Мандарины: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск16 февраля 2015 в 18:51
Фильм, который находится в тени...

Вступление. Обидно смотреть на то, как за общей и массовой шумихой порой не замечаются действительно прекрасные творения, коем и является фильм 'Мандарины'. О нём мало кто знал бы, если бы не номинация на Оскар, но и при этом он незаслуженно остаётся в тени, особенно для российского кинозрителя, другого номинанта : фильма Звягинцева 'Левиафан'. Хотя ничем ему не уступает и даже в чём-то превосходит его. Завязка. События в картине разворачиваются на фоне грузино-абхазского конфликта 1992 года. К этому времени на территории Абхазии образовалось относительно большое количество этнических деревень. Как раз на территории такой этнической деревней, состоящей преимущественно из эстонцев, и разворачивается действия фильма. Почти вся деревня опустела, многие жители в панике уехали на свою Родину, остались лишь хозяин тарного цеха Иво, его сосед, выращивающий на своей плантации мандарины, Маркус и живущий неподалёку доктор Юхан. Все они, за исключением старика Иво, так же, как и остальные жители деревне, собираются в скором времени уехать на свою историческую Родину. Но все их планы рушатся, когда война вплотную подходит к их дверям, когда рядом с ними происходит боевое столкновение грузин и абхазцев... Смысл. Смысл фильма прост и понятен каждому, он доносит до зрителя просты и наверно даже избитые истины, что война это плохо, что это лишь безжалостная мясорубка, которая никого не щадит и в которой нет победителя, да вот только проблема в том, что этим истинам никто не вторит, и от того посыл фильма остаётся актуальным и по сей день. Вообще, в киноленте множество затронутых тем : это и дружба, и смысл в национально принадлежности, и преданность своему делу, и альтруизм в человеке, желание делать добро другим, и многие другие. Так что одной лишь военной проблематикой он не ограничивается. Актёрская игра. Игра актёров отличная, особенно это заметно где-то к середине фильма, когда их персонажи раскрываются и развиваются, когда мы больше узнаём о них : об их истории, мотивах, планах и так далее. Именно в этот момент актёры получают пространство, где они могут развернуться и продемонстрировать свои умения. Вообще, все персонажи в картине очень колоритны и запоминающиеся, в этом главная заслуга актёров, что их играют. Они передают эмоции и настроения персонажа так живо, что им веришь, а их персонажам искренне сопереживаешь. Минусы. В картине мало изъянов, которые бросаются в глаза и портят общее впечатление, безусловно в ней есть минусы, ляпы и несостыковки, но они либо проходят для зрителя незаметно, так как он не осведомлён должным образом в той или иной сфере(например особенности в религиях или же исторические моменты), либо попросту забываются спустя пару минут, так как не критичны и не влияют на повествование. Итог. По Моему Скромному Мнению, Заза Урушадзе создал трогательный и пронзительный фильм, который мало кого оставит равнодушным и за который я ему очень благодарен ; он куда сильнее и лучше нашего 'Левиафана', и если 'Мандарины' не возьмут заветную золотую статуэтку, то это будет как минимум не справедливо. Но самую главную награду, которой может обладать картина, фильм уже получил : признание и любовь в глазах зрителей. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск16 декабря 2017 в 10:35
Запирай его хоть на тысячу замков…

Топ-250 #225* — Что с вами, молодые люди? «Убью, убью»… Кто дал вам на это право? Я редко смотрю подобного рода фильмы. Не потому что они мне не нравятся, а потому что редко с ними сталкиваюсь. Но если же это происходит, то я всегда стараюсь оценить такие работы. В данном случае, если бы я не продвигался по Топ-250, то даже вряд ли бы узнал о существовании этого фильма. А он то на самом деле весьма неплох. Начало 90-х. Село эстонских переселенцев почти опустело из-за надвигающегося грузино-абхазского конфликта. В нем остались только старики Иво, Маргус, а также местный доктор. Война доходит до села и недалеко от дома Иво происходит столкновение двух сторон. Добродушный Иво спасает раненых и начинает выхаживать их. Вот только два человека, которым он помогает, находятся по разные стороны баррикад… Фильм мне понравился. Давненько я не смотрел ничего подобного. Сюжет может и не блещет новизной, но с такой стороны его еще никто не подавал. Попытки наладить отношения, а может и примирить двух врагов в военное время – сам по себе достаточно оригинальный ход. А тут еще и вмешиваются в этот процесс различные факторы. Ни с кем из актерского состава я не знаком. Однако это не помешало мне оценить их работу. Отыграли просто блестяще. Ненависть, которую на экране испытывают бойцы друг к другу, ощущается чуть ли не физическом уровне. А перепады настроения у героев показаны на редкость реалистично. Их вспышки гнева реально меняют настроение фильма, атмосфера которого и так накалена до предела. Ну и конечно очень атмосферный финал. До высшей оценки немного не дотягивает. Но девятка вполне заслуженная. 9 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017

