«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». 9 премий Оскар Я давно уже перестала верить в оскароносные фильмы. Далеко не все оказались теми шедеврами, которые воспевала на все голоса критика. Но об «Английском пациенте» я слышала что-то отдалённое и посмотрела только из-за Жюльет Бинош. Не прочитав на постере о премиях, я бы и не подумала, что фильм так велик. Форма Что хорошего в этом фильме, так это форма. Повествование выстроено нелинейно, но логично, а если косяки и есть, то я их просто не заметила или мне было слишком лень их находить. Фильм красиво начинается, красиво завершается — всё перфекционистки идеально. Глянцевая картинка, голливудская конфетка. Параллельное развитие нескольких линий не должно давать заскучать во время просмотра. Однако фильм затянут и к середине перестаёт держать внимание. Вы знаете, есть большая разница между так называемыми «медитативными» фильмами и тягучими. Первые затягивают в свою атмосферу, как в сети: в них каждый кадр наполнен, и тебе интересно даже просто разглядывать их. Или разгадывать. А вторые растянуты во времени по непонятным зрителю причинам: из таких можно без потерь выкинуть добрую половину сцен. «Английский пациент» относится ко вторым. Содержание Мне понравилась игра Жюльет Бинош (ну, ещё бы). В фильме есть интересные эпизоды, например, разглядывание фресок в церкви необычным способом. Вообще вся линия Бинош-Эндрюс мне понравилась. Обстановка монастыря, пианино, цветущая Италия и Бинош. Чего не сказать о главной любовной линии кинофильма граф Олмеш-Кэтрин. Мне не удаётся поверить в то, что люди так легко кидаются в объятья первых встречных в пустыне. Хотя, что это я, нет, конечно, нет... Поверить легко и, скорее всего, это часто подтверждается на практике в жизни. Но отношения мужа и жены поданы так искренне, так честно и открыто: «я знаю Кэтрин с трёхлетнего возраста»; «мы долгое время дружили, а потом поженились». Как могут люди, знавшие друг друга всю жизнь, так легко предавать? Ах, стоп, ну что это я снова… Могут, раз предают. Но разве это повод для восхищения ими? Разве об этом стоит снимать фильм, повествующий о высоких чувствах? После произошедшего на экране эта пара вызывала у меня только неприязнь вплоть до титров. Особенно Олмеш. Фильм я смотрела весьма беспристрастно. Сочувствия нет. Симпатии нет. Я не ханжа, и христианские догматы мне безразличны. Я не говорю об измене как о грехе, о пороке, о прелюбодеянии. Я сужу только с точки зрения здорового человека и нормальной человечности. И со своей точки зрения: «а что, если бы это было со мной?». Это некрасиво, господа, вот и всё. И повода для восхищения в рассказанной режиссёром истории нет. Зато есть стыд, инфантильность и себялюбие. Если вам это по душе, то «Английский пациент» вам точно понравится. За форму, актёров, безупречный визуальный ряд, музыку и декорации — 6 из 10
In memory, love lives forever. Английский пациент – человек без лица, без прошлого, без воспоминаний. Казалось бы, что у него нет ничего, чтобы помогло пролить свет на его прошлую жизнь до катастрофы. С ним только его книжка, в которой можно найти разные записи, рисунки. Он очень любит литературы, он явный знаток пера и становится ясно, что этот человек высоко образован. С помощью Ханы он начинает вспоминать; она читает ему, она заботится о нем. Она читает ему кое-какие записи из его книги; он рассказывает ей, какие воспоминания всплывают в его памяти. Война, экспедиция, Африка, друзья, женщина, роман и страшная развязка. Самые болезненные и в то же время приятные воспоминания о его романе с женщиной, которую он безумно любил. Запретная любовь, тайная любовь. Но любовь столь сильная, что никакая катастрофа, никакое забвение не смогло стереть эту любовь из его памяти. Он вспоминает, что она ушла от него. Она больше не могла так, слишком тяжел был груз обмана на ее плечах. Он вспоминает, как ему хотелось забыть, как ему хотелось, чтобы этой любви не было. ‘Every night I cut out my heart. But in the morning it was full again.’ Параллельно его воспоминаниям зрителю представлена другая история любви, происходящая в реальном времени. История между его медсестрой Ханой и миноискателем. История не простая, но красивая. Оба понимают, что мало шансов остаться вместе, слишком много причин, которые не позволят им быть друг с другом. Но все же, они живут моментом, они наслаждаются тем, что им дано. Война не позволит им долго быть вместе, и любовь оставит шрам на сердце. Но эти моменты счастья - это то, что поможет им пережить тяжелые моменты. Ведь ради этого стоит жить. Эти две истории это не все, что предлагает нам фильм. Перед зрителем также развиваются темы предательства, дружбы, войны и потерь, связанных с ней. Каждый герой фильма пережил какую-то свою личную драму, которая оставила глубокий шрам в его сердце, душе, в его воспоминаниях. Каждый несчастен по-своему. В этом фильме нет счастливых людей, есть только люди, глубоко переживающие и страдающие. Благодаря прекрасному актерскому составу, мы можем видеть всю глубину чувств героев; актеры не просто передают нам происходящее, они живут этими героями, они полностью слились с ними. Именно поэтому этот фильм настолько гениален, в нем нет фальши. Есть только искренняя игра актеров, которые чудесно справились с поставленной перед ними задачей. Фильм Антонии Мингеллы это не просто драма, рассказывающая о любви и предательстве. Это также глубокое повествование о чувствах, переживаниях, любви, верности и потерях, которые противоставленны тягостям войны. И единственное, что остается верным – так это то, что ‘in memory, love lives forever.’
- Ведь мы уцелеем? - Да. Да, обязательно. В последнее время зарекаюсь выставлять фильму оценку сразу после просмотра. Никогда нельзя сказать, как фильм в твоей жизни аукнется. Вот вроде бы посмотрела - то ли девять, то ли десять баллов - еще не решила. А разница вообще-то колоссальная. Во всяком случае, для меня. Девять - это когда посмотрел и в тихом шоке. Десять - это когда посмотрел, посмотрел еще раз, потом подумал, потом еще раз посмотрел и вдруг осознал, что ты знаешь этот фильм наизусть... Мне почему-то кажется, что с 'Английским пациентом' отношения у меня сложатся именно по второму сценарию. По крайней мере, мне очень хочется, чтобы этот фильм поселился у меня в душе. Как образчик прекрасного искусства: красивой картинки, ровной, правдоподобной актерской игры, пересечения и переплетения многих сюжетных линий... да в конце концов, просто как фильм, показавший мне, кто такой господин Файнс, когда он не играет величайшего злого безносого волшебника! Классическое сочетание: любовь во время войны. Вернее, несколько трагических историй любви. Любовь и кровь - они ведь отлично рифмуются и представляют из себя прекрасную пару для зрительских глаз и ушей. А атмосфера фильма складывается из всего понемногу - из взглядов, которые бросают друг на друга влюбленные, из запаха ветра, который снова приносит с собой песок, из запятых и точек, которые Олмаши и Кип расставляют по-своему, и из прочих потрясающих мелочей, даже если это непоэтичное название ложбинки у основания женской шеи, которая так нравилась герою Файнса. Так и получается драма. Вы думаете, драма - это где все мрачно-мрачно? По-моему, нет. Драма - это когда с самого начала тебе дают увидеть счастье. Вот, зритель, смотри, как все могло бы быть хорошо. И когда мы видим героиню Жюльет Бинош, которая хохоча вбегает в комнату с мокрым зонтом, можно вспомнить, что такое улыбка. Даже несмотря на очевидные вещи. С самого начала понятно, что этот обгоревший до костей человек - без имени, без памяти, без прошлого - вряд ли доживет до конца фильма. С самого начала, как только нам начинают рассказывать его историю, мы знаем, что это - лишь прошлое, тогда как настоящее нам уже известно. И все равно какая-то часть моей мазохистской зрительской души надеялась: а вдруг все-таки случится какое-нибудь чудо? Ральф Файнс, когда его лица не видно, играет глазами. Одним глазом, если быть точной. Ральф Файнс, когда его видно, настолько прекрасен во всех смыслах этого слова, что об этом даже глупо говорить. Жюльет Бинош - очень красивая, простая, милая. Несчастная... Самые страшные несчастья получаются по глупости. В конце концов, Ромео и Джульетта тоже погибли из-за того, что дурные вести дошли быстрее хороших. Чуда не произошло. Зато получился один из самых красивых фильмов, виденных мною за последнее время. А над оценкой я еще подумаю.
