В августе 1992 года противостояние между Грузией и Абхазией превратилось в серию вооруженных столкновений, что связано с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии. Данное военное противостояние продолжалось больше года с переменным успехом для каждой из сторон. Столкновение также поддержали многочисленные добровольцы из Северного Кавказа: они принимали участие в боевых действиях наравне со сторонами конфликта. В октябре 1993 года Миссия ООН установила, что ответственность за нарушения прав человека в отношении гражданского населения несли и грузинские войска, и абхазские силы, и гражданские лица, сотрудничавшие с ними. 14 мая обе стороны в рамках Женевских переговоров по урегулированию конфликта подписали «Соглашение о прекращению огня и разъединении сил». В 2013 году совместное сотрудничество эстонского и грузинского кинематографа выпустило на суд общественности, по сути, авторский проект Зазы Урушадзе «Мандарины, посвященный этому конфликту. Картина получила номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» в таких престижных кинопремиях, как «Оскар» и «Золотой Глобус». А теперь обо всем понемногу. 1. СЮЖЕТ Фильм выпущен через пять лет после событий в Цхинвале, которые стали отголоском тех самых военных конфликтов 1992 года, и определённо направлен на то, чтобы примирить враждующие стороны, показав правду отдельных людей, которые вынуждены проливать кровь на полях сражения. Заза Урушадзе выступил и продюсером, и режиссером, и сценаристом проекта, поэтому его справедливо можно считать полностью авторским. Несмотря на то, что фильм снят грузином, абхазы не показаны с какой-то уничижительной, варварской стороны, за это автору нужно отдать должное. Сюжет повествует о двух эстонцах, проживающих на территории древнего эстонского поселения на землях современной Абхазии. Главный герой – плотник, который делает ящики, чтобы его друг, выращивающий мандарины, мог в них поставлять фрукты на рынок. В начале конфликта в поселении их осталось двое (плюс доктор, который собирается возвращаться на родину). Волею судеб, под крышей главного героя, рассуждающего на тему бессмысленности войн и кровопролития, оказываются два тяжело раненых солдата: молодой грузин и чеченский наемник, воюющий на стороне Абхазии. Фильм камерный и практически полностью диалоговый, он вполне бы мог быть пьесой или постановкой по своему строению. Он снят приятно и качественно. Сюжет сложно назвать каким-то невероятно новаторским (зритель с самого начала сможет предсказать, чем закончится картина), но главное достояние фильма – это плотные, заставляющие задуматься диалоги с множеством подтекстов, мощных метафор, философских тем и житейских измышлений. Этого у фильма не отнять. Также зрителю нужно быть готовым к солдатскому мату, которого в фильме немного, но без него сложно было обойтись. Безусловно, фильм будет тяжело даваться сторонам конфликта, ведь он, словно строгая воспитательница, тыкает подравшихся детей в бессмысленность насилия и просит помириться. Не всегда получается спокойно принять такое примирение. 2. АКТЕРСКАЯ ИГРА Совершенно неожиданно было видеть в фильме постаревшего Ламбита Ульфсака, который сыграл главную роль. Старый добрый Тиль Уленшпиегель из «Легенды о Тиле», харизматичный Жак Паганель из «В поисках капитана Гранта» и Робертсон из «Мэри Поппинс, до свидания» - большинство его культовых ролей пришлось еще на кинематограф СССР. И вот он, обросший седой бородой, играет уставшего деда с грустными умными глазами. Ульфсак – хорош! Весь фильм он спокоен и расчётлив даже в тяжелых опасных ситуациях, но в этот же момент в глазах столько отеческой боли за незнакомых ему людей, что зритель ненароком сопереживает его герою. Вообще весь актерский состав в фильме играет на высоте, будь то Георгий Накашидзе, сыгравший чеченца Ахмеда или Миша Месхи, воплотивший на экране роль грузина Ники. Между ними весь фильм висит такое напряжение, что зритель его практически физически чувствует, сидя у экрана. 3. РУССКИЕ В КОНФЛИКТЕ А вот и ложка дегтя для русского зрителя. Русские в фильмы показаны бездумными, бездушными и недальновидными антагонистами. Они появляются под конец фильма и, в отличии от абхазов, эстонцев и грузин, показаны только с отрицательной стороны. Безусловно, фильму нужны были такие персонажи, но плохо даже не то, что их сделали русскими, а то, что их всех поголовно сделали отрицательными персонажами. Что мешало показать их такими же, как абхазов и грузин? Тогда бы фильм был про обычных людей не хороших и не плохих. «Мандарины» - сильный военный фильм, про людей, про ценности жизни, про значимость мира. Он не безукоризненный, но очень хорошо скроенный и достаточно умный. За короткий хронометраж чуть меньше полутора часа фильм успевает показать мощные актерские работы, сильную историю и тяжелую драму героев. ИТОГ: фильм, который лучше вдумчиво посмотреть в одиночестве или в тесном кругу семьи или друзей (лучше после изучения информации о войне 1992 года). 7 из 10
«Это самое главное послание моего фильма - чтобы мы помнили, что самое главное - оставаться человеком» - Заза Урушадзе. Я сказала, что это лучший фильм о войне скорее всего потому, что он не о войне. Даже название тут специально отвлеченное от военной тематики. Здесь нет никакого политического манифеста. Война - это обстоятельство, в которой люди теряют человечность. А по словам режиссёра Зазы Урушадзе его фильм в первую очередь - о человечности. В первую очередь - все мы люди. Другого происхождения, другого государства, другой веры, но всегда - люди. Это удивительно, видеть, как такие закостенелые, упрямые герои начинают задумываться над вещами, которые всегда воспринимали как данность, и как они меняются! А в российском прокате его не было... 9 из 10
Несколько лет назад я впервые посмотрела эстонско-грузинский художественный фильм «Мандарины» ('Mandariinid') режиссёра Зазы Урушадзе. Моё первое впечатление после просмотра вылилось в большое молчание. Не потому, что эти полтора часа оказались потраченными зря, и в молчании я обдумывала, зачем я это сделала, и так далее. Правильное, к месту, молчание произошло от влияния серьёзных тем и глубоких эмоций. Не так давно пересмотрев «Мандарины» во второй раз, я захотела написать на него рецензию. Премьера картины состоялась в 2013 году, на Варшавском кинофестивале, где она завоевала награду за лучшую режиссуру, а также приз зрительских симпатий. После номинаций и побед на разных европейских и американских кинофестивалях, кульминацией её пути стали номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус» в категории «Лучший иностранный фильм», (в тот год «Мандарины» стояли в одном ряду с «Идой» Павликовского и «Левиафаном» Звягинцева). Удивительно, что фильм не был номинирован за музыкальную составляющую ни на одном фестивале. Но и без того главная тема, написанная Ниазом Диасамидзе, лично для меня – одна из самых сильных в мировом кинематографе. «Мандарины» обращаются к теме грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Хоть в фильме и говорится о событиях 20-летней давности, её актуальность не утрачена до сих пор. В древнем эстонском селе осталось всего лишь 3 жителя – плотник Иво (Лембит Ульфсак), его сосед Маргус (Элмо Нюганен), владелец мандариновой плантации, и доктор, Юхан (Райво Трасс), готовящийся к отъезду. До их небольшого поселения доходит война, - буквально за окнами их домов происходит столкновение между грузинами и абхазцами. После боя выживают по одному бойцу с каждой стороны: чеченец Ахмед (воюющий за абхазцев) (Георгий Накашидзе) и грузин Ника (Михаил Месхи). Обоих пострадавших Иво размещает у себя в доме. Так под одной крышей оказались две противоборствующие стороны… Несмотря на то, что действие «Мандарин» разворачивается в атмосфере войны, на экране присутствует немного перестрелок и взрывов. Все компенсируется психологическим напряжением. Это напряжение циркулирует в людях с разными точками зрения на происходящее и изо всех сил сдерживается, чтобы не взорваться. Режиссёр фильма, Заза Урушадзе, не задумывал свою работу, как политический манифест, призывающий остро ткнуть в ту или иную сторону конфликта. Для него (и, к счастью, для зрителя тоже) «Мандарины» - прежде всего, история о людях, и о том, что происходит с их человечностью в ситуациях, которая намного превышает их возможности. В фильме львиная доля внимания уделяет самому понятию человека на войне, - солдата, мирного жителя. Довольно обширное понятие, не спорю: в рамках одного художественного произведения раскрыть его полностью невозможно. Но представить несколько взглядов на него удастся. На примере персонажей «Мандарин» нам показывают, что в таких напряженных условиях у каждого человека есть свои ценности, что-то дорогое, ради чего можно идти на жертвы. К примеру, Мариус до сих пор живет в этой деревне из-за своей большой плантации мандарин. Ему сложно оставить результат своих многолетних усилий. А у Ники есть кассета со грузинской песней «Me gadmovtsurav zgvas» Иракли Чарквиани, пленку которой он усердно перематывает на протяжении всего фильма. Для него это – память о родном, о времени до войны, когда он был не солдатом, а актёром. Эти важные детали многое говорят об их человечности, больше, чем сказали бы они сами. «Мандарины» также и о том, как человечность одного влияет на других. Так, сидя «на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме» Иво, Ахмед и Ника проходят сложный моральный путь. В начале они видели друг в друге ублюдков, пришедших на свою землю. Но потом вражда постепенно сменяется иронией и нахождением общего языка, в котором приходит понимание того, что они – люди, защищающее то, что им дорого. Так поступил бы каждый. Эти «дети смерти» (как назвал их Мариус) пришли к общему знаменателю. От него они не отказались до самого конца. Финальный эпизод, главный нерв которого воплотил Иво, говорит нам о мудрости. Мудрости, закаленной тяжелыми событиями и не менее сложными решениями. Его стойкость и сила духа вызывают бесспорное уважение. Но приобрести эти качества в таких условиях не пожелаешь никому… «Мандарины» - повод ещё раз задуматься о злободневных и болезненных понятиях, без которых не бывает войны. 9 из 10 Рекомендую к просмотру!
