А собственно, кто в фильме урод? Видимо, именно таким вопросом должен озадачиться зритель при просмотре этой картины, но я вот о чем подумал - может уродов в картине нет вовсе? Может все уроды остались за кадром? На мой взгляд, балабановское восприятие действительности и есть уродство. Действительность не такая! Она может быть гораздо хуже, или лучше, но она не такая! Балабанов - Русский Ларс фон Триер, который снимает кино не для зрителя, а скорей всего, для себя. В этом есть смысл авторского кино, но когда уродство, происходящее на экране, является экстраполяцией внутреннего мира режиссера, невольно начинаешь задумываться о том, насколько он сам здоров душевно. Легко снимать кино ни о чем, сложно в нем разобраться. Наверно в этом и есть секрет успеха двух режиссеров - Ларса и Алексея. Смотреть? А зачем?! Это не кино, это просто картинка без содержания, гротеск чистой воды! Да, да, я предвижу мнение - это не для средних умов... А я не согласен! Эта картина как раз для средних умов, которые будут отчаянно в ней искать некий изысканный, скрытый смысл, не понимая, что его попросту нет.
Я не ставлю перед собой цели написать шедевральную критическую статью, просто хочу «вылить на экран» те эмоции, которые меня сейчас переполняют. Когда-то давно на каком-то канале видел отрывки из этого фильма и все время меня преследовало желание его посмотреть. Незнаю почему… толи от того, что фильм о дореволюционой России, толи от того, что там мелькали картинки с голыми женщинами, незнаю… Но вот свершилось, я посмотрел этот фильм, от начала и до конца… Петь оды Балабанову небуду, он гениален и точка. На первый взгляд — он снял фильм о зарождении порнографии, как бизнеса, как «искусства» и казалось бы что тут такого. Но не все так просто. Балабанов, через героев Маковецкого и Сухорукова показывает, как падки люди на разнообразные уродства и извращения, как эти «безобидные картинки» меняют жизнь человека (да и не просто жизнь человека, но психологию народных масс). Он показывает нам, как в одном и том же лице можно увидеть милую девушку, в которую можно влюбиться, которой можно просто любоваться и объект сексуального желания, унижение достоинства, превращение «златокудрой феи» в «объект наказания». К вопросу о изменении психологии народных масс и как на это повлияла порнография. В фильме есть момент, когда служанка показывает детям снимки «иного толка» и предлагает прикоснуться к собственной груди. Вот это и есть момент разрушения той стены, классовой, этической, как угодно, полоды этого процесса не нуждаются в комментария. Человек решил что почувствовал свободу, но в нем проснулась вседозволенность. Фильм стоит посмотреть. Не ждите, что это будет приятно — это будет омерзительно! Но все равно посмотрите, хотя бы для того, чтобы воскресить в душе почти утраченные ценности, дать себе толчок к пониманию окружающего нас мира.
Тленная криминальная трагидрама Балабанова. Стилизация под немые фильмы с текстовыми вставками, создающими странную ироничную атмосферу. Замечательный актерский состав. Герои традиционно карикатурны в своих образах. Так же традиционно про них практически ничего не рассказывается. Мы видим срез жизни странных связанных судьбами персонажей. Несколько неплохих людей попадают во власть подонков, которые их начинают использовать. Девушки снимаются в БДСМ эротике, сиамские близнецы поют в театре, как в цирке уродов. Конечно мы понимаем, что настоящие уроды - это морально опустившиеся бездуховный люди. И общественная мораль тут имеет очень косвенное значение. Зрителю предлагается хроника событий, в которой можно разделить фатализм для овец и якобы свободу выбора для волков. Но так получается, что волки ещё более зависимые в своих слабостях. И этим слабостям могут быть подвержены и хорошие люди. Балабанов красиво жонглирует этими слабостями и пороками, забрасывая семя сомнения в несчастности или счастоивости большинства персонажей. Но печальный вывод напрашивается довольно чётко. Добро не сильнее зла. Мир не спасёт любовь. Хорошие люди всегда уязвимее плохих. А исход будет одинаковый для всех. И самое лучшее это соблюдать некий нейтралитет и в нужный момент уйти по новому течению. Как это и сделал, самый наверное самодостаточный персонаж, Путилов. Может мир был бы лучше, если бы его населяли такие Путиловы. Может быть, может быть...
2 из 10 Вначале фильм 'старался' быть нормальным, показывал действующих лиц, их быт на манер произведений 19 века; главную загадку, а именно фотостудию... Иии куда всё ушло? Оказывается это всё это было так, для игры. А играть мы будем в фильм Брат 1, смешаем какую-нибудь повесть про великосветских людей и сделаем сюжет 'Брата' с захватом заложников и рэкетом. Фильм про уродов? Хорошо пускай будет про уродство. Но то как автор отобразил уродство ни с чем не сравнится. Перегнуты все палки. Те кто оправдывают фильм, назовут это специальным приёмом, которым автор хотел донести суть, а именно голыми сиамскими близнецами и публичным унижением слепого инвалида. Почему-то в голове автора именно возник образ уродства через порно и порно это путеводная нить всего фильма. Именно то из-за порно этот фильм и не погружает себя, а наоборот отторгает. Не веришь в эту бредовую порносказку или фанфик, не видишь никакого смысла в происходящем. единственный проглядывающийся смысл - это отвращение Балобанова к дворянскому сословию и безнаказанность преступников на чьей стороне стоит автор. После просмотра остается чувство потраченного времени и грязи, в которую любезно окунул наш режиссер, опорочив тот великий и возвышенный дух времени, литераторов как Достоевский, Толстой, Чехов, Гоголь и многих прочих.