На первый взгляд фильм простая любовная история, начавшаяся с конца, мы знаем её результат, мы знаем, что герой пал жертвой авиакатастрофы и вряд ли доживёт до создания ООН, мы видим, как он в воспоминаниях пытается выяснить, что же стало причиной такой тяжелой судьбы, когда же все пошло наперекосяк. В этом и заключена одна половина фильма. Другая половина фильма тесно переплетена с первой, т.к. человек с воспоминания есть ни кто иной, как тот бедолага, за которым ухаживает канадская медсестра, и которая думает, что все кого она любит, непременно погибают. И тут на ум приходит, что пора этим двоих излив, друг другу все свои переживания, поделившись мечтами и чудесным образом исцелившись, по всем законам жанра, обрести любовь друг в друге и жить долго и счастливо. Но как бы ни так, ведь это только на первый взгляд простая любовная история, а на самом деле очень глубокий фильм, соединивший с себе 2 жизненные драмы главных героев и не меньшие, но не так раскрытые драмы тройки другой героев, среди которых высотой выделяется Уильям Дефо со своей печальной историей о лишении больших пальцев. Кроме него и у двоих военных индуса, который толи сикх и британца, который толи ирландец есть своя драма, своя история дружбы, молчаливая и, на мой взгляд, самая сильная в фильме, но только не раскрытая совсем. Все эти персонажи очутились в одно время в одном месте, все они сильно привязались друг к другу, обрели свой маленький рай, а может и ад по среди заканчивающейся Второй Мировой. Когда-то этот фильм меня не тронул, но позже этот фильм был мной переосмыслен и даже понравился, хотя каждый просмотр скорее мучение и издевательство над собой, фильм тяжелый и грустный, в нём печали больше, чем в «Титанике» вместе с половиной других драм побеждавших на Оскаре во второй половине 90-х. «Английский пациент» фильм не о любви или дружбе, это фильм о людях, не об определенных людях, о вообще о человечестве, фильм, который показывает, что человек не может быть одиноким, каждый имеет право на жизнь, у каждого должен быть кто-то, кто сможет понять или же противостоять, будь этот человек отчаявшимся и умирающим инвалидом, потерявшей веру во всё медсестрой, жертвой фашистов или военными, которые и во время войны остались людьми. Это кино о людях, которые в дали от Родины нашли свой настоящий дом.
Ты ищешь тот единственный фильм, каждый взгляд, каждое слово в котором будто заранее помнишь, и когда находишь, осознаешь, что это – воплощение твоей вечной идеи, ты никогда не видел ничего настолько прекрасного и никогда не увидишь… Также в любви. «Мы умираем, мы умираем, обогащенные любовью…» и после ее смерти он: «Ты не можешь меня убить. Я умер много лет назад». Для меня в этих двух фразах [«Вы читаете слишком быстро, представьте скорость его пера»] таится глубочайший смысл драмы любви. То изящество, с которым рука, держащая кисть движется по холсту, рисуя силуэт, сохраняется в фильме до последних минут и обретает недостижимую возвышенность в сценах любви. Наверное, не нужно говорить о том, что режиссер этой картины (попробуйте сосчитать в скольких рецензиях сознательно или несознательно употреблено слово «картина») – мастер и о том, что это одна из лучших любовных драм в истории кино. Это признано авторитетными ценителями высокого кино. Вы можете не понимать этого, но не соглашаться с этим – глупо. А вот то, что стоит слов – идея, заложенная в фильме – на мой взгляд открывается настолько многогранным и глубоко личным переживанием, что описать ее в полноте просто немыслимо, возможно лишь очертить эскиз, силуэт… В «Английском пациенте» Вы плачете не только потому, что они умирают, у Вас слезы на глазах также потому, что они – те немногие, которым посчастливилось родиться – Верить, вопреки войне, Жертвовать собой, вопреки всем обстоятельствам, Любить, вопреки боли и страданию, любить вечно. Нежность произнесенного им: «Я испрошу королевского позволения звать его «Босфор Алмаши», горе и обреченность в словах «Как ты можешь?.. Как ты можешь смеяться, будто твоя жизнь не разбита? Потанцуй со мной. Хочу касаться тебя», невыносимость мысли о ее боли и еще множество чувственных моментов буквально очаровывают в этом фильме. «Мы и есть настоящие страны, а не те границы, которые нанесены на карты и носят имена могущественных людей...» Наша жизнь – с множеством путей, и нам решать наполнять ли ее смыслом и делать ли шаг к подлинному смыслу. Эпилог [из сценария]: «В кабине двое, как в начале фильма. Алмаши, почти скрытый летными очками и шлемом, перед ним Катарина, которая как будто заснула. Самолет взмывает над темными ущельями Гильф Кебира, и вдруг горы уступают место земле без карт — пустыне — протянувшейся на мили и мили. Алмаши, английский пациент, смотрит на нее»
Его лицо и тело изуродовано ожогами и шрамами, но его душу терзает не внешняя боль, которую можно успокоить морфином, а внутренняя, спрятанная в глубинах сердца, еще помнящего ту трагическую историю любви, начавшуюся в преддверии Второй Мировой в пустыне Сахары. Сейчас же он, лишенный имени и прозванный Английским пациентом(злая ирония, если бы все узнали, кто он), лежит в этом уединенном итальянском монастыре и пытается постичь уроки, преподанные ему свыше, окруженный заботой медсестры Ханы. Эпическая любовная драма Энтони Мингеллы 'Английский пациент', снятая по одноименному роману Майкла Ондаатже, стала одной из самых прославленных и кассовых картин этого жанра. Получившая 9 Оскаров и множество других наград, эта вечная история любви никогда не потеряет своей актуальности. Несмотря на приличный хронометраж, фильм держит в напряжении от начала и до конца, и в этом главная заслуга великолепной актерской игры. Ральф Файнс блестяще и невероятно правдиво сыграл своего героя, для которого любовь стала смыслом жизни, лишив границ. Кристин Скотт Томас воистину великолепно сыграла обьект обожания героя Ральфа Файнса и их совместные сцены, особенно пропитанные легкой эротикой, стали украшением картины. Жюльетт Бинош, получившая за роль Ханы Оскар, сыграла потрясающе свою роль, вобрав в свою героиню нежность, кротость и истинную женственность. Также в картине небольшие, но очень яркие роли исполнили Колин Ферт, Уиллем Дэфо(загадочный Караваджо), Нэвин Эндрюс(солдат Кип) и Юрген Прохнов. С визуальной точки зрения фильм не менее прекрасен. Оператор Джон Сил великолепно передал дух предвоенного и военного времени в фильме и сумел показать жестокую красоту Сахары и мягкие пейзажи Италии. Особую романтичную атмосферу в фильме создает и саундтрек Габриэля Яреда, звучащий практически на протяжении всего фильма. 'Английский пациент' - прекрасная, чувственная и правдивая мелодрама, которую я рекомендую посмотреть всем без исключения. Это один из тех редких фильмов, к которым регулярно хочется возвращаться. 10 из 10
