Честно говоря, немного неожиданный для меня фильм. В том плане, что исполнитель главной роли, товарищ Меньшиков, своими работами создал образ эдакого рафинированного интеллигента с идеально белым воротничком. Циничный, грубый, пошловатый прапорщик (но стоит отметить, необыкновенно обаятельный) как-то с этим образом по началу не вяжется. Но ощущение это быстро проходит. Смотрится Меньшиков в образе Сани чертовски органично. Постепенно под маской бравого вояки открывается человек испуганный, осознающий безысходность своего положения. Не забудем так же, что и Бодров-младший со своей ролью cправился очень хорошо. Кто-то сказал про особенность русской души: 'Они чувствуют одновременно и радость и отчаяние.' Вот и этот фильм примерно такой. Здесь очень тонка грань между юмором и трагедией. В этом для меня и заключается его прелесть. Ну а по существу: тонкая актерская работа; красивые пейзажи; интересная, в меру драматичная история - с одной стороны. Немного притянутый за уши сюжет, на мой взгляд, а так же достаточно напрягающие диалоги местных жителей, не сопровождаемые хотя бы субтитрами - это с другой. В итоге: режиссеру - 8, Сане - 12 (уж простите, не могу я быть до конца к нему объективной) 10 из 10
Жаль, конечно, что до сих пор нет этого фильма в продаже на DVD, да и по ТВ его не шибко показывают. Приходится смотреть пиратские копии, будь они неладны. А фильм-то, меж тем, стоящий. Я бы даже сказал выдающийся. Единственное, почему не могу поставить высший балл – несколько утомляют разговоры на непонятном языке, коих, на мой взгляд, тут более, чем достаточно. Но это мелочи. В очередной раз восхитился игрой Олега Меньшикова – человек сделал фильм в одиночку, по сути. С. Бодров-мл. идет исключительно, такое ощущение, для контраста. Слишком уж проигрывает он и старшему товарищу, и самому себе более поздних времен и фильмов. Даже забавно как-то смотреть. Тем не менее, С. Бодров-мл. борозды не портит – тандем получился отличный. Серьезность фильма очень удачно оттеняется беспрестанными шутками и прибаутками главного героя, но именно оттеняется, поскольку в ключевой сцене фильма (звучание «Прощания славянки» над аулом) истинная картина дел становится нам совершенно ясна. И это еще раз подтверждает выдающийся характер актерской игры О. Меньшикова (определенно, это одна из лучших его ролей) и высокий уровень фильма в целом.
Глубокий, немного ироничный фильм, пропитанный, как мне кажется, некой толерантностью. Мы привыкли видеть в подобных фильмах жестоких кавказцев, с отсутствующей моралью. Здесь же все по-другому. Кавказцы показаны с иной стороны, с изнанки. Они умеют радоваться своей тяжелой жизнью, умеют прощать и быть щедрыми. В этой войне они просто защищают свой дом, свои традиции, свой быт. Русские же, напротив, показаны с темной стороны. Вспомнить, хотя бы, сцену (думаю, это не будет спойлером), когда русский солдат расплачивается за водку пистолетом. Сами воюем, сами и снабжаем врага оружием. Также, показано наплевательское отношение русского командования к нашим же пленным. Это никому ненужная война. Мы люди, они люди, у нас уже много общего. Хочется отметить блестящую игру актеров (Меньшикова и Бодрова), отлично прописанные образы главных героев: неунывающий, но немного жестокий герой Меньшикова и простой, открытый, искренний - Бодрова. Они действительно живут в фильме. Не обошлось и без недостатков. Скомканное начало, неумело поставленные перестрелки, неудачная работа оператора. Если к главным героям претензий нет, то остальные играют посредственно, неубедительно и, иногда, раздражающе. И, наконец, странная музыка периодически невяжущаяся с происходящим на экране. Но, не смотря на это, фильм держит в напряжении. И его, безусловно, нужно смотреть. 8 из 10
Долгие годы я не предпринимал попыток посмотреть данный фильм. Не было совершенно никакого интереса. И вот по прошествии 23 лет, фактически прожив целую жизнь, я по наущению своей девушки, что-то там восторженное прочитавшей в сети, решил всё-таки его посмотреть. В принципе, я ожидал много худшего, общий политкорректный тон картины не вызывает раздражения. Но боже мой - насколько же этот фильм устарел! Его невозможно никоим образом отнести к категории 'вечного'. Хотя вспоминая 96-й, весь тот трэш, что творился в стране, мне сегодня трудно поверить, что данный фильм мог быть позитивно принят массовым зрителем. Чисто теоретически могу предположить, что по прошествии сотни лет фильм сможет обрести новую жизнь - все, кто мало мальски знаком с эпохой и событиями, что описываются в фильме, будут мертвы. Ну и главное - фильм очень, очень слаб. Он слаб сюжетно, слаб идейно, он слаб актёрской игрой. И именно потому мне было скучно его смотреть. Его не вытягивает даже тот факт, что его можно назвать притчей. Первое, что режет глаз - это дичайший выбор актёров на роли кавказцев. Абсолютное ментальное несоответствие актёров просто поражает! Актёры-любители часто смотрятся