В воздухе снова летает пух, возвещая окончание зимы. Горожане высыпали на улицу, ловить пушинки, ощутить весну всем телом и поглазеть друг на друга. Жизнь, как бесконечная фиеста, где трудно кого-либо вычленить из людского потока. А потому, главный герой фильма – маленький городок на берегу моря. Феллини, используя глас учителя как рупор, открыто признается в своем патриотизме: его распирает гордость за своих предков римлян, Данте и других, за древние церкви в романском стиле. Ему нравится народ Италии: простой, общительный, жизнерадостный. Режиссер делится своими воспоминаниями о детстве, подростковом сексуальном влечении, первой любви, о справедливом, но жестком отце, о матери и семейном обеде – словом, о самом близком. Феллини всеми силами пытается передать дух того времени, когда выходишь на улицу и просто радуешься всему: солнцу, снегу, красивой женщине в красном платье и голубой полоске моря вдали. Люди вылезли из домов, чтобы сжечь чучело зимы или поприветствовать Муссолини, покидать снежки или помахать вслед уплывающему кораблю. Индивидуальность тонет в этой толпе, от этого бесконечного шествия развивается агорафобия, но негде укрыться – везде люди. Ах, какие же шумные эти итальянцы! Столько эмоций, выплеснутых в эфир, но осталось ли хоть что-нибудь внутри своего личного. Коллективный онанизм в автомобиле, где каждый воображает свою суженую – насмешка, попирающая сокровенные чувства, что хотелось бы сберечь. Желание режиссера приблизить кино к реальности, убрать глянец ведет к эстетизации некрасивого. Сомнительной внешности женщина признается всеми жителями писаной красавицей, «старуха» с огромными грудями становится юношеским секс-символом, в фильме так сложно найти привлекательное лицо. Своей необычной формой мне понравилось дерево, сидя на котором дядя-псих орёт «женщину хочу». И павлин с распушенными крыльями на снегу это красиво. Пушинки тоже ничего, и, вообще, вся эта весенняя атмосфера. Но, ничуть не умаляя художественных достоинств фильма, вынужден констатировать факт, что мне лично фильм не понравился. Не смог я влиться в эту толпу – не захотел. Устал от шума, гама и пустых поверхностных людей. 6 из 10
Добралась до Феллини. Это фильм-калейдоскоп. Состоит из нескольких историй, собранных в мозаику. Действие происходит в 30-е годы ХХ века в небольшом итальянском городке с богатой историей. Старинные здания, колоритные граждане, жизнь бьёт ключом: на центральной площади в огромном стоге хвороста сжигают чучело зимы, школьники развлекаются на лекциях, строители работают на берегу моря, у юноши пробуждаются эротические желания и он тискает огромные груди продавщицы табака, большая семья за столом, муж с женой ругаются, весь город плывёт ночью на лодках, чтобы увидеть проходящий мимо американский многопалубный корабль, свадьба первой красавицы города, похороны, пациент психбольницы забирается на высокое дерево и орёт целый день: «Хочу женщину!», священник исповедует подростков и корит их за рукоблудие, потрясающий снегопад, и другие истории. Фильм очень красочный, все эмоционируют, «цыганский балаган». В Википедии пишут, что это истории из детства Феллини, и действие картины происходит в родном городе режиссёра – Римини. На местном диалекте Романьи «амаркорд» означает приблизительно «я вспоминаю». Яркое кино. Посмотрела с удовольствием. Мне показалось, что это очень мужской фильм. Перед камерой крутятся женские попы разных размеров, большие налитые груди. Много эротизации. И меня, честно говоря, это немного покоробило. Слишком откровенно режиссёр совместил детство и сексуальность. Такой взгляд на детство взрослого, прожжённого человека. Который всё видел и всё пил. Кино гениальное, красочное, но в нём показан взгляд на жизнь человека, мировоззрение которого лично мне не близко. То есть я как будто зашла в чужой дом, приоткрыла дверь и заглянула в одну из комнат, а там совсем другая бурная действительность. Я два часа на неё посмотрела, закрыла дверь и, слава Богу, ушла восвояси.
Не удалось Феллини удержать в рамках одной картины столько, сколько он хотел бы. Вышла каша, со смыслом, но без определённой связи. При большом желании, видимо, найти её можно, но тогда картина теряет ту лёгкость, на которую можно было рассчитывать, исходя из жанров и отзывов. Скучно и трудно для восприятия. Трудно не потому что зритель глупый, а потому что тяжело ложится из-за множественности образов. Тема, конечно, одна, её угадать нетрудно, она здесь основная. Но это как-то...пошло? Тонкие, должные быть ещё неокрепшими, мальчишеские чувства превращаются в вульгарное неприкрытое желание, от которого становится неприятно и тошно. Будь то страсть к Градиске, элитной прост...женщине лёгкого поведения, или буфетчице, похоже, вечно не удовлетворённой ласками. Фильм о толпе, не дробящейся на отдельных личностей; у всех один инстинкт, а это неинтересно. С таким же успехом можно было показать жизнь одного человека, не пихая на просмотр столько однообразия. Печально делать такой вывод, но мне очень жаль, что это считается классикой. Должно было быть что-то светлое, что-то о приятных воспоминаниях, а получилась похоть в чистом виде. Ругайте меня, ценители 'высокого', но иначе я думать об этом творении не могу. Не стану ставить рецензии красный цвет, ибо в паре-тройке забавных моментов 'Амаркорду' всё же не откажешь. Ну, и из чувства уважения к общественному мнению.