'Эта история любви не о тех, кто теряет сердце, а о тех, кто находит в себе то, что запрятано глубоко, глубоко. Оно обитает в вас, а вы и не подозреваете об этом, пока вдруг не поймете, что душу можно обмануть, а плоть - никогда. Плоть ничем нельзя обмануть - ни мудростью сна, ни соблюдением светских приличий. В плоти - средоточие и самого человека и его прошлого'. (с) Под прекрасные звуки женского голоса, плавные движения кисти нежно прикасаются к полотну, она постепенно покрывается абстрактными фигурами, которые вскоре воссоединяются в черном 'танцующем' женском силуэте, который медленно погружается и исчезает в песках бесконечной пустыни. Период Второй мировой войны. Над пустыней летит небольшой самолет. В его кабинке двое - мужчина и женщина, окутанная в щелковый платок. Неожиданно в самолет начинают стрелять солдаты, одетые в немецкую форму. Спустя несколько минут самолет падает и взрывается. Для окружающих он просто 'английский пациент' - без прошлого и без будущего. Он не помнит ничего, даже свое имя. Он уже мало похож на человека, от его тела остались лишь ожоги и шрамы. Он еще жив, но это последние дни его жизни - последний месяц, а может и последняя неделя. Ханна - молодая медсестра, жаждет одиночества после того, как недавно пережила потерю любимого человека. Осознавая, что смерти ему все равно не избежать, решает поселиться вместе с ним в небольшом итальянском монастыре и провести последние дни его жизни рядом с ним. Здесь, в этом заброшенном монастыре, на фоне роскошной природы Италии, постепенно, от ассоциации к ассоциации, осколки его памяти собираются и воссоединяются с тусклым зеркалом реальности. Умирающий воскрешает в своей памяти страстный роман с замужней женщиной, которую он до сих пор, находясь на один шаг от смерти, помнит и любит. 'Любовь - единственная свобода в этом мир, ибо она поднимает душу к вершинам, не доступным ни для законов и обычаев, ни для законов и велений природы'. (с) Закрывая глаза, он начинает видеть сцены из прошлого. Его окружает бесконечная ночная пустыня, покой которой нарушают лишь ураганы и караваны, чувствует воздух наполненный оранжевым песком, слышит музыкальные звуки, которые похожи на ритмические удары пульса или стук капель дождя, видит жизнь в Африке, тогдашние дни и ночи. Он вспоминает ее. Он четко видит ее образ перед собой - классические черты ее лица, ее голубые, бездонные глаза, ее белокурые волосы... Чувствует ее плавные движения и слышит ее мягкий голос... Когда он встретил Кэтрин, так ее звали, она была замужем. Он четко помнит первую встречу с ней. Когда самолет приземлился, когда ее муж вышел из кабинки, а потом появилась она... Тогда их глаза воссоединились в первый раз. В экспедиции она была единственной женщиной. Это вызывало у него беспокойство, что в их мужской компании появилась она, замужняя женщина. Это было началом их мук и радости. Мы не выбираем тех, в кого влюбляемся. Любовь обрушилась на них как песчаный ураган. Она вошла в его жизнь, нарушив его покой. И если она так поступила с ним, то как же он поступил с ней? 'Я не могу прожить и дня, коль не увижу вновь тебя, Все для меня теряет смысл, коль не увижу вновь тебя, И это не просто слова. Это то, что я чувствую всегда'. (с) Они постоянно чувствовали присутствие друг друга. Каждый из них ждал, когда же их ровные, теплые отношения превратятся в буйную страсть. Они больше не могли сопротивляться. Они оба знали, что им сейчас хочется. Спустя некоторое время они стали любовниками. Они и бесконечная пустыня вокруг них, и всего-то то, что они хотели, чтобы один человек - ее муж, не увидел бы их вместе. Находясь рядом со своим мужем, она вспоминала его. Она чувствовала прикосновение его рук, его гнев и ревность. Она задыхалась от страсти. А он, который никогда не испытывал одиночества, тосковал по ней и готов был плюнуть на все условности, на все правила приличия. Он хотел, чтобы она полностью принадлежала ему. Это было единением душ. Найдут ли они или потеряют свои души...навсегда. Любовь покоряет нас, воздействуя на наше самолюбие. В самом деле, как противостоять чувству, которое умеет возвысить в наших глазах то, чем мы обладаем, вернуть то, что нами утрачено, дать то, чего у нас нет. (с) Комната 'английского пациента' наполняется темнотой, на столе догорает последняя свеча. Открывая глаза, он видит ее колеблющийся желтый свет. Он больше не слышит звуки, и даже свет ему кажется ненужным.
Последние дни Второй Мировой Войны. Молоденькая медсестра Ханна (Бинош) ухаживает за страшно обожжённым человеком (Файнс), который утверждает, что не помнит даже своего имени. Постепенно память возвращается к венгерскому графу Ласло Де Олмаши, и он вспоминает о романе с замужней женщиной Кэтрин (Скотт Томас), своём невольном предательстве и о причинах страшных увечий. Ханна в это же время влюбляется в работающего по соседству сапёра Кипа (Эндрюс) и пытается понять, какие цели преследует неожиданно появившийся в этих местах странный человек по имени Дэвид Караваджио (Дефо). 'Английский пациент' - ещё один фильм их тех, что по всем замашкам должны являться шедеврами, но лично меня не зацепили. Понятно же, что при откровенной ориентированности ленты на Оскар, создатели сделали всё возможное, чтобы картина выглядела мощно и трогательно. Сценарий, полный всепоглощающей любви, ужасных испытаний, благородства и предательства. Актёры высочайшего класса, чьи имена способны легко сделать фильму прибыль, но при этом не слишком затасканы Голливудскими поделками. Файнс, Бинош, Дефо, Фёрт - все они справились со своими ролями на высший балл. Что ещё есть в 'Английском пациенте'? Да всё, что надо - пронзительная, трогательная музыка, красивые пейзажи Северной Африки, любовные переживания, дружба и предательство. Смешение всех этих компонентов принесло свои плоды - 9 Оскаров, включая 'Лучший фильм', два 'Золотых Глобуса', шесть премий Британской академии и ещё ворох всевозможных наград. Казалось бы, смотри и радуйся. А вот я не доволен. Почему? Как говорил Гомер Симпсон - 'Boooring!', что в переводе на великий и могучий - 'скучно'. Действительно, 2 с половиной часа тянутся так долго, что возникает ощущение, будто просидел перед телевизором полдня. При этом чисто механически отмечаешь удачные моменты постановки, классную актёрскую игру, музыку, но погрузиться в фильм с головой не получается, хоть ты тресни. Да, я - привереда и вообще 'ничего не понимаю', но во время финальной сцены страданий графа Олмаша ни один мускул не дрогнул на моём лице, хотя вообще я впечатлительный человек (ВАЛЛ-И, например, без слёз не могу смотреть). Так что, впечатления от фильма странные. Вроде бы всё хорошо снято и отлично сыграно, но почему-то не трогает и заставляет скучать. Проверяйте сами, вдруг вам повезёт. 7 из 10
