Одиссей: отзывы и рeцензии

PALPATINE
PALPATINE3 декабря 2018 в 09:40
Легенда, которая будет жить вечно

Как известно, примерна половина всех древнегреческих литературных папирусов, найденных исследователями под толщей прошедших тысячелетий, принадлежит авторству легендарного поэта Гомера, который в своих трудах описывал невероятные приключения и исторические события, происходившие в Элладе задолго до наступления нашей эры. И хотя доподлинно неизвестно, где именно родился Гомер, как он жил и когда именно творил свои наиболее значимые произведения, несомненным остается тот факт, что его наследие обладает бесценными культурологическими особенностями, благодаря которым мы имеем хотя бы малейшее представление о том, что такое античность и почему когда-то ей не было равных. Делая особый упор на вмешательство божественного начала Олимпийских небожителей в обиход простого человека, поэт не переставал описывать в своих работах тонкости сложной дипломатии, в которой особая роль была отведена Зевсу, Аиду и другим властителям мира, обладающим неимоверной силой. Но при этом Гомер не переставал восхищаться такими героями из плоти и крови, как Одиссей и Ахиллес, тем самым демонстрируя, что человек также обладает особой волей, которая вполне может тягаться по амбициям с божественной. Раскрывая перед своими читателями невероятные события, тесно переплетающиеся с реально существующей историей, великий поэт создал целую мифологию, которая разлетелась во все уголки нашей планеты и нашла прямое отображение в литературе и кинематографе, которые из раза в раз отправляли свою аудиторию в античность, где чудес было в разы больше, чем сейчас, а герои сражались не на жизнь, а на смерть с самыми диковинными, опасными монстрами, с чьих клыков капал яд. Одной же из самых известных поэм Гомера справедливо считается «Одиссея», которая поведала нам о том, что порой путь домой может оказаться предательски неблизким, однако это не повод для того, чтобы отчаиваться и преклонять колени перед изменчивой судьбой. Главный герой поэмы, величественный царь Итаки Одиссей прочно закрепился в мировой культуре и стал символом борьбы и веры, которые придавали ему сил даже тогда, когда казалось, что шансов на успех нету вообще. А так как Одиссей странствовал по миру довольно продолжительное время и встречал на своем пути немало Богов, чудовищ и прочих диковинных созданий, его история стала одной из лучших и вместе с тем перспективных для того, чтобы ее экранизировали. Кинематограф знает немало вариаций «Одиссеи», вышедших в разные годы, но это не остановило режиссера Андрея Кончаловского от того, чтобы обратить свой взор на наследие Гомера и с небольшими правками явить зрителям свою версию давних событий, в которых как и полагается античному эпосу найдется место целому пантеону героев и существ, повлиявших на ход древней истории. И чтобы показать на экране как можно больше увлекательного, насыщенного и яркого, Кончаловский и продюсеры решили выстроить «Одиссея» в формате телевизионного мини-сериала с достойным производственным бюджетом и великолепным актерским составом. С триумфом разбив стереотипы о том, что минующие большие экраны проекты разительно отличаются по качеству от полнометражных картин, создатели увлекли нас в небывалое приключение, которое удивляет, развлекает и поражает на протяжении всего внушительного хронометража и не несет в себе практически ничего лишнего, ведь «Одиссея» Гомера от первой и до последней строки заполнены чем-то интригующим, и у Кончаловского было предостаточно материала, чтобы история не стояла на месте и постоянно двигалась вперед, демонстрируя все новые и новые пределы чудес, с которыми совершенно не хочется прощаться. События, происходящие перед нашими глазами, разворачиваются после того, как царю Итаки Одиссею (Арманд Ассанте) пришлось уйти из родного дома, оставив в своем дворце обворожительную жену Пенелопу (Грета Скакки) и совсем юного сына Телемаха (Алан Стенсон), чтобы отправиться вместе с греческой армией к берегам Трои, куда была вывезена Елена Прекрасная. Осадив величественный город со всех сторон, греки тем не менее не могли пробраться внутрь, так как стены твердыни были непреодолимыми и войскам захватчиков пришлось на целое десятилетие задержаться на чужбине, тщетно мечтая о том, чтобы конфликт как можно быстрее себя исчерпал. И когда отчаяние греков постепенно достигло своего пика, Одиссей решился на небывалую хитрость и все-таки сумел провести своих собратьев по оружию вглубь Трои, тем самым окончив войну, аналогов которой еще не было в истории. Однако самому властителю Итаки было не суждено попасть домой в кратчайший срок, ибо он почувствовал себя излишне самоуверенным и прогневил самого Посейдона, повелителя морей, который решил проучить зарвавшегося человека и отправить его в дальние странствия, по времени сравнимые со все той же Троянской войной. Полагаясь исключительно на себя и благоволящую ему богиню Афину, Одиссей раскрыл перед собой истинные опасности, обитающие в известном ему мире и даже отыскал дорогу в саму Преисподнюю лишь для того, чтобы приблизиться к возвращению в Итаку, где его до сих пор ждет любимая и повзрослевший сын. И пока Одиссей странствует по диковинным местам и пытается обойти проклятие мстительного Посейдона, Пенелопа вынуждено отбиваться от ухаживания чрезмерно настойчивых женихов, посчитавших, что Одиссей давным-давно сгинул, а Итаке не помешает новый царь при том, что у него уже есть претендент на престол в лице Телемаха. Поясняя некоторые особенности своего проекта, Андрей Кончаловский рассказал, что изначально не планировал идти слово в слово за Гомером, так как данной вариации «Одиссеи» была необходима обширная творческая свобода. Таким образом режиссер привнес в повествование вполне обаятельные, и вместе с тем не рушащие канон поэмы правки, делая все необходимое, чтобы поклонники Гомера не были разочарованными имеющимися вольностями, и вместе с тем увидели на экране все, что ранее томилось на бумаге. Уделив достаточное внимание кульминации Троянской войны, которая продемонстрировала нам одну из самых известных тактических хитростей в истории военных противостояний, Кончаловский снижает градус эпичности и масштабных сражений, чтобы всецело сосредоточиться на странствиях Одиссея и вместе с тем показать, что происходит з время его отсутствия в Итаке. Обладая достаточным бюджетом, режиссер сумел поместить на экран гигантского Циклопа, остров наслаждений нимфы Калипсо и еще немало всевозможных удивительных вещей, которые ранее было просто невозможно показать на пленки с подобным лоском. Конечно, далеко не все спецэффекты ныне смотрятся так же свежо, как и ранее, однако Кончаловский выстроил повествование таким образом, чтобы зрители первым делом обращали внимание на Одиссея в исполнении статного Амана Ассанте, тогда как техническая составляющая служила лишь красочным, но все же дополнением к истории, которому не стоит уделять чрезмерно много внимания. Таким образом, Кончаловский вполне грамотно воспользовался наследием Гомера, подкорректировав историю таким образом, чтобы в ней появилось чуть больше логики, а вопросов стало в разы меньше. И данная версия «Одиссеи» определенно хороша, ведь она взаправду раскрывает перед нами диковинные чудес, в которые веришь. 10 из 10