Итальянский курортный городок, возможно, Римини. Время – где-то 1930 год, может, 1931-й. Ну и здесь своя не очень размеренная, но точно сумасшедшая жизнь. Школота забавляется на уроках, взрослые водят хороводы и провожают океанские лайнеры, все поголовно мечтают трахнуть местных новеньких проституток, ну и как-то нехотя массы выполняют фашистские культы, связанные с правлением дуче. В общем, именно такая Италия, которую оставил в своей памяти 10-летний мальчишка Федерико Феллини. Не сложилось у меня как-то с Феллини, друзья, и похоже, уже и не сложится. «Амаркорд» фактически закрывает все значимые работы итальянца, и за исключением «Дороги», и в меньшей степени «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни», ничего даже околоприличного в фильмотеке режиссера мною замечено не было. Возможно, все в дурном вкусе. Но на мое усмотрение, Феллини – это ярчайший пример дутости и чрезмерного почитания в мире кино. С итальянцем носятся как с древней китайской вазой, не в состоянии сложить ей цены. Чуть ли не каждая поделка Феллини объявлялась грандиозным событием в кинематографе. А всем его бессистемным нелепостям присуждался высший бал по аллегоричности и философичности. «Амаркорд» из этого же разряда. Фильм-балаган без центральной повествовательной канвы и главных героев. Центральная тема – все хотят трахаться. Завуалированная – фашизм – это плохо. Фон – комедия положений с чередой гротескных нелепостей. Метода – нагромождение нелепостей в каждой мизансцене, что превращает действие в театр-абсурд. Коллективный онанизм подростков в машине. Синхронное движение большой группы персонажей. Дурачок на дереве, кидающийся во всех камнями и орущий «Хочу женщину!». Павлин, летающий по заснеженному городу. Сам снег в приморском субтропическом городе… Но главная претензия к Феллини не в наборе бессистемности, абсурдности и навязчивой зауми. Он художник, он так видит. Феллини скучен и не эстетичен. Он давит именем, но не талантом. Он уже раз облажался своими «воспоминаниями о детстве» с одной из первых своих работ «Маменькины сынки». Теперь же абсурду добавил динамики и цвета, но не осмысленности. А ведь есть с чем сравнивать бездарные попытки Феллини передать свои субъективные воспоминания о детстве. В том же 1973 году впервые громко заявил о себе тогда еще безвестный Джордж Лукас, поставивший восхитительные «Американские граффити», которые также были ностальгией еще молодого режиссера за своей юностью. А как «свои 17 лет» обыграл Питер Богданович в «Последнем киносеансе»? Это примеры того, как можно снять глубоко личное кино, которое богато духовно, содержательно и не выглядит идиотски в событийном ряду. А Феллини… останусь при своем. Абсолютно дутая фигура в мировом кинематографе. Раз уж наглеть, то наглеть. «Амаркорд» Феллини – бездарное и безвкусное кино. 6 из 10
Федерико Феллини в своей картине 'Амаркорд' затрагивает вопросы, которые возникали в потоке мыслей каждого из нас хотя бы однажды. И самое интересное, что они не прописаны явно в диалогах персонажей, они раскрываются перед смотрящим иначе - при помощи образов, символизма и ассоциаций. Сюжет фильма построен на воспоминаниях о детстве, ностальгии по тем временам, которые уже прошли. В курс происходящего на экране нас вводит голос рассказчика. И это важный инструмент, так как в фильме нет четкой сюжетной линии. Мы видим отрывки различных воспоминаний, где реальность переходит в мечты, желание любви меняется на откровенную пошлость, а непристойность следует за красотой. Сложно выделить главных героев. В картине большое количество персонажей, но по своей роли они равны. Своей примитивностью персонажи могут отталкивать, но эта нестандартная для взрослого детскость в поведении важна для полного понимания того, что же все-таки хотел показать режиссер. Хочу отметить несколько сцен, которые по своему наполнению мне очень понравились - мальчик встречает буйвола в тумане по пути в школу, красавец-павлин на снегу, летящий пух, который закольцовывает время в фильме... О чем же фильм в итоге? Мне кажется, Феллини хотел показать одиночество человеческой души, попавший в громадный мир, и о том, как эта самая душа в этом мире выживает. В картине явно показывается два мира, которые сталкиваются на протяжении всей временной ленты. Это мир реальный - похоть, абсурдность и примитивность жизни, и мир мечт и фантазий. Первый больше присущ взрослым, а второй для детей. Ведь дети на все смотрят через призму радости, счастья, своих особых фантазий. Но сказка рушится в самом конце, показывая, что не все так безоблачно, как хотелось бы.