Кинопоиск
Кинопоиск18 ноября 2017 в 15:52
Запирай его хоть на тысячу замков…

Топ-250 #225* — Что с вами, молодые люди? «Убью, убью»… Кто дал вам на это право? Я редко смотрю подобного рода фильмы. Не потому что они мне не нравятся, а потому что редко с ними сталкиваюсь. Но если же это происходит, то я всегда стараюсь оценить такие работы. В данном случае, если бы я не продвигался по Топ-250, то даже вряд ли бы узнал о существовании этого фильма. А он то на самом деле весьма неплох. Начало 90-х. Село эстонских переселенцев почти опустело из-за надвигающегося грузино-абхазского конфликта. В нем остались только старики Иво, Маргус, а также местный доктор. Война доходит до села и недалеко от дома Иво происходит столкновение двух сторон. Добродушный Иво спасает раненых и начинает выхаживать их. Вот только два человека, которым он помогает, находятся по разные стороны баррикад… Фильм мне понравился. Давненько я не смотрел ничего подобного. Сюжет может и не блещет новизной, но с такой стороны его еще никто не подавал. Попытки наладить отношения, а может и примирить двух врагов в военное время – сам по себе достаточно оригинальный ход. А тут еще и вмешиваются в этот процесс различные факторы. Ни с кем из актерского состава я не знаком. Однако это не помешало мне оценить их работу. Отыграли просто блестяще. Ненависть, которую на экране испытывают бойцы друг к другу, ощущается чуть ли не физическом уровне. А перепады настроения у героев показаны на редкость реалистично. Их вспышки гнева реально меняют настроение фильма, атмосфера которого и так накалена до предела. Ну и конечно очень атмосферный финал. До высшей оценки немного не дотягивает. Но девятка вполне заслуженная. 9 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017

AntonRedHead
AntonRedHead29 октября 2017 в 11:45
Притча на современный лад

О фильме 'Мандарины' сразу было приятно узнать, так как редко увидишь кино с постсоветской земли, которое способно бороться за высокие награды. И рейтинги его радовали, и оценки критиков не казались удручающими. Попадание в пятёрку лучших фильмов-претендентов на 'Оскар' - достижение, которым может гордиться эстоно-грузинский кинематограф уж точно. В общем-то, более ничего узнать не удалось с первого взгляда, что и хорошо. Ведь впечатления о фильме приходят с его просмотром, как и аппетит во время еды. Фильм снят на исторической почве: Абхазия, 1992. Год, когда шла война между Грузией и Абхазией из-за простой и банальной цели - земли. Здесь проживают эстонцы, которые переселились сюда ещё давно, но конфликт вынудил практически всех вернуться на историческую родину. Осталось лишь трое, из которых один также скоро покинет обжитое место. Вскоре в вымирающий хутор приходит война. В доме плотника по имени Иво оказываются двое раненых - чеченец-наёмник Ахмед и грузин Ника - люди с двух фронтов, враги по статусу. Чего стоит ждать от такого соседства? Конфликт между двумя людьми зарождается буквально на ножах. Один хочет убить другого сразу же, бросается угрозами направо и налево. Другой и не сопротивляется, не пытаясь отступить перед назревающей резнёй. И только старик Иво останавливает бойню в своём доме, заставив чеченца выполнить клятву не убивать грузина в его доме. Но со временем мы понимаем, что перед нами предстают непросто ставшие смертельными врагами солдаты. Потихоньку начинается раскрытие их моральных и духовных нравов: они глубоко-верующие, со своими ценностями, идеалами, у них есть жизнь помимо войны. В течение фильма оба они рассказывают о своих судьбах, почему пошли на войну. Истории разные, но объединяет их одно - деньги. Чеченец пошёл ради семьи, а грузин хотя бы чтоб банально прокормиться. И звучит это крайне мерзко: распавшийся и бедный СССР сделал два братских народа врагами... из-за денег. И стоят ли они того? Стоят ли денег жизни убитых друзей каждого из героев, ведь именно после эпизода с перестрелкой в самом начале назрел этот локальный конфликт? Нет, не стоят. Намекает на это хотя бы один эпизод, где Ахмед делится своим заработком с несчастным плантатором Маргусом, но тот их всё равно не берёт, потому что из-за них лилась кровь. И этническую проблему стоит рассматривать уже обширно. В фильме присутствуют не только эти двое. Будут и абхазы, грязью льющие грузин, и русские, не узнающие в лицо своих. Но не стоит забывать, что конфликт развязался в деревне эстонцев. Эти несколько оставшихся мирных людей стали эпицентром огня случайно, они никак не были причастны к войне. По-хорошему, и не ввязывались бы, да жизнь заставила. Нам показывают Иво и Маргуса как высоконравственных и чистых людей, которые не видят причин воевать и вообще не понимают, зачем воевать. Старый плотник здесь выступает более нравственным. Он, помимо поддержки равновесия между двумя ранеными солдатами, и уезжать-то отсюда не хочет от большой любви к абхазской земле. Он-то и остаётся единственным романтиком, которого достойно держать село. Ведь, будучи пожилым, поседевшим и с виду угрюмым, он не теряет веры в человечество. Он-то и станет главным добродетелем этой притчи. Война его не уничтожит, но и не исчезнет никуда... Она останется, заберёт людей, а с ними их миры; навсегда оставит глубокие раны на семьях погибших. Война же и оставит историю драмой. Зачем? Лучше бы Ника был актёром в своём театре, а Ахмед благородно трудился в Чечне, а Иво с Маргусом как и раньше растили бы мандарины. Каждый из них, хоть порой и казавшийся слишком моральным, - это своеобразный, уникальный герой, о котором и в Библии не стыдно написать. Так зачем таких людей вмешивать в войну, вдобавок делая врагами? Гораздо лучше быть братьями, жить в мире. И развязка фильма - тому подтверждение. В 'Мандаринах' именно люди больше раскрыты, нежели какая-то чёрная история. Люди почём зря создали эту ненужную кровопролитную войну без победителей. Они уничтожили мирную жизнь в вымирающем селе, уничтожили главный символ добра - мандарины... Достаточно сильный фильм удалось снять Зазе Урушадзе, менее чем за полтора часа показать бессмысленность и жестокость войны, не применяя голливудских спецэффектов и огромных трат. Особенно радует, что фильм снят странами, особо не блиставшими на мировой киноарене. И этот фильм получился хорошим дебютом для таких светлых начал. Уверен, что не 'Оскар' был целью авторов 'Мандаринов', а донесение людям, что надо жить во благе и мире, но почему бы не пожелать этим государствам развиваться в таком направлении и дальше. Особенно, когда они по-настоящему заслужили таких пожеланий. 9,5 из 10.