AndaLucia
AndaLucia13 января 2011 в 14:56
Это мой мир…

Картину Андрея Кончаловского «Одиссей» - кинематографическая интерпретация древнегреческих мифов, основанная на сюжетном наслоении двух эпосов Гомера «Илиады» и «Одиссея». Отдав определенную дань голливудским традициям в воплощении приключенческих лент, телевизионный мини-сериал «Одиссей» в лучшую сторону отличается от целого ряда подобных ему «мифозаветных» кинособратьев. Режиссеру удалось смягчить монументальность поэмы Гомера естественным визуальным рядом и эмоциональной проработкой характеров персонажей. Написанная торжественным гекзаметром, героическая поэма Гомера в режиссерской подаче Андрея Кончаловского превратилась в рассказанную «живым» камерным языком драму конкретного человека. Одиссей — уникальный герой древнегреческого эпоса, на несколько интеллектуальных шагов опережающий собственную эпоху. Его образ — символ перехода от общественной формации, основанной на применении грубой силы к цивилизованному типу общественных отношений, основанному на продуманном конструктивном подходе к решению большинства спорных вопросов. Оказавшись невольным участником троянской кампании, Одиссей и во время войны пытается избежать бесполезного кровопролития, используя собственные дальновидность и смекалку как наиболее эффективное оружие. По словам бога ветров Эола Одиссей — «первый из смертных, кто воспользовался своим умом и осознал, что ему есть чему учиться». Одиссей — один из наиболее влиятельных и могущественных греческих царей, не ставящий при этом целью завоевать или уничтожить чей то мир, а стремящийся построить, сохранить и защитить свой собственный. Итака — единственное место во всей Элладе, где каждый камень прижат к земле ладошкой его детских воспоминаний; каждое дерево с улыбкой прячет в своей кроне память о его подростковых ссадинах. Солоноватый бриз Итаки вобрал в себя вкус его первого поцелуя; а акварельная прозрачность линии горизонта до сих пор грезит его юношескими мечтами. Дыхание его мыслей и чувств живет в унисон с движением волн и ветра его родного острова. Мир, по крупице любовно выстроенный Одиссеем вокруг посаженного им дерева, с гордостью подаренный обожаемой жене и единственному сыну. Крохотный островок в Ионическом море, за 20 лет разлуки ставший мощнейшим магнитом для его тоскующей души… Армандо Ассанте (Одиссей) — это баланс между античным типажом мужественной внешности актера и свойственным ему рефлексирующим типом актерской игры. Тонкий аристократичный профиль, уверенная линия плеч и осанки, ироничная улыбка, выразительный взгляд, органичная мощь эмоций — главная роль в картине Кончаловского принадлежала Ассанте по праву. Он воплотил в кадре тот образ царя Итаки, которому невозможно не сопереживать и которым нельзя не восхищаться. Ассанте воссоздал на экране своего Одиссея, ничуть не уступающего гомеровскому прототипу. Ореол русых волос, усталая улыбка, мягкая теплота кожи и голоса — Грета Скакки, так трогательно и уютно воплотившая на экране образ жены Одиссея Пенелопы. Земная, домашняя, родная, мудрая — воплощение греческого идеала замужней женщины. Символ верности и неугасимой надежды, жена и мать воина. Как бережно подан российским режиссером в его картине этот образ. Протянутая режиссером невесомая паутинка ассоциативной связи с русскими женщинами, до последнего ждавших возвращения мужей с фронта второй мировой, словно живая иллюстрация симоновского стихотворения-заклинания «Жди меня, и я вернусь…». Изабелла Росселини (Афина) — божественно прекрасна в этой роли. Пленительная лукавая улыбка и огромные лучистые глаза цвета бирюзы. Загадочность ускользающей женственности и воплощение внутреннего достоинства. «Я являюсь к тому, кого сама выбираю». С Одиссеем ее связывают особые отношения покровительства и защиты. «Мой Одиссей» — сколько ласковой нежности и гордости за своего подопечного в этом обращении к нему богини мудрости. Афина в исполнении Росселини многогранна. Вот она теплая притягательная земная женщина, кокетливо и непринужденно беседующая с Одиссеем, которую можно коснуться рукой. Но буквально в следующую секунду она может стать величественной неприступной богиней, неумолимой повелительницей его судьбы. Эрик Робертс (Эвримах) — нагловатая циничная улыбка; привлекательная внешность знающего себе цену обольстителя; завораживающая пластика движений дикого хищника, змеиная гибкость этики и поступков. Один из аристократов Итаки, претендующих на царство Одиссея и его жену. Для того, чтобы образ главного положительного героя «выстрелил» должным образом в кадре — необходимо равновесие в виде равноценного ему по харизматичности отрицательного персонажа. Робертс был невероятно хорош в роли классического негодяя, не уступая своей вдохновенной актерской игрой Ассанте. Благодаря запоминающимся актерским работам второго плана и деликатности сценария в обращении с сюжетной линией первоисточника кинематографическое полотно Кончаловского приобрело свой законченный вид пронзительной жизненной драмы, ставшей когда то мифом.

elena str
elena str25 января 2011 в 21:56
Долгое возвращение

Давным-давно, в полулегендарные времена, когда люди верили в разных богов, чтили их и приносили им жертвы, в Греции был создан удивительный героический эпос. Сейчас сложно сказать, что было в нем исторической правдой, а что лишь сфантазировано автором. Великая Троянская война вдохновила его на столь яркое произведение, которое не может не впечатлить. Ведь главный герой отправляется в опасное и долгое путешествие, проходит множество испытаний и все ради того, что бы вернутся домой и снова посмотреть в глаза любимой жены. Режиссер Андрей Кончаловский интерпретировал произведение древнегреческого поэта Гомера о завершении легендарной войны и одного из самых ярких ее героев. Фильм стал мини-сериалом, потому что столь масштабную историю невозможно было бы вместить в меньший хронометраж – 20 лет странствий, новых сражений, кровавых пиршеств и потерь, которые в наказание за самоуверенность боги послали на судьбу Одиссея. И Кончаловский проделал серьезную работу, собрал талантливую команду и рискнул оживить на экране древние мифы. И все это было недаром, его кинокартина заинтересовала одного из самых ярких режиссеров прошлого века – Френсиса Форда Копполу, который выступил продюсером данной эпопеи. А также смогла впечатлить зрителя. Великий герой Одиссей своим острым умом сумел победить одно из самых крепких государств того времени. Но столь долгожданная победа делает его слишком беспечным и уверенным в своих силах, что совершенно не нравится небожителям. Потому в скором времени Одиссей превращается из победителя в марионетку, которой боги показывают, что без них он не может быть непобедимым. И пока не покорится их воле, он вынужден скитаться по чужим землям. Харизматичный и талантливый актер Арманд Ассанте играет в этом фильме одну из лучших своих ролей. Он полностью подошел на роль царя и героя, которого ничто не может остановить на пути к родному дому, жене и сыну. В каждой сцене он выглядит величественно, гордо и мужественно. А характер своего персонажа Арманд создал практически таким же, как и в оригинальной древней поэме. Одиссей сохранил свой наибольший талант – хитрость, и умело им пользовался. В глазах актера на протяжении всего фильма горел огонь, который служил доказательством тому, что этот человек никогда не сдастся. Его жена, царица Пенелопа, вынуждена все эти долгие годы оставаться одной и находить утешение лишь в воспитании сына. Она мужественно терпит нападки со стороны других мужей и верно ждет своего любимого супруга. Столь отважную и сильную царицу восхитительно играет Грета Скакки. Она воплотила прекрасный образ женщины, которая всегда будет верить в то, что ее любимый вернется, что бы ни говорили другие. Ведь иногда лучше слушаться своего сердца, чем разума. Грета и Арманд стали отличным экранным дуэтом, в чью любовь действительно начинаешь верить – настолько чувственно они вместе играют. Интересно в кинофильме изображены великие и бессмертные боги. Большинство из них оказывается интриганами, эгоистами, которые помыкают жизнями людей ради своего удовольствия. Но одна из них все же еще помнит о тех людях, кто всю жизнь ее чтит. Мудрая воительница Афина выступает самым приземленным богом, не брезгуя опускаться на землю и помогать любимому герою Одиссею. Актриса Изабелла Росселлини в образе греческой богини просто бесподобна, каждый раз появляясь в кадре, она уравнивает шансы царя вновь попасть домой. А ее хитрая улыбка дает понять, за что она его так ценит. Противостояние богов и одного храброго человека разворачивается на фоне волшебных пейзажей – необычных островов, бушующего моря, высоких водопадов и красивых пристанищ богов на земле. Андрей Кончаловский продумал каждую деталь в кинокартине, греческая одежда и богатые залы дворца будто бы переносят нас на много тысячелетий назад. Сюжет фильма гармонично сочетает в себе фантастику и реальность, которая будет близка людям в любую эпоху. Ведь в основном он рассказывает о несокрушимой силе любви, что вдохновляет главных героев не сдаваться. «В мире много священного и прекрасного. Но для человека дороже всего собственный мир. Его можно коснуться и его никто не отнимет.» Для того, что бы по-настоящему ценить свой родной дом, не обязательно отправляться в далекое путешествие. Часто именно память об этих родных местах и людях позволяет выстоять все и вернуться обратно. И тогда, вернувшись, ничего ценнее тех, кто искренне любит и ждет, он не сможет найти.

