Последний император: отзывы и рeцензии

Андрей Комаровский
Андрей Комаровский22 декабря 2019 в 15:50
Чего стоит свобода?

Замечательная картина мастера кино Беррнарда Бертолучичи. Помимо удивительных декораций, костюмов и огромной актерской, режиссёрской, операторской работ, фильм радует вдохновляет своим сценарием и драматургией. Император — кто он в первую очередь? Мы видим, что император это человек, который, так же как и все, всю свою жизнь делает ряд правильных и неправильных выборов, переживает ряд счастливых и не счастливых моментов и если подумать более глубоко, то на через императора показана игра судьбы человека. До определённого возраста, мы и сами как будто сидим в закрытом замке, откуда нас не выпускают для нашей же собственной безопасности, но вот, открывая нам постепенно глаза на мир, имея учителя в жизни, который рассказывает и подаёт пример, в один день, мы получаем свободу, мы выходим за «ворота», и начинаем делать свой собственный выбор, вершить свою судьбу и, естественно, нести ответственность за свои поступки. Ответственность перед самим собой, близкими, всеми людьми, перед Богом. А весь окружающий мир,«вселенная» начинает реагировать на это, начинает давать или забирать, одевать или обнажать. Показывать на роковых примерах к чему приводит мнимый успех, подчинение воле других, позиция жертвы… Уроки боли, хлёсткие, жёсткие. Кем мы выходим после них — человеком в покое, человеком в себе, человеком…? У нас не всегда есть выбор как поступить, иногда мы «пассажирим» в обстоятельствах, но как же важно отслеживать эти моменты и поступать так, как важно нам самим, нам истинным, поступать с позиции любви, общего и личного счастья. Спасибо большое мастеру за эти мысли, благодаря этому фильму. 9 из 10

NikolasDreik
NikolasDreik26 августа 2019 в 14:43

Если в «Империи Солнца» в центре внимания английский мальчик, то «Последний император» — фильм о мальчике китайском. Причем, не просто мальчике, а последнем китайском императоре Пу И. В 1908 году он стал Императором в возрасте двух лет и был по факту марионеткой, безвылазно находясь в стенах Запретного города и фактически не решая ничего за его пределами. Довольно грустная история о человеке, который опоздал родиться на пару десятков лет и появился на свет, когда быть императором уже ничего не значило. Его не научили ничему действительно полезному, и в дальнейшем, после его свержения, он так же продолжал быть марионеткой, но уже в руках японцев, претендующих на китайские земли. Честно говоря, в плане целостности и сопереживательной эмоциональности фильм довольно скучный. Это скорее нарезка ключевых точек жизни Императора, фрагменты, имеющие важность для него, как для политической фигуры, но по ним сложно узнать его, как человека. Кажется, что он до последнего так и оставался просто вешалкой для наследственных регалий. Однако, в плане постановки фильм очень мощный. Это подтверждают и 9 полученных оскаров, включая «лучший фильм», «лучшего режиссера» и «лучший адаптированный сценарий». Правда меня всю дорогу трясло от «китайского» английского. Да, фильм не на английском языке не получил бы столько наград, но это было бы гораздо приятнее на слух. 8 из 10

LiliaOmel
LiliaOmel12 февраля 2018 в 17:23
Оскар — 1988. Победитель — «Последний император»

Эпиграф: «Степень свободы зависит от размера клетки» Вкратце: 50 оттенков красного и один императорский желтый Детально: так бывает, что на «Оскар» номинируют принципиально разные фильмы, в число которых может попасть и легкая комедия, и камерный моноспектакль, но «заветную статуэтку» все же часто получает кино масштабное, историческое, если оно есть в списке номинантов. Ведь кроме традиционных актерской, режиссерской, сценарной работ, которые оцениваются, такое кино часто выполняет и дополнительную функцию — образовательную, знакомя нас с историческими событиями, культурными феноменами, общественными обычаями изображаемого периода. И даже если оно по каким-то причинам не вызывает чрезмерно ярких эмоций у зрителя, оно добирает баллы ощущением своей общекультурной значимости, а также визуальной совершенством. Все вышесказанное — о фильме «Последний император». Основной посыл фильма считывается не сразу, но начинает четко прослеживаться где-то с середины. О том, что некоторые люди вроде рождены, чтобы быть лучше других, но на выходе так и остаются марионетками в чужих руках, не замечая этого и не понимая до последнего. Но могло ли быть иначе? Каждый может сам ответить себе на этот вопрос, а как по мне, то все происходило вполне закономерно, и здесь тот случай, когда один человек не может быть сильнее обстоятельств. И когда ты теряешь все то, что делало тебя, казалось бы, лучше других, как привилегии, так и ответственность, только тогда ты и становишься по-настоящему свободным и получаешь возможность распоряжаться собственной жизнью. Из плюсов: в принципе, почти все в этом фильме играет ему на руку. Даже для зрителя, который по тем или иным причинам не может глубоко сопереживать происходящему, картина открывает совершенно новый и необычный мир со своим неповторимым колоритом. Поэтому этот фильм может не стать любимым и не вызывать желание пересматривать его еще и еще, но вряд ли он даст зрителю о себе забыть. Из минусов: есть такие мысли, что образ главного героя в фильме несколько выбелен, но поскольку он базируется на его же, героя, мемуарах, то очевидно, это не вина авторов фильма. 8 из 10