mirdan
mirdan4 декабря 2016 в 15:44
Это — кино!

На вечную, всегда актуальную тему, правдивый и животрепещущий фильм. Прекрасная съемка и антураж, радуют пейзажи кавказской природы. Давно фильм не пробивал меня на слезу, всегда воспринимал большинство кинокартин достаточно спокойно, здесь же не удержался — прослезился. Надо отметить, что эффект присутствия просто непередаваем: создаётся впечатление, что ты являешься непосредственным участником событий. Далеко не каждому фильму это удаётся. Стоит отметить хорошую игру актёров. Однако лично у меня в начале фильма сложилось впечатление, что Георгий Накашидзе (играет чеченца) переигрывает. К середине фильма мнение изменилось (возможно просто привык). Рекомендую к просмотру. 10 из 10

Craziest
Craziest19 мая 2014 в 23:41
Что действительно имеет значение?

За одним столом сидит два врага. Они оба едят, пьют чай и ждут, когда их раны затянутся и они смогут продолжить войну. Один будет защищать то, что считает своей — грузинской землей. Второй будет сражаться, как он думает, за интересы маленького народа. Один будет воевать бесплатно, а второй — за деньги. Они двое были ранены в одном бою. Грузин убивал чеченов, чечены — убивали грузин. Они вдвоем выжили, а их собратья — погибли. Их собратья похоронены в лесу, а они вдвоем сейчас сидят друг напротив друга и едят суп. Где та грань, за которой люди перестают быть людьми и, наоборот, ими становятся? На каком расстоянии видны люди, а не цели? - Он же грузин. Ты хоронишь грузина рядом со своим сыном? - Разве это имеет какое-то значение? Фильм рассказывает о жизни двух эстонцев, оставшихся в поселке, когда началась грузинско-абхазская война. У двух соседей есть план по сбору мандаринов - это их и планы, и мечта и просто работа. В результате боя между грузинами и чеченцами, в их жизни появится двое чужых людей, сражающихся за одну землю. Фильм не раскроет смысла войны и не покажет того, кто прав. Или виноватового. Или сильного. Или слабого. Или умного. Или глупого. Он задает вопрос: Что имеет значение? Каждый отвечает для себя сам. 10 из 10

