Поначалу история двух друзей, Марко и Черного, влюбленных в одну женщину, выглядит вполне правдоподобной, и лишь постепенно начинает превращаться в аллегорию. В первой части, датированной 1941-м годом, во время оккупации Югославии фашистами, Марко прячет Черного и еще пару десятков стихийных партизан в своём подвале, чтобы те избежали наказания за убийство немецкого офицера. Устранив таким образом друга-соперника, Марко принуждает стать женой их общую с Черным возлюбленную. А 'подпольщики', стращаемые Марко возможной расправой, всю войну так и не показывают носа из подвала. И если бы только войну… Вплоть до заключительной третьей части фильм остается жизнерадостным и сохраняет ироничную интонацию, как бы вторя бесшабашности персонажей. В финале режиссер собирает за одним праздничным столом всех героев – как погибших, так и оставшихся в живых. Но и здесь, будто распираемый собственной гениальностью, он не ограничивается лишь одной метафорой, а добавляет к ней еще более звучный образ. Огромный кусок земли, на котором гуляет веселая свадьба, отрывается от суши и уплывает в неизвестном направлении, отражая тем самым зыбкую иллюзию человеческого счастья в этом безумном мире. Пожалуй, ни один фильм 1990-х не показывал с такой мощью протест против братоубийственной войны. Былинная притча «Подполье» стала самым грандиозным и амбициозным проектом Кустурицы – великого поэта и варвара. Даже наиболее ярых поклонников режиссера эта картина может смутить и подавить обилием теснящих друг друга метафор, не представленных в таком изобилии, пожалуй, ни в одном «авторском блокбастере» конца ХХ века. Похоже, что режиссер здесь не только ни в чем себе не отказывает, но будто бы стремится каждым новым кадром превзойти предыдущий. Он словно вступает в соперничество как со своими прошлыми работами, всегда отличавшимися изобразительной «пышностью», так и с мировым кинематографом в целом. Игнорируя сложившиеся представления о сюжете, стиле, жанре, он переступает в этой работе, казалось бы, через все мыслимые художественные границы. Сняв фильм о людях, которые несколько десятилетий проводят в подвале, режиссер недвусмысленно выразил своё отношение не только к событиям, происходившим на Балканах в 1990-е годы, но и к войне, как таковой. При сопоставлении 'Подполья' с другими антивоенными лентами, например, с выверенным аскетизмом притчи 'Перед дождем', появившейся годом раньше в Македонии, фильм Кустурицы поражает барочностью формы и при этом выглядит почти ангажированным и плакатным. С Underground «балканский принц» во второй раз стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» в Канне: 10 лет назад он её уже получал за 'Отца в командировке'.
Вряд ли можно назвать другой фильм, который оставляет такое сложное чувство, одновременно и жизнерадостно-лёгкое и пасмурно-тяжёлое. Эмир Кустурица сделал нечто невообразимое, каким-то волшебным образом органично совместив множество противоположностей – смех и слёзы, веселье и печаль, национальное и мировое, политическое и интимно-личное. Это история целой страны, прошедшая сквозь душу человека её народа – душу, рвущуюся к радости простора и солнечного света, но обречённую на мрачное существование в затхлом и тесном подземелье. Душу, испытавшую ужасы разрушения и смерти, падения и предательства, но упрямо хранящую в себе неистребимое начало радостной жизни и вечной тяги к солнцу. Ни война с внешним врагом, ни холодная война из-за «железного занавеса», ни гражданская война не способны вытравить в жизнелюбивом югославском народе этот особый вкус радости жизни как его основной национальной черты, увековеченной на экране югославом Кустурицей. «Югославии больше нет. – Как нет? Как это нет Югославии?!» И ведь герой фильма Иван прав. Во всяком случае, больше прав, чем рациональный и политически образованный доктор или солдат миротворческих сил ООН. Югославии не может не быть, если она жива в сердцах и памяти людей. И вы можете как угодно кроить политическую карту и провозглашать сколько угодно суверенитетов, но страна умрёт только тогда, когда не останется никого, кто хранил бы её верность. Национальность как принадлежность к определённой общности людей кроится не по жёстким лекалам политиков и учёных, а исключительно человеческим самосознанием. И поэтому Югославия будет жить до тех пор, пока жив хотя бы один югослав. Как определить жанр этой незабываемой, неповторимой, ни на что не похожей картины? Критики определяют его как трагифарс, как фантасмагорию или притчу. Всё это в какой-то мере верно, но мне здесь вспоминается лучший, на мой взгляд, фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», жанр которого его автор Григорий Горин определил как «комическую фантазию». Это вполне применимо и к «Андеграунду» Кустурицы. Это целиком вымышленная история со множеством смешных мест, вся пронизанная символизмом. Смех, свободный смех полной грудью, без всяких условностей и низких намёков, как вдох чистого свежего воздуха на просторе, и символика, ненавязчивая, неоднозначная, но постоянно занимающая мысль пищей, приятной на вкус, – вот две основные черты эстетики Кустурицы. Слон, ушедший из разрушенного зоопарка, подходит к открытому окну, на котором стоят свежевычищенные ботинки Чёрного. «Только не ботинки!» – кричит Чёрный, но слон хватает хоботом и роняет на землю именно ботинки. «Вот осёл!» – раздражённо произносит Чёрный, подбежав к окну. В театре идёт представление, на котором присутствуют немецкие офицеры из частей вермахта, оккупировавших Белград. Офицер Франц увлечённо следит за игрой Натальи, в которую он влюблён. Неожиданно на сцене появляется Чёрный и, мешая немецкие слова с родными, требует от актёра, чтобы он верёвкой связал его с Натальей спина к спине. Зрители воспринимают всё это как продолжение игры. Но Чёрный с привязанной к нему Натальей подходит к краю сцены, выхватывает пистолет и стреляет в своего соперника Франца. В театре начинается переполох. Подпольщики, годами трудящиеся для партизанской войны, которая уже давно кончилась, своми руками собрали в подвале свою гордость – настоящий танк. На банкете по случаю свадьбы сына Чёрного Йована один из музыкантов говорит присутствующим: «В танк забралась обезьяна. Она ведь дрессированная. Будет катастрофа!», но его никто не слушает. А шимпанзе Сони, которая действительно залезла в танк, находит там новёхонький снаряд, заряжает его в танковую пушку и… стреляет в стену подвала! Всё это ужасно смешно и весело, как и множество других мест, но у Кустурицы дело далеко не в одном смехе. По всей картине обильно разбросаны аллегории, метафоры, символы – настолько, что некоторые критики