Необычный фантастический триллер, с первых же кадров которого становится ясно, что основано на идеях Стивена Кинга. Не в плане сценария, который повествует о том, насколько может быть жестока природа самого обыкновенного человека и как в таких случаях может быть 'полезна' наука. Проще говоря, это еще одна трактовка 'Франкенштейна', только в другом сеттинге. А влияние мастера мистики и ужасов чувствуется в нехорошем 'настроении' фильма, которое ощущается, стоит лишь главному герою появиться в кадре. Умственно неполноценный газонокосильщик Джоб представляет собой достаточно плачевное зрелище, пока молодой ученый Трэйс не берет его к себе в качестве объекта эксперимента. Опыты состоят в том, что беднягу он помещает в виртуальную реальность, которая постепенно овладевает рассудком газонокосильщика. Поэтому он начинает превращаться в неуправляемое существо с обликом человека, которое к тому же еще и не против мирового господства. В реальной жизни Джоба тоже происходят немаленькие изменения - вместо слабоумного паренька можно наблюдать этакого спятившего 'Аполлона', который не только перестает бояться окружающего мира, но и готов бросить вызов каждому, кто несогласен с мнением его кибер-рассудка. А Трэйсу ничего не остается, как попытаться помешать своему же чудовищу, с наукой шутки плохи! Что тут сказать - 'Газонокосильщик' представляет собой неплохой вариант фантастики 80-90-х, когда наибольший интерес представляли истории про киборгов и виртуальную реальность. Тогда все эти мудреные механизмы, 3D-картинки с обязательным синим свечением и борьба людей с искусственным интеллектом казались чем-то невероятным. Кстати, для 10 млн. фильма спецэффекты очень даже ничего, особенно когда Джоб находит применение своим сверх-способностям в реальном мире. Актер Джефф Фэйи здорово подошел на эту двойственную роль, его перевоплощение в кибер-маньяка впечатляет. Пирс Броснан, как всегда, на высоте - ему удаются абсолютно разные роли, а уж на относительно молодого будущего 'Бонда' поглядеть, определенно, стоит. Кино удалось и как фантастика, и как триллер по мотивам Стивена Кинга. Единственный минус можно разглядеть лишь в 140 минутах хронометража. Этого явно многовато, учитывая, что действие в фильме стоит не на первом месте. Но в целом, если сравнить с тем же 'Троном', 'Джонни Мнемоником', и еще кучкой кибер-картин рангом поменьше, окажется, что 'Газонокосильщик' - один из самых качественных и интересных представителей жанра вообще. На мой взгляд - интересный фантастический триллер про сумасшедшего кибер-злодея.
Профессор Энджело – гениальный ученый в области компьютерных технологий, ставит эксперимент на своем соседе, умственно отсталом газонокосильщике Джобе. Энджело хочет повысить интеллект Джоба, посредством «подключения» его мозга к обучающей виртуальной реальности. Поначалу опыт дает прекрасный результат, Джоб феноменально быстро впитывает информацию и развивается, но возникают и побочные эффекты, негативно влияющие не только на здоровье, но и на душу Джоба… Вышедший в 1992 году «Газонокосильщик» Бретта Леонарда произвел сильное впечатление на зрителей, ибо для своего времени это был оригинальный фантастический триллер на незаезженную тему виртуальной реальности. Спецэффекты в те годы смотрелись на «ура», создавая причудливый визуальный ряд, совмещавший компьютерную и обыденную реальности. Сейчас же «Газонокосильщик» неизбежно устарел с технической точки зрения, но по-прежнему остается качественным фильмом с позиции художественного произведения. Более того, с современным бешеным темпом развития и повсеместного внедрения компьютерных технологий, сюжетная концепция картины только наращивает актуальность и когда-нибудь в будущем вполне может приобрести реальные очертания. Если даже абстрагироваться от центральной темы опасности внедрения в жизнь вирт-реальности, то фильм также можно рассматривать как своеобразный философский триллер о взаимодействии разума и души человека. Что главное в личности, определяющее ее сущность: интеллект или духовное начало? Что есть критерий положительности человека: блестящий ум или добрая душа? И самое главное: имеем ли мы, люди, право, искусственно менять сущность ближнего нашего, пусть даже во имя гуманистических и/или научных целей? Ведь как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Поэтому, стоит ли насильственно ломать природу личности, данную ему Богом? Сейчас, когда визуальные эффекты «Газонокосильщика» уже не производят сногсшибательного впечатления, самое время осмыслит суть картины, говорящую о том, что человечество способно погубить себя собственным научно-техническим прогрессом, сопряженным с активным отмиранием истинных ценностей. Чудовищная искусственная эволюция главного героя Джоба – это олицетворение возможного абсолютного могущества над миром, когда насильственно развитый до высочайшего уровня интеллект поглотил в себе все чувства и эмоции, и возомнил себя истинным Богом. А ведь когда-то он был безобидным и простодушный деревенским дурачком… Даже при устаревшем визуальном ряде, «Газонокосильщик» и сейчас смотрится как неординарный, умный и захватывающий триллер, с хорошей режиссурой и отличной актерской работой Джеффа Фейи, сыгравшего одну из лучших ролей в своей карьере. 9 из 10
