«Еще стоял в ушах грохот, еще не замерло вдали эхо, а из облаков, серебря рябь воды по правому борту 'Сирдара', выплыла полная луна. Над кильватерной струей за кормой эсминца, сверкая, взлетали брызги. Прямо по носу, залитый белым лунным светом, дремал загадочный и далекий остров Керос» - так заканчивается великолепное произведение Алистера Маклина «Пушки острова Наварон». Пользовавшиеся бешеным спросом остросюжетные произведения военно-морской и шпионской тематики раскупались во времена писателя как горячие пирожки. Существует множество мнений по поводу истории написании одноименной книги, доподлинно известно лишь то, что произведение не было основано на реальных событиях. Какая операции времён войны больше отражена в книге? Откуда взяты соответствующие названия и имена? - сложно сказать однозначно. Спустя всего четыре года после публикации на экраны выходит фильм. Книга подверглась изменениям, но, несмотря на это, данную экранизацию смело можно считать одной из лучших на данную тематику. Благодаря потрясающему сюжету, фильм на протяжении двух с половиной часов держит зрителя в постоянном напряжении. Каждая сцена наполнена неповторимым духом, пропитана безысходностью и верой…верой в то, что дело, выполняемое солдатами, правильное. Вместе в отряде собрались разные люди: кто-то и до войны был бравым солдатом, а кого-то призвали - но всех их объединяет чувство усталости от всего происходящего. Человеку не свойственна кровожадность, нет врождённого желания убивать и причинять боль. Именно такие, желающие поскорее вернуться домой, забыть об ужасах войны, люди и предстают перед нами. Грегори Пек, Дэвид Нивен, Энтони Куинн, Стенли Бейкер, Энтони Куэйл, Джеймс Дарен – невозможно выделить кого-то особняком, каждый из них выкладывается по-настоящему, полностью вживаясь в свои образы. Вспомните лицо майора Франклина, лежащего на снегу. Ведь на нём отражена невероятная боль, ощущение неизбежности чего-то пугающего, безысходность. Смысловая наполненность всех сцен, действий значительно глубже и шире, чем можно себе представить. Зритель представлено всё: дружба, честь, воинский долг, справедливость, предательство. На суд выносятся рассуждения о методах войны, о том, где находится граница морально допустимых действий. Поражает талант съёмочной группы в воссоздании событий. Да, быть может, нелепо смотрятся некоторые взрывы, неестественна кровь, но невероятное мастерство режиссёра, оператора, актёров не даёт ни на секунду забыть о происходящем – это как раз то, что во многом утрачено сейчас в картинах с колоссальными бюджетами и реалистичными спецэффектами. Оператор Освальд Моррис, многократный номинант и лауреат престижнейших премий киноакадемий, своей работой, своим опытным чутьём находит великолепные ракурсы, подбирает необходимые планы, воссоздавая на экране не просто картинку, а нечто само по себе большее. Его работа красива и искусна. Ещё одним необычайным элементом фильма является звучащая в нём музыка. Её влияние на зрителя невозможно переоценить. Словно в классике немого кино она создаёт важный настрой и атмосферу, наполняя воздух заряженностью, увеличивая выброс адреналина, и сопровождая все важнейшие и кульминационные моменты. Трудившийся над этим композитор Дмитрий Тёмкин, заслуживает глубочайшего почтения за свою неповторимую работу. В общем и целом, картина Дж. Ли Томпсона является одной из лучших в своей тематике, неподражаемой и виртуозно снятой, несомненно, обладая полным правом числиться в ряду классики мирового кинематографа.
