Без долгих прелюдий, поехали: 1.'Аматор'(Ивэн Катц). Неудачливый киллер застревает в вентиляционной шахте. Но он любой ценой должен выполнить свое задание. 2.'Барсук'(Джулиан Бэррэт). Хамоватый ведущий снимает программу о вреде токсичных выбросов, негативно влияющих на обитающих рядом семейство барсуков. 3.'Смертная казнь'(Джулиан Джилби). В одном городке, местные решают провести суд Линча, над подозреваемым в детоубийстве. Однако история принимает весьма неожиданные обороты. 4.'Дезинсекция'(Роберт Морган). Странный, но атмосферный мультик об цикличности жизни. 5.'Баланс'(Алехандро Бругуес). Весьма забавная история про двух друзей одичавших на необитаемом острове, которым в один прекрасный день бездонный океан выбросил на берег прекрасную девушку. Что же победит любовь или дружба? 6.'Падение'(Ахарон Кешалес и Навот Папушадо). Трагичная история о израильской девушке-солдате застрявшей на стропах парашюта (зацепившись за дерево) и арабском пареньке. 7.'Дедушка'(Джим Хоскин). Скажу коротко: очень дурацкая короткометражка. 8.' Игры разума'(Билл Плимптон). Интересная мультзарисовка о том как 'выносят мозг' друг другу мужчина и женщина. 9.'Неуязвимый'(Эрик Матти). Весьма бредовая история, в которой дети пытаются сжить со свету свою стареющую мать. 10.'Иисус'(Деннисон Рамальо). История поднимает тему гомосексуализма и приравнивает ее как одержимость дьяволом. Но законы любви, не так то просто нарушить... 11.'Погребальный звон'(Кристина Буозите и Бруно Сампер). Молодая девушка становится случайным свидетелем, странных и загадочных явлений происходящих в соседнем доме. Как по мне история непроработанная и крайне невнятная. 12.'Наследие'(Ланселот Имзауен). Одна из самых слабых историй в этом данном альманахе. Если коротко: племя, проклятие и чудище. 13.'Разжевывать'(Роберт Бучек). Весьма информативная история о последствиях наркотика на человеческий организм. 14.'Цепь'(Ларри Фессенден). История наглядно показывает, насколько весела и беззаботна наша жизнь, и насколько неотвратима и бездушна ее Величество Смерть. 15'Охлократия'(Хайме Охата). Весьма занятная история, судебного процесса однако сторона обвинения представлена очень 'неординарными' личностями. Несмотря на неплохую графику, короткометражка получилась без изюминки. 16.'С-с-страшно'(Тодд Роэл). Веселая, но напрочь бестолковая короткометражка, про трех заключенных столкнувшимися с подозрительным дядькой в кресле. 17.'Опросник'(Родни Ашер). Молодой человек проходит собеседование на роботу. Что из этого получится, смотрите сами. Мне история понравилась. 18.'Рулетка'(Марвин Крен). Трое людей играют в 'русскую рулетку'. В барабане один патрон, победителей - двое, проигравший один. Но победа в игре не означает, что опасность миновала... 19.'Трещина'(Хуан Мартинес Морено). Неизвестный маньяк в маске преследует женщину в ее доме. Параллельно с этим его жертва, держит телефонную связь со своим мужем. Одна из лучших, если не лучшая история в данном альманахе. Дальнейшая развязка истории просто превосходна. 20.'Пытка'(Джен Соска и Сильвия Соска). Молодая девушка проходит кастинг на участие в порнофильме. Грубоватый режиссер, хочет чтобы она разделась на камеру. И это была его роковая ошибка...История вполне средненькая, ничего особенного. 21.'Утопия'(Винченцо Натали). Недалеко будущее. Новые взгляды на жизнь. Мир идеальных людей, и не дай бог тебе оказаться не таким, как они. От режиссера великолепного 'Куба' ожидал куда большего. 22.'Отпуск'(Джером Сэйбл). Парень звонит своей девушке по видеосвязи, находясь в отпуске на одном из тропических островов. Разговор медленно близится к завершению, но внезапно в диалог врывается его лучший друг, который приоткрывает занавес, чем же они занимались прошлой ночью...Довольно таки интересная история 23'Желание'(Стивен Констански). Начинается как веселая фэнтезийная зарисовка, в которой двое мальчишек попали в сказочный мир Зорба, чтобы помочь принцу Касио спасти Гармонию. Но последующая бестолковая развязка и концовка сводят потуги режиссера на нет. 24'Ксилофон'(Жюльен Мори и Александр Бустильо). Нянечка читает газету, ее слух нежно согревает граммофонная пластинка, и кажется ничто не может нарушить эту идиллию. Ее светловолосое чадо сидит на ковре и разбавляет граммофонную музыку, звуками из ксилофона. Постепенно ее музыка становится все громче и громче... История весьма жестокая, режиссерским тандемом умело накалялось напряжение. Отмечу, что главную роль в короткометражки исполнила известная французская актриса Беатрис Даль. 25'Юность'(Соити Умезава). В данной короткометражки запечатлены личностные переживания девочки, на которую не обращают внимание ее родители. История хоть и снято в типичном для японцев слегка в безбашенном стиле, но все же меня она зацепила. 26.'Зигота'(Крис Нэш). Самая мерзкая короткометражка из 'Азбуки...'. Женщина в ожидании мужа искусственно замедляет свою беременность. Но время идет, и плод уже не помещается в мамином чреве... В итоге, хочу отметить что вторая часть 'Азбуки Смерти' заметно уступает своему предшественнику, как и в качестве, так и в оригинальности историй. И поэтому моя оценка: 5 из 10