halo_00
halo_0031 октября 2017 в 23:00
The Solitary Reign

Считается, что Бернардо Бертолуччи приступил к работе над «Последним Императором» после того, как разочаровался в европейском обществе и культуре. Возможно, великий режиссёр решил, что сказал о Старом Свете достаточно, и обратился к доселе неизведанным для себя горизонтам. Основой сценария послужили дневники, собственно, Айсиньгёро Пу И и мемуары его учителя Реджинальда Джонсона. В работе над фильмом принимали участие, без преувеличения, небожители — продюсером «Последнего Императора» выступил Джереми Томас, оператором стал неизменный соратник Бертолуччи — Витторио Сторраро, музыку к фильму написали Дэвид Бирн и Риючи Сакамото, главным консультантом картины был младший брат Пу И — Айсиньгёро Пуцзе. Отдельного упоминания заслуживает выдающейся работа художников, декораторов и костюмеров, должным образом оцененная и зрителями, и кинокритиками. Начинается кино с событий 1908 года — в трёхлетнем возрасте, Пу И, согласно уходящими вглубь веков традициям престолонаследия, был разлучен с матерью и, в сопровождении одной из своих многочисленных преёмных родительниц, переселён в Запретный город, чтобы занять Трон Дракона. После представления младенца находящейся на смертном одре узурпаторше Цыси, она, перед отходом в мир иной, не без иронии утверждает его новым Сыном Неба. Впрочем, сам себе, придворным евнухам и зрителям наследник будет предоставлен не долго — вскоре (то есть — следуя реальной хронологии — в 1919 году) в Запретный город прибывает Реджинальд Джонсон (блистательное возвращение в большое кино Питера О`Тула), филолог и учитель английского языка для малолетнего Императора. Великолепные эпизоды знакомства и общения Пу И со своим наставником и, в дальнейшем, близким другом отлично передают властную натуру наследника — одиннадцатилетний Правитель Десяти Тысяч Лет выглядит и держит себя так, что не остаётся никаких сомнений — человек только с таким мироощущением и должен править Поднебесной. Прекрасно передано и огромное влияние, которое оказал наставник, а через его посредничество и европейская культура, на молодого Пу И — последний правитель из клана Айсиньгёро разъезжает по мало приспособленному к этому занятию Городу на велосипеде, блестяще выучивает английский язык (между прочим, его вторым учителем по праву может считаться Льюис Кэррол со своей «Алисой в Стране Чудес» — эта милая деталь осталась за кадром), берёт себе на европейский манер имя Генри и делится с будущей женой сокровенными планами уехать на учёбу в Оксфорд. В едва различимом переплетении повседневного и значительного, возникает ощущение полного погружения в атмосферу Запретного Города — как обособленного и равноудаленного от всех китайских провинций средоточия власти маньчжурской династии, жизнь под сенью которого мало изменилась после провозглашения в 1911 году республики — видно, что Бертолуччи чувствовал и великолепно понимал, кто есть кто, несмотря на ветра надвигающихся перемен. Так или иначе, сюжетным водоразделом становится окончательное низложение и изгнание Пу И и его семьи в 1924 году из Запретного города и последующий их переезд в Японию. В Тяньцине под патронажем японского императорского дома сформировывается правительство в изгнании и образовывается в 1932 году государство Маньчжоу-Го. «Генри» ведет жизнь светского льва, переживает череду семейных драм, и старательно проводит курс на сближение с японским руководством. Но, всё чаще звучат обвинения в предательстве китайского народа, и чем ближе к завершению Второй Мировой Войны, тем более очевидным становится крах грандиозного замысла, завершившегося драматически безупречной сценой, когда произносящего очередной торжественный памфлет о единстве маньчжуров и японцев Генри Пу И один за другим покинули все его соратники. Период, проведенный в СССР после взятия в плен Советскими войсками, обойдён вниманием. Немного жаль, хотя бы потому, что дневники Императора полны занятнейших сведений и деталей об этом времени. Как бы то ни было, после передачи пленника в 1950 году в Китай он оказывается в лагере перевоспитания города Фушунь провинции Ляонин. Тут нельзя не оценить по достоинству всю иронию, с которой показан «заключенный 981», характеризующий себя как человека, совершенно беспомощного в быту и не умеющего завязывать шнурки (и это писал профессиональный воин и фехтовальщик); или чего стоят сцены допросов, особенно великолепный эпизод c признанием в соучастии во всех военных преступлениях японцев. После успешного «перевоспитания» Пу И, наконец, будучи садовником в Пекине, посещает Запретный город, и, затерявшись в его пределах, ставших музейными помещениями, символически завершает свой жизненный цикл. Этот фильм оставляет ощущение безграничного восторга и эстетического торжества своим художественным совершенством, масштабностью замысла и безукоризненной стройностью — впрочем, как и остальные работы Бертолуччи. И, надо полагать, эксперты, присудившие в 1988 году 9 Оскаров работавшей над «Последним императором» съемочной группе, придерживались совершенно такого же мнения. 10 из 10

NecaBQ
NecaBQ12 января 2017 в 00:27
Фильмы из детства, с годами, не становятся хуже

Помнится, в детстве, я случайно кусками посмотрела этот фильм. В том юном возрасте, естественно, я мало что поняла и запомнила, кроме самого названия. И вот, совсем недавно, спустя около 20-ти лет с момента первого просмотра, я решила уже осознанно ознакомиться с этим фильмом. Я намеренно не читала про все его награды от различных киноакадемий, о рейтинге среди критиков и простых зрителей… я не любитель строить своё мнение на основе чужих предпочтений и слухов. Будучи любителем фильмов о некоторых исторических периодах и поклонницей азиатской эстетики (ибо корни никуда не денешь), сразу же была заворожена красотой и самобытностью традиций эпохи императора Пу И. Некоторым зрителям, привыкшим к чрезмерной насыщенности сюжета, к кинолентам, под завязку напичканным спецэффектами, длительность Последнего императора и плавное течение повествования, могут показаться затянутыми и даже нудноватыми. Тем ни менее, фильм абсолютно заслуженно получил все свои 9 Оскаров и прочие награды. В нём показана та атмосфера, которая позволяет зрителю окунуться в то время, ощутить переживания императора, возможно, даже, представить себя на его месте. Безумно красивые костюмы и декорации. Особенно приятно, что так по-азиатски красиво, но по-европейски доступно для более широкой аудитории, снял эту картину замечательный итальянский режиссёр Бернардо Берталуччи. Отдельное «спасибо!» хочется сказать за главную музыкальную тему, которая всё-таки растрогала меня в конце фильма до слёз. Если Вы любите азиатскую тему — фильм обязателен к просмотру! Если же Вы не большой поклонник данной культуры — всё равно советую хотя бы попробовать ознакомиться. Возможно, и Вы, в конечном счёте, всё-таки проникнитесь и Вас эта история тоже тронет до глубины души. 10 из 10

yankeees
yankeees24 июня 2016 в 11:08

Фильм-биография о жизни последнего императора Китая с рождения и до самого конца. Уже одно описание может вызвать или дичайший интерес или зевок. Но огромное количество Оскаров всё-таки склонили меня к любопытству. Фильм очень длинный, что, в принципе, закономерно, все-таки исторический; очень атмосферный, все-таки Китай; очень красивый, опять-таки — Китай. Но при этом бесконечно сухой, ибо история; скучный (опять же, история); местами непонятный и сбивчивый, как мне показалось, так как история чуждой страны, которая далека от меня духовно настолько же, насколько и физически. Да, как и любого другого человека, меня интересует Китай и Восток в целом, ибо это совершенно другие традиции, устои, образ жизни, и прочее и прочее, но, по моему мнению, создателям фильма не удалось сделать из картины нечто захватывающее, интересное, где-то таинственное, где-то сакральное. Я наблюдала за жизнью обыкновенного мальчика в стенах Запретного города, с которым странно обращались окружающие, но, в целом, ничего необычного или выдающегося в его жизни не было, кроме как титула. Я не увидела абсолютно ничего особенного, выдающегося, запоминающегося. Просто длинный фильм об исторической личности. Поэтому если вы не фанат истории, Востока и политики, фильм смело можно пропустить, не взирая на количество наград. 6 из 10

AnnieRobinson
AnnieRobinson30 апреля 2016 в 22:35
Прекрасное наваждение Бертолуччи, или Повелитель пустого театра

