История стара как мир. Он – неудавшийся писатель, который топит своё горе в бутылке виски. Она – порядочная девушка, верящая в то, что он талантлив. Что удивительно, герой изначально показан нам с отрицательной стороны. Он обманывает своего родного брата, любимую. Выпрашивает деньги у новой знакомой, пьёт в долг. Пьёт мучительно, забыв себя, друзей. Он думает, что в стакане его ждёт вдохновение, что после этой бутылки он наконец сможет закончить хоть один свой рассказ. Но почему-то мы жалеем его. Жалеем даже, когда он опускается до воровства, заменив 10 долларов в дамской сумочке на маленькую гвоздику. Мы жалеем его и тогда, когда он закладывает шубу своей девушки в ближайшем ломбарде. Мы надеемся, что он выкарабкается. Почему? Что-то в нём есть, как сказала Элен в последнем эпизоде. Фильм смотрится на одном дыхании. До последней сцены не знаешь, какой будет конец. Плохой ли? Но это будет очень грустно и где-то даже не честно. Хороший? Но тогда получится как-то неправдоподобно и приторно. Я не скажу, чем кончится. Посмотрите сами. Фильм того стоит. Не зря он получил четыре Оскара (за сценарий, актёра, режиссёра и фильм). На фоне сплошных хэппи-эндов этот фильм выгодно отличается своей реалистичностью и даже жёсткостью. И не зря эта картина признана одним из самых великих драматических произведений в истории кинематографа. 9 из 10
Довольно смелое кино. По крайней мере я не видел других подобных фильмов, которые бы так серьезно говорили об алкоголизме как о глобальной проблеме. Да если учитывать еще и год, когда фильм вышел на экраны, то можно понять, насколько смелым поступком было так 'в цветах' показать о том, к чему приводит алкоголь. Хотя начинается фильм с несколькими довольно забавными шутками про Дона Бирмана, а точнее про его неудачные попытки напиться. Но весь комедийный налет слетает буквально через десть минут, когда мы начинаем видеть историю падения Дона, историю его пристрастия к алкоголю. И эта история действительно трагична и лично я не могу упрекнуть героя словами: 'Он сам во всем виноват! Он сам устроил себе такую жизнь!' и т.п. Это могло и может произойти с каждым. Человек бывает настолько подавлен, что ищет утешения хоть где нибудь, даже на дне стакана и таким людям надо помогать, а не вечно упрекать их. Эту проблему Уайлдер поднял в фильме, который он гениальным образом поставил. Впрочем, от Уайлдера я плохих фильмов пока не видел. Но, Уайлдер не мог не вставить пару шуток в фильм! Особенно запоминается шутка про то, что все ломбарды не работают потому, что сегодня еврейский праздник. Я на этом моменте смеялся от души. Как я уже заметил выше, кино поставлено очень грамотно. Несмотря на то, что этот фильм был одной из первых больших работ Уайлдера в кресле режиссера, уже чувствуется рука мастера. Также очень порадовали костюмы (ну тут особой заслуги костюмеров нет - кино про военное время, а во время съемок был 45-й год, так что актеры скорее всего пришли в своем) и красивые интерьеры. Ну и конечно, как это всегда бывает в фильмах Уайлдера - музыка тоже выше всяких похвал. Кроме того, что нам подробно показано о причинах и последствиях алкоголизма, также через прекрасные диалоги мы узнаем отношение общества того далекого времени к алкоголикам и другим опустившимся людям. Более всего горько осознавать, что спустя 65 лет почти ничего не изменилось... Только этих несчастных людей стало гораздо больше. Ну и как не отметить потрясающую, чувственную, искреннюю игру Рэя Милланда! Просто гениальнейшее исполнение роли! Стопроцентное попадание в образ. Остальные актеры, несмотря на то, что также играют отлично, просто блекнут по сравнению с Милландом! В общем - картина наиотличнейшая! Мне безумно понравилось! 10 из 10
18+ В 2011 году Потерянный уик-энд был признан культурно, исторически или эстетически значимым Библиотекой Конгресса США и выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов. Реестр заявил, что фильм является бескомпромиссным взглядом на разрушительные последствия алкоголизма, и что он сочетает в себе экспрессионистский стиль нуара с документальным реализмом, чтобы погрузить зрителей в мучительные переживания начинающего нью-йоркского писателя, готового сделать почти все ради выпивки. Наш фильм о зависимости (с четырьмя Оскарами в копилке наград, как погляжу). У многих есть зависимость от чего-то, например, от пристрастия к кино. И таким людям это не нравится, но они с этим живут. И вот за зависимостью к чему-то горькому и мокрому зритель наблюдает тут, в этом кино. Зависимость заставляет человека делать что-то безрассудное, например, смотреть фильмы с утра до ночи, и с ночи до утра. Хотя наш герой употребляет что-то вовсе не глазками, но ртом и тоже готов делать это в любое время дня и ночи. Он заворожён этим. Постановка просто бриллиантовая в этом проекте. Шедевр. Игра актёров тоже на уровне. Даже антураж нравится. Учитывая специфику фильма, чёрно-белый кинокадр идёт ленте. А какие тут монологи и мысли героя. Кто-то хорошо всё проработал. Мы любим экранизации романов с хорошей картинкой и музыкой, приятными персонажами. Около 80 лет прошло с момента производства фильма. Доллар за это время обесценился где-то почти в 18 раз, как пишут, то есть один послевоенный доллар равен 18 долларам в 2024-ом году. 35 000 долларов получил автор романа в 1945-ом за возможность киноадаптации, что эквивалентно сегодня 611000 баксам (если верить западному ресурсу информации). И роман этот был для писателя практически автобиографическим, поэтому, наверное, всё так натурально вышло. Забавно и иронично, а также трагично, что автор романа был на пике своей писательской карьеры только в моменты приступов алкоголизма. Хотя у многих авторов-писателей есть свои зависимости, разрушающие их жизни, но при этом помогающие как-то в каком-то смысле деспотично писать талантливо...