считают даже, что фильм перегружен символами. Не разделяя этого мнения, замечу всё же, что насыщенность фильма символами чрезвычайно высока. Символы и аллегории выглядывают отовсюду – и из мельчайших бытовых деталей, и из более общих особенностей действия и сюжета. Зоопарк, в первую очередь пострадавший от бомбёжки, и звери, которые отчасти погибли, отчасти разбрелись по городу… Сцена съёмок кинофильма, все актёры которого – как живые, и в то же время всё так искусственно и надуманно… Странные подземные дороги, связывающие, кажется, все города Европы… Наконец, само вечное подполье, обжитое и такое понятное, что из него люди не хотят уходить, а уйдя, мечтают вернуться назад… Продолжать можно долго, так что может показаться даже, что в фильме нет ни одной сцены, в которой не было бы скрытого смысла. Удивительным образом эта символическая насыщенность не напрягает, не утомляет зрителя. Она воспринимается органичной и естественной для ткани фильма. Но это фирменная органичность и естественность кино Кустурицы. Ни у кого другого так не получится, не стоит и пытаться подражать. Актёры, подобранные режиссёром (с ними Кустурица делал и свои предыдущие фильмы), не обманули его ожиданий и играют именно то, что Кустурица и хотел передать. Лазарь Ристовски (Чёрный), Мики Манойлович (Марко), Милана Йовович (Наталья), Славко Штимац (Иван), да и другие актёры, исполняющие менее значительные роли, играют замечательно, так что удивительно даже, как им удалось так полно понять непростой замысел режиссёра. Особенно впечатлила игра Лазаря Ристовски, на которой во многом держится весь фильм. Не представляю кого-нибудь иного в роли Чёрного. И, во всяком случае, уверен, что голливудские актёры не способны на такое безумство радости жизни посреди хаоса и смерти! И всё же картина оставляет тяжёлое послевкусие, своего рода похмельный синдром. Утомление возникает не от обилия символов и не от динамичного действия. Устаёшь не смеяться, не переживать за героев. Просто в какой-то момент вдруг осознаёшь, что вся эта необыкновенная жизнерадостность, неистребимая жизненная сила, фейерверком бьющая из главных героев, существует не благодаря, а вопреки обстоятельствам – конкретным обстоятельствам обычной жизни одной маленькой страны… Точнее, это раньше казалось, что страна маленькая, когда никто и предположить не мог, что она может разложиться на ещё меньшие, и не просто разложиться, а разорваться с кровью, с дымом пороха и гари… От этого чудовищного противоречия, противоречия непреклонной воли к жизни и неотступно преследующей людей смерти возникает чувство тяжёлой, металлической какой-то горечи. Эта горечь не портит впечатление от яркого, талантливого и самобытного фильма, но делает его сложным и неоднозначным. 9 из 10
Nema vise sunca, Nema vise meseca... Югославия, Белград, начало Второй мировой. Страна оккупирована немцами. Два товарища, Марко и Чёрный, присвоили себе солидный груз оружия и прячут его в подполье. Там же, в подполье, используя его, как бомбоубежище, прячутся многочисленные родственники и друзья героев. Марко и Чёрный параллельно с этим делят красавицу-актрису Наталью, которая сразу же сдалась на милость немцам и стала любовницей одного из немецких офицеров, Франца... Спустя двадцать лет Марко - видный политический деятель, Наталья - его супруга, а в подполье до сих пор сидят Чёрный со своей семьёй и остальные, уверенные, что война до сих пор идёт. Этот фильм для меня - сама Югославия, сама Сербия, сам Белград. Кустурица сделал великолепное - отразил весь дух страны, её растерзанность и растрёпанность после многочисленных войн и перипетий, и такой же дух её жителей. Они живут под землёй; они никогда не поверят, что Югославии больше нет; они теряют - но при этом пьют ракию, поют песни и веселятся, как никто другой. С ними хочется взяться за руки и тоже пуститься в пляс, с ними хочется вопить во всё горло 'месечина, месечина, йо-йо, йо-йо!' и плевать, плевать на всё. Сколько отчаяния, сколько неугосимой воли к жизни у Натальи! Ох, как она хотела другой жизни, ох, как она хотела быть актрисой Московского театра, ох, как она хотела быть с другим мужчиной... если бы не война! Она действительно кажется такой отчаявшейся, но при этом не кажется несчастной, нет! Она танцует в своём красном платье вокруг танка, и это самый прекрасный танец. Это неубиваемый сербский дух. Сцена со свадьбой в подполье навсегда врежется мне в память, это восхитительно, это квинтессенция всего, что режиссёр хотел показать в фильме. Это то, из-за чего я так вдохновилась ехать в Сербию. А музыка, боже мой... Именно под музыку Бреговича из этого фильма мой самолёт садился в аэропорту Белграда, и мои глаза были полны слёз, а сердце было полно благодарности за то, что я оказалась в этой стране... и она именно такая, именно такая, как этот фильм! Может показаться, что всё очень плохо, но стоит только пообщаться с этими прекрасными людьми, с сербами, которые, кажется, даже вне зависимости от возраста помнят всю боль своей страны, но при этом так живы, так приветливы и так праздничны, что здесь хочется остаться навсегда! И финальная сцена, плавно продолжающая сцену свадьбы, точно такая же! Вы можете делать с нами всё, что угодно, вы можете расколоть нас, растоптать нас, но ракия будет литься рекой, песня будет литься рекой, жизнь будет литься рекой. В этом фильме ещё много смыслов и посланий, кроме этого, вы можете увидеть что-то своё, и вы непременно увидите. Навсегда в моём сердце. 10 из 10
Решив приобщиться к прекрасному, посмотрел этот фильм. Если честно, то я до сих пор не могу понять, почему эта картина считается гениальной. Что это за жанр? Для комедии слишком тупо и прямолинейно; драма смазана постоянным беснованием и идиотизмом героев; исторический фильм не вышел ввиду малой доли историчности. А что остается? Извините, но этот чудо-сплав оказался бесполезней бронзы в век железного топора. Не понятна сама идея этого фильма. Для описания семейно-личностных перипетий не хватает адекватности героям. Для рассказа о войне недостает, собственно, этой самой войны. А если этот фильм о 'Югославии, которую мы потеряли', то вообще становится смешно: распад - это объективный процесс, непонятно, что здесь может вызывать жалость. Герои неприятны, ситуации глупы, да еще и пол-фильма на экране непрерывная пьянка. Я понимаю, что такое пренебрежение вызовет бурю негативных эмоций. Но я спрошу вас: что останется от фильма, если отбросить имя режиссера, налет 'илитизма', имперские амбиции и псевдо-ностальгию? Повесть о настоящих идиотах, сочувствие которым само попахивает идиотизмом. Я жалею, что посмотрел этот фильм.
