Фильм предсказуемо закакали и забыли, ну он и был как бы предназначен для этого. Гражданская война, ракия, танцы, ходульность, типовые кустуричные, несколько усталые уже, штампы, самоцитирование, переходящее в самоповтор, нарочитая самодеятельность сюжета, невнятность иной раз до беспомощности — и безвкусица такая, что у опытного кинозрителя скулы сводит. Ну и чёрт с этим всем, это всё неважно, потому что кино таки настоящее. Как на пиратском форуме написал неизвестный автор: «потому что здесь показано Естественное Чувство, а не сегодняшний суррогат меньшинствующих франшиз». Это главное и есть. Главное, что налицо редкий по теперешним временам фильм-симфония о большой любви. В действе принимает участие вся роскошная балканская природа: солнце, звери, змеи, птицы, деревья, горы и даже камни. И Моника Беллучи, женщина-стихия, не потерявшая с годами ни красоту, ни таинственность — она, конечно же, на месте, составляя с вечно всклокоченным Кустурицей исключительно трогательную пару. Это — глубокое чувство двух изрядно мученых жизнью зрелых людей — как развернётся, то сверни попробуй, и панорама для него выбрана исключительно удачно. Старый скандалист, Кустурица не удержался от монументального кукиша мейнстриму. В его картине гражданской войны истинно плохие парни не принадлежат к какой-либо из воюющих автохтонных сторон. Это те, кого принято называть «миротворцами». Солдаты европейской миссии, всё равно что эсэсовцы какие-нибудь, жгут сёла, ничтожат всё живое от людей до гусей — и, конечно же, идут по следу неприкаянных влюблённых. Весьма показательно, что сама местная природа укрывает беглецов от чуждых ей карателей, — то листвой, то барашками. И когда в определённый момент упрямая пара безо всякого соответствия сюжету и гравитации просто вертикально взмывает ввысь, попробуй поймай, не очень-то этому и удивляешься. Потому что здесь сплошная аллегория, как всегда у Кустурицы и было. Песню там очень характерную деревенские поют: «Пока большой брат будет жить, не будет ничего, кроме войны. Не видать людям мира, пока брат не сдохнет от передоза. На земле не будет больше войн, когда не станет большого брата». Прелестная композиция для хозяев дискурса: на, жри. Налицо, конечно, проработанное кино, фильм-произведение. Свежее коровье молоко в ящиках от патронов — уже один этот образ впечатляющ, библией веет от него, и неудивительно, что молоко станет пить змея. Да, всё дико гиперболизированно и мелодраматично — но лучше так, чем однообразная коммерческая паста с экранов кинотеатров и ноутбуков. Короче, молодец, Эмир. Гнёт свою линию и не сдаётся.
Странное дело писать отрицательную рецензию на хороший фильм. Трудно разобраться в своих ощущениях. Сразу скажу, я люблю творчество Эмира Кустурицы, причём не только фильмы. У меня дома лежат две его книги - Автобиография и сборник рассказов 'Сто бед'. И в этом сборнике есть история под названием 'В объятиях змеи'. По сути, именно этот рассказ стал основой для фильма 'По Млечному пути'. Чудак Коста влюбляется в чужую невесту и на другой день после её свадьбы происходит бойня. Коста и его возлюбленная чудом спасаются и сбегают от войны. Им почти удаётся спастись, но на минном поле она погибает и несчастный Коста уходит в монахи. Вот только в рассказе Коста влюбляется не в итальянку, а в местную девушку Младу. И да, в рассказе речь идёт о совсем молодых людях. В фильме же главные роли играют Моника Беллуччи и сам Кустурица. Увы, но Эмир хоть и старается, но актёр из него вовсе не такой хороший, как режиссёр. Моника - роскошна, как всегда, однако химии между ней и главным героем не чувствуется. Картина идёт всего 2 часа, но кажется излишне затянутой (а ведь 'Андеграунд', идущий в Сокращённой версии 3 часа, не провисает ни разу!). Кустурица опять пытается смешать смешное и страшное. Рассказ 'В объятиях змеи' воспринимается именно, как антивоенная притча и там все детали на своих местах. В фильме какой - то дисбаланс. Но, опять же в 'Андеграунде' Кустурица мастерски показал ужасы войны, но сам фильм от начала до конца был трагифарсом. 'По Млечному пути' же мотает от жанра к жанру - тут и мелодрама, и комедия, и боевик, и притча, но в единое целое это всё не складывается. Картина буквально разваливается. Я вижу и понимаю все проблемы этого фильма, но... Он мне нравится. Да, от Эмира Кустурицы ты ожидаешь картину совершенно другого уровня, но назвать 'По Млечному пути' плохим фильмом я не могу. Даже с учётом всех названных минусов. Не лучшая работа Эмира. Не самый выдающийся фильм, да. Но это всё равно - хороший фильм!
Новый фильм Эмира Кустурицы, снятый им после восьмилетнего перерыва, продолжает тему балканской войны, которой были посвящены его картины «Андерграунд» и «Жизнь как чудо». Хотя формально Кустурица остается верен своему стилю, по настроению его новая лента сильно отличается от предыдущих. Если раньше целью режиссера было выразить дух витальности, торжества жизни вопреки ужасам войны, то здесь главными элементами являются приводящие в отчаяние хаос и бессмысленная жестокость. В первой части фильма Кустурица воспроизводит характерные для него приемы - магический реализм, грубоватый юмор, обилие балканской музыки. Все это очень напоминает комедии «Завет» и «Черная кошка, белый кот». Но уже здесь чувствуется мутация стиля, то, как он окрашивается в другие тона. Начало этого процесса можно проследить в фильме «Завет», который многие критиковали за не самый тонкий юмор и повторение Кустурицей самого себя. Однако, в отличие от «По млечному пути», там преобладало легкое настроение. Здесь же жестокость заключена практически в каждом эпизоде, даже юмористическом. Гуси купаются в крови зарезанных свиней, сумасшедшие часы калечат всех, кто пытается их починить, примеров можно привести немало. Вторая часть представляет собой не вполне оправданную сюжетом кровавую вакханалию. Даже если рассматривать это как способ показать бессмысленность войны, отсутствие внятной причины для такого катастрофического развития событий мешает адекватно воспринимать картину. Некоторые эпизоды, например, подрывающееся на минах стадо овец, выглядят излишними. Кустурица, очевидно, пытался поднять эту историю на уровень притчи, в первую очередь, за счет наделения главного героя чертами покровителя животных Франциска Ассизского, но недостаточно внятный сюжет, не всегда удачно балансирующий на грани фарса и антивоенной драмы, не дал этой попытке увенчаться успехом. В итоге получился не очень внятный фильм, не вполне соответствующий привычному стилю Кустурицы, но и не предлагающий ничего нового, кроме чувства безысходности.