Дон Бирнэм, неудачливый и спивающийся писатель, все еще пытается бороться со своим пагубным пристрастием. По этой причине он не пьет уже 10 дней. И по этому знаменательному поводу Дон и его брат Вик решают отметить это событие на природе, вдали от города с его соблазнами в виде баров, ресторанов и виски. Подруга Дона, журналистка Хелен, пришла навестить его перед отъездом. Но у Дона уже припасена и надежно спрятана вожделенная бутылка. Нет, он не собирается пить, он же бросил! Но ему важно осознавать, что эта бутылка у него есть, просто есть. И что он может смотреть на нее и чувствовать, что он сильнее своей зависимости, что может держаться и не пить. Но недаром говорят, что пьяница от алкоголика отличается тем, что пьяница хочет – пьет, а не хочет – не пьет, а алкоголик хочет – пьет, и не хочет – тоже пьет. Потому что он уже не может остановиться, он живет ради того, чтобы пить, и ради этого он готов на все… Алкоголизм – очень распространенная зависимость. Трудно найти человека, которому она была бы совсем незнакома. Алкоголизм принято считать болезнью, а больных – жертвами злоупотребления алкоголем. Их стараются лечить. Но есть еще жертвы алкоголиков – родные и близкие: дети, друзья, любимые. Их никто не лечит и не помогает в трудной борьбе за дорогого им человека, медленно, но верно превращающего свою и их жизнь в ад. Борьба эта может длиться годами с переменным успехом, проходя разные стадии: самоотверженное желание помочь, нежелание отступать в борьбе за близкого человека, усталость и отчаяние от бесплодной борьбы, желание плюнуть на все и наконец начать жить своей жизнью, а алкоголик пусть живет своей. Ведь алкоголизм – это его выбор, в конце концов. И бороться за себя он должен захотеть, в первую очередь, сам. Билли Уайлдер показал в своем фильме историю такой борьбы очень подробно. Тщательно, словно под микроскопом, он изучает жизнь и падение Дона Бирнэма, его взаимоотношения с братом, подругой, еще одной подругой, барменами и со своей болезнью. Так врач изучает анамнез развития недуга, его причины, начало, течение, ремиссии, прогресс и регресс, осложнения. Действие охватывает три дня, но благодаря воспоминаниям Дона и его рассказам о себе, мы можем проследить его историю болезни с самого начала и до конца, со всеми важными деталями его падения. При этом его воспоминания трехгодичной давности и его настоящее, перемежаясь между собой в монтаже, почти не отличаются друг от друга, как будто это один бесконечно долгий день, когда Дон находит все новые способы добыть бутылку, выпить, спрятать заначку, обмануть бдительность брата и Хелен и опять напиться до беспамятства. Его прошлое смыкается в один круг с его настоящим, делая недоступным его будущее. И каждая очередная попытка изменится проваливается. Рэй Милланд, сыгравший главного героя, показал все тончайшие психологические нюансы падения Дона от самой юности, когда его первый рассказ, напечатанный в журнале, окрылил его, заставил бросить колледжи уехать в Нью-Йорк. Но больше успехов не было, и для вдохновения он стал выпивать, совсем немного. Это помогало ему создавать гениальные сюжеты, идеи, мысли… Но когда хмель выветривался, оказывалось, что все это лишь фантазии пьяного мозга. Со временем он стал все глубже и глубже заглядывать в стакан в поисках вдохновения, но оказалось, что дна у стакана нет, а вместо вдохновения и таланта там ждет его белая горячка, вкупе с презрением соседей и знакомых, шепчущихся за его спиной: «Это тот, который все время пьет». Но ему на это уже было наплевать. Дона Бирнэма-писателя уже не существовало. Вместо него был Дон Бирнэм-алкоголик, готовый на любые унижения, обманы и подлости ради того, чтобы получить стаканчик виски. Образ пьяницы, созданный Рэем Милландом в «Потерянном уик-энде», один из лучших в мировом кинематографе. Он получил за него заслуженного Оскара. Даже брат Дона, Вик, в исполнении Филлипа Терри, давно уже сдался и устал от бесконечного пьянства брата и совершенно искренне уверен, что для всех было бы лучше, если бы Дон умер. И этот ад наконец бы закончился. Его подругу Хелен Сент-Джеймс сыграла красавица Джейн Уаймен, первая жена Рональда Рейгана, тогда еще актера, а не президента США. Ее Хелен – девушка пассионарная, верная, упорная и самоотверженная. Причем ее склонность к самопожертвованию граничит с мазохизмом. Она любит Дона и готова бороться за него до полной победы. Есть такие девушки, которые считают терновый венец мученицы лучшим украшением для женщины, будто у нее девять жизней, как у кошки. И потому они готовы потратить две-три из них на благородное спасение и наставление на правильный путь несчастного, но такого милого алкоголика/наркомана/игрока/геймера (нужное подчеркнуть). Для нее лучше пьяный, но живой Дон, чем мертвый, поэтому она с ним. «Потерянный уик-энд» получил четыре Оскара в 1946 году. Кроме уже названного приза за лучшую мужскую роль, он был удостоен статуэток как лучший фильм, и еще одного Оскара получил за лучший адаптированный сценарий, ведь он снят по одноименному роману Чарльза Р. Джексона. А Билли Уайлдер унес с собой Оскара как лучший режиссер. Пожалуй, это самый убедительный аргумент, чтобы посмотреть данный фильм. 8 из 10