Сюжет: 1992 г., грузино-абхазская война. Одно из абхазско-эстонских сел. Почти все эстонцы после начало конфликта уехали на родину, и остались трое, двое из которых тоже уже «на лыжах» домой. Осталось только собрать урожай мандарин, получить копейку и можно ехать домой. Жаль только что уродили в такое время. Впрочем, дедушка Иво в любом случае остается. И вот как раз случается небольшое столкновение между грузинами и чеченцами прям у дома соседа Иво. Есть выжившие, но тяжело раненные с обоих сторон. Дедушка Иво приютил под одной крышей обоих… О фильме: Передаю уважение грузинам и эстонцам, снявшим этот фильм. Да, это грузино-эстонский фильм. А что мы знаем про кинематограф в Грузии и Эстонии? Ничего. А теперь вот знаем, что эти люди могут снять замечательное кино. Ну, и он заслуженно находиться в ТОПе, где я его и неожиданно обнаружил недавно. В фильме как таковая война не показывается, а играет фоном для человеческих отношений вообще и в военное время в частности. При том, что ужасов войны в виде разорванных тел и колоссальных разрушений не показывается, фильму удаётся донести главные мысли, сделать хороший посыл и правильную мораль. Смотрится это всё легко, неспешно, но с интересом, есть место юмору и иронии, есть место и серьезным вещам. При этом фильм не скатывается ни в одну из сторон, не фонтанирует патриотизмом, не давит на слезу, излишне не морализаторствует, ничего не украшает и никого не унижает. Есть, конечно, на КП гиперросспатриоты, которым не понравилась одна из сцен, где русских выставили плохими, но это чушь собачья. Это всего лишь один из возможных сценариев, где на месте русских могла быть любая другая национальность и тогда вой бы стоял совсем в другую сторону. Лично я не увидел именно направленную русофобность, а русские тут скорее выступили как ещё одна сторона конфликта и больше как случайность. Да и это война, ребята. В такое время редко кто бывает чёрным или белым. В фильме задействованы всего лишь 3 основных персонажа и с десяток второстепенных. Играют все хорошо, мне понравилось. Особенно дед Иво. Персонаж вышел очень жизненный и душевный. Резюмирую: драма не столько про войну, сколько про вопросы человечности, чести, морали на фоне войны. Фильм с правильными мыслями, настроением и посылом. Рекомендую к просмотру, тем более что оценил не только я. 8 из 10
О фильме 'Мандарины' сразу было приятно узнать, так как редко увидишь кино с постсоветской земли, которое способно бороться за высокие награды. И рейтинги его радовали, и оценки критиков не казались удручающими. Попадание в пятёрку лучших фильмов-претендентов на 'Оскар' - достижение, которым может гордиться эстоно-грузинский кинематограф уж точно. В общем-то, более ничего узнать не удалось с первого взгляда, что и хорошо. Ведь впечатления о фильме приходят с его просмотром, как и аппетит во время еды. Фильм снят на исторической почве: Абхазия, 1992. Год, когда шла война между Грузией и Абхазией из-за простой и банальной цели - земли. Здесь проживают эстонцы, которые переселились сюда ещё давно, но конфликт вынудил практически всех вернуться на историческую родину. Осталось лишь трое, из которых один также скоро покинет обжитое место. Вскоре в вымирающий хутор приходит война. В доме плотника по имени Иво оказываются двое раненых - чеченец-наёмник Ахмед и грузин Ника - люди с двух фронтов, враги по статусу. Чего стоит ждать от такого соседства? Конфликт между двумя людьми зарождается буквально на ножах. Один хочет убить другого сразу же, бросается угрозами направо и налево. Другой и не сопротивляется, не пытаясь отступить перед назревающей резнёй. И только старик Иво останавливает бойню в своём доме, заставив чеченца выполнить клятву не убивать грузина в его доме. Но со временем мы понимаем, что перед нами предстают непросто ставшие смертельными врагами солдаты. Потихоньку начинается раскрытие их моральных и духовных нравов: они глубоко-верующие, со своими ценностями, идеалами, у них есть жизнь помимо войны. В течение фильма оба они рассказывают о своих судьбах, почему пошли на войну. Истории разные, но объединяет их одно - деньги. Чеченец пошёл ради семьи, а грузин хотя бы чтоб банально прокормиться. И звучит это крайне мерзко: распавшийся и бедный СССР сделал два братских народа врагами... из-за денег. И стоят ли они того? Стоят ли денег жизни убитых друзей каждого из героев, ведь именно после эпизода с перестрелкой в самом начале назрел этот локальный конфликт? Нет, не стоят. Намекает на это хотя бы один эпизод, где Ахмед делится своим заработком с несчастным плантатором Маргусом, но тот их всё равно не берёт, потому что из-за них лилась кровь. И этническую проблему стоит рассматривать уже обширно. В фильме присутствуют не только эти двое. Будут и абхазы, грязью льющие грузин, и русские, не узнающие в лицо своих. Но не стоит забывать, что конфликт развязался в деревне эстонцев. Эти несколько оставшихся мирных людей стали эпицентром огня случайно, они никак не были причастны к войне. По-хорошему, и не ввязывались бы, да жизнь заставила. Нам показывают Иво и Маргуса как высоконравственных и чистых людей, которые не видят причин воевать и вообще не понимают, зачем воевать. Старый плотник здесь выступает более нравственным. Он, помимо поддержки равновесия между двумя ранеными солдатами, и уезжать-то отсюда не хочет от большой любви к абхазской земле. Он-то и остаётся единственным романтиком, которого достойно держать село. Ведь, будучи пожилым, поседевшим и с виду угрюмым, он не теряет веры в человечество. Он-то и станет главным добродетелем этой притчи. Война его не уничтожит, но и не исчезнет никуда... Она останется, заберёт людей, а с ними их миры; навсегда оставит глубокие раны на семьях погибших. Война же и оставит историю драмой. Зачем? Лучше бы Ника был актёром в своём театре, а Ахмед благородно трудился в Чечне, а Иво с Маргусом как и раньше растили бы мандарины. Каждый из них, хоть порой и казавшийся слишком моральным, - это своеобразный, уникальный герой, о котором и в Библии не стыдно написать. Так зачем таких людей вмешивать в войну, вдобавок делая врагами? Гораздо лучше быть братьями, жить в мире. И развязка фильма - тому подтверждение. В 'Мандаринах' именно люди больше раскрыты, нежели какая-то чёрная история. Люди почём зря создали эту ненужную кровопролитную войну без победителей. Они уничтожили мирную жизнь в вымирающем селе, уничтожили главный символ добра - мандарины... Достаточно сильный фильм удалось снять Зазе Урушадзе, менее чем за полтора часа показать бессмысленность и жестокость войны, не применяя голливудских спецэффектов и огромных трат. Особенно радует, что фильм снят странами, особо не блиставшими на мировой киноарене. И этот фильм получился хорошим дебютом для таких светлых начал. Уверен, что не 'Оскар' был целью авторов 'Мандаринов', а донесение людям, что надо жить во благе и мире, но почему бы не пожелать этим государствам развиваться в таком направлении и дальше. Особенно, когда они по-настоящему заслужили таких пожеланий. 9,5 из 10.