Картина «Английский пациент» основана на одноимённом романе Майкла Ондатже, за который он в 1992 году получил Букеровскую премию. Главный герой фильма и романа Граф Ласло Алмаши (в фильме его роль исполнил Рэйф Файнс) вполне реален и действительно был исследователем пустынь и авиатором. Частично его биография отображена в фильме, хотя конечно порядком изменена. Так, например авиационная авария и последующее умирание в Италии уже почерпнуто из книги, а не из жизни. На самом деле Граф Алмаш заболел во время визита в Австрию в 1951 году. А умер он от дизентерии в госпитале в Зальцбурге, где и был похоронен. Ну конечно взявшись за постановку этого фильма режиссер, и по совместительству автор сценария картины, Энтони Мингелла не ставил перед собой цель экранизировать жизнь венгерского аристократа. Мингелла снимал широкомасштабную картину повествующею красивую, практически сказочную историю любви. Да и что тут греха таить, картина снималась не только ради хорошей кассы, но и конкретно под “Оскар”. Фильм громко выстрелил по обоим мишеням, что, кстати, бывает не так уж часто, собрав при 27 млн. бюджета более 230 млн. по всему миру, и из 12 номинаций на Оскар выиграл девять, став, фактически главным фильмом 1996 года. Чем так хорош этот фильм? В первую очередь уровнем постановки и актерскими работами. Сыграны практически все роли без исключения блестяще, и даже учитывая, что фактически все сюжетные линии фильма, по сути, романтические истории, никто из актеров не переигрывал, изображая нечеловеческие страсти. Напротив сыграно сдержанно, без надрыва, но в, то, же время весьма эмоционально. От актеров на Оскар были номинированы Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас и Жюльет Бинош, но статуэтку получила лишь Бинош. Лично мне пара Файнс-Томас понравилась больше, хотя и Жюльет Бинош тоже сыграла на славу. Немного невнятная роль у хорошего актера Уиллема Дефо, но тут, скорее всего виноват не он, ведь его сюжетная линия раскрыта слабо, потому что… После монтажа хронометраж фильма получился 4 часа 10 минут, а затем он был сокращен до двух с половиной часов. В результате это немного подпортило впечатление от картины. Фильм все равно оказался затянут, так как два с половиной часа это многовато, но при этом вырезанные два часа фильма бесследно исчезнувшие где-то на полках студии, сказались на целостности сюжета картины. Линия с тем же Дэвидом Караваджо (Уиллем Дефо), и любовью лейтенант Кипа (Невин Эндрюс) и Ханны (Жюльет Бинош) не совсем понятны, скорее всего, как раз из-за жестокого монтажа. Но, даже столкнувшись с такой проблемой Энтони Мингелла сумел сделать картину весьма целостной, масштабной и красиво снятой. За свои режиссерские заслуги Мингелла, кстати, получил в награду “Оскар” как лучшему режиссеру. Впрочем, довольно слов, резюмирую. Хороший фильм, от которого я впрочем, не остался в сильном восторге. И вовсе не, потому что фильм плохой, напротив поставлен и сыгран фильм замечательно. Просто как-то не зацепило, что ли. Но я не пожалел, что его посмотрел, и думаю посмотреть его все таки стоит всем, даже самым закоренелым циникам, потому что, повторюсь, сделан фильм отлично. Оценки по пятибалльной шкале Зрелищность 4 Актерская игра 5 Режиссерская работа 4 Сценарий 4 Кратко о фильме красивая драма Нужно ли смотреть вполне можно
'Я подумал, что из этого ничего не получится, - признавался позже Сол Заенц. - Студии никогда не дадут денег под фильм о страданиях, актеры класса 'А' никогда не поедут работать в пустыню, где нет голливудских удобств. Для студий проект - с большим количеством костюмов минувшей эпохи, декораций и натурных съемок - катастрофа по определению. Добавьте сюда еще и очевидные минусы с точки зрения руководителей отдела маркетинга: нелинейное развитие сюжета, страдания вместо боевых действий и полное отсутствие надежд получить на главные роли кого-нибудь из знаменитостей'. Фильм начинается там, где должна была закончиться история Ласло де Алмаши. Но он выжил, получил ужасающие ожоги и был госпитализирован. Теперь вот бывший обаятельный мужчина прикован к постели, нуждается в постоянном уходе и мучительно вспоминает тяжкое прошлое. В том прошлом у него, конечно, таится счастливая и в то же время обреченная любовь. Любовь к красивой замужней женщине, страсть к которой разгоралась с каждым разом всё сильнее. Он отвергал собственность и не хотел принадлежать, но сам не заметил, как постоянно искал встречи с ней. Отталкивал от себя, но каждый раз сам тянулся к своей женщине. 'У Рэйфа удивительно красивое лицо, - делится Кристин Скотт Томас, исполнительница роли возлюбленной Файнса. - Он обладает пытливым умом, у него развито чувство собственного достоинства, - качества, редко встречающиеся у актеров его поколения. Рэйф - настоящий мужчина. Заставляет женщин ощущать себя слабыми. Есть мужчины, которых хочется пожалеть, приласкать и накормить. И такие, перед которыми хочется пасть ниц. Рэйф относится ко второму типу...' Три года подряд - с 1994 по 1996 - лучшими фильмами назывались те, в которых обреченная любовь случалась на фоне масштабных событий. 'Храброе сердце', 'Английский пациент' и 'Титаник'. Обреченная же на короткий срок, зато с яркими эмоциями и запоминающимися моментами. В кино именно такая любовь, наверное, работает лучше остальных. Так благодаря ярким образам, интересному сценарию и мастерской технической стороне зрителю же удается поймать связующую нить между героями, чтобы потом с грустью вспоминать о влюбленных. А пронзительная музыка всегда напомнит о нескончаемой боли из прошлого. Группа отправилась в Тоскану, потом в Рим, Венецию и, наконец, в Тунис, где и прошла большая часть съемок. Работать пришлось в адских условиях. Каждый день нужно было добираться к месту съемок в песках на верблюдах и ослах. И в довершение ко всему в самом начале киноэкспедиции режиссер сломал ногу. Трудились с утра до захода солнца. Актеры не любят вспоминать о съемках в пустыне, настолько они оказались изматывающими. Зато в отличие от двух упомянутых фильмов в 'Английский пациент' есть сильный противовес в виде второй любовной линии. Да, между Ханной и Кипом (Жюльет Бинош и Навин Эндрюс). Из-за второстепенности аудитория получает малую часть их отношений, хотя, уверен, в романе всё описано подробнее. Признаться, сцена с разминированием бомбы, когда вот гибель Кипа кажется неминуемой, вовсю внушает такое напряжение. За этих двоих реально переживаешь. Ханна вообще чувствует себя магнитом для бед, из-за которых умирают близкие люди. Поэтому справедливо, что надежда для их совместной жизни существует. Они заслужили. И все же Заенц купил права на экранизацию, а Мингелла начал писать сценарий. Роман Майкла Ондатдже производит обманчивое впечатление - он кажется совершенно кинематографичным. Как отмечал Мингелла, ярчайшие образы разбросаны по страницам мозаикой несвязного повествования - будто кто-то посмотрел картину и торопится записать самое лучшее, чтобы не забыть. В целом, творение ныне покойного Энтони Мингелла снято блестяще и изысканно. Подумать только, наши композитор, оператор, монтажер, художник по костюмам, художник-постановщик, звукорежиссер - всем достались премии 'Оскар'. Просматривая фильм, вообще представить не сможешь, что съемки давались с трудом. Но это труд был вознагражден. Выложились на все сто. Любой предмет остается предметом, не нуждаясь в прилагательных, считал граф Алмаши. Однако только любовь нуждается в определении, чтобы два человека знали, что, а, происходит. Момент, когда Кэтрин переспорила смущенного Алмаши, бесподобен. 'Рэйф Файнс получил от Бога все: ум, талант и прекрасную внешность, - хвалил своего актера Энтони Мингелла. - Но тот, у кого все это есть, не может не стать звездой. Что бы ни делал Рэйф, в его поступках чувствуется некий подтекст. В этом человеке скрыта какая-то тайна. В нем есть частичка тьмы'.