Ещё на начало 40-х киноформа драмы имела совершенно двоякий смысл, нежели в представлении современного зрителя. Вспомнить того же легендарного Чарльза Чаплина, поздние картины которого хоть и имеют остросоциальную основу, но построены таким образом, что за различного рода гиками, напускными нелепостями и шутками, этот самый фундамент «размывается», превращая полотно в пейзаж с радугами и единорогами. Но это совершенно не о мистере Уайлдере. Картина, поэтапно описывающая регрессию человека, пристрастившегося к рюмке и бутылке, является чуть ли не первой реалистичной драматургией в Новом Голливуде. Драматургией более, чем реальной, и от того неописуемо страшной. Во многом, заслуга всей атмосферы принадлежит композитору Миклошу Рожа, создающего сюрреалистическую основу для пущего эффекта и актёру Рэю Милланду, чей персонаж-алкоголик был настолько внушительным и ярким, что через сорок с лишним лет нашел своё отражение в главном герое Джека Николсона из фильма «Сияние» (особенно отчётливо это видно по сцене в баре, где Дон Бирман уговаривает бармена налить ему виски). Вполне возможно, что Милланд выигрывает на фоне не совсем яркой игры Джей Уаймен, но суть эмоций от этого не меняется. Две мировые войны, Великая депрессия и Сухой закон - все эти испытания, выпавшие на долю фривольного американского общества, нашли своё отражение в «протагонисте» картины Билли Уайлдера. Человеке замученном, морально истерзанном и стоящем на развилке тяжелого выбора. Дон свой выбор сделал, доказав, что самая настоящая надежда кроется только в любви, и именно она даёт силы. А сколько ещё таких, измученных тяжелым похмельем и поиском нового запоя бродят по бездушным городам? 9 из 10
У русских людей самое простое средство для снятия стрессов - это алкоголь. Не знаю почему, но это, к сожалению, так. Но многие, попробовав однажды, уже не могут остановиться... Да, это действительно похоже на наркотическую зависимость! И этот фильм очень точно показывает последствия этой зависимости. Фильм следует смотреть обязательно смотреть тем, кто погряз в алкогольном кошмаре, и тем кто ещё только начал или думает начать знакомство с 'зелёным змием'. Сюжет пересказывать я не буду - это действительно стоит смотреть и запомнить! Актёрский состав из этого фильма мне не очень знаком, но про двух человек я могу сказать кое-что совершенно точно: Рэй Милланд - играет роль Дона Бирмана, безработного писателя. Из-за своих карьерных неудач он и познакомился с 'бутылкой' и она стала 'его лучшим другом'. Актёр настолько достоверно изобразил своего героя в фильме, что даже я, девушка, привыкшая находить фальш в фильмах такого типа, была ошарашена. 'Оскар' за фильм актёр выиграл совершенно заслуженно. Джейн Уаймен - очень талантливая актриса. Её персонаж кажется малозначительным, но ближе к концу фильма она играет решающую роль в судьбе главного героя, помогая ему сделать первые шаги к спасению. Актриса великолепно сыграла свою роль, очень искренне и трепетно изобразив девушку, готовую на всё, чтобы спасти своего любимого. После этого фильма карьера Уаймен начала развиваться всё выше и выше, впереди было много успешных ролей в кино и различных наград, в том числе и 'Оскар'. Фильм сложно отнести к какому-то конкретному жанру. Это драма, мелодрама, временами балансирующая в жанре психологический триллер и однозначно вписывающаяся в жанр - фильм-нуар, в виду тёмных тонов съёмки фильма. Режиссёр картины Билли Уайлдер снял великолепную картину, способную заставить задуматься о последствиях подобных пагубных привычек. А для самой пьющей страны в мире - России - фильм актуален вдвойне. 10 из 10
На мой вкус, 'Потерянный уик-энд' - одна из лучших, если не лучшая работа в кино Билли Уайлдера и Рэя Милланда. Интересно, что Уайлдер снял в сущности остросюжетное кино, наполненное саспенсом. Кстати, думаю что картина оказала большое влияние на кинематограф. Многие параллели прослеживаются у Хичкока (Окно во двор, Вертиго и тд), Отто Преминджера (Человек с золотой рукой) и многих других мастеров. Нюанс в том, что не будет внешних врагов (шпионов, нацистов, коварных блондинок, страховых агентов и тд) в реальности предложенной Билли Уайлдером. Единственная проблема с которой предстоит бороться герою - это его алкогольная зависимость. Уайлдер сумел избежать излишнего в данной ситуации морализаторства, равно как и излишней жалости к главному персонажу. Уайлдер без прикрас показал многие недостатки алкоголизма и предложил свой романтический способ лечения. Рэй Милланд играет так, что его Оскар за лучшую мужскую роль за работу в этой картине, представляется неоспоримым. Я бы выделил еще и исполнительницу главной женской роли. Она была органичной и прекрасно справлялась. Хотя, конечно ее роль была не особо сложной. В итоге: шедевр. 10 из 10
Очень интересно, что фильм взял премию 'Оскар' в категории 'Фильм года' в 1946 году. История о человеке, который начав пить алкогольные напитки затем не смог себя удержать от привычки заново попробовать и в конце концов спивается. Но как всегда в голливудских фильмах, главный герой осознает, что нужно с этой зависимостью кончать и начинать заново жить... Картина очень интересна, и думаю, она в первую очередь для тех, кто так же прошёл по этому пути! Фильм учит нас прежде всего, что если вдруг в жизни ты совершил ошибку, нужно во что бы то не стало обязательно найти в себе силы исправить положение и идти дальше по светлому пути. Билли Уайлдер снял жизненный фильм и думаю эта тема всегда будет актуальна, поэтому киноакадемия США вручила фильму 4 главных приза: 'Фильм года', 'Лучший режиссер', 'Лучший сценарий' и Рэй Милланд уносит статуэтку в категории 'Лучший актер'. Все награды, которые получил этот фильм я считаю абсолютно заслуженными, поскольку тема актуальна на все времена! 8 из 10
И все тебе говорят, что ты должен бросить пить А я предлагаю тебе себя убить (с) Минздрав предупреждает - чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Так почему же мы пьем? Нас ведь предупреждают, а перед глазами примеры употребления, которые ничем хорошим не заканчиваются. Почему? Потому. Алкоголь это нематериальный скальпель хирурга, работающего в больнице, в котором лечится только один пациент. Скальпель, который вырезают ту часть души (сердца, воспоминаний - называйте как угодно), от которой ты бежишь. Эта та самая часть, которая тебе не нравится в себе. Дело не в окружающем мире (ну и в нем тоже конечно, но это не главное), а в тебе самом. Выпив, ты живешь иллюзией удачи и счастья, в которой ты можешь сделать то, что хочешь. Тебе не надо мириться со всем тем, с чем не хочешь мириться и жить по правилам, установленными чужими людьми. А еще в этом мире нет прошлого. Там нет допущенных ошибок, совершенных плохих поступков и несовершенных хороших. Это ведь слабость, правда? Наверно да. Но в большинстве своем мы слабы. Хорошее кино, пусть и с неудачным финалом, которое особенно будет интересно тем, кому в той или иной мере близка ситуация фильма. Все будет хорошо! Когда-нибудь. У кого-нибудь... Твоя душа сломает в небо синюю дверь И ты узнаешь тогда, что лучше жизни - смерть (с)