Кустурица мастер своего дела, и Подполье доказывает это в очередной раз. Закрутить сюжет таким образом, что-бы сознание зрителя вывернуть наизнанку, это далеко не каждому под силу. Кустурица снимает фильмы, как Дали пишет картины, так-же сюрреалистично, для не подготовленного зрителя не ясно, и отталкивающе. Некая мифическая абстракция. Но! копните чуть глубже, не поленитесь поразмышлять, и разобраться что хотел показать автор и тогда не понятные на первый взгляд картинки калейдоскопа начнут выстраиваться в чёткую цепочку понимания того, что хотел донести автор. Кино, однозначно не для всех, так как 'утончённо-чернушный' юмор, будет понятен не для всех зрителей, не говоря уже о политическо-военных векторах, которые проходят красной нитью через весь фильм. Кино тяжелое, требующее внутренних затрат психической энергии, поэтому даже не смотря, на моменты смеха, думать и напрягаться придётся, что-бы читать посылы режиссёра. Во время просмотра я пережил всю гамму эмоций, от смеха до слёз, и слёз горести с перехватившими гортань спазмами. Однако, браво маэстро, аплодирую стоя. 8 из 10
Дюжина эмоций!'Война еще не война, пока брат не поднимет руку на брата'. -Его немцы забрали, немцы. Клянусь Мамой! -Никогда не клянись Мамой. Ясно? Фильм в прошлом году порекомендовала однокурсница Изабелла (спасибо ей). Скачал, но продолжительность в 194 минуты заставляло каждый раз смотреть другие фильмы. Оказалось, лучше смотреть 194 минуты, чем многие фильмы вдвое короче. Все эти минуты очень насыщены, никакой скуки или затянутого сюжета. 'Мы все сумасшедшие, Наталия, просто мне пока не поставили диагноз'. География фильма впечатляет - Белград, Прага, София, Берлин, Пловдив. В этом фильме можно увидеть весь талант Кустурицы. Такой сюжет показывать в сопровождении удачных и многочисленных смешных деталей - это талантливо! В первой части в какой-то момент даже забыл, что в этом фильме есть что-то про войну! Полный оптимизм. Идёт война, а Отец с сыном смотрят на закат и Отец говорит “-Как прекрасен этот мир”. Падают бомбы, а они танцуют, спрашивая: “Ты боишься?” '3 года спустя Белград страдал от открытого перелома души'. Последний монолог несёт в себе очень много, комментировать и нечего! Здесь мы построили новые дома с красными крышами и трубами, на которых будут гнездится аисты. Наши двери всегда широко открыты для дорогих гостей. Мы будем блогодарны нашей новой стране, которая нас кормит, и солнцу, которое нам светит, и цветущим полям, которые будут напоминать нам о прежней жизни. С болью, грустью и радостью мы будем вспоминать о нашей стране, когда будем рассказывать своим детям истории, которые всегда начинаются со слов “Жила-была одна страна…» В конце поразил отколовшийся остров, символизирующий раскол Югославии. 10 из 10
Югославская 'Война и Мир', эмоционально рассказанная прекрасная история о все таки стране, а не о народе. Воспевание всего замечательного и не очень в Балканах: музыки, темперамента, женщин, природы. Об этом эпическом полотне балканского режиссера Эмира Кустурицы хочется говорить много, но в словах захлёбываешься, на первое место, как и в фильме, лезут эмоции, чувства. Высказывание режиссера конечно про Югославию, но разве не каждая страна имеет право на собственный путь? Сначала фашисты, затем свои же, а потом люди с запада и арабы мешали прекрасной стране и её жителям жить, но они жили, кто в иллюзиях, кто пресмыкаясь перед текущей властью, но жили. Герои 'Подполья' так и живут, наивно любя, ненавидя, ссорясь и примиряясь. Иногда пускаясь в откровенный сюр, Кустурица показывает историю одной семьи, как страны, как народа, заплутавшего в дебрях сложного и жестокого 20 века, в котором не понятно зачастую, что реальность, а что фикция. Режиссер пользуется очень трудно воспринемаемым языком символов хоть и снимал не для своих (хотя и по своему) а для чужих, для всех. Европейским зрителям Кустурица тычет пальцем в их вмешательство в дела его родной Сербии. Для нас же, братьев славян, он показывает пьянство всей страны, всей земли балканской, которая в конце фильма предстает как рай, который медленно но плывет по течению времени. Да и сама метафора с подпольем возможно и сделана для того, что объяснить нам, что кто то сверху полвека пудрил мозги сербам, переводя стрелки часов назад, оставляя их в грязи и нещите. И так этот народ на своих костях построил новую свободную Югославию, которая, однако, как плывет так и плыла. С песнями и выпивкой. 10 из 10
Ну что ж, Бреговича и Кустурицу знаю давно, и вот, наконец решился посмотреть этот фильм. Потрясающе. - Скорее только это слово подходит к описанию этого фильма. Долго вдумываясь над названием 'Андерграунд', почему не 'Югославская История' или что-то т.п., понял что оно Имеет двойной смысл: Андерграунд конечно же само подполье, и Андерграунд, подземелье из которого не выберешься, а именно СФРЮ. Особенно тронул момент: 'Югославии Больше Не Существует' - Как...? Преклоняюсь перед Эмиром и этим фильмом, ибо это лучшее что я видел на сегодняшний день. Саундтрек заслуживает тоже 'Золотую Ветвь', Mesecina и Kalsnikov - Мои любимые песни лет с 8. Советую Посмотреть кино, и купить диск Бреговича. Браво! Мир, Труд, Кустурица! Оценка: 10 из 10