Очень давно пыталась посмотреть этот фильм. Но все как-то откладывала, настроения подходящего не было, на любовь и пустыню нужен особый настрой. И вот однажды он пришел, в очередной раз пересмотрев список актеров, я решила, что пора. Конечно, первоначальными причинами интереса к этому фильму были 9 оскаров и Рэйф Файнс и Колин Ферт. А потом я увидела, что режиссер-то Энтони Мингелла, чьего Чтеца посмотрела совсем недавно (впечатление произвел неизгладимое) и чьего Мистера Рипли обожаю всем сердцем, так что позитивный настрой пришел. Я считаю одними из самых важных моментов в фильме самые первые минуты, они задают тон всему повествованию. Тут пример практически идеала — аллюзия на барханы в пустыне, самолет, красивая девушка с закрытыми глазами, влюбленные глаза мужчины, ну просто сказка. Дальше можно бесконечно описывать всю красоту картинки — и лагерь в пустыне, и итальянский монастырь, и квартира графа в Каире, и пещеры, и все актеры красивые, и одеты отлично. Вообщем смотреть на все это одно сплошное удовольствие. При этом мне дико понравился контраст с внешностью ужасного обгоревшего графа. Это прямо-таки входит в копилку почти неуловимых мелочей, на которых строится характер фильма. Но а вообще, по факту, о чем фильм? Ну все как-то банально — страсть, любовь, измена, ревность, смерть. НО! Для меня самым большим признаком мастерства служит способность преподнести самую банальную на свете историю так, чтобы ты не мог оторвать от нее глаз. Ну, например, перенести все это в Сахару, где внутренний огонь любви героев подогревается еще и палящим солнцем. И главное не переборщить, нужно сохранить напряженность раскаленного песка пустыни и густого воздуха, но при этом не сделать ее главным действующем лицом. Задача выполнена, цель достигнута, фон сработал на все 100. Другой момент — это параллельная история, или даже несколько. Вот тут не могу сказать, что была в восторге. Линия медсестры и сикха, и вообще всего, что происходило, скажем так, в реальности мне была как-то не очень понятна, но может быть потому что я не очень хотела в это вникать. А вообще, на самом деле, история не такая уж и банальная. Стандартная история вставлена в крайне нестандартные рамки. Какой-то своеобразный шарм в этом есть. И все сложилось, все вместе смотрится просто отлично, но если разбирать по деталям, то можно конечно задать много вопросов. Но кому это надо? Главное получить удовольствие и эмоции от фильма, а все это точно будет. А теперь о наболевшем. Рэйф мать его Файнс! Как? Просто как он мог не получить Оскар? Я честно была немного в шоке. Во-первых, от того какой он красавец, не могла налюбоваться. Во-вторых, от этих взглядов, которые он метал на Кристин Скотт Томас. Это было волшебно. И вообще все сцены между ними были настолько переполнены эмоциями, что хоть ножом режь. А вот Жюльетт Бинош не понравилась совсем. Ну какая-то совсем вареная, были попытки добавить яркости образу, но как-то не получилось. Итоговое слово: я всплакнула, что со мной бывает редко. Многое еще хотелось бы сказать, но лучше посмотреть, потому что хоть любовь это тема заезженная, но она всегда может раскрыться и затронуть по-разному 9 из 10
У каждого своя война. Где-то тяжелые танки вгрызаются в цитадели, где-то восемнадцатилетние мальчишки, оглушенные стаканом водки, остервенело несутся на штурм разорванных снарядами окопов. А здесь бесконечный шорох вечных песков, изредка нарушаемый размерным гулом одномоторных самолётов. На Западе любят романтику великой пустыни. Это влечение дошло до нас через произведения Антуана де Сент-Экзюпери, Роальда Даля и вот теперь Майкла Ондаатже. Через призму песчаных волн зверства войны уходят на второй план, уступая место вечным страстям – любви, дружбы и предательства. Непоседливый венгерский граф Олмаши составляет карты и делает мелкие географические открытия. Волей случая он проводит очень неоднозначную ночь с женой английского летчика в занесенным песком грузовике. Этот миг жизни оказался определяющим для сотен людей – самого геодезиста, аристократки Кэтрин, её мужа, канадского шпиона Караваджо и других жертв будущего предательства, которое позволило немецким войскам затянуть сражения на конкретном квадрате земного шара. Два с половиной часа снов-воспоминаний воландеморто-подобного существа непривычны для современного зрителя, привыкшего к стремительной смене кинособытий и пародийному ёрничеству сценаристов. Тягучий ликёр классических отношений требует определённого настроя, желания пропустить через себя чувства одинокой медсестры, ищущей близкую душу, сапёра-синкха, считающего себя ответственным за каждую неразминированную бомбу, беспалого мстителя-морфиниста, английского лётчика, потерявшего от ревности чувство реальности. И, конечно, без сопереживания утонувшим в преступной любви героям Райфа Файнса и Кристин Скотт Томас расшатывается вся конструкция обласканной всевозможными наградами картины. Семь лет Энтони Мингеллы подарили миллионам киноманов «Английского пациента», «Талантливого мистера Рипли», «Холодную гору». Совсем недавно знаменитый режиссёр был побеждён раком горла. Но он успел снять свой главный фильм, который заставляет многочисленных критиков включать Энтони в различные списки и чарты – «Английский пациент», фильм про то, каждый день вырывающего своё сердца, и которое вырастает вновь и вновь.
Этот фильм я посмотрела сравнительно недавно, хотя он много лет был в моем списке «обязательно к просмотру». Не знаю почему, но всегда было неподходящее настроение и просмотр откладывался на неопределенный срок. «Английский пациент» остается в памяти навсегда. У меня нет потребности пересматривать его регулярно, но история, описанная в фильме, всегда жива в памяти и вызывает все те же эмоции, что и непосредственно во время просмотра. Трогательная история о любви, дружбе, страсти, предательстве, потерях. Потрясающая картинка, передающая атмосферу 40-х годов, красивы и идеально подобранный саундтрек. Потрясающий актерский состав — Рэйф Файнс, Кристин-Скотт Томас, Уиллем Дефо, Жюльет Бинош, Колин Ферт... Я была восхищена игрой Файнса, такой холодный и умный граф словно сошедший с ума от страсти, сгоревший до тла. Минуту за минутой мы наблюдаем, как в нем происходит это изменение. Я страдала вместе с ним и в финальной сцене слезы текли рекой. Кристин-Скотт Томас очаровывает своей безупречной красотой. Но в некоторых моментах мне хотелось, чтобы ее наконец-то поставили на место. Настолько жестоко и восхитительно манипулирует она чувствами мужа и любовника. Но как итог, она сгорит также от страсти и любви. Герой Колина Ферта от ревности сойдет с ума по-своему, не оставив шанса на счастье никому. Но мне его искренне жаль. Единственная героиня, которая не вызвала у меня особенных эмоций, хотя все и восторгаются ее игрой — это Хана, в исполнении Жюльет Бинош. Все достойно, не спорю, но мурашки не бегали по коже, я не прониклась. Есть что-то наигранное в ее лице и действиях. Трагическая история страстной любви, жестокого выбора и расплаты за него. Все это сопровождается фоном Второй Мировой войны, бескрайними пустынями и благородными целями. Этот фильм с глубокой моралью, трепетной скорбью по прошлому и поучительным уроком на будущее. Но разве можно устоять, когда страсть заполняет тебя всего. Этот фильм разрывает тебя на части, после него очень сложно собраться по кусочкам. Лично мне понадобилось несколько дней. Энтони Мингелла в очередной раз открывает нам с вами свой талант. Я аплодирую стоя! Этот фильм обязателен к просмотру и определенно должен занимать место в домашней коллекции. И я обязательно пересмотрю его, когда мне захочется грусти и размышлений о тяжелых судьбах в образе красивейших героев, запредельных эмоций и капли страданий. 10 из 10
