Почему как бы? Потому что пересечение с текстом Лермонтова минимальное. Параджанов (вместе с ним и Абашидзе) — явно художники собственного прицела, чтобы держаться за чей-то текст, даже если он… тем более (!) если он классический. Хотя… В картине куда больше народных, фольклорных мотивов в истинно параджановской интерпретации — условной, сказочной и сюрной. Ощущение, что режиссёры решили вместить в фильм едва ли не всю культуру Закавказья — персидские (а то и не персидские) ковры, звенящие, шуршащие, бьющие вычурностью наряды на фоне каменистых пейзажей, белые маски смерти для правителей, явно подсказанные японским театром и религиозные символы, апофеозом которых стало явление рыб и святого Георгия, в чем можно углядеть и обретение веры героем. Режиссёры (трудно не сбиться только до фамилии Параджанова) же сосредотачиваются в первую голову на музыке. А в эстетике это оказывается возвращением (очередным) к истокам кино — несмотря на слова, они почти не нужны, разве что редкие виньетки-главы имеют хоть какое-то смысловое значение. Остальной текст значим по сути лишь в одном эпизоде — когда Ашух (Ашик) должен играть на свадьбе глухонемых… Так что музыка, сливающая народное и классическое — едва ли не главный герой. Если бы ещё и не цвет — картина рисуется из трёх любимых колоров Параджанова — красного, белого и… нет уверенности, что любимого, но чёрного. Символика кое-где даже угадывается, хотя больше напоминает сюр в духе Дали, — красный как цвет жизни, белый — чистоту и мир, черный — смерть… Гранат вообще мелькает в течение всего действия, да ещё и с голубями напару. Так что волей-неволей возникает во вполне советском духе идея мира, потому как во время войны даже песни не поются… кольчуга мешает. Так что это кино о великой созидательной силе искусства, и камера в финале увековечивает не только посвящение Тарковскому, но и символически завершает фильмографию Сергея Иосифовича — гранат в белом.
Это первый фильм, который познакомил меня с творчеством Сергея Параджанова. К этому моменту мы с моей девушкой долго готовились. Читали его биографию, критику на фильмы, сценарии фильмов и т. д. Смотрели картины из его фильмов, как он работал на площадке, его коллажи. Это невероятно позитивный человек. Знакомство началось с «Ашик Кериб». Не все понятно было, но поражала красота образов. Просмотр фильма сопоставим с походом в Русский музей. Картина сменяет картину. Почти нет слов. Только образы. Как писал Тарковский — кино — это в первую очередь видео, а не диалоги. Невероятная по красоте работа. Смотреть всем обязательно. Честно, удивлен отсутствию комментариев.