Сегодня даже можно было бы сказать, что без этого фильма возможно и не было бы Матрицы. Но сейчас фильм смотрится до крайности устаревшим. Было впечатление, что он снят на заре 80-х, когда уже вышел Трон. Но фильм снят на заре 90-х, когда в прокате царствовал второй терминатор, отгремели робокопы, чужие, хищники и т.д. Кстати хищник был всего на 5 млн $ дороже при сборах под сотню. Притом явность мизерного бюджета для такого сложного фильма видна практически в каждом кадре. Целый фильм напоминает какой-нибудь эпизод из сериалов тех лет с только входящей в мир сериалов трёхмерной анимацией. Из-за этого фильм сегодня смотреть практически невозможно. Также стоит отметить то, что фильм для театров безбожно порезали. А канва сюжета опять рождает очередного маньяка, только с приставкой кибер. И это грустно, особенно после того, как была отсмотрена расширенная версия с размышлениями Джоуба о влиянии виртуальности на биологические разумы и возможностях цифровых миров. Потенциал идеи до сих пор огромен. Но серьёзный ремейк для такого фильма уже вряд ли кто-то будет делать. Фильм породил лишь один посредственный сиквел и был забыт. Джефф Фейхи единственный, кто тянул этот фильм. Но даже его не хватило, чтобы отразить всю глубину мыслительной трансформации от слабоумного до гения и телепата с мастерством управления материальным миром. Пирс Броснан выглядел вообще нелепо в роли научного сотрудника с навыками коммандо. А уж нелепый финал со взрывами вообще ввергал в недоумение, не говоря про переносы сознания в виртуальный мир через обычный шлем виртуальной реальности. Сейчас уже видна вся наивность действий улучшенного Джоуба в плане мести своим обидчикам. Также было непонятно то, что при всём своём сверхразуме Джоуб не смог победить зависимость от тонизирующих мозг препаратов. Хотя даже не смог отличить опасные препараты от безопасных. И это при колоссальных возможностях разума Джоуба в плане обучения. Было показано и обучение языкам мира, и виртуальные туры, и даже прослушивание всего музыкального диска по лишь первым нотам. Но на практике это не нашло никакого выражения. В результате получился практически типичный финал, где цифровой маньяк пытается захватить весь мир и притом без какого-либо внятного послесловия. Грустно также и то, что фильм вызвал судебную тяжбу со Стивеном Кингам и убиранием его имени из титров. Это значило опять же уход от литературного образца в сторону типичного кино со злыми корпорациями и неуместными боевыми сценами. Сегодня уже тяжело видеть это кино при всём огромном заложенном потенциале, но с реализацией идеи максимум на 10%. Спецэффекты устарели ещё на момент выхода, примитивное развитие сюжета не особо привлекало, а обозлённый Джоуб ввергал в диссонанс при всей своей якобы гениальности. Но фильм достоин грамотного и более глубокого переосмысления, как и вышедший немного позже фильм о 'Крикунах'.
Фильм в формате киберпанка, не самый мой любимый фильм. Могу сказать лишь то что фильм для тех кто любит фильмы про становление личности, о мести и о виртуальной реальности. Из актеров могу отметить лишь игру главного героя газонокосильщика Джеффа Фэйи, он единственный кто смог раскрыться и показать себя и свою игру на высоком уровне. Он был настолько ярким, как в роли забитого и умственно отсталого газонокосильщика до всесильного 'Божества',если так его можно описать. Он затмил Пирса Броснана по всем фронтам, он запомнился лишь своей фирменной улыбкой и спасением мира в формате крутого спецагента. И все же для меня фильм получился слабым, так как в нем не до конца раскрыли характеры персонажей, создатели увлеклись компьютерной графикой и темой на что способен человек, когда он становиться всесильным. 7 из 10
Фильм из тех, что в первый раз смотришь когда-то в детстве поздно вечером по телевизору или на видеомагнитофоне, а во второй раз уже почесывая животик и\или бороду (выбрать нужное). Только отвлекаться много не придется, потому что, на удивление, кино смотрится, и даже очень. Подобные фильмы устаревают ужасно быстро, но 'Газонокосильщик' был снят еще до начала повальной компьютеризации, поэтому и проблемы в нем рассматриваются 'начальные', то есть когда люди только пытаются заглянуть в новую эпоху, а не уже живут в ней. В общем, примитивная по нынешним меркам графика идет фильму скорее на пользу, потому что по задумке она и должна быть такая - молодая, угловатая. Похоже, правда, что создатели до конца и не определились с глубинной трактовкой образов и смешали в кучу всего понемножку - если в начале ученый это новоиспеченный Франкенштейн, то в конце становится почему-то Иисусом. С другой стороны, идея запертого в собственном мире бога довольно свежа (по крайней мере, мне сразу в голову не приходит аналог из какой-нибудь мифологии), так что, в целом, и пища для ума в этом фильме найдется. Хорошее атмосферное кино, сейчас такие медленные, не испорченные сценами экшна, фантастические картины почти не снимаются 8 из 10
Всегда думал, что этот фильм - экранизация 'Газонокосильщика' Стивена Кинга. И вот только недавно понял, что это не так. Взять такое название, чтобы сделать рекламу, довольно хитрый ход, да еще и указать Стивена, как соавтора сценария. Но, не будем вдаваться в эти моменты. Несмотря на все, история оказалась свежей, довольно нетипичная, и, чего-то похожего не припоминается. Очень удивили очки и перчатки виртуальной реальности, это же настоящий Oculus Rift! Как они узнали об этом в 90-х годах? Это же просто реально фантастично! Просто смотрел и обалдевал, может разработчики Oculus Rift, взяли из фильма дизайн и идею? Не удивлюсь, если появятся и 'центрифуга' для виртуальной реальности. Очень понравилась игра актера Джеффа Фэйи, наблюдать, как он меняется после терапии, начинает проявлять удивительные знания. И постепенно, превращается в монстра. Пирс Броснан, неплохо смотрится в амплуа ученого, который по-настоящему живет своим проектом, и хочет довести его до конца. Эти парни постарались. Все же, картине не хватает проработки остальных персонажей, плохой монтаж также сказывается, порою, прямо не хватает подробностей для раскрытия сюжета. Лента смотрится отрывочно, и не раскрывает полностью историю. Концовка мне напомнила почерк Кинга, многие его книги, имели печальный и страшный финал, но в данном случае, он не причем. Все так и должно было закончиться. 7 из 10