Лучший фильм сербского режиссера Эмира Кустурицы. Грандиозная притча о стране, которой уже нет на современной карте. Трагедия и комедия с иронией в одном флаконе с элементами фарса и символизма. Кустурица показывает страну, находящуюся в постоянном кризисе и опасности ('в 1944 году союзники добомбили ту часть Белграда, которую в 1941 не успели разбомбить немцы'). История о любви и ненависти, предательстве и дружбе - все это вместе жизнь, сверкающая яркими красками на солнце. Несмотря на сцены насилия картина не вызывает отталкивания (в этом большая заслуга режиссера), а оставляет легкую грусть и скорбь - те состояния, которые испытывает сам Кустурица. 'Война, не война, пока брат не пойдет на брата'. Так и случилось в Югославии 90-х - все вдруг ополчились друг на друга, забыли о единстве, вспомнили старые обиды и распри. И втянули израненную родину в новое горнило войны, из которого страна до сих пор не может выбраться. История никогда никого ничему не учит, как бы это не прискорбно звучало. И здесь я вынужден согласиться с режиссером, что у этой истории нет конца. И как бы хотелось, чтобы не чужая нам Югославия снова превратилась в цветущий сад, в котором справляются пышные свадьбы и резвятся беззаботные детишки. А не трещат пулеметы и не громыхают пушки. Ведь когда то мы сами прошли через нечто подобное. И самое главное, при всей трагичности ситуации Кустурица не сгущает краски до полной черноты, придавая всему происходящему оттенок комедийности, все больше оттачивая свой неповторимый и зажигательный стиль.
Очень сильный фильм. Единственное, что меня чуть покоробило - довольно резкое перемещение типичного для Кустурицы замотанного в цыганские тряпки трагифарса в жесткий социально-политический контекст. Я бы пустила титры на полчаса раньше. Хотя тогда шла война, для Югославии не менее жестокая и разрушительная, чем Вторая мировая. Именно этой войне, как мне кажется, и посвящен фильм.
« - Все мы сумасшедшие. Только не всем нам поставили диагноз.» ( с ) В пышном и чрезвычайно богатом на выдумки творчестве югославского ( как он до сих пор продолжает себя называть, хотя нет уже больше такой страны ) режиссёра Эмира Кустурицы – есть несколько выдающихся картин. Эта же лента является его лучшим произведением, продолжая выработанный постановщиком стиль, в тоже время доведя его до невероятной эксцентрики, превратив серьёзную вещь в фарс. На первый взгляд кажется, что автор переборщил с комедией, заслонив ею драму. Но ведь и сам Кустурица неоднократно говорил, что в жизни слишком много всего плохого, от чего трудно не плакать. Поэтому он предпочитает не заливаться горючими слезами – а сознательно уходить в гротеск и буффонаду. Потому что когда смешно – тогда не страшно. И этот фильм - пожалуй лучшее тому доказательство. Впрочем, очень трудно классифицировать данное творение строго по канонам определённого жанра. Ибо Кустурица со свойственной ему щедростью смешал в «Андеграунде» казалось бы вовсе не сочетающиеся жанры. Тут и драма разбавленная комедией и откровенный символизм – которым пропитана вся картина, эксцентрические геги перемежаются с убийствами, а реальность подчас неотличима от вымысла. Не относя этот фильм к какому то конкретному жанру, пожалуй можно охарактеризовать его как «народное придание», ибо для сказки показанное на экране всё таки больно мрачно. Да и сама картина начинается титром, словно режиссёр посредством кино собирается рассказывать своему зрителю сказку: « Жила была одна страна»… Перед тем как говорить о сюжете картины, стоит сказать о том как именно он появился у её автора. Замысел о большой киноленте о народе бывшей Югославии, который находился тогда на пороге Гражданской войны – имевший территориальные и религиозные предпосылки, которые сам автор впоследствии назвал нелепыми. Ведь в его краю, на одном поле всегда стояли - мусульманская мечеть, православный храм и синагога. И вдруг, в один миг все словно по сходили с ума – начав убивать вчерашних соседей, сжигать их дома и обвинять в каких то абсурдных и невероятных вещах. Тогда сам режиссёр находился во Франции, на съёмках «Аризонской Мечты» - своей первой западной картины с голливудскими звёздами и большим бюджетом – который не позволил нарушить контракт и вернутся на родину. Где уже начинались первые бои, которые конечно же не могли оставить такого патриота и гражданина как Кустурица в стороне. Он часто связывался по телефону с Балканами, его показывали в прямом эфире. Он обращался к тем или иным лидерам политических и военных активистов, с просьбами отложить или вовсе прекратить боевые действия в том или ином районе. В то время Кустурица был уже очень большим художником, самым знаменитым представителем своей родины и в глазах её народа авторитет его был необычайно высок. Кто то даже пустил слух, что дескать известный режиссёр тайком перебрался через границу и уже воюет на стороне ополченцев. Хотя сам Эмир Кустурица высказался по этому поводу довольно однозначно, заявив о нежелании вступать в