Вильям Шекспир - это легендарная личность, чья жизнь является предметом дискуссий, где все неоднозначно: смог бы это все написать один человек, который в этом случае был бы прекрасно и точно знаком с жизнью, бытом, мировоззрением различных стран, различных людей, ведь диапазон его творческого наследия столь велик и разнообразен. Его творчество является для мира значительным, важным и прекрасным. Но откуда поэт черпал свое вдохновение на создание грандиозных шедевров, которые прошли самую главную проверку - проверку временем длиною в столетия? Фильм 'Влюбленный Шекспир' представляет собой попытку увидеть, осознать один из ярких и светлых источников вдохновения для гения Шекспира - это любовь. В начале фильма молодой Шекспир (Джозеф Файнс) находится в творческом кризисе: ему трудно творить, созидать произведение. Но когда муза вдохновения поставлена в жесткие рамки временного ограничения, испытывая и материальные сложности, а потоку творчества не дают быть свободным и искренним, тогда что-то идет не так. Он должен отдать произведение к определенному сроку, но замысел произведения, где главным героем является Ромео, еще туманен и неясен. Непонятно - о чем будет это произведение. Но оно должно быть. Идут репетиции в театре. Прекрасные, достоверные декорации, костюмы героев, игра во время репетиций, где размывается грань между бытовой реальностью и миром актерской игры окунают в атмосферу искусства, творчества настолько сильно, что становится понятнее фраза самого Вильяма Шекспира: 'Мир - театр, а люди в нем - актеры'. И вот появляется прекрасная аристократка Виола (Гвинет Пэлтроу), в которой сильно желание играть на сцене и ради этого она идет на хитрость. Но при этом актриса Гвинет Пэлтроу в образе Виолы сумела передать светлый образ музы, оказавший, по фильму, значительное влияние на формирование мировоззрения, творчество Шекспира. По фильму, между Вильямом Шекспиром и Виолой возникает то чувство, которое и станет одним из главных источников вдохновения Шекспира - это любовь. У королевы Елизаветы и Виолы в фильме есть диалог о том, возможно ли сыграть, показать, исполнить, воплотить на сцене чувство любви, искренней, светлой и чистой? За этим возникает более глубокий вопрос: 'Возможно ли такое чувство в реальности, в жизни?' Но то, как показано в фильме возникновение, зарождение, расцвет этого чувства между Шекспиром и Виолой убеждает в одном: это возможно. Это было красиво, искренне, светло и чисто. Один из результатов этого - бессмертное произведение 'Ромео и Джульетта', в котором уже сформирована четко основная мысль, идея, цель. И кто будет исполнять в итоге роль Джульетты, зная практически наизусть ее текст, речь, ее чувства. Была ли такая Виола в жизни Шекспира - это непростой вопрос. Но великие истины произведения 'Ромео и Джульетта' убеждают, что что-то подобное должен был пережить и испытать и сам драматург. Это истинность любви, как светлого, истинного, чистого чувства, что является вечным источником света и счастья у людей в разных странах и временах. Ведь как пел Андрей Губин в одной из песен: 'Время меняется, но все повторяется. Ромео с Джульеттами снова встречаются'. Время романтиков длиною в бесконечность продолжается. 8 из 10
В 1998 году вышел фильм, рассказывающий об одном из этапов жизни великого писателя Уильяма Шекспира. Подающий большие надежды молодой драматург Шекспир пленил своими произведениями многих современников, его творения ждут с нетерпением, однако, что творится в голове у гения, какие чувства он испытывает, какие в его жизни имеют место быть потери и находки – об этом нам и рассказывает кино «Влюбленный Шекспир». В самом начале хочу отдать должное блестящему актерскому составу, сыгравшему в данной картине, а он здесь подобрался весьма достойный. Главную роль Шекспира исполняет ранее мне неизвестный Джозеф Файнс (знаком только с его братом Рэйфом), его так сказать менеджера играет Джеффри Раш, в основном в комической манере. Главную женскую партию, музу и возлюбленную Шекспира играет Гвинет Пэлтроу, удостоившаяся премии Оскар за этот фильм, ее ухажера и главного противника Шекспира графа Уэсекса играет Колин Фёрт. Также небольшую роль в этой картине исполнил Бен Аффлек в роли сподвижника Шекспира. Будет не лишним упомянуть об еще одной краткосрочной и скоротечной роли Джуди Денч, что ей, в принципе, не помешало взять главную награду за свои несколько выходов. Так вот, эта плеяда вышеупомянутых звезд задает своей актерской игрой такой темп, выпускают такой заряд положительной энергии, что от экрана просто не оторваться, от довольно продолжительного хронометража не устаешь, практически весь фильм смотрится на одном дыхании, за что он и был удостоен премии Гильдии актеров за лучший актерский состав. Джозеф Файнс и Гвинет Пэлтроу не играли, они прожили своих персонажей, насколько искренне они показывали свои чувства друг к другу. Фильм отмечен многими премиями за различные достижения, но особенно хочется отметить костюмы, которые на протяжении всего фильма радовали глаз и удивляли своей роскошностью и вычурностью, особо по душе мне пришлись различные костюмы персонажа Колина Фёрта. О декорациях, которые также были отмечены высокими наградами, хочется также сказать немало восторженного. Фильм не биографический, имя Шекспира даже не указано в сценаристах, хотя в фильме задействовано одно из его главных произведений, но в фильме «Влюбленный Шекспир» главное не повесть, написанная автором, а его жизнь, прожитая им когда-то и толкнувшая на создание классических великих произведений. 7 из 10