Говоря о второй части самого, вероятно, скандального и противоречивого хоррор-альманаха в истории жанра, «Азбуки смерти» 2012 года, вызвавшего немало ожесточенных споров, изничтожающей критики и собравшего, помимо парочки наград на крупных престижных кинофестивалях мистики и ужасов, целую армию как всепрощающих фанатов, так и ярых хейтеров, на ум приходит лишь одно, но крайне емкое и смыслообразующее слово: цельность. Если фильм первый был скорее натуральным экспериментом, эдаким разудалым упражнением в эклектике, нарочитым проявлением ненасытного желания охватить все и вся жанры и субжанры хоррора от классического макабра до эксплицитного андеграунда, попутно впадая неоднократно в излишнее упивание копро-, и уринотематикой, стремлением вписать всю существующую ныне хоррор-диалектику в нехитрые азбучные истины(забыв местами окончательно о любой морали и рамках приемлемого), при этом собрав в рамках единого синематического пространства великое множество как культовых, так и подающих надежды мастеров ужаса, однако на выходе не получив должной цельности повествования при переходах от одной новеллы к другой, то уже о «Азбуке смерти 2 2014 года этого совсем не скажешь. Впервые широко представленная публике в рамках Fantastic Fest, «Азбука смерти 2 по-прежнему явственно принадлежит грайндхаусу, и изначально даже не пытается притвориться складным набором актуальных авторских высказываний на те или иные волнующие современное общество темы (да и целей таких явно не стояло ни в перспективе, ни на периферии), являясь просто складной и довольно насыщенной азбучной мозаикой красочной, жесткой, жестокой или гротескной смерти, каждыми частями которой становятся намного более именитые творцы ужасов, нежели в первой части, сумевшие предельно емко, плотно и концентрированно с точки зрения атмосферы и содержания выразиться и выложиться. Надеяться и ждать смягчения контента во второй части, естественно, не приходится, ибо целая вереница знаменитых и признанных режиссеров ужасов вовсю поддались буйству ультранасилия, аттракционам беззаботной экстравазатности и сопутствующим им мясным бойням в духе обильных современных сплаттеров всех разом взятых. Во главу стилистического угла второго хоррор-альманаха, как, впрочем, и первого, поставлена экстремальность на грани, близкий к изобразительной тошнотворности натурализм, изобилующее насилие и на удивление продуманный черный юмор, что однозначно придало «Азбуке смерти 2 большей легкости и непринужденности при подчас тотальном неадеквате демонстрируемого материала. Бодро начавшись эдакой полуоттарантиненной новеллой «Любитель» Э. Л. Каца, по сути задающей достаточно стремительный ритм нарратива всему альманаху, фильм продолжается сугубо сатирической зарисовкой из жизни телеведущих Джулиана Бэррэтта с тем, чтобы продолжиться в русле классического гран-гиньоля о слепоте толпы, пропаже одной девочки и ошибке правосудия в мощной, нервической и изуверской короткометражке «Смертная казнь» режиссера Джулиана Гибли, уравновешивая своей крепкой моралью две предыдущие синефильские истории, этакие воплощения «кино ради кино». Роберт Морган в привычной для себя зловещей мультипликационной манере выдает новеллу, отдающую пряным духом Кроненберга, а Алехандро Брухес в лостоподобном «Эквилибриуме» выдает эффектный пассаж о выживании на необитаемом острове и роковом влечении. Израильские мастера черного юмора и социальной портретизации Аарон Кешалес и Навот Папушадо в своем «Падении» подчеркивают тему еврейско-палестинского конфликта на фоне универсального высказывания о силе рока и обстоятельств, но столь серьезную тему прерывает кастрированный фрейдизм «Дедули» Джима Хоскинга, чтобы плавно перейти в плимптоновское высказывание о всевечном противостоянии мужчины и женщины, поглощении ими друг друга вплоть до самоуничтожения в его «Играх голов». Практически на полпути фильм сворачивает в сторону эдакого переиначивания сюжета небезызвестного трэш-хоррора «Бабуля» Луки Берковичи в иронической и безбашенной истории «Непобедимая» о неубиваемой бабуле и ее алчных родственниках постановщика Эрика Матти, плавно