На днях прочитал рассказ Кинга - Газонокосильщик. В очередной раз впечатлился фантазией автора. Надо же было придумать такого монстра, явившегося со своей газонокосилкой из самого ада. Сразу же вспомнил, что есть его достаточно вольная, но всё же экранизация. Захотелось посмотреть и сравнить с первоисточником. Скажем так, от оригинала здесь осталось немного. Пирс Броснан играет молодого учёного Трэйса, разрабатывающего инновационное изобретение в рамках виртуальной реальности. Сначала опыты проходят над обезьянами, но эксперимент заканчивается весьма плачевно, потому Трэйс уходит в вынужденный отпуск. Однако он не может не думать ни о чём, кроме работы. Тут-то он и обращает внимание на умственно отсталого, но доброго газонокосильщика Джоуба (Джефф Фэйи). Его спящий мозг начинает постепенно пробуждаться под воздействием новейшего оборудования и химических формул. Прогресс впечатляет. Проходит несколько дней, и бывший идиот становится умнее самого Трэйса. А это уже может привести к печальным последствиям... Спецэффекты сейчас смотрятся очень забавно. Особенно потуги изобразить виртуальную реальность и полноценные шлемы, её имитирующие. В наше время уже давно есть такая вещь, как Oculus Rift, поэтому без улыбки сейчас на это смотреть не получается. Тем не менее сам сюжет вполне неплох. Пускай превращение человека в концентрированное зло - это, само по себе, довольно банально, но подобная метаморфоза по-прежнему способна держать в напряжении. Кстати, концовка напоминает еще одно произведение современного книжного короля ужасов - Мобильник. Естественно, эти работы никак не могут быть связаны, т. к. их отделяет больший разрыв по времени (The Cell увидел свет лишь в 2006 году), но ассоциация выстраивается чёткая. Кто-то чуть ли не проклинает Газонокосильщика за то, что тот слишком сильно отошёл от изначально заложенной хоррор-идеи к фантастике и чуть ли не киберпанку. Мне же кажется, что экранизация имеет право на существование, просто рассматривать её следует в отрыве от творчества Стивена Кинга. 8 из 10
Во все времена, все изобретения великих умов человечества, использовались для военных целей, а не во благо людям, как задумывалось изобретателями. Так и в этом фильме показаны благие намерения ученого, его желание помочь людям, изобрести способ многократного развития интеллекта человека, и плохие дядьки, пытающиеся все эти новые возможности использовать себе на пользу, в корыстных и милитаристских целях. Нельзя сказать, что идея оригинальна, взять хотя бы того же 'Терминатора', в предыстории которого также становится ясно, что создавался он для того, чтобы облегчить жизнь людям, ну а вышло как всегда. Здесь также был создан сверхинтеллект, правда из крови и плоти, а вернее из слабоумного парнишки, путем хитрых манипуляций с его мозгом посредством виртуальной реальности. В этом и заключается изюминка данного фильма, ведь в те годы, когда фильм создавался, у людей и компьютеров то не было, а уж о технике, используемой ученым по ходу фильма, можно было только грезить в самых смелых фантазиях. Это же можно сказать и о спецэффектах и компьютерной графике, для тех лет все выглядит очень и очень прилично. Конечно, сейчас все эти компьютерные ухищрения смотрятся забавно, но в этом фильме это не главное, тут главное идея. Гений ученого вкупе с технологическим прогрессом человечества являются благодатной почвой для фантазии сценаристов. Думаю, если бы фильм был поставлен в наше время, он был бы не менее актуален и интересен, учитывая пандемию, охватившую всю планету, имя которой – соц. сети. Единственным незначительным минусом данной картины я вижу в несовершенной, на мой взгляд, актерской игре. В сценических данных, например, Пирса Броснана сомневаться не приходится, но тут он сыграл немножко натянуто, деревянно, чтоли. .. Впрочем, как и остальной актерский состав. То есть не было в этом фильме актера, который бы максимально глубоко прочувствовал своего персонажа и показал это на экране так, чтобы сердце замирало, а ведь по большей части роли тут достаточно драматичные. Хотя это мое видение, и вы в праве со мной не согласиться. В итоге: очень грамотный фильм с научно-популярной начинкой и предупреждением человечеству - не опережайте события, чтобы открывать новые горизонты, нужно быть готовыми к этому.
«Газонокосильщик» - фантастическая драма, повествующая об учёном, решившем сделать из умственно отсталого газонокосильщика гения. Сценаристам удалось, наверно, самое сложное — передать основную мысль фильма. Авторы подняли множество проблем. Однако присутствуют некоторые затянутые сцены, что, впрочем, не сильно портит фильм. Актёрская игра на высоте. Пирс Броснан убедительно сыграл учёного, а Джефф Фэйи был неподражаем в роли косильщика газонов. На счет компьютерной графики. Удивили стиль, дизайн. Авторы хорошо поработали над виртуальным миром. Однако спецэффекты в реальном мире совершенно неуместны: все же 92-й год! В то время, с такими технологиями, стоило ограничиться созданием виртуального пространства. Фильм интересный, смотрится на одном дыхании. После просмотра начинаешь задумываться о проблемах, поднятых в ленте. «Газонокосильщик» - немного недоработанный, но впечатляющий фильм. 9 из 10
Руку Стивена Кинга чувствуется сразу. Интересно, устареет ли когда-нибудь этот фильм? Все вы-дер-жан-но на четкое отлично. Смотрится на одном дыхании, социальная драма ничуть не потеряла своей остроты и актуальности. Что касается стероидов, виртуала и прочего 'спецэффектного' набора - опять же гармонично и по делу - ну, почти все. Непонятно, почему этого актера больше нигде не видно, он прекрасно справился с ролью.