уместно. Если кино хорошее. Здесь деревянность актёров просто режет глаз. Второе - в фильме огромное количество сцен, совершенно не несущих никакой смысловой нагрузки. Как, примеру, байка про бабу в летаргическом сне. Для чего она? Тишина... Третье - фильм снят о какой-то другой, гипотетической войне в вакууме, такая, какой ее рисуют себе гуманисты. Я был бы готов даже принять посыл фильма. Но, к сожалению, он снят о войне чеченской. И бессмысленно это отрицать. Поступки героев, их антагонистов, общая атмосфера войны, внешний вид, условия содержания пленных - всё вместе режет глаз. Местами он вообще кровоточил (например, когда юная девушка оставалась наедине с двумя взрослыми мужиками-пленными - это триумф просто). Сцена побега - вообще торжество абсурда. В общем, претензий к фильму очень, очень много. Он не плохой, но крайне слабый. И он никак не тронул мою русскую душу. 3 из 10 Просто не осилил
Фильм о человеческом несчастье и родительской трагедии вызывает совершенно неопределенные чувства по отношению к сюжету. Несомненно, позиционирующаяся военной драмой, а не чистым боевиком, картина помогает понять те ситуации и условия, в которых не каждому (к счастью) дано побывать. Двое советских солдат - молодой рядовой Иван и видавший виды прапорщик Костылин, попадают в плен к чечену Абдулу-Марату. Всё действие этой истории крутится вокруг межличностных взаимоотношений, как между противоборствующими сторонами, так и внутриличными (между старшим и «зелёным» товарищами по несчастью). Должно быть этот фактор оправдывает абсолютное отсутствие динамики и действия - большая часть фильма уделена немногословным диалогам и проявлениям душевного переживания героев. Очень порадовал тот факт, что в работе нет каких-либо пропагандистских влияний или конкретного клейма «плохой-хороший». Тут все равны и все, в первую очередь, люди. Те же немногие моменты экшена, боевых действий, выглядят слишком вяло, не позволяя «растормошить» визуальный интерес зрителя, проходя в полутёмных тонах. Это, по-большому счёту, касается технической части производства. Именно художественная составляющая, за счёт пробелов в первом аспекте, не позволяет полностью проникнуться актёрской игрой (что должно было быть основной «ставкой» Бодрова-режиссёра). Меньшиков и Бодров младший же, проявили себя в интереснейшем тандеме, где воспроизведение своих персонажей вышло за рамки конкретной роли, превратились во вполне реальных людей, которым хочется верить. Уже на порах добалабановской известности Данилы Багрова, фактически дебютная полнометражная роль Сергея, рядом с состоявшейся личностью Евгения Меньшикова, местами вызывает восторг. А сцена, когда товарищ прапорщик спрашивает Ваню о «его делах», и вовсе один из ярчайших моментов проявления глубинной и искренней игры. Эта игра на чистейших эмоциях и собственном ощущении была бы ещё красочней и колоритней, если бы не всё то ощущение незаконченности. На подобном фоне любая красивая философская мысль способна превратиться в «огрызок» от шедевра. Сергей Владимирович этого избежал... но как-то совсем неловко. 6 из 10
Первые кадры фильма повествуют о призывном медицинском осмотре, где персонаж Сергея Бодрова мл. у всех врачей получает злосчастную подпись «Годен», затем отправляется на Кавказ, где, не успев ни разу выстрелить, попадает в плен. В общем-то не понятно, на какой именно войне придётся сражаться главному герою Ивану Жилину (Сергей Бодров мл) и его старшему товарищу Сане. При этом создается впечатление, что история достаточно собирательная для того десятилетия, да и вообще для экспансионных прений между русскими и горцами на протяжении нескольких периодов отечественной истории. Не вдаваясь в сюжетную составляющую фильма, отмечу, что места съемок (Дагестан и Казахстан) очень красивые и колоритные, впечатления от которых варьируются от восхищения (пейзажи гор) до отвращения (ветхие дома и узкие пыльные улочки). Не всегда было полное согласие с операторской работой, но, например, сцены с выпечкой лепешек, заставившие почувствовать запах хлеба, - это сильно. Звуковая составляющая фильма была представлена военной музыкой, часто напеваемой героями, кавказскими народными мотивами и песней «Go Down Moses», которая устанавливает связь пленников в ауле с мирным временем. Стоит отметить, что герои не теряют морального облика в плену, ведут себя оптимистично, несмотря на то, что они готовы к смерти, ведут себя человечно (до эпизода с побегом, но «Это война»), подшучивают друг над другом, делятся сокровенным, в общем, сохраняют главное – жажду жизни. Конечно, тут стоит и учесть достаточно гуманное отношение к пленникам Абдул-Марата, если сравнивать с той же «Войной» Балабанова. И конечно, положительные образы русских солдат не получились бы такими без харизмы и энергетики Олега Меньшикова и Сергея Бодрова мл. Война показана здесь в весьма мягком ключе, но это и не документальный фильм о Чеченских кампаниях, чтобы поражать жестокостью и отвращать количеством крови. 8 из 10