Есть категория фильмов, которая обозначается термином 'личное кино'. Фильм, от которого станет точно теплее, фильм, после которого хочется верить в людей, кино, не прикрытое масками, оно срывает их и оголяет то ценное, о чем мир стал забывать. Просто. Все очень просто и мощно... и тяжело. След остается надолго. Невероятно грустная история войны без войны в кадре. Отсутствие визуализации войны как таковой, малое количество людей в кадре оголяют нерв темы до самых костей. Несмотря на, казалось бы, не очень приятную тему фильма, он очень уютный, не знаю почему, но он не раз заставит вас, включить его снова и посидеть с главными героями в доме. Все эти ароматы цитруса с экрана, тихий шум радио, треск бревен в печке, философские беседы врагов и того, кто волею судеб меж ними. У фильма абсолютно своя, неповторимая атмосфера, и кажется что ничего и никто не вмешается в этот ход событий. Это не военная чернуха, не военная драма, не ужасы войны, это фильм о жизни, о том простом и понятном всем, и таком иногда незаметном в этой всей суете, которая вокруг. Мандарины так же продолжают цвести и созревать, а где-то за километр звучат канонады орудий, просто урожай некому теперь собирать... Режиссера Зазу Урушадзе нельзя упрекнуть в обмусоливании темы гуманизма, ведь здесь все настолько просто, что и гуманизмом это называть то сложно. Слишком громкий и сложный термин для такой подачи с экрана. Оголенные и животные инстинкты мести, чувства вины, прощения и горести настолько здесь на виду, что невольно подступает слеза, которую ты смахиваешь, говоря себе: 'да ладно, ну ведь ничего такого, чего это я'. Ну и что, что грузин в роли чеченца недостаточно убедителен, ну и что что абхазов сыграли так же грузинские актеры, ведь суть таких вещей так мельчает когда на поверхности такие темы. За то доброе и светлое, что несет этот фильм ему можно простить все. Хотя прощать нечего, все скомпоновано крайне удачно. От кадра до сценария. Не одной сюжетной просадки за весь фильм, не одного сомнительного сценарного куска. Все так, будто мы свидетели этих нескольких дней без войны на войне, двух врагов и великого пророка. Мир всем. Будь проклята война. P.S. Многие после этого фильма будут искать ее, поэтому сразу назову и исполнителя и название песни - Irakli Charkviani – Me gadmovzurav zgvas 8 из 10
В годы расцвета Советского Союза стремление отдельных республик к автономии было нечастым явлением и своевременно подавлялось. После Беловежского соглашения началась дележка территорий, и на некоторые нашлось сразу несколько хозяев. До сих пор непризнанная мировым сообществом Абхазия ощутила на своих землях всю тяжесть разразившейся войны с Грузией, отголоски которой еще долго разносились по близлежащим горам. Некогда населенное эстонской общиной крохотное село – всего лишь точка на карте боевых действий. Однако и в его границах абсурдность вооруженного столкновения между братскими народами очевидна. Волей обстоятельств пожилой столяр Иво стал свидетелем обоюдной ненависти, горящей в глазах бойцов противоборствующих сторон — чеченца и грузина. Старик приютил под своей крышей обоих тяжелораненых солдат, несмотря на неминуемую угрозу нового кровопролития. Так велит им воинский долг. Но есть и кое-что другое в жизни кавказского мужчины — слово, данное старшему, обещание не убивать в его доме. Неизвестно лишь, насколько сильно это слово при столь напряженных обстоятельствах. «Мандарины» Зазы Урушадзе — не военный фильм, хотя в нем есть и война, и кровь, и смерть. Однако талантливый грузинский постановщик снял картину не с целью расставить конфликтующих по разным углам и огласить, кто, по его мнению, больше виноват, и кому на самом деле принадлежит абхазская земля. «Мандарины» — авторское высказывание на тему мира и согласия, каким бы анахронизмом эта фраза сейчас не казалась. У чеченца Ахмеда и грузина Ники разная история, вера и обычаи. На войну каждый пошел по своей дороге, которая закончилась тупиком в доме старика. Недалеко от жилища эстонца роскошный мандариновый сад, и эти плодоносящие деревья — лучший ответ на вопрос: что война отнимает в первую очередь? Жизнь, любую жизнь. Над потерянным после артиллерийского залпа урожаем никто не будет плакать. А над убитыми ни за что молодыми ребятами Иво утирает скупую мужскую слезу — он как никто понимает ценность долгой жизни в мире. По мере того, как восстанавливающие силы Ахмед и Ника открываются друг другу, становится все меньше смысла в их появлении на войне, да и в самой войне. Чеченец честно признается, что сражается ради денег, и главу семейства за это не упрекнешь. Но о каком долге в этом случае можно вести речь, когда война превращается в чей-то преступный бизнес? Неслучайно Урушадзе противопоставляет выращивание мандаринов всему грузино-абхазскому конфликту. И там прибыль, и здесь прибыль — только очень разная. Медленно приходит осознание скудной ценности собственной жизни, которую могут отнять свои же, если не разберутся, кто перед ними. При всей своей очевидности, метаморфоза, переживаемая обоими солдатами, поражает простотой и тонкостью воплощения. Лютые звери, понимающие только скрип лязгающего затвора и грохот автоматной очереди, превращаются обратно в тех людей, которыми они и родились. В этом преображении значение мудрого слова, которым одаряет Иво двух заплутавших бродяг, не переоценить. Один короткий разговор, второй, совместное дело… Незаметно и неожиданно, прежде всего, для самих себя, враги перестают понимать причину вражды. Ведь это чужая вражда чужих людей, которым в силу непомерности собственных амбиций договориться не удастся никогда. «Мандарины» отличаются от прочих картин подобного рода не только наличием сильной режиссерской руки, но и проработкой всех деталей антуража. Великолепное музыкальное сопровождение с первых же струнных аккордов оставляет неизгладимый след в душе. В отличие от «Кукушки» Рогожкина, картина Урушадзе лишена какой-либо наигранности, чему поспособствовало привлечение непрофессиональных актеров, за исключением Лембита Ульфсака. Известный еще по советскому экрану, он распространил благожелательную ауру в дом своего героя Иво, доказав, что быть старым — не значит утратить способность влиять на ход вещей. Перед нами предстал человек, который, единожды совершив выбор, стал неотделим от земли. На экране здоровый патриотизм и самого героя, и создавшего его режиссера. Принимая творение Урушадзе как нечто по-настоящему незаурядное, знаковое и фундаментальное, хочется лишний раз вспомнить, что когда-то именно Грузия рождала мастеров режиссерского искусства вроде Георгия Шангелая или Тенгиза Абуладзе. Смута при всей своей очевидной негативной сущности, имеет и положительную сторону — она однажды рассеивается. Картина «Мандарины» не несет в себе каких-то протестных настроений, политической пропаганды или малопонятного манифеста. Всякой посторонней шелухи нет и в помине. Надежда грузинской кинематографии снял честный и правдивый фильм о простых, но забытых в наше время вещах. А о них стоит помнить, даже если завтра придет война.
