Владимир Познер и Иван Ургант приучили зрителя к тому, что их путешествия носят страноведческий характер. До этого дуэт мудрого и забавного телеведущих поведали зрителю об устоях, нравах, обычаях, национальных особенностях, культурных достопримечательностях таких мировых держав, как США, Франция и Италия. Чего-то подобного ожидалось и от поездки по Германии... Мне очень нравится фраза футбольного телекомментатора Юрия Розанова о том, что не оправдавшиеся ожидания - это проблема завышенных ожиданий самих ожидающих. В какой-то степени она подходит и к тому случаю. Познер и Ургант приучили зрителя к некоторой торговой марке, качество которой если и падает от проекта к проекту, то не слишком заметно. В 'Германской головоломке' это падение, увы, очень заметно. Отчасти это связано как раз с тем, что ожидания зрителя не оправдываются, отчасти с тем, что сама специфика проекта сильно отличается от предыдущих - здесь нет страноведения как такового. Вместо оного зрителю подается субъективный и дико предвзятый авторский взгляд на проблему фашизма и нацизма, причем акцент делается на том, что подобный ужас в национальном характере немцев, что подобное легко может повториться и в будущем. Конечно, в эпоху демократии каждый волен выражать свое мнение в той форме, какая ему близка, если это не противоречит законам, не задевает никаких религиозных чувств. и проч. Так и Познер имеет несомненное право критиковать, открыто ругать и не любить Германию в виду того, что с этой страной связано не только общемировое горе, но и один из самых тяжелых периодов его жизни. И здравое зерно в рассуждениях Познера есть: чтобы весь этот ужас не повторился, об этом надо говорить, этому нужно учить детей. Только вряд ли для этого годится форма обличения ненавистных немцев. Злодеи, как и гении, есть у всякого великого народа. Не нужно ставить клеймо на всем стаде из-за того, что когда-то в нем водились, да и сейчас водятся, паршивые овцы. Иначе чем чем это отличается от нацизма? Вряд ли наличие неонацистов в Германии страшнее существования подобного течения в России, которая так (27 млн человек!) пострадала от фашизма. Почему об этом не говорит Познер? У Германии великая история, великая культура. Познер постоянно задается вопросом, как народ Вагнера, Баха, Бетховена, Шиллера и Гете мог прийти к фашизму. У меня встречный вопрос: как Познер решил, что фашизм - ядро этого народа, а не как раз та самая великая культура? Мне понравились всего несколько серий из цикла. Последняя - про немецкую семью Познера. Серия про Крысолова. Очень красивая аллюзия на фашизм вышла. И серия про смешение культур в Германии. Это было действительно хорошо. Не понравилось: предвзятое отношение Познера к Германии + роль Урганта (попить пива и покурит кальян в паре серий - хороша роль) + отсутствие замков, кухни и многого другого. 6 из 10
В последнее время я мало смотрю телевизор. В этом я, вероятнее всего, не одинок, ибо для обозначения телевизора всё больше и больше используется квадратик с исходящими из него антеннами, недвусмысленно напоминая рогатого «князя мира сего». Телевизор ныне стал поистине побратимом отца лжи и действенным инструментом информационной войны. Если и стоит включать зомбоящик, то только лишь с целью использования его в качестве измерителя погрешности между субъективностью и объективностью, иначе говоря, индикатора степени лжи или «кривдометра». Ветеран телеэквилибристики Владимир Познер вкупе со своим балагуристым подмастерьем Иваном Ургантом в этот раз опять на счёт родного 'Первого канала' решил покуролесить по ненавистной ему Федеративной Республике Германии (сразу оговорюсь, чтобы больше к нему не возвращаться - Вани в фильме было очень мало - чем он там занимался, дегустацией ли знаменитой немецкой рульки с квашеной капустой в порядке ведущего программы 'Смак', или чисто познавательными прогулками вдоль кварталов красных фонарей, коих в Германии не меньше, чем в Нидерландах, история умалчивает). Трудно не поверить в искренность чувств, испытываемых Владимиром Владимировичем к этому европейскому государству и населяющему его народу. Но зачем? Зачем ехать снимать цикл передач в страну, которую ты патологически ненавидишь, если только не повидаться с многочисленными родственниками, которые, вопреки твоей ненависти, таки проживают в этой омерзительной для тебя стране? Всего ради того, чтоб лишний раз проафишировать низменное ненавистническое чувство? Познеровская германофобия не знает границ. Они резки и не изящны, что качественно отличает их от генетически близких ему французов. Каждый немец в душе полицай, ибо обожает педантично указывать кому ни попадя. Столица немцев Берлин ужасно не красива и не достопримечательна. В этом неотёсанном европейском народе, пускай и в маргинальных формах, и поныне не изжит нацизм. Музыка Вагнера - это не Полёт Валькирий, а самая что ни на есть квинтэссенция немецко-фашистского духа. Ненависть Познера к «бюргерам» настолько всепоглощающа, что он, будучи юношей, в порыве нахлынувшего озверения чуть ли не до смерти избивает ни в чём не повинного немецкого приятеля во время импровизированного боксёрского спарринга. Какие основания у г-на Познера так ненавидеть немцев? За 27 миллионов погибших советских людей в Великую Отечественную? Сомневаюсь. Скажете за холокост? Это безусловно трагедия еврейского народа, однако всецело списывать вину за него на одних лишь немцев было бы верхом лицемерия. Холокост - это акт 'срезания сухих веток дерева', инспирированный уж никак не немецким народом, а пресловутой глобальной закулисой через их ставленника Шикльгрубера, чтобы в дальнейшем деятели вроде Познера и Урганта на правах контрибуционных выгодополучателей разъезжали по Германии, а демонизированные немцы каялись перед ними до скончания веков. Читайте книги и поменьше смотрите зомбовизор.