Малов-кино
Малов-кино6 февраля 2014 в 08:55
Когда в противниках согласье есть

Заза Урушадзе поступил на режиссёрский факультет Тбилисского университета имени Шота Руставели в 16 лет, и, закончив его в 1988-м году, потом целых десять лет ждал возможности, чтобы реализовать первый полнометражный проект. Но по-настоящему занялся своей профессией только в последние пять лет, сняв три картины, которые начали возрождать былую славу грузинского кино. Для тех, кто не в теме, сообщу, что был период, когда кино именно этой республики считалось в СССР самым передовым и продвинутым. Именно тогда, в 1982-м, Урушадзе и решил учиться на режиссёра. Освоение навыков ремесла при непосредственном общении с ведущими мастерами даже не грузинского, а советского кино, привело к тому, что спустя четверть века национальная кинематография начала пожинать плоды с вложений в своего талантливого ученика. Думаю, не будет сильным преувеличением утверждать, что Заза Урушадзе сегодня является если не лучшим грузинским режиссёром, то однозначно – одним из лучших. Судя по его творческим пристрастиям - стилю и выбору тем, он напоминает нашего Алексея Балабанова (свято место, как известно, пусто не бывает). И «Мандарины» в чем-то перекликаются с балабановской «Войной». События происходят осенью 1992-го года, в момент начала грузино-абхазского конфликта, который 14 августа стремительно перерос в войну. Невольным свидетелем этого и главным героем фильма становится пожилой эстонский крестьянин Иво, всю жизнь проживший на тихом хуторе, спрятанном в живописном горном массиве Абхазии, а теперь помогающий своему соседу Маргусу управиться со сбором невиданного урожая мандаринов. Маргус хочет успеть собрать и продать урожай, чтобы уехать вслед за родственниками в Эстонию. И хотя вся эстонская община уже эмигрировала из опасной зоны, Иво категорически отказывается покидать место, где родился. Тот факт, что Иво уже определился со своим выбором, делает его независимым и в каком-то смысле бесстрашным. И когда волею обстоятельств в его доме оказываются двое раненых солдат противоборствующих сторон, он до последнего пытается не только утихомирить врагов, но и понять причину их взаимной ненависти. Урушадзе снимает абсолютно мужское кино, в котором не нашлось места ни для одной женской роли. Но это ничуть не ослабляет сюжет, где основой становится не столько конфликт непримиримого противостояния, а драма разорвавшихся связей между поколениями – безрассудной, амбициозной молодостью и мудростью, знающей цену не только жизни, но и смерти. Эстонский актёр Лембит Ульфсак, в молодые годы прославившийся на весь Союз, сыграв Тиля Уленшпигеля, в роли Иво становится воплощением того самого мудреца, который не позволяет собой манипулировать и пытается сохранить нравственность и здравый смысл в охваченном безумием мире. И мы видим, как сила духа побеждает физическую силу, а душевность справляется с агрессивностью. Иво демонстрирует те самые важные и вненациональные человеческие качества, которые с некоторых пор стали дефицитом в нашей реальной жизни. Так частная история перерастает границы локального военного конфликта двадцатилетней давности и становится универсальной притчей о добре и зле, мудрости и безрассудстве, эмпатии и ненависти.

Эстил
Эстил29 июня 2023 в 11:33
Цитрусовая война

С эстонским кинематографом я до сего момента был знаком только по фильму 'Класс' 2007-го года. Тот фильм я оценил высоко, но, тем не менее, дальше дело не пошло. И вот - 'Мандарины', мой 2-й эстонский фильм. Откровенно говоря, были некоторые опасения, что меня ждёт тягомотное полотно с высокой моралью. Однако, несмотря на то, что фильм не искрит яркими моментами и действие развивается довольно неспешно, просмотр не стал пыткой. Напротив, чем дальше - тем больше я проникался историей, в которой два врага вынуждены сосуществовать под одной крышей. Не сразу, но начал испытывать симпатию к персонажам, погружаться в гнетущую атмосферу страны, раздираемую войной за независимость. Все актёры очень хорошо попали в свои образы. Я по понятным причинам ранее не видел ни одного из них... Хотя нет, Кинопоиск подсказал мне, что Лембит Ульфсак - тот самый бард в очках из 'Мэри Поппинс'. Но фильмы разделяют три десятилетия, так что это, можно сказать, уже и не считается. Так вот, я не видел предыдущие работы этих актёров, так что не могу судить об их общем уровне. Но конкретно в этом фильме они смотрятся на своих местах. Поначалу может показаться, что фильму было бы комфортнее в виде короткометражки: настолько порой неспешно двигается сюжет. Но впечатление это обманчиво: в конечном итоге мы понимаем, что именно многое из того, что мы видели в первые полчаса, в итоге сработает на усиление эмоций в финальной трети фильма. Я не хочу касаться в рецензии политических взглядов авторов фильма и политических же подтекстов, которые они в него, возможно, вкладывали. Об этом всём уже неоднократно сказано в других отзывах здесь же, на Кинопоиске. С точки зрения художественной ценности кино получилось, на мой взгляд, хорошее. 7 из 10