Фильм ужасен, мерзок; его неприятно смотреть, после него не наступает катарсиса, как бывает в некоторых тяжелых фильмах, после него хочется умереть. После него ты полностью опустошен. Фильм можно описать одним словом - мерзость. 'Я не люблю ни Балабанова, ни его фильмы, но фильм Война мне очень понравился', так должна была начинаться моя предыдущая рецензия, но она не случилась, а быть может и к счастью. У меня очень противоречивое отношение к Балабанову: мне не нравятся, его высказывания, фильмы( Брат, Груз 200, Жмурки);НО у него есть и неплохие фильмы(Замок, Счастливые дни и Война), а есть шикарные- 'Про уродов...' Фильм мерзок, но не только жестокостями, как в Грузе 200, который является избыточным, после 'Про уродов и людей'. В отличии от груза 200, тебе не противно физиологически, но морально, ты не ненавидишь, ты презираешь отрицательных персонажей. Не знаю, правда это или нет, но у меня сложилось впечатление, что Сухоруков такой и в жизни, как можно сыграть такого отвратительного персонажа... Фильм хорош и съемкой, что как ни странно является проблемой большого количества фильмов Балабанова. Так же у фильма интересный антураж и цветовой фильтр, которые можно воспринимать только, как интересное решение, а можно обдумать. Сепию можно воспринять, как отсылку к Сталкеру или просто для усиления безнадежности. А временной период мне показался важным, не только, что бы показать, что мерзость есть в любом времени или что-то подобное, но мне пришла ассоциация с 'Преступлением и наказанием', которое вырождается в фильме Алексея Балабанова в Преступление и преступление. Как и название фильма, для меня преобразовалось в Про уродов и уродов. Почти все персонажи уроды(очевидно, что не физические, но моральные, душевные, если угодно), кто был мерзок остается им, а кто был неплохим или умирает, или извращается(Исключением являются разве что близнецы, да и сними сложно, ведь они показывают дуализм человека, являясь одновременно и человеком, и уродом). И так, фильм мрачен, мерзок, отвратителен, что важно не на физиологическом уровне, но фильм не обязан приносить положительные эмоции или развлекать. 10 из 10
«Про Уродов и людей» - пожалуй, самый жестокий фильм Алексея Балабанова, если не брать в расчет «Груз 200», который был снят значительно позже. Алексей Балабанов считает этот фильм лучшей в своей карьере. «У каждого режиссера есть свой любимый фильм, который он считает лучшим. У меня это «Про уродов и людей»», – говорил в интервью режиссер. Интересен и тот факт, что самый его известный фильм «Брат» (про который мы поговорим в следующем отрывке), был снят лишь для того, чтобы собрать денег для продолжения съемок «Про уродов и людей». Сам фильм снят под старину, то есть под первые фильмы. Освещение и само качество съемки отдает дешевизной, но под этой призмой кроются великие декорации, которые переносят нас практически на сто лет назад в начало двадцатого века. Фильм затрагивает темные стороны человеческой жизни. Балабанов затрагивает в первую очередь проблемы, желания и страсти людей. Как опытный мастер он знает, когда нужно вовремя останавливаться, а когда усиливать эффект напряжения и держать зрителя на волоске. Фильм может показаться омерзительным и жестоким. Сам же режиссер добивался именно такого эффекта, чего и добился. Опять режиссер наслаждается атмосферой мрачного Петербурга, сквозь архитектуру и людской быт он посвящает нас в свой личный ад. Сама суть истории заложена в названии фильма. Сквозь одну трагичную историю перед нами встает вопрос: «Кто же на самом деле уроды, а кто люди?». Те, кто родились с физическими отклонениями или же те, кто ими хочет воспользоваться ради наживы и удовлетворения собственных страстей? 10 из 10
Шедевральное архетипное варьете, гениальный постмодернистский роман, втиснутый в полуторачасовое действо, буквально напичканное символизмом такой концентрации, что вы, не будучи кинематографическим гурманом или литературным академистом, едва ли раскусите этот орешек с первой попытки. А он того стоит. О картине Балабанова, о трилогии 'Трофим-Брат-Уроды' всё уже давно сказано, и сказано персоналом куда более квалифицированным, нежели автор, и всё-таки, в рамках современного культурного дискурса, 'Про уродов и людей' актуален как никогда. Дабы избежать участи чудища Франкенштейна: вил, факелов, и прочих инструментов современных блюстителей, сразу оговорюсь: Уроды и Люди - это не Мы и Они. Читайте Уэллса, Замятина, Булгакова, Мэри, в конце концов, Годвин, романтиков - там всё вполне вполне ясно, и всё о том же: Мы - Гибрид Урода и Человека. Мы - Андрогин Платона, Мы - декартова Вещь, пытающаяся соображать. В редких случаях мы - это Билли Миллиган, но это уже не о рядовых смертных, а скорее о мастерах политической кузницы, вроде турецкого президента... В общем, Мы - это Мы, и это, мягко говоря, не новость. Тема, раскрытая в одном из 'пластов' картины про нас, тоже к 1998-му году была не уникальна. Искусство и Толпа. Говоря об искусстве, я, конечно, имею в виду не детскую порнографию, и эротику вообще: эротика в данном случае лишь идея, тема, переданная