Грядущей осенью пересмотр фильмов Федерико Феллини особенно хорош после погружений в урбанистические дебри, в которых сегодня по-прежнему в моде экшн, глянец и дешёвые сериалы. Осенью появляется желание рассказывать о любимых фильмах, как хочется доставать из коробки семейные реликвии. Фильм «Амаркорд» (1973) когда-то был дважды оскароносным, ибо тогда в ленте ценилась задумка, тонкость юмора, неслучайность сцен. Такое кино имеет продуманный до мелочей видеоряд. Оно рассчитано на внимательного зрителя, и появление того или иного персонажа прописано посекундно. «Амаркорд» кажется скучным и затянутым тем, кто ждёт от просмотра напряжения и спецэффектов. Умное ироничное кино об ушедшей эпохе, детстве в воспоминаниях взрослого человека трогает даже тех, кто никогда не прикасался к Италии. Феллини – Мастер описания жизни, с её очевидными уроками, трагикомичным горем, ироничной радостью. К сожалению, сегодня его фильмы – это привет из почившего европейского стиля. Только зубры авторского кино и внимательные режиссёры - аматоры используют такие приёмы: статичную камеру и постановку кадра, в которой ключевую роль играет не фокус, а свет. Ценность таких фильмов — правда, преподнесённая в художественной форме. В данном случае — в виде ироничных воспоминаний из детства. Главная нота фильма «Амаркорд» — впитывать счастье здесь и сейчас, как мы все когда-то умели в детстве.
Есть в живописи такое понятие - бытовой жанр. Различные ситуации в жизни, нанесённые на холст. 'Амаркорд' - набор из нескольких десятков подобных зарисовок, оживших и сливающихся в одну ленту. Представлен далеко не весь, но приличный срез общества, их жизнь и проблемы: учителя и шкодляры, три поколения друг с другом взаимодействующих возрастов, персонажи с нарушенным развитием (умалишённый и безумная 'Лисичка'), рабочие и начальник, фашисты, светская львица, интеллектуал - это далеко не всё социальное разнообразие этой итальянской 'Торбы-на-Круче'. Все это сопровождается дополнительными бонусами, которым предлагается порадоваться вместе с обитателями этого маленького городка: праздники, громадная плавающая вундервафля, игра в снежки, легкая эротика и внезапная материализация одной редкой курообразной птахи. Спасибо Феллини за действительно живописное бытописание. 8 из 10
Действие происходит в Римини, родном городе Феллини, в 30-е годы, то есть в эпоху фашизма. События в фильме являются воспоминанием режиссера о своих юношеский годах, а название только подтверждает это («амаркорд» на диалекте жителей Римини переводится как «я вспоминаю»). В фильме просматривается антифашистский взгляд режиссера (надо сказать, что 70-е годы 20 века представляют собой расцвет политической темы в итальянском кино), однако главный акцент делается все же на описании повседневного быта итальянцев, а не на политических вопросах. Фильм был удостоен 4-х премий: за лучшую режиссуру («David di Donatello») и трижды как «лучший фильм»/«лучший иностранный фильм» («David di Donatello», «Оскар», Премия Национального совета кинокритиков США). Центральное место в повествовании занимает обычная итальянская семья, где обращается внимание, прежде всего, на 15-летнего Титта, а именно на его юношеские переживания (в основном любовные). Показываются различные эпизоды жизни этой семьи, их довольно насыщенное времяпрепровождение даже в столь обыденных ситуациях как семейный обед или школьное занятие. Разные эпизоды, порой несвязанные, сменяют друг друга, что придает повествованию хаотичность. Множество других персонажей удостаивается в них внимания. Вся атмосфера наполнена одним и тем же – неповторимой эмоциональностью, жизнелюбием и порой сентиментальностью итальянцев. К этому примешивается ощущение свободы, отношение к ней как к ценности, которая чувствуется даже там, где осуществляются попытки контроля. Разве не будет фашизм выглядеть комичным в итальянской действительности? Персонажи и события показываются несколько карикатурно, но это может служить лишь художественным приемом, нацеленным на демонстрацию ключевых черт характера итальянцев. А может быть режиссер просто хотел представить содержание наиболее выразительных или карикатурных сцен как заключающее в себе особенно памятные моменты его жизни. Стоит отметить, что главный герой фильма, на мой взгляд, – скорее не какой-то отдельный человек, а итальянец как собирательное понятие, и актеры этот образ весьма успешно реализовали. Надо сказать и о фоновых элементах. Музыка в фильме – оживленная, стремительная и игривая, подчеркивающая театральность итальянцев (которая, кстати, является душевным порывом, а не обычным притворством, оттого для итальянца вполне естественна и, наверное, жизненно необходима). Композитор – Нино Рота (выдающаяся личность). Фон, на котором происходит действие, – Римини и его окрестности (возможно, режиссер также задействовал и другую местность). Особое место в фильме занимает главная площадь, отель Гранд, прогулка в открытом море и символический туман, заставший главных героев врасплох. Море и широкие поля – это та среда итальянца, которая также определила ключевые черты его характера. Как фон я также рассматриваю и периодически появляющиеся толпы людей, которые придают фильму еще большую оживленность. В целом место действия представляется как театральная сцена, где разыгрывается энергичное представление (временами довольно комичное). «Люди, деревья, птицы, вино» - вот что такое для итальянца жизнь, и «Амаркорд» именно об этом. И несмотря на театральность сцен, в этом фильме отражается естественный ход вещей и обычная итальянская жизнь.
