Два дня, одна ночь: отзывы и рeцензии

Александр Попов
Александр Попов1 января 2016 в 09:13
Два дня, одна ночь

«Два дня, одна ночь» - новый фильм братьев Дарденнов, выполненный в свойственной им документальной манере, вновь, как и прошлые их работы, поражает неподдельностью, естественностью эмоций. Умея разглядеть в социальном экзистенциальное, они поднялись над стереотипным представлением о пролетарской солидарности и сняли ленту о человеческом сочувствии, братском сострадании. Сразу вбрасывая зрителя в повествование, опуская многие разъяснительные моменты, они яркими, лаконичными штрихами в течение одной краткой сцены раскрывают тот или иной человеческий характер, чуткость или жестокосердие ему свойственное. Будучи мудрыми и наблюдательными людьми, Дарденны стремятся к многогранности изображаемых персонажей, показывая, наверное, все возможные модели человеческого поведения, поставленного перед необходимостью выбирать между личной выгодой и состраданием: холодное безразличие, маскирующееся внешней приветливостью, искреннее сочувствие, сопровождаемое слезами раскаяния, долгие внутренние борения, которые могут завершиться двояко, сомнение и трусость, и многое другое. Дарденны беспощадны к зрителю, разрушая ложный образ благоустроенной Европы, к которому его приучили многочисленные арт-хаусные картины для хипстеров, детально, но ненавязчиво показывая приметы социального неблагополучия, тревогу и смятение, вызываемое ими. Однако, центром режиссерского внимания становится духовное возмужание главной героини, долгий путь от отчаяния ко внутренней силе. Способности обнаружить победу в поражении. Дарденны - не ригористы, их чувствительность к страданиям людей покорила зрителей по всему миру и стала причиной многочисленных наград. Показывая историю каждого персонажа, они максимально усложняют задачу и себе, и актерам: им не нужны ни монстры, ни идеальные люди, но противоречивые, полнокровные образы. М. Котияр практически сращивается со своей героиней: ее лицо, омраченное заботой, неуверенностью и страхом, неопрятный внешний вид, ссутулившаяся худая фигура неоднократно вызывает у русского зрителя ассоциации с его соотечественниками, придавленными жизненными обстоятельствами. То, что героиня – не боец, но человек, нуждающийся в поддержке, многократно порывающийся сложить оружие (вплоть до суицида), понятно уже в первых сценах, тем важнее становится помощь мужа, постоянно побуждающего ее к борьбе, которую, она, однако, должна вести сама. Порой закрадывается соображение, что муж выступает в качестве символа намекающего на Божественную помощь, постоянно подвигающую человека к ответственной и мужественной брани. Заслуга Дарденнов – в том, что они снимают подлинно человечное, жизнеутверждающее кино, не боясь показать испытания во всей их трудности, они не нагнетают депрессивное настроение, но и не уклоняются в поверхностный оптимизм: жизнь в их интерпретации сложна, но терпима, если люди помогают друг другу и не слагают с себя ответственности за свои поступки. Тем более соломоновым выглядит финал, избегающий как слащавого хеппи-энда, так и пессимистического тупика: добровольный отказ героини от места ради другого человека воспринимается как ответное самопожертвование, благодарность всем, кто ей помог. Заключительные слова: «Я счастлива» - не пафосная декларация, но выстраданное понимание необходимости пройденного пути для воспитания в ней жизненной стойкости, радость от преодоления внутренней слабости, экзистенциального дезертирства, мучившего е так долго. Дарденны демонстрируют свои режиссерские возможности в плотном, полуторачасовом повествовании, экспрессивном и насыщенном жизненной правдой, буквально гипнотизируют зрителя искренностью своего авторского высказывания. Максимально доступная кинематографическая форма вкупе со жгучим, пронизанным состраданием к людям содержанием, еще раз убеждает публику в том, что Дарденны – возможно, главные режиссеры европейского кино последних двадцати лет, по крайней мере, наиболее значимые, глубокие и гуманные среди своих коллег. Наверняка, в истории кино они запомнятся именно такими.

Horseofhell
Horseofhell23 января 2015 в 11:45

После затяжной депрессии Сандра (Котийяр) вновь готова выйти на работу. Однако в стране кризис, да и пока она отсутствовала, начальники поняли, что 16 человек также неплохо выполняют план, как и 17. Поэтому сотрудникам фирмы дан выбор: проголосовать за Сандру или за премию в тысячу евро. У Сандры есть всего два дня, чтобы уговорить своих коллег оставить её на работе, иначе её семье нечем будет платить ипотеку за дом. Фильм получился хоть и не раздражающий, но довольно средненький, причём 'благодаря' невыразительному сценарию с очень невнятными акцентами. Судите сами: каких чувств планировали добиться братья Дарденны у зрителей? Я, конечно, в голову к ним залезть не могу, но есть веские причины считать, что это, во-первых, сочувствие к Сандре, а во-вторых, гнев-ненависть-ярость-презрение (нужное подчеркнуть) к тем из её коллег, которые выбрали деньги. Что могу сказать о себе — пролёт по обоим фронтам. Сандру мне не было жалко совсем. У тебя депрессия, а в стране кризис? Стисни зубы и работай. Хочешь лежать дома — не удивляйся потом, что тебя обошли на повороте. Ах, мы не сможем платить за наш двухэтажный дом и нам придётся вернуться в муниципальную квартиру, беда-беда. А на улице жить пробовали? В помойках рыться? Да и в конце концов, её же не увольняли 'по собственному', как это у нас зачастую принято, а сокращали — а это значит выходное пособие и время на поиск новой работы. А найти можно — хотя бы официанткой, хотя бы дворничихой. А травиться — это, конечно, классный выход, учитывая двух детей. Браво. Теперь о людях, которые были столь 'бессердечны', что выбрали премию, а не Сандру. Я попробовал поставить себя на их место - либо я получу деньги, которые мне действительно нужны (а в большинстве случаев, как это показано в фильме, дело обстояло именно так), либо уволят коллегу, которая глушила таблетки пачками и отдыхала дома в 'депрессии'. Очень 'сложный' выбор прям. А вообще, конечно, главный мерзавец в этой ситуации — это начальник. Не имел права он так поступать, должен был сам решать — нужен ему работник или нет. Есть, конечно, у этой ленты и свои плюсы. Во-первых, сам факт того, что я задумался о том, как бы я поступил на месте того или иного персонажа — признак, который говорит в пользу картины. Получается, что она ставит вопросы, а это уже многого стоит. Во-вторых, неплохо сыграла Марион Котийяр. Не феерия, конечно — бывали у неё роли и получше, но всё-таки хорошо. Ну и сама завязка понравилась, моральный аспект фильма, даже несмотря на то, что позицию авторов я всё-таки не разделяю. Я не могу сказать, что я рекомендую картину 'Два дня, одна ночь' к просмотру. Это довольно спорное и временами скучное зрелище, которое впрочем поднимает несколько интересных моральных вопросов. 6 из 10

