«Корова» стал первым иранским фильмом, который привлёк внимание международного сообщества и Дарьюш Мехрджуи зарекомендовал себя в качестве ведущего иранского режиссёра. Мехрджуи, родившийся в 1939 году, изучал кинопроизводство в Лос-Анджелесе, прежде чем перешёл к философии. Во время своего пребывания за границей он был вдохновлён европейским кино, в частности, итальянскими и французскими фильмами 1950-ых и 60-ых, в дальнейшем он пытался распространить это европейское влияние на других иранских кинопроизводителей. «Корова» основана на истории Голам-Хосейн Саеди, которая была впервые адаптирована в качестве телевизионного спектакля. Саеди, кстати, также является автором оригинальной истории. История фильма касается небольшой изолированной деревушки в иранской «пустыне», в которой есть только одна корова. Владелец коровы, Хассан, не имеет детей и одержимо посвящает всё внимание своему сокровищу(корове), которая, возможно, является основой его значимости в обществе. Однажды, когда Хассан поехал решать свои дела, корова найдена мёртвой в своём стойле. Крестьяне убиты горем от такого «стихийного бедствия», но их самое большое беспокойство вызывает эффект, который это окажет на Хассана, когда он узнает об этом. Таким образом, они сговорились, чтобы рассказать историю ему, что корова сбежала и они всё ещё ищут её. В то же время они хоронят корову в заброшенной деревне. Когда Хассан возвращается, он потрясен исчезновением коровы и входит в мир неверия и безумия. Он не верит в надуманную историю и в конечном счёте, дрейфует в состоянии поверить, что он сам - корова. Он принимает вместо пищи сено и иногда мычит. Сельчане в замешательстве и пытаются придумать способы вернуть Хассана к жизни. Все их усилия ни к чему не приводят и в конце концов они решили, что единственный выход - одеть верёвку и тащить его в больницу, в город. Трудной задачей является перетаскивание связанного Хассана через пустынный пейзаж во время грозы (одна из самых запоминающихся сцен в фильме). Разрушение Хассана как человека является полным. Сюжетная линия беспросветна. Хассан и деревня погружаются в нисходящую спираль, которая заканчивается в отчаянии. Это чувство фатализма и трагедии в персидской культуре, которая простирается далеко за пределы Мехрджуи, между прочим, и даже, можно сказать, что она представляет собой характерную черту иранской психики. Это не обязательно отрицательный поворот ума, но более глубокого осознания существенной бренности существования. Но что же тогда общее намерение авторов, что это значит? Шах правительства Ирана, хотя они финансировали фильм, запретил его выпуск. Правительство, возможно, опасалось какого-то скрытого политического сообщения в этой истории, так как Саеди был социалистом и политическим противником режима. Впоследствии Хомейни похвалил фильм (и эта хвала, как говорят, спасла иранскую киноиндустрию от стагнации после революции). Что он увидел в нём? Было ли политическое послание в фильме? Вероятно было что-то, что имело социальное значение, но не политическое. Сельчан в фильме преследует страх от их собственного невежества. Деревенские дети любят мучить отсталого подростка, просто потому, что это безобидный человек и немного странный. Женщины села суеверны и движимы своими ритуалами. Деревенские лидеры собираются вместе, чтобы обсудить, что они должны делать и что может произойти дальше. На мой взгляд, фильм описывает мрачный и бесплодный культурный ландшафт иранской жизни деревни. Это обратная сторона романтических описаний буколической жизни в сельской местности. Деревенская жизнь показана настолько дисфункциональной, что когда критическое событие происходит в этой деревне, то есть корова умирает, Хассан сходит с ума, а остальная часть деревни не может справиться с ним. Некоторые критики сравнивают «Корову» с итальянским неореализмом, но помимо того, что фильм был снят в деревне, это сравнение не особенно удачно. Итальянский неореализм пытался захватить больше реального мира и опыт рабочего класса сторонясь стандартных шаблонов, в том числе профессионального освещения и актёров. «Корова» использует лучших иранских профессиональных театральных актёров (которые замечательно играют) и многие из событий искусственно поставлены. Режиссура Мехрджуи в картине превосходна и устанавливает стандарт для иранских фильмов. Фильм чёрно-белый и мастер не боится использовать темноту и тени с максимальным эффектом. На протяжении всего фильма режиссёр умело использует пространство наблюдая жителей деревни, которые являются свидетелями драмы Хассана. В целом, история увлекательна, она набирает темп и захватывает воображение. После того, как правительство шаха запретило фильм, копия фильма была вывезена контрабандой из страны и показан на кинофестивале в Венеции, где он получил призы, а также прихватил «медведя» на Международном кинофестивале в Берлине. Правительство, в конце концов, уступило - фильм стал очень популярным и символом гордости для иранского народа. Это является важной вехой в истории иранского кино.