братоубийственную войну. Впрочем по политическим взглядам он был един с тогдашним главой государства Слободаном Милошевичем – делавшим всё возможное, что бы не допустить распада страны на несколько государств. Что конечно же не могло обойтись без большого количества жертв и крови… Вот тогда то Эмир Кустурица и захотел снять фильм о своём народе, попытаться показать весь творящийся в его стране абсурд, который был и в её советском прошлом. Желая заставить зрителя и попытаться самому поразмышлять о дальнейшем пути бывшего единого народа и распавшегося государства. Вместе с талантливым и самобытным сценаристом Душаном Ковачевичем они написали фантасмагорическую историю, в которой рассказали о политических и исторических преобразованиях и событиях на территории их родины за последние полвека. Действие берёт своё начало в 1941 –ом, с начала Великой Отечественной и завершается в 1992 – в начале югославской Гражданской войны. На всём протяжении повествования действуют одни и те же исполнители, которые иногда играют разных героев. Если пересказывать сюжет очень – очень сжато, то невозможно будет передать весь аромат и сложность задуманной Кустурицей «мистификации» ( как обозвали его творение на одном из фестивалей ). В сюжете проводится аллегория персонажа Мики Манойловича – коммунистического активиста и «героя войны и поэта» товарища Марко с многолетним главой государства – Тито. Который обманом и посулами долгое время дурил и эксплуатировал собственный народ, держа его в полнейшей изоляции. Так же поступает и Марко со своим кумом Петром Папери «Чёрным» ( Лазарь Ристовски ) - когда обманом удерживает того в подземном бункере, где тот с кучкой партизан со времён войны изготавливает оружие. Которое, как считают неутомимые жители подполья пойдёт на фронт – на погибель фашистов, хотя на самом деле Вторая Мировая давно закончилась а их продукция стараниями оборотистого товарища Марко идёт на чёрный рынок. Отставая на десятки лет от реальной жизни, замкнутые в тесном бункере партизаны однажды выбираются на поверхность. И от избытка эмоций, боясь в мирной цивилизованной жизни буквально всего – ведь многие из них ушли в подполье ещё детьми – «партизаны» хотят обратно в своё убежище… Невероятно ловко обращаясь с драматургией построения сюжета, с небывалой лёгкостью перемежая драму и комедию, делая практически фарс – в финале же, авторы достигают почти что эпической трагедии. Поэтому последние минуты картины невозможно смотреть равнодушно, без слёз… Сложная, но смотрящаяся на удивление легко и непринуждённо картина, в которой сложились многие творческие удачи: от безупречной актёрской игры на грани эксцентрики, до операторской работы Вилко Филача и запоминающегося саундтрека Горана Бреговича. Будучи впервые показанным на Каннском фестивале в 1995 – ом, «Андеграунд» Эмира Кустурицы принёс ему вторую Золотую Пальмовую Ветвь – введя тем самым в круг классиков мирового кино, уровня Скорсезе и Копполы. Правда не всегда фильм принимали с восторгом, нашлись и те, кто усмотрел в «Андеграунде» провокацию или же пропаганду в пользу сербов. Сам автор как мог отмахивался от подобных обвинений, заявляя что ему прежде всего больно за распавшуюся и истекающую кровью родину. Даже хотел после этой кино – фрески покинуть кинематограф, но к счастью потом изменил своё опрометчивое решение. Были у Эмира Кустурицы и после интересные, яркие картины. Взять хотя бы всеми любимую цыганскую комедию «Чёрная Кошка, Белый Кот» ( 1998 ) или мелодраму «Жизнь Как Чудо» ( 2004 ), да взять хотя бы только что вышедшую, замечательную ленту «По Млечному Пути». Но «Андеграунд» - так и останется для автора непревзойдённой, эпохальной работой.
Эмир Кустурица необычайно живо передал всю грязь военного времени. Взаимоотношения между близкими людьми переданы с ювелирной точностью. Предательство особенно тяжело пережить, когда оно от близкого человека. В такие тяжёлые времена для большинства людей, некоторые умудрялись жить на широкую ногу. Поразила, гениально провёрнутая, афера со временем. С одной стороны, даёшь людям надежду, с другой же - используешь их для того, чтобы набить собственные карманы. Эмир передаёт всю алчность и подлость человеческой души, всю грязь и зловоние, исходящее от людей, которые готовы на всё, ради благоустройства собственной жизни. Следует отметить, народ, живущий столько лет в подполье, кажется действительно чудным - он не представляет, что разворачивается там, наверху. Они даже не предполагают, что война уже закончилась, и, всё ещё продолжают жить прошлым, сами того не подозревая. А всё 'благодаря' их лидеру. Мелодия, периодически звучавшая на протяжении всего фильма, завораживает! Разыгранные сцены, игра героев, постановка режиссёра и работа всей съёмочной команды, трудившейся над фильмом, получили соответствующие результаты своей деятельности. С одной стороны это было тяжёлое время, когда люди думали только о том, как бы им укрыться от бомбёжек и преследования, где бы найти еды и переночевать, но с другой стороны - была музыка, хорошая еда, были пляски и посиделки. Одним словом, картина очень контрастна.