посредством того самого искусства, а именно - фотографии и кинематографа. Они выступают инструментом реализации соцзаказа, а от кого в молодой российской демократии девяностых исходил самый мощный такой заказище? Балабанов понимал это как никто. Даже снял вторую часть 'Брата', не имеющую с первой ничего общего, кроме саундтрека и персонажей. Для кого он снял 'brat two'? Для Толпы. Для той самой толпы, в которую мы с вами превращаемся, когда Урод в нас доминирует над Человеком. И этот глобальный Урод, как бы патетично сие не звучало, это наш с вами вечный Бич. Он десакрализирует, обессмысливает, и уничтожает всё, что попадает ему в лапы. От первого яблока, до Интернета, от прометеевой искры до ядерного деления. Этот Урод - специалист экстра класса. Хотите что-нибудь развалить? Просто отдайте ему, и через пару столетий это чудо станет в лучшем случае частью жвачной индустрии развлечений, а в худшем - страшным оружием. Мне кажется, эта тема очень актуальна сейчас, когда владычество Урода достигло пика, когда, например, сам символ Мирного Соревнования, Олимпиада, политизирована и капитализирована по самый подбородок, а такие понятия как образованность и интеллигентность не очень котируются к обеспеченности, успешности, или модной самореализованности. И мы не имеем права 'принимать статус жертвы', обвинять эпоху, или её 'рулевых' представителей, ибо и они и эпоха - это только отражение нашего с Вами запроса, потребности нашего Урода в, простите, 'кине и вине'. И пока в нас будет говорить Урод, правительство будет снимать на наши деньги голливудские 'сталинграды', вместо 'брестской крепости' или 'панфиловцев'. Пример не лучший, но он есть факт. Главное, что мы должны понять и принять - мы сами формируем глобальный запрос. На культуру, телевидение, развлечения, даже на власть, которая всё это реализует, или пытается нас защищать. Был Сталин, и кто-то при нём писал доносы, а кто-то - Египетскую марку и Белую Гвардию. И если сейчас порносайты в России популярнее, например, канала BBC, а 'Мстители' - того же Балабанова, то мы, в общем, сами доигрались, и Мединский(который, конечно, не ангел) тут не при чём.
«Про уродов и людей» — четвертый фильм популярного российского режиссера Алексея Балабанова, известного в первую очередь дилогией «Брат», воспринимаемой массовым зрителем совсем не так, как она была задумана. Фильм вышел в 1998-м году, через год после «Брата». Снят он был еще в те времена, когда карьера режиссера была на высоте, как по части популярности у массового зрителя, так и в плане качества постановки. Деньги на этот проект Балабанов смог выбить благодаря большой популярности «Брата», снятого за смешные сто тысяч долларов. В этом фильме нет никаких «срывающих покрова» рассказов про советские и постсоветские реалии, снятые мало того что по шаблону, так и с зашкаливающим количеством самых примитивных, карикатурных и через чур гиперболизированных ситуаций и образов («Груз 200»). В этом фильме есть определенные намеки на черный юмор, но реализованы они так, как нужно, а также, как говорится, располагаются вне времени. Если в комедийном боевике про двух «братков» — «Жмурки» — Балабанов увлекся излишней анекдотичностью, смотревшейся к тому же очень вымученной, то в фильме «Про уродов и людей» он временами издевается над собственной же серьезностью, иронизирует как рьяный постмодернист. Балабанов, как известно, никогда не был мечтателем или романтиком. Он всегда показывал происходящее ровно с того ракурса, с той долей безысходности, как было бы оно, произойдя в действительности (за исключением, разумеется, более поздних работ). Именно поэтому Уроды в названии фильма стоят впереди Людей. Таким образом режиссер недвусмысленно намекает, что Человеку стать Уродом — раз плюнуть, а вот Уроду вернутся в обличье Человека — многим труднее, если вообще представляется возможным. А настоящие уроды (то есть физические, в данном случае — сиамские близнецы) в этом фильме являются чем-то вроде зеркала совести и чистоты. Балабанов затрагивает темы дуализма человеческой природы и сущности, разнородных потребностей души. Разрыв между величественными идеями и животными желаниями, которые и могли бы сочетаться, создавая некий симбиоз, но только не в сознании Иогана, стремящегося к мнимому совершенству, но утопающему в горечи порока, который он всей душой не терпит, но и примирится с его отсутствием не в силе. Затерявшееся в пороке сознание гения раздваивается (не путать с раздвоение личности) — а страдает от этого не только носитель, но и его так называемые «жертвы», которых он невзначай рассматривает с двух точек зрения: чистого и непорочного творца, а также одержимого животными слабостями и утехами человека, стремящегося к полной свободе самовыражения и самолюбования. Не избежал Балабанов сравнений с трудами и жизнью великого французского аристократа Маркиза Де Сада, посвятившего всю свою жизнь продвижению в массы идей о вседозволенности, больше всего — в сексуальном плане, являющегося при этом знатным извращенцем, известным также своими сексуальными похождениями и экспериментами. Балабанов