Этот, в сущности весьма простой и незатейливый фильм - пример идеального кинематографического попадания в 'самое яблочко'. Фильмы про шпионов снимали и раньше, но именно в 'Наварон' зрителю была представлена принципиально новая концепция - 'люди на задании'. Не зря ведь эта приключенческая картина была номинирована на 'Оскар' и до сих пор регулярно 'выбивает' красивые позиции во всевозможных топ-чартах лучших фильмов всех времен. Суть в том, что героев направляют на заведомо провальное дело. Отправляют скорее от безысходности, нежели по здравому расчету. Да и героям приходится быть не просто убийцами, а настоящими лазутчиками и подлецами. Несмотря на очевидность исхода - зрителю до самого финала просто не дают разумных оснований для хэппи-энда. К тому же, совсем не ясно кто именно выживет из команды. Сейчас, после 'Грязной дюжины', 'Невыполнимых миссий' и 'Бесславных ублюдков' - такой расстановкой уже никого не удивишь. Но в далеком 1961 году, 'Пушки острова Наварон', усиленные блестящим актерским составом просто не могли не потрясти зрителей. Да и актеры очень запомнились, хотя в сущности, ничего особенного и не сделали. Героический и молчаливый Грегори Пек, иронический Дэвид Найвен, эмоциональный Энтони Куинн, мужественная Ирен Папас и такая ласковая Гия Скала. Они как-то очень удачно друг с другом контрастировали. Слишком прямолинейного Пека дополнял Найвен, а эмоции Куинна были усилены невозмутимостью Папас. Я бы выделил конечно сцены с умоляющим на коленях о пощаде Куинном и неожиданно резко спорящим Найвеном. Но это уже все детали. Кино ведь удалось. Полностью соглашусь с тем, что лента оказала существенное влияние на четвертый эпизод 'Звездных войн'. Интерьеры крепости, финал, дизайн одежды и поведение фашистов - уверен, все эти факторы не остались без внимания Джорджа Лукаса. Но самое важное в этой картине ее интересность. Даже несмотря на очевидный финал - фильм увлекает. А когда в самый ответственный момент герои поднимают вопрос о том, что один из них предатель... Впрочем, лучше наверное не раскрывать самого интересного. Скажу прямо - мне это кино очень понравилось. 8 из 10
Достаточно посмотреть на современные фильмы про войну и можно сказать, что они умирают. В современной киноиндустрии очень мало примечательных фильмов о страшном времени с 1939 по 1945 год. 'Пушки...' не таков. Это фильм, где война по сути представлена как одно большое приключение, которое в свою очередь таит в себе опасность и непредсказуемость. Кто здесь друг? Кто враг? Конечно посмотрев на имя сценариста, мы не удивимся, что фильм хорош. А это, между прочим, первый фильм по романам Алистера Маклина. Конечно, не все ужасы войны показаны в этой картине, однако и от увиденного вы определенно испытаете восторг. Фильм определенно хорош. Как в плане спецэффектов, так и в плане актерской игры. Грегори Пекк, Дэвид Нивен, Энтони Куинн - актеры гениальные. Не менее гениальны и режиссер, а также актеры второго плана. И конечно нужно еще раз упомянуть Алистера Маклина, без которого этот замечательный фильм не воплотился бы в жизнь. Рекомендован к просмотру. 10 из 10
По роману популярного писателя Алистера Маклина – классика приключенческой и военной литературы. Капитан Кейт Мэллори со своей командой отборных профессионалов был высажен на остров, для уничтожения огромных пушек, мешающих прорваться британскому флоту, пытающемуся освободить три тысячи солдат на острове Керос. Режиссер Джерри Ли. Томпсон всегда поражал своими эпическими размахами и в последующих после «Пушки острова Наварон» фильмах «Тарас Бульба» или «Золото Маккены». Мастерства в области экшена американскому режиссеру конечно не занимать, но все его фильмы, за исключением некоторых на деле развлекательные поделки на один раз. Одна из ранних картин «Пушки острова Наварон» однако помимо эпичности может похвастаться антивоенной идеей заложенной в фильме. Действительно, ведь каждому из команды Кейта давно надоело убивать, рисковать своей жизнью, участвуя в войне, развязанной командованием и правительством. Однако должное здесь нужно отдать скорее не режиссеру, а Алистеру Маклину, который изложил все эти проблемы в книге. Поистине впечатляющий актерский состав (Грегори Пек, Дэвид Нивен, Энтони Куинн) и революционные для того времени спецэффекты не перестают радовать глаз и сегодняшним зрителям, несмотря на то, что фильм немного затянут. 9 из 10
Во время Второй Мировой войны немцы установили на греческом острове Наварон мощные орудия – мощный радар и две пушки, которые были настолько точными и меткими, что никто не мог пройти пролив. На острове Керос в Эгейском море в ловушке застряли две тысячи солдат союзников, что бы их спасти необходимо пройти остров Наварон, но все попытки по спасению солдат были обречены из-за пушек. Силы союзников готовят опаснейшую операцию по обезвреживанию смертоносных орудий, которая равносильна самоубийству. Отличный фильм про героические подвиги шестерых смельчаков. Хороший актерский состав. Грегори Пек как всегда неподражаем. Кстати, некоторые сцены из фильма без труда можно разглядеть в лукасовских «Звездных воинах. Фильм был отмечен премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и был выдвинут еще по 6 номинациям (фильм; режиссер (Дж. Ли Томпсон); адаптированный сценарий; звук; монтаж; музыка для драматических/комедийных картин). Так же фильм включен Американским киноинститутом в список 100 лучших американских триллеров.