Снятся ли инокам сны? Скорее всего, снятся. Воображение - это одна из стихий души, без которой жизнь, как мы ее знаем, невозможна. А что такое сновидение, как не работа воображения, свободного от контроля бодрствующего сознания? Контроль - значит безопасность. Так думали отцы, так стараемся думать мы. Именно воображение является теми вратами, через которые в мир приходят соблазны, лесть и в конечном итоге грех. Бесконтрольное воображение опасно. Глуп тот монах, который, молясь 'не введи нас во искушение', сам открывает ему двери, отдаваясь во власть воображения. Хрестоматийная мысль аскетических отцов: 'Как воображение - сила неразумная, действующая большей частью механически, по законам сочетания образов, духовная же жизнь - образ чистой свободы, то само собой разумеется, что его деятельность несовместна с этой жизнью'. Все это, пожалуй, так, однако даже самое верное знание об опасности не всегда достаточно для таковой опасности предотвращения. Особенно если опасность 'встроена' в само наше естество - так, что иной раз и не понимаешь, может ли вообще быть иначе. Вот и монахам тоже снятся сны. Хотя бы иногда. Фильм Кустурицы - это не история любви на фоне войны, это не аллегория, рисующая разнородные силы, сошедшиеся, имиже Господь весть судьбами, на пятачке балканской земли, это не манифест пацифизма и непротивления. 'По млечному пути' - это сон. Сон инока. Говоря точнее, фантазия о сне. И самые первые кадры - это не просто сон молоковоза Косты, это сон во сне: инок спит, а мы видим фрагмент сна, который мог бы сниться тому, кем он видит себя в своем сне. Змея, сокол, дерево, женщина - это яркие образы, которые всегда можно истолковать в свете соответствующих архетипов. Но в то же время все это - обычные вещи, которые могли встретиться Косте на его пути, пути молоковоза, пережившего войну в развалившемся государстве. Когда в ясную ночь мы поднимаем глаза к небу, мы видим Млечный Путь. Это очень мечтательное зрелище. Но млечный путь Кустурицы - это одна и та же дорожка из Клобука на позиции и обратно, челночным движением по которой и ткется ткань будущей фантазии. Мы ходим по каменистой земле - но мечтаем о вольном парении. Это неслучайно. Земная тяжесть не отрицает и не перечеркивает полет. Она всего лишь делает его вожделенным. Любовь - это мечта о свободе. Несбыточная любовь - это идеальная мечта. Зачем монаху сны? Затем, чтобы, пробудившись, он знал, о ком ему молиться. 8 из 10
Ожидание новой ленты Эмира Кустурицы напоминало все фильмы этого режиссёра – задорная бойкая беготня, то утихающая, то вновь возникающая в совокупности с его музыкальными турами, подогревающая напряжение так, что казалось весь временной отрезок балканец готовил своему зрителю нечто внушительное и гениальное, сопоставимое с «жизнью», «андеграундом», «кошкой», с чем угодно. Если на первое место вывести честность, «Млечный путь» в корне отрекается от этих ожиданий. Можно сказать и по прокату, работа Кустурицы, несмотря на довольно почтительное отношение к нему в нашей стране, так же пляшущей на костях деревень, оказалась незамеченной кинотеатрами, и прошла относительно мимо, не имея рекламы и выглядя серым пятном на фоне обезличенных блокбастеров. Ровно то же самое произошло и в фестивальном сезоне – отказавшиеся Канны и блеклая попытка в Венеции – совершенно не та ступень, на которую необходимо было встать. Так и или иначе, даже несмотря на все эти факторы, Кустурица найдёт своего зрителя, а зритель найдёт своего Кустурицу. Прежнего, по созданию ленты, прежнего по её импульсам и по экспрессивным ярким сценам, однако полностью растерявшего свою чувствительную основу. Здесь нет его красноречивого мира; его собственная проекция вселенной находится в войне с самим собой, поэтому война со своим типичным рваным ритмом так изнурённо отображается на экране. Здесь война ничья – очередное обращение к ней проходит лишь попыткой выразить своё ироничное «фи», хаотично расставив снайперов, раскидав летящие бомбы и выведя на охоту миротворцев – причина, по которой каждое существо из них находится на этой территории и в этом фильме, неясна даже спустя два часа его хронометража и с полной корзиной антивоенного протеста. Совершенно точно нельзя заявить, что фильм обладает яркими героями, преисполненными своими причудами, даже несмотря на актёрские работы самого режиссёра, играющего отрешённого снабженца-музыканта, и прекрасно представленной в роли сербки Моники Белуччи, которая хоть и нарисована идеальной женщиной, такой, которая с каждым оборотом тяжеловесного часового механизма превращается в стирающую и готовящую деревенскую «бабу», однако выглядит всё равно как приехавшая на рандеву пиар-менеджер балканской музыкальной группы. И кажется, что уж любовь этой маститой пары должна разжечь в покорном зрителе чувства и заставить страждущих насладиться, только вся эта любовь – наиграна и надумана. Каждый персонаж здесь похож на раскрашенных кукол, движимых своим создателем, что характерно выступает в элементах рукопашных схваток, в том числе и со змеёй, когда кажется, что расположение зрительского кресла – в первом ряду кукольного театра, и ты в восторге от того, что это видишь, но прекрасно понимаешь, что это именно тряпичные создания, и восхищение вызывает только лишь красота управления ими. Именно с этой стороны Кустурица и остаётся блестящ – множество сцен, доступных только его воображению, поиск углов камеры, пришедшее фэнтезийное использование компьютерной графики, финальный кадр, завершающийся млечным путём, живописные пейзажи и сатиричные элементы при помощи не внутренних свойств объекта, а объектов добавочных, иногда нарочито жестоких, вмешивающихся в течение истории. Зоопарки всех сортов и мастей – тут тебе и кружащий сокол, и летающие овцы, сбившиеся гуси, красавица-курица и всё та же охотница-змея, как возникающие из ниоткуда солдаты, что работает в каком-то смысле даже выгоднее самих актёров, актёров живых. Смесь для салата, хаотично нарезанная, измельчённая кухонными приборами, абсурдная, из проверенных сортов, вкусная и употребимая. Только послевкусия никакого. Политические и религиозные вопросы, а также собственное музыкальное творчество и философский поиск идеальной общины – кажется, что всё это волнует Кустурицу гораздо больше, чем создание цельной, шебутной и острой на язык истории, которые он когда-то с лихвой мастерил в прошлом. Темперамент шестидесятилетнего жителя Балкан сходит на нет, уже нет прежней страсти и бунтарского запала, на первые планы выдвигается бубнёж, безусловно талантливый, но уж какой-то неопределённый, не верящий в собственную правдивость.
Редко удаётся посмотреть талантливый фильм, обычно уже на следующий день не можешь вспомнить, о чем и что смотрел. Посмотреть фильм гениальный — это удача крайне редкая. Фильм Кустурицы дарит счастье соприкосновения с настоящим искусством, оставляет послевкусие, как редкое дорогое вино. Фильм долго не отпускает, сохраняя в тебе его настроение и атмосферу, не отпускает даже во сне. Какое-то время сны снятся в его стилистике. Как в большинстве гениальных произведений даже трагические события не создают впечатление безысходности, наоборот, наполняют светом и оптимизмом. Фильм пропитан любовью к Родине, и зритель невольно начинает любить эти места: они так прекрасны, народ, населяющий их доброжелателен и весел, и музыка — жизнеутверждающа и заразительна. Чрезвычайно приятно видеть в главной роли самого режиссера. И в 60 он чрезвычайно привлекательный и гендерный мужчина. С Беллучи они просто великолепная пара. Конечно Моника уже не столь безукоризненно совершенна, как в юные годы, но всё же она остается самой красивой женщиной современности, на которую невозможно налюбоваться. Не буду пересказывать сюжет, но одна из тем фильма — это любовь, именно та настоящая, не земная, о которой