Гениальная трагикомедия Эмира Кустурицы, грандиозная лента, охватившая целую эпоху. История страны, уже не существующей на карте, и людей, живших там, явленная миру в столь оригинальном жанре, отличающего этого великого режиссера. В 'Андерграунде' Кустурице удается удивительно гармоничным образом совместить трагическое и комическое. Гротеск и ирония, причем проникновенно светлая, а не едкая и не язвительная, становятся единой призмой, сквозь которую и раскрываются печальные военные события. При этом можно четко проследить эмоциональную градацию киноповествования, тон ее меняется, происходит нагнетание. В ходе этого процесса гротеска становится меньше, его сменяет усиливающаяся тенденция реалистичности, а в момент кульминации остается лишь сюр. Эти перемены сопровождаются невероятно красивой музыкой Горана Бреговича, которую регулярно исполняет оркестр, участвующий наравне в другими персонажами со всех сценах. Этот саундтрек вместе с комическими приемами, доходящими до абсурда, создает особую энергетику фильма, некую отчаянную радость, веселье и неудержимость карнавала, что дополняет и динамичность картины. Финал же ленты также преисполнен света и яркости жизни, несмотря на 'контекст' происходящего. Картина очень символична, в ней много метафор, отсылающих к реальным политическим и общественным событиям. Также символы раскрывают многослойную трактовку происходящего с точки зрения самого режиссера. 'Андерграунд', на мой взгляд, не заслуживает находиться в конце списка лучших фильмов, это шедевральное произведение киноискусства, что подтверждает и 'пальмовая ветвь' 95 года, хотя для этой картины мало и этого.
Война убивает всё живое, ей неважно кто ты: юный работник зоопарка, антифашист-авантюрист или беременная женщина. Но 'война ещё не война, пока брат на брата руку не поднимет.' Полвековая история о маленькой стране, людях, проживших под землей. О лжи и любви к одной женщине. Пока весь мир праздновал победу над 'гребаными фашистами', они всё также изготавливали оружие и боялись бомбежек, и верили, что ещё смогут жить в своей стране. И неизвестно, что хуже, какая война и есть ли оправдание для Марко и Натальи? -Это солнце? -Это луна, сынок Но в Югославии нет больше солнца как и луны. Как и Югославии Безумно-тяжелый и прекрасный фильм. Он затрагивает не сердце, а мозг. А после него печаль до слёз о сказочной стране, шрамах Европы и главном проклятии людей. Кустурица показал и рассказал всё. Но у его истории нет конца.
Я знакома с тремя названиями этого фильма: «Андеграунд», «Подполье» и «Подвал». Но для меня не имеет значения, как перевели название, правильно или нет. Мне важно то, что внутри… В фильме затронута болезненная для миллионов людей тема - война. Но война не только конкретная - война вечная. Война против фашистской Германии, гражданская война в Югославии и война... Та война, где 'брат убивает брата'. Амбициозный Марко, выстраивая свой гениальный план пробиться в политические верха и получить всенародное признание, решает пойти на крайние меры для достижения своих целей - запереть неугодных ему людей в подполье. (В том числе и своего кума, славой которого Марко и проложил себе дорогу). И в течение двадцати лет он обманывает людей, и тех, которых 'спрятал', и тех, кто жил 'на воле'. Но сколько веревочке ни виться... В дальнейшем в сюжете появляются очень печальные эпизоды, они наполнены невероятной болью и тоской - и это, несомненно, частичка боли и самого Кустурицы... Концовка хоть и не радует, но вселяет некоторую надежду, и имеет большой философский смысл. Этот фильм не из тех, что смотрят, чтобы убить время, а сразу после окончания закидывают диск на дальнюю полку, и забывают. Это фильм, в который словно входишь, и выходишь гораздо позже, чем он заканчивается. Я переживала за всех героев, но не так, как переживают в обыкновенных боевиках с экшеном за главного героя — нет, здесь было волнения совсем другого рода. Я снова вжилась в этот фильм, и словно непосредственно стояла рядом с героями, и чувствовала их. Посмотрите этот фильм, если вы хотите почувствовать что-то в глубине себя, а не просто скоротать пару часов у экрана. За этот прекрасный фильм самого лучшего режиссера в мире, оценка — 10 из 10
Его фильмы на любителя. И как же я счастлива, что вхожу в эту категорию. Я смотрела лишь несколько фильмов этого Гения, но этот фильм, конечно, надолго останется в памяти. Смотря его долго не покидало чувство, что это комедия: все тот же почерк Кустурицы, цыганские пляски и песни, пьяные и неунывающие герои. Но чем дальше фильм шел, тем яснее понималось, что это уже немного 'другое'. И непонятно: все продолжает шутить Кустурица или все-таки это все серьезно. К сожалению, это далеко не комедия. Да тут все тот же юмор. Но какой же он грустный... Все трогает до глубины души. Каждому герою сочувствуешь по своему. Хочется, конечно, сказать - must see или нечто подобное. Но данный фильм я считаю нужно понять и понимать, что здесь уже не комедия, здесь история. История страны, которой будто и не было...