Этот фильм сильно отличается от всех предыдущих, которые делал Владимир Владимирович Познер. Здесь через весь фильм чувствуется его неприязнь к Германии из-за того, что сделали в своё время фашисты и от этого фильм вряд ли можно назвать объективным. Однако это отношение меняется в 8-ой серии фильма, где рассказывается о близких родственниках Познера, живущих в Германии. И этот конец фильма мне понравился больше всего, потому что он самый откровенный. Меня это удивило примерно так же когда я читал его книгу 'Прощание с иллюзиями'. В ней Владимир Владимирович рассуждает о своей жизни тоже очень откровенно. К тому же этот фильм серьёзнее, чем остальные. Будто он сделан по-немецки в каком-то смысле. Нет шуток Урганта, хотя для меня то скорее плюс, чем минус. Мало или совсем нет (может быть я просто не заметил) безоговорочно положительных слов о немецком народе. Всё рассматривается через призму преступлений, совершённых немецким народом во время войны. Ещё интересный вопрос, который возник после просмотра фильма-это о том, почему в России, как мне кажется, ничего подобного к Германии люди не испытывают, ни ненависти, ни желания отомстить, а даже наоборот, испытывают симпатию, если можно так сказать, ко многому немецкому. В общем, фильм хороший, но удержаться Познеру от эмоциональных суждений всё-таки не удалось.
В эфир первого канала вышел цикл передач о Германии Владимира Познера 'Германская головоломка'. В преддверии автор фильма сказал, что цикл получился не страноведческим с описанием достопримечательностей, а попыткой понять, что из себя представляет страна. Урганта здесь практически нет, о чём также было сказано заранее. И вот сел я смотреть. Серия за серией на меня профессионально выливается познеровский негатив о том, что он видит вокруг. Обо всём. Из разговора не ускользает тема нацизма, фашизма, гитлеризма и т.п. И это не просто однобокий взгляд. Складывается ощущение, что немцы - патологические или, если хотите, генетические преступники и негодяи. На худой конец, странные и чёрствые люди. Познер старается обосрать всё. Даже о знаменитом зоопарке в Лейпциге он говорит: 'Да, зоопарки немцы строят хорошие. Как и концлагеря.' Для меня это удивительно, так как Владимир Познер всегда позиционировал себя, как профессиональный журналист, чей долг освящать события объективно, а что он сам лично думает по этому поводу - его проблема и никому не должно быть интересно. И уж тем более это не проблема жителей Германии. Этим фильмом Владимир Владимирович - крайне интересный для меня человек - абсолютно дискредитировал себя как журналист. И Урганта очень не хватало. Для меня самым лучшим и, несомненно, выдающимся фильмом из серии остаётся 'Одноэтажная Америка', который я время от времени пересматриваю. 1 из 10
Это очередная передача из цикла путешествий Урганта и Познера. На сей раз место действия Германия. Обычно эти картины получаются хорошими и я их хвалю, но в этом случае далеко всё не так однозначно. Забегая на перед, скажу, что работа мне не понравилась, но всё же в ней есть объективные плюсы, поэтому нейтральный отзыв. Плюсы картины. Первый плюс, это разнообразные интервью, это к слову на мой взгляд самое лучшее, что есть в этой передаче. Действительно интересно послушать известных людей в различных отраслях. Второй плюс это показанные места. Например, была показана Берлинская стена и также концлагерь Дахау. К каждому объекту показанному на экране, прилагается свой рассказ. И вот на этапе рассказа начинаются проблемы. Минусы картины. Главным на мой взгляд минусом картины является постоянное обсуждение темы Второй мировой войны. Я конечно же понимал, что без этого не обойтись и эту тему нельзя не затронуть, но здесь эта тема фигурирует почти всё путешествие. Сложилось такое впечатление, что в истории Германии просто больше нет никаких событий, кроме этого. Более того, вставки фрагментов тех событий иногда попросту мешают насладится обсуждением другой темы и попросту появляются не к месту. Ведь эта программа позиционируется как путешествие, но иногда это просто превращалось в исторический рассказ причём не самого лучшего качества. Вторым минусом, как ни странно стали ведущие. На них в основном и строиться восприятие