Снятый Сергеем Бодровым фильм в 1996 году Кавказский Пленник на довольно острую тему смотрится на одном дыхании и заставляет переживать за Ивана Жилина и Сашу Костылина. Фильм как и русско-чеченской войне, так и о выживании двух парней, которые оказались в плену. Смотря этот фильм сейчас видно насколько он лучше большинства Российских фильмов выходящих в настоящее время в прокат. Тут отличные актёрские работы Сергея Бодрова младшего, Олега Меньшикова и многих других. Тут Чеченцы показаны людьми, а не зверьём, у которых тоже есть свои принципы, обычаи и всё остальное. Тут отличное музыкальное сопровождение. Тут герои очень живые, они интересные, они не тупые, тут отличные жизненные диалоги, да их жалко, концовка вызывает боль и депрессию и заставляет задуматься о многом. Всё-таки в 90-е года несмотря на то, что финансирование оставляло желать лучшего и было немало других проблем кино в России получалось с человеческим лицом, за которое не стыдно. Российская-Чеченская война показана приближенной к реальности, тут нигде нет ложного патриотизма, тут герои совершенно простые, тут показано пьянство, показано немало проблем, но герои сохраняют человеческое лицо, но купить две бутылки водки за пистолет- это конечно сильно, вот в каких условиях тогда была обстановка. Режиссура Сергея Бодрова очень понравилась, фильм задевает за живое. Очень понравился дуэт Сергей Бодров младший и Олег Меньшиков, как всё началось поначалу, и потом они стали чуть не лучшими друзьями, было очень интересно наблюдать за их взаимодействием, мне понравились эмоции Жилина, чтобы в фильме не происходило он продолжал улыбаться и продолжать верить в чудо, да было пару моментов, когда он орал наверно это было от отчаяния. Понравились моменты когда Жилин общался с молоденькой Чеченкой. -Эй, дай пожрать-то! Олег Меньшиков, интересный у него персонаж получился, особенно было весело в начале до плена, когда он пил и стрелял. Олег замечательный актёр в этом можно убедиться и в данной ленте, особенно мне понравилось их танцы под музыку Луи Армстронга. -А что, я тоже научусь воевать... Сергей Бодров младший, крайне непривычно было видеть Бодрова в такой роли, это не крутой Данила Багров из культового Брата. Он сыграл молодого Ивана Жилина, которого просто направили служить на Кавказ, он напоминает человека, который не видел никогда трудностей в жизни, с первого кадра и до последнего за его игрой наблюдать одно удовольствие, столько позитива и милого в его персонаже, мне очень понравились также его взаимоотношения с Диной. Интересно было наблюдать за таким неопытным Бодровым. Вечная память. Сергей Бодров в своё время снял очень драматичное и очень захватывающее кино про русско-чеченскую войну, где нет подвигов, нет героизма, нет большой жестокости и нет крови и мяса, зато есть очень сильная драма, драма в словах, драма в актёрской игре, и во многом другом, а концовку без слёз смотреть сложно. Очень достойное кино. 10 из 10 P.S. В поезде мать всю дорогу плакала. Рассказывала соседке, как нам повезло. Какая она счастливая. А я все время хочу, чтобы мне приснились люди, которых я любил, которых больше никогда не увижу. Но они все никак не снятся.
« - Херово воюешь, рядовой Жилин…» ( с ) Начавшаяся в середине 90 – ых годов боевая операция по наведению «конституционного порядка» на территории Чечни, как известно ознаменовалась кровавым и совершенно бессмысленным штурмом Грозного – который полностью провалившись дискредитировал российскую армию ( и без того переживающую не самые лучшие времена ), в итоге вылилась в затянувшуюся на годы войну. Гораздо более жестокую и суровую, нежели предшествовавшая Афганская, потому как кровь лилась теперь фактически дома, поставив страну на грань распада по Югославскому образу. Вновь горы гордого Кавказа услышали звуки выстрелов, а местное население – даже гражданское, вынужденно было вести новую войну. Прекрасно помню все эти мрачные репортажи из Чечни, сводки новостей по радио, сообщающие о наших потерях, плачущих матерей – чьи сыновья были посланы неблагодарной родиной на убой, а так же хронику с места боевых действий и заснятых искалеченных мальчишек – солдат… Снявший на тот момент несколько более – менее замеченных широким зрителем картин, кинорежиссёр Сергей Бодров, решил обратится к актуальной и будоражащей всех теме чеченской войны. Не побоюсь соврать, сказав, что до него ещё никто не работал с этим материалом. Были выпуски новостей и несколько документальных фильмов, но в формате большого художественного кино к чеченскому конфликту никто пока не прикасался. Разумеется, был большой багаж отснятого видео публицистом Александром Невзоровым – но его шокирующее и страшное как смерть «Чистилище» выйдет на экраны только через год. Ощущая себя первооткрывателем данной темы в российском кино, Сергей Бодров предпочёл не давать субъективную критику тех событий. Вместо