«Андеграунд» - отображение полувековой военной истории Югославии с начала Второй Мировой войны до её развала в начале девяностых годов. Картина пронизана сатирой и трагедией, а сухая документальная хроника является связующим звеном между ними, мостиком между «театральным действием» и тяжёлой исторической действительностью, правящей человеческими судьбами народов Балкан. Эмир Кустурица сравнивает две войны: Вторую Мировую и войну 90-х годов. В той первой войне Белград, да и в целом Югославия, претерпели многое: сначала немецкие бомбёжки, потом разрушения от собственных союзников, после чего - возникновение режима Тито. Главные герои фильма являются борцами с фашизмом. Это «настоящие герои» коммунистической Югославии, которые с течением времени слишком сильно и слепо увлекаются сопротивлением с воображаемым противником… Они пятнадцать лет безвылазно живут в Подполье и не видят для себя иного существования. Этот бесконечный конвейер с оружием представляет для них настоящую жизнь. Выход из Подполья дается тяжело. Их дети, взращённые на «святом» духе патриотизма, увы, нежизнеспособны: они не отличают солнца от луны, не умеют плавать и хотят вернуться «назад в подвалы». «Война – еще не война, пока брат не поднимет руку на брата», - говорится в фильме… Эти горькие слова отражают нечеловеческую боль целого поколения многих югославов, которые не в силах понять происходящую мясорубку и смириться с развалом их общего, некогда счастливого государства. Герои подполья Кустурицы и есть эти люди. Спустя полвека они и не представляли, насколько жестокой и нестерпимой бывает горечь, не придуманной ими, а НАСТОЯЩЕЙ войны! Часто повторяющаяся в течение всего фильма фраза «мать твою фашистскую» принимает иной смысл. Кто же «фашист» теперь? В новой войне трудно признать то, что «фашистом» являешься сам. «Хорваты убивают сербов, сербы – хорватов», - говорит солдат-ООНовец. Ему всё равно кто кого! Но для истинных патриотов – это сердечная рана смертельна. Ее ТАК ТРУДНО пережить. Выживает только обезьяна Сони. Все остальные в реальности - мертвецы. Они тонут в своем же «подпольном» колодце, в колодце своих грёз, и выплывают в утопический финал действия… Они снова в атмосфере «вечного» праздника… счастливы, слепы и готовы к новым подвигам… Близкое сердцу, ностальгическое прошлое взяло-таки бразды правления в свои руки. Эти люди уже не в Подполье, но не случайно, что они снова «откололись» от берега действительности… Возможно, что на территории бывшей Югославии сейчас немало тех, кто хотел бы повернуть время вспять, возвратить всё на прежние места, загладить боль и обиды. Но, как говорится, нельзя войти в одну реку дважды. Life is going on! «У этой истории нет конца»! Эта финальная фраза имеет, несомненно, двойной смысл. Браво, маэстро!
Даже не знаю как начать рецензию на 'Андеграунд'. Пожалуй это единственный фильм, который вызывает у меня столь много противоречивых эмоций одновременно. После первого просмотра фильм не зацепил, но почему то спустя некоторое время появилось желание его пересмотреть. На второй раз фильм понравился. И только после третьего просмотра я поняла, что это пожалуй лучшее что я когда-либо видела. 'Андеграунд' это не просто:'После каждого просмотра открываешь что-то новое.' Это многогранное кино после каждого последующего просмотра которого, оно открывается тебе с новой стороны. Я считаю это одной из прелестей фильмов Кустурицы. Его творения невозможно до конца прочувствовать с первого раза.К его историям и героям этих историй хочется возвращаться вновь и вновь. Хочется вмести с ними напеваться, петь, плакать, танцевать, плакать, обманывать, иногда прощать и снова напиваться. Хочется жить! Не смотря на то что перед нами разворачивается настоящая трагедия. Трагедия одного человека, одной семьи, одной страны. И после последних слов фильма хочется разреветься от несправедливости и боли, хотя на экране люди счастливы. Это я считаю настоящим мастерством! 10 из 10
«Андерграунд» – фильм Кустурицы, который более других претендует на эпичность и всеохватность. Грустная сказка о полувековой истории югославского государства поражает своими масштабами, фирменным режиссерским гротеском и наполненностью небывалой жизненной силой, которая, в общем-то, всегда была свойственна Кустурице, но в этой картине, она достигает своего апогея. Потому не удивительно, что сие творение поразило видавшего виды жюри Каннского фестиваля настолько, что принесло его создателю «Золотую пальмовую ветвь», уже, к слову, вторую у него на тот момент, что само по себе является редкостью чрезвычайной, а заодно вызвало дикую боль в известном месте у сторонников независимости балканских народов, особенно у боснийцев, увидевшим в фильме просербскую пропаганду. Свинья, как известно, везде грязь найдет, так что каждый может увидеть в это киноленте то, что ему больше хочется увидеть, рядовому же зрителю более пристало насладиться самим кинопиршеством, разыгрывающимся на экране. К середине 90ых Эмир Кустурица был уже вполне состоявшимся режиссером со своим неповторимым стилем, от картины к картине он не боялся экспериментировать, углубляться в него и искать все более новые способы поразить искушенную публику, параллельно дозревая до работы, в которой он мог бы в полной мере выразить всю любовь к своей родной стране и боль за ее нелегкую судьбу. Такой работой и стал «Андерграунд», творение, которое во многих аспектах остается непревзойденным самим создателям и до сих пор. Кустурица используется в своей работе проверенные компоненты: великолепные актеры, с которыми ему не раз приходилось работать, фирменный юмор, просвеченный через грустную призму югославского быта и, разумеется, коронное музыкальное сопровождение с дудками, трубами и барабанами. Все это жирными мазками наносится на трехчасовое полотнище, которое поражает своим колоритом настолько, что не дает ни на секунду заскучать. О сюжете много говорить не хочется, он, как это и часто бывает у Кустурицы всего лишь фон, дающий возможность показать свое фантасмагорическое видение окружающей действительности. Замысловатая и местами невероятная история разворачивающегося вокруг любовного треугольника, начинается с первыми аккордами Второй Мировой, бомбардировками немцами Белграда и подходит к своему неизбежному концу в середине 90ых под еще более печальные звуки войны гражданской. Из