Сразу после «Артиста» и последовавшей за ним парочки хороших фильмов – однозначно приятных, но сейчас безымянных в памяти – Жан Дюжарден стал персональным индикатором французского кино для меня. Подчеркну – сугубо субъективное мнение, которое не хочу проецировать как общемировое явление. Очень сильно попал в настроение тот оскароносный фильм, очень сильно запомнился исполнитель главной роли, и теперь, когда возникает время от времени желание посмотреть какой-нибудь современный французский фильм – всплывает в памяти образ именно этого актера. У меня, к сожалению, уже нет времени выискивать наиболее интересующие фильмы по тому или иному запросу, поэтому поиски кино упрощаются до такого метода. Так сложилось, что Жан Дюжарден попал в категорию актеров, которых просто приятно видеть на экране – и можно решиться с закрытыми глазами на просмотр картины любого жанра на основе одного факта. Признайтесь, бывают же необъяснимо любимые актеры у вас, чье актерское мастерство иной раз не хочется анализировать? Так попался мне «Французский транзит». В пересказе сюжета, или же долгих объяснений на тему «что для меня значит жанр криминальной драмы», чтобы подвести к личному выводу об увиденном, сейчас особой потребности нет. Я считаю, можно все сказать ответами на два вопроса. Что являет собой фильм? Лично мне напомнил производственный стандарт французского криминального кино, которое можно было увидеть и на прошлой неделе, и в начале 2010х, и вполне себе 15 лет назад. Например, близко к «Набережной Орфевр, 36». В то же время напомнило каноничные американские криминальные драмы 1970х, вроде «Французского связного» - подачей материала и ролью главного героя в повествовании. Возможно, дело в старательном подходе создателей, не поленившихся интересно передать ту же самую эпоху – также возможно, что причина кроется и в близости исторических событий к тому же «Связному». Но в любом случае – факт добротного жанрового кино на вечер – на месте. А почему смотреть? Не поверю тому, кто скажет, мол, «Транзит» стал мощным эмоциональным всплеском, святым откровением и поводом для вдохновения. Не то кино, что взрывает мозг, удивляет и заставляет растаскивать на цитаты. Не тот фильм, на который поднимаешься идти в кино… Потому что дома, на мой взгляд, смотрится куда уютнее (я любитель кинотеатров, если что). И уж точно не источник злого криминального экшена вроде «Добермана». Медленно втягиваться, проникаться эпохой, щедро сдобренной визуальными маркерами, созерцать внутренне крутых героев и злодеев – все это лучше всего сопутствует просмотру «Французского транзита». А, на мой взгляд, максимально честный, но соизмеримо спокойный финал этой истории станет отличной заменой желанной яркой кульминации. Не рекомендую ждать откровений хотя бы в одном из критериев картины, будь то актерская игра, режиссура или еще какой-нибудь саундтрек. Втягивайтесь во все разом, пропуская сквозь себя неторопливый эстетизм, - и вы получите в награду один хороший вечерний просмотр. На большее, такое складывается ощущение после просмотра, кино и не пыталось претендовать. 7 из 10
Читаешь описание фильма, смотришь трейлер, видишь каст и понимаешь, есть все для создания отличного криминального фильма с прекрасной картинкой Марселя начала 70х, и главный герой, похожий на героя Джеймса Бонда в исполнении Шона Коннери... Впрочем, все по порядку. Нам рассказывают о марсельском судье Пьере Мишеле, занимающемся расследованием дела о поимке местной мафии, курирующей наркотрафик из Марселя в Нью-Йорк. И тут возникает вопрос, почему этим занимается судья, а не комиссар? я, конечно, не силен во французском правосудии, но это уже вызывает непонимание. Непонимание вызывает и то, что я только к середине фильма понял как зовут главного мафиози, да и вообще персонажей в фильме очень много, никого из них в полной