Император — трехлетний коронованный малыш, плескающийся в ванне и хихикающий над слугами. Император — разбалованный мальчик, неразумно пользующийся властью и желающий продемонстрировать всем свое превосходство. Император — влюбленный подросток, начинающий осознавать свое место в мире. Император — статный юноша-реформатор. Император — мужчина, изгнанный из города. Император — плэйбой. Император — марионетка. Император — заключенный. Император… старик, обретший покой. Запретный город. Именно там и правил Пу И, последний из династии Цин, веками господствовавшей на землях Китая. Абсурдность положения юного повелителя заключается в том, что выйти за пределы своих владений он не имеет права. Видеть мир «за стеной» ему запрещается. Пу И абсолютно свободен, но лишь в границах Запретного города. «Я думаю, император — самый одинокий юноша на свете» — утверждает его английский наставник Реджиналд Джонстон (Питер О’Тул). «Откройте дверь!» — восклицает беспомощный Пу И, когда очередной, с трудом найденный смысл жизни скрывается за воротами. Маленького, отрешенного от мира императора не учат жить в Запретном городе. Ведь слуги, на то и слуги, чтобы исполнять самые безрассудные прихоти, а не открывать юному правителю суровые реалии бытия, в которые он с головой окунается, когда его давняя мечта вырваться наружу, наконец, осуществляется. Теплота и феерия Запретного города на протяжении фильма вступает в жесткий контраст с серыми тюремными буднями бывшего императора, где тот после неудачной попытки самоубийства, вынужден рассказывать историю своей жизни. Исповедь, свидетелями которой мы становимся — исповедь вовсе не повелителя, а человека. Жизнь императора — сплошная цепь потерь. Мама, друг-мышонок, учитель, вторая жена, императрица… Причиной тому служили разные вещи: начиная с жестокости самого Пу И и заканчивая политическим заговором. Власть — это иллюзия, за которую ему приходится платить свободой и которую он раз за разом пытается воссоздать после изгнания из Запретного города. Из-за соблазна величия он и попадается в ловушку японцев, в руках которых становится марионеткой и, в конце концов, Пу И не кто иной, как раб своего желания править. В «Последнем императоре» Бертолуччи переосмысливает понятия «историческая личность» и «история», где первое становится заложником второго. Человек не в силах повлиять на непрерывное течение жизни. Пу И как личность мы воспринимаем лишь в конце, когда перед нами предстает улыбчивый старик с печальными глазами. До этого он только часть системы, продолжение династии. Слово «последний» в названии картины — жестокая констатация невозможности возврата к былому величию. Эпоха завершается, и мир открыт для нового, а «человек из прошлого» растворяется там, где тысячелетиями умирали его предки. Век перемен навсегда вытеснил традиционный уклад жизни и в 1987-ом итальянский маэстро осознает, что личность играла лишь роль массовки грандиозном спектакле госпожи Истории. В прекрасном наваждении Бертолуччи непрерывно граничат хладнокровие и страсть, разум и желания, чувство долга и отчаянное стремление вырваться на волю, а за всем этим таится маленькая душа великого императора.

IlianaScot
IlianaScot11 декабря 2015 в 01:17
Театр одного зрителя.

Три с половиной часа просмотра фильма и 60 лет жизни императора безответно канули, оставив ни с чем. Вернее они оставили гораздо больше, чем ничего. Они оставили вопрос. И, кажется, единственным кто ответ нашел был тот самый, последний сын Неба. Всю жизнь Пу И был в поиске. Возведенный на престол и свергнутый, воспитанный в лучших традициях китайской педагогики, он не мог смириться с тем, что его народ стал марионеткой амбициозных дилетантов. Все играли вокруг него — в запретном городе, снаружи него. И до самой смерти. Понявший императора, ни в коем случае не станет его осуждать, хотя тот и ошибся, предал. Фильм заставил меня испытать самые разнообразные чувства. Думаю, трагедия так и не реализовавшегося правителя стала личной трагедией каждого, посмотревшего это гениальное произведение. Пу И — безусловно, ключевая фигура, но творение Бертолуччи не фильм-биография. Фильм совсем не об императоре. Император лишь линза, через которую мы, близорукие европейцы, наблюдаем конец того самого, великого, драгоценного Китая, той исключительной во всех смыслах страны, о которой теперь мы только из книжек узнать можем. Решительно не советую этот фильм неподготовленному зрителю — не оценит. Фильм интересен деталями, замечать которые для хоть немного разумеющего в истории Поднебесной, ее традициях и философии, человека — непередаваемое удовольствие.

АланПо
АланПо10 сентября 2014 в 23:07
Будьте осторожны!

Смотреть или не смотреть — дело каждого. И огромное количество Оскаров говорит о том, что скорее «смотреть». Хотя бы для того, чтобы составить собственное впечатление. Что я и сделал. Польстившись, кроме прочего, высокой оценкой и отсутствием отрицательных рецензий. Так вот — мои впечатления весьма негативны. Поэтому хочу внести свою лепту в рецензирование и предостеречь тех, кто только лишь решил ознакомиться с данным творением. Фильм понравится далеко не всем. Если Вы не любитель китайской истории, то стоит призадуматься. Стоит ли тратить 2 часа 40 минут своей жизни на ЭТО. Я бы охарактеризовал это зрелище, как абсолютно скучное и занудное. Кроме костюмов и декораций смотреть больше, по-моему, не на что. Нам пытаются преподнести историю последнего императора Китая, как дико трагичную. С детством я еще могу хоть как-то согласиться, хотя ребенок, как в сыр в масле катается и делает все что хочет, и из всего трагизма остается только запрет на выход из города. Дальше трагичного и того меньше, не считая не слишком большого тюремного периода. В общем, по сравнению с большинством других последних императоров (взять того же Николая Второго, к примеру) его историю, кроме как счастливой и назвать-то трудно. Поэтому не уверен, что просмотр «хэппи-истории» мало кому известного человека — это интересная затея… 5 из 10 (за костюмы, декорации и некоторый образовательный момент).