belchanty
belchanty23 января 2009 в 15:19
Одиссей и Пенелопа

Этот фильм просто прекрасен. У него нет недостатков или же слабых мест. В нём всё гармонично и совершенно. Кончаловский, как настоящий художник, передал нам в красках жизнь древнего героя, не забывая полутона и разные вкрапления. Одиссей. Арманд Ассанте - гениальный актёр, и он создал образ своего героя легко и без напряжения. Мы видим его стремления, слышим мысли, и даже сердце Одиссея открыто для нас, словно книга. Задумку режиссёра Ассанте не просто выполнил, а впитал в себя с жадностью одарённого ученика, и только потом выдал всем нам это чудо - ОДИССЕЯ. Пенелопа. Символ женской преданности и любви. Игра актрисы трогает до слёз. Ничего лишнего. Она аскетична и даже немного простовата, но именно это в ней и пленяет прежде всего самого Одиссея, а потом уже - зрителя. Афина. Нельзя не упомянуть об этой роли. Изабелла Росселини подошла идеально. Её голос впечатляет. И весь образ передан так, словно перед нами живая богиня. Именно этот трепет я ощущала всякий раз при появлении Афины. Можно смотреть и пресматривать этот фильм миллионы раз, и при этом находить в нём нечто новое для себя. Главная мысль к которой приходит наш герой, на удивление проста: все мы следуем своим путём. И нельзя забывать о том, что, добиваясь своей цели, мы приходим к ней не без посторонней помощи.

Elisa Gunnt
Elisa Gunnt4 января 2008 в 08:38
Великий древнегреческий эпос

Историческая эпопея, снятая по мотивам эпоса великого древнегреческого аэда Гомера. Масштаб съемок охватил огромную территорию содружества различных стран. Этот фильм включил в себя работу множества актеров, сценаристов, костюмеров, гримеров. Все, что подразуевает собой эпическая картина - масштаб и протяженность во времени - все это объяли необъятные просторы Итаки, Трои и путешествия Великого Странника - Одиссея. При фантазийности жанра режиссер не сделал картину сказкой, пожалуй, наоборот, реализм картины и страдания героя вполне могут затронуть самого скептичного зрителя. Красивые картины пейзажа, костюмы героев - все это передает нам атмосферу того времени. Сами боги Олимпа оживили наши смутные представления их образов, которые мы рисовали в своем воображении, когда читали 'Греческие мифы ' Куна. Фильм не стал кассовым, он не стоит на вершине хит-парадов, но это не умаляет его достоинства. Конечно, есть ошибки, возможно есть анахронизмы или какие-то исторические несовпадения, но в целом фильм качественный и может стать хорошей иллюстрацией к творчеству поэта Греции - Гомера.

leonidmalkoff9gmail.com
leonidmalkoff9gmail.com14 июля 2021 в 14:03
Трава была зеленее...

В 1997 году мир увидел множество различных крутых картин, от 'Людей в чёрном' и 'Достучаться до небес', до 'Титаника' и 'Брата'. Год был очень богатым на отличные фильмы. Одним из таких я могу назвать двухсерийный телефильм Андрея Кончаловского 'Одиссей', экранизация древнегреческих поэм Гомера 'Одиссея' и 'Илиада'. Важное уточнение — Поэмы Гомера я не читал, так что говорить о каких-либо несоответствиях не могу. Сюжет начинается с того, что Одиссей — Царь Итаки, отправляется с греками воевать против ненавистной Трои. Перед отправкой в путь, у него и его жены Пенелопы родился сын, которого они назвали Телемах. Победив в войне, Одиссей возгордился и бросил вызов богам, а бог морей Посейдон решил проучить нашего героя и обрёк его на вечные блуждания по морю в поисках Итаки... Вот завязка сюжета в общих чертах. Мне сюжет понравился, хоть каких-то откровений уровня фильмов 'Семь' или 'Умница Уилл Хантинг' в нём и нет, но он очень интересный, так как нам показывают две сюжетные линии, которые развиваются параллельно, это: 1) Приключения Одиссея, его путь домой. По ходу приключений Одиссей повстречает циклопа Полифема, богиню Церцею, Гермеса и многих других персонажей греческой мифологии. 2) События в Итаке с его женой и сыном. Взросление сына, ожидание Одиссея и хранение верности ему со стороны жены. А в конце эти линии очень эпично сходятся. Концовка прям топовая, а главное — К ней отлично и логично подвели, что иногда сценаристы забывают сделать, делая эффектность во имя эффектности. Актёрская игра меня порадовала, все актёры хорошо подходят к своим образам, отыгрыш вполне хорош. Эпоха чувствуется, натурные съёмки, красивые пейзажи, костюмы, декорации. Даже спецэффекты не выглядят плохо, да с 97 года они не хило устарели, но при просмотре мне не было не комфортно или кринжово, всё вполне хорошо. 9 из 10 В целом, очень хорошая лента, от просмотра кайфанул. Раньше Кончаловский снимал действительно крутые ленты. Да, 'Дорогие товарищи!' в целом хорошая лента, но до уровня 'Одиссея' ей как 'Эль Роялю' до 'Криминального чтива'. Но в любом случае, Спасибо авторам за эту ленту.

алексей михайлов
алексей михайлов4 апреля 2016 в 03:52

Фильм, вернее мини-сериал, достаточно подробно раскрывает историю хитроумного Одиссея (А. Ассанте). В тот день, когда у царя острова Итака Одиссея рождается сын Телемах, к нему приходят воины Греции. Одиссей отправляется с древнегреческим войском воевать в Трою, под стенами которой прошли десять лет тяжелейших сражений. В фильме показаны лучший воин из греков - Ахилл, лучший воин из троянцев - Гектор, их личное противоборство. Затем Ахилл пал в бою. Тогда Одиссей идет на хитрость - постройка Троянского коня, который должен быть подарком от якобы побежденных греков троянцам. Троянцы закатывают огромного коня в город, считая себя победителями. Но ночью греки нападают на расслабленных троянцев и одерживают победу в многолетней кровопролитной Троянской войне. Но после победы Одиссей решил, что раз он победил в Троянской войне, он великий человек, помощь Богов ему больше не нужна. Он на утесе объявляет об этом Богам. Ответ Богов - Одиссей не сможет вернуться домой, на Итаку за свою дерзость, высокомерие. В фильме ярко, четко показан дальнейший путь Одиссея. Это и остров одноглазых циклопов, где Одиссей и его путники оказываются запертыми в пещере одноглазого циклопа Полифема, который непротив был употребить их в пищу. И хитроумный Одиссей находит выход из такой ситуации, правда Полифем, кидая вслед отплывающим путникам камень, кричит Посейдону: 'Отомсти за меня' Одиссей попадает на остров к богу ветров Эолу, который вручает ему в мешке то, что должно помочь несчастным вернуться домой. Но порочные качества спутников, заснувшего после нескольких бессонных ночей Одиссея: жадность и любопытство вновь не дают вернуться на Итаку, которая уже была на горизонте. Корабль отнесен на другой конец земного шара на остров прорицательницы Цирцеи. Вызывает восхищение, восторг, изумление, та сцена, где Одиссей карабкается вверх на скалу, встреча с Гермесом, посланником Богов, его прекрасное парение в воздухе. Гермес дает советы. И вот Одиссей у прорицательницы Цирцеи. Пять лет прошли как пять дней. И вновь из уст богини Одиссей слышит как укор, необходимость признать власть Богов над собой. По совету прорицательницы Одиссей решает встретиться с умершим прорицателем Тиресием, кто укажет ему путь домой. Но для этого герою нужно спуститься в Аид - царство мертвых. Одиссей спускается и туда. Очень сильна сцена прощания Одиссея здесь со своими путниками, слова одного из них: 'Твоя душа не сгорит'. Он идет по тропе. К нему слетаются тени умерших - сцена вызывает мистический ужас. Ему удается встретиться с прорицателем Тиресием (Кристофер Ли, великолепно сыгравшего эту роль мудреца, философствующего перед бренностью вечности). Душераздирающая встреча Одиссея с матерью, ее рука сквозь огонь, которая машет герою. Да, теперь она здесь на веки. Ее предупреждение об опасности для царства Одиссея. И Одиссей с путниками, по совету прорицателя плывет через пролив между Сциллой и Харитой. С одной стороны страшное чудовище Сцилла, которое забрало себе в жертвы нескольких из путников героя. С другой стороны бездна, пропасть - Харита. Сумеют ли Одиссей со своими путниками выжить, переплывя этот пролив, или кто-то еще должен стать жертвой гордости Одиссея. Одиссей попадает на остров к нимфе Каллипсо, которая обещает ему бессмертие, если он останется и позабудет свой мир Итаку и свою жену Пенелопу. Одиссей делает свой выбор. Начинает упорно строить себе плот. Отплывает. Но поднявшаяся буря сметает плот в щепки. Одиссей оказывается беззащитен. И здесь с ним напрямую вступает в диалог Посейдон. Он утверждает, что Одиссей должен понять ту истину, от непонимания которой он до сих пор не может вернуться, на алтарь которой были принесены долгие годы его странствий, мучений, годы, когда страдала и его жена Пенелопа от притеснений непрошенных гостей, но кто сумеет защитить остров Итаку, Пенелопу от жестокости распущенных людей? Тот, кто сможет пропустить стрелу через двенадцать колец в облике немощного старца, который дала ему та богиня Афина, которая ему покровительствует. Фильм поставлен прекрасно, изумительно, восхитительно. Прекрасно показана та великая эпоха античности, быт, нравы, мировоззрение той эпохи. Прекрасно показаны и пейзажи: и море в разных его состояниях, небо, неприступная скала перед дворцом Цирцеи, острова, водопад на острове Эола. И как положительные, так и отрицательные качества многих людей. Прежде всего самого Одиссея: при его хитроумности, бесстрашии, ловкости, смелости, мужественности его не смогла обойти гордыня. При всей преданности лидеру, смелости, мужеству спутников Одиссея, в решающий момент они проявили отрицательные жадность, корысть, любопытство. Также неоднозначно показаны и боги. Несмотря на все свое могущество, бессмертие, они тоже не совершенны. И словно утверждается, что при несовершенстве свои отрицательные качества нужно исправлять. И тогда наступит гармония. Это прекрасная экранизация древнегреческого эпоса, одного из самых значительных памятников древнегреческой литературы, в которой та далекая эпоха оживает и предстает во всем своем величии, красоте, уникальности, но с другой стороны утверждая что некие ценности, идеалы, чувства не изменились сквозь тысячелетия. 10 из 10