же сталкивает лицом к лицу такого вот Маркиза Де Сада (не сумасшедшего сексуального маньяка, а творца и художника, рассуждающего обо всем недозволенном в кругах обывателей как о чем-то величественном и непостижимым) и традиционный взгляд на вещи, не приемлющий подобных откровений. Метафизические поиски той самой грани вседозволенности, не доходя до которой человек сохранит непорочность своего сознания и восприятия мира, а выйдя за рамки — станет Уродом без возможности исцеления. Сергей Маковецкий, играющий фотографа Иогана, исполнил свою лучшую роль. Маковецкий, безусловно, отличный актер, но из-за редкости появления на свет действительно стоящих и серьезных проектов, он вынужден играть в фильмах рангом ниже. В пример можно привести «Брат 2» того же Балабанова, где Маковецкий сыграл типичного «братка», только перебравшегося в Америку и ставшего там довольно крупной «шишкой». Таких персонажей в постсоветских и более поздних российских фильмах огромное количество, имеются они почти в каждом криминальном фильме про «братву». «Про уродов и людей» же — фильм, во-первых, исторический: действие происходит в начале 20-го века, когда фотокамеры еще были огромными, неподъемными, не снимались со штатива, а фотографу приходилось накрывать себя специальным брезентовым полотном, чтобы просто увидеть изображение в объективе. Если же говорить про фильм в целом, то такие элементы, как фотостудия, приезжий фотограф и прочие «интеллектуальные» кино-атрибуты очень напоминают классический европейский кинематограф, что, без сомнения, идет только на пользу данной ленте. Также можно найти определенные сходства фильма Балабанова с работами Дэвида Линча: тот же мрачно-депрессивный мир, показывающий изнанку существования, исследование темных и опасных уголков человеческого сознания, большая доля абсурда и сюрреализма. 8 из 10
“Про уродов и людей”- фильм Алексея Балабанова. Этот режиссёр известен широкой публике по криминальной дилогии “Брат”. Другие его фильмы проходят мимо массового зрителя, так как они слишком специфичны и порой тяжелы по восприятию. Именно к таким кинокартинам относится фильм, о котором сейчас пойдёт речь. Действие киноленты разворачивается в Санкт-Петербурге времён Российской империи начала 20-го века, что подчеркивается светло-коричневым изображением (сепией). Владелец одной фотостудии по имени Иоган зарабатывает деньги на создании фотографий с униженной наготой человеческого тела. Этот человек создаёт новые формы извращения и для воплощения своих замыслов ему нужны новые жертвы. Взор этого порнографа пал на две благополучные и обеспеченные семьи. В одной семье его интересует юная девушка по имени Лиза, которая иногда посматривает фотографии эротического плана, а в другой сиамские братья-близнецы, которые были усыновлены в детском доме. Эти люди чисты и непорочны, поэтому их хочет заполучить для себя этот мрачный субъект. В грязных делах Иогану помогают Виктор Иванович, представляющий собой мерзкую натуру и фотограф Путилов, который должен владельцу порочной фотостудии крупную сумму денег. Данное кино в первую очередь рассказывает о том, что легко окунуться в пучину порока и разврата, а выбраться оттуда не так уж и просто. Иоган и его шайка предоставляют своим клиентам фотографические изображения, на которых голых людей подвергают унижению и насилию, то есть эти господа удовлетворяют потаённые человеческие потребности. Тут сразу вспоминаются проповеди французского писателя Маркиза де Сада, от фамилии которого берёт своё происхождение слово “садизм”. Его учение предполагало полное уничтожение моральных, религиозных и нравственных принципов. Он считал, что человек должен иметь абсолютную свободу. Маркиз де Сад открыто утверждал, что стремление человека к жестокости, насилию и унижениям является естественной потребностью. К сожалению, история показала, что французский философ оказался прав. Стоит только вспомнить кровавые гладиаторские бои, военные преступления, наличие жестокого контента в кино и видеоиграх, как сразу станет очевидна правота де Сада. Потребности подобного плана можно отнести к желанию покурить, выпить алкоголь или употребить наркотическое вещество. Данная потребность – нечто отрицательное, но вполне нормальное. Если перебрать с алкоголем, с курением и тем более с наркотиками, то можно попасть в тотальную зависимость от этих вещей и медленно умирать, как физически, так и морально. То же самое касается человеческого желания созерцать жестокость и унижения других людей или испытывать их на себе. Всё вышесказанное наглядно продемонстрировано в творении Балабанова. В этой кинокартине кто-то изначально является уродом, кто-то ставится таковым под гнётом разврата, но кому-то всё-таки удается остаться человеком. Под уродством мы будем подразумевать только поведение и душевное состояние персонажей. Для многих главным уродом будет Иоган, но лично я думаю иначе. Для меня он является человеком, который зарабатывает деньги, делая из других людей уродов. Он не поддаётся разврату, который его окружает, и не борется с ним, этот человек сосуществует с ним. Иоган сравним с