Ночь. Мучительная, долгая, тёмная ночь. Повсюду мерещится такая знакомая и родная бутылка. Нарастающая мгла и желание поскорее выпить и забыться не отступают. А тут ещё эта мышь, непонятно как вылезшая из стены... Алкоголизм. Стремительное разрушение человеком самого себя. На примере творческого и слегка инфантильного героя 'Потерянного уик-энда' хорошо показано, что может сделать стакан алкогольного напитка с судьбой человека. В бутылке вина мы ищем некоего помощника, дающего нам смелость и решительность. И так бутылка за бутылкой... И где мы оказываемся потом? Голливуд решил, наконец, затронуть реальность, а не мистику, красивую историю любви или ослепительный Бродвей. Реальность, с которой знаком практически каждый. Реальность, которую мы можем увидеть на улицах даже самых благополучных районов города. История человека, выпившего однажды для создания творческого настроения, а потом просто так, затем уже из необходимости выпить не может оставить равнодушным, и вряд ли кто-то заговорит о банальности сюжета. Режиссёрская работа гениальна, как и игра актёров. Последняя же является редкостью для ретро-фильмов, за что и заслуживает большого уважения. Картина не оставила равнодушной. После просмотра остался осадок. 10 из 10
Существует огромное количество самых разных произведений искусства, которые самим своим существованием служат образчиками различных человеческих пороков и проступков. Они как бы говорят нам - 'не делай так'. Помню, сразу после прочтения романа 'Господа Головлевы' захотелось делать что-то полезное: созидать, изучать, работать, но главное - не сидеть сиднем, влача унылое существование, не трепать без толку языком - дескать, я все и так знаю и ничего делать мне не надо. Короче захотелось жить, но не так, как живут главные герои бессмертного романа Салтыкова-Щедрина, а жить по-настоящему, наслаждаясь каждым днем. Все это звучит довольно пафосно, но тем не менее - определенное влияние на меня это произведение произвело: я до сих пор вспоминаю те ощущения. Или взять фильм Даррена Аронофски 'Реквием по мечте'. Убежден, что, если этот фильм посмотрят 100 наркоманов (особенно 'начинающих'), то найдутся 2-3 из них, которые возможно пересмотрят свое отношение к наркотикам. Или люди, которые хотят похудеть легким путем, попадая под влияние обещаний сбросить лишний вес в максимально короткие сроки. Картину Билли Уайлдера 'Потерянный уик-энд' тоже можно причислить к этой категории. Писатель-неудачник безуспешно борется с 'зеленым змием', дальше и дальше погружаясь в яму, из которой все сложнее выбраться. Кажется, что его уже ничего не спасет, но создатели фильма дают ему последний шанс. В 'Потерянном уик-энде', на мой взгляд, очень точно показано медленное, постепенное падение человека в бесконечных попытках договориться с собой, с близкими людьми, моменты, когда ситуация может измениться к лучшему, но меняется только в обратную сторону. Действие происходит за один уик-энд, но герой за эти 2 дня вспоминает все свои самые горькие моменты... В этом плане название фильма очень точное. Если призадуматься, то сколько и мы в своей жизни потеряли таких 'уик-эндов', даже не обязательно выпивая при этом хотя бы грамм спиртного. Сколько бездарно прожитых дней провели. Кто-то сказал примерно так: 'Жизнь коротка, подобно прыжку коня через пропасть'. Поэтому посмотрев, например, этот фильм, можно хотя бы задуматься, а так ли я живу эту единственную дарованную мне жизнь, ведь второй такой не будет, хочу ли я именно этого от нее?
Компания Парамаунт была не уверена стоит ли выпускать фильм в прокат, а алкогольные корпорации предлагали несколько миллионов долларов, за то что бы он все таки не вышел. Но Парамаунт все таки выпустив его в ограниченный прокат, я уверен, об этом не пожалели, по выходу картина была буквально усыпана наградами на Каннах и Глобусе и даже выиграла 4 Оскаров в основных номинациях, включая 'Лучший Фильм'. Не говоря уже о том, что стала настоящим хитом выйдя в широкий прокат и одной из самых кассовых картин за 1945 год. Пожалуй это творение величайшего режиссера Билли Уайлдера, лучший фильм о природе алкогольной зависимости, что я видел, показывающий на примере главного героя до чего может дойти человек, для которого основная цель жизни, наполненный стакан виски, насколько это губительно для личности и особенно для творчества, не говоря уже о том, какая это мука для близких людей. Многие до сих пор полагают, что наркотики, алкоголь являются естественным стимулятором для творческой деятельности, без которых не обойтись, таким просто необходимо увидеть это кино, где очень доходчиво и без купюр демонстрируется, что любой наркотик, это всего лишь иллюзия свободомыслия и фальшивый источник для вдохновения, который приводит к самому низкому падению, которое только возможно для человека. С художественной точки зрения, фильм просто шикарный, режиссура блеск, Билли Уайлдер способен снимать шедевры в любом жанре, будь то комедия, сатира или чистейшая драма. Актеры так же выше всяких похвал, Рэй Милланд, почему то всегда очень сильно напоминающий мне Джеймса Стюарта, сыграл свою лучшую роль в карьере. Но не менее превосходны и второплановые роли, от бармена до доктора в больнице для алкоголиков. Настоящее высокохудожественное зрелище, рассказанное очень доступным языком, к тому же смотрится на одном дыхании. Блестящий во всех отношениях фильм, совершенно заслуженные Оскары за режиссуру, сценарий, главную мужскую роль и конечно же лучший фильм года. 10 из 10