Как устроена память человека? Он запоминает все по-своему, не обязательно, так как было на самом деле. Как правило, хорошее, светлое всегда остается сверху, а плохое прячется поглубже и со временем приобретает комичные черты. И, конечно же, наиболее яркие воспоминания родом из детства. Примерно так рассуждает Федерико Феллини в своей метафорической притче, наполненной смелым и пошлым, но в то же время безобидным юмором. Этой легкости восприятия он достигает гениально и просто - глазами ребенка. На первый взгляд, фильм может показаться лишенным цельности, обрывочными картинками без явного сюжета. Однако нет, персонажи взрослеют, детство так или иначе заканчивается, и прежде яркие воспоминания покрываются туманом, а то и вовсе, смываются дождем... Поскольку название картины «Я вспоминаю» предполагает действие в настоящем, Феллини вводит в сюжет персонаж адвоката, который периодически и трогательно знакомит нас с историей своего родного городка. И делает он это с любовью, с той же, с которой снимал свои сцены маэстро. Вот, например, казалось бы заурядная история из жизни. Какой-нибудь семейный праздник, много гостей, приезжает родной и, скорее всего, холостой брат отца. Немного перебирает с алкоголем, начинает приставать ко всем женщинам. И никто не может успокоить хулигана, ведь чуть что он сразу начинает драться. Только и остается, что ждать пока он протрезвеет и у него проснется совесть. А что если посмотреть на ситуацию глазами ребенка? Вы получите искрометную юмористическую сцену, где брата на пикник привезут из дурдома, там он залезет на верхушку дерева, откуда будет кричать «Хочу женщину!» и кидаться камнями в тех, кто захочет его снять. И придется вызывать санитаров, поскольку угомонить его, оказывается, может только карлица-монашка… Или красивая сцена на море, когда все жители городка садятся в свои лодки и отплывают от берега, чтобы посмотреть на огромный светящийся лайнер в ночи. Который пройдет мимо них, но будет так близко. Всеобщее чувство праздника, гудки корабля и белый дым из трубы дают представление о том, какие же чувства переполняют итальянцев, когда конклав избирает римского папу. А как обыгран первый сексуальный опыт паренька? Как он три раза пробовал табачницу поднять, как чуть не надорвался. Потом два дня в постели с лихорадкой… И так в каждой сцене, любовь так и плещет с экрана. Да что там говорить, когда даже фашисты, чтобы заставить отца замолчать, используют касторку. Метафоричность и эстетика кадров Феллини - как воплощение грёз наяву. Как олицетворение несбыточной мечты – персонаж красавицы Градиски (её играет Магали Ноэль). Добрый и светлый фильм, совсем как ностальгия о далеком детстве режиссера, теплый и грустный, как взгляд взрослого человека с высоты прожитых лет.
'Я вспоминаю,'- говорит Феллини зрителю самим названием фильма. И с первых же кадров перед нами предстаёт пёстрая мозаика меняющихся, словно в калейдоскопе, картинок: городской праздник, сцены из школьной жизни, семейные хроники мальчика Тито. Те, в свою очередь, переходят в мальчишеские шалости пубертатного периода. Всё это сдобрено хорошей дозой отличного итальянского юмора. Адвокат произносит хвалебную оду своему городу, название которого так и не произносится за весь фильм, но понятно, что это Римини - родина Федерико Феллини, по улицам которого нас и ведёт адвокат, подобно гиду. Не обошлось и без столь любимой маэстро Феллини сатиры, помимо школы, направленной ещё и в сторону церкви и политиков времён дуче Муссолини. Маэстро не жалеет сарказма, показывая очевидную комичность любимца итальянской нации, закончившего жизнь, будучи подвешенным вниз головой на фонарном столбе. К чести итальянцев, им хватает ума не стесняться этого исторического периода. Память о Муссолини жива, все исторические памятники охраняются государством. Не обошлось и без трагической ноты. Всё вместе создаёт цельный образ и очень точно передаёт дух Италии - главной героини этой картины. Нельзя не упомянуть хозяйку табачной лавки (Мария Антониетта Белуцци) с её выдающимися достоинствами и, конечно же, Градиску (Магали Ноэль) - любимицу всего города, его олицетворение. Глаза всех без исключения мужчин невольно останавливались на её пятой точке, а для всех подростков она была объектом тайных желаний. При всём том, она бесконечно одинока и какой же радостью для всех стала её свадьба. Сцена замужества метафорична. Навсегда и безвозвратно уезжающая из города Градиска символизирует уходящее детство и переход во взрослую жизнь. Когда речь идёт о работе такого мастера, как Федерико Феллини, излишне говорить о качестве актёрской игры и операторской работе, они идеальны. Каждый кадр выверен и доведён до совершенства. Музыка, конечно же, Нино Рота - ещё одного классика ХХ века. Этот фильм по праву считается лучшим в фильмографии гения, хотя мне всё же ближе 'Репетиция оркестра', он оставляет после просмотра невероятно лёгкое, приятное послевкусие, подобно прекрасному итальянскому красному вину. Рекомендую всем ценителям настоящего кино, а оценка не вызывает сомнений ни на секунду. 10 из 10