iow
iow26 ноября 2014 в 12:00

Жан-Пьер и Люк Дарденн в 2014-м году были близки к тому, чтобы получить Золотую пальмовую ветвь в третий раз. Обстоятельства сложились иначе, и главный приз отошёл прекрасному фильму Нури Бильге Джейлан, но факт остаётся фактом: бельгийцам удаётся из года в год выставлять на суд публики очень крепкие драмы с остросоциальным содержанием. Честно говоря, после ознакомления с синопсисом совершенно не ждёшь такого напряжённого и нервного действия. Именно поэтому о подобном кино рассказывать не так уж и просто. У Сандры (Марион Котийяр) есть прекрасный заботливый муж и двое детишек, но она, кажется, несчастна. Депрессия – это сложное расстройство, характеризующееся потерей интереса к жизни, снижением настроения и утерей способности переживать радость. Вроде бы, дела её идут на поправку, она уже готова выйти на работу, но недобрые вести отбрасывают Сандру назад в пучину душевных страданий: работники компании, большинством голосов (14 против 2) проголосовали за увольнение девушки, чтобы не лишиться «тринадцатой зарплаты». Лишняя тысяча евро – хороший аргумент для трудяг за станками. Руки опускаются, хочется спрятать голову под подушку и ни о чём не думать, но как быть, если работа – это единственный шанс прокормить семью? Добрые люди убеждают Сандру переговорить за выходные с коллегами, чтобы на новом голосовании в понедельник они приняли другое решение, позволив ей остаться на предприятии. На это тяжело смотреть. Весь фильм будто на иголках. Сама ситуация очень неприятна. С одной стороны, есть необходимость сохранить работу. С другой, условия, в которые загнали Сандру – хуже не придумаешь. Как можно заставить человека отказаться от премии в твою пользу? Убеждать их, что тебе деньги нужнее? Ну, а когда становится понятно, что другие люди тоже живут не сладко, многие едва сводят концы с концами, то такие обстоятельства только усугубляют общую безрадостную картину. В этом сложном мире премия может быть не приятным бонусом, а катастрофической необходимостью. И это, конечно, ужасно. Будешь бороться, вернёшь работу, но не просто добьёшься своей цели, а сделаешь это за чей-то счёт. Безусловно, сам факт голосования по такому вопросу – акт нравственного терроризма. В первые минуты просмотра итоги затеянного предприятия интригуют. Получится ли у главной героини переубедить коллег? С каждым её шагом, однако, зритель всё больше приходит к убеждению, что важна не цель, а путь к ней. Это дорога вымощена из унижений, агрессии, страха, но не только – есть ведь ещё и сострадание. Сандре суждено как испытать самой целый букет противоречивых чувств, так и столкнуться с разнообразнейшей реакцией со стороны пролетариев. В образ главной героини Марион Котийяр удалось вдохнуть жизнь. Задача перед актрисой стояла почти не выполнимая, но каким-то чудом создателям фильма удалось избежать глупой сентиментальной фальши. Не будем забегать вперёд, но братьям удалось завершить историю весьма изящно, не прибегая к немного потрёпанному фестивальному приёму открытого финала. Можно с уверенностью сказать, что они хорошо справились со своей работой, так как их прозрачный поучительный месседж, несмотря на всю его очевидность, не кажется банальным или навязчивым.

Дмитрий Горох
Дмитрий Горох30 января 2015 в 20:05
Современный кинемотограф...

Я знал завязку сюжета этого фильма перед просмотром: героиня будет обходить своих коллег по работе, чтобы уговорить их проголосовать за то, чтобы её не увольняли, но при этом голосующие отказываются от премии. Мои ожидания были примерно таковы: она будет навещать коллег, будут завязываться интересные диалоги, возможно будут вставки из прошлого главной героини или этих самых коллег, чтобы зритель мог прочувствовать ситуацию. Но этого не было, не было и какого-то другого развития. 'Мы с Жульет видели Дюмона (начальник), он согласился провести новое голосование в понедельник. я хотела попросить тебя проголосовать за меня.' - вот какую речь произносила Сандра (главная героиня) 16 раз. Простите, что рассказал все извилины и повороты сюжета, потому что больше ничего не будет. Люди отвечают тоже предсказуемо. Все сцены фильма затянуты: героиня просто едет в автобусе и это показывают секунд 30. И так в течение всего фильма. Моя любимая сцена: Сандра говорит, что пойдёт в магазин за бутербродами; она идет, идет, идет, заходит в магазин. Коней сцены. Прочувствовали глубину. Без этой сцены фильм явно бы не удался. Образ главной героини постоянно давит на жалость. Она пытается сдаться. На это тоже надоело смотреть. Ах да. Забыл сказать про саундтрек. Его просто нет. Но это вам не 'Старикам тут не место', где отсутствие музыки придавало некий шарм, сцены смотрелись напряженнее. Здесь же и так затянутые сцены становились еще длиннее. В общем я с каждым разом разочаровываюсь современными фильмами. Смотрел из свежего ещё 'Люси', но там и говорить не о чем. На фоне просмотренного мной накануне 'Танцующий с волками' этот фильм кажется каким то беспомощным ребёнком, который хочет что-то сделать, но у него не получается, не хватает сноровки, но всё же думает, что у него выходит неплохо. Не кому не советую смотреть данную кинокартину (слово то какое), вы не узнаете ничего нового. Интересный на первый взгляд сюжет, и на этом всё, достаточно прочитать описание, и ты получаешь исчерпывающие знания по этому фильму. 5 из 10