В далёком 1992 году, когда так называемые, компьютерные CGI - спецэффекты только начинали разрабатываться и входить в моду, малоизвестный, независимый режиссёр Бретт Леонард, до этого отметившийся малобюджетным, но крайне неплохим фильмом ужасов о зомби, под названием 'Колодец смерти', поставил картину 'Газонокосильщик'. Изначально, Леонард разрабатывал абсолютно самостоятельный, оригинальный и уникальный сценарий, однако, ненасытные боссы вечно голодной студии 'New Line Cinema' благоразумно посчитали, что если добавить на начальные титры имя великого и ужасного Стивена Кинга, фильм пойдёт у зрителей гораздо лучше с коммерческой точки зрения. В итоге, Леонард немного переписал сценарий, добавив в качестве одного из ключевых атрибутов газонокосилочный аппарат. В остальном же лента оказалась абсолютно далека от книги. 'Газонокосильщик' поднимает прежде всего крайне актуальную в наши дни тему превращения безобидного, доброго дурачка в яростного, беспощадного гениального маньяка. Процесс этот показан не только очень реалистично, но и крайне увлекательно. Сперва перед нами обычный, наивный и добрый умственно неполноценный паренёк, затем вполне обычный, ничем не выделяющийся на фоне остальных, сельский обыватель и уже в самом финале - сумасшедший, владеющий практически безграничными способностями, гений, цель у которого всего одна - поработить или уничтожить всё живое на планете земля. Джэфф Фэйхи воплотил на экране просто гениальный образ. Играть одного и того же персонажа абсолютно по разному - это действительно нужно иметь огромный талант. Ну а больше всего, по просмотру запоминается безжизненный, хаотичный взгляд Джоуба. Только что начавшие зарождаться компьютерные спецэффекты, смотрятся превосходно. Сейчас, конечно же, такое сможет сделать даже третьеклассник в фотошопе на домашнем компьютере, но для 92-го года это был просто колоссальный прорыв. Ко всему прочему, фильм вышел очень мрачным, никакого юмора и китча вы тут не увидите, за что ленте уже огромный плюс. В итоге могу сказать, что данная картина вовсе не является шедевром, однако, безусловно заслуживает свой культовый статус. 7 из 10
1. газонокосильщик наверно первый фильм иностранного производства, который я посмотрела в глубочайшем детстве. на старинном видеомагнитофончике. Поэтому сужу необъективно, потому как с детской ностальгией никакой здравый смысл не справится. 2. так зарождалась компьютерная графика. В то время спецэффекты казались весьма впечатляющими и одновременно пугающими, тогда ещё трудно было переварить факт кибер-пространства и прочее, о компьютерах мы тогда знали не больше, чем о мобильниках. Надо сказать меня тогда убил эпизод, когда Джоуб окончательно перешёл в сеть и от его бренного тела осталась жалкая шкурка. Сцена кибер-секса вообще в своё время произвела микро-фурор в моём мозгу. Может потому что в том возрасте я слабо понимала, что это вообще такое? 3. Когда уже в нормальном возрасте я пересматривала фильм, меня порадовали некоторые общие идеи фильма. Особенно заинтересовал упоминаемый там комплекс Христа. О данном понятии информацию найти крайне трудно, а в этом фильме вполне хорошо представлено такое явление. В концов фильм его даже модифицирует, создав новый комплекс, комплекс 'кибер-Христа'. Так что фильм не такой уж глупый, как некоторые иногда считают. 4. Джефф Фэйи. Это вообще говоря эпохальная фигура в роли Джоуба Смита. Любой кто видел этот фильм, запоминает его невероятные глаза. Это что-то неописуемое. Эти глаза в самом начале делают его по-детски наивным, а затем придают дьявольщину ему образу, когда он на глазах умнеет. Его лицо очень въедается в память. Например увидев его недавно в 'Лосте' я тут же завопила: 'Газонокосильщик'!!! Как оказалось потом, ни одна я... Его многие помнят. Трудно забыть такое калоритное лицо! 5. Что касается связи фильма и рассказа Кинга. Если уж говорить честно, то рассказ ничем не примечателен, фильм даже превосходит его в разы. А вообще говоря, они никакой связи не имеют. Это был просто рекламный ход. Идея фильма явно взята с 'Цветов для Элджернона', и можно сказать 'компьютеризирована'. Да броское заявление 'по роману С. Кинга' сыграло наверно свою роль, но произведение Кинга в этом случае выглядит очень слабо, это если уж сравнивать... 6. не надо забывать, что для того времени 'газонокосильщик' стал одним из успешнейших коммерческих проектов, ну в таких, мини-масштабах. и последнее: сама по себе история и задумка неплохи, воплощение в рамках того времени очень приличное, сейчас конечно выглядит всё не ахти, но это и понятно. По другому быть не может. 92 год всё-таки. Но и это не мешает с таким же ностальгическим упоением иногда пересматривать этот фильм. 10 из 10
Как картина по произведению С. Кинга 'Газонокосильщик' разочаровал. По-моему, его создатели сильно увлеклись компьютерной графикой, характеры героев не раскрыты до конца, ведь писатель хотел сказать в первую очередь именно о человеческой драме, чего мы в ленте не наблюдаем. Но вот если забыть о том, что существует одноименный рассказ С. Кинга, то фильм, в принципе, оставляет неплохое впечатление. И компьютерная графика тут идет уже в 'плюс', а не 'минус' 5 из 10