Юля Васильева
Юля Васильева1 июля 2020 в 02:59
Лучший фильм на военную тему

«Это самое главное послание моего фильма - чтобы мы помнили, что самое главное - оставаться человеком» - Заза Урушадзе. Я сказала, что это лучший фильм о войне скорее всего потому, что он не о войне. Даже название тут специально отвлеченное от военной тематики. Здесь нет никакого политического манифеста. Война - это обстоятельство, в которой люди теряют человечность. А по словам режиссёра Зазы Урушадзе его фильм в первую очередь - о человечности. В первую очередь - все мы люди. Другого происхождения, другого государства, другой веры, но всегда - люди. Это удивительно, видеть, как такие закостенелые, упрямые герои начинают задумываться над вещами, которые всегда воспринимали как данность, и как они меняются! А в российском прокате его не было... 9 из 10

Ilya Kantanistov
Ilya Kantanistov8 июля 2019 в 14:34
Война за мандарины

Тема бессмысленности войны, уже не нова, ее поднимали множество раз, но она по прежнему остается актуальной, чтоб люди не забывали об ужасе и глупости войны. Данная картина показывает события 1992 года в Абхазии и будет близка людям из постсоветского пространства, так как данная тема для нас всегда остается очень важной. Война - глупа и жестока, где люди убивают не олицетворенных существ, но сидя за столом, за чашкой чая оказывается, что они ничем не отличаются. Также дышат, чувствуют, любят. Как раз в 'Мандаринах' произошла комичная ситуация в печальной истории, когда за одним столом встретились два злейших врага Ахмед (Георгий Накашидзе) и Ника (Миша Месхи). Где-то рядом со столом человек по имени Маргус (Элмо Нюганен), который думает, что война дает время на выполнение дел. И во главе стола сидит седовласый старец Иво (Лембит Ульфсак). Все они находятся на расстоянии одного шага от любви и ненависти, войны и мира, жизни и смерти. Как легко подается манипуляциям мозг человека. Еще вчера вы друзья и ходите друг к другу в гости, а сегодня приходите с автоматами. Почему так? Почему не все так мудры как Иво? Если бы люди имели хоть небольшую способность видеть ситуацию немного поодаль как главный герой, то в этом мире никогда бы не было воин. Но есть печальная реальность, где люди 'плохо знают историю', имеют жажду наживы и в целом нетерпимы к другим. Откуда столько враждебности к нашему близкому? По мнению биосоциологов, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации. Многие из нас дети страха, из красной страны. Стали ли мы умнее после событий 30 летней давности? Боюсь, что нет. Этот фильм однозначно стоит вашего внимания, потому что создатели картины подготовили для вас прекрасный юмор, драму пробивающую до слез и еще множество различных эмоций.

Shishkodryomov
Shishkodryomov12 января 2019 в 13:08
Мандарины лучше оружия.

Фильм получился мощный, исторически верный, хотя переплетение национальностей предполагает и нечто иное. За фильм я болел, когда вручали 'Оскар' и, как понимаю, ему совсем немного не хватило. Впрочем, не так это и важно. Снятый грузинским режиссером, он привлек меня эстонским участием. С некоторых пор я смотрю большинство эстонских фильмов. Тема бессмысленности кровопролитий Абхазской войны 1992 года подана очень тонко, противоречиво с помощью смертей, стрельбы и нецензурной брани с экрана. Ощущение присутствия войны полное. На фоне сельской тишины, где не успевают собирать те самые абхазские мандарины, которые я люблю гораздо больше других, раздаются короткие очереди автоматов зарубежного производства. Главный герой, эстонец, по сути, третейский судья, у него в доме раненый грузин и раненый чеченский наемник. Фильм вылез за границы войны, вылез за границы отдельной нации, в нем осталось только человеческое. Ну, конечно, промелькнули и российские солдаты, без них здесь никак. Рекомендую к просмотру всем, фильм нелегкий, противоречивый, но выводы только однозначные. 10 из 10

gimrock
gimrock9 октября 2018 в 17:25
Кто твой ближний?