производителем наркотических веществ, который знает об этом продукте всё и поэтому сам не употребляет его. Эту роль исполнил Сергей Маковецкий, причём хорошо исполнил. Его персонаж получился мрачным, элегантным, внушительным, да и внешность актёра идеально вписывается в это амплуа. Самым уродливым персонажем я считаю помощника Иогана – Виктора Ивановича. Это – лысый человек невысокого роста, который одним своим видом излучает похоть и разврат. Его поведение, хитрый взгляд, улыбка безумца – всё вызывает дикое отвращение. Он с удовольствием вкушает страдания других людей. Душа этого персонажа максимально изуродована. Данная роль досталась одному из любимых актёров Алексея Балабанова – Виктору Сухорукову. Отыграл свою роль на “отлично”. Его герой отвратен, похотлив и хитёр – всё как надо. Комментарии по поводу игры других актёров, скорее всего, будут однообразны, так что скажу сразу – все смотрятся достойно, однако до Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова они не дотягивают. Стоит упомянуть должника Иогана – фотографа Путилова (Вадим Прохоров), к которому вначале можно испытывать симпатию, так как он против деятельности фотостудии Иогана и обещает спасти девушку Лизу. Однако при дальнейшем просмотре становится ясно, что он тоже является уродом. Путилов не вкушает порок, как Виктор Иванович и не управляет им, как Иоган, он, скорее раб этого самого порока. Этот фотограф говорит Лизе, что он её любит и сможет уберечь её от развратных унижений, но он даже не пытается изменить ситуацию. Путилов испытывает непреодолимый страх перед зловещим Иоганом. Уродство этого персонажа заключается в его трусости на фоне пустых обещаний, которыми он осыпает бедную девушку. Сама Лиза безусловно является жертвой, но назвать её абсолютно невинной всё-таки нельзя. Она умышленно созерцала фотографии, изображающие унижения и насилие. Однако ей удаётся сохранить свою нравственность. Поэтому Лиза все ещё остаётся человеком. Жертвами Иогана становится не только юная девушка, но сиамские братья-близнецы. Несмотря на физиологические дефекты, эти двое мальчиков являются самыми человечными персонажами этого фильма. Они идеальны и чисты, как белый лист. Они схожи друг с другом и вместе с тем очень разные. Один противостоит демону порока, другой с лёгкостью ему подаётся. Братья всегда находятся рядом друг с другом, но жизненный путь каждого из них отличается. Этим мальчикам и юной девушке придется унижаться перед камерами, чтобы потребности других людей были удовлетворенны. Все жертвы остаются без семьи и неизвестно, что их будет ждать в дальнейшем. В фильме “Про уродов и людей” Алексей Балабанов показал человеческую изнанку крупным планом, во всех подробностях. Такое кино сможет принять не каждый, так как оно выглядит слишком жестоким и аморальным. Но жестокость и аморальность являются частью человечества и его истории, что очень наглядно показано в фильме. Балабанов считал, что это его лучшая работа и на это есть причины. На мой взгляд, многие люди легко смогут понять этот фильм, но захотят они его понимать или нет – это уже другой вопрос.
Фильм встречает зрителя коротким прологом в историю, стилизованным под раннее немое кино. Эта шипящая, чёрно-белая, хрустящая вступительная часть врывается в подсознание, растворяясь там глубже и глубже, вскрывая по мере продвижения паромом по хронометражу запас прочности зрителя. Балабанов не скупится на интимные подробности, но и, как и ещё знающий меру художник, не наносит поверх никакой толстой пудры, по недоразумению принятую за эстетизацию пороков (для этого у фильма достаточно иронии хотя бы во вставках со словами), а скорее наоборот — во всех смыслах обнажает убогую человеческую природу. Его слабость и уязвимость. Город как злодей лежит в одной плоскости с приезжим немцем, Иоганном, с поразительно пустыми глазными яблоками. Пока первый в череде совпадений и неудачных смертей наносит ранящий стрелой выстрел своими такими же пустыми, как глаза, объективами камер, город — это большое вместилище пороков — молча добивает своей пугающей пустотой. Может, именно эта пустота и вылепила Иоганна, нашедшего убежище в своём тесном, пропахшим ненужными подробностями, мирке. Даже самые лучшие в этом мире находят гибель от этой пугающей ограниченности, и никакой побег на Восток или Запад не оборачивается спасением, так как проявленная слабость остается висеть тяжелым грузом твоей второй половинки личности. И очень трудно удержаться от проведения параллели между порнографом Иоганном и Балабановым - оба занимаются, по сути, тем же. Проецируют то, что так усиленно скрывают кто за пустыми глазами, кто за очками. Действуя в пределах относительно небольшой съемочной площадки, оба выливают в её пределах сгусток тёмной энергии, без которого у обоих не представляется настоящее искусство. В 'Про уродов и людей' у Балабанова этот сгусток принял особенно флюидную и причудливую форму, сепией высвечивающая свою страшную природу. Неискушенный - постарается отцепиться от неё поскорее, подготовленный - уплывёт вместе с режиссерами на куске льда, став единой с фильмом породой.