Малов-кино
Малов-кино11 июня 2014 в 07:50
Пожизненное заключение

Эпическая сага о последнем китайском императоре Пу И (1905 — 1967), пережившем три исторические эпохи и проведшем в застенках 44 года из 62-х лет своей жизни. Сначала в Запретном городе, затем в роли правителя в Манчьжоу-Го, потом в советском плену и плюс в китайском концлагере. Драматизм особого рода судьбе Пу И придавал тот факт, что он стал императором в 1908 году, то есть в возрасте трёх лет. А уже в шесть лет Пу И пережил первую эпохальную революцию, когда в Китае была провозглашена республика. Подробно показывая именно детские годы, предшествовавшие появлению государства нового типа, Бертолуччи будто стремится проникнуть в тайну «утраченного времени». Ибо потом наступает эпоха, когда всё обретает свою полную противоположность, всё, кроме осознания внутренней свободы. На примере судьбы Пу И режиссёр стремится утвердить тезис о тщетности и бесплодности человеческих усилий как приспособиться к ходу истории, так и самому что-либо в ней изменить. Сопоставление глобальных исторических катаклизмов с судьбой «вечного» затворника давало Бертолуччи возможность, с одной стороны, продолжить разработку ключевой темы своего творчества, посвященного анализу влияния революционных преобразований на ход истории. А с другой — отразить тот непреложный факт, что, несмотря на множество глобальных социальных изменений, Китаю удалось сохранить непрерывность многовековых традиций. Задействовав едва ли не рекордное в истории кино число статистов — 19 тысяч человек и 60 актёров только лишь на основные роли, великий итальянец снял фильм, в первую очередь, о конкретной человеческой судьбе, чему и была подчинена вся глобальность этого суперколосса. Бертолуччи вполне достойно распорядился огромным для неголливудского производства капиталом, сняв по книге воспоминаний англичанина Реджиналда Джонстона величественную эпопею. Уже после объявления претендентов на «Оскар» стало понятно, что главным фильмом года академики назначили «Последнего императора», выдвинутого по максимальному числу номинаций. Всё потому, что картина наилучшим образом отвечала представлениям о так называемом «большом стиле». Четыре оставшихся претендента на главную статуэтку — «Роковое влечение», «Теленовости», «Надежда и слава», «Очарованные луной» — на его фоне выглядели явно неконкурентоспособными.

НЕслучайный прохожий
НЕслучайный прохожий7 мая 2014 в 03:20
Сверчок и Свобода

Бернардо Бертолуччи — знаменитый итальянский режиссёр, чьи фильмы известны любителям кино со всего мира как образцовые исследования социально-политического влияния на человеческую натуру. Говорят, что в своих картинах он не только обращался к каким-то конкретным периодам Истории, но и показывал беспощадное воздействие великой силы Времени на человека. Однако на мой взгляд подобное толкование творчества этого замечательного режиссёра неполноценно и несколько однобоко. Мне кажется, что он не столько хотел подчеркнуть зависимость человека от обстоятельств, от некой незримой, но ощутимой Силы, которая каким-то образом решает за каждого человека, что ему делать, сколько искал доказательства существования истинной, внутренней Свободы в каждом человеке. В фильме «Последнее Танго в Париже», к примеру, он помещает Мужчину и Женщину в абсолютно стерильную атмосферу: комната без интерьера, секс без отношений, разговоры без воспоминаний. Их маленький замкнутый мирок словно отделён непроходимой стеной отчуждения от всего остального мира, режиссёр словно освобождает их от тех угнетающих условностей, которыми полна наша жизнь, материальных, духовных и этических. Единственное от чего он не освободил своих героев, так это от условностей естественных, физиологических. Сношения мужчины и женщины, согласно всем законам естества, имеют одну абсолютную цель — зачатие ребёнка, потому предусмотрены природой (в отличие от однополой связи, которая на физиологическом уровне абсолютно неестественна, поэтому, кстати, на мой взгляд, Бергман и сказал, что если бы главные герои фильма были гомосексуалистами, история имела бы смысл; напомню, Бертолуччи с ним в этом согласился). Но несмотря на все ухищрения режиссёра и главных героев фильма, между ними всё-таки возникает губительная для Свободы привязанность. Результатом стала смерть, смерть не только отношений, но и Поля, который к этой привязанности потянулся. С другой стороны, если в «Последнем танго…» Бертолуччи показал зависимость человека от его интимных привязанностей, то в фильме «Конформист» режиссёр исследовал собственно «конформизм», причём скорее не как форму приспособленчества, свойственного человеку, а как осознанный отказ этого самого человека от Выбора, а значит — от Свободы. Встреча Марчелло с его учителем — одна из самых значимых в этом плане, ведь именно во время неё тот напоминает ученику о существовании другого пути, на котором каждый человек сам решает, что ему делать и как жить, независимо от общества или условий политической системы. Марчелло не принял этот вариант, хоть на мгновение и позволил себе не подчиниться фашистам. В конце же он поступил как самый настоящий конформист — постарался приспособиться. И поиск Свободы путём кратковременной запрещённой связи лишь жалкое подобие того, что он хотел почувствовать. Ну а что касается «Последнего императора», Бертолуччи лишь загнал себя в созданную за тысячи лет до его рождения ловушку. Он снова обратился к теме тотальной НЕсвободы человека. Для этого режиссёр взял за основу повествования историю жизни последнего императора Китая. На протяжении всего своего существования Пу И был зависим от своего окружения. Сначала это выразилось в отрыве от семьи и закрепощении внутри Запретного города. Потом — в невозможности правления сначала Китаем, а затем и Манчжурией. Ну а в промежутках между этими флешбэками мы видим героя существующим в тюрьме, а в конце — садовником в государстве, где он является лишь маленьким винтиком большой системы. Что-то напоминает, правда? Так к чему же приводят отчаянные попытки Пу И вырваться из замкнутого круга? В поисках правды герой отправляется в Запретный город, к истокам своего внешнего и внутреннего затворничества. Как итог — печальная и поучительная встреча Пу И (уже как призрака, по крайней мере, на мой взгляд) с маленьким мальчиком — винтиком нового государства, которым тот себя ещё не ощущает. Сверчок, выползающий из своей «клетки» в руках ребёнка — очень трогательная метафора преемственности вечного поиска Свободы. Однако режиссёр всё же устранился от навязчивого пафоса этой аллегории, приводя в Зал Гармонии туристов, пришедших поглазеть на пустующий трон императора. Словно напоминая, что хоть главный герой достиг полной, абсолютной Свободы, но ему удалось это сделать лишь уйдя в небытие, экскурсовод в процессе представления Зала вскользь упоминает о АйсиньГёро Пу И — последнем императоре Китая, и о его смерти в 1967 году… 9 из 10