«Мандарины» - эстоно-грузинская военная драма Заза Урушадзе, хорошо обозначающая пределы современной толерантности. Выдвинутая на премию «Оскар» как конкурент «Левиафана» и «Иды», эта картина поначалу поражает зрителя взвешенным, даже объективным взглядом на обстоятельства грузино-абхазского конфликта. В качестве символического центра режиссер избирает эстонский дом, который становится прибежищем для раненых грузина и чеченца, своеобразной димилитаризованной зоной. Хозяин дома разговаривает со своими гостями на языке Традиции, взывая к корневым, общим у всех народов представлениям о нравственности и гостеприимстве, и враги начинают проникаться друг к другу уважением. Иносказательным образом становится урожай мандаринов – плоды земли, которая принадлежит всем и способна примирить всех, однако, общий труд и созидание невозможны там, где безумствует война, - урожай уничтожен, плоды попраны. Противопоставление мирной конструктивной жизни хаосу, разрухе и бедствиям – стержень многих великих картин от «Сказок туманной луны после дождя» Мидзогути до «Андеграунда» Кустурицы, тем не менее, режиссерское послание «Мандаринов» - в другом. Чужаки приезжают в дом дважды: в первый раз – это абхазцы, и герои выдерживают испытание, сплоченно выступая против обстоятельств, толкающих к братоубийству, как единая семья, дорожащая своими членами, но во второй раз вторжение заканчивается трагически - взаимное уважение расстреляны хамством и беспринципностью, главными же их носителями показаны русские. Именно они вторгаются в дом, встречая слаженное противодействие грузина и чеченца, бывших врагов. Смехотворность такой идеологической агитации тем более очевидна, что долгие разговоры героев на тему того, на чьей земле они находятся, подталкивают зрителя к выводу, что земля – общая. Но, защищая «мультикультурализм и межэтнический диалог», фильм находит и их врага, весьма четко обозначая пределы политической корректности в современном мире: чтобы русские не делали, они всегда неправы. Именно в подобной расстановке акцентов, возможно, коренится причина выдвижения фильма на «Оскар». Перед нами – не столько художественное произведение, сколько прокламация о всеобщем сопротивлении «русской агрессии». То, что фильм делался наспех и в угоду насущному историческому моменту, понятно уже с первых сцен: актеры играют плохо, напыщенно произнося свой текст, драматургия абстрактна, держится на двух-трех символах, превращающиеся на протяжении повествования в навязчивые лейтмотивы, чудесные абхазские пейзажи сняты в манере туристической открытки, простая, но лаконичная мелодия повторяется весь фильм, пытаясь придать ему лаконизм, которого в нем, к сожалению, нет ни визуально, ни сюжетно. Топорность режиссуры несколько компенсируется крепким сценарием, но все достоинства фильма нивелируются уже упомянутым русофобским финалом. В очередной раз мы сталкиваемся с виктимизацией на экране национальных меньшинств, которых мы, русские, якобы угнетаем. Это примитивное, черно-белое видение сложных межэтнических конфликтов могло впечатлить лишь испуганное «русским медведем» американское сознание, о чем и свидетельствовала номинация на «Оскар». И, несмотря на то, что приз получила «Ида» (неровное кино, полное недостатков), такой выбор выглядит адекватнее, чем возможное награждение «Мандаринов» - русофобской агитки, прикидывающейся притчей.
«- Это только в кино бывает... - Кино сплошной обман». Фильм грузинского режиссера Зазы Урушадзе напоминает о грузино-абхазском вооруженном конфликте 1992-1993 гг., унесшем несколько тысяч жизней грузинов и абхазцев. Сюжет фильма моделирует ситуацию 'войны с человеческим лицом'. На протяжении полутора часов мы в наблюдаем не за военными действиями, а слушаем диалоги простых людей, волей судьбы оказавшихся замкнутыми внутри одного дома, и относящимся к военным действиям прямо и косвенно. Действие происходит в затерянном эстонском поселении Сальме на территории Абхазии. Иво - столяр-эстонец, изготавливающий деревянные ящики для мандаринов, его друг Маргус, выращивает мандариновые деревья и два молодых раненых участника противоборствующих сторон - чеченец Ахмед и грузин Ника. Все родные Иво давно уехали, он один остался в родных полюбившихся сердцу краях. Замкнутые в одном пространстве, вынужденные выздоравливать, кушать и общаться за одним столом, Ахмед и Ника продолжают нападать друг на друга преимущественно огрызаясь словесно, будучи слабы. Хозяин дома всячески уравновешивает настроение в своем доме, на своей территории. С каждым днем мужчины крепнут, но и знакомятся ближе, и вместе с тем понимают, что ценности у них едины. Фильм, безусловно, можно отнести к претенциозным фестивальным 'опусам', и также можно поспорить на тему национальной аутентичности персонажей и правдоподобности событий. Поступили бы так или эдак реальные люди, участвующие в той войне? Мне кажется, это неважно. Я представляю, что люди могут быть лучше, добрее, честнее. Я хочу в это верить. Воплощение идеи, режиссерская работа, игра актеров - на хорошем уровне. Музыка просто восхитительна, особенно тронул финальный трек Me gadmovzurav zgvaz в исполнении Иракли Чарквиани. '- Если бы я умер вместо [...], ты бы тоже похоронил меня возле сына?..' Так чья это война? 9 из 10
Бюджетная квази-военная драма с несвежим идеологическим подтекстом. Абхазия 1992. Благообразный, как Мафусаил, дед-эстонец морально доминирует над теми, кому не свезло говорить на языке оче-е-е-ень длинных гласных. Так уж вышло. Есть среди них грузины, абхазы, чечены и, конечно же, русские. Все они озлоблены настолько, что готовы покусать друг друга. Но «европейский» инородец не даёт. Разводит по углам. Как миссия ОБСЕ. И ярость постепенно стихает. Чтобы дружно вспыхнуть в конце против известно кого. Тема расхожая. В природе внутривидовая агрессия редко заканчивается смертью. Волк не загрызёт волка. Хитрый sapiens научился обходить запреты матери-природы. В основном за счёт дегуманизации противника, который объявляется как бы не вполне человеком. Засада с этим фокусом в том, что он надёжно работает только на расстоянии. При вольном или невольном взаимодействии сторон природа берёт своё – возникает сопереживание. Но, если контакт исчезает, вновь всплывает идеология. Хорош был для своего времени фильм «Сорок первый» (1956). Но даже рядом с ним этот – подмороженный гипсокартон. Двух эстонцев играют эстонцы. В фильме они растят цитрусы. У главного героя повадки учителя словесности. Но по сценарию он плотник. Говорит на правильном русском. В остальном откровенно косячит. Криво, в несколько ударов (нет, не в два) забивает гвоздь. Плотничает в сарае, стены которого в щелях размером с ладонь… Его пацифизм выглядит так же фальшиво. Как мораль постороннего. Того, кто над схваткой. Прочие этносы показаны в исполнении грузинских актёров. Те отработали бесстрастно, по шаблону. Свирепый, но «с понятиями» чечен-наёмник (?) Пылкий и безрассудно смелый грузин. Бестолково-жестокий русский. С последним произошёл казус. Для идентификации «свой-не свой» русский оккупант просит чечена сказать что-нибудь на родном языке. Это нелепо. Для русского слуха чеченский акцент слишком специфичен и распознаётся враз. Так что скорее грузинские идеологемы требуют адаптации и перевода. Впрочем, снимали не для нас. Несмотря на елейную канву, фильм ядовитый. Призван разжигать, хотя и очень адресно. К счастью, он абсолютно бездарен и опасности в этом плане не пре-е-едставляет. 1 из 10
