и ты уже на небесах!», или «Ну и гад же ты, Жеглов!», или «Володенька! Я ведь тебя зубами загрызу, слышишь, Володенька!», или… Чего я Вам рассказываю, одним словом. Всё это Вам известно ничуть не хуже моего. Потому как это классика. Самая что ни на есть «живая и настоящая!». И можно бесконечно спорить о том, кто прав: Жеглов или Шарапов – в случае с Кирпичом или «потерянным» делом, к примеру. Рассуждать, кто бы еще мог сыграть ту или иную роль. Жалеть или нет Левченко. Это пожалуйста. В одном, я полагаю, сойдутся все спорщики: в оценке данного фильма. Единогласные, хочется верить, 10 из 10
Ко всем похвалам, уже перечисленным, присоединяюсь. Я ведь после этого фильма до 3 класса мечтала быть следователем, как Глеб Жеглов. И когда в школе задали рисунок на тему 'Кем ты хочешь быть', сдала своей первой учительнице картинку с разграбленной квартирой и с черной кошкой на стене (она долго не могла понять, что это значит). И вот недавно решила пересмотреть этот сериал. Смотрела на одном дыхании серию за серией, не могла оторваться. Умели же раньше делать фильмы! Насколько точно передан быт той эпохи - по нему же историю можно изучать! Все эти печки-буржуйки, медные чайники, утюги на углях, карточки, при утере которых жизнь кончалась... Музыка действительно изумительная! Выход Шарапова из подвала и мелодия звучащая за кадром вышибают слезу. А я думала, что уже разучилась плакать над фильмами. А вот с мнениями о Владимире Конкине, изложенными здесь, не согласна. Станислав Говорухин действительно считает этот выбор неудачным, но он ведь не говорит, что Конкин - плохой актер. Он говорит, что тот не подходит на эту роль, и что для большей достоверности образ, приведенный в романе братьев Вайнеров, пришлось переделывать под актера. Согласна, читая книгу, представляешь Шарапова совсем другим - это не менее сильный характер, чем у Жеглова! Его антипод, он совсем другой, но не менее сильный! Здесь пишут, что Конкин смог 'зажечь' лишь в последней серии. Просто образ 'плохого мальчика' ему ближе, чем образ 'мальчика хорошего'. Конечно, талантливый актер в любом образе должен смотреться убедительно, но все-таки у каждого актера есть свое амплуа, есть какой-то образ, в котором он блистает, а в других образах он будет... В лучшем случае, убедителен. Сразу после фильма перечитала книгу. Мне произведение Вайнеров не показалось скучным и монотонным, оно ничуть не хуже фильма, просто кино и книга - это разные виды искусства, их трудно сравнивать, ведь книга - это слово, а кино - картинка. Именно поэтому в книге полнее раскрывается внутренний мир героя, его мысли. И еще: к каждой главе эпиграфом идет выдержка из газет и других публикаций того времени. Из этой хроники с удивлением узнаешь, что всего 60 лет назад москвичи зимой ходили в основном в валенках. Не деревенщина, не просто городские жители, а почти все москвичи! Забавно даже представить в такой обуви современного москвича. Где-нибудь в торговом центре...