технических приемов более всего бросается в глаза вплетение героев повествование в кадры исторической кинохроники, эффектно зарекомендовавшее себя годом ранее в оскароносном творении Земекиса. Главная же беда картины заключается в несколько порубленном сценарии, угловатость которого все ж проступает через многослойный символизм. В основе фильма, как известно, лежит пьеса сербского сценариста Душана Ковачевича «Весна в январе», события которой происходит в период до начала Боснийского конфликта. Режиссер решил расширить повествование, и последние полчаса, которые, безусловно, немало западают в душу своей пронзительной горечью, выглядят как пассажирский вагон, прицепленный к товарному составу. Вот мы наблюдаем хоть и черную, но комедию, с легким налетом драматизма и самоиронии, а вот брат идет на брата и создатели, не считаясь с чувствами зрителей, безжалостно уничтожают все, что возводили два с половиной часа, подобному тому, как национальные противоречия безжалостно разорвали в клочья Югославскую Республику. И, хотя последними кадрами режиссер и пытается вернуть свет надежды в свой мир, но сказка уже разрушена, настроение испорчено, а сердца разбиты, и реальность, казавшаяся такой далекой, вдруг явственно обретает свои очертания. И все ж, как с этим спорить, Эмир Кустурица – большой мастер. Ума не приложу, почему в России так не снимают. 8 из 10
Международный успех «Времени цыган» привел Кустурицу к предложению французских продюсеров поработать с голливудскими актерами: результатом стала «Аризонская мечта», один из самых слабых фильмов мастера. Погружение в американские грезы стало для режиссера вторжением на чуждую территорию, и, несмотря на выразительные сны и грезы героев, а также замечательную заглавную песню, ставшую легендарной, фильм обернулся довольно внушительным провалом не только в коммерческом, но и в художественном плане. По этой причине следующим шагом для Кустурицы стало возвращение на родную землю и съемки гротескной притчи о балканской истории «Андеграунд». Свой самый длинный фильм режиссер сделал очень неровным: начало выдержано в карнавальных, шаржированных тонах, в нем преобладает комическая гиперболизация, финал глубоко трагичен, даже мрачен, что, конечно, нонсенс для творчества режиссера. Полувековая история Югославии, рассмотренная с 1941 по 1992 годы, выглядит у постановщика как фарс, в котором, на мой взгляд, чересчур много музыки, к тому же Кустурице здесь не удается подняться до космологических обобщений, как во «Времени цыган». Однако, это все же очень важная для него картина и ключевая в его фильмографии. Именно в «Андеграунде» режиссер вырабатывает свои киноштампы, заложником которых он станет в «Жизни как чудо», «Завете» и «По млечному пути». Думаю, не будет преувеличением сказать, что Кустурице особо удаются сцены свадеб и различных празднеств, где пьянящая витальная атмосфера подчиняет себе и поглощает сюжет. Настроение здесь бойкое, долгие два с половиной часа мы видим перед собой историю двух друзей и своеобразный любовный треугольник (где женщину играет актриса сильно напоминающую Сандру Мило из «8 1/2 » Феллини, что, думаю, неслучайно). «Андеграунд» предлагает нам чрезвычайно емкую метафору существования страны в идеологическом дурмане, в котором не видно реальности: буквальное подполье, в котором живут герои, останавливает время (наверное, фраза «для тех, кто в танке» родилась у кого-то при просмотре одного из эпизодов картины). В Каннском конкурсе 1995 года конкурентом «Андеграунда» в основной программе был «Взгляд Улисса» Тео Ангелопулоса, ленты также частично посвященной войне в Югославии, но она предлагала чисто серьезный взгляд на проблему в отличие от фильма Кустурицы, где столь сложная гамма эмоций и настроений, что не знаешь, плакать или смеяться. Так лента балканского мастера становится историей жизнелюбивых людей, как-то незаметно для себя становящихся убийцами. Включение в сюжет колористической хроники с кадрами нацистской оккупации, социалистических празднеств, пышных похорон Тито и много другого нужно было Кустурице для масштабности высказывания, которое так и не становится при этом космологическим, но лишь историософским. Начинаясь со слов «Жила-была одна страна», лента чем дальше, тем больше напоминает сказку (для этого постановщику нужна была большая массовка, сложные экшен-сцены и не в последнюю очередь карикатурная актерская игра с пережимами и перехлестами эмоций). На мой частный взгляд, эта комическая шаржированность фильму вредит и мешает воспринять трагические события не как детали всеобщего праздника, а как драму истории целого народа. Никогда не предполагал, что буду уделять столько внимания недостаткам стиля Кустурицы, но конкретно для оценки «Андеграунда» это очень важно. Когда-то при первом просмотре фильм мне очень понравился, и я считал его безупречным шедевром, теперь, то есть после повторного просмотра, впечатления достаточно противоречивы. Стоило ли здесь Кустурице так перебарщивать с криками, визгами, грохотом, стрельбой и постоянно звучащим оркестром (музыка Бреговича тут куда проще и однотипнее, чем во «Времени цыган»: есть лишь два повторяющихся мотива), чтобы в итоге высказаться о развале страны? Нацистская песня «Лили Марлен», звучащая помимо всего прочего на документальных кадрах похорон Тито тоже приводит в недоумение: не равняет ли здесь мастер социализм с нацизмом? В любом случае, несмотря на свои недостатки, стилевые погрешности и перехлестывающую эмоциональность «Андеграунд» - достаточно веское и своевременное киновысказывание режиссера о своей Родине. Что же касается каннского приза, то он, видимо, был вручен Кустурице больше за настроение, чем за содержание (сам мастер в одном из недавних интервью вспоминал, что его буквально возненавидела за этот фильм французская либеральная общественность во главе с Бернаром-Анри Леви). «Андеграунд» покорил сердца не только синефилов разных стран мира, но и многих режиссеров, бросившихся ему подражать (навскидку вспоминаются хотя бы «Бедные родственники» Павла Лунгина). В любом случае как поклонник «Амаркорда» Кустурица должен был снять нечто свое, его напоминающее: здесь влияние Феллини наиболее ощутимо, как впрочем, и в «Черной кошке, белом коте» - безыскусной комедии, где все же есть место и черному юмору – одной из структурообразующих стилевых доминант «Андеграунда».