oh_vororosha
oh_vororosha2 июня 2016 в 19:01
человек нашего времени

Все люди разные, у каждого своя правда, свои цели, желания и потребности. Но человека делает Человеком то, какие поступки он совершает, живет ли он согласно законам нравственности и морали, или же все его интересы волочатся в плоскости материальных интересов. И фильм братьев Дарденн показывает нам широкое многообразие современных типов людей, выбрав для реализации темы историю Сандры, матери двух детей, с ипотекой и депрессией, коллеги которой должны решить: оставить женщине право на работу или получить 1000 евро в свой карман. Тема интересна и актуальна, ее воплощение на экране максимально приближено к реальности, что дает право не сомневаться в ее правдивости. Одно из доказательств тому - практически полное отсутствие саундтрека, за исключением поездок в машине и играющего там радио. В самом деле, не живем же мы под вечное сопровождение грустных или подбодряющих песенок на фоне. Казалось бы, такая мелочь, а какое задает настроение. Настроение ленты также создают и собирательные образы коллег главной героини: здесь и нерешительная, боящаяся принимать самостоятельные решения жена; и бедствующие иммигранты; и люди, живущие по законам христианства; и 'подруга', которая лучше купит тарелки и телевизор, чем проголосует 'за' Сандру; агрессивные, сочувствующие, эгоцентричные, отзывчивые, с большими семьями или одинокие - многообразие образов является одной из изюминок фильма. Собственно, этим он и интересен. То, как люди поведут себя, когда нуждающийся в помощи человек к ним обращается. Создатели фильма, по всей вероятности, исследуют то, каким стал человек в современном обществе, что им движет, да и кто вообще сегодня - Человек? Сандра является как бы связующим звеном во всем этом многообразии типов, но также она является и выразителем точки зрения авторов на поставленный вопрос, и ответ совершенно ясно читается в финале такого неоднозначного фильма.

Pand Enotoveev
Pand Enotoveev11 марта 2015 в 02:05
ЕвроЛевиафан?

В этом году посмотрел 3 остросоциальных фильма: 'Два дня, одна ночь', 'Дурак' и 'Левиафан'. В каждом из них, зрителя сталкивают с вроде бы не заслуживающей фильма социальной проблемой. Увольнение с работы? Так с голоду никто не умирает. Падающий дом? Ведь расселяют же где-то беженцев. Муниципализация частной собственности? Компенсацию, пусть и несправедливо малую, но заплатили, которой хватило на маленькую квартирку. Но герои фильмов решают бороться. И оказывается задачи перед ними стоят невыполнимые. В своей борьбе героиня Марион Котийяр сталкивается с совершенно другими препятствиями, нежели герои отечественных фильмов. В 'Левиафане' и 'Дураке' им противостоит порочная, увязшая в коррупции, власть и тупая бездушная толпа (обычные люди). В о французском же фильме каждый персонаж личность со своими проблемами, своими предпочтениями, эмоциями, характером. Никто не борется за справедливость. Каждый преследует собственные интересы, не забывая о чувстве собственного достоинства и уважения чужих интересов. Героиня Марион Котийяр попадает под сокращение. Единственным способом избежать его - уговорить отказаться большинство коллег отказаться от ежегодной премии. Она не является несправедливо уволенной, она является самым слабым звеном в фирме. Но работа нужна и ей и он пускается в тяжелый путь по своим бывшим коллегам. На просьбу отказаться от премии каждый реагирует по своему. Кто-то соглашается или отказывается в силу сложившихся межличностных отношений. Кто-то соглашается в силу мягкости характера. Кто-то отказывается по той же причине... Дарденнами ставится практически неразрешимая проблема. Все знают что помогать ближнему - хорошо. Но имеем ли мы право принимать такую помощь? Европа, более менее победившая своего Левиафана, сталкивается новыми, обезличенными проблемами.

cyberlaw
cyberlaw16 января 2015 в 20:56
Розовая кофточка Марион

Розовая кофточка Марион. Уставший взгляд. Вечно бегущая и не всегда смотрящая в глаза собеседнику. Неуместное декольте. Задача у нее не из простых. Ей нужно обойти всех сотрудников и убедить в том, чтобы они изменили очень жестокое решение руководства. Премия или увольнение сотрудницы? Вот кого бы выбрали вы? Разумеется, при личной встрече акценты меняются и корыстные мотивы уступают место вежливости. Собственно, на этом можно было бы и закончить описание ленты. Но... Я не согласен с расставленными Дарденнами акцентами. Да, безусловно, наемный рабочий нередко оказывается перед очень сложными выборами и зачастую вопросы совести уходят на третий план. Но, правильную ли позицию заняла героиня? Едва ли. Вместо того, чтобы тратить силы на поиски новой работы и устраивать судебные преследования явно превысившим закон работодателям, она разумывает о самоубийстве, стыдится беседовать с коллегами и мечтает о том, чтобы 'все было как раньше'. Наверное, посмотрев этот фильм зрители должны возмущаться - 'Матюшки-батюшки, как сложно живется работникам в Европе'. Но, я этот пафос разделить не могу. Это очень упрощенный взгляд на сложные и противоречивые трудовые отношения. Мне гораздо ближе та парадигма, которая представлена в 'Методе' Пиньеро. В той реальности, все зависит в большей мере от человека, работника. Практически каждый шаг является его осознанным выбором - начиная от собеседования и заканчивая увольнением. А вот у Дарденнов, работники - это совсем другая величина. Запуганные, зависимые и в целом, полностью недалекие люди. Так что, при выигрышной Марион, динамичном повествовании и приятной ручной камере, фильм на уровне концептуальном мне не близок. 5 из 10

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf28 декабря 2014 в 05:36

Первое знакомство с творчеством братьев Дарденн произошло не самым теплым образом, титулы двух режиссеров и просто зашкаливающая положительная критика на фильм оставляют меня с ощущением, что я что-то существенное в драме «Два дня, одна ночь» пропустил. Если говорить простым языком, то композиционно фильм похож на «Развод Надера и Семин», сухое жизненное полотно, только немного эмоций на физиономии героев и полное отсутствие музыкального сопровождение. Вот только в случае с иранским фильмом каждый последующий кадр это открытие основной истории, а в сюжете «Два дня, одна ночь» каждый последующий кадр это испытание зрителя. Испытание черствостью и скукотой, где главный посыл авторов в полную силу себя проявляет только в последние пять минут экранного времени фильма. Главная героиня ставшая пятым колесом отправляется коллективом в «отставку», и тут она решает провести очную беседу с шестнадцатью коллегами, с надеждой изменить их мнение, хотя это грозит им лишением премии в тысячу евро. Ловкий ход главной героини, показанные все коллеги нуждаются в этой премии как рыба воды, но персональная беседа обиженной и обидчиков кидает петлю на шею последних, которые свое человеческое достоинство оценивают больше тысячи. Во всяком случае так считают некоторые из них. И в контексте менеджмента главная героиня предлагает также хитрую уловку – получи свою «внутреннюю» награду удовольствия от доброго поступка и откажись от материального блага. Концовка говорит о том, что главная героиня настоящий лидер, умело использующий средство коммуникации для достижения результата. Все это отлично если рассматривать фильм как учебный материал для образовательной программы МВА, но для посиделок на диване – унылое и скучное зрелище. 4 из 10