Этот фильм и 'Война и мир ' Бондарчука вместе делят призовое место среди моих любимых отечественных фильмов. Я смотрела 'Место встречи ' бесчисленное количество раз и хотя уже наизусть его знаю, все равно иногда возникает желание пересмотреть, а когда я натыкаюсь на него по телевизору. то не могу переключить. И он все также, как в первый раз, держит в напряжении и вызывает широкий спектр эмоций. 'Место встречи... ' - именно тот случай, когда экранизация превосходит книгу. Удивительно, как по такому довольно монотонному произведению, как 'Эра милосердия ', удалось снять настолько динамичный, захватывающий, эмоциональный фильм. Говорухину за это низкий поклон, он снял вечное кино, культовый фильм, растасканный на цитаты! И хотя фильм по сути серьезный, юмор в нем потрясающий, но в этом больше заслуга Высоцкого и интонаций, с которыми он произносит свои реплики. Высоцкий неподражаем. Я не могу подобрать подходящих слов восхищения, потому что ни одно в полной мере не опишет его талант вообще и игру в этой картине в частности. Образ Жеглова невероятно реалистичный, яркий и эмоциональный, и хотя он не является до конца положительным персонажем, ему симпатизируешь намного больше, чем его антиподу Конкину-Шарапову. По поводу Шарапова скажу, что Конкин очень противоречивые эмоции вызывает. Он слишком правильный, человек высокой морали, но при этом какой-то он недобрый и холодный. Его моральная победа таковой, победой то есть, не кажется и хочется занять сторону Жеглова, пусть неидеального, но зато очень живого. То, что Конкин может быть иным, он доказывает, когда ему приходиться 'косить ' под своего в лагере противника. Такая способность к преображению характеризует его как актера многогранного. Непонятно, почему он не вдохнул хоть немного живости в свой персонаж. Возможно, так было задумано, чтобы зритель симпатизировал Жеглову, все-таки надо учитывать времена, в которые разворачивается действие. Жеглов - эдакий герой-борец послевоенного времени, пример для подражания. К сожалению, книгу я не дочитала и не могу сказать, создает ли финал книги то же ощущение, что и концовка фильма. И отдельный поклон Евгению Геворгяну, создавшему удивительную по силе воздействия и красоте музыку. Она прекрасна, задевает самые потаенные струны души, трогает до слез, в ней столько надрыва. Она удивительно гармонично сочетается с фильмом, доздавая нужную атмосферу, усиливая, где нужно, акцент. Да что еще сказать о шедевре, кроме 'браво! '! Советское кино - это уже как синоним 'знака качества ', сейчас уже не снимают такого талантливого кино, мало какой современный российский фильм будут смотреть из поколения в поколения. Данный фильм относится именно к категории 'фильм на все времена ', классика отечественного кинематографа. Его надо смотреть!
К моему сожалению, ранее мне не удавалось посмотреть этот фильм. Скажу Вам, что смотрится фильм с большим удовольствием и интересом. Расследование интригует. Отлично показано прошлое время, как жили наши деды и ситуация в России в послевоенное время (1945–1946 гг). Жиглов – капитан МУРа отдела по борьбе с бандитизмом, чистый борец за правосудие, «прожженный» профессионал в своем деле, он даже на балете – на своей работе. «Бандит должен сидеть в тюрьме». После раскрытия кражи Ручникова, разговор по телефону, Жиглов: «А ты ему тогда скажи, что у них в Англии не меньше нашего воруют. А правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. Вот так». Шарапов – оперуполномоченный, старший лейтенант, фронтовик разведчик. В разговоре с И. С. Груздевым, Шарапов: «На фронте я любил наблюдательного человека посылать. Старый ему видимую обстановку докладывал, а новый свежим взглядом проверял. И представляете, очень удачно это порой получалось. У старого наблюдателя от целого дня напряженного высматривания глаз, что называется, замылился. Он чего и не было замечал, а то что вновь появлялось не видел...». Так и наши герои в итоге дополняют друг друга. Хоть они и не сошлись характером, об этом говорят многочисленные споры между ними. Когда такие люди сближаются - это большая мощь и сила. Жиглов намного опытнее в своей работе, а Шарапов еще новенький в этом деле, но тоже не промах. Для новенького – он, конечно, «красавчик». Очень четко подчеркиваются два характера – один более жесткий, другой менее жесткий, но нельзя сказать, что