тоскуешь и которую так бы хотелось пережить, даже зная, какую цену придется за неё заплатить. Одна из финальных сцен, которую некоторые воспринимают как некий элемент фэнтези, демонстрирующий рай, на самом деле всего лишь отражение того, что храниться в душе у героя. В связи с этой изумительной по красоте сценой у меня возникла ассоциация с одной из любимейших мною песен Криса Риа «Firefly». В ней говориться о том, что пока человек живет, светится в твоей душе - вы никогда не расстегнетесь. Фильм очень атмосферный, очень светлый и красивый. Работа с животными — вообще за гранью понимания. Хочется ещё отметить, что в работах Кустурицы нет ничего случайного, каждый образ, каждый эпизод, каждая незначительная, казалась бы, деталь, музыка, свет, цвет — всё направлено на создание настроения, на раскрытие основной мысли художника Можно назвать фильм эстетским, поскольку можно смаковать буквально каждый эпизод в нем. можно назвать его и антивоенным, поскольку, не показав войну как таковую, он показывает её бессмысленную жестокость и античеловечность. Чего стоит только песня о Большом брате, при существовании которого на земле всегда будут войны. Естественно, Оскар мастеру не светит, но он не для этого работает и не склонен никому угождать и ни под кого подстраиваться. Он — гений, он выше этого, он на века. С кем из режиссеров можно поставить в один ряд Кустурицу? Пожалуй, только с Тарковским и, с некоторой натяжкой, Лаосом фон Триером (исключительно по силе эмоционального воздействия, поскольку фильмы Триера это все-таки безысходность и мрак) Тарковский изначально шел при полупустых залах. Зато теперь сказать, что не любишь и не понимаешь фильмы Тарковского — всё равно, что расписаться в собственной глупости Настоящее, гениальное кино, к сожалению, всегда менее востребовано у современников, чем кино массовое. До этого кино необходимо дорасти. Но это кино будет востребовано и годы спустя, оно неоднократно окупит себя с течением времени 10 из 10
Она – Моника Беллуччи, знаменитая актриса. Он – Эмир Кустурица, знаменитый режиссер. Оба они уже не те, что были раньше. По дороге к млечному пути их дороги пересеклись, чтобы рассказать зрителю новую историю любви. Не те, что были раньше Балканский мастер уготовил для итальянской актрисы роль уже немолодой, но все еще очень красивой невесты. По сложившимся обстоятельствам ей предстоит свадьба с не самым приятным героем гражданской войны. Естественно, что она не испытывает радости по этому поводу, а осознает, что ее красота принесла ей по жизни больше страданий, нежели радости. Это уже не та Моника, что мы видели в ее лучших работах. Эмир Кустурица, в роли доброго несчастного мужчины по имени Коста. Он, как Дон Кихот, разъезжает на бравом ослике по горным дорогам, не обращая внимания на обстрелы и взрывы. Это именно тот случай, когда режиссер взял на себя главную мужскую роль. Случайно ли? Не думаю! Так ли сильно персонажи из фильма «По млечному пути» отличаются от реальных Моники Беллуччи и Эмира Кустурицы? Режиссер устами Косты говорит нам, что уже не тот, что был раньше, что его душа переполнена несчастьем, а в качестве доказательства своей реплике предлагает зрителю свою новую страшную сказку о войне. Страшная сказка Все начинается вроде бы в привычном для Кустурицы ритме. Безумно красивые яркие пейзажи балканских гор, удивительные мелодии, но уже в одном из первых кадров, пикирующие в кровавую ванную, белые гуси говорят о том, что все будет немного не так, как в его предыдущих фильмах. Однако, первая половина находит место, чтобы вместить в себя и привычный юмор, и странные действия, и нелепых персонажей. Таких, как, например, красавица Милена, в исполнении сербской малоизвестной актрисы Слободы Мичалович. Девушка безумно влюблена в Косту и в одностороннем порядке планирует свадьбу и дальнейшую жизнь со своим странным избранником. Парадокс, но самые страшные события фильма начинаются после окончания гражданской войны. Постепенно привычный юмор и пляски отходят на второй план, а повествование превращается в жестокость (не свойственную Кустурице в прошлых фильмах) и кровавый побег главных героев от злобных преследователей, в которых каждый зритель, в меру своего воображения и кругозора, сможет отгадать, кого подразумевал режиссер. В этом безумном побеге влюбленным предстоит пройти испытания огнем, водой и ветрами. Дабы разбавить осадок от горящих трупов, умирающих людей и животных, Кустурица добавляет в свою печальную сказку элементы фэнтази. Стоит ли начинать знакомство с фильмами Кустурицы через «По млечному пути»? НЕТ! На мой взгляд, для правильной оценки этой картины просто необходимо знать, каким человеком является Кустурица, какие фильмы снимал раньше, какие у него взгляды на происходящее в мире. Если не считать документальных и других проектов, то режиссер потратил на создание своего нового художественного фильмом почти 10 лет. Фильм впитал в себя все переживания, грусти и печали режиссера за последнее время. «По млечному пути» стал для Кустурицы, чем-то вроде документального «Арирана» для Ким Ки Дука, т.е. фильмом который можно правильно оценивать, лишь зная взгляды и «бэкграунд» создателя. Важно рассматривать персонажей этой сказки, держа в уме реальные их прототипы. Но Кустурица не был бы Кустурицей, если бы, не умел захватить внимание зрителя, наградить его безумно красивой музыкой и ярками картинками, от которых не оторвать глаз, и при этом рассказать о серьезных темах. Конечно, 8 из 10
Эмир Кустурица давно же стал легендой. Но его фильмы, те, которые он уже снял, и те, которые он ещё только, я уверен, снимет – они вполне самодостаточны. И при этом вполне взаимодополняемы. Вот и «По млечному пути» традиционно следует в той же канве. А если по сути, то это, пожалуй, самый сильный и пронзизительный фильм Кустурицы, снятый им после «Андеграунда». И тема здесь одна – война. Кровь, пот и слезы. Слезы боли и слезы любви. Этот фильм – он одновременно легкий и добрый, как жизнь. И жестокий и грязный, как жизнь же. Это ещё один рассказ про то, как некогда «была такая страна…»(с) Это боль, грусть и тоска по расколотой общей родине – очень хорошо знакомое чувство для большинства, я уверен, граждан как СФРЮ, так и СССР. Была такая страна… Была деревня. Жители выращивали овощи и фрукты, разводили птицу и скот, гнали ракию… А ещё они любили петь и танцевать. Даже на войне. Особенно на войне, в те редкие минуты, когда и на их истерзанную землю приходил праздник… Да, Кустурица остался верен себе – вся его душевнейшая и красивейшая цыганщина-балканщина в наличии. Есть и элементы, роднящие эту его картину с арт хаусными работами – те же огромные часы родом ещё из Австро-Венгрии, например. Но главное здесь всёж иное. А точнее – рассказ о любви. О поздней любви немолодого уже мужчины (его играет сам Кустурица) и ещё красивой, но тоже далеко уже не юной женщины (Моника Беллуччи). Каждый из них уже прошёл через многое и перенёс немало. Фильм наполнен символизмом – это и купание в крови, и образы сокола со змеей, и медведь… И просто хлеб и вино. И молоко. Которые могут пробудить (и сохранить) душу даже в изуродованных братоубийственной по сути войною. Но чудо, хоть и открыто оно для всех – способны узреть его лишь немногие. Так и за чудаковатой витриной бесшабашного, особенно поначалу, фильма, как раз и говорится об очень страшных и серьёзных вещах. Кто более достоин зваться человеком – любящий выпивать крестьянин, простые солдаты-ополченцы, бывший музыкант, прикрывающийся от пуль зонтиком – или прекрасно обученные и организованные профессиональные псы войны и те, кто их посылает? В какой-то момент фильм буквально отрывается от этой грешной земли. И единственное, что ещё может удержать на ней героев картины – это только любовь. Которая, хоть она и многолика, но никогда не перестаёт быть… Кустурица и Беллуччи образовали потрясающий тандем. У них получился танец жизни на земле, вспоенной смертью. А самый финал картины должен быть понятен любому православному человеку, неважно, серб он будет, или русский… Это прекрасный фильм. Но чем ближе финал – тем страшнее и ярче он становится. Но если начало его и финал можно с определённой долей условности упорядочить той же ванне со свежей кровью, то самый конец картины вызывает из глубин памяти строки древнего псалма, говорящего: Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Это фильм, сперва потрясающий, а затем омывающий и очищающий человеческую душу…