Искусство маскируется. Под жизнь. (С. Е. Лец) Пусть вас не смущает слишком очевидное название: фильм Джона Мэддена не совсем о Шекспире и не совсем о любви. Безусловно, романтическая линия в этой истории очень сильна: Гвинет Пэлтроу и Джозеф Файнс разыгрывают трогательную историю влюбленных, бесповоротно разделенных социально и финансово. Присутствует и Шекспир, но упаси вас Бог всерьез думать, что события фильма имеют под собой хоть какую-то историческую подоплеку. О какой достоверности вообще может идти речь, если многие и многие исследователи так и не могут договориться, существовал ли Шекспир на самом деле? И тем более кто возьмется предположить, в кого он был влюблен, когда писал «Ромео и Джульетту»? Мэдден, очевидно под влиянием Тома Стоппарда, большого любителя художественными средствами препарировать искусство, рассказывает о прихотливом, непредсказуемом и прекрасном процессе творчества. И кто подходит на роль творца лучше Уильяма Шекспира, всеми признанного, многомиллионно растиражированного, одного из немногих безоговорочно великих? Ведь именно он канонически приговорил всех жителей нашей печальной планеты к неизбежной театральности. Мэдден и Стоппард (Марк Норман только подал идею – продюсерам его версия сценария не приглянулась) использовали гений Шекспира как ключ к таинствам мира большого искусства. Рождение произведения искусства всегда проникнуто тайной – и рефрен: «В том вся тайна», – переходящий из уст в уста, напоминает об этом всем сомневающимся. Ведомый безошибочным чутьем, Уилл Шекспир подмечает малейшие детали, претворяя реальность в сюжет своей новой пьесы. Удачную реплику можно подслушать и на залитых помоями улицах елизаветинского Лондона – «когда б вы знали, из какого сора»… История любви нищего драматурга Уилла и прекрасной, недоступной для него аристократки Виолы внешне соответствует истории Ромео и Джульетты, но искусство всегда отстоит от реальности. Новая пьеса, едва переступив стадию замысла, существует не столько в мире материальном, сколько в мире идей, но в этом как раз и заключена ее сила. Идеи изменяют мысли и характеры людей, тем самым создавая новую версию реальности – и кто возьмется утверждать, какая из них реальней? Именно вокруг этого сложного соотношения искусства и реальности вертится фильм Мэддена – и, думаю, именно эта тема оказалась столь привлекательной для специалистов от кино, что простая в сущности мелодрама собрала целую россыпь премий всех масштабов. Режиссер и сценарист причудливым образом переплетают «реальную» историю Уилла и Виолы, процесс создания пьесы – придумывания и проживания реплик, давно ставших классикой мировой литературы и театра, репетиции, которые, с одной стороны, отделяют пьесу от ее создателя, а с другой – заново оживляют историю для актеров и зрителей. Монтажные кружева окончательно разрушают представление о том, что есть реальность в этом фильме: слова любви, едва только произнесенные Уиллом и Виолой, в следующий момент превращаются в реплики, звучащие с театральных подмостков. Виола слышит признание Уилла и сразу же повторяет его, глядя влюбленными глазами на глупо одетого и по-клоунски раскрашенного мальчика, играющего роль Джульетты. Эти линии, нерасторжимо перепутанные между собой, и создают дивный узор фильма, а остроумные включения современности – самое яркое: поиск вдохновения на сеансе психоаналитика – добавляют ему красок. Наверное, каждый, кто читал Шекспира, замечал за собой странное желание переставлять слова, чтобы уложиться в ритм строки – невольное подражание витиеватому стилю великого барда. Так и герои фильма частенько возвышают слог до пятистопного ямба, иногда цитируя «еще не написанные» трагедии, иногда только имитируя их – это самое простое и очевидное проявление власти пьесы в вещественном мире. Более сложных превращений тоже будет в избытке: самовлюбленный актер наперекор амбициям согласится на второстепенную роль, ростовщик-спонсор забудет о деньгах и будет по-детски радоваться возможности поучаствовать в постановке. На премьере над печальной участью веронских влюбленных бок о бок будут рыдать разбитные девушки древнейшей профессии и суровый пастор, призывающий в начале фильма «чуму на оба их театра!». В этом и заключено то неизъяснимое, что принято шаблонно называть «волшебной силой искусства», и да – в этом вся тайна.
Что наша жизнь? Театр. Группа лицедеев ХVI века играет веронских влюбленных. Голливудско-британские звезды играют средневековых лицедеев. Оскаровские академики играют роль эстетов, оценивая степень гениальности голливудско-британских звезд. И так далее. Мы ждем от кино впрыска каких-то эмоций, и Машина Грез крутится во все стороны - от трэшевой расчлененки до линчевской головоломки. Иллюзия реальности картинки или звука давно преодолела естественный природный барьер и никак не остановится - Кэмерон шлифует стереопространство, Земекис стирает грань между мультяшным и человеческим лицом, неведомые 'ботаники' дотягиваются до сенсорных ощущений зрителя. А ведь изначально театр, и производная от него - кинематограф работал на воображение людей. Фанерные задники условно определяли жанр творения, эффекты считались недостойными культурной среды - идите развлекаться в шапито или на ярмарку. А главным была Игра образов. 'Влюбленный Шекспир' - дитя современных технологий. Но остается стойкое ощущение живого лицедейства. Создатели не стремились сделать байопик известного драматурга. Даже в чем-то стилизовали средневековые постановки на новый лад. Бутафорские декорации и канонические эмоции, классические ситуации и авантюризм задали рамки, а дальше каждый рисует свою картину. Кто-то очаровался неравным романом аристократки и сочинителя, кто-то плещется в актерском бомонде четырехсотлетней выдержки, кто-то оценивает достоверность версии создания знаменитой 'Ромео и Джульетты'. И, кажется, что фильм создавали так же, как и шекспировские пьесы - снимали первый эпизод не зная, что будет во втором. А в перерыве кутили и влюблялись всем кастингом. Привыкшие к хрестоматийному изображению Уильяма нашего Шекспира, мы, тем не менее, с легкостью принимаем образ ребячливого казановы Джозефа Файнса. Прощаем явное несоответствие количества волос Гвинет Пэлтроу в разных ипостасях, восхищаемся живостью Джуди Денч, прикрытых напускной чопорностью, смеемся над ротозеем Джефри Рашем. Этакий бурлеск под руководством Джона Мэддена неожиданно завоевал кучу наград. Семь Оскаров это, конечно, многовато. Но можно понять академиков, решивших отдохнуть в этот год от военных боевиков (Спасти рядового Райана, Тонкая красная линия, Жизнь прекрасна), социального криминала (Американская история Х, Карты, деньги и два ствола) или серьезных исторических фильмов (Елизавета). Драмы еще своё возьмут и не раз. Современный зритель требует от кино визуализации громадных многомиллионных бюджетов, а актерам, замученным постоянными ужимками на фоне зеленого экрана, хочется играть, преображаться в пышных костюмах, рисовать углем залихватские усы - это стучит в их сердцах пепел бродячих менестрелей и вольных Бременских музыкантов. Будем же иногда и мы возвращаться к истокам - театральной игре.