картины, но они только усугубляют дело. Об Урганте быстро. Его по большому счёту в проекте почти нету, у него здесь крайне незначительная роль и создается впечатление, что на его мнение на вещи попросту неважно, даже обидно за него. Но вот с крайне плохой стороны проявил себя Познер. Я конечно понимаю, что у Познера есть причины негативно относится к Германии, но это же не значит, что из-за этого должен страдать зритель. На протяжении почти всего времени, он проявлял призрение и недовольство к мелочам и не скрывал своего неоднозначного отношения к немцам. Конечно Владимир пытался совладать собой, но у него это получалось очень слабо. И в целом сложилось мнение, что работа сделана не для зрителя, а для самого Познера. Нам постоянно показывают его противоречия, демонов, а последний эпизод почти целиком посвящен именно ему. Вердикт. Это крайне спорный проект, который можно смотреть на свой страх и риск. Могу порекомендовать только тем, кто большой поклонник Владимира Познера и кто очень сильно увлекается темой Второй мировой войны. 5 из 10
Этот телевизионный цикл о Германии меня поразил. Поразил в хорошем смысле с одной стороны и оказался неописуемо неприятен с другой. Поэтому и оценить этот документальный фильм мне очень нелегко. Хорошая сторона заключается в том, что задумываясь о всех тех событиях, которые неоднократно описываются в фильме, становится страшно и жутко от того, что все это реально происходило. Этот фильм вызывает огромное уважение к современным немцам, которые как никто другой осознают ответсвенность за свое прошлое, признают его, хоть это сложно настолько, что лично я, например, предтсавить не могу. Но есть огромное НО. Это всегда трудно - смотреть на вещи с другой стороны, особенно если это настолько глобальные и сложные события как ІІ мировая война. Лично я осознала существование второй стороны медали достаточно поздно, уже на 1 курсе университета, после случайного прочтения книги 'Где ты был, Адам? ', немецкого пистеля Генриха Бёлля. У него очень хорошо и просто получилось показать действительность войны по ту сторону, глазами и ощущениями обычных немецких жителей. Немного позже меня шокировала книга Бернхарда Шлинка 'Чтец'. До этого момента я даже не задумывалась насколько сложно этому народу принять случившееся и жить с этим дальше. Это чувство растеряности и покаяния за преступные деяния своих родителей, поиск ответа на вопрос: 'А как все это воспринимать, понимать, относится к своим близким, принимавшим участие в этих событиях ?' Поэтому мне больше всего понравилась 4 серия 'Германской головоломки'. Так в чем тогда заключается огромное 'НО'? Все что я описала раньше - это размышления, которые возникают, если смотреть фильм, как высказывания многих немцев, с которыми разговаривал Владимир Познер. Но ведь его роль в фильме не ограничивается только озвучиванием вопросов. Практически каждый ответ он комментирует, делает какие-то выводы. Свои личные выводы. Позиционируя себя в первую очередь как журналист, человек обязан придерживаться обьективности в своих высказываниях. И совершенно недопустимо показывать ситуацию исключительно со своей точки зрения. Даже не просто показывать, а упорно навязывать зрителю свое мнение. Каждый вправе искать для себя свои ответы на вопросы, доказывать свою правоту другим. Но если это документальный фильм ( который транслируют по национальному телевиденью! ), а человек, все это рассказывающий - журналист, абсолютно недопустимо показывать зрителю не факты, а всего лишь потоки своих личных размышлений, своего личного, не разбавленного обьективностью, мнения. И это испортило весь материал. Потому что весь фильм, начиная с первой серии, пропитан какой-то желчностью, черезмерной жестокостью и открытой злобой. И вообще, если в предыдущих путешествиях иногда проскакивало ощущение присутствия в поведении ведущих некоего эгоизма, высокомерия по отношению к другим, то в Германии этого никто особо и не скрывал. А так быть не должно. Особое возмущение вызвала последняя серия. Что это было? Спецвыпуск программы 'Пока все дома'? Семья Владимира Познера собралась за обеденным столом, он показал какая она дружная, какие все молодцы и кто чего добился? Неприятно было все это смотреть. Особенно