Я родился глупым… (примерно 42-ая минута фильма) Газонокосильщик Сюжет. Доктор Лоуренс Анджело (Пирс Броснан) привлекает к своим экспериментам местного (умственно отсталого) газонокосильщика Джоба (Джефф Фэйи). Сделав ему несколько инъекций сыворотки (которая должна повысить интеллект), Анджело использует для обучения Джоба – систему виртуальной реальности… Пытался изо всех полюбить “Газонокосильщика”. Дошло до того, что включил уже режиссерскую версию (2 часа 20 минут), но результат оказался прежним. Бесполезно, ребят. У фильма (в России) много поклонников. Да-да, ностальгия. Поэтому, не обижайтесь, я субъективно. Джефф Фэйи старается играть, надо отдать ему должное. Кстати, если выбирать, то вот именно первая половина фильма (где Джоб общается с доктором и другими персонажами), положа руку на сердце, симпатизирует больше второй (со всеми этими компьютерными выкрутасами, киберпанком). Плюс, режиссер Леонард заложил неплохой посыл. Джоб из умственно отсталого превращается в умного психопата. Уходит с потрохами в виртуальный мир, теряет связь с реальностью. Фильм-предостережение. Проблема только в том, что “Газонокосильщик” чертовски сильно устарел (чисто технически). Раздражает! Сопереживать героям не получается. И это вам говорит тот, кто всеми копытами за классику. Опять же, давайте возьмем старенькую фантастику - “Бегущий по лезвию”, например. Он ведь аналогично устарел. При этом – кино до сих пор завораживает, до сих пор трогает. С “Газонокосильщиком” нет подобных эмоций. Понимаете? Вы можете заявить, Леонард далеко не Ридли Скотт. Правильно, поэтому и рецензия горит на сером фоне, а-хи-хи. Плохой пример? Ладно, проехали. Просто “Газонокосильщик” - не для меня. Долгое время считалось, что “Газонокосильщик” был снят по мотивам одноименного рассказа Кинга (откровенно говоря – я и сам так считал). На самом деле – продюсеры слегка насвинячили, примазались к писателю. Он их засудил, пришлось убирать имя из титров. Забавно. 5 из 10
Фантастический триллер с небольшими элементами от фильма ужасов в стилистике киберпанк под не совсем подходящим, но совершенно соответствующим переводу оригинального названия 'Газонокосильщик' лично у меня вызывает ностальгические чувства, пробуждаемые из памяти давно забытого детства. Именно тогда на видеокассете (аббревиатура VHS была известна только досужим людям, связанным с производством прокатного кино, а обычный люд не знал ещё англоязычных сокращений) я впервые соприкоснулся с удивительным миром виртуальной реальности, который казался чем-то выдуманным, непостижимым и недосягаемым. А ведь, как оказалось, в 'Газонокосильщике' лишь восемь минут демонстрируемой виртуальной реальности, но в 1992-ом году даже над таким коротким временным отрезком трудилась целая команда создателей в течении восьми (!) месяцев. Надо знать, что 'Газонокосильщик' - это практически предтеча фильмов, которые рассказывали нам шокирующие возможности искусственного интеллекта, предлагая ужаснуться от понимания того, что этот самый интеллект, если разовьётся, то сможет поработить нас (в лучшем случае) либо же даже уничтожить (в худшем). И хочется отдельно отметить предприимчивость авторов 'Газонокосильщика', которые продвигали свою идею, воспользовавшись одноимённым рассказом Стивена Кинга, пребывавшего в то время в необычайном фаворе. Кинокомпания 'New Line Cinema' ухватилась за ленту, не удосужившись даже толком вникнуть в сложившийся сюжет, не имеющий ничего общего с рассказом ужасов от мэтра данного литературного жанра (нескольким позже разгневанный упоминанием своего имени Стивен Кинг в судебном порядке заставил студию вывести его из титров). И всё же, ещё раз отмечу, 'Газонокосильщик' стал своеобразным импульсом к созданию сценарием к кино, где нам наглядно пытаются доказать уровень и масштаб угрозы засилья искусственным интеллектом, который, кстати, спустя в районе уже тридцати лет стал неотъемлемой и даже обыденной частью нашей с вами жизни. И вот те восемь минут, которые столь так долго и кропотливо создавались для 'Газонокосильщика' (а они стоили целых полмиллиона долларов, в то время бюджет, выделенный 'New Line Cinema' составил 10 миллионов, что весьма неплохие деньги по тем временам) стали буквально олицетворением того, что может нас ждать в будущем. С поистине детским восторгом воспринималось и впитывалось то, как персонажи картины играли в удивительные, невероятные игры, за обладание которыми любой ребёнок, которому было от 3 до 6 лет в 1992-ом году отдал бы всё мороженое мира. Пусть сейчас 'Газонокосильщик' смотрится наивным из-за своей двухмерности, но на момент выхода на экраны он был потрясающим. Пусть сюжет кажется слегка заезженным, но, опять же, для 1992-го года он был эксклюзивным и необычным. Ведь к тому моменту лишь классическая дилогия про войну роботов с людьми, затрагиваемая в 'Терминаторе', нам что-то подобное рассказывала: как мы могли поверить, что компьютеры могут поставить точку в существовании человека как биологического царства. Так что актёры Джефф Фэйи и Пирс Броснан (которого к тому времени уже пророчили на вакантное место суперагента Джеймса Бонда), сыгравшие главные роли в 'Газонокосильщике' могут однозначно внести себе сей фильм в список достижений. К тому же сыграли они весьма грамотно и убедительно. В особенности Фэйи, который трансформировался по мере развития сюжета фильма из мужчины, схожего на Ленни Смолла из повести Джона Стейнбека 'О мышах и людях', в настоящего психопата с невероятными возможностями, силой и умом. В общем, если сейчас посмотреть 'Газонокосильщика', в особенности подрастающему поколению, то он будет однозначно наивным и забавным. Но если прикинуть идею, продвинутую чуть менее тридцати лет назад, то станет очевидным, что картина является классикой жанра и по-своему стала предсказанием в отличие от того конвейера про киборгов, который давно уже запустил Альберт Пьюн, скатившийся к откровенно второсортному кино, которое к тому же уже давно устарело. За идею, за желание дать кинематографу что-то новое и за то, что это желание было воплощено в жизнь, 'Газонокосильщик' вполне заслуживает ниже следующей оценки: 7 из 10