мере не раскрывают и, вообще, непонятно кто, что и зачем, нам даже не пытаются ничего объяснить, якобы намекая, вот, смотрите на прекрасную картинку, машины, костюмы, моря и океаны. Вроде бы есть мафия, но нет иерархической лестницы, в какой то момент фильма решили убрать безумца (один из членов ОПГ), но вот нормально не объяснили суть конфликта, хотя он тоже входил в их круг, и так весь фильм! Все что происходит на экране - все недосказанно! Создается ощущение, что сценаристов вообще не было. Пол фильма судья врывался в дома, ловил членов банды, занимался прослушкой, подкидывал оружие, творил беспредел, и все это ради спокойной жизни для жителей города. Была у него еще и семья, жена и дети, семейные проблемы, ведь судья себя не берег, все время ловил преступников, дома не ночевал, жену не удовлетворял. И что вы думаете? Конечно же в один момент, вернувшись домой, судья обнаружил пустой дом и письмо, содержание которого можно не пересказывать. Еще позабавил момент, когда намечалась финальная операция по захвату химлаборатории где-то в горах, судья, находясь дома с женой, после звонка о начале операции, умудрился воспользоваться телепортом и моментально оказаться на месте событий и руководил всем этим делом с горки, пользуясь рацией и конечно же в нужный момент сумел обезоружить вооруженного преступника. Создалось впечатление, что режиссер взял целый сезон 'Прослушки' и уместил его в одном фильме, вырезав все моменты с диалогами. И назвал свой продукт 'Французский транзит'. Я, конечно, извиняюсь за свой сарказм, просто реально не понравилась реализация хорошей задумки с интересными актерами. Единственное, что понравилось в этом фильме, так это картинка и некий драматизм в финале ленты. Долго думал каким цветом окрасить рецензию, и, не смотря на всю критику, она будет нейтральной. 6 из 10
Уже во время трейлера появилось ощущение, что фильм Седрика Жименеса не обманет моих ожиданий. Так и вышло. Картина оказалась блестяще поставленной атмосферной криминальной ретро-драмой, где ты, благодаря мастерству создателей, на два часа погружаешься в Марсель конца 70-ых с остро вставшей проблемой наркотраффика. Не знаю кто как, но меня примерно через 20 минут после начала посетила ностальгия по сериалу «Спрут». Дело тут и в небольшой разнице во времени действия (комиссар Коррадо Каттани начнет свою борьбу с сицилийской мафией буквально через несколько лет после Пьера Мишеля в Марселе), но еще больше в удивительном сходстве характеров, деталей и обстоятельств, в которых приходится действовать и принимать их как факт обоим. Похоже, такие герои просто обречены пройти через подобные испытания. Жан Дюжарден великолепен в роли полицейского судьи. Дело личных предпочтений, безусловно, но я считаю, что эта роль сыграна актером на порядок удачнее и сильнее, чем его же оскароносная – в «Артисте». Перед нами сильный, волевой, кристально честный, порядочный человек с обостренным чувством справедливости, уж никак не позволяющим ему мириться с тем, как наркотики убивая людей и ломая им жизнь, приносят наркодельцам баснословные барыши. В этом отношении отлично продумана и сыграна вступительная сцена, показывающая зло, которое несет с собой наркота, в лицо, во всей «красе». Она (сцена) изначально определяет и расставляет все последующие акценты. И Дюжарден в ней и на протяжении всего действия убедителен на все сто. Он не марсельский супермен, его также посещают сомнения и минуты слабости, тем более обстоятельства складываются для него далеко не всегда благоприятно. Здесь и одиночество, поскольку далеко не все его коллеги готовы к таким радикальным мерам, и слабость местной власти, которую разъедает коррупция и подкармливает та самая мафия, с которой так отважно борется Мишель. Начинается скрытое противодействие со стороны чиновников и даже отдельных правоохранителей, и