Dentr Scorpio
Dentr Scorpio4 сентября 2015 в 13:56
К родному краю путь нелёгкий.

Пожалуй, точно, лучшая работа мастера от русской земли, Андрея Кончаловского, выполненная им на чужбине. Фактически достоверно сумевшая передать оригинальное содержание нетленной поэмы, опус-дань уважения великому слепому поэту-гению всей человеческой расы Гомеру. Одна из тех особенных работ, продолжительность, которая соизмерима средней продолжительности жизни комара (около трёх часов). И не смотря на её длину во времени, картину приятно пересматривать, как и увлекательно погружаться в приключения многострадального создателя Троянского коня. Да и для 90-ых годов работа была проделана основательная. Труд, прошедший в процессе своего создания немало проволочек и требований от студии, которые Кончаловский умело смог обойти, сумев предоставить свой немного альтернативный взгляд на историю скитаний величайшего путешественника из мифов. При этом, не тронув и сохранив атмосферу первоисточника. И благодаря всему тому, что было вложено в создание его, всё в результате вышло гармоничным, отдающим великолепием средиземноморской природой античных времен. Важно и то, что удалась здесь верная передача всех испытаний (кроме сирен, их Кончаловский убрал), выпавших герою Трои, Одиссею. Образ главного героя в картине подан по-настоящему Армандом Ассанте. Актер попросту живёт в ней, в роли хитреца, воина, царя Итаки и верного мужа своей жены, задержавшегося в командировке на лет так двадцать. По своей сути здесь больше будет рассказано о супружеской верности, и о том, как человека проходящего страшные и сложнейшие испытания, тянет к родным берегам (вполне очевидно, но всё же, тема эта тут обыгрывается, так как нужно). Имена Одиссея и Пенелопы будут надолго ассоциироваться с верностью и преданностью. Также мне хочется как раз выделить актрису, исполнившую жену царя Итаки, мудрую и сильную женщину Пенелопу, Грету Скакки, терпящую за время отсутствия своего мужа хамство набежавших авантюристов-женихов позарившихся на царский трон. В числе хамов смог засветится Эрик Робертс, неплохо отыгрывающий роль негодяя и интригана. А также мне хотелось отметить участие ныне отошедшего от нас в иной мир, гениального Кристофера Ли, играющего в картине только своим голосом, в сцене, которую снимали в кратере вулкана. Как и надобно отметить изумительно вошедшую в роль богини справедливой войны, Изабеллу Росселини, истинная мудрая Афина, в одном изречении, сказанном её, обнажается весь главный смысл всего этого произведения: «Боги не делают для людей того, что люди должны делать для себя сами». Восхитительная музыка нашенского Эдуарда Артемьева звучит одой всему великому эпосу, восхвалившего человека пошедшего против Посейдона, западающая своей мелодией в голову, остающаяся в памяти прекрасным звуком морского прибоя и морской романтики. Ещё следует отметить оператора Сергея Козлова, скрупулезно выведшего на экран замечательные пейзажи Средиземноморья. Немалый труд Кончаловского заслуженно получивший четыре «Эмми», своим наполнением являет нам одну из лучших экранизаций литературы Древней Эллады. Навечно оставшись на языке у каждого, синоним скитаний и долгого странствия по неизведанным мирам, она была перевоплощена ещё до Кончаловского Кубриком, ой это уже совсем другая история. Всем тем, кто желает ознакомиться с произведениями Гомера, рекомендую к просмотру, думаю, вам сможет прийтись по душе кино-поэма, действительно живая трактовка с мыслями, очень красиво сотканная, его нужно обязательно увидеть хотя бы один раз. 9 из 10

ПОНЧИК
ПОНЧИК21 июля 2007 в 13:30

Просто Шедевр. По этому фильму можно изучать древнегреческую мифологию. Во-первых, актеры играют потрясающе. Во-вторых, спецэффекты отличные (для 1997 года). Теперь снять историю про Одиссея лучше, чем 'Одиссея' Кончаловского, будет очень сложно. Кончаловский поставил очень и очень высокую планку. Спасибо Вам, Андрей Сергеевич!

Wanksta
Wanksta17 октября 2006 в 00:42

Потрясающе интересный фильм про Одиссея. Лучшая роль Арманда Ассанте. Этот фильм превосходит все части Властелина колец. Лучший фэнтези который я когда-либо видел. 10 из 10.