Смотря новый фильм балканского мэтра, который все мы долго ждали, трудно отделать от впечатления не просто дежа вю, но своего рода штампов, в которые превратился кинематограф «под Кустурицу», о чем напоминал недавний фильм «Мамарош», и в котором увязает сам автор «Аризонской мечты» и «Андеграунда». Сам изобретя эти штампы, Кустурица стал их заложником, будучи не способен создать новое кинематографическое высказывание, режиссер обречен на самоповторы и клишированные образы. «По млечному пути» - не лишенная определенного очарования картина в основном то, что касается чудной органики, с какой в кадре существуют животные, которых Кустурице нравится снимать, он с мастерством документального кино захватывает невыдуманные ситуации, в которых действуют животные и обогащает ими витальный колорит своей ленты, но что касается людей, то здесь, к сожалению, действуют непроходимые штампы (свадьбы, песни, гулянки, стрельба, танцы) – все то, что в свое время выглядело свежим и новым и заслужило Кустурице звание «балканского Феллини». Вновь снимая войну, автор не поднимается до высот антимилитаристской притчи, как в «Андеграунде», или просто витальной поэзии, как в «Жизни как чуде» и «Черной кошке, белом коте», образы выглядят вторичными, исполнители главных ролей: сам Кустурица (который откровенно плохо играет, несмотря на свой просветленный вид) и Моника Белуччи (выглядящая откровенно картонно и глянцево), единственным исполнителем, безоглядно вписавшимся во вселенную режиссера, стала Слобода Мичалович, затмевающая по витальному угару и мощной сексуальной энергетике всех, включая не только Белуччи, но и признанные в мире эмблемы мира Кустурицы, таких как Мики Манойлович. «По млечному пути» - второй после «Завета» фильм Кустурицы снятый после религиозной трансформации режиссера – его перехода из ислама в православие, что очень симптоматично. Языческий по сути кинематограф Кустурицы, с его восхвалением радостей плоти, с превращением всего мира в живой, непрекращающийся карнавал, чужеродный по своей сути, как исламу, так и христианству, вступил в последнее время в ощутимую конфронтацию с конфессиональными взглядами режиссера. Кустурица не умеет снимать по-другому, поэтому теперь, насыщая свой киномир христианскими символами (например, пастух и овцы в «По млечному пути» или икона в «Завете»), он добавляет ему чужеродные элементы, никак его не обогащая и не обновляя, хотя постановщика можно понять, ведь он ищет новое, пытается расширить свой киномир. Вся проблема последнего фильма Кустурицы состоит в том, что ему нечего сказать, он застывает в развитии как художник, вращаясь во вселенной своих собственных штампов, его взгляды требуют от него радикального отказа от его эстетики, на который он, видимо, не готов. Снимая о любви во время войны, режиссер поднимается до поэтичнейших метафор чужеродности войны миру природы, когда все (и животные, и растения), сама природа оберегает людей от преследования со стороны смерти, в этом смысле вторая половина фильма удалась более, чем первая, и это ощутимый шаг вперед от самоцитатности, но фильм рассыпается на составные части, не представляет собой единого концептуального высказывания, которым был «Андеграунд» или «Время цыган». «По млечному пути» обречен на то, чтобы понравится фанатам режиссера, ведь в нем так много узнаваемого по его прошлым фильмам, но нет того необходимого шага вперед, который мы все так давно ждали, думая, что именно этим вызван длинный промежуток времени, прошедший с выхода «Завета», однако ожидание вызвано застоем в развитии и творческим кризисом, что печально. Ведь обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» и множества иных призов так любим был именно за воспевание жизни, его материально-чувственной стороны, но никогда не слыл философом и мудрецом. Кинематограф Кустурицы прост и незатейлив, очень энергетичен и завораживающ, но снимать одно и то же на протяжении многих лет – черта, которая может оттолкнуть от него многих, тем более зная о мировоззренческих изменениях режиссера, хотелось бы верить, что он снимет радикально отличное от всего ранее сделанного кино, а не будет повторятся на протяжении еще двух десятков лет.
Новый фильм Эмира Кустурицы «По млечному пути» по-своему хорош. Однако… Однако… всё это мы уже видели в других его же картинах. И любовь на фоне войны, и война на фоне любви, и вся эта веселуха с алкогольными возлияниями, песнями, плясками, стрельбой и мордобоем, и харизматичный Мики Манойлович, и белое платье невесты, плывущее по реке, и запутавшиеся в расставленных в реке сетях герои, преследуемые антигероеями с автоматами, и животные, в пекле войны то спасающие людей, то сами оказывающиеся спасенными человеком, и люди, становящиеся обугленными головёшками, - всё это было и в шедевральном фильме Кустурицы «Андеграунд», и куда более скромной картине «Жизнь как чудо». Добрую (вернее, напротив, недобрую, с погонями и кровопролитием) половину фильма его главные герои - молочник Коста (его сыграл сам Эмир Кустурица) и его возлюбленная полусербка-полуитальянка (Моника Беллуччи), отданная-было замуж за другого, но теперь, в кромешном аду войны, воссоединившаяся с любимым, - бегут от преследователей-убийц через поля, леса и горы. Кто и зачем их преследует с такой маниакальной настойчивостью, тоже неясно: какие-то прилетевшие на вертолете бойцы-каратели в черной форме, с равным увлечением убивающие людей и смотрящие в свободное время мультики на английском языке. Возможно, это британские спецназовцы, которые хотят убить итальянку и всех, кто ее знает, за то, что женщина некогда дала показания против их генерала – некоего Скотта, ранее спасшего ее от гибели, но после ставшего таким «скотом», от которого пришлось бежать. Кустурица не уточняет, кто с кем воюет: осведомленный зритель и так знает, а неосведомленному это не так уж и важно. В своих фильмах режиссер как будто хочет подчеркнуть, что война она и есть война, нет в ней правых и виноватых, она виновата самими своим существованием, тем, что несет смерть, что вторгается в мирную жизнь людей, желающих любить и быть любимыми, разрывает эту жизнь на части, сжигает, взрывает, уничтожает всеми возможными способами. Но если «Андеграунд» наполнен глубокими переживаниями за судьбу страны, которой больше нет, - за всех ее людей и животных, за землю, пропитанную кровью, за то, что брат на брата руку поднимает, то в фильме «По млечному пути» создатель картины переживает лишь за своих героев и их любовь, которая оказывается сильнее смерти. Красивый (фантастический) финал картины с райскими птичками и верой в торжество вечной любви, преодолевающей смерть, конечно, оправдывает некоторую безыдейность фильма. Но даже здесь фильм не дотягивает до концовки «Андеграунда» с его «чудесно выжившими» (потому что смерти нет) героями, собравшимися где-то в прекрасной стране за свадебным столом и заверяющими, что каждая история о Югославии и ее народе будет теперь начинаться со слов: «Жила – была одна страна и столицей ее был Белград…» Конечно актерский дуэт Кустурицы и Беллуччи спасает даже самый безнадежный фильм, но не возвышает «По млечному пути» над иными картинами мастера, лучшие из которых он уже снял.