Блестящий учёный Анджелло давно ищет способ сделать человека умнее, но под натиском военных ему невольно приходится делать 'умное оружие', что, конечно же, очень сильно на него давит (к тому все опыты оканчиваются неудачами). Но однажды он решается вести опыты тайно, и как раз под его руку попадается умственно отсталый, но добрый газонокосильщик Джоб. И результаты превосходят все ожидания: Джоб действительно умнеет. Он забрасывает комиксы и газон, и начинает читать историю и математику. Однако, военные, по-прежнему мечтающие сделать 'живое оружие', тайно меняют эксперимент. И к ужасу Анджелло, Джоб превращается в гениального психопата, мечтающего о мировом господстве. И уже ничто его не остановит, ибо его силы превосходят все человеческие нормы, никакое оружие ему не подвластно, а сам он ищет способ попасть в виртуальный мир, чтобы стать Богом и через него поработить человечество... Стивен Кинг всячески открещивается от этого фильма (что справедливо, ибо первоисточник рассказывает об обычном психопате), и зря. Потому что рука Стивена тут действительно чувствуется. Особенно в раскрытии персонажах, их драме, взаимосвязях друг с другом, и т.д. В особенности это касается главного героя. Сначала он умственно отсталый, но добродушный человек, гонимый обществом: священником, у которого он живёт, соседями, заправщиком. Но он ничего не может сделать, кроме как смотреть на обидчиков своими большими, но полными грусти и непонимания синими глазами. А вот в конце он превращается в бездушного психопата. И этот переход от одной черты характера к другому действительно является главенствующей линией в фильме, и кроме как сожаления ничего не вызывает. К тому же, в фильме ярко прочерчивается линия 'злых и бездушных военных', которые так любит Стивен в своих романах. Впрочем, полноценной фантастикой этот фильм назвать сложно. Конечно, здесь хорошо раскрыта тема науки и киберпространства, но вот в конце сюжет приобретает черты триллера. Особенно в сцене 'ожившей' газонокосилки (хоть что-то в полной мере перешло из рассказа в фильм). Это, конечно, плюс, ибо переход из одного 'настроения' в другое довольно гармонично вписывается в сюжет. Это же опять в духе старины Стивена, который любит смешивать жанры, и делает это, как никто другой, лучше всех. Единственное, что вызывает нареканий - идея киберпространства. Потому что на фоне всего остального, эта тема развита очень слабо, и порой создаётся ощущение, что всю идею добавили лишь к началу съёмков, чтоб было чем выстрелить. Что касается спецэффектов, то для того времени киберпространство выглядит вполне замечательно. Да что тут говорить, даже сейчас оцифрованное изображение Джеффа Фейи может напугать впечатлительного зрителя (потому что сам по себе актёр весьма жутковатый, в хорошем смысле). Актёрская игра нареканий не вызывает, но справедливости ради скажу, что Фейи вышел куда лучше Броснана, у которого явно не получается играть учёных. Агентов-бабников - да, учёных - нет. 'Газонокосильщик' - весьма интересный фантастический фильм с интересным сюжетом, драматической подоплёкой и идеей развивающегося киберпространства. Такой фильм интересно смотреть даже в нынешнее время, чего нельзя сказать о других, многих. P.S. Рецензия касается режиссёрской версии фильма, которая, несмотря на солидный хронометраж (2,5 часа), смотрится бодро и интересно. 8 из 10
Большинство фильмов стареют. Это, полагаю, очевидно почти каждому. Конечно, никогда не стоит путать мнение профана, для которого Метрополис — черно-белая немая чушь, с мнением опытного кинокритика. И тем не менее — кино стареет. Слишком уж сильно оно смахивает на промышленность, слишком сильно зависит от технологий и к технологиям тянется. Но несмотря на все это, остается какое-то меньшинство действительно шедевральных картин, которые не устареют никогда. Сюда бы я поставил многие работы Мельеса, упомянутый Метрополис и... Матрицу. Газонокосильщик, являющийся предметом данной рецензии, относиться к первой большой категории. Сегодня этот фильм выглядит как артефакт ушедшей эпохи. Эдакий «наивный» киберпанк. И только с этой точки он интересен. Сразу отбросим все разговоры про графику. Да — сегодня она смотрится нелепо. Причем не только с технической стороны. Ведь есть, скажем, классический Doom, серые стены которого ни с чем перепутать нельзя. Это как раз пример того меньшинства, которое никогда не устареет (для несогласных у меня в арсенале есть Тетрис, Pac-Man и даже Pong ). Но не графикой единой... По всем законам Газонокосильщик должен был стать классикой, известной в широких, а не в узких кругах. Тут и угадываемая проблема будущего интернета и переосмысленная версия сверхчеловека с примесью спасителя, а так же вопрос о том какая реальность все же лучше — виртуальная или привычная. Последнее, впрочем, задано только по касательной. И не стоит забывать про неоднозначный финал, который был сделан не для того, что снять совершенно нелепое продолжение, а все же является неким предупредительным звоночком будущему человечеству. Приплюсуйте сюда Стивена Кинга, который не имеет к фильму никакого отношения, и тем не менее своей ужасной фамилией маячит где-то