Oskar-Zmey
Oskar-Zmey28 ноября 2014 в 23:46
Сандра, дети и завод

Знаменитые бельгийцы братья Дарденн, которые стремительно ворвались в европейский кинематограф, получив Золотую пальмовую ветвь Канн уже за свой второй полный метр, к 2014 году стали настоящими классиками. У них устоявшийся стиль, который за 15 лет трансформировался лишь немного. Дарденны снимают социальное кино про проблемы простых европейцев. В их фильмах почти нет музыки и как правило играют непрофессиональные актеры. Повествование максимально сухое и реалистичное. Однако именно такая манера приводит восторг критиков и киноманов и отталкивает массового зрителя. В их фильмах нет сложных философских завихрений и длинных задумчивых планов, здесь дрожащая камера и 'живые' актеры. И при этом никто не скажет вам, что Дарденны снимают простое кино. Просто объект их исследования - человек в конкретную экономическую эпоху. 'Два, дня, одна ночь' - лента о девушке, которая за пару дней должна убедить своих коллег отказаться от премии в тысячу евро и сохранить ей работу. В роли той самой девушки оскароносная Марион Котийяр, от пышных и нарядных образов прошлых проектов которой, не остается ничего. Перед нами измученная депрессией, сложными отношениями с мужем и воспитанием двух детей женщина, которая пытается спасти свое рабочее место, чтобы прокормить семью. За выходные ей предстоит просить каждого коллегу по работе и каждому посмотреть в глаза. Такое не под силу даже многим людям с устойчивым психикой, не то, что больному человеку. Несмотря на монотонность повествования, оторваться от экрана решительно невозможно. Интрига сохраняется до самого конца и надо отдать должное режиссерам, они не стали оставлять открытый финал, а с достоинством закончили картину. Отличная игра Котийяр, занимательный портрет региональной европейской жизни и вечный вопрос морали в конце. Братья Дарденны не потеряли хватку, однако 3 победы в Каннах было бы слишком. Впрочем, все еще у них впереди впереди. 7 из 10

Zwoilus
Zwoilus20 ноября 2014 в 09:57
Лёгкая картина про трудную жизнь.

Братья Дарденн со своими драмами уже давно являются постоянными фаворитами на Каннском кинофестивале. Прославившийся с 'Розеттой', 'Дитя' режиссёры не изменили своим прежним темам гордо обнажая сущность обитателей старого света. Первое впечатление от фильма желает только ожидать лучшего, но в принципе, этим и воспользовались Люк и Жан-Пьер взяв под прицел быт европейского среднего рабочего класса в поисках место под солнцем. Тему выбрали не с проста как бы так не утрировать сюжетную линию исчерпавшую уже свою актуальность как в кино так и в литературе. Режиссеры и не собирались изобретать велосипед. Из истории кино и литературы мы прекрасно знаем тему дилеммы - остаться человеком или продать душу дьяволу. Эта и есть та изюминка тандема Дарденнов - минимум контента, максимум посыла. Героиня Марион Котийяр, Сандра страдает хронической депрессией хотя в фильме ударение на этот порок подаётся уже в готовым виде и неким последственном характере. Наблюдая за картинной происходящей не сложно предугадать развязку, но именно что процесс действия показывается как конечный результат для переломного момента для героини в пути к преодолению депрессии и достижение поздней самоидентификации. Немаловажным мэсседжом от французских создателей послужил субъективной показ нынешней современной среды до сих пор последующий пословице 'Человек человеку волк'. Круговорот с маленькими полётами и личными падениями демонстрировал идею индивидуума зависающий от происков корпорации показано в миниатюрном облики Сандры и её семьи. Но разменной монетой стало то, что твёрдый характер всего на всего сильнее если человек уже обрёл чувство собственного достоинство. Фильм снимался в хронологическом порядке что и делает картину смотрибельный и не докучающей. Как любитель европейских драм, полагаю что эта далеко не самая сильная картина Дарденн но стоит посмотреть, хотя бы ради Марион Котийяр. 7 из 10

Kalugin
Kalugin5 августа 2015 в 15:27

После борьбы с депрессией женщина по имени Сандра (Марион Котийяр) возвращается на работу и узнаёт, что её коллеги (большинство из них) проголосовали за её увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. Её подруга Жюльет убеждает руководство компании провести повторное голосование. У Сандры есть два дня, чтобы убедить своих коллег оставить её на рабочем месте. Братья Дарденн подняли весьма интересную и актуальную на сегодняшний день тему. Безработица и сокращения – это всегда острый вопрос, сильно отражающийся на всей жизни человека. Каждый дорожит своим рабочим местом, и терять его никто не хочет. В данном фильме показан не просто случай очередного увольнения, а возможность решить судьбу одного сотрудника всему коллективу путём голосования. Фильм не только остросоциальный, но ещё и глубокий сам по себе, во многом, потому что он отчётливо рисует человеческую натуру 21-го века. Как говорится, выживает сильнейший. Съемки фильма проходили в Серене, Бельгия, где родились и выросли Жан-Пьер и Люк Дарденны. Всем известно как эти режиссёры любят реализм, иногда даже казалось, что я смотрю документалку. «Два дня, одна ночь» стилистически очень простой фильм. Изложение данной истории строится на цикличном повторе сцен. Диалоги совсем уж простенькие, каждый персонаж с которым встречается героиня Котийяр не представляет никакого интереса. Просмотр данного фильма тяжело назвать увлекательным и это при том, что он длится всего навсегда 95 минут. Посочувствовать главной героине получается, но её ситуация не кажется столь плачевной. Большой дом, машина и полный стол еды – да и по хуже бывает на самом деле. Симпатии главная героиня не вызывает, с такой унылой и подавленной натурой вряд ли кто захочет общаться, а тем более дружить. «Два дня, одна ночь» — это первый фильм Дарденнов, в котором снялась голливудская звезда. К игре Марион Котийяр у меня никогда нет претензий, она не умеет играть плохо, просто конкретно в этом случае, мне не нравится сам персонаж. Номинация на “Оскар” за лучшую женскую роль не стала сенсацией, но было ясно, что французской актрисе ничего не светит. Кроме Котийяр здесь никто не блещет выдающимися актёрскими навыками, а некоторых персон массовки можно даже и поругать. Мировые критики высоко оценили картину, но даже на Каннском кинофестивале, где братьям Дарденн всегда оказывают самый радушный приём, никаких наград за «Два дня, одна ночь» не досталось. Очевидно, что картина даёт пищу для размышлений и после просмотра можно даже подискутировать и поразмышлять, плюс откровенная игра Марион Котийяр не оставила меня равнодушным, но у фильма есть целый перечень минусов, начиная от унылого повествования и заканчивая ужасно простенькими диалогами. Один раз посмотреть можно, но не более того. 7 из 10