И роман читал и фильм видел, но никак не могу понять, что мешало эвакуировать 2000 британских солдат (в книге их 1200) с любой другой стороны острова, а не с той, куда смотрят пушки. В книге на объяснения уходит один абзац, из которого мало что понятно, а в фильме за кадром говориться, что 'единственный проход на Керос был блокирован двумя новейшими управляемыми радаром пушками'. Что за единственный проход, ведь остров - это не Фермопильское ущелье? Две пушки установлены в пещере, зона их обстрела крайне ограничена, а малотоннажные суда могут подойти к острову с любой стороны. И ещё очень смешно, что захват никому не известного крохотного острова Керос немцам нужен, чтобы склонить Турцию на сторону рейха. А ведь действие происходит осенью 1943 г., в финале Додеканесской операции, когда союзники уже высадились в Италии и Италия вышла из войны. Ага, типа турки газет не читают. Фильм, увы, с книгой не сравнить, затянутый и скучный, начало ещё более-менее, а дальше тоска, досмотрел только ради финальной сцены в пещере с пушками. Это, кстати, настоящие 283-мм орудия с немецкого линкора «Гнейзенау», снятые с него после полученных в 1942 г. повреждений и использованные для создания береговой батареи. Впрочем, если бы книгу не читал и не знал сюжетную интригу, возможно, фильм мог бы и понравиться, но не уверен. Фильм снят 'по мотивам'. Книга не в пример сильнее, без длительных слюнявых рассуждений на тему морально ли убивать врага, а тем более во время войны. В книге кое-что есть на эту тему, но мельком, без акцента. Зачем то изменили пол греческих подпольщиков, видимо, посчитав, что Грегори Пек без женщин в кадре не так эффектно смотрится и накал схватки могут значительно усилить поцелуи с подпольщицей-предателем. В общем, фильм видел давно, но пересматривать не хочется, хотя есть множество других фильмов этого жанра, которые видел множество раз и помню прекрасно, но каждый раз пересматриваю с удовольствием. К примеру, тот же старый советский фильм 'Неуловимые мстители', снятый тоже в 60-е, такая же военно-приключенческая фантастика, где главные герои косят врагов пачками, попадают в плен, сбегают и побеждают, но смотрится на порядок интереснее. В целом посмотреть можно, но это фильм 'на раз'. У Грегори Пека есть фильмы, которые можно пересматривать бесконечно, к примеру, близкий по жанру 'Золото Маккены'. 6 из 10 Со скрипом, только за настоящие пушки, без них на балл меньше.