то, как Владимир Вдладимирович интервьюировал самого себя. А еще эта жестокая 'боксерская'история из его детства... Вообще, после просмотра всего этого у меня возник один вопрос: а зачем было снимать фильм о стране, которую ненавидишь всей душой? Чтобы разобраться в себе? Пожалуйста, но зачем результаты этого копания в глубине себя вываливать на зрителя? Тогда нужно было удерживаться от комментариев, а не навязывать свое мнение, свое отношение к немцам и их стране. Много раз Владимир Познер говорил о том, что не понимает того, как страна с таким богатейшим культурным наследием свернула на ложный путь. Он так и не понял. А я, как зритель, до последнего ждала рассказов о великих композиторах, философах, писателях, о архитектуре, традициях. Увы, так и не дождалась. Подводя итог, хотелось бы вспомнить одну из фраз Владимира Познера: 'То, что вы сейчас увидели - пример плохой журналистики'. Это он так критиковал себя за поведение во время интервью с внучкой. Но по-моему эта фраза очень точно описывает весь фильм. Поэтому красный цвет за этот материал, как крайне субьективный документальный телевизионный фильм. И только за честные, искренние рассказы самих немцев, которые лично меня поразили до глубины души: 10 из 10
Весьма интересная работа Владимира Познера в продолжающемся журналистском телетурне по Европе, теперь в одной из самых богатых на события недавнего прошлого, возможно, самой неоднозначной стране Европы - Германии. Познер с разных сторон подошел в представлению и описанию Германии и немцев: здесь и беззаботный Октоберфест, символ современной и открытой миру послевоенной страны, и жуткий экскурс в бесчеловечные эксперименты нацистов из концлагеря Дахау, вызывающий ужас и непонимание у человека современного; а еще нам представлен ультрасовременный город контрастов двуликий Берлин, не так давно разделенный блокпостами и колючей проволокой, являлся границей двух миров в Европе - капиталистического и социалистического, Запада и Востока, а ныне наводненный людьми разных национальностей, конфессий и взглядов - европейский Вавилон (казалось бы, есть некий символизм в этом - разделенный напополам город отчаянно затягивает свою рану в виде разрушенной стены этим бурным людским и архитектурным коктейлем); есть здесь и немецкая глубинка, с абсолютно не похожими (как и везде) на городских безумцев флегматичными и расслабленными бюргерами, ведущими размеренный образ жизни вдали от шумных мегаполисов в своих уютных домишках и квартирках, незатейливо, но со вкусом обставленных разной утварью... Впрочем, всего и не упомянешь, нужно смотреть, видеть, рассуждать и анализировать. Конечно же, без критиканства и упреков телемэтр обойтись не мог, и отчасти это можно понять: Германия принесла много горя народам Европы, в особенности еврейскому народу, который истреблялся с особой жестокостью и цинизмом в годы войны. Хотя и Германия современная, как никакая другая страна, проявляет столько заботы и внимания к евреям современным и войну пережившим, выплачивая им огромные компенсации, давая льготы и предоставляя им гражданство. Хоть в этом и можно найти некоторую насмешку - жить в стране убийц твоих предков - это очень ценная поддержка и некоторая помощь тем евреям, которые не могут найти себе место в других странах или хотят жить в благополучной, процветающей и стабильной стране. Познер и сам в конце своего фильма расстается со зрителем на пороге своей квартиры, купленной им для более частых визитов к дочери и внучке, живущим в Германии. И уже здесь присутствует очередная ирония уже в самой жизни тележурналиста, когда столь родные его сердцу люди оторваны от него и живут не где-нибудь, а в нелюбимой и столь сложно воспринимаемой Познером Германии. И в этом смысле эта и еще одна родина для него, и его потомков. Фильм вызывает неоднозначное впечатление, все-таки Владимир Познер местами выступает весьма резко и категорично в отношении немцев, в особенности по поводу событий двадцатого века, и, на мой взгляд, не раз отходит от принципов журналиста блюсти нейтральность и беспристрастность. Хотя это, разумеется, его авторский взгляд и авторский фильм, который он представляет нашему вниманию для ознакомления, понимания и осмысления.