Jekaterina_Ft
Jekaterina_Ft21 февраля 2015 в 13:14
Им нужна премия, я же говорила тебе

Фильм - довольно таки приятная и не заунывная драма. При всех достоинствах фильма, таких как добротная работа оператора, и, конечно же, хорошая игра Марион Котийяр, фильм имеет несколько минусов - например, слегка затянутый сюжет, но это, в принципе, не сильно портит картину, так как игра актеров, как главных, так и второстепенных ролей позволяет забыться и раствориться в сопереживании персонажа Котийяр. Фильм показывает нам жизнь обычного среднего класса, со своими проблемами и недостачей денег на счетах для более комфортной жизни. Эта картинка показана добротно - не мрачно и не слишком светло, а просто так, как она есть, что является, несомненно плюсом, так как 'чернухи' о среднем классе и о рабочих в кинематографе уже полно. Сама не мрачная картинка вполне гармонично вписывается в фон милых французских пейзажей. Жаль только одного - что сюжет картины предсказуем весьма и весьма, но, надежда на хорошую развязку все же остается. Надежде мешает только одно - весьма приличная сумма премии, от которой должны отказаться коллеги по работе главной героини. Фильм в первую очередь о том, что не надо сдаваться, ведь героине, пусть она и депрессит на протяжении всего фильма, удается не опустить руки. Фильм в России, скорее всего, не найдет своих фанатов, так как трудности трудового дня или быта весьма распространены в нашей стране, и мало кого, наверное, затронет судьба другого человека, особенно на картине, но я надеюсь, что сопереживающих судьбе Сандры тоже найдется не мало. 7 из 10

dwhiter
dwhiter4 декабря 2015 в 15:17
А сколько стоишь ты?

Список наград Каннского фестиваля на странице режиссёров братьев Дарденн не умещается на экране. Среди них и две Золотые Пальмовые Ветви – за социальную драму «Розетта» (1999) и социальную драму «Дитя» (2005). Новая социальная драма «Два дня, одна ночь», также боровшаяся за главный приз Канн, отправляет зрителя в промышленный франко-бельгийский городок N. Сандра работает на небольшом предприятии, производящем солнечные батареи, и лечится от депрессии. Острая стадия миновала, больничный закрыт, но Сандра продолжает принимать ксанакс, «чтобы не плакать». От своей подруги и сослуживицы Жюльетт она узнает о прошедшем на работе голосовании. Коллективу предстояло либо получить премию в тысячу евро, либо оставить Сандру на работе. Голоса распределились 14 к 2 не в её пользу. У находящейся на грани срыва Сандры есть муж, дети, ипотека и всего два дня, чтобы поговорить с каждым и убедить ещё семь человек изменить решение. Поднаторевшие на социальных драмах братья Дарденн отточили свой стиль до остроты скальпеля и режут им хирургически точно. Никаких тебе больных деток, умирающих собачек и тоскующих о море паралитиков, которым так легко посочувствовать. Не выходя за рамки не самой кинематографичной в мире темы авторы умудряются задеть зрителя за живое. Если оно, конечно, там есть. Чуть запущенный, шероховатый, провинциальный по франко-бельгийским меркам быт и «живая» камера, следующая за героями, почти мгновенно заставляют поверить в происходящее. Даже, казалось бы, слишком красивая для подобной роли Марион Котийяр хорошо подретуширована: немытые волосы, отсутствие макияжа, чуть неловкая походка и мальчишечьи джинсы не крадут красоту, но делают её спокойнее, сдержаннее. Спокойнее и сдержаннее пытается быть и сама Сандра. И ей почти удаётся. Пришла пора выразить восхищение Марион Котийяр, семь лет назад получившей за роль Эдит Пиаф не только «оскара», но и вообще всё, что только можно получить. Этот фильм – ещё один бенефис великолепной француженки. Всё-таки громко смеяться, истошно кричать и плакать в голос – важные навыки, но это азы актёрского мастерства (некоторыми, впрочем, так и не освоенные). Гораздо сложнее выразить полутона, отчаяние в жестах, внутренний крик о помощи при внешнем «я вас хорошо понимаю». Спокойное унижение, сдержанное горе, блеск в глазах и сжатые кулачки в моменты триумфа, редкие всплески слёз, и такая же спокойная, сдержанная, обыденная и от этого особенно жуткая горсть ксанакса в ванной. Методичность, с которой Сандра собирает пустые пластинки из-под таблеток обратно в коробку вместо того, чтобы артистично разметать их по комнате, и какое-то рутинное, своевременное обращение в скорую за спасением – ещё два кирпичика в здание реалистичности этого фильма. Сцены с участием Марион (а она принимает участие почти во всех сценах этого фильма) снимались длинными семиминутными дублями, что сильно усложнило актрисе работу. Это вам не собраться, две фразы выпалить, и «стоп-снято». Но справилась она блестяще. По ходу действия Сандра и её собеседники несколько раз предлагают друг другу «встать на их место». Зрителю тоже придётся сделать это. И, возможно, задать себе несколько неудобных вопросов. Насколько мы добры, сердобольны, отзывчивы, готовы ли мы прийти на помощь не на грани жизни и смерти, а раньше? Хотим ли мы это знать? Сколько стоит наша доброта для друзей, а сколько для знакомых? Где границы важного, личного? Не стало ли личное эгоистичным? Сколько стоит наша человечность?

zapilshik
zapilshik29 сентября 2015 в 11:30
Социально-философская драма о трудовых и неформальных отношениях