Как было много уже сказано, на диалекте родного городка Феллини и Гуэрры - автора сценария - 'Амаркорд' означает 'вспоминаю'. Причем маленькая деталь - это означает конкретный процесс воспоминания в данную минуту. Хочется рассказать про сюжет. А собственно в чём он? Есть городок Римини, есть семейство Биянди. Аурелио и Миранда - муж с женой, Тито - их сын и ещё есть бабушка и озабоченный дед - отец Аурелио. Есть ещё Тео, которого выпускают из психбольницы на две недели погостить. История происходит в довоенные годы, где развивается 'белым светом' культ личности дуче Муссолини. Также есть многочисленные жители городка, периодически появляющиеся перед нами. Тито со своими одноклассниками пытаются усмирить свои гормоны - один безумно жаждет огромную во всех смыслах женщину - хозяйку табачной лавки; другому нравится Градиска - местная парикмахерша; третьему, наконец, нравится Лисичка - местная проститутка. Фильм как таковой, представляет из себя набор воспоминаний из детства самого Феллини... или Тонино Гуэрры. Это даже не столь важно. Они родом из одного города и примерно в одно и то же время родившиеся. В целом он состоит из нескольких историй и некоторых эпизодов, которые очень сложно конкретно привязать к какой-то истории. Как и фрагментарная память когда отчетливо помнишь непосредственный эпизод, но начисто забываешь ситуацию, ему предшествующую. История преподнесена так, что провинциальный город живёт своей жизнью - у каждого свои проблемы и ситуации и их не очень-то касается, как мне показалось, что происходит 'за'. А 'за' городом происходит набирающее силу фашистское движение. И авторы нарочито показывают персонажей такими комично-непринуждёнными, чтобы уйти от этой фашисткой тематики. Маэстро вписал в фильм роль рассказчика. Обаятельного мужчины, возраста самого Феллини, который словно бы проводя 'по волнам моей памяти', делает кое-какие пояснения и ненарочно пытается направить нас - зрителей - в нужную сторону. Как всегда, конечно, удивляет и поражает великолепная музыка Нино Рота, который здесь является таким же ненастойчивым, но необходимым персонажем, как сам Рассказчик. В своём эссе 'Фашизм внутри нас' Феллини рассуждал о том, что 'фашизм в подростковом возрасте' продолжает существовать и по сей день в самые разные исторические периоды нашей жизни. А дети оставляют свои проблемы для других, что есть где-то человек, который позабитится о нас, а мы же оставим свободное время для своих нелепых фантазий'. Роджер Эберт призывал в своей время (речь шла о двух режиссерах - Дэвиде Линче и Федерико Феллини) не пытаться вычленить из фильма какие-то эпизоды, скрытые картинки, аллюзии и метафоры. Он утверждает, что итальянский мастер делает фильмы слишком личными - я бы согласился насчет '8 с половиной' и данной картины - чтобы понять, если уж захочется, то, что задумал автор. Лично я бы порекомендовал смотреть фильм строго всем кому хотя бы исполнилось 13 лет. Ничего особенно неприличного, хотя и есть несколько непристойных моментов, но не настолько табуированных, в нём нет. Если запастись двумя часа свободного времени и внимательно смотреть данное кино, то до мало-мальски разумного человека дойдёт музыка того прекрасного оркестра, на котором играл маэстро Феллини, дёргая за струны своих воспоминаний. 10 из 10 P.S. Когда я слышу в очередной раз о том, что Герман снимал свой 'Хрусталев, машину', основываясь на детских воспоминаниях, я могу только посочувствовать. И так порывает обратиться к Алексею Юрьевичу: 'Если вы не хотите оскорблять людей, которым жилось не в таком 'месиве' как вам тогда, то посмотрите как делают истории о своих воспоминаниях Тарковский и Феллини. А ведь детство Федерико прошло в 'лагере проигравшей стороны' в Отечественной Войне.
Фильм по своей форме напомнил мне такую ситуацию: приятели собираются за столом и начинают рассказывать друг другу забавные истории из своей жизни. Эти истории чаще всего о чудаках и о событиях, без которых наша жизнь будет скучна и однообразна. Хорошо, когда человеку есть, что вспомнить. Мне кажется, такое кино может не понравиться лишь тем, у кого нет воспоминаний, это – раз. Два – тем, у кого бедная фантазия. Этот фильм называют автобиографичным… Но я в такие истории не верю, ибо сам люблю травить всякие байки, давно запутавшись, что в них правда, что – подслушанные чужие истории, что – просто вымысел, а что – сны. Я смотрел «Амаркорд» боясь пошевелиться, упустить настроение. И удивился, когда этот двухчасовой карнавал завершился. Любимая сцена? Наверное, наступление зимы. Когда на мгновение наступила снежная тишина и мне, как и одному из героев фильма, захотелось распахнуть окно. Вот это, наверное, и называется – созвучие. 10 из 10
1930-е годы. Маленький итальянский городок на берегу Адриатического моря. 15-летний школьник Титта Бионди не очень-то стремится постигать азы наук, предпочитая безобразничать на уроках и бездельничать после них. Вместе с такими же оболтусами он с куда большим рвением подшучивает над учителями и лузерами-одноклассниками, придумывая всё новые приколы. А когда уже пубертатный гормон особо сильно начинает бить в голову, то вся ватага наведывается в укромное и проверенное место, где придается коллективному рукоблудству. Не меньшие наслаждения юным балбесам доставляют вечерние прогулки по центру города, куда компашка подростков отправляется, чтобы поглазеть на прохожих, но, главным образом, на дамочек легкого поведения. Особой популярностью у местной шпаны пользуется красавица Градиска, 30-летняя синьора преприятной наружности и свободных нравов. Время от времени размеренную сонную жизнь провинции преображает какой-нибудь праздник, например проводы зимы, с непременным сжиганием