Посмотрел я 'Влюбленного Шекспира'. Ну что ж, изначально ожидания были самые радужные. Во-первых, с недавних пор я проникся большой симпатией к творчеству английского классика. Во-вторых, к Гвинет Пелтроу я всегда относился с довольно большой симпатией. В-третьих, я до этого видел пару отрывков и остался ими доволен. Вообщем, я надеялся, что кино выйдет хорошим. Увы, чуда не случилось. Фильм получился далеким от Шекспира, зато очень голливудским (в плохом смысле этого слова). Тут хватает и пошлых моментов и откровенного наигранных. Действие местами затянуто. Хотя, больше всего убила абсолютно дурацкая и неубедительная концовка. Бывает, что начинаешь хорошо относится к провальному на первый взгляд фильму, если хороша его концовка ('Последний уикенд', 'Другие'), а тут ситуация противоположная. Все впечатление испортилось. Спрашивается ну и чего было разводить всю эту дутую трагедию, если в конце все нелепо закончилось. Что касается достоверности и 'духа эпохи' - даже в 'Докторе Кто' шекспировская эпоха была показана напорядок лучше. Единственная, кто порадовал это Джуди Денч в роли Елизаветы. Сначала, конечно, она мне показалась отталкивающе, но в итоге я понял, что только она нормально и сыграла. Есть еще пара красивых моментов, но... в избранную фильмотеку я этот фильм не добавлю. Одного просмотра с него вполне хватит. Итог: 5\10 и то я считаю, эту оценку завышенной. 5 из 10
В Голливуде умеют снимать хорошие мелодрамы. Ведь на то и существует эта «Фабрика Грез» - дарить нам (зрителям) впечатления, эмоции, качественную картинку, ну и при этом конечно неплохо заработать денег. «Влюбленный Шекспир» - это удачное воплощение всех вышеперечисленных факторов. В фильме вихрь эмоций и чувств, прекрасно сыгранных отличными актерами. История, которая древнее еще одной самой любимой сказки все женщин и кинопродюссеров планеты – «Золушки», вызывает искренне желание быть участником событий, заставляет сопереживать героям, любить их. Это фильм, заставивший меня раз и навсегда полюбить Гвинет Пэлтроу, читать Шекспира и надеется когда-нибудь сотворить что-то такое же прекрасное.
В любом разговоре о любви первая ассоциация – «Ромео и Джульетта», повесть, которой нет печальнее и светлее. Если спустя столько веков ее не только продолжают ставить в театрах и экранизировать, но и трактовать научно, искать и находить в ней смыслы и символы, значит, какая-то особая сила есть в этой пьесе. И, конечно, всегда хочется продлить для себя ее очарование поиском прототипов и выискиванием подробностей истории создания: словно бы хочется доказать самому себе, что такая любовь возможна – красивая, верная и всемогущая, пусть даже и столь же трагичная. Именно на эту тему и порассуждали авторы «Влюбленного Шекспира» (1998) – фильма-фантазии, фильма-мечты о любви и театре, о вечных чувствах и сиюминутных эмоциях. Великолепный сценарий Марка Нормана и Тома Стоппарда сочетает в себе изящный юмор, чувственность, поэзию, дух времени и безграничное уважение и любовь к Шекспиру. Кроме того, здесь чисто британская интонация – некий сплав самоиронии и снобизма: мол, подшучивать над нашей культурой можно и необходимо, но только нам самим. Начинаясь как авантюрная комедия, история о том, что молодого драматурга покинула муза, что он влезает в долги, мучительно ищет сюжет комедии, постепенно проходя несколько жанровых превращений (в том числе и комедию положений) приходит к тончайшему повествованию о любви. Такой, которая «игра с огнем, ведущая к пожару», и которой «не преграда каменные стены». Поэтичная и искренняя, эта история захватывает не только сама по себе, но и в своей захватывающей аллюзийной игре с «Ромео и Джульеттой», с «Двенадцатой ночью» и самой судьбой Шекспира – как непосредственно биографией, так и бесконечным попытками решить вопрос об авторстве его пьес. На этот последний контекст так изящно намекает реплика Виолы: «Это вы автор пьес Уильяма Шекспира?» В этом году фильму исполняется 20 лет, и сегодня уже не вспоминается весь тот шум, что царил вокруг него на всевозможных кинопремиях, но при этом, он не утратил зрительской любви и своего очарования спустя столько лет. Помимо прекрасного сценария и самой рассказанной истории, здесь есть еще несколько якорьков. Во-первых, это исторический контекст: заглянуть в закулисье английского позднеренессанского театра – это всегда очень соблазнительно для зрителя. Ведь даже тот, кто имеет весьма туманные представления от истории театра в целом, знает, что с шекспировского «Глобуса» началось по сути современное театральное искусство. И даже о том, что в театрах той поры все роли играли только мужчины, знает любой обыватель. Поэтому такой подглядывание в щелочку за жизнью актеров – несравненное удовольствие, даже несмотря на то, что все несколько утрировано. Что касается декораций, костюмов, грима и вообще работы художника, то здесь каждая деталь – высший пилотаж. Именно благодаря этому фактору погружение в эпоху состоялось, в том числе и для артистов: говорят, декорации театра вызвали такой восторг Джуди Дэнч, сыгравшей роль Елизаветы, что кинокомпания подарила их ей по окончании съемок. Еще одним залогом успеха фильма стал актерский состав. В первую очередь, это прекрасно сыгравшие влюбленную пару Джозеф Файнс и Гвинет Пэлтроу, в которых веришь и видишь в них более жизненных, более простых и приближенных к нам, но и все же восхитительных Ромео и Джульетту. Кроме того, они в этом фильме совершили небольшое актерское сальто: им необходимо было перевоплотиться в герое, которые в свою очередь тоже проходят череду перевоплощений. Им удалось создать целую галерею портретов внутри одного образа. Но не менее блестящими, а возможно и более, стали роли второго плана, исполненные актерской плеядой, которую филигранно подобрал режиссер Джон Мэдден: Джефaри Раш, Джуди Дэнч, Колин Ферт, Бен Аффлек, Джим Картер, Том Уилкинсон, Имельда Стонтон, Руперт Эверетт и другие. Этот состав настолько гармоничный и характерный, что еще долго остается ощущение, словно тебе довелось немного пожить среди этих людей, узнать их привычки и наблюдать характеры. Шекспир определил дальнейший путь развития не только театра, но и мировой литературы. Он вдохновлял и продолжает вдохновлять великих режиссеров и мыслителей. Но все же всякий раз, когда кто-то произносит это имя, для большинства из нас это тождественно напоминанию о вечных любовниках из Вероны. И фильм «Влюбленный Шекспир» - это еще одно признание в любви Шекспиру и всем его героям…
