Это первый фильм, который познакомил меня с творчеством Сергея Параджанова. К этому моменту мы с моей девушкой долго готовились. Читали его биографию, критику на фильмы, сценарии фильмов и т.д. Смотрели картины из его фильмов, как он работал на площадке, его коллажи. Это невероятно позитивный человек. Знакомство началось с 'Ашик Кериб'. Не все понятно было, но поражала красота образов. Просмотр фильма сопоставим с походом в Русский музей. Картина сменяет картину. Почти нет слов. Только образы. Как писал Тарковский - кино - это в первую очередь видео, а не диалоги. Невероятная по красоте работа. Смотреть всем обязательно. Честно, удивлен отсутствию комментариев.
Почему как бы? Потому что пересечение с текстом Лермонтова минимальное. Параджанов (вместе с ним и Абашидзе) - явно художники собственного прицела, чтобы держаться за чей-то текст, даже если он... тем более (!) если он классический. Хотя... В картине куда больше народных, фольклорных мотивов в истинно параджановской интерпретации - условной, сказочной и сюрной. Ощущение, что режиссёры решили вместить в фильм едва ли не всю культуру Закавказья - персидские (а то и не персидские) ковры, звенящие, шуршащие, бьющие вычурностью наряды на фоне каменистых пейзажей, белые маски смерти для правителей, явно подсказанные японским театром и религиозные символы, апофеозом которых стало явление рыб и святого Георгия, в чем можно углядеть и обретение веры героем. Режиссёры (трудно не сбиться только до фамилии Параджанова) же сосредотачиваются в первую голову на музыке. А в эстетике это оказывается возвращением (очередным) к истокам кино - несмотря на слова, они почти не нужны, разве что редкие виньетки-главы имеют хоть какое-то смысловое значение. Остальной текст значим по сути лишь в одном эпизоде - когда Ашух (Ашик) должен играть на свадьбе глухонемых... Так что музыка, сливающая народное и классическое - едва ли не главный герой. Если бы ещё и не цвет - картина рисуется из трёх любимых колоров Параджанова - красного, белого и... нет уверенности, что любимого, но чёрного. Символика кое-где даже угадывается, хотя больше напоминает сюр в духе Дали, - красный как цвет жизни, белый - чистоту и мир, черный - смерть... Гранат вообще мелькает в течение всего действия, да ещё и с голубями напару. Так что волей-неволей возникает во вполне советском духе идея мира, потому как во время войны даже песни не поются... кольчуга мешает. Так что это кино о великой созидательной силе искусства, и камера в финале увековечивает не только посвящение Тарковскому, но и символически завершает фильмографию Сергея Иосифовича - гранат в белом.