Признаться честно, в случае с «Германской головоломкой» (а именно так назвал свой проект о путешествии по Германии Владимир Познер) у меня вышло то, что называется синдромом завышенных ожиданий. Потому что после удачных проектов об Америке и Франции, и невнятного об Италии, я просто был не готов увидеть фильм, в котором автор столь критичен и предвзят к рассматриваемой стране. С Германией у Владимира Владимировича вообще связаны не самые лучшие воспоминания, прежде всего, из-за Второй Мировой войны. Нацисты убили его деда, а его семья была вынуждена бежать из оккупированной Франции в США. Позднее, юному Познеру пришлось какое-то время жить в ГДР, куда переехали родители из США из-за социалистических взглядов его отца, и учиться с немецкими детьми. Так что с одной стороны, чувства Познера к Германии вполне понятны. И потому у него в феномене фашизма не страна виновата, а сам немецкий народ, принявший тиранию Гитлера. Но с другой стороны, вместо того, чтобы привлечь зрителя информационно-познавательным взглядом на страну через ряд различных интервью, Познер попросту отталкивает нас отрицательным тоном и настроем повествования от просмотра. Даже сама основная музыкальная тема проекта на начальных титрах вперемешку с криками Гитлера и обрывочными фразами песен Марлен Дитрих уже несёт в себе какой-то негатив. Казалось бы, если не нравится ведущему Германия и немцы в частности, то зачем он вообще взялся снимать проект? Ведь со стороны это смотрелось бы так же нелепо, как если бы певец пел перед публикой с унылым выражением лица, давая понять, что он отрабатывает бабки. Но по словам Владимира Владимировича, этот фильм был его попыткой понять страну, к которой у него накопились вопросы и претензии. И хотя мне такой подход был неприятен, концепция проекта, тем не менее, не была лишена смысла. Помимо негативного тона и предвзятого подхода Познера, проект претерпел и другие изменения. Бессменный соведущий Владимира Познера Иван Ургант на этот раз оказался в ещё худшем положении, чем раньше: запуск собственного шоу на Первом канале и съёмки в передаче «Смак» не позволили молодому человеку постоянно находиться рядом со своим коллегой. В результате, сложилось ощущение, что именно в «Германской головоломке» Ваня выглядел как инородное тело. Если в предыдущем фильме мне откровенно не хватало его – здесь же его присутствие, сводившееся к посещению Октоберфеста, питью кофе в Берлине и несколькими встречами-разговорами с находившимся не в духе Познером, делало его участие в «Германской головоломке» ненужным. Кроме того количество серий сократилось до восьми (что в два раза меньше чем в фильме «Одноэтажная Америка»). Учитывая то, что «Германская головоломка» смотрелась тяжело, меньшее количество серий стало проекту плюсом, чем минусом. Зато у каждой из них впервые появилось название, раскрывающее суть очередной тематики-проблемы. А вот те темы, которые затронул в фильме Познер, мне понравились. В фильме, собственно, только первая серия напоминает нам о прежнем, страноведческом формате. Именно в ней («Немец. Перец. Колбаса») ведущие попытаются понять истинный характер немцев, их отношение к пиву, немецкой кухне, патриотизму. В остальном же – индивидуальный рассказ Познера о том, как он «открывал» заново для себя Германию через свою ксенофобию. Поиски истины приведут Познера в крупные и мелкие города Германии, концлагеря Дахау и Берген-Берзен, а так же тюрьму Штази. В качестве основных, затрагиваемых в фильме проблем, Познер рассмотрит следующие: Немецкий национал-социализм. Это первая, и, пожалуй, самая главная тема, волнующая и не отпускающая практически ни на одну серию Владимира Владимировича. Нет никакого смысла писать почему так (в фильме и так всё понятно). Тем не менее, сильное впечатление на меня произвёл его разговор с 93-летним бывшим узником Дахау, а так же поиск ответа на вопрос почему же выжившие в концлагерях евреи и их потомки сегодня хотят вернуться жить в Германию. Берлинская стена. Не менее важная проблема в жизни немецкого народа, поделившая в один миг их на два различных государства – западную капиталистическую ФРГ и восточную социалистическую ГДР с 1961 по 1989 гг. Трогательный рассказ о разделённых стеной семьях, попытках бежать западных немцев в ГДР, и восточных в ФРГ расскажут очевидцы тех событий начала 1960-х гг. Но так же одна серия посвящена и воссоединённой Германии, её проблемах, связанных с трудностями ассимиляции бывших западных и восточных немцев. Мультикультурализм. Ещё одна важная сегодня проблема, затрагиваемая в фильме, которая смотрится как пророчество в нынешнее время. Речь идёт об этнических турках, ставших «новыми немцами», но не желающими становиться европейцами. В качестве примера, достаточно вспомнить то, как ответил Познеру хозяин турецкой лавки на вопрос о благодарности Германии. По словам этого «нового немца» именно Германия должна быть ему благодарна за то, что он своей турецкой культурой сделал эту страну лучше. Грустно осознавать тот факт, что с появлением в Германии мигрантов из Сирии, эта проблема ещё больше усилилась (а власти никак не могут ничего изменить). В общем, посмотрев «Германскую головоломку» - четвертый