этого, он представил ситуацию в Чечне вне политики, сделав главных героев – солдат федеральных войск оказавшимися на этой войне против собственной воли, а местных жителей – просто живущих в зоне военного конфликта. Дав чётко понять, что для всех находящихся и по ту и по эту сторону линии фронта – война не является благом, или личной вендеттой. Это не народная война и она по настоящему становится твоей, только при условии того, что ты сам оказываешься определённым образом с нею связан. Как мать рядового Вани Жилина – которой послали письмо с вестью о том, что её сын в плену и для обмена его на одного из боевиков, ей самой необходимо приехать в Чечню… А ещё, как истинный мастер, режиссёр не встаёт ни на чью сторону, вполне резонно считая, что у оказавшихся на этой войне людей – свой груз ответственности. У каждого, кто по своей воли или же в виду обстоятельств взял в руки оружие. Желая сделать возможно более глубокую картину, Бодров обратился к далёкому прошлому, взяв за сценарную основу своего фильма – классическую повесть Льва Толстого с одноимённым названием, что дало ему шанс поразмышлять вместе со зрителем о кавказской войне тогда и сейчас. По сути, сюжет написанный более ста лет назад оказался по прежнему современен, будучи перенесённым на экран с минимальными изменениями. Во время обычного патрульного рейда в горах, боевики открывают огонь по БТРу с российскими бойцами. В завязавшейся перестрелки некоторые погибают, а двоих контузит – сочтя товарищей убитыми, остальные спешно уезжают. А тех двоих – одного прапорщика – контрактника, а второго – рядового – «срочника» - забирает к себе в аул старик Мурат. Он планирует обменять их на своего попавшего к русским в плен сына, для чего велит своим пленникам написать письма домой, что бы их родственники сами договаривались с местным комендантом об обмене. А пока они будут жить на правах заложников в его сарае – делая кое какую работу по хозяйству. За те пару недель, что проведут скованные одной цепью герои, они – не смотря на всю различность их характеров и образа жизни – станут настоящими боевыми друзьями. Давно некому не открывавший истинного лица – так же способный боятся и скрывающий свою душу за пошлыми шуточками и песенками – прапорщик Сашка по прозвищу «Слай», и молодой, толком не успевший ещё повидать жизни – рядовой Иван. Если неопытный и наивный мальчишка – Жилин верит в предстоящий обмен, то умудрённый боевым опытом Сашка – понимает, что в сложившейся ситуации они могут надеяться только на самих себя. Поэтому, улучив подходящий для авантюры момент, герои решаются на побег. Оказавшись одни и практически без оружия в глубоком тылу врага… Сюжетно фильм во многом перекликается с повестью русского классика, правда в финале у Толстого оба пленника – и Жилин и Костылин остаются в живых, в отличие от современной интерпретации Бодрова. Но это всё детали, в главном и важном – повесть и кино совпадают. Тема любви на войне, когда человек стал обменным товаром, превратившись из цели в средство, и то, что война способна заставить человека сделать многое – предать, убить, искалечить, заставить ненавидеть… Но самое трудное, это полюбить человека, ощутить ценность его жизни – это пожалуй могут на войне лишь единицы… Делалась картина на частные капиталовложения, впоследствии была приобретена для рекламной раскрутки и мирового проката голливудскими студиями – пайщиками «МГМ» и «Орион». Имела лента Бодрова успех и у российского и у зарубежного зрителя, достаточно сказать, что «Кавказский Пленник» был номинирован на «Золотой Глобус» и премию «Оскар» - тем самым подтвердив пошатнувшуюся было после распада СССР репутацию отечественного кино. И хотя ни ту, не другую награды фильм Бодрова так и не получил – всё же он не прошёл бесследно для отечественного зрителя. Во многом это связанно и с именами игравших главные роли артистов. И если дебютант Сергей Бодров – мл. ( Жилин ) был на экране впервые, воспользовавшись фильмом своего отца в качестве трамплина к прославившему и сделавшего его культовой «звездой» «Брату», то для Олега Меньшикова ( Сашка ) – эта картина дала возможность предстать перед своими поклонникам в ином амплуа. Обычно исполняющий роли обходительных дворян или обладающих манерами аристократов – здесь же он сыграл крутого вояку, который при случае и в морду даст запросто, и за матерным словом в карман не полезет. Получив за свою роль кучу всяких наград, этот талантливый и невероятно обаятельный артист добавил ещё один яркий образ к сыгранным им героям. Но будет неправильным не отметить так же и композитора Леонида Десятникова – написавшего пронзительную музыку к фильму. А так же, снимавшего фильм оператора – Павла Лебешева – так красиво запечатлевшего заснеженные горы Кавказа. Хорошо исполнили свои роли и дагестанские артисты Джамал Сихарулидзе ( Мурат ) и Сусанна Мехралиева ( его дочь Дина ). В общем – хорошее отечественное кино, достойное внимания зрителя.