открытое – со стороны того самого наркосиндиката. Все это рождает минутами даже у такого несгибаемого борца, как Пьер, чувство тщетности усилий, безысходности и одиночества. Жена не выдерживает напряжения и фанатичной преданности мужа своей работе, которая заставляет его проводить там сутки напролет, и начинаются проблемы в семье. Неужели никто не вспомнил еще Каттани? Все почти один в один. Дюжарден все это играет не скажешь что эффектно, но очень выразительно: Пьеру веришь в любом его настроении и душевном состоянии. Не менее хорош в фильме также визави Мишеля – местный наркобарон Тани Зампа в исполнении Жиля Леллуша, которого мне довелось увидеть на экране впервые. У него получилось сыграть типичного мафиозного лидера тех лет – человека, с одной стороны, хитрого, жестокого, циничного и опасного, но с другой – умного, чем-то даже обаятельного, располагающего к себе и любящего порой поиграть, а то и реально проявить благородство и справедливость. Само собой разумеется, он также хороший семьянин и любящий отец. В общем, классический патриарх тогдашней «Коза Ностры». Его встреча и разговор с Мишелем - пожалуй, ключевая сцена и лучшая в фильме. Потрясающее звенящее на пределе напряжение, поединок характеров и принципов, игра нервов – кто кого? Тут мне вспомнилась уже другая криминальная драма «Схватка» и похожий эпизод в ней, когда отношения между собой выясняют в беседе герои Аль Пачино и Де Ниро – такие же сильные незаурядные личности, как и Мишель с Зампой, волею судьбы оказавшиеся по разные стороны закона. После таких сцен впору учреждать номинацию на «Оскар» за лучший отдельный эпизод в том или ином фильме, настолько здесь все отточено и выверено до малейшей детали, до мимолетного взгляда и жеста. Все остальные актеры во «Французском транзите» отыграли ровно, но особо выделить кого-то трудно, очень уж яркими и эффектными смотрятся Зампа и Мишель. Свою лепту внесла и музыка композитора Гийома Пассела. Вроде бы ничего особо выдающегося, но несколько тем запали и в память, и в душу. Одна из лучших французских криминальных драм за последние годы, да и в мировом рейтинге картин данного жанра она плестись в хвосте не будет. Прекрасный дуэт Дюжарден – Леллуш хотелось бы увидеть на большом экране еще не раз. Сработались они отлично. 10 из 10
Удивительно плохой фильм, бесцветный, вялый и очень глупый. Понятно. что территория поляра плотно оккупирована Оливье Маршалем, фильмы которого при всех самоповторах все же маскулинисты и с нервом. В картине Жименеса драйва или нерва нет и в помине: благодушное повествование о честном судье, с которым хорошо дерьмо есть из одной ложки. Все-то он на себя тянет: и оперативную работу, и фальсификацию доказательств, и слежку, и выписывание ордеров. Совершенно непонятно, почему его не убили на первых пяти минутах фильма и совершенно непонятно - что это за способ уличить антагониста в конце фильма. Картонные роли исполняются без энтузиазма. Дюжардена статус звезды несколько обязывает, а вот злодей совершенно нехаризматичен. Плоские диалоги, ни одной запоминающейся сцены, посредственные перестрелки. Вспомните хоть сценку с расколом Да Косты: это настолько нехитро, плоско и просто, что решительно не соответствует заданной планке современными сериалами. Я как раз этот фильм смотрел после 'Прослушки' - ну небо и земля по амбициям, качеству работы всей группы и впечатлениям. Жименес - однозначный клипмейкер и картину, сдается, снимал исключительно из-за сценок под музыку семидесятых. Таких сценок в фильме чрезмерно много. Включение в музыкальный ряд еще и Bang bang. Тема настолько заезжена, что очередная ее киноэксплуатация - свидетельство дурного вкуса. Так стоило ли снимать за ради дизайна ретро очередной пустой и малоинтересный криминальный фильм, коль скоро ретрокостюмы и нравы уже были воссозданы не хуже в не лучшем фильме Маршаля про марсельцев? 2 из 10