Сколько же воодушевления подарил мне этот фильм! Это было чем-то потрясающим!Меня до сих пор переполняют ярчайшие эмоции от такого искреннего, проникновенного, чувственного и обворожительного фильма. Хочется сказать 'Браво!' Джону Мэддену, Стивену Уорбеку и Ричарду Грейтрексу. Все они проделали монументальную работу, что и сделало это фильм настолько изящным и утонченным. Но есть в фильме еще кое-что особенное, что делает этот фильм исключительно романтичным и обольстительным, и зовут это чудо Гвинет Пэлтроу. Ее игра была настолько эмоциональной и поистине завораживающей, что наблюдать за ней было самым настоящим удовольствием. Отброшу неуместную здесь критику и просто признаюсь, что я млел и таял от невинных улыбок Гвинет, замирал от ее душевных переживаний, а при виде ее слез и мгновений горечи и несчастья, чего уж греха таить, сам пускал скупую мужскую слезу. Я мог бы целую вечность воспевать и восхвалять самыми различными эпитетами эту обаятельную и очаровательную красавицу, но и другие актеры заслуживают свою порцию комплиментов, а именно Джозеф Файнс, Джеффри Раш и Колин Ферт. Все они были беспрестанно хороши и идеально вписывались в царящую атмосферу романтики, драмы и любви. Выделяя отдельно Файнса, хочется заметить, что он очень умело передавал эмоции великого драматурга, начиная от внутренних сомнений и душевных метаний, и заканчивая неземной любовью и терзающей болью мучительного расставания с любимой. Все было сыграно первоклассно. Также мне запомнился Бен Аффлек. Экранного времени у него было немного, но его персонаж был до боли харизматичен, от чего и остался в памяти. Помимо актерского состава и царящего ореола поэтической изысканности фильм прекрасен своей вдохновенной легкостью и грациозной непринужденностью. В фильме есть сильная и мощная драма, но она преподноситься нам мягко и ненавязчиво благодаря тонкому и ироничному юмору. При этом фильм безмерно искренен и трогателен, в нем нет ни малейшей доли фиглярства или лицедейства, все неимоверно подлинно и чистосердечно. Подводя итог всем вышеизложенным, восторженным впечатлениям, я настоятельно рекомендую эту кинокартину всем тем, кого прельщает величайшее творчество Уильяма Шекспира, а так же тем, кому импонируют такие несравненные актеры, как Джеффри Раш, Колин Ферт и Бен Аффлек и, конечно же, великолепная, пленительная и обезоруживающая своей ослепительной красотой, восхитительная Гвинет Пэлтроу. Этот фильм совершенно точно вызовет у вас самые душевные, сердечные и неподдельные эмоции. Есть в нем что-то действительно волшебное. Воистину чудесное кино. 10 из 10
Шекспир – самый загадочный поэт, каких когда-либо видел свет. И самый талантливый. Или талантливая. Ведь ходят слухи, что Шекспир – женщина. В фильме сценаристы и режиссер предпочли Шекспира-мужчину, но представили, что темы его пьес и правда не совсем принадлежали ему. Переодевание и изменение облика, как и в пьесах Шекспира, занимают здесь ключевую позицию. Перекрестные моменты, когда монологи на сцене сливались с событиями вне ее, повторяются несколько раз, но не перестают поражать своей красотой, слаженностью и прекрасным чтением актеров своих (и шекспировских) монологов. Гвинет Пэлтроу открыла мне глаза на Шекспира. А, вернее, ее чтение и проникновение этой ролью. Не могу сказать, что я была ярой поклонницей шекспировских пьес. «Ромео и Джульетту» я прочитала, согласно школьной программе, в 8 классе и совсем не поняла, почему история двух влюбленных людей, покончивших жизнь самоубийством, причем по воле случая, считается величайшей историей любви. Думаю, я поняла это только после просмотра этого фильма: жизнь сама по себе воля случая, а с любовью, как у Ромео и Джульетты, любовью самоотверженной и страшной, любовью, когда жизни своей не представляешь без любимого, люди встречаются все реже и реже, поэтому и не понимают… Всем, кто любит произведения Шекспира, смотреть этот фильм. Всем, кто не любит произведения Шекспира, тоже смотреть этот фильм. 10 из 10
Фильм, к сожалению, застрял именно та той точке между достоверностью и театром, что мешает поверить в происходящее. В реалистичных декорациях и в истории рода 'как было на самом деле' герои произносят реплики в шекспировском духе и ведут себя словно на сцене - в каждый момент намеренно красиво, напоказ, театрально. Нет, либо театральные декорации и условная история с живой игрой, либо реализм... иначе большой риск остаться чем-то средним. Хотя идея авторов с такой развернутой метафорой ясна, ее исполнение, на мой взгляд, не очень удалось. Неудачно вышло и с Шекспиром. Он вышел поверхностным, неглубоким. Младший Файнс умеет играть, судя по 'Венецианскому купцу', но тут сама режиссерская задача помешала. Во-первых, его тут сделали чрезмерно слащавым - лебединая шея, нежные розовые губы, ясные зеленые глаза. Его внешность позволяет ему быть и другим, дело именно в