мягкий. Высоцкий – отдельное слово. Человек уникален по своей природе – поэт, актер театра и кино, сильная и одаренная личность. На экране он не Высоцкий – он чистой крови Жиглов, конечно, они во многом схожи с Высоцким. В образ Жиглова Высоцкий привнес много своего, проявил себя как режиссер, поставив несколько сцен. Тяжелое время тогда было для него, и снимался он в фильмах мало, точнее ему не разрешали. В итоге это – самый популярный его фильм, который стал классикой отечественного кинематографа. Фразы Высоцкого очень впечатляют, начинаешь о многом задумываться. В фильме симпатию, естественно, отдаешь ему. Конкин сыграл неплохо. Образ Шарапова – правильного, справедливого, молодого, наивного человека, получился у него впечатляющим. Просто этот образ многим не симпатизирует, даже мне, поэтому многим не нравится то, как он играл. Если тебе он в чем-то не нравится, это уже о многом говорит. В последней серии он вообще «зажёг». Такие люди как Шарапов – поверьте, есть и в наше время. Он напомнил мне одного моего приятеля. Да, слишком правильный, наивный, порой где-то удивляешься его поведению. Но имеет свой характер, свою индивидуальность и т. п. Юмор, строгий, жесткий и в стиле Высоцкого. Музыка превосходна. Фильм на все Времена, это однозначно, такое не забывается! 10 из 10
О силе этого сериала, об образе, создынном братьями Вайнерами и Великим Высоцким, говорит тот факт, что в кабинете у каждого настоящего 'Мента' (поверьте, пишу это слово с огромным уважением) весит портрет Глеба Жеглова. Это лучший сериал всех времен. Нам безумно повезло, что именно в нашей стране родился Владимир Семёнович.
Это не просто классика. И это даже не только знаковое кино. Это легендарного кино. Кино на котором воспитались поколения зрителей. Кино которое привило хороший вкус. По нынешним меркам криминально-драматический сериал. И по нему можно наверное писать учебники. Тут высококлассно всё, начиная от крутейшего сценария. Чёткого, по сути с одной центральной веткой, но обладающего отличной интригой и множеством деталей, связанных со второстепенными персонажами. При этом даже самые маленькие роли отыгрываются эталонно. В фильме снялась плеяда элиты актёров тех лет. И каждый персонаж наделён мощной харизмой и яркой характерностью. В сериале присутствует лёгкая романтическая ветка. Но она не отвлекает, а скорее сглаживает, показывая хорошие стороны послевоенного времени, мощно и позитивно выстреливая в финале. А личности главных героев прописаны настолько великолепно, что их имена до сих пор остаются на слуху в медиа пространстве. По сути антигерой Глеб Жиглов (культовый Владимир Высоцкий), циничный, жёсткий, но при этом фанатично преданный своему делу и идеалист Володя Шарапов (Владимир Конкин), наивный, честный и принципиальный, составляют дуэт противоборствующий другой паре сильных личностей. Великолепные образы коварного, но обладающего тёмным очарованием Фокса (Александр Белявский) и главарь банды Горбатый, которого мощно изобразил Армен Джигарханян. Но и масса других образов не менее яркие и запоминающиеся. Многие фразы героев, в том числе и второстепенных, разлетелись на цитаты. Большинство из них при этом принадлежат бандитам, гениально исполненных звёздами советского кино. Конечно сама манеры игры на сегодняшний день выглядит несколько нарочитой и театральной. Но поверьте, куда сложнее интересно переигрывать, чем убого недоигрывать. К сожалению сейчас, даже многие топовые коммерческие артисты кино постсоветского пространства смотрятся значительно хуже. Очень интересна тема внутреннего противостояния жестокого Жеглова и более мягкого и эмпатичного Шарапова. Это внутреннее противоречие можно и интересно анализировать со многих точек и моральных аспектов. Тут же до слёз цепляет финальная трагичная сцена. Станислав Говорухин создал кинематографический шедевр. Возможно лучшее творение режиссёра. Планка, до которой пока что современный игровой кинематограф постсоветского пространства, к сожалению не добрался. Сценарий к фильму кстати писали очень популярные в советское время писатели-детективщики братья Вайнеры. И кино основано на их романе Эра Милосердия. В основу романа легла реальная история банды Ивана Митина, орудующая в 50-ые года в Москве и Московской области. О деятельности банды снято несколько документальных и игровых фильмов.