Прекрасный дуэт Рейф Файнс и Жюльет Бинош я помню еще по фильму 'Грозовой перевал'. Именно этот фильм является для меня лучшей экранизацией романа Эмили Бронте. Видимо их совместная работа обречена на успех, ведь в картине 'Английский пациент' они проявили еще большее мастерство. Что удивительно, не смотря на достаточно долгое время, фильм смотрится на одном дыхании, особенно если учесть глубину и трагичный сюжет. Абсолютно нет затянутости. Флэшбэки не дают расслабиться и зазеваться, хотя в этом фильме заскучать нельзя. Очень радует, что в сценарии на налито лишней воды и нету розовых соплей. Показаны взрослые, зрелые чувства, без долгих ухаживаний и серенад и трагедия запретной любви. Хотя, по сути, в чем они виноваты? Ни в чем, просто они полюбили. 'Каждую ночь я вырезал у себя сердце, а к утру оно вырастало заново.' Лично у меня не было града слез, не потому что фильм меня не тронул, а потому что ощущения были иные, такие как при прочтении романа 'Унесенные ветром'. Более тревожное чувство, как натянутая струна, посетило меня. Но, конечно, в финале слезы навернулись на глаза. Кстати и сам Ласло де Алмаши напомнил мне Ретта Батлера. В этом фильме, помимо сюжетной линии, есть еще прекрасная работа оператора, все виды и пейзажи, которые привлекают также, как и происходящие события. Невероятная пустыня Сахара, величественная и беспощадная, весеннее пробуждение Италии... Ну и ко всему этому музыка... музыка тонкая, открывающая настроение событий, стран и самое главное - героев. Благодаря композиции пейзажей и музыки, на себе чувствуешь палящее солнце, ночной пустынный ветер, песок на губах или свежий ветер и аромат зеленой листвы. В первую очередь очень хочется поблагодарить Рейфа Файнса за его работу. Блестящее исполнение роли, жаль, что Оскаром его обделили. Взять только то, сколько он находился в гриме, это очень сложно. И мне кажется, что именно эта роль стала посылом, чтобы его утвердили на роль Лорда Волан-де-Морта в Поттериане. Его партнерша Кристин Скот Томас, как нельзя лучше передала свой образ Кэтрин Клифтон. Запретная любовь, на фоне безводной пустыни - накаленные чувства, страсть и в то же время преданность своему мужу, стах причинить ему боль. « — Когда ты была наиболее счастлива? — Сейчас... — А наиболее несчастна? — Сейчас...' В каждом образе заложен глубокий смысл, уязвимость, слабость. С отношением Джеффри Клифтона к своему браку: 'Мы были друзьями, она постоянно мне плакалась на свои проблемы и мы нашли гениальное решение...', - решение пожениться. Так вот с таким отношением, никто предвидеть не мог, как он отреагирует на измену. Ну и конечно же, легкая, словно облачко, Жюльет Бинош. Кажется, её Ханна скользит по жизни, но за мужеством и улыбкой, скрываются трагедии. Девушка со всей детской непосредственностью и упрямством продолжает жить и дарить свою заботу другим. Достаточно вспомнить, как после тяжелого дня, она задорно прыгала в классики. Личная трагедия Караваджо, которая оказалась гораздо меньше, по сравнению с Ласло. « — А я думал, что убью тебя... — Ты не можешь меня убить — я давно умер...' Все линии, все судьбы сплетены, у каждого за пазухой личные несчастья и все это разворачивается на фоне Второй мировой войны. Всего этого не должно было произойти, просто так сложились обстоятельства, которые иногда бывают сильнее людей. Их любовь произошла не в то время. Как сюда отлично подходит отрывок из стиха Булата Окуджавы: 'Кто вы такая? Откуда вы? Ах, я смешной человек... Просто вы дверь перепутали, улицу, город и век.' Они. Они перепутали улицу, город и век. Особенно тронуло письмо Кэтрин. А фильм достоин всех полученных наград. 10 из 10
В памяти любого человека обязательно присутствуют самые приятные или самые отвратительные воспоминания, к которым человек либо возвращается каждый день, либо от которых он бежит всю свою жизнь. Эти воспоминания могут быть связаны с путешествием, школьным выпускным или любовью, причем любовью настоящей. Так, воспоминания о любви могут дарить их обладателю теплые и светлые чувства, но в то же время приносить множество страданий и жгучей боли. Именно такой род воспоминаний принадлежит главному герою знаменитой драмы продюсера Сола Заенца «Английский пациент». Сюжет Вторая мировая война приближается к своему долгожданному концу. Канадская медсестра Хана в заброшенной итальянской вилле ухаживает за «английским пациентом» - загадочным обгоревшим мужчиной, якобы не помнящим о своем прошлом. Однако близкое знакомство Ханы и ее пациента приоткрывает завесу тайны и рассказывает о его трагической любви к замужней женщине. Игра актеров От игры актеров осталось особое двоякое чувство. Я не могу сказать, что на всем протяжении фильма я преобладал в неописуемом восторге от исполнения главных ролей. Райф Файнс и Кристин Скотт Томас хотя и были номинированы на премию Оскар за исполнение главных мужской и женской ролей, я не могу сказать, что их игра смогла произвести сильное впечатление и стать штампом для подражания. Тем не менее, я все-таки хочу выделить актрису, воплотившую самого необычного и самого светлого персонажа, а именно Жульетт Бинош, сыгравшую медсестру Хану. Ей в своем персонаже удалось совместить одновременно наслаждение жизнью и доброту и внутренние страдания из-за того, что все, кто ее любят или кого она любит, умирают. Режиссура Режиссер Энтони Мингелла – конечно, талантливый человек, могущий выудить и даже вытащить из своих картин огромный поток эмоций и чувств, которые преследуют героев его фильмов. Так, и с «Английским пациентом»: в фильме продемонстрирована трагическая история любви венгерского графа и замужней англичанки, погибающей, по сути дела, от руки своего ревнивого мужа. Во время просмотра вы ощущаете весь комплекс страданий и мучений, которые переживает в своей душе граф Олмаш. Однако, по-моему, Мингелла слишком переусердствовал с мелодраматическим жанром фильма, так как порой любовь, показанная в картине, теряла оттенок искренности и напяливала на себя голливудские клише. Сценарий Честно говоря, после просмотра фильма во мне проснулось бурное желание прочесть роман Майкла Ондаатже, по мотивам которого была снята эта картина. Сюжет фильма как бы происходит в двух параллельных реалиях: в довоенное время и поствоенный период времени. Первая сюжетная линия знакомит нас историей любви главных героев. Граф Олмаш, являясь картографом, составляет подробную карту Сахары. К нему присоединяется команда исследователей, в числе которых оказывается англичанка Кэтрин, в которую в скором времени влюбляется Олмаш. Они вынуждены таком встречаться, но война и предрассудки разлучат их навсегда. Вторая сюжетная линия повествует о медсестре Хане, заботящейся об «английском пациенте», поведавшем ей свою историю и, видимо, тем самым вернувшим ей вкус к жизни и любви. Монтаж В картине задействован очень интересный тип монтажа. Уолтер Мёрч весьма необычным способом погружал зрителя в прошлое главного героя. Подобные эпизоды происходили следующим образом: главный герой слышал какие-нибудь звуки, например, частый стук, и ему сразу нагрянуло воспоминание с барабанами, связанное с его возлюбленной Кэтрин, когда они познакомились. Саундтрек Композитор Габриэль Яред написал потрясающее музыкальное сопровождение к фильму. Каждый трек насыщен трагизмом и отчаянием главных героев. Причем этот трагизм отражает не фоновую ситуацию, в которой оказались герои, как, например, начавшуюся войну, а именно их душевное состояние, в котором они преобладают. Так, сильно прозвучала тема в эпизоде, когда главный герой вышел из пещеры со своей возлюбленной. Итог Я не могу сказать, что я был в полном восторге после просмотра фильма: что-то мне в нем, несомненно, понравилось, что-то наскучило. Тем не менее, с полной уверенностью могу сказать, что душевного насыщения этот фильм обязательно нужно посмотреть. Каждый человек воспримет его по-своему, однако фильм насыщен 8 из 10