Я не ходок писать рецензии, скажу всё кратко. Итак, повествование ведётся о двух российских солдатах, попавших в плен в первую чеченскую войну. Нам показывают взаимоотношения в плену между двумя разными людьми, прапорщиком-воякой (Олег Меньшиков) и зелёным рядовым(Сергей Бодров-младший).В них больше разного, чем общего, даже в плену они держатся особняком друг от друга. Главных героев хотят обменять на сына пленившего их, но договорится быстро не выходит. В фильме мы видим ту угнетающую действительность, неразбериху, упадок моральных ценностей и уровня жизни. Кто-то выше говорил, что пистолет за бутылку водки не отдавали, я бы поспорил, продавали не только оружие, продавали даже своих ребят за бесценок. По моему мнению очень правдоподобный фильм! Мне очень нравится в этом фильме нейтральная точка зрения, нет ненависти ни к одной стороне конфликта. Чеченцы показаны такими же людьми как мы, может с иными традициями и жизнью, но это не повод их ненавидеть. Да, у них есть нелюди, а у нас их нет?В конце фильма мы видим ми-24 летящие в сторону деревни, становится грустно от этого всего, что мы просто так сравняли аул с землей, а за что? Война-это нежелание понять другого и найти общий язык, но если даже вести войну, то не такими методами как вели её мы. После просмотра фильма каждый решит кто тут герой, а кто злодей и есть ли они вообще? Актёры справились со своей задачей, герои вышли колоритные и правдивые, им сопереживаешь, вне зависимости чеченцы это или русские пленные. Ну наверно и всё, не знаток возвышать игру актёров. И последние кадры огорчают в плане недоделанности, когда летят ми-24. В итоге мы получаем хороший фильм о разных людях, даже врагах, которые всё же пытаются найти общий язык и быть человечными. -Советовал бы я вам его посмотреть? -Определенно, да! 7 из 10
Этот фильм я посмотрела дважды, с разницей в 17 лет. Впечатление практически не изменилось, особенно если учитывать личное отношение к Чеченской войне, которая сломала судьбу многих моих родственников, живших в Грозном. Многие моменты в кинокартине трогают до глубины души, а пленники в исполнении Олега Меньшикова и Сергея Бодрова-младшего становятся родными, за жизнь которых невозможно не переживать. Не раз я слышала мнения людей, посмотревших этот фильм, что история какая-то невероятная, что нет реалистичности, натурализма в изображении. Я не согласна с этим. У каждого художника свой метод, и Сергей Бодров показал свою историю о двух пленных русских солдатах, которые отчаянно хотели жить и стремились к свободе. Цепи на ногах, скованность в движении, даже воздух на двоих – все это испытали герои этой киноистории. Как трогателен танец двух солдат, прикованных друг к другу, доказывающий еще раз, что жить и радоваться тому, что ты живешь, можно в даже самых невыносимых условиях. Не знаю, что спасло Жилина, желание жить, опека Костылина, материнская любовь или романтическая влюбленность чеченской девочки. Или это судьба, написанная Львом Николаевичем Толстым… Но эта история учит тому, что нельзя сдаваться и отчаиваться, нужно бороться и верить до конца, кто-нибудь да спасется. О Сергее Бодрове-младшем Меня тронула до слез сцена, когда щупленького и слабого Жилина привели бороться с чеченским бойцом. Страх, борьба за жизнь, отчаяние отразились на лице и в крике актера Сергея Бодрова-младшего. Эта сцена дорогого стоит, ее невозможно забыть. Об Олеге Меньшикове Этот прекрасный актер не нуждается в представлении. Роль Костылина особо выделяется на фоне других ролей в кино. Это очень колоритный персонаж, сыграть которого так тонко, так интеллигентно смог бы не каждый актер. От многих сцен и эпизодов с участием Олега Меньшикова бегают мурашки по всему телу… Восхищение и еще раз восхищение таким талантищем! Спасибо всем создателям этого фильма, наполненного житейскими и философскими смыслами. Эта история актуальна как никогда. 10 из 10
История про двух русских воинов, попавших в плен к горцу Абдул-Мурату, представлена как бы глазами одного из них – рядового Жилина. Пока Абдул-Мурат тешит себя мыслью обменять солдат на своего сына, попавшего в плен к русским, Жилин и прапорщик Сашка ожидают развязки переговоров под присмотром немого Хасана. Чёрный юмор Сашки, не боящегося даже иной раз поглумиться над неполноценностью своего надзирателя, и тот факт, что русские не хотят меняться, опасаясь засады, - всё это ещё больше подогревает интригу. Вот поэтому приходится чуждому рефлексии прапору взбадривать первогодку Жилина неуместными вопросами: что он предпочтёт – язык или яйца, если «чёрные» однажды заставят выбрать что-то одно… Эксплуатируя не столько сюжетный мотив толстовской повести, сколько семантику названия, обозначающего рамки культурного контекста, фильм отождествляется с настоящим российской действительности, для которой война в Чечне долгие годы была своего рода парадигмой зла. Картина предлагает сюжет о вечной розни двух народов, двух менталитетов, русского и кавказского, лишь приблизительно реконструируя особенности этой войны. Но тот факт, что кино снималось в Дагестане, а некоторые герои говорят по-грузински, был замечен лишь посвященными и принципиально не повлиял на суть. 'Кавказский пленник', раскрученный Каннским фестивалем, на котором был представлен даже не в конкурсе, а в менее значимой программе – 'Двухнедельник режиссёров', стал главным российским фильмом 1996-го года, удачно прокатившись по целому ряду престижных кинофорумов. Аскетичная по форме и эмоциональному ряду притча ненавязчиво цитирует такие знаменитые антивоенные ленты как 'Апокалипсис сегодня' и 'Взвод'. Но помимо названия наследует и толстовский гуманизм, благодаря которому оказался возможен финальный катарсис – самая интернациональная из эмоций, рождаемых искусством.