Преданные фанаты творчества Эмира Кустурицы ждали его новую режиссерскую работу долгие 8 лет. В новом фильме 'По млечному пути' их терпение будет с лихвой вознаграждено, но для всех остальных зрителей эти 'три истории и множество фантазий в основе' станут неплохим введением в творчество балканского мастера. Говорить о нем можно только в контексте его фильмов, он ярок, узнаваем по неповторимому авторскому почерку, силен и естественен в том магическом реализме, которым начинена и его последняя лента от первой до последней минуты. Все, показанное в новейшем опусе, живет и развивается по своим законам, далеким от рациональности реального мира и заданным Кустурицей на уровне поэтики образов, узнаваемых и предсказуемых. Уже в очередной раз режиссер преломляет для фильма события войны в бывшей Югославии, поэтому 'По млечному пути' складывается как гротескная трагикомедия, сочетающая в себе яркую странную демонстрацию прифронтовой жизни с приключенческим экшеном, презирающим все законы реальности, во второй половине фильма. Допуская для себя симпатию к режиссеру 'По млечному пути', отмечу, тем не менее, избыточность и многословность авторского языка, благодаря которому чудеса и образы, иногда пририсованные при помощи нехитрой компьютерной графики к концу просмотра теряют свое очарование и начинают выглядеть уже фальшиво. Для своих поклонников Кустурица мастерски реализует проверенный рецепт - горные виды гармонично сочетаются с вертолетным треском и звуками беспорядочной стрельбы из всех видов оружия, идиллию белоснежного стада гусей нарушает свиной визг, странному молочнику-музыканту, который больше разговаривает с животными, чем с людьми, пришивает ухо на суровую нитку роковая женщина. События боснийской войны показаны через сказочную любовную историю между прифронтовым сербским молочником Костой (сам Эмир Кустурица) и его странным объектом желания итало-сербского происхождения без имени. Моника Беллуччи в роли Невесты напоминает нам о любви режиссера к итальянскому неорализму. Она постоянно смотрит неизвестно откуда взявшиеся 'Летят журавли' Калатозова, быстро адаптируется к ведению домашнего хозяйства в прифронтовой деревне и проворно разливает молоко по флягам. Да, Невеста была любовницей генерала миротворцев из Лондона, да, свела довела его до тюрьмы. Но героиня Беллуччи, как и Коста - люди с уже потерянным прошлым, зыбким настоящим и только любовь, за которую они хватаются как за колодезную цепь, дает им силы выживать для будущего всеми возможными способами. Они продираются в прямом смысле через метафоры и поэтический полет фантазии Кустурицы позволяет им спасаться. Но голова режиссера - предмет темный. Грезы об убийственных часах на станционной башне, змее, которая напивается молоком и вырастает до огромных размеров, взрывающихся овцах на минном поле и будто бы сошедшей с постера из 80-х знойной заслуженной югославской чемпионке-гимнастке Милене (Слобода Мичалович) располагаются внутри 'По млечному пути' самым естественным и проверенным образом. Проблема этого фильма - в неуверенности самого авторского высказывания. Да, он и Белуччи демонстрируют неплохую физическую форму и сноровку для своего возраста, да, вся кричащая пестрота на месте, да, авторская фантазия неуемна, даже реализм - и тот дает прикурить магичности. Но 'По млечному пути' не хватает химии между главными героями и не хватает настоящей, а не придуманной эмоциональности, невозможно почувствовать ни трагедию, ни страсть из-за фантастических совпадений и волшебных вмешательств. Фантазия режиссера работает против любого развития характеров, потому что каждый раз, в каждом затруднительном положении все решает небольшая толика неожиданного волшебства будь то полет по воздуху, падение в водопаде или сдувание преследователей с горы. Красота женщины для Кустурицы становится в этом фильме куда более разрушительной силой, чем длительная братоубийственная война, на которой выживают вопреки, а не спасаются. 7 из 10
Новый фильм Эмира Кустурицы лично для меня был событием, которого я ждала несколько лет. Сначала ходили слухи, что мой любимый режиссер экранизирует 'Мост на Дрине' Иво Андрича, потом я читала о подготовке к фильму по Ф. М. Достоевскому. Но на деле это оказалось не так - 'По млечному пути' - фильм о войне, вне территории и времени. И это оказалось мне очень близко. Должна отметить, что краткое описание фильма не совсем четко его характеризует. 'История о любви, происходящая в период боснийской войн' - эта фраза не говорит решительно ни о чем и очень отдаленно описывает то, что зритель увидит на самом деле на экране. Да, будет история любви. И да, фоном ей будет война, происходящая в Боснии, но, повторюсь, она и правда как будто происходит вне времени и территории, поскольку настоящей войны мало, гораздо больше преследований наемных головорезов, хоть и сама атмосфера войны более чем чувствуется. Данная картина напомнила мне произведения магического реализма, если говорить о литературе - нечто вроде Милорада Павича или Горана Петровича, с нотками иронии Момо Капора. И дело не в только в символизме и переплетении реального и фантазийного - дело в особом настроении, непередаваемой атмосфере и собственном почерке Эмира - как 'Жизнь как чудо', помноженная на 'Аризонскую мечту'. О новом фильме Кустурицы трудно говорить конкретно и точно, он не поддается стандартному анализу. Здесь есть война, есть любовный треугольник, который, правда, занимает не так много времени от всей картины, есть специфика Балкан, есть люди с оружием, выстрелы, мины, есть животные, есть бесконечно прекрасная природа... И герои этой истории - очень яркие типажи, будь то молочник Коста, женские образы, мастерски сыгранные Моникой Белуччи и Слободой Мичалович, безумная балканская бабушка по-эмировски и, конечно, вернувшийся с войны 'завидный жених', сыгранный ставшим уже родным для поклонников Кустурицы Мики Манойловичем. Здесь есть гротеск и необычная связь с природой, главный герой дружит со всеми возможными животными, начиная с сокола и змеи и заканчивая медведем, и вопреки войне и ужасам - здесь есть много жизни, она плещет через край даже в самые страшные моменты. Признаюсь, участие Моники Белуччи меня сначала смущало - я не могла представить, как она впишется в узоры и фирменный стиль Кустурицы. Но ее роль мастерски, грамотно прописана, и она по-настоящему проживает образ своей героини, чувства инородности лично у меня не возникало. История любви была воплощена искусно - ей веришь. Два уже немолодых человека, потерявшие себя и встретившиеся при непростых обстоятельствах... Герои почти не разговаривают, но эта немногословность подкупает, гораздо больше за них говорят их взгляды, жесты, нежность глаз и мягкость прикосновения руки, итальянские песни под обстрелы и борьба друг за друга до самого конца, потому что именно любовь имеет какой-то смысл в этом безумном мире, где война происходит всегда лишь с изменением места действий, участников и декораций. Сентиментальной 'вишенкой на торте' для меня оказалась развязка. Я с удивлением узнала кадры короткометражки, которую - можете себе представить - мне 3 года назад посчастливилось посмотреть в кинотеатре Дрвенграда, деревни Кустурицы. Как стало ясно из интервью режиссера, именно создание новеллы в рамках сборника 'Разговоры с богами' вдохновило Эмира на съемки, которые длились три года. У короткометражки был иной посыл, но размах режиссерской мысли, конечно, поражает. Это очень сильная картина, и хотя при просмотре отдельных сцен смех вам обеспечен, она, безусловно, тяжелая, тревожная, атмосферная и с точки зрения режиссера законченная и целостная. Долгие размышления после просмотра неизбежны. Жаль, что такие фильмы выходят раз в несколько лет. Я желаю Эмиру Кустурице новых творческих успехов на радость зрителю, а нам остается только ждать новых работ балканского гения. 9 из 10
Я начну с очевидной мысли и скажу что Кустурица отличный режиссёр. Когда есть хороший сценарий и хорошие актёры он может снять отличный фильм. И иногда даже гениальный. Когда ему писали сценарии такие люди как Сидран, Михич и Ковачевич так оно и было. Но беда в том, что он хорош именно только как режиссёр, и когда хорошего сценария нет, то нет и хорошего фильма. А когда за сценарий берётся сам Кустурица, то в лучшем случае мы получим 'Жизнь как чудо', а в худшем 'Завет'. Собственно после 'Завета' он и перестал снимать большой метр и посвятил себя музыке и концертам. Однако и в музыке правила точно такие же. Пока ему помогали такие люди как Доктор Неле, всё шло неплохо. Однако когда его, то есть Доктора Неле, выперли, оказалось что собственно музыки-то и нет. Зрители весьма скоро устали от играния на скрипке жопой, номеров студенческого капустника, вращения гитары на пузе и лицезрения 'того самого Кустурицы, который взял две Ветки в Каннах'. Интересно, есть ли на свете люди побывавшие на трёх его концертах? Заранее зная, что на третьем будет ровно то же самое что и на втором, и ровно то же самое, что и на первом. Я очень в этом сомневаюсь. Таким образом нашему старому знакомому нужен был хороший камбэк. Камбэк, который вернёт его в число лучших, вернёт зрительский интерес и внимание продюсеров на следующие проекты. Таким в разные годы должен был стать фильм 'Панчо Вилья' с Джонни Деппом в главной роли (Джонни поспешно отказался в пользу Диснея) и 'Мост на Дрине' (который просто оказался никому не интересен). Однако волею судьбы (или наоборот - продюсерского выбора) такая участь выпала фильму 'По млечному пути', на тему любви во время боснийской войны. Весьма странное решение, учитывая что сам Кустурица уже