Иногда становится грустно от осознания того, что фильм, продвигаемый на 'Оскар' в номинации 'Лучший фильм на иностранном языке', всецело заслуживая данную статуэтку, пропагандируя важные мысли, особенно в политической ситуации наших дней, не получает должной награды... Посему мне искренне хочется верить, что данное кино всё же получит свою популярность у людей, знакомых с интернетом и не только, ибо он этого заслуживает. А коль ещё учесть, что в данное время 'Мандарины' имеют довольно высокий бал как на КиноПоиске, так и на IMDb, то моя вера только крепчает. Но позвольте же я расскажу своё личное мнение об этом прекрасном творении режиссёра Заза Урушадзе. К наши очам преподносят картину, отображающую временной период конца двадцатого века. Если быть более точным: 1992 год. Локация действий - почти полностью заброшенная ввиду Грузино-абхазской войны деревенька, к которой медленно, но неумолимо подбирается пресловутая, страшная война. Главное действующее лицо - сторожил села Иво. Как-то раз у дома его друга Маргуса, - владельца плантации мандаринов, которые он яро хочет продать, дабы не 'терялся' урожай, а после, подобно большей части посёлка, уехать в Эстонию, - происходит небольшая, по сравнению с общей картиной боевого конфликта, но трагичная потасовка враждующих боков, являющаяся очередным колокольчиком тревоги подкрадывающейся беды. В сей прении двух сторон из пяти участников выживают лишь двое. Один - Чеченец, другой - Грузин. Иво, подвластный голосу разума да совести, не потеряв человечности, относит вместе с Маргусом этих двоих к себе домой, дабы там выходить и поставить на ноги. Таким образов два темпераментных врага буквально оказываются за одним обеденным столом. И вот в таком контексте, с не шибко большим количеством персонажей, нам предстаёт картина, показывающая весь ужас, боль и желчь войны. Нет, нам не демонстрируются лужи крови или ошмётки располосованных тел. Нам показывается кое-что хуже: мы видим, как способна изнищать душа под властью наживы, как способна обеднеть совесть в “горячке” боя и смраде конфликта, насколько низменными способны стать людские желания, когда ты чувствуешь кровь иного человека. Данное кино облачает такой наболевший сегодня аспид, как “забывчивость того, что все Мы – Люди”. Фильм подымает важные темы и заставляет над ними задуматься. Поразмыслить над темой того, как религиозные разногласия, политические распри, экономические, территориальные и иные дрязги способны изменить людей, которые, озверев, буквально готовы разорвать в клочья навязанного им соперника, притом без задней мысли забывая, что, по сути, Он – это тот же самый Я. Он также существует, он также мечтает, и ни у него, ни у меня, нет права вершить судьбы других… Это – чисто антивоенный фильм. Он тяжёлый, психологический, но в какой-то мере душевный и родной. Вооружённый конфликт, в рамках которого всё происходит, к сожалению, нам близок. А душевность выражается не только в сельской обстановке или же проскакивающем время от времени “тёплом” юморе, но даже пейзажи завуалированной туманом местности приковывают взгляд своей красотой: людям, вроде меня, которым импонирует осенний ландшафт, сокрытый слабой молочной суспензией, подобное придётся более чем по душе. Но что же касательно актёрских работ. Тут всё тоже отлично. Ничего особо примечательного здесь не присутствует, никаких истерик не изображено – нет. Тут герои играют так, как должны именно в рамках сценария и расположенной ситуации: настороженно, будто всё время к чему-то готовясь. И потому, опять же, веришь во всё происходящее. Веришь героям, в них веришь; веришь в год, в войну – и оттого ещё более не уютно. В общем: “Мандарины” – это отличное кино, которое точно следует посмотреть. Меня оно в какой-то мере поразило, в какой-то растрогало, в какой-то заставило задуматься над многим, а в какой-то “улыбнулось”. В общем: у меня оно сыграло на всех “струнах” души. Оно не выражает и не выставляет кого-либо определённого плохим или злым. Оно отображает сам смысл Войны. Кричит, что само по себе убиение ближнего – худшее, что только может статься с родом людским. Изображает всю бессмысленность, кровавость и бесчеловечность подобных прений. Мне это кино запало в душу. Оно красиво, музыка прекрасно передаёт нужный колорит, плеяда мыслей “разоблачена” для раздумий, а за персонажей переживаешь и им доверяешь. Это – трагическая, небольшая кино-повесть, наполненная так необходимыми, особенно сегодня, думами. Если Вы хотя бы примерно осознаёте, что происходит в мире или насколько макабрическую картину из себя представляет Война, то посмотрите этот фильм. По крайней мере Меня он не оставил равнодушным. Ну а коль Вы просто по себе не любите всё эти конфликтные тематики, то всё равно взгляните. Во-первых: музыка, пейзажи и деревенская бытность “иллюстрированы” превосходно, посему уже за атмосферу стоит это видеть. А во-вторых: полтора часа – не слишком долгое время в наш век “занятых” людей. P.S. Минусов как таковых обнаружить не сумел… Наверное, просто потому, что и не хотелось. Данный фильм очень хорош, потому, коль ожидаете каких провисаний, в очередной раз советую его посмотреть – явно будет, что добавить к моей рецензии от себя, что только в плюс вам и в минус мне. В любом случае: спасибо за внимание.
Имея некоторый ничтожный опыт в оценке киноиндустрии, редко хвалю фильмы… Еще реже пишу отзывы… Настолько редко, что даже фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» 2013 г., вызвав бурю эмоций, удостоился лишь моей одной реплики, когда спросил меня мой знакомый об этом фильме: «Стоит посмотреть». «Стоит посмотреть» я тоже в последнее время говорю слишком редко… Наверно, тысячи просмотренных фильмов дают о себе знать и редкие шедевры цепляют за душу… Но «Мандарины» - это другая история… Фильм, который не просто «цепляет», фильм, который «выворачивает наизнанку»… Фильм, который меняет представление о … Я прервусь и расскажу о сюжете: 1992 год, Абхазия, эстонское село. Старик Иво и его друг Маркус – последние жители древнего поселения, кто не уехал в Эстонию после начавшейся войны… Войны за землю… за землю, которую кто-то хочет назвать своей. Воюют грузины, воюют чеченцы-боевики, воюют русские, воюют абхазы, воюют осетины… Не воюют только эстонцы Иво и Маркус: один ждет урожая мандаринов, другой – делает для урожая тару. Но от войны нельзя убежать, особенно, если ты в центре боевых действий, и в доме Иво оказываются два раненных врага – Чеченец Ахмед и грузин Нико. Их разделяет перегородка комнат, разные стороны стола и благодарность Иво за спасение, но каждый хочет убить другого… -Будешь чай? -Буду. -Налить тебе, брат? -... -На голову? Простой сюжет, один саундтрек на протяжении всего фильма, мирная природа и смертельная вражда двух людей в одном доме… Никаких спецэффектов, никаких воодушевляющих идей и мотивации перевернуть и покорить мир, это драма режиссера Зазы Урушадзе, которую посмотрели в прокате немногие… Да, и по кассовым сборам это не «Пираты Карибского моря»…так что если Вы рассчитываете на экшен, я вас расстрою. Привыкшие смотреть фильмы с бешеными оборотами и знаменитостями, вы зря потратили время на чтение моей рецензии. И, умоляю Вас, не тратьте время на просмотр фильма, чтобы потом не писать в комментариях: «Дешевый фильм, скучная игра актеров, не дотягивает»… Те, кого не смущает отсутствие роковых красоток, да и вообще женщин, чемоданов с деньгами и постельных сцен, читайте дальше… Фильм рвет душу все 87 минут, и несколько дней после этого. Сложно подобрать определение к данному творению… Шедевральный, потрясающий, великолепный – все это как-то не вяжется с картиной с таким бюджетом. Мы привыкли так отзываться о «Хоббите»… Это фильм другого ранга. Я не буду его советовать к просмотру, до таких картин нужен душевный голод, тишина и настроение… Чтобы хотелось посмотреть фильм именно тяжелый и никто не мешал все эти полтора часа, тогда я обещаю вам самый мощный эффект от просмотра… И еще обещаю вам, что вы не останетесь прежним… Еще один совет: не смотреть с субтитрами. Найдите вариант с многоголосым переводом.