фильм о путешествии Владимира Познера и Ивана Урганта по очередной европейской стране, мне пришла в голову идея, что перед нами самый сложный и неоднозначный телепроект Познера. Сложный, потому что он получился эмоционально тяжёлым (за счёт поднимаемых в нём тем-проблем, а так же отношения ведущего к самой Германии). А неоднозначным я бы назвал своё личное отношение к фильму, потому что с точки зрения сценария, проект вопросов не вызывает. Но пересматривать его вряд ли решусь. - Вы же не германофоб? - Стараюсь не быть PS: словно расплатой за своё отрицательное отношение к Германии, судьба «наказала» Познера так, что именно там и живёт уже много лет его родная дочь Екатерина Чемберджи (написавшая музыку ко всем проектам отца) и внуки Мария и Николай (о чём зрители узнают в заключительной серии). Ну а самый забавный момент будет непосредственно перед финальными титрами. Кто досмотрит – поймёт. 7 из 10
Смотрела все документалки дуэта Познер-Ургант. От путешествия и туризма в 'Германской головоломке' ноль, в отличие от той же Франции и Америки. Больше подходит определение 'документальный фильм о послевоенной и современной Германии'. Из показанных достопримечательностей - Октоберфест и сосики. Маловато будет. Понравился еще зоопарк в Лейпциге, но на этом, в общем-то, все. Грустно. В целом понравилась попытка сделать 'культ-обзор', про сказки, про Вагнера рассказали, но эти постоянные отсылки к Гитлеру и нацизму... meh. Искренне не понимаю, откуда такая предвзятость к Германии, националистические идеи сейчас есть везде, абсолютно в каждом государстве есть полулегальные объединения национал-социалистической молодежи, но все камни летят в сторону немцев. Познер говорит, что Германия - родина нацизма. Ну и что? Если бы не было Гитлера, Германии, нацизм придумал бы кто-то другой. Вообще, рекомендую Познеру прогуляться на русский марш в Москве, думаю, он будет удивлен количеству зигующих молодчиков, которые не где-то там далеко в Берлине, а вот, здесь, в Москве, в столице страны, победившей фашизм. Как по мне, этого надо бояться больше, чем того, что в Германии не могут посадить какого-то там главу политической партии. Повторюсь, Владимир Владимирович ведь сам сказал, что Германия - родина нацизма, так что это, наверное, логично, что сторонники подобных идей еще остаются в Германии и имеют определенный политический вес. А вот то, что такие сторонники есть у нас, да еще и выходящие каждый год на марш - это действительно ужасно, сразу появляются вопросы о воспитании молодежи и знании своей истории. Есть и неплохие моменты в цикле. Например, серия про мигрантов. Съемки проходили в 2012 году и уже тогда довольно много немцев были против постоянно приезжающих мусульман, что же там творится сейчас - остается только догадываться. В любом случае, спасибо Познеру и ко за представленные мнения, это помогает составить общее впечатление о проблеме мигрантов. Понравилась серия 'Стена' буквально от и до. Хорошая история рассказана в серии 'Лекарство от ностальгии'. Про архивы Штази очень интересно. Последняя серия про семью Познера оставила неоднозначное впечатление. Семейный обед - это, конечно, мило и уютно, но каким боком это относится к Германии? Думаю, гораздо интереснее было бы, если бы вся семья отправилась бы на прогулку по городу, рассказала о своих любимых местах, достопримечательностях. А во второй половине серии они бы добрели до какого-нибудь парка и поговорили о чем только захотели бы. Я думаю, что если бы не изначальная предвзятость Познера, мог бы получиться хороший фильм о Германии, это ведь очень интересная страна. Можно было бы и экскурсию на автомобильный завод устроить, думаю, при слове 'Германия' у многих возникают ассоциации с машинами. В английском цикле Познер и Ургант уделили внимание британской музыке, тоже самое можно было сделать и в 'Головоломке' - сколько представителей классической музыки были родом из Германии - не пересчитать! А сколько немецких рок-звезд в современной музыке? Тоже предостаточно. Не стоит забывать о Берлинском кинофестивале, одном из самых известных киномероприятий. Ну и спорту можно было уделить внимание, немцы же очень любят футбол, а еще в Оберхофе и Рупольдинге каждый год собираются дысятки тысяч зрителей на этапы кубка мира по биатлону, совершенно уникальная там атмосфера. Даже сами спортсмены говорят, что такой энергетики нет больше ни на каком другом этапе. В общем, материала предостаточно, снимай - не хочу. Однако эта нелюбовь Познера к немцам и Германии тормозит буквально все, в результате чего после просмотра лично у меня был лишь один вопрос - а зачем это все нужно было? Не думаю, что руководство первого канала насильно паковало Познера в эту поездку. Вряд ли Ургант настаивал на съемках в Берлине. Да и после Франции и Италии Европа не кончилась, можно было поехать в страны Прибалтики, Скандинавии, Польшу, Чехию, Грецию, да много куда! А зрителям объяснить, мол, так и так, но в Германию никогда, извините, страна нам не нравится, а снимать через отвращение ко всему происходящему не хочется. Думаю, все бы поняли. В связи с этим хочется повторить свой же вопрос: а зачем поехали-то? 6 из 10 местами было интересно.