Идут заглавные титры, а вместе с ними – предупреждение о том, что перед нами новая драма о не совсем новых временах. Приятно осознавать, что зрителя в кои то веки не обманули. Инстинкты протягивают свои щупальце в мир прекрасного. Технологии на службе зла. Ужас домашней фабрики эротического контента. История одной рабыни. Даже странно относить подобные бульварные заголовки к происходящим в конце XIX века событиям. Раз уже заговорили о заголовках, то и само название фильма – уловка. Если в самом начале к «уродам» однозначно можно отнести разве что сиамских близнецов азиатской внешности, то под конец рамки категории станут куда шире, вместив всех персонажей действия. И даже не спрашиваете, куда делись положительные герои. Условимся на том, что они растворились в вымершем Санкт-Петербурге Психические уроды. Беспомощные и негодные. Фрики, если быть более точным и учитывать английское название на некоторых обложках. Так люди открыли свою сущность. Вирус морального уродства не пощадил никого. Ни носительницу благородного имени Лизу, ни организатора этого фотосалона Иогана, который вовсе не Сатана, а всего лишь припадочный эпилептик. Все предельно просто и понятно. Человек слишком слаб, что бы пережить мучения и не уподобиться мучителю. Страшная правда, отличающая фильм Балабанова от похожих по фабуле произведений. Смотрите и радуйтесь, как вы это делаете, мимолетом заглядывая в зеркало.
Хотелось бы начать свое пребывание на Кинопоиске с рецензии именно на этот фильм. Фильм, с которым должен познакомиться каждый; возможно, узнать себя. Начало нового века: прекрасный Петербург, завораживающая композиция 'Танец рыцарей', приглушенная сепия - подходящая атмосфера для двадцатого столетия. Но после событий, разворачивающихся в работе Балабанова, забываешь обо всех этих соблюденных нюансах. Беспутство. Грязь. Отвращение. Единственное, пожалуй, что крутится в голове после просмотра. Все здесь уроды: пустой Иоган, равнодушно наблюдающий за сценой 'наказания' Лизы; одиозная 'личность' Виктора Ивановича; разбитная девица Дарья, демонстрирующая наготу своего тела близнецам; мерзавка Груня, алчная натура которой довела инженера Радлова до могилы; юная Лиза, положившая глаз на запретное; глупая Екатерина Кирилловна, полюбившая настоящего мерзавца, но не своего порядочного супруга; бесхребетный Путилов, не сумевший сдержать свое обещание; даже тандем Толи и Коли разделился на черное и белое. Единственными неприкосновенными персонажами остались чета Радловых и доктор Стасов. Но стоит напомнить, что у каждого свои пороки; возможно, эти люди отличились в чем-то другом. Запомнился момент убийства Виктора Ивановича и торжествующая улыбка Лизы, выражающая облегчение: все закончилось, теперь новая жизнь. Но герои не смогут убежать от своего прошлого, судьба явно не будет к ним благосклонна. Радлова вернется к тому, с чего начинала; братьям же не удастся прожить долгую, спокойную жизнь без всего этого кошмара. Кинолента оставляет весьма горькое послевкусие от неприязни к самому себе. Однако приятно осознавать, что отечественный кинематограф способен на такие шедевры. Жаль, что Россия потеряла гения, показывающего правду как есть, без сглаживающих спецэффектов. Царствие Вам Небесное, Алексей Октябринович, и безусловно: 10 из 10
Начну с предисловия. Я вообще не стал бы писать про этот фильм, если бы не знал, что многим людям он нравится. Эти люди рекомендуют всем его к просмотру. Более того очень нравился он и Балабанову, который считал, что это лучшая его работа. Поэтому поклонники фильма 'Брат' обязательно захотят посмотреть его (как и я в свое время). И поэтому я надеюсь, что некоторые из них прочтут мою рецезию и поймут, что смотреть этот фильм не просто не рекомендуется, а вообще не стоит ни в коем случае. Итак начну. Сюжет повествует нам о том, что некий Иоганн в Санкт-Петербурге организовал подпольную фотостудию, которая делала открытки, весьма интимного содержания. Однажды, помощник Иоганна по имени Виктор Иванович, относит эти открытки прислуге доктора Стасова. Далее он видит приемных детей доктора- уродливых сиамских близнецов, и решает на них заработать деньги. Вторая ветвь сюжета повествует нам о девушке Лизе, явно питающей страсть к порнографии. Прислуга ее отца - это сестра Иоганна. И вот папенька Лизы умирает, и Иоганн затаскивает ее в свою фотостудию. А дальше вас ждет особо извращенная порнография, обнаженка, растление и многие другие мерзости. Стоит сказать, что даже композитор поленился написать музыку к этому фильму и просто скопировал арию графини из 'Пиковой дамы', музыку композиторов 19 века и дореволюционные песни. В итоге тем, кто решится посмотреть этот 'шедевр', советую запастись пузырьком эфирной валерьянки и приготовить душ, так как после просмотра хочется смыть с себя всю грязь и мерзость, которую вылил Балабанов на зрителя.