перетекая в своеобразное высказывание о толерантности в «Иисусе» режиссера Деннисона Рамалло. Разрядившись кровавым психоделом в лишенной явного сюжета зарисовке от Кристины Буозите и Бруно Сампера, «Азбука смерти 2 приглашает посетить африканское поселение, в котором оживают древние легенды, не несущие, естественно, ничего хорошего тем, кто с ними соприкасается напрямую в колоритной короткометражке «Наследство» нигерийского бэмувишного короля Ланселота Одува Имасуэны, которая бойко продолжается фетишистским слоу-мо-кроссом с очень неочевидным финалом в истории от Боба Бушека. Ларри Фессенден выдает на гора историю о Франкенштейне, чернолебедной наталипортмановской балерине и нелепой случайности, Хайме Охата не размениваясь на мелочи рассказывает о жутком «Правиле мафии», а Тодд Рохал искусно стилизуется под немой сюрреализм с приветом Линчу и юмор в стиле «Трех балбесов», продолженный по сути без явных изменений в «Анкете» авторства Родни Ашера, которая оттенена и выдвинута на второй план черно-белой семейно-криминальной драмой Марвина Крена «Рулетка». Тема неудачливого супружества находит еще более эффектный и шокирующий отклик в мини-слэшере, разыгранном в мультиэкранном формате испанцем Хуаном Морено, дабы на сладкое угостить всех зрителей «Пыточным порно» от сестричек Соска, которые в своей новелле уделывают одним махом обе части оплеванных могил, попутно иронизируя над пыточным порно как таковым. Винченцо Натали в «Утопии» издевается над подростковыми мимишными творениями антиутопического свойства, показывая общество, где геноцид по социальному признаку узаконен, а Жером Сабль предается грязной эротике в псевдодокументальном, но самом блеклом «Отпуске» в мире. Стивен Костански умиляется жестокости детских игрушек в «Желании», тогда как тема израненного детства еще больше ужасает в «Молодости» Соичи Умезава, и напоследок отображается кривозеркально в багровых тонах «Ксилофона» французского дуэта Бустилло и Мори, нервно и неровно дышащих к убиению младенцев, которые рождаются в «Зиготе» Криса Нэша в едином экземпляре. Подытоживая суть «Азбуки смерти 2 можно сказать со стопроцентной уверенностью лишь одно, но это будет самое важное: учтя ошибки первого фильма и очистившись от шелухи намеренной и чрезмерной пошлости вкупе с девиантностью, вторая картина демонстрирует больше стилистической сдержанности, повествовательной цельности и умения задеть за живое, местами шокируя, местами забавляя, но уже конкретиризированно принадлежа к фильмам ужасов, а не их слабому импотентному подобию.
Кинофильм состоит из 26 видеороликов жанра ужаса, названия которых начинаются на каждую последующую букву латинского алфавита (от A до Z). Они совершенно различны между собой как сюжетом, так и содержанием, так как у каждого ролика свой режиссер. В большинстве из них я увидел очень много арт хауса, бреда, извращения и “неадекватной” пошлости, а некоторые помимо этого, ещё и выглядят дешево. Так что это кино точно не подходит для просмотра в кругу семьи или за обеденным столом. Но среди всей этой “грязи” есть “изюминка”. В данной картине все же присутствуют очень даже неплохие короткометражки, каждая из которых цепляет чем то своим: сильной и неожиданной идеей, задумкой, поведением героев и т.п. К некоторым даже и не придраться, потому как впечатляет все: сюжет, идея, постановка и т.д. Но только не оригинальность, потому что такое понятие, как оригинальность к этому фильму вообще отнести нельзя. Почти у всех роликов до безумия неординарный, многогранный и непредсказуемый сюжет и идея. Наиболее запоминающимися мне показались следующие ролики: “Любитель” - наемный убийца-дилетант, которого ожидали сплошные неудачи; “Смертная казнь” - парня подозревают в убийстве и без суда и следствия решают произвести над ним расправу; ”Погребальный звон” – трудно подобрать достоверное описание, но он вполне способен вселить страх; ”Разжевывать” – оригинальная история о вреде наркотиков; ”Охлократия” – неординарная история зомби апокалипсиса; “Опросник” – парень отвечает на вопросы, после чего его ожидает “награда”; “Трещина” – жена говорит по телефону с мужем, который находится за границей, и в этот момент в дом вламывается маньяк; “Отпуск” – к чему может привести отпуск “без тормозов”, “Юность” о желанной мести девочки своим родителям, “Зигота” – история о том, как муж оставил беременную жену со средством, позволяющим отсрочить рождение. Не могу не заметить, что на мой взгляд, эта картина получилась куда лучше, чем предшествующая (The ABCs of Death), исключительно из-за количества понравившихся роликов. Так из всех видеороликов, около 10 из них отложились в моей памяти, а понравились или оказались интересными ещё больше, наверное, стоит упомянуть, что поклонником арт хауса я не являюсь, ну а тем, кто ими являются, я бы рекомендовал этот фильм всем без исключения. В конце концов, я не пожалел, что посмотрел его. Потому что подобных видеофильмов я не видел и не знаю, возможно, их даже и нет. 7 из 10