'Вангую' множество недовольствующих из армии 'очередной идиот обхаял великий фильм', но все же... Начну с того, что пересмотрев огромное количество разных фильмов подобной тематики, 'пациент' никак не попадался мне на глаза. Честно говоря, я и сам-то не особо рвался его посмотреть. Не то, чтобы я изначально был предубежден против данной картины. Отнюдь! Просто так складывались обстоятельства, что руки и глаза до него не доходили. Но вот, наконец-то, то ли выходные удачно легли, то ли воскресную игру перенесли с двух дня на десять утра, так или иначе кнопка 'воспроизведение' была нажата. Начну с хорошего. Очень понравилось как сыграли актеры. Но не все. Прежде всего Уиллем Дефо и Навин Эндрюс. У актеров получились по-настоящему живые персонажи, а не статичные куклы, которые только и могут что рот не вовремя открывать и изображать не пойми что. Видны их эмоции, переживания. Я даже и не сразу вспомнил, что Эндрюс позже снимется в очень успешном и интересном сериале 'Остаться в живых'. Несколько отстала от них Жюльет Бинош, хотя в целом тоже играла прилично. Ее героиня немного сумасбродная, но все же женщина, причем женщина живая. С другой стороны, разве в таких фильмах есть откровенно халтурящие ребята? Положительные моменты на этом, в принципе, заканчиваются. Теперь поговорим о недостатках. Самый большой и самый меня задолбавший. Это основная линия фильма. Эта бесконечное воспевание супружеской неверности. В очередной раз режиссер предлагает мне посмотреть и по возможности проникнуться историей прелюбодеяния. В очередной раз меня заставляют поверить в 'чистую и непорочную любовь', пока, как говорится, муж в командировке. А так-то, можно и при друге трахать его жену, а на его вопросы о ее местонахождении в данный момент отвечать с препоганейшей улыбкой, мол, не знаю. Ну, а 'верная жена' конечно, может изобразить плохое самочувствие, не забывая, однако, какой горячий парень только что ее удовлетворял. Вот как хотите, а именно так я увидел основную историю. О том, как умирающий обрубок вспоминает, как трахал женщину своего лучшего друга и пытается убедить зрителя в том, что отчаянно любит трагически погибшую (хотя ни ее, ни его мне абсолютно не жаль). Но почему я вам не верю, английский пациент? Конечно, мистеру Дарси, то есть Колину Ферту отдали слишком мало экранного времени в сташестидесятиминутном фильме и был он в нем не так неотразим как годом ранее в 'Гордости и предубеждении', но играл вполне достойно. А главному герою я не могу поверить. И такое ощущение складывается, что в конце пути жизненного его больше терзает призрак погибшего друга, нежели прерванный полет любви. На мой взгляд, основная сюжетная линия - история похоти и грязных отношений, история обмана и предательства, неудачной мести и трусости. Возможно, вы видите ее по-другому, но на то мы и разные. Поэтому воспоминания этого 'пациента' не заслуживают больше... 2 из 10 ...мне совсем не хотелось знать как из-за желания заняться сексом с женщиной, которая тебе не принадлежит (очень заводит, правда?) нелепейшим образом все погибают. С другой стороны, параллельно разворачивается другая история, которая уже по-настоящему проходит на уровне взглядов и чувств. История любви сапера и медицинской сестры. И эта история, в которую веришь. Которая оказывается значительно прекрасней, романтичнее и чище, нежели вышеуказанная. И актерский состав этой параллельной линии именно живет разворачивающимися на экране событиями и нет никакого негатива и желания выключить фильм и заняться чем-нибудь другим. Признаюсь, у меня даже сложилось впечатление, что я посмотрел два разных фильма, настолько разным он оказался. В совокупности, я не могу сказать, что картина оказалась плохой. Как бы то ни было, актеры играли достойно, действие, разворачивающееся в их настоящем получилось истинно прекрасным, в отличие от отвратительной рефлексии одного из главных героев. Тем не менее, горький осадок остался и никак не выветривается из головы. А истории о 'чистой любви', когда забыты честь и уважение ради удовлетворения своих инстинктов и когда одного из персонажей самым похабным образом водят за нос меня уже попросту задолбали. Поэтому, всего лишь... 5 из 10.
В 1992-м году вышла очередная экранизация классического романа Эмили Бронте 'Грозовой перевал', где главные роли исполнили англичанин Рэйф Файнс и француженка Жюльет Бинош и по мнению многих именно эта экранизация - лучшая. Но им предстояло встретиться на съёмочной площадке ещё раз, через четыре года и принять участие в эпической драме малоизвестного тогда постановщика (всего две картины, плохо знакомые зрителю) Энтони Мингеллы. 'Грозовой перевал' получил заслуженные хвалебные речи и любовь зрителя, а вот 'Английский пациент' произвёл настоящий фурор, взяв самые престижные награды, вручаемые в миру кинематографа. Именно в 'Английской пациенте' проснулся главный талант Энтони Мингеллы - его способность выжимать из героев все драматические соки и давать возможность зрителю прочувствовать характер персонажей вплоть до мельчайших подробностей. На характере героя Рэйфа Файнса можно писать дипломную работу, как из минимума можно выжать максимум. После просмотре этот персонаж оставляет лишь впечатление трагического героя, но всё ли так просто? Нет, на этой персоналии под призмой гордости и обособленности просматривается чувства, страсть, которой он предался и последствия её, когда она уже переросла в сильнейшую любовь, близкую одержимости. Обращает на себя внимание с первых кадров и героиня Жюльет Бинош. Ей заведомо предоставили роль второго плана, которые редко обращают на себя внимание зрителя, но здесь это сродни даже роли первостепенной значимости. Мингелла отдал в своей истории 'Английского пациента' прошлое Рэйфу Файнсу, а вот настоящее и возможное счастливое будущее Жюльет Бинош. На фоне многочисленных личностных трагедий её улыбка и самоотдача выглядит чуть ли не Божьей милостью. Кристин Скотт Томас всегда удавалось харизматично сыграть героинь из первой половины прошлого столетия. В 'Английском пациенте' исключения не произошло, а к тому же она раскрыла и раскрыла со всей женской страстью и горечью свой персонаж. Их дуэт влюблённых и переориентированных на новое время Ромео и Джульетты вызвал бурю эмоций, сродни той, которая царила в их героях, когда они поняли, что любят друг друга. И ещё одна характеристика, подчёркивающая стилистику Энтони Мингеллы, это те пейзажи, которые он находит для постановки своих картин. В 'Английском пациенте' нельзя отрицать тот момент, что при просмотре погружаешься в жаркую атмосферу Африки, когда там началась война, а сцены в пустыни словно наполняют и твои глаза и рот сухим песком. В антураже этого фильма тоже многое заложено. Итак, 'Английский пациент' стал триумфатором в год своего выхода на 'Оскаре', и многие по достоинству оценили драматургию фильма. Глубоко эмоциональное повествование о трагической любви, дающее возможность прочувствовать её до последней капли. 9 из 10
«Мы умираем. Мы умираем, обогащенные любовью, путешествиями, всем, что вкусили, телами, в которые вошли и по которым плыли как по рекам, страхами, в которых прятались, как в этой мрачной пещере. Хочу, чтобы все это оставило след на моем теле. Мы – истинные страны, а не те, что начертаны на картах, что носят имена могущественных людей.» (с) Официальная рецензия - несколько строчек, набросанные равнодушной рукой. С таким же успехом можно судить о фильме по словам самого графа Олмаши-Файенза: «Жил-был один венгерский граф. Он любил странствия. Он был глупый. Постоянно искал чего-то, а чего именно – не знал. И вот однажды его очаровала англичанка по имени Гарпия. Она бьет и мучает его. А он даже штопает ей одежду…» Это лишь верхний слой, пенка. Если вы аккуратно дунете на нее, то увидите истинную глубину картины. Смотреть её очень непросто – потому что жить и умирать вместе с героями готов далеко не каждый. «Мои возлюбленные – призраки. И его возлюбленные тоже призраки…» © Фильм завораживает с первого кадра, стоит лишь увидеть мазки кистью по пожелтевшей бумаге и услышать старинную венгерскую мелодию. И не отпускает до самых финальных титров, когда ты смотришь на сияющее в пустоте солнце и всхлипываешь, чувствуя, как