Эмили Джейн
Эмили Джейн30 марта 2014 в 16:35
Painted veil

До пяти лет относись к ребенку как к богу, с пяти до пятнадцати — как к рабу, после пятнадцати — как к равному (псевдояпонская мудрость) Начало двадцатого века стало для Китая чем-то сродни эпилептическому приступу, череде болезненных бесконтрольных судорог перемен. Трескалась нефритовая скорлупа империи, изнутри рвалось нечто новое, кто бы еще знал, что именно. Повелители Войны, окровавленными руками рвавшие друг у друга страну, были солидарны в части разрушения до основания «мира насилья», под которые каждый новый временщик понимал предыдущий режим. До построения мира нового руки не доходили, в отдалении уже снова слышались выстрелы и топот сапог. Недалек тот час, когда за стол военной политики сядет Япония и, невозмутимо улыбаясь, урвет богатый северо-восток. Манчжоу-го — социально-политический эксперимент не на «десять тысяч лет счастья», но на скорбную чертову дюжину. Благо, государь под рукой: хранимый китайцами про запас обломок династии Цин, мальчик, приученный повелевать живыми игрушками и танцевать, когда дернут за нитку. Восклицанием в начале (конце?) сюжета — сцена неудавшегося самоубийства. Вода в раковине наливается цветом темного рубина, таким ярким в этом выхолощенном мире победившего хаки. В зеркале — половина бледного лица, взгляд, обращенный вовнутрь, к давнему дню, когда трехлетнего Пуи привезли посмотреть на бабушку, хрипло смеявшуюся и умиравшую на своем пышном ложе в окружении собачек, евнухов и курятника из жен былых правителей. Отсюда и далее вся обозреваемая реальность предстает в отражениях, на перекрестье взглядов героев. Китай существует вовне истории, отдельно, бьется тяжелыми приливными волнами в стены дворцов и тюрем, гремит далекими оружейными залпами, ликует обрывками революционных песен. И мы вместе с Пуи прижимаемся ухом к брусчатке, пытаясь понять, что происходит, угадать истину за всеми этими отредактированными новостями, почтительными советами, отеческими наставлениями, пропагандистскими уроками. Всегда ошибочно. Всегда невпопад. За исключением двух коротких периодов, его (и наша) наша ойкумена замкнута стенами. Здесь не рождаются, сюда входят. Персонажи объявляются в сюжете незваными и нежданными, решительно распахивают дверь и так же, не спросясь, уходят: с пулей в виске, с расширенными от опиума зрачками, с отравленным развращенным сердцем. Их тени ложатся на лицо императора. Сам же он предстает всегда извне. Питер О’Тул сардонически поднимает бровь: его герою, воспитателю м-ру Джонстону, только что пожаловали «красную шапку, личный стул и четырех носильщиков». За изумлением — смех, за смехом — печаль, а под ней — тот же политический расчет и продиктованное им принятие вещей. Пусть при виде плачущего мальчишки, мчащегося на велосипеде мимо коленопреклоненных слуг-тюремщиков, в горле встает комок, венценосный узник должен оставаться таковым. Из куколки выходит бабочка, но есть коконы-матрешки, из которых не вырваться. Череда тел, актеры разного возраста, уходящие вглубь ступени осознания своего положения: всегда «бог», всегда «раб», никогда «равный». Улыбчивый малыш сосет палец, пока полторы тысячи актеров Запретного театра отбивают поклоны. Высокомерный подросток безразлично разглядывает забытое лицо матери. Юноша подбрасывает теннисный мяч, в то время как волна штурмующих пустые покои солдат смывает остатки его призрачной империи. Через полжизни настигнет дежавю: все те же стены, все тот же вопль: «Откройте двери!». Поставленный над человеком бездушный эксперимент демонстрируется столь полно, в таком богатстве психологических нюансов, что манчжурский и постманчжурский периоды жизни героя, не смотря на блестящую игру Джона Лоуна, по контрасту во многом теряют свою выразительность. Ближе к последней трети фильма есть момент, когда начинает казаться, что Бертолуччи ошибся, попытавшись втиснуть в ленту всю жизнь Айсиньгеро Пуи. Если разложить перетасованные карты сюжета по порядку, перевернув рубашкой вверх жизни второстепенных персонажей, видно, что основу пасьянса составляет своеобразная педагогическая парабола. Полжизни люди и обстоятельства калечат последнего императора, вливают его в «правильную» форму, подобно тому, как в прежние века китайских девочек лишали возможности ходить, бинтуя им ступни. Девять лет суровые воспитатели Фушуньской тюрьмы для военных преступников вновь ломают уже сросшееся, декодируя Пуи в надежде, что он научится завязывать себе шнурки, нести ответственность за свои поступки, быть достойным гражданином. Но если первую ломку удается выразить вполне, вторая подана пунктирно, с утратой важных смысловых звеньев… Впрочем, а не в том ли самом и был замысел? Старея, герой Лоуна все больше замыкается в себе, своем прошлом. И рядом с ним уже нет никого, кто увидел бы его таким, каков он есть. Кадр обретает болезненную избирательность старческой памяти: одни эпизоды поданы ярко и выпукло, другие подернуты дымкой или вовсе утрачены. Разворачивающаяся перед глазами жизнь подходит к своему концу. Еще несколько мгновений — и обрыв пленки.

polina_wa
polina_wa10 ноября 2013 в 20:28
'- Я император… — Вы преступник, и должны быть осуждены!» (с)

Государство в государстве — Запретный Город, в котором вот уже десять тысяч лет существует отдельная жизнь, но жизнь не менее захватывающая, чем за пределами стен этого города… «Последний император» цепляет абсолютно всем. Сюжетом: жизнь последнего монарха Китая с раннего детства до самой смерти, увидевшего, как стены Запретного Города перестали быть границей с внешним миром. Декорациями и пейзажами: зрителю, привыкшему видеть на экране американскую провинцию и мегаполисы, особенно приятно наблюдать за экзотикой Азии. Актёрской игрой: поначалу кажется, что её недостаёт, но понимаешь, что это фильм о хладнокровном и немного жестоком человеке, что фильм о китайцах — эмоционально сдержанном народе. И, конечно, потрясающая режиссура Бертолуччи сделала своё дело. Единственный минус — картина получилась несколько затянутой. Без некоторых моментов «Последний император», как мне кажется, ничего бы не потерял. Но в целом это завораживающий и потрясающий фильм. Его обязательно стоит посмотреть всем! 9 из 10

Rumble G
Rumble G30 августа 2013 в 13:00
Ребёнок-божество и его трагедия.