Уникальный проект «Азбука смерти» возвращается. Ещё 26 режиссёров создали 26 вариантов собственных кошмаров на каждую букву английского алфавита. В салате вновь - куча ингредиентов! Чтобы не затягивать очевидное (и отчасти вкусное), буду в одном предложении отображать всю суть каждой работы. Начальные титры удивительно изобретательны: детская книжка, переворачиваемые страницы, движущиеся рисунки с мрачными сюжетами. Итак, первые десять короткометражек. «Любитель». Киллер-неудачник идёт на задание, где его ждёт самый мерзопакостный провал. Но это не значит, что миссия не выполнена… «Барсук». Мокьюментари с ноткой чёрного юмора о телевизионщиках и ведущем программы, который поплатился за собственный эгоизм. «Смертная казнь». Самосуд над несправедливо обвинённым в убийстве несовершеннолетней перебивают внезапно открывшиеся иные обстоятельства дела. Но вердикт вынесен, и самого страшного не миновать. «Дезинсекция». Пластилиновая (наверняка с добавлением воска) мультипликация, сюжет которой – бред, постановка – бред, но этим бредом упиваешься, как ночным сном - опасным и невозможным. «Баланс». Два друга-дикаря находят на пляже незнакомку, обоюдная любовь к которой становится им поперёк горла. Но выход есть из любой ситуации… «Падение». Парашютистка, застрявшая на дереве в Африке, просит о помощи местного аборигена. Удача в этот момент отворачивается от них. Красиво, интригующе, но слишком открытый финал. «Дедушка». Внук даже не подозревает, как на него обижен дед, что имеет свои ужасные последствия. Бессмысленно и пошло. «Игры разума». Рисованный «карандашный» мультик о поцелуе двух влюблённых, который кончился взаимным анатомическим уничтожением. Да-да, я не шучу. «Неуязвимая». Мать семейства никак не может умереть, пока её дети (или внуки, не разобрался) делят наследство. Финала здесь нет, поэтому и смысл теряется. «Иисус». Гей подвергается обряду экзорцизма, хотя сами священники не подозревают, на что способна ярость греховной любви. Без перерыва приступаем к просмотру следующих десяти короткометражек. «Погребальный звон». Завораживающее, слишком странное для стандартного восприятия нечто. Получается только назвать ассоциации (ибо сюжет сокрыт за семью замками) – сфера, мрак, квартира, кровь, ртуть, девушка. «Наследие». Проклятие обиженного аборигена – дело серьёзное. Но напугать подобным тут, увы, не удалось. «Разжёвывать». Никогда не видели чрезвычайно медленное слоу-мо? Оно перед вами. Нападение безумного толстяка на прохожих чревато… чем? Узнаете, ознакомившись с видео. «Цепь». Люди наряжаются на Хэллоуин, чтобы посмеяться над своими страхами. Только иногда, шутки ради, страх сам смеётся над ними, подкидывая большую беду. А причина беды – всего лишь невнимательность людей. «Охлократия (Власть толпы)». Вольное размышление с примесью чёрного юмора на тему: «А что, если бы зомби ожили от вакцины и давали показания против убивших их людей?». «С-с-с-страшно!». Три сбежавших из тюрьмы преступника со свечой встречают странного танцующего чудака, который то и дело задувает им пламя. Опять же: что курят режиссёры альманаха? Никакого полноценного сюжета, но безумность чувствуется во всём. Чем-то напомнило Дэвида Линча. «Опросник». Вундеркинда опрашивают ради эксперимента, который на деле оказывается гораздо более жестоким и изощрённым, чем обычный тест на ай-кью. «Рулетка». Чёрно-белый стиль здесь к месту. Трое играют в «русскую рулетку». Напряжение возрастает с каждым промахом, однако конечный результат непредсказуем, хотя вполне оправдывает очередной очень открытый финал. «Трещина». Лучшая работа из всех! Муж говорит с женой по телефону, когда в дом к ней врывается вооружённый незнакомец. Уникальность состоит из трёх факторов: удивительно проникновенная, в то же время незамысловатая актёрская игра; показ с трёх ракурсов съёмки (по каждому на героя); неожиданный, логичный, стремительный финал. Браво. «Пытка (Пыточное порно)». Есть девушки, которые умеют за себя постоять даже на порнокастинге. Мужчинам тут не место и не время. Другое дело, что такие девушки уж слишком необычны… Любителям извращенских тягучих щупалец и истеричного женского хохота посвящается. Красноречивая шестёрка короткометражек замыкает шествие. «Утопия». Впервые в какой-то из «букв» встречается социальный подтекст. Люди «одной марки», так во всём похожие друг на друга и на модель идеального общества, казнят каждого, кто не придерживается их жестокого племени. По-своему актуально, если проводить некоторые аналогии. Напомнило популярный британский сериал «Чёрное зеркало». «Отпуск». Съёмка ведётся с мобильного телефона, когда жена делает мужу видеозвонок, пока тот находится на курорте. Постепенно ей открываются такие тайны, которые она не только узнаёт от друга, но и видит собственными глазами. В одночасье жизнь превращается в кошмар… «Желание». Попасть в мир любимой игры – легко! Так двое мальчиков становятся гостями планеты оживших игрушек, за что им придётся дорого заплатить. Ведь если на планете война, именно они – главные жертвы на заклание. «Ксилофон». Тема детства повторяется и здесь, только в более бесчеловечной форме. Ведь известно, что порой ребёнок может довести родителя до исступления. Ксилофон или детские рёбра – на чём лучше играется? «Юность». Подростковые мрачные фантазии, сдобренные неодобрением родителей, безграничны и способны породить бунт. В голове это – тысячи красочных расправ, не обременённых логикой, а на деле – средний палец, злобный взгляд и первый удар. «Зигота». История беременности сроком в тринадцать лет? Ошибаетесь. Это невероятное и метафоричное размышление о том, что испытывает ребёнок-выкидыш, который перед смертоносным появлением на свет словно срастается с матерью. Натуралистично, чудовищно, но необычно и глубоко. Замыкающая история, как и первая, достойна внимания. Какой же вывод можно сделать об «Азбуке смерти 2»? Намного лучше первой части, но по-прежнему спорный продукт со своей видимостью оригинальности. Если в первый раз понравившихся историй было по пальцам пересчитать, то в сиквеле симпатий и антипатий примерно равное количество. Были и откровенно бредовые, мерзкие, пошлые короткометражки; были и удивительные, притягательные, качественные. Каждый режиссёр внёс свой вклад в киноальманах, каждый отдал часть себя – либо талантливую, либо гадкую. Вот и получилась разноцветная смесь с самыми непредсказуемыми поворотами и яркими образами. Поэтому не могу поставить фильму оценку выше или ниже нейтральной, что логично. 5 из 10
26 режиссеров вновь взяли по букве, сняли свои истории без ограничений. Кто-то отнесся к делу серьёзно, кто-то с юмором, а оставшиеся наслаждались лютым трэшем. Возможно, сиквел сделан лучше первого фильма. Но не намного. Понравившиеся короткометражки или более-менее сносные. 'Любитель' - ирония судьбы, убийца и после смерти остается убийцей. 'Барсук' - загрязнение окружающей среды и последствия. 'Смертная казнь', где самосуд не является лучшим решением. 'Баланс' - мужики предпочитают дружбу, 'пришлите пивка, помощи не нужно'. 'Неуязвимая' бессмертная издевается над наследниками. 'Разжевывать' - о вреде наркотиков, толстяк с безумными глазами движется в slow-mo.' 'Власть толпы' - зомби судят живых людей, оригинально. 'Утопия' - отсылка к 'Гаттаке', наверное. 'Желание' - это и трэш, и хохма. Мальчишки попадают в мир любимой игры, где столкнутся с ужасной реальностью. 'Мы уже почти на месте, принцесса... почти на месте'. 'Трещина' - разваливающийся брак. Лучше бы забыть, но врезалось в память. 'Дедушка' расскажет о разногласиях поколений, но концовочка уж очень хреновая. 'Иисус' о гомосексуалистах и их 'законной' любви. Про 'Пыточное порно' и так все ясно. 'Юность' - обиженная девушка злится на родителей, слова которой воплощаются в адски блевотный шизоидный видеоряд. 'Зигота' - сегмент о брошенной мужем женщине, а она была беременной. В итоге мать сильно привязывается к ребенку, не хочет его отпускать, ибо без него будет одиноко. Содержание ясно, как белый день. Но форма, исполнение уж очень неприятное. Вынашивать ребенка 13 лет в себе (!) и дать жизнь, выплюнув свои органы. Чудненько. Спасибо, конечно, за социальный подтекст, урок окончился и его усвоил я. За зловещий саунд в титрах тоже благодарен, как и за уменьшение количества пошлого контента. Третий фильм обещают в 2016 году, пожалуй тоже посмотрю, надеясь на улучшение качества. 4 из 10