'Потерянный уик-энд' 1945 г. - без преувеличения великий фильм. Это был первый крупный проект, в котором алкоголик был показан не в качестве комедийного персонажа, а в качестве драматического реалистичного героя. Это был первый фильм, завоевавший главную награду на Каннском кинофестивале и на Оскаре. Сегодня он входит в списки величайших лент и по праву считается одним из самых значимых фильмов в истории. 'Потерянный уик-энд' - это фильм великого Билли Уайлдера ('В джазе только девушки', 'Бульвар Сансет', 'Свидетель обвинения'). Однажды он ехал из Нью-Йорка в Калифорнию и по пути читал только что вышедший роман Чарльза Джексона о мужчине, скатившемся в алкоголизм из-за переживаний о невозможности состояться в качестве писателя. Роман назывался 'Потерянный уик-энд' и режиссер сразу же понял, что из этой истории получится отличный фильм. Он купил права на экранизацию, пригласил звезду романтических и приключенческих фильмов Рэя Милланда исполнить совершенно необычную для него роль и с поддержкой студии Парамаунт выпустил этот фильм, несмотря на яростное сопротивление со стороны алкогольного лобби. 'Потерянный уик-энд' - это история о нескольких днях человека, который уже не один год пьет, бросает и снова срывается. На стене его квартиры висит картина 'Подсолнухи' Винсента Ван Гога и также как этот художник, он существует исключительно за счет своего брата. Брат пытается вывезти его на загородный уик-энд, но мужчина делает все, чтобы остаться наедине с бутылкой. Своему брату и беззаветно преданной подруге он заявляет, что пьет, потому что не может как остальные люди жить в тихом отчаянии. Большинство живут именно так, отчаявшись добиться каких-то высот. А он - неудавшийся писатель - не может выносить существование в таком виде. Он ничтожен и существует в рамках порочного круга алкоголизма, другого не дано. Судя по всему 'Потерянный уик-энд' максимально правдив, реалистичен и документалистичен. Ему уже 77 лет, но и сегодня все, что происходит с героем выглядит максимально достоверно. Не случайно до сих пор в массовой культуре профессией героев алкоголиков писатели и фильммейкеры избирают писательство, во многом повторяя историю этого фильма. А само выражение 'потерянный уик-энд' стало синонимом запоя. 'Потерянный уик-энд' - однозначно достоин просмотра. Не только из-за тематики истории, но и из-за того, как он снят и сыгран. Билли Уайлдер не случайно считается одним из величайших кинематографистов мира. Он сумел то, что остается неподвластным многим режиссерам - визуальными средствами отразить внутренние метания героя.
Пьянство — одна из самых трагичных и трудноразрешимых проблем человечества, источник неисчислимых бед. Но бороться с ним запретительными методами, как правило, не слишком эффективно. Вот и в этом фильме можно наблюдать, как пьющего героя опекает его брат, контролирует каждый его шаг, бранит, держит под наблюдением все его расходы, просит продавцов не продавать ему спиртное, конфискует все его бутылки... Но человеческая натура такова, что на любой сколь угодно жёсткий контроль способна вырабатывать уловки и хитрости: кое-какого ума и находчивости люди могут долго не терять, даже будучи подточены уже губительными зависимости. Недаром герой так изобретателен и искушён в том, как бы умело припрятать бутылку. Но ведь и гуманные меры частенько как-то долго не оказывают требуемого воздействия на алкоголиков, что тут тоже демонстрируется. Если честно, то здесь проблема пьянства отражена ещё не в самом предельно беспощадном, негламурном и реалистичном виде. Ведь как себя ведут реальные алкаши, какую угрозу они представляют? Они как правило матерятся, утрачивают человеческий облик, носятся на машинах, сбивая всех подряд, постоянно бьют домашних до тяжких телесных повреждений. Не каждый выпивший в действительности будет способен так обвораживать прекрасную даму, изрекая, что ей бы все должны дарить индийские рубины и виллу в Калькутте. Даже когда у Дона начинается белая горячка, он выглядит всё ещё достаточно привлекательным, преступно привлекательным, не столь похожим на бомжа, которого можно найти свалившимся у соседнего подъезда, да и мышка, будто бы лезущая из стены, очень уж няшная. Скорее, фильм отражает представления самих дам, склонных, чего уж тут таить, видеть себя в роли искусных целительниц и помощниц своего избранника на тернистом пути преодоления его пороков. И поэтому любимого нужно воспринимать как можно более притягательным, сохраняющим немало духовных резервов, чтобы выкарабкаться. Не отдавая себя отчёта в том, что частенько поощряют поддавшегося одержимости погружаться в пучину всё больше и больше, беспринципно использовать, обворовывать окружающих. Уж по крайней мере как хмель рушит нежные чувства и причиняет душевную боль родным и близким, раскрыли здесь зачётно. Пьяница способен, придя к красивой девушке, всю ночь ждавшей свидания с ним, клянчить у неё денег на выпивку, или же заложить в ломбард дорогую шубу любимой... Как бы там ни было, уже за то спасибо авторам, что они поставили такую сложную дилемму. С одной стороны, прощать другому человеку его проступки, стараться всегда подать руку, когда он оступится, верить, что в нём осталось ещё столько достойных качеств, крайне благородно, но с другой стороны, человек ведь может лгать и притворяться, а в действительности не прилагать сколь-нибудь существенных усилий, чтобы преодолеть свои пагубные склонности. Но может же и правда бороться, пусть без видимо успеха... Конец оставил меня с ощущением неопределённости: Дон ведь способен опять сорваться, но может случиться и чудо, и он сумеет откликнуться на отчаянный зов тех, кто так и не махнул на него рукой. В любом случае, подсказать каждому, что делать в подобной ситуации и есть ли ещё шанс бороться, не передоверив всё полностью вмешательству профессиональной медицины, может только собственный опыт, но надо всегда учитывать, что цена ошибки в таких вещах кошмарно велика.