70 - е годы двадцатого века, группа предприимчивых ребят разных национальностей создаёт золотой треугольник: собранный трудолюбивыми турками опий доставляют в Марсель, хитроумные лягушатники делают из опия чистейший героин, и отправляют живительный порошок за океан - иссохшиеся вены борцов за демократию вибрируют от нетерпения. Схема приносит создателям столько денег, что полицейские, судьи, прокуроры покупаются оптом, наивных идеалистов, тупо цепляющихся за принципы, как правило обнаруживают комфортно купающимися в лужах собственной крови. Треугольник: Турция - Марсель - штаты, получил название - французский транзит. Французскую часть маршрута контролирует неаполитанец Зампа: конкуренты харкают кровью, купюры нежно хрустят, жена открыла ночной клуб, Зампа - настоящий счастливчик, баловень судьбы. Как известно, судьба - ветреная особа, сегодня она тебе улыбается, а завтра глумливо вертит сочными ягодицами перед твоим носом. В отдел по борьбе с организованной преступностью назначен новый судья - Пьер Мишель. Мишель не берёт взяток (а если берёт, то тратит их на благотворительность), не спит с женщинами (давно доказано - супруга не является особой противоположного пола), он даже (гад такой) не пьёт спиртное, его единственная страстишка - карты, и та осталась в далёком прошлом. Сумеет ли идеалист победить систему, основанную на лжи, подкупе и крови? Стиль - вот определяющее понятие для этого фильма. Холёные французские мужчинки, бронзовые лица, бакенбарды, дорогие аксессуары, ночные клубы с их порочной атмосферой, пачки денег, медленно стелющийся сигаретный дым - всё очень чувственно и атмосферно. Лощёный судья Мишель гоняется за негодяями, гоняется, гоняется... и так, на протяжении двух с лишним часов. Судя по фильму, французские судьи вовлечены в процесс расследования уголовных дел, Мишель лично участвует в задержаниях местных блатарей. Режиссёр Хименес пытался объять необъятное - соединить боевик и драму, местами ему это удалось. Выполненные в стиле Дамиано Дамиани сцены убийств, рутинное полицейское расследование, душевные мучения судьи, переживания Зампы - в середине повествования фильм ощутимо теряет динамику, нет он совсем не плох, он на любителя, правда этого любителя надо ещё найти. Намеренно или нет, но режиссёр подобрал на главные роли актёров внешне похожих. Хименес быстро чередует кадры с участием то одного, то другого, и в какой - то момент их перестаёшь различать. Язвительный Дюжарден (судья Мишель) с трудом удерживается от ядовитой, непристойной усмешки, чувствуется что держаться в рамках роли стоило ему усилий. Из - под строгой личины законника рвётся наружу, похабно хохочущая рожа старого фигляра. Не доведена до логического завершения линия: Зампа - Безумец (хорошая роль Мажимеля), разборки внутри преступного клана выглядят неоконченными. Измождённые галльские самочки: Салетт (супруга Мишеля) и Дотей (жена Зампа) демонстрируют горячую любовь и преданность мужьям, Марсель чарует обилием моря и солнца, режиссёр Хименес радует поклонников мафиозного кино восьмидесятых годов. Итог. Неплохая стилизация с сурово насупленным Дюжарденом в главной роли, и предсказуемой концовкой. 7 из 10
Режиссер Седрик Хименес за основу своего второго по счету полнометражного фильма «Французский транзит» взял интереснейшую историю. Картина, основанная на реальных событиях, повествует о корсиканской мафии, которая в 60-70-х годах занималась крупномасштабным производством героина и его поставками в США и по всему миру. «Точка сборки» и распространения находилась в Марселе. Главный герой — следственный судья по борьбе с бандитизмом — Пьер Мишель (Жан Дюжарден) ставит перед собой цель покончить с марсельским наркотрафиком и главным мафиози — Гаэтано Дзампа (Жиль Леллуш). Судья — человек долга и совести. Он предан