Тема последнего фильма братьев Дарденн - безработица, отношения в коллективе - вряд ли могла быть поднята кем-то другим. Если и могла, то не была бы показана так не предвзято. Неудобная, может даже не совсем выразительная для кино, но такая обыденная и близкая простому человеку, как и во всех их фильмах. Может где-то затрагиваемые проблемы касаются российского зрителя несколько меньше, чем европейского, но только не в “Двух днях, одной ночи”. Сандра, вернувшись на завод после продолжительного больничного, узнает, что может лишиться работы. Начальник предложил сотрудникам сделать выбор: премия в 1000 евро или сохранение рабочего места Сандры. Большинство выбрало деньги. У героини есть два дня и одна ночь, чтобы переубедить своих коллег и побороться за столь необходимую работу. Гуманизм тут сталкивается с реализмом. Одна половина поддерживают Сандру, пытаясь поставить себя на ее место, однако вторая не может легко расстаться с деньгами - хоть и небольшой суммой, но столь необходимой для каждой семьи. Сандра, словно совесть, мечется от одного коллеги к другому, помогая тому понять, кто он есть на самом деле, сама переступая через своё достоинство, не желающая просить милосердия, но отчаянно нуждающаяся в нем. Сложность в том, что несмотря на всю симпатию к главной героине, упрекнуть в чем-либо ее коллег тоже нельзя. Представить на их месте себя проще простого, тогда то и задумаешься, за кого тут переживать. На первый взгляд, проблема очерчена конкретно, вроде и рассуждать больше не над чем, но, вскрывая одну, Дарденны обнажают множество других: отношения в семье, чувство одиночества, поиск своего места, что есть совесть, гордыня и прочее. В этом, на мой взгляд, заключается прелесть данного фильма. Пару слов про Марион Котийяр. Восхитительная игра. Очень сильная в эмоциональном плане роль. 100% попадание в образ. Несомненно заслуженная номинация на “Оскар”, который в итоге взяла Джулианна Мур за “Все еще Элис” (фильм, который произвел на меня глубочайшее впечатление именно игрой Мур и затрагиваемой проблематикой). Рад был за Мур, не менее рад был бы за Котийяр. Простейший сюжет, скупой визуальный ряд, отсутствие саундтрека - да, это не развлекательное кино, не всем оно будет по нраву. Но цель его в другом. А человек в любом случае останется человеком, несмотря на то, какой выбор он сделает. 7 из 10

dobhunter
dobhunter25 августа 2015 в 01:27
Социальное кино?

Минималистичное кино, сюжет которого предельно прост, выстроенные сцены схематичны по сути, но исполнение - обворожительно, в силу ли своей лаконичности, убедительности героини, по-настоящему 'гоголевским' персонажам, несколько карикатурным, но безмерно выразительным и кристально считываемым за жалкие пару минут экранного времени. Пожалуй, волна скепсиса в отношении фильма связана с тем, что он позиционируется, как остросоциальное кино, а к социалкам у искушенного зрителя давно выработался иммунитет, позволяющий отметать от себя прочь жалкие попытки эмоциональных манипуляций. Кино - манипулятивно, безусловно, но своей ли социальностью? Напротив, едва ли основная моральная дилемма нова, едва ли выбор стоит сводить к примитивному противопоставлению совести и собственной выгоды, так же как и сама героиня в отличие от поддерживающего ее мужа не представляет из себя некий эталон профсоюзного пассионария, искренне верящего в светлость своей борьбы. Она вынуждена лицом столкнуться с унижением, делиться им с каждым, сталкиваться со всем многообразием реакций, достаточно реалистичных без какого-либо гротеска. Героиня чудесным образом совмещает в себе внутреннюю силу и волю с астеничной напряженностью, слабостью и тревогой. Вопрос психологической мотивированности стоит отдельно. Возможно многим покажутся переживания героини гиперболизированными. Думаю, что во-первых, сюжетная данность в виде клинической депрессии, от которой героиня очевидно не излечилась, во многом оправдывает хрупкость ее состояния. Во-вторых, стоит изначально принять некую условность, что в Дарденновском отображении буржуазной действительности кризис рисуется некой бездной, где собственно рабочее место может служить образом идентификационной сущности, существованием на фоне бездны, что едва ли близко, скажем, среднему русскому зрителю, но на то она и условность, правила игры. Если убрать ярлык остросоциальности, принять это становится легче. Отметим, что героиня явственно видит, что выбор во многом губителен не только для кошелька и живота ее коллег, что изрядно снижает цену победы как таковой. Но благо, подобный выбор обладает и целебными свойствами, в том числе и для нее самой. Мне кажется, для зрителя в том числе.

КААнат
КААнат29 сентября 2019 в 05:43
Долгожданное равновесие от Дарденнов

Большинство фильмов этих режиссёров 'перекошено' - хронически выделена одна сторона из дуплекса-единства противоположностей. Во первых это псевдо-документальность в ущерб какой-либо кинематографичности. Т. е. любого проявления искусства(в данном случае в смысле искусственности, нереальности). Вплоть до того, что катарсис (а в каждом фильме авторов таковой присутствует и очень близок к реальности зрителя) отыгрываются актёрами со средне эмоциональной мимикой и действиями - то ли по задаче режиссёра, для большего оттенения самого посыла-смысла, то ли в отображении внешне слабой эмоциональности персонажей; или слабая, по той же причине, эмоциональная 'подготовка' самих артистов. В этом же фильме Марион Котийяр уравновешивая 'реализм' вполне проявила свои актёрские способности сыграв чувственно-мощно и с идеальным попаданием в образ и действие без огрех на всём протяжении ленты. И да, множественные дубли 'рулят' - нет даже намёка на ощущение когда актёр начинает играть эпизод по сигналу 'хлопушки' - первые мгновения ещё видно пред-хлопушечное состояние - разгон чувств до необходимого накала требует какой-то промежуточной фазы и она попадает в объектив камеры портя общее впечатление от происходящего в эпизоде. Здесь этого и рядом нет - полное соответствие задачам от актрисы в каждом кадре. Второй авторский 'перекос' в творчестве художников - частный случай выхода из катарсиса-конфликта. Сами конфликты и развитие их до предела - катарсиса подмечены верно и переданы тоже основательно, с деталями, но предлагается всегда выход - исключение из описанной жизни общества - так лучом в театре выделяют монолог героя как бы отсекая его от сцены и оставляя наедине с залом. В рецензируемой же картине такового выхода нет. За счёт большего количества персонажей делающих выбор по разнообразным причинам, в пользу гг или против неё. Поэтому и выход из катарсиса многолик. И поэтому не требует даже сложной сюжетной подводки-пояснения - за счёт своего многообразия, представления с разных сторон. 8 из 10