Фильм посмотрел случайно, но ни капельки об этом не жалею. Обо всем по порядку. Темы войны, всегда достаточно хорошо раскрывались именно русскими режиссерами. Вот и в этом фильме нет никакого гламура, глянцевых солдат с нескончаемыми патронами, зато есть война, есть пара русский военных попавших в плен. Вокруг этого плена и разворачивается сюжет. Должен признать Сергею Бодрову удалось снять действительно качественное кино, актеры подобраны идеально. Прапорщик Саша, в исполнении Олега Меньшикова, по началу кажущийся твердым закаленным воякой по ходу фильма раскрывается как личность и становится понятно, что он обычный человек, со своими страхами и недостатками. Но все же достаточно мужественный, что бы даже находясь в плену отвечать за свои поступки. Рядовой Жилин же, которого сыграл Сергей Бодров младший, напротив, с начала фильма показывает себя как человека добродушного, которому чужда война. Даже не смотря на то, что он находится в плену, он не хочет никого убивать. Стоит отметить так же что Жилин вовсе не трус, он просто добрый. Добрый настолько, что готов променять свою жизнь, на жизнь малознакомой девушки. Игра актеров выше всяких похвал. Они играют настолько натурально, что им хочется верить. Горные пейзажи, тоже выглядят красиво, но это уже для ценителей. Удивило то, что местные жители говорят на чуждом нам языке и речь их никак не переводится. Хотя возможно это режиссерский замысел, пленные ведь тоже их диалогов не понимали. Это несомненно драма. Не смотря на то, что в фильме есть несколько смешных моментов, это все же история о покалеченных судьбах, участников этой бессмысленной войны и мирных жителей вовлеченных в это противостояние. Несомненно рекомендую к просмотру и осмыслению увиденного, оно того стоит. 10 из 10
Отличная режиссерская работа Сергея Бодрова на тематику русско-чеченской войны, не требующая тщательного анализа, когда все итак знают, как все происходило. Картина с одной стороны снята без фальши, задумка режиссера перенести на экраны быт горного аула только придает картине реалистичности, но в тот, же момент, лента «Кавказский пленник» пропитана некой скрытой политкорректностью. Пожалуй, без этого элемента, картина могла бы остаться незамеченной для западных кинокритиков, но даже попадание в номинанты на «Оскар» как лучший зарубежный фильм можно рассматривать как триумф. Очень старательно передают образы своих героев актеры Олег Меньшиков и Сергей Бодров младший, их персонажи настолько разные, но в тот, же момент их объединяет похожая судьба. В очередной раз увидел, какой талантливый актер в лице Сергея Бодрова мл. покинул постсоветский кинематограф. В целом, в современной тенденции отечественного кино, приходится все чаще и чаще обращаться в прошлое в поисках качественных во всем понимании этого слова картинах, за которые в большой гонке мировых лент не было бы стыдно. 8 из 10
Фильм в основном не очень мне понравился. Были неплохие оригинальные моменты и пару запоминающих фраз. Например понравился момент, где рядовой Жилин должен был биться с кавказцем и перед боем злостно заорал и смешно наставил кулаки, от чего все начали смеяться. Конец фильма тоже не плохой, но не было показано, как вертолеты обстреливали село, после чего свернули и спрятались за горами, это мне, как зрителю кажется, что это был сильный киноляп, так как в конце фильма мы понимаем, что эти вертолеты нанесли воздушных ударов по поселку. Также не понравился момент, когда русский солдат покупал две бутыли водки в местном магазине и вместо денег отдал продавцу свой пистолет. Думаю, мне не надо описывать сейчас, что это оружие и каждый военный человек отвечает головой за свое оружие, даже в военное время и все это знают, не понимаю реж. Сергея Бодрова, который допустил такую грубую ошибку и снял этот эпизод. А так, то видно, что фильм делался под Голливуд и снят под западного зрителя, с расчетом на получение Оскара. 4 из 10
Стоит заметить, что когда снимают фильмы на острые социальные темы, то обсуждение среди критиков часто выходят за пределы самого фильма. Мне кажется это не правильным. Такие фильмы считаются хорошими априори, потому что они поднимают важную социальную тему. И с этим не поспоришь. Фильм Сергея Бодрова-старшего 'Кавказский пленник ' мог бы стать действительно хорошим фильмом с гениальным Меньшиковым если бы он не был так ужасно снят. Я, конечно, понимаю в какой ситуации в девяностых находилось наше кино. И такой фильм после череды комедий про русских в Америке был как глоток настоящего воздуха. Война в Чечне была тяжелой и бессмысленной. Что в фильме, кстати, хорошо показано. И если режиссёр взялся снимать фильм на такую тему в таких условиях, то уже честь ему и хвала. Потому что гораздо проще снимать дурацкие комедии и разгуливать на халяву по Брайтон Бич. Но в фильме все моменты показаны очень условно. Многие выключат фильм после взятия в плен гл героев. Они не будут спорить с тем, что фильм хороший, но и смотреть его тоже не будут. Раз в сценарии есть сцена перестрелки, то снимай её правдоподобно. А не так: перекатись влево - постреляй, перекатись вправо и упади. Если ты не умеешь её снимать, значит придумай другой способ как они попали в плен. Кто-то посчитает, что это не главное в фильме. Это верно. Это не боевик. Но за такие моменты стыдно, и их в фильме достаточно много. Условная игра актёров, условные танцы перед камерой, условный быт, условная драка между