«Мандарины» – это качественно поставленная драма, однако писать большую рецензию на эту картину особого смысла нет. Стоит лишь отметить, что этот фильм не о грузино-абхазской войне (т. е. никакой информации об этом конфликте вы из него не узнаете). Основную идею фильма достаточно точно сформулировал сам режиссёр Заза Урушадзе: «Именно об этом фильм – о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда – люди. Это главное послание моего фильма – чтобы мы помнили, что самое главное – оставаться человеком». Лично мне отвратительна любая форма ненависти по отношению к людям другой национальности, другой религии или другого цвета кожи. Судить о конкретном человеке исходя из того, к какой этнической группе он принадлежит, – это просто-напросто противоречит здравому разуму. Поэтому идеи фильма мне достаточно близки и я бы поставил ему 8 из 10, но только эта тема уже неоднократно поднималась в кинематографе, так что итоговый бал придётся снизить. 7.4 из 10

Gorman995
Gorman99511 мая 2018 в 17:25
- Не удивляйся. Есть ещё на свете честные люди - И оба сейчас в твоём доме?

Не смотря на то, что фильм с первых же минут дал понять что не претендует на звание бестселлера, отрываться от картинки не хотелось ни на минуту. Ходил слушок, что весь метр был снят на телефон (если же это так, то работа для такого уровня бесподобная). Сюжет повествует о двух эстонцах, живущих далеко от родины во время Абхазской войны (1992-93) и занимающихся выращиванием и продажей мандаринов. Волей судьбы, на эту «нейтральную фруктовую территорию» попадают два воина, сражающиеся по разную сторону баррикад. В ходе сюжета зритель наблюдает взаимоотношения таких разных героев, их точки зрения о ситуации и принципы жизни. Важно отметить, что действующие актеры не блещут какими-либо специфическим артистизмом, да и вообще - в некоторых моментах казалось что они и не играют вовсе, успех работы составили прекрасно прорисованные диалоги и некоторая доля юмора. Словесные перепалки грузина и абхазца просто шедевральные, построены интересно и грамотно. Хотя бы только ради этих моментов посмотреть фильм стоит. Несомненно, когда дело касается войны и подобных щепетильных аспектов, нужно быть осторожным в высказываниях и действиях (тем более на экране). Неудивительно, что некоторые считают картину русофобской и с элементами пропаганды. Я же, в свою очередь, видел тут только один посыл: все мы люди, а война - это не по человечески. Да и не так часто номинируют на Оскар восточноевропейские фильмы. Так что посмотрите. Посмотрите обязательно. 8 из 10

FuriaRoja
FuriaRoja2 октября 2017 в 11:21
Выпьем за смерть! (с)

Фильм про врагов, встретившихся на 'нейтральной территории' и имеющих возможность поговорить напрямую друг с другом, по-человечески. Очень тонкое и глубокое произведение, мужское: ) без лишних фраз и эмоций, все сурово и кристально чисто. Такое кино очень полезно: когда со всех сторон геополитика и пропаганда, черное-белое, наши-враги - полезно вспоминать, что мы люди, и тут история про выбор, про сильных мужчин, мужчин с принципами, достойных и про стремление к человеческому. Тронуло, сильное кино.

Arda Turan
Arda Turan8 сентября 2017 в 17:17
Драма

Благодаря Евгению Баженову узнал о этом фильме и был очарован. Простота сценария, минимум диалогов и нытья, хотя вокруг война и в любой момент можно остаться трупом на богом забытой земле. Сюжет простой как и все гениальное, под одной крышей у отшельника остаются два врага. Наемник из Чечни и грузинский солдат, их после тяжких ранений выхаживает старик оставшийся в деревне даже когда уехали почти все. Старик выступает в роли отца который принимает вернувшихся сыновей домой, и несмотря на их распри старается их образумить. Именно он пользуется непререкаемым авторитетом, его старость служит добрую службу и мирит двух людей которые хотят убить не только друг друга, но и представителей враждебного народа. Самое интересное то, как мастерски режиссер обходит политику хотя она сама напрашивается на обсуждение. Но история учит нас тому что ни цвет кожи, ни разрез глаз, ни национальность не имеет значения если ты человек. Все мы едины когда относимся с уважением к друг другу. Огромное спасибо создателям за переданный дух, за проснувшееся понимание чеченцев и осетин. Лембит Ульфсак отменно исполнивший роль мудрого старца, вообще походил на Клинта Иствуда в 'Гран Торино'. Фильм обязателен к просмотру, так как это не пропаганда чего-то, а умело рассказанная история о человеческом сердце. 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск11 марта 2017 в 18:10
Фильм о настоящем человеке