гриме. Во-вторых, его Шекспир - богемный, хоть и талантливый юный поэт, вдохновение которого прямо зависит от сексуальных успехов, безответственный, недальновидный... мы мало знаем про личность реального Шекспира, но если уж в качестве героя lovestory выбрали гениального человека, так дайте ему глубину, дайте ему быть особенным. Героев-любовников типа этого Шекспира ('милый раздолбай-красавчик') в кинематографе пруд пруди. Получается, что авторы фильма пытались выехать на имени гения. Его 'Джульетта' Виола - богатая невеста, поклонница его таланта, выглядит несколько поживее, поинтереснее. Решительная, во всяком случае, девушка, смелая, сильная. Но все же и она несколько театральна, как и все в этом фильме. В их любовной линии есть один оригинальный нюанс, Виола и Шекспир в своих любовных играх иногда меняются гендерными ролями: она - Ромео, а он - Джульетта. Это довольно тонко. Это и мысль, что язык любви един для всех, мужчин и женщин, и реверанс равноправию полов, которого сам Шекспир, судя по его пьесам кроме 'Укрощения строптивой', вполне придерживался (по меркам своего времени, конечно). Во второстепенных ролях неплохо показывают себя Аффлек и малоизвестный тогда Уильямс (будущий папаша Уизли), а также кровожадный мальчик с мышами, но главная жемчужина тут, конечно, Денч в роли королевы. Уродливая и величественная, с потрясающим злым чувством юмора и огромной жизненной мудростью, Елизавета I при всем минимуме экранного времени, уделенного ей, вызывает самые яркие эмоции. Не могу сказать, хватает или нет этого на 'Оскар', но работа действительно выдающаяся. Костюмы тоже радуют глаз, особенно золотистые венчальные наряды, но в плане декораций, видов фильм довольно скромен - опять та же театральность, большинство событий если и не происходят на реальной сцене, то кажутся таковыми. Еще фильм можно было бы сделать покороче - насыщенностью событий он никак не отличается. Он не скучный, но и не захватывающий. 7 из 10
Перед просмотром “Влюбленного Шекспира” главное – забыть обо всех “Оскарах”, которые получил фильм, и просто смотреть его. Вопрос, почему премии получают одни фильмы, а другие – нет, не имеет отношения к удовольствию, которое можно получить от двух часов в атмосфере Елизаветинского Лондона и шекспировского театра. “Влюбленный Шекспир” представляет эпизод из жизни поэта, который как бы вдохновил его на написание пьесы (и даже не одной). Понятно, что сценаристы Марк Норман и Том Стоппард не думают, что Шекспир и правда так жил; сценарий – это изящное, остроумное упражнение на тему великих пьес. Передать их легкую и живую атмосферу не так просто, как может показаться – результат искрится, но не ударяет в голову, как шампанское. Тем же, кто не слишком знаком с Шекспиром, лучше не ждать от этого фильма благ романтической костюмной мелодрамы. Да, любовная линия есть, да, она довольно красивая; выстроена правильно, но несентиментально, герои не теряют здравого смысла. Главное – не в этом. Залихватский антураж, бодрые потасовки, меткие шутки – вот то, что нравилось зрителям театра XV века и что нравилось самому Шекспиру. Смесь драмы и комедии, высокого и низменного присутствует в большинстве его пьес, и пропорция между ними почти безупречно соблюдена в этой картине. Относительно серьезная леди Виола, карикатурный злодей Уэссекс – и целая россыпь колоритных, полукомических второстепенных персонажей, в исполнении звезд от Джеффри Раша до Бена Аффлека. А сам Шекспир здесь – снова на грани, то комический, то драматический герой, попрыгунчик и любовник, способный на лихое прожигание жизни и на серьезные чувства (в последнем Джозеф Файнс не всегда убедителен, но в любом театре есть место условности). Плюс два эпизодических, но очень ярких персонажа – Елизавета (Джуди Денч) и Кристофер Марло (Руперт Эверетт). Все-таки фильм не является дословным пересказом пьес Барда – тут есть и оригинальные находки. Например, лучшая аналогия враждующим кланам Монтекки и Капулетти в этом фильме – два соперничающих театра. Не удержались сценаристы (видна рука Стоппарда) и от щепотки постмодернизма, все-таки 1998 год – Шекспир заглядывает к “толкователю снов”, оказывающемуся психоаналитиком. Требует: “За той лодкой!” – практически погоня в современном кино. Шекспир пробует разные варианты подписи, будто издеваясь над современными исследователями, которые могут пересчитать сохранившиеся подписи по пальцам. И самое главное – любовь к театру. Шекспир живет им – он и драматург, и режиссер, и актер. Леди Виола мечтает играть на сцене, и даже для Хью Феннимана (Том Уилкинсон), заглядывающего в театр получить долги, нет больше счастья, чем исполнить маленькую роль в пьесе. Актеры тех лет – не современные звезды, а одна семья; труппа – и мошенники, и придворные увеселители, и любимцы толпы. Зазвездившийся Нед Аллейн (Бен Аффлек) мудро встает в ряд. В XV веке в театр привлекали не только отдельными красивыми или талантливыми исполнителями, а всем ансамблем. Подкладка пьес Шекспира, то, что они рождались не только за письменным столом, но и в тесном соприкосновении с актерами – то, что делает картину по-настоящему увлекательной. И это, в отличие от вымышленной любви, – соответствует истории, насколько она дошла до наших дней. Начинаешь понимать, почему театр так же прочно вписан в ДНК британцев, как Голливуд – в ДНК американцев, да и большинства зрителей в современном мире. Шекспир (вместе с несколькими другими драматургами того времени) умудрился превратить развлечение для народа, состоявшее из смеси низкопробного юмора, насилия и высокопарных монологов, в настоящее искусство, и оставить его понятным для простых людей. Из пьесы “Ромео и Этель, дочь пирата” он создал “Ромео и Джульетту”. В фильме еще много достоинств – яркие, нарядные костюмы, красивые интерьеры, прекрасная музыка. Живая атмосфера уличного Лондона. Быстрый темп – герои даже не ходят, а носятся по экрану. Фильм чуть-чуть проигрывает только к финалу, когда вдруг пугается собственного нахальства и замедляется до мелодрамы. Но это отличное развлечение на вечер и интересная интеллектуальная игра. 8 из 10