Фильм о непростой жизни последнего императора Китая. Императора существующего, как символ. Жизнь в закрытом городе, где каждый угождает Пу И, ведь император — это ребёнок-божество. Но им манипулировали сначала евнухи, а повзрослев управление переняла на себя Японская империя, жаждущая власти. Роль марионетки преследовала его на протяжении большей части жизни. И лишь под конец своего жизненного пути, он казалось бы обрёл свободу, освободившись из тюрьмы он вошёл в мир простым садовником без почтенного статуса. Данная картина требует осознанного подхода зрителя, понимания, что тот собирается смотреть. Это удивительная история, трагичная и изматывающая, неуклонно поражающая собой. Я и не вспомню, сколько раз пыталась посмотреть «Последнего императора», хотя фильм ожидал давно, но до определённого момента это было не возможно. Так и должно было быть. В свои 15—16 лет я бы его просто не оценила и пропустила мимо, на него попросту не хватило бы сил. Главный актёр «император» — Джон Лоун сотрясает душу свои героем. В лице молодого императора вы видите самоуверенность, но в то же время в этих глазах видна та тяжесть, которая прилагается к статусу фактически «несуществующего» императора. Каково понимать, что твоё величие раздуто, ровно до размеров закрытого города? С правдой тяжело сталкиваться, тяжело начинать жить по-новому, потерянность и наивность очень часто сопровождают Пу И. Запоминается его лицо в конце картины, его состояние — спокойствие, его оставили в покое, наконец-то. А трогательный момент, где он возвращается на трон, будто все трагедии были не в этой жизни. Ещё хотелось бы отметить Питера О`Тула. Он играет Джонстона, воспитателя Пу И и выглядит как истинный англичанин. С ним маленький император приобретает помимо воспитателя ещё и единственного надёжного человека, можно даже сказать друга, т. к. евнухи стремились лишь набить свои карманы. Джонстон в свою очередь всячески помогал и поддерживал Пу И. О`Тул крайне очарователен, его игра узнаваема и каждая роль самобытна. Джонстон — человек уверенный, спокойный и стремительный. О`Тул прекрасно с этим справился. Фильм несомненно красивый, атмосфера, костюмы, обычаи и музыка забирают на время к себе, желая погрузить в одновременно удивительную и печальную историю. Это не простое кино, оно требовательно к зрителю и пускай местами может показаться, что оно затянуто, но после просмотра об этом даже как-то не особо вспоминаешь. Остаётся только осознание, что это действительно стоящая картина. 9 из 10

КиноПоиск
КиноПоиск25 августа 2013 в 17:13
Жизнь этого парня

Мне понравился этот фильм на столько что я решила даже разрекламировать его рецензией. Кроме удивительной судьбы человека о котором рассказывается в фильме, мне очень понравился смягчённый сценарий относительно исторических данных, все герои в позитивном свете представлены. Понравилась игра главного актёра. И его собственная судьба тоже очень необычна !Масштабные съёмки в Закрытом городе его детства тоже впечатляющи. Я до сих пор думаю каково это за одну жизнь побывать императором и садовником, что должно быть в душе этого человека… Много эмоций вызывает этот фильм. Для любителей истории народов Азии особенно он интересен будет мне кажется.

Дмитрий Давидович
Дмитрий Давидович31 июля 2013 в 16:04
You saved me because I am useful to you

Одним из страшнейших проклятий в Китае является пожелание: «Чтоб ты жил в интересные времена» и в 1908 году, когда двухлетний Айсин Гёро Пуи стал императором Китая, ничто не предвещало перемен. Но уже через четыре года империя Цин рухнула и Пу И стал номинальным императором, запертым в Запретном городе, и Китай все глубже и глубже погрязал в революциях и гражданских войнах… Бернардо Бертолуччи сделал себе имя картинами с коммунистически-фрейдистским подтекстом, такими как «Перед революцией», «Конформист», «Двадцатый век», и заклейменным порнографией на момент выхода «Последним танго в Париже». Но после выхода не очень удачных «Луны» и «Трагедии смешного человека» и неудавшейся попытки снять экранизацию «Кровавой жатвы» Дэшила Хэммета Бертолуччи снимает фильм о последнем императоре государства Цин. В трактовке Бертолуччи Пу И, как и Марчелло Клеричи из «Конформиста» и Альфредо Берлингьери из «Двадцатого века», является прежде всего конформистом, неспособным вырваться из своего податливого состояния. Как в «Конформисте» и «Двадцатом веке», в данном фильме отчетливо проступают мотивы платоновского мифа о пещере. Главным постулатом мифа о пещере является неспособность людей воспринять истинную реальность, поскольку с детства заключены в определенные оковы, они могу быть любыми, которые не позволяют видеть только вещи перед глазами, а настоящие вещи и явления являются лишь тенями в глазах узников пещеры. И первой пещерой Пу И в трактовке данного фильме является Запретный город, в котором все остается по-прежнему на протяжении тысяч лет. Все происходящие бурные события за стенами Запретного города являются для обитателей этой пещеры лишь дальними отголосками, ничуть не затрагивающими их существование до определенного момента. Автор развивает миф о пещере после сцены изгнания Пу И из Запретного города в 1924 году, с него насильно срывают все оковы и позволяют увидеть все вещи и события в реальном свете и по сюжету у главного героя есть возможность окончательно порвать с пещерой и сбежать в Европу или США. Но Пу И, как истинный узник пещеры, недолго может находится вне пещеры и сломя голову бежит стать узником новой пещеры, в данном случае стать марионеточным правителем Маньчжоу-го. Данная пещера оказывается намного более жестокой, чем предыдущая, но Пу И, с детства привыкший быть игрушкой в чужих руках, после первоначального сопротивления снова становится покорным узником. Однако Бертолуччи более милостив к Пу И, чем к Марчелло Клеричи, он все-таки позволяет ему вырваться из оков пещеры в самом, на первый взгляд, неподходящем для этого места, а именно в тюрьме. Поначалу Пу И снова заточает себя в новую пещеру чувства вины и попытки возобновить отголоски прежнего образа жизни, но в роли освободителя в данном фильме выступает начальник тюрьмы. И он начинает с самых простых вещей, переведя Пу И из камеры, где он находился с родственниками и слугами в камеру к бывшим членам его марионеточного правительства, чтобы научить его выполнять элементарные вещи самостоятельно, начиная с завязывания шнурков. Начальник тюрьмы даже осуждает Пу И за самооговор («Почему ты признался в каждом пункте обвинения? Ты знал о многих вещах, происходящий в Маньчжоу-го, но никак не мог знать об испытаниях биологического оружия в Харбине! Ты только ответственен за то что ты сделал непосредственно!»), чтобы научить его видеть вещи в их реальном свете. После освобождения из тюрьмы Пу И, несмотря на нищенскую существование садовника, становится внутренне свободным, поскольку пещера разрушена. И во время Культурной революции, он уже видит узников новой пещеры, хунвейбинов, пытающихся заточить в нее начальника тюрьмы, обвиненного в ревизионизме и контрреволюции. И в финальной сцене, когда Пу И приходит в запретный город в качестве посетителя, он уже является лишь сторонним наблюдателем и он обрел внутреннюю гармонию. Это является одним из вариантов прочтения трактовки фильма, как и «Конформист», его можно прочитать с совершенно разных позиций: марксисткой, фрейдисткой, исторической и т. д. Благодаря этому, «Последний император» является фильмом, который всегда будет интересно смотреть и пересматривать и он не устареет. 10 из 10

КиноПоиск
КиноПоиск13 июня 2013 в 09:29
Может ли человек снова стать императором?