- Помочь тебе донести ящики? - Не надо, я справлюсь. У тебя есть, ЧЕМ заняться. Я уже давно хотел посмотреть этот фильм, т. к. номинации на Оскар и Золотой глобус говорят сами за себя. Получилось не совсем то что я ожидал, но на деле фильм оказался весьма неплох. Сюжет бесполезно пересказывать, ибо так все скомкано и завязано между собой, что по идее, все что я скажу будет являться спойлером. Так что просто коротенько опишу фильм, как понял его я. Не вдаваясь в долгие рассуждения. Нет никаких излишних подробностей, лишних микросюжетов, которыми обычно дурят зрителя, пытаясь отвлечь от головоломки «чем же все кончится». Фильм прост как пять копеек, но в то же время напичкан режиссерскими многоходовками, что не дает расслабится во время просмотра. Основную мощь фильма составляют диалоги. Долгие, со смыслом, заставляющие задуматься. Конечно до арт-хауса тут далеко, но фильм и не претендуют на этот жанр. Тут скорее идет больший уклон в сторону драматизма происходящего, нежели поисков смысла. К просмотру рекомендуется. 7 из 10

nemoi_vostorg
nemoi_vostorg19 августа 2016 в 13:53
На Западном фронте без перемен. Или нет?

Фильмов о войне много и среди них немало достойных лент. Гораздо беднее выглядит список кинолент о том, что несет с собой война и о личностях людей, попавших в горнило сражений. 'Мандарины' - достойный представитель указанной выше тематики: здесь не будет эффектных сцен с линии фронта, но зато вы получите прекрасно исследованную тему межнациональной вражды. Идея встречи двух врагов едва ли не посреди поля битвы и описание гаммы их чувств - далеко не новая идея. Именно в романе Ремарка, название которого вынесено в заголовок, этот сюжетный поворот был использован едва ли не впервые. К слову, именно этот момент я считаю одним из самых тяжелых: посреди смерти, боли и общего безразличия у главного героя наконец-то просыпается эмпатия и он начинает сопереживать своему идеологическому врагу. Я не буду много разглагольствовать о фильме: он прекрасен. Актеры, оператор, сценарист, режиссер - все достойны упоминания и самых ярких метафор. Удивительно, как имея на руках столь скудный бюджет, можно снимать столь замечательные картины. Хочется верить, что Заза Урушадзе продолжит в том же духе. В свете событий последних лет фильм лишь прибавляет в актуальности. Не так давно гремели выстрелы в Абхазии, пару месяцев назад гибли в Нагорном Карабахе, до сих пор умирают на Донбассе. И все уверены, что воюют с твердым убеждением, что по ту сторону поля боя - абсолютно другие люди. Воюют и даже не представляют, насколько они могут ошибаться.