— Знаешь, как называется эта война? Цитрусовая! Они воюют за мои мандарины! Диалог из фильма — Кто дал вам право? — Война. Диалог из фильма Ты посмотри ему в глаза, в них только выстрелов дым Пока он жив, его война будет с ним. (c) Dophin В 1992 году, когда началась грузино-абхазская война, этнические эстонские сёла, расположенные на территории Абхазии, практически опустели - все жители уехали в Эстонию. В одном из таких сёл остались дед Иво (Ульфсак) и его друг Маргус (Нюганен). Второй остался, чтобы продать небывалый урожай мандаринов, а первый просто слишком привык к этому месту. Однажды буквально на пороге дома Маргуса произошла вооружённая стычка, в результате которой Иво пришлось притащить в своё жилище двух раненных: чеченского наёмника Ахмеда (Накашидзе) и молодого грузинского паренька Нику (Месхи). Два казалось бы непримиримых врага под одной крышей — ситуация хуже некуда. В то время как на голливудском Олимпе за звание 'Лучшего фильма на иностранном языке' боролись польская 'Ида' и российский 'Левиафан', эстонско-грузинская картина 'Мандарины' скромно стояла в уголке и, по-большому счёту, оказалась практически не замеченной широкой общественностью. Даже об откровенно стёбно-комедийных 'Диких историях' в России и то шума было больше, чем об этой самобытной и очень глубокой ленте, которая по своей сути и затрагиваемых в ней темах к нам гораздо ближе, нежели сеансы самокопания еврейской монашки и нервные срывы аргентинцев. В последнее время на широкие экраны всё чаще и чаще стали выходить фильмы о 'людях на войне' — об их отваге, мужестве, подлости и предательстве. О героях и изменниках, о стычках и боях, о чести и совести. И всё реже и реже мировой кинематограф обращается к тематике 'войны в людях' — о том, что толкает людей идти в бой, их мотивы, их жизненные устои, моральные рамки, в которые парадоксальным образом вписывается оправданное войной убийство. Вот именно об этом и снят фильм 'Мандарины'. Глазами мудрого Иво и несколько наивного Маргуса мы наблюдаем за непримиримой злобой со стороны чеченского наёмника Ахмеда, готового убивать за деньги пополам с верой. И тут же рядом Мика, совсем ещё молодой, но уже такой озлобленный парень, который решил, что воевать — это его долг. И ещё Иво, который уже ни черта не понимает, кого и от кого защищать. Какой страшный и кинематографически выгодный 'коктейль'. Дополнительный ужас возникает от осознания того, насколько они все на этой войне похожи: чеченцы, грузины, абхазы - на одно лицо. Сам факт того, что актёр Георгий Накашидзе, сыгравший Ахмеда, по национальности грузин, уже говорит о многом. Впрочем, сказать, что фильм делает его тематика — значит принизить все остальные его достоинства. Помимо тщательно выверенного сценария с несколькими просто душераздирающими сюжетными поворотами, здесь есть чудесное музыкальное сопровождение, красивые операторские решения, интересные визуальные акценты и полная гармония небольшого хронометража картины с объёмом поставленных перед ней задач. Разве что игра актёров не то чтобы была плохой, но временами казалось, что могла была быть и лучше. Особенно это почему-то касается русских диалогов: временами из уст Лембита Ульфсака они звучали как-то неуверенно и неестественно. 'Мандарины' — отличный фильм, за который я непременно болел бы на Оскаре, если бы посмотрел его раньше церемонии награждения. Он гораздо глубже 'Диких историй', менее провокационный, чем 'Левиафан' и проникновеннее, чем 'Ида'. 'Мандарины' — это тонкое, актуальное и трогательное кино, которое я искренне советую посмотреть каждому. 9 из 10
После начала абхазо-грузинского конфликта в 1992-м году многие жители этнических поселений, находящихся на территории Абхазии, были вынуждены покинуть свои дома и вернуться на историческую родину, как, например, этнические эстонцы. В одной из таких деревушек остался старик Иво и его сосед Маркус, владелец небольшой мандариновой плантации. Маркус хочет собрать последний урожай цитрусовых и на вырученные деньги вернуться в Эстонию, в то время как Иво решает остаться. По стечению обстоятельств, возле дома Маркуса происходит боевое столкновение, в результате которого остаются выживших – чеченский наемник Ахмед, воюющий на абхазской стороне, и тяжело раненный грузинский военный Ника, оба нашедшие пристанище в доме Иво… Первая в истории эстонско-грузинская киноработа успешно собрала достаточное количество фестивальных наград и была одним из соискателей премии «Оскар» в категории неанглоязычных фильмов на церемонии 2015-го года, но проиграл польской «Иде». Черно-белая история, связанная с холокостом, была в фаворе у Академии больше, чем даже российский «Левиафан», о котором также шли жаркие дискуссии, в то время как «Мандарины» прошли в список без особой помпы, как и двое других претендентов – эксцентричные «Дикие истории» и фильм о религиозных фундаменталистах «Тимбукту». «Мандарины» кино очень простое и жизненное, рассказывающее прописные истины о том, как война калечит судьбы и отнимает жизни. Классическая схема о непримиримости двух врагов, вынужденных из-за обстоятельств находить общий язык, которую не раз применяли кинематографисты, в фильме Заза Урушадзе не окрашена по-новому или особенному, но пронзает сердце как пуля, оставляя на душе горький осадок. Даже, несмотря на описываемые далекие события начала 90-х, фильм с легкостью экстраполируется на любой военный конфликт, а тем более на современные геополитические реалии, когда подобные конфликты происходят в твоей родной стране. Драма и ужас войны раскрывается всего в 4-х персонажах, двое из которых противоборствующие стороны, а другие - независимые участники этой кровавой мясорубки под названием война. Старый эстонец Иво, несмотря на пережитую личную трагедию, оставшийся в родном селении, с высоты прожитых лет выступает арбитром между грузином, заявляющим, что он воюет за «свою землю» и наемником, который со своей колокольни видит ситуацию и воюет не столько за деньги (хотя этот аспект, наверное, все же один из ключевых в его мотивации), а за справедливость и братский абхазский народ. На этом фоне выделяется Маргус, которого заботит урожай мандарин, а он в шутку называет все происходящее «цитрусовой войной» за его мандарины. Иво одинаково относится к своим «гостям» и, главное, видит в них людей, у которых есть своя жизненная история, родной дом, семьи… Так мы узнаем, что Ника - бывший актер театра, записавшийся добровольцем, а у Ахмеда осталась семья, которой он посылает полученные деньги. Горячая восточная кровь солдат и их ненависть не дает им посмотреть на происходящее с другого ракурса, как это видит Иво, который помогает этим двум людям с искалеченными душами открыть в себе силу духа. Сугубо мужское кино без единого женского персонажа, если не считать таковым чисто по лингвистическому принципу войну, не оставляет равнодушным, и после просмотра долго не можешь прийти в себя с душевной опустошенностью и душащими слезами. И не важно, кто прав, а кто виноват в этом конфликте, чему служат финальные сцены, где Иво, поведает свою историю, которая хоть и сломала его, но оставила Человеком. «Мандарины» это не политический или антивоенный манифест в угоду чьей-то из противоборствующих сторон (ведь территориальные претензии Грузии к Абхазии и Северной Осетии до сих пор остаются), а история людских судеб, к которым в дом постучалась война, способная перемолотить все человеческое, оставив вражду и ненависть. 9 из 10