Есть фильмы, навсегда определяющие судьбу человека. Для меня фильм 'Место встречи изменить нельзя' стал именно таким, знаковым, решающим. После первого же просмотра этого потрясающего фильма, в 9 лет, я окончательно и бесповоротно решила для себя, кем я хочу стать когда вырасту. Только следователем уголовного розыска и никем иным. Выбор был сделан, после школы в институт на юридический факультет на кафедру уголовного права. И вот свершилось. Моему счастью не было предела. Стоять на страже закона, очищать родной город от грязи и нечисти, отравляющей жизнь обычных людей, быть блюстителем порядка, честным, порядочным, неподкупным, что может быть лучше. Для меня этот фильм - эталон советского порядочного милиционера (до сих пор праздник День Милиции, 10 ноября, один из любимых). Глеб Жеглов настоящий мент в лучшем смысле этого слова. Без таких людей с бандитами в те годы не справились бы. И в наше время тоже нужны такие горячие люди - неподкупные и любящие свою работу и родное отечество. Владимир Высоцкий просто глыба, после этого фильма я считаю его, а точнее его персонажа Глеба Жеглова своим наставником и учителем в таком нелёгком деле, как борьба с преступностью. Эта книга стала просто моей настольной книгой, которая всегда со мной. А фильм стал образцом работы сотрудников уголовного розыска (вместе с этим великолепным фильмом, ещё люблю сериал 'Следствие ведут знатоки' и 'Каменская', которые тоже пересмотрены мною не раз и так же являются образцами для работы). Владимир Высоцкий не только создал образ настоящего работника милиции, но и показал как нужно работать в силовых структурах. Настолько проникнуться ролью, может только человек потративший немало времени на освоение искусства кино. Само название киноленты, ставшее в некотором роде крылатым выражением, указывает, насколько легендарным стал в своё время этот фильм. Сейчас, в век бесчисленного потока фильмов самых различных жанров, он вряд ли вызвал бы тот фурор, с которым дебютировал в далёком 1979 году (в год моего рождения. Может это знак судьбы?). Однако даже сегодня фильм любят, помнят и пересматривают зрители всех возрастов, ведь классика — она бессмертна. Действия фильма неуклонно идут по нарастающей, захватывая зрителя всё больше с каждой сценой, с каждым кадром. И когда, казалось бы, всё практически расставлено по своим местам, в ход идёт неожиданный финал, где сойдутся не только добро и зло, не только правосудие с криминалом, но и горячий и непримиримый милиционер Жеглов с не утратившим впечатлительности и романтизма Шараповым, давая публике новую почву для размышлений. Этот фильм - учебник для правоохранительных органов, история того сложного времени, революция советского кинематографа, который до сих пор любят миллионы зрителей нашей страны. Невероятный талант и блестящая игра целой плеяды великих и знаменитых актёров, сделали этот фильм настоящим ШЕДЕВРОМ всех времён. Снимаю шляпу и преклоняю колено перед создателями этого бессмертного Шедевра советского кинематографа. Ведь такой режиссёр как Станислав Говорухин, просто не мог не снять фильм, ставший эталоном и любимым фильмом на все времена для многих зрителей. А какие актёры создали образы персонажей этой картины, просто слов нет. О таланте и гениальности Владимира Семёновича Высоцкого сказано уже не мало, могу добавить лишь, что без него кинематограф СССР был бы не полноценным. И просто потрясающе, что такие актёры были в то время. И только он мог создать бессмертный образ Глеба Жеглова (в которого я влюблена до сих пор, в лучшем смысле этого слова), лучшего сыщика и следователя всех времён. Спасибо режиссёру и Вам Владимир Семёнович, за вашу работу! Низкий поклон! Володя Шарапов в исполнении великолепного Владимира Конкина, не менее знаковый персонаж, этого произведения (братья Вайнеры с тех пор являются моими любимыми авторами, наравне с Юлианом Семёновым, ВСЕ произведения которых прочитаны мною не раз). Очень романтичный, интеллигентный, принципиальный и порядочный герой. Он полная противоположность