Nightmare163
Nightmare1639 июня 2016 в 16:47
Чужая вражда

В годы расцвета Советского Союза стремление отдельных республик к автономии было нечастым явлением и своевременно подавлялось. После Беловежского соглашения началась дележка территорий, и на некоторые нашлось сразу несколько хозяев. До сих пор непризнанная мировым сообществом Абхазия ощутила на своих землях всю тяжесть разразившейся войны с Грузией, отголоски которой еще долго разносились по близлежащим горам. Некогда населенное эстонской общиной крохотное село – всего лишь точка на карте боевых действий. Однако и в его границах абсурдность вооруженного столкновения между братскими народами очевидна. Волей обстоятельств пожилой столяр Иво стал свидетелем обоюдной ненависти, горящей в глазах бойцов противоборствующих сторон — чеченца и грузина. Старик приютил под своей крышей обоих тяжелораненых солдат, несмотря на неминуемую угрозу нового кровопролития. Так велит им воинский долг. Но есть и кое-что другое в жизни кавказского мужчины — слово, данное старшему, обещание не убивать в его доме. Неизвестно лишь, насколько сильно это слово при столь напряженных обстоятельствах. «Мандарины» Зазы Урушадзе — не военный фильм, хотя в нем есть и война, и кровь, и смерть. Однако талантливый грузинский постановщик снял картину не с целью расставить конфликтующих по разным углам и огласить, кто, по его мнению, больше виноват, и кому на самом деле принадлежит абхазская земля. «Мандарины» — авторское высказывание на тему мира и согласия, каким бы анахронизмом эта фраза сейчас не казалась. У чеченца Ахмеда и грузина Ники разная история, вера и обычаи. На войну каждый пошел по своей дороге, которая закончилась тупиком в доме старика. Недалеко от жилища эстонца роскошный мандариновый сад, и эти плодоносящие деревья — лучший ответ на вопрос: что война отнимает в первую очередь? Жизнь, любую жизнь. Над потерянным после артиллерийского залпа урожаем никто не будет плакать. А над убитыми ни за что молодыми ребятами Иво утирает скупую мужскую слезу — он как никто понимает ценность долгой жизни в мире. По мере того, как восстанавливающие силы Ахмед и Ника открываются друг другу, становится все меньше смысла в их появлении на войне, да и в самой войне. Чеченец честно признается, что сражается ради денег, и главу семейства за это не упрекнешь. Но о каком долге в этом случае можно вести речь, когда война превращается в чей-то преступный бизнес? Неслучайно Урушадзе противопоставляет выращивание мандаринов всему грузино-абхазскому конфликту. И там прибыль, и здесь прибыль — только очень разная. Медленно приходит осознание скудной ценности собственной жизни, которую могут отнять свои же, если не разберутся, кто перед ними. При всей своей очевидности, метаморфоза, переживаемая обоими солдатами, поражает простотой и тонкостью воплощения. Лютые звери, понимающие только скрип лязгающего затвора и грохот автоматной очереди, превращаются обратно в тех людей, которыми они и родились. В этом преображении значение мудрого слова, которым одаряет Иво двух заплутавших бродяг, не переоценить. Один короткий разговор, второй, совместное дело… Незаметно и неожиданно, прежде всего, для самих себя, враги перестают понимать причину вражды. Ведь это чужая вражда чужих людей, которым в силу непомерности собственных амбиций договориться не удастся никогда. «Мандарины» отличаются от прочих картин подобного рода не только наличием сильной режиссерской руки, но и проработкой всех деталей антуража. Великолепное музыкальное сопровождение с первых же струнных аккордов оставляет неизгладимый след в душе. В отличие от «Кукушки» Рогожкина, картина Урушадзе лишена какой-либо наигранности, чему поспособствовало привлечение непрофессиональных актеров, за исключением Лембита Ульфсака. Известный еще по советскому экрану, он распространил благожелательную ауру в дом своего героя Иво, доказав, что быть старым — не значит утратить способность влиять на ход вещей. Перед нами предстал человек, который, единожды совершив выбор, стал неотделим от земли. На экране здоровый патриотизм и самого героя, и создавшего его режиссера. Принимая творение Урушадзе как нечто по-настоящему незаурядное, знаковое и фундаментальное, хочется лишний раз вспомнить, что когда-то именно Грузия рождала мастеров режиссерского искусства вроде Георгия Шангелая или Тенгиза Абуладзе. Смута при всей своей очевидной негативной сущности, имеет и положительную сторону — она однажды рассеивается. Картина «Мандарины» не несет в себе каких-то протестных настроений, политической пропаганды или малопонятного манифеста. Всякой посторонней шелухи нет и в помине. Надежда грузинской кинематографии снял честный и правдивый фильм о простых, но забытых в наше время вещах. А о них стоит помнить, даже если завтра придет война.

Mr_KritikO
Mr_KritikO8 июня 2016 в 13:11
Мандарины... Как вы думаете, что у нас с ними общего?

Мандарины отличаются от других цитрусовых тем, что имеют очень тонкую кожуру и легко отделяются от мякоти. А что, мы, люди?.. У многих из нас - суровые серьезные лица: кого-то наградили бородой, кого-то могучими бровями, а кого-то отметили шрамами, но все мы очень хрупкие и ранимые создания. Немного задев нашу 'кожуру' - мы получаем ранение прямо в сердце(вину). Мандарины быстро портятся при неправильном хранении и обращении. Мы, люди, несмотря на все различия - все очень похожи и едины. И отношения между людьми, казалось бы, благодаря этому, должны быть гармоничными, но стоит кому-то 'подгнить' - и гниет целый ящик... Фильм 'Мандарины' рассказывает нам о чистой любви между людьми. Той любви, которая выражается через: уважение, помощь, сочувствие и единство. Это невероятно драматическое произведение, в котором ты не только скорбишь и сопереживаешь и даже идешь умываться, но радуешься и от души смеешься от приятных и непринужденных моментов. Вот так вот, обо всем и ни о чем конкретно. Каждый человек найдет в этом фильме что-то свое! Всем желаю получить удовольствие от просмотра и немного поразмышлять в процессе.

saairus
saairus31 января 2016 в 23:09
Мандарины

Начнем с того что наткнулся на отзывы о фильме в интернете, где-то хвалебные, где то наоборот, но все же рейтинг заставил меня посмотреть его. После просмотра фильм оставляет двоякое впечатление. В нем вроде бы есть все, что нужно - хорошая игра актеров, отличная мелодия, не плохая работа оператора, не сильно заезженный сюжет. История о врагах, история о уважении, о не нужной никому, вроде бы войне. Фильм смотрится на одном дыхании, но при всем этом концовка ломает все. Может быть потому что надоело такое отношение к нам. История о том как испортить впечатление от фильма за одну сцену. Я понимаю и абсолютно согласен с номинацией на оскар. Для европейца, американца и тп. главное увидеть в Русском зло. Но все же, фильм стоит посмотреть, хотя бы для того чтобы самому определить какой должен быть у него рейтинг. 9 из 10 Если не смотреть на фильм с политической точки зрения.