Данный 'фильм' напрочь омерзительный, впрочем, как и практически всё, что делает господин Балабанов. Многие его творения рассказывают о маньяках, извращенцах и прочих отбросах общества, которыми умиляться адекватный и психически здоровый человек не желает. Практически во всех его 'произведениях' смакуется различная грязь, различные уродства, зачастую связанные с сексуальными проблемами, что как бы говорит всё о том, кто сие действо создаёт. Конечно, фанаты здесь будут искать глубокий смысл, не понимая, что его здесь попросту нет. Это обычная чернуха, которой стали кормить зрителя различные творцы, начиная с перестройки. А искать чёрную кошку в тёмной комнате я не собираюсь. Я только одного не понимаю - зачем такое снимать? Чему это может научить? А главное, стоит ли удивляться, почему в нашем мире маньяков, насильников становится всё больше и больше? Такие 'фильмы' этому тоже способствуют. В общем, если кому-то нравится купаться в де..., пардон, экспериментах человеческой жизнедеятельности, то, вы попали по адресу, сия поделка для вас. 1 из 10
Да, именно так- красивый и мерзкий одновременно. Мерзким его делает тематика, а красивым- великолепные виды Петербурга, классическая музыка и сепия. Но впрочем, обо всем по порядку. О чем этот фильм? Вроде бы, всего лишь о зарождении порнографии и ее влияние на человека. Но на самом деле все гораздо сложнее. По сути, эта лента- квинтэссенция творчества режиссера. В его лентах всегда проскальзывала тема 'уродов и людей': было это и в 'Войне', и в 'Грузе 200', и в 'Кочегаре'... Балабанов всегда в своих фильмах размышлял о темных и светлых сторонах человека. И в данном случае он приходит к неутешительному выводу: 'уроды' легко могут своим влиянием испортить 'людей', а вот наоборот... Вспомните Лизу: ей Коля (кажется, единственный из оставшихся к концу картины 'людей') так и не смог по-настоящему помочь. 'Про уродов и людей', кроме того, фильм с немалым количеством символов. Тут и паровоз, означающий технический прогресс, и сиамские близнецы, в какой-то мере отображающие две стороны человеческой души... Что касается игры актеров и технической части, то тут все безукоризенно. Лучше всего, конечно, играют Маковецкий и Сухоруков: ледяной взгляд Иогана и мерзкий- Виктора Павловича, забыть невозможно. Операторская работа великолепная, подбор музыки тоже(тут и Глинка, и Григ, и Чайковский, и Мусоргский...). Ну и конечно, знаменитый 'балабановский Петербург'- тут он предстает перед нами и вправду 'мертвым городом', по выражению Лизы. В заключение хочется вспомнить небольшой анекдот, который, несмотря на забавность, очень хорошо отражает идею Балабанова: Режиссера картины 'Про уродов и людей' спрашивают: 'А что для Вас было труднее всего при съемках этого фильма?' 'Труднее всего было найти людей'. Смешно и горько, но это правда. Людей тут найти непросто. 10 из 10
Кино Балабанова всегда шедевр. Лента, или даже, кинофильма как это называли раньше, 'Про уродов и людей' одно из исключительнейших его творений, и это совершенно точно. Кажется, на этот раз режиссер решил даже не заставлять зрителя думать над главной мыслью - она в самом названии, но, как видно доступно понимание этой простой истины оказалось не всем. Мертвый Петербург населен сплошь уродами, не оттого, что снимают порнографию, и внедряют ее в массы - в конце мы видим, что этот самый разврат уже давно и прочно внедрен, бордели и публичные дома существуют испокон веков, а проституция не зря зовется самой древней профессией. Поэтому меня удивило такое количество схожих отзывов о моральном разложении путем распространения мазохистских карточек. Это кино, как и многие фильмы Балабанова о том, что вокруг творится что-то несусветное и жуткое, и что это несусветное для всех уже стало совершенно нормальным и не вызывает никаких эмоций. И не важно - бандитизм это или разврат. Единственными лучами в этом 'темном царстве' являются на мой взгляд вовсе не детишки-близнецы, и даже не сброшенная на самое дно Лиза, но инженер и доктор, которые не вынесли тягот времени и человеческого морального разложения. Всех, кто шел против машины Иоганна, настигла нехитрая, а оттого совершенно чудовищная, смерть. Да, уродами не рождаются, это ясно видно на примере Толи и Коли, Лизы. Но пучина затягивает, их развращают, а они не сопротивляются, и не замечают, как сами стали вдруг уродами. Это фильм о нас. В декадентских красках и умирающем городе живем все мы, и остаемся в нем, словно бы не желая изменить хоть что-нибудь. Если же забыть на секунду о всех подтекстах и подоплеках, то видишь просто необычайно красивый, гармоничный фильм. В нем жестокость оттеняется влажной нежностью глаз Лизы, а атмосфера едва ли не стимпанкового Петербурга - музыкой Вагнера. 10 из 10