Гришыч
Гришыч29 июня 2018 в 14:37
Удивительные злоключения властителя Итаки

По правде говоря, я не являюсь великим знатоком произведений легендарного древнегреческого поэта Гомера “Илиада” и “Одиссея”, по мотивам которых и была создана сия киноработа Андрея Кончаловского 97-го года, хотя, подозреваю, что особое знание творчества автора крупномасштабной истории о десятилетней Троянской войне во время просмотра “Одиссея” не так уж необходимо. В общем-то, вполне очевидно, что данный фильм следует считать скорее некой фантазией создателей картины на тему невероятных сказочно-мифологических приключений гордого царя Итаки, опрометчиво бросившего дерзкий вызов, мягко говоря, совсем неравному для него “оппоненту”, а не какой-либо точной и неотступной экранизацией конкретных мифов античных греков, максимально приближенной к тексту древнего оригинала. Впервые я посмотрел “Одиссея” еще в школьном детстве – и даже та, видеокассетная версия не самого лучшего качества, произвела на меня довольно сильное впечатление. Разумеется, весьма приятно было (особенно в то время и в том возрасте), как говорится, с головой окунуться в откровенно фантазийную атмосферу разнообразных волшебных “передряг”, которые выпали на долю знаменитого властителя и отменного воина (а также, естественно, его сравнительно немалочисленных товарищей-спутников по оружию) и стали ему вполне справедливой, по мнению отдельных богов, расплатой за сиюминутную гордыню после грандиознейшей победы над несокрушимым врагом под названием Троя. Сразу вспоминается общеизвестное с малых лет выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек”. Кстати говоря, присутствие богов и богинь (наряду со всевозможными мифическими монстрами и чудовищами, конечно), на мой взгляд, придает данной ленте Кончаловского своеобразный сказочный шарм, напрочь отсутствующий, например, в более поздней блокбастерской и немного суховатой “Трое” Вольфганга Петерсена с голливудской звездой Брэдом Питтом. По моему субъективному мнению, несмотря на существенно меньшую визуальную 'навороченность' (масштабность батальных сцен, спецэффекты и прочее), “Одиссей” 90-х гораздо обаятельнее и симпатичнее, нежели упомянутое творение начала 21-го века, представляющее собой по большому счету вполне стандартный пеплум нынешнего кинематографа в стиле, скажем, культового и весьма достойного “Гладиатора” Ридли Скотта. Подозреваю, что наверняка найдутся люди, которые однозначно не согласятся с подобной точкой зрения, но на вкус и цвет, как известно, фломастеры разные. Из актерского состава, прежде всего, стоит выделить исполнителей главных ролей – Арманда Ассанте и Грету Скакки. Глядя на них здесь, я почему-то ни на миг не усомнился в том, что это и есть настоящие Одиссей и Пенелопа – доблестный, бесстрашный муж-воитель и верная, безгранично любящая супруга-царица, которые вынуждены расстаться по воле жестоких обстоятельств на неопределенный срок, а может быть, и навсегда. Очевидно, что пытаться описать весь этот драматизм словами просто бессмысленно – чтобы понять, оценить и почувствовать, нужно увидеть все это собственными глазами. Изабелла Росселлини в роли мудрой богини Афины, безусловно, хороша – даже немного жаль, что за весь трехчасовой хронометраж произведения она появилась в картине всего лишь пару-тройку раз, насколько я помню. Величественность, красота, без труда пленяющий мужское сознание и слегка насмешливый взгляд, лукавая и немного дразнящая улыбка, несомненная безаппеляционность жестов и выражений – такова здесь воинственная Афина, славная дочь олимпийского громовержца Зевса, неизменная покровительница греков и могущественная наставница хитроумного повелителя Итаки. Если говорить о второстепенных героях и персонажах, то, пожалуй, можно вспомнить веселого и озорного “ветряного” бога, слепого прорицателя из подземного царства Аида (или синонимичного аду Царства Мертвых, иначе говоря), так называемого “главаря” злодейских женихов, неожиданно осадивших практически беззащитный дом отчаянно ждущей возвращения любимого мужа Пенелопы, а также двух бессмертных чародеек – коварную волшебницу Кирку и обворожительную красотку Калипсо. Незавуалированная и по-своему обаятельная незамысловатость повествования, приемлемая легкая комедийность некоторых эпизодов, подкупающая зрителя сказочность с элементами драмы и классического пеплума, впечатляющие морские панорамы, приятное музыкальное сопровождение, отсутствие чрезмерной кровавости-жестокости – все это, на мой взгляд, однозначные плюсы/достоинства разбираемого фильма, являющегося если уж не шедевром киноискусства, то, по крайней мере, отличным представителем конкретного жанра кино. К тому же и в плане пресловутых визуальных эффектов “Одиссей” (во всяком случае, для своих уже относительно преклонных лет), как я считаю, очень неплох – взять хотя бы чудовищного великана-людоеда Полифема из рода циклопов, гигантскую прожорливую змею-гидру из морской пучины и объемно-внушительно говорящего “с помощью” огромных сокрушительных волн всесильного хозяина морей бога Посейдона. Что касается мрачно-зловещей, прекрасно снятой (если говорить о жуткой, гнетущей атмосфере и о внешнем оформлении демонстрируемых на экране монстров) сцены в леденящем душу логове ненасытных чудищ Сциллы и Харибды, то ее, по-моему, вообще можно отнести к жанру “хоррор” – пусть и с некоторой натяжкой, пожалуй. Любопытный момент – в мифологии (причем не только, думаю, древнегреческой) разного рода божества довольно часто представлены и показаны отнюдь не идеальными и безукоризненными созданиями, если рассуждать исключительно об их сущности. Подлость, коварство, алчность, малодушие, эгоизм, лицемерие – как говорится, ничто человеческое им вовсе не чуждо. По большому счету разница между ними, правящими небожителями, и простыми людьми заключается лишь в бессмертии и наличии всевозможных сверхъестественных способностей. Например, та же Афина, согласно одному из мифов, превратила девушку Арахну в паука только за то, что та посмела вызвать богиню на состязание по ткацкому мастерству, а Гера в свое время страшно отомстила троянскому царевичу Парису (да и не только ему), поскольку тот отдал злополучное яблоко раздора, которое предназначалось прекраснейшей, отнюдь не жене царя олимпийцев. Неудивительно, что именно благородные люди-герои, такие как Геракл, Тесей, Персей, Одиссей, Ахиллес и им подобные, вызывают сопереживание и благосклонность зрителей/читателей – ведь все эти перечисленные персонажи из сказок, мифов и легенд вроде как являются представителями одного народа, нередко выступающими против тирании и диктата якобы “божественной” власти Олимпа во главе с Зевсом. А власть эта, естественно, имеет в своем распоряжении немало разных стихий, бедствий, чудовищ и тому подобного 'добра' для приструнения/укрощения/уничтожения непокорных и своенравных субъектов, посмевших выразить какое-либо несогласие с действующей “верхушкой”. Почему-то мне думается, здесь вполне можно провести своего рода аналогию и с нынешними временами. Приблизительно те же мотивы извечного противостояния героев, злодеев, монстров и богов можно разглядеть, к примеру, в двух слегка примитивных фантазийно-приключенческих сериалах, ориентированных, понятно, в большей степени на детско-подростковую аудиторию – “Удивительные странствия Геракла” и “Зена – королева воинов”. Однако сей фильм Андрея Кончаловского, который как-то раз, если не ошибаюсь, почему-то демонстрировался по телевидению в формате мини-сериала, несомненно, произвел на меня куда более положительное впечатление – в первую очередь, благодаря чарующему, словно фатальная песня демонических прелестниц-сирен, обаянию поведанной в данной ленте сказочной истории и мощнейшей, если можно так сказать, харизме основных действующих лиц, фигурирующих в блестящем “Одиссее”.

Mr Gaunt
Mr Gaunt31 июля 2016 в 15:29
«В мире много священного и прекрасного. Но для человека дороже всего его собственный мир»

С этим приключенческим двухсерийным фильмом я познакомился больше 10 лет назад, когда его ещё изредка крутили по ТВ, и конечно, он вызывает у меня ностальгию, особенно если учесть, сколько посредственности и порожняка на тему «античности» было снято в 2000-е и 2010-е. На фоне последнего «Одиссей» выглядит едва ли не шедевром, да и сама по себе он — действительно достойная кинокартина, крепкая и цельная экранизация поэмы Гомера. Чем подкупает «Одиссей», так это своим антуражем. Перед нами не пафосный и эпический пеплум, а очень даже уютная и близкая обычному человеку история, в которой, несмотря на мифологическую тематику, главными героями выступают люди, со своими проблемами и заботами — тоской по родине и по близким людям, нелёгким выбором между простой и беззаботной жизнью на чужбине до конца дней или продолжением тяжёлого, полного перипетий пути к дому, где не факт, что тебя ожидает радушный приём. Психологизм фильма подчёркивается и отличными актёрскими работами: Арманда Ассанте, сыгравшего главного героя с его мужеством, мощью эмоций и ироничной улыбкой; Греты Скакки, воплотившей свой образ Пенелопы — простой земной женщины, стойко ждущей своего любимого, олицетворяющей собой верность и домашний уют, и при этом — с поразительной силой характера; Изабеллы Росселлини в роли богини Афины, величественной и прекрасной, и в то же время доброй и заботливой; Эрика Робертса в роли харизматичного отрицательного персонажа, Эвримаха, соблазняющего женщин своим взглядом дьявола-искусителя, кошачьей грацией и пластикой движений. Естественность картины подчёркивается и превосходными съёмками, и визуальными эффектами, которые не режут глаз, подобно современной компьютерной графике, а смотрятся предельно реалистично. С любовью и старанием подобраны декорации и костюмы, и особенно — необыкновенно красивые пейзажи. Благодаря всему этому во время просмотра погружаешься в атмосферу Древней Греции, в атмосферу приключения, которое суждено было пережить главному герою. Единственным, хотя и довольно значимым недостатком фильма можно назвать то, что режиссёру не удалось передать весь масштаб истории об Одиссее. С одной стороны, это произошло из-за того, что полный кучи событий сюжет произведения Гомера попытались впихнуть в трёхчасовой формат (в сокращённой версии — и вовсе 2 с небольшим часа), из-за чего повествование фильма смотрится несколько сжато и скомкано. С другой, очевидно, что создатели картины явно сэкономили на гриме, из-за чего персонаж Греты Скакки в конце фильма выглядит практически так же, как и в начале — а ведь, по сюжету, прошло целых двадцать лет! Впрочем, всё это меркнет на фоне отменного реализма и замечательно перенесённого на телеэкран древнегреческого мифа. Вердикт — хороший мини-сериал с интересным и захватывающим сюжетом и поразительно качественной для телеформата режиссёрской и операторской работой. 7 из 10

Koala_in_dreams
Koala_in_dreams8 августа 2015 в 06:59
Краткий анализ мини-сериала 'Одиссей'.