Прошли те времена, когда кинематографисты в амбициозной попытке брались за масштабные исторические фильмы, не жалея времени, денег и сил, снимали в натуральных локациях и добивались поразительных кадров грандиозных сцен. Величественная картина выдающегося итальянского визионера Бернардо Бертолуччи «Последний император» явилась одной из последних искусно выполненных исторических фильмов конца прошлого столетия. Бертолуччи в соавторстве с Марком Пиллоу решился на эпическую экранизацию биографии последнего правителя Китайской империи, Пу И, в некоем смысле используя жизнь императора как рефлексию знаменательных событий ХХ века. Преподнеся повествование в прижившейся форме без зачина, постановщик разбавляет развязку множественными флешбэками, отражающими жизнь Пу И. Бертолуччи не спешит сыпать сценами действий и накаленных конфликтов, предпочитая весьма размеренное и неспешное повествование, потихоньку затягивая зрителя в жизнь-ловушку главного героя. Произвольные эпизоды из рутинной жизни молодого императора, вроде купания при помощи слуг или несбыточность желания прокатиться на велосипеде за границами дворца, подчеркивают его несостоятельность и участь заложника своей судьбы. Манера изложения режиссера спасает фильм в плане смотрибельности, позволяя зрителю наслаждаться вовсе не героическими подвигами протагониста, как положено в исторических фильмах, а портретом жизни необычайной личности. Возвращаясь к отображению прошлого столетия, стоить заметить, как искусно Беролуччи сплавляет богатую китайскую культуру с наступающим прогрессом и напряженностью войны. Бесподобной красоты полотно китайского дворца и аутентичных одеяний постепенными мазками и штрихам оборачивается мрачной картиной о разрушительном влиянии войны на страну. Появление героя Питера О’Тула, английского учителя, во дворце влечет за собой как противопоставление, так и слияние новшеств и традиций: обученный тонкостям западного этикета, юный император, уже по привычке поправляя новехонькие очки, теперь играет в теннис, сменив многослойное кимоно на белый спортивный костюм, и, выгнав слуг-евнухов, отныне предпочитает блестящие импортные машины старомодным носилкам. Постановщик размеренно добавляет сюжетные изменения, словно позволяя им незаметно подкрасться и видоизменить общее настроение фильма. Маэстро Бертолуччи непревзойденно рассказывает свою историю. Размашистая манера повествования, состоящая из панорамных или обзорных планов, перетекающих в приближение, или съемка статичной камеры, следующей за действием, обеспечивает масштабность изложению. Довольно редкий монтаж, в обычных случаях обрекающий нарратив на затянутость, придал картине нужную тягучесть, словно напоминая, о ком идет речь. При широком охвате камеры трудно не заметить малочисленность крупных планов: постановщик словно обуславливает для зрителя вуйаристкую позицию, тщательно избирая сцены, в которых позволяет на секунду подобраться к зрителю, чтобы через недолгий крупный ракурс заглянуть к персонажу в душу. Такая едва ощутимая дистанция в какой-то момент даже намекает на высокоэстетическую и искусную документалистику. Подчерк Бертолуччи вкупе с высококачественными второстепенными составляющими не только подчеркивает прекрасную китайскую культуру, но и представляет историю борьбы человека с собственной судьбой. Император Пу И был узником уготованной ему роли, стремящийся, будучи ребенком, вырваться за пределы замка, и, став мужчиной, принявший непомерную ношу. Он боролся за свою страну и ускользнувший титул, мимикрировал под иностранцев, распевая «Am I blue?» в костюме-тройке, стал политической куклой, преследуя устаревшие идеалы, оказался в переполненной тюремной камере и, наконец, обрел счастье, став обычным невзрачным садовником. Бертолуччи деликатно раскрывает тему развития и обучения императора, от бытового до душевного: научившись завязывать шнурки лишь в тюрьме, взрослый Пу И изменяется до неузнаваемости, избавляясь от последних тягот судьбы и традиций, присущих Сыну Небес, примеряясь с собственными ошибками и обретая долгожданное спокойствие. 9 из 10

ars-projdakov
ars-projdakov3 мая 2013 в 14:16

История — это такая вещь, которая замечательна тем, что оставляет в памяти огромное количество личностей, чья жизнь и судьба поражают нынешнее поколение и по сей день. Кто-то из них запомнился своими подвигами, кто-то — своей деятельностью, а кто-то — просто необычной судьбой. К последним можно отнести последнего императора Китая Пу И, чья история нашла свое воплощение в знаменитой картине Бернардо Бертолуччи «Последний Император». Сюжет В начале XX века в результате решения «Вдовствующей императрицы» престол достается трехлетнему Пу И. Первые двадцать лет своей жизни он живет исключительно в своем дворце в Запретном городе, не имея права покидать его. Но под напором перемен, происходящих за стенами дворца, император Пу И вынужден покинуть свой дом, чтобы потом вершить историю всего Китая. Игра актеров Конечно, одно из главных достоинств фильма — это, конечно, игра актеров. Азиатский актер Джон Лоун, исполнивший роль необычного императора Пу И, пытающегося вернуть своей семье прежнюю власть и влияние, воплотил на экране специфического персонажа, отличающегося и умом и наивностью одновременно. Особо сильное впечатление произвела китайская актриса Джоан Чэнь, сыгравшая жену императора Ван Чунг, которая воплотила на экране само несчастье быть женой человека, обладающего лишь номинальной властью. Режиссура Знающие люди поймут, когда кто-нибудь скажет, что Бернардо Бертолуччи — своеобразный режиссер из-за своих любимых вставок в фильмах, когда что-нибудь социально-важное тесно переплетается с интимными желаниями человека. Однако ничего такого нет в «Последнем императоре», который напыщен лишь трагедией судьбы человека, который по несчастливому стечению обстоятельств оказывается пешкой в игре политиканов. Стоит также отметить тот факт, что, несмотря на то, что действие фильма происходит в Китае, сам фильм англоязычный. Сценарий Сюжет фильма представляет собой набор флэшбеков, каждый из которых является воспоминанием Пу И во время жестоких допросов. История Пу И начинается, когда его по неясным причинам отнимают от матери и отправляют с нянькой в Запретный город, в котором императрица передает ему по наследству трон. Далее мы наблюдаем взросление Пу И, его познание жизни. Особенно интересно наблюдать за тем, как из самого значимого человека в Китае Пу И превращается в рядового гражданина-садовника, который имеет войти в Запретный город только по билету. Работа оператора Из технических сторон фильма особо потрясла работа оператора под эгидой Витторио Стораро, который, играя со светом и тенью, сумел придать фильму некую волшебную ноту. Так, например, особо сильное впечатление произвели сцены в Запретном городе, в которых мы смогли увидеть мир глазами главного героя в детстве и юношестве. Саундтрек Музыкальное сопровождение представляет собой эдакий синкретизм Запада и Востока. Поскольку действие происходит исключительно в Китае, то преимущественно используются национальные ноты, которые как открывают фильм, так и закрывают. От Запада фильму достался драматизм симфонического оркестра, слушая ноты которого вы словно сами невольно становитесь участником и свидетелем событий, происходящих с главным героем. Декорации Думаю, после просмотра у многих зрителей возникнет вопрос, а где проводились съемки фильма. Хотя отдельные сцены происходили в самом Запретном городе, но эпизоды в помещениях, наверняка, были отсняты в каком-нибудь павильоне. Полагаю, ценители настоящего искусства будут поражены детальным воссозданием внутренних убранств дворца, при виде которых вам легче погрузиться в национальную атмосферу Китая. Костюмы Из художественных достоинств фильма выделяется дизайн костюмов. Главный художник по костюмам поразил своей фантазией, так как ему удалось увлечь зрителя в необычный мир героев. Сначала все в фильме предстает чисто китайским, но вдруг спустя время происходит переход от китайского к западноевропейскому, что тоже поражает глаз зрителя. Итог Меня всегда привлекали художественные фильмы на историческую тематику, хотя я и отношусь к ним в большинстве с критикой. Однако «Последний император» — такой фильм, что его хочется смотреть снова и снова. Фильм поразит зрителя своей искренностью и приближенностью именно к жизни, отчего он воспринимается легко и непринужденно. 10 из 10