Продолжаю закрывать творчество Билли Уайлдера — режиссёра, которому, судя по всему, любой жанр по плечу, и из любой истории он способен выдать крепчайший фильм. Вот, казалось бы, на экране хроника 4-х дней из жизни алкоголика, и в кадре лишь его загул. Но как это невероятно снято! Пронзительная драма по одноимённому роману Чарльза Брэкетта подана в оболочке заправского триллера, и от действа не оторваться! Шикарная операторская работа, интересные ракурсы и визуальные решения — кино, как и почти всё у Уайлдера, отлично смотрится и актуальности не теряет. Рэй Милланд блестяще и с надрывом прожил мятущегося мужчину, который теряет последнюю надежду в борьбе с бутылкой. Остальные герои здесь больше фон, хотя от красавиц Джейн Уайман и Дорис Даулинг глаз не оторвать. Лента в год выхода получила 4 «Оскара» по главным номинациям, включая актёрскую, и — вполне заслуженно. Кинопроизведение высшей пробы, снятое подлинным мастером режиссуры. 8,5 из 10
Первый в истории Голливуда взгляд без прикрас на доселе табуированную и в целом малопригодную для Фабрики Грез тему алкоголизма. Но, несмотря на столь скользкое содержание, фильм стал важным общественным событием, кассовым чемпионом и любимцем Американской академии. Неудивительно, что, после успеха “Уик-энда”, картины об обратной стороне жизни общества посыпались, как из рога изобилия. Так, без фильма Уайлдера, вряд ли бы увидел свет “Человек с золотой рукой” – страшная и тяжелая лента о пытающемся завязать наркомане, которому судьба подбрасывает все более и более суровые испытания. Роль маленького человека, бессильного противостоять житейским невзгодам и взявшей за горло пагубной привычке, стала одной из лучших в карьере Фрэнка Синатры. Впрочем, не только популяризация проблем общества сделала фильм классикой. В первую очередь, перед нами исключительно многогранная, наполненная неподдельными эмоциями трагедия личности, сломленной тяжким грузом обстоятельств, поданная под первоклассным кинематографическим соусом. Все-таки надо быть Билли Уайлдером, истинным шеф-поваром от киноискусства, чтобы сделать далеко не веселый фильм настоящим деликатесом, который, невзирая на всю мрачность (сними картину режиссер менее тонкий, получилась бы первостатейная чернуха), хочется пересматривать чуть ли не каждый день. Необычайной музыкальности диалоги поражают буквально математической точностью; выверенность каждой фразы в работах Уайлдера – притча во языцех. Еще одна ярко выраженная примета режиссера – второстепенные персонажи, появляющиеся в кадре на несколько минут, что не мешает им оставаться в вашей памяти еще долго после просмотра. Как пример: неровно дышащая к нашему герою взбалмошная завсегдатая бара, или отмачивающий занятные шуточки медбрат по прозвищу Бим. Однако основное внимание все же приковано к главным героям в исполнении Рэя Милланда и Джейн Уаймен. Дон Бирман, герой Милланда, тридцатитрехлетний безработный мужчина, образованный, интеллигентный, но страдающий алкоголизмом, возникшим на почве неудачно сложившийся писательской карьеры. Беспробудно пьющий, он живет на средства родного брата, и вся его жизнь – это бесконечные запои и загулы, бары и клиники для алкоголиков. Встретив женщину (собственно, героиню Уаймен), Бирман временно бросает пить, но первая же выпитая для храбрости рюмка оборачивается рецидивом. Несмотря на все старания любящих его людей, он продолжает катиться по наклонной. Герой Милланда – не просто собирательный образ городского алкоголика со всеми характерными признаками архетипа: затуманенный взор, трясущиеся руки, граничащая с маниакальностью целеустремленность (все ради его величества – бутылки), необходимый каждому пьянице бармен, умеющий слушать, но не навязывающий свое внимание, несколько ломбардов, где всегда можно заложить не приносящую удовлетворение пишущею машинку – но и наглядная иллюстрация опасности амбиций. Как же легко, не обнаружив у себя таланта, несмотря на имевшиеся предпосылки, утопить свое горе в бутылке. Сколько их, несостоявшихся великих писателей, художников и режиссеров, разочаровавшихся в жизни людей, решившихся на ужасное преступление – покончить с собой? Купивший пистолет на тридцатилетие Бирман, мог стать одним из них. Однако алкоголик в нем оказался сильнее – пистолет был сдан за три бутылки виски. И все же не зря говорят, что самоубийцы редко оставляют попытку уйти из жизни единичной. Наш герой не исключение. Пережив невыносимо длинный, похожий на ночной кошмар уик-энд, он приходит к выводу: жизнь дорогих ему людей станет неоспоримо лучше после его смерти, а сам он, пройдя через все круги ада, рука об руку с зеленым змием, итак уже умер от страха, стыда, моральной анемии, белой горячки и прочих “радостей” алкоголика. Нажать на курок теперь – простая формальность. И в этот момент по-настоящему начинаешь понимать значение персонажа Джейн Уаймен. Ее героиня – это спасительный мостик, так необходимый всем людям, ведущим непрекращающуюся борьбу со своими желаниями, между которыми и жизнью не всегда можно поставить знак равенства. Она словно рука помощи, протянутая висящему над пропастью человеку. Хелен понимает, что скорее сама сорвется вниз, чем поможет выбраться. Даже самые терпеливые из нас могут попросту не вынести подобной череды предательских срывов, а потому не спишите кидать камни в брата, оставившего Дона одного на целых четыре дня, после того, как тот вновь обманул его, предпочтя загородной прогулке свидание наедине с бутылкой. Упорству же Хелен можно только позавидовать. Не взирая на советы окружающих оставить своего мужчину, она продолжает сражаться, воспринимая зависимость Дона, как болезнь – то, от чего нельзя отвернуться. И лишь благодаря ее всепобеждающей любви, вере в лучшее и надежде на исцеление любимого человека, имя Дона Бирмана не попало в некрологи, а фильм завершается пусть и не хэппи-эндом, но надеждой на него. Великолепный сценарий с его неповторимым чувством ритма и необычайно точно прописанными характерами – привилегия всех фильмов Уайлдера (не последнюю роль в достижении этого совершенства сыграло сотрудничество с лучшими сценаристами своего времени, такими как Брэкетт, Леманн, Даймонд). Но, как говорил Квентин Тарантино, фильм должен быть на голову выше своего напечатанного собрата. А потому единственное, что остается, это в очередной раз снять шляпу перед маэстро – работа с актерами дарует ему пожизненное членство в клубе имени Ингмара Бергмана, а иные из режиссерских приемов заучены выпускниками киношкол и, как же приятно это сообщить, ничуть не устарели. Сцена белой горячки – подлинный успех, и пусть вас не смущает подвешенная на ниточке летучая мышь – Милланд играет феноменально, атмосфера нагнетается мастерски, а музыка Миколоша Рожи играет симфонию у вас на нервах. В общем, “Потерянный уик-энд” – один из лучших фильмов Уайлдера, Золотого века Голливуда, да и всего мирового кино, который вполне может пополнить перечень ваших любимых кинопроизведений.