Именно с мини-сериала 'Одиссей' началась моя осмысленная жизнь. Я пытался оценить этот сериал объективно. Вообще, все фильмы/сериалы, за основу сюжетов которых брались мифы/легенды древней Греции, как правило, отличные. 'Одиссей'- это наилучшая постановка из всех таких, какие я знаю. Сюжет не даёт тебе возможности оторваться от экрана- настолько всё это интересно. Нет ни малейшего желания промотать ни одной сцены- всё занимательно, всё завораживает. Ну а эпизоды в Пещере Циклопа, в Царстве Аида, на Зачарованном острове, Между Сциллой и Харибдой стали каноническими и запомнились зрителям на всю жизнь. Некоторые герои оставляют после себя неприятное впечатление, некоторые наоборот заставляют сопереживать им, волноваться за них. Есть сцена, заставившая даже мужчин прослезиться. Искренне волнуешься за Телемака, за Пенелопу, за судьбу всей Итаки в целом. Фильм учит зрителей стремиться к своей цели, никогда не сдаваться, заставляет верить в могучую силу любви, в то, что добро всегда побеждает зло. Спецэффекты изумляют даже сейчас, не могу найти ни одного изъяна. Низкий поклон съёмочной группе и актёрам за проделанную ими колоссальную работу. Съёмки были крайне трудными, но результат оправдал себя, несомненно. Всем, кто ещё по каким-то причинам не смотрел этот шедевр, настоятельно рекомендую посмотреть. 10 из 10

kirik b
kirik b25 мая 2015 в 14:02
Долгий путь к дому...

« - И дым отечества нам сладок и приятен…» (с) Это разумеется не самый лучший фильм Андрона Кончаловского, но возможно один из самых попсовых и самых любимых. Ведь Андрон Сергеевич в основном снимает серьёзные, далёкие от развлечений и от приключенческой тематике фильмы. В его творчестве произошли сильные изменения лишь после того, как он эмигрировал в Америку и пытался покорить Голливуд. Именно тогда из его стана вышли такие жанровые хиты как «Поезд – Беглец» ( в котором кстати, дебютировал ветеран треша Денни Трехо ) и «Танго и Кэш» - в котором встретились звёзды экшен – картин 80-ых Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне. К этим же развлекательным фильмам вполне можно отнести и рассматриваемую в данной рецензии экранизацию классической поэмы Гомера. Снимать этот фильм Кончаловского уговорил продюсер проекта – Френсис Форд Коппола, до этого он долго отказывался. Ведь история странствий царя Итаки проходит по классу школьной литературы, а автор «Сибириады» если и экранизирует классику, то только «взрослую» - Чехова ( «Дядя Ваня» ) или Тургенева («Дворянское Гнездо» ). Но в итоге знаменитый советский режиссёр всё же взялся за перенос на экран великого творения Гомера. По словам самого Кончаловского, снимать «Одиссея» он согласился дабы отдохнуть от постоянных поисков «авторского» кино, и немного расслабится на берегу Эгейского моря. К тому же компания собралась превосходная: Арманд Ассанте, Эрик Робертс и девушки – актрисы Грета Скакки, Изабелла Росселлини и Ванесса Уильямс ( странно, что от услуг Наоми Кемпбел и Сидни Кроуфорд он отказался – они планировались продюсерами на роли сладкоголосых Сирен ). А если говорить серьёзно, то вряд ли Кончаловскому пришлось на съёмках расслабиться, и уж конечно вряд ли такая роскошь коснулась занятых в ведущих ролях исполнителей. Ведь по задумке постановщика, нужно было показать древнюю Грецию максимально реалистично. Потому многие детали быта, в особенности походная экипировка героя и его товарищей – сняты предельно натуралистично. При кажущимся камерном видении сюжета, автор смог создать в итоге цельное, эпическое произведение, богатое на философские размышления и лирические отступления кино… Сюжет фильма более – менее подробно пересказывает основные перипетии «Одиссеи» Гомера. Правда Кончаловский позволил себе незначительные в общем то изменения. Так он исключил из повествования упомянутых выше Сирен ( чарующее пение которых, герой слушал будучи привязанным к мачте, пока вся команда была с восковыми затычками в ушах ), отца героя – одного из аргонавтов, старца Лаэрта. Так же, дабы иметь драматургическую завязку сюжета не вдаваясь в отвлекающие от него подробности, вроде ссоры Олимпийский Богов ( Посейдон ополчился против Одиссея в веду того, что разругался с покровительствовавший ему сестрой Афиной ), режиссёр ввёл в фильм сцену, которой не было в античной поэме. А именно то, как тщеславный Одиссей ссорится на берегу моря с Посейдоном, говоря ему, что помощь Богов человеку не нужна, он сам способен всего добиться. После чего морской Бог говорит герою, что тот больше никогда не увидит родную Итаку… Эти изменения были незначительны на фоне всей постановки в целом, а потому не у кого особых нареканий не вызвали. Увлекательная манера повествования ( ведущаяся от самого Одиссея, его голосом, с размышлениями относительно происходящих вещей ), качественные визуальные эффекты ( с уже к тому времени оккупировавшей кинематограф компьютерной графикой ), прекрасные исполнители, великолепный саундтрек ( написанный постоянным композитором Михалкова – Эдуардом Артемьевым ) и прекрасная операторская работа ( за камерой стоял Сергей Козлов, ранее снимавший «Сибириаду» ) – всё вместе сложилось в удивительный, завораживающий не смотря на кажущуюся простоту изложения и саму подачу материала фильм, который можно отнести к разным жанрам: от банального приключенческого, до героического фэнтази и даже драмы. Сразу виден шарм картины, и то, что над её созданием работал крупный мастер, настоящий профессионал своего дела. Касается это и подбора актёров на те или иные роли. Все исполнители подошли на свои роли просто идеально! А для Арманда Ассанте роль хитроумного греческого героя – вообще стала лучший в карьере. К тому же не так много у него было главных ролей в крупнобюджетных постановках ( к слову, мини – сериал Кончаловского снятый на деньги «Hallmark», имел огромный, на тот момент рекордный бюджет в 45 миллионов $!). Прочие исполнители смогли создать весьма колоритные, запоминающиеся образа классических героев. Так из Греты Скакки получилась прелестная Пенелопа – мягкая, олицетворяющая собой домашний уют женщина, ждущая своего мужа почти два десятка лет. Алан Стенсон сыграл юного Телемака – сына и наследника Одиссея, подал этот образ как вспыльчивого, отчаявшегося в поисках родителя человека, готового подобно отцу взяться за оружие, дабы защитить свой мир. А шикарный и фактурный Эрик Робертс как всегда купается в отрицательном амплуа – ему досталась роль Эвримаха – одного из непрошенных женихов Пенелопы, сильно «загостившихся» в осиротевшим без хозяина доме. Богини Афина, Калипсо и Цирцея были воплощены на экране такими разными по типажам актрисами как Изабелла Росселлини, Ванесса Уильямс и Бернадетт Питерс. Эпизодического, но важного для определённых событий героя – Ахиллеса сыграл Джейсон Льюис. Прочие персонажи, вроде царя Менилая, Агамемнона и др. – так же получились запоминающимися. Колоритный образ создала и Джеральдин Чаплин, сыграв Эвриклею… Несмотря на довольно сжатый график съёмок, и то, что созданию фильма мешала сама стихия – проливные дожди и холодные ветра ( словно сами античные Боги мешали Кончаловскому завершить свою «Одиссею» ), в результате которых исполнитель главной роли – Арманд Ассанте даже подхватил воспаление лёгких; картина была полностью закончена в срок, и в 1997 –ом, после широкой рекламы прошла премьерой по ТВ во многих странах мира, в том числе и в России ( где мини – сериал поделили на 4 идущие по полчаса серии ). Фильм собрал положительные отзывы критиков, удостоился нескольких престижных призов и двух номинаций на Золотой Глобус ( за лучший фильм, и лучшую мужскую роль первого плана ). Одно время «Одиссей» Кончаловского был довольно популярен, и даже породил на некоторое время моду на пышные приключенческие мини – сериалы по мотивам легенд и мифов Древней Греции ( к примеру, в традициях новой экранизации «Одиссеи» был снят новый фильм о путешествии за Золотым Руном Ясона ). Сегодня этот фильм является каноническим, и даже более знаменит чем предыдущие киноверсии поэмы. Наверное это был последний качественный, рассчитанный на широкого зрителя фильм именитого режиссёра ( ибо от его блокбастера «Щелкунчик и Крысиный Король» волосы дыбом встают, и лучше его всуе не поминать, дабы не порочить как сказку Гофмана, так и репутацию Кончаловского )… 10 из 10

Barnaul_MAN
Barnaul_MAN23 марта 2015 в 07:02
Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?