Лондон, последнее десятилетие XVI века. Малоизвестный литератор Уильям Шекспир тщится написать комедию 'Ромео и Этель, дочь пирата', чтобы не только заработать на жизнь десяток-другой фунтов, но заодно утереть нос живому классику эпохи - маститому драматургу Кристоферу Марло. И в тот момент, когда рядового писаку из Стратфорда посещает Муза в лице аристократки Виолы де Лессеп, у Шекспира заканчивается творческий кризис, и начинается полёт поэтического вдохновения. А из 'Ромео и Этель' образуется в итоге другая знаменитая пьеса, сделавшая автора литературным гением всех времён и народов… Затейливый и даже хулиганский сценарий - главное достоинство этой исторической мистификации, в которой особенности современного шоу-бизнеса были ловко наложены на нравы театрального ренессанса времён появления театра «Глобус», как выясняется, уже тогда разъедаемого противоборством коммерции и искусства. Сценаристы Том Стоппард и Марк Норман попытались следовать искрометности шекспировских комедий, но при этом главную роль отдали их сочинителю. Демифологизация сакрального образа идёт ему только на пользу. Сколько бы «щедро» Шекспир не заимствовал чужие идеи, советы или случайно схваченные на улице фразы, которые благодаря его таланту становятся бессмертно-крылатыми, авторство их ничуть не ставится под сомнение и не преуменьшается, наоборот, лишь добавляет симпатий к поэту. В итоге вольная фантазия на тему биографии Шекспира превращается в мультикультурную комедию об одержимости творчеством, питаемым, прежде всего, любовью. Переплетя множество подлинных фактов и смелых домыслов, оттенив их ироничными пассажами, создатели фильма ухитрились исполнить 'песнь песней' не только во славу великого барда, но и того особого состояния духа, что сублимирует чувства, возбуждённые сильными переживаниями. В отличие от формановского 'Амадеуса', где невероятная лёгкость сочинительства фактически становится наказанием для Моцарта, Джон Мэдден не стремится трактовать гениальность Шекспира как ниспосланное свыше тяжкое бремя. По-хорошему, именно фильму Мэддена следовало обозначить новый виток шекспиромании, которая началась за два года до этого – дерзкой экранизацией Лурманна 'Ромео + Джульетта'. Истории сочинения именно этой пьесы как раз и посвящен Shakespeare In Love, поставленный малоизвестным английским режиссёром, который перед тем обратил на себя внимание разве что лентой 'Миссис Браун', и то благодаря актёрской работе Джуди Денч. Та её номинация на Oscar за роль королевы Виктории сменилась здесь уже полноценной статуэткой за роль королевы Елизаветы. Мэдден пережил триумф, как и другой британец Энтони Мингелла, двумя годами раньше осыпанный 'Оскарами' за «Английского пациента» и также сразу ставший известным всему миру. А не столь уж частая возможность полицедействовать по очереди то в мужском, то в женском облачении позволила проявить своё дарование молодой актрисе Гвинет Пэлтроу и также стремительно превратиться из «девушки для сопровождения» в суперзвезду. Во многом благодаря амбивалентности созданного ею образа авторам удалось «пристроить» не лишённую лукавых намёков версию о неоднозначных сексуальных пристрастиях поэта.
«Влюблённый Шекспир» - немножко не то, что я ожидал, но фильм все же оказался интересным. После выхода, можно даже сказать скандальной картины Роланда Эммериха 'Аноним', где имя Шекспир подается зрителю на совершенно новом и скользком подносе, картина Джона Мэддена, которую я посмотрел второй, рассказывает именно про того поэта Уильяма Шекспира, пьесы которого, поднимали эмоции людей высоко над землей. Не веря в сюжетную линию фильма 'Аноним', Влюбленный Шекспир показался мне более правдивым, и в тоже время намного сопливым, и менее интересным. За последнюю неделю, мне довелось посмотреть много фильмов, которые в буквальном смысле были засыпаны оскарами, и в большинстве случаев, я удивлялся, так как спорных моментов и множество вопросов возникало в адрес того или иного оскароносного фильма. Лучший фильм 1998 года, может быть, но только не для меня. Романтическая трагикомедия, увы, но не пошла мне по вкусу, но за то я оценил много других жирных плюсов в этом фильме. Например костюмы, декорации, блестяще выполненные главные роли, актерский состав действительно был очень сильным, Джозеф Файнс, Гвинет Пэлтроу, Джеффри Раш, Бен Аффлек, Том Уилкинсон, Колин Фёрт. Фильм богат плюсами и дарит зрителю много эмоций и впечатлений, так как здесь рассказывается про создания, наверно что самой романтической истории про всем известных Ромео и Джульету. 6 из 10
'Ромео и Джульетта' - моё любимое произведение Уильяма Шекспира, и потому мне было крайне любопытно взглянуть на историю создания этого прекрасного произведения, на то, какие чувства испытывал автор во время его написания. Фильм получился неплохим. Отмечу удачный подбор актёров - Гвинет Пэлтроу и Джозеф Файнс хорошо смотрятся в роли двух влюблённых. Исполнители второстепенных ролей - Джеффри Раш, Колин Фёрт, Джуди Денч, Бен Аффлек, Том Уилкинсон - тоже порадовали. Интересно было взглянуть на Фёрта в роли 'плохого парня'. Кстати, я не знал, что до фильма 'Король говорит!' у него уже была совместная работа с Джеффри Рашем. Правда, во 'Влюблённом Шекспире' у них небольшие роли, и их герои почти не пересекаются. Недостаток у фильма, на мой взгляд, один - в некоторые моменты действие кажется скучнным, и смотреть становится нудновато. Может быть, если бы картина была покороче, этогго удалось бы избежать. ...Любовь является главным импульсом для вдохновения и сотворения великих трудов. Шекспир - конечно, гениальный драматург, но, прежде всего, он человек, который так же, как и все мы, мечтает любить и быть любимым. 7 из 10