Скажу сразу – хочу высказаться без однозначных оценок и суждений о художественной составляющей всех элементов этого альманаха. «Азбука смерти 2» для меня, равно как и первая часть, является продуктом несколько иной плоскости восприятия, нежели стандартный полнометражный кинофильм. Желание сказать пару слов об этой картине у меня возникло лишь по одной причине – после просмотра «Азбуки смерти 2» (а еще больше – первой части), у меня осталось вполне себе удовлетворенное ощущение. Но Интернет, в противовес моему мнению, забит однозначным негативом. Категорически разгромные отзывы, очень низкие оценки. Принимая во внимание и уважая все возмущенные мнения, я все-таки хочу очертить причину такого различия моего личного мнения с мнением большинства. Не спорю со многим – можно винить этот сборник короткометражек и за дешевизну, и за скудность идей, и за некачественную реализацию, и очень часто - за откровенно отвратительный контент. Но в стремлении ли выдать цельный и отточенный кинопродукт заключалась идея создания фильма из 26 короткометражек, объединенных лишь одной темой – темой смерти? Проекты, подобные этому, на мой взгляд, заслуживают особого взгляда. «Азбука смерти 2» - это тотальная неожиданность. За одной короткометражкой следует другая. Без лишних пояснений. Все они разительно отличаются друг от друга – настроением, реализацией, посылом, местом действия и обстоятельствами. Здесь я не нашел двух мало-мальски похожих зарисовок. Режиссеры (это отчетливо видно) реализовали все, что только могли захотеть. И то, что у них была вот такая вот возможность (а большинство-то – творцы практически никому неизвестные) – только это уже многого стоит. 2 часа сплошного, безостановочного разнообразия, неожиданностей, экспериментов и воплощения хоть и небольших идей, но без малейших рамок. Вне зависимости оценок и препарирования отдельных моментов, такой водоворот всегда накрепко затягивает. Говорю, конечно же, исключительно о себе. И этим можно оправдать все неровности. Я оправдываю. Что в итоге? Получается эдакий концентрированный авторский срез идей без границ внутри одной упаковки. Все шероховатости я воспринял как должное. Если не придираться – можно получить долю особого, обобщенного удовольствия от просмотра. Либо же представьте одеяло, сшитое из 26 невообразимо разных лоскутов. Да, оно выглядит очень странно. Какие-то лоскутки выглядят совсем уж странно и непривлекательно. Но оно в целом может согревать (то есть, приносить определенное удовольствие во время просмотра). Это – «Азбука смерти 2» Не ставлю ни однозначно положительной, ни однозначно отрицательной оценки. Я доволен увиденным. А если Вы разделяете хоть в небольшой мере мою позицию, просмотр этого фильма Вас определенно удовлетворит. Возможно, даже порадует. «Азбука смерти 2» - на любителя. Интересный случай, когда в процессе создания фильма идея ставится выше качества (в привычном понимании). Приятного (а приятного ли?) Вам просмотра!
Всего два года назад я смотрел «Азбуку смерти», но не могу вспомнить ни единой истории из нее. Вообще. Помню лишь впечатления. Они были смешанные, но не отрицательные. Первый фильм меня изрядно удивил представленным калейдоскопом страстей — то были американские горки, где каждые пять минут неприязнь сменялась пускай не восторгом, но чем-то близким к нему. То есть да, фильм был очень неровным. А вот вторая часть вышла ровнее некуда. «Азбука смерти 2» — это отвращение и тошнота с первой минуты и до последней. Громкое заявление: я смотрел немало грайдхауса, треша, разного рода эксплотейшн фильмов, но такого поразительного безобразия не встречал никогда. В первом фильме истории могли быть какими угодно — пошлыми, тупыми, мерзкими, — но они всегда были самобытны и оригинальны. Фильм воистину предлагал ужасы всех мастей, чего совершенно не сказать о второй части. Ни одной вменяемой истории. Ни одной! Браво! Что же случилось? Не знаю. Хотя как же — знаю! В первой части среди ноунейм-режиссеров встречались такие имена как Тай Уэст («Дом дьявола»), Адам Вингард («Тебе конец!»), Джейсон Айзенер («Бомж с дробовиком») и т.д. Команда режиссеров второй части представляет собой сборище дебютантов и «маститых» хоррормейкеров, чьи фильмы смотрели только они сами да их друзья. За одним исключением — сюда затесался Винченцо Натали («Куб», «Химера», «Лимб»), чья новелла хоть и отличается от остальных в лучшую сторону, однако выделять ее все равно не хочется. Первый фильм в США заработал двадцать тысяч долларов на 19-ти экранах страны. Как, а главное — зачем продолжать такое жалкое предприятие? Ну что ж, сняли. И ведь не прогадали! Заработали целых четыре тысячи долларов! Теперь 26 режиссеров могут собраться и сходить в «Макдоналдс». Приятного аппетита. Оно того стоило? Итого. Первый раз в жизни за просмотром фильма я думал: что-то не так в моем королевстве, если я смотрю ЭТО. Что-то не так. Проходите мимо, очень прошу. Даже если вы с интересом смотрели первую часть, не смотрите эту. Зак-ли-на-ю Вас — не смотрите! Если же вы… …готовы выкинуть в форточку два часа своей жизни — добро пожаловать на борт судна «Азбука смерти 2».