Вступление. Обидно смотреть на то, как за общей и массовой шумихой порой не замечаются действительно прекрасные творения, коем и является фильм 'Мандарины'. О нём мало кто знал бы, если бы не номинация на Оскар, но и при этом он незаслуженно остаётся в тени, особенно для российского кинозрителя, другого номинанта : фильма Звягинцева 'Левиафан'. Хотя ничем ему не уступает и даже в чём-то превосходит его. Завязка. События в картине разворачиваются на фоне грузино-абхазского конфликта 1992 года. К этому времени на территории Абхазии образовалось относительно большое количество этнических деревень. Как раз на территории такой этнической деревней, состоящей преимущественно из эстонцев, и разворачивается действия фильма. Почти вся деревня опустела, многие жители в панике уехали на свою Родину, остались лишь хозяин тарного цеха Иво, его сосед, выращивающий на своей плантации мандарины, Маркус и живущий неподалёку доктор Юхан. Все они, за исключением старика Иво, так же, как и остальные жители деревне, собираются в скором времени уехать на свою историческую Родину. Но все их планы рушатся, когда война вплотную подходит к их дверям, когда рядом с ними происходит боевое столкновение грузин и абхазцев... Смысл. Смысл фильма прост и понятен каждому, он доносит до зрителя просты и наверно даже избитые истины, что война это плохо, что это лишь безжалостная мясорубка, которая никого не щадит и в которой нет победителя, да вот только проблема в том, что этим истинам никто не вторит, и от того посыл фильма остаётся актуальным и по сей день. Вообще, в киноленте множество затронутых тем : это и дружба, и смысл в национально принадлежности, и преданность своему делу, и альтруизм в человеке, желание делать добро другим, и многие другие. Так что одной лишь военной проблематикой он не ограничивается. Актёрская игра. Игра актёров отличная, особенно это заметно где-то к середине фильма, когда их персонажи раскрываются и развиваются, когда мы больше узнаём о них : об их истории, мотивах, планах и так далее. Именно в этот момент актёры получают пространство, где они могут развернуться и продемонстрировать свои умения. Вообще, все персонажи в картине очень колоритны и запоминающиеся, в этом главная заслуга актёров, что их играют. Они передают эмоции и настроения персонажа так живо, что им веришь, а их персонажам искренне сопереживаешь. Минусы. В картине мало изъянов, которые бросаются в глаза и портят общее впечатление, безусловно в ней есть минусы, ляпы и несостыковки, но они либо проходят для зрителя незаметно, так как он не осведомлён должным образом в той или иной сфере(например особенности в религиях или же исторические моменты), либо попросту забываются спустя пару минут, так как не критичны и не влияют на повествование. Итог. По Моему Скромному Мнению, Заза Урушадзе создал трогательный и пронзительный фильм, который мало кого оставит равнодушным и за который я ему очень благодарен ; он куда сильнее и лучше нашего 'Левиафана', и если 'Мандарины' не возьмут заветную золотую статуэтку, то это будет как минимум не справедливо. Но самую главную награду, которой может обладать картина, фильм уже получил : признание и любовь в глазах зрителей. 10 из 10
Первые же кадры фильма натолкнули на мысль о том, как же все-таки вокруг нас много интересного, похожего, чего мы не знаем. Не по невежеству, а потому что не сталкивались, а все знать невозможно. Я, к примеру, что-то знаю о еврейских местечках, а вот о том, что в Абхазии были эстонские села, не знал. Да и откуда мне знать-то? А они вот были, с 19-го века и до 1992 года, когда случилась грузино-абхазская война. Оттуда все вернулись на Родину, в Эстонию. В селе осталось всего три человека, врач Юхан, Иво и Маргус. Иво делает ящики, а Маргус собирает в них мандарины. И тут к ним приходит война. Грузины и чеченцы, одни гнались за другими, перестрелка, авария, смерть. Двое остались в живых, соответственно грузин и чеченец. Иво спас их, оставил у себя в доме и стал лечить. Двух непримиримых врагов. Здесь сразу же проникаешься жизнью персонажей, по сути, с момента их появления на экране. Эта жизнь показана очень просто, но от того выглядит только естественней. Это такие простые, живые люди со своей историей. И здесь начинается развитие сюжета. Двум врагам, приходится жить под одной крышей, общаться друг с другом, их разъединяет война и погибшие товарищи, а объединяет одна крыша и человек, который их спас - невероятно харизматичный и интересный Иво. Чем-то фильм напомнил 'Кукушку' Рогожкина, но мне показался серьезнее и глубже. Это история о людях, их взаимоотношениях и вечных жизненных ценностях. О том, что у каждого есть своя история, свои мотивы, своя правда. О том, как самый непримиримый враг может оказаться ближайшим товарищем и наоборот. Это кино о жизни, о войне и о смерти. О честных людях и о том, что стереотипы странная штука. Некоторые верны, а некоторые нет и это не так уж плохо. Просто так есть. В конечно счете все зависит от людей. И все это умещается в 1:20 экранного времени, по итогам которых ты понимаешь, что режиссер смог донести все, что хотел в полном объеме, и вряд ли это можно было сделать лучше. Фильм очень четко ставит рамки – границы этой истории, которые, как и взаимоотношения людей, четко очерчены главными героями картины, за которые они не дают выходить друг другу и зрителю, не оставляя никаких лишних домыслов и позволяя насладится полнотой именно этой, отдельно взятой, истории. Отдельный плюс за мелодию - она по сути одна, простая, но именно она во многом делает фильм настолько колоритным. «Мандарины» оставили очень мощное впечатление и мне видятся одним из лучших фильмов на постсоветском пространстве.