Я не буду пересказывать сюжет, просто скажу за что он мне понравился. О чём этот фильм?Этим фильмом Балабанов показывает насколько порочны люди и что перемены не всегда приводят к лучшему. Главный герой-Иоганн, не просто человек или злодей. Он-символ нового времени, новой эпохи. Эпохи разврата, порока и похоти. Иоганн приносит всем только страдания и боль. Также порадовала актёрская игра. Сергей Маковецкий отлично сыграл Иоганна. Иоганн в его исполнении сам Дьявол во плоти. Виктор Сухоруков блестяще сыграл Виктора Ивановича, аморального, гнусного и порочного типа. Довольно символично название фильма 'Про уродов и людей'.На протяжении фильма я задавался вопросом:кто из них люди, а кто уроды?Пожалуй людьми можно только двух сиамских близнецов, которые к сожалению тоже подвергаются пороку и разврату. Правда один близнец смог сохранить человеческое лицо, другой нет. Дети-чистые и непорочные создания, к сожалению тоже могут моральными уродами. Вина не их, вина взрослых, других моральных уродов.
Только что посмотрела данный фильм. Он вызвал во мне довольно странные эмоции, которые трудно объяснить... Жестокость, холодность и МОЛЧАНИЕ - вот то, что наверное поразило меня больше всего. И абсолютно пустой город. Пустой и мертвый. За все время фильма мы не увидим на улицах ни одного случайного прохожего, все в нём вымерло и сгнило. Ни одной искренней улыбки, кроме ужасных гримас Виктора Ивановича, вызывающих дрожь по телу и беспомощной юной, и ещё не вступившей в течение этой жизни мимолетной улыбки Лизы. Все люди окостенели, в них нет света и добра, нет стремления к совершенствованию - и только пугающая чёрная тьма, которая поглощает их души. Чего только стоят почтенные джентльмены, молча сидящие и наблюдающие за унижением беспомощной слепой (а от этого опять же с ПУСТЫМИ глазами) женщины или 'люди', кричащие и требующие выступления музыкантов - уродов?? И ведь ни разу во время фильма не возникает даже намека на то, что эти мальчики, сиамские близнецы, всего лишь дети! Да и Лизе на вид не дашь больше 18 лет... Не скажу, что этот фильм мне понравился. Безусловно, он интересен, как некий кинематографический эксперимент, но не нашел он отклика в моей душе, оставил лишь много смутного и непонятного. Безусловно, вопрос уродства души не так прост. Но мне кажется, что выбор покоряться ему не самый лучший. Герои же остаются пассивными тиранами и жертвами тиранов. В них нет внутренней свободы. Они ни к чему не стремятся. И это в итоге, приводит каждого из них к плачевной черте, неизвестности и утрате себя... 6 из 10 Исходя из моих ощущений от фильма.
Похотливые людишки! Стоит хоть раз переступить черту, и дальше всё по накатанной. Нам нужно зрелище, и в погоне за ним мы переступаем все моральные черты. В картине Алексея Балабанова рассказывается о том, как люди, глядя на уродов, становятся уродами. Бог создал нас людьми, уродами же мы делаем сами себя. На мой взгляд в картине нет людей, есть только уроды и люди, ставшие уродами. Похоть победила, и не потому что она сильней, а потому что она неотъемлемая часть людей. Фильм стоящий, имеющий смысл и мораль. Актёрская игра безупречна, в каждом персонаже не было ни нотки фальши, особенно хороши Маковецкий и Сухоруков.
Рекомендую после этого фильма посмотреть 'Груз 200' (если нервы крепкие), кажется эти два фильма объясняют друг друга. Нормальные (вроде бы) люди настолько беспомощны перед извращенцами, что возникает вопрос: так ли они нормальны? Уязвимость перед злом - признак глубоко укоренившейся болезни. Слепая красавица, которая мужа (врача) не любит, зато в извращенца влюбляется с первого взгляда (точнее звука). Ну и зачем этот врач - милый, сострадательный человек на ней женился, зачем усыновил сиамских близнецов?! Он как вообще, сам-то - в норме?! Нет, нормальный человек не должен быть ни чересчур сострадательным, ни чересчур добродетельным или мягкосердечным. Он должен быть в меру эгоистичным и в меру циничным. Иначе он не сможет защитить от зла себя и своих родных. Ну а Маковецкий, конечно, большой актёр, большой актёр!