кавказцами Это режет глаза. Но у фильма есть очень сильный сценарий. Это правда. История про двух солдат, матёрого и зеленого, попавших в плен трогает. Потому что это страшно и выбора у них особого нет. И на спасение надеяться сложно. В фильме показана правда. Что там делает Олег Меньшиков - это надо видеть. Он там именно, что поражает. Это Великий актёр. Сергей Бодров-маладший - не актёр. И он этого не скрывает. Он просто такой какой он есть. И так как он не играет никто. Потому что Бодров не играет, он так живёт. Это замечательный актёрский дуэт. Концовка фильма потрясает. Я не буду спойлерить, но в ней не всё так однозначно как кажется. Если подводить итоги, то сценарий фильма безумно хорош. Гл актёрские работы безумно хороши. Но крайне плохая режиссёрская работа с операторской, что отвлекает от фильма. Я не оцениваю тему, поднятую в фильме. Я оцениваю сам фильм. Думается, если бы его снимал Балабанов, то было бы всё по другому. И этот фильм увидели бы больше людей. 6 из 10
Фильм — призер многих фестивалей. Сергей Бодров-старший совместно с Олегом Меньшиковым получил в 1996 году премию 'Ника' и приз 'Кинотавра'. Так же Бодров-старший удостоился за 'Кавказского пленника' приза 'За лучший кинодебют' на фестивале 'Балтийская жемчужина' в Риге и приза Кинопрессы как лучшему актеру 1996 года. 'Кавказский пленник' получил приз зрительских симпатий в Каннах, ему присуждена награда высокого уровня — приз Феликс Европейской киноакадемии. Он был номинирован на 'Оскар' как лучший иностранный фильм. Наверное так сложилось исторически, что о войне самые лучшие фильмы снимают именно российские режиссеры. Недавно я посмотрела 'Войну' Балабанова, где также снимается Сергей Бодров-младший. Если уж и сравнивать, то в фильме Алексея Октябриновича куда больше насилия, мрачности и безысходности. А чеченцы показаны с одной отрицательной стороны. В 'Кавказском пленнике' все наоборот. Здесь даже есть место иронии и юмору. Уж сколько раз твердили миру, что все люди равны, и что мы ничем не отличаемся друг от друга, все равно расизм и нацизм имеет место быть и по сей день. А в связи с волной ксенофобии, которая захлестнула нашу страну, этот фильм видеть нужно всем. Его нужно смотреть, смотреть и пересматривать. Все мы одинаковые, и не важно какой ты национальности. Мы одинаково страдаем, одинаково любим, одинаково переживаем. Мы идентичны, просто находимся по разные стороны друг от друга. Сюжет. Двое русских солдат оказываются в плену у жителя горного аула Абдула-Марата. Он хочет их обменять на своего сына, который находится свою очередь в тюрьме под надзором русских военных. И все бы хорошо, но в последний момент ситуация кардинально меняется... Актеры. Подобраны отлично. Добродушный Иван, простой парень и я бы даже сказала пацифист в роли Сергея Бодрова-младшего выглядит искренне и открыто. Жизнерадостный прапорщик Саша Костылин в роли Олега Меньшикова выглядит очень убедительно. Сусанна Мерхалиева (Дина) также отлично справилась со своей ролью, уж очень ей идет роль мрачноватой девчушки, образ мышления которой пропитан эстетикой смерти. Операторская работа. Мне понравились горные пейзажи, понравилось то, как передали быт и окружающую действительность, понравился сам горный аул: тихий и спокойный, со своей размеренной с жизнью. Подведя итог, хочу сказать что 'Кавказский пленник' жизненный и сильный фильм, рассказывающий о трагичности и бессмысленности войны. 10 из 10
Так уж получилось, что эта лента не обрела столь большой популярности, как некоторые другие работы участников данного фильма. У дуэта актеров были более яркие и популярные роли, впрочем, как и у режиссера Сергея Бодрова-старшего. Для меня, это однозначно его лучшая работа. Дело не в том, что в «Кавказском пленнике» затронута очень деликатная и интересная тема войны на Кавказе и жизни российских солдат в плену у врагов, но и в подаче столь тонкого материала. Стоит заметить, что Бодров-старший не стал создавать какую-то дружескую химию между двумя главными героями, а просто решил как бы оставить их наедине друг с другом и посмотреть что из этого получится. А получилось замечательно, то есть, никакой фальшивой дружбы и взаимопомощи, как в большинстве зарубежных лент. Все честно и в какой-то мере, даже жестоко. Высший по званию не желает вступать в какой-либо контакт с простым рядовым и становиться в один ряд с ним, что будет означать, что он опуститься до уровня обычного солдафона и потеряет былую ценность. Именно на взаимоотношениях героев построена основная концепция картины. А наблюдать за этим, благодаря грамотной режиссуре, довольно увлекательно. Не так уж и часто, кинематографистам удается показать войну без взрывов и трупов (рваный монтаж начального боя в расчет не берется), а тем более российским постановщикам. «Кавказский пленник» относится к немногочисленному числу отечественных лент, которые не стыдно смотреть или показывать за рубежом. Если похожая по жанру «Война» Алексея Балабанова скорее относится к массовому кино, то «Пленник» больше подходит под описание стандартного арт-хауса, который придется по вкусу далеко не всем. Несмотря на бодрое начало, в середине начинается провисание, которое авторы пытаются заполнить реакциями на плен героев среди их семей и в войсках. Получается не ахти как. В концовке, правда, все возвращается с того, с чего началось. То есть, все показывается бодро, серьезно, но со вкусом. Хотя и в столь