Irma Vep
Irma Vep17 января 2017 в 12:10
Дилемма

Очень простое и лаконичное кино от 'социальных работников' братьев Дарденн опять заставляет на многие обыденные вещи посмотреть под другим углом. Сутулая неврастеничка Сандра, работающая в цехе по производству солнечных панелей, узнает, что ее бригада тихо и мирно проголосовала за ее увольнение с работы в пользу премии в 1000 евро. Эта новость бьет и без того измотанную вечными депрессиями женщину под дых. И только муж и ее подруга чуть ли не пинками заставляют ее бороться за свое место под солнцем, как бы горько и смешно это не звучало. И начинается хождение Сандры от двери к двери, то бишь по своим то ли уже бывшим, то ли еще настоящим коллегам с целью переубедить их отказаться от премии и тем самым сохранить за ней место. На протяжении полутора часов мы наблюдаем то мученическое, то отрешенное лицо по сути мало значащей в этом мире единички, почти на автомате повторяющей фразу 'Я прошу тебя в понедельник проголосовать за меня'. Дарденны сделали потрясающий финал. Женщина в этом своем тяжелом пути, по сути Голгофе, превращается из несчастной 'никто и ничто' в Человека, который принимает конечное решение сам, твердо и горделиво. Спина выпрямляется, на лице улыбка: 'Мы бесстрашно боролись'. Да, у таких как Сандрин и ее муж, прямо зависящих от работы и бесконечных выплат за дом, учебу детей, врачей, тусклое настоящее и мало радостное будущее. Вполне вероятно, что через десять лет их дети повторят судьбу своих родителей - будут лезть в ипотеки, дрожать за рабочее место, идти на сделку с совестью. Но кино не было бы магическим инструментом, если бы не вдохновляло маленьких людей сидящих по ту сторону экрана. А кино от Дарденнов именно такое.

Djalk
Djalk24 июля 2015 в 09:12
Уж очень мало пищи для размышления.

От фильма у меня осталось смутное впечатление. Проблема, затрагиваемая в фильме, может появиться у каждого из нас, ведь все мы люди. В фильме показывается насколько у людей разные понятия и ценности. Фильм может понравиться тем, что в нем находится вся правда нынешней обычной жизни, в которой мы пытаемся найти что-то невероятное в самых нелепых и неприятных ситуациях. О плюсах: Мне понравился сюжет фильма. Он необычен своей концепцией. Идея фильма хорошо передана, чем заставляет переживать за дальнейшее развитие событий. Сюжет совершенно не клише, чем вызывает уважение к создателям. Актерская работа сделана на высшем уровне. Весь фильм и держится на актерах, сумевших в столь обыденных ситуациях раскрыть характеры и ценности персонажей. Марион Котийяр по праву заслужила номинацию на Оскар, ведь она отдала всю себя, выдавая эмоции одну за другой. Это невероятная актриса сумела покорить меня своей искренностью и добротой в этой незамысловатой роли. Второстепенные персонажи ничем особенно не запомнились, да от них никто ничего сверхъестественного и не ждал. О минусах: В фильме мне не понравилась излишняя затянутость фильма, которая заставляет, порой, заскучать. Эта затянутость может показаться одним из важнейших атрибутов фильма, но это я отнес к минусам. Некоторые моменты просто притянуты за все места, за которые только можно притянуть. Фильм идет полтора часа, но из этого и так небольшого хронометража много сцен, никак не влияющих на развитие сюжета вообще. Еще мне не понравилась концовка, которая должна быть, как мне кажется, более насыщенной. Я ожидал чего-то большего от столь интересного на первый взгляд содержания. Итог: Подытожив, хочется сказать, что фильм мне в принципе понравился, но лишь из-за Марион Котийяр. В фильме есть некоторые недостатки, которые ухудшили общее впечатление от фильма. Посмотреть фильм можно, но ничего грандиозного не ждите, так как толком он ничему не учит. 6 из 10