Нравится мне этот дуэт, поэтому этот проект хотелось посмотреть и увидеть Германию глазами ведущих, но не тут то было. Иван Ургант занят работой в Москве, поэтому появляется он тут нечасто, да и его юмору тут особо негде быть. Впечатления в основном принадлежат Владимиру Познеру, а они у него не самые приятные. Его можно понять, и доводы он приводит основательные, но в общем проект получился не о стране и ее достопримечательностях, а о 'вкладе фашизма' в историю ХХ века, которую забыть нельзя. И пусть ведущий постоянно извиняется и говорит о том, что он ехать не хотел, браться за проект не желал долго (может и не стоило тогда?), впечатления от фильма не оставляют никого равнодушными и вызывают много вопросов, которыми и Познер задается на протяжении всего фильма. Может ли фашизм возродиться опять в той же мере, какая была в ХХ веке? Не возродился ли он сейчас уже в тех же направлениях? Можно ли винить народ всю жизнь за то, что произошло 75 лет назад? Виноват ли народ в полной мере, в которой его обвиняют, что к власти пришли те или иные люди? Не может ли чувство вины послужить толчком к тому, к чему бы не хотелось подталкивать? В одном я с автором согласна на 100% - геноцид нельзя ничем оправдать. Вопрос в другом: можно ли постоянно винить, особенно тех, кто уже не виноват, т.е. сегодняшнее поколение? В общем и целом фильм направлен на то, чтобы показать какие ужасы творились в ВОВ, а также показать, что все тонкости немецкого характера напрямую приводят к фашизму: какие немцы дотошные и аккуратные, какая у них музыка, какие они экономные, иной раз до абсурда. Возможно, при желании, все аргументы можно подстроить под свою теорию. Ужасно то, что Познер может быть прав на 100%. А вокруг живописная природа, история, уходящая в древность, связанная с русской историей непосредственно (сколько немецких принцесс было женами русских царей и императоров), своеобразный народ, его обычаи, традиции, кухня, пусть и не изысканная французская или итальянская, но своя, поклонение пиву. Но фильм не об этом. В конце рассказывается о личной дилемме В. В. Познера - страну он не любит, а любимая дочь и внуки как раз таки там живут. И бывать ему там приходится. Фильм тяжелый, иной раз вызывающий слезы и ужас от представления описываемых событий. Он полезен, смысл там большой, но если вы хотите увидеть проект аналогичный проектам о других странах, вы его здесь не уведите.
Рассуждать о документальных фильмах - непростое занятие. Фильм художественный формирует искусственную реальность и мы можем оценить, насколько сценаристам и команде кинематографистов удался их замысел. В случае фильма 'Германская головоломка' непонятно, что считать задумкой создателей. Показать Германию с различных сторон? Провести мысль, что немцы странный и довольно извращенный народ, в котором сочетаются признаки цивилизации и варварства? Самое яркое ощущение, которое возникло при просмотре фильма, это то, что современный немецкий народ умеет давать спокойные интервью, а к своему нацистскому прошлому относится негативно. Вот этому можно у немцев поучиться! Критическое отношение к своему прошлому, как к своеобразной и тяжелой болезни, при всех остальных великих достижениях германской цивилизации. И немного напрягала постоянная отсылка ведущего к событиям Второй Мировой, рассмотрение любых проявлений немецкого духа через призму концлагерей, СС и страшных сказок братьев Гримм. И я категорически не согласен с утверждением, что немецкие сказки страшнее французских. Они более философичны, образны, но это, как говорится, дело вкуса. В Германии очень быстро ощущаешь спокойный и неторопливый ход течения времени. Не случайно, беженцы стремятся проникнуть в эту страну всевозможными способами. Эта богатая страна со сложной историей, но всегда молодая с точки зрения европейского Духа. И фильм В. Познера с одной стороны эту точку зрения разделяет, а с другой постоянно с ней спорит. Противоречие. Совершенно необъяснимо для меня присутствие в фильме И. Урганта, его роль, как и роли во многих других проектах на телевидении.