рядом. Сплошные плюсы. И все же кино не дотягивает. Возможно, ему суждено было стать просто толчком к созданию выдающихся киберпанковских произведений (Матрица тоже маячит где-то рядом) или просто пищей для вдохновения на создание фильмов типа Превосходства. А возможно все дело в банальном неумении режиссера дотянуть до шедевра или хотя бы цельного кино. Смотря вещи, подобные Газонокосильщику, четко осознаешь, что гениальная идея, которая может лечь в основу фильма не всегда даст гениальный результат. Вдруг понимаешь, что картине элементарно не хватает стиля и оригинальности. Тут нет запоминающихся костюмов, декораций, манеры съемки, а главное - режиссерских находок. Визуально все настолько обычно, что даже подражать нельзя. Газонокосильщик только косит под культовое кино, а на деле даже не понятно о чем он. То ли о семейных проблемах талантливого ученого, то ли о том, как из деревенского дурачка можно сделать всесильного маньяка. Может это вообще про взаимоотношения человека с Богом. Или о том, что военные разработки никогда не доведут до добра. А возможно все это о незавершенности эволюции или о скрытых возможностях человеческого мозга. А, нет — перед нами классический киберпанк с его вечной и неразрешимой проблемой человека и компьютера. А может быть этот фильм о дружбе? Неужели он просто о любви? Такое нагромождение смыслов кому-то может показаться плюсом. И это было бы так, если бы не одно но. Ни один из этих вопросов полностью и досконально, а главное по-новому не проработан в Газонокосильщике. Все это многообразие просто бесформенно существует в картине, на подобие того виртуального мирка, который периодически возникает перед глазами зрителя. Честно сказать, если смотреть режиссерскую версию, то одну идейку можно подцепить на крючок. Как мне показалось, автор упорно пытался сказать о том, что никогда не стоит торопиться и даже если у тебя есть все знания такое понятие как рефлексия никто не отменял. Она — вещь универсальная, не зависящая ни от технологий, ни, до определенного предела, от знаний. Но возможно не хватило автору духа или какой-то режиссерской смекалки, чтобы именно об этом прокричать во все горло. Такое высказывание сегодня бы смотрелось как нельзя актуально. Но не вышло... В конечном итоге, создатели смогли лишь сделать некий первичный бульон из которого потом много чего появилось. И только благодаря этому они заслужили какое-то место в истории кино. Да, большинство фильмов устаревают, но это не значит что новые вырастают сами по себе, а устаревшие не надо иногда пересматривать. Отдельной строкой (в скобках) хотелось бы сказать про Газонокосильщика Кинга и Газонокосильщика Леонарда. Интересно было бы понаблюдать за партией игры в бисер, которая связала бы эти два непохожих друг на друга произведения. У Кинга — его излюбленная иррациональность, беспардонно врывающаяся в обыденную американскую жизнь, у Леонарда — классический киберпанк. И только жуткая рычащая газонокосилка, которая то косит почти без посторонней помощи, то ездит по людям может как-то объединить рассказ и фильм. Наверное этот обыденный предмет американского быта несет в себе какой-то сакральный, пугающий смысл. А это не может не привлекать - будь то книга, фильм, или просто облагораживание муниципальной лужайки в центре города. 6 из 10
Текст посвящается участникам Чемпионата рецензий КиноПоиска - 2014 * * * Сэлфи в инстаграмах, точки wi-fi для срочных жизненноважных репостов, лайки в соцсетях и глупые, но модные сериалы онлайн. Тупеем, ребята. Мельчают наши моральные ценности. Деградирует наше логическое мышление, и без калькулятора многие уже не в силах даже сложить простые числа. Забываем, когда у наших друзей день рождения, полностью полагаясь на то, что ВК покажет напоминалочку. Постепенно переносим наши эмоции с наших лиц в интернет. «Зачем мне улыбаться на самом деле, если я могу это высказать смайлами» — вот она новая логика. Символьная, знаковая. Наши гаджеты начинают думать за нас. Современное общество развивается стремясь к абсолютной конвергенции, и различия между людьми сводятся к узорам на чехлах для айфонов. Характерный ранний кибер-панк с закисью научной фантастики под названием «Газонокосильщик» ещё более двадцати лет назад рассматривал проблему такого поворота в развитии общества. А ведь в 1992 году режиссер Бретт Леонард ещё понятия не имел что такое лайкнуть и твиттнуть, однако уже догадывался, что всех нас затянет виртуальность, словно гигантский прожорливый пылесос. Его фильм — как 8-битная мозаика из хаотически разбросанных кусочков наших воспоминаний: из Супер Марио, Терминатора, DOOM-II, Бегущего по лезвию, Тупого и ещё тупее, Джонни Мнемоника и даже из Твин Пикса. Несомненно, внимание к себе картина привлекла не только из-за остросоциальной тематики. Интерес к фильму подогревал скандал, когда фанатики Кинга размахивали кровавыми слюнями, обвиняя Бретта Леонарда в том, что он обманул бедного Стивена, поменяв сценарий, даже не спросив разрешения. Хотя на самом-то деле Кинговский «Газонокосильщик» никак не связан с сюжетом Бреттовского фильма, и объединяет их разве что косилка… Косильщик лужаек — персонаж либо в действительности психически нездоровый, либо симулирующий нарушенное созревание синаптических связей мозга. Так что косильщик косит не только газоны, но ещё и от армии. Тем временем Доктор Лоуренс Анджело ставит эксперименты над объезьянами: накачивает их наркотой и подключает к компьютерным играм. Что удивительно — обезьяны после этого