драматичном сюжете нашлось место юмору, так что будет несколько мест, где есть поводы для улыбки. Например, уговоры человека без языка... спеть на посошок. Или сцена с пьяными танцами на крыше одного из домов. Ну и раз начал, немного о сюжетной линии. Во время засады в горах, в плен к кавказцам попадают два русских солдата: прапорщик Сашка и рядовой Жилин. Общий язык им найти сложно, так как встретились два человека с абсолютно разными характерами и взглядами на жизнь. Но ситуация не оставляет им другого выбора. Похитители же собираются, как это обычно бывает, получить за свою добычу выкуп, желательно бы побольше. Заодно, чтобы понизить боевой дух пленников, главарь террористов требует написать письма матерям, с просьбой приехать сюда и лично договориться об обмене. В это время, солдаты становятся товарищами и находят таки общий язык. А рядовой Жилин начинает проявлять симпатии к молодой дочери кавказского главаря, которая ухаживает за пленными и не дает им погибнуть с голода... Сценарий очень хороший. Слегка затянутый, но зато дающий в полной мере увидеть двух главных персонажей, на которых и держится все в этом фильме. Олега Меньшикова я считаю одним из лучших российских актеров всех времен и народов, а в образе дерзкого и упрямого прапорщика, он смотрится и вовсе блистательно. Сначала к его герою возникает некоторая неприязнь, связанная с его резким отношением к партнеру по несчастью. Но затем становится понятно, что это просто защитная реакция на все происходящее и несмотря на внешнюю маску вседозволенности и уверенности, внутри у Сашки творится вполне себе обычное для человека переосмысление ценностей, с попутным обдумыванием дальнейшего плана действий. Не менее хорош был и тогдашний дебютант, Сергей Бодров-младший, покоряющий своей простотой и понятностью. Такого парня, как Жилин можно встретить в каждом дворе: общительного, любознательного и по забавному, простоватого паренька, очень любящего жизнь и все, что с ней связано. Сын режиссера сыграл мастеровито и ни разу не уступил своему более опытному коллеге. В итоге, можно констатировать, что «Кавказский пленник» хоть и представляет собой неспешный арт-хаус, тем не менее является очень удачным отечественным проектом, в котором блещут два потрясающе харизматичных актера. Все это вкупе с качественной режиссурой Сергея Бодрова-старшего и интересным сценарием, делает просмотр незабываемым. Если бы не слегка провальная середина, было бы идеально, а так, моя оценка только такая: 9 из 10
Очень интересный фильм! Действия фильма происходят на полях Чеченской войны. И если так посмотреть, то сюжет выглядит вполне банальным: чуток повоевали, в плен попали, хотят сбежать из плена. Но на самом деле, сюжет это всего лишь фон, а главное скрывается в самих героях. Само собой взор уставлен на главных героев: прапорщика Саши Костилина и рядового Ивана Жилина, попавшие в плен к чеченцам. Пугает то, что эти люди выбрали именно ВОЙНУ, но не то, что могло сделать их жизнь более счастливой. Прапорщик и вовсе мог бы стать актёром и играть в каком-нибудь престижном театре, однако он предпочёл себя войне, что в принципе его поступок тоже можно назвать правильным! Он же защищает честь своей Родины. А рядовой, которому едва исполнилось 18, и вовсе, вместо того чтобы поступать в какой-нибудь институт, идёт также на войну. И ведь любая война разрушает судьбы людей, их планы и не смотрит кто на что горазд. Главное, это как правильно обращаться с оружием и просто знать, кто твой противник. А если эта война касается любой страны, то коренной житель этой же страны пойдёт защищать её, и не только страну, но и свой людской род, которому грозит опасность. Что касается съёмочной группы, то тут всё просто: Очень интересная и даже хорошая работа режиссёра, в следствие чего и актёрская игра просто великолепна! Очень понравился образ прапорщика Костилина, блестяще исполненного Олегом Меньшиковым (ну а кто сомневался, что он так классно сыграет). Он весь такой просторечный, расчётливый, знает хорошо в свои то зрелые годы жизнь, и не только жизнь, но и имеет кое-какие ответы на такой вопрос как «что такое вообще война?». Образ рядового Жилина, также хорошо сыгранного Сергеем Бодровым–младшим, не удивил. Мне этот актёр тоже всегда нравился, и его роли всегда однотипны, например в следующих фильмах, в которых он сыграл «Брат», «Брат 2» или «Война», также включают, как и здесь, образ понимающего, простого, нормального, так сказать «бывалого» человека. Остальных персонажей, я могу назвать второстепенными, и которые ничуть не испортили фильм, а наоборот прибавляют к нему колорит. Чего стоит роль маленькой девочки Дины (Сюзанна Мехралиева), или же главы аула Абдул-Мурата (Джемал Сихарулидзе), или же взять ту же мать рядового Жилина (Валентина Федотова), которая на всё готова ради спасения родной крови, и даже русский командир Маслов (Алексей Жарков) пугает своей непонятливостью и равнодушием. В целом фильм получился. Не зря завоевал множество наград и номинаций от престижной российской премии «Ника», и даже получил номинацию на «Оскар» в категории лучший иностранный фильм. Я, перед тем, как смотреть фильм, почитал о наградах и номинациях, и удивился даже насчёт «Оскара», так как это фильм – то был снят в американской студии (!). Но посмотрев его, я могу сказать, что всё было заслуженно насчёт наград и номинаций, и могу чётко ставить хорошую оценку за этому фильму. 9 из 10