Вот уже во второй раз организаторы проекта 'Азбука смерти' собирают в огромную кучу короткометражные произведения аж двадцати шести режиссеров. Эти ребята съели собаку на ужасах, хотя в большей степени их творчество под определение ужасы не совсем подходит, в привычном понимании разумеется. Здесь у нас просто целая коллекция картин для любого ценителя треша, как качественного, так и не очень. Но тем не менее, все здешние режиссеры старались ради того, чтобы попасть в указанный альманах. С сюжетом в сиквеле все довольно таки просто, ничего особенного и ничего сверх того, что было в предыдущей части. Каждая история своя, каждая самобытная, каждая снята, либо сделана на разных континентах мира. Тут Вам произведения и японских и американских и даже израильских киноделов, которые уносят зрителя в мир жесткого сюрреализма, тотального хардкора, убийств и порой каких-то совершенно дичайших извращений, которые только могут придти на ум. В целом, не могу сказать что первая часть 'Азбуки смерти' является для меня каким-то там эталоном или то, что она мне прямо так уж сильно понравилась. Понравились только лишь некоторые короткометражки, вот и со второй частью примерно та же самая история. Здесь есть довольно таки интригующие произведения, но их не так уж и много. Те же самые 'Байки из склепа' и 'Мастера ужасов' так и остались непревзойденными. Тем не менее, 'Азбука смерти' гораздо лучше 'VHS', в особенности, её недавно вышедшей последней части. Хотя своего бреда тут конечно же хватает. Некоторые эпизоды наполнены просто каким-то диким сюрреализмом, который понятен только лишь автору последнего, а некоторые, чрезмерно бредовые, в лучших традициях азиатских режиссеров, которые любят показывать гениталии крупным планом. Хотя, так же есть и забавные эпизоды, с определенным юмором и лично я для себя, отметил лишь один действительно жуткий, но это конечно, субъективно на самом деле. Вообще, франшиза крайне на любителя, если Вы не смотрели первую часть, то нужно несколько раз подумать, прежде чем браться за просмотр второй, а нужно ли это Вам? Если же первая часть уже отсмотрена и от нее остались далеко не самые плохие впечатления, то есть, Вы ещё вполне готовы на второй заход, можно смело садиться и за просмотр данного сиквела. Так как это ровно тоже самое зрелище, что было выпущено в 2012 году, в принципе не лучше и не хуже. 'Азбука смерти 2' далеко не из самых эталонных альманахов в тематике ужасов, если термин ужасы вообще тут приемлем, но за отсутствием достойных альтернатив в жанре, можно обойтись на пока и этим. Хотя совершенно не сомневаюсь и в том, что через пару лет нас вновь ждет очередное продолжение 'Азбуки смерти'. 6 из 10
Говоря о второй части самого, вероятно, скандального и противоречивого хоррор-альманаха в истории жанра, 'Азбуки смерти' 2012 года, вызвавшего немало ожесточенных споров, изничтожающей критики и собравшего, помимо парочки наград на крупных престижных кинофестивалях мистики и ужасов, целую армию как всепрощающих фанатов, так и ярых хейтеров, на ум приходит лишь одно, но крайне емкое и смыслообразующее слово: цельность. Если фильм первый был скорее натуральным экспериментом, эдаким разудалым упражнением в эклектике, нарочитым проявлением ненасытного желания охватить все и вся жанры и субжанры хоррора от классического макабра до эксплицитного андеграунда, попутно впадая неоднократно в излишнее упивание копро-, и уринотематикой, стремлением вписать всю существующую ныне хоррор-диалектику в нехитрые азбучные истины(забыв местами окончательно о любой морали и рамках приемлемого), при этом собрав в рамках единого синематического пространства великое множество как культовых, так и подающих надежды мастеров ужаса, однако на выходе не получив должной цельности повествования при переходах от одной новеллы к другой, то уже о 'Азбуке смерти 2' 2014 года этого совсем не скажешь. Впервые широко представленная публике в рамках Fantastic Fest, 'Азбука смерти 2' по-прежнему явственно принадлежит грайндхаусу, и изначально даже не пытается притвориться складным набором актуальных авторских высказываний на те или иные волнующие современное общество темы(да и целей таких явно не стояло ни в перспективе, ни на периферии), являясь просто складной и довольно насыщенной азбучной мозаикой красочной, жесткой, жестокой или гротескной смерти, каждыми частями которой становятся намного более именитые творцы ужасов, нежели в первой части, сумевшие предельно емко, плотно и концентрированно с точки зрения атмосферы и содержания выразиться и выложиться. Надеяться и ждать смягчения контента во второй части, естественно, не приходится, ибо целая вереница знаменитых и признанных