1943 год, Средиземноморье. Британия провела неудачную операцию по захвату греческого архипелага Додеканес, и теперь готовит к эвакуации 2 тысячи своих морпехов, застрявших на одном из островков. Однако, чтобы вывести оттуда людей, британским эсминцам предстоит пройти по одному единственному фарватеру, примыкающему к другому острову – неприступному Наварону, на котором размещен сильный гарнизон и мощная батарея из двух гигантских пушек, сметающая все перед собою. Уничтожить с воздуха эти чудо-пушки у англичан возможности нет – батарея находится прямо в скале. А потому командование идет на откровенную авантюру и отправляет на остров 6 морпехов под руководством скалолаза Мэллори. Группе предстоит «всего-то» доплыть до охраняемого острова, взобраться по отвесной скале, перестрелять немецкий гарнизон и взорвать пушки. А чтобы совсем легко не было, в группе будет присутствовать обязательно предатель. Вся эта история о шести смельчаках в одиночку разбросавших целый гарнизон немцев выдумана от начала до конца знатным английским писателем Алистером Маклином, придумавшим буквально все, включая даже несуществующий остров Наварон. Из правдоподобия можно упомянуть разве что о Додеканесской операции, но и ту англо-американцы проиграли немцам. Более того, при желании можно даже раскритиковать общую фабулу этой истории. Ну, например, ни при каких условиях всего две пушки не способны уничтожить аж шесть эсминцев – просто не успеют. Или почему бы тем же эсминцем не идти под дымовым прикрытием? Наконец, а что мешает эвакуацию провести с другой стороны острова, и даже если там не позволял фарватер, морпехов до эсминцев можно было доставить на катерах и лодках… В конце концов, странно, что вообще эвакуацию проводят на эсминцах – для этого существуют транспортные суда. Но, друзья, это все софистика не имеющая никакого отношения к данной ленте. Работа англичанина Ли Томпсона подкупает в первую очередь своей приключенческой авантюрностью. Это принципиально новый взгляд на формирование канонов военно-приключенческих фильмов. Здесь наглядно виден переход от пафосно-эпических драм к индивидуально-геройскому кино, в котором итог миссии является сам по себе второстепенным, а главным становится сам ход роуд-муви. Шторма, проверки часовых, отвесные скалы, бесконечные перестрелки, интрига с предателем в группе, которая вообще набиралась по горячим следам, минирование объекта… По-большому счету, Томпсон именно в 1961 году приблизился к формату современного приключенческого кино, которое существует по сей день. Эпизодически что-то подобное создавалось и ранее, можно вспомнить, например, «Пять гробниц по пути в Каир» Билли Уайлдера, снятую еще в 1943 году (кстати, в год, когда происходили события данного фильма), но Томпосн еще и визуально максимально осовременил свою постановку. Касательно звездного состава – Грегори Пек, Дэвид Нивен, Энтони Куинн – то он, учитывая визуально захватывающую концепцию фильма, был даже не обязателен. Более того, как по мне, Томпсон натащив массу узнаваемых звезд, наделил их совершенно нехарактерными конкретно этим актерам типажами. Менее всего это касалось Энтони Куинна, который, пожалуй, сыграл наиболее ярко роль обиженного судьбой греческого полковника-одиночку. А вот всегда интеллигентно правильному Грегори Пеку не хватало брутальности как для руководителя группы командос. Еще более выпадал типажом Дэвид Нивен, сыгравший шутника-подрывника, ненавидящего войну. Особо доставила фраза от 45-летнего Грегори Пека, который обращается к 51-летнему Дэвиду Нивену: «Сынок, ваше время стояния в стороне от войны закончилось. Теперь вы в этом по шее». Дэвид Нивен как-то на «сынка» в 61-м уже очень слабо был похож. Хватает в фильме и других «дивных моментов» - это и откровенное нарциссическое красование в немецкой форме главных героев (все-таки надо признать в Третьем рейхе в плане эстетики был полный порядок), и мелькание каких-то невероятно глупых нацистов, которые попеременно то ловят, то теряют обнаглевших диверсантов… Но главное достоинство этого фильма – он переваривается практически на одном дыхании. И хотя спустя десятки лет можно точно сказать, что фундаментальным в жанре военных лент «Пушки острова Наварон» так и не стали, но следует также признать, что лента Томпсона в целом произвела заметное влияние на становление приключенческого кинематографа. Странно, что немцы вообще продержались в войне до 1943 года, потому что судя по этой ленте, их всех раздолбать должны были две сотни британских морпехов. Но если оставить иронию, у англичан вышел весьма классный и увлекательный фильм, задавший новый темп всему приключенческому жанру. 7 из 10