Германия – страна возможностей, в которой жители доказывают изо дня в день, что они способны совершить невозможное в предельно краткие сроки и с невероятно высоким качеством при этом. Именно так я привыкла думать об этой стране после неоднократного посещения и именно так продолжаю думать после просмотра фильма В. В. Познера «Германская головоломка». Данный фильм представляет собой 8 серий, в которых В. В. Познер катается из города в город, знакомится с разными людьми, ведет с ними беседы и показывает зрителю на сколько Германия-не Россия! Нельзя не заметить, что по этому фильму видно, что Познер принадлежит к тому поколению людей (как никак человеку под 80 лет), который помнит войну и никогда в своем сознании немцам это не простит. Вся программа буквальна пронизана его предвзятым отношением к немцу, так как в каждой серии про нацизм говорилось не мало. Но стоит ли его за это упрекать? Я считаю, что нет. Наоборот, я думаю, что он правильно сделал, что поделился с нами своим видением этой ситуации. После того, как я посмотрела на бывший концлагерь Дахау, на Штази в Лейпциге, про беспредел в ГДР, мое отношение к нынешней Германии нисколько не изменилось! Но при всем при этом, все эти вещи происходили в прошлом, дай Бог, чтобы не повторились. Мне было по-настоящему интересно, любопытно проследить за этой частью истории Германии и сделать свои выводы. Одной из сильных сторон этого фильма, считаю правильный выбор людей, у которых В. В. Познер брал интервью. Приятно осознавать, что молодое поколение немцев, не имея никакого отношения к войне, хорошо осведомлено об этом, может и умеет об этом говорить, искренне, честно и открыто. Все же есть чему поучиться у немцев даже нам, русским, кто когда-то их победил. Естественно, «в семье не без урода» и в каждой нации имеются выродки, которые отстаивая свою точку зрения нарушают границы человечности. В. В. Познер об этом сказал и показал. И это тоже было интересно. Не совсем осталась я довольна тем, как фильм преподносит Октоберфест. Для всех это настоящий праздник, который не хочется покидать. И дело вовсе не в количествах выпитого пива. Там по-настоящему чвствуется баварский дух и характер: национальные костюмы, речевки, танцы, баварская еда, развлечения. Даже при плохой погоде это незабываемое приключение. В итоге, «Германская головоломка» - фильм с прямым уклоном показать, что немцы и нацизм – два понятия, которые как бы на протяжении истории не расходились друг от друга, всегда будут стоять поблизости. В. В. Познер имеет на это право. Но, просмотрев все это, нельзя становится категоричным. Ведь правильно сказали, в России был «сталинизм», за который тоже сильно горд не будешь. Немного не хватило рассказов о немецкой культуре, живописи, немецком образовании. Не показали мой любимый Замок Нойшванштайн, который я так ждала. Но все равно, то что я узнала – об этом не пожалела. Нельзя жить и впитывать только хорошее, только положительное. У всего есть две стороны и об этом важно помнить. 8 из 10
Этот фильм, пожалуй не о Германии, а исследование источников нацизма. Вы, конечно, увидите и кухню, и нацинальные костюмы, и производство пива, и Оппель 1937го года и многое другое о Германии, но все это исключительно через призму негативного отношения ведущего к стране. Если фильм «Одноэтажная Америка» удивил меня разносторонним описанием страны с ее национальными конфликтами, проблемами в социальной поддержке населения и в то же время с ее достижениями как в промышленности, так и в политическом устройстве, то «Германская головоломка» удивила как раз отсутствием всего этого. Честно говоря, немецкая культура мне не близка, немецкие сказки читать своему ребенку я не стала принципиально, через неделю в Германии меня тянуло домой и т. д. При всем этом после просмотра фильма мне стало даже обидно за страну и людей в ней живущих. Почему нам показали бывшие тюрьмы, лагеря и собрания неонацистов? Неужели кроме мрачного и сомнительного прошлого, которое есть у любой европейской страны и не только европейской, не нашлось, что показать в Германии? В том же Лейпцге находятся и один из старейших университетов Европы и Лейпцигская опера, основанная в 17 веке... А как же Кельн с его собором, третьим в списке самых высоких церквей мира? А как же замки Тюрингии? Берлинский кинофестиваль? Ганзейский портовый город Гамбург? Как же рассказать о Германии даже не упомянув Мерседес, БМВ и Порше, Карла Бенца и Готлиба Даймлера? Масса интересных людей связано с этой страной и много чего в ней еще остается, не смотря на разрушение во время войны, но нам показали что-то схожее с жанром «ужастика», когда невозможно оторваться от экрана от мистического ужаса, связанного с мрачными застенками и признаком неонацизма «бродящим по Европе». И все же, когда я решала негативную или позитивную рецензию оставить, не смогла определиться и остановилась на варианте «нейтральная». Некоторые сюжеты, особенно история Берлинской стены все же меня впечатлили, интервью участников событий «с обеих сторон» было познавательно. Если не ждать от фильма объективного обзора страны и ее обитателей, если извинить ведущего за некорректные высказывания (вроде «а не надо было начинать войну»), то можно найти и что-то интересное, тем более, что это имеет отношение и к нашей истории самое непосредственное. И еще, если остальные путешествия Познера подходят любой аудитории, то этот фильм, на мой взгляд, для аудитории 18+. 6.5 из 10