Кинопоиск определяет жанр этого фильма только как «драма». В то же время, «Потерянный уик-энд» присутствует в списке критиков «250 лучших фильмов жанра нуар - Список наиболее типичных фильмов жанра нуар в истории кинематографа». С одной стороны, в этом фильме присутствуют характерные элементы стиля «нуар»: много ночных сцен, мрачных помещений, теней, искажённых ракурсов, финальные эпизоды проходят под аккомпанемент проливного дождя и все это - в каменных джунглях огромного города. Весь фильм пропитан каким-то беспокойством, тревожной неопределённостью (т. н. саспенс). С другой стороны, классические нуаровские ленты невозможно представить без криминального сюжета, частного детектива, убийства и роковой блондинки. Ничего подобного в этом фильме нет и в помине. Нет, это не типичный нуар. Вообще «Потерянный уик-энд» нетипичный фильм для своего времени. Это сегодня алкоголики, наркоманы, трансвеститы, гомосексуалисты и всевозможные волки с Уолт-стрит являются беспроигрышными вариантами. А в 40-ые годы история алкоголика, рассказанная в мрачных депрессивных тонах, стала чуть ли не первым фильмом подобной тематики. Эта картина о четырёх днях из жизни писателя Дона Бёрнэма. Хотя, «писатель» - это слишком громко сказано – за свою жизнь Дон ничего толком и не написал кроме названий и первых абзацев. По сути, это и является причиной его вечных расстройств и разочарований в себе, спасения от которых он ищет, естественно, в бутылке. И за показанные 4 дня, в потерянный уик-энд, этот человек достигает низшей точки своего падения. Постойте, я написал «человек»!? Нет, это уже не человек. Это жалкое существо, мелкое насекомое, паразит, который летит на свет и вот-вот сгорит в огне. Мы видим мир этого персонажа его глазами, в бредовом тумане, куда режиссёр иногда помещает эпизоды настоящей жизни – встреча с любимой девушкой, а также разговоры с барменом и медбратом психиатрической больницы, которые помогают сначала зрителям, а потом и самому герою понять, что же такое алкоголизм. Дон Бёрнэм упал так низко, что уже не вызывает ни жалости, ни сочувствия - только отвращение. Единственный человек, которого действительно жаль во всей этой истории – это девушка писателя Хелен. Она и только она все 3 года их знакомства борется с этой отвратительной зависимостью. В то же время, причин отвернуться от неудачника-пьяницы у неё больше, чем у кого бы то ни было. Да уж, любовь – это воистину самое неведомое и необъяснимое, что есть в нашей жизни… Единственный минус этого фильма для меня – его голливудская концовка. Возможно, хэппи-энд нужен был продюсерам этого фильма, которые и без того холодно восприняли ленту и первоначально выпустили её в ограниченный прокат. А может такой конец был продиктован временем – в первые послевоенные годы создателям фильма хотелось подарить публике надежду на светлое будущее. 9 из 10
Замечательно, что режиссер Билли Уайлдер, снявший такую комедию, как «В джазе только девушки», сделал настолько глубокий шоковый фильм, как «Потерянный уикенд». Обычно я не смотрю классические фильмы, предпочитая современные, но фильм «Потерянный уикэнд» смотрится на одном дыхании, и в нем не чувствуется того, что события были давно, когда-то больше полувека назад. Словно все это могло быть и сегодня. Думаю, так и есть, это фильм «без времени». Герой фильма, Дон Бирнам, страдает от алкогольной зависимости. Дон был успешным начинающим писателем, но после колледжа дело не заладилось, и он пристрастился выпивать пару рюмок, чтобы лучше увидеть в своем воображении будущий роман. Но перенести на бумагу ему ни разу не удавалось, так как он напивался. Дона пытается вытащить из этой зависимости его брат Вик, но ничего не выходит. Заняться другой деятельностью, кроме писательства, Дон не хочет. «У меня кишка тонка», - говорит он, - «Большинство людей ведут жизнь, полную тихого отчаяния. Я так не могу». Дону 33 года, и он приходит к полному отчаянию, решив покончить с жизнью. - Дон Бирнам уже умер в этот уикенд. - Умер? Отчего? - От многого. От алкоголя, морали, любви, страха, стыда, белой горячки. - Тот Дон Бирнам. А теперь ты хочешь убить другого. Есть два Дона, ты сам говорил. Дон-пьяница и Дон-писатель. - Давай забудем о красивых фразах. Дон только один. Ему конец. Его не спасает даже любовь. Дон встречает замечательную девушку, Хелен, которая, узнав о его зависимости, не отворачивается от него. Во время своих запоев Дон рассуждает о любви. «О любви писать тяжелей всего. Все вроде просто, нужны детали, лучи утреннего солнца, играющие на жести водосточной трубы ее дома; звонок телефона, звучащий как соната Бетховена... Ему казалось, что он излечился. Ему бы только найти работу. Они поженятся, и все. Но нет». Сложно отнестись однозначно к тому, что выбирает Хелен. Нужно ли поддерживать пьяницу, если он сам этого не хочет? Но Хелен демонстрирует абсолютно идеальное поведение. Мы не знаем, спасет ли Дона ее поддержка, но то, что она делает абсолютно все, что возможно сделать для него, это точно. Она просит, настаивает, убеждает Дона писать. Спорит с ним, дискутирует, приводит доводы. Делает все, что возможно и невозможно, и в этом, как любящая самоотверженная женщина, она прекрасна.