высказался на этот счёт и в 'Подполье' и в 'Жизни как чудо'. И более того - за последние 20 лет на тему войны так или иначе высказались все режиссёры с югославским багажом, и Паскалевич и Драшкович и Маркович, да что перечислять - абсолютно все. Но помимо этого был ещё дополнительный риск - надо было снять не просто хорошо, а как минимум не хуже себя двадцатилетней давности. Что же получилось в итоге? На поверхности разумеется ответ что вышла такая 'цыганская свадьба'. В которую вложена куча денег и собрано всё самое лучшее, но в итоге выходит сплошная кичуха и полный караул. Чуть глубже мысль, что возможно это был вполне сознательный ход Кустурицы, этакий ультрапостмодернизм, если понимать под ультрапостмодерном самоцитатность (и не только -само), возвёденную в принцип. Ну и самый парадоксальный (и оттого наиболее вероятный) - это выжимка лучших режиссёрских находок мэтра, сделанная в формате полнометражного фильма, специально для тех, кто кое-что пропустил и не смотрел его работ начиная примерно с 'Аризонской мечты' или даже раньше. Я не буду рассказывать о сюжете, во-первых его нет, а во-вторых чтобы не спойлерить лишний раз. Но если вам покажется хорошо знакомым выпивание ракии с захватыванием чоканчичей зубами под балканский брасс, летающие невесты, пальба в воздух танцуя на столе, плавание с арбузами (в данном случае с тыквами) и многое-многое другое, значит я не так уж и неправ. Однако разница только в том, что в этом случае все эти приёмы не работают. Нет, ну как не работают, работают конечно, но не в полную силу. И часто за всем этим магическим реализмом и поэтическими метафорами исчезает реализм обычный. Не знаю друзья, что бы я стал делать если бы я в реальности увидел некоторые сцены которые увидел Коста, персонаж Кустурицы - блевать или сразу пускать пулю в лоб, но уж точно не стал бы целовать героиню Моники Белуччи. И даже не саму Монику Белуччи, при всём к ней уважении. Отдельная статья - музыка для фильма. Та, которая написана специально для фильма, а не та что звучит из магнитофонов и радио. На мой взгляд - весьма невыразительная. К тому же одна тема очень напоминает 'Месечину', хотя об этом я уже кажется говорил... Есть ли что-то ради чего его смотреть всё же стоит? Ну во-первых, те кто посмотрел хотя бы несколько фильмов Кусты смотреть его всё равно будут. Я бы тоже посмотрел в любом случае, какую бы критику не прочитал до этого. Слишком большое искушение посмотреть балканское кино на большом экране, которого у нас в прокате совсем нет. Увидеть Цвияновича, Трифуновича, Манойловича, Мичанович и Белуччи в конце концов. Но несколько объективных плюсов тоже есть - операторская работа выше всяких похвал, работа с животными просто блеск, игра вышеперечисленных актёров очень хороша. Отдельно надо сказать про роль Слободы Мичалович, которая сыграла этакого 'балканского уберменша', традиционного кустурициного героя, перекусывающего оголённые провода зубами, выпивающему цистерну ракии, улыбающемуся с ножом во лбу и совершающим прочие мелкие чудеса. Мало того что эта роль теперь женская (этот факт заслуживает отдельной научной работы), так ещё и сыгранная с безукоризненной иронией. Игра Слободы Мичалович это просто меленький шедевр достойный её предшественников в этом амплуа - Боры Тодоровича и Лазаря Ристовского. 5 из 10
Кустурица — особенный, мы все это знаем: его нельзя ни с кем сравнивать, его нельзя не любить. К тому же, фильм «По Млечному пути» впервые был показан на Венецианском кинофестивале и номинировался в категории «лучший фильм». Несомненно, спустя 8 лет молчания Эмира Кустурицы, нашему взору предстает непростая лента — особенно если учесть, что режиссер показывает нам буквально историю своей жизни: через призму прошедших лет, с помощью своего особого взгляда, а также незабываемой музыки и потрясающей актерской игры (в том числе, своей). Всего мы наблюдаем три различных периода из жизни простого жителя Сербии: сначала спокойные и безоблачные дни, когда главный герой влюбляется в прекрасную женщину, отвечающую ему взаимностью; затем тяжелое время войны, когда каждый герой сам за себя, и не на кого положиться в решении своих жизненных трудностей и, наконец, последний, послевоенный период, когда всем приходится принять и попрощаться со всеми потерями того ужасного времени. Всеобщий трагизм войны складывается с частной трагедией главных героев, и мы приобщаемся к этому действу как если бы сами побывали на Боснийской войне, но самое главное — то, что режиссер не заставляет зрителя страдать. Ведь то, что мы видим — одна сплошная метафора. Как сказка, загадочная и будто родная — из детства и из снов. Фантасмагоричная смесь реальности, режиссерского видения и несколько нечеловеческого угла обзора. Мы знаем, что история рассказывается о реальных событиях, но то, что привносит режиссер по ходу повествования, превращается историю в легенду или миф, в нечто, что проще воспринимать, дабы не сделать из ленты совсем уж болезненное зрелище. Вот наш герой на пути к своей возлюбленной может напоить опасную змею молоком, а впоследствии эта же змея спасет ему жизнь. Или часы начнут кусаться. Или буквально из рук Коста (главный персонаж в исполнении режиссера) кормит медведя, - и это не компьютерная графика, вот где сказка! Что угодно может происходить, когда человек сталкивается с таким нелепым и печальным явлением как война, и Кустурица как следует дает нам это понять — хоть и с гуманным отношением к своему зрителю. 8 из 10
O, jesi li to ti zena pred kojom klece svi... О, ты ли это, женщина, перед которой преклоняют колени все? Не стану умничать про штампы, кадр и прочее. Мне хочется поделиться своими впечатлениями, как зритель, о замечательном фильме, фильме-сказке, фильме-притче, который обязательно стоит посмотреть всем. Когда мы поднимаем глаза к небу, мы видим звезды, звезды, которые, как и судьбы людей сливаются в большой млечный путь, сотканный из множества созвездий-судеб, желаний, фантазий, снов и надежд разных людей. Как и все фильмы Эмира Кустрицы, это фильм для умных и понимающих людей. Он полон аллегорий, тонкого исторического и политического юмора, который талантливый режиссер, как никто другой умеет вплести в сюжет, сотканный из красивейших пейзажей, великолепной музыки, и захватывающей пронзительной истории. Три истории… А может больше? Очень гармонично сливаются в единое полотно, волшебного этнического орнамента. Безупречная актерская игра, создает на экране настоящую живую историю, в которой очень сложно отделить сны от реальности, когда сон, как реальность, а реальность, как сон… Иногда это сон - воспоминание, иногда сон – кошмар, сон – сказка, о любви, о счастье, о том ради чего вообще стоить жить… Главного героя этой истории сыграл сам Эмир Кустурица. Пару ему составила великолепная красавица Моника Беллуччи, женщина, пред красотой которой все мужчины готовы встать на колени. «Рай в шалаше» - бывает ли такое? Или это только фантазия? Просто мечта о любви, необремененной материальными вещами? Верите ли вы в то, что такая любовь возможна? Существует ли она? А если возможна, то когда? Наверное, тогда, когда вещи материальные перестают иметь всякий смысл и значение. Большинство из зрителей ничего не знают о войне. Они ее видели только на экранах телевизора, в сводках новостей и в художественных фильмах. Если вам кажется, что вы живете в мирное время – вы заблуждаетесь. На самом деле война – она никогда не заканчивается. Каждый миг и каждый час где-то идет война. Война ломает все обыденное, разрушает все, к чему вы привыкли в своей ежедневной реальности. Война обнажает в человеке, как все самое лучшее, так и все самое отвратительное. Война заостряет и обнажает все, что было скрыто в душах в мирное, спокойное время. Война очень четко делит людей не только на своих и чужих. Без всяких полутонов война делит всех на людей и на тех, кто людьми только казался. Действие фильма происходит на фоне Боснийской войны, в России её часто объединяют с Хорватской. Не буду вдаваться в детали, кто пожелает, может изучить вопрос отдельно. Страшная, очень сложная война, когда в прямом смысле все воевали против всех. Умело подогреваемый из-за океана конфликт разгорался не только на фоне территориальных претензий, но еще и на фоне этнической и религиозной розни. Конфликт, казалось бы, от нас далекий и для многих не очень понятный, но в тоже время такой близкий, что рукой подать и то меньше будет. Конфликт, в котором каждая сторона считала себя правой. Но война такая хитрая штука, которая всегда обнажает правду, с какой стороны на нее не смотри. Правда - всегда одна и для всех. Правда – это Любовь, Любовь к Родине, Любовь к женщине, Любовь к Богу через простую земную любовь. Вряд ли можно найти что-то чище. Когда ничто не имеет значения, кроме любви, даже собственная жизнь. Вот тогда и бывает тот самый Рай в шалаше, рай для двоих, когда ничто не важно, кроме любви, Любви настоящей вопреки всему. Рай не только в шалаше, но даже на дереве. Многие спорят - о чем этот фильм? Я считаю, что это фильм о любви, о той самой настоящей. Красивая пронзительная сказка, берущая за душу, страшная в своей реалистичности. Фильм, который стоит посмотреть обязательно. Добавлю отдельно для внимательных зрителей - фильм очень глубокий, как и все, что создает Эмир Кустурица. Весь фильм пронизан любовью к Родине, которую нельзя не прочувствовать. Она во всем: в музыке, в красоте пейзажей, в живой природе, забавных сюжетах о животных. Отдельной красной строкой в фильме идет музыка песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, своеобразный реквием погибшим на той войне.