на костре чучела колдунью. В не меньшее возбуждение приводят автогонки или массовый выход населения в открытое море с целью полюбоваться на новейший суперлайнер, плывущий из далекой Америки. И уже подлинной сенсацией становится чудо-снегопад, продолжавшийся целых 4 дня и наваливший сугробы в полтора метра вышиной. Кроме того, местное население принимает самое активное участие в ежегодном фашистском параде, а нарастающая агрессивность солдат дуче носит по преимуществу комический характер и порой обретает совсем уже гротескные формы. Максимум, на что способны чернорубашечники, так это расстрелять граммофонную трубу, из которой доносится «Интернационал», или напоить касторовым маслом отца Титты, однажды позволившего себе неосторожную реплику: «Если Муссолини будет и дальше так, то я просто не знаю»… Ленивая Италия маленьких периферийных городков с населением, готовым подчиниться любой диктатуре, показана Феллини в форме карнавала шаржированных образов, осевших в памяти автора, и, наверняка, дополненных и приукрашенных его незаурядной фантазией. Феллини будто бы приглашает зрителя на вернисаж поэтических воспоминаний о собственном отрочестве. Эта ностальгия наследует чаплинскую интонацию - с преобладанием смешного над трагичным. В карикатурном взгляде на фашистскую провинцию и инфантильных соотечественников у Феллини доминируют не сатирические, а лирические ноты. Сам режиссер так прокомментировал этот замысел: «…фашизм и незрелость остаются в нашей жизни постоянными историческими периодами: незрелость - в жизни личности, фашизм - в жизни нации. Суть как раз и состоит в этой вечной инфантильности – в перекладывании ответственности на чужие плечи, и в ощущении, что кто-то думает за тебя (мать, отец, мэр, дуче, мадонна, епископ – то есть всегда кто-то другой). А тем временем ты обладаешь ограниченной и бесплодной свободой, которая позволяет лишь культивировать абсурдные грезы американского кино или восточные мечтания о женщинах». Все это очень напоминает наш «парниковый» образ жизни в советские времена, на излете которых шедевр Феллини как раз и был приобретен для проката в СССР. И как водится, выпустили его с купюрами, вырезав чрезмерно «откровенные сцены», смутившие наших бдительных чиновников от кино, «глубоко плевавших» на то, что фильм про пубертатный возраст в урезанном виде будет выглядеть, мягко выражаясь, оскопленным. Меж тем эпизоды пробуждающейся сексуальности едва ли не лучшие в картине. Чего стоит один только поход Титты в табачную лавку, где дородная бабища, допустившая до себя озабоченного подростка, учит малолетку науке любви, загрузив ему в рот гигантское вымя и томно принуждая в оргазмическом припадке: «Соси! Соси!». А он, незрелый, дует в груди, как будто в этом весь прикол? Понятное дело, что от таких перверсивных упражнений ничего хорошего ждать не приходится. Надорвавшийся Титта, дважды приподнявший 150-килограмовую лавочницу над полом, потом будет вынужден несколько дней провести в постели, возвращая утраченные силы мамиными отварами. А чего стоит Градиска с ее крылатой фразой: «Я готова»… А дядюшка-шиз с взволнованным воплем проснувшегося самца: «Хочу женщину!»… А городская дурочка Лисичка, которая «потеряла киску» и теперь ищет ее у каждого мужика в штанах… Понятно, что нашим цензорам было, отчего напрячься. Но даже урезанный вариант не смог заглушить гениальность этой ретро-трагикомедии, где маэстро содействовали - сценарист Тонино Гуэрра, который также родился в Римини и жил всего в девяти километрах от дома Феллини, композитор Нино Рота, оператор Джузеппе Ротунно, в общем, такие же гении, только что более узкой направленности.
Название фильма состоит из нескольких частей. «Amarcord» ([a m’arcord]) — вариант итальянской фразы «mi ricordo», означающей «я помню», произнесённый на диалекте, распространённом в Римини. Кроме того, в названии присутствуют корни итальянских слов «любовь» и «нить», таким образом, вольным прочтением названия может быть «нити любви, связывающие автора с прошлым». Детские воспоминания – это нечто особенное и по-своему волшебное. Они теснятся в голове в виде красочных пятен, ярких и потому наиболее запомнившихся эпизодов. Это – святыня, и когда человек дает вам возможность прикоснуться к ней, вы чувствуете трепет и предвкушение праздника в душе. Когда это делает такой великий режиссер, как Федерико Феллини… Я заранее знала, что фильм мне понравится, но даже не представляла, насколько. Феллини заставляет испытать весь спектр эмоций от безудержного веселья до тоски и грусти, но не так безжалостно, как Такеши Китано, а легко и естественно. Ни после одного другого фильма я не чувствовала себя настолько человеком. Что же такого может быть в обычных, казалось бы, воспоминаниях? Мы совершим небольшую прогулку со старым адвокатом. Он расскажет нам историю этого города, его улиц, домов, площадей; познакомит с его жителями, расскажет последние новости, слухи и сплетни. И мы узнаем себя в этих проказливых сорванцах, не умеющих усидеть на месте. Выгнали из класса – не беда, можно сходить в кино, или в табачную лавку (заодно поглядеть на ее выдающуюся во всех смыслах этого слова хозяйку). А если повезет, по пути встретится первая красавица города – Градиска, ослепительная женщина в роскошном красном наряде, и можно будет посвистеть ей вслед или бросить снежком. Иногда тихая и размеренная жизнь дает сбой. Как одна