Помнится, ещё когда я был маленьким, когда этот фильм только вышел и произвёл фурор, мои родители имели неосторожность включить его при мне. Разумеется, в 5 лет такая жестокость на экране вызвала у ранимого ребёнка неадекватную реакцию. Им пришлось выключить, а уж когда они досматривали, я и не знаю. Прошло очень много лет. Побывав фанатом русских мелодраматических сериалов, не выносящим заграничные фильмы, я, наконец, нашёл свою настоящую стихию в виде мирового кино разных жанров. И особенно я пристрастился к эпическому фэнтэзи, снятому по старинным и новым мифам, в красочных декорациях да с дорогими спецэффектами. Стоит ли говорить, что шесть фильмов, составляющие Сагу о Средиземье, стали одной из моих любимых историй в кино? Некто осмелился заявить, что 'Одиссей' превосходит по эпичности 'Властелина колец' - я бы сказал иначе: в 'Одиссее' больше смысла, в то время как 'Властелин колец' является идеальным кино-аттракционом, а смысловая составляющая там проста - это банальная борьба добра со злом. Все части 'властелина' и 'Хоббита' хороши каждая по-своему, но 'Одиссея' не за что ставить ниже этой саги. Это столь же идеальное кино, которое можно смотреть не один раз. 'Одиссей' Андрея Кончаловского, имя которого давно не пустой звук для киноманов, как и фильмы о Средиземье, снят по бессмертному произведению, а именно по книге Гомера, написанной по древнегреческим мифам. Если бы этот российский режиссёр снял это кино в России с низкими технологическими способностями российского кино 90-х годов, то получился бы, может, и интересный фильм, но он бы не радовал глаз, в отличие от того, что получилось при съёмке с участием заграничных специалистов по спецэффектам. Может, получился не уровень того же 'Властелина колец' (если уж сравнивать во всём), но на самом деле графика в фильме нешуточная, даже удивительно, что этот фильм не вышел на Blu-Ray. Разумеется, такое зрелищное кино было показано на большом экране, а мини-сериалом оно считается из-за наличия расширенной двухсерийной версии. И лучше смотреть именно этот вариант, чтоб ничего не пропустить. При общей продолжительности в три часа, фильм ни разу не дал заскучать, он смотрится на одном дыхании, и в его событиях всё понятно даже для тех, кто не читал 'Одиссею' Гомера. Мне довелось читать это произведение ещё в школьные годы, и кое-что запомнилось, и было узнаваемо мной при просмотре данной его экранизации. Единственное, что авторы фильма забыли показать - это остров сирен, которые завлекали к себе путешественников своим пением. В остальном фильм слово в слово следует литературному первоисточнику, перекладывая на экран практически всю поэму Гомера. Схватки со Сциллой и Харибдой вызывают аплодисменты. Фильм от начала до конца радует своей эпичностью, разнообразными поворотами сюжета, захватывающим экшном, шикарными декорациями. Фильм начинается с того, на чём заканчиваются события фильма 'Троя' 2004 года, с этого момента начинается ещё одна часть мифов Греции. На данный момент планируется ещё один международный проект: новая экранизация мифов об Одиссее, которую снимет Фёдор Бондарчук, так же в сотрудничестве с Голливудом, то есть, по той же схеме, что и данный фильм Андрея Кончаловского. Только вот вопрос - удастся ли ему повторить эпичность и масштабность фильма 1997 года? Лучше, чем этот фильм, снять уже нереально. 'Одиссей' Кончаловского обязателен к просмотру всем ценителям жанра фэнтэзи. 10 из 10

Sanchellios
Sanchellios13 декабря 2014 в 23:35
Настоящее путешествие

Наш мир пусть и не совершенство, но благодаря прогрессу мы можем так много. Нам доступна любая еда, одежда на любой вкус, путешествия в любую точку планеты. Нам доступны всяческие развлечения, в том числе и кино любой эпохи. Пожалуй, фильмы - самый доступный способ путешествий. Для меня это так, пусть кто-то и не согласен. Фильм Одиссей Андрея Кончаловского это не просто кино об одном из самых знаменитых путешествий за всю историю человечества, это билет плюс пароход, который отправит вас в мир Древней Греции, с её мифическими представлениями о мире. Это история, которая содержит в себе вечную мудрость - человек без богов - ничто. Действительно, создатели фильма постарались на славу. Путь спецэффекты несовершенны, зато всё сделано с любовью, именно поэтому лично я почувствовал полное погружение в античный мир, в его волшебство. Это заслуга художников, которые отлично поработали над декорациями и костюмами. Когда кто-то экранизирует литературное произведение, то ему необходимо передать основную идею, не упустить ничего важного, обидеть как можно меньше поклонников книги. Авторы справились с задачей, и не просто справились отлично, хоть и убрали сирен, сохранив всю прелесть классической поэмы Гомера Одиссея. Впечатляет работа оператора и режиссёра (Сергея Козлова и Андрея Кончаловского, соответственно). Картинка превосходна, выверена, всё очень красиво, мы ничего не упустим в этом фильме. Пожалуй, одно из самых главных достоинств этого фильма (помимо сюжета, который и не обсуждается) - актёрская игра Аманда Ассанте и Греты Скакки. Заключительная сцена, когда Пенелопа всё-таки увидела Одиссея, чего только стоит! Вы просто должны это видеть. Кстати, в фильме есть кровавые сцены жестокости… Но как они деликатно сделаны! Интеллигентно, без чернухи и обнаженки, что не может не радовать! 12+ - слишком строгое правило для этого фильма. Я узнал, что съемки этого фильма проходили в жутких условиях, постоянно лил дождь и дул ветер, съёмочная группа работала по 70-90 часов в неделю, а под конец все ещё и разболелись. Забавно, как же это сходится с сюжетом фильма! Мудрость… Да какой-либо стоящий результат, который делает человека лучше, мудрей, ставит его на ступеньку выше с ним же вчерашним, достигается упорным трудом. Фильм получился стоящим и я горд тем, что в его создании принимали участие (да ещё какое важное) наши соотечественники! Рекомендую посмотреть! 9 из 10

Фюльгья
Фюльгья28 августа 2014 в 03:58
А странников участь – плыть к дому и брезговать тронами… Я знаю. Я был Одиссеем (с) О. Ладыженский