Многие говорят что этот фильм очень похож на предыдущие. Если рассматривать манеру снимать - то да, многие моменты похожи. Но так практически у любого режиссера. А вот похожий сюжет был в одном его фильме - 'Жизнь как чудо'. Преследование пары, любовь. Но если тот фильм вселяет желание жить, радость, море позитивных эмоций, то здесь все наоборот. И вот что интересно, в последних фильмах Кустурицы появляются 'положительные' главные персонажи, абсолютно положительные. И это один из самых грустных его фильмов. А концовка и вовсе ни на что не похожа. И вот тут если выйти из манеры съемки то фильм разительно отличается от всех предыдущих. Разочарованность в мире людей, уход главного героя в некий духовный поиск и мир животных, идеальный и чистый по сравнению с человеческим. И раньше режиссер снимал животных, но здесь это настолько явно. Не могу сказать что этот фильм понравился мне больше всех, но зачастую фильмы Кустурицы вызывают у меня очень противоречивые чувства и эмоции, что мне и нравится.
« - Ради этого и стоит жить… Что бы любить изо всех сил…» ( с ) Балканский гений молчал почти 10 лет, в течении которых у многих возникали вопросы – будет ли он продолжать заниматься режиссурой, или же окончательно сосредоточится на работе со своим оркестром. Да, совсем с радаров Кустурица не пропадал – занимался съёмками в короткометражках и чужих кино – новеллах, как режиссёр выпустил два документальных фильма. Но всё это было не то, поскольку всегда от большого мастера ожидаешь большой работы. Вот и новую картину Эмира Кустурицы пришлось ожидать поклонникам его специфического творчества почти 10 лет. При том, что взял столь длительный тайм – аут он после съёмок далеко не лучшей своей ленты, в которой переборщил кажется со всем, с чем только возможно. Поэтому его «Завет» не был награждён в Каннах, и к счастью не стал его личным заветом кинематографу. И вот когда уже все начали сомневаться в силах сербского режиссёра, Эмир Кустурица вернулся на экраны с большой картиной. В которой он выступил сразу в трёх ипостасях – как автор оригинального сценария, режиссёр, исполнитель главной роли, а ещё и продюсер ( правда если это считать творчеством ). Стоит ли говорить, что «По Млечному Пути» - стал событием в мире кино?! Бытует мнение, что почерк большого художника без труда можно узнать, лишь только начнёшь читать его книгу, слушать музыку или как в данном случае - смотреть кино. С творчеством Кустурицы это происходит без особого труда. Он годами вырабатывал свой собственный стиль и манеру повествования, которая почти моментально узнаётся при взгляде на экран. Любовь к жизни, во всех её появлениях – ощущается в каждом кадре этого художника. Хотя стоит признать, начинается картина довольно мерзкой сценой с забоем хряка, кровь которого после ушатами сливают в стоящую во дворе ванную. Куда тут же устремляются снующие по хозяйству гуси, начав стучать крыльями в свиной крови. А после прилетают мухи… Но далее идёт праздник жизни, живой жизни которая продолжается даже во время затяжной, то и дело прекращающейся на временное перемирие гражданской войны. Вот солдаты застывшие по обоим сторонам смотрят на парящего в небе орла, вот другие бойцы что то варганят на кухне, а вот и проснувшийся главный герой – Коста, едет на ближайшую ферму за свежим молоком… Всё снято настолько просто и естественно, что как то само собой, не зримо превращается в поэзию на экране. Изумительная операторская работа, которой лента обязана тандему снимавших её – Горану Воларевичу и Мартину Шецу – делает едва ли не половину успеха всей постановки. Вторая же половина успеха картины – сама история, которая лежит в сердце написанного Эмиром Кустурицей сценария. А так же участию таких выразительных актёров как сам режиссёр ( который кажется впервые играет в собственном кино ) а так же красавица Слобода Мичаович – которая играет отвязную девицу – бывшую гимнастку, влюблённую в главного героя. Его играет сам Кустурица, наделяющий много пережившего Косту глубиной и характером. Передавая чувства героя через полные боли глаза и играя роль на долгих паузах. Однозначно самая большая и лучшая актёрская работа Кустурицы! Сюжет не столь сумбурен как в старых фильмах мастера, поэтому рискну пересказать главное. На экране идёт середина 90- ых, Югославия раздирается на части кровопролитной гражданской войной, конца и края которой невидно. Сознавая, что в этом отчасти виноваты тогдашние политики, в особенности активно способствовавший ведению боевых действий президент Слободан Милошевич – которого в те годы горячо поддерживал сам режиссёр, в своём фильме Кустурица избегает политики и рассуждений о причинах и туманных целях этой войны. Он просто её нам показывает, причём делает это глазами простых гражданских, которые сами хотят держаться подальше от ведения боевых действий. Живут при постоянном страхе смерти, в то же время беря от жизни по максимуму, потому как каждый день может оказаться последним. Война стала бытом, как резюмировал бы товарищ балканского постановщика – Никита Михалков, который сам является большим поклонником Кустурицы и даже делил с ним его талантливого монтажёра – Светолика Зайча. Который работал и над этой картиной. Так вот, идёт Балканская война. Потерявший всех своих родных, бывший музыкант Коста – вроде и не числится солдатом, но в то же время помогает полевой кухне с доставкой провизии и молока, за которым часто наведывается в местную деревню. Где проживает влюблённая в него девушка, живущая со старой бабкой и ожидающая возвращение с войны старшего брата – офицера. Которому смогла сыскать подходящую невесту – приехавшую в их края итальянку с тёмным прошлым. По слухам из – за неё посадили английского генерала – убившего свою жену, которая мешала его женитьбе. А итальянка дав против него показания в суде, опасаясь за свою жизнь сбежала на историческую родину отца – которая ныне раздирается войной на части. И всё бы нечего, но судьбе было угодно, что бы неприкаянный Коста и итальянская беженка нашли друг друга, оказавшись друг для друга спасением и любовью посреди крови, боли и смертей… Да, эту итальянку играет звезда мирового кино Моника Беллучи. Но, говоря откровенно – мне эта однообразная актриса никогда особо не нравилась, хотя конкретно против неё я нечего не имею. Всё же пару с Кустурицей они составили вполне подходящую. Как обычно играя на казалось бы несовместимых контрастах, режиссёр с самого начала даёт титр, в котором сообщает, что в этом фильме соединились три подлинные истории и много бурной фантазии. Начав картину как фреску народной жизни во время войны, постепенно смещает акценты превращая драму в комедию, затем добавляет чуток фарса и почти чаплинской эксцентрики. Словом – это чистый Кустурица, то как он видит жизнь и понимает Любовь. Очень серьёзная вещь, которая рассказывается словно байка, не упуская возможность и по смеяться и попеть и поплакать. Песни на сербском языке – вообще особая тема в картинах этого постановщика, ведь в прошлом неоднократно саундтреки фильмов Кустурицы становились музыкальными хитами. Не знаю как сложится судьба прозвучавших здесь композиций, но лично мне песня про «Большого брата» очень понравилась. В эпизоде праздничного гулянья сразу чувствуется особый «югославский» колорит, который может передать в кино только один Эмир Кустурица! Возможно «По Млечному Пути» - и не самая большая премьера минувшего года. Однако, несомненно то, что это - лучший фильм 2016 ого. Какое место картина займёт в творчестве самого Эмира Кустурицы сможет сказать лишь одно время… P.S Рецензия посвящается девушке Насте, зарегистрированной на КиноПоиске под ником Zombie Dog Abacrombie.