Панорамный вид вздымающихся небоскребов Манхеттена плавно перемещается на верхний этаж жилого дома. Два брата Вик (Филлип Терри) и Дон (Рэй Милланд) Бирнамы собирают вещи для загородной поездки на уик-энд, а подоспевшая любимая одного из них всячески поддерживает эту затею. Но радужная картина черствеет и гниет под отравляющим воздействием алкоголя, ибо персонаж Рэя Милланда – неудавшийся писатель, который подобно сексуально-озабоченному подростку, в каждом предмете видит образ изогнутой, наполненной и такой привлекательной…бутылки виски. В середине сороковых режиссер Билли Уайлдер стал несколько обособленно держаться от мейнстрима, посвящая свои киноленты нетипичным для гламурного Голливуда темам. Так, в «Потерянном уик-энде» 1945 года, зрителю предоставляется бескомпромиссный взгляд, как самообман с «еще одной рюмочкой» разрушает человека до состояния современного постсоветского населения в пятничный вечер. Так или иначе, а разговор об Уайлдере невозможен без упоминания его самых известных и культовых работ «В джазе только девушки», «Бульвар Сансет» или, на худой конец, «Двойная рокировка». Славная традиция не обошла стороной и «Потерянный уик-энд». В вышедшей годом ранее «Двойной рокировке», Билли Уайлдер, помимо непосредственной режиссуры, корпел над сценарием на пару с небезызвестным автором детективов Рэймондом Чандлером. Сам же мастер печатной машинки страдал тяжелой формой алкоголизма, что и оказало немалое влияние на становление образа неухоженного писателя с расфокусированным взглядом, который буквально млеет перед наполненным стаканом огненной воды. По заверениям самого режиссера, «Потерянный уик-энд» стала своеобразной попыткой растолковать мотивы Чандлера самому себе. Впрочем, поначалу кинолента походит на классическое размежевание между черным и белым, облачая доступное толкование о губительном воздействии алкоголя в комичную нелепость и наигранность. И использование редкого и трудновыговариваемого музыкального инструмента терменвокс для создания жутковатого патологического сопровождения, на деле только взывает к ассоциациям со старыми фильмами ужасов про дома с привидениями. Но кажущаяся незатейливость обличительных тонов жизни человека, которому приходится прятать бутылки под яблоками и ловить в спину разные сплетни, крепчает с появлением недурственных флешбеков, из которых собирается история о длительном падении по водопаду алкоголя на дно бутылки. Планомерное развитие сюжета, грамотная игра света и тени, обращающая недостаток монохромности в достоинство, погружают зрителя на самое дно вместе с героем, прямиком в белую горячку, только без веселых обгрызенных белочек, но с санитарами и больничными койками «особого» отделения. В результате к каноничному хеппи-энду относишься не как к исходу чопорно-разыгранной драмы, но как к действительно хорошему фильму, в котором серьезность алкогольной тематики расценивается не только в качестве хорошей идеи, но и неординарной реализации. «Выпить почти всем надо, только они об этом не знают». Фраза, оброненная Чарльзом Буковски в романе «Женщины», столь же не сообразный эпитет к «Потерянному уик-энду», как пив бар несовместим с закодированным алкашем. Тем не менее, самому Буковски, который всячески потворствовал принципу Дона Бирнана с той лишь разницей, что у последнего слова под зеленым змием изливались на бумагу с молниеносной скоростью, фильм пришелся по вкусу. Пришелся по вкусу он и Национальному реестру фильмов в Библиотеке Конгресса, куда его по праву включили в 2011 году. А что, как не такое почетное достижение может причислить «Потерянный уик-энд» к первосортным кинопроизведениям, которые как виски, с годами только крепнут.
Проблема алкоголизма и пьянства всегда была одной из ключевых проблем в обществе. Ее актуальность выражают посредством рекламы на телевидении, различных листовках, научных статьях и даже целых трудах, в которых авторы не просто объясняют сущность проблемы, но дают наставления, как этой проблемы избежать. Некоторые кинокомпании выпускают даже документальные фильмы. Однако в редких случаях удается понять серьезность этого вопроса в художественном фильме, как это случилось с фильмом «Потерянный уик-энд». Сюжет Действие разворачивается вокруг главного героя, писателя и конченого алкоголика Дона Бирнема. После 10 дней воздержания его брат решает провести с ним уик-энд на природе. Но зависимость Дона смешивает все планы. Сбежав из дома, ему предстоит погрузиться в кошмарный мир, понять, кто он есть на самом деле, и даже решить для себя, стоит ему жить или нет. Игра актеров Поскольку фильм повествует о судьбе лишь одного героя, то стоит сосредоточиться на игре Рэя Милланда, исполнившего роль Дона Бирнема. Актеру удивительно удалось передать то состояние, в котором находился его герой: отчаяние, желание и безумство. С одной стороны, ты презираешь этого героя за его дурную привычку, но, с другой, ты ему бесконечно сочувствуешь, поскольку началось все это пьянство неспроста. Режиссура Режиссер максимально добился того, чтобы фильм получился чисто психологической драмой. Он не останавливался на бессмысленных диалогах. Режиссер уделял внимание именно внутренним переживаниям героя, его состоянию. Билли Уайлдер вообще снял фильм таким образом, что мы видим все происходящее глазами главного героя, тем самым погружаясь в тот кошмар, в котором оказался Дон. Сценарий К сожалению, мне не довелось прочитать книгу, на основе которой был снят этот фильм, но я ничуть не сомневаюсь, что она также превосходна, как и ее адаптация. Как уже было сказано ранее, действие идет с точки зрения главного героя, который страдает от страшной зависимости от алкоголя. «Потерянный уик-энд» означает, что он потерял идеальную возможность раз и навсегда избавиться от своей привычки, погрузившись в мир алкоголика. Герою придется столкнуться с ломкой, с белой горячкой и даже попыткой самоубийства. Только так он сможет осознать смысл своей жизни. Работа оператора Операторская работа тоже сыграла свою роль в создании необычной атмосферы фильма. Стоит отметить, что оператор Джон Ф. Сайц, чтобы погрузить зрителя в непонятный мир алкоголика, старался снять фильм под такими ракурсами, чтобы зритель лучше смог окунуться в этот мир. Так, например, в одном из эпизодов камера как бы погружается в стакан с виски, тем самым демонстрируя, что для героя выпивка, словно погружение в мир волшебства и свободы. Саундтрек Музыкальное сопровождение тоже внесло свою лепту. Музыка так и проистекала трагизмом, который переживал главный герой, поскольку для него эта зависимость была действительно болезнью, за что он себя презирал, ведь он не мог толком ее побороть. Особенно понравились моменты, когда герой задумывался о выпивке; в этот момент звучала музыка, присущая для старых фильмов про привидения. И, действительно, от фильма на самом деле отдавало чем то мистическим. Итог «Потерянный уик-энд» - один из лучших фильмов, когда-либо снятых в кинематографе. Он не просто поднимает проблему, которая касается многих жителей нашей планеты. Он подчеркивает ту трагедию, которую переживает каждый зависимый человек, и передает главную мысль – все зависит от выбора самого человека. Если он захочет бросить – он бросит. 10 из 10