слёзы текут по щекам. В полуразрушенном тосканском монастыре, по уверениям местных, водятся призраки. Но у неприкаянных людей, нашедших там приют, своих призраков хватает – призраков людей, которых они любили, которых ненавидели, которых предали, которым причинили боль. А может, они и сами уже призраки – ведь что это за жизнь, когда не знаешь, что тебя ждет впереди, а прошлое больно вспоминать? Исковерканные войною судьбы – молоденькая медсестра (Бинош) казалось бы, созданная для любви, но все, кого она любила, погибли... Бывший вор с искалеченными руками (Дефо), превращённый войной в героя и мученика... И умирающий венгерский аристократ – граф Олмаши (Файенз), которому всё время чего-то не хватало, которого манили далёкие странствия и африканская пустыня. На тот момент, когда мы впервые встречаем его – он уже мёртв. Нет, тело его ещё существует – но именно существует. Он уже умер, хоть сердце его и продолжает биться. Умер вместе с той, кого любил. Сказать, что Ральф Файенз в главной роли великолепен – ничего не сказать. Он неподражаем. Он создан для графа Олмаши, а Олмаши – для него. Кристин Скотт-Томас до боли хороша. Жюльетт Бинош – по-настоящему трогательна… Я замолкаю, дамы и господа. Смотрите сами. И если вы не заплачете в конце – значит, вы законченные зачерствелые сухари. 10 из 10
От хаосоподобной, тяжело читающейся, похожей временами на научный труд о барханах и минах книги Ондатже, Энтони Мингелла отсек все лишнее, сотворив невероятную историю любви. 'Английский пациент' понравится не каждому. Но он, безусловно, произведет впечатление на того, кто хоть раз испытал настоящую любовь. Картина не только о ней, еще и о множестве условностей - непреодолимых жизненных 'но', превращающих это сильное чувство в трагичное испытание. Исследователь пустынь Ладислав Алмаши (Рэйф Файнс) влюблен в Кэтрин Клифтон (Кристин Скотт Томас), но она замужем. Пусть брак Клифтонов - больше прикрытие для разведывательной деятельности мужа (Колин Ферт), который с вполне определенной целью внедряется в компанию ученых-картографов, но тем не менее, находясь во власти общественных законов и морали, ненавидя ложь, мучительно переживая двойственность своего положения, Кэтрин пытается отвернуться от внезапного чувства. Но Алмаши не останавливает ее, не начинает бороться за свою любовь, имея твердое внутреннее, однажды установленное для себя убеждение, что свобода - первична. Роман получает огласку, и это приводит к трагедии. У героя есть возможность спасти Кэтрин, но война и враждебная подозрительность всячески мешают ему. Теперь, вспоминая ошибки прошлого, обожженный, умирающий на излете войны Алмаши, наблюдает за зарождающимся чувством между ухаживающей за ним военной медсестрой Ханной (Жюльет Бинош) и сапером-индийцем Кипом. Но долг, усилившийся смертью друга, вынуждает Кипа расстаться с Ханной. Война служит рамкой для происходящих событий. Она создает экстремальные условия, и что в мирное время покажется банальной мелодрамой, война трансформирует в тотальную трагедию. Именно в таком ракурсе ясно вырисовывается то, как внешняя действительность и внутренние предрассудки способны поломать жизнь любящего человека. Предубеждения и границы разъединяют людей. Но в финале герои избавляются от них и смешивают старательно нарисованные кем-то карты. И начинается все с того, что доселе поддерживаемый только местью Караваджо (Уиллем Дефо), потерявшая смысл жизни канадская медсестра и недоверчивый, сдержанный индийский чужестранец выносят английского пациента с венгерской фамилией под очищающий, первый послевоенный дождь. Далее следует прощание с собственными заблуждениями и ошибками, конечный итог которого, у кого-то - завершение земного пути, а у кого-то - новая жизнь с новыми надеждами. Английский пациент, расправив крылья самолета, уносится в долгожданное небо. Канадская медсестра летит навстречу своей любви. Хочется верить, что теперь оба обретут то, что когда-то потеряли навсегда. Необыкновенно эмоциональный, красивый, зрелый, сильный и серьезный фильм о любви, словно песок разбушевавшейся пустыни, попадающий в глаза и неумолимо вызывающий слезы. Однажды войдя в сердце, 'Английский пациент' останется там навсегда. 10 из 10
Очень давно слышал об этом фильме, много раз видел его в телепрограмме, но никак не мог найти времени и особого желания смотреть очередную американскую мелодраму эпохи Второй мировой. Да и обилие Оскаров настраивало как раз весьма скептически. Фильм заинтересовал чисто случайно, я узнал, что там играет Навин Эндрюс - интереснейший актер индийского происхождения, всем известный по роли Саида Джара из 'LOSTа'. Поэтому записал его на видео сначала 'не глядя', а вот вчера просмотрел, ибо появилось несколько часов свободного времени. Фильм оказался неожиданно сильным и вполне заслужившим своих 'Оскаров', хотя, конечно, он и снят в таком ключе, когда их получение вполне предсказуемо. Не стану пересказывать сценарий и сюжетные коллизии, отмечу только, что показалось наиболее неординарным. Главный герой (Ральф Файнс) готов на все, чтобы вернуться в пещеру в пустыне, пещеру с таинственными наскальными рисунками, изображающими пловцов... Он действительно должен туда вернуться, ведь там умирает одна, раненая, без воды его любимая женщина. Он, стремясь вернуться и спасти ее, проходит через все препятствия, арест, обвинения в предательстве, самоубийство его друга (мужа его возлюбленной), он все-таки приходит к ней, выполняя свое обещание... Яркая деталь - что сигнальный фонарь еще горит, в отличие от жизненного тепла в ее теле. Что еще необычно - так это любовь лейтенанта-сикха Кипа (Навин Эндрюс) и канадской медсестры. Учитывая, что герой Эндрюса - сапер и его ежедневная работа - находить и обезвреживать оставленные фашистами мины, постоянно ждешь, что с ним случится случится трагедия, и таких острых моментов в фильме хватает, особенно, когда Кип разминирует бомбу, а в это время по мосту проезжает американская военная техника, все кричат, радуются - оказывается, война закончилась! Так и ждешь взрыва... Фильм ломает стереотипы, показывая две эти истории любви, такой необычной и красивой. Хорош Ральф Файнс, его партнерша (Кристин Скотт Томас), необычайно красив своей экзотической и обаятельной красотой Навин Эндрюс. Жюльет Бинош, отличная французская актриса, вообще симпатичная женщина, у которой есть один недостаток: отсутствие профессионального стилиста, который помог бы ей подобрать прическу и вообще что-то сделать с ее волосами, которые, видимо, никогда не знали расчески;). Финал, пожалуй, предсказуем и в то же время заставляет зрителя думать, что могло бы случиться дальше. Фильм очень понравился. Я намеренно не затронул все его аспекты, о которых здесь уже писали другие рецензенты, коснувшись именно того, что показалось мне нетривиальным, а именно - пустыня с археологической пещерой и образ лейтенанта Кипа в исполнении Навина Эндрюса. Я вообще обнаружил, что он отличный драматический актер, играющий весьма разнообразные роли, будь то Саид в 'Оставшихся в живых', Бал Радж в 'Невесте и предрассудках' с Айшварией Рай, хозяин мужского стриптиз-клуба ('Убийство в 'Чиппендейл'), ученый из Родригесовской 'Планеты страха', беспринципный браконьер из 'Могучего Джо Янга' или ночной таксист Дашан в 'Утонувших на суше'. Жаль, что актер не слишком 'раскручен' и знают его в основном лишь поклонники 'LOST'а, да и то во время мировой премьеры по ТВ в студии с А. Гордоном, называя интересных персонажей, никто почему-то не упоминул его Саида (среди моих знакомых он, а также Дж. Холлоуэй и Хорхе Гарсиа - любимые актеры сериала; нравится и актер, играющий Бена Лайнуса, и Нестор Карбонелл (вечно молодой Ричард Алперт). Но это, так сказать, отступление от темы. В общем, хотелось бы, чтобы Н. Эндрюс все-таки попал в сферу внимания масс-медиа, ибо он это заслуживает. И его далеко не маленькая и не последняя роль в фильме 'Английский пациент' еще раз это подтверждает. 8 из 10