Вообще, сказать честно... Ну, крааайне смешанные чувства. Хотя... Кого я обманываю, никаких смешанных чувств нет, я фильмом страшно разочарован. Второй мой фильм у Кустурицы - и если в случае с первым я хоть и не плясал от восторга, но целостность и явную художественную ценность картины признавал, то тут... Хм, ну да, по-моему, это неудачный фильм - и о его художественной ценности я уже ничего сказать не могу. То, что в 'Жизнь как чудо' начиналось в виде 'веселого хаоса' продолжается и в 'Млечном пути' - но буквально расплескивается и выходит из берегов. Персонажу отрывает ухо снайперской пулей? Спокойно снял его с куста, завернул в платок и поехал дальше. Плывут под водой? Ну, в лучших традициях 'Времени' Шьямалана - время без дыхания не ограничено. Надо спрятаться? Развилка одинокого дерева без густой листвы - самое то! Но это ладно, это, так скажем, условности и все в таком роде. Но в фильме есть эпизоды, которые выглядят так, как их задумывал режиссер, но которые в итоге ну просто ни в какие ворота не лезут - то есть натурально складывается ощущение, что художник перестал чувствовать рамки, за которыми глубокий замысел выглядит... странно. Ну а что с самого начала подкосило в моем видении картину - так это ходульность 'любви' в фильме о любви. Ну, то есть смотрим описание: 'История о любви, происходящая в период боснийской войны'. Любить друг друга в фильме полагается героям самого Эмира Кустурицы и Моники Беллуччи. Герои встречаются, влюбляются вроде как с первого взгляда, даже не особо разговаривая - и потом весь фильм за свою любовь борются. Но если поверить в то, что он влюбился в нее (Беллуччи есть Беллуччи), еще можно, то вот в ответные чувства?.. Ну, то есть не знаю, кто как, а я совершенно - абсолютно, вообще, ни на йоту - не почувствовал пресловутой химии между персонажами. Вот у них бейджики 'влюблен(-а)' - и этого достаточно. Даже не так. В данном случае вот как: 'вот, у них бейджики 'влюблен(-а)', а еще это, на минуточку, Эмир Кустурица и Моника Беллуччи, их присутствия на экране достаточно для убедительности, так что попробуй, плебей, не поверь'. А я не верю. Да и никто из актеров не хочет нас в этой любви убедить - Кустурица играет минималистично, по его лицу вообще ничего не понять, а Беллуччи, по-моему, в принципе даже не понимала, какую героиню ей играть (и, например, в условиях сербского сюра изображала традиционную эмоциональную гамму, сюру чуждую). Короче, весь фильм я видел, как два выдающихся человека делают вид, что влюблены - но делают это без особого старания. В довесок ко всему в финале режиссер - без умысла, понятно - поступает не совсем честно, выводя фильм в предметно-религиозную плоскость. Ну и как бы все верующие зрители говорят: 'какой сильный финал' (а финал снят и правда сильно) - и воленс-ноленс проецируют глубину финала на весь фильм целиком. Ну и как вообще верующему критиковать кино, в конце которого герой становится монахом? (Вопрос несерьезный, конечно - но лишь отчасти). И возникает противоречие: финал сильный, а весь фильм ну откровенно слабый. И я даже не говорю про ужасающие по качеству спецэффекты - зачем вообще надо было их рисовать? Лучше уж никак, чем вот так. Что же в фильме хорошего? Кроме финала. Хорошего в фильме - мастерски выстроенные и отснятые мизансцены. Тот самый Кустурициевский (язык сломаешь) хаос. Хорошего - сцены с животными. Хорошего - просто шикарного - саундтрек, который я теперь слушаю на репите. Игра слов в названии неплохая. Но в целом 'По млечному пути' - это, увы, просьба не обижаться, очень слабое, неуклюжее кино с претензиями (возможно, они фильму крылья и обломали).
Просматривая фильмы Эмира Кустурицы, снятые в новом столетии, невольно начинаешь испытывать чувство если не стыда, то хотя бы неловкости за автора, некогда создавшего такие ленты, как «Время цыган» и «Андерграунд». «По млечному пути» – его последняя на данный момент полнометражная работа – является как бы квинтэссенцией того творческого тупика, наблюдавшегося ранее в «Черной кошке, белом коте», «Жизни как чудо» и «Завете» (любопытен тот факт, что, начиная с этого периода творчества Кустурица, распался его тандем с прославленным композитором Гораном Бреговичем). Национальный колорит в виде бесконечных пьянок-гулянок, нелепые и неуместные шутки, стрёмные (откровенно говоря) спецэффекты, обязательные полеты над землей и под водой, балканская война, перетекающая из одной картины в другую... Всё это говорит о том, что Кустурица, по всей видимости, попросту не знает, что же ему ещё сказать и вновь и вновь варится в котле самоповторов и самоцитирования, по инерции создавая каждый свой последующий фильм. Не спасает ситуации и сам режиссёр, играющий главную роль, и даже великолепная (хоть и заметно постаревшая) Моника Беллуччи. Кто-то из кинокритиков метко подметил, что в «Млечном пути» интереснее наблюдать за животными, нежели за людьми. И действительно, лучшие кадры картины – курица, нелепо прыгающая перед зеркалом, гуси, падающие в ванну с кровью – связаны отнюдь не с персонажами рассказываемой нам истории. Но даже и их недостаточно для того, чтобы назвать картину состоявшейся для любого режиссёра. Тем более для режиссёра такого уровня, как Эмир Кустурица. 3 из 10
Я смотрела почти все фильмы Эмира Кустурицы. Мне посчастливилось первым посмотреть 'Аризонская мечта' (1991) - абсолютно волшебный фильм и влюбиться в Джонни Деппа. А вторым посмотреть 'Жизнь как чудо' (2004) и влюбиться в жизнь как в чудо. 'Черная кошка, белый кот' (1998) и убедиться, что режиссёр гений киноискусства. Из раздач одного из последних фильмов Эмира 'По млечному пути' (2016), я выбрала ту, где перевод, редакция субтитров и описание фильма — imvolk13. И рада выбору, хотя надо признаться я не рисковала, зная по предыдущим работам imvolk13, что всё будет сделано по высшему разряду. Натурализм первых кадров фильма обычной сельской жизни заставил отвести глаза. Кустурица в традиционной для себя манере населил фильм птицами, змеями, ослами, собакой и прочей живностью через них действуя на наше воображение и лихорадочный поиск в аллегориях искать ключи к понимаю тягучего повествования. Мне думается, что намаявшись с пробами актёров, Эмир Кустурица сам решил сыграть в фильме Косту или тому причина Моника Белуччи, приглашённая сыграть роль не его невесты, лихо преподнесённая в село закатанной в покрывало и перевязанная верёвками. Любовь с первого взгляда, катание на ослике под зонтом, змея пьющая молоко, всевозможные перипетии сельской жизни, стрельба и перемирие, местные разборки, дискотека. 'От войны он торчал будто белый дым вдыхал', - поёт пьяная девушка, танцуя на столе. И возвращение страшного лика войны на следующий день после подписания мирного договора. А любовь? Любовь - это вознесение. Это радость и весёлый смех, уединение у озера с синей, синей водой и музыка. Это пройти огонь, воду, ветра стихию и любить из всех сил. Если бы не война... Фильм зрелый, глубокий, цельный, настоящий и извините, что письмена мои в слезах...