своей работе и в отчаянной борьбе с преступниками пренебрегает даже семейными отношениями. Герою придется столкнуться с бездействием в высших сферах власти, кроме того — с их причастностью к грязным делам процветающего наркосиндиката. Фильм подкупает искусно воссозданной атмосферой тех лет благодаря кинопленке, операторской работе, стильному музыкальному сопровождению, роскошно подобранным костюмам и, несомненно, главным козырем - блестящим актерским составом. Потому что трио Дюжарден — Леллуш — Мажимель производят впечатление не меньше, чем роял-флеш в покере. Тем более огорчает, когда во время просмотра начинаешь замечать, что картина «прихрамывает» на отсутствие динамики и слабые диалоги. Развитие в фильме, как известно, должно набирать «температуру». И поначалу оно закономерно проявляется в активной деятельности героя Дюжардена. При достижении максимальной отметки наступает кульминация. То самое главное событие, которое резко меняет динамику, ход истории и поведение персонажей. Так фрагмент встречи с глазу на глаз и суть диалога судьи Мишеля и мафиози Дзампы, указывал на то, что кульминацией фильма должно было стать их столкновение в будущем. Но зритель обманут: все происходящее в картине наращивает агрессию между протагонистом и антагонистом, а необходимой решающей схватки между ними не состоится. Таким образом наиболее связанные между собой персонажи развиваются независимо друг от друга. Максимумом (кульминацией) в фильме стал момент захвата командой Пьера Мишеля химлаборатории, где варят героин, и нескольких важных лиц мафиозного клана. Но темп и напряжение эпизода слишком низкие, учитывая, что в фильме итак намеренно отсутствуют сцены неистовых перестрелок и погонь. Поэтому кульминация не выстреливает и остается незамеченной зрителем. В картине есть моменты, когда диалоги невнятны или вводят в заблуждение, а логика поведения некоторых персонажей не до конца прописана в сценарии. Какое-то время кажется, что главный герой отказался от дела всей своей жизни и проводит время с семьей. Но позже зрителю лишь словесно сообщают, что судью просто отстранили от дела. А для персонажа, олицетворяющего правосудие, наличие таковой сцены крайне важно. Не всегда ясна логика поведения жены главного героя. Момент перемены ее отношения к опасной работе мужа и смирение перед этим фактом не учтен в сюжете. Та же история с супругой Гаэтано Дзампы. В сценарии отсутствует отношение героини к делам мужа. Вначале создается впечатление, что она не подозревает о его криминальном бизнесе, а затем принимает последствия его незаконной деятельности по умолчанию. Герой-антагонист прописан как жестокий и беспощадный наркоторговец. Но когда погибает один из членов его группировки, он тяжело переживает это событие, хотя ранее крепость дружбы между персонажами не транслировалась. И чем дальше, тем больше возникает вопросов к ленте. История о корсиканской мафии уже поднималась в оскароносном фильме Уильяма Фридкина «Французский связной» 1971 года. Возможно, картины не стоит сравнивать, но едва ли новая интерпретация Седрика Хеменеса сможет потягаться с триллером Фридкина. «Французский связной» знаменит эталонной сценой погони главного героя за киллером, а сам фильм признан американским институтом киноискусства (The American Film Institute) одним из величайших картин в истории. Очень рекомендую к просмотру. Что касается картины Седрика Хеменеса: красиво, стильно, но шедевром не назовешь. Пожалуй, «Французский транзит» мог стать примером доброго классического триллера, а-ля франсе, но этому препятствуют провалы в динамике, смазанная кульминация и катастрофически слабые диалоги. Впрочем, острые углы в фильме сглаживает великолепная игра Жана Дюжардена. А перед просмотром нового фильма с выдающимся Артистом невозможно устоять! 6 из 10