Впечатления двоякие. Удачно, пожалуй, выбраны самые кинематографичные из приключений Одиссея. Но вот сшиты в единое повествование они так, словно ребята плавали по всему Океану в районе недельки-двух. Только Телемах рос, как на дрожжах, остальные же совершенно не изменились, не постарели - и не только Одиссей, который, благодаря фокусам со временем у Цирцеи, и, возможно, у Каллипсо, и не должен был особенно постареть, но и Пенелопа, для которой прошло двадцать лет. Нет ощущения целой жизни, прошедшей мимо. Отлично играют Скакки и Папас, жена и мать Одиссея, чудесный дуэт - и самый берущий за сердце момент, где невестка в отчаянии, беспомощным детским жестом расставляет руки, пытаясь не пустить свекровь, заменившую ей мать, в путь, откуда нет возврата... а вот про самого Ассанте я такого не могу сказать. Недоигрывает почти всегда, особенно не дается ему та самая хитрость. Благородная красота актера служит ему плохую службу, он словно бы всегда помнит, что в кадре он должен выглядеть хорошо. Одиссей ни разу не выглядит смешным, ни разу не теряет лицо, даже страдает он этак красиво. Герой. С проработкой мотивации тоже не все гладко. С чего он, вроде бы умный человек, точно знающий, что боги существуют, начал совершенно без повода оскорблять бога, который ему ничего дурного не сделал, причем именно Посейдона, по владениям которого на днях собирается плыть? И потом, эта зацикленность на 'моем мире', который у него якобы кто-то хочет отнять. Да никто ничего подобного не хотел! Правильно спрашивал его Эвримах: 'В чем наша вина?' - ну откуда женихам знать-то, что он жив, в самом деле?! По морали Древней Греции Одиссей в своем праве, но в XX веке финальный поступок Одиссея, так, как он представлен в фильме, выглядит совершенно иначе - циничным зверством. Великолепна Каллипсо. Уильямс выглядит в этой роли действительно более, чем смертной женщиной, и дело не только в ее красоте, не только в ее огромных серебряных глазах, но также и в движениях, подчеркнутых причудливым одеянием, в каком-то внутреннем состоянии. На ее фоне просто ужасна Цирцея, которая выглядит и ведет себя как дешевая куртизанка не первой молодости, считающая, что тонна косметики на лице и ужимки капризной малолетки ее красят. Бедная Питерс, дали бы ей сыграть настоящую Цирцею, великую чародейку-полубогиню, а не эту идиотку. Олимпийцы, кстати, средние. Гермес неплох лицом и поведением, но то, что он щеголяет в странных трусах под металл и сияет золотом, по-моему, крайне попсово. Афина дивно хороша только в одном моменте, в последнем своем появлении, а до этого не слишком впечатляет. Посейдон появляется только в виде волны-лица с вечной темой 'Ты будешь страдать', что неплохо по задумке, но почему-то не цепляет по исполнению. Женихи хороши, особенно Эвримах (с него, что ли, писали принца Белена Эдукана? Что лицо с торчащими ушами и толстым носом, но при этом привлекательное, что характер, честное слово). Гад, но умен и обаятелен. Спутники Одиссея тоже неплохи, их боевое братство вполне достоверно и без лишних соплей, но ярких личностей среди них нет. Удивляет полное отсутствие в фильме отца Одиссея, Лаэрта, который, по Гомеру, вполне себе дождался сына. Но, впрочем, он мог бы снизить накал эмоций дуэта Пенелопы и Антиклеи, двух, в этой трактовке, осиротевших женщин, которым не на кого опереться. Спецэффекты по большей части видно, что и устаревшие, и не самые дорогие. Хотя вот Харибда меня очень впечатлила и сейчас. И не хватает еще фильму какой-то глубины, что ли. Рвался мужик к любимой жене, а что с другими тетками крутил, так это вынужденно, обе они его в плен взяли, она же стойко ждала и вообще ни-ни, любила-верила. Мы это все еще по Гомеру знаем. Нельзя ли было чего-то еще туда вложить? Богоборчество тут какое-то слишком ни к месту и непрописанное, а других крупных идей и нет. В целом, весьма неплохой фильм, но мог бы быть и лучше.

Максим Черный
Максим Черный20 июля 2012 в 11:35

Приятно осознавать, что у наших режиссеров есть талант снимать фильмы, не уступающие аналогам, и в какой-то мере пробирает даже чувство гордости после просмотра этого фильма. Многолетние странствия Одиссея и его верных спутников давно уже стали классикой греческой мифологии. Боги не хотят, чтобы этот мужественный человек вернулся домой, и устраивают на его пути различные препятствия. Самое главное, о чем сражу же хочется рассказать после просмотра - это эффект присутствия. Удивительно, что картина без коммерческого потенциала стала столь масштабным отображением известной истории. Действительно хочется верить, что все эти события происходили во время Троянской войны. Мало того, дело не только в костюмах, декорациях и быте той давней эпохе. Здесь важную роль играют древнегреческая мифология, в частности, поклонение богам. Каждый из островов, на который попадает Одиссей со своей командой, наводит ужас, удивляет и не оставляет равнодушным. Двухсерийное действо смотрится на одном дыхании. К тому же, фильм предлагает постоянную смену ваших эмоций - от сочувствия до гнева и отчаяния. Арманд Ассанте выглядит внушительно в главной роле. Жаль, что такого хорошего актера часто недооценивали. Перед нами ожившая история одного из самых известных литературных персонажей. Невероятная атмосфера греческой мифологии. 8 из 10

MissAnastasi
MissAnastasi8 ноября 2011 в 16:23
Хорошая сказка.

Если вы еще верите в некоммерческое кино и считаете, что российские режиссеры умеют хорошо снимать, значит вам уже глубоко за сорок и у вас есть внуки и вы конечно же помните выход заокеанского фильм « Одиссея» снятого нашим земляком Андроном Кончаловским. Феерическая сказка о мифическом герое Одиссее, которая была снята в восьмидесятых годах, когда особых спецэффектов и компьютерной графики просто не было, может посостязаться даже с самим «Аватаром», потому что в отличие от работы Джеймса Кэмерона здесь все выглядит довольно реалистично, взять хотя бы эпизод с пожиранием Сциллой целого корабля. Незамысловатый сюжет, в котором все понятно, четко определенная тема, проблема, соблюдение хронологической последовательности делают фильм легким для восприятия. Так же особое внимание заслуживают детали, потому что фильм своего рода исторический, со сложными элементами битв. Так, например, режиссер удачно поработал над сценами убийств. В кадре практически не показывают как именно убивают. И нет такого явного кровопролития и мяса, как, например, в современных « 300 спартанцах», что делает картину вполне доступной для детского просмотра. Прекрасная актерская работа не дает усомниться в искренности происходящего, а наоборот заставляет задуматься над мастерством играющего. Особое впечатление оказывает красивая финальная фраза главного героя, о смысле его жизни. А внушительные декорации и костюмы довершают целостную картину древне- мифического мира, и позволяют полностью погрузиться в предложенную эпоху. Единственное, что не совсем удачно в фильме, это примитивное звуковое сопровождение в некоторых моментах, но здесь сказалось, скорее всего, не столько недоработки композитора, сколько издержки восьмидесятых годов. А так, в целом « Одиссея»интересная картина из разряда « фильм для всех» или просто красивый исторический фильм, который стоит посмотреть. 10 из 10

verzweifelt
verzweifelt23 октября 2011 в 18:50

Сейчас, когда мода на фэнтези постепенно возвращается в кино и на телевидение, и навскидку можно назвать несколько отличных фильмов и сериалов о мече и магии, 'Одиссей' Андрея Кончаловского может показаться слегка устаревшим. В самом деле, снимали его в далеком 1997 году, то есть, до 'Матрицы', с которой принято начинать историю современных спецэффектов; актеры там сплошь европейские, не голливудские звезды; повествование неторопливое, даже по меркам телепостановок. Но этот фильм я обожаю с детства, хотя собрался пересмотреть только сейчас - с первого раза прошло, наверное, лет десять. Красивые средиземноморские виды, довольно простые декорации, впечатляющее для своего времени изображение сверхъестественного (например, эпизода со Сциллой и Харибдой) - пожалуй, не главное, почему телефильм по Гомеру так захватывает. Его очарование - в невероятно удачном подборе актеров. Одиссея играет великолепный Арманд Ассанте, Пенелопу - Грета Скакки, но центральным персонажем для меня оказалась Афина (Изабелла Росселлини). Хотя актрисе к тому времени уже минуло сорок пять, это была любовь с первого взгляда, переросшая в нежную привязанность, когда я увидел 'Синий бархат' и 'Диких сердцем'. Но даже если отвлечься от бессмертного образа Изабеллы Росселлини, нельзя не признать - постановка исключительно удачная. Есть в ней что-то от древнегреческих мифов, и гораздо больше, чем в '300' или какой-нибудь 'Битве титанов'. А еще есть ощущение настоящего приключения и искусства, в отличие от большинства современных, даже неплохих, фильмов - эпос у Кончаловского, может, несколько, наивный, зато не рассчитанный до мелочей на компьютерах.