своему наставнику Глебу Жеглову, но они дополняют друг друга идеально. Армен Джигарханян просто гениально создал образ горбатого главаря банды. Настолько мерзкий тип получился, что словами не описать. Очень неприятен, его ненавидишь и презираешь до самого конца. Я думаю, лучше него никто бы не сыграл такого матёрого преступника, как Горбатый. Просто браво! Аплодирую стоя! А насколько хорош Фокс, в исполнении красавца и невероятно многогранного и талантливого актёра Александра Белявского. Глядя на него даже не верится, что такой невероятно красивый и благородный человек может быть преступником. Очень неоднозначный персонаж. Великолепны и другие актёры. Сергей Юрский просто неотразим в роли Груздева; Виктор Павлов великолепен в роли Левченко; Лариса Удовеченко неподражаема в роли Маньки - облигации; а Станислав Садальский в роли карманника Кирпича. И невероятный Леонид Куравлёв блестяще исполнивший роль вора Копчёного. В общем говорить об этом фильме можно бесконечно. Да и зачем говорить? Его нужно смотреть! Ведь это лучший фильм о работниках уголовного розыска, фильм-пример, фильм - эталон. Бесценное сокровище советского кинематографа. В общем смотрите сами. Только самая высокая оценка, этому бессмертному шедевру. 10 из 10 P.S. 'Вор должен сидеть в тюрьме. Я сказал!' - Глеб Жеглов...
Еще один бессмертный советский сериал «Место встречи изменить нельзя», как и «Семнадцать мгновений весны» ставит проблему гуманизма, справедливости-несправедливости правосудия, милосердия и жестокосердия, вполне в христианских тонах. Столкновение честности и прямоты Шарапова с жестокостью Жеглова – конечно, главный конфликт, детективная интрига вторична, как бы не были увлекательны почти хичкоковские сцены на воровской малине в последней серии – это дань мастерству режиссера, а никак не основное содержание картины. То, что банду берут накануне Нюрнбергского процесса, удивительным образом зарифмовывает этот сериал с «Семнадцатью мгновениями»: бандиты также терроризируют нас, как и фашисты. Бандитизм, столько раз опоэтизированный в криминальном жанре, начиная с «Лица со шрамом» Хоукса и заканчивая «Крестным отцом», здесь предстает во всем своем зверином облике. Горбатый в исполнении Джигарханяна – образ почти инфернального зла, его психологический поединок с Шараповым – жемчужина картины. Горбатый – настоящий нацистский палач, столь страшен его взор, столь мрачна психоделическая подстветка его лица в сцене взятия банды. И вновь образы детства, незащищенной человечности становятся альтернативой бандитизму и зверству. Защищая закон, правосудие, гуманно, конечно, а не жестоко, как Жеглов, Шарапов с неизбежностью защищает детство и материнство, как защищал его Алеша из «Баллады о солдате». Выбор исполнителей на главные роли поражает своей убедительностью: прямой, честный взгляд Конкина и тяжелый, исподлобья взгляд Высоцкого. Выбор Высоцкого на главную роль был, конечно, главной основой успеха фильма. Играя, во многом, свою лучшую роль, Высоцкий показывает нам грани своего таланта, человека, маргинализированного советским социумом, гениального поэта и исполнителя, также и блестящего, как мы видим, актера. Это не компромиссные «Опасные гастроли», это сильный образ. в котором, Высоцкий воплотил все то, что он ненавидел в жизни, о чем он написал свой роман «Черная свеча». Также и второстепенные персонажи запоминаются, как яркие колоритные типажи, от опера-еврея до того же горбуна. Но третий оп важности персонаж после Шарапова и Жеглова – это, конечно, Груздев, врач-интеллигент, тщетно сопротивляющийся беззаконию под маской правосудия в лице Жеглова. Юрский, как всегда блистателен в этом роли, создавая образ невротичного интеллигента, мечтающего о справедливости. В целом сериал ничем не уступает «Семнадцати мгновениям», развивая и углубляя тему гуманности и ее инородности тоталитарной системе, необходимости активной защиты человечности по иным лекалам, не идя на поводу у тоталитаризма, не играя по его правилам, защитить человека от посягательств социума.