Заза Урушадзе — режиссер, очень тонко улавливающий дух времени, я бы даже сказала предвосхищающий его. Его фильмы всегда выходят в момент, когда они наиболее актуальны, а в случае с «Мандаринами» интуиция подвела их создателя под номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». А еще Урушадзе — великолепный бытописатель и любитель камерных съемок. В кадре не остается непродуманной ни одна мелочь, а ощущение камерности, почти домашней интимности не исчезает, даже когда герои оказываются в толпе или на улице. И тем большее разочарование меня постигло. Во всем, за что я ценю работы Урушадзе, «Мандарины» отдают тонким, но отчетливым привкусом фальши. Ощущение дискомфорта родилось при виде пышной белой краюхи хлеба в руках Лембита Ульфсака — сразу вспомнились очереди за комковатым грязно-серого цвета хлебом, в которых в то время стояли сутками далеко не только в охваченной войной Абхазии — и не покидало до финальных титров. Георгий Накашидзе с его интеллигентным взглядом голубых глаз, несмотря на все старания вылепить образ 'благородного наемника', такой же чеченец, как гурийское село — эстонская деревня, а побережье Аджарии — Абхазия. Но для подавляющего большинства зрителей, не знакомых с реальностью той войны и воспринимающих всех кавказцев как однородную массу, все эти мелочи не имеют значения. Ника в исполнении Михаила Месхи достаточно аутентичен, хотя, как и его противник, изрядно облагорожен. Как актеру ему негде развернуться, осторожные, обрывающиеся диалоги и физическое состояние персонажа задают очень узкие рамки. По-настоящему хороши лишь Лембит Ульфсак и Элмо Нюганен, хотя Лембита Ульфсака тоже ограничивает абсолютная положительность его героя. В той или иной степени приукрашены и облагорожены все персонажи фильма, за исключением группы вояк, под руководством борзого гопника, появляющейся в самом конце. Многие российские зрители жалуются, что русских здесь изобразили злодеями и причиной войны, но, во-первых то, что люди говорят на русском языке без выраженного акцента, еще не определяет их национальную принадлежность (и тем более не определяло ее в 1992 году), а во-вторых, и Фрейд, и народная поговорка подобную быструю и обоснованную лишь внутренним ощущением идентификацию себя с кем-то определяют как «на воре шапка горит». Сюжет-притча не нов и уже неоднократно использовался в кинематографе раньше в тех или иных вариациях и, хочу отметить, что есть фильмы, в которых благородный пацифистский посыл удалось донести убедительнее, чем это получилось у Зазы Урушадзе. Если говорить о войне в Абхазии, то «Зона конфликта» Вано Бурдули передает страшную бессмысленность той войны куда более жестко и правдиво. К достоинствам «Мандарин» я отношу операторскую работу Рейна Котова, как всегда великолепный саундтрек Нияза Диасамидзе и ставящую жирное многоточие в финале песню покойного Ираклия Чарквиани. Не думаю, что фильм получит «Оскара», но надеюсь, что обе номинации позволят режиссеру, актерам и остальным членам съемочной группы получить возможность (в том числе и финансовую) для реализации новых и более удачных проектов.
Заза Урушадзе поступил на режиссёрский факультет Тбилисского университета имени Шота Руставели в 16 лет, и, закончив его в 1988-м году, потом целых десять лет ждал возможности, чтобы реализовать первый полнометражный проект. Но по-настоящему занялся своей профессией только в последние пять лет, сняв три картины, которые начали возрождать былую славу грузинского кино. Для тех, кто не в теме, сообщу, что был период, когда кино именно этой республики считалось в СССР самым передовым и продвинутым. Именно тогда, в 1982-м, Урушадзе и решил учиться на режиссёра. Освоение навыков ремесла при непосредственном общении с ведущими мастерами даже не грузинского, а советского кино, привело к тому, что спустя четверть века национальная кинематография начала пожинать плоды с вложений в своего талантливого ученика. Думаю, не будет сильным преувеличением утверждать, что Заза Урушадзе сегодня является если не лучшим грузинским режиссёром, то однозначно – одним из лучших. Судя по его творческим пристрастиям - стилю и выбору тем, он напоминает нашего Алексея Балабанова (свято место, как известно, пусто не бывает). И «Мандарины» в чем-то перекликаются с балабановской «Войной». События происходят осенью 1992-го года, в момент начала грузино-абхазского конфликта, который 14 августа стремительно перерос в войну. Невольным свидетелем этого и главным героем фильма становится пожилой эстонский крестьянин Иво, всю жизнь проживший на тихом хуторе, спрятанном в живописном горном массиве Абхазии, а теперь помогающий своему соседу Маргусу управиться со сбором невиданного урожая мандаринов. Маргус хочет успеть собрать и продать урожай, чтобы уехать вслед за родственниками в Эстонию. И хотя вся эстонская община уже эмигрировала из опасной зоны, Иво категорически отказывается покидать место, где родился. Тот факт, что Иво уже определился со своим выбором, делает его независимым и в каком-то смысле бесстрашным. И когда волею обстоятельств в его доме оказываются двое раненых солдат противоборствующих сторон, он до последнего пытается не только утихомирить врагов, но и понять причину их взаимной ненависти. Урушадзе снимает абсолютно мужское кино, в котором не нашлось места ни для одной женской роли. Но это ничуть не ослабляет сюжет, где основой становится не столько конфликт непримиримого противостояния, а драма разорвавшихся связей между поколениями – безрассудной, амбициозной молодостью и мудростью, знающей цену не только жизни, но и смерти. Эстонский актёр Лембит Ульфсак, в молодые годы прославившийся на весь Союз, сыграв Тиля Уленшпигеля, в роли Иво становится воплощением того самого мудреца, который не позволяет собой манипулировать и пытается сохранить нравственность и здравый смысл в охваченном безумием мире. И мы видим, как сила духа побеждает физическую силу, а душевность справляется с агрессивностью. Иво демонстрирует те самые важные и вненациональные человеческие качества, которые с некоторых пор стали дефицитом в нашей реальной жизни. Так частная история перерастает границы локального военного конфликта двадцатилетней давности и становится универсальной притчей о добре и зле, мудрости и безрассудстве, эмпатии и ненависти.
- Помочь тебе донести ящики? - Не надо, я справлюсь. У тебя есть, ЧЕМ заняться. Я уже давно хотел посмотреть этот фильм, т. к. номинации на Оскар и Золотой глобус говорят сами за себя. Получилось не совсем то что я ожидал, но на деле фильм оказался весьма неплох. Сюжет бесполезно пересказывать, ибо так все скомкано и завязано между собой, что по идее, все что я скажу будет являться спойлером. Так что просто коротенько опишу фильм, как понял его я. Не вдаваясь в долгие рассуждения. Нет никаких излишних подробностей, лишних микросюжетов, которыми обычно дурят зрителя, пытаясь отвлечь от головоломки «чем же все кончится». Фильм прост как пять копеек, но в то же время напичкан режиссерскими многоходовками, что не дает расслабится во время просмотра. Основную мощь фильма составляют диалоги. Долгие, со смыслом, заставляющие задуматься. Конечно до арт-хауса тут далеко, но фильм и не претендуют на этот жанр. Тут скорее идет больший уклон в сторону драматизма происходящего, нежели поисков смысла. К просмотру рекомендуется. 7 из 10
Картина смотрится очень легко. Искренняя, не натянутая. Снято - очень хорошо. Актерская игра - на высоте. Сюжет - хоть и предсказуем, но не разочаровывает. Я смотрел фильм с очень большим интересом и вниманием. Конечно, я был расстроен, когда, казалось, взвешенная картина, которая показывает, что люди всех национальностей могут быть хорошими, что война - это зло, что лучше растить мандарины, чем воевать, что на земле всем места хватит, в конце оказалась такой предвзятой по отношению к единственной нации, к которой это всё не относится. По сути, единственными настоящими, хоть и эпизодическими, злодеями здесь оказались русские. Мало того, что они нарушили свое слово (в отличии от чеченцев, грузин и эстонцев, которые всегда слово свое держат) и не приехали за мандаринами, так в конце фильма еще была сцена, которая перечеркнула для меня весь фильм. Получается очень изощренная с точки зрения этики вещь. Сам фильм - очень неплохой в смысле идеи, которую он в себе несет: нет плохих национальностей, добро должно возобладать в человеке и помощь надо оказывать всем, война - это ужас. Но из этого доброго, светлого, вечного контекста вычеркнуты русские. На них это всё не распространяется. Потому что русские - вот такие дебилы, которых вы можете увидеть в фильме: беспринципные, тупые убийцы и мрази. Насколько это правда? Я думаю, что ни на йоту. В России не больше и не меньше плохих людей, чем в других странах. Я, короче говоря, расстроен. При том. что башкир по национальности.