режиссеров ужасов вовсю поддались буйству ультранасилия, аттракционам беззаботной экстравазатности и сопутствующим им мясным бойням в духе обильных современных сплаттеров всех разом взятых. Во главу стилистического угла второго хоррор-альманаха, как, впрочем, и первого, поставлена экстремальность на грани, близкий к изобразительной тошнотворности натурализм, изобилующее насилие и на удивление продуманный черный юмор, что однозначно придало 'Азбуке смерти 2' большей легкости и непринужденности при подчас тотальном неадеквате демонстрируемого материала. Бодро начавшись эдакой полуоттарантиненной новеллой 'Любитель' Э. Л. Каца, по сути задающей достаточно стремительный ритм нарратива всему альманаху, фильм продолжается сугубо сатирической зарисовкой из жизни телеведущих Джулиана Бэррэтта с тем, чтобы продолжиться в русле классического гран-гиньоля о слепоте толпы, пропаже одной девочки и ошибке правосудия в мощной, нервической и изуверской короткометражке 'Смертная казнь' режиссера Джулиана Гибли, уравновешивая своей крепкой моралью две предыдущие синефильские истории, этакие воплощения 'кино ради кино'. Роберт Морган в привычной для себя зловещей мультипликационной манере выдает новеллу, отдающую пряным духом Кроненберга, а Алехандро Брухес в лостоподобном 'Эквилибриуме' выдает эффектный пассаж о выживании на необитаемом острове и роковом влечении. Израильские мастера черного юмора и социальной портретизации Аарон Кешалес и Навот Папушадо в своем 'Падении' подчеркивают тему еврейско-палестинского конфликта на фоне универсального высказывания о силе рока и обстоятельств, но столь серьезную тему прерывает кастрированный фрейдизм 'Дедули' Джима Хоскинга, чтобы плавно перейти в плимптоновское высказывание о всевечном противостоянии мужчины и женщины, поглощении ими друг друга вплоть до самоуничтожения в его 'Играх голов'. Практически на полпути фильм сворачивает в сторону эдакого переиначивания сюжета небезызвестного трэш-хоррора 'Бабуля' Луки Берковичи в иронической и безбашенной истории 'Непобедимая' о неубиваемой бабуле и ее алчных родственниках постановщика Эрика Матти, плавно перетекая в своеобразное высказывание о толерантности в 'Иисусе' режиссера Деннисона Рамалло. Разрядившись кровавым психоделом в лишенной явного сюжета зарисовке от Кристины Буозите и Бруно Сампера, 'Азбука смерти 2' приглашает посетить африканское поселение, в котором оживают древние легенды, не несущие, естественно, ничего хорошего тем, кто с ними соприкасается напрямую в колоритной короткометражке 'Наследство' нигерийского бэмувишного короля Ланселота Одува Имасуэны, которая бойко продолжается фетишистским слоу-мо-кроссом с очень неочевидным финалом в истории от Боба Бушека. Ларри Фессенден выдает на гора историю о Франкенштейне, чернолебедной наталипортмановской балерине и нелепой случайности, Хайме Охата не размениваясь на мелочи рассказывает о жутком 'Правиле мафии', а Тодд Рохал искусно стилизуется под немой сюрреализм с приветом Линчу и юмор в стиле 'Трех балбесов', продолженный по сути без явных изменений в 'Анкете' авторства Родни Ашера, которая оттенена и выдвинута на второй план черно-белой семейно-криминальной драмой Марвина Крена 'Рулетка'. Тема неудачливого супружества находит еще более эффектный и шокирующий отклик в мини-слэшере, разыгранном в мультиэкранном формате испанцем Хуаном Морено, дабы на сладкое угостить всех зрителей 'Пыточным порно' от сестричек Соска, которые в своей новелле уделывают одним махом обе части оплеванных могил, попутно иронизируя над пыточным порно как таковым. Винченцо Натали в 'Утопии' издевается над подростковыми мимишными творениями антиутопического свойства, показывая общество, где геноцид по социальному признаку узаконен, а Жером Сабль предается грязной эротике в псевдодокументальном, но самом блеклом 'Отпуске' в мире. Стивен Костански умиляется жестокости детских игрушек в 'Желании', тогда как тема израненного детства еще больше ужасает в 'Молодости' Соичи Умезава, и напоследок отображается кривозеркально в багровых тонах 'Ксилофона' французского дуэта Бустилло и Мори, нервно и неровно дышащих к убиению младенцев, которые рождаются в 'Зиготе' Криса Нэша в едином экземпляре. Подытоживая суть 'Азбуки смерти 2' можно сказать со стопроцентной уверенностью лишь одно, но это будет самое важное: учтя ошибки первого фильма и очистившись от шелухи намеренной и чрезмерной пошлости вкупе с девиантностью, вторая картина демонстрирует больше стилистической сдержанности, повествовательной цельности и умения задеть за живое, местами шокируя, местами забавляя, но уже конкретиризированно принадлежа к фильмам ужасов, а не их слабому импотентному подобию. 10 из 10