умнеют. Доктор решает продолжить опыты уже на человеке, даёт поиграть слабоумному косильщику, в надежде что у того что-то прибавится в голове. Эксперимент превосходит все ожидания: Джоуб начинает слышать чужие мысли и обретает новые способности: телекинез и манипуляцию сознанием. Расщепить человека на атомы или сжечь — это для него не сложнее чем стричь лужайки. Но Джоубу этого мало: он хочет перевоплотить свою сущность в онлайн-формат. Казалось бы: зачем человеку, который имеет абсолютную власть в реальном мире, пытаться стать битами и байтами? И здесь зарыт главный ответ фильма: киберпространство — это не просто картинка. Это мир. Новое электронное измерение, утопия, о которой люди мечтали всегда. Параллельный мир, который по своей сути гораздо выше, чище и безграничнее, чем наш реальный мир. Собственно этим новым миром и желает завладеть Джоуб, поглощенный синдромом кибер-Христа. «Газонокос» — это смесь технологий, религии, политики, социальной эволюции и философии. Проблема противоречия морали и логики, души и тела, добра и зла в фильме фигурирует не менее чем тема киберпространства. Отголоски религиозного символизма в фильме повсюду: Доктор Лоуренс Анджело стимулирует мозг Джоуба с помощью неких знаков — если приглядеться, то мы увидим каббалистические мистические символы и древнееврейские письмена. Пастырь, показанный здесь в роли главного антагониста, истязает Джоуба плетью как мученика, приговаривая: «Дьявол у тебя в голове!», считая что новые технологии не от Бога, а от Дьявола, как и адамово яблоко. Эволюция косильщика от милого аутиста к жестокому кибербогу, жаждущему завладеть всем миром вступив в симбиоз с самим Интернетом заставляет задуматься над его мотивациями. Неужто он осознал действительность и реальность виртуального мира? А может, он понял превосходство киберпространства над миром земным? Или же интернет — это сверх-мир, надстройка, плагин, где можно так же существовать, при этом управляя и миром реальным? Похоже, пришло время пересматривать устаревшие основы космогонии. Над этим можно было задумываться двадцать лет назад. Десять лет назад. Однако, сегодня всё уже предельно ясно: «Газонокос» — это пророчество, которое начинает сбываться. Интернет уже завладел нашими жизнями. Энгельс даже не представлял, насколько будет актуален, когда говорил: «...Человек перестал быть рабом Человека и стал рабом вещи…». И теперь желание Джоуба переродиться в цифровом мире становится очень понятным и обоснованным: помещённое в интернет сознание, подобно божеству, знает ВСЁ, знает про ВСЕХ, и способно управлять социумом. Бретт Леонард не делает нам предупреждение, мол: «Компьютеры захватят мир, и вы превратитесь в зависимых овец!», нет, нет. Напротив, он подчёркивает, что виртуальность — это новый этап развития человечества и это нужно принять как факт. С этим нужно смириться, воспринять действительность как неизбежное, и быть готовым к новому витку эволюции. Хотя после этого фильма хочется большего: возникает желание тоже подвергнуться дискретизации и аналогово-цифровому преобразованию конечных уровней собственного тела и разума... Independencia ou Morte, друзья...
«Газонокосильщика» я впервые посмотрела лет… десять назад. И этот фильм меня напугал гораздо сильнее, нежели, скажем, тот же «Кошмар на улице Вязов». Правда. Дико напугал. До ужаса и дрожи в коленях. Не в плане картинки. Там абсолютно нет никакой крови/разчлененки и прочих заурядных «приемов устрашения». Меня испугали другие две вещи. Очень милый, добрый и славный, но, увы, умственно отсталый парнишка из-за научных опытов становится просто настоящим монстром. В полном смысле этого слова. В нем открываются новые способности (к примеру, телекинез), он становится весьма умен. Но все это граничит с его, так сказать, «остатками слабоумия», от чего Джоуб становится еще более опасным. И, при этом, главный вопрос «КТО ЖЕ В ЭТОМ ВИНОВАТ?' остается без ответа. Поскольку Джоуб страдает слабоумием и, как ребенок, тянется ко всему новому, интересному и неизвестному. А доктор Трэйс, в свою очередь, как раз пытается найти стредство, чтобы помочь таким людям. Другое дело, что из этого практически ничего хорошего не вышло. Да, болезнь Джоуба, в принципе, отступила. Но вместо нее у «гения» помутился рассудок. И еще не известно, от чего, в итоге, он страдал больше. А второй вещью, напугавшей меня, наверное, еще сильнее, нежели вышенаписанное, стали… глаза Джоуба. Они вообще сами по себе у актера (Джеффа Фэйи) голубые и глубокие. Прибавьте к этому дальнейшее «гениальное безумие» Джоуба и вы получите нечто действительно потрясающее и... ужасающее. Я не могу это описать, поскольку это нужно видеть. Меня очень и очень сложно чем-либо испугать, поскольку мои нервы давно стали железными из-за огромной любви к хорошим ужасам и мистическим триллерам. Но до сих пор я боюсь смотреть «Газонокосильщика» из-за этого взгляда. Не давно его показывали по ТВ. Захотелось еще раз посмотреть. Я увидела лишь анонс. И я поняла, что не могу смотреть этот фильм. Очень хочу, но не могу. У меня от одного просмотра анонса вспотели ладони и я поняла, что у меня начинает ехать крыша. Хотя смотрела я его только раз и, как уже говорила, лет 10—11 назад. Вот вам и Магия Кино в чистом виде как она есть, друзья мои. Но «Газонокосильщик» стоит того, чтобы его посмотреть. Хотя бы один раз.
Добротный, но не очень страшный триллер. Особый акцент авторы фильма делали на спецэффекты, которые сегодня смотрятся, конечно же, слабовато. 6 из 10