Начало фильма, вам прямо сказать, нудное. Какой-то бешеный Джефри Раш, экспрессивный Уилл Шекспир. Я думал все, провал. Но нет. Я ошибся. Как только на экране появилась грубоватая, но утонченная Елизавета (Джуди Денч), все как рукой сняло. Потом показали ту, которая меня удивила больше всех. Это Гвинет Пэлтроу. Она была такая, такая... свежая. Такая влюбленная, такая чувственная, её игра была просто на высоте. Великолепно. Джозеф Файнс - сыграл стандартом. Актер - он и в шкуре Шекспира актер. Сюжет развивался стремительно. Зря его так обвиняют в занудстве. Все, по-моему, любо и дорого. Все здесь есть и любовь, и убийства, и страсть, и интриги, и несправедливость. Сцена, где идет премьера спектакля 'Ромео и Джульетта', была восхитительна и бесподобна. Да и вообще, на мой взгляд, фильм достоин всех своих наград. Концовка просто блеск. Блеск в глазах. Я много думал, зачем режиссер так задумал. И потом понял, что такую любовь ничем не разделить. Повторюсь: концовка - блеск! Естественно: 10 из 10
Это что, шутка? Может быть, пародия на историческую драму? Нет, намекают нам создатели оскароносного шедевра, это что ни на есть попытка воссоздания исторической истины, поданная в легкой, почти легкомысленной оболочке. А вот и не убедили, господа выдумщики. ТАК не было. Не было и близко так, как вы пытаетесь нам показать. Посему сбросим спесь и посмотрим правде в глаза: 'Влюблённый Шекспир' - романтическая мелодрама, полностью рождённая в головах сценаристов и как будто произошедшая во времена Ренессанса. Из исторических фактов здесь позаимствованы имена героев; наверное, красочные костюмы (не являясь экспертом в данной области смею предположить что это так). Боле никакого сходства с имевшей место действительностью. Вот теперь всё становится на свои места. Целевая аудитория - женский пол - молоденькие школьницы или заскучавшие домохозяйки (вроде меня). Никаких претензий на реалистичность и драматизм. Не шедевр, конечно, но скоротать вечерок поможет. И нисходит спокойствие, что нас, домохозяек, вечных или временных, за полных дур голливудские режиссёры не считают. Но тогда возникает предсказуемый встречный вопрос: а чего тогда у проходной мелодрамы набралось аж с тележку оскаров? Видать, американская целевая аудитория придерживается иного мнения, нежели её заокеанская братия, и предпочитает учить историю не по учебникам. Жесть. Пелтроу очаровательна, Файнс харизматичен, да-с. Но даже они вместе не в состоянии своей игрой и милыми лицами не способны вытянуть эту ленту в разряд шедевральных. И, конечно, бессмертные строки пока до конца не установленного гениального автора эпохи Возрождения, от красоты которых бегут мурашки по телу... Но разве волшебную музыку слов оскарами измеришь? Последнее не позволяет мне установить к рецензии иной фон, кроме зелёненького. Но не поймите превратно.
'Влюбленный Шекспир'. Еще одна история о любви. Не помню, как я нашла этот фильм, но сразу же решила посмотреть. Была я заинтригована тем, что фильм победил в семи номинациях премии Оскар. И, признаться, мнение мое таково: он не заслуживает того. Этот фильм, как считаю я, не формат этой премии. Просто такие фильмы редко уделяются вниманием членов Академии, хотя, не могу не заметить ту же Молодую Викторию (Хотя там уже совсем другая история). Но Молодая Виктория - это костюмированная драма, биография. Актеры немного добивают. Когда смотришь, то порой кажется, что Гвинет Пэлтроу переигрывает. Возможно мне так вздумалось от того, что шекспировские произведения читаются очень чувственно и эмоционально или же озвучка оказалась отвратительной. И заметьте, мне очень нравится эта актриса, но здесь она меня немного разочаровала. Но она сыграла намного лучше Джозефа Файнса. Эти щенячьи глаза к концу фильма уже до такой степени приедаются, что сил нет смотреть. И да, очень удивило появление Марка Уильямса. Он меня порадовал. Вся та прелесть фильма, которую я увидела в начале, померкла после середины. Длительность в два часа - это привычная вещь, но почему-то именно здесь мне показалось, что фильм слишком затянут. Становится нудным и бесконечным. То, что я написала выше - лично мое мнение. И, возможно, оно не такое как у всех просмотревших, но сложилось оно именно таким. 6 из 10
Прежде всего фильм притягивает наличием таких актеров как Гвинет Пэлтроу, Джеффри Раш, Колин Ферт и Бэн Аффлек. Думается, ну уж такое сочетание не может создать плохую картину, а совсем наоборот - сделает ее яркой и запоминающейся. Что ж, в какой-то степени эти ожидания оправдались, но только лишь по части актерской игры. Мелодрама - жанр достаточно простой, в нем практически всегда один и тот же сюжет: любящая пара, третий лишний, непреодолимые преграды, грустная концовка. В данном фильме, где описывается жизнь Шекспира во время написания им пьесы 'Ромео и Джульетта', этот сюжет и вовсе известен в подробностях еще до начала просмотра фильма. Ведь далеко не это является главным в мелодраме. Здесь главное - эмоции, сопереживание. Задумайтесь, как часто вы смотрите фильмы по несколько раз, зная сюжет досконально, но тем не менее продолжаете его пересматривать? 