NCi17aaMan
NCi17aaMan30 июня 2015 в 20:17
Рабочий класс идёт в рай

Характерной и, пожалуй, наиболее зримой чертой всего сознательного кино-, и мифотворчества бельгийских братьев-режиссеров Дарденн, находящихся с конца 90-х годов в авангарде всего бельгийского авторского кинематографического пространства и издавна принадлежащих к ведущим фаворитам Канн, является то, что в преимущественном большинстве своем герои почти что всех откровенно минималистских и гиперреалистических работ постановщиков относятся к категории людей неблагополучных, поставленных по воле обстоятельств или же рока на грань выживания, отправленных в расход на социальное дно, из которого им выкарабкиваться иногда просто тяжело, но чаще всего - невозможно. Молодые ли это семьи с детьми или состоявшиеся люди со своими цепкими взглядами на окружающее их мироустройство - герои Дарденнов как в их ранних документальных картинах, так и в полноформатных гиперреалистических зарисовках от 'Двуличного' до 'Обещания', от 'Розетты' до 'Молчания Лорны', от 'Дитя' и до последнего по времени творения Дарденнов, фильма 'Два дня, одна ночь' 2014 года, представленного ранее на Каннском кинофестивале и удостоенного приза экуменического жюри - переживают глубокие личные внутренние кризисы взаимоотношений на фоне откровенно враждебного окружающего их внешнего мира. Образуя единое типологическое и синематическое пространство, все фильмы Дарденнов по сути своей создают этакий полифонический и многоголосый монофильм со множеством героев, драматургических перипетий, этакую кинематографическую 'Ругон Маккару' с единой идеологической базой, рисуя на выходе рельефный портрет всего современного европейского общества. 'Два дня, одна ночь' в этом художественном каноне воспринимается уже как неоднократно спетая песня, самоповтор, но новый лад, полный на сей раз не только привычной для режиссеров острой социальности в духе инвективы, обличения, граничащего с вызовом. Впрочем, и самоповторы чрезвычайно характерны для Дарденнов, которые буквально в каждой своей картине стремились воспроизводить реальность с той дотошностью, которая при определенных обстоятельствах может успешно граничить с чернушностью. Но ей, слава Богу, Жан-Пьер и Люк никогда не страдали. Традиционалистская для Дарденнов гуманистическая патетика в этой картине чуть смазана неожиданной политизированностью всего происходящего в картине. Определенно, 'Два дня, одна ночь' в своей типологической принадлежности относится к лентам, продолжающим бунтарско-пролетарские традиции итальянского неореализма, опираясь на изыскания Элио Петри и Джузеппе Де Сантиса, только украшенного переиначиванием на современный лад практических находок и французской 'новой волны'. Кажется вовсе неслучайным, что на прошлогоднем Каннском кинофестивале новый фильм Дарденнов соперничал с новой же картиной 'Слова, прощайте!' гранда новой волны Годара, проиграв ему по форме, но выиграв по гамбургскому счету по своему содержанию. Положенный в основу сюжета 'Двух дней, одной ночи' конфликт априори социален и ложится не только реалии современной Бельгии, но и всей Европы в целом, столкнувшейся как никогда до этого с высоким уровнем безработицы, тотального корпоративного разложения и финансовой нестабильности, отягощенной погоней за длинным долларом, но не за ценностью человеческих судеб. Корпорации безлики, профсоюзы слабы, пролетарий ничтожен - такова расстановка моралите в начале фильма, драматургия которого предельно насыщенна, строго дозированна и концентрированна и она уложена как раз в два дня и одну ночь, когда главной героине ленты, Сандре, и ее соратникам по несчастью дано шанс изменить положение, восстать против произвола и восстановить право пролетария на свой путь в рай, не минуя, однако, ни Лимба, ни Чистилища, ни Ада. Фильму присуща некоторая, даже в чем-то нарочитая театральность, впрочем, лишенная шелухи привычной для театра утрированности, ибо в нем царствует реализм и искрящаяся пронзительность. Дарденны, тривиально начав ленту с истории об увольнении, стремительно и беспристрастно меняют векторы оценок всех без исключения поступков главных героев, которым не присущи на антагонистичность, ни протагонистичность. Драма рабочего класса превращается в трагедию общества, обреченного на тягостный выбор между 'плохо' и 'очень плохо'. Вернуться в насиженные и натруженные годами рутинной работы места, но при этом стать конформистом, предателем идеалов, или продолжить борьбу, встав на грань выживания, перейдя черту бедности, став социально нищим и парадоксально духовно богатым. Просто борьба за свое место под солнцем в фильме вскоре оборачивается борьбой за души, за их чистоту и верность идеалам, за преданность не только корпоративным божкам, но и собственной морали, которая, впрочем, хрупка. Хрупка и неоднозначна. Дарденны совсем не стремятся к романтизации или героизации собственной главной героини, по сути носителя центрального морального стержня, выразителя волнующих их проблем. Она - неотъемлемая часть той системы, против которой ей приходится бороться, часть, решившая отделиться ввиду потери ориентиров в жизни из-за депрессии. И противостоят ей такие же персоналии, которые до поры до времени не хотят бороться. Им уютно в своем статус-кво, в своей коллективной Я-ме, и Я тут является олицетворением слепого Мы, которое одним махом карает или спасает. Коллективное бессознательное сталкивается с мощным индивидуализмом, и победа будет лишь пиррова. При всей своей кажущейся очевидной прямолинейности и даже декларативности финал в 'Двух днях, одной ночи' не является открытым. это не столько внутренний выбор Сандры, сколь воля самих режиссеров, избравших для нового пролетариата путь борьбы и нищеты, путь революции и контрреволюции.

Save58
Save5825 ноября 2014 в 08:32
16 разгневанных мещан

Последняя работа братьев Дарденн, впрочем, как и многие другие участники основного конкурса прошедшего Каннского кинофестиваля, разделила зрителей и профессионалов на две, причём отчасти враждующие, половины. Одни говорят, что это вершина творчества бельгийский братьев, другие – что это худший фильм из всех когда-либо показанных в рамках фестиваля на Лазурном берегу. Хотя, если разобраться, то подобная реакция, давно уже стала неотъемлемой составляющей современного кинематографа. С первого взгляда история кажется довольно необычной, если не сказать абсурдной. Главная героиня в исполнении Марион Котийяр (что не менее странно, ведь прежде авторы обходились без участия именитых звёзд) попадает под неофициальное сокращение штата сотрудников, в то время как её коллегам, как бы умывая руки, предлагают своего рода «договор с капиталистическим дьяволом» - голосование, где они могут выбрать либо оставить Сандру (героиню Марион – авт.) на рабочем месте, либо получить премию в 1000 евро взамен на её увольнение. Выбор большинства очевиден, но чувствуя дикую несправедливость и прямое давление со стороны начальства на их решение, она назначает второе голосование, в надежде договориться с коллективом, достучавшись до их гуманности и чувственности. Но параллельно данному, весьма логичному сюжету включается другой – абсурдный. Героиня настолько сильно убивается надвигающейся потерей своего рабочего места, что трудно поверить в то, что она простой работник на производстве «заводского» типа и какое-то время, думаешь, что она, должно быть, обладает каким-то экстра-эксклюзивными навыками и такой же рабочей позицией, и это увольнение разрушит не только её карьеру, но и жизнь. Данная поведенческая неестественность режет глаза до тех пор, пока мы не узнаём, что гиперчувствительность Сандры вызвана пост-депрессивным состоянием и, что именно лечение вышеописанного недуга, привело к сокращению штата. От осознания всего этого, да ещё и в рамках потенциальной безвыходности, к главной героине с новой силой вновь подступает душевная боль и, практически окончательно потеряв надежду, она словно по инерции, продолжает навещать каждого из коллег пытаясь договориться, сама не замечая того, как незначительные победы придают ей энергии. Два дня и одну ночь идёт война гуманизма с материализмом. Война материально-накопительских ценностей и обще моральных человеческих. Война между постройкой нового крыльца, покупкой техники и других «крайне важных» бытовых предметов, с душевным равновесием другого человека и его семьи в целом. Но, если выбор очевиден, зачем же эта «борьба» и пустая трата сил на «одинаковых людей»? Вот только именно эта незримая «борьба» и делает Сандру по-настоящему счастливой и уверенной в себе личностью. Перебирая чужие ценности и проблемы, она одновременно, будто бы расставляет свои собственные по полочкам, при этом чувствуя свою не профессиональную ценность и значимость, которые пыталась отстоять, а общечеловеческие, доказывающие, что в современном мире глобализации, пороков, накопительства и высшей степени материализма, есть исключения. Что в «16 разгневанных мещан» (аналогия с картиной величайшей картиной Сидни Люмета – авт.), если присмотреться и поговорить, то можно найти настоящих людей, способных чувствовать и переживать, не только за свой быт, но и за других. Если есть картины жанра утопии\антиутопии, то данную ленту следовало бы окрестить утопическим анти-мещанством, в котором братья Дарденн, словно снежным комом, перенося определённый набор кинематографических недочётов, которые, кстати, так или иначе, можно охарактеризовать в «присущий авторам стиль», добавляя любимые зрителями банальные поведенческо-ситуативных клеше, используют их же, для создания не перевариваемого кома в горло современному социально-бытовому строю и укладу. 5 из 10