большая семья, жители города собираются и празднуют проводы зимы, смотрят на парад и автогонки, плывут на лодках в море, чтобы ночью посмотреть на невиданное доселе чудо – огромный корабль, сияющий в ночи мириадами огней. И конечно, почти все гуляют на долгожданной свадьбе Градиски, хоть и грустно прощаться с ней. О роли каждой отдельно взятой семьи тоже нельзя не упомянуть. Как это здорово, когда за семейным ужином столько народу, что яблоку негде упасть! Кого-то ждет взбучка, а кого-то сегодня эта чаша минует. Отец строгий, но отходчивый; мать хозяйственная и дальновидная. А еще есть дядя Тео, что лежит в психушке. Изредка его вывозят на семейный пикник, правда, последствия порой бывают непредсказуемыми… Да, в стране не все гладко. В городе полно фашистов, отца посреди ночи могут вызвать на допрос, а граммофон, заигравший посреди ночи «Интернационал», ждет неминуемый расстрел. Но это другая, взрослая жизнь, а мальчишки, хоть и считают себя большими, принадлежат совсем иному миру. В этом городе чудесным образом выпадает снег в июле, а посреди снежного безумия стоит беспомощный павлин, распустивший роскошный хвост. В Гранд-отеле останавливается принц с востока с сорока наложницами, которые ночью заманивают в свои сети городского торговца. А осенью на город спускается туман, и жители боятся выходить из домов – стоит пройти два шага, и ты уже заблудился. Но мальчишки, охочие до приключений, кружат под свист ветра с воображаемыми партнершами по пустынному холлу заброшенного Гранд-отеля. Подбор актеров – отдельный разговор. Всех упомнить невозможно, поэтому напишу одну общую фразу: в «Амаркорде» актерский ансамбль такой же качественный, как в фильмах другого знаменитого итальянского режиссера Пазолини, а это, по моим меркам, высший класс. Да что там говорить, в сцене игры в снежки играет девятилетний Эрос Рамазотти (в ту пору он жил в пригороде Рима, близ киногородка Чинечитта, где происходили съемки). Я могу бесконечно писать про этот фильм. Это ожившие воспоминания Феллини, которые с некоторого момента стали и моими воспоминаниями тоже. Пусть мы можем прожить только одну жизнь – свою, но зато со сколькими замечательными жизнями замечательных людей мы знакомимся благодаря чуду кинематографа! И этот фильм – самое чудесное из всех чудес.
Надо сказать, что как материал для шедевра Феллини, так и манера его подачи новаторскими уж точно не являются. 'До свиданья, мальчики' или 'Отец' Сабо, не говоря о пестром неореалистическом наследии сделаны на аналогичном материале и примерно того же ностальгического настроения. Образ детского мирка, созданный Феллини, является слишком надуманным и индивидуальным, в котором нет места рефлексии, психологии или социальному расслоению. Фашисты, правда, есть, но не страшные - да собственно и все симпатичные жители мирка охотно участвуют в карнавальных выступлениях наци. Мастурбирующие подростки, секс-идол с золотым сердцем, строгий, но добрый отец, сумасшедший дядя - вполне себе штампованные персонажи('Детство Чика' Искандера вспоминается тоже). Обаяние 'Амаркорда' - исключительно и только лишь в индивидуальном сочетании незамысловатых компонентов с музыкой Рота и декорациями Римини, нарочитом отсутствии драматургии, авторской свободе коллажа и чередования сценок. Очень приятно, что Феллини снял этот фильм и не менее приятно, что фильм подобного рода у него один такой. 8 из 10
По просмотру первых минут «Амаркорда» я решил, что меня ждёт нечто подобное «Крёстному отцу». В смысле не очередная криминальная драма про нью-йоркскую мафию с «полуострова большого сапога», а очередной фильм про итальянцев, который мне скорее не понравится, чем понравится. Да, «Амаркорд», конечно, про итальянцев, но отнёсся я к нему более радикально, чем к «Крёстным отцам». На самом деле, эта картина, кстати, признанная одной из лучших работ Феллини и завоевавшая Оскар в номинации «Лучший зарубежный фильм», мне напомнила «Дом для повешения» Кустурицы: речь идёт о провинциальном городе, его жителях, а в центре событий – обыкновенная, совершенно типичная для этого места семья. Сугубо реалистический откровенный фильм, повествующий о непростых отношениях родителей и детей, раскрывающий тёмную сторону подростков первой половины 20-го века и стремящийся показать дух итальянских провинций. Несмотря на то, что главный герой вроде бы как имеется, чётко выраженный сюжет отсутствует, что лично мне не нравится. Фильм абстрактен и охватывает сразу несколько разных персонажей, в том числе особо не связанных с главным, определённого рода события, имеющие значения для всего города. Ещё в фильме есть такая особенность: некоторые персонажи разговаривают «с нами». Они стоят, например, посреди улицы и, смотря в камеру, обращаясь к нам, будто мы сами являемся непосредственными участниками событий фильма. Мне лично, не интересно смотреть, как существует небольшой городок фашистской Италии. Может, снова виноват год создания фильма (1973)? Может современники смогли бы снять нечто подобное, но более интересное, что по увлекательности и некоторой драматичности могло тягаться с «Форрестом Гампом»? Первые две части «Крёстных отцов» (1972 и 1974 года) я оценил на 4 балла, как и ещё один копполовский хит «Апокалипсис сегодня» (1979 год). От другого итальянца – Федерико Феллини – я много не ожидал. Феллини. Классика. Для любителей классики соответственно. РЕЙТИНГ: так себе, 2 из 10