'Влюбленный Шекспир' вроде бы как тоже должен относиться к такого рода фильмам. Но его не хочется пересматривать, и вот почему. Режиссер решил сделать нечто необычное, выйти за рамки обыкновенного понимания мелодрамы, в общем создать что-то новое. Это новое заключается прежде всего в том, чтобы совместить фильм и театр в одном флаконе. Мы все прекрасно знаем такой жанр как мюзикл, но это не мюзикл, а именно театр. Причем преподносят нам не драму, а комедию, как бы в лучших традициях эпохи Шекспира. Нужно признать, что в этом что-то есть, это необычно и интересно. Но этот рискованный маневр режиссера привел к тому, что потерялся драматизм в фильме, на протяжении всего фильма не сопереживаешь героям, а все потому что они как бы актеры в театре, и все происходящее на экране - не более чем игра актеров, а ведь хочется увидеть жизнь. 'Влюбленный Шекспир' заслуженно получил свои многочисленные статуэтки, кинокритики по достоинству оценили замысел сценаристов и режиссера. Но ведь сама по себе необычность фильма не делает его лучше других. Именно поэтому 7 из 10
Только что посмотрел фильм. И удивился. Никогда не думал, что заядлый постмодернист Том Стоппард сподобится на искрометную комедию. Дух Шекспира сохранен во всем его великолепии. Так бы мог шутить и сам классик. Критик может обвинить этот фильм во многом. Ну, что первое бросается в глаза - легкое обращение с биографией и фактами. Однако, грозя указательным пальцем и стуча костяшками по столу, не стоит забывать, что перед нами комедия. К тому же жизнь Шекспира состоит из тайн и завес, как и его творчество. Фильм является осмыслением биографии и фактов, рассуждением на тему. И делалось оно не прохожими с крайней улицы, не случайными паденщиками, а людьми уважаемыми и в литературе разбирающимися. Мы можем только гадать, каким был настоящий Шекспир, ведь кроме пьес и сонетов он не оставил ни писем, ни дневников. Единственный сохранившийся документ - его завещание. Никакой романтики и гениальности, сплошные перечисления. Поэтому личность Шекспира можно разглядеть только через его произведения. А они полны экспрессии, чувств, любви, желания. Фильм следует не крупицам знаний, которые сохранились о писателе, а духу его творчества. И с этой точки зрения фильм предельно близок к истине. Эпоха воссоздана правдоподобно. Спасибо костюмам, декорациям и маленьким, но важным, мелочам, вроде слива нечистот с окон, вроде грязи на улицах, вроде торговли апельсинами, неровных деревянных лестниц и снопов соломы. Если говорить о языке, то, конечно, тут он специально подделан под шекспировский. Все-таки сценарий написан постмодернистами, отсюда и пьеса в пьесе, и параллели с 'Ромео и Джульетой', и многочисленные заимствования из других пьес классика. Конечно, умные люди скажут, что история о Ромео и Джульетте не оригинальная идея Шекспира. Пьесу о двух влюбленных из Вероны ставили задолго до него. Шекспир прекрасно знал об этой пьесе. Он просто переписал ее на свой лад. И с самого начала знал, чем его произведение закончится. В фильме же Шекспир пишет пьесу по наитию, урывками, изменяя сюжет, имена, героев и даже жанр. Пусть будет так. Никаких претензий к создателям. Они знали, что делали. И делали это с уверенностью. Комедия бы действительно не удалась, если б шутки оказались не смешными, а юмор неловким и 'просроченным'. Но, к чести создателей, все сработало, как часовой механизм. Герои симпатичны не столько внешне, сколько внутренне. Романтики и энтузиасты. Им сопереживаешь. Ситуации, в которые они попадают, интересны. Их слова находят отклик. Лишних персонажей нет, каждый по своему забавен и красив, и у каждого есть своя реплика, вставленная к месту и производящая эффект. Когда начинаются объяснения и откровения (моя нелюбимая часть во всех фильмах) действие не провисает, а остается держаться на харизме актеров. В общем, 'Влюбленный Шекспир' это достаточно умное кино. В нем говорится об обычных вещах, о любви и ненависти, о человеческих отношениях, о деньгах. Конечно, в сюжеты вставлены многочисленные deus ex machina's (вроде королевы Елиаветы, тайно присутствующей на представлении! без охранников!) но этим страдали еще древние греки, с которых все и началось. Для людей, которые немного знают о Шекспире вольная трактовка его юности не станет оскорблением, потому что это сделано со вкусом и юмором. 9 из 10
На этот фильм меня натолкнула одна любопытная рецензия, в которой говорилось, что 'Шекспир' снят намного лучше 'Мольера'. Вот я и решила сравнить. На мой взгляд, такое предположение ошибочно и вот почему. Во-первых, мне не кажется, что Уилльям Шекспир был действительно таким, каким его нам показал Голливуд. Я не говорю про его 'излишнюю красивость', т.к. не видела его портретов, я имею в виду весь его образ целиком. Здесь он предстал гулякой, любителем женщин, бросившим свою жену и детей. В моем воображении Шекспир всегда был мягким, романтичным, чувствительным, который передавал все это посредством своих произведений. В фильме я этого не увидела. Во-вторых, ну хоть закидайте тапками меня, но я всегда не любила, когда в фильм вставляют сюжет с переодеванием. В смысле, не с простым переодеванием, а когда чей-то возлюбленный переодевается в чужой наряд и остется неузнанным. В этом фильме женщина была переодета в мужчина. Учту при этом, что сделано это было относительно успешно, бывали образы и похуже, но тем не менее, не понимаю, как Шекспир не мог узнать по глазам ту, в которую влюбился. Но это чисто мое возмущение. В-третьих, я не могу отнести этот фильм ни к типу достойных комедий, ни к типу достойных медодрам, потому что обе стороны были показаны посредственно. Тем не менее, в фильме мне понравились костюмы. Некоторые из героев также были интересны. Плюс ко всему, там сыграл Клин Ферт, которого я не сразу узнала.