«Французский транзит» - так называется новый французский криминальный триллер. И посвещена данная картина печально известном событиям конца 70-х годов минувшего уже века, когда находящийся на побережье Средиземного моря Марсель стал крупнейшим перевалочным пунктом для наркотрафика. Сразу же на память приходит замечательная американская кинодилогия «Французский связной» (С Джимом Хэкменом), особенно знаменитая и оскароносная первая её часть. А также нельзя не вспомнить как классические французские и итальянские криминальные ленты из золотой ушедшей уже эпохи – «Спрут», «Связь через пиццерию», «вне закона», так и криминальные французские фильмы уже новой волны – особенно «Меж двух огней» и «набережная Орфевр, 36». А ещё в этой картине играют такие титаны, как Жан Дюжарден и Бенуа Мажимель. Понимающему – достаточно уже самого упоминания этих двух имён. Ну а ещё это действительно очень крепкий такой криминальный фильм. По своей внутренней крепости и силе фильм можно сравнить с теми же недавними «лионцами» (в российском прокате фильм шёл под названием «Неприкасаемые»). Но если в «лионцах» главными героями повествования были бандиты, правда, бандиты старой закалки, настоящие, так сказать, люди чести, то в «транзите» главным героем является полицейский судья. Человек, который, насмотревшись на сломанные наркотиками судьбы подростков, поимел дерзновение объявить марсельской ОПГ открытую войну. А на другом конце ринга – его противник, человек, живущий животными инстинктами, яростный и очень опасный. И одна из их встреч на пустнынной дороге - это фактически (психологическая) дуэль двух сильных личностей. Очень хорош антураж фильма, такое чувство, что смотришь то самое, старое доброе французское кино. Мотоциклы, «Ситроены ДС», костюмы и причёски… Аромат далёкой уже эпохи витает в воздухе, как и дым от сигарет. И музыка диско. А ещё этот фильм действительно очень близок к тому же «Спруту» - начавшись с убийства, он ими же и закончится. Будут в фильме и экшен сцены, но всёж основа его – это психологическая война полиции с преступниками. А ещё и война между полицейскими и политиками (вспомним что есть на самом деле мафия, точнее, слияние ОПГ с политической элитой). Хорошее, сильное, даже страстное порою кино. В середине действие несколько провисает, но опасную черту фильм таки не пересекает. Резюме: отличный образчик хорошего, крепкого, стильного французского криминального фильма. С самим Дюжарденом. Атмосфера былой эпохи старого доброго кино в наличии. Хороший фильм. 8 из 10
«Французский транзит» - представитель традиционных остросюжетных криминальных триллеров французского кинематографа, которые давно зарекомендовали себя в жанре и пользуются большим спросом среди зрителей. Это также абсолютная противоположность попсе исповедуемой Люком Бессоном и его последователями. Хотя сама история выглядит пересказанной десятки раз до этого, все же от проекта режиссёра Седрика Жименеса отказываться не стоит. Во-первых в этом фильме есть некое возвращение после своего триумфа актера Жана Дюжардена, который после своей заветной золотой статуэтки как-то растворился в слабых фильмах, а во-вторых – у фильма «Французский транзит» как ни странно прослеживается идеологическое призвание служителям закона, которые как известно у нас работают далеко не на общество. В остальном фильм поверхностный и читаемый, злодей из Жиля Леллуша получился слабый, а сюжет откровенно напичкан водой дабы заполнить эфир. Плюс ко всему авторы фильма абсолютно не стесняются банально быть похожими на другие фильмы вроде «Враг государства №1» и прочие. Если вы до этого ознакомились с лучшими хитами французских криминальных триллеров – данный фильм особым впечатлением вас не наградит, но и без этого, работа Жименеса неплохой такой громоотвод от голливудского конвейера, который из всех сил пытается быть динамичным и реалистичным. 7 из 10