Наверное, воспоминания, даже самые светлые, они всегда с хорошей долей грусти, у всех людей. Потому что это прошло, потому что этого больше не будет, остается лишь вспоминать и рассказывать. Потому сам фильм мне показался грустным, из-за неподдельной передачи воспоминаний, из-за их теплоты. Не то, чтобы воспоминания автора какие-то завидные или же какие-то насыщенные необычными событиями, просто они его, личные, как у каждого человека есть свои. Будут ли они, вот такие, в принципе ничем особым не отметившиеся, интересны другим? Зависит от того, как их рассказать или показать. Здесь нет главных героев, есть рассказчик, есть собирательные образы: семья, мальчишки, городская красавица, владелица табачной лавки и т.д. О каждом из них рассказывается своя маленькая история. Своеобразный символ тех времен - эффектная женщина в красном пальто по имени Нинола, которую прозвали Градиска (что буквально означает «наслаждайтесь»), которая была нужна для «сопровождения» высокопоставленных гостей, на самом деле просто хотевшая выйти замуж и переживавшая о скоротечности жизни. Местные мальчишки, в их возрасте озабоченные лишь одним-единственным, совершенно не замечавшие того, что творится вокруг, будь то заправляющие городом фашисты, за них твой папа или против. Забавно и глупо выглядит местный священник, озабоченный лишь одним самым страшным вопросом «а ты себя трогаешь?». Семья, на примере семьи мальчишки по имени Титта, где очень вызывала сочувствие его мать. За ее немногословный разговор с подрастающим сыном, что грубоватый отец по молодости не был слишком-то романтичным с ней, именно на этой простоватой, но доброй женщине, и держалась вся их семья. В таких человеческих воспоминаниях заложена жизнь любого города на земле (здесь, очень оживленный в настоящие дни, популярный курортный город Римини), отдельного отрезка времени, запечатлевшего в памяти стен этого города, каких-то людей, их голоса, их одежду, их запах. В воспоминаниях автора этот город кажется мне пронзительно грустным. А эти люди – его тени, его лики, они будут его хранить, таким какой он был тогда, в кино, на фотографиях, в рассказах. Пасмурность немного оживляется выпавшим снегом, но все неизбежно идет к своему завершению, и мальчишкам придется повзрослеть, избавившись от мечты о городской красавице, обрести какие-то уже взрослые цели. Никто из актеров мне неизвестен, но все они смотрелись органично и естественно. Играя не главных героев, а какие-то образы, живущие в памяти. Я где-то читала, что Федерико Феллини как-то сказали, что после этого фильма появится целое множество таких «Амаркордов». Да, действительно заимствования из этого фильма можно увидеть далеко не в одном куда более позднем фильме, лично я ничего в этом плохого не вижу. Но «Амаркорд» все же ценней этих самых поздних фильмов (имею в виду знакомые мне), он – воспоминание целиком, без сюжета, без каких-то конкретных героев. Мне кажется, фильм-воспоминание – это уже что-то особенное, как жанр, будь он при этом драмой, комедией или чем-то еще. Это по-настоящему душевный фильм, заставляющий грустить, ощущать ностальгию по чему-то своему, чего уже не будет, но что всегда будет вечно жить в памяти. 8 из 10
Многие поэты и художники посвящали свои произведения любимому городу. Феллини перенёс на экран все хорошие и не очень воспоминания, воздвигнув тем самым памятник Амаркорду. Главными героями являются жители городка, которые рассказывают зрителю о Амаркорде. Несмотря на присутствие в фильме жизнерадостных фашистов, и грустных антифашистов(отец семейства которого постоянно выводят из себя), кино навевает беззаботностью. Большая семья рабочего разрывается на части от постоянных ссор, недоразвитого родственника, политических убеждений; разрывается и собирается вновь. Ожидаешь серьёзной эмоциональной нагрузки, а получаешь кучку детей по уши влюблённых в красотку. Кто-то скажет, что Феллини опошлел, и растерял талант. Кто-то скажет, что добро спасёт мир, и это приятный фильм вершина творения. «Амаркорд» - фильм чувство, непонятное и мимолётное, и с этим ничего не поделаешь.
Если кто-нибудь, когда-нибудь смотрел фильмы Тинто Брасса, то вполне вероятно найдет в них отголосок сексуальности отчасти придуманных, отчасти реальных воспоминаний Ф. Феллини. Возможно, я и не прав, но что-то всплывает, что-то навевает просмотр фильма «Амаркорд», и проводить подобную аналогию я, быть может, и не вправе, но колорит маленького курортного городка Римини, колорит эротических фантазий юности, колорит этих прекрасных женщин именно соотносит к более поздним работам Тинто Брасса, да и не возможно не провести эту линию, после просмотра фильма. Легкий, почти воздушный, местами грустный, ностальгически прекрасный фильм, что переносишься в эту неповторимую атмосферу, глазами режиссера, хотя там никогда и не бывал. Спасибо Федерико Феллини за это маленькое или большое чудо, под названием «Амаркорд».
Тонино Гуэрра в своих воспоминаниях и интервью часто рассказывает о 'Амаркорде'. Это была одна из самых любимых работ самого Феллини и сценариста Гуэрры. В 21 веке, смотря этот фильм удивляешься тому времени, обращаешь внимание на быт, строй, домашний уклад, даже моду той эпохи. Тепло. Огромный светлый комок тепла накатывает, когда Градиска уезжает с мужем на автомобиле, а за машиной бегут ребята, махая вслед руками. Как хорошо от этого фильма - не передать словами!