abolox
abolox30 октября 2012 в 19:08
Сумерки в Запретном городе

В жизни каждого случаются моменты, когда его ожидания оказываются чересчур завышены, и жестокая реальность их попросту обламывает. Каково же было столкнуться с действительностью человеку, которому с трёх лет внушалось, что он Повелитель Поднебесной, Сын Неба и Владыка Десяти Тысяч лет, а на деле оказалось, что он только марионетка, обладатель ничего не значащего титула, и принадлежат ему всего лишь 1200 евнухов, живущих в Запретном городе, за пределами которого находится необозримая Китайская Народная Республика. Есть в Китае страшное древнее проклятие, посылаемое злейшему врагу: «Чтоб ты жил в интересные времена!» Никто не желал зла маленькому мальчику Пу И, но лиха «интересных времён» он хлебнул сполна. Он был избалован и мог делать всё, что ему заблагорассудится, но не мог играть со сверстниками и даже видеть их, не мог вернуть родных людей, с которыми его разлучили, не мог выйти за пределы Запретного города, а когда вырос — то даже и жениться по своему усмотрению. Но самое печальное в том, что он не знал ничего о мире людей, его представления были о нём фантастически наивными. И если искать аналогии в мировой культуре, то одними из самых близких к нему по духу персонажей, окажутся не свергнутые цари и короли, а мальчик Маугли, которому комфортно в джунглях, но дико — с людьми, а также потерянный в бескрайнем космосе ребёнок из повести Стругацких «Малыш». Но как бы ничтожно мало ни значил Пу И в политике, ответственность за своё номинальное правление ему всё равно придётся понести, отсидеть десять лет в тюрьме и объяснять дотошным следователям то, о чём ему втайне мечталось: «- Я хотел ввести реформы. - А что ты хотел переделать, какие реформы? - Я хотел переделать всё». Для тоталитарной власти такое заявление выглядит угрожающе, но на деле склонность к реформаторству у Пу И была по-детски инфантильной. На что он замахивался? Вот его грандиозные достижения: он позволил себе ездить по Запретному городу на велосипеде, или обрезать традиционную императорскую косу, или надеть не положенные по рангу очки. А было то, что изменить он не мог: «- Я думаю о том, что если бы я был настоящим императором, я бы сейчас стал правителем Китая. - И что бы тогда император предпринял, если бы он действительно мог править? - Я бы все изменил. Даже то, как мы женимся, изменил бы. — Император против заранее подготовленных браков? - Унизительно не знать, на ком ты женишься». Так же наивно выглядят его попытки стать правителем Маньчжурии в период японской оккупации — он всего лишь пешка в чужой игре, даже правил которой ему никто не соизволил сообщить. Бертолуччи снял фильм об уникальном человеческом существе, уникальность которого вызвана его личностью и условиями, в которых он вырос, их можно было бы назвать жёстким экспериментом, если бы это и впрямь был эксперимент, а не местная традиция: Пу И всегда окружён людьми и находится в центре внимания, но он крайне одинок; он обладает властью, но беспомощен; он наделён восприимчивым живым умом и утончённой натурой, но его знания ограничены, а чувства не с кем разделить; он аристократичен, но простодушен. Картина получилась по-настоящему восточной. Не в смысле вычурности или этнографической детализации, но она изящна, тонка, построена на полутонах. Несмотря на эмоциональную отстранённость фильма, персонаж вызывает симпатию и сочувствие. И ещё: удивительно передана дистанция между Пу И и другими людьми: даже в условиях тюрьмы, когда ему вдалбливают, что он обычный человек (и чем больше вдалбливают, тем больше это чувствуется), он нисколько не выглядит обычным человеком: «- Вы преступник и должны понести наказание. Я — Владыка десяти тысяч лет». Бертолуччи позже снял другой фильм о востоке — «Маленького Будду», но тот гораздо более западный, дидактичный, в нём не хватает непосредственности, что свойственна «Последнему императору», восточная экзотика кажется гораздо менее естественной, и… ну, просто это, поверьте, совсем не то. «Последний император» получил множество наград, среди них девять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший адаптированный сценарий, операторскую работу, монтаж и саундтрек. Смотреть обязательно. 10 из 10

Dr Henry Jones Jr
Dr Henry Jones Jr14 августа 2012 в 13:50
«Десять тысяч лет счастья»

На заре нового века в далекой Поднебесной был коронован новый император. И это история о нем. Бернардо Бертолуччи создал по настоящему масштабный и значимый фильм. Он увековечил жизнь последнего императора династии Айсин Гёро- Пуи. Целая веха современной истории уместилась в 219 минут. Кому-то этот хронометраж покажется чудовищно большим, но фильм развивается абсолютно естественно, и он не кажется затянутым. Не будем забывать о том, что речь идет об истории растянувшейся на шестьдесят лет. Отлично передана культура Китая того времени. В первой половине фильма Бертолуччи отводит этому главную роль. Внимание уделяется как общим планам, так и мелочам. Картинка насыщена танцами, костюмами, массовкой и декорациями. Все это сопровождается грамотно подобранной музыкой. Но, главной заслугой режиссера является то, как он сумел рассказать обо всех тяготах и лишениях Пуи, а также всей противоречивости того времени. На начало века приходится огромное количество событий, порой ужасных. Бертолуччи виртуозно объясняет все происходящее абсолютно понятным всем языком, без применения каких либо кровавых и душещипательных сцен. Все это происходит за кадром, и режиссер лишь только отсылает нас к ним. В фильме нет недосказанности, но в тоже время он пропитан философским отношением к жизни. Что касается актеров, то тут все справились на «Ура». Не хочу особенно кого-то выделять, лишь скажу что в очередной раз было приятно видеть Питера О’Тула. Отличный фильм. Всем рекомендую. 8 из 10